Каким должен быть библиотекарь. Что должен знать библиотекарь при устройстве на работу


Профессия библиотекарь | Про профессии.ру

Библиотекарь история профессии

Библиотекарь - это очень древняя профессия, существование которой насчитывает  более четырех тысяч лет. Возникновение этого рода деятельности приписывают шумерской культуре, ведь они первыми начали пользоваться каталогами из глины.

Первые библиотекари древности - это писцы, которые собирали таблички из глины, очень давно, несколько тысяч лет назад, еще до нашей эры. Эта профессия раньше считалась исключительна мужским ремеслом. Известны упоминания о библиотекарях, которые трудились в Египте при дворе Птоломеев.

Профессия библиотекарь - описание

Сейчас, в наше время, современный библиотекарь должен знать, понимать и разбираться в программах и технологиях . Должен владеть компьютером и аппаратурой для записи и воспроизведения звука и изображения.Суть работы- это не только прием и выдача книг. Библиотекарь он бережёт книги, ему известны как секреты классификации и расстановки книг, так и правила составления справочников и каталогов. Бумага очень быстроизнашивающийся материал, работник библиотеки знает тайны, в каких условиях хранить книгу, и как за ней смотреть.

Библиотекарь – это специалист, который занимается выдачей книг, классифицирует издания, следит за сохранностью фондов и их пополнением, и.т.д. Библиотеки, как правило, это государственные учреждения. Библиотеки существуют в школах, в средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, и.т.д.

Минусы профессии библиотекаря

Работают библиотекари полный рабочий день. Поэтому, нет возможности где-то подработать. Есть определённый карьерный рост. Одни специалисты занимаются обслуживанием читателей. Более опытные сотрудники – занимаются формированием фонда и заказом новой литературы. В этой профессии есть свои минусы. Зарплата у работников библиотеки, зачастую, низкая. Со временем, зарплата мало увеличивается. В этой профессии нет особого карьерного роста. Некоторые сотрудники занимаются наукой.

Профессия библиотекарь - обязанности

Представление рядового читателя, о работе библиотекаря, зачастую сводится к обязанности по выдаче книг. Но это далеко не так. Основная работа, чаще всего остаётся не замеченной.

Сотрудники занимаются:

На западе профессия библиотекарь достаточно актуальна.

Где получить профессию библиотекаря

Чтобы быть специалистом - библиотекарем с профильным дипломом, нужно окончить библиотечный техникум, или же поступить, на соответствующий факультет в институте. Для того, чтобы устроиться по данной специальности, не обязательно иметь профильное образование. Зачастую, многие знания получаются сотрудниками в процессе работы.

Как найти работу

 Для поиска предложений по работе, можно использовать сайт с вакансиями, газеты или другие источники. Сегодня, широкое распространение получили сайты по трудоустройству. Благодаря таким сервисам, можно ознакомиться с многочисленными предложениями по работе.

Порталы по трудоустройству оснащены специальными инструментами, для более удобного поиска вакансий. Вакансии можно отсортировать по городу или по профессиональной области, и.т.д.

Кроме порталов для поиска работы, соискатели пользуются газетами или журналами. Существует масса газет, в которых размещаются предложения по работе.

Кроме всех выше перечисленных способов, ещё есть возможность обратиться в центр занятости населения. Это государственная организация, которая на определённых условиях предоставляет услуги по трудоустройству. За более подробной информацией необходимо обращаться в территориальное отделение ЦЗН.

Возможно Вас заинтересуют:

www.proprof.ru

Моя профессия - библиотекарь: Что значит быть библиотекарем сегодня

Согласно терминологическому словарю "Библиотечное дело" (РГБ, 1997), библиотекарь - профессия, содержанием которой является библиотечная деятельность (второе значение — должность в библиотеке). Поскольку библиотечная деятельность (её информационные ресурсы и технологии) изменяется, то это не может не отразиться на библиотекаре. Характерная особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре.

Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.Все чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают чувство достижения цели, признание, сама работа, ответственность и возможность продвижения. Реализация этих "факторов удовлетворенности" [6] формирует благоприятное отношение к работе.Традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, которые не требовали при их воспроизведении технических устройств. Сейчас все чаще он работает с аудио и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями. Следовательно, ему необходимо владение соответствующими техническими средствами.Современный библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технизация библиотечной профессии. Следует заметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой.Но внедрение в библиотеки новых технических средств предполагает и использование современных технологий, что влечет за собой появление такой специальности, как библиотекарь-технолог и ряда специализаций. Так, необходимость координации при использовании сетевых компьютерных технологий потребовала таких специализаций, как администратор баз данных, менеджер информационных систем; развитие WWW-сервиса Интернет обусловило необходимость подготовки специалиста по созданию и обновлениюWWW-страниц, библиотекари специализируются также в области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по телеконференциям.С другой стороны, на изменение библиотечной профессия влияет социальная ориентация многих публичных библиотек, которая обусловила появление в библиотеках таких специальностей, как библиотекарь-психолог, которых уже готовят в Санкт-Петербургском государственном университете культуры, в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств и других высших учебных заведениях; библиотекарь по обслуживанию социальнонезащищенных групп населения, для детских библиотек - библиотекарь-педагог (подготовка ведется в МГУКИ). В этой связи большое внимание уделяется проблемам психологии восприятия текста, библиотерапии (последнее направление успешно развивают такие авторы, как О. Л. Кабачск, А. Е. Шапошников).Целесообразно было бы готовить специалистов по библиотечному дизайну, поскольку этому вопросу в библиотеках сейчас уделяют большое внимание.В последние годы библиотекарям приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, что вызвало к жизни такие специальности, как библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог, библиотекарь-исследователь.Библиотекарь сегодня должен обосновывать необходимость получения гранта, продумывать и письменно доказывать целесообразность осуществления тех или иных социокультурных программ. Все это требует навыков научных исследований, широкого профессионального и общего кругозора. Без этих знаний и навыков невозможно и предоставление пользователям конъюнктурных исследований, аналитических обзоров и др. Многие библиотекари и администраторы осознают потребность в овладениями знаниями и навыками научно-исследовательской деятельности. Более того, не только в государственных научных библиотеках, но и муниципальных растет стремление сотрудников писать и защищать диссертационные работы. Все это способствует интеллектуализации  библиотечной деятельности и библиотечного работника.Нельзя не заметить, что библиотека и библиотекари стали более открыты обществу. Большое внимание, которое сегодня библиотеки уделяют проведению социокультурных мероприятий, связям с общественностью (в том числе, с властными структурами, СМИ, правовыми, социальными и другими учреждениями, населением), требует особой специальности, которую можно было бы назвать "менеджер библиотечных социокультурных программ", в ее рамках целесообразна специализация "менеджер выставочной деятельности", о которой неоднократно говорил О.П. Зыков (Выставочная работа публичных библиотек: Опыт практического пособия. Л., 1990. 53 с.; программа и методические материалы по курсу "Выставочная деятельность библиотек". СПб., 1999.31 с.).Открытость, выход на широкую аудиторию требуют от библиотекаря более высокой культуры, в том числе речевой, этической культуры, знания этикета, слежения за своим имиджем. Не случайно в некоторых учебных заведениях, в том числе Московском государственном университете культуры и искусств, вводятся специальные курсы, дающие эти знания и навыки.Таким образом, для библиотечной деятельности сегодня характерны технизация, технологизация, социальная направленность, интеллектуализация, открытость, возросший культурный уровень специалиста.Библиотечная деятельность усложняется, становится многогранной, оперирующей все большим числом объектов, связанной с широким кругом общественных явлений, зависимой от многочисленных факторов. Это определяет, с одной стороны, подготовку специалистов в области управления библиотекой (специализация "менеджер библиотечного дела" в МГУКИ уже существует), с другой - необходимость экологического подхода к библиотеке и формирования экологической культуры библиотекаря (возможна в будущем потребность в специалистах по безопасности библиотеки, библиотечных экологах).Очевидно, удовлетворение потребности библиотек в новых специалистах будет осуществляться, как это было всегда, и путем их подготовки в вузах культуры, и путем привлечения выпускников других учебных заведений.Но любой специалист современной библиотеки обязан владеть новыми информационными технологиями.Обратим в этой связи внимание на то, что библиотечный работник все более имеет дело не с документом, который ему в ходе работы приходится физически перемещать, а с виртуальной информацией, которая по желанию работника или пользователя появляется на экранах его компьютера и затем исчезает, когда становится не нужна.Работая в информационных сетях, библиотекарь в своих возможностях приравнивается ко всем пользователям этих сетей.Библиотекарь - не избранный, имеющий допуск к "святая святых" - к книге ( как, например, библиотекарь в романе У. Эко "Имя розы""), а один из многих поставщиков и потребителей информации.Информатизация  - один из главных векторов изменений в профессии библиотекаря. Не только поиск информации, но и социокультурные пролграммы библиотек требуют современных информатизационных технологий. Все более становиться ясно, что библиотекраь - информатизационный специалист., его профессия - одна изряда информационных профессий: архивист, музейный работник, издатель и др. Каждая из этих профессий предполагает выполнение информационной, образовательной и социокультурной роли, хотя и в разных пропорциях, и в зависимости от исторических, территориальных, социально-экономических и культурных факторов. Каждый из из представителей этих профессий несет перед обществом высокую ответственность за добросовестное выполнение этих ролей, поскольку этогого от него ожидает общество, обращающиеся к их услугам люди.

