Как снять диодный мост с генератора ваз 2109


ВАЗ 2109: замена диодного моста в генераторе своими силами

Генератор ваз 2109

Главным источником тока в любой машине считается автомобильный генератор. Если зарядка аккумуляторной батареи произведена неправильно, нужно знать, как проверяется генератор, дабы самостоятельно устранить подобную неисправность. Чаще всего требуется на ВАЗ 2109 замена диодного моста в генераторе, но сначала требуется удостовериться в существующей проблеме. На ваз 2109 замена диодного моста генератора производиться может и своими силами.

Примечание! Перед тем, как начинать ремонт или замену диодного моста, в обязательном порядке необходимо оценить работоспособность щёток генератора, а также проверить регулятор напряжения.

Диагностика

Диодный мост генератора ваз 2109

Диагностику диодного моста лучше всего делать после его съёма, этот процесс достаточно прост. Естественно, можно обойти демонтаж стороной, но тогда проверка будет неудобной. Одним из методов проверки этого моста считается проверка бортовой системы контроля на предмет утечки тока. Таким образом, если при отключенном моторе и неактивных электроприборах потребление тока равняется 1А за час, то вероятнее всего, проблема будет заключаться именно в диодном мосте.

Примечание! Детальная проверка возможна только при снятии диодного моста.

Проверка реле-регулятора

Замена диодного моста генератора ваз 2109

Сначала нужно проверить реле-регулятор, способствующий поддержке оптимального значения напряжения в машине. Такое реле не даёт возможности напряжению увеличиваться до критического уровня. Итак:

Проверка диодного моста генератора

Замена диодного моста на генераторе ваз 2109

Как правило, диодный мост состоит из 6-ти диодов, три из них положительные и три отрицательные:

Примечание. Специалисты рекомендуют менять повреждённый элемент в сборе.

Проверка статора прибора

По сути, это цилиндр, внутри которого находится обмотка:

Проверка ротора генератора

Ваз 2109 проверка диодного моста генератора

Ротор имеет вид стержня с обмоткой, на контактных кольцах которой присутствуют щетки:

Итак:

Теперь можно смело приступать к замене поврежденной детали.

Как сменить диодный мост в генераторе

Смена диодного моста в генераторе

Для выполнения работ нужно обзавестись:

Примечание! В основном генератор прекращает подзарядку аккумулятора из-за неисправного регулятора напряжения или пробоя диодного моста. Для более детальной диагностики устройство рекомендуется демонтировать из моторного отсека и установить на слесарную установку.

Замена моста должна осуществляться в определённой последовательности:

  Примечание! Сложно самостоятельно заменить отдельные детали моста, для этого требуются определённые навыки.

Как видно, процесс смены диодного моста не сложен, рекомендуется посмотреть видео и фото для выполнения работ своими руками. Помимо этого начинающему автослесарю предоставляется дополнительная инструкция с детальным описанием процессов. Поскольку цена услуг СТО не для всех приемлема, многие пытаются отремонтировать свой автомобиль самостоятельно.

MasteraVaza.ru

Ремонт генератора на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Добро пожаловать! Генератор – это такой агрегат, который даёт зарядку аккумулятору и ток в бортовую сеть автомобиля, но он работает только когда машина заведена и чем больше оборотов выдаёт двигатель у автомобиля, тем больший ток даёт генератор, но слишком большой ток ему не позволяет выдавать так называемый регулятор напряжения, благодаря которому напряжение подаваемое от генератора выпрямляется (Генератор то даёт неравномерный ток) и в связи с чем, напряжение не скачет и нет такого, что при включении каких то либо приборов, другие начинают работать значительно хуже и кстати, благодаря данному агрегату (Регулятору напряжения) можно настроить генератор таким образом, чтобы он подавал максимальный ток в бортовую систему автомобиля (Это хорошо, когда генератор уже старенький или просто много приборов в автомобиль подключено и аккумулятор из-за чего садится быстро).

Примечание! Чтобы отремонтировать генератор много инструментов не понадобится, особенно если делать всё по уму то можно даже и съёмники никакие не покупать (Об съёмниках чуть позже), главное только всеми ключами запастись которые есть в вашем арсенале и ещё одним таким прибором, под названием: Мульти-метр или если его нет, то омметр будет нужен (В мульти-метре как правило уже есть данная функция), благодаря нему можно проверить отдельные детали у генератора на работоспособность и контрольной лампочкой тоже запастись придётся, с её помощью, диодный мост проверяется на исправность!

