Electronic stability program


ESP в машине: что это такое

Довольно часто у счастливых обладателей новых и современных автомобилей возникает вопрос – что такое ESP, для чего это нужно и нужно ли вообще? С этим стоит подробно разобраться, что, собственно, и сделаем далее.

Вопреки распространенному мнению управление автомобилем дело не всегда простое. В особенности это утверждение актуально для ситуаций, когда траектория движения затрудняется различными внешними факторами – будь то сложные дорожные изгибы или непростые погодные условия. А нередко и то, и другое вкупе. Главная опасность в таких случаях – занос, который может вызвать сложности с управлением, а в некоторых моментах даже неконтролируемое и непредсказуемое движение транспортного средства, способное привести к аварии. Причем трудности могут возникнуть и у новичков, и у уже достаточно опытных водителей. Справиться с подобной проблемой призвана специальная система, обозначаемая аббревиатурой ESP.

Как расшифровать ESP

Логотип системы ESP

ESP или Electronic Stability Program – это название в русскоязычном варианте означает электронная система динамической стабилизации автомобиля или по-другому система курсовой устойчивости. Другими словами, ESP представляет собой составляющую активной системы безопасности, которая способна компьютером управлять моментом силы одного или даже одновременно нескольких колес, тем самым устраняя боковое движение и выравнивая положение автомобиля.

Подобные электронные устройства выпускаются разными компаниями, но крупнейшим и признанным производителем ESP (и именно под этой торговой маркой) является концерн Robert Bosch GmbH.

Аббревиатура ESP является наиболее распространенной и общепринятой для большинства европейских и американских автомобилей, но не единственной. У разных автомобилей, на которых система курсовой устойчивости устанавливается, ее обозначения могут отличаться, но сути и принципа действия это не меняет. 

Пример аналогов ESP для определенных марок машин:

Удивительно, но широкую известность ESP получила не тогда, когда была создана, а несколько позже. Да еще и благодаря скандалу в 1997 году, связанному с серьезными недостатками, разработанного тогда Mercedes-Benz А-класса. Этот компактный автомобиль ради улучшения комфорта получил довольно высокий кузов, но при этом и высокий центр тяжести. Из-за этого машина обладала склонностью к серьезным кренам, а также подвергалась опасности опрокидывания при выполнении маневра «переставка». Решен вопрос был установкой на компактные модели Мерседес системы курсовой устойчивости. Так ESP получила известность.

Как устроена система ESP

Системы обеспечивающие безопасность

Состоит она из специального управляющего блока, внешних измерительных приборов, отслеживающих различные параметры, и исполняющего механизма (гидроблока). Если рассматривать непосредственно устройство ESP, то само оно может выполнять свои функции только в сочетании с другими компонентами активной системы безопасности автомобиля, такими как:

Назначение внешних датчиков отслеживать измерение угла поворота руля, системы торможения, положение акселератора (по сути, поведение водителя за рулем) и особенности движения автомобиля. Полученные данные считываются и поступают на управляющий блок, который при необходимости задействует исполняющий механизм, связанный с другими элементами активной системы безопасности.

Кроме того, блок управления системы курсовой устойчивости связан с двигателем и АКПП и способен оказывать воздействие на их работу при возникновении нештатных ситуаций.

Как работает ESP

Траектория автомобиля без ESP

Траектория автомобиля с ESP

Система Electronic Stability Program постоянно анализирует поступающие данные о действиях водителя и сравнивает их с реальным движением автомобиля. Если ESP посчитает, что водитель теряет контроль над машиной, то вмешается в управление.

Корректировка курса автомобиля может достигаться:

Какие колеса тормозить определяет управляющий блок в зависимости от ситуации. Например, при заносе транспортного средства ESP может тормозить наружным передним колесом и при этом менять обороты двигателя. Последнее достигается за счет корректировки подачи топлива. 

Видео об ESP

Отношение водителей к ESP

Кнопка выключения ESP

Оно не всегда однозначное. Многие опытные водители недовольны тем, что в некоторых ситуациях вопреки желанию человека за рулем нажатие на педаль газа не срабатывает. ESP не может оценивать квалификацию водителя или его желание «погонять», ее прерогатива обеспечивать безопасное движение автомобиля в определенных ситуациях.

Для таких водителей производители обычно предусматривают возможность отключения системы ESP, более того при некоторых условиях они даже рекомендуют ее отключать (например, на сыпучем грунте).

В остальных случаях данная система реально нужна. И не только начинающим водителям. Зимой без нее особенно нелегко. А учитывая то, что благодаря распространению данной системы аварийность снизилась примерно на 30%, ее «нужность» не вызывает сомнений. Однако нельзя забывать, что как бы не эффективна была такая помощь, 100% защиты она не обеспечит.

Поделиться ссылкой

AvtoNov.com

Система стабилизации автомобиля (ESP)

Зачем автомобилю система стабилизации? Явно напрашивается ответ в стиле Капитана Очевидность. Однако ESP умеет гораздо больше, нежели чем просто удерживать машину на дороге…

Система стабилизации автомобиля

ESC, DSC, VSC, DSTC, VDC, PTM, CST… Как только сегодня не изгаляются маркетологи автомобильных фирм, придумывая оригинальные обозначения для, в общем-то, одной и той же системы — динамической стабилизации.

А началось всё, кстати, ровно 20 лет назад. Когда в 1995 году компания Bosch начала поставлять инновационную на тот момент электронику марке Mercedes-Benz для комплектации дорогущей двухдверки S 600 Coupe. С тех пор контролем устойчивости обзавелись даже бюджетные малолитражки, а выпуск системы наладили почти два десятка фирм по всему миру. Ещё бы, ведь в Америке и Евросоюзе продажа новых автомобилей без стабилизации в базовом оснащении вот уже несколько лет как запрещена.

Первым серийным автомобилем с системой стабилизации считается роскошное купе Mercedes-Benz S 600, на котором ESP фирмы Bosch появилась в 1995 году. Впрочем, конкуренты ответили на этот выпад незамедлительно. В том же году свои варианты представили BMW и Toyota, следом подтянулись Audi и Volvo. А сегодня без электроники поддержания курсовой устойчивости в США и Евросоюзе уже не обходится ни одна, даже самая дешёвая, модель

Сразу скажу, в официальной терминологии систему поддержания курсовой устойчивости принято называть ESC — Electronic Stability Control. Но для простоты далее по тексту мы будем использовать именно историческое, знакомое всем, бошевское обозначение — ESP, что значит Electronic Stability Program или же (по-немецки) Elektronisches Stabilitätsprogramm. На суть дела это не повлияет.

Назначение ESP вроде бы и правда очевидно.

Она призвана помочь водителю удержать машину на дороге, когда возможностей или умений человека за рулем для этого уже не хватает, или если он совершил ошибку. Одно время начинающие журналисты при описании какой-нибудь новой модели даже любили поговаривать, что, дескать, «строгий ошейник ESP мешает опытному пилоту показать всё своё мастерство». Враки, конечно, — современная стабилизация просто так вмешиваться в управление не станет. Хотя в случае опасности может это сделать довольно резко и грубо.

Но всё же доля правды в тех дилетантских словах есть. Ведь если копнуть глубже, то выяснится — на современном автомобиле ESP работает… практически постоянно! Как же так!? Давайте разбираться вместе.

