Зачем мне философия? - Поток событий. Для чего мы изучаем философию


Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии. (Этот абзац — цитата из книги Л.Ретюнских, В.Бобах “Веселая мудрость”, М., 1994. С. 12).

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

7. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

8. Философия помогает людям вырабатывать убеждения и, если нужно, выправлять их.Надо помнить: убеждения формируют личность. Без них человек подобен флюгеру — куда ветер подует, туда и он.

9. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек изб

авляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

Из учебника: Л.Е. Балашов. Философия. М., 2012. (В электронном виде см. на моем сайте http://balashov44.narod.ru/RUKOP-1.html)

lev-balashov.livejournal.com

Зачем изучать философию? - Философское сообщество ЖЖ

Зачем нужна философия сейчас? Зачем на нее стоит тратить время человеку? Меня иногда спрашивают, почему я увлечен и читаю труды по философии, зачем мне это? Уверен, что у каждого, кто занимается столь благим делом, как философия, такой вопрос всплывает в дискуссиях, и в бытовых обсуждениях.

Постараюсь ответить. Субъективно и поверхностно, разумеется, но так, как я думаю на данный момент.Сразу же можно вынести за скобки вопрос обязательности во время учебы, или случай профессиональных философов в университетах. Здесь ответ очевиден.

Самый честный, но мало объясняющий, ответ будет: «потому что нравится». Получаешь удовольствие при изучении, размышлениях, рассуждениях на разные философские темы. Такая мотивация, мне видится, значимой и изначальной, если так можно выразиться. Та, что изнутри подогревает интерес, вызывает восторг и удовольствие здесь и сейчас. Но такое объяснение подходит, по сути, для все увлечений и даже развлечений. «Философия как удовольствие» - хорошая метафора.

Другая причина: чувство общности. Изучая философию, принадлежишь к сообществу любителей мудрости охватывающему разные государства, народы, эпохи. Кроме того, это самое престижное общество, которое только может быть. По словам самих философов, конечно. Но кто им (то есть, нам) может возразить? Чтобы возражать, оппонентам нужно стать самим философами.

Следующая причина: объяснение и понимание мира. Это то, чем занимаются другие науки и многие «ненауки». Взгляд на мир, на человека, на общество и так далее с позиций и с ракурсов, которые пока не объективизированы. Кроме того, философия часто создает метафору для науки, а также импульс для новых направлений науки.

Философия как «забота о себе», философия как стремление к добродетели, к благу, к блаженству. Суть в самом названии. Философия (часть ее точнее) дает понимание как можно жить, как поступать, как противостоять трудностям. И именно это объяснение самое важное и даже практичное, как я думаю. А именно в отсутствие практичности часто обвиняют философов.

Понимаю, просто выражает мое мнение, причем довольно спонтанное. И совершенно точно существует множество других причин для увлечения философией, а также для критики моего мнения.

ru-philosophy.livejournal.com

Зачем изучать философию, если на ней не заработать? / Newtonew: новости сетевого образования

Один философ, решивший остаться в тени, сформулировал цель и задачи философии таким образом:

 

 

— Все люди умеют бегать, но некоторые люди знают, как бегать быстро. С философией происходит примерно то же самое: всем в какой-то момент приходится мыслить (не путать с «думать»), и вот тут тебе становится ясно, что мыслишь ты из рук вон плохо. То есть ты не то что бегаешь медленно, ты вообще еле ноги передвигаешь.

Занятия философией, кажется, и являются той самой тренировкой для мысли. Проблема состоит в том, что наращивая своё умение мыслить, счастливее ты не становишься. Уж точно не богаче, не смелее и не увереннее в себе. Возможно, в этом корни современного полунасмешливого, полужалостливого отношения к людям, получающим философское образование — мол, посмотрите на этих блаженных, которые тратят годы на изучение трудов, в которых «нормальный человек» ни слова не понимает, а потом не имеют никаких перспектив в «нормальной жизни».

Возможно, есть в этом упрощённом восприятии доля правды, но с ней очень непросто согласиться. Человек, который учится мыслить, явно способен спрогнозировать свою дальнейшую жизнь на несколько лет вперёд. Значит, дело изучения философии такой человек выбирает совершенно добровольно. Значит, дело всё же в чём-то другом, и важны для них совершенно другие вещи.

Какие именно — мы решили у них и спросить. Но для начала — притча:

Аристотель

Политика, 1259а. 335—322 до н. э.

— «Когда Фалеса попрекали его бедностью, так как-де занятия философией никакого барыша не приносят, то, рассказывают, Фалес, предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, еще до истечения зимы роздал накопленную им небольшую сумму денег в задаток владельцам всех маслобоен в Милете и на Хиосе; маслобойни Фалес законтрактовал дешево, так как никто с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок, начался внезапный спрос одновременно со стороны многих лиц на маслобойни. Фалес стал тогда отдавать на откуп законтрактованные им маслобойни за ту цену, за какую желал. Набрав таким образом много денег, Фалес доказал тем самым, что и философам при желании разбогатеть нетрудно, только не это дело составляет предмет их интересов».

Алексей Назаренко

политолог

В последнее время в нашей стране все более расхожим считается мнение, что наука — это что-то техническое, исключительно прикладное, а гуманитарная наука — это какой-то абсурд, рудимент, разводка на деньги.

Философия — это действительно удивительная область знания. Не все философы её называют наукой (предпочитают, например, термин «метанаука»), и вполне естественно, что среди не очень образованных людей (с нашей-то школой, да и нашими вузами) многие задаются вопросом: а зачем философия вообще нужна? Ведь никакой прикладной области для философов нет, а на рынке труда позиций «философ» не наблюдается.

Тем не менее, философское образование необходимо, ведь именно философия разрабатывает и проектирует познавательные механизмы науки в целом, другими словами, философия определяет потенциал научно-технического, социального, экономического, культурного развития.

На сегодняшний день в России на высшем уровне говорится о необходимости вывода нашей страны из кризисного положения, укрепления позиций на мировой арене. Это не просто слова, это системы стратегических целей и задач, которые требуют тщательной теоретической проработки.

Кто будет этим заниматься? Нефтяники? Программисты? Нет. Это гуманитарное поле, и здесь уже без философии точно не обойтись, не отделаться школьным курсом обществознания.

Не могут серьёзные вопросы, затрагивающие интересы (а может быть и судьбы) больших социальных групп, решаться по наитию, по субъективной воле и на основании такого же субъективного опыта руководителя.

Руководитель должен мыслить широко, глубоко и научно. Кстати, это понимали в Советском союзе. Философское образование (хоть и весьма однобокое) рассматривалось преимущественно как второе высшее, необходимое для руководящих сотрудников.

