Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

2. Понятие и признаки унитарного государства. Централизованное и децентрализованное унитарное государство. Централизованное государство признаки


Централизованное государство и его неотъемлемые признаки :: SYL.ru

Централизованное государство - это государство, формой правления в котором выступает абсолютизм, т.е. реальная власть полностью оказывается в руках одного человека. При этом оно имеет собственные вооружённые силы, валюту и единую систему законов. Атрибутами такого государства являются единство территории страны (не допускается создание национальных субъектов), организация сильной системы управления на местах, введение одного гражданства для всего населения данного государства.

централизованное государство

Централизованное государство на Руси

В период правления Киевских князей никто даже и не задумывался о возможности распада территории, подвластной им, на множество мелких уделов. К концу XI века, однако, это произошло, и централизованной власти на русских землях не осталось - каждый потомок Рюрика предпочел править на небольшой территории, нежели контролировать огромную Русь. По этой причине началась эпоха раздробленности, продолжавшаяся до самого возвышения Москвы как духовного и торгового центра северо-восточных русских земель. Централизованное государство со столицей в Москве появилось, однако, далеко не сразу. Сперва правители первопрестольной начали проводить политику собирания земель. За этим названием скрывались захваты соседних княжеств. Можно даже сравнить такой ход вещей с испанской Реконкистой, которая шла параллельно. К концу XVI века Москва стала столицей огромного государства, которое раскинулось от Пскова до Сибири и от Колы до Путивля.централизованное государство это

Централизованное государство в Германии и Италии

Если в собирании русских земель Москва особых преград не встретила, то итальянский и немецкий народы даже и мечтать не могли о собственных единых странах вплоть до середины XIX века.признаки централизованного государства

Центром объединения Германии могло стать любое феодальное княжество, коих на немецких землях было столько, что политическая карта территории напоминала лоскутное одеяло. Преуспела, однако, в этом Пруссия - крупнейшее германское государственное образование. В Италии картина была интереснее. Там признаки централизованного государства имело Королевство Обеих Сицилий, которое изначально и предполагалось как ядро для объединения итальянских земель. Столицей новой страны стал бы в таком случае не Рим, а Неаполь. В реальности же все сложилось совсем по-другому. Италия объединилась вокруг княжества Пьемонт, а Королевство Обеих Сицилий благополучно кануло в Лету.

Есть ли хоть одно централизованное государство сегодня?

Да, такие государства есть. Это в основном страны Азии, где есть сильная власть монарха. Например, Бруней или Саудовская Аравия. Многие другие страны давно прошли стадию централизованного государства и превратились в федерации, так что мы можем констатировать тот факт, согласно которому, централизованная форма государственного устройства не является наивысшей. Это всего лишь неотъемлемый этап процесса становления молодого государства, который должен завершиться в определённое время, а если этого не произодёт, то революция неминуема.

www.syl.ru

Централизованное государство

Централизованное государство – это такое государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее.

В этом государстве земли (территории, административные подразделения и т.п.) объединены политически общим законодательством и экономически единым рынком вокруг сильной центральной власти. При этом на стадии интенсивного объединения земель устанавливается неограниченная монархия в форме абсолютизма (самодержавия).

На Руси централизованное государство было создано в конце 15 века при Иване III. Его главным городом стала Москва. Завершение процессов централизации произошло при первых Романовых, закончившись в начале 18 века утверждением абсолютизма при Петре I.

Такая политико-территориальная организация государства основывается на делении всех его территорий на провинции, округа, районы, обладающие сравнительно ограниченной самостоятельностью. Государство имеет единое законодательство, общее гражданство, систему органов госвласти и управления, судебную и налоговую систему, бюджет и т.д.

Централизованное государство существует в силу ряда объективных факторов. В первую очередь это национальное единство, являющееся обязательным условием становления такой формы объединения земель и населяющих их людей. Государство при этом отражает интересы всей нации как политической общности, а не отдельных региональных, социальных или этнических групп. Благодаря сильному центру происходит сплочение общества, которое было невозможно ранее из-за соперничества отдельных представителей знати, боровшихся за власть.

Выделяют следующие существенные признаки централизованного государства.

Фактором централизации является необходимость создания единообразных органов государственной власти. Унифицировать общие законы и предоставлять гражданам единые публичные услуги способна лишь центральная власть. Ее существование обеспечивает людям возможность свободной миграции из одних регионов в другие.

Важным преимуществом развития такого типа государства является социальное равенство всех его граждан. В условиях децентрализма отдельные периферийные административные и политические институты опираются лишь на собственные силы. Чтобы исправить неравенство, необходима власть центрального правительства, которое обладает более широкими полномочиями, чем регионы, у которых меньший экономический потенциал и которые имеют из-за этого более острые социальные проблемы и нужды.

Процессы централизации идут параллельно с экономическим усилением государства. Единый центр управления способен обеспечить стабильный экономический рост и создание инфраструктуры (системы коммуникации).

Население многих государств насчитывает миллионы человек. Поэтому в настоящее время управление ими может быть не таким эффективным, как в период их ранней истории развития. Причины этого кроются в опасностях бюрократического хаоса. Поэтому сейчас процессы централизации во многих страхах мира начинают обратное движение – к децентрализации.

Централизованное государство характеризуется полным отсутствием местной автономии, поскольку функции местной власти осуществляются назначенными сверху администраторами (чиновниками). Поэтому при таком положении явственно прослеживаются авторитарные политические свойства. Наибольшая степень централизма наблюдается в государствах, в которых существует вертикальная система органов управления. Сегодня в чистом виде такую систему можно наблюдать только в условиях военных режимов.

fb.ru

10.2. Понятие и признаки унитарного государства. Централизованное и децентрализованное унитарное государство

Унитарное государство− это такая форма государственного или национально-территориального устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы; это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью.

