За рулем тест амортизаторов


амортизаторы - читайте материалы с тегом амортизаторы - сайт «За рулем» www.zr.ru

Экономим на замене амортизаторов

Автовладелец, ежедневно катаясь на своей машине, может очень долго не замечать, что амортизаторы уже просятся на свалку. Коварство износа этого узла в том, что процесс растягивается на довольно длительный срок.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

45410 просмотров

Как устранить скрип в подвеске

В очередном выпуске «Технической среды» мы разбираемся с наиболее частой причиной возникновения скрипов и прочих посторонних звуков в подвеске — попаданием грязи или отсутствием смазки в опорном подшипнике стойки амортизатора.

Емелькин Геннадий

22777 просмотров

Citroen провозгласил культ комфорта

Французская фирма представила программу Advanced Comfort, в рамках которой будет внедрять в производство инновационные решения, повышающие уровень комфорта автомобилей Citroen. Первый пакет комфортных доработок разработчики продемонстрировали на опытном кроссовере C4 Cactus.

Ежов Андрей

5889 просмотров

Смена тяги: новые электрические технологии Audi

Отправляясь на технический семинар Audi, Кирилл Милешкин был уверен, что немцы заведут разговор о дизелях. Однако нынче всё внимание — альтернативным источникам энергии, главным из которых должно стать электричество. Итак, сосредоточимся на новых способах применения электричества в автомобиле, будь то долгоживущая батарея или электромеханический качающийся амортизатор eROT.

Милешкин Кирилл

3104 просмотра

Monroe: моментальная реакция

Согласно статистике, каждый четвертый автомобиль нуждается в замене амортизаторов. Чаще всего неисправности подвески обнаруживаются к лету — позади зима с ее экстремальными температурами и спрятавшимися под снегом дорожными неровностями и ямами. Верный признак предстоящего ремонта — стук в подвеске, причиной которого является износ деталей. И весьма часто изношенными оказываются амортизаторы.

«За рулем.РФ»

30751 просмотр

Амортизаторы: сколько на роду написано?

Заставить современного «наездника» раскошелиться на новые амортизаторы порой весьма проблематично. Для этого машина должна повести себя просто пугающе плохо. Со мной это когда-то случилось в далекие семидесятые, когда корма папиных «Жигулей» вдруг стала угрожающе раскачиваться вверх-вниз после каждой кочки. Машина превратилась в подобие резинового мячика, прыгающего по дороге. Годы прошли, но суть дела не изменилась.

Колодочкин Михаил

40448 просмотров

Audi научила амортизаторы заряжать аккумулятор

Компания Audi разработала амортизатор, который способен преобразовывать энергию перемещения штока в электрический ток. Автомобили с подобными демпфирующими элементами подвески в будущем станут подзаряжать аккумуляторные батареи гибридов, электромобилей и, возможно, обычных машин.

Желудов Антон

3091 просмотр

Летящей походкой: тормозим с пустыми амортизаторами

Чтобы выяснить зависимость длины тормозного пути автомобиля с ABS от состояния амортизаторов, вместе со специалистами АВТОВАЗа тормозим машину с рабочими и с пустыми амортизаторами. Главный герой эксперимента — «Лада-Приора» — пытается остановиться со скорости 100 км/ч.

Сергей Мишин

20152 просмотра

Амортизаторы для бюджетных авто: точнее, но дороже?

Пока еще не доехавший до нас универсал Honda Civic Tourer среди множества интересных новшеств получил и электронную регулировку жесткости амортизаторов заднего моста. Эта система, вполне достойная премиум-сегмента, может устанавливаться и на машины малого класса, владельцы которых готовы заплатить за комфорт «премиальную» цену.

Мартынов Сергей

17619 просмотров

Эксперимент: неисправные амортизаторы

Чем чревата езда на автомобиле, в котором «кончились» амортизаторы, выяснил автор.

Никишев Вадим

40052 просмотра

www.zr.ru

"Испытания", "За рулем" №11-99 (стр.44-47)

УКРОЩЕНИЕ "СТРОПТИВОЙ"

"Десятка" на дороге - дама с капризами. Попробуем повлиять на ее характер.

ВАЗ-2110 публика приняла неоднозначно. Не избежав энергичной критики, он постепенно прижился, став если не любимым, то, по крайней мере, самым современным и престижным.Автомобиль получился весьма комфортным, может, даже излишне. Расплата за солидность и вальяжность – потеря четких, понятных и однозначных реакций на действия водителя, которыми так славится все "восьмое" семейство. Эта черта нового автомобиля не осталась без внимания производителей амортизаторов: на рынке появилось несколько вариантов специально для "десятки".Подбирая претендентов на тест, мы отметали все предложения типа: "Поставьте "девятые". В нашем тесте участвовали амортизаторы, предназначенные для установки именно на ВАЗ-2110. Таковых набралось пять: отечественную продукцию представили изделия Скопинского автоагрегатного завода (СААЗ), которыми комплектуется "десятка" на конвейере, амортизаторы ООО "Торгмаш" из Тольятти и "Плаза" из Санкт-Петербурга.

"Варягов" в этот раз только двое: "Кони" (Koni) – Голландия и "Монро" (Monroe) родом из Бельгии.

ПЯТЬ НА ТРИ ДЕЛИТСЯ!В процессе испытаний наши подопытные условно разделились на три группы: мягкие, жесткие и… "Кони". В первой группе амортизаторы СААЗ, "Монро" и "Плаза". Амортизаторы "Торгмаш" уверенно поигрывают "мускулами", претендуя на звание несгибаемых. Ну а породистые "голландцы", по своим характеристикам вроде бы попадающие во вторую группу, тем не менее стоят несколько особняком, свысока взирая на остальную "тусовку".

"Мягкие" хорошо демпфируют мелкие неровности, плавно проходят пологие волны, столь характерные для отечественных дорог. Правда, с ростом скорости убаюкивающие покачивания кузова постепенно сменяются менее приятной вертикальной раскачкой, от которой, того гляди, воспаришь над сиденьем. На более крупных колдобинах эти амортизаторы не прибавляют водителю оптимизма: чуть прохлопал ямку – тут же характерный лязгающий звук сработавшего ограничителя хода сжатия.

1. "Монро-Газматик" – двухтрубные гидравлические с газовым подпором. В передних амортизаторах его величина составляет 8–10 кгс, в задних – 5 кгс. Цена – 4060 руб.

2. "Плаза" – однотрубные газонаполненные амортизаторы высокого давления. И в передних и в задних величина подпора примерно одинакова и составляет около 15 кгс. Цена – 2100 руб.

Как это ни удивительно, но более "комфортными из комфортных" нам показались "Монро" и "Плаза" – они очень похожи друг на друга и отличаются лишь нюансами. Амортизаторы "Монро" лучше справляются с мелкими неровностями, а "Плаза" – с возникающей после 90–100 км/ч вертикальной раскачкой. На "тарированной" кочке раньше всех "пробивает" "Плазу".

3. СААЗ – двухтрубные гидравлические амортизаторы, уже многие годы поставляемые на конвейер ВАЗа. Цена – 1822 руб.

СААЗ неплохо демпфирует мелкие неровности, но работает так, что салон наполняется бряканьем всех неплотно закрепленных пластмассовых деталей. Не лучшим образом ведут себя скопинские амортизаторы на волнообразном покрытии. Здесь раньше всех начинает утомлять вертикальная раскачка кузова – машину откровенно "болтает".

