Маркировка полусинтетических моторных масел
Расшифровка маркировки моторных масел – что означает классификация + Видео
Огромное количество моторных масел, которые предлагает рынок, способно окончательно сбить с толку начинающего водителя. Однако во всем этом разнообразии есть система, которая поможет определиться с покупкой. Итак, маркировка масел – изучаем и выбираем.
Основа маркировки – коэффициент вязкости
Моторные масла, доступные всем автолюбителям, можно поделить на две основные группы: синтетические и минеральные. Прежде, чем углубиться в детали, поговорим о важнейшей характеристике, которая непосредственно указана в маркировке – о коэффициенте вязкости. Эту характеристику считают одной из наиболее важных.
Определяется коэффициент температурным пределом и механической работой двигателя. При низких температурах окружающей среды вязкость не должна быть меньше допустимой черты, необходимой для запуска двигателя – сердцу автомобиля нужно легко и плавно запускаться, а масляному насосу легко циркулировать по системе. При больших температурах коэффициент вязкости также не должен превышать показатель, который указан в сервисной книге автомобиля – масло образует на деталях пленку, которая защищает элементы от изнашивания.
Если вязкость будет слишком низкой (жидкое масло), автомобиль быстрее попадет в ремонтную мастерскую из-за износа. Если же этот показатель будет чересчур большой (слишком густое), то внутри двигателя возникнет большее сопротивление, увеличится расход топлива и уменьшится мощность. При подборе масла нет единых для всех рекомендаций. Владельцу автомобиля необходимо учитывать климат региона, в котором автомобиль находится, пробег машины и состояние двигателя.
Синтетическое и минеральное – что же лучше?
Химические характеристики минерального масла очень зависят от температуры и прочих погодных условий, поэтому требуют добавления в свой состав присадок. Их коэффициент вязкости напрямую зависит от больших механических и тепловых нагрузок. Свойства синтетического масла не так привязаны к температурным режимам – этот показатель связан с химическим синтезом, который стабилизирует свойства состава.
Это дает ему возможность быть жидким на морозе и густым в летнюю жару, на что указывает маркировка синтетического моторного масла.
Синтетические составы за счет гибкого коэффициента вязкости меньше изнашивают детали, лучше сгорают и оставляют после себя минимум различных отложений. Несмотря на все эти качества, синтетические масла следует менять с той же частотой, что и минеральные. «На глаз» хорошее масло определяют после долгосрочной работы двигателя – если оно потемнело в процессе эксплуатации, это означает, что состав хорошо промывал детали двигателя, препятствуя износу деталей.
Есть и третий тип – полусинтетическое масло. Чаще всего, его применяют для автомобилей, которые попали в переходной период между введением синтетических составов вместо минеральных. Полусинтетические достаточно популярны в среде автомобилистов, поскольку они не зависят от сезонных температур.
Что означает маркировка – расшифровка моторного масла
Существует несколько видов маркировки, каждая из которых имеет свою историю и долю на рынке. Расшифровка всех аббревиатур и обозначений маркировки моторных масел позволит водителю без труда ориентироваться в выборе.
- SAE – классификация, принятая Американским обществом автомобильных инженеров. Маркировка моторных масел по классификации SAE занимает лидирующие позиции на рынке.
- API – классификация Американского института нефти, отличается принципом разделения масел на две категории в зависимости от типа двигателя.
- ACEA – тип маркировки, введенный Европейской ассоциацией автомобильных производителей в 1996 году. Базируется на европейских методах испытаний, но также использует и общепризнанные методы из двух предыдущих классификаций.
Итак, по порядку. Если вы видите обозначения от SAE 0W до SAE 20W, то в ваших руках масло строго для зимнего пробега – буква W означает «winter», что переводится, как «зима». Оно отличается более низким коэффициентом вязкости. Если же в маркировке указано только одно число, без дополнительных буквенных обозначений (от SAE 20 до SAE 60), перед вами классический летний состав, предназначенный только для теплого времени года. Как вы видите, коэффициент вязкости у таких составов SAE на порядок выше, чем у зимних.
