Помощник для всех. Березового капа обработка


Обработка капа - береста - Природные материалы - Каталог статей - УМЕЛЫЕ РУЧКИ

На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричневой шершавой корой. Это капы.

Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа побольше выдалбливали чашу или братину. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Кап нередко сочетали с другими материалами — чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.

Признанным центром обработки березового капа считается бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область. Вятские мастера много раз участвовали в международных выставках.

Сравнительно недавно возникло производство изделий из капа в Башкирии, которая славится запасами каповой березы. Весной, как только стает снег, в горные леса юга Башкирии отправляются заготовители капа. Они осторожно срезают наросты с березовых стволов, затем место спила густо смазывают парафином, масляной краской или известью, чтобы не попали в дерево вредные микробы, чтобы оно не зачахло, не погибло. Через несколько лет на нем снова может вырасти кап. Замечено, что древесина капа растет вдвое-втрое быстрее, чем нормальная древесина березы. Смазывают заготовители и спил самого капа, чтобы он до начала обработки не растрескался.

Кап, растущий на стволе дерева, называют стволовым капом, а у корня — капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на круговые, опоясывающие ствол, и боковые, растущие сбоку.

Капы встречаются не только на березе, но и на осине, ольхе, дубе, липе, иве и ели. Но они не имеют промышленного значения, хотя и из них можно делать различные декоративные вещицы.

Очень часто капы путают с другими наростами—с так называемой сувелью. Сувель на березах встречается чаще, чем кап, и на спиле имеет волнистую свилеватую текстуру, похожую на текстуру карельской березы. Отличить кап от сувели можно по «спящим» почкам, которые в большом количестве расположены на поверхности настоящего капа и представляют собой небольшие полусферические бугорки. Из некоторых бугорков могут прорастать тонкие веточки — «проснувшиеся» почки.

На срезе текстурный рисунок капа — это сложное переплетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и декоративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и древесина его больше ценится у мастеров.

Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных волокон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Начинайте обрабатывать кап с того, что распилите его на пластинки, подбирая их толщину в зависимости от размеров предполагаемого изделия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка. Со временем вы научитесь по форме капа, по расположению спящих почек сразу определить, как его лучше распилить, чтобы обнаружить скрытую красоту. Старайтесь распиливать кап так, чтобы плоскость распила рассекала поперек максимальное количество спящих почек.

Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и малозаметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый простой способ—проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трех часов. Но лучший результат дает пропаривание древесины в опилках. Намочите опилки и положите их на дно кастрюли слоем около 20 мм, сверху положите слой заготовок, покройте его новым слоем опилок и т. д. Теперь поставьте кастрюлю в духовку на два-три часа. В результате пропарки из капа удаляется древесный сок, от неравномерного высыхания которого древесина могла бы впоследствии покоробиться и потрескаться. Одновременно заготовки окрашиваются естественными красителями, содержащимися в капе, и приобретают множество оттенков—от золотисто-янтарного до темно-шоколадного.

После пропарки высушите кап в течение нескольких часов в сушильном шкафу, а если его нет, то просто на воздухе, но уже не менее недели.

Теперь можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различные изделия — некоторые из них показаны на рисунках.

Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным лаком. Пленка его достаточно стойка и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки — они имеют более интенсивный блеск и делают текстурный рисунок четче и контрастнее. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой — сперва крупной, потом мелкой.

umelye-ruchki.ucoz.ru

обработка капа

Мой интернет магазин кулонов и амулетов: https://vk.com/honey_wood Подпишись на мой Instagram: https://instagram.com/honey_wood_amulet В этом...

Пример работы с диском Arbortech Pro-4 Woodcarver по дереву (обработка капа березы). Описание на сайте www.woodensite.com.

Распил капа 2.

Сушка сувеля в брусках ...

Берёзовый кап растёт в виде припухлостей по несколько штук на одном дереве,на коре обязательно присутствую...

http://vk.com/wildkraft Лесная кузница.

Поиск, спиливание и вываривание в соли березового сувеля и капа по одной из классических технологий. Все...

