Как поднять октановое число бензина в домашних условиях


Как повысить октановое число бензина в домашних условиях

Многие автолюбители знают, что использование бензина с октановым числом ниже рекомендованного производителем двигателя приводит к детонации топливовоздушной смеси в камерах сгорания и, как следствие, к сокращению срока службы двигателя, а то и к немедленному выходу его из строя. Конечно, в городе и его окрестностях на автозаправках всегда можно купить топливо, подходящее вашей машине. Однако если вы являетесь любителем автотуризма, вам могут встречаться такие отдаленные уголки, где посчитаешь за удачу наличие на АЗС любого низкооктанового топлива. В таком случае хорошо бы знать, как повысить октановое число бензина в домашних условиях.  Но сначала о самом параметре топлива.

Детонационная устойчивость

Октановое число, или октановый индекс – это параметр, характеризующий способность бензина не воспламеняться от сжатия. Показатель равен объемному процентному содержанию изооктана в смеси с н-гептаном, при котором детонационная устойчивость этой жидкости и исследуемого бензина совпадает. Изооктан крайне неохотно воспламеняется даже при очень высокой степени сжатия, поэтому его октановое число принято за 100. Н-гептан, напротив, легко самовоспламеняется даже при низкой степени сжатия, потому значение его антидетонационного параметра приравняли к нулю.

Первым способность бензина к детонации в 21 году прошлого века исследовал англичанин Гарри Рикардо. Он и предложил использовать шкалу устойчивости бензина к детонации. Длительное время основной антидетонационной присадкой для бензина был тетраэтилсвинец. Добавление всего 0,01% этого вещества в бензин повышает его индекс детонационной устойчивости на 3 единицы. Но так как он очень ядовит, сейчас его использование как присадки к бензину запрещено. Вместо него, чтобы повысить антидетонационные свойства, сейчас применяют более безопасные присадки, например, метил-трет-бутиловый эфир, который считается на сегодня самым перспективным средством для этой цели. Используется также его смесь с трет-бутиловым спиртом. Недостатками этих присадок является высокая агрессивность к резинотехническим изделиям и низкая (около 50 ◦C) температура кипения. Последнее является причиной испарения этих присадок из топлива на жаре.

Независимо от химической природы антидетонатора, концентрация присадки в бензине по объективным причинам ограничена, что ведет к невысокому приросту октанового числа. Кроме того, увеличение индекса детонационной устойчивости бензина зависит от концентрации присадки нелинейно. Для каждого антидетонатора существует пороговая концентрация, после достижения которой показатель детонационной устойчивости не увеличивается.

Сравнение свойств различных антидетонаторов

Значения пороговой концентрации некоторых присадок и другие их эксплуатационные особенности:

Уменьшение риска детонации подручными средствами

AutoLirika.ru

Повышаем октановое число топлива

На сегодняшний день большинство автомобилистов стремятся добиться более экономной и стабильной работы двигателя. Так как после очередной заправки автомобиля топливом каждый водитель начинает подсчитывать, на сколько «кровных» обеднел их кошелек, вопрос экономии является одним из наиболее приоритетных. «Бывалые» водители знают, что решить данную проблему может высокооктановое топливо, которое обеспечивает вышеуказанные потребности вполне.

В данной статье о нем и поговорим. Мы постараемся рассмотреть все способы, с помощью которых можно увеличить октановое число топлива, а также каким образом можно проверить октановое число, а с ним и качество топлива, которое вы используете.

1. Когда нужны присадки

Если топливо в автомобиле обладает низким октановым числом, оно может намного раньше воспламеняться, чем это будет необходимо. В данном случае мощность двигателя может существенно снижаться, а это грозит появлением хорошо известного большинству автолюбителей процесса детонации топлива. Также использование низкооктанового бензина может стать причиной сокращения срока службы целой группы его главных элементов – клапанов, седел, свечей и многих других, исходя из этого делать капремонт двигателя вам придется намного раньше.

Анализируя вышесказанное, можно подытожить, что повышать уровень октанового числа все-таки необходимо. Отвечая на вопрос, как добиться повышения октанового числа бензина, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день имеется только два стандартных способа, а именно: использование сложных технологических операций, осуществление которых просто невозможно в «гаражных» условиях, а также добавление специальных присадок, называемых антидетонаторами. К сожалению, многие из присадок могут быть очень вредными, хотя большинство из них все еще используются, даже на вполне легальных АЗС.

Как известно, некачественный бензин не производят, а делают его таким уже после производства, так как с нефтезавода бензин выпускается по всем стандартам и нормам и соответствует желаемому качеству. Владельцы некоторых заправочных станций пренебрегают качеством топлива и добавляют в него различные присадки с целью сделать из дешевого бензина более дорогостоящий.

2. Моющие присадки

Сегодня моющие присадки к бензину выпускаются почти каждой «внушительной» нефтяной компанией. Наименований для моющих присадок имеется огромное количество, поэтому делать характеристику присадок по внешнему виду, запаху или цвету абсолютно бесполезно.

Работать над созданием моющих присадок начали еще в те далекие для современного автомобилиста времена, когда перед обществом впервые предстали двигатели с принудительной вентиляцией картера. Отложения крайне мешали дроссельной заслонке, и в результате двигатель не только изнашивался, но и потребность в количестве топлива для поддержания мощности постоянно возрастала, так как он не полностью сгорал. Исходя из этого, появление моющих присадок было обусловлено двумя основными причинами: желанием продлить срок службы автомобильного двигателя, а также сэкономить топливо.