Краткое содержание:

Когда нужно ремонтировать генератор? 1. На любой комбинации приборов есть индикатор заряда АКБ (Указан красной стрелкой, на примере комбинации приборов от высокой панели), так вот когда генератор перестаёт подавать заряд на аккумуляторную батарею, загорается данный индикатор, при включении зажигания он должен будет гореть но когда машина заведётся, обязательно погаснуть, в противном случае генератор не даёт ток и его нужно будет осматривать, но бывают случаи когда аккумулятор быстро садится но данная лампа не загорается вовсе (По сути верить ей на 100% нельзя, потому что бывает такое, что генератор даёт но очень слабый ток, а лампа это как не загоралась так и не загорается, ток то вить идёт, зачем ей загораться и всё это приводит к тому, что буквально за 1 неделю аккумулятор полностью садиться и приходится ставить его на зарядку), если у вас так и есть и аккумулятор при этом полностью исправен то переходите к проверки.

2. Во-первых для проверки будет нужен мульти-метр и включить понадобится на нём функцию вольтметра и замерить нужно показания которые даёт генератор аккумулятору (Более подробно как это сделать, смотрите в ролики ниже), если у вас всё так же как и в ролики сказано, то значит генератор исправен и нуждается в замене и кстати помните одну вещь, после того как вы завели автомобиль, напряжение на клемма скорее всего будет около 12-13 Вольт и потихоньку оно расти будет, поэтому это учитывайте, если вдруг у вас не окажется вольтметра при себе, то можете проверить генератор ещё одним способом, он делается очень легко но причиняет вред диодному мосту (На инжекторных автомобилях так делать вообще не рекомендуем, лучше запастись всё же мульти-метром за 300 рублей, чем проводить данную операцию), в общим автомобиль завести нужно будет, дать ему поработать около 2-х минут, по газовать ещё рекомендуем и вытащить подсос до такого состояния, чтобы двигатель набрал около 2-х тысяч оборотов и после чего, скинуть клемму минус с АКБ нужно, если машина работает, то с генератором всё хорошо и снятую клемму сразу оденьте на своё место, если же заглохла, то генератор пришёл в негодность и нуждается в замене или ремонте, но есть одно Но! Бывает что генератор даёт заряд, но даёт очень слабый (В районе 12 Вольт) из-за этого аккумулятор будет быстро садиться и машина кстати не заглохнет после скидывании клеммы минус с АКБ, поэтому данный способ не всегда работает.

Как отремонтировать генератор на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

Примечание! Сразу хотим предупредить что ремонтировать генератор дело не быстрое и за один день вы скорее всего даже и не управитесь (Конечно же если инструментов не будет хороших, специальных съёмников, помощников и так далее) и при ремонте, нужно соблюдать очень много тонкостей, вить если генератор не верно собрать, то после заведения движка, он может попросту вывести из строя аккумулятор у автомобиля или сам сгореть от короткого замыкания, поэтому будьте осторожней и запоминайте на каком месте располагались все болты, их все на свои места, точно так же как они и были устанавливайте!

Разборка: 1) Сперва снимите с автомобиля сам генератор и только после чего приступайте к его разборке (Как снять генератор с автомобиля, читайте в статье: «Замена генератора на автомобилях»), но только сразу вас предупредим, в данной статье мы разбираем только лишь карбюраторные генераторы, если у вас инжектор, то в этом случае перейдите на статью, под названием: «Ремонт генератора на ВАЗ 2110», там всё про инжекторные генераторы написано, вернёмся ближе к ремонту карбюраторного генератора, когда он будет снят у вас, проверьте первым делом диодный мост, потому что как правило либо он сгорает, либо щётки изнашиваются и приходят в негодность, проверяется он при помощи контрольной лампы (Мы её ещё контролькой называть будем) и аккумулятора, а именно сперва будет необходимо подсоединить «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к выводу «30», а «-» от той же АКБ к корпусу генератора кинуть (см. фото 1, всё делается при помощи проводков, одним концом которые подсоединить к АКБ будет нужно, а другим к генератору), если всё сделано правильно, то проследить за контролькой будет нужно (Она не должна будет загореться, если загорится, тогда диодный мост пришёл в негодность), после первой проверки (Если с генератором всё хорошо), идите к другой, вторая проверка подразумевает проверку положительных диодов а делается она вот как: Плюс остаётся на том же месте как и при первой проверки и через контрольную лампу он идёт, а минус кидается уже не на корпус генератора, а к одному из болтов крепления выпрямительного блока (см. фото 2) и в этом случае лампа не должна будет загореться, если всё так и есть то переходите далее, к третьей проверки, к проверки отрицательных диодов, производиться она вот как: Плюс через контрольку подсоединяется к одному из болтов крепления выпрямительного блока, а минус кидается на корпус генератора (см. фото 3) и в данном случае контролька не должна будет загореться, в противном случае же в отрицательных диодах есть замыкание и выпрямительный блок (Он же диодный мост) нуждается в замене и завершающая проверка, а именно проверка дополнительных диодов, она производится следующим образом, провод идущий от плюс через контрольную лампу кидается на вывод «61» генератора, а провод идущий от минус, к одному из болтов крепления выпрямительного блока (см. фото 4), в этом случае лампа тоже не должна будет гореть, если так всё у вас и есть, то значит диодный мост исправен и не нуждается в замене.