Пропитать: чем и как, отличия от стабилизации Инстаграм - https://www.instagram.com/piwell_inst/ Паблос - https://vk.com/pi_well TWITCH...

Итог по распилу капа.

Березовый кап выбираем ценные отрезы продаю. Как только материал отстоится на выявление внутренних напряж...

https://www.facebook.com/groups/1464054443906031/

сырым был обточен на пол года раньше, здесь начало чистовой обработки после сушки.

Видео о капе клёна ясенелистного, сушке, текстуре и обработке! Мой интернет магазин амулетов: https://vk.com/honey_wood...

Чаша выполнена из березового сувеля. Обработана масловоском.

Ваза выполнена из капа вербы (ветлы). Обработана масловоском.

наш сайт----dom-srub.jimdo.com скайп---------mousekevich эл. почта[email protected]

Небольшой несложный мастер-класс по изготовлению женского браслета из капа клёна. Такой браслет сможет...

Показаны резные вазы из капа березы и липы.

Нож кованый,клинок из обоймы подшипника. Рукоять наборная:бук,мербау,берёзовый кап ,проставки из кожи,пласт...

Резьба по дереву. Чаша из капа берёзы.

Рукоять ножа сделал из берёзового капа и сувеля. Клинок отковал из рессоры,протравил в хлорном железе....

Мой интернет магазин кулонов и амулетов: https://vk.com/honey_wood Инстаграм: https://instagram.com/honey_wood_amulet Капы и сувели это...

Едем за сувелем, распиливаем его, варим, сушим.

Прогулка в лес за сувелью. Поиск севели и капа: https://www.youtube.com/watch?v=yrvSiFWd97c Варка и сушка сувели: https://www.youtube.com/wat...

Видео про сушку дерева в микроволновой печи! Мой интернет магазин амулетов: https://vk.com/honey_wood Инстаграм: https://inst...

Огромный Кап березовый кап Таежные поиски березового капа в тайге Сказочная тайга 9 мая 2017 Продаю березов...

На этом видео я покажу как сделать своими руками часы в стиле лофт, имеющим декоративные свойства- для украш...

Поиск капа березового. -~-~~-~~~-~~-~- Please watch: "Настольная лампа своими руками в стиле стимпанк." https://www.youtube.com/watch?v...

Показываю, как я шлифую и покрываю морилкой рукоять ножа.

Изготовление ступки из капа тополя и вяза.

ФУТАЖ. Кап еще называют «ведьминым веником» — это небольшое образования на дереве, доброкачественного...

Немного о березовом капе-это исключительный материал для поделок.

Годами проверенный способ варки и сушки березовой сувели. Поиск сувели: https://www.youtube.com/watch?v=yrvSiFWd97c Заготовка...

Стабилизирую кап клена,плашки для накладного монтажа. Поддержка канала на новые проекты WebMoney R455004216666 ₽...

megalovania except it keeps getting faster gullofdoom geometry dash 2.1 vault codes mekanism getting started foursome episode 2 rank 3 ancient healing potion 1-99 prayer guide shayzien armor osrs free overwatch license key inputmapper dark souls

debojj.net

Обработка капа — Сделай сам – портал самодельщиков

На стволах и на корнях березы, клена, дуба, ели, сосны и некоторых других пород деревьев нередко можно увидеть утолщения или наросты. Возникают эти наплывы в результате местного разрастания тканей. Обычно различают наплывы с гладкой поверхностью (сувели), текстура которых на спиле похожа на текстуру карельской березы, и наплывы с неровной поверхностью (капы), текстурный рисунок на срезе которых очень красив и представляет из себя замысловатое переплетение годичных слоев с разбросанными тут и там концентрическими кругами сердцевин спящих почек. Природа образования как капов, так и сувелей пока четко не определена, но для мастера эти наплывы - ценнейший материал для работы. Заготавливают их с поваленных деревьев в местах бурелома или на лесопилках. Понятно, проще отделить от дерева наплыв в виде нароста, поэтому в дальнейшем и будем говорить об обработке именно наростов. Последние срезают с частью стволовой древесины - потом будет ясно, что убрать, а что оставить. Заготовку освобождают от всего лишнего (коры, ненужных сучков), а также удаляют смолу и гниль. Затем заготовку кипятят в 5%-ном растворе поваренной соли. Если диаметр заготовки не превышает 10 см, кипятят ее в течение часа, продолжительность подобной обработки заготовок больших размеров возрастает до 3...5 ч. Кипячение необходимо для того, чтобы сок внутри древесины прогрелся, нейтрализовался и заготовка быстрее сохла. (Кстати, полученный раствор можно использовать потом как краситель бежевого цвета для пряжи и тканей, а выпарив его, даже удается получить морилку для тонирования изделий из дерева и кости.)