4. "Торгмаш" – двухтрубные гидравлические амортизаторы, аналогичные по конструкции СААЗ, но с газовым подпором. В передних его величина составляет 5 кгс, в задних – 10–15 кгс. Цена – 2400 руб.

Изделие "Торгмаша" заметно меняет характер ВАЗ-2110. "Оживают" швы, стыки, нашлепки на асфальте. Они очень шумно, если не сказать назойливо передаются на кузов. На "волнах" нет даже намека на вертикальную раскачку. Однако с ростом скорости вертикальные ускорения становятся резкими. Только в предыдущих случаях вы раскачивались отдельно от автомобиля, а здесь вместе с ним. Зато покоряет энергоемкость подвесок на ямах и колдобинах. Но и здесь есть предел, за которым говорить о комфорте подвесок уже не приходится.

5. "Кони" – классическая двухтрубная гидравлика с возможностью регулирования усилия на ходе отбоя. Цена – 499 у.е.

Ставим "Кони". С машиной происходят удивительные метаморфозы. По сути, автомобиль стал даже жестче предыдущего варианта (достаточно взглянуть на графики), а на самом деле "десятка", словно капля ртути, перетекает из одной неровности в другую. Никаких вертикальных толчков, вызванных повторением профиля дороги! Лишь незначительные покачивания кузова. Чудеса заканчиваются, как только работа подвесок становится чуть более напряженной. Автомобиль сразу превращается в единый мускулистый организм, не боящийся ни ям, ни колдобин. Зато седокам достается как следует. Неоднозначна работа амортизаторов на мелких неровностях. С одной стороны, колебания кузова невелики, а с другой – каждую выбоинку хорошо слышно.

ПРО УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬПосмотрим, что лучше других исправляет самую "склочную" черту "десяткиного" характера – вялую "рулежку" и плохо прогнозируемое поведение машины в поворотах. "Мягкая" троица настораживает солидными кренами кузова и излишней задумчивостью в ответ на действия рулем. В их активе – малое усилие на рулевом колесе и достаточно надежное выполнение маневра "переставка", имитирующего критическую аварийную ситуацию.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ СКОРОСТИВЫПОЛНЕНИЯ МАНЕВРА

"ПЕРЕСТАВКА 20 М"

Марка V, км/ч
СААЗ 83,1
"Монро" 83,5
"Плаза" 82,4
"Торгмаш" 83,8
"Кони" 84,9

Среди "мягких" "Монро" вновь захватывают лидерство. С ними реакции автомобиля понятны и прогнозируемы. В поворотах "десятка" четко идет по заданной траектории, чутко реагируя при этом на педаль газа.На "переставке" "добротное" поведение машины сохраняется. Картину не портят даже чрезмерные крены кузова, ухудшающие контроль за поведением машины в предельных режимах.СААЗ также выглядит на "переставке" вполне достойно. Автомобиль послушен, а максимальную скорость выполнения маневра ограничивает уже занос задней оси.Зато в менее "острых" ситуациях "десятка" на СААЗе начала выкидывать коленца. Даже в пологих поворотах появляется раскачка кузова, а машина проявляет ненужную самостоятельность. Пока автомобиль не накренился, он активно стремится наружу поворота, а достигнув максимального крена, вдруг "шарахается" внутрь.

Питерская "Плаза" показалась самой скучной по части управляемости в обыденных ситуациях. В поворотах ей тоже свойственна интенсивная боковая раскачка, которая сопровождается еще и небольшими рысканиями. На высоких скоростях приходится бороться со сносом передней оси, а потом машина вдруг "проваливается" в занос.

СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЕ ЭКВИВАЛЕНТНЫЕВИБРОУСКОРЕНИЯ, М/С2
Амортиза-торы Дорожное покрытие
Асфальтобетонноешоссе Булыжник ровногозамощения
Место расположения акселерометра
Водитель Пассажир(сзади справа) Водитель Пассажир(сзади справа)
СААЗ 0,616 0,696 1,328 1,428
"Монро" 0,539 0,694 1,182 1,320
"Плаза" 0,584 0,593 1,166 1,352
"Торгмаш" 0,630 0,772 1,258 1,360
"Кони" 0,501 0,640 1,293 1,356
Испытательная аппаратурафирмы "Брюль и Къер": Виброметрс субьективными характеристиками, тип 5212; акселерометр с по-душкой, тип 4322; частотный диапазон 1-80 Гц.Средневзвешенные эквивалентные виброускорения характеризу-ют плавность хода автомобиля. Чем ниже уровень виброускорений,

тем выше плавность хода.

- Худшие показатели.
- Лучшие показатели.

Примерно такая же рассогласованность ожидала нас на "переставке". Автомобиль на "Плазе" требовал очень точного руления и почти не прощал ошибок.Наши "жесткие" оппоненты предлагают совершенно иной стиль вождения. Прежде всего, управление автомобилем требует гораздо больших физических затрат – заметно возросло усилие на рулевом колесе. Зато автомобиль почти перестал крениться, в реакциях появилась совсем не "десяточная" цельность, собранность и быстрота. На этом, правда, сходство "Торгмаша" и "Кони" заканчивается.Основное достоинство амортизаторов "Торгмаш" – максимальная "добротность" в поведении автомобиля, но без какого-либо намека на спортивную отточенность реакций. ВАЗ-2110 предельно надежно следует заданной траектории, а уж если сцепные свойства шин не позволяют удержаться на вираже, машина, не теряя достоинства, начинает соскальзывать наружу поворота. Причем делает это, упрямо игнорируя попытки водителя что-либо подкорректировать.Примерно то же происходит на "переставке". И лишь чрезмерно "тяжелый" руль и резкий занос задней оси нарушают общую картину."Кони" вылеплены из иного теста. Даже не верится, что перед нами ленивая и неповоротливая "десятка". Можно выбирать оптимальную траекторию движения, чутко следить за перемещениями педали газа и рулевого колеса – словом, очень живо участвовать в процессе управления автомобилем, и не только участвовать, а еще и получать удовольствие от чистоты и точности реакций машины. За это прощаешь ей и "тяжелый", назойливо вибрирующий руль, и глубокий занос на "переставке". Исходя из собственных водительских пристрастий и толщины кошелька, вы можете выбрать амортизаторы сами... Симпатии наших экспертов распределились следующим образом:

"Кони" покоряют высочайшей энергоемкостью, они ориентированы на активного (и состоятельного) водителя.

"Монро" – попроще, поприземленнее, что ли. Но именно они способствуют наиболее комфортной езде при сохранении определенного удовольствия от управления."Торгмаш" – он наш, российский, в самом хорошем смысле. Не столь изыскан, как "иностранцы", зато дает ощущение надежности и основательности. В общем, грубоват, но мускулист и недорог."Плаза" – несмотря на броский оранжевый цвет, не оставили столь же ярких впечатлений. Блеснув комфортом, затерялись на фоне более ярких (по сути, а не по цвету) соперников.СААЗ – стандартные амортизаторы "десятки" – та самая "печка", от которой мы танцевали. Добротный компромисс за самые малые деньги. А вот насчет удовольствий – увы…

infoaboutauto.narod.ru

Стендовые испытания автомобильных амортизаторов | Автокомпоненты. Бизнес. Технологии. Сервис

Наш автовладелец во всем, что касается запчастей, с младых ногтей усвоил принцип: «Доверяй, но проверяй». Однако «на коленке», без оборудования, опыта и соответствующих знаний запасные части автомобиля проверить невозможно. Почти никак.

