Закон на роскошь налог
Налог на роскошь оказался бюджетной пустышкой / Экономика / Независимая газета
Фискальный популизм отвлекает от контроля над крупными госрасходами
Глава Минфина Антон Силуанов не против увеличения налоговой нагрузки на «роскошное потребление». Фото РИА Новости
Президент Владимир Путин высказался против прогрессивной шкалы, напомнив о введенном три года назад налоге на роскошь, под который, в частности, попадают дорогие автомобили. Правда, суммарные сборы по этому налогу можно назвать микроскопическими. Ежегодные доходы казны от обложения дорогих автомобилей составляют в среднем около 10 млрд руб. – это примерно вдвое меньше одной тысячной доли федерального бюджета. При этом суммы около триллиона рублей перераспределяются почти без обсуждения. А многие сотни миллиардов распределяются по секретным статьям практически бесконтрольно. Похоже, что популистские кампании вокруг налогов на роскошь лишь отвлекают внимание общества от настоящих бюджетных проблем.
Еще в конце 2016-го на большой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин фактически исключил возможность перехода к дифференцированному налогу на доходы физических лиц. «Можно ли перейти к дифференцированному налогу на доходы физических лиц? Можно. Может быть, это и будет когда-то сделано, но сейчас, считаю, нецелесообразно», – пояснил он, отметив, что в конечном счете дифференциация приведет к уклонению от уплаты налогов. Президент Путин пояснил, что достижение социальной справедливости возможно и без изменения плоской шкалы налогообложения. «Такие решения уже приняты. Имеется в виду, допустим, увеличение налога на дорогие транспортные средства – это уже сделано, и можно настраивать эту систему; увеличение налога на дорогую недвижимость – это тоже сделано, можно тоже ее здесь настраивать, и так далее», – не исключил глава государства.
Чуть ранее о целесообразности увеличения косвенной налоговой нагрузки на «роскошное потребление» высказался и глава Минфина Антон Силуанов. «При сохранении общего вида налогообложения мы считаем, что возможно несколько изменить налогообложение косвенное – косвенное именно на потребление. Здесь возможно «роскошное потребление», которое осуществляется далеко не всеми гражданами и не всеми потребителями, с одной стороны», – говорил он.
Отметим, на сегодняшний день не существует как такового «налога на роскошь», однако с 2014 года действует повышенный коэффициент при уплате налога на транспорт, в частности, на автомобили дороже 3 млн руб. Размер коэффициента зависит от стоимости автомобиля и от его года выпуска. То есть чем старше автомобиль, тем ниже коэффициент. «Расчет средней стоимости легковых автомобилей и их перечень устанавливается Минпромторгом. Так, в 2014 году в перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн попали 178 моделей автомобилей, в 2015 году – 280 моделей, в 2016 году – уже 428 моделей», – пояснили «НГ» в подведомственном Минфину Научно-исследовательском финансовом институте (НИФИ), объясняя расширение списка обновлением модельного ряда и ростом цен на новые автомобили.
«По нашим оценкам, за время действия налога на роскошь (2014–2016) общий объем налоговых поступлений составит 28,5 млрд руб.», – говорит руководитель Центра налоговой политики НИФИ Миляуша Пинская. Таким образом, введение повышающего коэффициента к транспортному налогу не послужило значимым источником для пополнения налоговых доходов бюджета. «Прирост составил 0,07% от общего объема налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, или 1,4% от общего объема налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, или 8,3% от общего объема поступлений транспортного налога», – поясняет Пинская.
С подобными оценками согласен и директор программ факультета инженерного менеджмента Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Олег Филиппов. «Поступление транспортного налога в бюджет Москвы описывает статистика: если в 2013 году (до введения налога на роскошь) общее поступление транспортного налога составило 16,3 млрд руб., то в 2014-м – 19,1 млрд руб. (+17% к 2013 году), а в 2015-м уже 23 млрд руб. (+41% к 2013 году)», – обращает внимание эксперт.
Сборы с дорогих автомобилей не слишком пополняют казну. Фото Reuters |
Помимо транспортного налога к «налогу на роскошь» относят также действующий сегодня налог на имущество (недвижимости) физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта. При этом налоговый эффект от новой нормы пока что сложно оценить. «По данным Минэкономразвития, с 2015 года на уплату налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости перешли 28 субъектов РФ, а начиная с 2016 года, их количество возросло до 48. Однако оценить уровень поступления налога по новым правилам в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия необходимых данных. По действующим правилам, уплата налога должна быть произведена не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом», – поясняет Пинская.
В любом случае сборы от повышенного коэффициента только на транспортный налог ограничивается десятками миллиардов рублей.
«В теории налог на роскошь имеет две цели. Первая – привлечение в бюджет новых средств, вторая – сокращение социального разрыва в обществе. За время работы налога на роскошь в РФ ни одна из них не была полноценно исполнена: собираемость налогов присутствует лишь номинально», – считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
«В России доля состоятельных граждан, способных приобретать предметы роскоши, не превышает 10% населения. То есть говорить о том, что богатые россияне смогут обогатить казну, я бы не стал», – рассуждает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Тем более что большинство дорогих автомобилей, вилл, вертолетов, которые де-факто используются состоятельными гражданами, де-юре им никогда не принадлежали. «С учетом широкого применения практики передачи прав на имущество третьим лицам, а также использования офшоров налог на роскошь в России работать не будет. В РФ, как и в США в начале 90-х, введение налога на роскошь носит исключительно популистский характер», – считает Яковенко.
Популистский характер кампании вокруг «налогов на богатых» доказывает их сопоставление с масшабом реальных бюджетных процессов: дефицит казны измеряется не десятками миллиардов, а триллионами рублей, при этом в ручном режиме власти могут оперативно перераспределять также не десятки, а многие сотни миллиардов рублей. Так, еще осенью прошлого года стало известно, что закрытые статьи бюджетных расходов были увеличены сразу на 800 млрд руб. В Минфине это тогда объяснили выплатой госгарантий по кредитам предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). «Принято решение о том, чтобы предприятия военно-промышленного комплекса для выполнения госпрограммы вооружения и выполнения поручения президента... брали кредиты, на которые государство давало гарантии, на эти кредиты осуществляли производство продукции военного назначения», – рассказывал Антон Силуанов, выступая на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам. Этим, по словам министра, и объясняется значительное увеличение объема закрытых статей бюджета на 2016 год. В целом же, по расчетам СМИ, секретные расходы уже превышают 20% от общих расходов бюджета, которые составляют 16,4 трлн руб.
