Техника безопасности на уроках химии - инструкция. Что можно делать на уроке химии


Как сделать урок химии интересным

Разделы: Химия

Основной формой работы учителя остаётся урок. Школьные уроки - это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя. Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”. Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы  и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки?  Отметим лишь некоторые возможные направления работы учителя в этом направлении.

Нетрадиционный подход к названию темы урока в соответствии с текстом программ

Какие бывают уроки? Хорошие, интересные, необычные, а ещё скучные - ответит на этот вопрос ученик. А почему скучные? Эта тенденция обусловлена, во-первых, повышением уровня сложности содержания обучения, во-вторых, снижением интереса к предмету, связанного с трудностями восприятия, в-третьих, отсутствием положительной мотивации к учению. Привлечь внимание учащихся к уроку с самой первой минуты можно, применив такой методический приём, как необычное название урока. Например, заменить пугающую для учащихся тему “Урок обобщающего повторения по теме “Углеводороды” на “Музей трудовой славы углеводородов”. Или, например, “Бензол” на “Случайное открытие Майкла Фарадея”. Кроме темы можно озвучивать так называемое “имя урока” в виде яркого афоризма, крылатой фразы, эмоционально выражающего в сжатом виде суть главной идеи урока.

Методический островок.

Тема урока: “Урок обобщающего повторения по теме “Первоначальные химические понятия”.

Основная идея урока: ХИМИЯ НА ЗАЩИТЕ РОДИНЫ.

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах, Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну. Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену, Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов, Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов. Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил,  посвящается наш урок.

Активное включение процесса воспитания в процессе обучения

Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: “Non scholae, sed vitae discimus” - “мы учимся не для школы, а для жизни”.

До недавнего времени содержание этого принципа в отечественной педагогике было ограничено искаженным представлением о конечном результате образования как о получении знаний, умений и навыков, а не развитии личности. Поэтому так часто можно услышать от учеников и их родителей: зачем нам учить химию или физику, или математику, они нам не пригодятся в жизни. Когда слышишь такие рассуждения, понимаешь, что учитель не смог раскрыть воспитательные и развивающие возможности своего предмета, не смог донести до учеников, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни, в любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал.

Анализ работы над данной проблемой показал, что, если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция.

 Методический островок.

Патриотическое воспитание на уроках химии в 9 классе.

Направление Тема урока
Достопримечательности России.

1. Алмазный фонд.

2. Царь – пушка. Царь – колокол.

 1. Углерод. Аллотропия углерода.

2. Железо. Сплавы железа.

Выдающиеся химики России, их вклад в науку.

1. И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский - гидратация ионов.

Д.И. Менделеев – гидратная теория растворов.

2. В.А. Чернов, А.Д. Зеленский, М.С. Цвет – теория ионного обмена.

3. М.Е. Вольпин, В.Б. Шур, А.Е. Шилов – биологическая фиксация азота.

4. А.А. Мусин – Пушкин – получение аллотропной видоизменений фосфора – фосфора фиолетового.

5. Д.Н. Прянишников – основоположник химизации отечественного сельского хозяйства.

6. Б.В. Дерягин, Б.В. Спицын – получение впервые в мире алмазов при низких давлениях.

7. М.В. Ломоносов – основоположник научного подхода к производству стеклянных изделий в России.

8. П.П. Аносов – впервые опубликовал научное обоснование получения стали.

 

1. Электролитическая диссоциация.

2. Реакции ионного обмена.

3. Азот. Общая характеристика.

4. Фосфор. Общая характеристика.

5. Минеральные удобрения.

6. Углерод. Аллотропия углерода.

7. Силикатная промышленность. Производство стекла.

8. Получение сплавов железа.

Предприятия Брянска и Брянской области.

1. Брянский завод ирригационных машин.

2. Дятьковский хрустальный завод.

3. Брянский сталелитейный завод.

4. Фокинский цементный завод.

5. Брянский фосфоритный завод.

6. Брянский химический завод.

7. Брянский хладокомбинат.

8. Брянский хлебозавод.

9. Брянский камвольный комбинат.

10. Бумажная фабрика.

11. Тепличное хозяйство п. Добрунь.

1. Получение кислорода.

2. Силикатная промышленность. Производство стекла.

3. Получение сплавов железа.

4. Силикатная промышленность. Получение цемента.

5. Минеральные удобрения.

6. Углеводороды.

7. Белки.

8. Углеводы.

9. Волокна.

10. Полимеры. Целлюлоза.

11. Минеральные удобрения.

Народные промыслы России.

1. Каменное зодчество.

Керамика (гжель, дымковская игрушка).

2. Художественная обработка металла (финифть, филигрань).

3. Декоративная роспись на металле и лаковая живопись (жостовские подносы, палехская лаковая живопись).

 1. Силикатная промышленность.

2. Металлы. Обработка металлов.

3. Металлы. Обработка металлов.

Использование межпредметных связей и как следствие межпредметной координации учебного материала.

За последние годы в химии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких дисциплин как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология убедительно подтверждает необходимость всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни.

В связи с приближением содержания учебного курса химии к современному уровню химической науки, в дидактике химии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения химии, рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Опыт работы показал, что систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.

Методический островок.

Химия и русский язык.

Тема “Железо. Сплавы железа”.

Пословицы и поговорки:

Химия и история.

Тема “Металлы”.

Формула минерала Цвет История минерала
Александрит (BeAl2)O4 Объединяет цвета военного флота Российской Империи: зеленый (при дневном освещении) и красный (при искусственном). Назван в 1842 г. в честь совершеннолетия царя Александра II. Лучшие камни стоят от 6000 до 20000 долларов за карат (0,2г).
Сапфир Al2O3 Разновидность минерала корунда, синего цвета, по твердости уступает только алмазу. Большой кристалл сапфира украшал когда-то корону египетской царицы Клеопатры.
Малахит CuCO3(OH)2 Зеленого цвета, хрупкий минерал, легко разлагающийся при действии кислоты, даже такой слабой как лимонный сок. Считается русским камнем. Слава его началась с 1635г. в связи с открытием уральских малахитовых рудников, сейчас полностью выработанных.
Изумруд Be3Al2(SiO3)6 Зеленого цвета из-за примеси хрома. Также содержит примеси железа и ванадия. В изумрудную чашу, по библейской легенде, собрали кровь Христа.