Пример – стойки амортизаторов большинства легковых автомобилей. При скорости утапливания штока 0,5 м/сек требуемое усилие должно быть больше 130 кг. Тут справится разве что Илья Муромец, и то…

Поэтому народ придумывает собственные «тесты». Медленно (как хватает сил) утапливают штоки газовых амортизаторов и смотрят, какой из двух «вылезет» быстрее. Тормозные колодки пытаются «анализировать» на «запах» или на то, как они пачкают руки. Такие тесты у специалистов ничего, кроме сожаления, не вызывают, поскольку не имеют ничего общего с реальными свойствами автокомпонентов: ни с динамической характеристикой амортизаторов, ни, тем более, со стабильностью коэффициента трения колодок. И если уж тестировать, то доверять это дело специалистам, профессионалам, имеющим в своем распоряжении соответствующее оборудование.

Поэтому, когда встал вопрос об испытании амортизаторов, то это непростое дело было поручено самой авторитетной тестирующей организации – Центру лабораторных испытаний ФГУП «НАМИ».

Выбор объекта испытаний

В качестве объекта испытаний были выбраны амортизаторы для произведенных в России и очень популярных последнее время автомобилей Hyundai Solaris и Volkswagen Polo. Они, адаптированные для российских дорог, имеют большие ходы подвески, высокий клиренс. Загрузка автомобиля предполагается не постоянной, но часто близкой к максимальной, а качество дорог в местах эксплуатации требует сместить баланс комфорта и жесткости в сторону последней, что, собственно, и определяет требования к амортизаторам.

Целью испытаний является не столько найти бракодела, сколько показать разброс реальных характеристик амортизаторов различных известных брендов, выявить их пригодность для наших условий эксплуатации.

На испытание были предоставлены амортизаторы подвески, приобретенные в розничной сети город Москвы:

Амортизаторы упакованы в фирменные коробки, повреждений не имеют, на корпусах амортизаторов и на упаковках имеются каталожные номера и товарные знаки производителей. Лакокрасочное покрытие не имеет дефектов. Обработка и чистота поверхности штоков соответствуют принятым нормам, подтеки рабочей жидкости отсутствуют.

Кто их производит:

Как их проверяли

Известны два принципиально различных метода стендовых испытаний автомобильных амортизаторов:

О первом методе рассказывает О.Г. Спиридонов – генеральный директор «МАХА Русиа». Его интервью можно найти на страницах этого выпуска журнала «Автокомпоненты».

Второй метод имеет давно разработанную нормативную базу, как в европейском плане – нормативы DFMEA (руководство FMEA (QS)), например, так и со стороны отечественных ГОСТов и официальных методик испытаний. Этот метод используется для тестирования образцов амортизаторов при предварительном выборе элементов подвески нового автомобиля во время его разработки или для региональной адаптации уже известной в других странах модели. И именно этим способом были проверены выбранные для теста амортизаторы.

Из протокола испытаний:

«Амортизаторы испытывались в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ Р 53816 – 2010 «Автомобильные транспортные средства. Амортизаторы гидравлические телескопические. Технические требования и методы испытаний» и «Методике испытаний амортизаторов», утвержденной Управлением исследований и испытаний ФГУП НАМИ для внутреннего пользования.

Стенд для испытания амортизаторов обеспечивает возвратно-поступательное движение поршня вертикально установленного амортизатора, позволяет устанавливать требуемый рабочий ход поршня в диапазоне 10 ÷ 100 мм, задавать требуемую скорость перемещения поршня в интервале 0,03 ÷ 0,70 м/с, измерять и сохранять в памяти компьютера текущие значения датчиков перемещения и силы».

Проверка осуществлялась при комнатной (нормальной) температуре. 

Амортизаторы передней стойки (VW Polo)

Усилия хода сжатия предоставленных амортизаторов практически совпадают. Причем в режиме больших скоростей штока совпадение близко к 100%.

Однако усилие отбоя тестированных амортизаторов отличается друг от друга очень существенно — оно ниже у амортизатора Monroe от 12 до 42% при различных скоростях штока. Эти значения говорят о том, что поведение автомобиля, оснащенного амортизаторами  Monroe может быть значительно более комфортным, тогда как амортизатор «alka» более подойдет любителям «спортивного типа» вождения.

Амортизаторы задней подвески (Hyundai Solaris)

Если исходить из того предположения, что свойства амортизаторов MONDO +, как произведенных в рамках корпорации, поставляющей компоненты на конвейерную сборку автомобилей, наиболее полно отражают требования автопроизводителя, то не остается ничего другого, как взять  полученные в результате теста характеристики  амортизатора  MONDO + «ту печку», от которой можно производить сравнение всей протестированной группы.

Альтернативный амортизатор другого корейского производителя AMD демонстрирует меньшее усилие сжатия (на 22 — 24%) во всем диапазоне значений скоростей. Усилие отбоя у обеих амортизаторов совпадают при средних значениях скоростей, но усилие отбоя амортизатора  AMD в крайних точках (как при минимальной, так и при максимальной скорости) выше до 11%. Такое отличие в энергоемкости позволяет предположить, что что амортизатор  AMD предназначен для водителей, придерживающихся спокойного режима вождения, и это устройство может быть рекомендовано для автомобилей эксплуатируемых в условиях больших городов …

Японские амортизаторы демонстрируют несколько иной характер.

Усилие сжатия амортизатора LYNXauto совпадает с взятыми за основу характеристиками в крайних точках скоростного диапазона, показывая несколько меньшее усилие при средних скоростях. Похожее поведение демонстрирует амортизатор  LYNXauto и по усилию отбоя — близость значений в крайних точках скоростного диапазона и уменьшение усилия в его середине.

Полученные характеристики позволяют считать, что разработчикам  LYNXauto, видимо, удалось найти «золотую середину», которая позволяет оптимально соответствовать требуемой энергоемкости и обеспечивая при этом хорошие показатели комфорта.

Компания KYB  предоставила амортизатор, обладающий более комфортными характеристиками из всей протестированной группы и, в тоже время, демонстрирующем хорошую энергоемкость.

Несмотря на то, что характеристики предоставленных не тест амортизаторов различны (по крайней мере, на большей части режимов работы) это нельзя считать недостатком или, наоборот достоинством. Можно констатировать лишь тот факт, что поведение автомобиля с альтернативными амортизаторами будет отличаться от заданного инженерами-разработчиками, а как раз этого многие автовладельцы часто добиваются намеренно.

06.05.2015 в 15:15

a-kt.ru

"Тест", "За рулем" N1-98

Амортизаторы, одинаково хорошие на ровном асфальте и на разбитом грейдере, на брусчатке и в непролазной грязи - есть ли такие и зачем они нужны?

На первый вопрос постараемся ответить чуть позднее, а вот со вторым вроде все ясно. Если есть универсальные автомобили, сочетающие недюжинную проходимость с высокой скоростью и комфортом передвижения по шоссе, значит, им-то и понадобится в первую очередь "многопрофильный" амортизатор.

