что такое муза? Что такое муза в литературе


Ответы@Mail.Ru: что такое муза?

МУЗА -- (греч. musa) . В Греческой мифологии - одна из девяти БОГИНЬ. покровительниц различных ИСКУССТВ и наук, вдохновлявших поэтов, художников, музыкантов и ученых в их ТВОРЧЕСТВЕ.

Источник творчества и ВДОХНОВЕНИЯ, олицетворяемый в образе женщины, БОГИНИ.

Богиня ИСКУССТВ. Позднее число МУЗЫ -- возросло до ДЕВЯТИ. Они почитались как покровительницы различных ИСКУССТВ, а затем и наук :

Евтерпа — лирической поэзии,

Клио — истории,

Талия — комедии,

Мельпомена — трагедии,

Терпсихора — танца,

Эрато — любовной поэзии,

Полигимния — гимнов,

Урания — астрономии,

Каллиопа — эпоса.

Фреска. "ПАРНАС" Ширина 670 см -- Станца делла Сеньятура, Ватиканский дворец.

Фреска -- "ПАРНАС", посвящена теме поэзии. В центре фрески изображена гора Парнас, где вокруг Аполлона, играющего на виоле в окружении -- МУЗ, собрались поэты и литераторы всех времен, от Гомера, Вергилия и Сафо до Петрарки, Данте и современников Рафаэля.

Что такое МУЗА? Сердце это, Что трепещет раненою птицей. Бьётся и страдает от неволи И дарует счастье для поэта!

Что такое МУЗА? Это счастье, Что ты даришь искренно, с Любовью. Музой можно разогнать ненастье И лечить лишь Словом, а не солью!

Что такое Муза? То Свобода, Что тайком мне крыья расправляет. Улечу в глубины Небосвода И никто об этом не узнает !

Что такое МУЗА? Это Свет, Что за суетой не замечаем. Она шлёт нам всем - Л Ю Б В И - привет. Давайте с Ней дружить пообещаем !

Кто такая МУЗА ?

Это молодая женщина из давней Греции. ) Одеяние её из самого легкого шелка :) просторное, белоснежное, как тучи ясного дня, платье до самых пят.. . Её нежные волосы, слегка закрученные, спадают на грудь. ) А в волосах её золотой гребень с драгоценными изумрудами. В руках она держит маленький хрустальный флакон, в котором она хранила всю мудрость озарения.) )

МУЗА макала трубочку в флакончик и надувала различные мыльные пузыри над своим творцом прекрасного. Когда маленький пузырек приземлялся на очередного полета, он чувствовал ВДОХНОВЕНИЕ и пробуждение первых лучей солнца.. .

"MУЗА"

Что значит МУЗА для ТВОРЧЕСКОГО человека.. ? )) Любое творчество -- это немного подвиг… А на подвиг надо собраться с ДУХОМ и очень этого захотеть. Самое интересное, что от МУЗА никак не зависит -- хочешь ли ты совершить подвиг или нет. Это сугубо личное чувство, которое находится внутри человека ! :)

Почему МУЗА не может -- В Д О Х н о в л я т Ь -- бесконечно ?

Я думаю, что все дело воображении.. . Нас больше всего привлекает, когда что-то "недопоказывают" и "недорассказывают"... Воображение дорисовывает все так, как нам надо :) Вот, что такое МУЗА.. .

МУЗА -- это идеал художников и поэтов для всех ТВОРЦОВ, с давних пор они воспевали её красоту, при этом у каждого была своя МУЗА… МУЗА... бывают разные у всех... это зависит многих факторов, кто с нею знаком... тот знает.. .

Она появляется внезапно, постучит по голове, пока ты будешь соображать что к чему и пытаешься уловить смысл, она уже исчезнет - так же внезапно…

Эта Богиня из древней Греции, отвечает за вдохновение у людей, она может вдохновить человека на создание чего-либо прекрасного…

А что такое Вдохновение ..?Откуда оно приходит и куда девается… Это уже другой вопрос…))) …

otvet.mail.ru

Музы - это... Что такое Музы?

Му́зы (др.-греч. μοῦσα, мн.ч. μοῦσαι «мыслящие») — в древнегреческой мифологии[1] дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины[2], либо дочери Гармонии[3], живущие на Парнасе богини — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική, подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV 60).