По сути, моющая присадка – это тщательно сбалансированный пакет из ингибиторов коррозии, деэмульгатора (поглотителя воды), а также моющего компонента, в качестве которого, как правило, выступают поверхностно-активные вещества (ПАВ). Она способна «разрыхлить» лаковые отложения и нагар, а мельчайшие частицы уносит с потоком топливо-воздушной смеси в цилиндр, где они благополучно сгорают.

При добавлении моющей присадки в топливо нужно быть очень осторожным с дозировкой. Передозировка (как правило, более 10 %) может привести к тому, что двигатель попросту не сможет завестись.

По сути, моющие присадки являются тем же стиральным порошком, или же шампунем. Это поверхностно-активные вещества, которые могут хорошо растворяться в бензине и явялются обладателями таких же моющих свойств, как вышеуказанный стиральный порошок, который растворяется в воде. Хотя, в отличие от обычного порошка, моющие присадки должны быть обладателями более мощных характеристик. Ну и, конечно, они ни в коем случае не должны навредить.

3. Чем повысить октановое число

3.1 Тетраэтилсвинец

Как правило, на начальном этапе производства топлива, его октановое число составляет всего от 40 до 65 единиц.

Как мы уже говорили, для того чтобы придать данному веществу схожести с качественным бензином, в него необходимо добавлять присадки, которые способны повысить октановое число. Один из наиболее популярных присадок – тетраэтилсвинец ТЭС (Рb(С2Н5)4), который является и одним из наиболее эффективных антидетонаторов. Это масляная бесцветная жидкость, которая имеет температуру кипения около 200°С. Применять тетраэтилсвинец как антидетонатор начали еще в 1921 году, и на сегодняшний день данная присадка является одним из наиболее дешевых и эффективных средств (в концентрации 0,05% ТЭС позволяет повысить октановое число бензина на 15 - 17 пунктов).

Как правило, тетраэтилсвинец не добавляется в топливо в чистом виде, исходя из того, что при сгорании наблюдается образование оксида свинца, который в виде нагара оседает на клапанах, поршнях и других элементах.

Поэтому тетраэтилсвинец смешивают с другими веществами, такими как дибропропан или бромистый этил. Для того чтобы удалить из камеры сгорания оксиды свинца, было принято использовать специальные "вещества-выносители" (диромэтан,бромистый этил, дибромпропан), которые образовывали со свинцом при сгорании летучие соединения, с легкостью удаляемые из камеры сгорания. Данная смесь ТЭС с "веществом-выносителем", а также с добавленным во все это красителем, получила название «этиловая жидкость», а бензин, который включал данные компоненты, стали называть этилированным.

На сегодняшний день производить этилированный бензин строго воспрещено, так как он имеет большую токсичность. Это наиболее опасная присадка за всю историю антидетонаторов. В народе ее еще принято называть "псевдобензин".

Свинец может накапливаться в организме, может вызвать рассеянный склероз и вообще, по сути, является ядом. Более того, этилированный бензин ни в коем случае нельзя использовать в тех автомобилях, которые оборудуются каталитическими нейтрализаторами отработавших газов. Последние могут выйти из строя во время эксплуатации двигателя где-то около нескольких часов.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что плюсы ТЭС заключаются в том, что он является наиболее эффективным антидетонатором, так как его концентрация только в 0,01% может поднять октановое число сразу на три единицы. К тому же, ТЭС не очень дорогой. Минус ТЭС заключается в токсичности присадки, которая может нанести ущерб как человеку, так и автомобилю.

3.2 Спирты

Наряду с тетраэтилсвинцом, в бензин также можно добавлять и спирты (этиловый и метиловый). Так, к примеру, если добавить в бензин Аи-92 всего 10% этилового спирта, можно увеличить октановое число до 95 единиц. К тому же, данная присадка может минимализировать токсичность выхлопных газов. Хотя не исключено, что использование спиртов может привести к довольно значительному росту давления насыщенных паров, которое может стать причиной накапливания паровых пробок в трубопроводах топливной системы.

Также спирты являются активными поглотителями влаги из воздуха и хорошо растворяются в воде, поэтому, для того чтобы хранить данную смесь, необходимо создать специфические условия хранения, а также проводить периодический мониторинг содержания спиртового компонента. Несоблюдение правил хранения может быть чревато тем, что в составе бензина появится вода, а это, как известно, приводит к увеличению расхода топлива, к неполному его сгоранию или же – при значительном проценте, разумеется – к возникновению ледяных пробок в зимнее время года.

Помимо всего этого, к недостаткам данной присадки можно отнести и тот факт, что она может оказать довольно серьезное разъедающее действие на прокладки в самом двигателе. Данный недостаток может привести к тому, что компоненты топлива не могут смешаться в цилиндре. Это чревато образованием отдельных слоев смеси в бензобаке. Если вдруг в такую смесь попадет вода, она поглотится спиртом, и вместе они образуют обычную водку. Но, как известно каждому, бензиновые двигатели не могут работать на топливе, которое состоит из водки.

3.3 Железо и марганец

Несмотря на огромный перечень выявленных эффективных антидетонаторов разнообразного химического состава, большинство промышленностей реализовывают АД присадки исключительно на основе трех химических элементов: свинца, железа и марганца.

