Как сделать саб в домашних условиях


Сабвуфер своими руками

Вот решил-таки сделать сабвуфер дабы дополнить свой домашний комплект акустики до 5.1Почему сделать? Да просто сэкономить несколько килорублей.Сначала, как водится, немного покопался в инете, поизучал вопрос, поприкидывал разные динамики в различном оформлении, собственно потренировался с расчетами.

Поскольку на ресивере выход на активный саб, то возникла необходимость в усилителе. Отдельный усь покупать недёшево, поэтому решил воткнуть в саб Мастер-Китовский усилитель, который был приобретён в ближайшем магазине электроники, из дешёвых самый мощный оказался на 140 Вт (BM2042). Так же по случаю был приобретён конструктор блока обработки сигнала для саба NM2117 и двуполярный блок питания на 350 Вт. Блока обработки готового не оказалось, поэтому паять пришлось самому.

Изображения открываются по клику в новой вкладке.

Потом пошел в магазин, что бы посмотреть, что из динамиков есть в наличие.Для авто само собой богатство выбора, но мне надо для дома. В нашем захолустье особо не разбежишься, из всего маломощного более-менее подошел Hertz DS 25.3

Подключив дома, выявился брак (да, и у итальянцев есть свои китайцы), стучала катушка. К сожалению, выявил не в первый день, на треке которым проверял, не было тех пагубных частот, а обнаружил только через дня четыре. Естественно, ремонт в мои планы не входил, надо было менять. Но к счастью в магазине появился другой дин, тоже Hertz, но уже DS 250.3. Моделька оказалась поинтересней, чем предыдущая, в плане оформления и исполнения. У DS 25.3 провода от клемм к диффузору шли по воздуху, и могли дребезжать при сильных колебаниях (хоть там и были предусмотрены мягкие подкладки). У DS 250.3 же напротив, провода подклеены. Да и внешний вид получше, более домашний. Хотя по характеристикам особой разницы нет. Про Тиля и Смолла писать не буду, уже весь инет исписан ими :DПриступаем к дизайну короба. По всем характеристикам наилучший вариант получается закрытый короб, но Мастер-Китовский усилитель всего 140 Вт, а на фронты от ресивера у меня идёт 130 Вт, причем акустика довольно хорошо воспроизводит низы и саб может просто потеряться. Поэтому для большей отдачи берём фазоинверторное исполнение, бандпас отбрасываем, поскольку размеры короба будут больше намного.  Что нам даёт BassBox...
В идеале для этого дина короб с фазоинвертором 69 литров с учетом самого фазоинвертора размеры которого D=100, L=450 мм. При этом в теории будут самые лучшие характеристики по качеству с частотой настройки короба 25,5 Гц и частотой фаза 29,5 Гц. (голубая линия на графике).В мои планы такие размеры короба не входят, поэтому будем исходить из того что желаем.В результате поигравшись с размерами и исполнением фазоинвертора получаем примерно следующие размеры короба. При этом конечно теряем в частотах. Короб в данном случае настроен на 38 Гц, фаз на 40 Гц (на графике жёлтая линия)Рисуем сам короб, получилось следующее. В задней части короба оставляем нишу для электронной начинки. Внутрь не стал её толкать, так удобней для дальнейшего её изменения.
Толщина стенок при этом передняя - 32 мм (2 листа ДСП по 16 мм), остальные 26 мм (16 мм + 10 мм)Отдал распиловщикам в столярку заказ, забрал детали.Дальше сборка.ПВА для столярных работ (он несколько гуще обычного) наносим на одну из деталей, разравниваем шпателем, соединяем детали и стягиваем саморезами.Соединяем боковые и заднюю стенки, так же густо промазав ПВА и стягиваем саморезами. Отверстия лучше предварительно просверливать тонким сверлом.Поскольку динамик я изначально решил утопить в переднюю панель на 9 мм (это толщина лицевой части динамика), а толщина листов ДСП передней панели 16 + 16 мм, то надо было фрезеровать один лист, простым выпиливанием не обойтись. Фрезера у меня нет, да и в столярке, где заказывал детали, тоже не оказалось. Пришлось изобрести такую штуку (надо запатентовать :D ). Предварительно просверлить пару отверстий в бруске под наклоном чуть меньшим, чем угол заточки стамески, вставить стамеску, затем, отмерить центр отверстия под болт.
Главное, чтобы была острая стамеска и терпение, не врезаться глубоко, иначе не избежать сколов, всё таки это не фрезер. Для удобства переднюю панель лучше закрепить, я прикрутил её непосредственно к коробу.Примерно через 40-50 минут получаем такой результат.По внутреннему радиусу фрезеровки выпиливаем отверстие под динамик и собираем дальше. Порт под фазоинвертор сначала не выпиливал, хотел проверить как будет без него. В принципе неплохо, но слабый усилитель давал о себе знать. Фазоинвертор тоже сразу не приклеивал, после того как пропилил порт, попробовал установить его параллельно стенкам, с наклоном показалось лучше звучание. Наклон получился примерно 5 градусов на сужение к порту.
Детали фаза приклеиваем, прикручиваем и красим внутреннюю часть со стороны порта фазоинвертора, поскольку туда мы больше не доберёмся. Места склеивания не красим для лучшего сцепления.

Собираем окончательно

Неровности шпаклюем и шкурим. При необходимости наносим ещё слой шпатлёвки и снова шкурим.Затем обеспыливаем поверхности и красим. Я использовал баллончики с акриловой эмалью.После нанесения первого слоя, снова шкурим чтобы убрать неровности.

Вообще, лучше шпаклевать всю поверхность (чего я не сделал). На шпатлёвку лучше ложится краска, поверхность будет гораздо глаже, только не переборщить с толщиной слоя :) буквально заполнить поры

.Красим дальше, количество слоёв - уж как получится. Пары подтёков не удалось избежать, но шкурить-то мы умеем :DНу вот и конечный результат покраски
Шипами пока не обзавёлся, роль ножек выполняют силиконовые сантехнические прокладки :)Вот и сам динамикПрикрепляем начинку. Питание и усилитель.Блок обработки сигнала не стал пока ставить, какие-то паразитные звуки от него исходили. Позже поковыряюсь с ним, может удастся выявить причину.

Так же в планах увеличить мощность усилителя.

Позже сделаю крышку из алюминия, надо только найти подходящий лист, и вынесу на него разъёмы питания и сигнала, ну и регулировки, если с блоком обработки сигнала получится что-либо сделать.Ставим динамик. Пока не придумаю что поставить вместо комплектной решётки - будет стоять она. Когда придумаю чего-нибудь (надо же подстраховаться :D ), попробую спилить спицы, может получится аккуратно обработать.
Играет вполне пристойно, именно играет, а не долбит, что не может не радовать, не люблю слушать музыку задницей. Вибрации корпуса практически нет. Ход диффузора совсем небольшой. В целом поделкой доволен.