Большинство государств мира имеют унитарное территориальное устройство. Для таких государств, за редким исключением, характерны следующие признаки:

  • единая конституция;

  • единое законодательство;

  • единая централизованная система органов исполнительной власти;

  • единая судебная система;

  • деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п.

Унитарное государство имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма унитарного государства дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и оперативно проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц.

Унитарные государства с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц.

Централизованными унитарными государствами являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом.

В мире встречаются и сверхцентрализованные унитарные государства. Ими обычно становятся такие государства, в которых произошел военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой.

10.3. Федеративное государство: понятие и признаки. Классификация федераций. Централизованные и децентрализованные федерации. Симметричные и асимметричные федерации

Федеративное государство− это форма государственного или национально-территориального устройства, при котором входящие в состав государства члены Федерации (земли, штаты, кантоны, провинции, республики, эмираты и др.) − имеют собственные предметы ведения, в том числе законодательную компетенцию, а также законодательные, исполнительные и судебные органы. В отличие от составных частей унитарного государства субъекты Федерации обладают, как правило, государственной автономией и более широкой политической самостоятельностью. В свою очередь федерацию от конфедерации отличают следующие признаки:

  1. целостность территории;

  2. наличие общефедеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

  3. единые вооруженные силы,

  4. единая денежная система и т. д.

В науке конституционного права федерации принято делить также на децентрализованные и централизованные. В централизованных федерациях парламент в соответствии с Конституцией вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. п. (Индия). Относительно децентрализованными федерациями являются США, ФРГ, Швейцария и другие, в которых децентрализация в отдельных сферах сочетается с централизацией. В этих странах наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в сферах экономики и социальной политики.

Кроме того, все федерации делятся на симметричные и асимметричные. Симметричнымиявляются такие федерации, составные части которых в соответствии с конституцией страны равноправны между собой и в отношениях с федерацией (Австрия, ОАЭ и др.). Симметричными федерациями юридически были СССР, СФРЮ, ЧССР. Однако в любой федерации имеются элементы асимметрии, поэтому полностью симметричных федераций фактически не существует, и большинство федераций мира являютсяасимметричными.В таких федерациях наряду с равноправными субъектами имеются другие территориальные образования (федеральные территории, федеральные округа, ассоциированные государства и т. п.).

studfiles.net

III. Формирование централизованного государства во второй половине XV-XVI вв.

Во второй половине XV – первой трети XVI в. завершается процесс объединения русских земель. Это происходит в правление Ивана III (1462-1503) и Василия III (1503-1533). За это время были присоединены Ярославское княжество, Пермь Великая, ½ Ростовского княжества, Новгородская земля (сражение на р. Шелони), Тверское княжество, Псковская республика, Рязанское княжество. Территория Руси увеличилась с 0,43 млн. кв. км до 2,8 млн. кв. км, т.е. более чем в 5 раз. Население выросло с 3 до 5-6 млн. чел (плотность населения уменьшилась с 7 чел на 1 кв. км до 2). Политический строй Русского государства рубежа XV – XVI вв. развивался в сторону централизации:

Признаки централизации

1. объединение земель под одной властью

2. единообразие системы управления

3. отсутствие территорий, имеющих внутреннюю независимость

4. единая армия

5. единые законы и суд

6. единая финансовая система

7. полный контроль центра за жизнью всех районов государства

  1. Унификация системы управления и укрепление государственного аппарата.

Политическая система Московского государства во второй половине XV века:

Великий князь

Боярская дума(5-12 бояр, 12 окольничих)

(совещательный орган)

государев двор

(титулованная и нетитулованная знать, служилые люди, приближенные ко двору и участвовавшие в военных походах как государев полк)

Дворец(во главе – дворецкий)

(ведал дворцовыми землями великого князя)

Казна (во главе – казначей)

(хранилище денег, драгоценностей, гос. архива, гос. печати; участвовала во внешней политике)

П Р И К А З Ы

(органы отраслевого управления)

дьяки

(первоначально – писцы, ведали делопроизводством, но т.к. образованные, культурные, то влияли на власть)

Местное управление

Наместники получали управление территориями «в кормление»

 Кормление - управление уездами и волостями наместниками, которые содержались за счет населения

Око́льничий — придворный чин и должность в Русском государстве в XIII—начале XVIII вв. С середины XVI века — второй (после боярина) думный чин Боярской думы. Окольничие возглавляли приказы, полки, назначались в дипломатические миссии. В окольничие возводились обыкновенно люди из менее родовитых фамилий, средних боярских родов.

Не удалось создать разветвленный аппарат управления, который мог бы объединить территории. Для укрепления единства (единство необходимо для ликвидации ордынского владычества), в силу слабости аппарата управления происходит укрепление великокняжеской власти – формирование самодержавной монархии.

Таким образом, во второй половине XV - XVI вв. на Руси складывается самодержавная монархия.

  1. Создание общерусского свода законов (Судебник 1497 года).

  2. Ликвидация подневольности Орде (в 1480 г. – стояние на р. Угре: крупное сражение не произошло (ордынцами руководил хан Ахмат), не было большого количества жертв. Русь перестала платить дань. Победа способствовала подъему самосознания русского народа, объединению страны вокруг Москвы).

  3. Развитие идеи византийско-русской преемственности:

  • наследование царских прав московскими государями;

  • концепция «Москва – III Рим»: Москва – новый центр православия, столица всего православного мира.