Не намного лучше и ситуация с бюджетом-2017. В частности, экономисты Института Гайдара в своем анализе основного финансового документа на предстоящую трехлетку также делали акцент на его закрытости. «Прозрачность законопроекта неудовлетворительная: число секретных приложений к тексту закона выросло до 22», – замечали экономисты. И доля закрытых расходов по-прежнему более чем на порядок превосходит аналогичные показатели государственных финансов в развитых странах. «Так, в ассигновании 2017 года отмечается аномальный максимум доли закрытых расходов по разделам «Национальная экономика» и «Здравоохранение», подразделам «Другие вопросы в области национальной экономики», «Дошкольное образование», «Санаторно-оздоровительная помощь» и «Периодическая печать и издательства», – сообщали эксперты (см. «НГ» от 23.11.16).
И это далеко не первый случай, когда власти внезапно и фактически без обсуждения принимают решение о перераспределении бюджетных средств. Так, еще в конце 2014 года правительство одобрило выделение триллиона рублей для помощи банкам. Минфину было предписано осуществить на эту сумму эмиссию облигаций федерального займа (ОФЗ) и внести их в качестве имущественного взноса в Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Однако если общественная дискуссия все дальше отдаляется от обсуждения бюджетных расходов, то будут ли у граждан страны весомые мотивы платить налоги в фактически чуждый для них бюджет?
www.ng.ru
: 2,5
news.drom.ru
Налог на роскошь:зарубежный опыт и российские перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
УПРАВЛЕНЕЦ № 2/42/ 2013
^ АнимицА Полина Евгеньевна
Кандидат экономических наук, научный сотрудник
институт экономики Уральского отделения РАн 620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. московская, 29 Тел.: (343) 359-83-57 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
налогообложение имущество земельный налог налог на недвижимость налог на роскошь
Налог на роскошь: зарубежный опыт и российские перспективы *
Аннотация
В последнее время в политических кругах активизируется обсуждение вопроса о реформировании системы налогообложения недвижимости, а также о введении налога на роскошь. В статье приведены примеры развитых стран в области установления налога на роскошь и сделаны выводы о перспективах его установления в России.
Налогообложение недвижимого имущества физических лиц в той или иной мере присутствует более чем в 130 странах мира, и поступления от этих налогов в большинстве развитых стран составляют от 1 до 10% общих налоговых поступлений [1; 2. С. 250]. В разных странах значимость данного налога различна, однако в странах с англо-саксонской системой права поступления от таких налогов существенно выше. Это особенно важно для России, поскольку большинство таких стран являются федерациями.
Отдельной строкой в налоговой системе зарубежных стран стоит налог на роскошь, в том числе на дорогую недвижимость. Налог на роскошь в Европе появился в XVII-XVIII веках; в той или иной форме он сохранился во многих странах, например, во Франции, Великобритании, Хорватии, Италии, Греции и др. Тем не менее единое мнение относительно целесообразности применения специальных налоговых инструментов к потреблению очень богатых людей отсутствует.
Так, во Франции взимается налог на богатство или «солидарный налог на состояния» (Impôt desolidarité sur la fortune), который существует уже 30 лет. Сейчас его платят около 600 тыс. чел., и в 2011 г. он принес в казну 4,2 млрд евро [3]. Данный налог взимается с физических лиц, владеющих имуществом стоимостью свыше 1,3 млн евро (до недавнего времени 800 тыс. евро). В соответствии с новыми правилами, введенными в 2011 г., данный налог взимается в размере 0,25% с имущества стоимостью от 1,3 до 3 млн евро и 0,5% с имущества дороже 3 млн евро. Налогом облагаются все движимые и недвижимые активы богатых граждан, принадлежащие им на 1 января налогового года.
В Англии аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта: 1% - для
жилья стоимостью 125-250 тыс. ф. ст., 3% - если оно стоит 250-500 тыс. ф. ст., 4 % - для объектов дороже 500 тыс. ф. ст.
На Украине под дополнительное налогообложение «на роскошь» попадают квартиры от 120 м2 и дома площадью от 250 м2, а налог взимается в привязке к минимальным зарплатам - от 1 до 2,7% размера минимальной заработной платы за 1 м2 дорогого жилья.
Необходимо отметить, что в тех странах, где налог на роскошь существует или предполагается, он носит местный характер и, как правило, привязывается к конкретным ситуациям. Так, в Италии подобный налог введен губернатором Сардинии и касается налогообложения владельцев мегаяхт. Обоснование - такие яхты наносят вред окружающей среде. Предполагаемый налог на роскошь должен затронуть владельцев и отдыхающих, прибывающих в порты Капри и Таормина на яхтах, длина которых превышает 14 м; в Отранто (область Апулия) - тех, кто владеет жильем, не являющимся основным. В других курортных регионах Италии предполагается налогообложение сверхмощных джипов определенных марок, выхлопы которых оказывают отрицательное воздействие на состояние воздушной среды.
Однако налог на роскошь во многих государствах имел непростую историю: зачастую налог отменялся столь же быстро, сколь и вводился. При этом причины подобных действий носили не только экономический характер, но имели и политическую окраску.
В качестве примера можно привести опыт европейских стран. Так, в 2012 г. в Испании был вновь введен налог на имущество стоимостью от 700 тыс. евро, действие которого было приостановлено несколькими годами ранее. Если в 2008 г. отмена налога была вызвана стремлением правительства привлечь инвесторов на пошатнувшийся испанский рынок недвижимости, то сейчас,
* Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта №12-12-66018 «Налогообложение недвижимости граждан: экономическая необходимость нововведений и социальные последствия (на примере Свердловской области)» (региональный конкурс РГНФ «Урал: история, экономика, культура»)
Luxury Tax: Foreign Practice and Prospects in Russia
в условиях падения уровня жизни широких слоев населения, испанские власти решили часть бремени по поддержанию национальной экономики переложить на владельцев дорогой недвижимости, а заодно ослабить протестные настроения наименее состоятельных слоев испанского общества.