Далее заготовку вынимают из раствора и, не давая ей высохнуть, подвергают предварительной обработке. Влажная древесина нароста довольно мягкая и податливая, с нее также легче счищать остатки коры. При этом в процессе сушки прокипяченной заготовки вероятность появления трещин в ее тонких стенках, если они имеются, снижается. Высохнув же, древесина станет твердой и обрабатывать ее будет гораздо труднее.

Приступая к работе, мастер прежде всего должен решить, изделие какого «направления» (горизонтального или вертикального) он намеревается сделать из своей заготовки. Здесь нельзя рубить с плеча. Если мастер собирается вырезать вещь вертикального направления, например, «стоячую» вазу, заготовку придется «поставить», сформировав у нее ровное дно. При этом заготовку из нароста типичной формы (типа «ежик») вероятнее всего придется резать поперек волокон. Работая над вазами, блюдами, шкатулками, приходится аккуратно сверху вниз выбрать «нутро» будущего изделия. Удаляют лишнюю древесину «на конус», используя для этого дрель, топор, полукруглые стамески. Не рекомендуется слишком сильно истончать стенки изделия, потому что дерево не любит слишком тонких стенок, стенки, кстати, даже лучше смотрятся, когда имеют достаточную толщину.

Закончив предварительную обработку влажной заготовки, ее подвергают сушке. Традиционный и, пожалуй, наилучший способ сушки - поместить заготовку на длительный срок под навесом в сухом, хорошо проветриваемом месте, понятно, подальше от прямых солнечных лучей, дождя, снега, отопительных приборов. Хотя при желании ускорить процесс сушки применяют и другой способ. В этом случае изделие заворачивают в 3...4 слоя бумаги (можно газетной), помещают сверток в полиэтиленовый пакет, который укладывают в «жарком» месте, например, на батарее центрального отопления. Отсыревшую бумагу и пакет с каплями воды на стенках меняют ежедневно, не допуская образования на заготовке плесени. При такой сушке изделие высыхает равномерно и не растрескивается, а процесс сушки ускоряется в несколько раз. Когда бумага перестает увлажняться, считается, что древесина высохла.

Перед тем, как приступить к чистовой обработке заготовки, необходимо снова внимательно присмотреться к ней, повертеть ее в руках при разном освещении, проверить, не противоречит ли ваше решение замыслу природы и не нарушит ли дальнейшая обработка естественную красоту древесины. Дайте волю своей фантазии, постарайтесь рассмотреть все извилины, выпуклости, впадины, глазки на капе, подумайте, что они вам напоминают, чтобы потом не жалеть, что срезали их. Форма и рисунок каждого капа индивидуальны, поэтому избегайте тривиальных, приземленных сюжетов.

Для обработки наружной и внутренней частей изделия потребуются различные инструменты. Так, внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами, а в самой глубине - ложечным (кольцевым) резцом, при этом резец тянут снизу вверх, то есть на себя (это так называемый «японский» метод). Здесь мы не будем рассказывать, как отковать и заточить инструмент, эта тема требует особого разговора.

При чистовой обработке заготовки убирают лишние сучки, удаляют «угловатости», стараясь выявить игру различных слоев древесины. Идеальный вариант - гармония текстуры дерева и композиции изделия, а если чем-то надо все-таки пожертвовать, то хорошенько подумайте, чему лучше отдать предпочтение. В процессе работы могут выявиться природные дефекты древесины или возникнуть новые трещины. В таком случае придется по мере возможностей изменить дизайн изделия, например, вырезать отверстие на месте имеющейся гнили или образовавшейся трещины. А можно и заклеить трещину смесью мелких опилок и какого-либо клея.

