Изделия из капа, обработка. Березовый кап как обрабатывать


Наросты на березе

Кап еще называют «ведьминым веником» — это небольшое образования на дереве, доброкачественного характера. В основном имеет вид капли, из которой растут тоненькие веточки, собирающиеся в пучок. В разрезе поперек можно наблюдать структуру из броских сучков. Обработка капа не проста, хотя шлифовке и полировке все же поддается. В результате работ имеет очень привлекательный вид.

Некоторые участки березового капа могут отдавать перламутром. В промышленности он не представляет особой ценности, но является достаточно дорогим в силу своей красоты и уникальности.

Иногда кап может использоваться в качестве шпона для отделки мебели, но чаще всего это кап экзотических деревьев. А вот из березового капа делают прекрасные шкатулочки, женские небольшие украшения или заколки, портсигары.

Кап березовый отличается качественной текстурой, поэтому нож с деревянной рукояткой весьма красивый и дорогой.

Двух идентичных капов в природе не отыскать, даже половинки отличаются друг от друга. Их можно увидеть на множестве разных деревьев. В наших широтах очень ценится березовый кап. Вырастает он не большим, максимальный диаметр как у большой тарелки.

В силу плотной текстуры, сделать на капе какой-либо рисунок сложно, да и нет смысла.

Сбор березового капа

Чтоб березовый кап можно было в будущем использовать по назначению, очень важно его правильно собрать. Для этого мы ознакомим вас с подробной инструкцией:

Правильная обработка березового капа

Очень часто при распиливании капа образуется уникальный и неповторимый рисунок, который не захочет менять мастер. В иных случаях, кап после распиливания обрабатывают:

На самом деле работа с капом очень кропотливая, требует внимания и много времени. Но то, что получается в результате трудов безусловно радует. Из березового капа получаются превосходные сувениры, которые имеют индивидуальный и неповторимый рисунок.

Не мало важно, изделие из березового капа будет долго храниться, не меняя свой внешний вид.

Многим удается создать неплохой бизнес по продаже изделий из березового капа.

ogorodnikam.com

Обработка капа — Копилка знаний

ОБРАБОТКА КАПА        На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричне­вой шершавой корой. Это капы.Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа по­больше выдалбливали чашу или братину.

Но в таких изделиях своеоб­разный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились пер­вые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота". Кап нередко сочетали с другими материалами — чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.

Изделия из капа

Признанным центром обработки березового капа считается бывшая Вятская губерния, ныне Кировская область. Вятские мастера много раз участвовали в международных выставках.Своя особая технология обработки капа была у мастеров Звенигород­ского района Московской области. Но после Великой Отечественной войны этот своеобразный промысел угас.        Сравнительно недавно возникло производство изделий из капа в Баш­кирии, которая славится запасами каповой березы. Весной, как только стает снег, в горные леса юга Баш­кирии отправляются заготовители капа. Они осторожно срезают наро­сты с березовых стволов, затем место спила густо смазывают парафином, масляной краской или известью, чтобы не попали в дерево вредные микробы, чтобы оно не зачахло, не погибло. Через несколько лет на нем снова может вырасти кап. За­мечено, что древесина капа растет вдвое-втрое быстрее, чем нормаль­ная древесина березы. Смазывают заготовители и спил самого капа, чтобы он до начала обработки не растрескался.

Кап, растущий на стволе дере­ва, принято называть стволовым ка­пом, а у корня — капо-корнем. Капо­корень встречается в лесу гораздо чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. По форме капы делятся на два вида: кру­говые, опоясывающие ствол вокруг, и боковые, растущие сбоку дерева.

Изделия из капа

Капы встречаются не только на березе, но и на осине, ольхе, дубе, липе, иве и ели. Но они не имеют промышленного значения, хотя и из них можно делать различные декоративные вещицы.Очень часто капы путают с другими наростами — с так называемой сувелью. Сувель на березах встречается чаще, чем кап, и на спиле име­ет волнистую свилеватую текстуру, похожую на текстуру карельской березы. Отличить кап от сувели можно по «спящим» почкам, которые в большом количестве расположены на поверхности настоящего капа и представляют собой небольшие полусферические бугорки. Из некото­рых бугорков могут прорастать тонкие веточки — «проснувшиеся» почки.    На срезе текстурный рисунок капа — это сложное переплетение го­дичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. У хоро­шего капа на срезе видны годичные слои и сердцевины спящих почек в виде множества концентрических кругов и темно-коричневых точек. Чем больше таких точек с концентрическими кругами, тем живее и де­коративнее рисунок. Спящих почек обычно бывает больше у стволового капа, поэтому текстура на его спиле красивее, чем у капо-корня, и дре­весина его больше ценится у мастеров.

Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных воло­кон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Не­возможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Спиливать самим кап с деревьев, стоящих на корню, нельзя: не зная всех тонкостей этого дела, вы можете погубить дерево. Самовольное спиливание капа штрафуется наравне с порубкой леса. Но если вы за­интересуетесь обработкой капа, можете срезать его с поваленных деревь­ев на складе ближайшего леспромхоза — с разрешения кладовщика, конечно.Начинайте обрабатывать кап с того, что распилите его на пластинки, подбирая их толщину в зависимости от размеров предполагаемого изде­лия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка.

Со временем вы научитесь по форме капа, по расположению спящих почек сразу определить, как его лучше распилить, чтобы обнару­жить скрытую красоту. Старайтесь распиливать кап так, чтобы плос­кость распила рассекала поперек максимальное количество спящих почек.Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и мало­заметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый про­стой способ — проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трех часов. Но лучший результат дает пропаривание древесины в опилках. Намочите опилки и положите их на дно кастрюли слоем около 20 мм, сверху положите слой заготовок, покройте его новым слоем опилок и т. д.

Теперь поставьте кастрюлю в духовку на два-три часа. В резуль­тате запарки из капа удаляется древесный сок, от неравномерного высыхания которого древесина могла бы впоследствии покоробиться и потрескаться. Одновременно заготовки окрашиваются естественными красителями, содержащимися в капе, и приобретают множество оттен­ков — от золотисто-янтарного до темно-шоколадного.

После пропарки высушите кап в течение нескольких часов в сушиль­ном шкафу, а если его нет, то просто на воздухе, но уже не менее недели.Теперь можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различ­ные изделия — некоторые из них показаны на рисунках.Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным ла­ком. Пленка его достаточно стойка и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки — они имеют более интенсивный блеск и делают текстурный рисунок четче и контрастнее. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой — сперва крупной, потом мелкой. 

По этой теме читайте на сайте :

kopilca.ru

Что такое кап, где растут капы? Как правильно заготавливать капы?

Иногда на деревьях появляются болезненные наросты, которые в народе называют «ведьмин веник». На первый взгляд это доброкачественное образование по своей форме напоминает человеческую голову. Именно поэтому принято считать, что название нароста произошло от древнеславянского слова «кап». В переводе оно означает «голова».

Где можно обнаружить наросты на деревьях

Кап находят на грецких орехах и на дубах, на осинах и черной ольхе. Однако наиболее часто встречается нарост на березе. Кап представляет собой пучок тонких веточек, которые растут из каплевидного новообразования. Весить «ведьмин веник» может около тонны.

Что такое кап стволовой? Это нарост, который находится непосредственно на стволе дерева. Что такое капокорень? Это нарост, который образовался у самой корневой шейки дерева. Иногда его можно увидеть над земной поверхностью. На корнях нарастает подземный кап. Обнаруживается он по побегам. Выпускает их кап в начале весны. Эти побеги нежизнеспособны и быстро увядают. Иногда кап встречается на ветках деревьев.

Красота удивительного материала

Если сделать поперечный срез капа, то можно обнаружить его структуру, в которой ярко выражены сердцевины сучков. Рисунок у такого материала всегда очень красив. Вследствие скопления нераспустившихся почек срез представляет собой удивительную по красоте картину из узлов, завитков и перекрученных волокон. При этом рисунок для каждого капа строго индивидуален.

Особой красотой отличается кап, образовавшийся на деревьях с полосатой текстурой волокон и контрастными сочетаниями цветов. Такими характеристиками обладают наросты у сосны. Однако на этих деревьях встречаются они довольно редко.

У капокорня в текстуре можно обнаружить черные точки. Они располагаются среди светлых стволовых волокон. Эти черные точки - не что иное, как нежизнеспособные побеги, которые выпускают подземные новообразования.

Где применяется кап?