В Швеции отменили налогообложение крупных состояний еще в 2007 г. До этого налог на богатство там составлял 1,5% на сбережения более 1,5 млн шведских крон (214 тыс. дол. США) для одиноких людей и столько же на сбережения более 3 млн крон для семейных пар. Благодаря этому налогу в 2005 г. в казну страны поступило 500 млн евро, что составило 2,5% общего количества собранных налогов. Однако затем шведское правительство решило, что налог на роскошь провоцирует высокий уровень оттока капитала, не способствует инвестированию и тормозит предпринимательскую активность. В Швеции считают, что страна недосчиталась 53 млрд евро, поскольку у богатых не было желания платить за собственную роскошь. В итоге в 2007 г. налог на роскошь в Швеции отменили, а в 2008 г. снизили и налог на недвижимость.
Опыт введения налога на роскошь имеется в США и Японии, однако позже было признано целесообразным отменить его. Налог на роскошь был отменен также в Ирландии, Австрии, Финляндии, Германии, Дании, Люксембурге. В целом, в развитых странах предпочитают заменять налог на роскошь другими инструментами фискальной политики, осознавая его несовершенство.
Однако насколько применима западная система налогообложения в российских условиях, вопрос далеко не однозначный.
В России попытки ввести налог на роскошь начиная с 2001 г. предпринимались неоднократно. Инициаторы подобных законодательных новшеств в большинстве случаев приводят в пример опыт зарубежных соседей. Однако необходимо учитывать очень важный момент: заимствовать зарубежный опыт в данном
вопросе невозможно. У каждой отдельно взятой страны существуют свой исторический контекст, экономические реалии, своя культура потребления, традиции и множество других уникальных факторов, в связи с чем тиражировать чей-то опыт в России неправильно.
Идею введения налога «на роскошь» предполагается реализовать главным образом в части налогообложения дорогой недвижимости, а также транспортных средств. Сторонники данного налога полагают следующее [2; 3].
1. Налог на роскошь несет в себе большой социальный подтекст, что особенно актуально в современном российском обществе, где разрыв между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения очень высок (разница в среднем по стране составляет 15-16 раз). Инициатива по введению данного налога связана во многом с общественным запросом на налогообложение, усиливающим перераспределение доходов и имущества из-за большого разрыва в экономическом положении различных групп населения России. Учитывая, что капитал и богатство сейчас концентрируются в собственности все более узкого круга лиц, предполагается, что такой подход может укрепить социальную стабильность.
2. Налог на роскошь может стать коррективой общей налоговой системы, где основная тяжесть налогообложения падает на низшие классы и где не существует прогрессивного обложения доходов. Налог на предметы роскоши будет способствовать большей равномерности в распределение налогов, являясь средством к усиленному обложению лиц более состоятельных, указывают авторы законопроекта.
3. Налог на роскошь поможет изменить саму систему ценностей, сформировавшуюся в умах богатых людей, повысит их мотивацию к инвестированию в производство вместо непроизводительного потребления и теоретически сможет перенаправить инвестиционно-финансовые потоки в важные для нашей страны отрасли. Деньги, уходящие на сверхпо-
^ Polina E. ANiMiTSA
Cand. Sc. (Ec.), Researcher
Institute of Economics
(Ural Branch of the Russian Academy
of Sciences)
620014, RF, Ekaterinburg, ul. Moskovskaya, 29 Phone: (343) 359-83-57 E-mail: [email protected]
Key words
taxation property land tax estate tax luxurytax
Summary
Nowadays there is an in-depth discussion among politicians on reforming the system of estate taxation and introducing a luxury tax. In the article the author provides the examples of the developed countries which levied a luxury tax and reviews prospects for its introduction in Russia.
UPRAVLENETS № 2/42/ 2013
УПРАВЛЕНЕЦ № 2/42/ 2013
Источники
1. Березин М.Ю. Налогообложение недвижимости. М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Налоговые системы зарубежных стран / под ред. В.Л. Князева. М.: ЮНИТИ, 1997.
3. Налог на роскошь. Электронный ресурс: http://rg.ru/2012/02/17/roskosh-site.
html
4. Богатые тоже платят. Введут ли для россиян налог на роскошь? Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2011/11/24/ mishustin.html.
5. Малис Н.И. Налог на роскошь: популизм или стремление увеличить доходы страны? // Финансовый журнал. 2011. № 1.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации // Электронное издательство «Кодекс», 2009.
7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: ЭКСМО, 2007.
требление, потеряют свой смысл, если их обременить налогом, и смогут пойти в те сферы экономики, где их не хватает.
Однако попытки реализовать данную идею на практике могут вызвать ряд проблем.
Во-первых, введение любого нового налога требует разработки концепции, в данном случае концепции налогообложения роскоши, основополагающим моментом которой должно быть определение понятия «роскошь» для целей налогообложения, т.е. в целях налогообложения собственность надо разделить на «роскошную» и «нероскошную», что требует разработки критериев деления. Очевидно, что процесс такого деления может носить только субъективный характер.
Каждая цифра налогового законодательства, касающаяся определения объекта налогообложения и величины налоговой ставки, должна быть обоснована и подтверждена соответствующими математическими расчетами. В этом случае совершено определенно и обоснованно должны быть представлены критерии налогообложения. Если все-таки вводить налог на избыточное потребление благ, то что применять в качестве базы - стоимость богатства (например, жилой недвижимости) или площадь квартиры или загородного дома?
Если брать за основу стоимость, то вопросов возникает еще больше. Какова она должна быть? Каков тот порог, при котором об имуществе можно говорить, что оно является «роскошью»? 30 млн р., которые сейчас чиновники рассматривают в качестве нижнего порога, - это сумма, которую еще нельзя отнести к сверхпотреблению: например, в Москве, предложения с подобной стоимостью часто относятся не к элитному сегменту, а, скорее, к бизнес-классу [4].