Но процесс централизации государства еще не был закончен. Сохранились пережитки удельной системы:

-несколько внутренних уделов

- система кормлений – регулярные сборы с населения наместниками и волостелями

- внутренний суд в боярских вотчинах

- не везде были приняты нормы Судебника (1497 г., общерусский свод уголовных и процессуальных законов)

- великий князь был вынужден считаться с боярами и княжатами

Социально-экономическое развитие

В период складывания Русского централизованного государства происходил процесс оформления сословий.

Сословие – юридически замкнутые группы населения, обладающие определенными правами и обязанностями.

Служилые

Тягловые

-обладали собственностью на землю,

-несли государеву службу,

-освобождены от гос. податей и повинностей

-несли тягло,

-не имели права частной собственности на землю,

-объединены в общины (городские и сельские)

Бояре:

-владели вотчинами,

-служили князю (царю),

-занимали высшие гос. должности (местничество - система, при которой высшие государственные должности занимали в зависимости от знатности рода)

Крестьяне:

-черносошные и частновладельческие;

-старожильцы и новоприходцы,

-половники и серебренники

Дворяне:

-владели поместьями.

Холопы:

-полные и кабальные,

-дворовые, страдные, боевые,

-источник: наследство; брак с холопом,

-существовали до начала 18 в.

Духовенство:

-1/3 общей площади удобных для с/х земель,

-освобождены от гос. службы,

-подлежали юрисдикции церковного суда (кроме дел о гос. измене)

Посадские люди:

-гости (30 семей; внешняя торговля; освобождены от общинных податей, торговых пошлин, владели вотчинами и поместьями, судились царем; жили в Москве),

-люди гостиной и суконной сотен,

-черные люди

Половники - в Русском государстве XIV - начала XIX вв. категория зависимых крестьян, работающих "из полу", т.е. за часть продукта, на господской земле.

Серебренники – крестьяне, взявшие денежную ссуду серебром.

Старожильцы — категория крестьян феодальной Руси XIV—XVII вв. Термин «Старожильцы» в этом значении встречается в источниках XIV—XVII вв.; появился в XIV в. в силу необходимости отмежевать старинных феодально-зависимых крестьян от увеличившейся массы «новоприходцев». Старожильцы являлись исконными тяглыми крестьянами, жившими на определённых земельных участках. В XV в. Старожильцы пользовались правом свободного перехода (до Судебника 1497 года), но находились в наиболее прочной зависимости от феодалов. Впоследствии же оформление их состояния в крепостное шло наиболее быстро. В источниках XIV—XV вв. Старожильцы противопоставлялись «людям пришлым из иных княжений» и «людям окупленным».

Новоприходцы — «новопорядчики», категория феодально-зависимого населения в Русском государстве в XV—XVII вв. «Новоприходцы», в отличие от старожильцев, были обедневшие крестьяне, чаще всего утратившие свой земельный надел и не имевшие средств вести собственное хозяйство. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор («порядную запись»), по которому по истечении льготных лет они обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам.

После усиления власти великих князей начиная со второй половины XIV века стало усиливаться сословие служилых феодалов — дворян, служащих бояр. Малоземельные князья также стали именоваться боярами. Возникли так называемые путные бояре, которые занимали отдельные хозяйственные должности при княжеском дворе, отдававшимися им в кормление (например, конюший, сокольничий, чашничий, постельничий, окольничий, оружничий и др.). В XIV—XV веках с появлением централизованного государства имущественные и политические права бояр существенно ограничивались; так, к концу XV века было отменено право отъезда вассалов от сюзерена.

Этапы закрепощения крестьянства

1. Судебник 1497 г.: крестьяне имели право перехода в течение 1 недели до и 1 недели после Юрьева дня (26 ноября),

2. Судебник 1550 г.: переход ограничен 1 днем – 26 ноября, увеличена плата за «пожилое» (с 50 коп до 1 руб + оплата повинностей за предстоящую зиму, засеять озимь),

3. 1581-1582 гг. «заповедные годы» («Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»),

4. 1592 г. Указ об окончательном, бессрочном запрещении крестьянского выхода,

5. 1597 г. указ «О беглых крестьянах» (5-летний срок сыска беглых; т.н. «урочные лета»),

6. 1649 г. Соборное уложение (бессрочный сыск беглых).

studfiles.net

2. Понятие и признаки унитарного государства. Централизованное и децентрализованное унитарное государство.

Большинство государств мира имеют унитарное территориальное устройство. Для него, за редким исключением, характерны следующие признаки:

№ 9

Основные признаки унитарного государства

  • единая конституция;

  • единое законодательство;

  • единая централизованная система органов исполнительной власти;

  • единая судебная система;

  • деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п.

Унитарное государство имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма унитарного государства дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и оперативно проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и это не противоречит демократическому режиму правления. Если это условие не выполняется, унитаризм ведет к монополизации всей власти в центре и нарушению прав и свобод человека.

Территориальное деление в большинстве унитарных государств является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Наряду с административно-территориальными единицами существуют и специальные округа, в которых действуют судебные органы, органы военной администрации и др.

Административно-территориальное деление в унитарных государствах включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других - трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. Эти территории делятся на уезды, районы, округа и т. п. Так, территория Дании разделена на 14 административных единиц — амтов. Во главе каждого амта стоит амтман, назначаемый королем, и действуют выборные советы. Исландия разделена на семь административных округов — сисл. Столица и некоторые другие города имеют самостоятельное административное управление. Органами местного управления в городах являются муниципалитеты, избираемые населением. Округами управляют назначаемые центральной властью чиновники.