Это уже известные нам тетраэтилсвинец и близкий к его химическому составу тетраметилсвинец (ТМС), а также циклопентадиенилтрикарбонил марганца (ЦТМ), дициклопентадиенил железа (ферроцен) и его алкильные производные, и метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца (МЦТМ). Антидетонаторы на основе марганца могут применяться в высокооктановых бензинах. Из-за низкой допустимой концентрации (не более 17 мг марганца на 1 л бензина), его применяют в ограниченных масштабах, и именно этот факт не позволяет данным антидетонаторам серьезно конкурировать с эфирами и спиртами в борьбе за ОЧ.

4. Условно рекомендуемые присадки

Все вышеперечисленные присадки можно характеризировать как нерекомендуемые присадки, так как уровень токсичности у них очень высок, хотя они и являются наиболее эффективными. Помимо нерекомендуемых антидетонаторов, существуют и более «щадящие», которые именуются как условно рекомендуемые присадки. Все большую и большую популярность приобретает метил-трет-бутиловый эфир, который не имеет расцветки, легко воспламеним, а также обладает специфическим запахом. Данный эфир не обладает высокой токсичностью, но при этом имеет высокое октановое число. Собственное октановое число метил-трет-бутилового эфира доходит до 110 единиц или даже выше. Использовав только 15% метил-трет-бутилового эфира, вы сможете добиться повышения октанового числа топлива до двадцати единиц.

Ко всему, данный эфир приносит очень большую пользу двигателю: кислород, который содержится в нем, является обеспечителем полноты сгорания и тем самым снижает выбросы СО и СН. Увеличенное содержание МТБЭ в топливе (как правило, свыше 15%) может привести к снижению мощности и увеличению выбросов окислов азота (NOx). Помимо этого, бензин, в составе которого имеется завышенная концентрация МТБЭ, ведет себя очень агрессивно по отношению к уплотнениям топливной системы и может ускорять процесс коррозии.

На сегодняшний день практически весь бензин с высоким октановым числом производится с использованием данной присадки. Еще одной условно рекомендуемой присадкой является монометиланилин (ММА).

Если использовать его в низких концентрациях ( где-то до 1,3%), какого-либо вреда двигателю присадка не принесет, к тому же, снизит детонацию. Если превысить дозу используемого монометиланилина, это грозит двигателю образованием в нем нагара, который является причиной «зависания» клапанов. Как известно, ММА относится к категории ядов, так как при вдыхании паров человек может серьезно отравиться.

5. Присадки для дизельного топлива

О том, как повысить октановое число бензина, мы уже узнали. А что делать автомобилисту, который привык использовать дизельное топливо? Ответ очень прост: и в этом случае не избежать использования присадок. Итак, если двигатель вашего автомобиля использует дизельное топливо, для того чтобы повысить октановое, или как его принято называть, цетановое число, необходимо в качестве присадок добавлять в него нитраты и перекиси. Как ни крути, но данные присадки не так эффективны, как те, которые добавляются в состав бензина (например, тетраэтилсвинец), более того, они малостабильны. Исходя из этого, данная практика увеличения цетанового числа не имеет должного распространения.

6. Оперативное определение октанового числа

Большинство автомобилистов интересует вопрос о том, как можно самостоятельно проверить уровень октанового числа топлива, которое используется двигателем собственного автомобиля. С каждым днем технологии движутся вперед, и сегодня этот вопрос решаем. Автомобилисты могут воспользоваться специально разработанными компактными приспособлениями. Данные приборы позволяют определить качество бензина прямо на автозаправочной станции. Благодаря этому вы сможете избежать покупки некачественного топлива, а значит, сможете предупредить связанные с плохим качеством топлива поломки автомобиля.

Данный прибор сможет безошибочно продиагностировать октановое число марок топлива Аи-80, Аи-92, Аи-95, Аи-98. Действие прибора основывается на исследовательском методе анализа топлива, а посему способно определить уровень диэлектрической проницательности бензина, от которой зависит значение октанового числа.

Прибор может приводиться в эксплуатацию как в проточном режиме в момент заправки топливом, так и в режиме погружения в бензин. Для того чтобы прибор работал в проточном режиме, достаточно наполнить бак бензином в количестве от 5 до 10 литров.

Главными особенностями, которыми обладает данный прибор, являются, как мы уже упоминали, наличие двух методов работы: проточный метод и метод погружения; безошибочность определения реального октанового числа топлива; возможность его калибровки ; быстрота в измерении – уже на протяжении 15 секунд прибор сможет дать точный результат. Ко всему этому, прибор очень легко вводится в эксплуатацию (при условиях от -20 до +40 градусов), компактный, легкий и удобный.

Подводя итог, можно сказать, что в наше время главной причиной повышения октанового числа топлива является непоколебимое желание автомобилистов сэкономить. Но в своем желании они допускают очень много ошибок, так как забывают, что существует и много других факторов, о которых не стоит забывать. Так, к примеру, среди многих водителей бытует неверное мнение о том, что нужно заправляться понемногу за один раз. В таком случае почти невозможно сэкономить ни на деньгах, ни на топливе, на котором экономить вообще нельзя, ведь это чревато поломками двигателя.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Способы повышения октанового числа бензина

 Глядя на рост стоимости топлива на заправках, у многих автолюбителей возникает шальная мысль повысить октановое число бензина. Почему бы и нет? Здесь задумается всякий автоинструктор Москвы.