Сейчас смотрю, всё же можно было сделать немного

повыше, литров 7 - 10 добавить, но, как говорится, после драки...Видео можно глянуть здесь или на Youtube

sites.google.com

Активный домашний сабвуфер своими руками

Началось все с того, что полтора года назад купил двенадцатидюймовый низкочастотный динамик с целью собрать автомобильный сабвуфер. Но времени не хватало, и динамик залежался у меня в квартире. И вот полтора года спустя, наконец, решился собрать, но не автомобильный, а активный домашний сабвуфер. В этой статье буду описывать пошаговую инструкцию по расчету и сборке сабвуферов такого типа.

1. Расчет и конструирование корпуса (ящика) сабвуфера

Для расчета корпуса сабвуфера нам понадобятся:

1.1.Измерение параметров Тиля-Смолла для громкоговорителя

Обычно эти параметры указываются производителем в паспорте громкоговорителя или на их сайте. Но сейчас большинство громкоговорителей, продающихся на рынках (в том числе и мой громкоговоритель), не имеют указанных этих параметров или не соответствуют им (несмотря на многочисленные попытки, мне так и не удалось найти мой динамик в интернете, а о параметрах Тиля-Смолла уже и речи не могло быть). Поэтому нам придется измерять все самому.

Для этого нам понадобится:

1.1.1. Сначала проверим линейность АЧХ звуковой карты. Существует большое количество программ, которые автоматически измеряют АЧХ в диапазоне 20-20000Гц (при подключенном состоянии выхода наушников к входу микрофона звуковой карты). Но здесь я буду описывать ручной метод измерения АЧХ в диапазоне 10-500Гц (для измерения параметров Тиля Смолла низкочастотного излучателя важен только этот диапазон). Если под рукой не оказался вольтметр переменного напряжения со способностью измерять напряжение порядка 0,1мВ, не расстраивайтесь, можно использовать обычный недорогой мультиметр (Тестер). Обычно такие мультиметры измеряют переменное напряжение с точностью 0,1В а постоянное напряжение с точностью 0,1 мВ. Чтобы измерять переменное напряжение порядка несколько мВ, нужно всего лишь поставить диодный мост перед входом мультиметра и измерять в режиме вольтметра постоянного напряжения в диапазоне до 200мВ.

Сначала подключаем вольтметр к выходу наушников (Или к правому, или к левому каналу).

Отключаем все звуковые эффекты и эквалайзеры, открываем свойства динамиков и ставим уровень громкости на 100%.

Открываем программу NCH Tone Generator, нажимаем “Options”, в “Tone Interval” выбираем “Frequency”, и ставим шаг на 1Гц.

Закрываем “Options”, ставим уровень громкости на 100%, ставим начальную частоту на 10Гц и нажимаем “Play”. Кнопкой “+” начинаем плавно, шагом 1Гц, повышать частоту генератора до 500Гц.

При этом смотрим на значение напряжения на вольтметре. Если максимальная разница амплитуды находится в пределах 2дБ  (1,259 раза), то такая звуковая карта годится для измерения параметров динамика. У меня, например, максимальное значение составляло 624мВ, а минимальное 568мВ, 624/568=1,09859 (0,4дБ), что вполне допустимо.

1.1.2. Перейдем к долгожданным параметрам Тиля-Смолла. Минимум параметров, по которым можно рассчитать и сконструировать акустическое оформление (в данном случае сабвуфер) это:

Для более профессионального расчета понадобится еще больше параметров, такие как механическая добротность (Qms), электрическая добротность (Qes), чувствительность (SPL), и т д.

1.1.2.1. Определение резонансной частоты (Fs) громкоговорителя.

Собираем вот такую схему.

Динамик при этом должен находиться в свободном пространстве как можно подальше от стен, пола и потолка (я повесил его с люстры). Снова открываем программу NCH Tone Generator, настаиваем громкости так, как было описано выше, ставим начальную частоту на 10Гц и начинаем плавно, шагом 1Гц увеличивать частоту. При этом опять же смотрим на значение вольтметра, которое сначала будет возрастать, достигнет максимальной точки (Umax) на частоте собственного резонанса (Fs), и начнет уменьшаться до минимальной точки (Umin). При дальнейшем увеличении частоты напряжение будет плавно возрастать. График зависимости напряжения (активного сопротивления динамика) от частоты сигнала имеет такой вид.

Та частота, на которой значение вольтметра максимальная, и есть приблизительная резонансная частота (при шаге 1Гц). Чтобы определить точную резонансную частоту, нужно в области приблизительной резонансной частоты менять частоту шагом уже не на 1Гц, а 0,05Гц (точность 0,05Гц). Записываем резонансную частоту (Fs), минимальное значение вольтметра (Umin), значение вольтметра на резонансной частоте (Umax) (в дальнейшем они пригодятся для расчета следующих параметров).

1.1.2.2. Определение полной электромеханической добротности (Qts) громкоговорителя. Находим UF1,F2 по следующей формуле.

Изменяя частоту, добиваемся значений вольтметра соответствующих напряжению UF1,F2. Частот будет две. Одна ниже резонансной частоты(F1), другая выше (F2).

Проверять правильность расчетов можно этой формулой.

Если разница Fs’ и Fs не превышает 1Гц, то смело можно продолжить измерения. Если нет, то надо все сделать сначала. Находим механическую добротность (Qms) по этой формуле.

Электрическую добротность (Qes) находим по этой формуле.

И наконец, определяем полную электромеханическую добротность (Qts) по этой формуле.

1.1.2.3. Определение эквивалентного объема (Vas) громкоговорителя.

Для определения точного эквивалентного объема нам понадобится заранее изготовленный, прочный, герметичный ящик-фазоинвертор с отверстием для нашего динамика.

Объем ящика зависит от диаметра динамика, и выбирается согласно этой таблицы.

Закрепляем динамик к ящику и подключаем к схеме описанной выше (Рис.9). Опять открываем программу NCH Tone Generator, ставим начальную частоту на 10Гц и кнопкой “+” начинаем плавно, шагом 1Гц, повышать частоту генератора до 500Гц. При этом смотрим на значение вольтметра, которое опять же начнет возрастать до частоты FL ,потом уменьшаться, достигнув минимальной точки на частоте настройки фазоинвертора (Fb), снова возрастать и достичь максимальной точки на частоте FH, потом уменьшатся и снова медленно возрастать. График зависимости напряжения от частоты сигнала имеет вид двугорбого верблюда.

И наконец, находим эквивалентный объем (Vas) по этой формуле (где Vb-объем ящика с фазоинвертором).

Повторяем все наши измерения 3-5 раз и берем среднее арифметическое значение всех параметров. Например, если мы получили значения Fs соответственно 30,45Гц 30,75Гц 30,55Гц 30,6Гц 30,8Гц, то берем (30,45+30,75+30,55+30,6+30,8)/5=30,63Гц.