Как видно из этой схемы, структура ESP немногим сложнее, чем у её прародительницы — ABS. Вся соль системы стабилизации — в другом гидравлическом блоке, новых датчиках и прочных электронных связях с другими системами машины

Сначала поймём, откуда эта самая стабилизация вообще появилась. Фактически, ESP стала эволюционным развитием антиблокировочной системы тормозов — ABS. Ведь на современных автомобилях она позволяет контролировать тормозной контур каждого из колёс в отдельности. Скорости их вращения отслеживают специальные датчики, а блок управления по этим сигналам оценивает обстановку и выдаёт команду так называемому модулятору — хитрому блоку клапанов и гидроаккумуляторов. Именно он регулирует давление жидкости в каждом тормозном механизме, при необходимости оперативно его сбрасывая посредством откачивающего насоса с электроприводом. И вот однажды инженеры подумали — а почему бы этот самый насос не заставить работать как бы в обратную сторону? Чтобы, когда потребуется, не растормаживать, а наоборот — притормаживать одно из колёс?

Принцип работы системы стабилизации уже многим известен. Так что мы не будем на этом подробно останавливаться. А тем, кто с ESP знаком мало, рекомендуем посмотреть этот наглядный видеоролик — в нём всё доходчиво объясняется

Сказано — сделано. Так в середине 80-х годов прошлого века, задолго до дебюта самой ESP, родилась её первая «побочная» функция. На мощных моделях Toyota, Mercedes-Benz и BMW стали применять Traction Control (TC), то есть антипробуксовочную систему. Её назначение ясно из названия. Но всё же на всякий случай напомним, что она срабатывает, если водитель слишком сильно давит на газ, и колёса срываются в пробуксовку. Тогда, чтобы восстановить сцепление с дорогой, электроника задействует штатные тормоза и, если потребуется, уменьшает тягу двигателя. Алгоритм довольно примитивный, но эффективный. Наверное, каждый из нас зимой наблюдал в комбинации приборов жёлтую моргающую лампочку — признак работы TC. Без него стартовать на льду со светофора было бы гораздо сложнее, не так ли? Заднеприводные модели могут так вообще остаться на месте…

Читайте также:  Как научиться ездить задним ходомТак выглядит начинка рабочего модуля ESP. Не правда ли, впечатляет, сколько всего помещается в этой маленькой коробочке? Кстати, инфографика компании Bosch наглядно показывает, что с развитием системы стабилизации её главный блок становился не только легче и компактнее, но и «умнее» — память микропроцессора неуклонно увеличивалась

Но технологии шли вперёд. И постепенно электронный контроль появился не только в моторах, коробках передач или тормозах, но и в едва ли не в каждой системе машины. Это и привело к прорыву в области активной безопасности — появлению полноценной ESP. По сути, её блок управления стал главным органом чувств автомобиля. Сюда направили информацию от датчиков продольного и поперечного ускорений, поворота руля, вращения относительно вертикальной оси, нажатия на акселератор и тормоз, скорости вращения колёс и т.д., и т.п. Компьютер в режиме реального времени сравнивает текущие показатели с заложенными в память и оценивает — сможет ли, например, этот лихой водила при такой езде удержаться на траектории в повороте? Нет? Значит, пора принимать меры спасения.

Собственно, маркетологи сразу нашли, как за это зацепиться, чтобы привлечь больше покупателей. И попросили инженеров поставить в салоне автомобиля «волшебную» кнопку. В зависимости от назначения и типажа машины водителю разрешили или совсем вырубать ESP (что полезно, например, для внедорожников), или ограничивать её помощь. На моделях со спортивным уклоном это даёт возможность почувствовать себя крутым дрифтером без опаски убраться в первом же вираже. А Ferrari так пошла ещё дальше и научила свою стабилизацию поддерживать постоянный угол заноса — ведь раз человек отвалил такие деньги за суперкар, у него нет права опозориться.

Набирающие популярность системы активного круиз-контроля и автоматического аварийного торможения были бы невозможны без ESP. Каким бы способом не измерялась дистанция до препятствия впереди, команда на экстренную остановку в любом случае реализуется через модуль системы стабилизации. Кстати, даже если водитель в последний момент сам среагирует на опасность, остановиться ему всё равно будет проще. Ведь ESP заранее поднимет давление в системе и подведёт колодки к дискам

Но есть у ESP и другие «секретные» функции, о которых рядовой автолюбитель обычно вообще не подозревает. Вот, например, распространённый случай. Дама в красках описывает подруге, как перед ней на светофоре резко затормозил какой-то идиот. Остановилась наша героиня в считанных миллиметрах от его бампера. Чуть бы зазевалась — и на тебе ДТП. И невдомёк нашей барышне, что ESP, скорее всего, сработала даже при торможении. Ведь, как показывает статистика, большинство из нас в экстренной ситуации бьёт по педали тормоза резко, но недостаточно сильно. Поэтому остановочный путь оказывается больше, чем мог бы быть. А электроника по нарастанию давления в системе это видит и активирует насос модулятора. Соответственно, тормозные механизмы развивают максимально возможное для данных условий усилие. Обычно такую функцию называют Brake Assist — ассистент торможения. Кстати, она может помочь не только хрупким барышням, но и брутальным мужикам, у которых на сухом асфальте и хороших покрышках тоже не хватает сил, чтобы «продавить» педаль до срабатывания ABS.

Читайте также:  Неисправности двигателя и их устранение

Теперь же я рискую навлечь на себя гнев автодилеров и маркетологов, поскольку раскрою их страшную тайну. Изрядная часть подобных водительских ассистентов и систем, которые зачастую входят в список опций и стоят немалых денег, на поверку оказываются… просто программными функциями ESP! Поскольку никаких дополнительных деталей в данном случае не требуется. Для активации продвинутых возможностей в буквальном смысле обычно достаточно поставить галочку в системном меню соответствующего блока управления. Само собой, для этого нужен диагностический сканер. Но такие вещи сегодня стоят копейки, так что энтузиасты многих автоклубов поставили электронный апгрейд своих машин на поток.

Когда тормоза обычного дорожного автомобиля раскаляются, их эффективность падает. Чтобы этого не заметил водитель, ESP автоматически повышает давление в системе, сильнее прижимая колодки к дискам. Получается своего рода дополнительный гидроусилитель тормозов

А между тем, практически бесплатно можно получить весьма полезные вещи. В частности, на многих моделях концерна Volkswagen легко активируется функция XDS — имитация динамической блокировки дифференциала. В поворотах ESP станет подтормаживать внутреннее разгруженное колесо, направляя крутящий момент на внешнюю шину, имеющую лучший зацеп. Тем самым, вы станете реже вспоминать, что такое снос передней оси.

Также легко можно подключить ассистент трогания на подъёме. В этом случае при отпускании педали тормоза ESP будет несколько секунд сохранять давление в тормозных механизмах — до тех пор, пока тяги мотора не станет достаточно для уверенного старта без отката назад.

Удивительно, но ESP умеет измерять даже… давление в шинах! Не напрямую, конечно, а косвенно — при помощи датчиков скорости вращения колёс. Работает простая математика. Если шина спустила, значит, её диаметр стал меньше, соответственно крутится она теперь быстрее других. Это и отслеживает блок управления. Появились подозрения на утечку воздуха? Водитель тут же увидит предупреждение в комбинации приборов.