Франция разделена на 95 департаментов, которые в свою очередь делятся на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления — генеральные советы, избираемые населением сроком на шесть лет с обновлением состава каждые три года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых президентом. В коммунах местная власть осуществляется муниципальными советами, избираемыми населением на шесть лет. Муниципальные советы выбирают мэра.

В то же время на нашей планете существуют небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).

В послевоенное время в ряде стран проявляется тенденция к укрупнению низовых единиц административно-территориального деления и к созданию крупных регионов в целях экономической координации различных частей страны.

В унитарных государствах со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других — законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).

Особый статус в ряде стран имеют столицы или столичные округа. Их статус определяется специальными законами, в которых устанавливается больший контроль за деятельностью администрации столицы со стороны центральной власти.

Унитарные государства с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 — в Италии и 17 — в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Все высшие территориальные единицы в этих странах могут иметь свое законодательство. Так, в соответствии с Конституцией Италии, каждая область имеет статут, который устанавливает положения, относящиеся к внутренней организации области. Статут принимается областным советом и утверждается законом республики. Органами области является областной совет, джунта и ее председатель. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть, которой наделена область, и другие функции, предусмотренные конституцией страны и законами. В области имеется также правительственный комиссар, который руководит деятельностью государственной администрации и координирует ее с деятельностью, осуществляемой областью. В пределах основных принципов, установленных законами государства, область может издавать законодательные нормы по вопросам организации ведомств и административных учреждений, подчиненных области; территории коммун; местной городской и сельской полиции; ярмарок и рынков; благотворительных учреждений, санитарной и больничной службы; ремесленного и профессионального обучения, туризма и гостиничного дела; сельского и лесного хозяйства и др. Однако законами республики могут быть отменены противоречащие им областные правовые нормы. Каждый закон, принятый областным советом, должен быть завизирован правительственным комиссаром, если не возникает возражений со стороны правительства. Такие страны, как Италия и Испания в науке конституционного права названы «регионалистскими», имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственно-территориального устройства.

Некоторые унитарные государства являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах.

Централизованными унитарными государствами являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время не много (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом — диктатором.

В мире встречаются и сверхцентрализованные унитарные государства. Ими обычно становятся такие, в которых произошел военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой.

studfiles.net

РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО - это... Что такое РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО?

феод. многонац. гос-во, объединившее к кон. 15 - нач. 16 вв. вокруг Московского великого княжества территории земель и кн-в Сев.-Вост. Руси. Гос.-политич. строем Р. ц. г., оформившимся к сер. 16 в., была феод. монархия с сословным представительством.

Нек-рые социально-экономич. предпосылки преодоления феод. раздробленности начали складываться в Юго-Зап. и Сев.-Вост. Руси в кон. 12 - нач. 13 вв. Но этот процесс был прерван нашествием монголо-татар и установлением монг.-тат. ига. Предпосылки централизации в Сев.-Вост. Руси вновь возникают в 14 в., когда здесь начался новый экономич. подъем. Происходило восстановление запустевших земель и освоение новых (колонизация в 14-15 вв. охватила С., С.-В. и В. страны). В большинстве гос. образований Сев.-Вост. Руси постепенно сложился устойчивый комплекс культивируемых старопахотных земель (село и "тянущие" к нему деревни и починки) - постоянных центров с.-х. произ-ва с относительно стабильным составом рабочего населения. Увеличился объем производимого обществ. продукта, сложилась известная общность условий агр. произ-ва. На этой основе происходил рост феод. землевладения. В землях и кн-вах Сев.-Вост. Руси сложились стабильные системы всех видов феод. зем. собственности. Шел процесс концентрации и мобилизации земель, ускоренный увеличением товарно-ден. обращения. В результате этого процесса нарушалась система сложившихся политич. границ. Рост феод. землевладения требовал унификации условий функционирования феод. зем. собственности в масштабах всей страны. Возникала заинтересованность подавляющей части феодалов в успехах централизации. Обострение клас. борьбы крестьян в ответ на наступление феодалов на экономич. и юридич. интересы крестьянства также увеличивало заинтересованность феод. собственников в усилении гос. аппарата принуждения и насилия и создании иных его форм.

Особенно интенсивно росло церк. землевладение, что объяснялось привилегиров. положением духовных корпораций. Церк. землевладение развивалось прежде всего за счет "черных" крест. земель, в колонизуемых р-нах и частично за счет светской вотчины. Духовные корпорации (митрополичьи и епископские кафедры, Троице-Сергиев, Кирилло-Велозерский, Симонов и др. монастыри) превратились в собственников в масштабе всей Сев.-Вост. Руси, в экономически мощную и политически влият. часть класса феодалов. Отсюда та поддержка, к-рую на определ. этапе оказывала великокняж. власть зем. притязаниям церкви, и сильная заинтересованность духовных феодалов в успехах объединения. На основе освоения новых и заброшенных земель развивалось и светское вотчинное землевладение. По мере роста крупновотчинной собственности вследствие концентрации и мобилизации земель владения части феодалов нарушали границы политич. образований. Менялся юридич. статус вотчины, она постепенно приобретала служилый характер. В 14-15 вв. произошло резкое увеличение слоя средних и мелких феодалов, владевших землей на условном праве и непосредственно заинтересованных в укреплении центральной гос. власти. Развитие различных видов условного землевладения объяснялось его особой мобильностью. Оно распространялось на "черных" и дворцовых землях, а также на землях церк. и светских феодалов. В кон. 15 в. возникла поместная система - разновидность условного землевладения, приспособленного к экономич. и политич. потребностям Р. ц. г. Объективная заинтересованность подавляющей части феодалов Сев.-Вост. Руси в объединении страны реализовалась в противоречивой борьбе различных групп господствующего класса за конкретные пути и методы централизации, за обеспечение своих экономич. и политич. целей.