Девять муз

Эпитеты муз

Эагри́ды (греч. Οιαγρίδες). Эпитет, указывающий на их связь с фракийским царём Эагром. Последний, по одной из версий, был супругом Каллиопы и отцом Орфея и Лина. У латинских поэтов прилагательное «эагрийский» (Oeāgrius) — это и орфический и фракийский. Они странствовали вместе с Дионисом[4].

Старшие музы

Иногда говорят, что муз было три[10] (таково мнение Эфора[11]). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи[12]. Согласно Мимнерму, дочери Урана[13] и Геи[14]. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре[11].

Музы Алоадов

Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады[15]. У Аполлодора нет старших муз.

Дельфийская версия

По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф[19], три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:

Дочери Аполлона

По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида[20].

Списки муз по другим вариантам

Муза на оригинальной марке России, 1993

Согласно Кратету, муз было восемь[11], по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря, про Мегакло).

Согласно Цецу

Цец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а еще семь носили имена Гелика, Дия, Евника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа[23]. Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера.

Согласно Эпихарму

Согласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера[24].

Девять Пиерид

Девять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение антонима слова «Музы» — Пиериды.

От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис (Pieris) из семейства Вересковые.

Другие имена муз

См. также

Музы в литературе

Им посвящены XXV гимн Гомера и LXXVI орфический гимн. Им посвящена пьеса Софокла «Музы» (не дошло ни одной строки). Гимн «Музе» написал Месомед Критский (сохранились его ноты).

Музы в изобразительном искусстве

В астрономии

В честь муз назван астероид (600) Муза (англ.)русск., открытый в 1906 году.

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.177-179, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.417-418
  2. ↑ Евмел, фр.16 Кинкель = Климент. Строматы VI 11, 1; Климент. Протрептик 31, 1, из Алкмана; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1 далее; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  3. ↑ Еврипид. Медея 832
  4. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 4, 3
  5. ↑ Овидий. Метаморфозы V 333
  6. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 19, 5
  7. ↑ Комментарий Н. Старостиной в кн. Вергилий. Собрание сочинений. СПб, 1994. С.423
  8. ↑ Пиндар. Олимпийские песни X 96; Пиф. I 14; X 65; Еврипид. Медея 831
  9. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.92
  10. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 2
  11. ↑ 1 2 3 Арнобий. Против язычников III 37
  12. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 4
  14. ↑ Схолии к Парфению Алкмана // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.80
  15. ↑ 1 2 Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  16. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2; Цицерон. О природе богов III 54
  17. ↑ Цицерон. О природе богов III 54; Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  18. ↑ Орфика, фр.203 Керн
  19. ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 4, см. также примечания И. И. Ковалёвой в книге: Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С. 473
  20. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.194
  21. ↑ Цицерон. О природе богов III 54
  22. ↑ Мусей, фр.2 Керн = Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 1
  23. ↑ Цец. Комментарий к Гесиоду. Труды и дни 23 // Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  24. ↑ MUSES : Greek goddesses of music poetry & the arts; mythology; pictures : MOUSAI, MUSAE, MUSE
  25. ↑ 1 2 3 4 Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  26. ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 7

Ссылки

Хтоническиебожества Земля
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существаПортал

dic.academic.ru

Музы — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Музы ( др.-греч. μοῦσαι — «мыслящие») — в древнегреческой мифологии[1] дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины[2], либо дочери Гармонии[3], живущие на Парнасе богини — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική, подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV: 60).

Девять муз

Эпитеты муз

Старшие музы

Иногда говорят, что муз было три[10] (таково мнение Эфора[11]). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи[12]. Согласно Мимнерму, дочери Урана[13] и Геи[14]. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре[11].

Музы Алоадов

Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады[15]. У Аполлодора нет старших муз.

Дельфийская версия

По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф[19], три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:

Дочери Аполлона

По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида[20].

Списки муз по другим вариантам

Согласно Кратету, муз было восемь[11], по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря, про Мегакло).

Согласно Цецу

Цец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а еще семь носили имена Гелика, Дия, Евника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа[23]. Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера.

Согласно Эпихарму

Согласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера[24].

Девять Пиерид

Девять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение синонима слова «Музы» — Пиериды.

От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис (Pieris) из семейства Вересковые.

Другие имена муз

Музы в литературе

Им посвящены XXV гимн Гомера и LXXVI орфический гимн. Им посвящена пьеса Софокла «Музы» (не дошло ни одной строки). Гимн «Музе» написал Месомед Критский (сохранились его ноты).

