Типы протекторов шин

.

Типы протекторов шин Планета шин

Самое важное свойство любой шины — обеспечение надежного сцепления с дорожным покрытием. Эту задачу выполняет резина протектора, “облегая” благодаря своей эластичности микронеровности дороги в пятне контакта. Сила сцепления пропорциональна площади последнего и имеет максимальную величину на сухом асфальте у протектора без рисунка. Такие шины (“слики”) используются на гоночных автомобилях.

В сырую погоду, даже на небольшой скорости движения, между “сликом” и дорогой образуется водяная пленка, препятствующая их контакту между собой (эффект аквапланирования). Для исключения потери управляемости в таких условиях необходимо отвести воду из пятна контакта, поэтому на протекторе шины делают канавки различной формы. Магистральные грузовики и автобусы, предназначенные для движения по шоссейным дорогам, могут оснащаться шинами, имеющими только продольные канавки. Масса этих транспортных средств довольно большая и весовая нагрузка на шины достаточна для того, чтобы выдавливать воду в эти канавки. Продольные ребра (сплошные выступы между канавками) играют роль “слика” на сухом асфальте. Легковые автомобили имеют значительно меньшую массу, соответственно, весовая нагрузка на шины меньше, поэтому их изготавливают как с продольными, так и с поперечными канавками. Последние не только способствуют лучшему удалению воды, но и играют определенную роль в формировании сцепных свойств, “хватаясь” своими кромками за дорожное покрытие. Чем больше канавок, тем выше нагрузка на выступы протектора в пятне контакта, но хуже сцепление с сухим покрытием, так как меньше площадь соприкосновения с дорогой. К тому же большая нагрузка способствует ускорению износа резины. Чтобы удалять из пятна контакта грязь, обладающую большей вязкостью, чем вода, канавки должны быть шире. Поэтому на шинах, предназначенных для движения по грунтовым дорогам, рисунок протектора делают более разреженным. Это несколько упрощенных примеров из множества свойств шины (в большинстве случаев противоречащих друг другу), которые необходимо сбалансировать. Конструкторам приходится решать более широкий круг задач для обеспечения таких характеристик шин, как достаточный ресурс, низкое сопротивление качению, невысокая шумность и т. д. Состояние поверхности, по которой движется автомобиль, существенно зависит от температуры и качества дорожного покрытия, наличия осадков, песка, грязи, снега. Добиться высоких показателей устойчивости, управляемости, тормозных и разгонных свойств современного автомобиля при всем многообразии условий с одним типом шин невозможно. Поэтому выпускается несколько типов шин различного назначения.

Типы шин для летней эксплуатации

В зависимости от назначения летом используются следующие типы шин (по ГОСТу 4754): дорожные, универсальные, повышенной проходимости и всесезонные.

Дорожные шины (в обиходе — летние, рис. 1) предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием (шоссейных). Рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, как правило, не широкими.

Рис. 1. Дорожные шины с разными типами рисунка: а — ненаправленный; б — направленный; в — асимметричный.

 Универсальные шины (рис. 2) обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их на шоссейных  и  грунтовых дорогах. Рисунок состоит из шашек или ребер и может иметь  грунтозацепы  (массивные выступы)  по краям протектора.

 Рис. 2. Универсальная шина с ненаправленным рисунком.

Шины повышенной проходимости (рис. 3) должны эксплуатироваться в условиях бездорожья и мягких грунтов. Имеют разреженный рисунок с развитыми грунтозацепами по краям и мощными недеформируемыми шашками по центру беговой дорожки.

Рис. 3. Шина повышенной проходимости

с направленным рисунком.

Всесезонные шины (рис. 4) обеспечивают приемлемую реализацию характеристик автомобиля при круглогодичной эксплуатации по шоссейным и грунтовым дорогам. Рисунок протектора у них более разреженный, чем у дорожных и может иметь микроканавки — ламели, обеспечивающие сцепление с обледенелой или заснеженной дорогой (зимой).

Рис. 4. Всесезонная шина с ненаправленным рисунком. В зависимости от расположения элементов рисунка он может быть ненаправленным, направленным или асимметричным (рис. 5). Ненаправленный (симметричный) рисунок — симметричный относительно радиальной плоскости колеса (проходящей через его ось вращения). Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается именно с этим рисунком. Направленный рисунок — симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса (проходящей через середину протектора).

Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью.

Рис. 5. Типы рисунка протектора: а — ненаправленный; б — направленный; в — асимметричный; 1 — радиальная плоскость колеса; 2 — центральная плоскость вращения колеса. Запасное колесо совпадает по направлению вращения только с колесами одной стороны автомобиля, но временная установка его на другую сторону допустима при условии движения на небольших скоростях. Асимметричный рисунок — не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя — на мокрой.

Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать “идеальную” шину, которая обеспечивала бы максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины: 

Купить шины, как с опредленноный специализацией так с усредненными свойствами можно в нашем интернет магазине, выбрав нужную модель каталоге.

planetashin.by

Типы шин для автомобилей

Тип автомобильных шин влияет на сцепление колес с дорожным покрытием. Различные виды автопокрышек, отличаются не только размерами изделия, но и имеют принципиальные отличия в протекторном слое (высота, ширина канавок, рисунок), составе резиновой смеси, конструкции изделия. Правильно подобранные покрышки обеспечивают безопасность, комфорт езды, управляемость и проходимость.

Различия в рисунке протекторного слоя

Различные типы рисунка протекторного слоя

Современные автопокрышки имеют радиальное строение каркаса: нити кордового слоя расположены перпендикулярно окружности колеса. Есть автошины с диагональным строением: нити корда расположены внахлест друг на друга и под определенным уклоном. Второй вид шин встречается редко, многие производители отказались от выпуска диагональных шин из-за неустойчивости каркаса.