Римский император Нерон через изумрудный монокль  наблюдал горящий Рим.

Нефрит Ca2Mg5(OH)2(Si4O11)2 Обладает высокой прочностью, стоек к истиранию. Статуя Будды в Китае - из белого нефрита; надгробная плита на могиле Тамерлана - из темно-зеленого нефрита (в Самарканде). В Китае - национальный камень: ранее изготавливали монеты и пластины, служившие паспортом для посланцев императора.
Бирюза

AI6Cu(OH)8(PO)45h3O

Голубого цвета из-за присутствия ионов меди. Неустойчива химически, т.к. впитывает жиры, поглощает влагу, “боится” солнца, взаимодействует с углекислым газом, приобретая зеленый цвет. В Оружейной палате Московского Кремля хранится трон Бориса Годунова с крупными вставками из отличной бирюзы.

Использование ситуационных задач с практическим применением

В современной концепции химического образования прикладная направленность подчеркивается как важное требование обновления содержания, однако в последние годы обнаруживается стойкая тенденция к ее ослаблению, что, несомненно, приводит к снижению качества усвоения учебного материала учащимися. Объем учебного времени, предназначенного для изучения химии, уменьшается при практически неизменном объеме содержания образования.

Однако сокращение учебного времени далеко не единственная и не самая главная причина ослабления практической направленности обучения. Учащиеся крайне редко получают возможность использовать теоретические знания по химии для объяснения производственных процессов, экологических и биологических явлений, химических процессов, протекающих в организме человека и т. п. Недостаточно используются в учебном процессе задачи производственного и экологического содержания. Вместе с тем усиление практической направленности изучения химии не только расширит кругозор учащихся, усилит воспитательное воздействие на формирование их мировоззрения, повысит уровень знаний, сформирует грамотное поведение в быту, природе, на производстве, но и позволит изменить отношение к химии. И как следствие, осуществление перехода от человека знающего к человеку знающему, понимающему, деятельному.

Методический островок.

Примеры задач с практическим содержанием по разным темам курса химии.

1. Питьевая сода (гидрокарбонат натрия), применяющаяся в кулинарии и пищевой промышленности, при нагревании разлагается, и за счет выделения газа тесто разрыхляется. Какой объем углекислого газа (н. у.) выделится при разложении 8,4 г гидрокарбоната натрия?

2. Массовая доля фосфора составляет примерно 1% от массы тела человека. Рассчитайте массу фосфора в вашем организме.

3. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина. Сколько 250-граммовых  стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 стандартов фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая пилюля весит по 0,5 г.

Использование упражнений на применение знаний в измененных обстоятельствах.

В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разобраться в решении типовых задач. И на это есть веские причины. На смену поколений, умеющих работать в заданных условиях, должно прийти поколение, способное самостоятельно ориентироваться и действовать в условиях, постоянно меняющихся. Это поколение, умеющее использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, когда неясно, какие знания и какой науки нужно использовать, не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска.

В таких условиях сложно переплетаются логические и интуитивно-образные построения, приходится постоянно осмысливать и переосмысливать свои действия и действия товарищей. В процессе поиска решения постоянно возникает необходимость преодоления интеллектуальных трудностей. Но только это преодоление приводит к оригинальному решению. Не случайно говорят, что творчество - это мучение, приносящее радость.

Именно поэтому включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной, частично-измененной и полностью измененной ситуации - одно из главных требований к современному уроку.

Методический островок.

Примеры творческих задач по разным темам курса химии.

1. На уроках учителя и ученики часто пользуются цветными мелками. С их помощью записи на доске получаются более выразительными и легко запоминаются. Что делать, если цветного мелка в кабинете нет. Попытайтесь изготовить его самостоятельно, придать ему нужную форму, да к тому же сделать так, чтобы мел не пачкал руки при письме.

2. Для проведения урока биологии, посвященного дыханию, потребовалась известковая вода. Приготовление её путем растворения оксида или малорастворимого гидроксида кальция и последующего фильтрования раствора требует значительного времени.

Предложите быстрый способ приготовления известковой воды и проверьте его на практике.

3. Многие лекарственные препараты представляют собой простые вещества, кислоты, соли, основания. Изучите свойства выданного вам лекарственного препарата и определите, к какому классу веществ он может относиться.

4. Нередко юные химики сетуют на недостаток реактивов. Но ведь некоторые из них можно получать из предметов, обычно выбрасываемых на свалку.

Попытайтесь найти такое сырье из отходов, а также предложите простые и доступные способы получения из него соединений олова. Проверьте на опыте выдвинутые предложения.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

правила поведения в кабинете химии для учащихся

Школа. Непоседливые ученики. Даже в старших классах дети остаются детьми. Поэтому особенное внимание нужно уделить тому, чтобы ими соблюдались правила техники безопасности на уроках химии, поскольку на данном уроке проводятся работы с опасными веществами и реактивами.

Правила техники безопасности на уроке химии детям преподают в самом начале ознакомления с новым предметом. И на протяжении учебного года за то, как ученики их соблюдают, несет ответственность преподаватель.

Как должен быть подготовлен кабинет химии к уроку?

В лаборатории, где производят опыты, в обязательном порядке должна находиться аптечка, наполненная всеми необходимыми медикаментами, с помощью которых можно оказать первую медицинскую помощь при получении травм учащимися. Помимо аптечки, помещение должно быть оснащено противопожарным щитом и обязательно огнетушителем.

Перед началом урока преподаватель должен провести инструктаж по технике безопасности на уроке химии. Также раз в месяц ученики обязаны сдавать зачет по знанию правил техники безопасности в кабинете химии. О проведении инструктажа и зачета данные записываются в специальный журнал техники безопасности на уроках химии. И каждый ученик должен поставить свою подпись, свидетельствующую о том, что он ознакомлен с правилами и соглашается на их соблюдение.

Требования, которые выдвигаются к личной защите учащихся

При проведении лабораторных работ иногда ставятся опыты со щелочами и кислотами, газами или другими опасными веществами. Так же используются разные нагревательные приборы и стеклянная посуда. По этой причине риск получить травму очень высок, если не будут соблюдаться техника безопасности на уроках химии и правила поведения в кабинете.

Для этого преподаватель, да и сами учащиеся должны быть полностью защищены на случай непредвиденных ситуаций. В первую очередь одежда должна быть защищена халатом, на руках - резиновые перчатки, глаза прикрыты очками. Обувь также должна быть удобной и практичной. Не допускается обувь на высоких каблуках или со скользящей подошвой.

