Классификация аккордов. Что такое аккорд определение в музыке


Что такое аккорд?

При обучении игре на различных музыкальных инструментах либо же при музыкальном анализе произведений, часто всплывает такое понятие, как аккорд. Что такое аккорд, какие есть разновидности аккордов, и где он чаще всего используется? Обзорно рассмотрим данный вопрос.

Аккорд - это созвучия трёх и больше нот вместе.

Виды

Согласно профессиональной классификации аккорды бывают следующих видов:

В случае, когда в аккорде используются три звука, он называется: трезвучие. При условии использования в аккорде четырех звуков, он называется: септаккорд.

В истории музыки септаккорды использовались в основном классиками, которые в свою очередь писали музыку по функциям:

На этих аккордах и строится большинство произведений классической музыки.

А вот, к примеру, в среде рок-музыкантов ходит такое понятие, как "роковый" аккорд. Роковый аккорд – это аккорд, построенный по квинте.

Максимальное количество нот в аккорде одновременно можно взять на фортепиано, также аккордами играют на гитаре.

В профессиональных учебных заведениях (музыкальных школах, училищах, филармониях), аккорды изучают на предмете под названием «Гармония». По аккордам строятся также и песни.

Существуют, так называемые, квадраты аккордов. Например: Е (ми мажор), Н (си мажор), С#m (до диез минор), A (ля мажор) - это стандартный квадрат аккордов, на котором строятся и построены большинство песен. Таких квадратов может быть много.

Стоит отметить, что в эпоху классической музыки, у классиков было такое понятие, как «тональность смерти». «Тональностью смерти» является тональность Hm (си минор).

В народе, среди дворовых и уличных музыкантов, ходят так называемые: "дворовые" аккорды. На них построены все "блатные" песни, песни русского шансона, военные произведения. Такими аккордами являются: Ам (ля ми

elhow.ru

Структура аккордов: из чего складываются аккорды?

Итак, структура аккордов – тема, которую мы сегодня будем развивать. И, прежде всего, давайте обратимся к определению аккорда, уточним, что он собой представляет.

Аккорд – это созвучие, звуковой комплекс. В аккорде единовременно или друг за другом по очереди должны звучать не меньше трёх звуков, потому что созвучия, в которых только два звука, называются по-другому – это интервалы. И ещё, классическое определение аккорда гласит, что звуки аккорда либо уже расположены по терциям, либо их будет можно расположить по терциям при перестановке. Вот этот последний пункт, как раз, имеет непосредственное отношение к структуре аккорда.

Поскольку, современная гармония ушла далеко вперёд от норм, установленных музыкой композиторов-классиков, то вот это последнее замечания по поводу расположения по терциям звуков в аккорде не применимо к некоторым современным аккордам, так как их структура имеет в основе другой принцип построения аккорда. Появились такие созвучия, в которых может быть три звука или даже больше, но при всём желании, даже если очень постараться, их ну никак по терциям не расположишь, а только, например, по септимам или секундам.

Какая бывает структура аккордов?

Что из этого всего следует? Во-первых, из этого следует, что структура аккордов – это их строение, принцип, по которому расположены тоны (звуки) аккорда. Во-вторых, из выше сказанного также следует, что структура аккордов бывает двух видов: терцовая (классический вариант) и нетерцовая (в основном, характерна для музыки XX века, но встречалась и раньше). Правда, есть ещё так вид аккордов с так называемой усложнённой терцовой структурой – с заменёнными, пропущенными или добавочными тонами, но мы отдельно рассматривать этот подвид не будем.

Аккорды с терцовой структурой

При терцовой структуре аккорды строятся из звуков, расположенных по терциям. Такой структурой обладают разные виды аккордов: трезвучия, септаккорды, нонаккорды вместе с их обращениями. На рисунке изображены как раз примеры таких аккордов с терцовой структурой – как говорит Алексей Кофанов, они чем-то напоминают снеговиков.

Теперь давайте рассмотрим эти аккорды как бы под увеличительным стеклом. Структуру аккордов образуют интервалы, из которых состоит данный аккорд (например, те же терции), а интервалы в свою очередь складываются из отдельных звуков, которые называются «тонами» аккорда.

Главный звук аккорда является его основанием, остальные тоны будут называться так же, как называются и интервалы, которые эти тоны образуют с основанием – то есть терция, квинта, септима, нона и так далее. Названия всех интервалов, в том числе и широких составных, можно повторить с помощью материалов на этой страничке.