В зависимости от вида рисунка протекторного слоя разделяют автошины:

  1. С направленным рисунком. Маркируется такой протектор стрелочкой с направлением движения колеса, а также словом «Rotation». При покупке таких изделий необходимо учитывать, что нельзя переставлять колесо с левой стороны авто на правую без перебортирования колеса и наоборот. Возникают сложности и с «запаской»: заранее предугадать с какой стороны автомобиля колесо потребует замены невозможно, а при установке в форс-мажорных ситуациях запасного колеса на неверную сторону (левого на правую и наоборот), даже на маленькой скорости передвижения возникает эффект аквапланирования.
  2. Имеющие ненаправленный рисунок протекторного слоя. Указанные автопокрышки являются универсальными, их можно ставить с любой стороны машины.
  3. Асимметричные. Протекторный слой разделен на две части, отличающиеся рисунком и степенью жесткости. Первая часть рассчитана на дождливую погоду, вторая — сухую. Маркируются изделия надписями Outside и Inside (либо Side Facing Out и Side Facing Inwards), указывающими наружную и внутреннюю стороны. Указанные автопокрышки бывают двух видов: с направленным и ненаправленным рисунком протекторного слоя. Первый вариант встречается очень редко, большинство производителей авторезины сняли асимметричные шины с направленным рисунком с производства.
  4. Симметричные. Рисунок протекторного слоя состоит из двух одинаковых половинок. Такая конструкция обеспечивает хорошую устойчивость городских и компактных автомобилей при езде по ровной поверхности дороги. При этом конструктивные особенности авторезины не дают сделать ее поведение оптимальным для перемещения автомобиля по влажной дороге.

Рекомендуем посмотреть видео о правильном выборе рисунка протектора шин:

Сезонность автопокрышек

Отличия протектора автошин в зависимости от сезонности резины

Типы шин для автомобилей разделены в зависимости от сезона их использования на три группы.

Летние автошины обеспечивают должное сцепление колес с асфальтом, нагретым до высокой температуры. Они имеют большой индекс скорости, обладают увеличенной стойкостью к износу при воздействии абразивных частиц дорожного покрытия. При снижении температуры до +7 0С и меньше такая авторезина начинает утрачивать свои изначальные характеристики, ее эластичность падает, снижается управляемость автомобилем. Шины, разработанные на лето, во время минусовых температур за бортом авто начинают «дубеть».

Зимняя авторезина, рассчитана на применение в условиях минусовых температур. Отличается узкими канавками протекторного слоя, достаточно мягкая, позволяет ездить на заснеженной либо обледененной поверхности. При возрастании температуры выше +90С шины, разработанные на зиму быстро истираются и становятся непригодными к использованию. Их небезопасно применять при очень высоких температурах, они могут расплавиться при езде по раскаленному асфальту.

Различают такие типы зимних шин для автомобилей:

  1. Ошипованные на их поверхности присутствуют специальные шипы, для увеличения проходимости машины по заснеженной либо обледененной дороге. При этом ламели, характерные для обычной резины отсутствуют. Применять шипованные покрышки без необходимости не стоит: шипы могут вырываться с мест крепления, а также способны повредить асфальтированную поверхность дороги.
  2. Шипуемые. На поверхности указанных автопокрышек расположены специальные отверстия для установки шипов. Приобретая такие автошины учитывайте: ошиповать легко новую резину, протекторный слой которой не истерт, в противном случае подобрать высоту шипов можно в определенных рамках в зависимости от остаточной высоты протекторного слоя.
  3. Фрикционные покрышки. У таких изделий рисунок протекторного слоя имеет яркий волнообразный характер. Автолюбители именуют указанные автошины «липучками» за их способность прилипать к дорожному покрытию. При минусовых температурах эти шины обеспечивают хорошее сцепление с обледененной поверхностью, гарантируют хорошую устойчивость транспортного средства. Они разделяются на резину скандинавского и европейского типа. Первый вид рассчитан на суровую зиму, в состав такой резины многие производители домешивают силику, обеспечивающую большую устойчивость автомобиля при езде по льду. При этом, маневрирование на асфальтированной поверхности затруднено из-за мягкости резины, резкое торможение может привести к увеличению тормозного пути. Применение таких шин актуально для езды на размеренной скорости в достаточно холодных регионах. Использование европейского типа покрышек позволяет ездить по асфальту. Такая резина имеет уменьшенное количество ламелей и обладает достаточной жесткостью. Указанные шины позволяют быстро ездить в условиях теплой зимы с умеренными осадками. Им характерна высокая маневренность на асфальтированной поверхности.

Подбирая покрышки на зиму, особое внимание уделите маркировке, можно легко перепутать всесезонные шины с зимними изделиями. В обоих вариантах на боковой поверхности шин присутствует обозначение M&S, но шины, предназначенные для зимы, дополнительно маркируются знаком со снежинкой внутри, на всесезонке, такого рисунка нет.

Всесезонные автопокрышки занимают промежуточное значение между зимним и летним типом резины для автомобилей. Их можно применять в температурном диапазоне от-50С до +100С. Они характеризуются специальным протекторным слоем, обеспечивающим нужное сцепление колес с дорожным покрытием в условиях мягкой зимы и не слишком жаркого лета. В регионах с большим перепадом температур, применение всесезонной авторезины не актуально: с увеличением температуры выше нормы покрышки могут поплавиться, они больше подвержены деформации. Если температура упадет ниже рекомендованной нормы, то всесезонная авторезина «задубеет».

Многие автолюбители отдают предпочтение всесезонным шинам, с целью экономии: нет необходимости покупать два типа шин для автомобиля (на зиму и на лето), а также не нужно беспокоиться о правильном хранении автопокрышек. Такая позиция является правильной, если в регионе, в котором эксплуатируется автомобиль, температурный диапазон составляет от-50С до +100С. В противном случае стоит задуматься о приобретении двух комплектов авторезины (для зимы и лета).

Низкий профиль?