Примечание! Кстати если вдруг лампа загорится когда вы отрицательные диоды проверять будете (фото 3), то это может ещё говорить о том, что обмотка статора на корпус замыкает, но это случается крайне редко и статором вообще проблем почти не бывает, но всё же если она загорится и вы приметесь за разбирание генератора, то проверьте статор на замыкание (Мы в этой статье ещё расскажем как это сделать) на всякий случай, что попусту диодный мост не менять на новый!

2) Если проверки произведена и выявлено что диодный мост неисправен, тогда переходим к разборке генератора, в начале отверните здоровым ключом большую гайку которая крепит регулировочную планку (см. фото 1), а затем нанесите метку (Маркером лучше всего) как корпуса стоят относительно друг друга (Это нужно для того, чтобы их потом совместить точно так же как они и стояли), теперь отверните гайку болта, который корпуса совмещает между собой (см. фото 2) и выньте болт из отверстия в генераторе, сразу же после чего выверните гайку которая шкив к генератору крепит (см. фото 3) и снимите его при помощи съёмника специального или руками сдёрните аккуратно, а когда шкив будет снят, выньте из вала якоря сегментную шпонку и сразу после чего, отверните при помощи отвёртки винт который конденсатор крепит и выверните ещё и гайку, которая к выводу «30» генератора крепит клемму идущую от конденсатора (см. фото 4, места куда клемма крепиться при помощи гайки, указано синей стрелкой, а сама клемма красной) и снимите после этого с генератора конденсатор.

3) Далее переходит к снятию щёточного узла, для этого вывернуть два винта которые его крепят (см. фото 1, указаны стрелками) нужно (Бывает кстати вместо винтов, болты завёрнуты небольшие), а затем от разъёма в щёточном узле отсоединить колодку проводов (см. то же самое фото 1) и когда это будет сделано, снимите щёточный узел с генератора, сразу же после чего выверните четыре гайки (см. фото 2) стяжных болтов и выньте все болты из отверстий в генераторе, следом воспользовавшись съёмником снимите с вала ротора, крышку генератора (см. фото 3, можно кстати попытаться просто руками её снять, если вам это удастся конечно) и за ней находящуюся распорную втулку тоже снимите (см. фото 4) и тем самым у вас будут разъединены крышки и вы сможете ротор с валом из другой крышки вытащить и тем самым снять его с генератора.

4) И в завершение, выкрутите три гайки которые клеммы идущие от статора к болтам крепят (см. фото 1) и скиньте клеммы, а с другой стороны, болты выньте и их изолирующие колодки (Они пластмассовые) и можете статор после чего снимать с крышки генератора, а под самый конец, выверните гайку крепления вывода «30» (см. фото 3) и отожмите плоской отвёрткой выступ штекера (Он внутри колодки проводов находиться, более подробно это место указано стрелкой на фото 4) и просуньте штекер во внутрь и тем самым, вы снимите последнюю деталь, а именно диодный мост с крышки генератора.

5) Теперь перейдём к проверки всех деталей на исправность, начнём с подшипников, они должны крутиться без проблем и без заеданий, следов вытекания смазки на них тоже быть не должно в противном случае подшипники, которые размещены на вале ротора подлежат замене, подшипник на крышке генератора снимается посредством отворачивания четырёх гаек крепления внутренней и наружной шайбы (см. фото 1) и затем его выбить нужно будет чем ни будь (Головкой к примеру), ну а чтобы подшипник который на самом валу расположен заменить (Указан синей стрелкой, см. фото 2), понадобиться специальный съёмник, либо же хорошая смекалка и запомните, при обратной установке обоих подшипников, применять усилие (Вы скорее всего головкой их забивать будете), нужно только на внутренне кольцо подшипника, а иначе вы его попросту разобьёте и кстати, осмотрите контактные кольца на валу (Они указаны красными стрелками), данные кольца обязательно должны быть в нормальном состоянии и не иметь следов повреждений и задиров и т.д., если что то из перечисленного на них имеется, тогда зачистите кольца от повреждений при помощи мелкозернистой шкурки, если она не поможет, тогда аккуратно на токарном станке повреждения проточите и затем шкуркой зачистите их в тех местах, где они протачивались, после всех проделанных операций, при помощи данных колец можно будет проверить нет ли в обмотки ротора обрыва, для этого подсоедините выводы идущие от омметра к обоим кольцам (По одному кольцу, каждый вывод подсоединить нужно будет) и если вдруг омметр выдаст бесконечность (Результата никакого не покажет), то в обмотке ротора есть обрыв и ротор нуждается в замене, далее возьмите контрольную лампу и при помощи неё как показано на схеме на фото 3, проверьте нет ли замыкания обмотки на корпус (Лампа включается в сеть с напряжением в 220 Вольт или аккумулятор можно вместо этого использовать на 12 Вольт и данный провод кидается на массу, а другой поочерёдно к кольцам под носится и если лампа не загорится, то значит замыкание обмотки на корпус отсутствует и ротор полностью исправен), последняя проверка это проверка статора, сперва его осмотрите, на нём не должно внутри быть следов задевания якоря о статор, если вдруг следы будут, то подшипники нуждаются в замене или сами крышки генератора деформированы, далее воспользуйтесь контрольной лампой и включите её в сеть переменного тока напряжением 220 В (Кстати вместо 220 Вольт и 12 Вольт для лампы тоже будет достаточно) и как показано на схеме на фотографии номер 4, проверьте статор, а именно нет ли у обмотки замыкания на корпус, во всех трёх случаях когда подсоединять поочерёдно контрольную лампу к клеммам будете, она должна будет загореться, если не горит, то значит статор нуждается в замене и в завершение, всё тоже самое проделайте, только провод идущий от источника тока к корпусу статора подсоедините, а другой, поочерёдно на все три клеммы кидайте и если лампа загорится, то значит есть замыкание и такой статор нуждается в замене.