Структура аккордов отражается в их названии

Для чего нужно определять название тонов в аккорде? Например, для того чтобы по структуре аккорда дать ему название. Скажем, если между основанием и самым верхним звуком аккорда образуется интервал септимы – то аккорд называется септаккордом, если нона – то нонаккордом, если ундецима – то, соответственно, ундецимаккордом. С помощью анализа структуры можно дать название и любым другим аккордам, например всем обращениям доминантсептаккорда.

Итак, в D7, в его основном виде, все звуки расположены по терциям и между основанием аккорда и его самым верхним тоном образуется интервал малой септимы, по причине чего мы и называем этот аккорд септаккордом. Однако, в обращениях D7 расположение тонов иное.

Первое обращение данного септаккорда – квинт-секст аккорд. Название ему даётся по тому, как септима (верхний тон D7) и основной тон соотносятся с басом аккорда, какие интервалы при этом образуются. Основной тон в нашем примере – нота соль, си – терция, ре – квита, а фа – септима. Мы видим, что бас в данном случае – нота си, расстояние от ноты си до ноты фа, которая является септимой – квинта, а до ноты соль (основания аккорда) – секста. Вот и получается, что название аккорда складывается из названий двух интервалов – квинты и сексты: квинт-секст аккорд.

Терц-кварт аккорд – откуда берётся его название? Бас аккорда в данном примере – нота ре, всё остальное называется по-прежнему. Расстояние от ре до фа (септимы) – терция, интервал от ре до соль (основание) – кварта. Теперь всё понятно.

Теперь разберёмся с секунд аккордом. Итак, басовой нотой в данном случае становится сама госпожа септима – нота фа. От фа до фа – прима, а интервал от ноты фа до основания соль – секунда. Точное название аккорда должно было бы произносить как прим-секунд аккорд. В этом названии первый корень почему-то опускается, по-видимому, для удобства, а может быть и потому что между септимой и септимой интервала не образуется – повторения ноты фа ведь нет.

Вы можете мне возразить. Как можно отнести эти всякие квинт-сексты с секунд-аккордами к терцовым аккордам? Действительно, в их структуре есть иные интервалы, чем терции – например, кварты или секунды. Но тут нужно иметь в виду то, что эти аккорды не являются самородками по своей природе, это всего лишь обращения тех аккордов-снеговиков, звуки которых прекрасно себя чувствуют, будучи расположенными по терциям.

Аккорды с нетерцевой структурой

Да, такие тоже бывают. Например, квартовые, квинтовые созвучия или так называемые «секундовые гроздья», попробуйте-ка их звуки расположить по терциям. Я вам просто покажу примеры таких аккордов, а вы уж сами решайте – обычные они или не обычные. Смотрите:

Выводы

Давайте, наконец, остановимся и подведём некоторые итоги. Мы начали с того, что дали определение аккорду. Аккорд – это созвучие, целый комплекс звуков, в нём не менее трёх звучащих одновременно или не одновременно нот, которые организованы по какому-либо структурному принципу.

Видов структур аккордов мы назвали два: терцовая структура (характерна для трезвучий, септаккордов с их обращениями) и нетерцовая структура (характерна для секундовых гроздьев, кластеров, квинтовых, квартовых и других аккордов). Проанализировав структуру аккорда, можно дать ему чёткое и точное название.

© Автор – (админ).

music-education.ru

Классификация аккордов - это... Что такое Классификация аккордов?

Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев.

Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального стиля.

Элементарная теория музыки

В соответствии с элементарной теорией музыки[1] существуют следующие способы классификации аккордов: по впечатлению на слух, по положению в музыкальной системе, по положению в тональноcти, по положению основного тона.

Впечатление на слух

По впечатлению на слух аккорды делятся на консонирующие и диссонирующие. При этом характер звучания зависит от интервального состава аккорда. Если в состав аккорда входит хотя бы один диссонирующий интервал, аккорд также называется диссонирующим.

Консонирующие аккорды, примерами которых являются мажорные и минорные трезвучия, являлись основой доклассической музыки, однако позднее стали использоваться и диссонирующие аккорды. Сперва диссонирующие аккорды подчинялись консонирующим, но постепенно количество диссонирующих аккордов в музыкальных произведениях стало расти[2].