Материальные предпосылки объединения в сфере ремесла и торговли складывались по мере восстановления разрушенных и возникновения новых городов. Дифференциация ремесл. произ-ва, начавшийся переход ряда его отраслей в мелкотоварное произ-во привели к расширению товарного обращения в стране. Происходило складывание местных рынков; постепенно возникали общерус. рыночные связи. Развитие последних происходило на основе естественно-географич. разделения труда и стимулировалось расширением внеш. торговли и концентрацией ремесл. произ-ва в крупных городах (Москва, Тверь, Новгород и др.). В результате большая часть торг.-ремесл. населения Сев.-Вост. Руси становилась заинтересованной в создании Р. ц. г. Однако его позиция была противоречивой, т. к. образование Р. ц. г. происходило в значит. мере за счет экономич. ограбления и политич. подчинения городов. Отд. слои торг.-ремесл. населения нек-рых городов (Тверь, Галич и др.) поддерживали сепаратистские устремления своих князей или, как в Новгороде, церк. и боярской верхушки.

Сохранение ига Золотой Орды, экспансионистская политика Вел. кн-ва Литовского, Ливонского ордена и Швеции стимулировали заинтересованность населения Сев.-Вост. Руси, прежде всего господствующего класса, в ускорении централизации. Образование Р. ц. г. было неразрывно связано с успехами нац.-освободит. борьбы. Но постоянное отвлечение значит. средств на внешнеполитич. цели тормозило темпы объединения страны.

В итоге острой борьбы двух сильнейших кн-в - Тверского и Московского - победило последнее и Москва стала центром складывающегося Р. ц. г. (со 2-й пол. 14 в.). При Дмитрии Донском (1359-89) она стала во главе освободит. борьбы Сев.-Вост. Руси против монг.-тат. ига. При Василии I Дмитриевиче (1389-1425) было присоединено Нижегородское кн-во и укрепилось внешнеполитич. положение сев.-вост. рус. земель: В годы княжения Василия II Васильевича (1425-1462) борьба за централизацию развернулась внутри самого Моск. вел. кн-ва и вылилась в феод. войну 2-й четв. 15 в. На последнем этапе она охватила все гос. образования Сев.-Вост. Руси. Разгром галицких князей моск. дома и их союзников привел к резкому изменению соотношения сил в пользу великокняж. власти. В правление Ивана III (1462-1505) образование единой терр. Р. ц. г. фактически было завершено. В его состав были включены Тверское, Ярославское, Ростовское и др. княжества, а также Новгородская земля. Права удельных князей моск. дома были ограничены. В 1480 было свергнуто монг.-тат. иго, а в результате рус.-литов. войны кон. 15 - нач. 16 вв. присоединены Вязьма, Брянск, уделы "верховских" князей, Новгород-Северское и Стародубское княжества. В 1-й пол. 16 в. завершилось складывание терр. Р. ц. г.: ликвидирована независимость Пскова (1510), присоединено Рязанское кн-во (1521) и в результате войны с Польско-Литов. гос-вом возвращен Смоленск (1514). В 1552-56, с присоединением Казанского и Астраханского ханств, начался быстрый рост терр. Р. ц. г. на востоке. В период правления Василия III (1505-33) и регентства Елены Глинской (1533-38) были ликвидированы уделы князей моск. дома (позднее был реставрирован лишь удел кн. Старицких, частично сохранились также уделы служебных князей Воротынских, Одоевских, Мстиславских и др.).

Завершение оформления социальной и гос.-политич. структур Р. ц. г. произошло к сер. 16 в. На смену многоступенчатым вассальным отношениям внутри класса феодалов пришли отношения подданства вел. князю (с 1547 - царю). Класс феодалов превратился в значит. мере в замкнутое сословие. Выработалась система чинов господствующего класса. Все светские феодалы делились на чины "думные", "московские" и "городовые" (см. Служилые люди). В соответствии с чином определялись служебные назначения феодалов, устанавливалось их ден. и зем. жалованье ("поместные оклады"). Родовой состав первых двух чинов был закреплен в "Государевом родословце" (ок. 1555). Взаимоотношения феодалов внутри этих групп, их служебное продвижение определялось нормами местничества. Этим фамилиям принадлежала большая часть светского вотчинного землевладения. "Городовые" чины, подразделявшиеся на ряд статей, составляли рядовую массу класса феодалов и делились на терр. корпорации, численный и фамильный состав к-рых фиксировался в "десятнях". Особенности положения каждой корпорации в конечном счете определялись ист. условиями развития той или иной области. Для этой группы было характерным среднее и мелкое поместное и вотчинное землевладение. "Уложение о службе" (ок. 1556) определило виды и размеры воен. службы всех светских феодалов. Влиятельную часть господствующего класса составляли церк. корпорации. Была закреплена общая юридич. привилегированность класса феодалов. Промежуточным слоем Р. ц. г., оформление к-рого связано с воен. реформами сер. 16 в. и правительств. колонизацией юж. областей, были служилые люди "по прибору". В их состав входили стрельцы, пушкари и затинщики (рядовой состав походной и крепостной артиллерии), воротники, сторожа, "кормовые", "городовые" и "поместные" казаки. Они были лично свободными людьми, обязанными гос-ву определ. видом службы, за к-рую они получали жалованье.

Вырабатывается статус торг.-ремесл. слоев гор. населения. Вся земля в городах, за исключением "белых" слобод и дворов, считалась государевой, а посадские люди были тяглым населением, обязанным нести повинности и платить налоги. Привилегированную часть посадского сословия составляли гости и суконники. Население "белых" слобод и дворов, а также частно-владельч. городов эксплуатировалось своими феод. владельцами.