В результате всех моих измерений я получил следующие параметры для моего динамика:

1.2.Моделирование и расчет корпуса (ящика) сабвуфера программой JBL Speakershop.

Существует несколько вариантов акустических оформлений, из которых наиболее распространены следующие варианты.

Тип акустического оформления выбирается исходя от параметров Тиля-Смолла громкоговорителя. Если Fs/Qts<50, то такой громкоговоритель можно использовать исключительно в закрытом оформлении, если Fs/Qts>100, то исключительно в Vented box или Band-pass или Closed box. Если 50

Сначала скачиваем и устанавливаем программу JBL Speakershop. Эта программа написана для Windows XP и не работает в Windows 7. Чтобы заставить программу работать в Windows 7, нужно скачать и установить виртуальную машину Windows Virtual PC-XP Mode (скачать можно с официального сайта Microsoft), и запустить установку JBL Speakershop через нее. Открывать JBL Speakershop тоже нужно через виртуальную машину. После открывания программы видим вот такой интерфейс.

Нажимаем “Loudspeaker” и выбираем “Parameters--minimum”, в открытом окне пишем, соответственно, значение резонансной частоты (Fs), значение эквивалентного объема (Vas), значение полной электромеханической добротности (Qts) и нажимаем “Accept”.

При этом программа предложит два оптимальных (с наиболее ровной АЧХ) варианта, один в закрытом оформлении (Closed box), другой в Vented box (ящик с фазоинвертором). Нажимаем “plot”(и в области Vented box и в области Closed box) и смотрим на график АЧХ. Выбираем то оформление, АЧХ которого наиболее подходит к нашим требованиям.

В моем случае это Vented box, поскольку на низких частотах (20-50Гц) у Closed box спад амплитуды намного больше, чем у Vented box (Рисунок выше).

Если объем ящика в оптимальном варианте устраивает, то можно построить ящик с таким объемом и насладится звучанием сабвуфера. Если нет (при слишком больших объемах), то нужно задать свой объем (чем ближе к оптимальному объему, тем лучше) и рассчитать оптимальную частоту настройки фазоинвертора.

Для этого в области Vented box нажимаем “Custom”, в открывшемся окне пишем свой объем ящика, нажимаем “Optimum Fb” (при этом программа рассчитает оптимальную частоту настройки фазоинвертора, при котором АЧХ акустического оформления будет наиболее линейной) а потом “Accept”.

Нажимаем “Box” и выбираем “Vent…”, в открывшемся окне в области “Custom” пишем диаметр трубы (Dv), который будем использовать в качестве фазоинвертора. Если будем использовать два фазоинвертора, то ставим точку на “Area” и пишем суммарную площадь сечения труб.

Не забываем рассчитать минимальный диаметр трубы фазоинвертора по этой формуле, где Ds-диаметр динамика (от центра подвеса) (мм), Xmax-максимальный ход подвижной системы (мм), Fb-частота настройки фазоинвертора (Гц).

Нажимаем “Accept” и в области “Custom” на строке Lv появится длина трубы фазоинвертора. Теперь, когда мы знаем внутренний объем ящика, диаметр и длину трубы фазоинвертора, то смело можно перейти к конструированию акустического оформления, однако если уж очень хочется узнать оптимальное соотношение сторон ящика то можно нажать “Box”, выбрать “Dimensions…”.

1.3.Конструирование корпуса (ящика) сабвуфера

Для получения высококачественного звучания необходимо не только правильно рассчитать, но и тщательно изготовить корпус акустического оформления. После определения внутреннего объема ящика, длины и диаметра трубы фазоинвертора, можно смело поступить к изготовлению корпуса сабвуфера. Материал ящика должен быть достаточно прочным и жестким. Наиболее подходящий материал для корпусов акустических оформлений большой мощности является двадцатимиллиметровый МДФ. Стены ящика крепятся друг к другу саморезами, а щели между ними намазываются герметиком или силиконом. После изготовления ящика делаются отверстия для ручек, и приступают к отделке внешней поверхности. Все неровности выровняются с помощью замазки или эпоксидной смолы (в замазку я добавляю немножко клея ПВА, что предотвращает появление трещин со временем и снижает уровень вибраций). После высыхания замазки поверхности нужно отшлифовать до получения идеально ровных стен. Готовый ящик можно как покрасить, так и покрыть самоклеющейся декоративной пленкой, или просто приклеить плотную ткань. Изнутри к стенам ящика клеится звукопоглощающий материал, состоящий из ваты и марли (в моем случае я приклеил ватину). В качестве фазоинвертора можно использовать пластиковую канализационную трубу или бумажную стержень от разных рулонов, а так же готовый фазоинвертор который можно купить почти в любом музыкальном магазине.

Корпус активного сабвуфера состоит из двух отсеков. В первом отсеке располагается собственно громкоговоритель, а во втором вся электрическая часть (формирователь сигнала, усилитель, блок питания……). В моем случае я расположил блок сумматоров и блок фильтров в отдельном отсеке от блока усилителя мощности, блока питания и блока охлаждения. Изнутри к стенам отсека блока сумматоров и блока фильтров приклеил фольгу, которую подключил к земле (GND). Фольга предотвращает воздействие внешних полей и уменьшает уровень шумов.

Если будете использовать мои печатные платы, то эти отсеки должны иметь следующие размеры.

2. Электрическая часть активного сабвуфера

Перейдем к электрической части активного сабвуфера. Общая схема и принцип работы устройства представляется этой схемой.

Устройство состоит из четырех блоков, собранных на отдельных печатных платах.

Сначала звуковой сигнал поступает в блок сумматоров (Summators), где происходит суммирование сигналов правого и левого каналов. Потом поступает в блок фильтров (Subwoofer driver), где идет формирование сигнала сабвуфера, что включает в себя регулятор громкости, subsonic filter (фильтр инфра низких частот), bass booster (увеличение громкости на определенной частоте) и Crossover (фильтр нижних частот). После формирования сигнал поступает в блок усилителя мощности (Power amplifier), а потом в громкоговоритель. Обсудим эти блоки по отдельности.

2.1.Блок сумматоров (Summators)

2.1.1.Схема

Сначала рассмотрим схему сумматоров, приведенную на рисунке ниже.

Звуковой сигнал с внешних устройств (компьютер, CD-плеер……..) поступает в блок сумматоров, который имеет 6 стерео входов. 5 из них представляют собой обычные линейные входы, отличающийся друг от друга только типом разъема. А шестой это высоковольтный вход, к которому можно подключать выход динамиков (например, музыкальный центр или автомагнитола, которые не имеют линейного выхода). Каждый вход имеет отдельный сумматор на операционных усилителях, смещающий сигналы правого и левого каналов, что предотвращает поступление звукового сигнала с одного внешнего устройства в другую, при этом дает возможность одновременно подключать к сабвуферу несколько внешних устройств. А также имеются выходы (5 выходов, 6-ой просто не поместился на плате, поэтому и не поставил), которые дают возможность подать тот же сигнал, который поступает в сабвуфер, к входу широкополосной стерео системе. Это очень удобно, когда источник звука имеет только один выход.