Полусинтетические составы SAE имеют в маркировке сразу две цифры – для зимнего и для летнего сезонов. К примеру, для двигателей, у которых большой срок эксплуатации, лучше всего подойдет масло типа SAE 15W-40, SAE 20W-40. Данные числа очень хорошо характеризуют вязкость масла и позволяют выбрать оптимальное для каждого двигателя в отдельности. Не стоит экспериментировать с заменой одного типа масла SAE на другое, особенно это касается любителей полусинтетического типа масел. Это может привести к очень плачевным последствиям, вроде быстрого износа двигателя и потери важных механических характеристик.
Перейдем к стандартам API. Согласно требованиям Ассоциации, производители выпускают составы отдельно для бензиновых типов двигателей с буквенным обозначением S, и отдельно для дизельных, обозначаемых буквой C. К символу S добавляют одну из букв от A до L. SL – наиболее качественный тип смазочных составов для машин, эксплуатируемых в особо сложных условиях. Сегодня Ассоциация выдает лицензии только на производство не ниже категории SH.
Дизельные масла имеют 11 подкатегорий от СА до СH. Лицензии выдаются на производство составов не ниже качества СF. В дизельных подгруппах в маркировке также встречается цифра, которая указывает такт работы двигателя. Например, для двухтактных моторов существуют масла CD-II, CF-2, для четырехтактных – CF-4, CG-4, CH-4.
Европейская классификация АСЕА делит масла на три категории:
- для бензиновых двигателей, имеют маркировку «А»;
- для дизельных типов двигателей легковых авто, с маркировкой «В»;
- для дизельных типов двигателей грузовых авто, с маркировкой «Е».
Считается, что масла данной классификации рассчитаны на более длительный пробег двигателя. Также они позволяют экономить расход топлива. Особенно их рекомендуют для двигателей новых автомобилей. Масла с маркировкой А1, А5, В1, В5 – более энергосберегающие, А2, А3, В2, В3, В4 – обычные.
carnovato.ru
Маркировка моторного масла — как расшифровать?
Автор: Максим Марков
Дата: 2017-04-08
После покупки автомобиля начинается процесс его технического обслуживания. Чтоб не посещать часто СТО водителя должны понимать значение машинного масла (маркировку), чтобы заливать требуемый продукт, в их двигатель и дольше сохранять его ресурс. В настоящее время существует маркировка моторных масел, которая позволит разобраться в этом вопросе.
Содержание
Маркировка масла по составу
Первое на что нужно обратить внимание при выборе продукта, это на техническое состояние автомобиля, и рекомендации данные производителем. Хорошо, если машина новая, тогда водителю нужно будет обращать внимание только на значение вязкости автомобильных масел, и их пусковых способностей.
А если машина подержанная двигатель отработал определенный ресурс, тогда его эксплуатационные качества будут зависеть от состава смазки, к выбору которой нужно подойти тщательным образом.
По существующей классификации все моторные масла делятся на три группы по составу.
- Минеральные. Они производятся на основании прямого перегона нефтепродуктов. По-сути это первое масло, которое использовалось в моторах до появления новых технологий. Данная смазка хорошо подходит для новых силовых агрегатов, которые не эксплуатируются в тяжелых условиях. Для старых силовых агрегатов, которые прошли половину и более своего моторесурса, они не подходят, поскольку обладают большим процентом угара, а также окисляемостью. Плюс ко всему при низких температурах они могут замерзать, либо сильно загустеть, а при высоких получить большую текучесть, то есть потерять вязкость. Обозначение такого масла на емкостях ставится редко, но в специализированных магазинах, оно имеется на ценниках или информационных картах. Единственный плюс имеют самую низкую стоимость.
- Полусинтетические. Эта продукция процесс синтеза минеральных смазок и различных химических присадок, которые призваны увеличивать его эксплуатационные качества и характеристики. Их свойства (присадок) влияют на вязкость, а также сроки эксплуатации, что делает ресурс такого масла более продолжительным. Несмотря на это в их составе остаются минералы, которые могут давать осадок и угарать. Учитывая технические характеристики, такое масло рекомендуется лить только в новые моторы, либо те, что выработали малый ресурс. О том, что данный продукт принадлежит к полусинтетике, скажет ценник или техническая карта, которая находится у продавца.