Наиболее угнетенным сословием Р. ц. г. было крестьянство. Образование Р. ц. г. не только закрепило развивавшиеся ранее крепостнич. тенденции, но в значит. мере предопределило постоянное усиление крепостничества. Крестьянство в зависимости от юридич. статуса земли, к к-рой оно было прикреплено, делилось на черносошное, дворцовое и частновладельческое. Происходили изживание различных форм "обельного" холопства, быстрый рост кабального холопства, сближение реального экономич. положения крестьянства и подавляющей части холопов.

Главой Р. ц. г. был вел. князь (с 1547 - царь), обладавший формально всей полнотой высшей законодат., суд. и исполнит. власти. Законосовещат., суд. и исполнит. институтом была Боярская дума, сословно-представит. орган всей светской части феод. класса и прежде всего его аристократич. верхушки. Боярская дума в значит. степени ограничивала власть монарха. К сер. 16 в. возник Земский собор, высший законосовещат. орган, состоявший из Боярской думы, "Освященного собора" (высшие иерархи рус. церкви), представителей "московского" и "городового" чинов, а также посадского населения. На рассмотрение Земских соборов, созывавшихся по инициативе пр-ва, выносились важнейшие вопросы внеш. и внутр. политики. В кон. 15 - 1-й пол. 16 вв. центр. органами исполнит. и суд. власти были великокняж. Казна, Дворец (Большой и областные) и постоянные комиссии при Боярской думе. К 50-м гг. 16 в. возникли приказы. Появление и укрепление приказной системы означало рождение бюрократич. машины Р. ц. г. На смену наместничьей системе местных органов власти, сыгравшей положит. роль в период образования Р. ц. г., пришли сословно-представительные институты местного самоуправления (губные и земские избы), находившиеся под контролем центральных органов власти. Во главе их стали представители местного дворянства, зажиточной части посадского населения и черносошного крестьянства. Часть функций местного управления была передана в руки непосредств. агентов пр-ва (городовые приказчики и т. д.). Реформы 50-х гг. 16 в. унифицировали финансово-податную систему Р. ц. г. и закрепили единое общегос. право (Судебники 1497 и 1550).

Терр. Р. ц. г. в 50-е гг. 16 в. (без р-нов Среднего и Ниж. Поволжья) составляла ок. 3 млн. км2. На С. она простиралась до Баренцева и Белого морей, захватывая на С.-В. область Сев. Урала. На С.-З. Р. ц. г. граничило с Норвегией, Швецией и Ливонским орденом. Зап. и юго-зап. соседом Р. ц. г. было Вел. кн-во Литовское. Юж. граница была неопределенной. К сер. 16 в. рус. колонизация распространилась на р-ны верховьев pp. Оскола, Дона, Воронежа. Вост. граница шла по предгорьям Среднего Урала. На Ю.-В. находилась терр. кочевой Большой Ногайской орды, постепенно попадавшей в вассальную зависимость от Р. ц. г. Числ. населения Р. ц. г. в сер. 16 в. - примерно 7-9 млн. ч. Этнич. основу составила великорус. (рус.) народность. Кроме того, в его состав вошли лопари, ханты, манси, коми, удмурты, татары, мари, чуваши, мордва, карелы и др. народы и племена. Включение этих народов в Р. ц. г. было прогрес. фактором их дальнейшего ист. развития, но осуществлялось оно прежде всего в интересах господствующего класса и проводилось с помощью методов насильств. христианизации и русификации.

Образование Р. ц. г. - важнейший этап в ист. развитии нашей страны. Несмотря на всю противоречивость и сложность, процесс объединения рус. и др. народов в единое гос-во имел в целом прогрессивное значение. Его завершение и привело к созданию новых, более благоприятных условий для развития экономики страны, культуры ее народов и для решения внутриполитич. и внешнеполитич. задач.

Историография. Проблема образования Р. ц. г. была одной из важнейших тем исследований рус. дореволюц. историографии. Но ее представители были далеки от подлинно науч. постановки проблемы и ее решения. Заслугой историков гос. школы, особенно О. М. Соловьева, была попытка вскрыть закономерности, приведшие к образованию единого Рус. гос-ва. В работах бурж. историков собран ценный фактич. материал и сделаны интересные конкретные наблюдения (особенно в трудах В. О. Ключевского, Н. П. Павлова-Сильванского, А. Е. Преснякова). В сов. историографии первые шаги в исследовании проблемы были сделаны в 20-30-е гг. Успехи этих лет связаны с именем M. H. Покровского, к-рый допустил, однако, серьезные ошибки (теория "торгового капитала", от к-рой он позднее отказался, концепция "борьбы за рынки" и крушения феод. порядков с образованием Р. ц. г. и т. д.). Переломным моментом в изучении складывания Р. ц. г. был конец 30-х гг. Наиболее полно вопросы этой проблемы тогда были поставлены в статьях С. В. Бахрушина и К. В. Базилевича, выступивших с критикой концепции M. H. Покровского (С. В. Бахрушин, "Феод. порядок" в понимании M. H. Покровского, в сб.: "Против ист. концепции M. H. Покровского", ч. 1, М.-Л., 1939, К. В. Базилевич, "Торг. капитализм" и генезис моск. самодержавия в работах M. H. Покровского, там же). Они впервые употребили термин "Р. ц. г.".