В качестве материала для резьбы нарост на дереве особой ценности не представляет. Его изрезанная поверхность и полосатая пятнистая текстура мешают друг другу. При изготовлении поделок таким способом не смотрится рельеф резьбы и исчезает рисунок переплетений и разводов.

Многочисленные участки капа имеют перламутровый отлив. Именно поэтому данный материал, который особого промышленного значения не имеет, ценится очень дорого. Изделия из капа – это в основном шкатулки и женские заколки, портсигары и различные мелкие украшения, чаши и курительные трубки, шахматы и пудреницы, чернильные приборы и футляры для очков. Используется материал и для изготовления рукояток ножей.

Что такое кап в промышленности? Это материал, который находит применение при отделке мебели. В этом случае берутся наросты, образовавшиеся на деревьях экзотических пород, и используются в качестве шпона.

Что такое кап для мастера? Это материал, который не коробится, не трескается, не ссыхается, не разбухает и великолепно обрабатывается. К тому же он увесист и прочен.

Где найти кап?

Произрастают наросты на деревьях. Следовательно, искать их надо в лесу. Однако это не так просто, ведь растут капы спонтанно, и увидеть их может только самый упрямый и глазастый. Спилить нарост можно только очень остро заточенной пилой.Реальнее всего найти кап на лесозаготовках. Там эти наросты попадают в отходы. На лесозаготовках встречаются и капокорни, которые в лесу просто не отыщешь.

Подготовка материала к работе

Кап можно обнаружить на различных видах деревьев. Однако наиболее красивым и ценным в нашей местности считается нарост, возникший на березе.

Изделия из капа получаются не сразу. Материал требует некоторой предварительной подготовки. Как обрабатывать березовый кап? Для этого необходимо применить метод запаривания. Подойдет он для тех наростов, которые по размеру не очень велики. Кап очищается от мусора, кладется в ненужную кастрюлю и заливается водой. Затем в емкость необходимо добавить соль. На литр воды ее дозировка составляет две столовые ложки с верхом. Соли можно насыпать и больше. Она вытянет сок из дерева. При этом методе применяются и опилки, полученные при обработке смолистых пород древесины. Их нужно засыпать в кастрюлю. Опилки придают капу приятный цвет, который может находиться в диапазоне от желтовато-розового до коричневато-охристого. Смолы, находящиеся в опилках, добавят наросту прочность и позволят ярче проявить текстуру.

После закипания воды огонь следует немного убавить и оставить кастрюлю на плите часов на шесть-восемь. По мере образования накипи ее следует удалять. В процессе запаривания необходимо следить за объемом воды в кастрюле и периодически ее подливать.

По окончании «варки» нарост промывается от опилок под струей воды и кладется на сутки-двое в шкаф. После этого весь процесс должен быть повторен не менее двух-четырех раз. Во время последней варки, пока дерево не остыло, следует ободрать с него кору, а по завершении положить нарост на одну-две недели в шкаф.

Окончательно просохнув, кап по своим характеристикам станет схож с костью. Подготовленный таким образом материал превосходно режется, пилится и шлифуется. При этом никаких посторонних запахов у него не будет.

Изготовление шкатулок

Поделки из березового капа по своей красоте не уступают сувенирам, выполненным из древесины карельской березы, и даже превосходят их. Часто из этого материала изготавливают великолепные шкатулки.

В процессе работы каповые дощечки аккуратно соединяют между собой, следя за тем, чтобы рисунок их текстуры был схожим. Весьма ответственной операцией является изготовление деревянных шарниров. Этот этап требует точного формирования закругленных шипов и пазов на краях крышки и корпуса изделия. Шарниры должны стыковаться плотно и точно. Еще одной сложной операцией является высверливание отверстий. В деревянных шарнирах это легче всего сделать стальной тонкой проволокой. На следующем этапе в шкатулку врезается замочек. Изделие практически готово. Его следует только прошпаклевать, основательно высушить и покрыть поверхности щелочным лаком. После завершения этих работ шкатулку обрабатывают политурой и протирают спиртом. Полируют изделие до тех пор, пока дерево не приобретет янтарный цвет и пока ярко не заиграют все прожилки его удивительной текстуры.