С другой стороны, недвижимость, стоящая 30 млн р., все же более характерна для Москвы (за редким исключением). Отсюда следует, что налог должен иметь дифференцированный характер, разную планку стоимости объектов, учитывающую региональные особенности рынка недвижимости.
В крупных городах районы «сталинской» застройки сейчас считаются очень престижными, цены на жилье в них крайне высоки. Но в одном таком доме могут по соседству проживать чиновник или бизнесмен и пенсионер, получивший квартиру за многолетний труд, или его родственники, унаследовавшие эту квартиру, причем уровень их дохода будет
в разы меньше соседского. Должны ли они платить дополнительный налог на дорогую недвижимость?
Во-вторых, нерешенным остается вопрос о методике оценки и порядке расчета стоимости имущества, которая будет браться при расчете налога. В настоящее время чаще всего для расчетов используется «стоимость по БТИ», т.е. инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, которая существенно отличается от его истинной, рыночной стоимости. В 2011 г. в нескольких регионах уже были попытки произвести переоценку инвентаризационной стоимости и приблизить ее к рыночной. Однако результатом такой переоценки стал еще больший разброс цен, причем по-прежнему отклоняющихся от рыночных. В данный момент у нас нет ни института оценки, который бы грамотно и точно просчитал стоимость той или иной собственности, ни четкого представления о том, каковы будут ставки. Трудность в оценке, например, элитных загородных домов состоит часто в том, что единый объект недвижимости, состоящий из коттеджа и земельного участка, сформировать не удается, потому что, как правило, земля записана на одно лицо, а коттедж - на другое. Налог на роскошь должен исчисляться лишь после утверждения кадастровой стоимости единого объекта недвижимости, состоящего из земельного участка и самого объекта. Работа по постановке всех объектов на кадастровый учет колоссальна и займет не один год, тем более что методика определения кадастровой стоимости еще дорабатывается. И плюс к этому - действие такого закона в том или ином регионе возможно только при условии, что будет проведен кадастровый учет всех объектов недвижимости в этом регионе и будут официально утверждены результаты кадастровой оценки.
С другой стороны, получить реальную оценку стоимости объектов роскоши в стране, где преобладает стабильная теневая экономика, стабильный уровень коррупции, будет весьма затруднительно. Да и за рубежом основной способ ухода от уплаты налога на дорогую недвижимость, до сих пор применяемый во многих странах, - занижение официальной стоимости приобретаемого объекта недвижимости. Следовательно, вариант привязки налога к оценочной стоимости предмета роскоши не является оптимальным.
Таким образом, при расчете налога на обладание дорогой недвижимостью
неминуемо возникнут технические и организационные сложности, связанные с проведением квалифицированной оценки стоимости недвижимости.
С другой стороны, несмотря на то что сегодня есть некое понимание оценки стоимости имущества, вопрос, кто будет его оценивать, остается открытым.
В-третьих, одной из главных опасностей данной фискальной меры является то, что она будет чаще применяться к среднему классу, а не к миллиардерам со сверхдоходами. Средний класс практически не использует офшоры, не регистрирует имущество в юрисдикции других стран, не использует другие схемы владения дорогой собственностью. В то же время практически у каждого представителя среднего класса есть большая квартира, загородный дом, дорогая машина. Они-то и попадут под налогообложение в первую очередь. Кроме того, позволить себе приобрести дорогую недвижимость или транспорт люди могут за счет кредитов.
В-четвертых, большие сомнения порождает вопрос о том, как будет происходить администрирование данного налога. Законодательное введение налога на роскошь еще не означает его собираемость. Нельзя обязать владельцев яхт, самолетов, недвижимости, которая зарегистрирована за границей, платить налог в казну России. Так, например, в 2011 г. граждане России купили за рубежом недвижимости на 12 млрд дол. В отношении предметов роскоши, покупаемых за рубежом, приоритетными считаются нормы международного законодательства [3]. Даже если в российское законодательство будет введена новая норма, то осуществить сбор налогов не получится в связи с отсутствием механизмов контроля за приобретением такого имущества и возможности его организовать, тем более на международном уровне.
Других препятствий для сбора данного налога также достаточно. Существует множество схем уклонения от уплаты налога на недвижимость: оформление недвижимости на третьих лиц, на юридические лица, затягивание официального введения особняков в эксплуатацию (а с недостроенных объектов налог не взимается) и т.п. Как перекрывать возможные каналы ухода от уплаты налога, остается пока неясным.
За рубежом проблема сбора данного налога решается, в частности, так: налоговые инспекторы устраивают специальные рейды, чтобы найти предметы роскоши. Именно за счет такого админи-
стрирования обеспечивается высокий уровень налоговых поступлений. Таким образом, затраты на администрирование могут превысить размер собираемых средств.
В-пятых, один из главных вопросов, на которые предстоит ответить в ходе обсуждения будущей концепции законопроекта: каков механизм работы нового налога? Должен ли такой налог платить каждый человек, чье финансовое состояние законодательно будет признано достаточно большим или же налог будет уплачиваться с покупки супердорогих вещей класса «люкс», как, например, вертолеты, яхты, дорогая недвижимость, ювелирные украшения и т.п. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы.
На самом деле в большинстве стран мира, где действует подобная система, налог взимается именно при покупке соответствующих товаров, что позволяет сделать всю систему адресной: имеешь возможность и хочешь покупать предметы роскоши - плати. С точки зрения собираемости такое решение является более эффективным.
В-шестых, еще один немаловажный вопрос: куда будут уходить средства, полученные с налога на роскошь, и как они будут расходоваться? Будет ли данный налог целевым - направленным на финансирование социальных программ, восстановление здравоохранения, образования или станет еще одной статьей пополнения бюджета, - не ясно. Без этого говорить о «нужности» налога для рядовых граждан бессмысленно.
Ждать эффективности от налога на роскошь в России, в том числе и на очень дорогую недвижимость, можно только в том случае, если средства от него будут направляться в местный бюджет и под строгим контролем расходоваться на развитие местной социальной инфраструктуры.
В-седьмых, введение налога на роскошь потребует реформирования и первой, общей части Налогового кодекса РФ, поскольку специальные разделы не должны ей противоречить.