Скандал с переворотом Mercedes-Benz A-класса во время «лосиного теста» в 1997 году не только ускорил внедрение ESP, но и привёл к появлению ещё одной чисто программной функции — защиты от опрокидывания. Суть этого ассистента в том, что электроника отслеживает не только собственно скольжения, но и уровень боковых ускорений, который при данной загрузке машины может привести к её перевороту. Сейчас функцией ROP (Rollover Protection) располагают многие внедорожники, пикапы и кабриолеты. Причём у последних ESP отвечает ещё и за активацию выдвижных дуг безопасности

Также косвенно ESP способна определить наличие прицепа. Раз замкнулся электроразъём (попросту — розетка) «фаркопа», значит, автомобиль превратился в тягач. Теперь система перестроит свои алгоритмы с тем расчётом, чтобы исключить характерные колебания кормы и «болтанку» — электроника просто станет в противофазе подтормаживать передние колёса. Опять же неимоверно просто, но насколько полезно!

Хотите ещё волшебства? Пожалуйста! Как вам связь ESP со стеклоочистителями и датчиком дождя? Когда они срабатывают, электроника понимает — начинается ливень, на дороге влажно и скользко. Тормозной путь будет увеличиваться. Чтобы хоть немного исправить ситуацию, модулятор поднимет давление в тормозных трубках и станет циклически подводить колодки к дискам, срезая на них водяную плёнку. Водитель этого даже не замечает, а механизмы приводятся в боевую готовность…

Святая святых — рулевое управление и то попало под вездесущее око ESP. Представьте: автомобиль заносит, водитель начинает крутить руль, но явно промахивается, допустим, не хватает опыта. Не беда! Электроника заставит электроусилитель подсказывать импульсами усилия, куда и на какой угол повернуть «баранку». Переусердствовал? Ощутишь тяжесть. Руль полегчал? Значит, всё делаешь верно. Кстати, этот же ассистент помогает при торможениях на миксте. Когда, например, левые колёса оказались на асфальте, а правые съехали на грунтовую обочину. Обычную машину тут же начнёт разворачивать, а оснащённую ESP — нет.

При необходимости стабилизация может вмешаться и в работу автоматической трансмиссии, на время заблокировав в ней переключения, чтобы скачки тяги на колёсах не нарушали баланс автомобиля.

 Различные варианты имитации блокировок межколёсных дифференциалов — исключительно программная функция ESP. То есть для её реализации не нужны дополнительные датчики или детали. Тем не менее, например, владельцам кроссоверов с короткоходными подвесками этот ассистент здорово помогает на off-road

Даже на бездорожье ESP нашлось применение. Видели, как умело современные кроссоверы без жёстких блокировок справляются с диагональным вывешиванием и прочими затруднительными ситуациями? Разгруженные колёса помолотят в воздухе немного, как вдруг автомобиль дёрнется и медленно поедет дальше. Это ESP перераспределяет тягу на покрышки, имеющие лучший контакт с грунтом. Кстати, именно датчики системы стабилизации позволили реализовать превентивное срабатывание автоматического полного привода. Муфта для передачи тяги на заднюю ось на современных SUV замыкается не по факту пробуксовки передних колёс (когда порой уже поздно), а по тревожному сигналу блока ESP.

А вот впереди крутой спуск. Активируем Hill Descent Control (HDC) — ассистент спуска с холма. Отпускаем все педали и вуа-ля! Автомобиль под хруст тормозов плавно и ровно скатывается вниз. Опять же стоит сказать спасибо ESP — это тоже часть её программы.

 Благодаря системе стабилизации едва ли не каждый полноприводный кроссовер обзавёлся ассистентом спуска с холма. Водителю надо просто задать курс рулём и отпустить обе педали. А электроника сама поддержит нужную скорость и подстрахует от разворота на склоне

И, повторюсь, всё это может быть реализовано на одной агрегатной базе, без серьёзной доработки начинки машины. В компьютерном мире такая фантастика называется читерством, сродни вводу в игре секретного кода на вечную жизнь или бесконечные патроны. Но в автомобильной среде за такое не наказывают. В конце концов, задача у нас всех общая — победить дорогу. Поэтому ESP действительно работает почти всегда: и при старте с места, и в движении, и при замедлении… Так что рассматривать систему стабилизации только лишь как средство последней надежды в наши дни уже неправильно.

По материалам: auto.mail.ru

 Загрузка ...

avto-opel.com

ESP: что это, принцип работы, устройство, ошибка

Electronic Stability Program (ESP) – наиболее распространенное имя, которое получила система курсовой устойчивости автомобиля. Также вы можете встретить следующие аббревиатуры: DSC (Dynamic Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist), ESC (Electronic Stability Control), VSC (Vehicle Stability Control).

Наименование зависит от концерна-изготовителя. В своей основе все указанные системы имею единый принцип.

Роль в движении

Разработанная в 1959 компанией Mercedes-Benz и впервые установленная 1995, ESP стала логическим продолжением развития активных систем безопасности. Электронный контроль устойчивости был бы невозможен без ABS (антиблокировочная система тормозов) и TCS (система препятствования пробуксовки ведущей оси). Последние использовали смежные датчики и исполнительные устройства.

Новшество ESP заключалось в контроле над углом поворота автомобиля вокруг своей оси. Иными словами, электроника смогла распознавать снос и занос автомобиля. Система курсовой устойчивости помогает водителю вернуть контроль над автомобилем.

Составные части

ESP в себя включает следующие компоненты:

Система стабилизации взаимодействует со многими другими помощниками:

Для более наглядного примера предлагаем посмотреть видео.

Принцип действия

Все вышеперечисленные составляющие помогают электронике понять, когда начинается занос авто, а также корректировать поведение автомобиля в зависимости от манипуляций, совершаемых водителем.

Отклонение положения органов управления авто от фактических параметров движения автомобиля, провоцирует немедленное вмешательство Electronic Stability Program. К примеру, угол поворота колес невелик, но скорость поперечного ускорения и угол поворота вокруг оси значительно превышают показатели, которые характерны для безопасных повадок авто при заданных параметрах рулевого управления. Таким упрощенным способом можно описать способ, каким ESP определяет развитие заноса.

Система курсовой устойчивости подтормаживает определенные колеса либо ослабляет тормозное усилие, если водитель, испугавшись, вдавливает тормозную педаль в пол; влияет на работу двигателя, не давая ведущей оси усугубить ситуацию.

Главное призвание ЕСП в том, чтобы предупредить начало либо усугубление заноса автомобиля. Все эти манипуляции помогают выпрямить траекторию и сохранить контроль над машиной.

Конкретный пример

Рассмотрим, как работает система, на примере ситуации, в которой электронный контроль устойчивости помогает стабилизировать авто.

Параметры при избыточной поворачиваемости (занос):

Стабилизация происходит за счет торможения переднего колеса внешнего радиуса.

Параметры недостаточной поворачиваемости (снос):

Стабилизация происходит за счет торможения заднего колеса, проходящего по внутреннему радиусу.