2.1.2.Компоненты

В качестве операционных усилителей использованы TL074 (5шт.). Резисторы рассчитаны на мощность 0,25Вт или выше (номиналы сопротивлений показаны на схеме). Все электролитические конденсаторы имеют номинальное напряжение 25 Вольт или выше (номиналы емкостей показаны на схеме). В качестве неполярных конденсаторов можно использовать керамические или пленочные конденсаторы (лучше пленочные), но если уж очень хочется, можно поставить специальные аудио конденсаторы (конденсаторы, предназначенные для использования в высококачественных аудио системах). Дроссели в цепи питания операционных усилителей предназначены для подавления “шумов”, поступающих с блока питания. Катушки L1-L4 содержат 20 витков, намотанных медным проводом с диаметром 0,7мм, на стержне гелевой ручки (3мм). Также использованы разъемы типов RCA, 3.5mm audio jack, 6.35mm audio jack, XLR, WP-8.

2.1.3.Печатная плата

Печатная плата изготовлена по лазерно-утюжной технологии. После пайки деталей печатную плату следует покрыть цапонлаком, чтобы избегать от окисления меди. Файлы печатной платы в формате *.lay и *.pdf можно скачать в конце статьи.

2.1.4.Фото готового блока сумматоров

Питается блок сумматоров от двухполярного источника питания напряжением ±12В. Входное сопротивление составляет 33кОм.

2.2.Блок фильтров (Subwoofer driver)

2.2.1.Схема

Рассмотрим схему драйвера сабвуфера, приведенную на рисунке ниже.

Суммированный сигнал с блока сумматоров поступает в блок фильтров, который состоит из следующих частей:

Регулирование громкости происходит на двух уровнях. Первый при входе сигнала в блок фильтров, который уменьшает уровень собственных “шумов” блока сумматоров, второй при выходе сигнала с блока фильтров, который уменьшает уровень собственных “шумов” блока фильтров. Регулируется громкость с помощью переменного резистора VR3. После первого уровня регулирования громкости сигнал поступает в так называемый “бас бустер”, представляющее собой устройство, которое увеличивает амплитуду сигналов определенной частоты. То есть, если частота настройки бас бустера вставлен, например на 44Гц, а уровень усиления на 14дБ, то АЧХ имеет такой вид (Ряд1).

Ряд2- частота настройки=44Гц, уровень усиления=9дБ,Ряд3- частота настройки=44Гц, уровень усиления=2дБ,Ряд4- частота настройки=33Гц, уровень усиления=3дБ,Ряд5- частота настройки=61Гц, уровень усиления=6дБ.

Частота настройки бас бустера вставляется при помощи переменного резистора VR5 (в пределах 25…125Гц), а уровень усиления резистором VR4 (в пределах 0…+14дБ). После бас бустера сигнал поступает в фильтр инфранизких частот (subsonic filter), который представляет собой фильтр, срезающий нежелательные, ультранизкие сигналы, которые уже не слышимы для человека, но могут сильно перегрузить усилитель, тем самым уменьшая действительную выходную мощность системы. Частота среза фильтра регулируется с помощью переменного резистора VR2 в пределах 10…80Гц. Если, например, частота среза вставлена на 25Гц, то АЧХ имеет следующий вид.

После фильтра инфранизких частот сигнал поступает в фильтр нижних частот (crossover), который срезает верхние, ненужные для сабвуфера (средние + высокие) частоты. Частота среза регулируется при помощи переменного резистора VR1 в пределах 30…250Гц. Крутизна затухания составляет 12дБ/октава. АЧХ имеет такой вид (при частоте среза 70Гц).

2.2.2.Компоненты

В качестве операционных усилителей использованы TL074 (2шт.), TL072 (1шт.) и NE5532 (1шт.). Резисторы рассчитаны на мощность 0,25Вт или выше (номиналы сопротивлений показаны на схеме). Все электролитические конденсаторы имеют номинальное напряжение 25 Вольт или выше (номиналы емкостей показаны на схеме). В качестве неполярных конденсаторов можно использовать керамические или пленочные конденсаторы (лучше пленочные). Дроссели в цепи питания операционных усилителей предназначены для подавления “шумов”, поступающих с блока питания. Также использованы три сдвоенных (50кОм-2шт., 20кОм-1шт.) и два счетверенных переменных (50кОм-6шт.) резисторов. В качестве счетверенных переменных резисторов можно использовать два сдвоенных.

2.2.3.Печатная плата

Файлы печатной платы в формате *.lay и *.pdf можно скачать в конце статьи.

2.2.4.Фото готового блока фильтров

Питается блок фильтров от двухполярного источника питания напряжением ±12В.

2.3.Блок усилителя мощности (Power amplifier).

2.3.1.Схема

В качестве усилителя мощности используется усилитель Энтони Холтона с полевыми транзисторами в выходном каскаде. Статей описывающих принцип работы, сборку и настройку усилителя в интернете очень много. Поэтому я ограничусь вложением схемы и моей версии печатной платы.

2.3.2.Печатная плата

Файлы печатной платы в формате *.lay и *.pdf можно скачать в конце статьи. Питается блок усилителя мощности от двухполярного источника питания напряжением ±50…63В. Выходная мощность усилителя зависит от напряжения питания и числа пар полевых транзисторов (IRFP240+IRFP9240) в выходном каскаде.

2.4. Блок питания и блок охлаждения (Power supply)

2.4.1.Схема

2.4.2.Компоненты

В качестве трансформатора питания можно использовать как готовый, так и самодельный трансформатор мощностью приблизительно 200Вт. Напряжения вторичных обмоток показаны на схеме.

Диодный мост Br2 рассчитан на ток 25А. Конденсаторы C1…C12,С29…С31 должны иметь номинальное напряжение 25В. Конденсаторы C13…C28 должны иметь номинальное напряжение 63В (при напряжении питания ниже 60В), или 100В (при напряжении питания выше 60В). В качестве неполярных конденсаторов лучше использовать пленочные конденсаторы. Все резисторы рассчитаны на мощность 0,25Вт. Терморезистор R5 намазывается термопастой и прикрепляется к радиатору усилителя. Рабочее напряжение вентилятора 12В.

2.4.3.Печатная плата

Файлы печатной платы в формате *.lay и *.pdf можно скачать в конце статьи.