После того, как закончена обработка наружной поверхности изделия и выбрана его внутренняя часть, приступают к зачистке шероховатых поверхностей скребком, циклей, рашпилем, проволочной щеткой. Завершая зачистку, изделие шлифуют наждачной бумагой. Сперва используют шкурку №3...5, потом №2. Значительно ускоряет процесс шлифовки дрель со шлифовальной насадкой. Можно применить и бормашину типа «Гном». Конечно, форма насадок зависит от конфигурации шлифуемой поверхности.

Обработанное наждачной бумагой изделие чисто протирают и тонируют (при желании) под цвет ценных пород дерева. Для этого используют водные и спиртовые растворы морилок, растворы солей, отвары луковой шелухи, ольховых шишек и других растений, раствор гудрона в керосине (даст цвет орехового дерева). Можно покрыть изделие лаком, горячей олифой, натереть воском, который иногда разводят скипидаром или бензином. После просушки поверхность изделия натирают до блеска чистой суконкой.

Сувели и капы можно разрезать на пластины, применяя последние для изготовления бижутерии, шкатулок, отделки мебели. Но об этом также нужно говорить особо.

homemade-product.ru

Шкатулки из березового капа. Обработка капа. Поделки и изделия из березового капа

Иногда на деревьях появляются болезненные наросты, которые в народе называют «ведьмин веник». На первый взгляд это доброкачественное образование по своей форме напоминает человеческую голову. Именно поэтому принято считать, что название нароста произошло от древнеславянского слова «кап». В переводе оно означает «голова».

Где можно обнаружить наросты на деревьях

Кап находят на грецких орехах и на дубах, на осинах и Однако наиболее часто встречается нарост на березе. Кап представляет собой пучок тонких веточек, которые растут из каплевидного новообразования. Весить «ведьмин веник» может около тонны.

Стволовой? Это нарост, который находится непосредственно на стволе дерева. Что такое капокорень? Это нарост, который образовался у самой корневой шейки дерева. Иногда его можно увидеть над земной поверхностью. На корнях нарастает подземный кап. Обнаруживается он по побегам. Выпускает их кап в начале весны. Эти побеги нежизнеспособны и быстро увядают. Иногда кап встречается на ветках деревьев.

Красота удивительного материала

Если сделать поперечный срез капа, то можно обнаружить его структуру, в которой ярко выражены сердцевины сучков. Рисунок у такого материала всегда очень красив. Вследствие скопления нераспустившихся почек срез представляет собой удивительную по красоте картину из узлов, завитков и перекрученных волокон. При этом рисунок для каждого капа строго индивидуален.

Особой красотой отличается кап, образовавшийся на деревьях с полосатой текстурой волокон и контрастными сочетаниями цветов. Такими характеристиками обладают наросты у сосны. Однако на этих деревьях встречаются они довольно редко.

У капокорня в текстуре можно обнаружить черные точки. Они располагаются среди светлых стволовых волокон. Эти черные точки - не что иное, как нежизнеспособные побеги, которые выпускают подземные новообразования.

Где применяется кап?

В качестве материала для резьбы нарост на дереве особой ценности не представляет. Его изрезанная поверхность и полосатая пятнистая текстура мешают друг другу. При изготовлении поделок таким способом не смотрится рельеф резьбы и исчезает рисунок переплетений и разводов.

Многочисленные участки капа имеют перламутровый отлив. Именно поэтому данный материал, который особого промышленного значения не имеет, ценится очень дорого. Изделия из капа - это в основном шкатулки и женские заколки, портсигары и различные мелкие украшения, чаши и шахматы и пудреницы, чернильные приборы и Используется материал и для изготовления рукояток ножей.

Что такое кап в промышленности? Это материал, который находит применение при отделке мебели. В этом случае берутся наросты, образовавшиеся на деревьях экзотических пород, и используются в качестве шпона.

Что такое кап для мастера? Это материал, который не коробится, не трескается, не ссыхается, не разбухает и великолепно обрабатывается. К тому же он увесист и прочен.

