Почему и зачем у православных много храмов? Для чего нужны храмы человеку


Для чего нужна Церковь человеку? — протоиерей Александр Глебов

(11 голосов: 4.09 из 5)

протоиерей Александр Глебов

 

Сегодня на вопрос: «Являетесь ли вы верующими человеком?», большинство людей отвечает: «Бог у меня в душе и посредники мне не нужны». Как Вы прокомментируете то, что Церковь, в массовом сознании, изымается из веры в Бога?

Вопрос очень актуальный. В первую очередь подобный вопрос проистекает из непонимания многими людьми функции Церкви, ее назначения. Сегодня вопрос о Церкви – это, в первую очередь, вопрос о церковной культуре, о церковных праздниках, о святых. Люди более просвещенные могут поразмышлять о христианской философии и истории. Но крайне редко вопрос о Церкви касается сущности самой Церкви. Несмотря на количество храмов и количество людей, относящих себя, хотя бы по факту своего крещения, к православной вере, вопрос о том, что такое Церковь и, собственно, для чего она нужна, для многих сегодня остается открытым. Неправильное понимание Церкви часто приводит к ее критике. Представление людей о Церкви не тождественны тому, чем Церковь является на самом деле. Поэтому, прежде чем ответить на Ваш вопрос, надо сказать несколько слов об онтологической природе Церкви и о ее назначении. Господь основал Церковь с одной единственной целью – продолжать то дело, ради которого Бог пришел в этот мир, стал человеком, пострадал, умер и воскрес: дело спасения людей! Ведь Богочеловека Иисуса Христа мы так и называем – Спаситель. Богословский термин «спасение» очень отличается от того, что мы называем спасением в нашей повседневной жизни. Когда мы употребляем слово «спасение», то имеем в виду избавление человека от какой-то опасности. Например, врачи спасли больного, то есть сохранили ему жизнь, вылечили его и так далее.  Это всем понятно, а вот Священное Писание и вслед за ним христианское богословие говорит о спасении в ином ключе.

Спасение – это дарование Богом человеку вечной жизни. Это спасение его от ограниченности, болезненности и тления этого мира. Бог – творец жизни,  а не смерти. Смерть вошла в человеческую жизнь в результате неправильно выбранного человеком пути. Этот неправильный путь, по которому, в силу данной от Бога свободы, пошел человек – он привел его к отпадению от Бога, а значит, к отпадению от жизни, потому что Бог есть жизнь и Бог есть источник жизни. Все что живет, живет не автономно, а в силу своей причастности к Богу. Если нарушена эта связь, значит, прекращается жизнь. Этот ложный путь, который привел человека к отпадению от Бога и от жизни,  который привнес в человеческую жизнь смерть как прекращение жизни, называется словом «грех». Кстати, по-гречески само слово грех буквально означает «непопадание в цель, ошибка, промах». Для того чтобы спасти человека от этого состояния смертности, Бог сам становится Человеком. Он, не переставая быть Богом, принимает на себя полноту человеческой природы и, как каждый человек, Он умирает, переступает эту черту смерти, за которой, уже как Бог, совершает новый акт творения. Творит для людей новый мир – мир, который не искажен грехом, а значит, мир, в котором нет места смерти, где царствует жизнь. Это царство жизни, то есть Царство Божие, потому что Бог и есть жизнь. Господь определил этот мир, эту реальность как цель человеческого бытия, цель человеческой жизни. Он ее определил как наивысшую ценность, к тому же, как ценность куда более значимую, нежели сама наша человеческая жизнь. Нам это кажется странным. Действительно, что может быть более ценным и более важным, нежели наша жизнь? А Господь говорит: «Нет, есть». Есть сфера бытия, ради которой в каких-то случаях следует отказаться даже от этой жизни. Помните, Господь говорит: «Кто хочет душу свою (то есть жизнь) спасти, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот ее обретет» или «Нет больше той любви, как если  кто положит жизнь за друзей своих», «Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу» и так далее.  Такие цитаты можно долго продолжать. Господь основал Церковь как средство, как помощь человеку обрести вот это вечное спасение. Все остальные функции Церкви не являются первоочередными. Такие функции, как: социальное служение, призывы к нравственному совершенствованию, образование.  Все это может дублироваться светскими институтами, а вот функцию спасения людей Господь делегировал только своей Церкви и более никому. В Церкви Бог дает человеку то, что больше получить нигде невозможно. В церковных таинствах  Господь дает человеку Самого Себя: Свою Плоть и Свою Кровь. Он соединяет людей с Собой, приобщает их к Себе и проводит их вратами смерти к вечности. Человек смертен. Сам по себе человек не может преодолеть смерть.  Смерть преодолел Христос,  Он воскрес. И Он проводит человека к вечности тогда, когда человек становится Его причастником, когда он становится клеткой Его воскресшего и прославленного Тела.  Причащение  происходит не на улице и не дома, оно происходит в церкви, и заблуждаются те люди, которые говорят, что у них какие-то свои, особые отношения с Богом и больше им никто не нужен и Церковь им не нужна. Они в этой своей самонадеянности отвергают спасение, отвергают дар вечной жизни, который Господь протягивает человеку в евхаристической чаше. 

Вы сказали, что цель христианской жизни – спасение, которое мы получаем, только проходя через смерть. Смерть открывает дверь в жизнь вечную, получается, что христианин в своей жизни должен стремиться к смерти?

Господь, а вслед за Ним, и Церковь, призывают  не к смерти, а к жизни. Вечное спасение человек наследует не тогда, когда он физически умирает. Физически умереть и обрести вечное спасение – это не одно и то же.  За физической смертью может последовать и духовная смерть, а может и вечная жизнь.  Человек рождается в вечность не тогда, когда он умирает, а тогда, когда он живет здесь, на земле. В Евангелии от Иоанна есть такой эпизод, когда Христос беседует с членом Синедриона Никодимом и говорит ему, что «для вхождения в Царствие Божие надо еще раз родиться».  Никодим, недоумевая, говорит: «Как это возможно, что человек, будучи уже старым, может опять оказаться в утробе своей матери и потом заново родиться?»  Он понял слова Христа буквально. Это «рождение свыше» или рождение от воды и Духа – то, что у нас сегодня называется Таинством Крещения, которое опять-таки совершается в Церкви.  Это не повторный акт физического рождения и не рождение человеческой души, но в Таинстве Крещения человек получает иное измерение своей жизни. Он получает в себя, живя здесь на земле, начаток вечности, начаток того мира, начаток Царства Божия, которое на протяжении своей жизни он должен будет взращивать. Поэтому говорить о физической смерти правильнее как о новом этапе человеческой жизни, а не как о рождении человека в вечность. Рождается человек в вечность или отвергает человек вечность здесь, на земле, а смерть уже является неким итогом его жизненного выбора. Как писал апостол Павел: «Что посеет человек, то и пожнет:  сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».

>В Таинствах Церкви человеку дается дар благодати. А в чем состоит вклад самого человека?

От человека в деле спасения требуется одно – вера. Здесь следует дать пояснения, потому что у нас само понятие веры претерпело некую инфляцию. Верующим себя называет человек, который признает бытие Бога.  Если мы понятие веры ограничим только такой характеристикой, тогда нам придется признать дьявола самым верующим существом на свете, потому что он, в отличие от людей, никогда не сомневался в существовании Бога. Понятие христианской веры значительно глубже. Верующий человек – это человек, безгранично доверяющий Богу. Доверяющий тому, что все то, что Бог посылает в его жизни, направлено к его конечному благу, направлено к его спасению. Именно этот аспект нашей веры подвергается наибольшим сомнениям, потому что Бог нам посылает не букеты роз. Бог своим последователям посылает крест и иногда этот крест очень тяжелый. Принять боль, страдания, испытания, как милость Божию, как Его любовь, как Его заботу, как нечто, ведущее к чему-то большему,  – это невозможно. Это невозможно ни силой человеческого ума, ни человеческой логикой, ни нашими представлениями о справедливости или о сострадании. Это возможно только верой, только безграничным доверием Богу, что Бог своим промыслом таким образом ведет человека к вечному спасению. Вера – это и дар, вера – это испытание, вера – это борьба. Иногда люди, которые заявляют о своей вере, просто не понимают, о чем они говорят.  В лучшем случае они имеют в виду, что, в отличие от атеистов, они признают наличие в мире высшей силы, которая называется Бог, но этим вся их вера исчерпывается.