Но приходится признать, что сама постановка вопроса о необходимости философии и философского образования — это очень дурной симптом, говорящий о полномасштабном социальном, культурном, экономическом регрессе.

Платон.

Теэтет. 174а

— Рассказывают, что когда Фалес, наблюдая небесные светила и заглядевшись наверх, упал в колодец, то какая-то фракиянка, миловидная и бойкая служанка, посмеялась над ним, что-де он стремится знать, что на небе, того же, что рядом и под ногами, не замечает. Эта насмешка относится ко всем, кто проводит свой век в занятиях философией.

Алиса Загрядская

философ

Можно сказать, что философия формирует комплексное мышление, учит создавать системы (теоретические конструкты, отвечающие на вопросы «что?», «зачем?» и «как работает?») и делать проекты — всё, что нужно в мире, где роботы отнимут у людей рабочие места, а программы будут писать сами себя. Но это, на мой взгляд, как раз наименее существенно, потому что относится к частностям.

Также можно сказать, что философия учит понимать экзистенциальные шутки в интернете (например, такие).

Только вот после Ницше, Шестова и Камю это совсем не шутки. Это ощутимая кожей пустота в разломе бытия.

Но главный ответ о назначении философии довольно депрессивен. Вернее, относится к темам, которые в обществе приличном (позитивно мыслящем) табуированы. На самом деле, философия, конечно, не о депрессии — но и не о том, как быть счастливым, это не терапия. Она по ту сторону добра и зла.

Сократ в «Федоне» говорит, что истинные философы много думают о смерти. В общем-то, логично для первого философа, который задумался о личности: что тебе перводвижитель, разберись сначала с категориями собственного сознания.

Именно философия сознания и когнитивная философия кажутся мне самыми актуальными направлениями. Чтобы ощутить их важность, не обязательно иметь специальное образование, но люди, которые им обладают, имеют определённые бонусы.

Травматический экзистенциальный опыт рано или поздно случается со всеми. Это моменты, когда реальность трескается, и ты словно со стороны наблюдаешь своё сознание и его связь с вещами, которые прежде считал объективно существующими и обладающими какими-то качествами.

 

(источник: К/ф «Уитнэйл и я», 1986 г. )

Проще говоря, когда наш мир рушится, мы немного сходим с ума, и к этому нужно быть готовым, потому что именно финальное разрушение ждёт нас впереди.

Кроме бытия и небытия, есть и другие неудобные вопросы: отсутствие объективных смыслов, невозможность преодоления пропасти между Я и Другим, которую не сокращает даже любовь (если мы любим, то всегда только свои представления о другом человеке), личная невоплощённость (стремящийся человек всегда не такой, каким мечтал бы быть).

С этим всем работают религии и традиционный уклад общества — там есть простые, понятные ответы. Жизнь после смерти, образ Божий, практический опыт предков, «это хорошо, потому что хорошо, и ценно, потому что ценно». Такие системы дают способ расставить приоритеты, обосновать пережитое субъектом и определить линию поведения. Однако если вы мыслите рационально и привыкли ставить всё под сомнение, готовые ответы вас не удовлетворят.

Философия и, в первую очередь, философия сознания — это наука о том, что мы такое. А мы — химическая реакция между структурными единицами нервной системы. И, в то же время — мир накануне Армагеддона. Чувственное восприятие — тонкие ниточки-щупы, которые мы тянем к пустым вещам, чтобы никогда не дотянуться. Как со всем этим жить? Только через целеполагание, акт воли и интенцию, которые реализуются в практисе. Потом ты, конечно, всё равно умрёшь. Но перед этим ты должен осознанно стать субъектом мышления и воли. Вот это задача философа. 

 

Кондуров Вячеслав

аспирант юридического факультета СПбГУ

Ничто, кроме философии, не занимается действительно основополагающими вопросами, на которых стоит фундамент нашей культурной и общественной жизни. Любое суждение современных общественных аналитиков базируется на философской основе — осознают это отдельные люди или нет.

Мне, конечно, проще рассуждать о значении философии для юридической науки и практики. Действительно, философия (в том числе, философия права) лишена того прикладного значения, которое есть, скажем, у уголовного или гражданского права. Но она является фундаментом, который проясняет многое не только при изучении отдельных феноменов той или иной юридической практики, но полезна и при законодательном регулировании.

В конце концов, все блага современной социальной жизни, как, к примеру, права и свободы гражданина, вытекают из философии Нового Времени. Именно там они были обоснованы. Серьёзные вызовы современного мира, как то: эвтаназия, регулирование виртуального мира, вопрос об абортах, трансгуманизм, трансплантация органов, клонирование и так далее, не могут получить внятного решения в праве без тщательной философской проработки.

 

(источник: Кадр из к/ф «Большой Лебовски», 1998 г.)

Что касается вопроса о том, является ли философия наукой, следует спросить сначала о том, что такое наука. Каковы ее признаки? Ведь эти вопросы тоже решаются философией, гносеологией. Я бы сказал, что наукой она, скорее, не является — конечно, не в укор философии. Она залегает в основе других наук, делает их возможными. Но сама таковой не является именно в силу всеохватности предмета, на которую не способны частные науки. Впрочем, это вопрос сложный, он требует развернутого обоснования и долгого размышления. В конце концов мы все равно упремся в тот факт, что для ответа на сущностные, важнейшие вопросы жизни нам необходима философия. Стоит ли тогда сомневаться в том, имеет ли она значение?

Даже ответ на вопрос о значении философии в современном мире уже является в некотором роде философским и требует, следовательно, философской аргументации. Стало быть, философия нужна уже хотя бы для того чтобы ответить на вопрос о её предназначении.

Игорь Ларионов

кандидат философских наук, доцент Института философии СПбГУ

Разумеется, философию не нужно никому навязывать, как не нужно навязывать, например, художественную литературу. И знание физики не требуется для успешного пользования мобильным телефоном.

Философия — роскошное занятие свободного человека.

Думаю, философии вредит то, что она стала общеобразовательным предметом на первом курсе в аудиториях на сто человек. Лучше подошла бы серия спецкурсов, семинаров узкой направленности.

О многих вещах мы всё еще знаем очень мало. Но даже по поводу малоизвестных предметов мало устраивать ток-шоу мнений; нужно вести осмысленный разговор. В Европе этим впервые занялись философы в Древней Греции.

Можно рассказать о роли специальных направлений философии в отдельных вопросах естественных, точных или социально-экономических наук. Неустранимый философский аспект имеет проблема наблюдателя в квантовой физике (знаменитый «кот Шредингера»). «Тест Тьюринга» анализируется в мыслительном эксперименте философа Дж. Сёрла «китайская комната». Классическая этическая «проблема вагонетки» обрела новую жизнь с появлением беспилотных автомобилей.