- Синтетические. Их свойства значительно отличаются от первых двух видов. Вызвано это тем, что данный продукт создается на основе сложной молекулярной химии, поэтому такое масло обладает повышенными эксплуатационными качествами, практически не угарает, оставляет за собой мало сажи и золы после контактирования с огнем в камере сгорания, а также хорошо очищает двигатель и его элементы от старого нагара. Такое масло одинаково эффективно будет работать как в новых моторах, так и изношенных силовых агрегатах, но имеет большую стоимость. Фактически для двигателя это самый оптимальный вариант. На емкостях с такой смазкой всегда будет написано «синтетическое».
Исходя из указанных технических характеристик разной продукции, а также состояния двигателя, любой водитель может сделать оптимальный для себя выбор.
Многие водители задаются вопросом, что лучше синтетика или полусинтетика. Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Выбор того или иного продукта зависит от проработанного ресурса двигателя, а также от финансовой возможности автолюбителя. Конечно, профессионалы рекомендуют синтетику, но если мотор новый, либо прошел капитальный ремонт, то подойдет и полусинтетика.
Важно знать, что в полусинтетических составах процентное соотношение между минеральными веществами и присадками колеблется на уровне 60 — 70% в пользу минеральных веществ.
Маркировка масла по вязкости
Маркировка моторного масла, расшифровка по вязкости это одна из самых распространенных на данное время. Эту систему называют sae и разработана она ведущими американскими автопроизводителями.
Суть ее состоит в том, что моторное масло должно иметь такую обязательную характеристику как вязкость. Под ней подразумевают способность смазки не замерзать при низких температурах, и сохранять свои свойства при высоких (когда мотор работает и нагревается) температурах.
Инженеры в понятие вязкости вкладывают два основных элемента:
- пусковые способности двигателя, то есть возможность его эффективного запуска при низких или высоких температурах, в первом случае масло не должно сильно загустеть, плюс специальный насос должен прокачать его и разбросать на трущиеся детали, а во втором случае, оно не должно быть слишком текучим, чтобы оставаться на трущихся поверхностях;
- образование специального шара (пленки) на трущихся деталях, под этим свойством подразумевается возможность масла создавать защитную пленку определенной толщины, которая будет защищать детали от износа, при этом не забирать у мотора мощность, создавая дополнительное сопротивление при движении цилиндров.
Как пример можно привести такую ситуацию. Каждый производитель создает свои двигателя под определенную толщину слоя смазки, если она будет ниже, то двигатель ждет износ, если толще, то потеря мощности и большое потребление топлива.
Теперь приведем примеры такой маркировки.
- SAE 20. Расшифровать данную аббревиатуру просто. Первые три буквы это принятая международная система классификации масел по вязкости и пусковым способностям, а число это показатель степени вязкости (коэффициент). Но данную смазку можно использовать только при плюсовых температурах окружающей среды.
- SAE 15 W 40. Что означает маркировка смазки таким образом. Первые три буквы это система классификации, буква W это первая буква английского слова «wainter» — зима, то есть смазка зимняя. Теперь рассмотрим маркировку указанную цифрами. 15 это вязкость при низких температурах. То есть значение, при котором двигатель запустится. Считается оно таким образом. Берется температура — 30 градусов (за основу) и от нее отнимается указанное число (15) получается, что пусковые способности мотора сохранятся при — 15 градусах. Если стоит 0 тогда при минус 30 градусах. Второе число 40 это коэффициент вязкости для мотора.
Важно понимать, что значение двух чисел в маркировке SAE также говорит о том, что данный продукт можно применять не только зимой, но и летом. А вот если отсутствует буква W то для зимы масло не подходит.
Маркировка масла по типу двигателей
В настоящее время в легковых автомобилях устанавливается два вида двигателей бензиновые силовые агрегаты и дизельные. Естественно, что принципы работы их отличаются не только по виду топлива.
Поэтому ассоциацией американского института нефти (АРІ) также была разработана своя классификация моторных масел исходя из данных особенностей. О ней также надо знать автолюбителям, поскольку если перепутать смазку, то можно даже привести в негодность новый двигатель.
Если на емкости с продуктом стоит буква «S» значит, данная смазка должна использоваться только в бензиновых моторах. Но технологии создаваемых продуктов не стоят на месте, и производители поставляют на рынок масла разного качества и эксплуатационных характеристик (зависят от добавляемых присадок). Поэтому значение только одной буквы, не всегда дает полную информацию по смазке.