Украшение для трости

Используя кап, можно сделать своими руками великолепный подарок для пожилого человека. Работа может быть выполнена даже новичком. На трубку или металлический стержень следует попеременно надеть полые цилиндрики, которые предварительно вытачивают из березового капокорня. Детали должны быть плотно подогнаны друг к другу, создавая впечатление единого целого. Венчать такую трость может резная или гладкая ручка из березы.

Чаша из капа

Из деревянных наростов могут быть изготовлены различные сувениры. Популярными изделиями из капа являются декоративные чаши. Из немного сырого материала делается грубая заготовка. Далее болванка оставляется на просушку. Если в ней образовываются мелкие трещинки, то они смазываются клеем ПВА. После окончательной просушки изделию придается необходимая форма, оно шлифуется, полируется и покрывается лаком.

fb.ru

Изделия из капа, обработка | Из дерева своими руками! Интересные деревянные поделки, мебель, мастер-классы по дереву

Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:

Его название происходит от славянского «кап»- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:

Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной  ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:

Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

iz-dereva-svoimi-rukami.ru

Березовый сувель. Заготовка, сушка, обработка...

 

Материал, который издавна известен на территории России как древесная кость. Это нарост, см фото 1, (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами, дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 - 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый - золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами - то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется "Перламутром", оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Фото 3. Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2, это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Фото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Фото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Фото 8. Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова "Svalbard", выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания. 1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе. 2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке. Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти. Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Материал использован с http://www.zadi.ru

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

 