Все опыты должны проводиться строго в лаборатории. Ни в коем случае нельзя проводить их в помещениях, которые не приспособлены для опытов. Перед началом занятий, особенно лабораторных работ, нужно тщательно проверить состояние всего оборудования, а также напомнить, как должна соблюдаться техника безопасности на уроках химии. Для учащихся подготовка заключается в ознакомлении с задачами работы.

Что произойдет, если школьник на уроке химии нарушил технику безопасности?

В процессе опыта может случиться самая непредвиденная ситуация. Рассмотрим примерный случай. Школьник забыл закрыть пробирку с реактивом и оставил ее отрытой на столе. Что может произойти в таком случае?

В таком случае могут произойти следующие события:

Кого можно допустить к работе в кабинете химии?

Соблюдаться правила техники безопасности на уроке химии должны всеми, кто находится в кабинете, без исключения. К работе с реактивами разрешается допускать только людей, которые достигли 18-летнего возраста и прошли медицинское обследование, в частности на аллергические реакции на препараты.

Людьми, которые были допущены к работе, должна тщательно соблюдаться техника безопасности в кабинете химии, а так же распорядок занятий.

Какие последствия возникнут при несоблюдении ТБ?

Как бы ни соблюдалась техника безопасности на уроках химии, все равно происходят непредвиденные ситуации.

Правила поведения в кабинете химии, которые необходимо выполнять ученикам

Поскольку в кабинете химии имеется большое количество опасных реактивов, следует соблюдать следующие правила:

Школьники, которые не придерживаются правил поведения в кабинете химии, или если ими не соблюдается техника безопасности в кабинете химии, несут дисциплинарное наказание согласно внутренним правилам о нарушении дисциплины. И, соответственно, будут сдавать внеочередной зачет по проверке знаний техники безопасности.

Основные требования при допуске к работе в кабинете химии

К работе в кабинете химии допускать учеников можно лишь тогда, когда будут соблюдены следующие требования:

Как придерживаться правил безопасности во время работы?

Преподаватель в первую очередь должен научить школьников придерживаться нескольких правил во время работы:

Какие действия проводятся после окончания занятий

После работы в лаборатории ученики должны подготовить кабинет для следующих юных химиков. Для этого они должны:

Что нужно делать во время ЧП?

Если во время работы все же произошел несчастный случай и кто-то опрокинул реактив, поранился химическим инструментом или произошло что-то другое, действия должны быть такими:

Чем должна быть заполнена аптечка в кабинете химии?

Это - неотъемлемый предмет в кабинете химии, там хранятся самые необходимые медикаменты и антисептики. Самый простой набор должен быть следующим:

  1. Упаковка стерильного бинта.
  2. Упаковка нестерильного бинта.
  3. Упаковка стерильных салфеток.
  4. 50г стерильной гигроскопической ваты.
  5. Пинцет, предназначенный для накладывания тампонов.
  6. 1 флакон 25-50 мл клея БФ-6, которым обрабатывают мелкие ранки.
  7. Флакон 25-50 мл спиртового раствора йода, для обработки порезов.
  8. 50 мл 3% раствора перекиси водорода.
  9. Активированный уголь.
  10. 10% раствор нашатырного спирта.
  11. Флакон 10-20 мл альбуцида 30%. Используют при попадании реактива в глаза.
  12. 30-50 мл этилового спирта.
  13. 20-30 мл глицерина для обработки ожоговых ран.
  14. 200-300 мл 2% раствор соды, для обработки кислотного ожога
  15. 200-250 мл 2% раствора борной кислоты.
  16. 3 шт. пипеток
  17. Обыкновенный и бактерицидный лейкопластыри.
  18. Жгут кровоостанавливающий.

fb.ru

Химия в школе: 7 вещей, которые бесят

Уроки химии в школе всегда воспринимались как нечто необязательное. Химия — рекордсмен невыученных уроков и неусвоенных знаний. А ведь именно химия может дать вам уникальные способности понять названия на упаковках порошка или косметики и разобраться вредно мясо или нет. Только в школе почему-то учат совсем другому. Что не так со школьными уроками химии — рассказывает кандидат химических наук Александра Борисова.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Это вы и ваши знания

Потому что вы не знаете химии совсем. Нет, серьёзно. Скорее всего, вы отличаете первое спряжение от второго. Наверное, до сих пор помните формулу дискриминанта, а также что синус и косинус не бывают больше единицы. Помните законы Ньютона и кинематику (её вы помните точно, просто это слово забыли), теорию эволюции и пестики с тычинками, Северную войну и так далее. А из химии что есть предложить на суд вечности? Формулы соли, спирта и воды? И то не у всех. Химия — это несложно. Но вы-то в 14 лет уже определились с профессией. Или начался переходный возраст. Или, может, с учителем не повезло?

2. В школе учат какому-то очень тоненькому куску пирога — большой многогранной науки

Неорганическая химия и органическая химия — всё. Биохимию проходят на биологии, а там пиши пропало: преподают ведь описательную науку, какая уж тут реакция образования белка (а там всего-то вода должна «отвалиться»). Я уж молчу про ферменты и прочее прекрасное в организме человека. Не знаете, что ещё бывает? Так я вам расскажу. На химфаке, кроме этих двух химий, есть аналитическая химия (жутко зажигательно: криминалистика, поиск допинга, экологические пробы — все сюда), физическая химия (катализаторы — это вся нефтепереработка, все ваши колготки, биодеградируемые пластики, бензин), кристаллохимия (просто про алмазы), коллоидная химия (наночастицы, гели, аэрозоли, пена), химия природных соединений (всё живое), химия полимеров (всё вокруг, созданное руками человека, кроме металлов). Хотя и этим химия не ограничивается. Нет, я не предлагаю в школе учить университетский курс. Но получить представление о том, как устроен мир, хотелось бы.

3. И даже этот тоненький пирог зачерствел ещё в 20-30-х годах прошлого века

Рассказывали ли вам на уроках в школе, за что в этом году дали Нобелевскую премию по химии? Мне — нет. Может быть, потому, что её дают то за биохимию, то за катализ. Смотри пункт № 3 — придётся признаться, что за пределами учебника что-то существует. Так или иначе, мир за последние 100 лет сильно изменился, и химия в этом изменении сыграла не последнюю, а одну из первых ролей. Поэтому даже когда мы изучаем какие-то довольно простые реакции, хотелось бы примеров из жизни о том, где это работает. А работает это везде, поверьте.