Конечно, на практике данная работа ложится на «плечи» нефтеперегонных заводов, у которых методы такого преобразования весьма сложные. Но иногда столь оригинальна задача по силам и обычному автолюбителю.

В чем суть

Автоинструктор Москвы (мнение специалиста).

Для начала разберемся, что это за показатель такой и для чего его, собственно, улучшать.

Итак, октановое число характеризует детонационные свойства бензина, то есть его способность воспламеняться в нужное время и с необходимым качеством.

Это основной показатель, которому уделяется особое внимание. К примеру, если октановый показатель бензина АИ-95, то это говорит о его детонации на 95% (как изооктана) и на 5% (как гептана).

В первый же момент после нефтеперегонки бензин имеет минимальное октановое число – 70. В дальнейшем с помощью различных методов и присадок данный показатель можно поднять до желаемого уровня.

Определение октанового числа производится на специальном стенде (часто он имеет вид специального мотора для испытаний). Проверка выполняется при различных нагрузках – малых и средних.

Но в последнее время начали появляться специальные приборы, которые упрощают проверку.

Параметры топлива, используемого для эксперимента, сравниваются со стандартными составами изооктана и гептана. После этого бензину присваивается своя «цифра».

К слову, каждое органическое соединение имеет свой уровень детонационной устойчивости.

К примеру, метан имеет показатель октанового числа 107,5; пропан – 105,7; бензол – 113; бутан – 93, 6; бензины прямой перегонки – около 58, каталитического крекинга - около 80-85 и каталитического риформинга – 83-97.

Зачем изменять параметр октана?

При низком октановом числе бензин может воспламеняться много раньше, чем это необходимо. В таком случае мощность двигателя снижается, появляется хорошо известный многим автолюбителям процесс детонации.

Кроме этого, применение низкооктанового бензина приводит к детонации двигателя, сокращению срока службы целой группы его основных элементов – седел, клапанов, свечей и так далее. Если злоупотреблять топливом низкого качества, то капремонт двигателя придется делать намного раньше срока.

Так что для повышения качества бензина и существенного улучшения его эксплуатационных качеств, повышать октановое число все-таки нужно.

Как это делается? В чем особенности каждого из методов? Именно об этом мы и поговорим более подробно.

Основные методы

На сегодня можно выделить несколько основных способов повышения октана.

Каталитический крекинг.

Процесс, который можно реализовать только в условиях нефтеперерабатывающего завода. Этот метод подразумевает, нагрев нефти на катализаторе до температур немногим выше 500 градусов Цельсия.

Во время нагрева в Алканах снижается молярная масса, что позволяет получить на выходе два элемента – ароматические углероды и Алкены.

Как итог, бензин с октановым числом 91-92. Минус такого топлива - в большой концентрации ароматических углеводов. Следовательно, при длительном хранении топлива октановое число может уменьшиться.

Каталитический реформинг.

Здесь полученное после прямой перегонки топливо нагревается до 500-520 градусов Цельсия. Одновременно с этим катализатор (рений, оксид алюминия с платиной и прочие металлы) находится под давлением около 35 атмосфер. На завершающем этапе получается 95-й бензин. КПД – около 75%.

Как и в первом случае, такой вид работ выполняется только в специальных условиях на заводе.

Метилтретбутиловый эфир.

Это одна из наиболее популярных добавок для повышения октанового числа топлива. Ее особенности – бесцветность, способность к легкому воспламенению, низкая токсичность, сильный запах и высокий уровень октана.

Достаточно долить в бензин около 15% данного эфира (от общего объема топлива), чтобы повысить октановое число на 8-12 пунктов.

Чаще всего именно этот метод используется для увеличения «октана». Но у него есть недостаток – полученный таким способом бензин много быстрее испаряется в солнечную погоду из-за своей повышенной летучести.

Спиртовые добавки (на основе этилового или метилового спирта).

Также применяются для повышения качества топлива. К примеру, добавив 1/10 части этилового спирта в бензин АИ-92 можно сделать его 95-м. При этом на авто существенно снижается токсичность выхлопов.

Но данный метод имеет целый ряд недостатков.

Так, проявляется способность спирта впитывать в себя влагу, что требует от автолюбителя дополнительных мероприятий по «осушению» бензина.

Кроме этого, есть высокий риск появления пробок в топливной системе.

К слову, если не предпринимать никаких мер, то в топливе появляется вода, а это повышенный расход, неполное сгорание топливной смеси, высокий риск замерзания бензина в системе и прочие проблемы. Поэтому придется удалять воду из бензина.

Тетраэтилсвинец.

Одна из наиболее качественных добавок, которая активно применяется еще с 1921 года.

Достаточно 1/20 части этого вещества, чтобы поднять уровень октана на 15-18 позиций.

Тетраэтилсвинец применяется в комплексе со специальными «веществами-выносителями», который убирают образовавшийся при сгорании добавки оксид свинца.

Сегодня этот метод запретили из-за опасных паров свинца и их негативного действия на организм человека. Пары вещества очень ядовиты.

Кроме этого, такое топливо нельзя использовать в машинах с каталитическими нейтрализаторами (техника выходит из строя уже через несколько часов работы).

Влияние добавок

Безусловно, высокооктановое топливо – это большой плюс для двигателя. Последний работает стабильнее, повышается мощность, снижается расход топлива и так далее.

Именно поэтому из обихода постепенно выходят устаревшие и неэффективные виды топлива АИ-76 и АИ-80. Но и здесь есть определенные риски.