Положение в музыкальной системе

По положению в музыкальной системе аккорды делятся на диатонические и хроматические. Как и в предыдущем способе классификации, принадлежность аккорда к той или иной категории зависит от его интервального состава.

Основными хроматическими аккордами являются увеличенное трезвучие (а также производные от него большой минорный и увеличенный септаккорды) и уменьшенный септаккорд.

При повышении или понижении любой ступени аккорда, кроме примы или терции, образуются альтерированные аккорды, т. е. аккорды с хроматически измененными ступенями[3].

Положение в тональности

По положению в тональноcти аккорды делятся на устойчивые и неустойчивые. Внутри лада каждый неустойчивый аккорд тянется к разрешению в устойчивый аккорд.

Положение основного тона

По положению основного тона аккорды делятся на основной вид и обращения[4]. Основным критерием в этом случае является внутренний распорядок звуков в аккорде. Основным видом аккорда является тот, при котором тоника совпадает с нижним тоном аккорда.

Иные классификации аккордов

Существует классификации аккордов, отличные от принятой в элементарной теории музыки[5].

Число тонов

В соответствии с числом тонов, входящих в аккорд, аккорды делятся на двузвучия (двузвучие не является аккордом), трезвучия и т. д. Одним из примеров двузвучия является квинтаккорд или пауэр-аккорд (англ. power chord), широко распространенный в рок-музыке[6].

Интервал, определяющий структуру аккорда

Исходя из интервала, определяющего структуру аккорда, существует разделение на аккорды терцового и нетерцового строения. К последним относят созву­чия трех и более звуков, расположенных по квартам или имеющих смешанное строение[7].

Аккорды терцовой структуры в зависимости от нижней терции аккорда делятся на мажорные и минорные.

Аккорды, звуки которых расположены по секундам (тонам и полутонам), а также по интервалам меньше секунды (по четверти, трети тона и т. д.), называются кластерами.

Самый широкий из интервалов аккорда

Возможен способ классификации аккордов по самому широкому из интервалов, входящих в состав аккорда: септаккорды, нонаккорды и т. д.

Положение в тональной системе

Аккорды могут называться в соответствии с контекстом, т. е. с их положением в тональной системе: аккорд I ступени, II ступени и т. д. Также аккорды могут называться по букве, обозначающей основной тон (C, G и т. д.), по слоговому названию основного тона (до, соль и т. д.) или в соответствии с их функциями (тонический аккорд, доминантовый аккорд и т.д.).

Характерные особенности

Некоторые аккорды получают собственные имена. К примеру, мажорный секстаккорд второй ступени с пониженным основным тоном называется «неаполитанским» секстаккордом (первыми его стали использовать композиторы неаполитанской школы)[8]; аккорд, открывающий оперу Вагнера «Тристан и Изольда», получил название «тристанова аккорда»[9], излюбленный аккорд Сергея Васильевича Рахманинова — уменьшенный вводный терцквартаккорд с квартой — получил название «Рахманиновская субдоминанта»[10] и др.

Особую аккордику разрабатывал и О. Мессиан, используя особые резонансные аккорды[11].

Коэффициент диссонантности

Известны разные классификации аккордов по степени их диссонантности, предложенные П. Хиндемитом[12], Ю. Коном[13], Х. Помероем[14]. Кроме того, вычисление степени диссонантности созвучия (интервальный вектор) является одним из параметров в Set theory (англ.)русск.[15].

Данные системы основываются на вычислении диссонантности интервалов, образуемых входящими в состав аккорда тонов.

Примечания

dic.academic.ru

Типы аккордов в музыке. - RishaManis

Аккордов на свете более 5000. Но все они разделяются на типы, исходя из того, сколько нот в аккорде используется. 

1. Трезвучия. Самые маленькие аккорды состоят из 3 нот и называются трезвучия. Они очень просто звучат и всегда легко воспринимаются на слух. Из них сложено большинство музыкальных произведений. Трезвучия бывают мажорные (звучат радостно) и минорные (звучат грустно). А также существуют уменьшенные трезвучия и увеличенные трезвучия. Их не так часто используют в музыке, как первые два типа.

2. Септаккорды состоят из 4 нот. Они звучат не так конкретно как трезвучия, но их тоже условно можно разделить на мажорные и минорные, а также увеличенные и уменьшенные. Крайние ступени септаккорда составляют септиму (расстояние в 7 ступеней), оттого такое название у этого типа аккордов. 