fircone.ru

Работа с капами ~ Резьба по дереву

Вазы из березового капа
             Здравствуйте, уважаемый читатель моего блога! Предлагаю вашему бриллиантовому вниманию интересную, на мой взгляд, тему о капах.Некоторые мастера по дереву, не говоря уже о людях, далеких от занятий резьбой, путают кап и сувель.Я и сам недавно был таким путаником.Чаще всего капом называют сувель (свиль). Чтобы расставить точки над "i", обратимся к Википедии.Всезнающая Википедия дает такое определение : "Кап - нарост на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины.Обычно встречается в виде округлого нароста, наполненного мелкими древесными узелками спящих почек". Отсюда и характерное отличие капа от сувеля.Сувель - это нарост с более-менее гладкой поверхностью.Кап же отличается множеством острых бугорков, шипов - это и есть спящие почки.Часто из капа растет тонкий пучок веток.Отсюда другое название капа - "ведьмин веник". Капы растут на стволе, в нижней, комлевой части дерева, реже - на ветках.Комлевой кап называют еще капокорень.На фотографиях показаны различные березовые капы в коре и без, а для сравнения показаны и сувели.
Фотографии березовых капов : большой кап, несколько капов на стволе, сросшиеся капы, капы без коры.
Фотографии березовых сувелей.У сувелей поверхность более гладкая и они гораздо крупнее.
И еще : кап и сувель существительные мужского рода.А то как их только не называют!    Специальная литература утверждает, что капы растут на всех деревьях.Так оно, наверное, и есть.В районе, где я сейчас живу, произрастают ель, сосна, береза, липа, осина, дуб, вяз, рябина, черемуха, лещина, клен остролистный и клен ясенелистный, ольха обыкновенная, ясень, ива козья...Но капы я находил только на березе и по одному капу на липе, иве и сосне!Совсем недавно нашел большой ольховый кап, примерно 35 см в поперечнике.Кстати, сосновый и липовый капы по рисунку своей древесины и по внешнему виду отличаются от березового.Не зная этого, можно пройти мимо ценной находки.Как выглядит сосновый кап, можно посмотреть здесь.Чаще всего капы растут по несколько штук на стволе.Иногда срастаются по 2-3 в один конгломерат.Чаще встречаются на березах, растущих в местах без густого подлеска и в местах, подтопляемых водой.Самые крупные капы мне попадались комлевые, до 40 см в поперечнике.Сейчас у меня на примете круговой комлевой кап, он в поперечнике будет и поболее 40 см.Самый большой стволовой кап, что я спилил, был около 20 см в поперечнике.    Чем же так "знамениты" капы, что о них много пишут и они так ценятся у резчиков по дереву? Конечно же, свой древесиной.У капа очень своеобразная и красивая текстура.Об этом можно судить по фотографиям :
Вазы из капа березы
Если срезать кап поперек роста почек, получим оригинальный рисунок из кружочков с точечками внутри, так называемые "павлиньи глазки". Если срезать кап вдоль роста почек, получим красивый рисунок, похожий на морозный узор на стекле.На срезе под углом будут видны вытянутые глазки.Чем больше угол среза, тем более вытянутыми будут глазки.
На фото слева рисунок, характерный для торцевого среза капа.На фото справа показан рисунок древесины при продольном срезе.
Можно усилить контраст, выразительность рисунка методом пропаривания капа в опилках или тонирования парами аммиака.    Кап растет медленнее самого дерева, поэтому древесина капа плотнее и тверже, чем у ствола.Считается, что кап тверже, чем сувель.Готов это оспорить.Если у сувеля много изогнутых и закрученных годичных линий, то его древесина будет потверже каповой.И еще : древесина капа более-менее однородна по плотности, чего не скажешь о древесине свили.Рисунок древесины у всех капов примерно одинаков.У каждого сувеля рисунок другой.    Как используют капы резчики по дереву в своей работе?Чего только не делают из капов : вазы, чаши, кубки, братины, светильники, подсвечники, шкатулки, бижутерию, различный декор и т.д. и т.п.Очень часто специально обработанные пластины капа  используют для инкрустации и для отделки различных шкатулок.Такие вещи очень красивы и пользуются неизменным спросом.Теперь мы имеем представление о том, что такое кап.    Какие же особенности есть в работе с капом?Я бы выделил такие : шлифовка, раскрытие текстуры, окраска (тонировка). Еще раз подчеркну - у капа особенный рисунок древесины и, на мой взгляд, главное в работе с капом, выгодно показать эту красоту.Для этого перед началом работы нужно определиться, как пилить кап : поперек роста почек, вдоль или под углом.При разных распилах, как было показано выше, будет разная картинка.Это первая особенность в работе с капом.Вторая.Чтобы всю эту красоту проявить, древесина должна быть идеально отшлифована и отполирована.Лучший результат дает сочетание шлифования вручную и при помощи бормашины насадками-грибками (читайте здесь). Когда я еще только-только начинал заниматься резьбой, мне в сибирской тайге попался большой ольховый кап.Привлекла форма и я вырезал из него вазу.А об особенностях текстуры капа я понятия не имел, ваза была недошлифована и текстура была не раскрыта, т.е. вся красота была замурована.Вот эта ваза :