Исходя из этого, данным институтом было принято решение обозначать разные моторные масла, дополнительными буквами латинского алфавита начиная с «A» и заканчивая «L». Расшифровка маркировки, где присутствуют дополнительные буквы следующая.
Чем ближе буква к А, тем класс и качество смазки хуже. Самые лучшие масла будут иметь маркировку латинской буквы «L».
Масла, которые подходят для дизельного применения имеют классификацию обозначаемую буквой «С». Но такие силовые агрегаты могут устанавливаться не только на легковые автомобили, но и на различную специальную технику, грузовые автомобили, трактора, дорожные машины. Поэтому чтобы не было путаницы, американские специалисты также после буквы «С» ставят еще одно буквенное обозначение, начиная от «А» и заканчивая «Н». Это обозначение подкатегории дизельных агрегатов.
Но это еще не все. Дизельные моторы бывают двухтактными и четырехтактными. Естественно, что каждый тип имеет свои особенности работы. Поэтому в обозначениях данной классификации появились цифры 2 и 4.
Первое число говорит о том, что продукт предназначен для двухтактных дизельных силовых агрегатов, а 4 соответственно для 4-х тактных.
Важно понимать, что от качества смазочного материала, зависит периодичность замены масла в моторе. Водители должны знать, что срок замены прямо пропорционален от отработанного ресурса двигателя, а также состава масла, которое в него залито. Чаще нужно менять минеральное и полусинтетическое, а дольше проработает синтетическое.
Маркировка масла по европейским стандартам
Ассоциация европейских производителей автомобилей (АСЕА) тоже не осталась в стороне и разработала свою классификацию моторного масла. При этом нужно заметить, что производители данного продукта должны получить у них сертификат, перед тем как поставлять его на рынок в Европе.
Их классификация может расшифровывать не только масла, предназначенные для бензиновых или дизельных моторов, но и дает понятие экономит ли смазка расход топлива. Согласно такой сертификации, на емкостях продуктов можно встретить буквы: «А», «В», «Е».
Что означает эта маркировка.
- «А» означает, что смазка предназначена для двигателей, работающих на бензине;
- «В» означает, что продукт рассчитан на работу в дизельных силовых агрегатах, которые устанавливаются на легковые автомобили;
- «Е» означает, что смазка предназначена для дизельных силовых агрегатов, которые используются на грузовом транспорте.
Теперь рассмотрим как масла, маркировка которых имеет «А», «В» маркируются для указания, что они экономят топливо. Если на этикетке стоит обозначение А1, А5 то это говорит о том, что продукт должен использоваться только в бензиновых двигателях, и он экономит расход топлива при движении.
Тоже касается и масел рассчитанных на применение в дизельных силовых агрегатах, устанавливаемых на легковые автомобили. Если на емкости видно обозначение В1, В5 значит смазка, в процессе эксплуатации будет тоже экономить топливо.
Масла которые не обладают такими свойствами для бензиновых моторов имеют маркировку А2, А3, для дизельных В2, В4.
Важно знать, что в магазинах, в последнее время встречаются емкости с маслами, на которых указываются сразу три классификации: АСЕА, АРІ, SAE. Не нужно переживать просто это знак того, что производитель придерживается всех мировых стандартов.
Маркировка современного моторного масла имеет множество обозначений. Но для простого автолюбителя достаточно знать о системах стандартизации АСЕА, АРІ, SAE чтобы понять, какая смазка идеально подойдет для его машины.
(0 голосов, в среднем: 0 из 5)
Уважаемые читатели, если вам понравилась данная статья, то вы всегда можете поделиться ею со своими друзьями в соц. сетях:
С уважением, Максим Марков!
Понравилась статья? Добавляйте сайт в закладки!
carsmotion.ru
Маркировка моторных масел – как расшифровать код смазки двигателя
В безотказной работе двигателя моторное масло играет важное значение. Каждый владелец автомобиля должен знать, какое подойдет именно для его машины. А для этого он должен уметь расшифровать маркировку, нанесённую на упаковку продукта.