Разумеется, описанный алгоритм слишком упрощен. Электронный блок управления получает информацию от различных датчиков по несколько десятков раз в секунду, незамедлительно реагирует сигналами к исполнительным устройствам, постоянно ориентируясь на изменяющиеся условия движения.

Видео работы системы курсовой устойчивости автомобиля поможет оценить всю пользу помощника.

Омологация

Авто стран ЕС, выпущенные со второй половины 2014, обязаны иметь ESP в минимальной комплектации. Отечественное законодательство предполагает подобное правило лишь в случае сертификации выпуска нового авто. Продление омологации не обязывает к внесению нововведений. Поэтому для большинства машин столь полезный помощник доступен лишь за дополнительную плату.

Установка своими руками

Вы можете самостоятельно дооснастить свой автомобиль ESP. Необходимые комплектующие рассмотрим на примере Opel Astra J 1,6Т 2010 г. в.

Вам потребуются:

Если вы знаете месторасположения всех элементов и умеете прокачивать тормозную систему, установка своими руками не покажется вам сложной задачей. Учтите, что такое внесение изменений необходимо прописать программно. Для этого необходим сканер и специальное программное обеспечение. Это, пожалуй, самый сложный пункт во всем процессе инсталляции.

Характерные неисправности

О поломке ESP в вашем авто будет сигнализировать соответствующий контрольный указатель на приборной панели. Причины, по которым ESP не работает, может быть несколько:

Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику.

Враг или помощник

Стоит признать, что в некоторых ситуациях Electronic Stability Program может навредить. Но процент подобных случаев настолько мал, что это никоим образом не умаляет заслуги ЕСП.

Некоторые водители называют систему не помощником, а электронным «ошейником». Поскольку система всячески пресекает любые попытки «хулиганства» за рулем. Во многих машинах контроль курсовой устойчивости действительно нельзя отключить (разве что только отсутствием предохранителя, но мы вам этого не говорили!).

Порой это препятствует полной реализации мощности автомобиля на скользких покрытиях бездорожья, но в некоторых машинах Electronic Stability Program помогает реализовать электронную имитацию блокировок, что положительно сказывается на преодолении препятствий с диагональным вывешиванием.

AutoLirika.ru

Скольжениям бой. Азбука ESP

В прошлом году компания Bosсh праздновала 15-летие ESP (Electronic Stability Program). Систему динамической стабилизации (ещё её называют противозаносной системой) впервые серийно стали устанавливать на Mercedes S600 в 1995-м. 15 лет – немалый срок. Система становится всё популярнее, особенно в развитых странах, а Европе с этого года она и вовсе станет обязательной для всех новых легковушек и грузовиков. Но у нас машины с системой стабилизации покупают с большой неохотой. В 2009 году таких (естественно, новых) автомобилей было куплено всего 19%. Многие просто не представляют или не осознают её необходимость. А ведь сейчас автомобильные эксперты всего мира по эффективности это изобретение ставят на одну ступень с ремнями безопасности. И с этим трудно не согласиться.

ESP (Electronic Stability Program) – пожалуй, самое распространённое обозначение системы динамической стабилизации. Кстати, сокращение ESP – это зарегистрированный компанией Bosch товарный знак, 80% европейских автопроизводителей используют именно эту аббревиатуру

Боковые скольжения – вещь опасная и, как правило, неожиданная. Не каждый опытный водитель сможет распознать их начало и вовремя погасить, нужны навыки, которых у многих попросту нет. ESP не панацея, но спасает от многих бед. Она помогает водителю в критических ситуациях – не допускает боковые скольжения, предотвращает срыв в занос и вращение автомобиля вокруг вертикальной оси. То есть, контролируя поперечную динамику, предупреждает потерю управляемости, держит автомобиль на траектории, близкой к заданной, и стабилизирует его.

Компоненты системы динамической стабилизации:

1. Гидравлический модулятор, изменяющий давление в рабочих магистралях соответствующих тормозных механизмов колёс

2. Рабочие тормозные механизмы

3. Датчик поворота рулевого колеса

4. Датчик ускорения и датчик угловой скорости

5. Электронный блок управления

Современные ESP тесно связаны с антиблокировочной (ABS – Anti-lock brake system) и антипробуксовочной (TCS – Traction control system) системами. Кстати, по сути своей это даже не системы, а функции, которые реализуются единой системой, в которую входят электронный блок управления, датчики частоты вращения колёс, датчик угла поворота рулевого колеса, датчики ускорения и угловой скорости, а также собственно рабочая тормозная система.

Активизируются функции ровно в тех случаях, когда это необходимо: ESP – контролирует поперечную динамику автомобиля во время движения, ABS – работает при торможении, антипробуксовочная система – во время разгона заведует тягой ведущих колёс. Алгоритмы действия различны для разных условий и режимов, они могут быть скомбинированы, но смысл работы «трио» сводится к одному – сохранению курсовой устойчивости и управляемости во время движения.

Помимо Bosсh разработкой и выпуском систем динамической стабилизации занимается ещё десяток компаний. Aisin Advics, Bendix Corporation, Continental Automotiv Systems, Delphi, Hitachi, ITT Automotive, Mando Corporation, Nissin Kogyo, Teves, TRW, WABCO

Как работает система динамической стабилизации. Сигналы датчиков обрабатываются блоком управления с частотой 25 раз в секунду, таким образом, электронный «мозг» всегда в курсе направления движения, скорости и всех ускорений, действующих на автомобиль. Компьютер постоянно следит за тем, чтобы задаваемое водителем направление соответствовало фактическому направлению движения. Если задаваемое водителем направление не соответствует направлению движения, значит, началось скольжение в поперечном направлении, ESP распознает критическую ситуацию и немедленно – в течение 20 мс отреагирует на нее.

Многие автомобильные компании систему стабилизации преподносят под другими обозначениями:

DSC (Dynamic Stability Control), используется BMW, MINI, Jaguar, Land Rover, Mazda

ESC (Electronic Stability Control), используется Chevrolet, Hyundai, Kia

PSM (Porsche Stability Management), используется Porsche

ASC (Active Stability Control) и ASTC (Active Skid and Traction Control MULTIMODE), используется Mitsubishi

StabiliTrak, используется на Cadillac, Chevrolet, GMC Truck, Hummer, Pontiac, Saturn, Saab

Автомобиль «заталкивается» на заданную водителем траекторию благодаря выборочному подтормаживанию одного или нескольких колёс. Система, импульсно замедляя колёса, создаёт необходимую в данный момент противодействующую направлению скольжения силу и момент относительно вертикальной оси вращения автомобиля. Вот и вся хитрость. Таким образом, в пределах законов физики автомобиль в критической ситуации надежно удерживается на заданной траектории. Вдобавок к этому электроника автоматически снижает скорость движения и частично уменьшает подачу топлива. И это логично: ниже скорость – выше эффективность маневрирования.

А что будет, если скорость в вираже будет слишком высокой, а сила сцепления с покрытием слишком маленькой? Например, на льду или мокром асфальте? Увы, чуда не произойдёт. Законы физики отменить невозможно. Автомобиль потеряет управляемость и отправится в скольжение, но ESP (насколько это позволяют сцепные свойства покрытия и скорость) всё равно будет стараться его вернуть на траекторию, которая в данных условиях наиболее близка к траектории, задаваемой водителем.