Если заправить машину бензином с «кустарно» повышенным октановым числом, можно столкнуться с целым рядом проблем, начиная обычной заменой свечей и заканчивая капитальным ремонтом двигателя.

Другие добавки.

Предложения на рынке.

Выводы

Таким образом, увеличить октановое число реально, и способов существует предостаточно. Но помните, что заниматься таким «искусством» в домашних условиях крайне опасно.

Лучше, когда такая работа производится профессионалами и только в специально оборудованных помещениях.

Что касается применения различных добавок, то на них не очень положительно реагирует двигатель – помните об этом.

(Сайт частных автоинструкторов: http://avtosensei.ru/)

Похожие статьи:

Новости → Что может отвлечь водителя от дороги и спровоцировать ДТП

Автоликбез → Как подобрать хороший автомобиль на авторынке самостоятельно?

Новости → Какие машины и зачем угоняют

Автоликбез → Расход топлива: преодолеваем кризис вместе с Hyundai

Автоликбез → КАСКО для подержанных автомобилей

Комментарии ()

avtosensei.ru

Топливные присадки для двигателя

Использование топливных присадок позволяет изменять параметры горючего и оптимизировать работу двигателя. В зимний период присадки серьезно облегчают пуск и работу как дизельных, так и бензиновых двигателей. Правильно подобранные присадки способны ощутимо снизить негативное влияние некачественного и низкооктанового топлива на двигатель автомобиля. С их помощью удается поддерживать работоспособность топливной системы, что позволяет отодвинуть время проведения даже небольшого ремонта двигателя.

Виды топливных присадок

Все топливные присадки различают по предназначению и делят на:

Увеличители октанового числа

Присадки этого типа снижают склонность топлива к детонации (октановое число), благодаря чему топливовоздушную смесь удается сжимать более сильно, что дает небольшой рост мощности. Большинство водителей знает, что заливать в бак низкооктановый бензин очень опасно – двигатель начинает работать в режиме сильного перегрева и детонации топлива. В результате происходит прогар клапанов и поршней. По заявлениям производителей, использование октан-корректоров позволяет повысить октановое число на 5-6 единиц. Это позволит разбавлять бензин АИ-92 более дешевым АИ-80 в пропорции 3:1. Или Заправлять машины, рассчитанные на АИ-95 и АИ-98 более дешевым АИ-92.

Однако, исследования, проведенные интернет-журналом «Авторевю» показали, что ни одна из имеющихся в продаже в автомагазинах и на заправках присадок не способна увеличить октановое число больше чем на 1,5 единицы. В исследовании участвовали следующие присадки:

Поэтому с их помощью невозможно превратить АИ-92 в АИ-95. При этом вред от присадок, увеличивающих октановое число очевиден. Они изменяют режим и скорость сгорания топлива, в результате этого свечи, поршни и клапаны страдают гораздо сильней, чем от низкооктанового бензина.

Поэтому использовать любые октан-корректоры нежелательно. Исключение составляют случаи, когда на единственно доступной заправке продают бензин невысокого качества. В этом случае присадка поможет доехать до заправки с нормальным бензином, после чего необходимо слить из бака остатки топлива и заправиться качественным горючим.

Единственная присадка, которая действительно увеличивает октановое число больше, чем на 2 единицы – это этиловый, метиловый и изопропиловый спирт. 2-3 процента спирта позволяют увеличить октановое число на 1 единицу. Поэтому добавив в бензин АИ-92 7-10 процентов чистого спирта, получите неплохой бензин АИ-95. Единственная проблема при использовании спиртов – наличие воды в баке. Спирт смешивается с водой и его октановое число, а также теплотворная способность, снижается. Поэтому точное количество спирта придется подбирать индивидуально. Использование же тех реагентов, которые применяют на нефтеперегонных заводах, невозможно по причине их недоступности для большинства автолюбителей.

Увеличители мощности двигателя

Нередко на заправках и в автомагазинах продают присадки, которые, по заверениям их производителей увеличивают мощность двигателя на 5-20 процентов. В основе этих присадок лежат те же вещества, что и в описанных выше увеличителях октанового числа. Поэтому максимальное увеличение мощности не превышает 2-3 процентов. При этом износ двигателя увеличивается в 3-5 раз. Использование этилового, метилового и изопропилового спирта не дает прироста мощности более 1,5 процентов, потому что его октановое число сильно превышает настройки двигателя. Чтобы использование спирта позволяло повысить мощность двигателя хотя бы на 5-10 процентов без 5-10 кратного снижения ресурса, необходимо серьезно форсировать мотор и повышать степень сжатия (не путайте с компрессией) до 13-14, вместо обычных 9-11. Сделать это в домашних условиях невозможно.

Поэтому единственный способ увеличить мощность двигателя – провести серьезный тюнинг, связанный с заменой цилиндропоршневой группы, установкой специальных коленчатого и распределительного валов, тщательной регулировкой всех систем. Или установкой более мощного мотора. Без этого никакие присадки не помогут увеличить мощность двигателя, не снижая его ресурс до 10-30 тысяч километров.