Примечание! Мы в данной статье не стали писать как проверить щётки на исправность, потому что в одной из наших статей мы это уже писали, а ссылку на неё давали в самом начале этой статье, ссылка называется: «Ремонт генератора на десятках»!

Сборка: Сборка проводиться в обратной последовательности и все те же детали которые стояли, устанавливаются точно на те же места, в противном случае, от неправильной сборки, как мы уже говорили генератор может закоротить и сгорит от этого аккумулятор и все провода которые идут к нему.

Дополнительный видео-ролик: Более подробно, а именно наглядно увидеть инструкцию по ремонту таких генераторов, вы можете в ролике, который размещён чуть ниже:

http://www.youtube.com/watch?v=QkFWsIQ1B3M

Примечание! Если вам инструкции и видео-ролика мало, то можете посмотреть ещё один, чтобы более полное представление у вас было о том, как разобрать и собрать автомобильный генератор!

Vaz-Russia.ru

Как заменить диодный мост генератора (выпрямительный блок)?

18.09.2013

Начнём с того, что диодный мост – это электрическая схема, цепь диодов, предназначенная для преобразования переменного тока в постоянный.  Неисправный Диодный мост – одна из самых  основных причин неисправности генератора, а так же является мощнейшим потребителем, способным за ночь посадить аккумулятор в ноль.

Неисправный диодный мост способен как разрядить, так и перезарядить аккумулятор, в следствии чего могут возникнуть большие проблемы с электрикой. Принцип диодов, по мимо преобразования тока  от переменного в постоянный, заключается в однополярности передачи тока от генератора к аккумулятору.  Иными словами, исправный диод передаёт ток только в одну сторону (генератор – аккумулятор), неисправный диод передаёт ток в обе стороны (аккумулятор генератор) либо вообще ничего не предаёт.  Перегорают диоды из-за плохих контактов, попадания влаги.

Прежде чем  начать «обвинять» во всех ваших проблемах диодный мост, обязательно проверти щётки генератора и регулятор напряжения.

Чтобы приступить к проверке диодного моста, его нужно снять, благо процесс несложный.  Без снятия выпрямительного блока (диодного моста) тоже можно обойтись, но это очень и очень неудобно.

Один из способов проверки диодного моста – проверить бортовую систему на наличие утечки тока (Как проверить утечку тока?)! Если Потребление тока в заглушенном моторе с выключенными электроприборами составляет 1А в час и выше, то скорее всего проблема кроется в диодном мосте. Более тщательно проверить мост можно только при снятии.

 Как снять диодный мост генератора (выпрямительный блок)?

1. Снимаем минусовую клемму аккумулятора и отсоединяем/откручиваем провода идущие к пластиковому кожуху генератора:

2. Отсоединяем колодку проводов «D».

3. Снимаем защитный резиновый колпачок с наконечников проводов вывода «+». Откручиваем гайку крепления этих проводов, снимаем их с блока генератора.

4. Далее снимаем сам пластиковый чёрный кожух генератора. Для этого нужно отсоединить три пружинных фиксатора, расположенных по периметру блока.

5. Находим Регулятор напряжения, и крестовой отверткой откручиваем его крепления.

6. Вытаскиваем регулятор напряжения в сборе с щётками.

7. Берём ключ на «8» и откручиваем 3 болта крепления моста.

8. Отгибаем в сторону выводы на обмотку статора и крестовой отвёрткой отворачиваем крепление конденсатора.

9. Вынимаем диодный мост! Отворачиваем 2 гайки контактного болта ключом на «10». Снимаем с контактного болта втулки и вынимаем сам болт с диодного моста. ГОТОВО! Можно приступать к замене, проверке выпрямительного блока (диодного моста)!

  Как установить диодный мост (выпрямительный блок)?