*) Дворкина М Я.  Библиотечное обслуживание : новая реальность.  Лекции.  - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2000.  -  48 с. В работе рассмотрено изменение социальной роли и философии библиотечного обслуживания под влиянием современных социальных, экономических, культурных обстоятельств. Показано появление новых типов пользователей, новых видов и форм библиотечных услуг. Раскрыты изменения в технологии и организации библиотечного обслуживания, в общении пользователей и библиотекарей, во всей библиотечной среде. Дана характеристика новых требований к библиотечному специалисту. Издание предназначено для студентов, изучающих курс "Библиотечное обслуживание", преподавателей, будет полезно работникам библиотек, занятых обслуживанием читателей.   Скачать курсовую работу "Библиотечная профессия в современном мире"

Библиотека - это кладезь информации, причем информации достоверной и четко структурированной. Люди, которые трудятся в этом учреждении, выполняют почетную миссию - они несут людям радость общения с книгой.

С библиотекой и ее хранителями мы имеем дело с первых дней своего пребывания в школе. Терпеливые, внимательные, заботливые библиотекари прививают нам любовь к книгам. Неслучайно сами они становятся героями романов, ведь непосвященным их профессия кажется таинственной. Дело в том, что библиотекарь владеет и распоряжается информацией, которая является ключом к пониманию всех процессов, происходящих в современной жизни. Литераторы часто изображают библиотекарей фанатами своего дела, ревностно оберегающими тайны мира, которые заключены в книгах. Но сегодняшний специалист уже не похож на старичка-архивариуса, погрязшего в ворохе карточек и бумажной пыли.Цифровые технологии, проникшие во все сферы человеческой деятельности, изменили работу библиотекаря и во многом преобразовали библиотечные структуры. Все реже возникает необходимость ворочать ящики с бланками: на смену огромным залам с каталогами приходят специально разработанные для библиотек компьютерные базы данных, в которые заносят всю информацию об имеющихся изданиях. Книге присваивают номер, который может быть отражен в штрихкоде, и каждый экземпляр учитывают в электронном каталоге. Конечно, каталогизация архивов (особенно в крупных библиотеках) - тяжелая и очень кропотливая работа, на которую нужны годы и годы (это с учетом того, что в хранилище постоянно приходят новые книги и периодика).У библиотекаря множество обязанностей, которые он должен выполнять. Есть хранилища, в которых вся нагрузка ложится на плечи одного человека, а где-то функции распределены между коллегами по принципу: кому что больше по душе. Библиотечная деятельность протекает в двух направлениях: первое связано с книгами, второе подразумевает работу с читателями. Что касается книг, то библиотекарь должен каталогизировать, систематизировать издания, следить за тем, чтобы были соблюдены условия хранения бумажных носителей информации, подшивать газеты и журналы. Это в основном техническая работа, и, чем глубже цифровые технологии проникают во все сферы нашей жизни, тем больше библиотечный труд становится связан с компьютерной техникой. К тому же в последнее время библиотека пополняется информацией не только на бумажных носителях. Однако виниловые диски и аналоговые аудио- и видеозаписи тоже уходят в прошлое, а на первый план выдвигаются цифровые носители - компакт-диски и DVD. На последних проще и экономичнее размещать данные.Такие формы записи незаменимы при хранении большого количества справочной информации, и не только потому, что на одном диске может поместиться несколько томов энциклопедии. Огромную роль играет также тот факт, что цифровой носитель имеет много преимуществ перед бумажным. Например, формат гиперссылки позволяет мгновенно перейти от термина в словарной статье к его расшифровке, а если и там попадаются какие-то незнакомые понятия, то опять-таки стоит сделать один шаг - и открыт необходимый текст. Это, разумеется, куда удобнее, чем в буквальном смысле перекапывать информацию, роясь в неподъемных томах энциклопедий. Кроме того, на диске можно хранить файлы разных форматов - не только тексты и картинки, но и мелодии и видеоклипы и т. пА насколько проще просматривать архивы прессы в электронном виде! Не надо разбирать подшивки газет и журналов. Достаточно ввести дату - и готов полный список новостей на текущий день, да еще поданных разными изданиями. Или если вас интересует какое-то событие, то, используя поиск по ключевым словам, нетрудно найти все упоминания о свершившемся в периодике. Несложные операции позволяют осуществлять сортировку сведений, удовлетворяя запросы самых привередливых читателей. Но, для того чтобы все удобные новшества были доступны читателю, мало технически оснастить заведение - основную работу по каталогизации все равно будут производить библиотекари. Это кропотливый каждодневный труд, требующий особого внимания и терпения.Активное внедрение цифровых технологий в библиотечное дело (вообще во все информационные сферы) вовсе не означает, что вскоре бумажные издания отомрут как пережиток прошлого. Книги сопровождали человека с начала истории цивилизации, и, хотя внешний вид их претерпевал изменения на каждом историческом этапе, как способ хранения и распространения информации они вряд ли скоро потеряют актуальность.Даже Интернет, несмотря на свою практически повсеместную доступность, не составит конкуренции библиотечной системе, ведь, несмотря на разнообразие имеющейся в Сети информации, за ее объективность вряд ли кто поручится. И если речь идет о каких-то житейских вопросах, то, подвергнув полученные данные определенному критическому анализу, можно использовать их в своих целях, а что касается научных исследований, здесь все должно быть подтверждено специалистами. Книги, изданные типографским способом, имеют указания на первоисточник, над ними работают редакторы, корректоры и другие профессионалы. Соответственно такие кладези информации достовернее, чем любые другиеДля большинства людей, даже для тех, кто не расстается с компьютером и не представляет себе жизни без ноутбука или наладонника, чтение - это процесс, в котором имеет значение все - вплоть до запаха свежеизданного тома и шелеста переворачиваемых листов. А сколько романтических тайн хранят старинные фолианты?! Кажется, сама история говорит с их страниц. Любовь к книгам, умение понимать их ценность - вот что необходимо иметь каждому библиотекарю. Люди, работающие с печатными изданиями, должны сохранять их, чтобы как можно больше читателей смогли использовать заключенную в них информацию. Для настоящих ценителей слова общение с книгой сродни священному ритуалу.Но есть у библиотекаря и более прозаичные обязанности, такие как расстановка фонда в соответствии с библиотечными кодами, чтобы каждый, кто знает правила расположения книжных единиц, сумел легко найти нужное издание. Также необходимо производить регистрацию и подшивку периодики, осуществлять контроль за уборкой помещений и соблюдением условий хранения и обработки литературы.Работа с людьми - еще один аспект библиотечной деятельности, и, чтобы качественно ее осуществлять, библиотекарь должен быть в первую очередь сам очень начитанным человеком, уметь беспристрастно судить о литературе и обладать способностью подобрать книгу в соответствии со вкусами и интересами посетителя. Обслуживание читателей требует от библиотекаря предельной корректности и деликатности. Индивидуальная работа с людьми заключается в умении помочь человеку выбрать книгу, следить за тем, чтобы были соблюдены интересы каждого посетителя. Библиотека - место, где должна царить атмосфера спокойствия и доброжелательности.Существует также массовая работа с читателями - организация выставок, тематических мероприятий, обсуждений и встреч с деятелями литературы. Такие события должны быть тщательно спланированы, и информацию о них необходимо сделать доступной для всех заинтересованных лиц.Основные качества, которыми должен обладать библиотекарь, - это в первую очередь коммуникабельность, умение контактировать с людьми (причем речь идет не только о посетителях библиотеки, но и о ее сотрудниках). Кроме того, работнику книгохранилища нужно быть хорошим психологом. Для работы в библиотеке необходимо действовать слаженно, единой командой, коллегиально решать возникающие проблемы. Здесь очень важна преемственность, ведь дело, начатое одним, должны поддержать и продолжить остальные. Хороший библиотекарь - настоящий энтузиаст своего дела, но не только потому, что работа, о которой мы говорим, оплачивается более чем скромно. Тут не обойтись без умения переключаться с одного дела на другое, решать одновременно несколько вопросов, проявлять инициативу. Способность создать и развить инновационные подходы - тоже очень значимое для библиотекаря качество. Новые технологии завоевывают библиотечное пространство, поэтому сотрудникам приходится постоянно переучиваться, повышать уровень квалификации, осваивать незнакомые до сих пор подходы и приемы.Гибкость и открытость мышления помогают понять посетителей, а аналитические способности - осмыслить их потребности и предложить стратегии дальнейшего развития. Библиотекарь должен уметь оценить и реализовать предложенный план действий. Однако выполнять задания надо не механически - следует творчески переосмысливать их на каждом этапе, вносить свои предложения и коррективы. И, разумеется, нужно осознавать необходимость саморазвития, постоянно стремиться к приобретению новых знаний, к концентрации накопленного опыта.Получить образование, необходимое для работы в библиотеке, можно во многих учебных заведениях на архивных и некоторых других гуманитарных факультетах, например в Институте книжной культуры и управления, который является структурным подразделением Государственного университета гуманитарных наук, или в Российском государственном гуманитарном университете (бывший Историко-архивный институт). Помимо диплома для трудоустройства, как правило, требуются базовое знание иностранного языка и наличие твердых навыков работы с компьютером.Особенности работы библиотеки обусловлены спецификой ее аудитории. Так, сотрудники детской, а особенно школьной библиотеки должны не только выдавать читателям книги. Их обязанности гораздо шире. Главная цель этих учреждений - прививать детям любовь к книгам, учить их пользоваться справочниками и словарями, бумажным и электронным каталогом, объяснять, как из моря информации вычленять главное, показывать, как реставрировать книгу в случае повреждения, и т. д.Работники детской библиотеки помимо прочего должны разбираться в возрастной психологии, быть в центре интересов современных детей. Школьники больше доверяют тому, кто с пониманием относится к их увлечениям. Взрослые часто отметают все, что выходит за рамки традиционной классической детской литературы. Но такой подход недопустим, ведь то, что написано в наши дни, через какое-то время, может статься, тоже назовут гениальным. Поэтому прививать любовь к книгам надо, постепенно формируя интересы детей в соответствии с образовательными стандартами и классическими культурными нормами. А значит, необходимо следить за новинками детской литературы, знать то, что интересно детям. Для работы с молодежью, разумеется, нужны педагогические способности, умение заинтересовать, привлечь внимание ребят, сделать общение с ними взаимно приятным. Библиотекарь должен осознавать, что для популяризации чтения важно постоянно расширять и завоевывать аудиторию. Главное - пробуждать в детях интерес к чтению.В работе библиотекаря - много специфического, и далеко не каждый согласится посвятить ей свою жизнь. Но для тех, кто выбрал эту стезю, нет ничего важнее, чем хранить знания, а значит, беречь нашу цивилизацию. 22.01.2007 Ольга КЛИМЕНТОВА Источник: ИД "Деловой мир" 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zarplata.ru/a-id-14678.html 