Отец Александр, как Вы думаете, чего люди ждут от Церкви сегодня?

Люди ждут от Церкви того же самого, чего от Христа ждали Его современники: помощи и чуда. Если вспомнить евангельскую историю, то народ шел за Христом тогда, когда Христос каким-то образом участвовал в их жизни, помогал им. Например, совершил чудо умножения хлебов, накормил пять тысяч человек, и на следующий день эта толпа хочет провозгласить Его царем.  Воскресил Лазаря – на следующий день восторженный народ встречает Его в Иерусалиме как Мессию. Но когда Он стал говорить, что пришел в этот мир не для того чтобы решать какие-то их проблемы, а чтобы дать им вечное спасение, и что царем Он не собирается быть, потому что Царство Его не от мира сего, – Он тут же стал никому неинтересен и Его отправили на Крест. То же самое происходит в отношении Церкви. Если человек чувствует какую-то помощь от Церкви, какую-то выгоду, тогда он согласен верить, ходить в храм, исполнять какие-то церковные предписания. А если, кроме обещания вечного спасения, никакой ощутимой помощи он не имеет, то он просто не видит в этом никакого смысла. За годы своего служения я постоянно общаюсь с людьми, которые приходят в храм и спрашивают, что нужно сделать, чтобы решить какие-то свои проблемы. Проблемы, связанные со здоровьем, с личной жизнью, с профессиональной жизнью и многие  другие. Они спрашивают, кому надо молиться, кому ставить свечи, но ни разу я не встречал человека, который бы пришел в храм и спросил: «Что нужно сделать, чтобы обрести вечную жизнь?» Получается парадокс: люди приходят в Церковь и пытаются решить то, что Церковь не решает, а тот единственный вопрос, ради которого надо приходить в Церковь и ради которого Господь  основал Церковь, вопрос вечного спасения – он так и остается самым невостребованным. 

Духовно-просветительский телепроект «Слово»Ведущая: Марина Лобанова

 

azbyka.ru

Зачем нужны храмы | Феодоровский храм

Зачем нужны храмы.

В нашем городе есть несколько действующих православных храмов, строятся и открываются новые. Нередко можно услышать по этому поводу недоумения, а зачем их столько? Зачем же нужны нам в городе храмы? Для того только, чтобы сходить и попросить чего-нибудь у Бога? Но тогда зачем столько храмов, хватило бы одного-двух. Да и ходить для этого в храм совсем необязательно, обратиться к Богу с просьбой можно и дома: встал перед иконами, зажег свечку и помолился, нисколько не хуже, чем в храме.

Не только дома перед иконами человек может молиться, но даже на работе, в офисе или даже в машине, Господь и там услышит наши молитвы. Зачем же тогда нужны храмы?

Ну, во-первых, православные храмы одной только внешней формой своей уже положительно влияют на нашу жизнь. Человеку, живущему и работающему в городе, постоянно приходится находиться в замкнутых помещениях и среди однотипных безликих домов-коробок. Такая обстановка угнетающе действует на наши души, способствует унынию и депрессиям. Необычная же красивая форма православных храмов украшает город, радует душу. Для нее храм – это что-то очень родное и необходимое. Устремленность же храмов вверх к небу, помогает душе отключиться на минуту от повседневных хлопот и суеты и задуматься о спасительном, о вечном, о духовном. Поэтому наши предки, духовно сильные люди, строили не только храмы, но и просто часовни, памятники святым, чтобы душа чаще задумывалась о святом и получала бы от этого духовную радость и пищу.

Если же попытаться дать определение храму, то лучше, как мне кажется, подойдет следующее: храм – это Небо на земле. Потому что в храме так все продуманно устроено, чтобы человек, войдя в него, на какое-то время перешел бы из обычного мира в другой мир, мир Божественный.

Современный вид храма продумывался веками, делалось все для того, чтобы человек, вошедший в него, как можно плотнее приблизился бы к миру духовному, ощутил бы его всеми своими чувствами. Зрению представлены иконы, изображения Бога и святых, то есть тех людей, которые достигли общения с Богом. Для слуха совершается богослужение, состоящее из пения духовных песен и чтения молитв. Для обоняния периодически совершается каждение фимиамом, храм наполняется благоуханием, как в райском саду. Для осязания человек прикладывается к святым иконам и ставит свечи. Те же, кто подготовился постом и молитвою, причащаются Святыми дарами.

Также в храмах стараются, чтобы как можно меньше было, а лучше вообще не было, предметов из обыденной повседневной жизни. Все сделано для того, чтобы мысли возносились к Богу.

Именно в храме православные начинают таинство причащения к жизни будущего века, через совместные собрания и богослужения. Ведь что такое будущая жизнь? Это общество людей, объединенных Богом любовью к Нему и друг к другу. Христианин, приходя в храм, можно сказать, таким образом, учится жить будущей вечной жизнью. Он учится там любить Бога и жить в любви с ближними. Если же человек не научился жить в любви с праведниками, то как же тогда он сможет жить в Царстве Божием?.. Попади человек раздражительный, обидчивый, заносчивый в рай, он сразу же превратить его в ад, расстроит всю гармонию.

Поэтому христиане ходят в храм не только для того, чтобы испросить помощи у Бога, но в первую очередь прикоснуться к миру духовному и подготовиться к жизни вечной, напитать свою душу вечностю.

Если человек думает, что ему еще рано готовиться к жизни вечной, выйду на пенсию, мол, тогда и буду готовиться. То он глубоко ошибается, потому что, во-первых, жизнь в любви к Богу и ближнему – это искусство из искусств, которому необходимо учиться годами. В старости же такое искусство может оказаться уже и не под силу. А во-вторых, не приобретя навыков искусства жизни в молодости, до старости можно просто не дожить, жизнь сурова и ошибок не прощает. Как же человек учится жизни в храме? Через стремление подражать жизни святым, изображенным на иконах, уподобление им, а потом и через любовь и к ближнему, с кем тебе придется войти в жизнь вечную.

Священник Петр Машковцев,

настоятель Феодоровского храма.

feodhram.ru

Зачем нужна Церковь? | Свято-Троицкий приход в Доминикане.

DorogakhramuДля чего человек идет в церковь?

Каждый имеет свой ответ на этот вопрос. Кто-то хочет получить вполне земную и понятную пользу от Бога: здоровье, помощь в работе и учебе. Для кого-то это возможность вырваться из суеты и задуматься о вечном. Иной считает своим долгом перед Создателем бывать в храме в известные дни и праздники, а другому церковь нужна для осознания своих историко-культурных корней. Всё это хорошо и понятно, и человек действительно получит желаемое, но только для того ли нужна Церковь? Ведь отдохнуть от суеты можно на лоне природы, а задуматься о вечном за книгой. Для достижения здоровья также есть множество средств, к которым, кстати, люди прибегают гораздо чаще. Долг перед Создателем не в посещении храма, а для сохранения духовного наследия предков существуют разные пути. Да и помолиться можно на всяком месте и во всякое время. Так что же может дать Церковь человеку, чего не может дать ничто другое?

Сердце Церкви – Литургия.

Церковь выросла и развилась из Литургии – таинства, совершаемого по образу Тайной Вечери Христовой и заповеданного Господом. Храмовые стены – величественное обрамление,  а церковные службы, главная из которых Литургия  – зримое проявление происходящего в Церкви Христовой невидимо и тайно для других обновления человека в соединении со Христом.

По слову Божию, Церковь – Тело Христово, а люди, составляющие Церковь – части этого тела. Приобщение человека к Церкви – делает его причастником этого мистического Тела, открывая ему возможность и Святого Причащения, к которому призывает Христос верующих в него. Именно в храмах Божиих совершается это великое таинство, а потому разумно ли отталкивать руку, протягивающую ищущим самую Жизнь в Чаше Святого Причащения и искать в Церкви земного вместо небесного? Ведь и Сам Христос обещал верующим в Него не блага земные, а наследие Царства Небесного.