Устанавливается диодный мост в строго обратном порядке.

vaz-2114-lada.ru

Ремонт генератора ваз 2109 легко и просто

Электрогенератор ваз 2109

Генератор вырабатывает электроэнергию и подзаряжает аккумуляторную батарею. Нарушение стабильной работы электрогенератора приводит к постепенной разрядке аккумулятора. В результате поездка на автомобиле будет короткой – пока полностью не разрядится аккумулятор. Внезапная поломка  электрогенератора часто доставляет массу проблем владельцу машины. Хотя на ваз 2109 ремонт генератора — очень простая процедура, с которой можно легко справиться своими силами. Выполнить ремонт своими руками под силу каждому, не нужны специальные инструменты либо профессиональные навыки. Электрогенератор размещается под капотом авто и приводится в действие посредством приводного ремня. Причинами поломки являются такие распространенные неисправности: выработка (поломка) щеток, поломка диодного моста, реле зарядки, заклинивание подшипников вала.

Диагностика электрогенератора

Начнем с выявления причин поломки:

Выполняем первичную диагностику неисправностей:

Проверяем диодный мост при помощи контрольной лампы на 12 Вольт и аккумулятора:

Примечание : Проверяется выпрямительный блок (он же диодный мост) без снятия электрогенератора с машины. Для этого отсоединяем провода от аккумулятора, затем генератора, и снимаем колодку с регулятора напряжения.

Перед снятием отключаем «массу» от аккумулятора, т.е. снимаем минусовую клемму. Затем действуем по порядку:

Реле зарядки со щетками

Инструкция по проверке исправности реле — регулятора напряжения:

Подключаем контрольную лампочку контактами к щеткам, подаем 12Вольт

Теперь переходим к снятию электрогенератора:

Откручиваем гайку на планке натяжителя – верхняя стрелочка

Примечание: Генератор с ваз 2109, снимаем вместе с кронштейном, иначе очень трудно вынуть болт, крепящий агрегат к кронштейну будет мешать лонжерон кузова.

Откручиваем болты, крепящие кронштейн

Теперь, когда мы сняли генератор с двигателя, можно приступать к разборке и ремонту.

Необходимый инструмент

Разбираем электрогенератор

Разборку выполняем в такой последовательности:

Отверткой удерживаем крыльчатку от проворачивания, а ключом откручиваем гайку

Важно: Следует непременно запомнить, а лучше зарисовать расположение распорных гаек и шайб, когда их снимаете. Каждый тип и вид генераторов имеет некоторые отличия по их взаимному расположению, не зависимо от того, как указано в книжках и инструкциях по ремонту авто. Сделайте это во избежание проблем впоследствии.

Откручиваем четыре гайки на задней крышке

Отсоединяем выводы обмотки от крышки и вынимаем обмотку

Теперь нужно снять диодный мост, расположенный в крышке генератора, для этого:

Откручиваем гайку вывода «30″, извлекаем штекер, достаем диодный мост

Теперь нам снова понадобятся тиски:

Съемником стягиваем подшипник с вала

Вот мы и разобрали генератор ваз 2109, ремонт и замена деталей еще впереди:

Важно : Как не раз показала практика, при покупке подшипников электрогенератора, необходимо снять старые, взять из с собой либо переписать маркировку, чтобы купить новые в магазине. А советы продавцов типа: «все они одинаковые, взаимозаменяемые» либо «если Ваш электрогенератор старого образца, вам подойдут эти» — очень часто являются ошибочными. Чтобы сэкономить свое время и деньги, проще снять старые подшипники и подобрать аналогичные по их маркировке.

Проверяем детали на наличие дефектов:

Проверяем статор:

Проверяем ротор:

Затраты при ремонте

Примерная цена деталей:

Собираем электрогенератор

После диагностики и замены дефектных деталей переходим к сборке:

Устанавливаем генератор на место

Чтобы установить генератор на место, выполняем действия в обратном порядке:

Все, мы установили на ваз 2109 генератор, ремонт окончен. Убедитесь обязательно, что клеммы сняты с аккумулятора, затем подключаем все провода обратно к генератору.

Важно: Запомните что проводов три: парные прикрепляем при помощи гайки к шпильке, которая есть на задней крышке, штекер типа «папа» вставляется в разъем «мама».

Теперь надеваем клеммы на аккумулятор и заводим двигатель автомобиля. Генератор подает напряжение, необходимое для полноценной работы автомобиля. Для уверенности проверьте вольтметром выдаваемое генератором напряжение. Дополнительно вы можете посмотреть наше видео по этой теме, либо набрать в поиске: ваз 2109 ремонт генератор видео.

MasteraVaza.ru

Ремонт генератора ВАЗ-2108 (2109-21099)

Автомобиль как живой организм – все его детали требуют за собой бережного ухода и аккуратного обращения. Но, как и человеческий организм, машина иной раз дает «сбои».