В астрономии

В честь муз назван астероид (600) Муза, открытый в 1906 году.

Напишите отзыв о статье "Музы"

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.177-179, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.417-418
  2. ↑ Евмел, фр.16 Кинкель = Климент. Строматы VI 11, 1; Климент. Протрептик 31, 1, из Алкмана; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1 далее; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  3. ↑ Еврипид. Медея 832
  4. ↑ Овидий. Метаморфозы V 333
  5. ↑ Пиндар. Олимпийские песни X 96; Пиф. I 14; X 65; Еврипид. Медея 831
  6. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 4, 3
  7. ↑ Комментарий Н. Старостиной в кн. Вергилий. Собрание сочинений. СПб, 1994. С.423
  8. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 19, 5
  9. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.92
  10. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 2
  11. ↑ 1 2 3 Арнобий. Против язычников III 37
  12. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 4
  14. ↑ Схолии к Парфению Алкмана // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.80
  15. ↑ 1 2 Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  16. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2; Цицерон. О природе богов III 54
  17. ↑ Цицерон. О природе богов III 54; Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  18. ↑ Орфика, фр.203 Керн
  19. ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 4, см. также примечания И. И. Ковалёвой в книге: Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С. 473
  20. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.194
  21. ↑ Цицерон. О природе богов III 54
  22. ↑ Мусей, фр.2 Керн = Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 1
  23. ↑ Цец. Комментарий к Гесиоду. Труды и дни 23 // Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  24. ↑ [www.theoi.com/Ouranios/Mousai.html MUSES : Greek goddesses of music poetry & the arts; mythology; pictures : MOUSAI, MUSAE, MUSE]
  25. ↑ 1 2 3 4 Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  26. ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 7

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Музы

Он энергически махнул рукой. Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга. – Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя. Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения. – Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей. – Мне смешно, – сказал Пьер, – что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы… Он не сказал, что вы , но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем. «Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу. В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали. – Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям. Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера. – А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право . – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами. Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства. – Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё… – Que voulez vous, mon cher, – сказал Пьер, пожимая плечами, – les femmes, mon cher, les femmes! [Что вы хотите, дорогой мой, женщины, дорогой мой, женщины!] – Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю! Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея. – Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду. – Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить? – Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера. «Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину. Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик. Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя. Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого. – Держу за Стивенса сто! – кричал один. – Смотри не поддерживать! – кричал другой. – Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин. – Ну, бросьте Мишку, тут пари. – Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый. – Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру. Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя. – Ничего не понимаю. В чем дело? – Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру. – Прежде всего пей. Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.

wiki-org.ru

Реферат Музы

Опубликовать скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Девять муз
  • 2 Эпитеты муз
  • 3 Старшие музы
    • 3.1 Музы Алоадов
    • 3.2 Дельфийская версия
    • 3.3 Дочери Аполлона
  • 4 Списки муз по другим вариантам
    • 4.1 Согласно Цецу
    • 4.2 Согласно Эпихарму
    • 4.3 Девять Пиерид
    • 4.4 Другие имена муз
  • 5 Музы в литературе
  • 6 Музы в изобразительном искусстве
  • Примечания

Введение

Саркофаг муз (II в. н.э. Лувр, Париж). Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Терпсихора, Евтерпа (с духовым музыкальным инструментом, Полигимния, Клио, Эрато (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)

Му́зы (греч. Μοῦσα — мыслящие) — в древнегреческой мифологии[1] дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины[2], либо дочери Гармонии[3], живущие на Парнасе богини — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική, подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV 60).

1. Девять муз

2. Эпитеты муз

Эагри́ды (греч. Οιαγρίδες). Эпитет, указывающий на их связь с фракийским царём Эагром. Последний, по одной из версий, был супругом Каллиопы и отцом Орфея и Лина. У латинских поэтов прилагательное «эагрийский» (Oeāgrius) — это и орфический и фракийский. Они странствовали вместе с Дионисом[4].

  • Аониды[5].
  • Илисиады. По жертвеннику на берегу Илиса[6].
  • Пермесские сестры[7]. См. Вергилий. Буколики VI 64 (река Пермес)
  • Пиериды[8].
  • Пимплеиды[9].

3. Старшие музы

Иногда говорят, что муз было три[10] (таково мнение Эфора[11]). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи[12]. Согласно Мимнерму, дочери Урана[13] и Геи[14]. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре[11].

