Что такое правильная речь и как ее добиться? Для чего человеку нужна речь


Что такое правильная речь и зачем она нужна?

Все мы умеем разговаривать. Но всё же красиво и правильно излагают свои мысли далеко не все: одних слушать приятно, другие же не могут донести мысль до слушателя и привлечь внимание. А как обучиться грамотной речи? Это вполне возможно, если приложить усилия и действовать целенаправленно.

Зачем говорить грамотно?

Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.

Так зачем же нужна правильная речь?

Суть понятия

Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.

Составляющие грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:

Как научиться делать это правильно?

Освоение правильной речи – это непростой и довольно продолжительный процесс. И чтобы научиться говорить грамотно, действуйте комплексно и планомерно, а также следуйте данным ниже советам:

  1. Больше читайте и пересказывайте прочитанное, чтобы освоить новые слова или обороты. Причём желательно произносить всё вслух и для чтения выбирать произведения русских классиков, они точно умели филигранно владеть речью.
  2. Смотрите научные или общеобразовательные передачи, так вы сможете узнать новые понятия и термины, а также быть в курсе происходящих в мире событий.
  3. Чтобы добиться идеальной дикции, для начала выявите свои недостатки, а потом приступайте к их устранению. Причём если вам кажется, что всё и так неплохо, то это не значит, что вы действительно прекрасный диктор. Спросите мнение у человека образованного и идеально владеющего языком, он укажет на ошибки и, возможно, поможет их исправить. Если такового нет, то запишите свой разговор на диктофон и прослушайте запись, порой оценка со стороны является более объективной.
  4. Учитесь дышать. Для этого больше читайте вслух или разговаривайте и налаживайте своё дыхание, подстраивайте его под артикуляцию.
  5. Контролируйте темп речи: не говорите слишком быстро или, напротив, слишком медленно. Скорость произношения слов должна быть средней, удобной для восприятия.
  6. Для постановки правильной речи нужно учиться грамотно строить предложения. Для этого выписывайте крылатые фразы или устойчивые выражения, запоминайте порядок слов. Также можно выполнить простое упражнение: попробуйте описать любой предмет или действие, причём красиво, интересно и правильно, литературным языком.
  7. Следите не только за речью, но ещё и за мимикой и жестикуляцией. Движения лица и рук должны быть умеренными, иначе вы рискуете показаться неуравновешенным или неадекватным человеком.
  8. Расширяйте свой словарный запас. Для этого просто ежедневно обращайтесь к толковому словарю и открывайте для себя новые понятия и термины. Это не только полезно, но ещё и очень интересно.
  9. Научитесь выделять главное и избавляться от слов-паразитов, тогда ваши мысли будут понятными, чёткими и ясными. Чтобы не вставлять в разговор звуки, междометия и ненужные вводные слова, определите суть, заранее составьте план, четко его придерживайтесь и не отходите от темы.
  10. Следите за интонацией. Если даже очень интересный рассказ произнесён одним тоном и в одном тембре, то он может показаться скучным. Интонация должна соответствовать значимости каждой мысли или слова, подчёркивать смысл сказанного.
  11. Тренируйтесь, ведь лучший способ обучения и закрепления освоенной информации – это практика. А в собеседники лучше выбрать образованного человека, общаться с ним гораздо интереснее и полезнее.

Если вы до сих пор не умеете говорить грамотно и красиво, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидите, это пойдёт вам на пользу.

brjunetka.ru

Конспект урока развития речи "Зачем нужна людям речь". 5 класс

Урок 1. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛЮДЯМ РЕЧЬ

    1. Вступительное слово учителя.

Среди трёх учебников, предназначенных для изучения русского языка в 5-ом классе, два названы “Русский язык”, а один – “Русская речь”. Таким образом, на наших встречах мы будем изучать два предмета – русский язык и русскую речь. Чем же отличаются эти понятия? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью нашего воображения.

Представьте себе огромную кладовую, которая существует в памяти человека. В этой кладовой множество “полочек”, “ящичков”, “ячеек”, где в определённом порядке хранится то, чем люди пользуются, когда говорят и пишут.