Присадки - очистители топливной системы

Дизельное и бензиновое топливо состоит из большого количества различных смол и парафинов. Помимо этих веществ в топливо нередко попадает обычная грязь, ржавчина и другие вещества, появляющиеся в процессе хранения и транспортировки горючего от нефтеперегонного завода к конечному потребителю. Просочившись через топливный фильтр, эти вещества образуют налет в жиклерах карбюраторов, на иглах форсунок, клапанах газораспределительного механизма. Этот налет в небольших пределах меняет состав топливовоздушной смеси и снижает компрессию цилиндров. Основная причина появления такого налета – неправильный режим работы двигателя, излишне позднее или слишком раннее зажигание, переобогащенная топливовоздушная смесь, изношенные маслосъемные колпачки и поршневые кольца, использование некачественного бензина.

Все это приводит к неполному сгоранию топлива и отложению недогоревших смол и различной грязи на клапанах, кольцах, свечах и элементах топливной системы (коксование). По уверениям производителей промывающих присадок, использование их продукции очищает карбюраторы, инжекторы и клапаны от нагара. Заливка подобных средств в бензобак позволяет справиться только с легкими случаями коксования, поэтому применение подобных присадок необходимо проводить, не дожидаясь ухудшения работы двигателя, каждые 5-10 тысяч километров. Если же работа топливной системы или двигателя ухудшилась, то промывающие присадки уже не помогут. Если двигатель полностью исправен и качественно настроен, то в нем и без присадок скорость образования различных наростов в десятки раз меньше, чем в неисправном или ненастроенном моторе.

Дегидрирующие присадки

Основа этих присадок этиловый или метиловый спирт, который смешиваясь с водой, превращает ее в горючую жидкость. Помимо этого, спиртовой раствор концентрации свыше 50 процентов не наносит вреда плунжерам механического топливного насоса высокого давления дизельных двигателей. Применение подобных присадок позволяет избежать появления льда в топливопроводе, а также снизить влияние воды на скорость горения топлива. В интернете доступны отзывы владельцев бензиновых и дизельных автомобилей, проживающих в регионах, где средняя температура зимой ниже минус 20 градусов. В большинстве случаев отзывы положительные. Однако, постоянное использование подобных присадок способно причинить вред автомобилю, ведь октановое число спирта слишком сильно отличается от того, под которое сконструирован двигатель, поэтому вероятны частые прогары клапанов и поршней.

Антигели для дизеля

Большое количество парафинов, которое содержится в летнем дизельном топливе, приводит к тому, что горючее начинает густеть. Парафин кристаллизуется и забивает топливопроводящие трубки и топливный фильтр, из-за чего двигатель сначала работает с перебоями, а потом и вовсе глохнет. Нередко на заправках под видом зимней солярки продают летнее топливо, разбавленное различными присадками, которые позволяют снизить минимальную температуру до минус 10 – 15 градусов. Попытка влить в такое горючее антигели, резко снижает их эффективность. В интернете выложены результаты многочисленных тестов, результаты которых говорят о том, что даже самые лучшие антигели не способны снизить температуру кристаллизации больше, чем на 15 градусов. Что явно недостаточно для превращения летней солярки в зимнюю. Однако, установка на автомобиль предпускового подогревателя, утепление топливного бака и топливопроводящих трубок, позволяет использовать летнее топливо с качественными антигелями при температурах до минус 35 градусов.

Вот список наиболее эффективных антигелей, с указанием минимальной температуры фильтрования (когда летнее топливо проблем проходит трубки и фильтр):

Вывод

Правильное использование присадок позволяет увеличить ресурс мотора. Прежде чем использовать любую присадку, необходимо четко понимать, что она делает и каким образом. Это поможет понять, что нужно двигателю – присадка, настройка, качественное топливо или ремонт и позволит избежать снижения ресурса мотора. 

VipWash.ru

Октановое число бензина: что это такое

Октановое число бензина — важный показатель. От него зависят эксплуатационные свойства топлива, динамические и другие характеристики автомобиля. Под данным понятием подразумевается мера стойкости к детонации (возгоранию) этого типа топлива. Существуют определенные стандарты для различных видов бензина. Различные типы двигателей рассчитаны на использование бензина с определенным октановым числом.

Что такое октановое число?

Октановое число подразумевает стойкость к воспламенению под воздействием сжатия. Данный показатель численно равен количеству изооктана в смеси с другим важным компонентом — н-гептаном. Существуют различные типы октанового числа. Определяются они разными способами:

Соответственно обозначаются данные показатели как ОЧИ и ОЧМ. Разница между ними представлена как чувствительность топлива. Если необходимо определить показатель в реальных условиях эксплуатации двигателя — используется показатель «фактическое октановое число». Оно определяется на специальном стенде, прямо в работающем двигателе.

Максимально приближено к реальному показателю «дорожное» октановое число. Измерение его осуществляется непосредственно на транспортном средстве. Сам изооктан достаточно проблематично воспламеняется даже при высоком показателе степени сжатия. Величина его октанового числа принята постоянной — она равна 100.

При этом сгорание н-гептана в случае невысоких показателей сжатия сопровождается стуками в двигателе. Величина его октанового числа принята на уровне 0. Для топлива с величиной октанового числа более 100 существует специализированная шкала. В него в зависимости от двигателя и условий эксплуатации добавляется специальный компонент — изооктан. Также может добавляться антидетонатор.

Использование бензина с неподходящим по параметрам двигателю октановым числом приводит к возникновению металлического звона. Появляется он из-за волн давления, создаваемых при чрезмерно быстром сгорании топлива, отражении от стенок поршня/цилиндров.