librarian-bibnout.blogspot.com

где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”

Уже более 4500 лет библиотеки являются незаменимой частью интеллектуального и социального развития человечества, а библиотекари оказывают внушительное влияние на развитие культуры как отдельных групп населения, так и страны в целом. Однако не смотря на солидный возраст и активное участие в становлении общества, профессия библиотекаря до сих пор остается одной из самых "закрытых" и "недопонятых".

Уже более 4500 лет библиотеки являются незаменимой частью интеллектуального и социального развития человечества, а библиотекари оказывают внушительное влияние на развитие культуры как отдельных групп населения, так и страны в целом. Однако не смотря на солидный возраст и активное участие в становлении общества, профессия библиотекаря до сих пор остается одной из самых "закрытых" и "недопонятых".

Задайте вопрос любому прохожему "В чем заключается работа библиотекаря?", и Вы скорее всего услышите "В выдаче книг". В какой-то мере, это правильный ответ, однако он отображает только "внешний" аспект профессиональной деятельности библиотекаря. На самом деле профессия библиотекаря намного многограннее и сложнее, чем может показаться с первого взгляда, а библиотекарь – это не просто "хранитель книг", а высококвалифицированный и многоплановый специалист, который должен обладать целым рядом разных качеств.

Кто такой библиотекарь?

Библиотекарь – специалист, который отвечает за сохранность и систематизацию библиотечного фонда, а также обслуживает посетителей библиотек (в том числе, путем предоставления информационно-консультационных услуг).

Название профессии образовалось от слова библиотека, которое в свою очередь произошло от греческого βιβλίον (книга) и θήκη (место хранения). Первые библиотекари появились одновременно с возникновением письменности и первых "книг" в виде глиняных табличек. Первоначально в обязанности библиотекарей входил только быстрый поиск нужной книги. Однако по мере увеличения библиотечного фонда, расширялась и сфера деятельности библиотекарей.

Современный библиотекарь представляет собой специалиста, который не только может быстро найти нужную читателю книгу, но и знает все особенности хранения печатных изданий (в том числе, древних экземпляров), занимается организацией и управлением фонда, предоставляет информационные услуги посетителям и в совершенстве владеет современными информационными технологиями.

Профессиональные обязанности библиотекаря включают в себя: обслуживание читателей (заполнение абонемента, поиск и выдача литературы, учет выданных и возвращенных материалов и т.д.), анализ читательских заявок, обеспечение комплектации и сохранности фонда, обработку поступивших изданий, составление картотек и каталогов, организацию тематических выставок, семинаров, дискуссий и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?

Профессия библиотекаря подразумевает частое и непосредственное общение с самыми разными людьми, поэтому работник библиотеки, в первую очередь, должен быть вежливым, толерантным и коммуникабельным. Не менее важным в работе библиотекаря является опрятный внешний вид и грамотная речь. Кроме того, специфика работы требует от библиотекаря наличия таких личностных качеств, как:

Необходимо также отметить, что поскольку в современных библиотеках активно внедряются компьютерные технологии (в том числе, оцифровывание библиотечных фондов и каталогов) сегодня библиотекарь должен ко всему прочему обладать еще и склонностью к саморазвитию и освоению новых навыков и инструментов библиотечного дела.

Преимущества профессии библиотекаря

Основным преимуществом профессии библиотекаря является возможность общения со множеством интересных людей, а также неограниченный доступ к практически всем источникам информации, что позволяет сотрудникам библиотек развиваться не только с точки зрения профессионализма, но и на личностном плане.

Стоит также упомянуть и том, что несмотря на то, что эта профессия не пользуется большой популярностью у абитуриентов, она, как и прежде, является одной из самых уважаемых в обществе.

К преимуществам этой профессии можно отнести высокую эрудированность сотрудников библиотек и их умение работать с большим массивом информации, что позволяет им быть востребованными как в своей специализации, так и в иных сферах деятельности.

Недостатки профессии библиотекаря

Бытует мнение, что сотрудник библиотеки целый день занимается только тем, что сидит и читает книжки. На самом же деле иногда библиотекарю не удается присесть даже на пару минут, особенно если библиотека расположена в многоэтажном здании, а библиотечный фонд "разбросан" по разным этажам. Поэтому первым недостатком этой профессии можно назвать большие физические нагрузки. Вторым недостатком является книжная пыль, которая рано или поздно становится причиной аллергии.

Как уже упоминалось выше, библиотекарям приходится ежедневно общаться с огромным количеством читателей, и, к сожалению, не все они отличаются адекватным поведением. Высокое эмоциональное и нервное напряжение – это третий недостаток. Четвертым недостатком можно считать небольшие возможности для карьерного роста.