В настоящее время основной налоговый закон однозначно декларирует, что один объект налогообложения может быть обложен налогом только однократно. Что получится в результате введения налога на роскошь? Проанализируем объект налогообложения - недвижимое имущество - в том виде, как это предлагается рассматривать в законопроекте.
Недвижимое имущество - жилье и земельные участки - в настоящее вре-
References
1. Berezin M.Yu. Estate taxation. Moscow: Finansy i statistika, 2003.
2. Fiscal systems of foreign countries / ed. by V.L. Knyazev. Moscow: YUNITI, 1997.
3. Luxury tax. URL: http://rg.ru/2012/02/17/ roskosh-site.html
4. The rich also pay. Will a luxury tax be imposed in Russia? URL: http://www. rg.ru/2011/11/24/mishustin.html.
5. Malis N.I. Luxury tax: populism or desire to increase the country's income? // Finanso-viy zhurnal. 2011. No. 1.
6. The Tax Code of the Russian Federation // Electronic publishing house "Kodeks” 2009.
7. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Moscow: EKSMO, 2007.
UPRAVLENETS № 2/42/ 2013
УПРАВЛЕНЕЦ № 2/42/ 2013
мя облагается налогами в соответствии с Федеральным законом от 9 декабря 1991 г. «О налоге на имущество физических лиц» и главой НК РФ «Земельный налог», причем земельный налог предусматривается как для физических, так и для юридических лиц [6]. Оба налога в соответствии с первой частью НК РФ являются местными, но налог на имущество физических лиц отдельной главой в НК РФ пока не введен. Это связано с тем, что законодатели пытаются найти взвешенный и справедливый вариант механизма налогообложения, в том числе и недвижимости, что отмечено как перспективная задача налогообложения в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.
Объектом обложения налогом на имущество физических лиц по действующему в настоящее время законодательству является инвентаризационная стоимость имущества, которая по вновь приобретенному имуществу близка к рыночной стоимости, а по приобретенному в советские времена принципиально от нее отличается. Это и обусловливает неравную величину налога на одинаковое по качеству имущество. Разумеется, проведение работ по составлению реестра имущества и справедливая его оценка ситуацию могут исправить. Что касается ставки налога, то и в настоящее время она носит дифференцированный характер и увеличивается по мере стоимости имущества, т.е. механизм налогообложения совпадает с предложенным механизмом налога на роскошь. Налицо очевидный случай двойного налогообложения, что недопустимо. Конституционный суд РФ не может не признать незаконность введения данного налога как противоречащего действующему налоговому законодательству.
Что касается земельного налога, то объектом налогообложения в настоящее время является кадастровая стоимость земли. Она полностью совпадает с тем объектом налогообложения, который предусмотрен для налога на роскошь, если предположить, что кадастровая стоимость земли совпадает с рыночной (других критериев определения рыночной цены земли пока не существует). Налогообложение имущества юридических лиц регулируется главой 30 НК РФ, при этом налоговой базой является балансовая стоимость имущества, которая постоянно индексируется в целях приближения ее к рыночной стоимости. Представить себе существование в стране двух налогов с одинаковыми объектом налогообложения и налоговой базой просто невозможно. Что же касается ставки налога, то органы власти субъектов Федерации имеют достаточно широкие права в области ее установления, и это дает возможность учесть определенные параметры имущества в рамках уже существующего законодательства.
В заключение следует отметить, что еще А. Смит указал на то, что от снижения фискального бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступят средства [7].
Известно, что налогообложение имеет пределы, однако точно их определить невозможно. В то же время эмпирические исследования позволили американскому экономисту А. Лафферу установить зависимость между величиной ставки налога, налоговой базой и поступлениями в бюджет. Основной его вывод: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента.
В нашей ситуации с введением налога на роскошь появляется очень большая вероятность того, что налоговые поступления по уже существующим и плавно растущим налогам резко сократятся из-за того, что налогоплательщики, ощутив высокое налоговое бремя, уведут налогооблагаемые активы за рубеж, переоценят их путем перепродажи или придумают какой-либо другой механизм ухода от налога. При этом побочным эффектом станет снижение поступлений сразу по нескольким налогам: на имущество организаций, на имущество физических лиц, транспортному. Причем из-под налогообложения выйдут наиболее крупные налогоплательщики. Другими словами, вероятность того, что, достигнув предельной величины налогового бремени и переступив ее, мы получим эффект, обратный ожидаемому, очень велика.
Построение эффективной системы налогообложения и изменение налогового законодательства путем введения новых налогов - дело крайне сложное. Оно требует глубокого экономического анализа перспектив введения такого налога и возможных последствий. В настоящее время уже действует сложившийся механизм налогообложения. Несомненно, он имеет существенные резервы, в первую очередь в сфере ужесточения налогового администрирования, в том числе и крупных налогоплательщиков, применения трансфертного ценообразования, сокращения возможностей неправомерного использования налоговых льгот и др. Выявление и использование данных резервов может дать значительно более высокий фискальный эффект, чем введение налога на роскошь, и будет способствовать соблюдению принципа справедливости налогообложения.
cyberleninka.ru
Налог на роскошь недвижимость в 2016 году
Правительство еще в 2012 году пыталось рассмотреть и ввести некий «налог на роскошь». В то время подразумевалось, что благодаря этому законопроекту станет возможным уровнять межклассовую разницу. Но он так и остался не рассмотренным. Вернулись к нему в 2014 и приняли, и, таким образом, в налоговом кодексе появился новый закон, который вынуждает граждан, которые могут позволить себе дорогие авто, летательные и плавсредства, а также недвижимость – пополнять казну за счет своего благосостояния. Государственная Дума искренне рассчитывает за счет данного проекта, благодаря денежному обороту внутри страны, закрыть прорехи в тех сегментах индустрии, которые требуют инвестирования в 2017 году. А также направить средства, пополнившие казну, на борьбу с коррупцией.
Роскошные владельцы
Как прописано в налоговом законодательстве, дополнительные средства в 2017 году обязаны отчислять в казну владельцы движимого и недвижимого имущества:
- автомобилей, чья стоимость составляет более трех миллионов рублей;
- плавательных и летательных средств, стоимостью от двух миллионов;
- драгоценных изделий, металлов и камней, произведений искусства, стоимостью от трехсот тысяч в национальной валюте;
- недвижимых объектов, даже не достроенных, оценочная стоимость которых выше пятнадцати миллионов.