Методологич. основы и приемы решения проблемы были уточнены и развиты в ходе дискуссии, проведенных ж. "Вопросы истории" (в 1946 - об образовании Р. ц. г., в 1949-51 - о периодизации истории СССР). На протяжении 40-60-х гг. происходило широкое изучение социально-экономич. и политич. проблем развития Сев.-Вост. Руси в 14 - 1-й пол. 16 вв. Все это позволило создать обобщающие исследования, посвященные истории образования Р. ц. г.

Однако ряд существенных вопросов проблемы различно трактуется учеными. Большинство их начало образования Р. ц. г. относят к 14 в. (К. В. Базилевич - к 80-м гг. 15 в.), но окончат. оформление Р. ц. г. датируют различно: кон. 15 в. (В. В. Мавродин),1-я пол. 16 в. (И. И. Смирнов), 16 в., включая опричнину (С. В. Юшков, П. П. Смирнов), и сер. 17 в. (К. В. Базилевич). Л. В. Черепнин считает, что образование Р. ц. г. завершается в основном в кон. 15 - нач. 16 вв., а окончат. оформление Р. ц. г. относится к сер. 16 в. Высказаны различные мнения и об осн. социальных выразителях процесса централизации: дворянство и горожане (К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, П. П. Смирнов), церк. феодалы и моск. боярство (С. В. Юшков), крупные "многовотчинные землевладельцы" (С. Б. Веселовский), различные круги господствующего класса (А. М. Сахаров), различные слои господствующего класса феодалов и различные слои горожан (Л. В. Черепнин). Эти расхождения связаны с разным пониманием хода политич. борьбы в период образования Р. ц. г. Распространенной является точка зрения о том, что характер политич. борьбы в 1-й пол. 16 в. определялся столкновением экономич. и политич. интересов прогрессивного поместного дворянства и консервативного княжеско-боярского слоя. В последних работах (Л. В. Черепнина, А. А. Зимина, С. М. Каштанова и др.) показана схематичность такого деления класса феодалов и неточность характеристики действий отд. его слоев, встречающейся у сторонников такой схемы. Единства взглядов нет также и по вопросу об уровне развития мелкотоварного произ-ва в 14-15 вв. Эти и др. вопросы истории Р. ц. г. нуждаются в дополнит. изучении.

Лит.: Пресняков А. В., Образование Великорус. гос-ва, П., 1918; Мавродин В. В., Образование единого Рус. гос-ва, Л., 1951; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XVBB., M., 1960; его же, La réorganisation de l'appareil d'Etat durant la période de la centralisation politique de la Russie. Fin du XVe et début du XVIe siécle, "Annali delia Fondazione italiana per la storia amministrativa", 1964, No 1; его же, К вопросу о роли городов в процессе образования Рус. централизованного гос-ва, в кн.: Города феод. России. Сб. ст., М., 1966; Любавский М. К., Образование осн. гос. терр. великорус. народности, Л., 1929; Веселовский С. В., Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до сер. XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М.-Л., 1952-54; Копанев А. И., История землевладения Белозерского края XV-XVI вв., М.-Л., 1951; Данилова Л. В., Очерки по истории землевладения и хоз-ва в Новгородской земле XIV-XV вв., М., 1955; Вернадский В. Н., Новгород и Новгородская земля в XV в., М.-Л., 1961; Горский А. Д., Очерки экономич. положения крестьян Сев.-Вост. Руси XIV-XV вв., М., 1960; Кочин Г. Е., Сельское хоз-во на Руси в период образования Рус. централизованного гос-ва, конец XIII - нач. XVI в., М.-Л., 1965; Алексеев Ю. Г., Аграрная и социальная история Сев.-Вост. Руси XV-XVI вв. Переяславский уезд, М.-Л., 1966; Рыбаков Б. A., Ремесло древней Руси, (М.), 1948; Бахрушин С. В., Науч. труды, т. 1-2, М., 1952-54; Смирнов П. П., Посадские люди и их клас. борьба до сер. XVII в., т. 1, М.-Л., 1947; Тихомиров M. H., Средневек. Москва в XIV-XV вв., М., 1957; его же, Россия в XVI ст., М., 1962; Сахаров А. М., Города Сев.-Вост. Руси XIV-XV вв., М., 1959; его же, Проблема образования Рус. централизованного гос-ва в сов. историографии, "ВИ", 1961, No 9; Хорошкевич А. Л., Торговля Вел. Новгорода с Прибалтикой и Зап. Европой в XIV-XV вв., М., 1963; Носов H. E., Очерки по истории местного управления Рус. гос-ва первой пол. XVI в., М.-Л., 1957; Смирнов И. И., Очерки политич. история Рус. гос-ва 30-50-х гг. XVI в., М.-Л., 1958; его же, Заметки о феод. Руси XIV-XV вв., "ИСССР", 1962, No 2-3; Зимин A. A., Реформы Ивана Грозного, М., 1960; его же, О политич. предпосылках возникновения рус. абсолютизма, в кн.: Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.), сб. ст., М., 1961; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Рус. гос-ве, М., 1961; Базилевич К. В., Внеш. политика Рус. централизованного гос-ва. Вторая пол. XV в., (М.), 1952; Масленникова Н. Н., Присоединение Пскова к Рус. централизованному гос-ву, Л., 1955.

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

dic.academic.ru

это... Государственная централизация :: BusinessMan.ru

На протяжении уже многих столетий государственная централизация является одним из способов объединить страну. Мы можем встретить примеры подобных процессов в мрачном средневековье, в эпоху Нового времени и, конечно, в современном мире.

централизация и децентрализация управления

Суть централизации

Для любого государства централизация - это процесс, при котором политический центр получает полный контроль над жизнью провинций. Зависимость периферии может колебаться в зависимости от того политического курса, которому следует верховная власть.