Автомобильные масла, используемые в двигателях, выполняют ряд важнейших задач, позволяющих сохранить герметичность цилиндров, уменьшить до максимума трение отдельных частей агрегата, удалять отработанные продукты. Работа силовых частей мотора напрямую связана с большим нагревом деталей, и требования для масла предъявляются очень высокие. Важнейшим значением является вязкость – способность долго сохранить текучесть, находясь на поверхности элементов агрегата.
Моторное масло должно позволять нормально функционировать двигателю при разных температурных показателях внешней среды. Поэтому вязкость продукта должна иметь оптимальную величину, которая позволит агрегату запуститься в любые погодные условия, а масляному насосу должным образом прокачивать масло по системе.
Оптимальное значение коэффициента вязкости определяется производителем авто. Слишком малая вязкость ведёт к преждевременному износу деталей. И наоборот, необоснованно большая вязкость приведёт к уменьшению мощности мотора и повышенному расходу топлива. При выборе оптимально руководствоваться рекомендациями производителя легковой машины и погодными условиями, в которых эксплуатируется техника.
Обозначение вязкости на упаковке продукта определяется специальной международной системой SAE J300. Величина вязкости – условные единицы. Чем больше их значение, тем выше показатель вязкости. По этому значению автомобильные моторные масла подразделяются на всесезонные, летние и зимние.
Обозначение вязкости на упаковке продукта
Масла для любого времени года маркируются цифробуквенными значениями. Например, 0W-20, 10W-30, 20W-50. Первые число и буква обозначают зимнее значение вязкости. Чем больше число, тем вязкость выше при отрицательных показателях температуры. Число после тире обозначает значение вязкости в летнее время. Чем оно больше, тем лучше будет смазка двигателя при повышенных температурах во время работы мотора.
Летние моторные масла обозначаются простым числовым значением. Например, SAE 20, 40, 60… Чем больше число, тем выше вязкость. Высокая вязкость обеспечивает повышенную защиту двигателя, но в то же время имеет ряд недостатков. Поэтому выбирайте масло с оптимальным для вашего автомобиля показателем. Зимние масла маркируются числом и буквой W (от англ. winter-зима). Например, SAE 0W, 10W, 25W. И здесь число обозначает показатель вязкости. Небольшая вязкость позволит завести двигатель в сильный мороз, но при прогретом двигателе будет недостаточно предохранять детали от трения.
Масло для двигателя классифицируется ещё и по предназначению и эксплуатационным свойствам. По системе API есть две категории:
- S (Service). Предназначается для бензиновых двигателей, установленных на легковых автомобилях, небольших автобусах и грузовиках.
- C (Commercial). Предназначено для грузовиков, тракторов, строительной и дорожной техники с дизельными двигателями.
Маркировка моторной жидкости по системе API
Маркировка отечественных и зарубежных автомасел данной квалификации означает следующее. Первая буква говорит о категории (S или C). Следующая литера характеризует эксплуатационные свойства продукта. Чем дальше буква от начала алфавита, тем выше качество. У дизельных продуктов в маркировке имеется ещё и дополнительная цифра, означающая тактность двигателя (двухтактный или четырёхтактный).
ВАЖНО ЗНАТЬ!
У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда!
Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера...
Читать далее.. »
Часто масла для двигателей, произведённые зарубежными компаниями, универсальны. Они одинаково хорошо подходят для бензиновых моторов и дизелей. Эта категория смазочного материала маркируется SF/CC и CD/SF. Первая маркировка обозначает лидерство бензинового двигателя, вторая – дизельного. На энергосберегающем продукте мы найдём дополнительную маркировку в виде букв ES.
Маркировка по классификации, установленной ACEA (европейской ассоциацией производителей автотранспорта) имеет свои особенности. Во-первых, их требования несколько выше, чем американские стандарты. Во-вторых, испытания проходят на агрегатах, произведённых в Европе, по совершенно другим методикам. Буквенное значение маркировки расшифровываются так: A/B – бензиновые моторы и дизели легковых машин и грузовиков малого тоннажа; C – совместимость с нейтрализаторами выхлопных газов; E – только для дизелей мощных грузовиков.