Но для чего тогда, может последовать вопрос, нужны молебны, освящение воды и плодов земных, молитвы о здравии? Взыщите прежде Царства Божия, — говорит Господь, — и все остальное приложится вам. Вошедшему уже в Церковь Христову и нашедшему самое главное – новую жизнь во Христе, подаст Господь и прочее просимое, если нужно. Войдя в сердце человека, Христос входит и во всю жизнь его, освящая и преображая всё, от воды, плодов земных, жилища человека до самых дел его и даже окружающей действительности.

Неужели не получит просимого тот, кто приходит в церковь за земными вещами, забывая о Хлебе Небесном? Ведь в самом деле, не для того же был распят Христос — Сын Божий? Получит, конечно, по несказанному милосердию Божию. Но такой проситель будет подобен человеку, строящему дом на песке, или, по пословице, носящему воду в решете. Полученная польза скоро будет унесена скоротечными водами жизненной суеты, и вместо ожидаемого счастья будет лишь разочарование и пустота.

А если Бог уже есть в душе?

Не удивительно, что человек чувствует существование Вышнего или верит в Него. По слову святого апостола Иакова,  верить что есть Бог, хорошо, но не стоит этим успокаиваться, ведь и бесы веруют и трепещут. Господь же будет ожидать от верующих в Него дел, достойных веры – исполнения Его заповедей. Говорит Господь и о том необходимом, без чего не возможно ни человеку быть в Боге, ни Богу в человеке – о таинстве Причащения. Как же человек далекий от церкви может говорить, что у него уже «бог» в душе? Конечно, он называет «богом» личные религиозно-мистические переживания, или, иными словами, имеет в душе идола – некое собственное представление о Боге.

Вхождение в Церковь и причастие её таинствам открывает человеку новую, до того неизвестную жизнь, отличную от его личного опыта. То есть, выводит человека в реальность из внутреннего заточения индивидуализма, из рамок собственного Я. Без этого личная духовность может стать идолопоклонством, а личная молитва медитацией или заговором. Грех разделяет людей, его последствие – внутреннее одиночество человека, непонимание, отсутствие любви друг ко другу. Церковная молитва, возносимая от лица всех и в то же время от лица каждого в отдельности,  помогает преодолеть внутреннее заточение самолюбия и тонкого эгоизма, вводя в круг собранных во имя Господне, посреди которых и Сам Христос. Вера в Бога, во Христа тогда спасительна, когда приводит к исполнению заповеданного Им – всемерной любви к Богу и не меньшей чем к себе любви к ближнему. А какова эта любовь мы видим в Самом Христе, в Его жизни и, приведшей к воскресению из мертвых, крестной смерти за род человеческий.

Вхождение в Церковь – приобщение опыту жизни во Христе. Без такого вхождения – приобщения, всё будет просто словами. Познание Бога не теория, а сама жизнь, как внешняя – заметная другим, так и внутренняя. Таинство Церкви – проникновение в сокровенную глубину жизни в Боге.

Достаточно ли быть просто хорошим человеком?

В Евангелии есть рассказ о том, как апостол Петр, увидев Иисуса идущим по воде посреди бури, просил Его, что бы и ему, Петру пойти по воде к Нему. Так он хотел увериться до конца, что идущий есть Христос. Христос повелел ему идти, и Петр пошел, но увидев множество волн, ужаснулся и стал тонуть и звать Господа. Тогда Христос протянул ему руку и спас из воды.

Бог дает человеку то, чего человек не может сделать своими силами в принципе. Можно быть добродетельным, великодушным, сильным и самому по себе, но нельзя пойти по воде – смерти и небытию – своими ногами без Христа. Человек может многого достичь своими силами, и потому считать, что не нуждается в Боге, или вспоминать о Нем, когда есть нужда как бы в волшебной палочки для достижения земных целей. Всё что нужно – всё от этого мира и от этой жизни. Но если ненужно ничего кроме земного – здоровья, счастья в личной жизни, успехов в делах – никогда человеку не взойти на Небо, не найти вечной Жизни во Христе, жизни новой.

Сам Христос определенно говорит, что для того, чтобы войти в Царство Божие, не достаточно просто быть хорошим человеком. Рожденное от плоти, есть плоть, говорит Он, а всякая плоть, как трава – сегодня есть, а завтра её нет. Необходимо заново родиться во святом Крещении, необходимо обновить жизнь покаянием, учась жить по заповедям Божиим, следуя за Христом, неся каждый свой крест, что полноценно возможно лишь в единении с Ним, которое совершается в лоне Церкви.

Храм — небо на земле.

Всё самое важное Церковь обыкновенно совершает в особом месте – храме. Церковь – форма бытия тех, кто хочет быть со Христом, а храм – святое место, собирающее верных. Место совершения Литургии стало местом совершения всех таинств Церкви Христовой. Каждое воскресенье, а в иных местах каждый день приносится в храме безкровная жертва за род человеческий. Там, в храме, в таинстве Крещения рождается человек в новую жизнь, там возносятся молитвы за всех и каждого, там получает человек прощение исповеданных грехов в покаянии. Потому нет более важного места на земле, чем храм Божий. Войду в дом Божий, поклонюсь храму святому Твоему, — воскликнул некогда пророк, — посреди церкви воспою Тебя. Так можно ли верить в Бога и проходить мимо церкви?

dominicana.cerkov.ru

Почему православные строят много храмов, а не больниц?

В среде неверующих людей или тех, кто пока еще далеко стоит от православия, часто можно услышать аргументы, что деньги, потраченные на строительства храмов, можно было использовать намного рациональнее. Дескать, лучше бы больным детям помогали, чем купола золотили. Зачем же православным так много храмов?

Храм Христа Спасителя — один из самых крупных православных храмов в мире

Зачем обществу нужны церкви

Несмотря на то, что большая половина нашего общества крещена в православии, реально воцерковленными являются всего несколько процентов общей массы. Православие принимает внешний, формальный вид и часто сводится только лишь к необходимости освятить воду на Крещение и куличи на Пасху, да поставить свечки за здравие своих родных.

Конечно же, суть православной веры намного глубже. Если коротко, то православный человек – это тот, кото объединяется со Христом. Все свечки, богослужения, молебны, акафисты и прочие необходимые атрибуты церковной жизни, на самом деле, преследуют одну-единственную цель – познать Бога и быть с Ним постоянно, каждое мгновение своей жизни.

Какую роль в этом процессе познания Бога играет храм? Самую прямую. К примеру, возьмем поле, подготовленное к засеву пшеницей. Можно эту пшеницу не кидать в землю, а испечь из нее хлеб и раздать голодным? Можно не тратить деньги на технику, необходимую для работы в поле, а отдать их в больницы? Можно. Но разумно ли это? Конечно же, нет. Засевать поля нужно для получения результата в будущем.

Важно! Точно так же и храмы – через них мы прокладываем себе путь в Вечную жизнь. Посещая богослужения, причащаясь Святых Тела и Крови Христовой, мы закладываем себе тот же «урожай» в будущей жизни.

Как для того чтобы обеспечивать материальные нужды людей, нужна эффективная экономика, так же и для духовного развития человека и общества в целом необходимы храмы. Приведем пример со сферой образования – зачем нужны школы? Зачем тратить время на скучные уроки, когда можно играть? А зачем платить зарплату учителям, которые могут стать рабочими и производить физический продукт, который можно потрогать, использовать в материальной жизни?

Но ведь ни один нормальный человек не станет опровергать необходимости образования. И вот как в школе или ВУЗе человек определенным образом меняется, так же он и меняется, посещая храм. Есть сфера физической, материальной жизни – ее обеспечивает экономическая система государства и общества.

А есть не менее важная духовная составляющая того же общества – это прерогатива веры. От того, как люди относятся и к материальной жизни, и к духовной, будет зависеть качество общества, в котором нам приходится жить.

Вера — важная духовная составляющая общества

Церковная жизнь очень организовывает, подчиняет особому распорядку повседневную жизнь верующего христианина. Воскресные службы, праздничные, вечерние, длинные великопостные стояния – все эти богослужения притормаживают суету, вносят тихое умиротворение и спокойствие в сумасшедший современный мир. Когда человек начинает полноценно жить церковной жизнью, он меняется не только внутренне, но и внешне – становится более сдержан, спокоен, не суетится по пустякам.