Категории, которые не облагаются налогами
Существует несколько пунктов, описывающих те виды имущества, принадлежащего к группе роскошных, которые освобождены от уплаты данного налога:
- объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности государства;
- летательные и транспортные средства, принадлежащие минздраву;
- государственные награды;
- земельные участки и недвижимость, которые находится в собственности у юридических лиц, и используются непосредственно для ведения основного вида деятельности;
- любые летательные, плавающие транспортные средства и автомобили, владельцы которых, организации, занимающиеся грузовыми или пассажирскими перевозками;
- сельскохозяйственная техника и сопутствующий транспорт, оформленные на фермерские предприятия, используемые для ведения работ и производства продукции;
- драгоценности, произведения искусства, автомобили, которые находятся в розыске. Но только при наличии документа, подтверждающего хищение. Такая бумага выдается соответствующим органом.
Налоговым периодом в данном случае принято считать календарный год. Стоимость налога на данный момент исходит из рыночных цен состоянием на первое января 2017 года.
Дорогие автомобили
К дорогим автомобилям относятся все транспортные средства, чья стоимость на начало 2017 года составила более трех миллионов рублей. При расчете налога работает формула: определенный коэффициент надбавочной стоимости, для каждого отдельного автомобиля умножается на транспортный сбор. Коэффициент также зависит от года выпуска транспортного средства. Чем старше ТС, тем ниже добавочная стоимость.
Выглядят расчеты таким образом.
Автомобили, стоимость которых от трех до пяти миллионов:
- 1 год с момента выпуска – 1.5% от актуальной стоимости;
- 2 года – 1.3% плюсом к транспортному сбору;
- 3 года и старше – 1.1%.
Транспортные средства, стоящие от пяти миллионов рублей и выше:
- от пяти миллионов рублей со сроком выпуска до пяти лет коэффициент составит 3%;
- от десяти до пятнадцати, имеющие возраст до десяти лет – 3%;
- от пятнадцати и выше со сроком выпуска до двадцати лет, так же – 3%.
Существуют списки определенных моделей и производителей с указанием процентной надбавки. Вот некоторые из них, с которыми можно ознакомиться.
Важно! Не существует единого списка, который не меняется. Учитывая не стабильность рубля и повышение цен, могут вноситься изменения в начале марта каждого года.
Однако не все владельцы авто, стоимость которых превышает указанные нормы, обязаны платить налог. От него освобождаются:
- граждане, являющиеся участниками любых боевых действий;
- многодетные семьи;
- участники Великой Отечественной Войны;
- люди с ограниченными возможностями (инвалиды) всех групп;
- а также герои Российской Федерации и СССР.
Дорогие дома, квартиры, коттеджи и земельные участки
Как прописано в налоговом кодексе, к объектам, облагающимся налогом на роскошь, так же относится жилое и нежилое недвижимое имущество граждан, расположенное на территории муниципального значения, а именно в крупных населенных пунктах и их окрестностях:
- квартира или комната в многоквартирных жилых зданиях;
- дом или коттедж;
- единое недвижимое комплексное строение;
- недостроенные объекты;
- гараж, имеющий одно и более место;
- а также другие строения, помещения и пристройки;
- дачные участки и строения, расположенные на территории для ведения подсобного, сельскохозяйственного, садоводческого, приусадебного вида деятельности так же относятся к категории налогооблагаемых.
Освобождены от уплаты налогового сбора лишь те помещения, которые находятся в государственной ведомости и в собственности коллективного хозяйства.
Недвижимость. Льготы в разделе о налоге на роскошь
В разделе о начислении налога на владение недвижимостью имеются некоторые виды льгот. Не стоит забывать о том, что рыночная стоимость квартир и домов очень сильно разнится по всей территории России. Исходя из этого, законом определяется, какой из объектов подвергается налогообложению, а какой нет. К примеру, средняя квартира в регионах стоит от тридцати тысяч долларов, а в Москве — от ста двадцати. Соответственно жилое помещение стоимостью до девяноста тысяч долларов на территории столицы не является объектом, владельцу которого нужно платить каждый год данный вид сбора.
Также предусмотрены некоторые виды лояльности для владельцев дачных участков и строений, которые по закону относятся к жилому фонду, требующему уплаты налога на роскошь. Из общей площади загородного дома вычитается двадцать квадратных метров и из оставшейся площади рассчитывается сумма налога. Если площадь равна указанным двадцати метрам или меньше – отчисления в налоговую службу делать не нужно.
Правила подачи декларации в налоговую службу
Для всех категорий граждан, которые попадают под действие закона о налоге на роскошь, существуют строгие правила подачи деклараций.
Заполненные документы должны быть предоставлены в налоговую службу не позднее периода с первого января по первое марта. Производится оплата двумя равными частями не позднее пятнадцатого числа сентября и ноября текущего года.
Рекомендуем к прочтению
paperdoc.ru
Налог на роскошь 2017: список автомобилей и расчет
Любое государство желает оставаться в стабильном экономическом положении, а для этого бюджет его должен иметь обязательно положительное значение. Это значит, что поступлений и вливаний должно быть гораздо больше, чем трат, что к огромному сожалению, получается далеко не во всех странах и не всегда. Государство судорожно ищет методы качественно «залатать» дыры в бюджете, чтобы не набирать внешних долгов, которые опять же ложатся на плечи налогоплательщиков, именно потому в 2014 году, было решено ввести не существующего ранее налога на роскошь. С тех пор ставки по данному виду сборов регулярно повышаются, а правила ужесточаются, потому вовсе не помешает выяснить, какие автомобили попадают под налог на роскошь в 2017 году, чтобы окончательно прояснить ситуацию.
Значение и функции налога на роскошные автомашины
Многие с недоумением отнеслись к тому, что в НК РФ как не было, так и нет упоминания никакого закона о налоге на роскошь, но фактические его действие может ощутить на себе каждый гражданин, приобретающий определенный вид, категорию и марку автомобиля. В 2014 году моделей, подпадающих под действие налога, было всего около трех сотен, потом их число выросло до семисот, а на 2017 год уже около тысячи марок и моделей транспортных средств можно обнаружить в списке тех, которые по праву считаюся роскошными.