Маркировка шины, имеющей низкий профиль

Какие автошины являются низкопрофильными? Многие автолюбители отдают предпочтение покрышкам с низким профилем, желая украсить внешний вид автомобиля и немного изменить его характеристики. В таких изделиях процентное соотношение ширины и высоты профиля шины должно быть меньше 55%. Узнать высоту профиля автопокрышки можно из маркировки, к примеру, в обозначении 205/45R14, цифра 45 указывает на низкий профиль авторезины. Отношение ширины изделия к его высоте составляет 45%. Ширина автопокрышки составляет 205 мм, а высота профиля находится следующим образом: 205*0,45=92,25 мм.

Применение автошин, имеющих низкий профиль, дает возможность:

Недостатки при применении указанного типа покрышек:

Безпрокольные автопокрышки

Очень популярна безпрокольная авторезина, имеющая название Run Flat. В таких изделиях производителями усиливается боковина автошин: наносится специальное вязкое вещество с внутренней стороны покрышки, заклеивающее отверстие прокола во время езды без снижения давления внутри шины. Указанная технология дает возможность проезжать около 150 километров со скоростью 80 км/ час без деформации покрышки. Многие автомобильные заводы-гиганты базовую комплектацию известных моделей авто делают с безпрокольной авторезиной.

Шины для внедорожников

Модель автопокрышки для внедорожников

Отдельным видом выступают шины для внедорожников. Применение указанного типа транспорта подразумевает езду по бездорожью, авторезина при этом должна иметь высокий профиль и быть устойчивой к проколам. Различают следующие виды автопокрышек для внедорожников:

  1. Шоссейные. Предназначенные для езды по твердому дорожному покрытию. Для их производства применяется специальный состав резиновой смеси, устойчивый к абразивным частицам покрытия дороги. Используется специальный рисунок протектора и жесткость каркаса, они непредназначенные для езды по бездорожью. Мягкость автошин обеспечивает бесшумность изделий во время езды по трассе, а протектор — прекрасные ходовые качества авто.
  2. Внедорожные (грязевые). Предназначенные для езды по непроходимой грязи и передвижению транспорта в труднодоступных местах. Высокая проходимость машины обеспечивается специальным протекторным слоем, способным выдавливать грязь из пятна контакта колес с дорогой. Указанные покрышки устойчивы к деформации и механическим повреждениям благодаря жесткости резины, а также устойчивости каркаса автопокрышек. При этом высота профиля шин высокая, боковины усилены — это не позволяет ездить на высокой скорости и выполнять экстремальные маневры. Внедорожные шины по конструктивным особенностям могут быть разделены на покрышки для преодоления песка, непроходимой грязи, скалистой местности. Для каждого варианта используется специальный протектор, отличающийся высотой, толщиной канавок и жесткостью резины.
  3. Универсальная авторезина, применимая на шоссе и бездорожье. Указанный тип покрышек отличается от шоссейных шин крупным рисунком протектора и большей жесткостью резины. Указанные автопокрышки дают возможность ездить по песчаной поверхности, грязи. Автомобиль «обутый» в универсальные шины, обладает хорошей проходимостью.

От правильного выбора типа шин для внедорожников зависит тяга, управляемость, устойчивость, проходимость транспортного средства, снижает риск застревания машины во время преодоления различного рода препятствий.

Заключение

Внедорожник «обутый» в резину, предназначенную для езды по грязи и скалистой местности

Разработчиками автомобилей просчитываются нагрузки, действующие на колеса авто, определяются размеры дисков и покрышек, обеспечивающие должное сцепление колес с дорожной поверхностью для нормальной управляемости и курсоустойчивости автомобиля. Применение соответствующего типа шин для автомобиля влияет на безопасность и комфортность вождения.

Для правильного подбора покрышек необходимо учитывать эксплуатационные условия транспортного средства, температуру окружающего воздуха, сезонность резины, а также рекомендации завода-изготовителя машины. Кроме этого применение авторезины не по сезону, предусматривает штраф, который может быть выписан водителю.

pro-zamenu.ru

Виды протекторов зимних шин

Каждая модель зимней авторезины уникальна. Это касается даже продукции одного бренда, не говоря уже о производителях в целом. Обусловлено различие шин возложенными на них задачами. К примеру, одни покрышки практически не шумят, но их проходимость оставляет желать лучшего, в то время, как «громкие» шины великолепно «вгрызаются» в обледенелую дорогу. В чём же разница, схожих на первый взгляд моделей? И как выбрать оптимальный вариант? Давайте разбираться.

В первую очередь нужно понимать, что идеальных зимних покрышек не существует. То есть, всегда найдётся шина, которая лучше хотя бы в одном из показателей. Из чего следует, что выбор резины — это поиск идеального компромисса между эксплуатационными характеристиками. А потому, оптимальный комплект шин для каждого водителя будет сугубо индивидуальным, соответствующим региону проживания, стилю вождения и типу транспортного средства.

Классификация зимних протекторов

Главным отличием каждой модели автомобильной резины является протектор. А точнее, его состав, рисунок и высота. Этими параметрами и варьируют производители, обеспечивая свои шины улучшенным шумовым комфортом, водоотведением, сцеплением, а также экономичностью, долговечностью, проходимостью и минимальным тормозным путем. Однако, перечисленные характеристики зачастую являются взаимоисключающими в той или иной мере, а потому добиться идеальной реализации всех параметров в едином протекторном рисунке невозможно. Производители резины выходят из сложившейся ситуации, делая уклон в сторону определённого набора характеристик. На специализацию моделей делают акцент и продавцы, умалчивая о слабых сторонах изделия. Чтобы разобраться во всём детальнее, далее описаны существующие виды протекторов.