Однако основы философии понадобятся всем, мне кажется, в первую очередь, чтобы вас не обманули. Точнее, чтобы вы не обманули себя. В самых важных для человека вещах. Чтобы не перепутали, например, различные значения слова «любовь» (особенно ожидая ответной любви до гроба). Или не дали сбить с толку разными смыслами «ответственности» или «права». Чтобы понимали, что «свобода» может быть не только «волей», но и способностью принуждать самого себя посредством абсолютного нравственного закона (позиция Иммануила Канта). Обратите внимание, большинство таких значимых для нас вещей — это ценности (моральные, правовые и политические и т. п.), с которыми естественные и точные науки не работают.

Современный философ Славой Жижек называет подобные слова «плавающими означающими». Разные люди их повторяют, вкладывая различный смысл, и создается только иллюзия диалога, осмысленного разговора. Если же ими злоупотреблять, складывается не знание, а идеология, и не всегда безобидная.

Именно идеологию навязывают. Для разбора всех нюансов мало языкознания, социологии с антропологией или истории, хотя эти науки очень помогают. Традиционно именно философия с её дисциплиной мысли и языка лучше всего справляется с тем, чтобы развеять популярные предрассудки и идеологический мираж. Например, есть очень богатые, а есть очень бедные люди, и важно знать социальные и экономические причины, а также эффективные средства регулирования в этой сфере; но другое дело — внятно объяснить, почему вы считаете, что нищеты быть не должно, или, напротив, всё нужно оставить как есть.

Философия тренирует самостоятельность мысли, необходимую для развития демократических институтов и становления гражданина.

Я сомневаюсь, что можно быть свободным, просто повторяя мнение другого (даже если это авторитетный ученый) и не пытаясь самому понять, что именно нас окружает и что происходит с нами самими.

Особенно важно, чтобы ошибок, основанных на неверном понимании, противоречиях, поспешных обобщениях и оценках, узкой трактовке и так далее, не совершали профессионалы, от которых зависят наши благосостояние и жизнь — врачи, юристы, политики, топ-менеджеры…

Конечно, не каждый день врачу приходится делать выбор исходя из понимания того, что такое жизнь (например, отключать ли аппарат жизнеобеспечения), а политику — что такое справедливость (и лишать кого-то всего необходимого для жизни). Но даже одна такая ошибка может стоить именно вашей жизни.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Для чего нужно изучать философию?

Поиск Лекций

Балашов Л. Е.

Философия:Учебник.. — М., 2003. — 502 с.

 

Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.

Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.

Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.

В конце книги даются задачи и упражнения по философии.

Книга снабжена именным и предметным указателями.

ISBNã Балашов Л. Е., 2003 г.

С о д е р ж а н и е

 

Для чего нужно изучать философию?.................................................... 7

Раздел Первый. Что такое философия?........................ 9

Глава 1............................................................................................................ 9

1.1. Любовь к мудрости.............................................................................. 9

1.2. Предмет и «части» философии....................................................... 13

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 16

1.4. Практическая философия................................................................ 23

Раздел второй. Краткий очерк истории философии 26

ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья................... 26

2.1. Зачем нужно знать историю философии?................................... 26

2.2. Протофилософия................................................................................ 27

2.3. Ранние греческие философы........................................................... 27

2.4. Сократ................................................................................................... 32

2.5. Платон................................................................................................... 33

2.6. Аристотель........................................................................................... 35

2.7. Киники................................................................................................... 37

2.8. Древняя философия после Аристотеля........................................ 37

2.9. Философия средневековья............................................................... 39

ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков................................................ 41

3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)..................... 41

3.2. Ф. Бэкон................................................................................................ 43

3.3. Р. Декарт............................................................................................... 45

3.4. Б. Спиноза............................................................................................ 46

3.5. Т. Гоббс................................................................................................. 48

3.6. Д. Локк................................................................................................... 48

3.7. Г. Лейбниц............................................................................................ 50

3.8. Дж. Беркли и Д. Юм........................................................................... 50

3.9. Вольтер и Руссо.................................................................................. 52

3.10. Французские философы-материалисты XVIII в..................... 53

3.11. И. Кант................................................................................................ 53

ГЛАВА 4. Философия в XIX веке.......................................................... 57

4.1. Гегель.................................................................................................... 57

4.2. Послегегелевская философия......................................................... 60

4.3. О. Конт.................................................................................................. 61

4.4. Л. Фейербах......................................................................................... 62

4.5. Марксистская философия................................................................ 63

4.6. А. Шопенгауэр.................................................................................... 71

4.7. С.Кьеркегор......................................................................................... 72

4.8. Ф. Ницше.............................................................................................. 73

ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков................................. 78

5.1. Общая характеристика русской философии.............................. 78

5.2. Западники и славянофилы.............................................................. 80

5.3. П. Я. Чаадаев....................................................................................... 81

5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен...................................................... 82

5.5. В. С. Соловьев..................................................................................... 83

5.6. Н. А. Бердяев....................................................................................... 83

5.7. Русский космизм................................................................................. 84

5.8. В. И. Ленин........................................................................................... 85

ГЛАВА 6. Философия ХХ века............................................................... 85

6.1. З. Фрейд................................................................................................ 85

6.2. Феноменология................................................................................... 87

6.3. Экзистенциализм................................................................................ 87

6.4. Прагматизм.......................................................................................... 88

6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия............. 88

6.6. К. Поппер.............................................................................................. 89

6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды.................. 90

6.8. Постмодернизм................................................................................... 91

6.9. Современная философская мысль................................................. 92

Раздел третий. Философская картина мира.......... 93

ГЛАВА 7. Философское понимание мира.......................................... 93

7.1. Картины мира..................................................................................... 93

7.2. Бытие, существование...................................................................... 97

7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное)............... 102

7.4. Источники построения категориальной картины мира....... 102

7.5. Категориальная структура мира................................................ 104

7.6. О категориальном детерминизме................................................ 105

7.7. Категориальная картина мира.................................................... 107

7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями........ 111

7.9. Материя и движение....................................................................... 114

ГЛАВА 8. Материя................................................................................. 117

8.1. Структура материи......................................................................... 117

8.2. Качество............................................................................................. 122

8.3. Количество........................................................................................ 125

8.4. Мера.................................................................................................... 130

8.5. Виды материи................................................................................... 133

8.6. Тело..................................................................................................... 135

8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент.......... 136

8.8. Виды тела.......................................................................................... 142

8.9. Группа (групповая материя)........................................................ 143

8.10. Мезоматерия................................................................................... 146

8.11. Органические виды материи: организм, сообщество......... 147

ГЛАВА 9. Движение............................................................................... 150