В качестве подопытного транспортного средства использовался заслуженный, но по сей день популярный автомобиль "Нива" ВАЗ-21213 в обычной комплектации с двигателем 1,7 л, обутый "по сезону" в универсальный "Бриджстоун-Винтер Дьюлер" размерности 175/80R16, смонтированный на стандартных дисках. К началу данных испытаний автомобиль пробежал около 40 000 километров. Свои возможности предстояло показать пяти комплектам амортизаторов трех различных типов: двухтрубные гидравлические СААЗ (такими "Ниву" комплектуют на конвейере) и "Ранчо", двухтрубные же с газовым подпором - "Монро-Гэс Магнум" и газонаполненные однотрубники - "Кони" и "Плаза".

Гидравлические характеристики амортизаторов (зависимость усилия на штоке Р от скорости его перемещения V).

Метаться в поисках подходящих условий, к счастью, не пришлось - комплекс дорог полигона НАТИ в подмосковном поселке Новый Быт как нельзя лучше отвечал нашим запросам. Ведь "Ниве" предстояло пройти по самым разным дорогам - от асфальта до глубокой колеи. Трассу подготовили достаточнно компактную, но очень "разностороннюю".

Прежде, чем попасть в руки экспертной группы (в которую, кстати, кроме сотрудников отдела испытаний и лабораторно-технического центра "За рулем", входили и профессиональные эксперты- испытатели), "Нива" с очередным комплектом амортизаторов сдавала экзамен на уровень вибраций. В качестве строгих экзаменаторов выступили обычное, не очень ровное подмосковное шоссе и прибор датской фирмы "Брюль и Къер". СААЗ; Скопин, Россия. Двухтрубные гидравлические амортизаторы, поступают для комплектации "Нивы" на ВАЗ. + Низкая цена, высокий уровень комфорта на асфальте, приемлемый комфорт на разбитом асфальте. - Склонность к пробою, продольная раскачка, крены, низкий комфорт на проселке, значительное запаздывание на действия рулем.Резюме. Для нетребовательного водителя, предпочитающего спокойную, размеренную езду, передвигающегося в основном по асфальтированным дорогам. Хороши ровно настолько, сколько стоят. Ремонтопригодны!

"Монро-Гэс Магнум"; Бельгия. Двухтрубные, с газовым подпором низкого давления. + Высокий уровень комфорта на разбитой дороге, грейдере и проселке, приемлемый комфорт на асфальте, минимальная раскачка кузова.- Заметные крены, некоторое запаздывание на действия рулем. Резюме. Поведение автомобиля с амортизаторами "Гэс Магнум" - удачный компромисс между комфортом, с одной стороны, и поведением машины в напряженных режимах - с другой. В общем, близко к золотой середине. И по цене тоже.

"Ранчо RS5000"; США. Двухтрубные гидравлические амортизаторы. + Приемлемый уровень комфорта на проселке, приемлемые реакции на действия рулем. - Низкий комфорт на асфальте и разбитой дороге, высокая цена. Резюме. "Масло" - да не то! В отличие от собрата с СААЗа, заметен уклон в сторону улучшения ходовых качеств в ущерб комфорту. Ничем особо не блещет, но и без явных провалов. Крепкий (но очень дорогой) середняк.

"Плаза"; Санкт-Петербург, Россия. Однотрубный амортизатор с газовым подпором высокого давления. + Малая склонность к пробою, умеренные крены, малое запаздывание на действия рулем, приемлемая цена. - Низкий уровень комфорта на всех типах дорог, склонность к продольной раскачке. Резюме. Если бы не обидная склонность к подбросу задней оси, был бы очень неплох для большой загрузки и плохих дорог. К тому же куда дешевле заграничных аналогов.

"Кони"; Голландия. Однотрубный амортизатор с газовым подпором высокого давления. + Минимальные крены и раскачка кузова, минимальное запаздывание реакции на действия рулем, достаточно высокий уровень комфорта на разбитых и проселочных дорогах.- Невысокий комфорт на асфальте, цена. Резюме. Если "Нива" для вас не средство доставки вещей на дачу, а "боевая" машина, если вы проповедуете активный стиль езды, а в машине цените строгость и послушание - "Кони" помогут вам в этом... Как, впрочем, и в опустошении кошелька. В итоге среди испытуемых амортизаторов были выявлены лидеры, середнячки и аутсайдеры. Но не ждите, что сейчас мы ткнем пальцем в изделие некой фирмы - дескать, с точки зрения журнала "За рулем" покупать надо только это. Абсолютно "провального" амортизатора мы так и не выявили. Даже тот, который получал низкие баллы по большинству параметров, где-то вдруг "выстреливал" в лидеры. Не стоит забывать и о цене: ведь самый дорогой из испытанных амортизаторов стоит как десять (!) дешевых. Для многих это далеко не последний аргумент в пользу того или иного изделия.

Поэтому мы не ставили задачу продиктовать свое мнение, а хотели лишь сориентировать потенциального покупателя, дать ему пособие по выбору.

Ниже предлагается рейтинг амортизаторов по девяти позициям, соотношение цен и некоторые замечания по комплектации и установке. Выбор же пусть каждый сделает сам, исходя из собственных взглядов на автомобиль, его использование, стиль езды и, в конце концов, ориентируясь на толщину конкретного кошелька.

1. Комфорт на асфальте:1 - СААЗ; 2 - "Монро"; 3 - "Кони";

4 - "Плаза"; 5 - "Ранчо".

На российском асфальте, изобилующем трещинами, швами и заплатками, но, по условию эксперимента, лишенном ям и крупных выбоин, лидером, по общему мнению, оказались изделия Скопинского автоагрегатного завода - те самые, с которыми "нивы" сходят с конвейера. С ними автомобиль отлично "проглатывает" все микронеровности покрытия и лишь на более-менее заметные возмущения отвечает легкой раскачкой кузова.

Раскачать "Ниву" на "Монро" куда сложнее, но и все изъяны покрытия обитатели салона ощущают более явно.

Дальше - хуже. Газовые однотрубники словно отслеживают каждый камешек на дороге. Но если на амортизаторах "Кони" машина почти не реагирует на более заметные возмущения - идет как по рельсам, то на "Плазе" "Нива" норовит на малейшей ямке подкинуть задок.

В качестве объективной информации для оценки работы "подопытных" амортизаторов на автомобиле мы замерили величины ускорений, действующих на человека (в нашем случае - водителя) по трем направлениям (продольные, поперечные, вертикальные). Из медико-биологических исследований известно, что продольные и боковые ускорения воспринимаются человеком хуже, чем вертикальные, но мы ограничились анализом эквивалентного и средневзвешенного эквивалентного ускорения. Чем меньше величина средневзвешенного эквивалентного виброускорения, тем более комфортные ощущения у человека, и в итоге более продолжительное время он сохраняет работоспособность.

2. Комфорт на грейдере и проселочной дороге:1 - "Монро"; 2-3 - "Кони", "Ранчо";

4 - "Плаза"; 5 - СААЗ.