Принцип централизации зародился в самых древних государствах на заре человеческой цивилизации. В восточных деспотиях, например, таких как Персия, это был метод столицы эксплуатировать ресурсы провинций. Большая часть населения подобных стран оставалась бесправной и, по сути, кормила элиту. Политическая верхушка могла довести централизацию до такой ситуации, когда экономика и инфраструктура окраин оказывались в совершенно кабальном положении.

Безусловно, такой разрыв между центром и подвластными ему территориями приводил к бунтам. Они могли носить и национальный характер. Например, именно так началось восстание вавилонян против гнета Ассирийской империи, которое привело к падению последней.

государственная централизация

Основные черты

В то же время важно понимать, что централизация - это отлаженная связь между столицей и провинциями. В древности качественная дорожная система была редким исключением. Распутица и отсутствие охраны торговых сообщений приводили к оторванности разных частей большого государства друг от друга.

А вот в маленьких государствах централизация - это гораздо более осуществимый политический проект. В обществах, живущих на небольшой территории, закрепить единство гораздо легче. В любом случае, развитие государственности на протяжении всей истории человечества, вне зависимости от нации, всегда предполагало и предполагает борьбу двух тенденций – центробежной и центростремительной.централизация это

В древности

В античной истории особое место занимает Римская империя. Для своего времени она достигла рекордных размеров. Государство охватывало территорию трех частей света, между которыми внутренним озером было Средиземное море.

Римские императоры всем своим статусом и титулом претендовали на полнейшую централизацию. С одной стороны, у них были хорошие дороги и мощная армия. С другой стороны, имели место и мешавшие факторы – разношерстность населения и огромные пространства. Поэтому цезари выстроили такую систему, при которой города и наместники пользовались определенной степенью самостоятельности. Она заканчивалась в тот момент, когда решения затрагивали внешнюю политику.

процесс централизации

В средние века

В средневековой Европе во всех государствах, кроме Византии, процесс централизации изживал себя. Зародилась новая система – феодализм. Он пришел на смену единой императорской власти. Средневековые короли были лишь «первыми среди равных». Многочисленные бароны и графы имели собственные земельные наделы, небольшие армии и обложенных налогом крестьян. Все это давало экономическую и политическую независимость от центра.

Феодальная Европа ушла в прошлое, когда закончилось Средневековье, а государства начали приобретать национальный характер. В Англии, Франции и других крупных странах короли постепенно прибрали к своим рукам абсолютную власть. Подобная централизация - это долгий процесс, который охватывал жизнь нескольких поколений.

централизация и децентрализация

В России

В России развитие централизации и обратных ей процессов происходили по схожему с Европой сценарию. Разница была только в том, что события на Руси опаздывали на пару столетий. Первое единое государство у восточных славян появилось в IX веке. Оно просуществовало двести лет, после чего распалось на дюжину маленьких княжеств.

Эти государства наследовались по принципу лествичного права, когда власть передавалась внутри одной большой семьи среди представителей династии Рюриковичей. В каждом княжестве был свой правитель. Никакого единого центра не существовало.

На фоне национальной угрозы в виде Золотой Орды, Литвы и католических рыцарей русские земли объединились вокруг небольшого городка - Москвы. Постепенно его князья захватили или унаследовали все княжества, а также создали единую систему исполнительной, законодательной и судебной власти. Так зародилось Русское царство, которое позже, в XVIII веке, стало империей.

Децентрализация

Существует не только централизация, но и обратный ей процесс – децентрализация. Если страна живет согласно второй системе отношений между центром и окраинами, то власть четко распределяется между ними. Централизация и децентрализация - это еще и борьба между разными группами интересов. Если местная власть добивается самоуправления и автономии, то это и есть отказ от унитарного государства.

Центр может поделиться властью в важных сферах (например, при определении законодательства) или пойти на чисто символические уступки. Поэтому централизация и децентрализация управления - это сложные многослойные процессы. В каждой стране они протекают по-разному.

Децентрализация остается частым явлением в случае с многонациональными государствами. Например, до Первой мировой войны это были империи (Австро-Венгрия, Россия, Турция). В таких странах всегда существовал конфликт между титульной нацией и другими малыми народами, чьи земли находились под контролем единой короны.

Децентрализация подобного порядка показательна на примере Австро-Венгрии, где венгры добились автономии у австрийцев. Она была получена после нескольких национальных бунтов и революции 1848 года. В прежние времена кровопролитие было обязательным условием для достижения компромисса между центральной властью и недовольной частью страны.

В конечном счете венгры получили собственный парламент. Они также начали оставлять себе часть налогов. Такая экономическая система позволила за считанные годы отстроить Будапешт и превратить его в мегаполис европейского уровня XIX века. Схожая система существовала и в Российской империи, где Финляндия имела свой сейм. В этой стране было свое законодательство. Оно заметно отличалось от российского – было более свободным, лишенным крепостных издержек и т. д.

принцип централизации

В современном мире

В современном мире децентрализация достигается более цивилизованными методами. Часто государство прибегает к референдумам и другим формам народного волеизъявления. Например, в Бельгии децентрализация произошла после того, как было решено разделить страну на две части – франкоговорящую и голландскоговорящую. Жители страны добились этого без войны и других потрясений.

Сегодня сложно представить централизованное государство в прежнем смысле этого слова. В любой цивилизованной стране города и провинции имеют самоуправление, муниципалитеты, местные парламенты и т. д. В некоторых государствах прижилась система конфедерации. Так, например, произошло в США, где государство является союзом 50 штатов. В каждом из них есть свое законодательство.

businessman.ru


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..