Маркировка по классификации ACEA
Маркировки имеют ещё и числовые обозначения. Так, категория A1/B1 обозначает предназначение для бензиновых моторов и небольших дизельных движков. Масла A3/B3 рекомендуются при эксплуатации техники в сложных условиях. A3/B4 – подходят к двигателям с прямой подачей бензина или дизтоплива. A5/B5 – для высокопроизводительных бензиновых моторов или дизелей легковых автомобилей.
Жидкость для дизельных движков с сажевым фильтром
Категория C также имеет цифровые значения от 1 до 4. Каждое из таких масел рассчитано на использование только в определённых типах двигателей, поэтому необходимо руководствоваться рекомендациями заводов-изготовителей. Категория E делится на подкатегории E4, Е6, Е7, и Е9. Так, маркировка Е4 означает предназначение для дизелей, работающих в очень неблагоприятных условиях. Значение Е6 указывает на применение в дизельных движках, оборудованных сажевым фильтром.
Существует классификация по ГОСТ. Такую маркировку вы найдёте на продуктах отечественного производства. В самом начале кода продукта должна стоять буква М, которая обозначает, что масло моторное. За ней идёт класс вязкости. Если масло всесезонное, то показатель вязкости указывается дробным значением. В конце кода должна находиться буква группы продукта, обозначающая его эксплуатационные качества, и цифровой индекс. Единица ставится для бензиновых двигателей, двойка для дизелей. ГОСТ рекомендует использовать:
- Группу А – для бензиновых и дизельных нефорсированных двигателей
- Группу Б – для малофорсированных двигателей
- Группу В – для среднефорсированных двигателей
- Группу Г – для высокофорсированных двигателей
- Группу Д – для высокофорсированных двигателей, эксплуатирующихся в более неблагоприятных условиях, чем моторы группы Г
- Группу Е – для высокофорсированных двигателей, эксплуатирующихся в более экстремальных условиях, чем моторы группы Д
Автомасло для высокофорсированных двигателей
Отечественное моторное масло маркируется согласно ГОСТ и по классу вязкости. В данном случае на упаковке мы найдём такую маркировку:
- 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24 – для использования летом
- 33, 43, 53, 63, 6, 8 – для использования зимой
- дробный код, например, 63/14 – для всех сезонов
Напомним, что продукты класса вязкости 8 часто используют круглый год.
Как известно, все моторные масла можно разделить на группы по способу производства. Они могут быть минеральными, синтетическими и полусинтетическими. Если минеральное масло изготавливается из натуральных компонентов, чаще всего нефти, то синтетические продукты производятся из искусственных, химических материалов. Полусинтетические масла содержат как минеральную часть, так и синтетическую.
Синтетические и минеральные автомобильные масла
Цифернобуквенный код, нанесённый на упаковку продукта, содержит все необходимые сведения о его составе.
На синтетической жидкости имеется надпись Fully Synthetic. Они наиболее приемлемы при эксплуатации двигателя при отрицательных температурах воздуха, но несколько дороги.
Синтетическая жидкость с надписью Fully Synthetic
Полусинтетические содержат большую долю минеральной смазки. Эта категория относится к универсальным товарам, которые подойдут практически к любому двигателю. Если на упаковке вы найдёте надпись Semi Synthetic, то это масло полусинтетическое. Минеральное маркируется Mineral.
Теперь расшифровка маркировки моторных масел не вызовет у вас трудностей. Значение каждого символа поможет сориентироваться в многообразии смазочных продуктов и выбрать наиболее подходящий для вашего автомобиля.