На "Монро" "Нива" отлично, без намека на раскачку преодолевает волнистые проселки, обеспечивает приемлемый комфорт в случае попадания колеса в выбоину, неплохо ведет себя на "гребенке". "Ранчо" и "Кони" ничем не уступают лидеру в первых двух случаях, но когда под колесами не округлые ухабы, а ямы с острыми краями - тряска в салоне все же более заметна. "Плаза" опять разочаровала склонностью к подбросу задка: ощущение, что едешь не на "Ниве", а на настоящем "козле" - УАЗ-469. СААЗ на проселке и неровном грейдере не в силах справиться с раскачкой кузова, особенно продольной. Ползти по проселку можно, но стоит прибавить скорость - машину начинает раскачивать выше всякого предела.

3. Комфорт на разбитой дороге:1-2 - "Кони", "Монро"; 3 - СААЗ;

4 - "Ранчо"; 5 - "Плаза".

Когда под колесами "Нивы" вдребезги разбитый асфальт, или неровная брусчатка, или, как в нашем случае, "горбушки" переменной высоты и профиля (похоже на "стиральную доску", образующуюся иногда на афальте, только еще хуже), любому автомобилю будет нелегко. Но коли "Нива" несет титул "автомобиля для любых дорог" - придется выдержать и это испытание. Лидеры - "Кони" и "Монро" хороши каждый на своей скорости. Если не увлекаться быстрой ездой по плохой дороге, "Монро" предпочтительней. Стоит же, вопреки здравому смыслу, немного прибавить скорость на этом жутком покрытии, машину на "Монро" начинает неприятно трясти, зато более трясучие на меньшей скорости "Кони" ... меняются просто на глазах и обходят своего конкурента. СААЗ неплохо демпфирует жесткие удары, но машину качает. "Ранчо" иногда уподобляются жестким палкам - так мотает "Ниву", а "Плаза", и без того не самая комфортная, продолжает подбрасывать задний мост автомобиля.

4. Запаздывание реакции на поворот руля:1 - "Кони"; 2-4 - "Монро", "Плаза", "Ранчо"; 5 - СААЗ.

Назвать серийную "Ниву" автомобилем "острым", с быстрыми реакциями на действия рулем - значит погрешить против истины. Но, оказывается, подбором амортизаторов можно заметно изменить характер машины.

Рассмотрим крайние случаи. Оборудованная СААЗом "Нива" - аппарат более чем задумчивый. Если при обычной спокойной езде это воспринимается как должное, то попробуйте пройти "змейку", хотя бы на умеренной скорости. Руль давно переложен из одного положения в другое, а автомобиль только собирается поменять направление движения. Ситуация не самая приятная. С амортизаторами "Кони" старенький полноприводник, конечно, не стал "формулой" и реакции современной дорожной машины, наверно, тоже не превзошел, но слушаться руля стал куда быстрее и четче. При спокойном темпе езды изменение, опять же, малозаметно, но в режиме напряженном быстро улавливаешь, насколько это "другая" "Нива" - более послушная и предсказуемая. Остальная троица - "Ранчо", "Монро" и "Плаза" заняли "золотую середину". Они делают "Ниву" более послушной, чем стандартный СААЗ, но заметно уступают на этом поприще лидеру - амортизаторам "Кони".

5. Крены:1 - "Кони"; 2-4 - "Монро", "Плаза", "Ранчо"; 5 - СААЗ.

Ситуация повторяется. "Нива" на СААЗе активно кренится, а в напряженных поворотах даже как бы припадает на наружное переднее колесо. "Кони" - лидер: с ними "наклонить" "Ниву" непросто. Остальная троица если и уступает лидеру, то очень немного. А вот аутсайдера все опережают с большим отрывом.

6. Продольная раскачка:1-2 - "Кони", "Монро"; 3 - "Ранчо"; 4-5 - "Плаза", СААЗ.

Все, кто знаком с "Нивой" не понаслышке, знают, что этот вседорожник страдает "недугом", присущим многим высоким короткобазным автомобилям: он склонен к продольной раскачке. В создании сего неприятного эффекта немало преуспели амортизаторы СААЗ и "Плаза". Но если первые, видимо, из соображений комфортабельности, сделаны достаточно "мягкими" (а раскачка - оборотная сторона комфортабельности), то чем объяснить прыгучесть "Плазы"? Напомним, что питерские амортизаторы "подбрасывают" заднюю ось "Нивы". Причину этого должны найти специалисты, мы же лишь сделаем предположение, что характеристики амортизаторов (особенно задних) подобраны неоптимально и не соответствуют жесткости пружин, нагрузке и другим показателям. Можно, конечно, надеяться, что полностью груженная "Нива" будет вести себя на "Плазе" несколько спокойней. Но часто ли автомобиль используется с полной нагрузкой? Наиболее эффективно снижают раскачку амортизаторы "Кони" и "Монро". "Ранчо" занял место посредине.

7. Курсовая устойчивость:1 - "Монро"; 2-3 - "Кони", "Ранчо";

4 - СААЗ; 5 - "Плаза".

Ученый термин "курсовая устойчивость" и влияние на него амортизаторов пояснить очень просто. Если после проезда очередной неровности автомобиль тряхнуло и все - это хорошо. Ежели машина стала рыскать и вам пришлось "отлавливать" ее, работая рулем, - это плохо. У кого получилось лучше, у кого хуже - сказано выше. Заметим только, что легче оказалось определить аутсайдеров, а при выборе лучших мнения (и оценки, естественно) разошлись. Пришлось, почти как в Думе, создавать "согласительную комиссию".

8. Повторение профиля дороги:1-2 - "Монро", "Ранчо"; 3-4 - "Кони", "Плаза"; 5 - СААЗ.

Дороги у нас далеко не самые ровные, даже на асфальте есть уклоны (не всегда постоянные), малозаметные колеи, заплатки, швы. Как поведет себя автомобиль на таком покрытии? Насколько точно он будет отслеживать профиль дороги? Будет ли это приводить к уводам и рывкам автомобиля?

Скажем сразу - на разных амортизаторах характер поведения "Нивы" менялся несильно. На "Монро" и "Ранчо" автомобиль реагировал на изменение профиля чуть меньше, на "Кони" и "Плазе" - чуть заметнее, но уводы легко компенсировались за счет четкой реакции на действие рулем. На СААЗе "Ниву" "таскало", может, и не больше, но ощущение создалось неприятное из-за необходимости активной рулежки - приходилось учитывать ощутимое запаздывание машины на действия рулем.

9. Возможность возникновения стука, пробой:1-4 - "Кони", "Монро", "Плаза", "Ранчо"; 5 - СААЗ.

В наших "калиброванных" ямах и выбоинах на заданных режимах "пробить" удалось лишь стандартные амортизаторы "Нивы". Возможно, проводя сравнение в более жестких условиях, удалось бы более точно проследить поведение других изделий. Но подобные испытания чреваты поломкой подвески. Поскольку такой цели перед нами не стояло, "убивать" "Ниву" и амортизаторы мы не стали.

10. Цена за комплект:1 - СААЗ - 280 000 руб.; 2 - "Плаза" - 260 000; 3 - "Ранчо" - 2 650 000 руб.; 4 - "Монро" - 1 280 000 руб.; 5 - "Кони" - 2 200 000 руб.

Комментарии здесь, как говорится, излишни. Повторимся: часто этот критерий оказывает основное вляние на выбор товара, причем вопреки всем остальным соображениям.