4. На уроках химии учат ненужному

Даже олимпиадников (хотя те в результате знают о химии побольше) заставляют что? Учить тривиальные (это значит бытовые) названия веществ. Учить, как это называли алхимики 300 лет назад. Лунный каустик, поташ, дефлогистированный воздух или что там ещё — я всё это забыла, как только поступила на химфак МГУ. Правда, в XXI веке это никому не нужно.

5. А ещё на этих уроках нас держат за идиотов

Иначе как объяснить, что для решения простой пропорции (математика, 5-й класс) нам советуют какое-то эмпирическое «правило креста» (о чудо, оно работает, хотя такое эмпирическое!). А вместо того чтобы составить линейную систему уравнений с двумя неизвестными, нам предлагают сделать какие-то невозможные умозаключения. Линейную, друзья! Кислоты X, щелочи Y, соли получилось 20 грамм да плюс 10 грамм кислоты осталось. Х выразили через Y — и пошло дело. Какие тут умозаключения!

6. На уроках химии не разъясняют ничего, что действительно полезно в повседневной жизни

Почему порошок стирает, хлорка дезинфицирует (но вредна), а антибиотики убивают бактерии? Нет, не знаем. А если б хоть чуть-чуть знали, термин «органическая еда» просто не существовал бы. Вся еда органическая, кроме соли и соды, чёрт возьми. Вы не перевариваете камушки и не питаетесь кислотами и щелочами, а всё остальное — органические соединения. Даже нефть, газ, антибиотики и древесина (хотя её вы тоже не перевариваете) — это органика. Пожалуйста, запомните хоть это.

7. Бесит, что на уроках химии не борются с хемофобией

А потом «Гринпис» — наше все, батрачить на «химии», химики делают лекарства с побочными эффектами и пластики, которые разрушают окружающую среду. Ага, а лекарства без побочных эффектов и биоразлагаемые пластики не химики делают — они появляются от святого духа.

Химия везде. Вокруг нас и внутри нас, но только не в наших головах. Вообще, я должна радоваться: мне удалось войти в круг «избранных» с уникальными способностями понять названия на упаковках порошка и косметики, разобраться вредно мясо или нет и почему. Но мне почему-то грустно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

18 гифок, которые влюбляют в химию

Фразы из фильмов, которые мы не понимаем из-за трудностей перевода

36 полезных каналов и ботов в Telegram

mel.fm

Техника безопасности на уроках химии

Требования правил безопасности при работе на уроках химии в первую очередь направлены на снижение опасности во время лабораторных и практических работ . Факторы риска заключаются в термических и химических ожогах, отравлениях ядовитыми парами, порезами и поражением электрическим током. В связи с этим очень важно знание, понимание и неукоснительное выполнение требований инструкции по охране труда для кабинетов химии, не только преподавателем, но и всеми учащимися без исключения.

Техника безопасности на уроках химии регламентирует основные модели правил поведения, которые позволят снизить риск несчастного случая в школе до минимума. А также определяют алгоритм действия в случае наступления какой-либо внештатной ситуации. Придерживаясь инструкции по технике безопасности, школьники и преподаватели помогают нормальному прохождению процесса обучения в учебном учреждении.

Общие положения техники безопасности на уроках химии

 

Преподаватель перед первым занятием должен провести вводный инструктаж для учащихся. В процессе обучения учитель вносит коррективы в работу школьников и контролирует безопасность учебного процесса. Перед каждым новым занятием проводится текущий инструктаж, который разъясняет суть конкретного задания. Преподаватель и лаборант отвечают за состояние оборудования, посуды и инструментов, за ознакомление с техникой безопасности, а также за наличие средств защиты, пожаротушения и медицинской помощи.

Техника безопасности на уроке химии для учащихся

 

 Требования техники безопасности перед уроком химии

Требования техники безопасности во время урока химии

Техника безопасности после урока химии 

Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

   

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:

bezopasnost-detej.ru

Урок занимательной химии - химия, мероприятия

Урок занимательной химии

Цель урока: стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, расширить кругозор и усвоение учащимися знаний по предмету

Ребята, в 8 классе вы начали изучать новый для вас предмет – химию, науку о веществах и их превращениях.

И сегодня, нас ожидает увлекательное путешествие по стране химии.

Итак, отправная точка – школа №3, кабинет химии.

Посмотрите, какой интересный кабинет. А вы знаете, что на уроках химии можно пользоваться шпаргалками. Вы удивлены. Да вот же они!

Это таблица химических элементов Д.И.Менделеева и таблица растворимости солей, кислот и оснований; и на каждой контрольной ими можно пользоваться.

Давайте вспомним, какую же информацию мы получаем из этих таблиц.

- можем определить относительную атомную массу элемента

- по порядковому номеру определяем заряд ядра атома и число протонов, а также рассчитать число электронов и нейтронов атома

- по номеру группы определяем число электронов на внешнем энергетическом уровне и число валентных электронов

-по номеру периода определяем число энергетических уровней в атомах элементов

-узнать формулы высших оксидов

-узнать данный элемент является s- или p- элементом и т.д.

А сейчас вам будут предложены несколько заданий:

I.Угадать названия и химические знаки соответствующих элементов, «зашифрованных» в следующих вопросах.