Внедорожный

Внедорожный протекторный рисунок зимних шин составлен из отдельно стоящих блоков квадратной или ромбовидной формы высотой около 10 миллиметров. Поперечные и продольные зазоры между этими элементами достаточно большие и снизу, и сверху. Сам же рисунок, в основном, имеет направленность, и напоминает литеру «V», что подтверждается маркировкой «rotation» со стрелкой на боковине изделия, указывающей направление кручения.

Такое строение шины позволяет автомобилю уверенно двигаться по снежной целине и эффективно бороться со снежной шугой, однако её шумовой комфорт оставляет желать лучшего. К недостаткам подобных комплектов авторезины также следует отнести увеличенный расход горючего, который обусловлен более сложным торможением и разгоном.

Несмотря на то, что внедорожный протектор не предназначен для скоростной езды, данные покрышки пользуются популярностью в РФ и СНГ. Особенно это касается областей, где традиционно много снега, а надёжность и проходимость является приоритетом.

Скоростной (Европейский)

По названию абсолютно ясно, что данным протектором обладают зимние покрышки, которые рассчитаны на эксплуатацию при больших скоростях. Подобные комплекты выпускаются большинством производителей, и пользуются огромным спросом в Европе, где климат умеренный, а дороги хорошо очищаются. Поэтому такую резину ещё называют «Европейская зима». Протекторные блоки здесь меньшего размера, а их высота 6-7 миллиметров. Рисунок исключительно направленный. Кроме того, протектор имеет пару параллельных бортам бороздок, которые и обеспечивают прирост в скорости. К плюсам также можно отнести короткий тормозной путь и устойчивость в поворотах.

Уровень шума у скоростных зимних покрышек очень низкий, и сравним с аналогичными показателями летних моделей. Автошины с таким строением протектора отлично противостоят аквапланированию, достойно ведут себя при небольшом снегопаде и демонстрируют хорошую экономичность. С другой стороны, эта резина абсолютно не эффективна в глубоком снегу или на заснеженном бездорожье, что делает её непопулярной в нашей стране.

Классический

В шинах с классическим протектором наблюдается наиболее ровный баланс характеристик. Протекторный рисунок составлен из средних по величине блоков, которые могут быть различной формы, и имеют высоту 7-8 миллиметров. Продольные канавки широкие, а поперечные — средней ширины. При этом, в равной мере встречаются направленные и ненаправленные модели.

Такие шины не рассчитаны на слишком большие скорости, а предназначены для спокойной, размеренной езды. Не справится классическая авторезина и с полуметровыми сугробами. В общем, всё по-среднему, как в любой универсальной вещи.

Следует отметить, что обладателями шин данного типа являются 70 процентов автомобилистов Российской Федерации. Но рекомендовать их стоит лишь жителям городов, где дороги убирают и ремонтируют, поскольку для сельской местности эти покрышки подходят плохо. Однако, такая резина дешевле прочих вариантов, а зачастую ещё и более долговечна.

Асимметричный

Зимние покрышки с асимметричным рисунком протектора являются наиболее «свежим» изобретением. Шину можно условно разделить на две продольные части, каждая из которых будет иметь свой рисунок, и выполнять свои функции. Таким образом производитель обеспечивает зимней резине хороший баланс взаимоисключающих характеристик. Так, внешняя часть покрышки с классическим рисунком отвечает за качественное сцепление с «чистой» дорогой, а внутренняя (внедорожная) обеспечивает необходимую проходимость по снежной каше и сугробам.

Теоретически, такие шины должны быть универсальными. Но на практике их эффективность не доказана, и вызывает сомнения, поскольку полезная площадь каждой части уменьшена вдвое. При этом, стоимость данных комплектов превосходит цены на все покрышки, упомянутые выше, что не добавило им популярности среди отечественных водителей.

На этом всё. Решать, во что обуть свой автомобиль, в любом случае вам. Нам же остается лишь пожелать подходить к выбору зимней резины мудро и взвешенно, поскольку от этого зависит ваша безопасность и комфорт.

wheel-info.ru

Виды протекторов шин

Главная » Новости » Виды протекторов шин

К выбору шин для спецтехники необходимо подходить тщательным образом. Под различные задачи и потребности существуют различные виды шин с определенными характеристиками, поэтому неправильный выбор может отрицательным образом сказаться на работе техники. Скорость, эксплуатационная нагрузка, рабочие условия – все это влияет на выбор конструкции, типа и рисунка протектора шины.

Слово протектор пошло от английского слова «protect» - защита, следовательно, это один из элементов колеса, защищающий внутреннюю часть шины от повреждений и проколов, а также формирующий оптимальное пятно контакта шины.

От правильного выбора шин зависит техническое состояние подвески, расход топлива, грузоподъемность, удобная работа на любом покрытии и тд. На вилочные погрузчики ставятся либо цельнолитые (суперэластичные), либо пневматические шины.

Цельнолитые шины характеризуются увеличенным рабочим ресурсом и минимумом требований по техническому обслуживанию. К одним из достоинств пневматических шин можно отнести хорошие амортизирующие свойства и проходимость.

Рисунок протектора шины

В модельном ряду каждого производителя специализированных шин представлено несколько самых популярных рисунков протектора. Выглядят они одинаково, предназначены для одинаковых условий эксплуатации, но отличаются разным обозначением, состоящим из цифр и букв.

«Клюшка»

Очень часто на фронтальных погрузчиках можно встретить шины с рисунком протектора «клюшка» и «полу-клюшка». Покрышки с таким узором эффективно использовать на мягких покрытиях. Это универсальный рисунок с разряженными грунтозацепами. В таких условиях шина прослужит довольно долго, обеспечивая этим повышенную производительность техники. Не стоит забывать и о том, что долговечность резины зависит от нагрузки, оказываемой на покрышку, эксплуатационных условий техники и качества основного рабочего участка. Отличное сцепление с дорожным покрытием, великолепная термостойкость – все это обеспечат шины с рисунком протектора «клюшка». Еще одной важной характеристикой является их усиленная боковина, которая устойчива к порезам и пробоям. Они хороши на заснеженной и заледенелой дороге, на мокром покрытии. Устанавливают такие колеса чаще всего на экскаваторы-погрузчики и тракторы.