Выход из строя электрического генератора может доставить массу проблем автовладельцу, но в его ремонте нет ничего сложного, и уж тем более, нет ничего такого, с чем бы не справился мужчина.

Итак, сегодня мы будем ремонтировать электрогенератор.

Генератор в автомобиле служит для выработки электрической энергии, и осуществляет электропитание аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться, и машина будет ехать ровно столько, на сколько хватит заряда аккумулятора.

Электрогенератор расположен под капотом автомобиля и приводится в действие ременной передачей. Причиной поломок генератора являются следующие неисправности: выработка щеток генератора, неисправность реле зарядки, выход из строя диодного моста генератора, заклинивание подшипников роторного вала генератора.

Проверка генератора ВАЗ 2108-21099, для выявления неисправностей:

  1. Присутствие посторонних шумов при работе – вероятный износ подшипников вала генератора.
  2. Недостаточное напряжение на «выходе» генератора – износ щеток или недостаточное натяжение ремня.
  3. Увеличение и снижение напряжения на «выходе» также может быть следствием неисправности диодного моста генератора.

Для первичной диагностики неисправностей – достаточно проделать следующие процедуры:

Практическая часть – снятие генератора, его разборка, ремонт и установка на место

В связи с тем, что генератор расположен под капотом автомобиля, двигатель необходимо заглушить, руль вывернуть вправо, до упора и открыть капот. Электрогенератор на автомобилях ВАЗ 2108 – 15 установлен перед двигателем, в нижнем левом углу подкапотного пространства, между двигателем и радиатором охлаждения.

Перед демонтажем генератора необходимо отсоединить «массу» от аккумулятора, т.е. минусовый контакт.

Замена щеток генератора ВАЗ

Перед снятием самого генератора, дабы не делать лишнюю работу, снимаем реле зарядки с корпуса генератора и проверяем выработку щеток генератор. Реле зарядки установлено в задней части корпуса генератора, и крепится к нему двумя болтами. Для откручивания их Вам понадобится «крестовая» отвертка. При откручивании болтов, будьте аккуратны и не уроните их на защиту картера, иначе достать их оттуда будет одной большой проблемой.

Для снятия реле необходимо отсоединить провод, контакт в виде «мамы». После снятия реле зарядки и визуального осмотра щеток – принимаем решение о приобретении нового реле регулятора напряжения генератора или обратной установки демонтированного, в зависимости от износа щеток. Для их нормальной работы необходима длина щетки не менее 4 см. Теперь приступаем непосредственно к снятию электрогенератора с двигателя.

  1. Отсоединяем провода от генератора – как правило, они красного цвета и состоят из двух групп проводов, красного цвета. Одна группа состоит из двух проводов и крепится гайкой к болту, на задней стенке генератора. Другая группа состоит из одного провода и соединяется с клеммой генератора, посредством контакта «папа-мама», так же на задней стенке генератора.
  2. Для снятия генератора с двигателя необходимо открутить две гайки и один болт, в следующей последовательности: откручиваем гайку, крепящуюся к планке натяжителя ремня генератора (в верхней части генератора), отвинчиваем болт крепления планки натяжителя к блоку двигателя и снимаем ее. Последним этапом является отвинчивание гайки от болта, крепящего кронштейн генератора к блоку двигателя.
    • Кронштейн крепления генератора расположен в нижней части блока двигателя, непосредственно под генератором. После отвинчивания этой гайки необходимо снять ремень генератора со шкива самого генератора.
    • Болт крепления генератора следует выдавить влево, из кронштейна, до его упора в корпус кузова или в грязевую защиту генератора.
    • Со стороны правого колеса необходимо открутить два винта, крепящие пылевую защиту генератора к кузову автомашины.
    • В случае если болт крепления генератора будет по-прежнему упираться в какие либо детали кузова, Вам следует надавить на двигатель одной рукой, и одновременно с этим вытащить болт, другой рукой.

Теперь Ваш генератор отсоединен от двигателя полностью, и можно приступать к его разборке и ремонту.

Разборка электрогенератора

При разборе электрогенератора необходимо иметь «под рукой» две важные вещи: съемник подшипников и тиски. Это значительно упростит и ускорит Вашу работу. Гаечным ключом на «19» отвинчиваем гайку от роторного вала, которая закрепляет крыльчатку на валу.

Для этого Вам необходимо одной рукой придерживать непосредственно крыльчатку, а другой рукой отвинчивать гайку, против часовой стрелки. Придется затратить определенные усилия, разумеется, но эту гайку нужно отвинтить. Крыльчатка генератора закреплена на валу шпонкой, и после снятии крыльчатки с вала необходимо удалить эту самую шпонку.

Важно: Вам следует запомнить расположение распорных шайб и гаек на роторном валу, при их демонтаже. Каждый тип генераторов имеет свои особенности по их расположению, вне зависимости от того, что и как указано в инструкциях и книжках по ремонту автомобилей. Запомните, а лучше зарисуйте, как такие шайбы установлены на Вашем генераторе.