Ваза из капа недошлифована и текстура не видна
Третье.Было подмечено, что текстура на светлых капах лучше проявляется, если ее немного затемнить.Можно кап выдержать в парах аммиака (нашатырный спирт).В зависимости от времени выдержки, тон древесины меняется от светло-коричневого до почти черного.Чтобы изменить цвет капа, его можно варить с хвойными опилками, с березовой корой, луковой шелухой и т.д. При этом тон окраски зависит от длительности варки и меняется от золотисто-охрового до темно-коричневого.Причем "глазки" темнеют, т.е. окрашиваются сильнее, чем остальная древесина.Небольшие капы или пластины капа можно пропаривать во влажных опилках.Получается очень красивый цвет древесины.Дубовые опилка окрашивают в красивый коричневый цвет, хвойные опилки окрашивают в охристый цвет, а березовые - в коричневато-розовый.Морилкой окрашивать кап я пробовал только на опытных образцах.Результат нормальный, но немного затеняется текстура и блеск древесины.Можно получить очень оригинальный результат, если наложить несколько слоев морилок разного цвета.    При создании из капов каких-то художественных изделий резчики по дереву часто украшают резьбу узором, рисунком.Здесь так же есть особенность.Если резать мелкий узор, он затеряется в сложном рисунке древесины и попросту не будет виден.Вот пример такой "потери" :
На контрастном фоне резные листья почти не видны
Фон, как видно, контрастный и на нем листья почти не видны. Вывод : рисунок должен быть или довольно крупным, или рельефным, или выделенным тонировкой.    Некоторые мастера из капа (это в полной мере относится и к сувелю) вырезают маски, скульптурные композиции и т.п.Такие работы редко, но можно увидеть в рунете.Что здесь можно сказать?Несомненно, такие вещи выглядят оригинально, но несколько аляповато.Чтобы убрать отвлекающий рисунок древесины,  наглухо тонируют текстуру тушью или темной морилкой.Я считаю, это все равно, что высечь из красивого мрамора красивую скульптуру и покрасить ее масляной краской.Но вернемся к нашим капам.    О лакировке капа.Темные капы лучше лакировать полуматовым лаком, а светлые капы - глянцевым лаком.Разумеется, все эти мои наблюдения никак не претендуют на истину в последней инстанции.Это только мое личное мнение и я его никому не навязываю.    Еще немного о текстуре капа.Кап может быть весь заполнен спящими почками.Это самый лучший вариант, т.к."павлиньи глазки" будут распределены по всему капу.Есть капы, где почки группируются отдельными островками, кучками.В этом месте капа будет рисунок из "глазков", остальное пространство капа будет, как у сувеля - прожилки, сияние.Это тоже можно обыграть в работе с капом.Сочетая выступающие участки "глазок" с гладкой частью капа, можно получить дополнительный декоративный эффект. И в заключение несколько работ из березового капа с краткими комментариями.Все эти работы можно посмотреть в этом видеоролике.1.Вазочка из капа березы "Колибри". Естественный цвет древесины.Отделка полуматовым лаком.
Вазочка из капа березы "Колибри"
2.Вазочка из капа "Звездная Туманность". Древесина немного затемнена методом окраски парами нашатыря.Для этого ваза   выдерживалась в герметичной емкости с нашатырем около 4,5 часов.Самая красивая текстура пришлась на обратную сторону вазы.Так всегда - красивое прячется от глаз.Отделка - глянцевый лак.
Резная ваза из березового капа
Ваза из березового капа "Звездная Туманность"
Обратная сторона вазы из капа
3.Ваза из капа на подставке "Янтарное Утро". Подставка из сувеля черемухи.Отделка - глянцевый алкидный лак.Естественный цвет древесины.
Ваза из капа березы
Ваза из капа березы "Янтарное Утро"
4.Ваза из капа березы.
Ваза из березового капа, выточена на токарном станке по дереву.Пропитана льняным маслом.Все же под лаком кап выглядит лучше!
5.Ваза из капа "Персиковый Цвет". Мне этот цвет древесины нравится больше      всего.Заготовка варилась с березовой корой 5 часов.Отделка - глянцевый лак.
Вазочка из березового капа "Персиковый Цвет"
А эта вазочка-плошка вырезана из липового капа - явления довольно редкого.
На этом все.Я вас изрядно утомил, пора и отдохнуть.А я от своих любимых капов возвращаюсь к не менее любимым сувелям.Начну работать над большой резной вазой из большого стволового сувеля.           До встречи!