9.1. Общая характеристика движения............................................... 150

9.2. Пространство.................................................................................... 155

9.3. Время................................................................................................... 157

9.4. Виды движения................................................................................. 160

9.5. Развитие.............................................................................................. 167

ГЛАВА 10. Противоречие..................................................................... 172

10.1. Общая характеристика противоречия.................................... 172

10.2. Структура противоречия............................................................ 175

10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 182

10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей).................................................................... 188

10.5. Сложные (органические) противоречия................................. 193

10.6. Гармонические и антагонистические противоречия.......... 194

10.7. Золотая середина.......................................................................... 196

10.8. Противоречия в мышлении......................................................... 197

ГЛАВА 11. Становление....................................................................... 200

11.1. Общая характеристика становления....................................... 200

11.2. Становление и развитие.............................................................. 203

11.3. Возможность................................................................................... 207

11.4. Действительность.......................................................................... 212

11.5. Закон и явление.............................................................................. 214

11.6. Причина — действие — следствие........................................... 217

11.7. Вещь — свойство — отношение............................................... 224

11.8. Сущность......................................................................................... 228

11.9. Форма и содержание.................................................................... 232

11.10. Старое и новое............................................................................. 233

11.11. Эволюция и революция............................................................. 236

Раздел четвертый. Философия человека............. 241

ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология).... 241

12.1. Что такое человек?........................................................................ 241

12.2. Человек-общество-природа........................................................ 242

12.3. Сущность человека....................................................................... 243

12.4. Происхождение человека........................................................... 245

12.5. Организация человека................................................................. 247

12.6. Типология человека...................................................................... 248

ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие............................................. 251

13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни....................................................... 252

13.2. Смерть и бессмертие.................................................................... 257

13.3. Живая связь смертности и бессмертия.................................... 262

13.4. Как мы “делаем” бессмертие?................................................... 265

13.5. Потенциальное бессмертие........................................................ 270

13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем).. 275

13.7. Активное долголетие.................................................................... 277

13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 284

13.9. Человеческое счастье................................................................... 287

13.10. Любовь........................................................................................... 292

13.11. Человеческий смысл творчества............................................ 301

ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода................................ 303

14.1. Гуманизм — философия человечности................................... 303

14.2. Либерализм..................................................................................... 307

14.3. Cвобода............................................................................................ 312

ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия)......... 326

15.1. Общество — взаимодействие людей....................................... 326

15.2. Структура общества.................................................................... 327

15.3. Государство.................................................................................... 329

15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 334

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм..................................... 334

15.6. Отношения между людьми. Справедливость........................ 336

15.7. Коллективизм и/или индивидуализм....................................... 337

15.8. Критика идей социализма и коммунизма............................... 340

15.9. Мораль, право, политика............................................................ 347

15.10. Золотое правило поведения..................................................... 348

15.11. Добро и зло................................................................................... 355

15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении............ 365

15.13. О культуре поведения................................................................ 369

15.14. Культура....................................................................................... 372

15.15. Наука.............................................................................................. 376

15.16. Искусство...................................................................................... 376

15.17. Религия........................................................................................... 378

15.18. Цивилизация................................................................................. 387

15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 388

ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология................................................................................... 405

ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект...................................... 405

16.1. Деятельность.................................................................................. 406

16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность. 410

16.3. Цель, средство, результат........................................................... 411

16.4. Субъект и объект........................................................................... 415

16.5. Виды человеческой деятельности............................................ 419

16.6. Труд, отдых, игра, творчество................................................... 422

16.7. Психика............................................................................................ 423

16.8. Сознание.......................................................................................... 428

16.9. Язык................................................................................................... 429

16.10. Опыт................................................................................................ 430

ГЛАВА 17. Мышление........................................................................... 430

17.1. Как мы думаем?............................................................................. 431

17.2. Способности мышления.............................................................. 432

17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость)............................ 441

17.4. Рассудок (дедуктивная логика)................................................. 442

17.5. Вероятностное мышление.......................................................... 445

17.6. Ум (интуиция)................................................................................. 447

17.7. Разум (диалектическое мышление).......................................... 449

ГЛАВА 18. Творчество.......................................................................... 460

18.1. Жизнедеятельность....................................................................... 460

18.2. Сущность творчества................................................................... 460

18.3. Познание.......................................................................................... 463

18.4. Индивидуальное и коллективное познание........................... 468

18.5. Формы индивидуального познания......................................... 469

18.6. Наука (коллективное познание)................................................ 470

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 474

18.8. Практика.......................................................................................... 475

18.9. Игровая деятельность.................................................................. 480

18.10. Искусство (художественная деятельность)......................... 481

18.11. Спорт.............................................................................................. 482

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ....................... 484

Литература............................................................................................... 496

Книги автора............................................................................................ 497

Указатель имен........................................................................................ 499

 

Для чего нужно изучать философию?

 

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

 

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

 

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

poisk-ru.ru

Зачем мне философия? - Поток событий

22:20 - Зачем мне философия?

Весной 2010 года я поступил в Российскую Христианскую Гуманитарную Академию (РХГА) на философию и в этом небольшом эссе я постараюсь объяснить, в чём я нахожу ценность философии вообще и для себя лично. Дальнейшие рассуждения будут разбиты на небольшие разделы, в которых я постараюсь с разных сторон раскрыть обозначенную тему.

Чтобы получить некоторое представление о философии, давайте для начала посмотрим на науку, откуда она взялась, для чего нужна и чем занимается. Можно определить науку как систему упорядоченных предметных и объективных знаний об окружающем мире и человеке и соответствующих методов их получения. Разные науки изучают различные аспекты реальности. Можно предположить, что наука возникла из следующих предпосылок:

  1. Любопытство. А что это такое? Почему оно ведёт себя именно так?
  2. Комфорт. Что нужно для того, чтобы было тепло, светло и сытно? Как не болеть?
  3. Власть. Как мне выделиться, получить преимущество? Как использовать ресурсы в своих интересах?
  4. Апологетика. Каким образом защитить свои убеждения и верования от нападок? Как доказать истинность моей веры и ошибочность ересей?

Т.е. наука помогает человеку в достижении определённых целей, т.е. говорит ему, ЧТО именно и КАК именно нужно делать, чтобы достичь результата. Но тут возникает вопрос: а кто определяет эти цели? Какие они должны быть? Для чего нам то или иное? И в чём, наконец, смысл этого мира и человека? На эти вопросы наука ответить не может, поскольку изучает только явления, меньшие человека, которые поддаются наблюдению, воспроизведению и т.д. Чтобы ответить на вопрос о смысле, нужно выглянуть ЗА ПРЕДЕЛЫ человеческого сознания и самой вселенной, поскольку смысл всегда определяется извне. На эти вопросы отвечают религия и философия. Если совсем упростить, то можно сказать, что философия задаёт глобальные вопросы и размышляет над ними, тогда как религия отвечает на них.