11. Установка, комплектация

Крупных проблем с установкой амортизаторов разных типов не возникло. Каждый комплект был смонтирован на автомобиль одним механиком с помощью обычного инструмента. Отметим некоторые особенности, "всплывшие" при установке. "Ранчо", в отличие от всех остальных, не имеют распорных металлических втулок в верхней опоре передних амортизаторов, а под их нижнюю опору пришлось слегка разогнуть проушины крепления.

Передние "Кони" имеют чашку большого диаметра, на которую опирается резиновая втулка. Вставить амортизатор в верхний кронштейн непросто - эта самая чашка не допускает перекоса, а чтобы его избежать, газовый амортизатор высокого давления приходится сжимать. Работа нелегкая. Резьба на всех штоках передних амортизаторов одинаковая - М10х1, правда, на "Плазе" "забыли" (?) сделать лыски под ключ для удержания штока. Выполнили их сами на наждачном круге. Все импортные амортизаторы упакованы в нарядные, яркие коробки, приложен комплект крепежа. Наши, по традиции, - без крепежа и без упаковки.

И.Твердунов

Web-сервер "За рулем" Материалы сервера могут быть использованы только с разрешения ОАО "За рулем"

© 1997-98 All rights reserved

 

infoaboutauto.narod.ru

Тест амортизаторов Alca, Monroe, Plaza и TRW

еще

Мы провели стендовые испытания амортизаторов четырех производителей для ВАЗ-2110 и Renault Logan: Alca, Monroe, Plaza и TRW. Заранее стоит оговориться: это лишь первая из двух частей теста — дорожные проверки еще только предстоят. И пока что у нас не будет победителей и проигравших, только цифры и промежуточные выводы. Однако даже стендовые испытания не стали для амортизаторов «легкой прогулкой»: им пришлось как следует поработать в условиях, намного более жестких, чем того требует ГОСТ.

Любой амортизатор — компромисс. С одной стороны, он должен жестко «держать удар» и не передавать на кузов возникающие дорожные «сюрпризы», с другой — должен обеспечивать плавность хода и не трясти пассажиров от каждой неровности. В какую сторону сместить баланс, зависит от конкретного автомобиля, сферы его применения. Для спортивного автомобиля BMW M5 важна «острая» управляемость, малый ход подвески, отсутствие кренов при маневрах и защищенность кузова от ударов, ведь скорость его перемещения высока, а надеяться на то, что низкопрофильные шины смягчат удар от ямки, смысла нет. У Renault Logan требования иные: ходы подвески большие, клиренс — высокий, загрузка автомобиля вещами и родственниками — регулярная, а качество дорог в основных местах эксплуатации требует от амортизаторов соблюдать баланс плавности и жесткости, смещая акцент в сторону последнего критерия.

Прикинув количество BMW M5 и Renault Logan в нашей необъятной, мы решили протестировать несколько вариантов амортизаторов для франко-румынского автомобиля. Для полноты картины взяли еще по одному комплекту, чтобы проверить их на некогда популярном седане ВАЗ-2110. По два комплекта амортизаторов «Plaza Стандарт», TRW, Monroe и Alca мы получили непосредственно от производителей, чтобы исключить риск покупки некачественной детали «не в том месте».

Alca

Основную специализацию немецкой компании ALCA mobil auto accessories GmbH составляют автомобильные аксессуары экономкласса. Первоначально основанное в Берлине, предприятие переселилось в 2001 году в Шторков (Бранденбург) и располагает территорией более 10 тыс. кв. метров.

Тестируемые амортизаторы Alca — двухтрубные, газонаполненные. Гарантия на амортизаторы Alca составляет 2 года.

Monroe

Monroe — самый крупный производитель амортизаторов в мире; 70 заводов и исследовательских центров компании расположены в 22 странах мира, на них занято 23 тыс. сотрудников. Компания осуществляет поставки амортизаторов как на сборочные конвейеры (65 % от общего объема), так и на вторичный рынок.

Тестируемые амортизаторы Monroe — двухтрубные, газонаполненные.

Гарантия на амортизаторы Monroe составляет 2 года.

TRW

Американская компания TRW Automotive — один из крупнейших в мире поставщиков автомобильных компонентов. Комплектующие поставляются на заводы 40 ведущих компаний-автопроизводителей. Основные направления: тормозные системы, детали подвески, рулевое управление и системы активной и пассивной безопасности. На 185 предприятиях компании по всему миру занято более 60 тыс. сотрудников.

Мы испытали двухтрубные газовые амортизаторы TRW.

Гарантийный период выяснить не удалось.

Plaza

Санкт-Петербургский амортизаторный завод «Плаза» является единственным в России заводом по серийному изготовлению однотрубных газомасляных амортизаторов для легковых, грузовых и коммерческих автомобилей отечественного и зарубежного производства. Объем выпуска продукции завода достигает 600 тыс. амортизаторов в год.

Мы протестировали однотрубные газонаполненные амортизаторы Plaza.

Срок гарантии — от 6 до 24 месяцев, в зависимости от условий установки и приобретения. 

ГОСТом не ограничились

Согласно требованиям ГОСТа, амортизаторы не должны иметь неокрашенных зон, должны работать без стуков, скрипов и заеданий на всей длине полного хода поршня. Запись рабочих диаграмм при работе амортизаторов с открывающимися клапанами отбоя и сжатия проводят при максимальной скорости поршня в пределах от 0,25 до 0,52 м/с.

Мы замерили гидравлические усилия сопротивлений амортизаторов на специальном стенде, поршни работали при двух скоростных режимах (более медленный дроссельный и быстрый — клапанный). При этом усилия амортизаторов для автомобиля ВАЗ сравнивались с техническими условиями (ТУ) завода-производителя, а показатели измерений деталей для Logan сопоставлялись исключительно между производителями.

При контроле температурной характеристики амортизатора ГОСТ не допускает уменьшения силы его сопротивления (при повышении температуры от 20 до 80 °С) более чем на 30 % от первоначального значения как при отбое, так и при сжатии. Мы пошли дальше требований ГОСТа и установили более высокую планку. С нормальной температуры (+20 °С) мы разогрели амортизаторы не до 80 °С, а до 100 °С и измерили, как менялось усилие. Больше того, мы добавили еще и испытание морозом, поместив амортизаторы на 10 часов в морозильную камеру, охладив их до -50 °С. После этого замерзшим демпферам снова пришлось поработать «под запись».

Испытания при нормальной температуре

Амортизаторы для ВАЗ-2110

Результаты измерений гидравлических усилий сопротивления задних амортизаторов для автомобиля ВАЗ-2110 показали, что в обоих скоростных режимах усилия амортизаторов различных марок имеют близкие показатели. Скоростные характеристики на «отбой» и «сжатие» у TRW, Alca и Plaza находятся в одном диапазоне и соответствуют ТУ автозавода ВАЗ. Усилия сопротивлений на «отбой» оказались заметно выше лишь у амортизаторов Monroe.

Показатели измерений на ходе «сжатия» у TRW и Monroe практически совпадают, разница заметна только в дроссельном режиме (при меньшей скорости работы поршня). Plaza при этом продемонстрировала минимальные среди всех участников значения усилий сопротивления на «сжатие». В клапанном режиме вазовским требованиям отвечает только Plaza. Остальные продемонстрировали усилия выше пределов, заданных ВАЗом.