И трезвучия и септаккорды звучат достаточно гармонично, их чаще всего используют в музыке, музыкальных произведениях. Особенно красиво они звучат, когда смешивают мажорные аккорды с минорными, а также трезвучия с септаккордами. 

Но в теории музыки существуют аккорды, в которых используется большее количество нот.

3. Нонаккорды - аккорды в которых используется 5 нот одновременно. Крайние ступени этого аккорда образуют нону - расстояние в 9 ступеней - потому дано такое название аккорду. Нонаккорды весьма специфически звучат. Преимущественно строятся на 5 ступени лада и не очень часто используются в музыке. Чаще всего его можно встретить в джазе, блюзе. 

4. Ундецимаккорды состоят из 6 нот. Они плохо звучат, так как 6 нот сыгранных одновременно дают фальш. Крайние ступени аккорда составляют ундециму - расстояние в 11 ступеней. Такие аккорды используют в непопулярных музыкальных направлениях, например в импрессионизме или в артхаусе. В современных популярных музыкальных жанрах такой специфический аккорд используется крайне редко (если вообще используется).

5. Терцдецимаккорды - аккорды из 7 нот. Совершенно не строящиеся аккорды. Крайние ступени аккорда составляют терцдециму - расстояние в 13 ступеней. Он существует в теории музыки, но его никто не использует в музыке.   

 

Вывод - из более чем 5000 аккордов, существующих в теории музыки, по настоящему используются не все аккорды - а только часть. На практике из всех известных аккордов самое используемое количество аккордов будет составлять около 20% от всех 5000 штук.

 

 

www.rishamanis.com

Уроки музыки. Что такое аккорды и как они образуются?

05.05.2013, воскресенье | Аккорд — это несколько звуков, взятых на инструменте одновременно или перебором, арпеджио, секвенцией… большинство из них состоит из трёх, максимум, пяти нот.Можно просто брякнуть по струнам и считать полученный звук аккордом. Но гармонии в этом звуке будет мало.

Гармония — это красота звука. И чтобы аккорд был красивым, он должен состоять из благозвучных интервалов. Один из этих интервалов мы уже знаем. Это — октава. Два звука взятых одновременно через полутон – малая секунда (м2) – звучит резким диссонансом. Звуки, взятые одновременно через тон – большая секунда (б2) – звучит уже малость приятнее, но тоже напряжённо. Первым из благозвучных (консонансных) интервалов появляется малая терция (м3), состоящая из двух звуков, взятых одновременно через 1,5 тона. Ещё лучше звучит большая терция (б3) из звуков через 2 тона.

Если взять в любом из диатонических ладов только нечётные ступени, то получаются благозвучные аккорды, называемые функциональными септаккордами, которые состоят из звуков с интервалами м3 или б3 между ними. Выбросив из третьего столбца таблицы 3 для каждого из ладов все чётные ступени, получим относительный состав этих аккордов. Каждый из них имеет своё название и обозначение после тоники в джазовой системе записи аккордов. Сопоставим всё перечисленное в таблице 4.

Таблица 4.

Если мы ещё раз взглянем на рисунок 1, то поймём, что на каждой из последующих ступеней любого лада будет образовываться тонический септаккорд лада с соответствующей этой ступени тоникой. Например, для натурального мажора это будет Maj7, m7, m7, Maj7, x7, m7, m7b5.Таким образом, любой лад можно обыграть функциональными аккордами ступеней.

Для лучшего понимания я записал файлы в программе Guitar Pro 5, демонстрирующие получающиеся функциональные аккордовые гаммы от тоники C для всех ладов.

В первом файле я построил аккорды, размещая их ноты последовательно от нижних струн к верхним по возрастанию тона. Например, для Cmaj7 в первой строке табулатуры: 1-я ступень C3 на 5-й струне, 3-я ступень E2 на 4-й струне, 5-я ступень G0 – на 3-ей струне, 7-я ступень B0 – на 2-й струне (цифры у нот – лады).

Как видно, при таком способе группировки ступеней лишь считанное число аккордов имеют удобные аппликатуры, а некоторые взять вообще невозможно. Аккорды в таких формах играют только клавишники – им, гадам, удобно. А как же быть бедным гитаристам?

Но гитарюги – хитрый народ. Они придумали, как обойти это ограничение.