Ну и самое главное, в нашей стране библиотекари получают настолько мизерную зарплату, что ее с трудом хватает даже на самое необходимое. И это, пожалуй, самый значимый недостаток, оказывающий основное влияние на постоянное снижение популярности этой благородной профессии среди абитуриентов.

Где можно получить профессию библиотекаря?

Чтобы получить профессию библиотекаря не обязательно поступать в ВУЗ. Будущие библиотекари могут освоить эту профессию как в профильном колледже или техникуме, так и в высшем учебном заведении, имеющем соответствующий факультет. Правда средне-специальное библиотечное образование накладывает определенные ограничения на карьерное продвижение, поскольку стать заведующим отдела или всей библиотеки можно только при наличии высшего образования.

Поэтому, если у Вас нет амбициозных карьерных планов, и Вы мечтаете просто пополнить ряды "хранителей книг" то Вы можете ограничится обучением в одном из профильных колледжей (например, пройти обучение в Московском Гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств по специальности "Библиотековедение"). Если же вы рассчитываете в дальнейшем возглавить отдел или всю библиотеку, то лучше получить высшее образование в одном из таких ВУЗов, как:

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Каким должен быть библиотекарь.

Каким должен быть библиотекарь?

Какие качества нужны в профессии человека, чтобы стать настоящим специалистом своего дела? Всем известно, что библиотекарь учит общаться с книгой человека с малых лет. Он стоит у порога самостоятельной жизни каждого из нас. Он является примером для подражания детьми, он наставник и хороший советчик. К нему обращаются за помощью по разным вопросам: помочь выбрать книгу, написать реферат, подобрать необходимую литературу для беседы, научить работать со словарями и справочниками и т.д.

В своей повседневной деятельности библиотекарь передает не только свои знания и навыки, но и преподносит в первую очередь, уроки нравственности и духовности, которые в дальнейшем становятся важным жизненным ориентиром. Поистине, труд библиотекаря благороден.

Профессия библиотекаря одновременно трудна и почетна. Вот некоторые качества, которые являются ключевыми для того, чтобы стать настоящим мастером своего дела.

Первое и самое главное – уважение к своим читателям. Несмотря на то, что читатели еще маленькие, библиотекарю не следует затрагивать чувство собственного достоинства, а нужно уважать и принимать его как личность, стать для него другом, помощником и советчиком. В работе библиотекаря есть такой принцип: «быть вместе с ребенком», а не над ребенком. Установление такого принципа может исходить только от человека с большим внутренним миром и добрым сердцем. Библиотекарь, который не видит в ребенке его внутренний потенциал, никогда не увидит ни характера ребенка, ни его способности. Для такого библиотекаря навсегда закрыт внутренний мир ребенка.

Второе качество, которое характеризует библиотекаря как профессионала - это его эрудиция и творчество. Настоящий библиотекарь является всесторонне развитым интеллектуалом, проявляющим интерес ко всему новому и прогрессивному.

Библиотекарю свойственно активное участие в поисках оригинального творческого пути. Занятия творческим делом – это способ самосовершенствования, а информация становится доступной и понятной для каждого читателя.

Третье качество библиотекаря – это организаторские способности и навыки. В своей работе каждый человек должен умело планировать и организовывать свое дело, в том числе и в профессии библиотекаря. Организаторские способности и навыки проявляются в различных ситуациях: в планировании или в проведении каких-либо мероприятий, будь это беседа, утренник, игра-путешествие или читательская конференция.

Итак, образ современного библиотекаря, составляют любовь к детям, потребность и способность отдавать им себя, желание и умение работать в коллективе, высокий профессионализм, поиск инновационных путей, потребность в постоянном улучшении самообразования.

Если библиотекарь соединяет в себе любовь к своей профессии и к своим читателям, он будет хорошим и совершенным библиотекарем. К такому совершенству должны стремиться и мы, будущие и настоящие библиотекари.

Труд библиотекаря никогда не был легким. Но тот, кто выбрал эту профессию, должен идти по ней честно, оставаясь верным благородному делу, нести людям свет добра и человечности. Только тогда их можно поистине назвать «сеятелями разумного, доброго, вечного», человеком верным своей профессии.

infourok.ru

Профессия — Библиотекарь

Специальности: библиотечное дело и библиография, библиотековедение, архивоведение,  литературная работа, языковедение, культурно-просветительная работа

Специализации в зависимости от профиля библиографической работы (публичная, городская, сельская, школьная библиотека, научная, техническая, специализированная библиотека и т.д.)

Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения)

Средне-специальное (библиотекарь, специалист по документационному обеспечению управления и архивоведению) – колледжи культуры и искусства, библиотечные колледжи (техникумы)

Высшее специальное (библиограф, сотрудник библиотеки, научный работник библиотеки, специалист по документационному обеспечению управления и архивоведению высшей квалификации) библиотечные отделения (факультеты) институтов (университетов) культуры

Высшее непрофильное (по любой технической, физико-математической, естественно-научной либо гуманитарной специальности) – любые вузы

Примечание. Для наиболее успешной работы в технических, научных, языковых и прочих специализированных библиотеках  желательно сочетание близкого по профилю библиотеки образования со специальной библиотечной подготовкой, которую можно осуществить как на специальном отделении библиографического факультета университета культуры или образовательного вуза, так и на курсах повышения квалификации библиотечных работников.

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

Специфических способностей не требуется, желательно хорошо владеть письменным  устным литературным русским языком и другими языками и быть продвинутым пользователем поисковых компьютерных программ. Важен проявляемый со школьной скамьи выраженный интерес к работе с книгами, к посещению разных библиотек.

Возможные противопоказания к работе – аллергия на книжную пыль, быстрая утомляемость глаз.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Литература и русский язык, иностранный язык, история, библиотечное дело*, библиография*, информатика, изобразительное искусство*, музыка*.

Характер и содержание работы по данной профессии:

Работа в книжном хранилище, подбор и выдача книг читателям, ведение формуляров, обработка книг, включая укрепление старых изданий, организация встреч с авторами, проведение разных литературных мероприятий, оформление тематических стендов.

Очевидные плюсы

Творческий характер работы, радость общения с интересными людьми и книгами; работа в тёплом уютном помещении круглый год.

«Подводные камни», очевидные минусы

Постоянное нахождение среди книг утомляет нервную систему, книги нередко воруют и вырывают из них страницы, что доставляет массу переживаний, частый поиск требуемых книг среди их огромного количества утомляет зрение и головной мозг. Библиотекари часто страдают кислородным голоданием.

Зарплата в большинстве библиотек весьма скромная, а рабочий ритма у библиотекаря довольно напряжённый, несмотря на тишину на рабочем месте, приходится очень много писать всяких отчётов и заполнять много разных бланков.

Возможные профессиональные заболевания: глаз, остеохондроз, аллергия на книжную пыль – риск умеренный.

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)*

В Москве: 8000 – 30 000 (чаще 15 000)

В крупных областных центрах: 6000 – 18 000 (чаще 12 000)

В глубинке России: 4500 – 8000 (во многих регионах и даже в сельской местности поиск работы затруднён в связи с переизбытком кадром и недостаточным финансирование библиотек)

 

            Про библиотекаря, в сущности, можно сказать, что он, как и бармен, помогает посетителю расслабляться. Только с помощью духовных «напитков» — книг.

А если серьёзно, то библиотекарь не такая уж и очевидная профессия. Что мы знаем о ней? Ну, сидит библиотекарь за письменным столом, заводит на читателей формуляры, записывает туда номера и названия книг, которые читатель взял домой или почитать в читальном зале. Чем ещё занят библиотекарь? Поддерживает порядок в книгохранилище, укрепляет старые книжки, списывает пришедшие в негодность, принимает на хранение вновь поступившие издания, дополняет систематический и алфавитный каталоги, проводит разные беседы с читателями. На самом деле работа у библиотекаря не лёгкая и далеко не банальная. Ведь главная задача современной библиотеки – это создать для посетителей возможность ознакомиться с редкими названиями книг, из тех, которые либо издаются очень маленькими тиражами (например, научные монографии), либо издавались когда-то очень давно и больше не переиздаются. Понятно, что работу по систематизации таких изданий может выполнять только очень грамотный, интеллектуально развитый человек. Кстати, в развитых капиталистических странах библиотечные работники – весьма уважаемые люди. К ним обращаются за советом доктора наук и преподаватели вузов. На Западе эта профессия ценится обществом, и живут библиотекари на очень даже приличную зарплату.