Если попробовать соединить все три понятия, то получается, что философия ставит вопросы, религия говорит ЧТО нам делать, а наука заботится о том, КАК это сделать.

Конечно, это всего лишь упрощение, но в нём есть зерно истины.

Изучая науки, мы, в каком-то смысле, изучаем инструменты, при этом предполагается, что мы изначально знаем, КАК и ДЛЯ ЧЕГО их использовать. Однако это, к сожалению, не так. Мы можем всю жизнь посвятить любимому делу, и под конец прийти к выводу, что двигались в неверном направлении.

Теперь давайте поподробнее обратимся к собственно философии. Переводится этот термин как "любовь к мудрости". Что такое мудрость в данном контексте? Можно сказать, что тут подразумевается умение правильно жить.

Как отличить правильное житие от неправильного? Очевидно, что нужны ориентиры. Имея ориентиры необходимо правильно их использовать и выработать некоторые принципы и методы, которые позволили бы достичь состояния, соответствующее "правильному житию". Для этого хороший философ должен уметь хорошо ориентироваться в главном. Это большая и сложная задача, которая включает в себя множество вопросов: кто мы такие и откуда произошли? Есть ли Бог? Если есть, то какой Он? Что мы можем познать, а что нет? Каково наше предназначение? Что есть благо? Как его достичь? Какая у нас есть свобода? Что такое смерть? ...и так далее.

В центре всех этих вопросов находится тема о ценностях. Ответы на вопросы целесообразны настолько, насколько ценным является предмет обсуждения. Как определить, что в жизни важно, а что - второстепенно? Что определяет обменный курс между тем, что у нас есть и может быть? Причём складывается впечатление, что ценность нельзя определять спонтанно или произвольно, но есть какие-то объективные причины для ценности, которые можно было бы сформулировать в форме критериев. Обычные науки не берутся помочь нам в этом, слишком это всё размыто и не конкретно - не на что опереться. Наука любит факты, а тут приходится довольствоваться догадками и предположениями. Но философия ими не гнушается, и готова предложить нам совершить это опасное путешествие, выходя за свои собственные пределы.

Может возникнуть вопрос: для чего изучать философию, когда религия отвечает на все жизненно важные вопросы? Для начала этот вопрос можно свести к более общему - для чего вообще что-то изучать кроме религии? Для ответа нужно понять, какую именно цель преследует религия. Я бы сформулировал общую цель религий так: приближение к Богу (образцу, идеалу) и уподобление Ему. Наверняка это определение больше или меньше не подходит некоторым религиям, но в большинстве случаев ситуация примерно такая. Каждая религия при этом обосновывает необходимость этого, а также указывает средства и методы для достижения указанной цели. Таким образом, религия не будет учить нас строить дома или считать деньги просто потому, что у неё другие цели. Другой важный момент состоит в том, как именно религия относится к разуму. Если упростить ситуацию, то часть религий одобряет использование разума, а другая часть (надеюсь, меньшая) осуждает это. В случае одобрения, верующим предлагается использовать все данные им интеллектуальные ресурсы в соответствии с целями религии, а в случае осуждения верующим предлагается во всём слушаться духовных лидеров религии, брать с них пример и ни о чём не задумываться самим. Во втором случае философия и наука оказываются совершенно не нужными, зато в первом, к которому я отношу христианство, открывается широкое поле для изучения и углубления в науку и в философию.

Теперь попробуем выяснить для чего нужны не знания вообще, а именно философия, когда у нас есть религия. Тут первым делом мне приходит мысль, что религия немыслима без философии. Религия использует философию для раскрытия своих терминов, для обоснования своих учений и для ответа на вопросы. Здесь довольно сложно провести границу между религией и философией. Ясно лишь, что философия обслуживает интересы религии. Хорошо, а что, если предположить, что основатели религии заложили всю необходимую философию в своё учение, и последователям не нужно больше пользоваться философией? Тут возникает несколько сложностей:

1. Личный характер философии. Философия не сводится к словам, сказанным религиозным деятелем или философом. Философия - это скорее взгляд на мир, сформированный определённым человеком. Чтобы передать от одного человека другому философские знания, необходимо, чтобы ученик сам прошёл весь процесс философствования, иначе будут переданы лишь формы, оболочки философии. Таким образом, чтобы принять от религии её философское содержание, нужно самому быть философски развитым, иначе получится лишь иллюзия приобщения к религии, ведущая к её профанации новообращёнными верующими.

2. Изменчивость мира. Мир постоянно меняется и религиям постоянно приходится адаптироваться к новым условиям существования, для чего требуется осмысление новых вопросов, переосмысление старых в новом свете и т.д. Для решения этих задач помимо знания уже выработанной философии необходимо иметь широкий кругозор и умение философствовать, чтобы не подменяя содержания религии формировать недостающие элементы её философии.

3. Межрелигиозный диалог. Чтобы понять представителя другой религии необходимо знать её философию, иначе диалог не состоится и сотрудничество, прозелитизм или любое другое взаимодействие будут крайне затруднены.

Таким образом, изучение философии оказывается полезным, в том числе, для самой религии.

Давайте рассмотрим соотношение личного и группового познания. Если представить, что посреди безлюдного мира появился один человек с минимальными знаниями, необходимыми для выживания, то этому человеку пришлось бы самостоятельно исследовать мир почти что с нуля, последовательно переходя от одной вещи и явления к другой, и так далее по спирали, обходя своё окружение на всё более высоком уровне понимания с каждым кругом. Это при условии, что этот человек не сошёл бы с ума от одиночества и не замкнулся бы в себе, что почти наверняка случилось бы в реальности. Если ещё предположить неограниченную продолжительность жизни и неограниченную вместимость разума этого человека, то было бы интересно представить, сколько ему потребовалось бы времени, чтобы открыть общую теорию относительности? Мне почему-то кажется, что он бы и не стал развиваться в этом направлении... В противовес этому можно представить человека, принадлежащего обществу, имеющему огромную историю. Тут мы имеем два измерения знаний - вглубь и вширь. Под глубиной я понимаю историческое знание, а под шириной - специализацию знаний и многообразие мнений в каждый конкретный момент времени. В отличии от первого случая, знания уже не сосредоточены в одном разуме, но простираются в двух измерениях. Накопленные знания систематизируются и упорядочиваются. Чтобы изучить какой-то феномен, разумно будет вначале рассмотреть, что уже известно об этом. Что касается философии, то это одна из древнейших отраслей знаний, и на протяжении огромной истории человечества огромное количество людей размышляли о фундаментальных вопросах бытия, причём довольно значительная их часть конденсировала накопленные знания и оставляла потомкам в виде книг. Можно пренебречь этим накопленным багажом знаний, и постараться создать собственную философию, а лучше для начала познакомиться с мировым опытом. Конечно, всё постичь невозможно, совокупное человеческое знание уже очень давно превысило объёмы, которые способен постичь один человек, однако будет очень полезно хотя бы ознакомиться с "оглавлением", чтобы иметь общее представление, о чём думало человечество, и к каким выводам приходило. Это поможет обратиться к более конкретной информации и углубиться в интересующую область. В какой-то мере общеобразовательная школа выполняет эту функцию, однако, на мой взгляд, философия заслуживает более пристального внимания, поскольку рассуждает о цели и смысле всего остального.