Во-первых, было замечено, что пропуск 5-й ступени слабо влияет на характер гармонии аккорда. Поэтому её часто пропускают, заменяя верхней тоникой через октаву.Но чаще используют другой способ – называется он обращение ступеней вверх. Он заключается в переносе ступеней на октаву выше, что позволяет играть их на верхних струнах.

Запись аккорда при этом остается прежней. И вообще, гитаристы считают, что обращение ступеней, т.е. октавный перенос, аккорд и его функцию не изменяет (что, по-моему, не совсем верно).

Что же даёт такой перенос? Он позволяет играть ступени аккорда на более близких к тонике ладах и струнах, что делает аппликатуры септаккордов компактными. Вся система функциональных септаккордов при этом сводится в несколько подвижных аккордовых форм. Сдвигая эти аккордовые паттерны с использованием приёма баррэ вдоль грифа и следя за положением терции, мы можем обыграть ими практически любую мелодию! Обязательно запомните 5 основных форм для функциональных септов maj7, m7, x7 и m7b5. Система на западный манер называется «CAGED chord system». Аббревиатура CAGED составлена из буквенных обозначений тонических нот этих форм, сыгранных в открытой позиции на грифе (с открытыми струнами в составе). Один и тот же аккорд в этой системе можно сыграть пятью разными способами в разных позициях на грифе! При этом мы получаем доступ к большому количеству аккордов без использования дополнительных справочников (7нот x 4септа x 5форм = 140 аккордов!).

CAGED – это не просто аббревиатура, но также и мнемоническая запись последовательности расположения форм вдоль грифа: C-форма, на 3 лада выше A-форма и т. д. Перед C-формой можно сыграть также аккорд в D-форме, еще раньше – в E-форме и т. д.Подвижные аккордовые формы функциональных септаккордов в системе CAGED приведены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Подвижные (CAGED) аккордовые формы функциональных септаккордов

В качестве разминки, можете самостоятельно проанализировать расположение ступеней в этих аккордовых формах и определить обращённые или пропущенные ступени. Например, в C-форме аккорда x7 пропущена 5-я ступень и добавлена верхняя тоника; в A-форме аккорда x7 обращена вверх 3-я ступень и добавлена 5-я через октаву и т.д.

Ранее в этой рубрике:

© ivan_klitz

saturdayjam.livejournal.com

Определение тональности в теории музыки

Январь 8th, 2014 Admin

Тональность – это определённый набор нот и ключевых знаков (диезов или бемолей), построенных от какой либо ноты. Можно также сказать, что тональность в музыке – это гамма, состоящая из семи нот. Тональности могут быть мажорного и минорного лада и построить их можно от любой ноты.Перед Вами изображение нескольких тональностей. Они построены от разных нот. В названии тональности присутствует наименование ноты, от которой она построена и обозначение лада (мажор или минор).

Тональности и их тонические трезвучия

В большинстве тональностей присутствуют ключевые знаки, в некоторых нет. Немного разъясню понятие ключевых знаков.

Для каждой тональности соответствует свой набор диезов или бемолей, либо их отсутствие.

У каждой тональности есть характерные для неё аккорды. Существует три основных аккорда. Тоническое трезвучие (T) – это основной аккорд тональности. По нему называют тональность, от него отсчитывают все остальные аккорды, им чаще всего начинается и всегда заканчивается песня. Тоническое трезвучие состоит из первой, третьей и пятой ступеней тональности. На картинке Вы можете видеть изображения тонических аккордов, соответствующих каждой тональности.Второй основной аккорд тональности называется субдоминантой (S). Субдоминанта строится на четвёртой ступени тональности и состоит из трёх звуков.И третий основной аккорд тональности – доминанта (D). Доминанта – это трезвучие, строящееся на пятой ступени тональности.В тональности ля минор тоническим трезвучием будет Am, субдоминантой – Dm и доминантой E.Для лучшего освоения вышеописанных аккордов приведу две таблицы тональностей.

Мажорные тональности и их основные аккорды

Минорные тональности и их основные аккорды

Всё вышесказанное есть на следующем видео:

Видео на тему «Тональность»

Советуем также прочитать:

Опубликовано в рубрике Уроки игры на гитаре Метки: аккорды тональность, бемоль, диез, доминанта, мажорные тональности, минорные тональности, субдоминанта, таблица тональностей, тональность, тональность в музыке, тоничсекое трезвучие Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

guitarprofi.ru

Классификация аккордов — WiKi

В соответствии с классической западно-европейской элементарной теорией музыки[1] существуют следующие способы классификации аккордов: по впечатлению на слух, по положению в музыкальной системе, по положению в тональности, по положению основного тона.