Наверное, к этому рано или поздно придёт и Россия. И работать в библиотеках, особенно научных, при разных НИИ, КБ и учебных заведениях, будут не подслеповатые бабушки, а весьма респектабельные юноши и девушки, получившие специальное библиотечное образование. И сегодня в библиотеках работают образованные люди со специальным образованием. Только они, в основном, в возрасте от сорока и выше. Причем в большинстве библиотек мужчин почти не видно. Если только очень крупную библиотеку возглавляет мужчина, как правило, с докторской степенью.

Современный библиотекарь должен быть не просто продвинутым пользователем сети internet, но и отлично разбираться в разных библиографических поисковых системах. По сути, библиотекарь XXI века – это консультант по вопросам эффективного, то есть быстрого и точного поиска нужной посетителю информации. Выдавать же книжки он будет как бы между делом.

Профессию библиотекаря обычно получают либо в библиотечном колледже, либо в Институте культуры, имеющем библиотечное отделение. Разумеется, учат там разносторонне и широко. Кроме библиографии и организации работы с читателями (библиотечное дело) студенты изучают грамматику и стилистику русского языка, иностранные языки (в первую очередь нарабатывают навыки чтения без словаря библиографических статей и литературных произведений в оригинале), экономику и менеджмент библиотечного дела (оказывается, он и здесь необходим). А также всеобщую историю, основы философии, логики, культурологии, книговедения, информатики и другие гуманитарные дисциплины.

Надо сказать, идут в такие вузы и на такую специальность, как правило, отнюдь не троечники. Почему же профессия библиотекаря по-прежнему популярна? Ведь библиотеки в России – предприятия далеко не богатые, не так ли?

Ну, это как сказать. Во-первых, государственные библиотеки финансируются, пускай и по остаточному принципу, но стабильно и в обязательном порядке. Они сохранены даже в глухих деревнях. И получающий государственную зарплату работник (пусть и весьма скромную) всё-таки социально защищён в гораздо большей степени, чем даже владелец собственного бизнеса. Частное предприятие может обанкротиться, к тому же у хозяина всё время «болит голова» по поводу уплаты налогов, отчётности, за ошибки в которой нещадно штрафуют. Заведующий же сельской библиотекой просто решает текущие задачи (хотя нередко и трудные, когда, скажем, крыша прохудилась или нечем платить за отопление). Однако зарплату ему и его подчинённым обеспечивает государство.

А если вы устроитесь на работу, скажем, в корпоративную библиотеку какой-нибудь успешной коммерческой структуры? Высока вероятность, что ваш заработок окажется сопоставим с заработками менеджеров по рекламе или даже по продажам. Правда, и требовать от вас будут гораздо больше, нежели в обычных городских (сельских) библиотеках. Более того, вам, скорее всего, придётся совмещать обязанности библиотекаря (менеджера по систематизации, хранению и поиску информации) с какими-либо другими обязанностями, например секретаря-референта. Словом, эта профессия, во-первых, не из лёгких, во-вторых, требует хорошего образования и разностороннего развития, в-третьих, она вовсе не устаревшая, в-четвертых, в ней тоже заложены возможности карьерного роста.  Так что успехов вам, будущие библиографы.

yaspecialist.ru

Размышления о профессии

Размышления о профессии Много на свете профессий. Все они разные, но каждая необходима, каждая нужна людям. Размышляя о профессии библиотекаря, я хочу углубиться немного в прошлое. Сейчас никто не будет отрицать, насколько важным для человечества стало появление письменности. И наш народ чтит память двух просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. Это были очень образованные и мудрые люди. Кирилл, владевший многими языками, отказавшись от предложенных ему высоких должностей, занял скромное место библиотекаря, а спустя годы составил алфавит для славянских народов. Мы видим, как уже в далекие времена были разнообразны функции библиотекаря. Подвиг, который совершили солунские братья, подтверждает уникальность данной профессии. Сегодня библиотека – это место встреч и общения, а не только получения информации. Именно поэтому расширяется сфера деятельности библиотекаря. При составлении библиографического списка он – кропотливый ученый, проводя массовое мероприятие – драматург, режиссер, артист, а также писатель, психолог, педагог, дизайнер и администратор в одном лице. Помимо этого библиотекарю нужно ориентироваться в библиотечных фондах и каталогах, знать и другие библиотечные дисциплины, а также владеть профессиональными навыками и умениями, необходимыми для обслуживания читателей. Уже не говоря о том, что библиотекарь должен обладать системой знаний по различным отраслям, чтобы суметь вычленить главное в информационном потоке. К тому же каждый работник понимает: нельзя останавливаться в развитии, необходимо самообразовываться, принимать всё новое, что преподносит нам жизнь. Я думаю, что люди этой профессии должны быть чуткими, отзывчивыми, вежливыми, внимательными. Обладая этими качествами легко создать психологически благоприятную и творческую атмосферу в коллективе. Такая обстановка, конечно же, будет помогать в общении с читателями, потому что, кроме чтения, общения, организации досуга, людям иногда бывает нужна просто психологическая поддержка. Библиотечная профессия интересна и увлекательна тем, что каждый день не похож на другой, приносит знакомство с новым: каким будет сегодняшний читатель, что приведёт его сюда, что предложить ему, чем заинтересовать. Когда ежедневно работаешь с читателями, помогаешь в выборе книг, в учебе, в профессиональной деятельности, а также организуешь интересные и познавательные мероприятия, чувствуешь благодарность людей, отдачу от вложенных усилий. Благодаря этому понимаешь, что твоя работа полезна и необходима. А это самое главное!

Брусницына Яна

Размышление о профессии библиотекарь Кто такой библиотекарь? Отвечая на этот вопрос, невольно вспоминаю любимую Зою Алексеевну, библиотекаря в сельской библиотеке. Библиотекарь для меня не просто человек, который выдает, но и посоветует новую интересную книгу. Самые интересные и запоминающиеся беседы проводила именно она, после всех бесед мы обязательно участвовали в викторинах, конкурсах, по итогам которых получали памятные призы. Нам очень нравились дни помощи библиотеке, которые проводились раз в год. Мы приходили по три человека и клеили порванные книги. Самым старшим ребятам было разрешено оформлять выставочные стенды. Очень нравилось обсуждать прочитанные книги, библиотекарь не просто слушала нас, она задавала вопросы, ответить на которые мы не всегда могли. Но прочитав книгу, после беседы, мы понимали, о чем она. Каждая новая книга, для меня была открытием в новый мир, будь то приключение или детектив. Интерес к книге никогда не пропадал. Когда библиотекарь сменился интерес к чтению, к сожалению, утих. В библиотеку стала ходить по мере необходимости в какой-то конкретной книге, чтобы подготовить доклад или написать реферат. Почему я пришла в библиотеку? Потому что мне нравилась эта работа в исполнении Зои Алексеевны. Решила попробовать сама. Сейчас, когда сама начала работать в библиотеке, открыла для себя другую сторону работы библиотекаря. Очень сложно, для меня новичка в этом деле! Ведь смотря со стороны читателя, работа выглядит простой. Что сложного в том чтобы записать номер и дату возврата книги в формуляр читателя? Ничего. Сложность для меня заключается в том, что я не знаю читателя, что любит читать, что предложить ему из новинок. Сейчас много современных авторов. Конечно, проще когда читатель говорит фамилию автора, и просит что-нибудь из его последних работ. Но если читатель говорит, что ему нравится что-то из серии «Фантастика и приключения», здесь можно потеряться. Мне ближе детективы, но ведь у каждого человека свой вкус, свои предпочтения. Здесь библиотекарь не может навязывать читателю свои любимые книги. Может только предложить. Или же когда читатель приходит и спрашивает книги по философии или педагогике. Даже если мы, библиотекари, будем искать информацию в каталогах, в электронных базах данных. Все равно, начинаешь думать о том, каким багажом знаний должен обладать библиотекарь. Необходимо разбираться не только в художественной литературе, но и во всех направлениях науки. Библиотекарь должен быть литературоведом, историком, педагогом, психологом, философом и даже экономистом, т.к. присутствуют платные услуги. Самое сложное, это, пожалуй, проведение массового мероприятия. Библиотекарю надо найти, не просто полезную, интересную информацию, но и ту, которая дополнила бы урок учителя. После всего этого надо еще и написать отчеты, заполнить статистику. Подготовка выставки книги, также не простое задание. Создание планов мероприятий на год, на это все уходит много времени. Сейчас, когда есть интернет почти в каждом доме, библиотеки отходят на второй план. Основными читателями остаются пенсионеры и домохозяйки. Думаю, что перед библиотекарем стоит задача, привлечения новых и сохранение старых читателей. Не менее важным считаю сохранить любовь к книгам, интерес к чтению «живой» книги, а не странички в интернете.