tuningkod.ru
Моторно-масляный ликбез
Представить себе двигатель без моторного масла так же невозможно, как птицу без крыльев. Опытные автомобилисты хорошо разбираются в вопросе выбора подходящего масла и в том, когда и как его нужно менять (хотя и они иногда путаются в показаниях), а вот у новичков, которым только предстоит познать моторно-масляные тонкости, порой нет возможности получить краткую, систематизированную и, что самое важное, понятную информацию. В этой связи InfoCar.ua решил устроить небольшой ликбез по моторным маслам, в котором мы постарались доступно ответить на все ключевые вопросы. Думается, никому не нужно объяснять, что основная задача моторного масла – смазывать детали двигателя, обеспечивая его нормальную работу и защиту от преждевременного износа, поломок и прочих неприятностей. Это, как говорится, прописная истина. А вот дальше – больше, поскольку моторное масло – целая наука, начать изучение которой стоит с понимания того, чем одно моторное масло отличается от другого. Разобраться в этом вопросе на самом деле совсем не сложно. Типов моторных масел всего три – минеральное, полусинтетическое и синтетическое. Минеральное масло (оно же нефтяное) представляет собой первичный продукт переработки нефти и отличается высокой вязкостью. Оно требует относительно частой замены и оптимально подходит для двигателей старше 10-15 лет. Синтетическое масло получается путем химической переработки продуктов перегонки нефти. Оно отличается низкой вязкостью, большим сроком эксплуатации и обеспечивают защиту двигателя в экстремальных температурных условиях. Но синтетическое масло и самое дорогое. Да, его реже нужно заливать в двигатель, однако разница в цене может нивелировать такую экономию. К тому же, синтетическое масло нельзя назвать идеальным для старых двигателей, поскольку его расход в моторах старше 10-15 лет более высокий, чем в современных силовых агрегатах. Полусинтетическое масло – это смесь двух типов моторных масел, в которой 50-70% занимает минеральная составляющая, и от 30 до 50% - синтетическая. Полусинтетическое масло дешевле полностью синтетического и более эффективно по сравнению с минеральным. Своеобразная золотая середина. Кроме того, моторные масла разделяют еще и по сезонной ориентации, то есть по температурному режиму эксплуатации, с учетом степени его вязкости. От этого показателя напрямую зависит то, при какой температуре можно будет запустить двигатель. Определить сезонность масла можно по маркировке, о чем и пойдет речь далее. Систем классификации масел существует несколько, и все они имеют свое географическое происхождение. Здесь мы рассмотрим самые распространенные классификации, и начнем с SAE (Society of Automotive Engineers) и с того, как по маркировке определить сезонность масла:
- летнее масло обозначаются цифрой без дополнительного буквенного индекса (SAE 20, 30, 40 и т. д.) Цифра в данном случае означает высокотемпературную вязкость масла. Вот только трактовать ее однозначно нельзя, поскольку это сборный параметр, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочей температуре 100-150 градусов. Каждому двигателю нужна своя вязкость, поэтому без рекомендацией производителя автомобиля здесь не обойтись;
- в маркировке зимнего масла присутствует буква W и цифры, обозначающие температурный режим использования (SAE 0W, 5W, 10W, 15W и т. д.), Чтобы узнать минимальную температуру, при которой будет возможен холодный пуск двигателя, от цифры в маркировке зимнего масла нужно отнять 40. Например, маркировка SAE 5W означает, что пуск двигателя будет возможен при температуре не ниже -35 градусов по Цельсию. Это та минимальная температура, при которой насос сможет прокачать масло по системе, не допустив сухого трения деталей. Если же от цифры в маркировке отнять 35, то мы получим минимальную температуру проворачиваемости двигателя, хотя этот параметр относительный, поскольку многое зависит от состояния самого силового агрегата;
- всесезонное масло помечаются двойной маркировкой. Например, SAE 5W30, где 5W, как мы выяснили выше, означает, что холодный пуск двигателя возможен при температуре не ниже -35 градусов по Цельсию, а цифра 30 указывает на степень высокотемпературной вязкости масла. Именно всесезонное масло, в силу своей универсальности, чаще всего используется автомобилистами.
- А/В – базовые серии моторных масел, предназначенные для использования в бензиновых и дизельных двигателях. Данная категория включает в себя все ранее разработанные классы А и В (бензин и дизель соответственно), действовавшие до 2004 года.
- С – моторные масла, которые разрабатывались с учетом экологического стандарта Euro-4. Они могут использоваться при наличии в конструкции автомобиля катализаторов выхлопа и сажевых фильтров.
- Е – категория моторных масел, предназначенных для использования в дизельных двигателях спецтехники и тяжелого транспорта.