3.Заключительный этап сборки сабвуфера

Скачать файлы к статье

Автор: Григорян Гор (cd4028)

Список радиоэлементов
Обозначение Тип Номинал Количество ПримечаниеМагазинМой блокнотU1-U5 C1-C4, C15, C16, C25-C27, C29, C39-C42 C5-C10, C23, C24, C28, C30, C35-C38 C11-C14, C19-C22, C31-C34 C17, C18 R1, R2 R3, R12 R4, R16-R18 R5, R13-R15 R6, R10, R23, R24, R31, R33, R40, R41, R46, R47 R7, R11, R21, R22, R32, R34, R37, R38, R45, R48 R8, R9, R25, R26, R29, R30, R39, R42, R49, R50 R19, R20, R27, R28, R35, R36, R43, R44 L1-L4 L5-L13 U1 U2, U4 U3 C1-C5, C7-C10, C15-C17, C20, C23 C6 C11-C14 C21, C22 VR1-VR3, VR5 VR4 R1, R3, R4, R6 R2, R10, R11, R13, R14 R5, R8 R7, R9 R12, R15-R17, R20, R22, R26, R27 R18, R25 R19, R21 R23, R24, R30, R31, R33 R28 R29 R32 R34, R35 L1-L8 T1-T4 T5, T9, T11, T12 T7, T8, T10 T13, T15, T17 T14, T16, T18 D1, D2, D5, D7 D3, D4, D6 D8, D9 C1, C21-C24, C30, C31 C2, C3 C4, C8, C11, C17 C5 C6, C7 C9 C10, C16 C12-C14, C29 C15 С18-С20, C25-C27 C28 F1 U1 U2 OP1 D1-D8 Br2 T1 C1, C3, C5, C7, C9, C11, C30 C2, C4, C6, C8, C10, C12, C22, C24, C26, C28, C31 C13, C15, C17, C19, C21, C23, C25, C27 C14, C18 C16, C20 R1, R2 R3 R4 R5 VR1 Tr1 F1 M1
Блок сумматоров
Операционный усилитель

TL074

5 Поиск в FivelВ блокнот
Электролитический конденсатор10 мкФ14 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор33 пФ14 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор0.1 мкФ12 Поиск в FivelВ блокнот
Электролитический конденсатор470 мкФ2 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

390 Ом

2 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

15 кОм

2 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

20 кОм

4 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

13 кОм

4 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

68 кОм

10 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

22 кОм

10 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

10 кОм

10 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

22 Ом

8 Поиск в FivelВ блокнот
Катушка индуктивности20x3мм4 20 витков, провод 0.7мм, оправа 3ммПоиск в FivelВ блокнот
Катушка индуктивности100 мГн10 Поиск в FivelВ блокнот
Блок фильтров
Операционный усилитель

TL072

1 Поиск в FivelВ блокнот
Операционный усилитель

TL074

2 Поиск в FivelВ блокнот
Операционный усилитель

NE5532

1 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор0.1 мкФ14 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор15 нФ1 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор0.33 мкФ4 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор82 нФ2 Поиск в FivelВ блокнот
Переменный резистор50 кОм4 Поиск в FivelВ блокнот
Переменный резистор20 кОм1 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

6.8 кОм

4 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

4.7 кОм

5 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

10 кОм

2 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

18 кОм

2 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

2 кОм

8 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

3.6 кОм

2 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

1.5 кОм

2 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

20 кОм

5 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

13 кОм

1 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

36 кОм

1 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

75 кОм

1 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

15 кОм

2 Поиск в FivelВ блокнот
Катушка индуктивности100 мГн1 Поиск в FivelВ блокнот
Блок усилителя мощности
Биполярный транзистор

2N5551

4 Поиск в FivelВ блокнот
Биполярный транзистор

MJE340

4 Поиск в FivelВ блокнот
Биполярный транзистор

MJE350

3 Поиск в FivelВ блокнот
MOSFET-транзистор

IRFP240

3 Поиск в FivelВ блокнот
MOSFET-транзистор

IRFP9240

3 Поиск в FivelВ блокнот
Выпрямительный диод

1N4148

4 Поиск в FivelВ блокнот
Стабилитрон

1N4742

3 Поиск в FivelВ блокнот
Выпрямительный диод

1N4007

2 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор0.47 мкФ6 Поиск в FivelВ блокнот
Электролитический конденсатор22мкФ 16В2 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор470 пФ4 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор1 мкФ1 Поиск в FivelВ блокнот
Электролитический конденсатор470мкФ 16В2 Поиск в FivelВ блокнот
Электролитический конденсатор47мкФ 25В1 Поиск в FivelВ блокнот
Электролитический конденсатор220мкФ 100В2 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор22 пФ4 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор0.22 мкФ1 Поиск в FivelВ блокнот
Электролитический конденсатор330мкФ 100В6 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор0.1 мкФ1 Поиск в FivelВ блокнот
Предохранитель10А1 Поиск в FivelВ блокнот
Блок питания и блок охлаждения
Линейный регулятор

LM78L12

1 Поиск в FivelВ блокнот
Линейный регулятор

LM79L12

1 Поиск в FivelВ блокнот
Операционный усилитель

LM324

1 Поиск в FivelВ блокнот
Выпрямительный диод

1N4007

8 Поиск в FivelВ блокнот
Диодный мост

D25SBA60

1 Поиск в FivelВ блокнот
Биполярный транзистор

BC337

1 Поиск в FivelВ блокнот
Электролитический конденсатор1000 мкФ7 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор0.1 мкФ11 Поиск в FivelВ блокнот
Электролитический конденсатор6800 мкФ8 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор1 мкФ2 Поиск в FivelВ блокнот
Конденсатор0.47 мкФ2 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

2.2 кОм

2 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

47 кОм

1 Поиск в FivelВ блокнот
Резистор

10 кОм

1 Поиск в FivelВ блокнот
Терморезистор47 кОм1 Поиск в FivelВ блокнот
Подстроечный резистор100 кОм1 Поиск в FivelВ блокнот
Трансформатор200 Ватт1 Поиск в FivelВ блокнот
Предохранитель1 Поиск в FivelВ блокнот
Вентилятор1 Поиск в FivelВ блокнот
Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

Теги:

cxem.net

Как сделать сабвуфер своими руками

Напольная акустика и сабвуфер

Сабвуфер, он же «басовый динамик», это отдельный акустический элемент, воспроизводящий звуковые частоты в диапазонах 20…120 Гц. Если говорить образно, то в рамках всей компоновочной акустической схемы сабвуфер занимает диапазон низких частот, в то время как вся акустическая система воспроизводит средние и высокие частоты. Сабвуферы разделяются на активные и пассивные, у первых в корпусе смонтированы блок питания с усилителем, у вторых же усилитель подключается извне.

Изготавливаем сабвуфер

Данная инструкция написана специально для тех, кто мечтает, чтобы у него в автомобиле была установлена акустическая система 5 1 с сабвуфером, но по той или иной причине приобретение сабвуфера им не по силам. Сделать акустический сабвуфер самому совсем не сложно, а в силу того что человеческий слух не распознает направление низкочастотных волн установить сабвуфер в автомобиле можно в любом доступном месте.