Классический пример возникновения экстремальной ситуации. Объезд внезапно возникшего препятствия. Обратите внимание. Красный вектор показывает направление движения автомобиля, зелёный вектор задаётся водителем. Пока скольжений нет, они совпадают.

Водитель резко выворачивает руль влево, возникает скольжение передней оси (снос), воздействия рулём в этой ситуации явно недостаточно. Электроника понимает, что произошло рассогласование направлений векторов, и импульсно подтормаживает заднее левое колесо. Словно «спотыкаясь» о него, машина разворачивается влево относительно вертикальной оси и меняет направление движения. Автомобиль, таким образом, получил дополнительное средство, благодаря которому изменил траекторию движения.

Далее. Минуя препятствие, вращая руль вправо, водитель резко распрямляет траекторию. Здесь появляется вероятность развития заноса (скольжение задней оси). С ним-то, как правило, водители и не справляются. Занос электроникой гасится уже в зародыше, когда электроника понимает, что автомобиль начал вращение относительно вертикальной оси. В данном случае подтормаживается переднее левое колесо. Поскольку автомобиль имеет инерцию, а центр масс находится справа (по ходу движения) от тормозящего колеса, корпус начинает разворачивать вправо. Занос компенсируется.

Эффективность систем стабилизации у различных моделей может существенно различаться, как и алгоритмы работы. Например, импульсно подтормаживаться может как одно, так и несколько колёс одновременно. Одни системы могут гасить только заносы, другие эффективно справляются и с заносами, и со сносами. Последние, кстати, более предпочтительны, поскольку они значительно повышают вероятность того, что вы в экстремальной ситуации объедете внезапно возникшее препятствие

Заноса (а тем более серии заносов) и вращения автомобиля вокруг вертикальной оси электроника не допустит. ESP будет контролировать ситуацию и ориентировать корпус по курсу до последнего. Автомобиль в процессе движения может частично или полностью потерять управляемость. Вероятнее всего, в реальных условиях он столкнётся с каким-либо препятствием, но столкновение будет фронтальным или кософронтальным. И это здесь самое важное! Поскольку далее в работу вступят другие защитные средства – зона программируемой деформации в передней части кузова, которая наиболее эффективно гасит энергию удара, ремни безопасности, преднатяжители, подушки… Все автомобили спроектированы таким образом, что наибольшую безопасность седоков они обеспечивают именно при фронтальных ударах.

Вы скажете, а зачем переплачивать за систему динамической стабилизации, если скольжения можно погасить самостоятельно? На себя положиться можно и нужно! Но здесь важно действовать немедленно и чётко. А для этого необходим соответствующий опыт. Но даже опытный водитель не всегда готов к действию – отвлёкся, устал, расслаблен больше обычного, оторвал руку от руля, меняет позу в кресле… Да и форму постоянно на пике поддерживать невозможно. Момент, когда нужно начинать активно работать рулём, проворонить проще простого. А дальше всё как снежный ком.

Bosсh прошедшим летом собрала журналистов из различных изданий на Ходынском поле для показательных покатушек с целью ещё раз наглядно продемонстрировать эффективность работы противозаносной системы и ABS. Предлагалось выполнить два упражнения. Двойная переставка c последующим торможением выполнялась на почти сухом асфальте на двух идентичных Peugeot 308. Скорость входа в «ворота» – 80 км/ч. У Peugeot 308 система стабилизации неотключаемая, но для теста автомобили подготовили, так что у них электроника принудительно дезактивировалась.

С дезактивированной ESP неопытные водители провоцировали апериодический занос (когда водитель, не успевая гасить один занос, провоцирует следующий – противоположный по направлению), а после торможения на выходе многих разворачивало. Вывод однозначен – автомобиль потерян. Опытные выполняли упражнение лучше от раза к разу, но всё равно динамический коридор был шире, нежели в случае, когда ESP была включена.

С активированной ESP, которая допускала едва ощутимые боковые скольжения, даже все новички упражнение выполнили. Управляемость не потеряна, путь от момента начала торможения до остановки автомобиля сокращён чуть ли не вдвое, автомобиль сориентирован по ходу, то есть готов принять фронтальный удар. Рекомендую вопреки устоявшемуся мнению – «дескать, ESP для чайников, и она только мешает» – на дорогах общего пользования систему не отключать ни при каких обстоятельствах

Но даже если у вас есть хороший опыт экстремального управления, максимум, чем вы можете влиять на ситуацию, – поворотами управляемых колёс! И всё. Система стабилизации – это дополнительный инструмент. Бесценный инструмент! Он включается именно тогда, когда вы начинаете резко маневрировать (помните скольжение и несоответствие выбранного и фактического направлений?). Средства у этого инструмента другие, повторюсь, – создание компенсирующих скольжения сил выборочными импульсными подтормаживаниями соответствующих колёс. С системой стабилизации лучше, чем без. Она упрощает управление автомобилем, уменьшает требования к квалификации водителя и в любом случае обеспечивает больший «запас безопасности». Даже опытным водителям полностью уповать на себя не стоит, вспомните профессиональных гонщиков! Техника пилотирования вещь сложная, и несмотря на опыт и регалии, спортсмены за свою карьеру разбивают по нескольку автомобилей. Наша же задача – между конечными точками передвигаться наиболее безопасно.

Возникло препятствие? Просто объезжайте его, задавайте направление рулём, корректируйте траекторию, система стабилизации сносов и дальнейшей «раскачки» не допустит. Нужно объехать препятствие и одновременно экстренно замедлиться? Долбите, что есть силы, по тормозу и объезжайте – ABS подстрахует. Она не даст колёсам заблокироваться, позволит маневрировать и также не допустит заноса и последующего разворота во время торможения. У водителя нет возможности самостоятельно просчитывать 25 раз в секунду все параметры движения, нет возможности импульсно и точно дозировать усилия на каждое колесо. А ведь сила трения в пятнах контакта может меняться очень сильно, каждое из колёс может катиться по разнородным сменяющим друг друга покрытиям с разным сцеплением – лёд, асфальт, песок... А ещё при маневрировании существенно меняется развесовка по осям и бортам… Электроника выборочно притормаживает колёса наиболее эффективно с учётом всех этих условий, она сделает всё, чтобы «поставить» автомобиль на близкую к заданной вами траекторию и стабилизировать его во время и после манёвра.

Демонстрация работы ABS во время тест-драйва. В верхнем ряду Renault Logan, оснащённый антиблокировочной системой, при экстренном торможении он уворачивается от препятствия и быстро останавливается. В нижнем ряду Logan без ABS. От препятствия он не уйдёт, хотя колёса вывернуты, машину тащит по инерции вперёд, и она совершает наезд. Тормозной путь у Логана без ABS на данном покрытии в 1,5 раза длиннее. Шины одинаковые – Barum Brilliantis размерностью 185/70 R14. Более наглядно и развёрнуто в видеоролике и подписях к нему ниже

Это не означает, что не нужно тренироваться и повышать квалификацию. Нюансов куча. Само собой, в выигрыше – более опытные водители, которые понимают физику происходящего. Повторюсь, ESP не панацея, она работает в пределах сцепных свойств, нивелирует небольшие ошибки, но наиболее эффективна, лишь когда водитель знает, как действовать в экстремальной ситуации. Она позволяет отодвинуть «точку невозврата», и порой весьма далеко. Была бы голова на плечах.