Вдовина Елена

«Книжкин дом» «Книжкин дом» – так с любовью и теплотой называют библиотеку большие и маленькие любители чтения. В XX веке библиотека слышала добрых слов, наверно, гораздо больше, тогда всем было ясно, зачем приходят в библиотеку: студенты – за знаниями, дети – за добрыми приключенческими книгами, да вообще искали в произведениях человечность, ответы на вопросы о смысле жизни. В XXI веке всё поменялось, редкие родители водят детей в библиотеку, студенты получают знания в Интернете, популярные книги страдают от отсутствия красоты слова, смысла, нравственных идеалов. Возникает вопрос: для чего нужны библиотека и библиотекарь? На этот вопрос хочется ответить словами Путиной Л.А.: «Библиотека играет уникальную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, в формировании у учеников культуры чтения, литературных вкусов, нравственных представлений, настоящей любви к процессу познания мира». Для того чтобы привлечь в библиотеку маленького читателя, библиотекари стараются заинтересовать его яркими книжками, увлекательными мероприятиями, громким чтением. Ну, а у взрослых знаете, как душа радуется, когда в библиотеке появляется книжка, в которой автор рассматривает общественные вопросы и хорошим литературным слогом пишет об этом. Таких книг очень мало, одна из них – книга А. Иванова «Географ глобус пропил». Считаю необходимым в библиотеке качественное заполнение фондов. Это один из самых главных факторов успешности библиотеки: без качественной нравственной книги библиотека не может существовать. Современный библиотекарь, приступая к своей работе, как и все люди, должен руководствоваться главным принципом «Не навреди!». Ребенку следует предлагать только ту литературу, в процессе чтения которой ум и сердце ребенка сочувствуют положительным героям и идеалам добра. Так же одно из самых важных качеств библиотекаря в наше время – это обладание информационной грамотностью, здесь надо качественно находить и оценивать информацию, уметь хранить и извлекать её, следить за этическим использованием, применять для издания и обмена знаниями. В библиотеку на работу всегда устраивается человек неравнодушный к книгам, вдохновленный идеей, что в книгах – истина.

Ботова Наталья

Размышления о профессии Когда я устраивался в библиотеку, я еще не предполагал насколько интересно здесь работать. Интересно все: общаться с читателями, подбирать им литературу, готовить выставки. В филиале № 15 я предложил идею создания выставки «Советы библиотекаря» (для тех читателей, которые «не знают, что почитать»). Коллектив поддержал эту идею, и все сотрудники включились в подготовку выставки. В результате, на этой выставке были собраны самые, на наш взгляд, интересные книги. Мне нравится, что в библиотеке можно проводить разные мероприятия на интересные мне темы. Кроме того, мне интересны любые вопросы, связанные с библиотечным делом. Теперь я работаю в ЛМЦ «Дом Окуджавы», и я очень рад погрузиться в эпоху и лирику известного поэта.

Ершов Артем

Кто такой библиотекарь? Кто такой библиотекарь? Библиотекарь – очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет! Как известно, первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек. За это время многое изменилось, на смену глиняным табличкам пришли новые информационные технологии, и назначение профессии приняло новые формы. Многогранность и сложность профессии сейчас заключается в том, что библиотекарь должен обладать достаточно разносторонними навыками и умениями. Коммуникабельность, креативность, компьютерная грамотность, педагогический талант – вот, лишь, малая часть того, что необходимо для нашей работы. Мое мнение, что в эту профессию также должны приходить люди, исключительно интеллигентные, лишенные привычки «впадать в хамство», и, наоборот, склонные к самовоспитанию и самообразованию. И это, не считая главного-умения воспитать интерес к книге! Итак, современный библиотекарь-специалист, обладающий информацией по широкому спектру вопросов, имеющий хороший вкус в плане художественной литературы, эстет, оратор, лектор, организатор....

Любаева Татьяна

Размышления о профессии Библиотекарь – одна из древнейших профессий, ей более четырех с половиной тысяч лет. Библиотекарями в свое время работали такие известные личности, как баснописец Иван Крылов, математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский. Так что же такое «быть библиотекарем»? Задавая такой вопрос, как правило, слышишь в ответ: «Выдавать книги». Именно поэтому люди считают, что в библиотеке может работать любой человек, без определенных знаний и навыков. Так рассуждала и я, устраиваясь на новую работу. С первых же минут рабочего дня я поняла, что библиотекарь – это одна из увлекательнейших профессий во всем мире. Библиотекарь должен не только хорошо владеть большим количеством информации, которая является ключом к пониманию всех процессов, происходящих в современной жизни, но и уметь черпать ее из различных источников, а также распоряжаться ею, правильно предлагая читателю. Настоящий библиотекарь должен уметь переключаться с одного дела на другое, решать одновременно несколько вопросов, проявлять инициативу. Обслуживание читателей требует от библиотекаря предельной корректности и деликатности, чтобы найти книгу в соответствии со вкусами и интересами читателя, быстро и качественно подобрать необходимую информацию для конкретного посетителя. Для работы с учениками и студентами – основными читателями библиотеки – нужны педагогические способности, умение заинтересовать, привлечь внимание, сделать общение взаимно приятным, а иногда и «наставить на путь истинный». Без любви к книге, любви и уважения к читателю в библиотечной профессии места нет. Библиотечная профессия привлекает меня еще и тем, что каждый день приносит знакомство с новыми людьми, новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, что способствует постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Цифровые технологии, проникшие во все сферы человеческой деятельности, так же меняют работу библиотекаря. Современный библиотекарь обязан владеть новыми информационными технологиями, навыками и знаниями поиска информации в сети, компьютером и другой различной аппаратурой. Таким образом, библиотекарь, на мой взгляд, – это универсальный специалист, который не только много знает и пользуется своими знаниями, но и человек, который «не стоит на месте», постоянно совершенствуется, приобретая новые умения, навыки, опыт. Людям этой профессии свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» – основной для библиотекаря. Но если библиотекарь человек равнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникают чувство раздражения, скука, апатия, значит, профессия выбрана ошибочно. Я уверена, что профессия, выбранная мной случайно, останется моей навсегда. Я буду учиться, совершенствоваться, набираться опыта у коллег и в итоге стану настоящим профессионалом своего дела, и смогу гордо называть себя библиотекарем.

Лагуткина Ольга

Моя профессия – библиотекарь

«Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа». (Лейбниц Г.В.)