www.rezbakrasa.ru

Сушка березовых сувелей ~ Резьба по дереву

   У резчиков по дереву всегда есть вопросы, как качественно и быстро сушить березовый сувель.Мнений по этому вопросу много, как много и неясностей.Приступая к работе с сувелями, я решил этот вопрос изучить на личном опыте.Испробовал несколько способов сушки березовых сувелей.Здесь привожу некоторые из них с максимально подробным описанием.Метод №1.Сушка сувеля в газете и пакете. Спилены два сувеля (о сувелях и капах смотрите здесь) в мае, в период интенсивного сокодвижения.Сувели стволовые, размеры их примерно одинаковые, в пределах 23х20х10 см.Кору снял сразу же, она легко снялась плоской отверткой.Заготовки оказались мокрыми, влага так и выступала.Каждый из сувелей плотно обернул тремя газетами и поместил в полиэтиленовый пакет.
Сувели в газетах и пакетах сушатся на солнце
Бумага, газеты в частности, отличный теплоизолирующий материал, они не дают древесине быстро нагреться.Влагонепроницаемый пакет создает эффект парилки.Черный пакет потому, что он сильнее нагревается от теплового излучения - солнце летом, батарея отопления зимой.Все это выравнивает скорость испарения влаги из заготовки и предотвращает растрескивание.    Пакет завязал, но оставил отдушину.Так сушил заготовки в течение десяти дней при комнатной температуре, примерно 20-22 градуса.Два раза в сутки менял газеты.Газеты были влажными, а в пакете капельки конденсата.Когда потеплело, стал выносить пакеты на улицу на солнцепек.Так сушил еще 15 дней.Газеты менял при этом один раз в сутки.Итого сушил 25 дней.На 25-й день газеты были практически сухими.Насверлил в сувели отверстий.Стружка была сухая.Трещин в заготовках нет. Вывод : по этому способу даже очень мокрые сувели высыхают за 25 дней без трещин.Цвет древесины остается естественным.Метод №2.Варка сувеля. Спилены два сувеля в середине июля.Стволовой сувель размером 24х18х9 см и прикорневой сувель размером 25х20х14 см.Кору снял сразу плоской отверткой.Сувели мокрые, в соку.
Сувели до варки.Срез потемнел от выступившего сока.
Два дня заготовки пролежали в сарае, температура там ночью примерно 14, а днем около 22 градусов.На 3-й день приступил к варке обоих сувелей. Поместил их в большую кастрюлю (нашлась ненужная в хозяйстве!) и залил водой так, чтобы вода покрывала заготовки на 2 см.Засыпал крупную поваренную соль из расчета 2 столовых ложки с верхом на 1 литр воды.Добавил три больших пригоршни мелких хвойных опилок.Когда варево закипело, убавил огонь, чтобы только булькало.
Сувель в рассоле и с хвойными опилками
Варил малый сувель три дня по 4 часа.После каждой варки сувель доставал из рассола и хранил в комнате в пластмассовом тазу, температура в комнате около 22 градусов.На следующий день продолжал варить, промежуток между варками составлял 15-20 часов, не больше.
После трех дней варки цвет изменился
Зачем сыпать соль, опилки и вообще варить?Физика процесса здесь такая.В жидких средах существует явление осмоса.Заключается оно в следующем.Если разделить две жидкости разной плотности проницаемой мембраной, то начнется односторонняя диффузия (переход) менее плотной жидкости в более плотную.В древесной клетке, стенки которой являются мембраной, находится жидкость - древесный сок.За стенками древесной клетки имеется соляной раствор, плотность которого выше плотности древесного сока.Налицо условия для возникновения осмоса.При варке влага из древесины переходит в соляной раствор, заготовка обезвоживается, высушивается.Сам процесс варки нужен для увеличения скорости диффузии жидкости.А опилки нужны для окрашивания древесины.Сорт опилок или коры (ольховые, березовые, хвойные...) влияет на цвет древесины.Хвойные, например, дают окраску от светло- охровой до красно-коричневой, а березовая кора от розового окраса до темно- коричневого.Продолжительность варки и количество опилок влияет на интенсивность цвета.Я подробно останавливаюсь на этом потому, чтобы можно было вам, дорогие читатели, в дальнейшем осознанно варьировать этот процесс.    Итак, малый сувель варил 3 дня по 4 часа = 12 часов.Сувель окрасился, стал розово-коричневым.Ночь сувель пролежал в комнате, затем я плотно завернул его в газеты и поместил в целлофановый пакет.На следующий день проверил газеты, они оказались практически сухими.Для контроля еще один день подержал сувель в газетах и пакете при комнатной температуре.И на второй день газеты были сухими.Тогда я положил сувель на полку в комнате и оставил его так.Каждый день переворачивал и проверял.Трещин не было. Вывод : небольшой березовый сувель без коры, размером до 25х20х10 см после трехдневной варки в соляном растворе становится практически сухим.Работать с ним можно на 3-4 день после варки.Трещин нет.    Второй сувель варил еще два дня по 4 часа.На 4-й день варки добавил еще пригоршню опилок и немного соли.Воду подливал по мере ее выпаривания.Итого второй сувель варился 20 часов.Цвет заметно изменился - стал красно-бурым.Бензопилой, сколько смог, выбрал древесину внутри. Внутри цвет еще более насыщенный, почти бордовый.Думаю, что после обработки этот сувель будет очень красивым по текстуре.