  1. Какой газ утверждает, что он – это не он. (неон)

  2. Какой неметалл является лесом (бор)

  3. Какой химический элемент состоит из двух разных по своим размерам животных (мышьяк)

  4. Какой элемент вращается вокруг солнца (уран)

  5. В состав какого металла входит новогоднее дерево (никель)

  6. В названии какого металла входят болотные водоросли (платина)

  7. Какие химические элементы состоят из различных рек (индий, полоний, радон, нильсборий)

  8. В состав какого металла и неметалла входит любимый пиратский напиток (бром, хром)

  9. В каком металле содержится кость, из которой согласно библии бог создал Еву (серебро)

  10. В названиях каких химических элементов спрятаны ноты (водород, кадмий, рений)

  11. Какой элемент может воду «родить» (водород)

  12. Какой химический элемент легко превратить в веселое зрелище (цирконий)

  13. Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе химических элементов

  14. Частью какого элемента любят играть на досуге взрослыек и дети (золото)

  15. Какой химический элемент имеет прямое отношение к табуну лошадей (цирконий)

  16. Название какого металла несет в себе волшебника (магний)

  17. Какой химический элемент входил в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер (бор)

  18. В названиях каких элементов три буквы «о» (золото, олово, водород)

  19. В названиях каких химических элементов входят названия десертных блюд (железо, кремний)

  20. 20 в фамилии какого русского ученого девять букв, из них четыре «о» (Ломоносов)

II задание. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

  1. Не все то аурум, что блестит (не все то золото, что блестит)

  2. Белый, как карбонат кальция (белый, как мел)

  3. Феррумный характер (железный характер)

  4. Слово – аргентум, а молчание – аурум (слово –серебро, а молчание – золото)

  5. За купрумный грош удавился (за медный грош удавился)

  6. Много оксида водорода утекло с тех пор (много воды утекло с тех пор)

  7. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове (недосол на столе, пересол на голове)

  8. Уходит, как аш-два-о в оксид кремния (уходит как вода в песок)

  9. Что произойдет, если смешать гидроксид кальция с гашеной известью (ничего, это одно и то же вещество)

  10. Что произойдет, если растворить хлорид натрия в воде (будет соленая вода)

  11. Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о (алмаз чистой воды)

III задание. По определенным характеристикам нужно определить название элемента.

  1. Он с морской капустой дружит

И лекарством людям служит,

Знает млад и стар народ-

Коль ушиб, то нужен – (иод)

  1. Предупреждаю заранее,

Что не пригоден для дыхания,

А все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат.

Я главный в воздухе, так вот

Легко назвать меня – (азот)

  1. Я светоносный элемент,

Я спичку вам зажгу в момент,

Сгореть смогу и под водой,

Оксид в ней станет кислотой (фосфор)

  1. Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятники за это,

И знают имя мое (медь)

IV задание

а) Задумать любой химический элемент и провести с порядковым номером этого элемента следующие вычисления без сообщения промежуточных результатов.

  1. Порядковый номер удвоить

  2. К произведению прибавить «5»

  3. Сумму умножить на «5» и сообщить результат вычислений.

Ответ (от числа отбрасываем последнюю цифру и отнимаем «2»)

б) Задумать и запомнить два химических элемента с таким условием, что они образовали химическое соединение:

  1. Порядковый номер первого элемента удвоить

  2. К произведению прибавить «5»

  3. Сумму умножить на «50»

  4. К произведению прибавить порядковый номер второго химического элемента.

Ответ (вычесть «250»)

Занимательные опыты:

  1. Превращение лимонного сока в апельсиновый (взаимодействие хромата калия с серной кислотой)

  2. Взаимодействие алюминия с иодом.

  3. Поливаем цветы из фильтровальной бумаги (обработанные фенолфталеином) раствором гидроксида натрия.

  4. «Выпускаем змею» (уротропин+нитросульфазол)

  5. Опыт «Хамелеон» ( шесть стаканов с водой, хлоридом железа (III), гексацианоферрата калия, гидроксида натрия, фенолфталеина, соляной кислоты)

  6. «Вулкан»

  7. «Зубная паста для великанов» (50 мл пероксида водорода + 5 мл жидкого мыла + 5 г иодида калия)

  8. «Несгораемый платок»

  9. «Залечим рану»

  10. Получение молока, малинового сока, фанты, газированной воды (хлорид бария, гидроксид натрия, бихромат калия, сода, серная кислота и фенолфталеин)

  11. Получение огня

  12. «Цветные огни»

Сегодня мы познакомились с удивительной наукой, имя которой – химия. Каждый из нас в детстве любил читать сказки, в которых могущественные феи и добрые волшебники совершают удивительные чудеса, и каждому хотелось ощутить на себе силу волшебства и самому в роли волшебника. Подрастая, мы начинаем понимать, что чудес в жизни не бывает. Но, оказывается, это не так! Наука – вот истинная волшебница наших дней. И среди всех наук, творящих чудеса, выделяется химия. Она позволяет получать из природного сырья необходимые человеку материалы, каких не встретишь в природе. Яркие игрушки, школьные принадлежности, ткани и пластмассы дает нам эта добрая волшебница. Без химии нельзя выплавить металл, построить корабль, обеспечить чистоту и уют в доме, поддерживать здоровье. Каждый из нас, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: зажигает спичку и газ, готовит пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакции.

kopilkaurokov.ru

Нестандартные уроки по химии

Методическая работа.

«Нестандартные уроки- одна из форм развития познавательных интересов учащихся в области химии»

 

Разработала:

Учитель химии и биологии

МОУ ООШ с.Малая Хомутерь

Емелина Альфия Нарымановна.

   Традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения. Основная задача внедрения активных форм обучения — воспитание конкурентоспособной, самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, необходимо иметь в виду не только систему совершенствования методов сообщения новых знаний, но и совершенствование методики формирования у детей различных умений и навыков. Изучение процесса усвоения знаний схематически может быть представлен как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихся и превращению усвоенных знаний в личное достояние ученика, т.е. убеждения. Благодаря блоку познавательных (когнитивных) способностей ученики смогут выстраивать индивидуальную траекторию в конкретных образовательных областях, в учебных предметах. К познавательным способностям относятся: эмоционально-образные, логические, смысловое видение, способности задавать вопросы, высказывать прогнозы, формулировать гипотезы, конструировать правила. Главный принцип развития познавательных способностей — первичность познания реальности, а не изучение готовых «знаний» о ней. Самостоятельное изучение одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных траекторий. Уровень прохождения перечисленных этапов различен и определяется возрастом, подготовленностью, индивидуальными особенностями. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. 

Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. 

     Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.

И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» 

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, у всех воспитывать силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

     Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

     Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.

Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

     В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные, на те, которые используют на уроке и на те, которые используют во внеурочное время.

     Нестандартные формы и методы позволяют сделать химию  более доступной и увлекательной, привлечь интерес учащихся.

Организация и проведение нестандартных уроков химии

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Ребята, впервые пришедшие в химический кабинет, в большинстве своем проявляют повышенный интерес к химии, связанный с проведением опытов и экспериментов на уроках. Но, к сожалению, этот интерес у многих пропадает уже к третьей-четвёртой четверти 8-го класса. Значит, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы у детей не только пропадал интерес к предмету, а, наоборот, увеличилось число заинтересованных.