Где найти кап?

Произрастают наросты на деревьях. Следовательно, искать их надо в лесу. Однако это не так просто, ведь растут капы спонтанно, и увидеть их может только самый упрямый и глазастый. Спилить нарост можно только очень остро заточенной пилой.Реальнее всего найти кап на лесозаготовках. Там эти наросты попадают в отходы. На лесозаготовках встречаются и капокорни, которые в лесу просто не отыщешь.

Подготовка материала к работе

Кап можно обнаружить на различных видах деревьев. Однако наиболее красивым и ценным в нашей местности считается нарост, возникший на березе.

Изделия из капа получаются не сразу. Материал требует некоторой предварительной подготовки. Как обрабатывать березовый кап? Для этого необходимо применить метод запаривания. Подойдет он для тех наростов, которые по размеру не очень велики. Кап очищается от мусора, кладется в ненужную кастрюлю и заливается водой. Затем в емкость необходимо добавить соль. На литр воды ее дозировка составляет две столовые ложки с верхом. Соли можно насыпать и больше. Она вытянет сок из дерева. При этом методе применяются и опилки, полученные при обработке смолистых пород древесины. Их нужно засыпать в кастрюлю. Опилки придают капу приятный цвет, который может находиться в диапазоне от желтовато-розового до коричневато-охристого. Смолы, находящиеся в опилках, добавят наросту прочность и позволят ярче проявить текстуру.

После закипания воды огонь следует немного убавить и оставить кастрюлю на плите часов на шесть-восемь. По мере образования накипи ее следует удалять. В процессе запаривания необходимо следить за объемом воды в кастрюле и периодически ее подливать.

По окончании «варки» нарост промывается от опилок под струей воды и кладется на сутки-двое в шкаф. После этого весь процесс должен быть повторен не менее двух-четырех раз. Во время последней варки, пока дерево не остыло, следует ободрать с него кору, а по завершении положить нарост на одну-две недели в шкаф.

Окончательно просохнув, кап по своим характеристикам станет схож с костью. Подготовленный таким образом материал превосходно режется, пилится и шлифуется. При этом никаких посторонних запахов у него не будет.

Изготовление шкатулок

Поделки из березового капа по своей красоте не уступают сувенирам, выполненным из древесины и даже превосходят их. Часто из этого материала изготавливают великолепные шкатулки.

В процессе работы каповые дощечки аккуратно соединяют между собой, следя за тем, чтобы рисунок их текстуры был схожим. Весьма отве

alezotti.ru

Кап березовый обработка поделки

Изделия из капа, обработка | Из дерева 375 x 500 · 71 kB · jpeg Source

Поделки из березового капа фото 640 x 480 · 44 kB · jpeg Source

Поделки из березового капа фото 480 x 640 · 64 kB · jpeg Source

Sergei1971 : Капы, свили и все, что с ними 800 x 600 · 85 kB · jpeg Source

Поделки из березового капа фото 752 x 570 · 73 kB · jpeg Source

Капа своими руками фото 1024 x 768 · 115 kB · jpeg Source

Изделия из капа фото | Photo-Bazar.ru 850 x 609 · 73 kB · jpeg Source

Капа своими руками фото 650 x 488 · 66 kB · jpeg Source

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кап поделки фото Кап поделки фото

Поделки(кап и сувель берёзки и рябина 896 x 672 · 295 kB · jpeg Source Продаю березовый кап поделки-сувениры 640 x 480 · 61 kB · jpeg Source Продаю березовый кап поделки-сувениры 640 x 480 · 44 kB · jpeg Source Поделки из капа своими руками 300 x 518 · 47 kB · jpeg Source Мебель из капа,

Березовый кап поделки Березовый кап поделки

Продаю березовый кап поделки-сувениры 640 x 480 · 44 kB · jpeg Source Продаю березовый кап поделки-сувениры 640 x 480 · 61 kB · jpeg Source Поделки из березового капа фото 480 x 640 · 64 kB · jpeg Source Изделия из капа, обработка 375 x 500 · 71 kB · jpeg Source Шкатулка из березового