Важно
На самом деле никакого особого и отдельного налога на роскошные автомашины нет, это народное название. Существуют же повышающие коэффициенты к транспортному налогу, о котором уже давно ведутся споры и полемика в правительстве. Величина ТН на роскошные авто рассчитывается при учете мощности машины, ее стоимости, года выпуска и марки, а также региона, в котором она и будет зарегистрирована.
К транспортным средствам, которые облагаются налогом на роскошь относятся не только легковые автомашины, но также водные и воздушные виды транспортных средств (вертолеты, самолеты, яхты, катера, моторные лодки и прочее). Ранее предполагалось, что такой вид государственных налоговых сборов будет направлен на создание некоего резервного финансового фонда, однако на данное время законодательно такая идея не подкреплена ничем, а обсуждаемый налог выполняет следующие функции:
- Антикоррупционная деятельность финансируется частично из данных сборов.
- Регулирование течения и распределения бюджетных средств, поддержка экономики страны в общем.
- Повышение качества налогов, чтобы наполнить государственную казну.
- Поддержание в рабочем состоянии, ремонт, обслуживание, а также строительство новых объектов инфраструктуры.
Введение нового сбора только положительным образом сказывается на экономическом положении государства, в общем и целом. В остальном же, недовольным хочется ответить старой-доброй русской поговоркой о том, что любя кататься, не стоит забывать, что придется еще и саночки возить. Есть смысл представить список автомобилей, к которым относится налог на роскошь и формулу его расчета, чтобы развеять все тайны и завесы, этим мы и займемся в нашей статье.
Повышающие коэффициенты
Итак, если налог на роскошь не является отдельным сбором, что мы уже выяснили, не помешает узнать, каким образом его можно рассчитать или хотя бы приблизительно прикинуть. Начинать стоит с тех самых повышающих коэффициентов к базовым ставкам транспортного налога, о которых мы уже упоминали чуть выше. Всего лишь два фактора-показателя будут существенно влиять на размер такого множителя:
- Год выпуска автотранспортного средства.
- Стоимость автомашины, по официальной версии в новом виде.
Проанализировав информацию, которую без труда можно отыскать на сайте Министерства промышленности и торговли, можно легко разобраться с этими повышающими коэффициентами и потому подсчитать необходимую налоговую выплату при покупке и эксплуатации той или иной роскошной автомашины.
От 3 до 5 миллионов рублей
- Коэффициент для ТС, младше одного года, составит 1.5 единицы.
- Для авто, срок эксплуатации которого едва достигает двух лет – 1.3 единицы.
- Для машин, старше трех лет – 1.1 единицы.
От 5 до 10 миллионов
- Размер повышающего коэффициента составит ровно 2.0 единиц, если его срок эксплуатации с момента выпуска, не превышает пяти лет.
От 10 до 15 миллионов рублей
- При возрасте ТС не более десяти лет коэффициент повышения составит 3 единицы.
Свыше 15 миллионов рублей
- В данном случае повышающий коэффициент остается точно таким же, как и в предыдущей категории и составит ровно тройку. Однако платить за такое авто налог за роскошь придется уже не десять, а два десятка лет.
Формула расчета налога на роскошь
Имея под рукой приведенную выше тарифную сетку, или, вернее, перечень повышающих коэффициентов, а также выяснив основную формулу расчета и несколько критериев самой автомашины, можно рассчитать, сколько придется выплачивать ежегодно, следовательно, сделать вывод, стоит ли приобретать столь дорогостоящее транспортное средство или лучше ограничится чем-то попроще.
Мдв х НС х ПК = ПТН
Приведем подробную расшифровку:
ПТН – повышенный транспортный налог, то есть тот самый налог на роскошь, который придется оплатить в итоге.
Мдв – мощность двигателя выбранной вами автомашины в лошадиных силах.
НС – базовая налоговая ставка, которая может весьма значительно и существенно отличаться в разных регионах.
ПК – повышающий коэффициент, который следует учитывать, по году выпуску авто, а также его реальной стоимости, по данным Минпромторга.
Автомобили, попадающие под налог на роскошь в 2017 году
Основная причина повышения налоговых вычетов лежит в финансовой плоскости, то есть чем выше цена на автомашину, тем платить нужно будет больше, как минимум в полтора, а то и в два или даже в три раза. Это значит, что даже если вы купите авто с рук и его стоимость будет не более трех миллионов рублей, но в каталоге Минпромторга официальная цена окажется гораздо выше, то налог платить придется, от этого никак не скрыться и никуда не деться.
Потому очень важно следить за пополнением списка роскошных автомобилей, который растет с каждым голом, ввиду рванувшей вверх инфляции и повышению всех цен, не говоря уже о средствах передвижения элитного типа. Большинство марок, модели которых подпадают под оплату налога на роскошь, можно ограничить небольшим списком:
- Jaguar.
- Audi.
- Land Rover.
- Mercedes-Benz.
- Lamborghini.
- BMW.
- Chevrolet.
- Cadillac.
- Lexus.
- Aston Martin.
- Bugatti.
- Rolls-Royce и другие.
Скачать актуальный в 2016-2017 году список автомобилей, попадающих под налог на роскошь можно прямо на нашем сайте и перед покупкой регулярно сверяться с ним. Для удобства, в нем сперва приведены машины, стоимость которых составляет три миллиона и выше, потом те авто, что обойдутся в пять, десять и пятнадцать миллионов рублей. Список постоянно пополняется, потому стоит пристально следить за изменениями, чтобы самому не попасть в сеть долгов, так как при задолженности может нарасти пеня, хоть и не большая, но на крупных суммах, весьма ощутимая.
Льготы, скидки и послабления
Налог этого типа оказывается действительно весомым и суммы там получаются далеко не детские. От таких поборов можно освободиться со временем, когда ваше авто уже не будет новым, а прослужит три, пять или десять-двадцать лет верой и правдой. Правда, к тому моменту все может поменяться. Избежать выплаты налога на роскошь на автомобили в 2017 году, конечно же можно, однако для этого нужно принадлежать к одной из перечисленных ниже групп населения, да еще и документально доказать свое право на подобную скидку.