«Волна»

Для фронтальных погрузчиков существуют также шины с рисунком протектора «волна», «разорванная волна» и «карьерный». Шины с таким крупным рисунком, как «волна» созданы для карьеров и подобных условий. Данный тип протектора имеет хорошее сцепление и сопротивление воздействию горной породы. Этот рисунок универсален. Он подойдет также для грунта и гравия, асфальта, угля и тп.

«Разорванная, прерывистая или разрывная волна» – это рисунок протектора, объединяющий в себе свойства «волны» и «клюшки». Данный вид протектора создает большое пятно контакта на твердой поверхности, имеет хорошее сцепление и самоочищение. Они незаменимы на гравии и песке, асфальте и угле.

«Карьерный»

Протектор с рисунком «карьерный» способствует повышенной проходимости шины и предназначен для техники, работающей на плохопроходимых дорогах, лесозаготовочных комплексах, в карьерах и тд. Грубый рисунок, разделенный в продольном направлении, хорошо влияет на курсовую устойчивость.

«Елка»

Пользуются популярностью и протекторы с рисунком «елка». Этот рисунок считается стандартным. В основном такую резину ставят на ведущие колеса, которые ездят по мягкому грунту. Они обеспечивают отличное сцепление. Подходят для установки на мини-погрузчик, экскаватор-погрузчик и трактор.

«Шашка»

Протектор с рисунком «шашка» характеризует резину как сверхусиленную с плотным узором, усиленной боковиной и плечевой зоной. Слойность у такой резины обычно выше, чем у других моделей. Ставят такую шину на мини-погрузчики и экскаваторы-погрузчики.

У некоторых производителей есть модель, объединяющая в себе рисунки «елка» и «шашка». Такие шины подходят как для бездорожья, так и для асфальта.

Существуют и другие типы протекторов.

Но все же, вне зависимости от выбранного типа протектора, не стоит забывать о простых правилах эксплуатации индустриальных шин:

  1. Перед началом работы необходимо проверить давление в шине
  2. Протектор следует очищать от застрявших камней или грязи
  3. На шину не должны попадать нефтесодержащие вещества и ГСМ
  4. Во время эксплуатации не допускается наезд на острые предметы
  5. Шина не должна быть перегружена

Все эти несложные правила помогут улучшить работу техники, а также продлят срок службы шины.

AlfaSnab.com

Типы автомобильных шин

Продолжаем серию статей про устройство автомобильных шин публикацией про типы протекторов шин.

Абсолютное большинство современных шин являются бескамерными и с радиальной конструкцией каркаса. Протектор покрышек. Протектор бывает трех видов: с направленным рисунком, ненаправленным и ассиметричным.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Направленный рисунок протектора шины обеспечивает быстрый отвод воды из зоны пятна контакта покрышки с дорогой и тем самым существенно повышает предельную скорость, когда шина уже не справляется с отводом воды и колесо всплывает над водой. Этот опасный эффект называется аквапланированием.

Шины с направленным рисунком протектора обязательно маркируются стрелкой с надписью Rotation, указывающей правильное направление вращение колеса. Колеса «обутые» в такие шины нельзя переставлять с одной стороны автомобиля на другую без демонтажа покрышки с диска. Если такую шину установить на колесо неправильно, то на мокрой дороге машина «всплывет» даже на минимальной скорости движения.

Для желающих разобраться еще глубже мы подготовили отдельный материал о конструкции шин — чем отличаются радиальные шины от диагональных знает далеко не каждый!

Шины с ненаправленным рисунком протектора не нуждаются в какой-либо определенной установке. Эти покрышки являются наиболее универсальными и доступными по стоимости, именно поэтому такие шины устанавливаются на автомобиль еще на конвейере завода-изготовителя.

Протектор шин с ассиметричным рисунком состоит из двух частей, правая из которых больше ориентирована на мокрое покрытие – это так называемая «дождевая» сторона, а левая – на сухую дорогу, т.е. «сухая» сторона.

Рисунок такой резины может быть как направленным, так и ненаправленным. В таких покрышках внутренняя и внешняя боковины имеют разную жесткость. Поскольку нагрузка на колесо распределяется по-разному и большую нагрузку испытывает именно внешняя сторона, разная жесткость боковин позволяет шине с ассиметричным рисунком протектора лучше держать дорогу.

Внешняя и внутренняя стороны ассиметричной резины имеют определенную маркировку – Outside и Inside или Side Facing Out и Side Facing Inwards соответственно. На правильно установленном колесе должна быть видна только надпись, обозначающая внешнюю сторону покрышки – Outside или Side Facing Out.

Низкопрофильные шины. На таких шинах отношение высоты профиля к ширине покрышки не превышает 55%, это резина размерность 195/55, 205/50, 225/45 и т.д. Низкопрофильные шины превосходно подходят для динамичного стиля управления автомобилем, они обеспечивают лучшую управляемость и чувство автомобиля, сокращают тормозной путь и улучшают разгон. Достигается это за счет большего сцепления покрышек с дорожным полотном.

Недостатками такой резины являются, прежде всего, повышенная шумность и жесткость, что в свою очередь значительно повышает риск повреждения, как диска, так и покрышки при наезде на неровности дороги, бордюры. Кроме того такие шины обладают меньшим пределом сопротивления аквапланированию.

Беспрокольные шины. Такие покрышки изготавливают с применением технологии Run Flat (Run on Flat), которая позволяет автомобилю «обутому» в такую резину проехать на проколотом колесе 100-150 км со скоростью не более 80 км/ч. Главной особенностью шин с технологией Run Flat являются усиленные боковины, предотвращающие деформирование покрышки при полной потере давления.