Теперь мы переворачиваем генератор задней крышкой вверх, и откручиваем гаечным ключом на «8» четыре гайки. Вытаскиваем освободившиеся четыре шпильке и освобождаем лицевую часть корпуса генератора.

В лицевой части крышки генератора установлен «передний» подшипник, закрепленный пластинами. Снимаем, открутив гайки, пластины и выбиваем подшипник из посадочного места. Это проще всего сделать деревянной дощечкой, по размеру совпадающей с диаметром подшипника.

Сейчас нам понадобятся тиски: накрутив на роторный вал гайку, закрепляем генератор, или то, что мы с Вами еще не разобрали, в тисках. Заднюю крышку, резким движением вверх, срываем с посадочного места подшипника.

У нас остался зажатыv в тисках роторный вал, с «задним» подшипником в самой верхней части. Чтобы его демонтировать, необходим съемник, надеваем его на подшипник и снимаем с вала.

Теперь у Вас на руках два подшипника – «передний» (он же маленький) и «задний» (большего размера) - смотрим на их маркировку и приобретаем точно такие же.

Важно: Практика показывает, что при приобретении подшипников для генератора, необходимо их снять, и по аналогии купить в магазине. Такие советы продавцов как: «они все однотипные» или «если у Вас генератор старого образца, то берите эти» - часто ошибочны. Да почти всегда ошибочны. Ради экономии времени, проще всего снять подшипники и по их маркировке подобрать аналогичные.

Тот же совет касается и диодного моста, установленного в задней крышке генератора. Если на нем визуально наблюдаются повреждения, или окись металлов – лучше без раздумья снять (он крепится четырьмя гайками к внутренней части задней крышки) и приобрести новый.

Стоимость запасных частей (в среднем): Подшипники (пара) – 150 рублей. Реле зарядки: 140 рублей. Диодный мост – 200 рублей. Съемник подшипников – 100 рублей. Итого: 590 рублей.

Сборка генератора осуществляется в обратном порядке:

  1. Начинаем с установки заднего подшипника на вал. Это делается при помощи молотка и небольшой дощечки. Двумя-тремя ударами сажаем подшипник на вал.
  2. В случае снятия диодного моста – закрепляем его на «родные» места, на те же четыре шпильки, в задней крышке корпуса генератора.
  3. Устанавливаем заднюю крышку на ротор генератора, так, чтобы подшипник полностью «сел» в свое посадочное место в задней крышке генератора, для упрощения процедуры можно использовать молоток, и не очень сильными ударами по задней крышке, «посадить» ее на вал.
  4. В передней крышке осуществляем замену малого (или переднего) подшипника и закрепления его пластинами в посадочном месте.
  5. Внимаем из тисков генератор и прежде чем надеть переднюю крышку, одеваем распорное кольцо на вал, между передним подшипником и упорной выемкой на валу.
  6. Устанавливаем переднюю крышку и затягиваем «крест-накрест», гайки на длинных шпильках, чтобы затяжка была равномерной.
  7. В выемку, на роторном валу, устанавливаем шпонку, после чего надеваем крыльчатку генератора, и затягиваем гайкой.

Генератор собран и теперь, для удобства, нужно установить в штатное место реле генератора со щетками. И не забудьте подсоединить к нему (реле) провод от генератора.

Установка генератора на двигатель

Порядок установки – обратный его снятию:

  1. Вставляем генератор в кронштейн крепления.
  2. Одной рукой давим сверху на двигатель, а другой рукой, из-под арки переднего правого колеса, вставляем болт кронштейна на свое место. Гайку этого болта накручиваем, н не затягиваем.
  3. Закрепляем саморезами пылевую защиту генератора.
  4. Надеваем ремень привода генератора на шкив генератора и устанавливаем планку натяжителя ремня генератора. Натягиваем ремень до положенных значений прогиба (1 – 1,5 см.) и одновременно затягиваем гайку на плаке натяжителя.
  5. Теперь затягиваем гайку на кронштейне крепления генератора.

Все, генератор установлен. Убедитесь, еще раз, что массовая клемма снята с аккумулятора и подсоедините все провода к генератору.

Помните, что их три штуки: парные провода крепятся гайкой к шпильке, на задней стенке генератора, а «мама» вставляется в «папу».

Вот теперь можно надеть клемму «минус» на аккумулятор и завести автомобиль. Я уверен, что у Вас вся работа была проделана правильно, и генератор стал вырабатывать напряжение, необходимое для работы машины.