3.1. Музы Алоадов

Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады[15]. У Аполлодора нет старших муз.

  • Аэда (англ.) («Песнь»). Одна из старших муз[16].
  • Мелета (англ.) («Опытность»). Старшая муза[17].
  • Мнема (англ.) («Память») Старшая муза[15]. Упомянута у Орфея[18].

3.2. Дельфийская версия

По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф[19], три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:

  • Гипата (англ.) («Верхняя», то есть верхняя струна, чей звук был самый низкий), покровительствует сфере неподвижных звёзд (звёздного неба).
  • Меса (англ.) («Средняя»), покровительствует сфере планет.
  • Нета, или Нэта (англ.) («Крайняя», самый высокий звук), покровительствует подлунному миру.

3.3. Дочери Аполлона

По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида[20].

  • Либо старшие музы — дочери Зевса второго: Телксиопа, Аэда, Арха, Мелета[21]. Названия Аэде и Архе носят XLI и XLIII спутники Юпитера.
  • О старших музах, рождённых от Крона, говорит Мусей[22].

4. Списки муз по другим вариантам

Муза на оригинальной марке России, 1993

Согласно Кратету, муз было восемь[11], по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря, про Мегакло).

4.1. Согласно Цецу

Цец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а еще семь носили имена Гелика, Дия, Евника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа[23]. Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера.

4.2. Согласно Эпихарму

Согласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера[24].

4.3. Девять Пиерид

Девять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение антонима слова «Музы» — Пиериды.

От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис (Pieris) из семейства Вересковые.

4.4. Другие имена муз

  • Гимно. По надписям на вазах[25].
  • Каллихора. По надписям на вазах[25].
  • Полиматия. Так сикионцы называют одну из трех муз[26].
  • Стесихора. По надписям на вазах[25].
  • Хоро (или Хороника). По надписям на вазах[25].

5. Музы в литературе

Им посвящены XXV гимн Гомера и LXXVI орфический гимн. Им посвящена пьеса Софокла «Музы» (не дошло ни одной строки). Гимн «Музе» написал Месомед Критский (сохранились его ноты).

6. Музы в изобразительном искусстве

Парнас — место обиталища муз. (Станца Рафаэля)

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.177-179, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.417-418
  2. Евмел, фр.16 Кинкель = Климент. Строматы VI 11, 1; Климент. Протрептик 31, 1, из Алкмана; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1 далее; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  3. Еврипид. Медея 832
  4. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 4, 3
  5. Овидий. Метаморфозы V 333
  6. Павсаний. Описание Эллады I 19, 5
  7. Комментарий Н. Старостиной в кн. Вергилий. Собрание сочинений. СПб, 1994. С.423
  8. Пиндар. Олимпийские песни X 96; Пиф. I 14; X 65; Еврипид. Медея 831
  9. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.92
  10. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 2
  11. ↑ 123 Арнобий. Против язычников III 37
  12. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  13. Павсаний. Описание Эллады IX 29, 4
  14. Схолии к Парфению Алкмана // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.80
  15. ↑ 12 Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  16. Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2; Цицерон. О природе богов III 54
  17. Цицерон. О природе богов III 54; Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  18. Орфика, фр.203 Керн
  19. Плутарх. Застольные беседы IX 14, 4, см. также примечания И. И. Ковалёвой в книге: Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С. 473
  20. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.194
  21. Цицерон. О природе богов III 54
  22. Мусей, фр.2 Керн = Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 1
  23. Цец. Комментарий к Гесиоду. Труды и дни 23 // Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  24. MUSES : Greek goddesses of music poetry & the arts ; mythology ; pictures : MOUSAI, MUSAE, MUSE - www.theoi.com/Ouranios/Mousai.html
  25. ↑ 1234 Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  26. Плутарх. Застольные беседы IX 14, 7
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 10.07.11 19:46:02Похожие рефераты: Музы (альбом).

Категории: Боги по алфавиту, Древнегреческие богини, Музы.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

wreferat.baza-referat.ru

Музы - это... Что такое Музы?