Библиотекарь. Сейчас у кого-то это слово вызывает уважение и благоговение, у кого-то насмешку и хитро вытянутую ухмылку на лице. Не открою вам секрета, если скажу, что издавна библиотекари были одними из умнейших и образованнейших людей своего времени. Но сейчас, когда на вопрос «А кем ты работаешь?», я отвечаю: «Библиотекарем», то у людей случается лицевой паралич, глаза становятся большие-пребольшие и затем следует другой вопрос: «И что, тебе нравится?». А когда и на этот вопрос они получают положительный ответ, это вызывает еще большую степень недоумения. Библиотечная профессия при кажущейся доступности и простоте остается одной из самых закрытых. Спросите у любого человека, чем занимается библиотекарь, и услышите в ответ: «Выдает книги». По сути, они правы, но это лишь вершина айсберга, которая видна непосвященным. Между тем, сегодня это одна из самых сложных и многогранных профессий. Кто же такой сейчас библиотекарь, чья профессия вызывает у людей столь смешанную палитру эмоций. В наше время вечно бегущих и спешащих людей библиотека остаётся островком спокойствия и тишины, и принято считать, что библиотекарь хранитель этой самой тишины, ведь в библиотеке должно быть тихо-тихо. По этому поводу со мной случилась одна забавная история. Однажды я сорвала голос и могла говорить только тихим шепотом и некоторые читатели, видимо решив, что вернулись старые библиотечные порядки, начинали говорить со мной точно также, да еще и детей своих одергивали, чтобы те громко не разговаривали. Странно, ведь подобный порядок вещей был забыт давно. Сейчас в библиотеке можно еще как пошуметь и даже громко посмеяться. И библиотекарь не будет «цыкать» и делать замечания, а еще и сам примет участие во всем этом «безобразии». Роль библиотеки и библиотекаря конечно изменилась. Но об этом знают далеко не все. Я тоже об этом не подозревала, пока не пришла работать сюда. Теперь, постоянно сталкиваясь с людьми, рассуждающими о профессии библиотекаря стереотипно, я, как говорящий попугайчик, начинаю рассказывать одно и то же: о том, как разнопланова работа библиотекаря, о том, что я не пью чай и не читаю на работе, о том, как нравится в библиотеке детям, которых так часто называют нечитающими. Но мои попытки что-то доказать вызывают недоверие, подозрение, а в ответ я получаю лишь вежливые кивки головой. Но есть и приятные моменты. Те люди, которые еще вчера смотрели на меня с недоверием, начинают спрашивать совета, какие книги можно почитать. Библиотекарь сейчас это не просто женщина в шали, выдающая книги, но современный, подкованный в нескольких направлениях специалист, шагающий в ногу со временем. Помимо того, он должен обладать лучшими человеческими качествами и знанием психологии, должен уметь оперативно находить нужную информацию, ну и конечно знать, что посоветовать при выборе книги. Мне трудно представить библиотекаря злого, грубого, «рычащего» на читателей. Всегда перед глазами образ добродушной, милой и начитанной женщины, с которой можно обсудить многие вопросы, начиная с разговора о прочитанной книге и заканчивая обсуждением личных проблем. Наши читатели часто отмечают, что в библиотеку ходить приятно, потому что их здесь встречают с улыбкой и всегда готовы помочь (кстати говоря, часто противопоставляя нас разным государственными учреждениями). Думаю им приятно приходить в библиотеку не только поэтому. Мне кажется, в библиотеке каждый ощущает себя немного умнее, немного добрее, даже немного культурнее. И дело не в том, что в повседневной жизни люди тонут в бескультурье и глупости, просто тот забытый статус библиотеки и библиотекаря все-таки спит в человеческом подсознании (жаль, конечно, что он спит, а не бодрствует). Здесь, как ни в каком другом месте, можно ощутить присутствие человеческой мысли, прикоснуться к ней. Библиотека остается фантастическим миром, где человек может совершить самые удивительные открытия в своей жизни. Каждая книга по сути своей – это фантазия автора. Эти фантазии соразмерны жемчужинам, открывающимся лишь тому человеку, который способен в полной мере оценить их самобытность и красоту. Библиотекарь как ювелир нанизывает на тонкие ниточки все эти жемчужины. Он не должен пропустить ни одну из них, чтобы в полной мере продемонстрировать непосвященным их уникальность.

Николова Натэлла

Размышления о профессии (От лица книги) Недавно меня поставили на книжную полку, на которой рядом также стоят книги. Авторы когда-то наделили их душой, чувствами, желаниями, знаниями, но сейчас книги, укутавшись в обложки, тихо спят и ждут, когда они смогут пообщаться с читателем. Им (как и любым существам, наделённым душой) необходимо общение: одни хотят выговориться, другие – утешить, третьи – поделиться опытом и знаниями. Журналам снится, как весело они шуршат страницами; газеты жаждут поделиться новостями. Я не могу уснуть, я жду, когда меня возьмёт читатель, волнуюсь, понравится ли ему моё содержание, я здесь недавно, маленькая невзрачная книжка. Здесь так много книг… Меня, наверное, даже не заметят, ведь рядом со мной стоят книги толще и ярче меня, но ведь о книге судят не по обложке и объёму? Неужели, я так и не смогу поговорить с человеком, открыть ему свой фантастический мир только из-за того, что я скромно стою в уголочке? Читатели проходят мимо меня, берут любовные романы, детективы… И тут… приходит библиотекарь, предлагает меня почитать одинокому молодому человеку. Теперь он не будет одинок, я утешу его. Но… что это за существа, библиотекари? Хранители бумажных душ? Откуда они знают мысли книг, угадывают вкусы читателей? Они поддерживают в нас жизнь, ведь, если нас не читают, наши души гаснут… В последнее время люди с нами так редко общаются. Я помню, как библиотекари искали одну старую книгу, потому что она нужна была читателю, а значит, у неё появился шанс ожить в его руках. Представляю, как эта книга радовалась, когда о ней вспомнили, возможно, она хранилась в запасном фонде уже несколько лет, вся запылившаяся, одинокая, никому не нужная. А тут – читатель. И он её искал. Искал в Интернете, у друзей, и только здесь, в библиотеке, он её нашёл. Когда он уходил с книгой в руках, счастливы были и книга и читатель. Счастливы. Если библиотекари – это такие люди, которые пытаются сделать наши души (и бумажные, и человеческие) счастливее, то почему некоторые книги шепчут о том, что библиотекари неприятные «серые мыши»? Потому что люди, такие же, как и книги? Есть люди красивее, ярче, например звёзды эстрады, о которых постоянно шелестят журналы. Да, они красивые и яркие, но как звёзд можно оценить «по обложке»… Библиотекари как книги, тоже неотъемлемая часть библиотек, без них никак, путеводители в нашем бумажном мире, они и экскурсоводы, и хранители, и психологи. Они похожи на меня, не сразу заметны, не обладают яркими кричащими «обложками», однако читатель обычно общается сначала с ними, а потом уже предлагают общаться с одной из нас. Он всегда знает, какая книга какого читателя ждёт. А мы никогда не откажем нашим читателям в помощи и понимании.

Можегова Снежана

Я – Библиотекарь Библиотекарь сегодня – кто он? Давно в прошлом времена, когда библиотекарь занимался исключительно учетом и выдачей печатных изданий. В век стремительно развивающихся информационных технологий библиотекарь выполняет массу дополнительных функций. Сегодня библиотекарь – это и учитель, и массовик-затейник, и психолог, и дизайнер, и маркетолог, и оператор ПК. Не секрет, что в настоящее время интерес к чтению стремительно падает, молодое поколение предпочитает проводить время в социальных сетях. Всевозможные современные гаджеты все больше вытесняют книгу. Для того, чтобы поддерживать интерес к чтению, современной библиотеке необходимо идти в ногу со временем и учитывать интересы нынешней молодежи. Именно поэтому библиотека становится сегодня не только местом выдачи книг и читальным залом, но и досуговым центром, клубом по интересам, местом получения любой информационной помощи. Всевозможные мероприятия, выставки, встречи с авторами, конференции, тематические вечера и обсуждения помогают привлечь и заинтересовать читателя. А активное внедрение и использование информационных технологий делает библиотеку доступной для широкого круга пользователей, облегчает работу и библиотекарю, и читателю, а также позволяет людям с ограниченными возможностями тоже пользоваться услугами библиотеки. Роль библиотекаря в жизни читателя может играть значимую роль. Часто посетители библиотеки – одинокие старики или дети из неполных и неблагополучных семей – очень нуждаются в общении. И если библиотекарь любит свою работу и стремится помогать людям в трудной ситуации, то для таких посетителей библиотека станет вторым домом. Я не библиотекарь по образованию, и опыт работы на этой должности у меня небольшой. Я пока не могу сказать, что я библиотекарь по призванию, но мне нравится, что мои знания приносят пользу как библиотеке, так и посетителям, что я вношу свой вклад в очень важное, на мой взгляд, дело – популяризацию чтения. Чтение дает неограниченную возможность духовного и творческого развития, а работа библиотекаря не позволит деградировать, потому что современные технологии заставляют постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Толмачева Ольга

«…Память о замечательной книге, прочитанной нами в Детстве, навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял ее для нас с книжной Полки и многообещающе улыбаясь, сказал:  – Прочтите эту, не пожалеете!» С.Я.Маршак