Эффективность работы ABS во время тест-драйва Bosch демонстрировала при помощи двух Renault Logan. Объезд препятствия с торможением выполнялся на автомобиле с ABS и без оного. Шины на Логанах одинаковые – Barum Brilliantis размерностью 185/70 R14. Для пущей наглядности было имитировано скользкое покрытие – пластик, смоченный мыльным раствором. В «створ ворот» нужно было въехать на скорости 40 км/ч и тут же начать экстренное (сильный удар по педали тормоза – водитель «испугался») торможение с одновременным перестроением.

Автомобиль без антиблокировочной системы с вывернутыми колёсами, не меняя траектории, сбивал препятствие и продолжал двигаться далее. Виновник – трение скольжения в пятнах контакта, заблокированные колёса не воспринимают как надлежит боковые силы, следовательно, управлять автомобилем этот момент невозможно. Я несколько раз использовал прерывистое торможение, как учат в автошколах, эффект на этом покрытии нулевой. Попытки нащупать момент начала блокировки тоже особым успехом не увенчались.

Logan c ABS при гораздо более эффективном замедлении позволял с первого раза даже новичкам легко и без напрягов уйти от препятствия. Тормозной путь с ABS для данного покрытия был в среднем в 1,5 раза короче, чем у Логана, не оборудованного антиблокировочной системой. В чём хитрость? В прерывистом торможении с кратковременными блокировками – ABS успевает за секунду затормозить-растормозить каждое из колёс примерно 15 раз. Пока колесо доли секунды катится, у вас есть возможность задавать направление (в этот момент в пятнах контакта трение покоя). При этом для каждого типа покрытия (устанавливается опытным путём при проектировании и доводке) поддерживается наиболее оптимальная степень проскальзывания колёс (15-20%), при которой замедление наиболее эффективно. Вдобавок ABS дозирует тормозное усилие на каждое из колёс по отдельности, предотвращая занос.

Почему на машине без ABS не помогло прерывистое торможение? Заблокировать-разблокировать колёса, в отличие от ABS, я успеваю максимум три-четыре раза в секунду – я действую априори медленнее. Степень проскальзывания у меня неоптимальная, следовательно, торможение менее эффективное. В отличие от ABS, педалью я воздействую сразу на все колёса, а это может вызвать занос, ибо под колёсами могут быть разнородные покрытия, либо изменена загрузка по осям и бортам. Траекторию при таком способе торможения можно научиться слегка изменять, но нужна тренировка. То же самое относительно «следящего» торможения. Вывод однозначен – с ABS автомобиль безопаснее

Сегодня система динамической стабилизации доступна практически на всех автомобилях, грузовики и автобусы не исключение. Многие модели премиум-брендов оснащаются системами уже в начальных исполнениях. Но в большинстве своём производители ведут себя весьма бессовестно. На относительно дешёвых автомобилях и автомобилях среднего уровня, где конструктивно предусмотрена ESP, систему практически нельзя заказать в качестве отдельной опции (тоже самое касается ABS и дополнительных подушек). Её, как правило, продают в пакете с другим оборудованием. И это самое гадкое. Допустим, сама по себе ESP стоит 20 тысяч рублей, но в итоге её вам навязывают в пакете с какими-нибудь стеклоподъемниками, складывающимися зеркалами, более продвинутой «музыкой» или ещё какой-нибудь ерундой. В итоге вы вынуждены отдать гораздо большую сумму. Многие, по понятным причинам отказываясь переплачивать, лишаются и «погремушек», и спасающей жизни системы стабилизации… Как-то неправильно.

Противобуксовочная система TCS (Traction control system) контролирует тягу на ведущих колёсах, она не допускает пробуксовки при разгоне. Зачем это нужно? Когда на автомобиль действует боковая сила (центробежная сила в повороте, сила тяжести при боковом уклоне, порыв ветра), пробуксовка ведущих колёс может спровоцировать потерю устойчивости – «стаскивание» автомобиля в сторону действия силы. Кроме того, из-за пробуксовки может быть полностью или частично потеряна управляемость, что особенно критично для переднеприводного автомобиля (ведущие колёса являются ещё и управляемыми).

Эффект обусловлен физикой – сила трения скольжения всегда меньше силы трения покоя. Электроника, притормаживая буксующие колёса и частично перекрывая подачу топлива, сохраняет в пятнах контакта трение покоя (хотя и возможна небольшая пробуксовка, так эффективнее работают шипы на льду и грунтозацепы в грязи). Разгон на большинстве покрытий TCS обеспечивает наиболее эффективный, при этом нет перерасхода топлива. «Зарыться» в грунт с TCS более проблематично.

Как правило, трекшн-контроль можно отключить, есть ряд условий, когда он мешает. На некоторых покрытиях эффективнее именно буксовать – через единицу поверхности проскочит бОльшее количество грунтозацепов (в случае со льдом – шипов), в пятнах контакта будет совершена бОльшая работа, при этом грунт в месте контакта с колесом и протектор лучше «очищаются».

Трекшн-контроль, как правило, отключается кратковременным нажатием соответствующей клавиши. ESP может быть отключаемой, частично отключаемой (она автоматически активируется по достижении 50-60 км/ч), а может быть и вовсе не отключаемой, всё зависит от производителя. Кстати, в последнее время всё чаще делают системы именно неотключаемыми, ведь никому в голову не приходит отключать ABS! Как правило, чтобы дезактивировать противозаносную систему, клавишу «ESP off» нужно подержать несколько секунд

А что говорит статистика? По данным исследований институтов безопасности стран Евросоюза, Японии и США, а также результатам исследований, проведённых различными автомобильными компаниями, порядка 40% всех ДТП со смертельным исходом происходят в результате заноса. При этом система динамической стабилизации может предотвратить до 80% всех аварий, происходящих из-за заноса. Макроэкономический анализ, проведенный Кёльнским университетом в 2007 году, показал, что в одной только Европе за год можно было бы спасти 4000 жизней, а 100 000 человек смогли бы избежать травм при наличии ESP в каждом автомобиле.

Для имитации скользкого покрытия во время тест-драйва пластиковый настил поливался мыльным раствором каждые 10 минут. На нижнем фото Renault Logan без ABS с заблокированными передними колёсами, несмотря на то что они повёрнуты, направление движения он сменить не сможет.

А знаете, почему регулятор давления тормозной системы настраивают так, что передние колёса у автомобилей без ABS, как правило, блокируются раньше, чем задние? Всё просто. Так автомобиль во время резкого торможения при возникновении экстремальной ситуации меньше подвержен заносу. Ровно по этой же причине при проектировке большинства современных автомобилей развесовка выполнена таким образом, чтобы в экстремальных ситуациях преимущественно обеспечивать недостаточную поворачиваемость (снос передней оси). То есть, если автомобиль проходит вираж с избытком скорости, в скольжение отправляется в первую очередь передняя ось. Следовательно, выше вероятность того, что он ударится о приближающееся препятствие передней частью, а не боком или как-то ещё. Далее седоков будут спасать другие средства – зона программируемой деформации (лонжероны в передней части кузова), ремни, подушки безопасности (если имеются)...