А чем люди пользуются, когда говорят и пишут? – Словами, которые состоят из морфем (частей слов), предложениями самыми разными. Для устной речи в этой кладовой есть “отделение” звуков. Так вот эта огромная кладовая и есть язык. Рассмотрите рисунок 1, который поможет вам наглядно представить то, о чём мы говорим:

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Итак, мы выяснили, что язык – это кладовая, и эта кладовая общая для всех. Её запасами могут пользоваться все, кто говорит по-русски. Но пользуются кладовой и её богатствами все по-разному. Пятилетний ребёнок только открывает дверь и делает первые шаги в глубь хранилища. Он задаёт вопросы, хочет обо всём знать, открывает подряд все “ящички”, заглядывает на все “полочки” – учится пользоваться средствами языка.

Профессиональный писатель за свою жизнь научился так пользоваться запасами языка, что ему известны в кладовой все тайники. Он знает, где находятся “вкусные” слова, “едкие”, “ядовитые”.

Рис.4

Таким образом, мы выяснили, что языком – общей кладовой – каждый пользуется по-своему. И о людях говорят по-разному: “Как хорошо владеет языком уважаемый Иван Иванович!” или “Какую глубокую и умную речь произнёс профессор Петров!”. “Хорошую речь хорошо и слушать”, – утверждает народная мудрость. Мы уже близки к тому, чтобы выяснить, что же такое речь. Может быть, кто-то из вас готов ответить на этот вопрос? Рассмотрите рисунки 2,3,4: что на них изображено? Кто построил “дом”, “собачью будку”, “храм”? Какое отношение имеют эти “строительные объекты” к предмету нашего разговора? Догадались? Если нет, в этом случае нам будут помогать конспекты.

    1. Знакомство с темой урока. Для чего нужна людям речь. Работа с конспектом. Беседа.

1? Что такое язык? Что такое общение? Что такое речь? Чем отличаются понятия “язык” и “речь”?

2? Что такое конспект? Из чего он состоит? Как его читать? Для чего он используется?

  1. Практическая работа.

1? Какие условия необходимы для того, чтобы язык стал речью, то есть заработал как средство общения? Ответить на вопрос поможет воображение, которое позволит представить ситуацию на дороге. Может быть, вы и сами в такие попадали.

Вы с товарищем переходите улицу. Вдруг из-за угла выскакивает автомобиль, который ваш спутник ещё не видит. Вы хватаете товарища за руку и кричите: “Стой! Машина!”

2? Почему возникла речь? Назовите 3 условия, наличие которых заставляет человека говорить. Наводящие вопросы:

  1. Если бы вы переходили улицу в одиночку, стали бы вы самому себе кричать: “Стой! Машина!”?

  2. Почему сказанные слова возникли именно в данной ситуации?

  3. Если бы рядом был англичанин, француз или глухой человек, имело бы смысл кричать то, что было произнесено в нашей ситуации?

  1. Запись выводов в конспект

3 условия возникновения речи

наличие говорящего и слушающего

(пишущего и читающего)

наличие потребности в речи

↓ ↓ ↓

знания мысли чувства

владение одним и тем же языком

  1. Работа с учебником по развитию речи (Рр)

1? Страница 8. Макушка. Прочитайте, в каких формах существует речь.

2? Форзацы учебника. Рассмотрите рисунки. Укажите форму существования речи в каждой ситуации.

3? Стр. 8 упражнение №5 (I) устно, №5 (II) письменно. Подумайте, какая речь появилась раньше – устная или письменная. Своё мнение обоснуйте. Запишите предложение, восстановив в нём пропущенные слова:

Сначала появилась речь___________________________ , затем______________________ .

4? Стр. 9 №8 (1). Прочитайте отрывок из сказки в лицах. В какой форме существует речь? Почему она возникла?

  1. Подведение итогов.

Серёжа вернулся из кино.

? Понимаете ли вы Серёжу? Почему? Что ему можно посоветовать? А себе?

  1. Домашнее задание (Д/з)

    1. Конспект учить, материалы для учащихся читать.

    2. Учебник русского языка (теория). Стр. 8 – 10 читать. Выписать в тетрадь самое яркое высказывание о языке.

    3. Учебник по развитию речи (Рр) с. 8 №6 (1) устно, (2) наизусть.

    4. На альбомном листе напишите текст любимого стихотворения (с указанием автора), на обороте сделайте к нему иллюстрацию.

infourok.ru

Для чего людям речь?

Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)? 

Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.

                                     Речь 

                      устная            письменная

слушаем и говорим        пишем и читаем

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый – слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй – речь, которую надо исправлять:

Речь (какая?) – понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя. 