Подобные покрышки все активнее используются автопроизводителями для первичной комплектации автомобилей на конвейере. Лидером по применению резины Run Flat для первичной комплектации является концерн BMW, большинство моделей которого серийно оснащаются таким типом шин.

Внедорожные шины. Такие шины применяются для покорения серьезного бездорожья. Внедорожные покрышки обладают очень высоким профилем и глубоким, разреженным рисунком протектора. Эти особенности позволяют такой резине уверенно вгрызаться в любое покрытие и карабкаться по склонам.

Существенным недостатком таких шин является их плохая приспособленность к движению на высоких скоростях по ровной дороге, поскольку глубокий, редкий протектор плохо держит дорогу и подвержен быстрому износу. Кроме того эти конструктивные особенности внедорожной резины сильно влияют на тормозной путь автомобиля, существенно его увеличивая.

Какие шины лучше выбрать? Все ответы о правильном выборе обуви для вашего автомобиля!

Сезонные шины. Одним из важнейших критериев для шин является их сезонность. Покрышки по сезонности использования делятся на летние, зимние и всесезонные. Применение правильных по сезонности покрышек повышает безопасность управления автомобилем. Так, зимой автомобиль даже на самых дешевых зимних шинах всегда более управляем и контролируем, чем автомобиль «обутый» в самую дорогую летнюю резину.

Основной задачей летних шин является обеспечение максимального сцепление с дорожным полотном, а значит безопасности движения. Такие покрышки имеют достаточно высокий индекс скорости и повышенную износостойкость. Однако при температуре окружающей среды ниже +7°С летние шины начинают «дубеть» (замерзать и становится очень твердыми) вследствие чего теряют свои сцепные свойства. Это в свою очередь приводит к значительному увеличению тормозного пути и существенному ухудшению управляемости автомобиля.

Зимние шины. Шины этого типа обеспечивают максимальные сцепление автомобиля с дорогой в условиях холодов, а также при движении по льду или снегу. Зимние шины имеют более мягкий состав, что не дает им «дубеть» в холодную погоду. Протектор таких покрышек даже на ощупь значительно мягче, чем на летних. Он имеет особый рисунок с большим количеством ламелей (узких прорезей в протекторе), который обеспечивает быстрый и эффективный отвод снега и снежной «каши» из зоны пятна контакта покрышки с дорогой. При изготовлении зимних шин применяются специальные компоненты и составы резиновых смесей, позволяющие покрышками иметь высокий уровень сцепных свойств в условиях низких температур. Однако обратной стороной такого состава резиновой смеси является наличие повышенного внутреннего трения, вследствие которого зимние шины несколько теряют свои свойства на сухом покрытии. Кроме того, покрышки такого типа являются более шумными и достаточно быстро изнашиваются, особенно при эксплуатации в условиях повышенных температур воздуха (выше +9°С).

Разновидностью зимних шин являются шипованные зимние шины. Они предназначены для использования в суровых зимних условиях. Нужно заметить, что использование шипов запрещено во многих странах Европы, поскольку они вредят дорожному покрытию. Использовать шипованную резину нужно в действительно сложных зимних условиях, тем более что современные хорошие зимние шины обеспечивают очень неплохое сцепление колес с заснеженной дорогой и без шипов. В России использовать шипованные покрышки имеет смысл в том случае, если приходится ездить по заснеженным, обледенелым, неочищенным дорогам.

Подбираете зимние шины? А умете ли Вы правильно водить зимой? Здесь все об особенностях зимнего вождения!

Подспорьем зимним шинам на особенно сложных заснеженных участках дорог служат цепи противоскольжения. Использовать их нужно для преодоления тяжелых участков пути на небольшой скорости – до 40 км/ч.

Всесезонные шины. Этот тип резины представляет собой компромисс между летними и зимними шинами для стран с мягкими зимами. Одна часть протектора таких шин, грубо говоря, зимняя, другая – летняя. По своим свойствам такая резина уступает как зимним, так и летним шинам.

Рекомендуем прочитать материал о кодах ошибок Ниссан: http://nissanoffroad.ru/sovety/remont/samodiagnostika-avtomobilej-nissan.html

NissanOffRoad.ru

Устройство автомобилей



На автомобилях применяются шины различных типов, в зависимости от следующих определяющих показателей: назначение, степень герметизации, конструкция, габаритные размеры и профиль.

Типы автомобильных шин по назначению

По назначению различают шины для легковых и грузовых автомобилей. Их отличают, в первую очередь, размеры и масса, а также степень балансировки шины при ее изготовлении, поскольку легковые автомобили передвигаются с более высокими скоростями, чем грузовые. Кроме того, шины грузовых автомобилей имеют более широкий интервал применяемых профилей. Шины современных легковых автомобилей обычно выполняются бескамерными.

***

Типы автомобильных шин по герметизации

По герметизации различают шины камерные и бескамерные. Как и следует из названия, камерная шина в своей конструкции содержит такой элемент, как эластичная камера (более подробно об устройстве камерной шины – на этой странице). Бескамерные шины легковых автомобилей не имеют камеры, а у бескамерных шин грузовых автомобилей нет и ободной ленты.

Бескамерные шины

Герметичность бескамерной шины обеспечивается воздухонепроницаемым резиновым слоем на основе бутилкаучука толщиной 2…3 мм, привулканизированного к внутренней поверхности шин, а также плотным прилеганием бортов шины к полкам обода. Плотность прилегания достигается формой и устройством борта, а также более тугой посадкой шины на обод. Борт бескамерной шины имеет снаружи резиновый уплотнительный слой.

Вентиль у бескамерных шин крепится непосредственно на ободе колеса. Герметичность крепления достигается установкой эластичных резиновых шайб.

Температура бескамерной шины во время движения существенно ниже чем у камерной (примерно на 15 ˚С) благодаря лучшему отводу теплоты через открытую часть обода. Это обеспечивает увеличение срока службы шины примерно на 10%. Кроме того, бескамерные шины легче камерных из-за отсутствия дополнительных элементов конструкции.