В марте 2009 года Европейский парламент принял постановление об обязательной установке ESP на все новые автомобили. В соответствии с этим постановлением с ноября 2011 года все новые модели легковых и грузовых автомобилей, зарегистрированные в Евросоюзе должны быть оснащены противозаносной системой. В 2007 году Американская Комиссия по безопасности дорожного движения (NHTSA) издала Федеральный стандарт безопасности автомобилей, в котором регламентируется обязательная установка ESP на все новые автомобили со снаряженной массой до 4500 кг, начиная с 2011 года. В NHTSA рассчитали, что включение ESP в базовую комплектацию может спасти до 9600 жизней и помочь избежать травм 238 000 человек. Цифры говорят сами за себя.

На видео наглядно продемонстрированы преимущества, которые даёт антиблокировочная система тормозов

Виталий КабышевФото: Виталий Кабышев

Благодарим канал «Авто+» за помощь в подготовке видеоматериалов

auto.mail.ru

ESP: как это работает

Система курсовой стабилизации в Вашем автомобиле может сыграть роль ключевого фактора, сохранившего Вам жизнь в случае возникновения аварийной ситуации. Система курсовой устойчивости или как её ещё называют система динамической стабилизации сохраняет управляемость и устойчивость машины, заблаговременно просчитывая возможность критической ситуации и устраняя её.

История создания ESP

Годом создания системыESP была можно считать 1995-ый, пусть только через два года она заявила о себе более громко, в момент дебюта первого компактного микровена от компании Mercedes-Benz под названием A-class.Во время проектирования данной модели был допущен ряд очень серьёзных ошибок, которые сильно повлияли на склонность автомобиля к опрокидыванию при выполнении манёвров, даже на небольшой скорости.

В Европе, где педантичный народ давно «повёрнут» (в хорошем смысле) на безопасности, вспыхнул серьёзный скандал. Выпуск автомобилей Mercedes-Benz А-класса был временно приостановлен, а машины, которые уже были проданы, отозвали для устранения неполадок. - отозваны для устранения недостатков. Инженеры компании Daimler-Benz серьёзно «взялись за голову» и начали решать эту непростую задачу.

Как же в этом, полюбившемся потребителю, автомобиле решить проблему с его устойчивостью, да при этом ещё не перепроектируя его. И, вуаля! Начало 1998-ого года ознаменовалось решением этой проблемы. Автомобили А-класса от компании Mercedes-Benz оснастили соответственно настроенной системой ESP.

Кроме моделей А-класса, система ESPв качестве стандартной комплектации оснащаются MercedesS-класс, E-класс и другие. На данных автомобилях используются ESP и сключительно от безусловного лидера и фаворита в данной области - Bosch. Системы ESP от Bosch устанавливаются также на таких гигантах, как BMW, Porsche, Audi, Volkswagen и многих других.

Принцип действия

Основная задача системы электронной стабилизации ESP лежит в выравнивании транспортного средства в сторону направления передних колёс. Автомобиль оснащённый ESP содержит:

- датчики, определяющие его положение в пространстве;

- датчики вращения колес;

- датчик, определяющий угол поворота руля;

- насос, управляющий тормозными магистралями колес;

- ЭБУ – электронный блок управления. Он «опрашивает» каждый из колёсных датчиков с поразительной частотой до 30 раз в секунду. Так же ЭБУ обращается к датчикам поворота руля и оси - Yaw Sensor.

ЭБУ обрабатывает данные со всех датчиков управления. В случае их не схождения ESP принудительно берёт под контроль подачу топлива и тормозную систему, выравнивая автомобиль в направлении передних колёс. Важно то, что электроника не настолько умна, чтобы знать, где находится безопасная часть дороги далее, поэтому Вам придётся направлять колёса самостоятельно, тем самым помогая ESP делать остальную работу.

На первый взгляд может показаться, что опытным водителям ни к чему пользоваться помощью данной системы, ведь в экстренной ситуации они могут полагаться на свои умения, уверенность и опыт. Но это большое заблуждение! В экстренной ситуации ESP правильно регулирует подачу топлива и выбирает именно те колёса, чтобы оттормозить, которые нужны для стабилизации автомобиля.

Если сложилась ситуация, что передние колёса идут в снос, потому что вход в поворот определил излишнюю управляемость автомобиля, система ESP задействует задние тормоза, путём притормаживания того колеса, которое лежит на внутреннем радиусе поворота. Это действие выровняет «передок» автомобиля, уходящий в снос.

Может возникнуть и обратный случай, когда автомобиль плохо управляем и возникает скольжение в повороте с заносом задней части автомобиля. В данной ситуации система ESP подключает передние тормоза, притормаживая колесо, идущеена внешнем радиусе поворота.

Некоторые водители полагают, что ESP мешает езде. Мы хоти это опровергнуть и доказать, что это 100% не так. Во-первых, в любом случае человек при всех своих контролируемых физических возможностях (сейчас идёт речь об обычных людях без каких-либо феноменальных способностей: облучение, укус радиоактивного паука и т.д.) не может действовать так, как это делает электроника ESP. Во-вторых, элементарная проверка своих сил на ледяном полигоне Вас сразу же разубедит в обратном.

На высокой скорости движения шансов не вылететь за пределы трассы гораздо больше у автомобилей, оснащённых ESP, чем без неё. В-третьих, люди, считающие, что система стабилизации излишня в автомобиле, просто попирают элементарные физические законы, не зная принцип работы ESP. Просто достаточно уяснить главный принцип ESP, чтобы на практике поменять своё мнение на обратное.

Разработчики заявляют о том, что не может возникнуть таких ситуаций на дороге, где ESP может навредить, могут случиться только безвыходные.

Устройство ESP

Конструктивно ESP состоит из системы датчиков, расположенных на осях и рулевом механизме, контролирующих положение автомобиля на дороге.Кроме датчиков ESP состоит из:

- акселерометра, который определяет положение автомобиля в движении;

- главного контроллера, состоящего из пары микропроцессоров в 56 Кбайт памяти каждый.

Эффективность ESP состоит в её использовании вместе с ABS, EBR и ASRсистемами, обеспечивающими активную безопасность автомобиля.

Bosch – лидер на мировом рынке по производству ESP, добавила ей новых полезных свойств, которые призваны повысить безопасность и комфорт автомобиля. Итак ESPпо её желанию можно укомплектовать следующими последующими функциями:

1. Электронаполнение гидросистемы. В случае резкого снятия ноги с акселератора, система сделает вывод о возможности аварийной ситуации. В данном случае дабы уменьшить время срабатывания тормозов, электрогидравлика сама решает подвести колодки к дискам.

2. «Самоочищающиеся» диски тормозов. В дождливое время рабочая поверхность дисков может покрываться тонким слоем воды. Дабы это не стало помехой в момент экстренного торможения, к диску будут прислоняться колодки, снимающие слой воды, в определённый период времени.

3. «Мягкая» остановка. Эта функция призвана сделать остановку более плавной. Достигается это за счёт систематического уменьшения давления жидкости в гидравлических контурах по мере остановки автомобиля.

4. Регулирование движения на неровных дорожных поверхностях. Исключает скатывание автомобиля на склонах при движении назад.