Какую пользу несут храмы на практике

Маловероятно, что вопрос о необходимости большого количества храмов будет актуальным для верующего человека. Тому, кто пришел к пониманию православной веры, церковь становится вторым домом. Провокационные вопросы о том, зачем так много денег тратить на «религиозные атрибуты» задают люди неверующие.

Но давайте подумаем, среди каких людей мы хотим жить? Даже не веря в Бога, всем хочется, чтобы нас окружали добрые, отзывчивые, честные и порядочные люди. Но ведь именно эти качества являются основой православного мировоззрения. Невозможно представить истинно верующего человека, который ворует, обманывает, берет взятки.

Конечно, сейчас сплошь и рядом встречаются люди, которые делают все это, считая себя православными. Но считать себя верующим и быть таковым – разные вещи. Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты, и если христианин упорно идет к Богу – он обязательно оставит и ложь, и воровство и остальные дурные качества.

Иначе просто невозможно познать Бога. Как бы нам иногда ни хотелось приятно совместить жизненный комфорт и православие, зачастую эти вещи противоречат друг другу. И каждый человек делает выбор – он с Богом или без Него. И чем больше людей выбирают Бога, тем лучше, чище и добрее становится наше общество в целом.

Православие воспитывает в человеке высокие моральные стандарты

Ответы священников о значении храмов

В этом аспекте постройка новых храмов может рассматриваться как инвестиция в более радужное будущее. Один из православных священников, служащий в большом городском приходе, привел такой пример:

Однажды выходя из подъезда, он увидел, как две машины не могли разъехаться на узкой дороге, и чуть было не столкнулись лоб в лоб. Оба водителя выскочили из авто и накинулись друг на друга с обвинениями и угрозами. Дело дошло до физической драки, и оба мужчины, вцепившись друг в друга, покатились по асфальту.

Неизвестно, чем бы закончилось проишествие, если бы соседи не вмешались в драку и не растянули водителей в разные стороны. Стоил ли небольшой конфликт на дороге разбитых в кровь лиц, оскорблений, угроз? А ведь если бы не вмешались посторонние люди, дело бы могло дойти и до увечий или, того хуже, смерти в драке.

Священник, все это наблюдавший, в скором времени столкнулся с аналогичной ситуацией в своем храме. На узком церковном дворе точно так же не могли разъехаться два автомобиля. Оба водителя так же вышли из-за руля, только они не кричали и не ругались, а спокойно и мирно договорились, как им разминуться. И каждый хотел уступить другому.

Ситуация показательна именно на контрасте – реакция разных людей на одну и ту же ситуацию. Мы не знаем, насколько верующими или неверующими были все стороны в каждом конфликте, но результат налицо – устроить драку во дворе храма решатся единицы.

Важно! Поскольку православие – это религия милосердия, из православных общин часто выходят волонтеры и желающие помогать обездоленным.

На самом деле, это огромный пласт социальной работы, которая зачастую остается в тени и о ней мало кто знает. Например, уход за бездомными в больницах чаще всего осуществляется исключительно усилиями волонтеров, многие из которых выходят из своих церковных приходов.

Каждому сомневающемуся или неверующему человеку стоит задуматься, а вдруг за дверью храма действительно стоит Бог? И те, кто строит эти храмы, делают все возможное, чтобы Бог был в зоне досягаемости любого человека.

Сколько нам нужно храмов? Протоиерей Андрей Ткачев

molitva-info.ru

Зачем человеку храм?

В декабре прошлого года по благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия благочинный Балаковского округа архимандрит Амвросий (Волков) совершил Чин положения антиминса в крещальном храме в честь Богоявления Господня. Это заметное в православной жизни Балакова событие послужило поводом для беседы с настоятелем храма в честь Рождества Христова священником Николаем Бильчуком.

– Отец Николай, к храму в честь Рождества Христова сейчас приписан крещальный храм в честь Богоявления Господня – бывшая Христорождественская часовня. Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Часовня была построена и освящена в честь Рождества Христова в начале 2000-х годов. С ее появления началось и рождение нашего прихода. Люди собирались на молебны, панихиды, совершали краткие молитвословия. Прихожанам, конечно, хотелось, чтобы здесь совершалась Божественная литургия, чтобы была возможность участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия. Поэтому было принято решение пристроить к часовне алтарь, и с октября 2003 года здесь стали служить Литургию.

Но здание было все равно маленькое, людям было очень тесно – тем, кто находился внутри, из-за тесноты порой невозможно было руку поднять, чтобы перекреститься. Чтобы все пришедшие в храм имели возможность молиться, пришлось установить снаружи аудиоколонки. Поэтому служить в большом строящемся храме начали еще до того, как здание было сдано в эксплуатацию.

С началом богослужений в новом храме маленькая часовня осталась невостребованной. Мы начали совершать там Таинство Крещения. Со временем построили купель для взрослых, чтобы крестить с полным погружением. Для деток оборудовали специальные пеленальные столики. Были выполнены капитальные строительные работы: заменили потолки, паникадило, полы, установили новый иконостас, а в алтаре – новый Престол и Жертвенник. Так бывшая часовня стала крещальным храмом.

– Батюшка, приходилось слышать такое мнение: зачем еще один храм? Не лучше ли построить, например, детский дом, садик…

– Очень много бывает всяких разговоров вокруг строительства храмов – зачем их так много, зачем их так украшать, Богу это не нужно, можно ведь молиться и в более скромном помещении, лучше бы строить детские дома, приюты, помогать малоимущим… Но обычно те, кто так говорит, ничем подобным не занимаются. Надо делать и то, и другое – строить и храмы, и детские дома, и приюты. Мы тоже стараемся выделять средства на благотворительность, занимаемся социальной работой, помогаем малообеспеченным семьям и детям-отказникам. С другой стороны, не зря ведь храм называют духовной лечебницей – очень важно, чтобы человеку было куда прийти, поделиться своими проблемами, попросить совета, покаяться в грехах, чтобы изменить свою жизнь.

В свое время ныне покойному Патриарху Алексию II задали этот вопрос: зачем строить храмы, их и так много? Лучше строить приюты, больницы. Он ответил, что если будет больше храмов, станет меньше детских приютов. Ведь если люди будут ходить в храмы, они и жить станут по-другому, и детей бросать не будут. Храм облагораживает душу человека.

Священник же, в первую очередь, должен заниматься организацией прихода, строительством храма, для того, чтобы там налаживалась церковная жизнь. А строить социальные объекты должны люди, ответственные за это. Это все равно, что спросить врача: зачем он лечит людей, или преподавателя: зачем он преподает в школе, а не идет, например, заниматься строительством. Каждый должен заниматься своим делом.

– Парадокс: некоторые люди возмущаются великолепием наших переполненных храмов – это, мол, не нужно Богу, и в то же время строят для себя огромные дома-дворцы, практически невостребованные и полупустые…

– Раньше на Руси в любом месте, где селились люди, в первую очередь строили храм – величественный и красивый. Хотя большинство крестьян жили бедно и избы для себя ставили самые простые. Но ни у кого не было сомнений – храм должен быть красивым. Почему? Вспомним ветхозаветное время. Сын царя Давида, Соломон, возвел в Иерусалиме храм, равного которому по великолепию не было в мире. Храм этот строили по откровению Божию. И когда он был возведен и украшен золотом и серебром, то был отмечен особым присутствием Божиим в виде наполнившего его облака (см.: 2 Пар. 5, 13-14).

Сегодня многие строят огромные, богато обставленные дома. Каждый знает, что даже на самый скромный ремонт квартиры необходимы немалые средства, но когда речь заходит о нуждах храма, делает удивленный вид – для чего, мол, все это? Кому это нужно? Да, Богу это не нужно, это нужно нам. Через украшение храма мы пытаемся проявлять не только свою заботу о нем, но и послужить Богу. Красота – это свойство Божие, поэтому храм должен быть красив – архитектурой, росписями, иконами, молитвенным пением. Храм ведь символически изображает еще и Царство Божие, которое было утрачено Адамом, а красота его – это и некая попытка изобразить Царство Небесное, и тоска верующего человека по утраченному Раю. И если человек заботится о храме, это говорит о его устремлении к Богу.