Впечатление на слух

По впечатлению на слух аккорды делятся на консонирующие и диссонирующие. При этом характер звучания зависит от интервального состава аккорда. Если в состав аккорда входит хотя бы один диссонирующий интервал, аккорд также называется диссонирующим.

Консонирующие аккорды, примерами которых являются мажорные и минорные трезвучия, являлись основой доклассической музыки, однако позднее стали использоваться и диссонирующие аккорды. Сперва диссонирующие аккорды подчинялись консонирующим, но постепенно количество диссонирующих аккордов в музыкальных произведениях стало расти[2].

Положение в музыкальной системе

По положению в музыкальной системе аккорды делятся на диатонические и хроматические. Как и в предыдущем способе классификации, принадлежность аккорда к той или иной категории зависит от его интервального состава.

Основными хроматическими аккордами являются увеличенное трезвучие (а также производные от него большой минорный и увеличенный септаккорды) и уменьшенный септаккорд.

При повышении или понижении любой ступени аккорда, кроме примы или терции, образуются альтерированные аккорды, то есть аккорды с хроматически измененными ступенями[3].

Положение в тональности

По положению в тональности аккорды делятся на устойчивые и неустойчивые. Внутри лада каждый неустойчивый аккорд тянется к разрешению в устойчивый аккорд.

Положение основного тона

По положению основного тона аккорды делятся на основной вид и обращения[4]. Основным критерием в этом случае является внутренний распорядок звуков в аккорде. Основным видом аккорда является тот, при котором тоника совпадает с нижним тоном аккорда.

Существуют классификации аккордов, отличные от принятой в элементарной теории музыки[5].

Число тонов

В соответствии с числом тонов, входящих в аккорд, аккорды делятся на двузвучия, трезвучия, септаккорды (состоят из четырёх звуков), нонаккорды (из пяти звуков), ундецимаккорды (из шести звуков) и терцдецимаккорды (из семи звуков). Одним из примеров двузвучия является квинтаккорд или пауэр-аккорд (англ. power chord), широко распространенный в рок-музыке[6].

Интервал, определяющий структуру аккорда

Исходя из интервала, определяющего структуру аккорда, существует разделение на аккорды терцового и нетерцового строения. К последним относят созвучия трех и более звуков, расположенных по квартам или имеющих смешанное строение[7].

Аккорды терцовой структуры в зависимости от нижней терции аккорда делятся на мажорные и минорные.

Аккорды, звуки которых расположены по секундам (тонам и полутонам), а также по интервалам меньше секунды (по четверти, трети тона и т. д.), называются кластерами.

Самый широкий из интервалов аккорда

Возможен способ классификации аккордов по самому широкому из интервалов, входящих в состав аккорда: септаккорды, нонаккорды и т. д.

Положение в тональной системе

Аккорды могут называться в соответствии с контекстом, то есть с их положением в тональной системе: аккорд I ступени, II ступени и т. д. Также аккорды могут называться по букве, обозначающей основной тон (C, G и т. д.), по слоговому названию основного тона (до, соль и т. д.) или в соответствии с их функциями (тонический аккорд, доминантовый аккорд, субдоминантовый и т. д.).

Характерные особенности

Некоторые аккорды получают собственные имена. К примеру, мажорный секстаккорд второй ступени с пониженным основным тоном называется «неаполитанским» секстаккордом (первыми его стали использовать композиторы неаполитанской школы)[8]; аккорд, открывающий оперу Вагнера «Тристан и Изольда», получил название «тристанова аккорда»[9], излюбленный аккорд Сергея Васильевича Рахманинова — уменьшенный вводный терцквартаккорд с квартой — получил название «Рахманиновская субдоминанта»[10], Прометеев аккорд А. Н. Скрябина и др.

Особую аккордику разрабатывал и О. Мессиан, используя особые резонансные аккорды[11].

Коэффициент диссонантности

Известны разные классификации аккордов по степени их диссонантности, предложенные П. Хиндемитом[12], Ю. Коном[13], Х. Помероем[14]. Кроме того, вычисление степени диссонантности созвучия (интервальный вектор) является одним из параметров в Set theory (англ.)русск.[15].

Данные системы основываются на вычислении диссонантности интервалов, образуемых входящими в состав аккорда тонов.

ru-wiki.org