  • Музы — (Musae, Μου̃σαι). Дочери Зевса и Мнемозины. Их считалось девять, и каждая из них имела влияние на определенную отрасль искусств и наук. Они были следующие: Каллиопа муза эпоса, Клио истории, Эрато любовной поэзии и мимики, Эвтерпа лирической… …   Энциклопедия мифологии

  • МУЗЫ — греч. musa. У древних греков, девять сестер, покровительствовавших наукам и искусствам: Клие (со свертком) муза история, Каллиопа муза героической поэзии, Мельпомена (с трагическою маской) муза трагедия, Талия (с пастушеским посохом и комическою… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Музы — Музы. Фрагмент росписи белофонного лекифа художника Ахилла : Муза с лирой на горе Геликон . Ок. 440 до н.э. Частное собрание. МУЗЫ (Мусы), в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, девять сестер, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Музы — (мусы) в мифах древних греков дочери Зевса и Мнемосины, девять сестёр, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа лирической поэзии, Клио истории, Талия комедии, Мельпомена трагедии, Терпсихора танцев, Эрато любовной поэзии, Полигимния гимнов,… …   Исторический словарь

  • МУЗЫ — в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, богини покровительницы наук, поэзии и искусств: Евтерпа лирической поэзии, Клио истории, Талия комедии, Мельпомена трагедии, Терпсихора танцев, Эрато любовной поэзии, Полигимния гимнов, Урания… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Музы — Камены Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • Музы — (Mousai) мифические женские существа у древних греков. Гомер(в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну М., знающую все,что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев;она обо всем этом подает весть воспевающим… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Музы — У этого термина существуют и другие значения, см. Муза (значения). Саркофаг муз (II в. н. э …   Википедия

  • Музы — (греч. Musai)    в греческой мифологии богини покровительницы песен, поэзии, искусства и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины (или Урана и Геи). Гесиод называет их также богинями танцев и указывает их число 9: Клио м. истории, Эвтерпа м.… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • МУЗЫ — Согласно «Теогонии» Гесиода, девять муз были дочерьми Зевса и Мнемозины. Музы дали Гесиоду мудрость и дар песнопения. Иногда за такой дар музы брали определенную плату: так, в «Одиссее» они сперва ослепили Демодока, а уже потом дали ему нечто… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • dic.academic.ru

    Музы - это... Что такое Музы?

    (греч. Musai)

       в греческой мифологии богини-покровительницы песен, поэзии, искусства и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины (или Урана и Геи). Гесиод называет их также богинями танцев и указывает их число - 9: Клио - м. истории, Эвтерпа - м. лирической поэзии, Талия - м. комедии, Мельпомена - м. трагедии, Терпсихора - м. танцев, Эрато - м. любовной поэзии, Полигимния - м. гимнов, Урания - м. астрономии, Калиопа - м. эпоса. В легендах об Аполлоне м. выступают в качестве покровительниц пения - древние называли Аполлона Мусагетом (предводителем м.). Согласно преданию, м. обитали на горе Геликон в Беотии (или на Парнасе в Фокиде). В Риме м. называли каменами. В переносном смысле муза означает вдохновение.

       (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

       * * *

       В греческой мифологии девять дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины. Музы - богини поэзии, искусств и наук. Эрато - муза лирической поэзии, Каллиопа - поэзии эпической, Клио - муза истории, Мельпомена - трагедии, Полигимния - религиозной поэзии, Терпсихора - танца, Талия - комедии, Урания - астрономии, Эвтерпа - эротической поэзии. Как правило, музы сопровождают бога Аполлона, имеющего прозвище Мусагет, то есть «водитель муз».

       Музы обитают на горе Олимп. Они не терпят соперничества. Так, они лишили зрения и отняли музыкальный дар у кифареда Тамириса, который осмелился вызвать их на состязание.

       Среди потомства муз - корибанты и сирены, а также певцы Орфей и Лин.

       (Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)

       * * *

       Согласно "Теогонии" Гесиода, девять муз были дочерьми Зевса и Мнемозины. Музы дали Гесиоду мудрость и дар песнопения. Иногда за такой дар музы брали определенную плату: так, в "Одиссее" они сперва ослепили Демодока, а уже потом дали ему нечто лучшее - дар песнопения. Упоминаемый в "Илиаде" фракийский певец Фамирид вызвал муз на соревнование и за свою самонадеянность был ослеплен и лишен дара пения. Музы также были судьями на соревновании Аполлона с Марсием. Гесиод называет имена всех девяти муз, однако их сферы влияния были распределены только в римскую эпоху, когда каждая из муз стала покровительницей определенного вида искусства или науки: Каллиопа - эпической поэзии, Клио - истории, Эвтерпа - музыки, Терпсихора - лирической поэзии и танца, Эрато - гимна, Мельпомена - трагедии, Талия - комедии, Полигимния - пантомимы, Урания - астрономии. (Впрочем, сферы влияния муз неоднократно варьировались.) Покровителем муз считался Аполлон, как это изображено на картине Рафаэля "Парнас".