После пяти дней варки
После того, как заготовка после варки полежала в комнате часов 15-16, попробовал работать с ней - электрорубанком подровнял низ заготовки.Но сувель оказался настолько пропаренным, что стали лохматиться волокна.Тогда я решил посушить его 1-2 дня по методу №1.Но и на 2-й и на 3-й день наружные волокна были еще мягкими и я решил сушить его дальше в газетах и пакете.На 4-й день газеты стал менять 1 раз в сутки.Температура сушки - комнатная.Два дня было солнечных (такое наше московское лето!) и я выносил пакет на двор.Газеты при сушке были чуть влажными, а конденсата в пакете не было.К концу 10-го дня сувель был практически сухой - газеты сухие, стружка сухая. Вывод : сувель размером 25х20х14 см после 5 дней варки по 4 часа хорошо окрасился.Высох сушкой в газетах и пакете за 10 дней.Трещин нет!Метод №3.Напилил несколько березовых капов небольших размеров, примерно 10х10 см и толщиной около 3 см.Больших, к сожалению, не нашел, хотя обыскал весь ближайший лес.
Типичный маленький кап без коры.Острые выступы - это спящие почки.
Кору не снимал, положил все в кастрюлю, залил водой, добавил соль (рецепт см.в методе №2) и накрошил березовой коры.Варил 4 часа.С березовой корой вода сразу стала темно-коричневой, почти черной.А с хвойными опилками вода была желто-коричневой.После варки капы окрасились в ровный темно-коричневый цвет.После варки снял кору плоской отверткой.Кора снялась очень легко, целиком.Я даже не стал сушить капы в газетах, а просто положил их на полку в комнате при температуре примерно 21 градус.Через 5-6 дней эти заготовки были совершенно сухими и без трещин.
Кап после варки с березовой корой потемнел до темно-коричневого
Вывод : небольшие березовые заготовки, размером до 10х10 см, хорошо окрашивается при варке с березовой корой и через 5-6 дней естественной сушки пригодны к работе с ними.    Есть и другие способы сушки сувелей - грунтовка места спила краской, клеем ПВА , другие способы.Но это способы классической сушки, они требуют значительного времени, хорошо известны большинству резчиков по дереву и поэтому здесь не рассматриваются.    В теплое время года ясно, что сувели вначале сушат, а затем работают с ними.В холодное время этот процесс немного упрощается.Если заготовка спилена, например, зимой и хранится в неотапливаемом помещении, то она не растрескается.С таким сувелем можно работать сразу.А сушат сувель после того, как из него вчерне вырезали задуманное.Сушат в теплом помещении в газетах и пакете.После сушки приступают к заключительным работам : доводке заготовки и к отделке.    Таким образом, можно сделать общий вывод по сушке березовых сувелей.Интенсивные способы сушки методом варки или сушки в газетах и пакете дают хорошие результаты.Сувели больших размеров, с волейбольный мяч и больше, после варки обязательно нужно сушить в газетах.Если сушить обычным способом - порвет!Можно сразу работать с вываренным сувелем.Но здесь есть нюанс.После каждого дня работы заготовку нужно обрызгивать водой и помещать в целлофановый пакет, чтобы не растрескалась.После того, как работа с заготовкой завершена - выбран объем, проработан рельеф, ее досушивают в газетах и пакете еще дней 10.После этого можно приступать к отделке - шлифованию, полировке и т.д.Ну, а все тонкости придут в процессе работы.    Буду рад, если мой материал помог вам.Если появятся вопросы, попробую ответить на них.           Красивых вам работ из березовых сувелей! P.S.Этот пост написан более года назад.С тех пор много сувелей и капов спилено мною и пущено в работу.Накопился и определенный опыт.Чтобы ускорить процесс сушки капа или сувеля, лучше, конечно, не сушить заготовку в том виде, как она спилена.Ее нужно обработать, придать ей задуманную форму хотя бы в грубом виде.Цель - сделать заготовку максимально тонкой (исходя, конечно, из формы будущего изделия). В крайнем случае насверлить в заготовке перед сушкой побольше отверстий, чтобы увеличить площадь испарения влаги.На сегодняшний день я вырезал из сувелей и капов больше 50-ти ваз и ни одна не треснула при сушке!   Еще пара дополнений к сообщению.1.В газетах и в пакете конечно можно сушить любую древесину, а не только сувели.Нужно еще учитывать, что имеются "капризные" породы, такие, как дуб, яблоня, слива и др., которые подвержены растрескиванию сильнее остальных.Такую древесину нужно сушить особенно внимательно и контролировать степень высыхания не по влажности газет, а по изменению веса на электронных весах.2.Работая с капами, я заметил, что они совсем не подвержены растрескиванию (если, конечно, не выжаривать их на солнцепеке). Поэтому совсем не обязательно свежеспиленный кап закрашивать чем-то, заклеивать бумагой и проч.Просто хранить его вне прямых солнечных лучей.

www.rezbakrasa.ru