- Не платят налог на роскошь и, более того, вообще могут не оплачивать транспортный налог в большинстве регионов нашей Родины, родители или опекуны многодетных семейств, о чем есть полезная статья на сайте.
- Ветераны ВОВ и УБД не платят налог на роскошь, даже когда являются владельцами дорогостоящих транспортных средств.
- Инвалиды первой, а также второй группы.
- Кавалеры ордена Славы любой степени, а также обладатели звания Героя Советского Союза и Российской Федерации.
- Ликвидаторы техногенных и радиационных аварий и катастроф, а также пострадавшие от них.
- Лица, имеющие особые заслуги перед Родиной, космонавты и прочие.
В некоторых регионах нашей огромной страны частично или полностью освобождаются от транспортного налога пенсионеры, следовательно, не будут они выплачивать и налог на роскошь. Эту информацию нужно постоянно проверять, потому что власти на местах могут менять правила и систему начисления субсидий и предоставления льгот ежегодно.
Подводим итоги
Существует еще несколько случаев, когда налог на роскошь не взимается с владельцев автомобилей, причем некоторые нечистоплотные в финансовом плане личности активно используют некоторые из них. Так на машину, объявленную в розыск налоги не начисляются совсем, то есть ни транспортный налог, ни тот, что относится к роскоши. Смошенничать тут получится едва ли, так как должно быть официальное подтверждение из полиции, что машина действительно угнана и разыскивается.
Второй вариант – зарегистрировать машину не на реального владельца, а на организацию, к примеру, общество слепых и тому подобные группы. Третий метод основывается на том, что налоги на роскошь не платят инвалиды, потому и транспорт, переделанный для нужд человека с особыми потребностями и ограниченными возможностями, подобными налогами не облагается. Понятно, что сокрытие доходов и уход от налогов ничего хорошего не принесет и в итоге, скорее всего, правда выйдет наружу, тогда можно попасть не только серьезные долги, но и на тюремный срок, потому лучше избегать таких казусов и жить честно.
autoconsultation.ru
Налог на роскошь | Знай Право
Содержание статьи
Так называемый налог на роскошь появился сравнительно недавно (в 2014 году). Он применяется исключительно в отношении дорогостоящего имущества. В рамках данной статьи рассмотрим особенности его функционирования и значение, как его рассчитать и в отношении какого именно имущества он может применяться.
Налог на роскошь
Под данную категорию попадает не только недвижимость, но и транспортные средства, стоимость которых достаточно высока. И если изначально предполагалось облагать данным налогом исключительно воздушный или водный транспорт для создания вспомогательного финансового резерва. Но законодательство отменило подобную идею.
Налог на роскошь 2017 направлен на осуществление данных функций:
- поддержание экономики и контролирование движения финансовых средств;
- ведение антикоррупционной деятельности;
- увеличение числа налогов для финансирования государственной казны.
За счет данного нововведения государству удалось повысить уровень экономики в целом. Но затронуло это исключительно обладателей роскошного и дорогостоящего имущества.
Налог на роскошь: автомобили 20147, список автомобилей, расчет
Налоговая ставка может несколько различаться в зависимости от стоимости транспортного средства. Она регулярно изменяется, поэтому и единого значения назвать невозможно. На формирование налога влияют два основных критерия: сама стоимость транспортного средства (которая должна превышать 3 млн. руб.) и так называемый возраст автомобиля. Оба критерия оказывают непосредственное влияние на процентную ставку. Ниже представлена таблица, в которой наглядно показано, каким образом изменяется коэффициент.
Список автомобилей, облагаемый налогом на роскошь в 2017 году
Ежегодно Министерство промышленности и торговли РФ производит примерный подсчет транспортных средств, попадающих под данный налог. И этот список ежегодно возрастает. Все дело в том, что наиболее популярные компании стремятся расширить свой автопарк яркими новинками автопрома. К тому же в период с 2015 по 2016 гг. многие автовладельцы приобрели автомобили по цене менее 3-х млн.руб. Но в связи с инфляцией их стоимость на сегодняшний день существенно возросла.
Таким образом, в 2016 году, число автомобилей составило 280 единиц. Первым в списке числится Мерседес Е300, за него придется дополнительно оплатить свыше 19 тыс. руб. только за возможность приобретения. Под данную систему налогообложения также попали и марки: Audi, Cadillac, Hyundai, Infiniti, Jaguar, Jeespan, Land Rover, Maserati, Chevrolet, Mercedes-Benz, BMW, Nissan, Spanorsche, Volkswagen, Aston Martin, Bentley, Lexus, Ferrari, Lamborghini, Rolls-Royce, Bugatti. С более полным перечнем можно ознакомиться здесь.
Налог на роскошь: как рассчитать?
При рассмотрении транспортных средств можно отметить, что владельцу роскошного автомобиля помимо основного налога придется заплатить и транспортный сбор в удвоенном размере. Что касается недвижимого имущества, то на расчет налоговой ставки влияет масса вспомогательных факторов, что в конечном счете приводит к образованию индивидуального итогового процента.
Представленный здесь онлайн калькулятор налог на роскошь на автомобили рассчитает более точно.
Кто и как может освободиться от налога на роскошь?
Безусловно, под данный сбор попадают все обладатели дорогостоящего имущества, но избежать выплат все же можно. Освобождаются от налога:
- ветераны ВОВ;
- многодетные семьи;
- инвалиды;
- лица, принимавшие участие в боевых действиях или обладающие званием героя СССР или РФ.
Налог на роскошь: недвижимость в 2016 году
Несколько иначе складывается ситуация с недвижимым имуществом. В данном случае никаких льгот не предусмотрено. Основополагающим фактором в данном случае выступает кадастровая стоимость объекта недвижимости. И, как показала практика, для некоторых категорий граждан это оказалось непосильной ношей, несмотря на то, что стоимость квартиры оказалась не так высока.
В заключении хотелось бы отметить то, что основное население данный налог не затронул. И если вам пришлось с ним столкнуться, то рекомендуем более близко ознакомиться с законом, чтобы не переплачивать лишнего.
znay-pravo.ru