Инструментарий

Для того что бы ваша мысль материализовалась в образ сабвуфера, помимо дикого желания и «упертости» нам понадобятся ещё пара мелочей:

Итак, начинаем созидание низкочастотной колонки с выбора динамика(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами).

Выбор динамика

Так как вы уже не первый меломан на этой земле, надо полагать, что какие-то устоявшиеся каноны в мире музыки уже существуют, сказанное касается и применения динамиков:

Кстати сказать, как среди любителей, так и среди профессионалов до сих пор нет согласованности по поводу мощности динамика. Но на данный момент определенно можно утверждать, что динамик однозначно должен быть мощнее усилителя, так как ни одна система не в состоянии на протяжении длительного времени, на максимальной громкости воспроизводить звуковой сигнал без появления нелинейного искажения и значительного снижения качества звучания, здесь все должно быть сбалансированно. Подбираем устраивавший нас динамик, конечно же, чем он будет мощнее, тем громче будет звук. Неважно, какими путями вы его достали, как он попал к вам, нам необходимо знать его технические характеристики, ведь от них зависит очень важный этап – проектировка корпуса.

Расчет параметров

В случае если у вас отсутствует сопроводительная документация с техническими данными динамика, и нет возможности узнать эти параметры у производителя, то нам придется вычислять их своими руками.Нам придется узнать данные об:

Ну и о показаниях добротности резонансных частот:

Для получения необходимых параметров нам понадобятся:

Итак, к звуковой карте, через линейный выход подключаем «усилок», а с его выходов, через резистор номиналом в 1 КОМ, подключается динамик (см. фото):

Схема подключения

Внимание! Далее категорически нельзя трогать регулятор громкости ни на компьютере/генераторе, ни на усилителе!

Полученные данные мы можем уже выразить в виде графика амплитудно-частотной характеристики динамика:

График АЧК

При просмотре графика вы можете наблюдать новые вводные Uср, F1 и F2, это частоты, с помощью которых мы определим добротность динамика по формулам Qes, Qts, Qms и Uср.Раньше вычисления происходили вручную, сейчас же всё происходит предельно просто – скачиваем «прогу» TSCalc, вставляем известные значения и получаем результат:

Выбор ящика

Теперь, когда мы знаем все необходимые параметры, можно приступить к выбору типа корпуса сабвуфера.

Внимание! Как бы ни хотелось вас расстраивать, но только полученные параметры (а не ваши желания) являются основными факторами определяющие тип корпуса. Это не говорит о том, что вы не сможете собрать выбранный вами тип корпуса, но вот будет ли он выдавать нужный нам звук, это вопрос…

Free air (свободный излучатель)

Тип сабвуфера

Данный вид динамика подходит в том случае, когда Fs > 100 Гц. Как можно догадаться путевый сабвуфер из него не получится, так как у него практически полностью отсутствует поднизкочастотный диапазон. Максимум куда его можно определить, это задняя акустическая полка автомобиля, ну а оптимальным вариантом будет поиск другого динамика.

Акустический сабвуфер самому

Closed Box (закрытый ящик)

Выбираем этот тип, если значение Qts менее 0,8-1,0 (оптимально 0,7), а Fs/Qts равно 50. Его рассчитать совсем не сложно.

Vented Box (фазоинвертор)

Оптимален при Qts менее 0,6 (оптимальный показатель 0,39), а Fs/Qts равно 85. Более сложен в проектировании.

Band Pass (полосовой подход)

Обладает самой большой эффективностью, и в то же время является самым сложным в изготовлении. Оптимален при значении Fs/Qts равном 105.

Акустическая система 5 1 с сабвуфером своими руками

Тот же фазоинвертор, только на место трубы устанавливается мембранный излучатель. Расчет его параметров аналогичен фазоинвертору, но в изготовлении немного сложнее. Хотя если взять старый динамик, демонтировать с его корпуса магнит, диффузор и корзину, к резиновой обойме приклеить пластинку из оргстекла (гетинакса и т. п.) а в центр её вкрутить груз (болт с гайкой) коим можно будет регулировать Fc, то у вас получится очень даже неплохой и не дорогой PassiveRadiator.

Любой из представленных вариантов может быть изготовлен как с одним, так и с двумя динамиками. Итак, параметры нам известны, с типом корпуса определились, пора начать расчет корпуса.

Расчет короба

В данном случае я решил воспользоваться программой JBLSpeakerShop.

Акустический сабвуфер самому

Подробностей от меня не ждите, данная «прога» очень простая и понятная (кстати, в интернете видео инструкция всегда к вашим услугам).Но порядок действий я вам всё-таки расскажу:

Ввод параметров головки акустика на авто

Выбор формы короба

Изготовление короба сабвуфера

Подготовка

Как известно — практика, это критерий истины, ну а так как расчет закончен, приступаем к самой интересной части нашей инструкции, где царит одно правило — семь раз отмерь, один отрежь.

Совет! При выборе материала корпуса необходимо учитывать, чем больше мощность динамика, тем толще должна быть его стенка, а крепления жестче.

Итак:

Напольная акустика и сабвуфер

Акустика на авто

Одним из ответственных моментов считается изготовление отверстия под динамик.Так как сверло диаметром в 150…300 миллиметров найти как-то проблематично будем думать головой:

Способ первый

Просверливаем сверлом на 10…15 миллиметров линию малого круга, вводим в получившееся отверстие пилку лобзика и выпиливаем отверстие, проводя пилкой по большому кругу.

Акустическая система 5 1 с сабвуфером

Совет! Фанеру перед началом сверления положите на какую-нибудь твердую поверхность – таким образом, на выходе сверло не «задерет» заднюю стенку.

Способ второй

Вторую окружность чертить не обязательно — просверливаем отверстие в любом месте внутри круга, просовываем пилку лобзика и плавно выводим ее на линию прочерченного круга.

Акустика в авто

Способ третий

По всему диаметру малого круга просверливаем вблизи друг друга отверстия, после чего пробиваем перемычки между ними и обрабатываем окружность напильником.

Сабвуфер своими руками

Прикиньте динамик по отверстию, и если вас всё устраивает, просверлите отверстия под монтажные гайки которые можно приобрести в любом отделе мебельной фурнитуры.

Вкручивающиеся металлические двухсторонние гайки

Совет! Разъемы, применяющиеся в концертной акустике очень практичные и надежные, пользоваться лучше всего ими.

Сборка короба

Итак, отверстия под динамик и фазоинвертор сделаны, бруски напилены, переходим к сборочным работам:

Совет! Заднюю стенку прикручивайте на последнем сборочном этапе.

Кстати, фазоинвертор может быть и квадратной формы, в этом случае в процессе его изготовления придется немного пофантазировать:

В качестве демпфирующего материала может использоваться любой шумопоглощающий материал, например толстый слой ворсонита, войлок, вата, жесткий поролон и т. п.