Категория ILSAC | Описание |
GF-1 Устарела | Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX - 30, 40, 50, 60. |
GF-2 Введена в 1996 году | Соответствует требованиям качества по классификации API SJ, классы вязкости: дополнительно к GF-1 – SAE 0W-20, 5W-20. |
GF-3 Введена в 2001 году | Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Требования к классам ILSAC CF-3 и API SL во многом совпадают, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими. |
GF-4 Введена в 2004 году | Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с каталитическими системами восстановления отработанных газов. |
GF-5 Введена осенью 2010 года | Соответствует требованиям классификации API SM с более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с каталитическими системами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к образованию отложений. Введены новые требования по защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимости с эластомерами. |
Другая причина – угар масла. Диагностировать его можно по появлению сизого дыма в выхлопе, который заметен даже при использовании бензина высокого качества. Если масло выгорает на протяжении нескольких дней, на кромке выхлопной трубы появляется вязкая пленка темного цвета. Причин угара несколько, и они могут быть определены только в автосервисе при разборке двигателя. Но прежде чем отдавать автомобиль в ремонт при обнаружении одного из вышеупомянутых признаков, стоит обратить внимание на 2 фактора: изменение стиля вождения и смена марки используемого моторного масла. Если угар стал заметен только после того, как двигатель длительное время работал на повышенных оборотах, и впоследствии не проявлялся, скорее всего, причин для беспокойства нет. Чем выше обороты, тем выше температура движущихся элементов мотора. Соответственно, масло теряет густоту, большее его количество остается в цилиндрах и сильнее выгорает. Что же касается смены марки масла, то появление угара в данном случае вполне нормально на протяжении первых 2-3 дней. Если потом он исчез – все в порядке. Дело в том, что пакеты присадок, используемые в разных марках масла, могут вступать в реакцию между собой, поскольку часть старого масла всегда остается в двигателе даже после его тщательной промывки. Результатом этой реакции иногда становится временное разжижение масла и повышенное выгорание. Если спросить бывалого автомобилиста, каков ресурс моторного масла, он, скорее всего, ответит, что менять его нужно каждые 10.000 км. В большинстве случаев это действительно так, хотя некоторые производители рекомендуют другой интервал. Обычно он указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. Ресурс работы моторного масла напрямую зависит от его моющей способности. Она, в свою очередь, определяется щелочным числом (TBN). Этот показатель свидетельствует о том, насколько высока концентрация щелочей в составе масел. Их наличие обусловлено необходимостью деактивировать кислоты, вызывающие коррозию в двигателе. TBN не является стабильным показателем – при эксплуатации мотора он понижается, соответственно, уменьшается и способность масел противостоять процессам окисления. Утратившим работоспособность считается масло, щелочность которого уменьшилась более чем на 50% по отношению к номинальному значению.
В ряде случаев интервал замены моторного масла необходимо сократить. К более частой смене масла приводят так называемые «тяжелые условия эксплуатации»: сложные климатические условия, длительная работа в максимальном режиме, пробки, нерегулярное использование автомобиля, частые поездки на короткие расстояния. В таком случае рекомендованный производителем интервал замены моторного масла сокращается вдвое. Среди малоопытных автомобилистов бытует глубокое заблуждение в том, что когда масло приобретает черный цвет, это сигнал к тому, что его пора менять. Нет, потемнение масла – естественный процесс, никак не сказывающийся на его эффективности. Причем, почернеть оно может уже через 300-400 км пробега, поскольку сгорание топлива приводит к появлению частиц сажи и иных продуктов горения, которые, перемешиваясь с маслом, придают ему темную окраску. Кроме того, потемнению способствует и химическая реакция некоторых присадок. Следовательно, цвет масла не показателен как индикатор необходимости его замены. Одно из заблуждений некоторых автомобилистов заключается в уверенности, что смешивать минеральное моторное масло с синтетическим нельзя. Это не так. Сам факт существования полусинтетического масла опровергает эту теорию. Переходить с минералки на синтетику (и обратно) можно, однако нужно соблюдать определенные правила:
- минеральные масла совместимы с полусинтетическими, а также с ГСМ гидрокрекинга;
- практически любое минеральное масло может быть совмещено с синтетическим полиальфаолефиновым (ПАО);
- другие синтетические масла (полиэфирные, гликолевые, силиконовые и т. п.) могут быть совместимы с минеральными – это зависит от их строения. Допустимость перехода с минерального масла на одно из вышеперечисленных лучше уточнить у официального представителя производителя автомобиля.
Артем Киселев, InfoCar.ua
www.mashinomania.ru