5. «Стоп-вперед». Эта функция расширяет возможности круиз контроля, регулируя дистанцию до автомобиля, что движется впереди. Руководствуясь полученной от датчиков информацией, система может останавливать автомобиль в пробках и анализировать его дальнейшее движение без участия водителя.

6. Торможение автоматическиво время парковки. Это электронный аналог «ручника», который не использует отдельные тормозные механизмы колёс. Чтобы его активировать, достаточно выжать тормоз в пол, нажав соответствующую кнопку электрогидравлического модуля. Это даст действие даст некую команду держать нужное давление в контурах пока не поступило новое распоряжение от водителя.

Что еще могут в будущем предложить умельцы-инженеры, создающие автомобильные системы, предположить сложно, остаётся лишь теряться в догадках и покорно ожидать новых «улучшайзеров» безопасности и комфорта.

Производители

Системы, осуществляющие электронный контроль устойчивости производятся такими крупными производителями:

Robert Bosch GmbH— является крупнейшим производителем систем ESP. Выпуск их налажен под одноимённой маркой ESP.

Aisin Advics

ITT Automotive

Bendix Corporation

Continental Automotive Systems

Hitachi

Teves

Delphi

Mando Corporation

TRW

NisshinKogyo

WABCO

Другие названия

Система электронного контроля устойчивости ESP у различных автомобильных производителей имеет разное название. Вот некоторые примеры:

ASC (Active Stability Control) и ASTC (Active Skid and Traction Control MULTIMODE) – Mitsubishi.

ESC (Electronic Stability Control) – Chevrolet, Kia,Hyundai.

ESP (Elektronisches Stability Program) – Chery, Chrysler, Fiat,Dodge, Mercedes-Benz, Opel, Daimler,Peugeot, Renault, Citroën,Volkswagen, Audi.

VSA (Vehicle Stability Assist) – Acura, Honda.

DSC (Dynamic Stability Control) – BMW, Jaguar, MINI, Mazda, Land Rover.

DSTC (Dynamic Stability and Traction Control) – Volvo.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Electronic Stability Program

Electronic Stability Control (ESC) is the generic term for systems designed to improve a vehicle's handling, particularly at the limits where the driver might lose control of the vehicle.

Robert Bosch GmbH were the first to deploy an ESC system, called Elektronisches Stabilitätsprogramm (ESP®) that was used by Mercedes-Benz S class and, to a lesser extent, by BMW 7 series in 1995. It came to prominence immediately, when the original Mercedes-Benz A-Class (without ESC) failed the moose test; since Mercedes-Benz could not afford to be perceived as marketing unsafe vehicles, every A-Class was retrofitted with ESC at great expense.

ESC was then introduced to the mass market by Bosch, Continental Automotive Systems, Delphi and TRW, usually under the broader name of Electronic Stability Control, which is the more common term recognized by the Society of Automotive Engineers, although individual motor manufacturers use a range of different marketing names (see below).

Contents

[show]

OperationEdit

ESC compares the driver's intended direction in steering and braking inputs, to the vehicle's response, via lateral acceleration, rotation (yaw) and individual wheel speeds. ESC then brakes individual front or rear wheels and/or reduces excess engine power as needed to help correct understeer (plowing) or oversteer (fishtailing). ESC also integrates all-speed traction control, which senses drive-wheel slip under acceleration and individually brakes the slipping wheel or wheels, and/or reduces excess engine power, until control is regained. ESC cannot override a car's physical limits. If a driver pushes the possibilities of the car's chassis and ESC too far, ESC cannot prevent a crash. It is a tool to help the driver maintain control.

ESC combines anti-lock brakes, traction control and yaw control (yaw is spin around a vertical axis).

EffectivenessEdit

Numerous international studies have confirmed the effectiveness of ESC in helping the driver maintain control of the car, help save lives and reduce the severity of crashes. In the fall of 2004 in the U.S., the National Highway and Traffic Safety Administration confirmed the international studies, releasing results of a field study in the U.S. of ESC effectiveness. NHTSA concluded that ESC reduces crashes by 35%. The Insurance Institute for Highway Safety (IIHS) later issued their own study that concluded the widespread application of ESC could save 7,000 lives a year. In June 2006, the IIHS updated the results of their 2004 study by stating that up to 10,000 fatal crashes could be avoided annually if all vehicles were equipped with ESC.[1] That makes ESC the greatest safety equipment development since seat belts, according to some experts. On November 21, 2006 the IIHS announced that 13 of the 2007 vehicles had earned their TOP SAFETY PICK rating--- a major new requirement for this top rating is that the vehicle must be equipped with ESC[2] However, some people contend (backed up by the theory of risk compensation) that the perception of safety conferred by the ESC will encourage more dangerous driving, as seems to be the case with seat belts. Among those concerned that ESC is just the latest example of a long and ultimately unsuccessful campaign, in the U.S. and abroad, to make cars that are capable of compensating for dangerous driving behavior is the Partnership for Safe Driving www.crashprevention.org. The Partnership believes that if no corresponding effort is made to deter speeding, aggressive, distracted and drowsy driving, this technology will not live up to its promise and may, in fact, encourage even more dangerous driving behavior.

CriticismEdit

Some driving enthusiasts, most publicly motoring journalists from enthusiast magazines, object to some of the implementations of ESC. They contend that by making it impossible to explore the dynamic behaviour of their cars, overzealous ESC systems spoil much of the fun of driving. Consequently, some manufacturers allow drivers to disable ESC systems, and/or use ESP systems that allow greater levels of under or oversteer before it intervenes. Some even provide a setting so the user can choose whether the system will intervene earlier or later stage. Enthusiasts have also begun to modify ESC systems to suit their preferred driving styles [3].

It has also been argued that ESC is being used as a "catch all" for poorly designed cars, whereby the basic mechanical handling of a car is unstable and ESC is used to compensate for the problem.Template:Cn

Another point of critique is that in the case of very dangerous drivers, the car will be able to be pushed further (and faster) before the limits of the vehicle and ESC are reached, meaning that should the vehicle become "out of control" this will happen at higher speeds, leading to more severe crashes.

In the event that the vehicle is out of alignment or has a tire with low enough air pressure to affect the steering wheel's angle, the yaw rate sensor would conflict with the steering wheel sensor. If this were the case, the vehicle's Powertrain Controle Module may interpret the driver's actions as trying to turn the vehicle, rather than compensation for a mechanical problem. However, ECU programmers are familiar with this type of issue, and use cross-correlation between sensors to identify problems.Template:Cn

Product namesEdit

Vehicle manufacturers use electronic stability control systems under different marketing names:

FutureEdit

Electronic Stability Control forms the foundation for new advances on vehicle equipment that will save additional lives and give the driver still more control over the vehicle. The computing power of ESC facilitates the networking of active and passive safety systems on the car, creating the opportunity to address still more causes of crashes.

The market for this system is growing at a very robust rate, especially in European countries such as Sweden and Germany. Despite criticism, it is expected that the ESC system will be installed in most vehicles post 2015 in most countries in Europe and also in Japan.

In the US, the NHTSA has recently mandated that ESC be included on every new vehicle by the model year 2012 (September, 2011).[3]

See alsoEdit

Template:AutomotiveHandlingNav

External linksEdit

automobile.wikia.com


Смотрите также