Показатели измерений на ходе «отбоя» в дроссельном режиме требованиям ТУ ВАЗа соответствуют амортизаторы Plaza и Alca, а амортизаторы Monroe и TRW существенно превысили требования техусловий. В клапанном режиме Monroe, TRW и Plaza находятся в одном диапазоне и в требованиях ТУ. Alca при этом показала усилия на 15 % ниже от минимально допустимых значений, утвержденных в ТУ ВАЗа.

Амортизаторы для Renault Logan

Значения на ходе «отбоя» у всех четырех производителей лежат практически в одном диапазоне: чуть выше у Monroe, чуть ниже у TRW. В дроссельном режиме усилия Monroe превышают значения остальных производителей, а у Plaza и Alca они схожи в показанных результатах.

На ходе «сжатия» амортизаторы Monroe, Plaza и Alca продемонстрировали близкие значения как в дроссельном, так и в клапанном режиме. На ходе «сжатия» лишь TRW значительно превышает по усилиям остальные образцы.

Наиболее близкие значения на ходе «отбоя» в обоих скоростных режимах показали амортизаторы Alca, TRW и Plaza. Monroe по усилиям значительно превышает остальных производителей как в клапанном, так и в дроссельном режимах.

На ходе «сжатия» Plaza и Alca практически идентичны по усилиям. Значительно меньше этих усилий у TRW. Monroe в очередной раз показала самые высокие усилия из представленных образцов.

Выводы. Несмотря на то, что сформулированным в ТУ требованиям АвтоВАЗа отвечают не все амортизаторы (или не во всех режимах работы), это нельзя считать недостатком или, наоборот, достоинством (например, когда усилия демонстрируются существенно больше требуемых). Можно констатировать лишь тот факт, что поведение автомобиля с такими альтернативными амортизаторами будет отличаться от желаемого инженерами АвтоВАЗа (чего многие автолюбители часто добиваются намеренно). Каким оно будет на практике — покажет «дорожная» часть испытаний, которую мы опубликуем в одном из следующих выпусков «Движка».

Испытания при нагреве и охлаждении

Для оценки степени изменения усилий определялся коэффициент отношения измененных гидравлических сил сопротивления (при нагреве и охлаждении) к усилиям в нормальных температурных условиях (при +20 °С). Предоставленные для испытаний амортизаторы показали следующие результаты.

Наиболее стабильные характеристики имеют амортизаторы, показатели коэффициентов которых близки по значениям к единице: чем ближе числа к данному значению при нагреве и охлаждении, тем стабильнее (надежнее) ведет тебя амортизатор.

При нагреве амортизаторов наблюдается снижение значений гидравлических усилий в обоих скоростных режимах (дроссельном и клапанном) и рост выталкивающей силы у газонаполненных амортизаторов. Стоит отметить тот факт, что для нагрева до 100 °С образцам Monroe и Plaza понадобилось большее количество циклов, чем другим образцам, что косвенно говорит о лучшей энергоемкости амортизаторов данных марок.

Амортизаторы, подверженные заморозке, практически не показали выталкивающей силы, при этом наблюдался рост гидравлических усилий сопротивления.

Выводы. Несмотря на то, что условия теста нагревом, в которых оказались «испытуемые», существенно жестче требуемых ГОСТом (100 градусов вместо 80), явных аутсайдеров мы не выявили. Что касается теста холодом (также не предусмотренного госпрограммой проверки), здесь можем отметить амортизаторы Monroe: холод минимальным образом сказался на увеличении гидравлического усилия. По результатам испытаний «замороженных» задних амортизаторов для Logan видно резкое увеличение усилия на компонентах TRW, однако мы считаем это браком конкретного изделия.

Instagram Twitter facebook VK Подключить ленту новостей RSS

16+

dvizhok.su

Тюнинг «Лада Калина 2»: модернизируем подвеску - журнал За рулем

Главный критерий оценки тюнинговых компонентов — время круга. На втором месте — удовольствие от управления. И лишь на третьем — комфорт.

Главный критерий оценки тюнинговых компонентов — время круга. На втором месте — удовольствие от управления. И лишь на третьем — комфорт.

Материалы по теме

Тест подвесок — часть большой работы по усовершенствованию редакционной Kalina. Мы уже подобрали альтернативные тормозные механизмы для передней оси (ЗР, 2014, № 9), а испытания подвесок в очередной раз подтвердили старую истину о том, что нельзя объять необъятное. Каждый тест давал ответы на некоторые вопросы, но неизменно порождал новые. Поэтому давайте разбираться во всем по порядку.

ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ

Полтора года назад в редакции появилась одна из первых товарных Kalina второго поколения. Индекс ВАЗ‑21927 подразумевает среди прочего новый 1,6‑литровый 106‑сильный мотор с регулируемой длиной впускного тракта. Масса автомобиля чуть больше тонны, многие решения тюнинг-компаний отработаны на соплатформенных Lada — и мы решили подготовить машину для участия в любительских гонках.

Чемпионат RHHCC (Russian Hot Hatch Club Championship) — самое популярное многоэтапное соревнование страны, где пилоты ездят по профессиональным автодромам в погоне за лучшим временем круга. Контактной борьбы нет: кто быстрее преодолел трассу — тот и победил (формат Time Attack). Из восьми классов наша Kalina попадает в City-Light с потолком мощности 150 л.с.

Материалы по теме

Речь идет о тюнинге для участия в любительских кольцевых соревнованиях, то есть борьба будет вестись за время на автодроме, — а это значит, что Kalina должна интенсивно тормозить, уверенно проходить повороты и эффективно разгоняться. При этом она должна оставаться удобным автомобилем на каждый день.

Регламент RHHCC позволяет серьезно дорабатывать ходовую часть и тормозную систему — с них и начали. В первую очередь сменили родные колеса на кованые диски Slik и поставили покрышки Hankook Ventus R‑S3 размером 195/50R15. Это относительно доступные шины категории Extreme Performance. По сравнению с обычными покрышками, даже предназначенными для езды на высоких скоростях, они обеспечивают лучшее сцепление с асфальтом (ЗР, 2014, № 2; 2012, № 7). Благодаря одной только замене колес удалось отыграть на «Смоленском кольце» больше трех секунд с круга!

Сопоставимой прибавки заменой передних тормозных механизмов, на которые ложится основная нагрузка в таких режимах, добиться не удалось: разница между наиболее и наименее эффективными комплектами не превысила полусекунды. А выигрыш по сравнению со штатными тормозами у лучших в тесте тормозов JBT — всего секунда!

Таким образом, на тест подвесок Kalina приехала на цепком Hankook, с четырехпоршневыми тормозами на передних колесах и временем круга 2 минуты 1,7 секунды. Что дадут альтернативные комплекты пружин и амортизаторов?

СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИЙ

Бренд SS20, под которым самарское НПП «Система Технологий» выпускает элементы ходовой части, известен каждому, кто интересовался доводкой вазовских машин. Опоры, амортизаторы, пружины, стабилизаторы, соединения, рулевые механизмы — всё это самарцы разрабатывают и производят уже полтора десятка лет. Но, узнав условия нашего теста, ребята забеспокоились: их продукция самой бескомпромиссной серии «Спорт» сулит возможность «насладиться спортивным азартом, почувствовать выброс адреналина от получаемых эмоций и удовольствие от динамичности, острого управления, более полного ощущения дороги…», а в нашем тесте решающим будет не ощущение, а время круга!