– Нужен ли храм тому, кто уверен, что у него «Бог в душе»?

– Если человек утверждает, что «Бог у него в душе», то он просто не понимает, в чем состоит истинный смысл жизни христианина. Измениться, побороть в себе грех, возрастить добродетель – в этом заключается спасение. Когда человек по-настоящему борется с грехом, он понимает, что сам без Бога ничего сделать не может. Тогда он идет в храм, просит у Бога помощи, исповедуется в своих грехах и через таинства, установленные Самим Иисусом Христом, получает помощь Божию и жизнь вечную. Посещая храм, мы исповедуем свою веру «во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», Главою которой является Сам Бог (см.: Еф. 5, 23).

Апостол Иаков в своем послании говорит: Вера без дел мертва (2, 26). То есть наша вера не может быть теоретической, она должна быть живой и подтверждаться жизнью. Представьте, что человек говорит, что любит своих пожилых родителей. Но при этом совсем не навещает их, не помогает, считая, что любит их «в душе». Или, например, муж бросает жену с детьми, живет в свое удовольствие, а их «любит в душе». Так и человек, говорящий о том, что у него «Бог в душе», лукавит и пытается оправдаться перед своей совестью.

Если мы действительно хотим полюбить Бога и принять Его в свое сердце, то не должны оправдывать свою леность, быть инертными в духовной жизни. Нужно следовать за Христом, помня Его слова: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Беседовала Валентина Николаева

Пресс-служба Покровской епархии

pravpokrov.ru

Зачем нужна Церковь, зачем нужен Бог человеку? Если Бог в душе

Несмотря на то, что на эту тему написано уже немало статей, она по-прежнему   остается актуальной. Мы попросили ответить на этот и другие вопросы старшего духовника Московской епархии, настоятеля Покровского храма в подмосковном селе Акулово протоиерея Валериана КРЕЧЕТОВА. Беседует с отцом Валерианом корреспондент портала «Православие и мир» Наталья Смирнова.

Человек – это его вера

– Отец Валериан, зачем нужна человеку Церковь? Разве не самое главное, чтобы Бог был в душе человека?

– Бог в душе – это главное. Бог должен быть в душе человека. Но, увы, в душе большей частью бывает не Бог, а множество всего другого: наши страсти, наша недоброта, зависть, и прочее.

Если у человека Бог в душе, это означает, что он полностью исполнил заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лук.10,27). Это состояние, про которое Иван Киреевский писал, что коренное убеждение веры должно пронизывать все мысли, чувства и действия.   «Без того жизнь человека не будет иметь никакого смысла, ум его будет счетною машиною, сердце – собранием бездушных струн, в которых свищет случайный ветер; никакое действие не будет иметь нравственного характера, и человека собственно не будет. Ибо человек – это его вера».

Относительно распространенного выражения, что «главное чтобы Бог был в душе»,   можно еще сказать, что для полноты жизни одного главного мало, нужно чтобы было все остальное. В теле, например, главное,   – голова и туловище. Рука не главное, но без руки не очень удобно. И без рук, без ног человек живет, вернее, существует. Поэтому когда душу и церковную жизнь делят на главное и не главное, то исчезает полнота жизни духовной.

Также, когда говорят, что Церковь – это пережиток, возникает вопрос, а откуда люди вообще о вере знают? Кто хранит знание о вере, от кого мы о вере и о Боге, пусть и в душе, знаем? Церковь хранит и передает это знание. В Церкви все сокровища духовной жизни. Поэтому когда говорят, что можно верить без Церкви, то получаются суеверия, когда человек чувствует что-то, а что конкретно, не может разобраться. Я уже не говорю о том, что жизни духовной без благодати Божьей не может быть, чтобы стяжать Бога в душе, надо очень к этому стремится, очень много труда приложить, а церковная жизнь, таинства помогаю в этом деле.

Господь после себя оставил Церковь в лице апостолов, священства, Священного Писания, таинств. Если Господь все это оставил, значит, все это нужно. Один молодой человек как-то сказал своей бабушке: «Какая разница, что я ем, это не важно – поститься, не поститься». Она ему отвечает: «Сам Господь постился, а ты говоришь – «не важно»». Как я потом понял, более убедительного довода не потребовалось.

В каждой области существует преемство, опыт, багаж знаний. В любых областях человек не становится самоучкой. Хочет ли он стать плотником или печником, он пользуется опытом других. В духовной же области люди, бывает,   считают, что можно отбросить весь накопленный опыт и все с нуля постичь самому.   Это, кстати, относится и к сектантам, которые не полностью, но частично отбрасывают духовный опыт, в частности святых отцов, и ставят вместо них себя.

– Может быть, это происходит потому, что в современном мире есть какое-то убеждение, что мы сейчас самые умные, а предыдущие поколения были отсталые, недалекие…- А я могу объяснить, откуда это берется. Причина этого явления проста до примитивности. Есть такое выражение – будут тебя называть свиньей, захрюкаешь. Это пошло с тех пор как людям стали внушать, и до сих пор активно внушают в школах, что они произошли от обезьяны, а не сотворены Богом (Подробнее об этом см. «Эволюция человека из обезьяны, точнее: как ее не было» – прим. ред.). Эта обезьянья гипотеза направлена против почитания старших и против признания опыта старших поколений, мол, они же глупые были, недоразвитые.

На самом деле все было наоборот, и об этом прекрасно говорит святитель Николай Велимирович: «Первые люди не много еще знали, но все понимали, потом стали знать больше, но понимать меньше, а последние будут, может быть, много знать, но ничего не понимать». Об этом же сказал Аристотель в свое время: «Множество знаний еще не предполагает наличия ума».

– Прокомментируйте, пожалуйста,   распространенное убеждение, что после смерти участь человека будет определяться не тем, какие религии он исповедовал или не исповедовал никаких, а тем, насколько приличным человеком он был в жизни, т.е. балансом его добрых и злых дел, при том, что добрым человеком может быть и неверующий.

– Здесь надо не путать две вещи: вера – это одно, а жизнь – это несколько другое. Среди тех, кто признает Бога и догматы, т.е. верующих, достаточно тех, кто в разной мере поступает так, как учит вера: кто-то делает дела по вере, кто-то – нет. У апостолов есть такое выражение: «и бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Человек может веровать, но не поступать по вере. Это в каждом вероисповедании присутствует. Поэтому сказано, что во всяком народе творящий правду приятен Богу. А о том, как Господь судить будет, сказал, по-моему, старец Силуан: тот, кто веровал, исповедовал и жил по вере, тот получит награду, а тот, кто просто не знал, но старался жить по совести, может быть помилован, но той славы не получит.

Но это суд Божий, не нашего ума дело. Мы только верим твердо – у Бога несправедливости быть не может.

– Для многих препятствием для воцерковления является то, что реальная жизнь православных сильно расходится с теми идеалами, которые мы исповедуем. А   обвинения священников в наличии иномарок стало уже притчей во языцех среди   большинства населения, далекого от Церкви. Многих смущают дорогие мобильные телефоны батюшек или общение с «сильными мира сего». Что здесь можно сказать?

– Предположим, вы пришли в больницу, а вас там обругали. И что, вы больше не будете ходить в больницу? Медицина-то не виновата.

Возьмем, для примера, органы охраны общественного порядка. Вы попадите к некоторым из них в лапы – положат наркотик в карман и отмывайся, плати деньги или сажаем. Это же не значит, что такие структуры вообще не нужны. Такая жизнь стала. Раньше этого не было, ну так ведь люди были другие, везде были люди другие, не только в Церкви, и сейчас смущающее поведение – своего рода признак и результат жизни в нашем времени.

В приведенных примерах внимание обращено не на сущность, а на людей. Переход же на личности – это признак слабости позиции. Да, часто говорят: «А вот такой-то …». Ну и что из этого следует? Рядом с Самим Сыном   Божиим находился Иуда, который все видел, но отпал от Христа. Так что, теперь на него равняться, что ли?

– Многим тяжело войти в жизнь Церкви не по рациональным причинам, а из-за необъяснимого и сильного отторжения всего церковного, как говорили в советское время – «культового». Приведу такой пример. Внучка предлагает 80-летней   бабушке сходить на исповедь, а та в ответ начинает кричать и чуть ли не плакать, что совершенно для нее не свойственно. При этом объяснить такую свою странную реакцию она не может. Чем это объясняется и можно ли это преодолеть?