Бескамерные шины менее чувствительны к проколам и другим повреждениям, так как проколовший шину предмет плотно охватывается герметизирующим слоем резины, и воздух выходит из шины очень медленно. Это повышает безопасность движения в такой ситуации.

Легкость ремонта бескамерных шин заключается в том, что многие повреждения могут быть устранены без снятия их с обода. При ремонте в место повреждения с помощью специальной иглы вводят уплотнительные пробки.

К недостаткам бескамерных шин относятся затруднения при монтаже, ремонте больших повреждений, а также повышенные требования к техническому состоянию обода.

***

Типы автомобильных шин по конструкции

По конструкции различают диагональные, радиальные шины и шины с регулируемым давлением. Диагональные и радиальные шины отличаются расположением нитей корда в каркасе и брекере.

Диагональные шины

В каркасе диагональных шин (рис. 1, а) нити соседних слоев корда перекрещиваются между собой под углом 95…115˚, а угол наклона нитей корда к радиальной линии профиля покрышки по короне составляет 50…55˚. В каркасе диагональных шин всегда четное количество слоев корда. Общее количество слоев корда зависит от нагрузки, назначения, давления воздуха в шине, а также материала корда. Нити корда подушечного слоя 1 также расположены под некоторым углом к оси колеса.

При работе диагональной шины в зоне контакта ее с дорогой происходит изменение угла наклона нитей корда, что вызывает сдвиг слоев, неравномерное распределение напряжений, повышение деформации и нагрев шины. Все это снижает срок службы шины. В то же время диагональные шины менее подвержены повреждению от ударов и порезов.

Радиальные шины

Радиальные шины – шины с меридиональным (радиальным) расположением нитей корда (рис. 1, б). Они отличаются от диагональных конструкцией каркаса и брекера. Эти шины более износостойки, чем диагональные, более эластичны. Каркас у них неравновесной структуры. При накачивании воздуха наружный диаметр стремиться увеличиваться, что не позволяет сделать жесткий брекер. У радиальных шин брекер изготавливается многослойным (от двух до восьми слоев) и практически нерастяжим. Для него используют чаще всего металлический корд. Поэтому у радиальных шин число слоев корда в каркасе меньше, чем у диагональных, и их число может быть нечетным.

Уменьшение слоев корда в каркасе снижает на 6…10% массу покрышки, теплообразование и сопротивление качению. У радиальных шин большая площадь контакта с дорогой и лучшее сопротивление боковому уводу.

Радиальное расположение нитей корда в каркасе и брекере создает по короне покрышки нерастяжимую и несжимаемую систему, что резко снижает проскальзывание элементов протектора в зоне контакта с дорогой и является основной причиной, повышающей износостойкость протектора радиальной шины.

Благодаря лучшей работоспособности каркаса, более высокой износостойкости протектора срок службы радиальных шин с текстильным брекером увеличивается на 20…30%, а с металлобрекером – на 30…40 % по сравнению с диагональными шинами. Радиальные шины обладают более высокими тягово-сцепными качествами, создают на 10…20% меньшие потери на сопротивление качению, благодаря чему возрастает топливная экономичность (на 3…4%) и улучшаются динамические качества автомобиля. Кроме того, более высокая эластичность радиальных шин существенно повышает мягкость движения автомобиля.

Радиальные шины могут быть камерными и бескамерными.

Шины с регулируемым давлением воздуха

Шины с регулируемым давлением воздуха отличаются тем, что они могут работать как при нормальном давлении воздуха, так и кратковременно при пониженном. Пониженное давление устанавливается при прохождении автомобиля по мягким и топким грунтам (0,2…0,1 МПа), по сыпучему песку (0,1…0,075 МПа), глубокому снегу и сырой луговине (0,075…0,05 МПа). Во всех этих случаях скорость движения автомобиля должна быть снижена.

Шины с регулируемым давлением воздуха устанавливаются на автомобилях повышенной проходимости. Такие автомобили снабжаются системой централизованной накачки шин, которая позволяет водителю изменять давление воздуха в шинах не выходя из кабины, в том числе и на ходу.

Шина с регулируемым давлением воздуха состоит из тех же частей, что и обычная, но у нее увеличена ширина профиля на 25…40% и наносится рисунок протектора повышенной проходимости. Общая площадь грунтозацепов рисунка протектора составляет 35…45% всей опорной площади, которая при пониженном давлении в полтора-два раза превышает площадь опоры обычных шин. Глубина грунтозацепов такой шины 20…30 мм.

Для большей эластичности, особенно при пониженном давлении, эти шины имеют каркас с меньшим числом слоев корда, между которыми расположены мягкие резиновые прослойки.

Так как шина с регулируемым давлением работает в более тяжелых условиях и при пониженных давлениях воздуха, чем обычная шина, она быстрее изнашивается. Чтобы увеличить срок службы такой шины она рассчитывается на меньшую нагрузку (на 30…50%), чем обычная шина такого же размера. Несмотря на это шина с регулируемым давлением работает меньший срок, чем обычная, и ее пробег не превышает 25…30 тыс. км.

***

Типы шин по габаритным размерам

По габаритным размерам различают малогабаритные, среднегабаритные и крупногабаритные шины.

Основными размерами шины является ширина В и высота Н профиля, посадочный диаметр d и наружный диаметр D (рис. 2). Малогабаритные шины имеют наружный диаметр D менее 0,8 м, среднегабаритные имеют наружный диаметр D в пределах 0,8…1,5 м. Крупногабаритные автомобильные шины имеют наружный диаметр D в интервале от 1,5 до 3 м и более.

Крупногабаритные шины отличаются от прочих большой высотой профиля (Н = 350 мм и более), причем эта высота не зависит от посадочного диаметра. Эти шины выпускаются бескамерными, а их наружный диаметр достигает 2…3 м и даже больше. Давление воздуха в крупногабаритных шинах составляет 0,02…0,035 МПа. Они имеют большую площадь опоры на грунт, и предназначены для работы в особо тяжелых условиях.