Для движения куда-либо необходимо ориентироваться в том, где мы находимся, куда хотим попасть и каким именно образом мы собираемся преодолеть путь, соединяющий эти две точки. Это ориентирование может быть основано на двух разных источниках: разум и чувства, причём соотношение между ними может быть различно. Пожалуй, невозможно основываться только на одном из этих источников, однако разные люди отдают предпочтение разным источникам. Хочу отметить одно существенное их отличие: разум абстрактен, опосредован и предполагает возможность делиться накопленными знаниями, чувства же наоборот: конкретны, непосредственны и не поддаются передачи от одного человека другому. С одной стороны чувства, казалось бы, гораздо ближе к реальности, чем разум, они описывают мир именно таким, как мы его воспринимаем, с другой стороны чувства довольно субъективны и могут выдавать очень разные картины в зависимости от нашего состояния. Разум может помочь нам понять наши чувства и получить более общую, более глобальную картину мира. Изучая философию, мы идём путём разума, исследуя, что человечество выяснило в процессе ориентирования в главном, и у нас появляется возможность сопоставлять эти выводы с собственным мироощущением. В противном случае нам придётся анализировать наши субъективные чувства с помощью собственных субъективных размышлений, что приведёт нас к разрыву с реальностью и обществом. Практически все люди в той или иной мере изучают философию: впитывают её от родителей, друзей, преподавателей, СМИ и из прочих источников. Однако на мой взгляд эта тема слишком важна, чтобы довольствоваться популярными или расхожими мнениями.

Для людей очень важна эффективность. Эффективное управление страной, эффективное использование энергии, эффективное удаление грязи. Во всём мы хотим достигать максимума эффективности. Максимальное КПД, минимальное соотношение цена/качество. При минимуме затрат получать максимум отдачи. Однако часто мы, стремясь достичь максимальной эффективности в малом, забываем про большое. Это можно сравнить с лыжником, который научился максимально эффективно расходовать энергию, отточил все свои движения до совершенства, однако поехал не по той дороге, которая ведёт к финишу. Все прочие усилия просто ТЕРЯЮТ ВСЯКИЙ СМЫСЛ, если мы допустили ошибку на глобальном уровне. В первую очередь нужно иметь верное мировоззрение и верные ценности, и уже во вторую нужно заботиться обо всём остальном. И снова нам в помощь приходит философия. Можно быть самоуверенным гордецом, заявляя, что с моим мировоззрением всё в порядке, и что с этим уже всё понятно, а можно смиренно попробовать проанализировать мировой опыт и осторожно сформировать свою позицию. Оба подхода используют философию, но только второй делает это осознанно и систематично. Таким образом, изучая философию, можно максимально эффективно настроить свои мировоззренческие и этические установки, чтобы все остальные дела были совершаемы в верном направлении, и появился смысл заботиться уже об их эффективности.

У меня складывается впечатление, что человечество запуталось. Существует огромное количество вопросов, которые нас тревожат, и на каждый из них существует огромное количество ответов. Множество религий/учений/философий и прочих систем наперебой предлагают разные подходы и решения, всё это перемешивается в сознании людей в неравных пропорциях и мы имеем более или менее однородную кашу. Притом, что мы, как правило, не успеваем услышать полный ответ того или иного учения, но хватаем то, что можем понять, с поверхности, и несёмся дальше, что только усугубляет ситуацию. В результате я не замечаю, чтобы люди были довольны и счастливы, применяя на практике своё мировоззрение. Мы все нуждаемся в правильном ориентировании. Нам нужно очень хорошо понять, кто мы, где мы находимся, и чего нам на самом деле нужно? Философия призвана помочь нам в ответе на эти вопросы. С другой стороны я понимаю, что это очень сложный путь, и не все готовы и способны проделать его. В этом случае было бы хорошо максимально разобраться самому, а потом помочь разобраться тем, кто окажется рядом. Им уже будет не обязательно проделывать весь путь, достаточно лишь оценить то, чего достигну я в своём ориентировании.

Помимо перечисленных есть ещё несколько субъективных причин, почему я хочу изучать философию. Школьное образование оставило в моём сознании минимум следов, а в университете я в основном изучал технические дисциплины. Таким образом, у меня очень слабое представление о целом ряде гуманитарных дисциплин: история, литература, география и т.д. Я очень чувствую их нехватку и мне хочется дополнить своё образование гуманитарной частью.

С другой стороны, образование важно для развития умственных способностей. Я не прекращал заниматься изучением информационных технологий, но чтобы задействовать все умственные ресурсы, стоит заниматься и техническими, и гуманитарными дисциплинами.

Также второе высшее образование позволяет несколько изменить самовосприятие, получить новые возможности, социальные роли. Например, стать преподавателем в университете. В контексте изложенного в предыдущем разделе это может стать довольно хорошим делом.

Так или иначе, мы все изучаем философию. Вопрос в том, насколько осознанно мы это делаем и насколько мы готовы изучать и учитывать мировой опыт. Можно пустить это изучение на самотёк и считать себя самодостаточным в этом вопросе, а можно постараться услышать и понять, что говорят люди, посвятившие свою жизнь изучению философии.

Эта работа, с одной стороны, призвана донести моё обоснование важности философии, а с другой стороны будет служить контрольным мероприятием по курсу "Введение в философию".

dimagurov.livejournal.com

Для чего нужно изучать философию? — МегаЛекции

Философии

¨ Философская картина

Мира

¨ Философия человека

¨ Философия деятельности

¨ Задачи и упражнения

МОСКВА · 2005

 

 

Балашов Л. Е.

Философия:Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия — М., 2005. — с. 672.

 

Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.

Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.

Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.

В конце книги даются задачи и упражнения по философии.

Книга снабжена именным указателем.

В бумажном виде учебник "Философия" издан издательско-торговой корпорацией "Дашков и К" в 2004 г.