– Существует мир невидимый, который совершенно реально действует на каждого человека и тогда действительно человек сам не может объяснить причину такой своей неприязни. Как, например, объяснить, что человек не в духе? Это и есть воздействие нечистой силы. Об этом преподобный Серафим говорил: «В духе ли ты?» Или вдохновение, что это такое? Откуда этот подъем? Пушкин говорил:

«Когда Божественный глагол до уха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется как пробудившийся орел».

– Неверующие, вероятно, объяснят этот подъем биологическими процессами в организме?

– Дело в том, что нервная система и духовность отличаются, как, например, ум и мозг. Мозг – это инструмент ума, так же, как нервная система – это инструмент, на который воздействует дух.

Скажите, можно ли с настроением бороться?

– Можно, хотя тяжело… То есть Вы имеете в виду, что если силой воли можно преодолеть это состояние, то оно не из категории физических, поскольку, например, боль силой воли не угасить?

– Совершенно верно. Мало того, это состояние лечится. Молитвой.

Есть такой театр, который называется «театр одного актера», а наш мир – это театр одного суфлера. Этот суфлер   – дьявол. Люди же только прислушиваются к нему и выдают его реплики и поступки, считая их своими.

– Батюшка, а как можно объяснить, что люди, далекие от Церкви, если и допускают существование Бога, который якобы у них в душе, существование сатаны отрицают начисто – так, что даже говорить об этом серьезно невозможно.

– Кто-то из святых отцов писал, что самым главным достижением дьявола является то, чтобы люди думали, что его нет. Он сталкивает людей, но они не видят этого, как собака, которая грызет палку, а не руку, которая ее держит. Человек часто говорит как марионетка. Он говорит, например: «Я не говорил такого». В этом есть часть правды в том смысле, что ему мысль пришла, он тут же ее выдал, это не его мысль была. Говорят – мне пришла мысль. А если приходит, то откуда-то, она не может приходить из неоткуда. В состоянии раздражения мысль влетает и вылетает тут же. Также очень явно это стороннее воздействие проявляется во время молитвы.

Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире

– Некоторые люди считают, что вера – это какой-то сорт   суеверия. В чем отличие веры от суеверия?

– Говорят, что сначала в России было язычество, а потом христианство. Совершенно верное утверждение, но только с той оговоркой, что язычество не только раньше у нас было. Оно и до сих пор есть. Например, ставить рюмку водки на поминках – это чистейшее примитивное язычество. Или   переживать по поводу того, что кошка дорогу перебежала и верить в подобные приметы. Есть истинная вера, а есть суеверие.

Суеверие от истинной веры отличается тем, что суеверие – это попытка падшим человеческим рассудком постигнуть промысел Божий. Происходят же эти попытки потому, что человек, сам того не осознавая, понимает, что в мире все просто так не происходит, все не случайно. В свое время Паскаль сказал: «Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире». В Евангелии по этому поводу   сказано, что и волос не упадет с головы без воли Божией. Осознание того, что все в мире связано и что существуют некие предупреждения, при непонимании их источника и приводит к суевериям.

А предупреждения действительно есть. Буквально вчера я слышал рассказ, как во время войны один человек услышал голос: «Уходи отсюда». Тогда он говорит товарищу: «Уйдем отсюда». Тот отказывается, первый уходит и в это место тут же падает снаряд. Вот пример того, как человек прислушался к голосу ангела-хранителя. А тот, кто признает ангела-хранителя, тот пытается понять, что происходит во внешнем мире.

Иногда ангелов видят животные. Классический пример дает Библия, когда Валаам ехал на ослице … «И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу … И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое.   И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; и ослица, увидев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою» (Числ. Гл. 22).

В основе духовных вещей лежит духовный разум, а духовный разум обнимает все, мирской же разум – только видимое, поэтому он – как надводная часть айсберга. Подводная же часть айсберга для многих просто не существует. В земной жизни мы можем   видеть только внешние события, но причины их лежат глубже, и по каким-то осколкам люди пытаются понять эти взаимосвязи, что иногда приводит к суевериям.

– Не является ли тогда преодоление жизненных препятствий сопротивлением ангелу-хранителю?

– Самое главное – стараться узнать волю Божию. Препятствия бывают двух порядков: или Господь отводит, или враг мешает. Чтобы определить Божью волю, нужен духовный опыт, время. Так один батюшка однажды хотел бросить жребий для того, чтобы определить, так   или так поступить по Божьей воле. А потом задумался о том, что, может, у Бога есть и третий вариант, помимо тех двух, которые он Ему предлагает.

Беседовала Наталья Смирнова

 

Отец Валериан Кречетов родился в семье прот. Михаила Кречетова, претерпевшего гонения за веру и прошедшего   через лагеря в г. Кеми и на Соловках. Светское образование: высшее, Московский лесотехнический институт,   духовное:   МДА. В 1969 году рукоположен епископом Дмитровским Филаретом. Настоятель Покровской церкви, церкви Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна. Почти сорок, лет являясь для духовенства и мирян примером ревности и стойкости духа, несет нелегкий крест жертвенного пастырского служения.   Имеет ряд церковных наград. Автор множества статей и проповедей. Глава большой многодетной семьи .

Словарь “Правмира” – Бог

www.pravmir.ru

Зачем нужна церковь? - ***

Для начала нужно ответить на вопрос: "Что такое церковь?"Самый доступное для понимания объяснение можно найти сайте "Патриарх-детям" www.patriarch-detyam.ru

"Где бы ни находился человек, куда бы ни шёл, везде - на земле и в небе, в воде и под водой - Бог услышит его. C одной стороны, это удивительно, с другой же - просто и понятно, потому что Бог всех нас любит. Христос пришел к людям и для людей.

Что же Он оставил после Себя? Учение, книги? Сам Христос ничего не написал, Евангелие написано Его ближайшими учениками. Это память о том, что они пережили, чему научились, общаясь с Ним. Что же тогда? Знаем ли мы с достоверностью, что Он говорил, чему учил, каков был Его образ? Да, знаем. Все, кто услышал и принял Христа, - уже в Нём, и Он в них. Это таинственное, непостижимое, но Им Самим данное единство, Евангелие называет Церковью.

КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И БОГОМ?

Христос не оставил книг, но оставил живое общество - Церковь, которое Его лично знает. "Знает", а не только "знало", потому что из века в век люди, ставшие верующими, - это те, кто так или иначе встретил Христа.

Церковь: дом Божий, собрание призванных

  Но вера - ещё и путь узнавания, путь общения с Богом. Через доверие и верность Богу мы познаём Его. Познаём в общении с Ним, которое всегда глубже, значительнее любых слов о Боге.

Именно к такому общению ведёт нас Церковь, предлагая свой опыт. Это опыт людей, живших с Богом, видевших Его лицо, - святых, пророков, апостолов. Тех, кто познал, открыл, почувствовал то, о чём мы ещё не знаем, но готовы принять как реальность. Молитвы, пост, богослужение, Таинства могут казаться чем-то внешним и ненужным, но именно это помогает нам встретиться с Богом и остаться с Ним.

Само слово "Церковь" происходит от греческого "кириакон" - "дом Божий". Это место, где Бог и человек могут не просто встретиться, но и стать одной таинственной семьёй. Евангелие по отношению к Церкви употребляет ещё одно греческое слово - "экклесия". Оно означает собрание, на которое приходят по призыву, по приглашению. Первые ученики Христа считали, что Учитель призывает их собраться, объединиться в Церковь. То есть Церковь - это общество призванных, общество людей, услышавших зов Божий и откликнувшихся на него.

К ЧЕМУ БОГ ПРИЗЫВАЕТ НАС?

Зачем же Бог зовёт нас, и к чему мы призваны? Христос призывает нас не к чему, а к Кому, Он зовет нас к Себе:"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные..." (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).

И Он вручает и раздаёт нам Всего Себя: "Возьмите, вкусите, - это Тело Моё..." (Евангелие от Матфея, глава 26, стих 26).