Часто бывает, что ребята рассеивают свое внимание при изучении сложного и объёмного материала и никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким-либо интересным рассказом или игрой, что поможет сконцентрировать внимание ребят на изучаемом материале. Активизировать внимание учащихся и повысить интерес к предмету помогают нестандартные уроки.

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

    Оживляют урок различные командные химические соревнования. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей. Мы часто используем викторины. 

Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. В начале урока викторину можно провести при отработке навыков, в середине урока - при проверке усвоения нового материала, в конце урока - при проверке знаний и умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроках. Вопросы викторины в некоторых случаях заранее записываются на листах бумаги или на закрытой доске. Ответ на вопрос учащиеся дают сразу. При оценке учитывается не только правильность, но и быстрота ответа. Отвечают ученики поочередно из каждой команды. В конце викторины подвожу итог, учитывая число решенных заданий, качество их обоснований, оригинальность решений.

Очень любят ученики уроки – турниры. Подготовка к уроку – турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы.

     Ещё одной, часто применяемой формой зачёта, является тестирование. Оно обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Естественно, прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока. Анализ подготовки и результатов таких уроков показывает не только упрочение знаний учащихся, совершенствование их умений обобщать и систематизировать материал, но и изменение их отношения к математике. Доминирующими для них становятся сам процесс приобретения знаний и его содержание, а не только оценка.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

На уроках химии в 8 классе я использую различные нестандартные уроки. Например, урок-соревнование на тему «Основания. Щелочи». Данный урок проходит в виде путешествия по разным станциям, на которых дети получают различные задания. Такой урок, бесспорно способствует повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести свой коллектив, ученики начинают больше читать по предмету, тренироваться в решении задач.

Интересно проходят уроки-сказки (урок обобщения и систематизации знаний по теме «Королевство химических веществ»), показывающие, что на таком сложном, иногда не интересном, требующем внимательности, точных знаний, достаточно консервативном занятии как урок химия возможно отступление от стандартного ведения урока.

В 9 классе провожу с детьми уроки-исследования, где предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке (урок-исследование по теме «Алюминий»). Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще непознанного. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь открыть, представить всему классу свою гипотезу. На уроке по теме «Серная кислота» ученикам предлагается исследовательское задание на выдвижение гипотез: «В центре пустыни были открыты холмы, состоящие из смеси песка и серы. Геологи набрали образцы серы, завернули в бумагу, снабдили этикетками, упаковали в ящики, отправили в институт. По прибытии обнаружили, что ящики местами прожжены, этикетки чем- то изъедены, а из кусков серы капала жидкость – серная кислота. Как образовалась кислота, каковы ваши гипотезы?». Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний.

Не менее интересной формой урока является конференция (урок-конференция «Природные источники углеводородов», 10 класс). Учащиеся учатся работать с несколькими источниками: учебниками, справочниками и т.д.; учатся анализировать тексты, вычислять главное по заданной теме. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, рецензировать сообщения товарищей. При подготовке к таким урокам у учащихся проявляются большие возможности проявить инициативу и творчество.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.

Такие формы и методы повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.

Приведу некоторые примеры таких активных форм обучения.

Роль учителя — в основном сопровождающая, он вооружает учеников технологией деятельности и соответствующими способами работы. Например, при написании исследовательской работы по химии перед учащимися учитель ставит следующие исследовательские задачи. Определение содержания примесей в снеговой воде. 1. Продумайте ход эксперимента, составьте план работы вашей. 2. Распределите обязанности внутри группы (руководитель, лаборанты, младшие научные сотрудники) 3. Составьте список и приготовьте все необходимое оборудование. 4. Заведите лабораторный журнал и заполните 5. Сформулируйте цель вашего эксперимента 6. Оформите отчет 7. Подготовьте сообщение и выступите с ним на итоговой конференции Задания для 1 группы. «Исследования снеговой воды, взятой рядом со школой». Задания 2 группы. «Исследование снеговой воды, взятой в парке». Задания для 3 группы «Исследование снеговой воды, взятой у проезжей части дороги». 

При изучении химии в 8 классе учащимся предлагается задание: 1. Заполни таблицу Польза химии. Вред химии 2. Сделай вывод о значении химии в жизни человека (дискуссия) Дискуссия на уроке Плюсы дискуссии: • ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится четко формулировать вопрос, ясно выражать свои мысли, защищать свое мнение, выслушивать точки зрения других; • в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение; • учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность Дискуссия, проведенная по определенным правилам, напрямую влияет на уровень активизации обучения и учит ребят учиться. Технология активного обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе, каждый участник либо имеет определенное ролевое задание, либо от его деятельности зависит качество выполнения познавательной задачи. Эта технология включает в себя методы, стимулирующие, познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность. 

При проведении деловой игры «Оперативное совещание по загрязнению реки», планируемый результат: закрепить знания о свойствах воды, охране окружающей среды, развить творческие способности, практические навыки, формировать исследовательские навыки. Педагогическая суть деловой игры — активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучение, подготовить к профессиональной практической деятельности. При подаче материала в такой форме усваивается около 90% информации. Активность учащихся проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет их быть активными»

Чтобы решить проблему самореализации учеников при изучении химии, необходимо предлагать ученикам задания не только репродуктивного характера, но и продуктивной деятельности. Именно такие задания направлены на приращение личностного опыта и творческую самореализацию учащихся, такие задания не имеют правильных ответов и результат, который получает ученик в ходе их выполнения, является личностно-креативным, поскольку выступает своеобразным продуктом его творческого самовыражения. Использование творческих заданий с нестандартными формулировками, которые отличаются от общепринятых не только необычным условием, но и нетрадиционными способами решения, способствуют развитию познавательной активности. Особенности таких задач, необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи вызывают интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, интеграции знаний, побуждают использовать дополнительную литературу, способствуют повышению интереса к учебе в целом. 

Сформированность умений выполнять различные по уровню сложности эвристические задания и задачи способствует формированию познавательных продуктов личностных умений и умений применять интеллектуальные решения. 

     Практика показала, что если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции. На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.

Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.

infourok.ru

КАК СДЕЛАТЬ УРОК ХИМИИ ИНТЕРЕСНЫМ? ИЛИ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ХЕМОФОБИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

КАК  СДЕЛАТЬ  УРОК  ХИМИИ  ИНТЕРЕСНЫМ?  ИЛИ  ПУТИ  ПРЕОДОЛЕНИЯ  ХЕМОФОБИИ  В  СРЕДНЕЙ  ШКОЛЕ

Авджи-Оглы  Дина  Дмитриевна

Князева  Мария  Алексеевна

студенты  3  курса  факультета  биологии  и  химии,  Крымского  Федерального  Университета  им.  В.И.  Вернадского,  РФ,  г.  Симферополь

E-mail:  witch2404@mail.ru

E-mail:  knyazeva-mariya@mail.ua

Дергачева  Ирина  Николаевна

научный  руководитель,  кандидат  педагогических  наук,  доцент  кафедры  общей  и  физической  химии,  Крымского  Федерального  Университета  им.  В.И.  Вернадского,  РФ,  г.  Симферополь

 

В  жизни  химия  нужна,

Как  предмет  она  важна.

И  учить  ее  прилежно

Мы  должны  от  А  до  Я.

Что  мы  носим,  что  едим,

Чем  здоровью  мы  вредим?

Как  кислоты  выливать,

Чтобы  что-то  не  взорвать?

На  все  вопросы  эти

Нам  химия  ответит!

 

Тема  нашего  исследования  является  актуальной,  так  как  химия  охватывает  почти  все  аспекты  нашей  жизни  (продукты  питания,  сельское  хозяйство,  бытовая  химия  и  т.  д.),  а  так  же  помогает  справиться  с  некоторыми  жизненными  ситуациями.  Старшеклассники  на  уроках  химии  готовятся  войти  во  взрослую  жизнь  и  реализовать  себя  в  определённой  профессии.  Актуальность  изучения  химии  в  этом  контексте  абсолютно  бесспорна!  Ведь  практически  каждая  деятельность  современных  людей  связана  с  химией.  Даже  формирование  влюблённости  подчиняется  законам  этой  науки.

Целью  нашей  работы   является  поиск  путей  преодоления  хемофобии  и  формирование  познавательного  интереса  к  химии.

Остановимся  сначала  на  базовых  понятиях  нашего  исследования.  Химия  —  это  очень  сложная  наука,  но  в  тоже  время  очень  интересная  и  увлекательная.  Но,  к  сожалению,  интерес  к  этому  предмету  пропадает  из-за  сложности  всей  теоретической  базы  и  из-за  неумения  педагога  донести  до  учащихся  все  прелести  этой  науки,  т.  е.  заинтересовать  их.

Итак,  что  же  такое  интерес  и  как  его  развить?  И  что  такое  хемофобия?  Познавательный  интерес  (от  лат.   inter  esse  —  «быть  внутри»)  —  1)  положительно  окрашенный  эмоциональный  процесс,  связанный  с  потребностью  узнать  что-то  новое  об  объекте  интереса,  повышенным  вниманием  к  нему;  2)  (как  эмоция)  —  форма  проявления  познавательной  потребности,  обеспечивающая  направленность  личности  на  осознание  ею  целей  деятельности  и  тем  самым  способствующая  ориентировке,  ознакомлению  с  новыми  фактами,  более  полному  и  глубокому  отображению  действительности.

Условия  возникновения  интереса:

Чаще  интерес  возникает  там,  где  есть  новое :  новое  развлечение,  новое  дело  или  новая  возможность  развития.

·     создать  удобные  условия  для  развития .  В  частности,  сделать  новое  дело  простым,  а  новый  материал  —  понятным.

·     «разукрашивать»  процесс,  привносить  в  него  элементы  развлечения,

·     поощрять  новые,  творческие  начинания,

·     давать  новые,  усложненные  задачи,  которые  человеку  по  силам,

·     подкреплять  ощущение  успеха .

Хемофобия   —  иррациональная  боязнь   химических  соединений,  одна  из  форм  технофобии  и  страха  неизвестности.  Обычно  она  проявляется  в  форме  предубеждения  против  «химии»,  под  которой  понимаются  продукты  (обычно  косметика  либо  пищевые  продукты),  произведённые  человеком  в  промышленных  условиях.  Иногда  под  хемофобией  понимают  нежелание  изучать  химию  в  школе  либо  вузах.

Мы  провели  анализ  научной,  педагогической,  методологической  литературы  работ  современных  дидактов.  Были  разработаны:  теория  активизации  процесса  обучения  (М.А.  Данилов,  М.Н.  Скаткин,  И.Т.  Огородников),  теория  содержательного  обобщения  (В.В.  Давыдов,  Д.Б.  Эльконин),  теория  поэтапного  формирования  умственных  действий  (П.Я.  Гальперин  и  другие),  теория  формирования  духовных  потребностей  (Ю.В.  Шаров)  и  познавательного  интереса  (Г.И.  Щукина),  теория  проблемного  обучения  (А.М.  Матюшкин,  Т.В.  Кудрявцев,  М.И.  Махмутов,  И.Я.  Лернер).  Всего  этого  не  было  в  50-е  годы.  Поэтому  есть  основание  говорить  о  традиционной  дидактике  в  отличие  от  дидактики  современной.  Традиционная  дидактика  основную  цель  видела  в  накоплении  учеником  определенного  объема  знаний;  она  ориентировала  учителя  на  объяснение  сущности  новых  понятий,  законов,  принципов,  правил  изучаемой  науки,  показ  приемов  умственной  деятельности,  показ  образца  действия  [1—7].

«Творчески  работающий  учитель,  —  пишет  Л.В.  Занков,  —  в  значительной  мере  поступает  согласно  объективным  законам  обучения  и  воспитания,  при  этом  он  частично  опирается  на  уже  известные  теоретические  положения,  частично  интуитивным  путем  как  бы  нащупывает  Законы,  еще  не  открытые  наукой»  [2,  с.  5].

Раскрыв  понятийную  базу  нашего  исследования,  остановимся  на  результатах  нашего  эксперимента,  проведенного  в  общеобразовательных  школах  г.  Симферополя,  а  также  в  Таврической  академии  Крымского  Федерального  Университета  им.  В.И.  Вернадского  в  период  2014—2015  гг.

В  анкетировании  принимали  участие  учащиеся  10—11  классов  и  студенты  факультета  биологии  и  химии  (специальность  04.03.01  «химия»)  Таврической  академии  Крымского  Федерального  Университета  им.  В.И.  Вернадского  в  количестве  200  человек.