ISBNã Балашов Л. Е., 2005 г.

С о д е р ж а н и е

 

Для чего нужно изучать философию?.................................................... 7

Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ........................................................ 10

ГЛАВА 1. Что такое философия?.......................................................... 10

1.1. Любовь к мудрости............................................................................ 10

1.2. Предмет и «части» философии....................................................... 15

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 19

1.4. Практическая философия................................................................ 27

Раздел второй. Краткий очерк истории философии 31

ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья................... 31

2.1. Зачем нужно знать историю философии?................................... 31

2.2. Протофилософия................................................................................ 31

2.3. Ранние греческие философы........................................................... 32

2.4. Сократ................................................................................................... 37

2.5. Платон................................................................................................... 39

2.6. Аристотель........................................................................................... 41

2.7. Киники................................................................................................... 43

2.8. Древняя философия после Аристотеля........................................ 44

2.9. Философия средневековья............................................................... 46

ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков................................................ 49

3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)..................... 49

3.2. Ф. Бэкон................................................................................................ 51

3.3. Р. Декарт............................................................................................... 53

3.4. Б. Спиноза............................................................................................ 55

3.5. Т. Гоббс................................................................................................. 57

3.6. Д. Локк................................................................................................... 57

3.7. Г. Лейбниц............................................................................................ 59

3.8. Дж. Беркли и Д. Юм........................................................................... 60

3.9. Вольтер и Руссо.................................................................................. 61

3.10. Французские философы-материалисты XVIII в..................... 62

3.11. И. Кант................................................................................................ 63

ГЛАВА 4. Философия в XIX веке.......................................................... 68

4.1. Гегель.................................................................................................... 68

4.2. Послегегелевская философия......................................................... 72

4.3. О. Конт.................................................................................................. 73

4.4. Л. Фейербах......................................................................................... 74

4.5. Марксистская философия................................................................ 75

4.6. А. Шопенгауэр.................................................................................... 85

4.7. С. Кьеркегор........................................................................................ 86

4.8. Ф. Ницше.............................................................................................. 87

ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков................................. 94

5.1. Общая характеристика русской философии.............................. 94

5.2. Западники и славянофилы.............................................................. 96

5.3. П. Я. Чаадаев....................................................................................... 97

5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен...................................................... 98

5.5. В. С. Соловьев..................................................................................... 99

5.6. Н. А. Бердяев..................................................................................... 100

5.7. Русский космизм............................................................................... 101

5.8. В. И. Ленин......................................................................................... 102

ГЛАВА 6. Философия ХХ века............................................................ 103

6.1. З. Фрейд.............................................................................................. 103

6.2. Феноменология................................................................................. 104

6.3. Экзистенциализм............................................................................. 105

6.4. Прагматизм........................................................................................ 106

6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия........... 106

6.6. К. Поппер........................................................................................... 107

6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды............... 108

6.8. Постмодернизм................................................................................. 109

6.9. Современная философская мысль.............................................. 110

Раздел третий. Философская картина мира........ 111

ГЛАВА 7. Философское понимание мира........................................ 111

7.1. Картины мира................................................................................... 111

7.2. Бытие, существование.................................................................... 117

7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное)............... 122

7.4. Источники построения категориальной картины мира....... 123

7.5. Категориальная структура мира................................................ 125

7.6. О категориальном детерминизме................................................ 126

7.7. Категориальная картина мира.................................................... 129

7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями........ 135

7.9. Материя и движение....................................................................... 139

ГЛАВА 8. Материя................................................................................. 142

8.1. Структура материи......................................................................... 142

8.2. Качество............................................................................................. 149

8.3. Количество........................................................................................ 151

8.4. Мера.................................................................................................... 160

8.5. Виды материи................................................................................... 165

8.6. Тело..................................................................................................... 167

8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент.......... 168

8.8. Виды тела.......................................................................................... 176

8.9. Группа (групповая материя)........................................................ 177

8.10. Мезоматерия................................................................................... 180

8.11. Органические виды материи: организм, сообщество......... 181

ГЛАВА 9. Движение............................................................................... 185

9.1. Общая характеристика движения............................................... 185

9.2. Пространство.................................................................................... 191

9.3. Время................................................................................................... 193

9.4. Виды движения................................................................................. 197

9.5. Развитие.............................................................................................. 206

ГЛАВА 10. Противоречие..................................................................... 212

10.1. Общая характеристика противоречия.................................... 212

10.2. Структура противоречия............................................................ 216

10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 225

10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей).................................................................... 232

10.5. Сложные (органические) противоречия................................. 238

10.6. Гармонические и антагонистические противоречия.......... 239

10.7. Золотая середина.......................................................................... 242

10.8. Противоречия в мышлении......................................................... 244

ГЛАВА 11. Становление....................................................................... 247

11.1. Общая характеристика становления....................................... 247

11.2. Становление и развитие.............................................................. 250

11.3. Возможность................................................................................... 255

11.4. Действительность.......................................................................... 261

11.5. Закон и явление.............................................................................. 263

11.6. Причина — действие — следствие........................................... 267

11.7. Вещь — свойство — отношение............................................... 276

11.8. Сущность......................................................................................... 280

11.9. Форма и содержание.................................................................... 285

11.10. Старое и новое............................................................................. 286

11.11. Эволюция и революция............................................................. 289

Раздел четвертый. Философия человека............. 296

ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология).... 296

12.1. Что такое человек?........................................................................ 296

12.2. Человек-общество-природа........................................................ 297

12.3. Сущность человека....................................................................... 298

12.4. Происхождение человека........................................................... 301

12.5. Организация человека................................................................. 304

12.6. Типология человека...................................................................... 305

ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие............................................. 309

13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни....................................................... 309

13.2. Смерть и бессмертие.................................................................... 315

13.3. Живая связь смертности и бессмертия.................................... 322

13.4. Как мы “делаем” бессмертие?................................................... 324

13.5. Потенциальное бессмертие........................................................ 331

13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем).. 337

13.7. Активное долголетие.................................................................... 340

13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 348

13.9. Человеческое счастье................................................................... 352

13.10. Любовь........................................................................................... 357

13.11. Человеческий смысл творчества............................................ 369

ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода................................ 371

14.1. Гуманизм — философия человечности................................... 371

14.2. Либерализм..................................................................................... 376

14.3. Cвобода............................................................................................ 382

ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия)......... 398

15.1. Общество — взаимодействие людей....................................... 398

15.2. Структура общества.................................................................... 400

15.3. Государство.................................................................................... 402

15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 411

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм..................................... 411

15.6. Отношения между людьми. Справедливость........................ 413

15.7. Коллективизм и/или индивидуализм....................................... 415