Наше человеческое призвание - не только знать Бога, поклоняться и служить Ему, но в конечном итоге приобщиться Ему: "Пребудьте во Мне, и Я в вас" (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 4).

Бог хочет не присвоить нас Себе, но подарить Себя нам. И Он дал нам свободу, чтобы этот Дар мы смогли принять свободно. Бог не делает за нас то, что мы сами призваны сделать во имя Его. От нас зависит, на службу чему мы поставим свою свободу, дарованную нам Богом.

Спасение души

Грех, гордость, злоба не могут быть вместе с любовью, смирением, святостью.

Чтобы соединиться с Богом, надо стать похожим на Него в земной жизни.

Это бывает нелегко. Тут необходимы труд над собой, борьба с дурными наклонностями, раскаяние в своих плохих поступках и чувствах - всё то, что православные христиане называют трудом "спасения души". К спасению души призван каждый православный христианин.

Основание Церкви

Своими силами человек не может этого достичь. Но Бог первый выходит к нему навстречу, потому что Он есть Любовь. Ещё до того как человек осознал свои грехи и начал искать Бога, Бог искал человека. Ради людей Сам Бог - Иисус Христос стал человеком, жил с людьми, был ими предан, унижен и распят. Через три дня после смерти Христос Воскрес. 

Перед Своими страданиями, смертью и воскресением Он и самые близкие Его ученики собрались на ужин в канун еврейского праздника Пасхи.

Это событие часто называют Тайной Вечерей.

Разделив с учениками хлеб и вино, Иисус сказал, что хлеб - это Его тело, а вино - Его кровь. И завещал им совершать трапезу в воспоминание о Нём, чтобы верующие знали, что они причастны к той жертве, которую Христос принёс ради спасения людей. Так каждый человек получил возможность принять дар спасения, стать причастником Божественной благодати. Так была основана Церковь.РОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ

А жить на земле Церковь начала с того дня, как на апостолов сошел Святой Дух. Это произошло на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа.

"Все апостолы находились вместе в Иерусалиме, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им как бы языки пламени, которые разделились и опустились по одному на каждого из них. И исполнились все Духа Святого..." (Деяния святых апостолов, глава 2, стихи 2-3).

Это событие - сошествие благодатной силы Духа Святого на учеников Иисуса Христа - считается днём рождения христианской Церкви. В нашей Церкви оно празднуется на пятидесятый день после Пасхи, и мы называем его Пятидесятницей, или Троицей.

Апостолы стали способны понимать разные языки, говорить на них и проповедовать учение Христа по всему миру. Выслушав их, около трёх тысяч человек крестились и образовали первую на земле церковную общину. Так Церковь стала местом обитания Святого Духа, который в ней живёт и действует.

"Все же верующие были вместе и имели всё общее. И каждый день единодушно были в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога..." (Деяния святых апостолов, глава 2, стих 46).

Этот народ Божий, собирающийся ради преломления хлеба и благословения чаши, и есть Церковь.

Евхаристия: единение с Богом

 Объединяющая всех членов Церкви трапеза со временем оформилась в богослужение, которое теперь мы называем Литургией, или Евхаристией. Оба эти слова греческие. Евхаристия переводится как "благодарение". А литургией назывался в Древней Греции общий труд, общее дело, которое не мог выполнить один человек.

Верующие собираются в церкви на Литургию, чтобы вместе принести Богу свои молитвы, свою благодарность, хвалу, просьбы о помощи и посвятить Богу свою жизнь. Священник приносит наши дары - хлеб и вино, следуя завету Иисуса Христа, данному на Тайной Вечере. Бог принимает наши дары и дарует нам в причащении Свою жизнь, Свою любовь, отдаёт нам Себя. Cилой Бога, чудом соединяющей любви верующий и Христос делаются едиными.

Евхаристия: единение друг с другом

  И ещё одно чудо происходит в храме во время причащения: каждый человек становится близким другому человеку, братом или сестрой во Христе, потому что в жилах каждого течёт теперь не только кровь человеческая, но и кровь Христа. Таким образом Господь соединяет нас не только с Собою, но и друг с другом.

Получив Его жизнь, уже никто не может остаться один. В мире, где ищут жизни для себя, борются и уничтожают друг друга, Христос жил для нас, любил нас и служил всем. Его Любовь собирает нас в Церковь: "Вот Моя заповедь вам: любите друг друга, как Я вас полюбил. Нет любви больше той, когда отдают жизнь за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам" (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 12-14). Если мы хоть в малой мере живём Христом, Его образом, Его заповедями, то не можем не стремиться к такому единству, когда скорби, радости, нужды каждого становятся жизнью всех.

На Тайной Вечере Христос молился о Своих учениках и с ними вместе - обо всех, верующих в Него:

"Пусть будут все едины, как Ты, Отец, во Мне, и Я в Тебе, так и они пусть будут в Нас едины..." (Евангелие от Иоанна, глава 17, стих 21).

Единство Церкви основывается на единстве Бога. Наше разделение, разобщение побеждается встречей и соединением с Богом, Единым во Святой Троице.

КАК ЦЕРКОВЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ СЕБЯ САМА?

Следствие единства Церкви - единство веры, выраженное в Символе веры, который содержит основные истины христианского учения. Греческое слово "символ" переводится как "знак".

Символ веры - это "знак нашей веры", по нему мы можем понять, что человек, предъявляющий этот знак, - одной с нами веры.

С древнейших времён и до наших дней крещение в Церкви не совершается без открытого изложения веры тем, кто крестится. Он произносит вслух Символ веры.

Этот Символ веры был составлен святыми отцами Церкви в IV веке на Первом и Втором Вселенских Соборах. Вселенским Собором называется собрание представителей большинства Поместных Православных Церквей по вопросам вероучения и церковного устройства. Всего таких соборов было семь.

Символ веры состоит из 12 пунктов. Один из них посвящён Церкви. В нём перечислены существенные свойства Церкви - те, без которых она не могла бы быть Церковью: "Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь". Именно эти четыре свойства определяют существо Церкви и отличают истинную Церковь от всех остальных человеческих сообществ.Единая Церковь

Церковь едина, и всё в ней едино: один Основатель, один Глава - Христос. Один Дух Божий действует в ней, одно учение веры и жизни, одни и те же спасительные Таинства.

Церковь едина, несмотря на то, что со временем стали различать отдельные её части: Русскую, Болгарскую, Американскую и так далее. Это географическое и административное деление не нарушает основного единства Церкви. Его выражением является общение в молитве и Таинствах, особенно - в Евхаристии. Это значит, что всюду, где есть православный храм, - в Греции ли, Болгарии или Америке, - мы можем не только зайти туда и помолиться за Литургией, но и принять причастие вместе с остальными прихожанами, потому что мы части одного целого.Церковь едина не только в пространстве, но и во времени:

сегодня она по сути своей та же, и во времена апостолов или святых отцов.  

Как бы далеко друг от друга ни жили христиане, на каких бы языках ни говорили, они всегда осознавали себя членами единой Церкви и сохраняли "единство духа в союзе мира" (Послание апостола Павла к Еесянам, глава 4, стих 3). Разные мнения и споры всегда существовали в Церкви, даже во времена апостолов. Да и не может быть иначе, когда люди искренне и горячо ищут правильных решений, ищут правды. Однако в самом существенном, в самом важном не может быть двух разных правд.

С веками к основным принципам, понятиям веры, от которых ни на шаг нельзя отходить, стали примешиваться второстепенные вопросы: народные обычаи, политические соображения, иногда даже личные притязания. Всё это порождало вражду и разделения между Церквями разных стран. Нам не дано знать времена и сроки, когда Богу угодно будет собрать в Своей святой единой Церкви всех христиан. Но мы, православные, верим, что в нашей Церкви сохраняется истинное учение Иисуса Христа, переданное апостолами. Мы должны молиться об объединении всех христиан и избегать всякой враждебности, которая только усиливает существующие разделения.

Святая ЦерковьМы называем Церковь святой. Что же мы имеем в виду, утверждая это?

Говоря о святости Церкви, мы не думаем, что в неё входят только святые люди. Нет жизни на свете без борьбы со злом, без грехов, падений. Члены Церкви и грешат, и делают зло, иногда по неведению и непониманию, иногда и по злому умыслу. Преодолеваем мы зло только раскаянием и новым усилием. Святость Церкви - это святость живущего в ней Бога, и благодаря Его благодатной силе мы можем исцелиться.