У многих людей сложился стереотип о работе библиотекаря: сидит человек и выдает и записывает книги. Вроде бы, так просто! Но это далеко не так. Хорошо, если в библиотеку приходит человек и просит определенную книгу, допустим «Война и мир» Л.Н. Толстого. Здесь нужно только знать, где находится книга. А если читатель сам толком не знает, что ему нужно? Вот здесь и начинается творческая работа библиотекаря. Нужно помочь читателю подобрать самую интересную, самую полезную, самую нужную ему книгу. И такая радость в душе, если читатель ушел с книгой, которую подобрал ему ты. Люблю беседы с читателями «по душам», эти беседы тоже помогают выявить вкусы, потребности читателя. А массовая работа в библиотеке? Это так чудесно и ответственно делиться своими знаниями с неокрепшими детскими душами. Дать им новые знания так, чтобы детям было понятно и интересно, побудить потребность взять в руки книгу и прочесть ее. Нужно работать так, чтобы не загасить огонек Добра, желания к познанию нового в детских душах. Мне нравится подбирать и использовать в своей работе игровые моменты. Приемы театрализации. Отрадно, когда это все находит отклик в детской душе, когда дети начинают задавать вопросы по теме занятия, приводят примеры из литературы и из жизни. Как важно все это не потерять. К сожалению, культура чтения утрачивается. И наша забота – привлекать Читателей в библиотеку. Обидно бывает, когда спрашивают: «А, что, разве еще кто-то ходит в библиотеку? Когда все можно прочесть в интернете». И приятно видеть их удивление, когда им рассказываешь о современных возможностях библиотеки. Высокая миссия библиотек – сохранить культурное наследие. Просвещение людей, их духовное обогащение.

Янситова Елена

Я – библиотекарь

«Вселенная - некоторые называют ее Библиотекой…» БорхесХ. Л. «Вавилонская библиотека»

Я никогда в детстве не мечтала стать библиотекарем. Школьную библиотеку я совершенно не помню, более того, оказавшись недавно в своей школе, вообще не смогла вспомнить, где она находилась. В средних классах на уроках внеклассного чтения нас водили в детскую библиотеку. Пожилые тетеньки-библиотекари вели с нами беседы о книгах, это было скучно до зубовного скрежета… Да, никакого удовольствия от посещения библиотек я не испытывала, хотя читать очень любила. Мне повезло – у моих родителей была (и есть) неплохая библиотека. И именно их я хочу поблагодарить за мою любовь к книгам. Позже я посещала филиал рядом с домом. Здесь мне нравилось: небольшие комнаты, заставленные стеллажами, почти домашняя обстановка, возможность самой взять книгу с полки, пролистать («Буквы есть и на корешке книги, но они не определяют и не предвещают того, что скажут страницы. Это несоответствие, я знаю, когда-то казалось таинственным» (Борхес Х. Л. «Вавилонская библиотека»), потрогать корешки, найти чьи-то закладки… Не устраивали меня только два момента – выбор книг был невелик и самое главное, что мне больше всего не нравилось – книги надо было возвращать. Да еще и возвращать в срок! Пятнадцать лет назад я окончила институт и искала работу. В далёком 1998 году с работой было сложно. Мне предложили пойти библиотекарем в читальный зал моего родного пединститута. Я согласилась – временно. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Очень скоро я поняла, что люди за барьером, которые во время моей учебы так раздражали своей медлительностью и непонятливостью, стали моими друзьями, а почти бесконечные ряды стеллажей («Вселенная - некоторые называют ее Библиотекой - состоит из огромного, возможно, бесконечного числа шестигранных галерей, с широкими вентиляционными колодцами, огражденными невысокими перилами. Из каждого шестигранника видно два верхних и два нижних этажа - до бесконечности» (Борхес Х. Л. «Вавилонская библиотека»), моим вторым домом, моей работой, общением, развлечением. С тех пор – я библиотекарь. На мой взгляд, самое главное в библиотеке («…Библиотека существует abaeterno. В этой истине, прямое следствие которой – грядущая вечность мира, не может усомниться ни одинздравый ум» (Борхес Х. Л. «Вавилонская библиотека») – это все-таки книги, литература, информация. В какой бы форме она ни была бы представлена – книжной, электронной, виртуальной, жидкой, газообразной или плазменной. Я не знаю людей, которые не хотели бы читать, но бывает трудно найти «свою книгу». Поэтому, чем больше и разнообразнее фонд, чем в более разнообразных формах находится в нем информация, тем больше будет читателей, тем эффективней будет работать библиотека. А библиотекарем может стать… нет, не любой и не каждый, а могут быть совершенно разные люди, которые просто любят книги и хотят работать.

Николаева Ольга

Я библиотекарь! Вся моя жизнь тесно связана с книгой. В детстве я очень много читала. Пожалуй, именно книги были моими лучшими друзьями. Каждая свободная минутка была заполнена чтением. Раньше дети отрабатывали в школе часы. Кто-то работал на участке: копал грядки, сажал цветы, поливал, полол и т.д. Кто-то убирал мусор возле школы. Кто-то помогал учителям красить парты. А я шла в библиотеку. Туда брали не каждого, а только самых лучших читателей. Мне очень нравилось общение с книгами, нравилось ремонтировать их и давать им вторую жизнь. Особенно радостно было, когда появлялись совершенно новые книги на полках, они манили своей неизвестностью, предвкушением новых впечатлений и увлекательных историй. В более старшем возрасте эта связь с книгой не потерялась, наоборот, она стала ещё более тесной, когда я училась в педагогическом училище, а затем в пединституте.Началась трудовая профессиональная жизнь. Много лет я работала учителем начальных классов, воспитателем в детском саду. Свою любовь к книге, к чтению, мне хотелось передать детям. Подготовка к урокам чтения занимала немало времени, но делалось это с удовольствием и заинтересованностью. Как бы ни складывалась моя жизнь, я всегда была читателем той или иной библиотеки. Сейчас моя дочь приняла «эстафетную палочку». Ей была вручена грамота в филиале № 13 как самому лучшему юному читателю. И вот я стала библиотекарем! В библиотеке я чувствую себя очень комфортно, мне нравится здесь работать. Нравится живое общение с читателями, как маленькими, так и пожилыми. И, конечно, нравится то, что меня окружает огромное количество знакомых и незнакомых книг.

Ячменёва Белла

Назад

www.tagillib.ru

Библиотекарь это кто. Узнай подробности

Давайте рассмотрим, какие особенности дает профессия библиотекарь это кто, какие требования к ней и что должен уметь специалист.

Особенности специальности

Библиотекарь является одной из самых древних профессий. Ей уже более 4000 лет, так как самые первые представители этой профессии появились еще в шумерской цивилизации. В это времени и появились первые библиотеки с книгами на глиняных табличках.

Самыми первыми библиотекарями стали писцы, которые не только писали тексты, но и занимались сбором и систематизаций, составлением списков.

Изначально это была только мужским делом, но постепенно сюда стали приходить женщины и на сегодняшний день это больше женская профессия.

 

 

 

Основные обязанности библиотекаря

В число требований, которые должен будет учитывать современный библиотекарь, входит не только классическое понимание как о хранителе книг. Все это остается, но к ней добавляется еще и знание современных технологий, уметь составлять различные виды мультимедийных проектов и грамотно их использовать для пропаганды чтения и книги в целом.

Причем очень часто люди судят по тому, что они видят, но ведь большая часть работы проводится без участия посетителей. Это связано непосредственно со спецификой и различными отделами, в которых могут работать специалисты.

  Библиотекарь должен будет:

Это и многие другие виды деятельности входят в перечень основной деятельности профессионального библиотекаря.

 

Плюсы и минусы профессии

  Среди плюсов стоит назвать:

  Среди минусов стоит назвать:

 

Как стать библиотекарем

Для того чтобы стать квалифицированным библиотекарем, необходимо будет поступить в библиотечный техникум или же на аналогичный факультет в университете. Кроме того, на эту работу можно устроиться и не имея специального образования, получая его уже заочно. Теперь вы знаете все о профессии библиотекарь это кто, а также какие предъявляются требования.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНОЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУМосква, обл 8 (499) 703-35-33 доб. 822Санкт-Петербург, обл 8 (812) 309-06-71 доб. 475Федеральный номер 8 (800) 777-08-62 доб. 454

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

oksait.ru