       Слово "музей" первоначально означало "обиталище муз": в знаменитом Музее (Музейоне) в Александрии, построенном Птолемеями в 3 в. до н. э., была собрана крупнейшая в античном мире библиотека, при которой находился знаменитый научный центр.

       Платон считал, что вдохновение, даруемое музами, представляет собой род "божественного" и необходимого для поэта "безумия". Противопоставление разума и поэтического вдохновения имело в европейской культуре длительную историю и до сих пор вполне актуально, хотя такой ценитель здравого смысла, как Гораций, и замечал, что эксцентризм еще не делает из человека поэта. В поэзии музы (или муза) - это обычно символ вдохновения:

    Я видел вновь приюты скал

    И темный кров уединенья,

    Где я на пир воображенья,

    Бывало, музу призывал.

    А. Пушкин

       (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

       * * *

       богини поэзии, искусств и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. В ранних источниках упоминаются 3 М., позднее их число увеличилось до 9. Функции М. разграничивались по мере дифференциации иск-в, и к периоду эллинизма они превратились в символические образы: Эрато - М. лирич. и любовной поэзии, Евтерпа - сопровождает лирич. песнь с флейтой в руке, Каллиопа - М. эпич. поэзии и знания, Полигимния - М. серьезной поэзии, гимнов, Мельпомена - М. трагедии, Талия - М. комедии, Терпсихора - М. танца, Клио - М. истории, Урания - М. астрономии. Предводительствует М. Аполлон, носящий поэтому прозвище Мусагет («предводитель муз»). М. называют также Пиеридами (по месту их рождения в Пиерии близ Олимпа) и аонидами (по названию местности в Беотии у горы Геликон, считавшейся их любимым местопребыванием). В Риме М. называли Каменами.

       И.К.

       (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

    Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.

    antiquites.academic.ru

    Ответы@Mail.Ru: Кто такие музы?

    Музы — греческие богини искусства, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять и каждая исполняла свои обязанности, покровительствуя определённому виду искусства:

    Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа — муза лирической поэзии, Эрато — муза любовной поэзии, Талия (Фалия) — муза комедии, Мельпомена — муза трагедии, Терпсихора — муза танца, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии, Полигимния (Полимния) — сначала муза танцев, потом пантомимы и гимнов.

    Эти олимпийские музы восходят к архаическим музам - хтоническим ("порожденным землей") существам. Первыми, кто почтил муз и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны От и Эфиальт. Они ввели культ муз и дали им имена, считая, что муз только три: Мелета («опытность») , Мнема («память») , Аойда («песня»).. .

    Считалось, что музы обладают даром предсказания.

    (Любопытно, что греки и римляне относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптуру и живопись рассматривали как ремесло, не имеющее муз-покровительниц. )

    Муз изображали в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой:

    Каллиопу - с восковыми табличками и заостренной палочкой для письма, Эвтерпу с флейтой, Эрато с кифарой, Талию с комической маской и венком из плюща, Мельпомену с трагической маской и венком из виноградных листьев, Терпсихору с лирой и в позе танцовщицы, Клио со свитком из папируса, Уранию с глобусом и циркулем, Полигимнию в виде закутанной в покрывало девушки с мечтательным лицом.

    Музы, внимающие Аполлону

    Как богини искусства музы были связаны с их предводителем богом Аполлоном. Они веселили богов своими песнями и танцами. К людям музы относились доброжелательно и ласково, особенно к своим любимцам — поэтам, драматургам, певцам и актерам. Но они могли и мстить за оскорбление и обман.. .

    ЛУНА — ЛУНАТИКУ

    Оплетавшие — останутся. Дальше — высь. В час последнего беспамятства Не́ очнись.

    У лунатика и гения Нет друзей. В час последнего прозрения Не́ прозрей.

    Я — глаза твои. Совиное Око крыш. Буду звать тебя по имени — Не́ расслышь.

    Я — душа твоя: Урания: В боги — дверь. В час последнего слияния Не́ проверь!

    Такой Уранию видят сегодня.. .

    otvet.mail.ru