15.8. Критика идей социализма и коммунизма............................... 418

15.9. Мораль, право, политика............................................................ 426

15.10. Золотое правило поведения..................................................... 427

15.11. Добро и зло................................................................................... 437

15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении............ 449

15.13. О культуре поведения................................................................ 453

15.14. Культура....................................................................................... 456

15.15. Наука.............................................................................................. 461

15.16. Искусство...................................................................................... 462

15.17. Религия........................................................................................... 463

Об атеизме и свободомыслии.............................................................. 469

Мистика..................................................................................................... 471

15.18. Цивилизация................................................................................. 475

15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 476

Раздел пятый. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология.............................................. 498

ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект...................................... 498

16.1. Деятельность.................................................................................. 499

16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность. 504

16.3. Цель, средство, результат........................................................... 505

16.4. Субъект и объект........................................................................... 509

16.5. Виды человеческой деятельности............................................ 514

16.6. Труд, отдых, игра, творчество................................................... 518

16.7. Психика............................................................................................ 520

16.8. Сознание.......................................................................................... 526

16. 9. Воля.................................................................................................. 528

16.10. Язык................................................................................................ 529

16.11. Опыт................................................................................................ 530

ГЛАВА 17. Мышление........................................................................... 531

17.1. Как мы думаем?............................................................................. 531

17.2. Способности мышления.............................................................. 533

17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость)............................ 543

17.4. Рассудок (дедуктивная логика)................................................. 545

17.5. Вероятностное мышление.......................................................... 551

17.6. Ум (интуиция)................................................................................. 553

17.7. Разум (диалектическое мышление).......................................... 556

17.8. Категориальный строй мышления........................................... 568

17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 586

ГЛАВА 18. Творчество.......................................................................... 598

18.1. Жизнедеятельность....................................................................... 598

18.2. Сущность творчества................................................................... 599

18.3. Познание.......................................................................................... 603

18.4. Индивидуальное и коллективное познание........................... 609

18.5. Формы индивидуального познания......................................... 610

18.6. Наука (коллективное познание)................................................ 611

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 616

18.8. Практика.......................................................................................... 617

18.9. Игровая деятельность.................................................................. 623

18.10. Искусство (художественная деятельность)......................... 625

18.11. Спорт.............................................................................................. 627

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ....................... 629

К разделу «Введение. Что такое философия?»............................... 629

К разделу «История философии»........................................................ 630

К разделу «Философская картина мира»......................................... 631

К разделу «Философия человека»...................................................... 632

К разделу «Философия деятельности».............................................. 639

Разное......................................................................................................... 642

Пояснения и методические рекомендации....................................... 645

Литература............................................................................................... 647

Книги автора............................................................................................ 648

Указатель имен........................................................................................ 650

Предметный указатель.......................................................................... 653

 

Для чего нужно изучать философию?

 

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.[1]

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

 

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

 

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Зачем нужна философия? | samoeinteresnoe.com

 

Мировоззрение, познание всего сущего, развитие общества и личности невозможны без такой древней и знакомой всем науки под названием «философия».

 

Зачем нужна философия?

И нужна ли она вообще в сложных и запутанных жизненных коллизиях? Но человек – существо разумное, пытливое и любознательное, наделенное творческим воображением и мудростью, поэтому философия будет окружать его всю сознательную жизнь. Философские размышления дают ответы на вопросы, на которые не в силах пролить свет точные науки в школах или вузах. Что представляет собой наша Вселенная? Какова основа окружающего мира? В чем смысл существования человечества и каждого индивидуума в частности? Сколько стоит добро и зло? Зачем нужна жизнь? Ученые не знают точного и правильного ответа. Но разрешить их способны философские размышления, причем справиться с философскими вопросами в силу практически каждому мыслящему человеку.

 

Зачем нужна философия еще? Она дает понятия об определенной целостности мира. Философия не будет просто группировать доступные научные знания, а построит систему, которая логически упростит понимание нравственности, разума, отношения человека к миру и других архиважных вопросов. Сразу же становятся понятными взаимодействие частей и частиц Вселенной, смысл их существования, влияние на мировоззрение человека.

 

Школы и концепции философии

Философию можно условно конкретизировать по областям применения. Метафизика изучает задачи бытия и существования. Аксиология дает понимание моральных ценностей. А ответить на вопросы познания способна эпистемология. Немного обособленно стоят история философии и логика.

Так складывалось исторически, что пространственные и языковые барьеры повлияли на создание разных философских школ внутри конкретных народов. Понятно, что, к примеру, древнегреческая философия могла нести немного другой посыл, нежели китайская. Даже в наше время существуют некоторые отличия различных философских направлений. Современную философию можно разделить по континентальному принципу благодаря работам современных философов разных стран.

 

История философии

Формирование философского мышления началось задолго до нашей эры и происходило оно в разных концах мира. Жаль, что до наших дней не дошли философские работы древнейших цивилизаций, утративших сейчас свое существование. В разных регионах последователи определенных учений формировали философские школы.

Классическая греческая философия известна многим именами - Сократа, Платона и Аристотеля, которые сформировали очень важные направления философской науки, повлиявшие на мировую культуру. Их философские труды не утратили актуальность и в наши дни.

Греческая философия положила начало философии эллинистической, когда на первый план вышли неоплатонизм, стоицизм и скептическое отношение к возможности получения истинных знаний о мире.

Древнеиндийская философия уходит своими истоками в старинные тексты традиций индуизма.

Философия древнего Китая отличается практичностью, углубленным изучением этических и политических проблем.

Эпоха Возрождения поставила человека в центр философской системы. Философы тех времен отличались гуманистическими взглядами на жизнь, что часто шло в разрез с церковной философией того времени.

Христианская философия постепенно развивалась в регионах, где практиковали христианство. А на философию Ближнего Востока сильно оказал влияние ислам.

Период философии Нового времени берет начало в 17 веке, когда в мире появляется много новых концепций и подходов. Философская мысль стремительно движется дальше.

 

Философия современности

В современном обществе отношение к философам не всегда положительное. Нередко можно услышать недоуменный вопрос: «Зачем нужна философия?» И не удивительно. Заботы большинства о «хлебе насущном» отодвинули понимание данной науки на задний план. Тем более что этому значительно способствуют не всегда правильно сформированные убеждения человека. Вместе с тем, влияние философии на общество происходит постоянно и имеет огромнейшее значение. Изучение этого предмета формирует ориентацию на истину и доброту, спасает от ограниченности взглядов, помогает находить общий язык с окружающими людьми, развивает мышление и логику. Изучая и анализируя философские труды, мы развиваем в себе познание абсолютного. 

www.samoeinteresnoe.com