Акустическая система 5 1 с сабвуфером

Далее настраиваем фазоинвертор:

На этом инструкция по изготовлению своими руками автомобильного сабвуфера подходит к концу. Вам остается лишь проверить свою работу в деле.Включаем самый жесткий вариант музыкальной композиции на всю громкость и прослушиваем воспроизводимое на предмет появления посторонних шумов, шелеста, свиста:

Заканчиваем внешнюю обработку сабвуфера: скругляем острые углы, зашкуриваем, замазываем ямки и щели шпаклевкой или мастикой, после чего обклеиваем материалом и устанавливаем декоративные решетки на диффузор динамика и трубу фазоинвертора. На этом все. Надеюсь, вас порадует не только цена вашего «детища», но и великолепное качество его звучания.

Ведь если вы все сделали как надо, то без вашей подсказки едва ли кто-нибудь догадается что мощный и чистый доносящийся бас из салона вашего автомобиля воспроизводится из самодельного сабвуфера. Чем, кстати, и не стыдно похвастаться)))

avtozvuk-info.ru

Как самому сделать сабвуфер | Домашний мастер

Идея о том, чтобы сделать сабвуфер своими руками преследовала меня достаточно давно. Дело в том, что я очень люблю слушать музыку и смотреть фильмы, а те колонки которые у меня были, не играли нормальный бас (да и басом это можно было назвать лишь с натяжкой). Поэтому увидев в магазине НЧ динамик фирмы Semtoni, я не задумываясь купил его. Диаметр этого динамика 10 дюймов (25 сантиметров), мощность — 350 Ватт (имеется ввиду RMS мощность — это мощность при которой динамик может работать в течении одного часа с реальным сигналом, без его физического повреждения).

Вот фото этого красавца:

Затем я неделю занимался расчетами размера для сабвуфера. Есть несколько программ для расчета корпусов сабвуферов, вот некоторые из них:

Из этих программ, я предпочел DLSBox2000, на мой взгляд она более удобная и практичная. С её помощью и рассчитал размер сабвуфера: получилось 45 см х 35 см х 35 см (Высота х Ширина х Длина), объем — 37 литров, эффективность оформления для динамика (ФИ) — 76%, фазоинвертор — 7,5 см х 10 см (Диаметр х Длина). Далее нарисовал эскиз корпуса и приступил к его изготовлению.

Стенки сабвуфера своими руками сделаны из ДСП, толщиной 20 мм. Скреплял с помощью саморезов длиной 50 мм. Все места соединения стенок дополнительно посадил на клей ПВА (мой совет — лучше не жалеть клея и намазать больше чем надо, лишнее все равно выдавится, а прочности заметно добавится). Для большей надежности все швы внутри я промазал бесцветным силиконовым герметиком. Ниже фото сабвуфера в процессе изготовления.

Промазываю швы герметиком:

Затем приступаем к шпатлевке корпуса. Я использовал двухкомпонентную, автомобильную шпатлевку (Также шпатлевку можно сделать смешав мелкие опилки дерева и ПВА до консистенции густого майонеза). После того, как шпатлевка окончательно высохла, я отшлифовал корпус с помощью наждачной бумаги.

Примечание: Не зазорно воспользоваться уровнем, для того чтобы вывести идеальные поверхности. Если же на поверхности сабвуфера будут неровности, то наклеив пленку он будет выглядеть неаккуратно.

После этого я сделал отверстия для розетки, фазоинвертера и ручек-карманов.

Отверстия можно было сделать с помощью фрезера, но к сожалению у меня его нет, поэтому пришлось делать много дырок обычной дрелью, а остальное допиливать напильником. Вот фото, чтобы было понятнее.

Захотелось собрать сабвуфер своими руками для того чтобы услышать как он звучит. После того, как я собрал его и подключил — все мои сомнения по поводу его звучания развеялись — сабвуфер играл ровный мягкий бас и нигде ничего не свистело.

Сняв всю фурнитуру я начал оклеивать корпус сабвуфера самоклеящейся пленкой с имитацией под кожу. Пленка клеится очень просто — нужно прогладить её утюгом через обычную бумагу или хлопчато-бумажную ткань.

Вот фото полностью оклеенного пленкой сабвуфера.

Примечание: Для того, чтобы немного снизить жёсткость звука и подчеркнуть бас, можно наклеить на внутренние поверхности сабвуфера мягкий пористый поролон, толщиной около 20 мм и положить в полость сабвуфера средних размеров марлевый мешок с не уплотненной ватой.

Читайте так-же: Колонки для компьютера своими руками

Необычное применение обычных вещей

Самодельная акустическая полка для автомобиля

Источник

Добавить свое объявление Загрузка...

acule.ru

Делаем сабвуфер своими руками

сабвуфер своими руками

Автомобильный сабвуфер представляет собой низкочастотный динамик, который устанавливается внутрь специального корпуса. Сделанный сабвуфер своими руками предназначен для воспроизведения звука на низких частотах. Наша статья расскажет вам о том, как его сделать. Также вы узнаете, какие варианты коробов для сабвуфера существуют. Корпус – это акустическое оформление, которое изолирует звуковые волны, излучаемые задней и передней сторонами диффузора динамика, так как при их пересечении возникает самозатухание, которое называют коротким замыканием.

Разновидности конструкций коробов

Всего существует несколько популярных вариантов исполнения автомобильного сабвуфера:

  1. Бесконечный экран. В этом случае головку динамика монтируют в усиленную заднюю полку машины. Независимо от легкости монтажных работ, используется этот вариант редко по причине невысокого звукового давления. Также можно заметить перемену звучания в зависимости от наполненности багажного отсека. Возможно реализовать этот вариант только в машинах в кузове типа седан.
  2. Закрытый ящик. Этот вариант корпуса сабвуфера более распространен. Закрытый короб достаточно высокой жесткости надежно изолирует звуковые колебания, которые излучает тыльная сторона головки. Для лучшего затухания звуковых волн в корпусе ящик внутри обклеивается каким-нибудь материалом для звукопоглощения:
    • вата;
    • войлок;
    • поролон.