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.

infourok.ru

Для чего людям нужна речь? Речевая ситуация

^ (5 мин)

Участвуют в обсужденииВыдвигают варианты формулировок (понятийный аппарат)

Включение в деловой ритм урока.Уточняет тему урока

1.Организационный момент
  1. Ребята, сегодня у нас первый урок из 34 уроков развития речи. Как вы считаете, чем мы будем заниматься на этих уроках? (развивать свою речь, делать ее лучше)
- А что такое речь? Как вы понимаете? (Обсуждение ответов ребят)
  1. Соотнесите свои ответы с определением из словаря С.И. Ожегова (Слайд №1)

Умение работать с толковым словарем, со словарной статьей

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (коммуникативные)

Самоопределение (личностные)

Целеполагание (регулятивные)

Постановка вопросов

Логический анализ

предложений с целью выделения определенных признаков

Осознанное построение

речевого высказывания

(познавательные)

^ (3 мин) Записывают тему урока

Подводит итог рассуждений обучающихся и вместе с ними формулирует тему урока

Итак, речь – это общение, в процессе которого происходит обмен мыслями, информацией, сообщениями, мнениями об увиденном или услышанном, эмоциями.

- Что же нам необходимио, чтобы речевое общение состоялось?

Именно на этот вопрос мы должны сегодня найти ответ.

Запишем тему урока: речь и речевая ситуация.

Целеполагание

(Регулятивные УУД).

^

Изучение нового

(15 мин)

Цели:

Анализируют рисунки и предлагают варианты речевой деятельностиФиксируют в тетради виды речевой деятельности

Слушают текст

Анализируют текст

Работают в группах

Фиксирует ответы учащихся на доске в виде ключевых слов, отражающих элементы речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение

Организует работу с текстом (чтение)

Организует работу с текстом (анализ)

Организует работу в группах

1. Работа с учебником. Упр.1

Рассмотрите четыре рисунка из упражнения.

Какие речевые ситуации изображены на них? (Учитель разговаривает с учениками, мальчик слушает музыку, мужчина пишет письмо, девочка читает книгу)

  1. Мы записали четыре элемента речевой деятельности. А для чего они нужны? (Для того, чтобы мы все могли общаться)
  2. Работа с текстом
- Какие условия необходимы для речевого общения? Рассмотрим их на примере ситуации, описанной в рассказе В, Драгунского «Тайное становится явным» (Приложение №1) Денис Кораблев, не любивший есть манную кашу, выплеснул ее в окно на улицу, и каша попала на шляпу прохожему.

^ (чтение учителем вслух)

Анализ прочитанного

- Какое событие заставило милиционера обратиться к жильцам этой квартиры? (Кто-то вылил из окна кашу, пострадал прохожий)

- Была ли у милиционера какая-то цель, зачем он начал говорить? (Он хотел найти и наказать виновного)

- Милиционер пригласил пострадавшего. Как вы думаете, зачем начал говорить «дяденька в шляпе»? (Хотел рассказать, как все происходило, пожаловаться на то, что испорчены костюм и шляпа).

- Представьте себе, что милиционеру никто не открыл дверь. Состоялся бы его разговор с мамой Дениски? (Нет, так как ситуация общения предполагает, чтобы в ней участвовали хотя бы двое)

- Как вы думаете, почему, обращаясь к милиционеру, мама говорила строго и резко, а к пострадавшему обратилась мягко и вежливо? Почему речь милиционера была такой строгой и официальной?

- Представьте себе, что «дяденька в шляпе» оказался иностранцем, который совсем не говорит по-русски. Состоялось бы его речевое общение с милиционером и Денискиной мамой?

  1. Работа в группах
На основе анализа текста сделайте обобщение: что же необходимо для речевого общения. Подсказка: должно быть пять элементов

(Событие, побуждающее к общению; участники общения; цель общения; единый язык, на котором говорят собеседники; учет обстоятельств общения)

  1. Представление результатов работы групп. Если вы правильно назвали элементы речевой ситуации, то они должны отвечать на следующие вопросы (Слайд № 2)
Формирование понятийного аппарата: речь, речевая деятельность, речевая ситуация, элементы речевой ситуации

Формирование умения строить собственное устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

Планирование, прогнозирование (Регулятивные)

Извлекать информацию из различных знаковых систем, переработка информации для получения необходимого результата. Адекватное восприятие информации.

Умение делать самостоятельные выводы на основе прослушанного текста

(Познавательные УУД

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе правильного решения

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(Коммуникативные УУД).