***



Профиль шины определяется его высотой Н и шириной В.

Тороидные шины

У шин обычного профиля (тороидных) сечение близко к окружности, отношение высоты профиля Н к его ширине В более 0,9. Тороидные шины устанавливаются на большинстве грузовых автомобилей и автобусов.

Широкопрофильные шины

Широкопрофильные шины (рис. 3) устанавливаются вместо сдвоенных шин на задней оси грузовых автомобилей на специальном ободе. Они по сравнению с обычными шинами имеют примерно в два раза большую ширину беговой дорожки, специальный профиль с высотой, равной 0,6…0,9 В, эластичный каркас и уменьшенное внутреннее давление воздуха, которое можно снижать до 0,05 МПа при движении по мягким грунтам. Масса широкопрофильных шин примерно на 15…20% меньше массы двух сдвоенных шин.

Широкопрофильные шины устанавливаются также на автомобили повышенной проходимости на всех шести колесах (например, автомобиль КрАЗ-260).

У широкопрофильных шин удельное давление на грунт примерно в три раза меньше, чем у обычных (тороидных) шин, поэтому их применение существенно повышает проходимость автомобиля. По сравнению с обычными тороидными шинами широкопрофильные имеют повышенную грузоподъемность и пониженное сопротивление качению.

Низкопрофильные шины

Низкопрофильные шины имеют отношение высоты профиля к его ширине равным 0,7…0,88, а у сверхнизкопрофильных шин это отношение составляет не более 0,7. Такая пониженная высота профиля у обоих типов шин повышает устойчивость и управляемость автомобиля. Однако слишком низкий профиль шины делает обод колеса уязвимым при движении по дорогам плохого качества – неровности дороги могут повредить обод при наезде на препятствие. По этой причине при выборе профиля шин следует руководствоваться состоянием дорог, на которых будут эксплуатироваться эти шины.

Так, современные скоростные сверхнизкопрофильные шины с отношением Н/В равным 0,3…0,6 пригодны только для работы по гладким шоссейным дорогам с хорошим качеством покрытия, которых в нашей стране очень мало. Для повседневной езды по российским дорогам целесообразно ограничится соотношением Н/В не ниже 0,65, причем это касается довольно больших шин, например для автомобилей класса «Волга». На моделях автомобилей марки «ВАЗ» лучше применять шины с отношением Н/В не ниже 0,7.

Кроме того, при выборе шины следует иметь в виду, что ширина профиля В связана с шириной обода колеса b, которая находится в пределах 0,7…0,75 В. Например, если ширина профиля В равна 165 мм, ширина обода колеса должна быть 115…124 мм или 4,52…4,9 дюйма, требуемый типоразмер колеса – 4,5 или 5 дюймов. Слишком узкое колесо ухудшает устойчивость автомобиля, а слишком широкое колесо увеличивает сопротивление качению, ухудшает эластичность шины, и снижает ее долговечность.

Арочные шины

Арочные шины (рис. 4) относятся к бескамерным и предназначены для движения по размякшим грунтам, рыхлому снегу, пахоте и т. п. Отношение высоты профиля к ширине у арочных шин составляет 0,39…0,5. Давление воздуха в них находится в пределах 0,05…0,20 МПа. Ширина профиля у арочных шин в 2,5…3,5 раза больше, чем у обычных тороидных шин, а радиальная деформация выше в два раза. Грунтозацепы у арочных шин расположены редко, и их высота составляет 35…40 мм, а шаг между ними – 100…250 мм. Арочные шины используются, как правило, вместо обычных сдвоенных шин на заднем мосту грузового автомобиля с одним ведущим мостом. Для монтажа арочной шины необходимо применение специального обода.

Срок службы арочных шин существенно ниже, чем у обычных, а при работе с ними на твердых грунтах расход топлива увеличивается до 15%, поэтому арочные шины используются только как сезонное средство повышения проходимости автомобиля.

Пневмокатки

Пневмокатки (рис. 4, в) отличаются от шин, как по внешнему виду, так и по основным конструктивным показателям. Они представляют собой высокоэластичные оболочки бочкообразной формы. Бочкообразная форма катков обуславливает большую ширину профиля при ограниченных размерах наружного и посадочного диаметров. Жесткость превмокатков в три-четыре раза меньше, чем у арочных шин такого же размера. Протектор снабжается невысокими редко расположенными направленными грунтозацепами. Грунтозацепы наряду со своим основным назначением (увеличивать сцепление шины с дорогой) повышают прочность каркаса пневмокатка и устойчивость его формы. Давление воздуха в пневмокатках 0,01…0,1 МПа. По сравнению со всеми другими типами пневматических шин пневмокатки имеют наибольшую площадь контакта и наименьшее удельное давление на грунт.

Высокая эластичность каркаса и значительные допустимые радиальные деформации позволяют пневмокаткам частично выполнять функции упругого элемента подвески. При движении по неровной дороге катки мягко обтекают небольшие неровности, не вызывая тряски автомобиля. Пневмокатки менее подвержены проколам и порезам из-за более мягкого взаимодействия с дорожными неровностями и предметами, способными вызвать их повреждение. В случае прокола воздух из пневмокатка выходит медленно из-за незначительного внутреннего давления.

Из-за низкого давления воздуха в пневмокатках при достаточно больших размерах они имеют относительно малую грузоподъемность. Пневмокатки предназначены для автомобилей, работающих в особо тяжелых дорожных условиях (сыпучие пески, снежная целина, заболоченная местность и т. п.). Пневмокатки изготовляются преимущественно бескамерными. Они монтируются на специальных разборно-разъемных ободьях.

***

Обозначение и маркировка автомобильных шин



k-a-t.ru


Смотрите также