      Типы оформления сабвуферов

  3. Из преимуществ можно выделить простоту расчетов и сборки корпуса. Кроме того, в этом корпусе динамики хорошо переносят пиковую нагрузку. Закрытый ящик позволяет проигрывать музыку с широким тональным окрасом. Недостаток у этой конструкции всего один – невысокий коэффициент полезного действия, так как половина звуковых ящиков не покидает ящик.
  4. Фазоинвертор – это закрытый ящик с выходом порта, сквозь который звуковая волна от тыльной стороны головки выходит из ящика. Тоннель может иметь прямоугольную или круглую форму. Этот порт называют фазоинвертором. Он обладает определенными размерами и устанавливается в подходящем месте, за счет чего изменяет фазу проходящей сквозь него звуковой волны. Звук от задней части динамика накладывается на звук от передней, повышая КПД. Это дает возможность получать вдвое более мощное звуковое давление, чем в случае с закрытым корпусом. Но этот корпус рассчитать сложнее, а размеры ящика должны быть больше, по сравнению с монтажом динамика в закрытый ящик. При высоком уровне звука не исключены шумы из-за завихрений воздуха на краю фазоинверторного порта.
  5. Бандпасс. Это ящик с перегородкой посередине, образующей пару камер. В перегородку в корпусе устанавливают низкочастотный динамик. В зависимости от сочетания фазоинверторных или глухих камер можно выделить три типа бандпасс корпусов: бюандпасс четвертой категории, шестой категории тип А и шестой категории тип Б. Сабвуферы такой конструкции да.ют возможность получать высококачественный бас и хороший КПД. Корпус спроектировать и настроить довольно трудно, а также он имеет большие размеры.
к содержанию ↑

Сабвуфер своими руками: из чего сделать корпус?

Корпус из фанеры

Какой материал лучше подходит для создания корпуса сабвуфера? Рассмотрим несколько популярных вариантов:

  1. ДСП – самый подходящий вариант, который недорого стоит и легко обрабатывается. Следует выбирать материал максимальной плотности при толщине не менее 16 ми. ДСП хорошо впитывает влагу и разбухает, поэтому его лучше окрасить.
  2. ДВП. Как в случае с ДСП, выбирать надо материал с максимальной плотностью. Он легко слоится, особенно если промокает. С ДВП нужно аккуратно работать, иначе можно все испортить. Независимо от всех минусов, материал очень удобен и позволяет легко и быстро собирать корпус для сабвуфера с динамиком средней мощности.
  3. Фанера. Фанеру лучше выбирать из русской березы или корабельной древесины. Многие другие сорта не имеют достаточно высокой плотности, что вызывает искажение звука.

Если у вас есть листы ДВП, ДСП или фанеры, но имеют малую толщину, для обеспечения нужной жесткости конструкции сложите вместе два листа, промазав герметиком, столярным клеем или ПВА, и скрутив саморезами.

к содержанию ↑

Инструменты и материалы

к содержанию ↑

Материалы

Динамик для сабвуфера

Из материалов вам потребуется следующее:

  1. Динамики. При их выборе вы должны знать, что разные модели имеют определенные характеристики. В инструкции или на коробке всегда указывают рекомендованное акустическое оформление для определенного динамика.
  2. ДВП, фанера или ДСП. Количество зависит от габаритов корпуса.
  3. Клеммы для проводов.
  4. Акустический кабель.
  5. Эпоксидная смола.
  6. Клей ПВА или силиконовый герметик.
  7. Лак или краска.
  8. Саморезы по дереву.
  9. Карпет
  10. Клей в баллончике для карпета.
  11. Если вы будете делать корпус с фазоинвертором, вам потребуется подходящий туннель. Если нужного размера трубку вы не найдете в продаже, подберите в строительном магазине пластиковую трубу подходящего диаметра.
к содержанию ↑

Инструменты

Процесс сборки

  1. Шуруповерт или отвертка.
  2. Лобзик или ножовка.
  3. Длинная линейка или рулетка.
  4. Карандаш.
  5. Ножницы.

Перед сборкой короба сабвуфера нужно правильно рассчитать его. Скачайте в интернете программу под названием JBL SpeakerShop или ее аналог, и рассчитайте размеры корпуса. Как это сделать вы разберетесь – в этом нет ничего сложного.

к содержанию ↑

Этапы изготовления сабвуфера

Для начала по размерам надо вырезать стенки будущего короба. Вырезайте с тщательным соблюдением размером, чтобы при сборке щели были минимальны.

Сгруппируйте стенки, промазав стыки герметиком, а затем вкрутите саморезы через каждые несколько сантиметров.

Видео: САБВУФЕР своими руками

Снова промажьте стыки герметиком внутри и снаружи. Если останется хоть небольшое отверстие, через него при работе динамика вы будете слышать неприятный свист.

Вырежьте в удобном месте отверстие под клеммы для проводов – так называемый акустический терминал.

Если вы делаете ящик с фазоинвертором, закрепите фазоинверторный порт в соответствующем отверстии, используя для этого эпоксидную смолу.

Для защиты корпуса из ДСП или ДВП от влаги материал покройте лаком или краской, желательно нитро.

Перетяните корпус карпетом, не забыв оставить отверстия для терминала и динамиков. Установите акустический терминал на предусмотренное место и зафиксируйте его саморезами. Изнутри рекомендуем промазать посадочное место эпоксидной смолой.

Присоедините два провода к клеммам внутри терминала. Другие концы проводов присоедините к клеммам динамика – они должны иметь такую длину, которая нужна для комфортного подключения динамика.

Вставьте динамик на место, а в стык между плоскостью ящика и динамиком уложите уплотнитель. Если в комплекте такой не было, используйте оконный уплотнитель или поролоновую полоску.

Зафиксируйте динамик саморезами из комплекта или простыми саморезами по дереву. Итак, работа по сборке сабвуфера для автомобиля закончена, и вам останется только подключить устройство к усилителю.

avtozvuk.info

Как сделать сабвуфер своими руками

Немногие могут похвастаться наличием классных колонок и сабвуфера дома, которые обеспечивали бы качественный звук. Если это связано с тем, что вы не можете позволить себе купить промышленно произведенную аппаратуру, то всегда есть возможность сделать ее самостоятельно. Правда, для этого вначале необходимо разобраться, как делать сабвуфер своими руками. Это не очень сложно и вряд ли вам понадобятся какие-то более сложные и дорогостоящие вещи, чем старые динамики и кусок фанеры. Помимо этого на радиорынке всегда можно приобрести сабвуферную колонку. С практической точки зрения наиболее простым является изготовление аппаратуры неактивного плана, и это понятно, поскольку на такой сабвуфер нет необходимости устанавливать усилитель. Вся работа по изготовлению такого устройства сведется к проектированию и сборке короба, и к установке динамика внутрь.

Необходимо:

— динамики; — программа WinISD 0.44; — фанера;

— герметизирующие материалы.

Инструкция:

Похожие инструкции

Сшить сумку своими руками

Лето не за горами, а значит, пора заглянуть в свой гардероб. Что, чего-то не хватает? Может, летней сумки?...

Пошив штор своими руками

Уют и комфорт в доме помогают человеку отдохнуть, набраться сил, расслабиться после тяжелого дня. Поэтому...

Как сделать визитку

Визитная карточка – это неотъемлемая часть бизнеса. Благодаря ей, хранящейся в портмоне деловых мужчин и...

Покрывало на кровать своими руками

В том случае, если ваша кровать имеет несколько нестандартные размеры или же вы просто хотите чем-то...

kak-legko.ru


Смотрите также