Повышение октанового числа бензина

Повышение октанового числа бензина возможно разными способами:

Наиболее часто используется именно второй способ. Самыми распространенными антидетонаторами являются:

Добавки на основе спирта

Одним из часто ранее применяемых методов является добавление спирта. Причем это мог быть как этиловый, так и метиловый. Например, если к бензину с октановым числом 92 добавить 1/10 часть этилового спирта, то его показатель стойкости к детонации увеличится до 95. Сопутствующим эффектом будет существенное снижение токсичности выхлопа.

Но важно помнить, что увеличение октанового числа таким способом приводит к быстрому возрастанию давления паров. Что может стать причиной возникновения паровых пробок в системе топливопровода.

К тому же спирт очень гигроскопичен. Необходимо применять специальные методы хранения подобного топлива, осуществлять контроль за количеством воды в смеси. Попадание её в двигатель может стать причиной серьезных поломок, необходимости дорогостоящего ремонта.

Тетраэтилсвинец

Данное вещество имеет химическую формулу Pb(C2H5)4. По своим характеристикам он является одним из самых эффективных антидетонаторов. Температура его закипания составляет целых 2000С, имеет высокий показатель вязкости. Начал использоваться в рассматриваемом качестве ещё в 1921 году. Сегодня является наиболее часто используемым. Данное вещество позволяет повысить показатель октанового числа на целых 17 пунктов.

При этом в чистом виде вещество не используется. Так как при сгорании его возникает оксид свинца. В процессе эксплуатации двигателя он оседает почти на всех его внутренних элементах. Как следствие — возникновение нагара на клапанах, поршнях мотора и остальных.

Потому вместе с тетраэтилсвинцом обязательно добавляются специальные вещества, выводящие продукты оксида свинца. Таковыми компонентами являются:

Как понизить октановое число бензина

С недавнего времени с заправок исчез бензин с октановым числом 76 и 80. Но при этом большое количество техники, которая ещё на данный момент эксплуатируется, требует для своей нормальной работы именно такое топливо. Особенно часто возникают такие сложности с мотоблоками, выпущенными около 10 лет назад или же более. Приобретать новый — достаточно дорогостоящее мероприятие. Именно поэтому вопрос по поводу снижения октанового числа бензина очень актуален.

При заливке 92-го бензина вместо 80 или даже 76 двигатель обычно работает неровно, либо заводится и сразу глохнет. Потому прежде, чем использовать 92-ой, следует понизить его октановое число до приемлемого в конкретном случае. Существует несколько «народных» способов осуществить данную процедуру в домашних условиях:

При этом прежде, чем использовать такой метод, необходимо будет обязательно измерить величину октанового числа.

Измерение октанового числа бензина

Процесс измерения октанового числа достаточно прост. В свободной продаже не составит найти октанометр — специальный прибор, определяющий величину октанового числа топлива. Важно лишь помнить, что данное устройство работает по принципу измерения диэлетрической проницаемости бензина. Так как имеется пропорциональная зависимость данного показателя от октанового числа. Необходимо будет составить специальную калибровочную зависимость — для определения точной величины.

Построение такой зависимости осуществляется с использованием н-гептана, а также топлива, величина октанового числа которого уже известна. Применяются моторные установки типа УИТ-65 и УИТ-85. Сам принцип измерения основывается на сравнении октановых (цетановых) чисел контрольного образца с образцами других бензинов. Аналогичным образом возможно определить также октановое число дизельного топлива.

Сегодня данный метод стало возможно использовать именно по причине того, что производится бензин путем использования не технологии прямой перегонки, а кампаудирования (смешивания). Хорошо иллюстрирует данный процесс обозначенный ниже рисунок.

Данный способ определения величины октанового числа бензина имеет определенные недостатки, о которых необходимо будет помнить. К таковым сегодня относятся следующие:

Сравнение всегда осуществляется на основании данных, которые уже заложены в специальном приборе. Путем использования сложного алгоритма делается вывод о соответствии измеряемого октанового числа с уже присутствующим в памяти прибора. Также невозможно было создать единую модель для бензинов, изготовленных различными способами (крекинг/риформинг/иные), а также разных видов. Для бензинов с разными октановыми числами необходимо изготавливать новые модели приборов.

Имеются следующие ограничения на использование модели рассматриваемого типа:

Прибор для измерения октанового числа бензина и его приблизительная стоимость

Принцип работы у всех без исключения приборов, измеряющих величину октанового числа, является идентичным. На рынке присутствуют устройства как отечественного, так и зарубежного производства. Наиболее популярным и известным прибором данного типа, изготовленным в РФ, является ОКТИС. Стоимость его составляет порядка 3.5 тыс. рублей.

Более точный и надежный — Digatron. Цена его будет в 2-3 раза выше — порядка 700 евро за штуку. Именно он наиболее широко используется для решения рассматриваемых задач.

Часто применяется в картинге и других видах спорта. Принцип его действия достаточно прост. Производится два измерения — эталонного топлива и другого, чье октановое число необходимо измерить. Далее полученные данные попросту сравниваются.

При этом топлива разных производителей во всех без исключения случаях имеют отличия друг от друга. Соответственно, калибровочная зависимость диэлектрическая проницаемость — октановое число существенно различается. Потому требуется в каждом случае строить индивидуальные калибровки. В качестве стандарта обязательно применяется топливо конкретного производителя. Октановое число обязательно должно быть предварительно измерено на специальной установке.