С нашей помощью инженеры компании раздобыли стойку настоящей кольцевой Kalina класса «Национальный», сняли на собственном стенде характеристики и собрали оригинальный амортизатор по гоночным мотивам. К нему, опираясь на свой опыт, подобрали пружину и привезли этот комплект на «Смоленское кольцо». Да не один, а вместе с серийной продукцией из линейки «Спорт».

К сожалению, с пружинами самарские инженеры не угадали. У кольцевых машин и жесткость выше, и баланс жесткости передней и задней частей иной. В результате выигрыш на экспериментальных стойках оказался несолидным — всего около секунды с круга. Даже на серийном комплекте «Спорт» удалось показать результат получше: минус полторы секунды. Но и это достижение не впечатляет. Значит, нужно поиграть с пружинами и, возможно, еще сильнее уменьшить клиренс. Самарцы обещали доработать комплект под наши задачи, так что весной повторим эксперимент.

Поскольку «Система Технологий» производит комплектующие для подвески, мы решили кое-что опробовать на нашей Kalina. Установили стойки стабилизатора, оригинальные верхние опоры и развальные пластины на заднюю ось, увеличив угол до двух с половиной градусов. С проставками, расширяющими колею, вышла промашка — они неплотно прилегают к ступице, и мы остановились на проставках фирмы Proma. Этот комплекс мер изменил поведение автомобиля на уровне нюансов и позволил снять еще пару десятых секунды с круга, но прорыва снова не случилось.

РУССКИЕ АМОРТИЗАТОРЫ

Разработками в петербургской компании «Русские амортизаторы» руководит Владимир Олеников, ранее возглавлявший инженерное подразделение известной «Плазы». Продукция появляется в магазинах под маркой Damp, и среди этих амортизаторов встречаются интересные экземпляры. Как вам, например, заниженные на 50 мм стойки с сохранением хода подвески? Или амортизаторы с регулировкой жесткости на отбой? К нам на тест попали оба комплекта.

Здесь эффект нагляднее. Стойки с настраиваемым усилием отбоя действительно меняют характер Kalina и на обычных дорогах (если асфальт неровный, лучше их «распустить»), и на треке. Время круга сопоставимо с показанным на лучшем комплекте SS20, но при этом плавность хода осталась на приемлемом уровне.

А второй комплект, с более существенным уменьшением клиренса, позволил не только улучшить результат на две секунды по сравнению с серийными стойками, но и наделил автомобиль новыми качествами. Управляемость стала чуть менее интересной: если Kalina со штатной подвеской охотно доворачивается под сброс газа, то с питерскими амортизаторами поворачиваемость стала слегка недостаточной. Но потенциал шин на этой подвеске реализуется лучше: малый клиренс позволил выставить иной угол развала передних колес (-2º), а в поворотах внутреннее колесо почти не пробуксовывает! Стали точнее и реакции: если раньше приходилось заранее задавать траекторию, то на стойках Damp автомобиль следует за рулем почти мгновенно. Неплохой вариант из числа бюджетных.

AST SUSPENSION

Голландская фирма AST Suspension проектирует и производит элементы и комплекты подвесок 35 лет; в гамме есть разные линейки — для обычных дорог и для спорта. В России реализацией ее продукции занимается компания «КМС-тюнинг», которую возглавляет бывший раллист Алексей Ковальчук. Приятно, что голландцы модернизируют свои комплекты с учетом опыта эксплуатации в наших условиях.

Можно было выбрать экстремальную модель 5200 — с выносными резервуарами и разнообразными регулировками, но, во‑первых, такая конструкция не допускается регламентом RHHCC, а во‑вторых, цена подобного комплекта — треть стоимости Kalina. Спортсменам-непрофессионалам такой ни к чему.

После каждой замены мы выставляли углы установки колес с максимальным отрицательным развалом: на сильно заниженных стойках DAMP и AST удалось достичь развала —2,5º.

После каждой замены мы выставляли углы установки колес с максимальным отрицательным развалом: на сильно заниженных стойках DAMP и AST удалось достичь развала —2,5º.

Протестированный нами комплект из линейки 4100 тоже недешев — втрое дороже отечественных стоек! Есть ли смысл отдавать такие деньги?

Отличительная особенность передних стоек в том, что они винтовые: по-английски конструкция именуется coilover («койловер»). C помощью гаек на корпусе амортизатора можно перемещать опору пружины по вертикали, регулируя дорожный просвет (мы выбрали занижение на 70 мм). Есть возможность многоступенчатой регулировки усилия отбоя. Еще одна особенность — наличие подпружинников, которые при весьма высокой жесткости пружин работают в статике, прожимаясь под весом легкой Kalina.

Первые же круги — и разница, как говорится, на все деньги. Собранное шасси, точные реакции, нейтральный баланс поворачиваемости… И время круга по сравнению с показанным на штатных стойках уменьшилось почти на три с половиной секунды!

Регулировка передних и задних амортизаторов AST 4100 с помощью шайб на штоке требует вдумчивой работы на автодроме.

Регулировка передних и задних амортизаторов AST 4100 с помощью шайб на штоке требует вдумчивой работы на автодроме.

Причем на подвеске AST можно ездить и в городе — с поправкой на уменьшенный клиренс. Да, она заметно жестче родной, но по сравнению с той же пережатой SS20 отрабатывает неровности благороднее.

ЦЕНА СЕКУНДЫ

Материалы по теме

Лучший результат, достигнутый заменой колес, тормозов и подвески, позволил сбросить на «Смоленском кольце» не больше семи с половиной секунд. Основной выигрыш — 3,1 секунды — дали колеса: за такие придется заплатить 34 800 рублей (но без подобных шин и дисков на трек соваться бессмысленно); подвеска AST, которая позволила отыграть 3,4 секунды, обойдется в 80 000 рублей. Комплект передних тормозов JBT стоит 36 000 рублей, но выигрыш по сравнению со штатными уже не такой весомый — всего секунда. Правда, все это — результаты замеров на Kalina со стандартным мотором: легкий и маломощный автомобиль остановить несложно.

В этом году мы планируем продолжить доработки. Заводское подразделение Lada Sport запустит 140‑сильную Kalina NFR — с помощью его специалистов мы форсируем и наш автомобиль. А чтобы избежать пробуксовки, установим дифференциал повышенного трения VAL Racing. И вот тогда, возможно, получится снять еще восемь секунд, которые отделяют нашу Kalina от подиума в серии RHHCC.

В общем, продолжение следует!

Благодарим компании «Система Технологий», «Русские амортизаторы» и «КМС-тюнинг», предоставившие на тест подвески SS20, Damp и AST, а также компанию DSG-Service за техническую поддержку.

МНЕНИЕ ЧЕМПИОНА

Сергей УДОТОВ, чемпион RHHCC

13 PODVESKA KALINA_zr 02_15

Спасибо самарским инженерам за обратную связь: они внимательно выслушали замечания и обещали внести в конструкцию изменения, которые сделают комплект конкурентоспособным на автодроме. Желание еще раз выставить на испытания модернизированную подвеску высказали и петербуржцы. Но пока однозначный победитель — AST 4100. Эта подвеска понравилась и скоростью, и балансом управляемости, и широкими возможностями настройки. Уверен, на такой можно проехать еще быстрее!

Оптимальная подвеска для Lada Kalina: в подвешенном состоянии

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru


Смотрите также