Анализ  анкетирования  показал,  что  из  100  %  опрошенных  46  %  считают,  что  химия  им  в  дальнейшей  жизни  не  нужна,  44  %  колеблются  с  ответом  и  только  10  %  опрошенных  уверены,  что  хотят  связать  свою  жизнь  с  химией,  что  данная  наука  интересна  и  помогает  в  различных  жизненных  ситуациях.

 

Диаграмма  1.  Хотели  бы  Вы  связать  свою  жизнь  с  химией?

 

На  вопрос  интересна  ли  Вам  химия  как  учебный  предмет  46  %  опрошенных  учеников  ответило,  что  интересна  и  12  %  интересуются  исключительно  практической  стороной  химии  (лабораторные  опыты).  Однако  ученики  подразумевают  под  лабораторными  опытами  не  деятельность  «руками  и  головой»  а  лишь  яркий  показ  демонстрации  опыта  учителем,  что  весьма  поверхностно  и  не  доказывает  сущность  химического  эксперимента  в  школе.  Очевидно,  что  в  данном  случае  химический  эксперимент  выполняет  функцию  наглядности,  обучающая  и  воспитательная  функции  —  остаются  в  стороне.  Нельзя  забывать,  что  учащимся  сегодня  необходимо  развитие  памяти,  внимания,  мышления,  воспитания  бережного  отношения  к  природе,  здоровому  образу  жизни.

 

Диаграмма  2.  Интересна  ли  Вам  химия  как  учебный  предмет?

 

На  вопрос  когда  урок  химии  Вам  интересен  44  %  опрошенных  ответили,  что  им  нравится  учитель.  Они  в  приоритет  ставят  внутренние  качества  учителя,  а  не  сам  предмет,  что  тоже  поверхностно  отражает  истинное  предназначение  химии  в  школе,  нет  соответствия  дидактическим  принципам  обучения  и,  выявляется  отсутствие  стойкого  интереса  учащихся  к  самой  науке  химии.

 

Диаграмма  3.  Когда  урок  химии  Вам  интересен?

 

Диаграмма  4.  Какие  внеклассные  мероприятия  по  химии  Вы  бы  хотели  провести?

 

Анализ  анкетирования  для  студентов  показал,  что  из  100  %  опрошенных  42  %  не  хотят  связывать  свою  дальнейшую  работу  с  химией,  21  %  —  рассматривают  перспективу  поступления  в  магистратуру,  25  %  —  затрудняется  с  ответом,  и  только  12  %  —  уверены  что  хотят  связать  свою  жизнь  с  преподаванием  химии  в  школе.

 

Диаграмма  5.  Хотите  ли  вы  работать  дальше  в  области  химия?

 

На  вопрос  почему  вы  поступили  на  химический  факультет  80  %  опрошенных  студентов  ответили  что  химия  нравилась  еще  в  школе,  10  %  уговорил  декан  при  поступлении  на  1  курс,  10  %  проходил  по  балам  на  химический  факультет,  но  не  проходил  по  балам  куда  хотел.

 

Диаграмма  6.  Почему  вы  поступили  на  химический  факультет?

 

Анализируя  анкеты  студентов  и  школьников,  мы  выявили,  что  все  таки  химия  —  предмет  интересный,  что  весьма  примечательно.  Однако  в  школу  преподавать  химию  решаются  не  все  студенты  и  связывают  это  с  высокими  требованиями  к  современному  учителю  химии.

Возникает  вопрос,  как  повысить  интерес  к  химии  и  исключить  хемофобию  будущего  учителя  химии  и  самих  школьников?

На  наш  взгляд,  важное  условие,  которое  способствует  возникновению  интереса  к  учебной  деятельности  —  это  мотивация  учащихся  направленная  на  освоение  материала.

Согласно  теории  обучения  Щукиной  Г.И.  интересный  урок  можно  создать  за  счёт  трёх  условий:

1.  содержания  учебной  информации,  когда  ученику  просто  интересен  изучаемый  материал;

2.  используемых  приёмов  и  методов  обучения;

3.  самой  личности  учителя.

Однако  нам  кажется,  что  самым  главным  составляющим  среди  этих  условий  должен  быть  сам  ученик,  активно  участвующий  в  выборе  учебной  информации,  а  также  знаковой  является  —  роль  личности  учителя  [3,  c.  160].

В  заключении,  следует  подчеркнуть,  опираясь  на  результаты  педагогического  эксперимента,  что  для  устранения  проблемы  хемофобии,  необходимо  при  раскрытии  темы  урока  вносить  элементы  активных  методов  обучения,  использовать  межпредметные  связи.  Акцент  следует  ставить  также  и  на  внедрение  лабораторного  эксперимента,  позволяющего  ученикам  более  глубоко  понимать  сущность  химических  явлений.  Более  того,  при  обучении  химии  учителю  следует  учитывать  индивидуальные  и  возрастные  особенности  каждого  ученика.

Таким  образом,  выводы,  предоставленные  сегодня  в  нашей  работе,  являются  одним  из  путей,  снижающих  хемофобию,  а  значит,  направлены  на  повышение  качества  обучения  химии  в  школе.

 

Список  литературы:

1.Актуальные  вопросы  формирования  интереса  в  обучении.  под  ред.  Г.И.  Щукиной.  М.,  1984.  —  6—13  с.

2.Кузьменко  Е.А.  Актуальность  уроков  химии  для  детей,  обучающихся  в  школах  интернатного  типа.  —  2013.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://pedsovet.su/publ/47-1-0-3765   (дата  обращения  02.04.2015). 

3.Махмутов  М.И.  Проблемное  обучение.  Основные  вопросы  теории.  М.:  Педагогика,  1975  —  5  с. 

4.Маша  Боголюбова.  О  химии  в  стихах.  Творчество  учащихся  и  учителя  химии.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://him.1september.ru/2004/14/30.htm   (дата  обращения  02.04.2015).

5.Общая  психология.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=interes   (дата  обращения  02.04.2015). 

6.Психологос.  Энциклопедия  практической  психологии.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.psychologos.ru/articles/view/interes   (дата  обращения  02.04.2015). 

7.Щукина  Г.И.  Учеб.  Пособие.  Активизация  познавательной  деятельности  учащихся  в  учебном  процессе.  М.:  Просвещение,  1979.  —  160  с.

sibac.info