Такими установками на территории РФ являются:

Одним из самых эффективных приборов для измерения октанового числа является ОКТАН-ИМ. Стоимость его составляет 40.8 тыс. рублей на 2016 год. Данный прибор обладает встроенной памятью и может вмещать в себя порядка 10 различных калибровок. Точность показаний устройства максимально высока. Наиболее сложным по устройству и эффективности является ОКТАНОМЕТР ПЭ-7300 М.

Стоимость его составляет порядка 50 тыс. рублей. Главным его отличием от более дешевых аналогов является наличие специализированного программного обеспечения. Возможно подключение к персональному компьютеру. При осуществлении расчетов можно учесть показатель температурного режима.

Существует определенная зависимость диэлектрической проницаемости от температуры. Для примера ниже представлена таблица такой зависимости для бензина АИ-98:

Зарубежным дорогостоящим аналогом представленного выше оборудования для измерения октанового числа является SHATOX SX-100M. Стоимость его напрямую от производителя составляет порядка 1800 долларов. Главным и наиболее существенным отличием его от представленных выше устройств является наличие встроенного датчика измерения температуры. В свою очередь ПЭ-7300 определяет данный показатель лишь программно.

Степень сжатия и октановое число бензина: таблица

Сегодня для каждого типа бензина с определенным октановым числом устанавливается фиксированная степень сжатия. Данные показатели являются стандартными. Определены они в каждом случае специально разработанным ГОСТ. Все данные представлены в таблице ниже:

Присадка для повышения октанового числа бензина

В отличие от понижения октанового числа повышение данного показателя обычно какие-либо затруднения не вызывает. Существует множество специальных присадок, позволяющих манипулировать данным показателем. Величина такого повышения, а также иные параметры зависят именно от конкретного типа продукта.

Наиболее популярные сегодня присадки:

Заключение

Величина октанового числа — важный показатель топлива.

Необходимо использовать бензин лишь с параметрами рекомендованными производителем. В противном случае велика вероятность возникновения самых разных проблем с двигателем.

Вплоть до его поломки и необходимости проведения капитального ремонта, замены клапанов, поршней. Существует несколько различных способов измерения октанового числа бензина. Для этих целей применяются специальные приборы.

TractorReview.ru

Как определить качество бензина в домашних условиях

 

Не секрет, что качество бензина на различных заправках существенно отличается. Причем не всегда дорогой бензин означает качественнее. На цену может влиять много факторов, но это сейчас не наша тема, просто знайте, что дороже - это еще не значит качественнее. Бренд заправки, конечно, играет свою роль, но существует много способов обмана потребителей на заправках, чем и пользуются "не чистые на руку" дельцы. Порой и в обход прямого руководства. А использование низкокачественного топлива чревато выходом из строя топливной системы, намного уменьшает ресурс двигателя и является причиной нестабильности работы, уменьшения тяги, затрудненного запуска и т.д.

 Все это, кроме неудобства тянет довольно существенные материальных расходы на ремонт, кроме того расход некачественного бензина всегда выше, а следовательно Вам еще и заправляться придется чаще.

То что некачественный бензин плохо, понятно, теперь о том как просто самому определить качество топлива, при этом не используя мудреные способы или лаборатории.

Методы самостоятельной проверки качества бензина

Если поверхность листа сохранит белый цвет- значит качество топлива хорошее. Если после высыхания бензина на листе остаются разводы, топливо содержит примеси.

Появление кругов и пятен желтого и коричневого цвета указывает на наличие смол разного вида в бензине. Бензин можно и не подпаливать, а подождать его испарения. Если после высыхания на стеклянной поверхности остались ржавые или тёмные разводы в форме колец, это так же свидетельствует о содержании смолы. 

Марганцовку можно купить в любой аптеке, стоит копейки. Вместо марганцовки можно использовать грифель обычного простого школьного карандаша. Если в топливе есть вода, лучше сразу меняйте АЗС, так как рано или поздно проблем Вам не избежать. 

Показатели плотности могут изменятся в зависимости от температурного режима и может варьироваться в следующих пределах:

для А-76 (АИ-80) - от 0,700 до 0,750 г/см3

для АИ-92 - от 0,715 до 0,760 г/см3

для АИ-95 - от 0,720 до 0,775 г/см3

для АИ-98 - от 0,730 до 0,780 г/см3

Плотность реализуемого бензина соответствующей марки Вы можете узнать из документов на любой заправке, при этом будет указана температура, при которой замерялась плотность или будет указана приведенная плотность к 20 град. цельсия и сравнить реальную и заявленную.

 По той же причине, масса отпущенного  на заправке Вам топлива всегда может быть разная. На заправках отпуск производится по объему, а объем величина не постоянная и зависит от температуры. Поэтому, если Вы заправились в конце солнечного дня, когда и подземные емкости хранения прогреются, то на утро, когда бензин в Вашем баке остынет его будет меньше. Зимой, за ту же цену Вы всегда получите больше бензина, нежели летом. По возможности, заправляться лучше всего утром. Правило простое - чем холоднее топливо - тем больше Вы его получите и наоборот.  Владельцы заправок все это хорошо знают и различными махинациями, порой вполне законными, наваривают ого-го.  

На самом деле, не все так плохо и найти АЗС с качественным топливом и точным учетом не так уж и сложно. Потратив на поиски бензоколонки месяц-другой, вы избавите себя от лишних хлопот и материальных затрат.

bazila.net


Смотрите также