^ (10 мин)

Составляют рассказ по сюжетным картинкам на черновиках и представляют свои работы на коллективное обсуждение

Корректирует высказывания обучающихся при устном обсуждении

Работа с учебником.

Упр. 2 — составление рассказа по сюжетным картинкам с учетом элементов речевой ситуации. (Устное обсуждение)

Формирование умения строить собственное устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Применение новых знаний на практике Контроль, оценка, коррекция собственных действий по составлению письменного высказывания (Регулятивные)

Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(Познавательные УУД).

Умение доносить свою позицию до других и понимать другие позиции. (Коммуникативные УУД).

shkolnie.ru

Для чего людям нужна речь? Речевая ситуация

Цель

Создание условий для установления обусловленности речи разными ситуациями 

Задачи

1. Сформировать представления об элементах речевой ситуации как совокупности условий, при которых возникает речевое общение.

2. Формировать умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3. Воспитывать культуру речевого поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Планируемый результат

Предметные:

Иметь представление о речевой ситуации и ее элементах.

Уметь составлять речевое сообщение (высказывание или текст) с учетом речевой ситуации.

Личностные:

Формирование мотивации к учебной деятельности, уважительного отношения к мнению

других.

Метапредметные:

Умение ставить и определять пути решения учебной задачи и оценивать правильность ее выполнения.

Ход урока

Организационный момент

Ребята, сегодня у нас первый урок из 34 уроков  развития речи. Как вы считаете, чем мы будем заниматься на этих уроках? (развивать свою речь, делать ее лучше)

- А что такое речь? Как вы понимаете? (Обсуждение ответов ребят)

Соотнесите свои ответы с определением из словаря С.И. Ожегова (Слайд №1)

Итак, речь – это общение, в процессе которого происходит обмен мыслями, информацией, сообщениями, мнениями об увиденном или услышанном, эмоциями.

- Что же нам необходимио, чтобы речевое общение состоялось?

Именно на этот вопрос мы должны сегодня найти ответ.

Запишем тему урока: речь и речевая ситуация.

Работа с учебником. Упр.1

Рассмотрите четыре рисунка из упражнения.

Какие речевые ситуации изображены на них? (Учитель разговаривает с учениками, мальчик слушает музыку, мужчина пишет письмо, девочка читает книгу)

Мы записали четыре элемента речевой деятельности. А для чего они нужны? (Для того, чтобы мы все могли общаться)

Работа с текстом

- Какие условия необходимы для речевого общения? Рассмотрим их на примере ситуации, описанной в рассказе В, Драгунского «Тайное становится явным» (Приложение №1) Денис Кораблев, не любивший есть манную кашу, выплеснул ее в окно на улицу, и каша попала на шляпу прохожему.

Слушаем текст (чтение учителем вслух)

Анализ прочитанного

- Какое событие заставило милиционера обратиться к жильцам этой квартиры? (Кто-то вылил из окна кашу, пострадал прохожий)

- Была ли у милиционера какая-то цель, зачем он начал говорить? (Он хотел найти и наказать виновного)

- Милиционер пригласил пострадавшего. Как вы думаете, зачем начал говорить «дяденька в шляпе»? (Хотел рассказать, как все происходило, пожаловаться на то, что испорчены костюм и шляпа).

- Представьте себе, что милиционеру никто не открыл дверь. Состоялся бы его разговор с мамой Дениски? (Нет, так как ситуация общения предполагает, чтобы в ней участвовали хотя бы двое)

- Как вы думаете, почему, обращаясь к милиционеру, мама говорила строго и резко, а к пострадавшему обратилась мягко и вежливо? Почему речь милиционера была такой строгой и официальной?

- Представьте себе, что «дяденька в шляпе» оказался иностранцем, который совсем не говорит по-русски. Состоялось бы его речевое общение с милиционером и Денискиной мамой?

Работа в группах

На основе анализа текста сделайте обобщение: что же необходимо для речевого общения. Подсказка: должно быть пять элементов

 (Событие, побуждающее к общению; участники общения; цель общения; единый язык, на котором говорят собеседники; учет обстоятельств общения)

Представление результатов работы  групп. Если вы правильно назвали элементы речевой ситуации, то они должны отвечать на следующие вопросы (Слайд № 2)

Весь материал - смотрите документ.

videouroki.net

Зачем нужна речь « Сто тысяч почему

Речь нужна для общения и формируется в процессе общения

Конечно, речь нужна  для общения. Некоторые могут возразить, что общаться можно и другими способами: жестами, символами, звуками…  Это так. Но всё-таки

наиболее совершенной формой общения для человека является речь, так как у человека со словом связано представление о предмете или явлении.