Кап поделки Кап поделки

Поделки(кап и сувель берёзки и рябина 896 x 672 · 295 kB · jpeg Source Продаю березовый кап поделки-сувениры 640 x 480 · 61 kB · jpeg Source Продаю березовый кап поделки-сувениры 640 x 480 · 44 kB · jpeg Source Поделки из капа своими руками 300 x 518 · 47 kB · jpeg Source Мебель из капа,

Поделки из дерева из капа Поделки из дерева из капа

Изделия из капа, обработка | Из дерева 1024 x 768 · 189 kB · jpeg Source Поделки из капа - Поделки из дерева 300 x 518 · 47 kB · jpeg Source Изделия из капа, обработка | Из дерева 600 x 450 · 230 kB · gif Source Изделия из капа, обработка | Из дерева 752 x 570 · 129 kB · jpeg Source

Березовый сувель поделки Березовый сувель поделки

- УМЕЛЫЕ РУЧКИ - Поделки своими руками 640 x 768 · 385 kB · jpeg Source Изучаю спрос на сувель березовый, для 1678 x 1259 · 908 kB · jpeg Source - УМЕЛЫЕ РУЧКИ - Поделки своими руками 640 x 488 · 172 kB · jpeg Source Продаю березовый кап поделки-сувениры 640 x 480 · 44 kB · jpeg Source

Березовый кап поделки фото Березовый кап поделки фото

Продаю березовый кап поделки-сувениры 640 x 480 · 44 kB · jpeg Source Продаю березовый кап поделки-сувениры 640 x 480 · 61 kB · jpeg Source Поделки из березового капа фото 480 x 640 · 64 kB · jpeg Source Изделия из капа, обработка 375 x 500 · 71 kB · jpeg Source Шкатулка из березового

  • Источник: http://prostodelkino.ru

    из 10. Оценок: 65.

  •   

prostodelkino.com

Художественная обработка дерева. Народные промыслы и ремёсла

<< Главная страница

На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричневой шершавой корой. Это капы.Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращается в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа побольше выдалбливали чашу или братину. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В началеХ1Х века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Кап нередко сочетали с другими материалами — чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.Признанным центром обработки березового капа считается бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область. Вятские мастера неоднократно участвовали в международных выставках и завоевывали высокие награды.Своеобразно используют березовый кап мастера подмосковного города Хотьково, удачно сочетая его с резными вставками из кости и самшита.Сравнительно недавно возникло производство изделий из капа в Башкирии, которая славится запасами каповой березы. Весной, как только стает снег, в горные леса юга Башкирии отправляются заготовители капа. Они осторожно срезают наросты с березовых стволов, затем место спила густо смазывают парафином, масляной краской или известью, чтобы не попали в дерево вредные микробы и оно не погибло. Через несколько лет на нем снова может вырасти кап. Замечено, что древесина капа растет вдвое-втрое быстрее, чем нормальная древесина березы. Смазывают заготовители и спил самого капа, чтобы он до начала обработки не растрескался.Кап, растущий на стволе дерева, принято называть стволовым капом, а у корня — капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу гораздо чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на два вида: круговые, опоясывающие ствол вокруг, и боковые, растущие сбоку дерева.Капы встречаются не только на березе, но и на осине, ольхе, дубе, липе, иве и ели. Но они не имеют промышленного значения, хотя из них можно делать различные декоративные вещицы.Очень часто капы путают с другими наростами, например с сувелью. Сувель на березах встречается чаще, чем кап, и на спиле имеет волнистую свилеватую текстуру, похожую на текстуру карельской березы. Отличить кап от сувели можно по «спящим» почкам, которые в большом количестве расположены на поверхности настоящего капа и представляют собой небольшие полусферические бугорки. Из некоторых бугорков «проснувшихся» почек могут прорастать тонкие веточки.Текстурный рисунок капа на срезе — это сложное переплетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хорошего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и декоративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и древесина его больше ценится у мастеров.Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных волокон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.Спиливать самим кап с деревьев, стоящих на корню, нельзя: не зная всех тонкостей этого дела, вы можете погубить дерево. Самовольное спиливание капа штрафуется наравне с порубкой леса. Если вы заинтересуетесь обработкой капа, его можно по договоренности срезать с поваленных деревьев на складе ближайшего леспромхоза.Начните обрабатывать кап с того, что распилите его на пластинки, подбирая их толщину в зависимости от размеров предполагаемого изделия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка. Со временем вы научитесь по форме капа, по расположению спящих почек сразу определять, как его лучше распилить, чтобы обнаружить скрытую красоту. Старайтесь распиливать кап так, чтобы плоскость распила рассекала поперек максимальное количество спящих почек.Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и малозаметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый простой способ — проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трех часов. Но лучший результат дает пропа-ривание древесины в опилках. Намочите опилки и положите их на дно кастрюли слоем около 20 мм, сверху положите слой заготовок, покройте его новым слоем опилок и т. д. Теперь поставьте кастрюлю в духовку на два-три часа. В результате запарки из капа удаляется древесный сок, от неравномерного высыхания которого древесина могла бы впоследствии покоробиться и потрескаться. Одновременно заготовки окрашиваются естественными красителями, содержащимися в капе, и приобретают множество оттенков — от золотисто-янтарного до темно-шоколадного.После пропарки высушите заготовки капа в течение нескольких часов в сушильном шкафу, а если его нет, то просто на воздухе, но уже не ме-нее недели.Теперь можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различные изделия — некоторые из них показаны на рисунках.Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным лаком. Пленка его достаточно стойка и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки — они и-меют более интенсивный блеск и делают тгекстурный рисунок четче и контрастнее. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой — сперва крупной, потом мелкой.<<< Оглавление книги Следующая глава >>>

krasota.odn.org.ua

Обработка капа — Сделай сам – портал самодельщиков

На стволах и на корнях березы, клена, дуба, ели, сосны и некоторых других пород деревьев нередко можно увидеть утолщения или наросты. Возникают эти наплывы в результате местного разрастания тканей. Обычно различают наплывы с гладкой поверхностью (сувели), текстура которых на спиле похожа на текстуру карельской березы, и наплывы с неровной поверхностью (капы), текстурный рисунок на срезе которых очень красив и представляет из себя замысловатое переплетение годичных слоев с разбросанными тут и там концентрическими кругами сердцевин спящих почек. Природа образования как капов, так и сувелей пока четко не определена, но для мастера эти наплывы - ценнейший материал для работы. Заготавливают их с поваленных деревьев в местах бурелома или на лесопилках. Понятно, проще отделить от дерева наплыв в виде нароста, поэтому в дальнейшем и будем говорить об обработке именно наростов. Последние срезают с частью стволовой древесины - потом будет ясно, что убрать, а что оставить. Заготовку освобождают от всего лишнего (коры, ненужных сучков), а также удаляют смолу и гниль. Затем заготовку кипятят в 5%-ном растворе поваренной соли. Если диаметр заготовки не превышает 10 см, кипятят ее в течение часа, продолжительность подобной обработки заготовок больших размеров возрастает до 3...5 ч. Кипячение необходимо для того, чтобы сок внутри древесины прогрелся, нейтрализовался и заготовка быстрее сохла. (Кстати, полученный раствор можно использовать потом как краситель бежевого цвета для пряжи и тканей, а выпарив его, даже удается получить морилку для тонирования изделий из дерева и кости.)

Далее заготовку вынимают из раствора и, не давая ей высохнуть, подвергают предварительной обработке. Влажная древесина нароста довольно мягкая и податливая, с нее также легче счищать остатки коры. При этом в процессе сушки прокипяченной заготовки вероятность появления трещин в ее тонких стенках, если они имеются, снижается. Высохнув же, древесина станет твердой и обрабатывать ее будет гораздо труднее.

Приступая к работе, мастер прежде всего должен решить, изделие какого «направления» (горизонтального или вертикального) он намеревается сделать из своей заготовки. Здесь нельзя рубить с плеча. Если мастер собирается вырезать вещь вертикального направления, например, «стоячую» вазу, заготовку придется «поставить», сформировав у нее ровное дно. При этом заготовку из нароста типичной формы (типа «ежик») вероятнее всего придется резать поперек волокон. Работая над вазами, блюдами, шкатулками, приходится аккуратно сверху вниз выбрать «нутро» будущего изделия. Удаляют лишнюю древесину «на конус», используя для этого дрель, топор, полукруглые стамески. Не рекомендуется слишком сильно истончать стенки изделия, потому что дерево не любит слишком тонких стенок, стенки, кстати, даже лучше смотрятся, когда имеют достаточную толщину.

Закончив предварительную обработку влажной заготовки, ее подвергают сушке. Традиционный и, пожалуй, наилучший способ сушки - поместить заготовку на длительный срок под навесом в сухом, хорошо проветриваемом месте, понятно, подальше от прямых солнечных лучей, дождя, снега, отопительных приборов. Хотя при желании ускорить процесс сушки применяют и другой способ. В этом случае изделие заворачивают в 3...4 слоя бумаги (можно газетной), помещают сверток в полиэтиленовый пакет, который укладывают в «жарком» месте, например, на батарее центрального отопления. Отсыревшую бумагу и пакет с каплями воды на стенках меняют ежедневно, не допуская образования на заготовке плесени. При такой сушке изделие высыхает равномерно и не растрескивается, а процесс сушки ускоряется в несколько раз. Когда бумага перестает увлажняться, считается, что древесина высохла.

Перед тем, как приступить к чистовой обработке заготовки, необходимо снова внимательно присмотреться к ней, повертеть ее в руках при разном освещении, проверить, не противоречит ли ваше решение замыслу природы и не нарушит ли дальнейшая обработка естественную красоту древесины. Дайте волю своей фантазии, постарайтесь рассмотреть все извилины, выпуклости, впадины, глазки на капе, подумайте, что они вам напоминают, чтобы потом не жалеть, что срезали их. Форма и рисунок каждого капа индивидуальны, поэтому избегайте тривиальных, приземленных сюжетов.

Для обработки наружной и внутренней частей изделия потребуются различные инструменты. Так, внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами, а в самой глубине - ложечным (кольцевым) резцом, при этом резец тянут снизу вверх, то есть на себя (это так называемый «японский» метод). Здесь мы не будем рассказывать, как отковать и заточить инструмент, эта тема требует особого разговора.

При чистовой обработке заготовки убирают лишние сучки, удаляют «угловатости», стараясь выявить игру различных слоев древесины. Идеальный вариант - гармония текстуры дерева и композиции изделия, а если чем-то надо все-таки пожертвовать, то хорошенько подумайте, чему лучше отдать предпочтение. В процессе работы могут выявиться природные дефекты древесины или возникнуть новые трещины. В таком случае придется по мере возможностей изменить дизайн изделия, например, вырезать отверстие на месте имеющейся гнили или образовавшейся трещины. А можно и заклеить трещину смесью мелких опилок и какого-либо клея.

После того, как закончена обработка наружной поверхности изделия и выбрана его внутренняя часть, приступают к зачистке шероховатых поверхностей скребком, циклей, рашпилем, проволочной щеткой. Завершая зачистку, изделие шлифуют наждачной бумагой. Сперва используют шкурку №3...5, потом №2. Значительно ускоряет процесс шлифовки дрель со шлифовальной насадкой. Можно применить и бормашину типа «Гном». Конечно, форма насадок зависит от конфигурации шлифуемой поверхности.

Обработанное наждачной бумагой изделие чисто протирают и тонируют (при желании) под цвет ценных пород дерева. Для этого используют водные и спиртовые растворы морилок, растворы солей, отвары луковой шелухи, ольховых шишек и других растений, раствор гудрона в керосине (даст цвет орехового дерева). Можно покрыть изделие лаком, горячей олифой, натереть воском, который иногда разводят скипидаром или бензином. После просушки поверхность изделия натирают до блеска чистой суконкой.

Сувели и капы можно разрезать на пластины, применяя последние для изготовления бижутерии, шкатулок, отделки мебели. Но об этом также нужно говорить особо.

homemade-product.ru