Для уверенности в правильной работе генератора, проверьте вольтметром выдаваемое напряжение. Удачи Вам на наших дорогах!

electro-shema.ru

Дефектовка генератора Ваз 2109

Главная • Ваз • 2109 • Электрика

Рере регулятор Ваз 2109: 1 – щеткодержатель, 2 – щетки, 3 – регулятор напряжения

Диагностика реле регулятора генератора Ваз 2109

Проверьте исправность регулятора напряжения Ваз 2109. Подсоедините контрольную лампу 12 В к щеткам. Подайте напряжение 12 В: “ ” на клемму, а “–” на “массу” щеткодержателя. Контрольная лампа должна загореться

Увеличьте напряжение до 15–16 В – лампа должна погаснуть. Если лампа не гаснет или не загорается при напряжении 12 В, замените регулятор со щеткодержателем

Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе и их выступание. Если щетки выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, замените регулятор напряжения со щеткодержателем. При обнаружении на щетках сколов и трещин замените регулятор

Осмотрите контактные кольца. Если на них есть задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца необходимо прошлифовать. Если повреждения колец нельзя удалить шкуркой, проточите кольца на токарном станке, сняв минимальный слой металла, и затем прошлифуйте

Проверьте омметром (тестером) сопротивление обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам. Если омметр покажет “?”, значит в обмотках обрыв и нужно заменить ротор

Проверьте с помощью контрольной лампы, нет ли замыкания обмотки на корпус ротора. Включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один из проводов подсоедините к корпусу ротора, а второй поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа не должна гореть. Если лампа загорается, то обмотка замкнута: необходимо заменить ротор

Диагностика статора генератора Ваз 2109

Осмотрите статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор. Если есть износ – надо заменить подшипники или крышки генератора

Проверьте, нет ли обрыва в обмотке статора Ваз 2109. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если лампа не загорается, произошел обрыв в обмотке. Замените статор или обмотку

Проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора. Если лампа загорается, значит есть замыкание: необходимо заменить статор или обмотку

Диагностика диодного моста генератора Ваз 2109

Проверьте диоды выпрямительного блока Ваз 2109 с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи. Для проверки замыкания в положительных и отрицательных диодах подсоедините “ ” к батареи через контрольную лампу к клемме “30” генератора, а “–” батареи – к корпусу генератора. Если лампа загорается, то в диодах есть замыкание и блок нужно заменить

Выпрямительный блок генератора Ваз 2109: 1 – положительные диоды, 2 – отрицательные диоды, 3 – дополнительные диоды.

Проверить выпрямительный блок Ваз 2109 можно без снятия генератора с автомобиля. Для этого отсоедините провода от аккумуляторной батареи и генератора, а также снимите колодку с проводом с клеммы регулятора напряжения. Проверьте выпрямительный блок

Для проверки положительных диодов через контрольную лампу к клемме “30” генератора, а подсоедините “ ” аккумуляторной батареи провод, идущий от “–” аккумуляторной батареи – к одному из болтов крепления выпрямительного блока. Если лампа горит, значит есть замыкание в положительных диодах: блок необходимо заменить

Для проверки отрицательных диодов подсоедините “+” аккумуляторной батареи через контрольную лампу к одному из болтов крепления выпрямительного блока, а провод идущий от “–” аккумуляторной батареи – к корпусу генератора. Если лампа загорается, то в отрицательных диодах есть замыкание: блок необходимо заменить. Горящая лампа при проверке отрицательных диодов Ваз 2109 может указывать также на замыкание обмотки статора на корпус генератора, однако такая неисправность встречается гораздо реже, чем замыкание диодов

Для проверки дополнительных диодов подсоедините провод “+” от аккумуляторной батареи через контрольную лампу к клемме “61” генератора, а провод, идущий от “–” аккумуляторной батареи – к одному из болтов крепления выпрямительного блока. Если лампа загорается, значит есть замыкание в дополнительных диодах. Блок необходимо заменить

Проверка подшипников генератора Ваз 2109

Осмотрите крышку генератора со стороны привода. Если есть трещины, особенно в местах крепления генератора, замените крышку. Измерьте диаметр посадочного места под подшипник в крышке со стороны привода. Если отверстие под подшипник деформировано или его диаметр превышает 42 мм, замените крышку

Проверьте легкость вращения подшипников генератора Ваз 2109. Если при вращении подшипников появляется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, подшипники нужно заменить. Также замените подшипники с поврежденными защитными кольцами или следами подтекания смазки

Осмотрите крышку генератора со стороны контактных колец. Если есть повреждения либо изношено посадочное кольцо под подшипник, замените крышку.

Диагностика конденсатора Ваз 2109

Исправность конденсатора генератора Ваз 2109 можно проверить мегометром или тестером (по шкале 1–10 МОм). Подсоедините один щуп тестера к контакту конденсатора, а второй – к корпусу генератора. Перед подключением прибор показывает “Ґ”. В момент подключения сопротивление должно уменьшиться, а затем вернуться в прежнее положение: в этом случае конденсатор исправен. Неисправный конденсатор надо заменить.

remocars.ru


Смотрите также