Любой человек может найти в Церкви всё необходимое для того, чтобы жить полной христианской жизнью. И хотя каждый из нас грешен, хотя мы не живем этой полнотой, но нам всегда открыт путь покаяния, прощения и нового труда. Так было, и есть, и будет до конца времён.

Вот пришел в Церковь человек - воин, политик, любящий богатство, веселье, бои и пиры. А стал в Церкви святым равноапостольным князем Владимиром. Был разбойник, убийца, свирепый и безжалостный, одного имени которого боялся весь Египет. Когда, раскаявшись, пришёл он к египетским отшельникам, те от страха заперлись в монастыре. Но, умолив их принять его к себе, он становится строгим подвижником, проводит жизнь в трудах на пользу братии, в посте и уединении. Своими монашескими подвигами он прославился далеко за пределами Египте. Преподобный Моисей Мурин почитается всей Церковью. И таких примеров множество. Путь от греха к святости прошли все святые.

Соборная Церковь

В Символе веры говорится, что Церковь не только едина и свята, но и соборна. "Соборный" означает "всеобщий", и в языке Церкви это слово приобретает особый оттенок. Во-первых, соборность означает целостность, неповрежденность хранимой Церковью истины. А во-вторых, эта всеобщность Церкви есть некая полнота, дающая возможность раскрыться каждой личности.

Причем эта целостность и полнота относятся как ко всей Церкви, так и к любой из её частей в отдельности. Соборность - это свойство, которым Церковь обладала ещё тогда, когда состояла из горсточки палестинских учеников Христа, и то, чем в равной мере обладает и в наши дни, когда она распространилась по пяти континентам.

Апостольская Церковь

Церковь апостольская потому, что основана была апостолами, сохраняет верность их учению, имеет преемство от них и продолжает их служение на земле. В этом смысле "апостольство" - синоним "подлинности".

Под апостольским преемством понимается непрерывная цепь рукоположений (посвящений в сан епископа), идущая от апостолов до сегодняшних епископов. Апостолы рукоположили первое поколение епископов, те, в свою очередь, второе - и так до наших дней. Епископы продолжают дело апостолов на земле: служат, проповедуют, руководят церковными общинами и создают новые.

Не только епископы и священники, но каждый член Церкви призван проповедовать Христа словом и делом и защищать веру от всевозможных искажений. Именно в единстве пастырей и остальных членов Церкви, верных учению Спасителя, проявляется соборность Церкви.

ЧТО ХРИСТОС ГОВОРИТ О ЦЕРКВИ?

Что же говорит Христос о Своей Церкви? Конечно, в Новом Завете есть много упоминаний о Церкви, но вы не найдёте там её определения. Господь в Евангелии вообще не называет своих учеников Церковью, и само основание Церкви относит к будущему: "создам Церковь Мою" (Евангелие от Матфея, глава 16, стих 18). Апостолы, как мы знаем, стали Церковью только в день Пятидесятницы, когда на них сошел Святой Дух.

Давая нам понятие о том, что есть Церковь, Спаситель говорил образами.

Образ виноградной лозы

 

Евангелии от Иоанна Христос сравнивает Церковь с виноградной лозой. Обращаясь к Своим ученикам, Он говорит: "Я лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода..." (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 5).Видели ли вы когда-нибудь, как растёт виноград? Виноградный куст ветвист, его ветви бывают очень длинны, и каждая разделяется снова и снова, пока не заканчивается тяжелой гроздью. Зачастую главного ствола совсем не видно за ветвями и листьями, но именно по нему проходит живительный сок, без которого не будет ни листьев, ни ягод.

Так и Христос призывает пребывать в Нём всех верующих в Него, чтобы все стали едиными с Ним, насытились Его Жизнью. Это становится возможным в Церкви, в Евхаристии, в Причастии. Подобно тому как сок питает лозу, живое присутствие Богочеловека Христа в Церкви наполняет смыслом жизнь каждого верующего - от Патриарха до простого мирянина.Образ пастыря и стада, образ единства

В Евангелии есть и другая притча, раскрывающая отношение Христа к Церкви. Это известный рассказ о добром пастыре - пастухе, который отправляется на поиски заблудившейся овцы" (Евангелие от Луки, глава 15, стихи 3-7). Добрый пастырь - так называет себя Иисус Христос, а Церковь Свою сравнивает со стадом овец (Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 1-18).

Это сравнение может показаться не очень лестным. В наше время мы слишком далеки от такого отношения к природе, к земле, к животным, когда человек не просто кормится от них, но живёт с ними. Раньше было иначе. Овцы того пастуха, о котором говорит Христос, родились в его доме, его трудами вскормлены и защищены от волка. И вот одна из них отбилась от стада, ушла далеко. Но пастырь её забыть не может, и не потому, что потеря этой овцы принесёт убыток, а потому, что она дорога ему. Нас поражает та нежность, забота, с которой пастух относится к заблудившейся овце. Идёт искать, находит её, берёт на свои плечи и возвращает домой, в стадо. Стадо же - это не только отдельные овцы, это все они вместе во главе со своим пастухом.

Евангелие предлагает нам удивительный образ единства во Христе - единства свободного подчинения, сыновней любви, братского уважения, нежной заботы и надежной защиты. И как овцы за пастухом, так и христиане идут за своим Пастырем Христом, потому что знают голос Его и признают только Его голос.

В Евангелии есть и другие образы Церкви. Это и образ сети, в которую попадает множество больших и малых рыб (Евангелие от Матфея, глава 13, стихи 47-50), и образ закваски, поднимающейся вместе с тестом ( Евангелие от Матфея, глава 13, стих 33).

Все они говорят нам о великой преображающей силе, которую находит человек в Церкви на своём пути к Богу и от которой уже вовек не может отказаться. Но главное, что мы можем вынести из Евангелия, - указание на удивительное, таинственное, невидимое и в то же время явственно ощущаемое верующими единство со Христом-Спасителем и друг с другом.ЧТО О ЦЕРКВИ ГОВОРЯТ АПОСТОЛЫ?

Невеста Христова

     "Невеста Господня" Худ. Нагий

Следуя примеру Христа, апостолы также говорили о Церкви образами.

Один из наиболее часто встречающихся - образ Церкви как невесты Христовой (Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 30). Брак Церкви и Христа - это образ целостной, нерасторжимой любви. Что значит - невеста Христова? Невеста - та, кто сумела так полюбить, что готова последовать за любимым и в радости, и в горе, быть с ним везде, где бы он ни оказался. Путь Христа - это крестный путь. И Его невеста - это Его творение, отвечающее на любовь Божию любовью, готовностью разделить Его земную судьбу.

Тело Христово

Пожалуй один из самых известных и часто употребляемых образов Церкви - Тело Христово. Мы находим его в послании апостола Павла:

"Как тело одно, но в нём много частей, и хотя их много, все они составляют одно тело, - так и Христос: Ведь тело состоит не из одной части, а из многих... И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели поэтому оно перестанет быть частью тела? Если бы все тело состояло из одного глаза, то как бы оно слышало?.. Но Бог по Своему усмотрению отвёл каждой части своё место в теле. Если же все части тела будут в одной, будет ли это телом? А теперь частей много, но тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не нужна, или голова ногам: вы мне не нужны: Но Бог распределил все так, что слабейшим нужно больше внимания, чтобы не было разделения в теле, но все части одинаково заботились друг о друге. Поэтому, если страдает одна часть, то с ней страдают все. Если хвалят одну часть, с ней радуются все части. И вы - тело Христово, а порознь - части" (1 Послание апостола Павла к Коринфянам, глава 12, стихи 12-27).

Церковь - тело Христово в самом реальном смысле. Приобщение к этому Телу есть приобщение к Самому Христу.

Церковь - это Христос, живущий в людях.

Члены Церкви - единый организм, все части которого неразделимы с того момента, как они стали Телом Христовым. Дух Божий, пронизывающий собою тело Церкви, соединяет всех воедино, вливая в сердца любовь. Эта любовь становится для верующих принципом жизни и отношения к другим людям. 

ilove-is.livejournal.com