Понятие «общение» гораздо шире, чем только разговор с собеседником или с собеседниками. Мы общаемся и письменно – через книги. Ведь информация, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Речь – это  контакт с другими людьми (непосредственный или опосредованный). Речь, как и мышление, являются достоянием только человека – у животных нет речи. Правда, некоторые животные издают дифференцированные звуки, но это всё же не слова, потому что эти звуки  не обозначают предметов и явлений.

Виды речи

В основном различают два вида речи: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя речь – это речь про себя. Она  участвует во всех мыслительных процессах. Именно она является материальной оболочкой мысли в тех случаях, когда мы думаем. Для этой речи отсутствует звуковое выражение, но, несмотря на это, внутренняя речь подчиняется всем правилам грамматики, свойственным языку определенного человека.

Внешняя речь может быть устной и письменной.

Устная речь существует в виде  монолога (речь одного лица: лекция, доклад, чтение вслух и т.д.) и в виде диалога ( разговор с одним или с несколькими собеседниками).

Диалог

Для монологической речи характерно последовательное изложение, правильность грамматических форм. Диалог строится на отдельных репликах собеседников и поэтому, в отличие от монолога, в нём часто нарушается последовательность изложения; отдельные члены предложения могут опускаться, так как понимаются собеседниками из общего контекста.

Письменная речь обращена не к слушателям, а к читателям. Она наиболее развернута и синтаксически правильна.

Соотношение между внутренней и внешней речью

Каждый человек знает, что когда он говорит вслух, то мысль его не обязательно занята только тем, что он в данную минуту произносит; он может думать о том, что ему еще предстоит сказать, о впечатлении, которое производит его речь на слушателей, у него может «промелькнуть» мысль, даже не связанная с его высказываниями. Во всех этих случаях с его внешней речью тесно переплетается внутренняя речь. Механизм этого «переплетения» еще неясен, но можно предположить, что мускулатура речевого аппарата способна выполнять двойную работу.

Основные свойства речи

Выделяют следующие основные  свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, воздейственность.

Содержательность. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Понятность. Она  обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.

Выразительность. Это свойство речи  характеризуется эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Воздейственность речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Развитие речи

Я учусь говорить

Человек рождается лишь с потенциальной способностью речи, и эту способность необходимо развивать.

Непременным условием развития речи является речевое общение детей со взрослыми. Наблюдения над детьми, в младенческом возрасте похищенными и вскормленными животными (волками, тиграми) и затем в 5—6-летнем возрасте возвращенными в людскую среду, показывают, что речь у них полностью не развита .

Итак, речь нужна для общения. А  «роскошь общения,- по словам А. де Сент-Экзюпери,  - самая большая роскошь на свете».

 

Похожие статьи:

  1. Почему человек говорит
  2. Зачем нужна орфография
  3. Зачем нужна видеокарта
  4. Зачем нужен человек

100-000-pochemu.info

Для чего нужна речь — зачем человеку речь — 22 ответа



Зачем человеку речь

В разделе Другое на вопрос зачем человеку речь заданный автором Недосолить лучший ответ это Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.Речь, ее основные функции и свойства Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь это язык в действии. Язык система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании. В отличие от значения слова личностный смысл это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл это субъективное переживание его содержанияВыделяют следующие основные функции языка:средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опытасредство общения (коммуникации)орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации) . Функция языка в качестве орудия.. .Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового (см. также звук речевой, фонема) строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками. При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отражает изменений, происходящих в окружающем мире и человеческой деятельности, а фонетический строй может быть лишь теоретически реконструирован на базе языков-«потомков» .Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение) .В ходе «продуктивных» видов речевой деятельности — говорения и письма — задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:механизм программирования речевого высказывания (передаваемогоИсточник:

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: зачем человеку речь

Ответ от Людмила Дугина[гуру]чтобы общаться

Ответ от Искра[гуру]чтоб быть непонятым))

Ответ от шеврон[новичек]ХЗ

Ответ от Аэростатика[активный]

Ответ от Mike Burko[эксперт]Каждый человек учится учился или будет учиться речи чтобы лучше понимать себе подобных и объединиться

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru