Архиепископ - это важный церковный сан. Епископы это кто


Епископы - это... Что такое Епископы?

Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей.

Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над диаконской и пресвитерской.

С появлением различных почётных епископских степеней (архиепископа, митрополита и т. п.), термин в русском языке также стал обозначением младшей из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиерей (греч. αρχιερεύς). В греческой церкви общим термином обычно является ιεράρχης, то есть иерарх («священноначальник»).

Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем[1] по чину Мелхисидекову во веки» — греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα.» (Εβραίους 6:20)

Епископ в Новозаветное время

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова греч. επίσκοπος:

В Первом послании апостола Петра сам Иисус именуется «Пастырем и Епископом душ Ваших» (1 Петр 2.25) — греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν.»

Точный смысл, в котором используется термин новозаветными авторами, не вполне ясен, но, похоже, что он весьма близок термину пресвитер.

Но уже во времена мужеапостольские епископ обретает в принципе современное значение преемника по благодати Христовых апостолов.

Канонические основания и роль епископа в Церкви

По учению как Католической, так и Православной Церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от Апостолов — чрез последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Апостольское преемство осуществляется в Церкви чрез епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, по меньшей мере двумя (1-е Апостольское Правило Правил свв. Апостолов).

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии[2]. Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — антиминс, возлежащий на престоле храма.

К половине VII века обычай безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12 и 48 Правилах Шестого вселенского Собора; причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа.» В практике Восточной Церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать епископскую хиротонию только над лицами, принявшими монашество, хотя такой порядок очевидно противоречит букве 2-го Правила Софийского Собора[3].

Епископ в России

В 961 состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого Магдебургского архиепископа). Обычно епископы утверждались на служение решением церковных иерархов.

Первым епископом, согласно традиционной истриографии, прибывшим в Киев для постоянного пребывания, был Михаил, митрополит Киевский и всея Руси.

В истории Русской Церкви имеется множество случаев противостояния между епископами и светскими владыками (князьями). Наиболее упорная борьба имела место между Новгородскими владыками и московскими великими князьями в XIV — XV века.

В 1155 Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» киевского митрополита Климента. Константинополем был назначен новый митрополит Константин I. За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 сместили архиепископа Арсения.

Избрание Рязанского епископа Ионы Киевским митрополитом в 1448 ознаменовало начало фактической автокефалии Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

Касательно возрастного ценза для поставляемого во епископа, имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальный 35-летний возраст для кандидата, а в ис­ключительных случаях — 25-летний. Но церковная история знает отступления от указанной нормы.

В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

Совершенно особое место в епископате принадлежит епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями Первого Ватиканского собора.

В соответствии с догматической конституцией Второго Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы»[4].

Епископы в протестантских конфессиях признаются только как административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Согласно взглядам эпохи Реформации, служение - это не sacerdotium, жертвенное служение, но ministerium, обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании, артикул 5, служение называется ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta, служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств, которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквах и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются так же председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на Конференциях, делать назначения и рукополагать в дьяконы и во пресвитеры, и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

епископ это что такое епископ: определение — История.НЭС

Епископ

греч. episkopos) – в православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы.

Оцените определение:

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

Епископ

священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии, до 1917 г. третий по старшинству частный титул черного духовенства, глава епархии.

Оцените определение:

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

Епископ

христианский священнослужитель высшего сана, глава епархии, имеющий духовную власть в пределах епархии. Во II-III вв. н.э. выборные руководители христианских общин.

Оцените определение:

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий

ЕПИСКОПЫ

   • ?????????,

         надзиратели, которых афиняне посылали иногда к союзникам для контроля за их делами, политически агенты, подобные спартанским гармостам. Arist. Av. 1023 и схолии.

Оцените определение:

Источник: Реальный словарь классических древностей

ЕПИСКОП

Лицо высшего священнического сана. Епископом может стать только монах. По старшинству епископы делятся на епископов, архиепископов и митрополитов. Каждый из них может руководить епархией.

Оцените определение:

Источник: Основы православной культуры

ЕПИСКОП

духов. чин высшей ступени церк. иерархии, существующей во всех христ. церквах, кроме протестант-ских. В первые века христианства Е. — глава христ. общи-ны — распоряжался церк. имуществом, обладал суд. властью в общине.

Оцените определение:

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

ЕПИСКОП

греческое еpiskopos - надзиратель, блюститель), в Русской православной церкви священнослужитель высшей (3-й) степени. Глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, митрополии и т.д.). Иерархическое деление Е. (с 4 в.): викарный Е. (викарий), правящий Е., архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

ЕПИСКОП

греч. Episkopos – «блюститель»), священноначальник епархии. Иерархическое деление епископов (с IV в.): викарный епископ (викарий), правящий епископ, архиепископ, митрополит, экзарх, патриарх. В Русской православной церкви Е. – священнослужитель высшей, 3-й степени, глава церковно-административной единицы (епархии).

Оцените определение:

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века, 2011 г.

ЕПИСКОП

надзиратель, блюститель — высший иерарх во многих христианских церквах, обобщающее название всех архиереев: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. До 1917 г. в России третий по старшинству частный титул черного духовенства в русской православной церкви, глава епархии. В раннехристианский период епископы были управляющими имуществом общин, постепенно сосредоточили в своих руках духовную и судебную власть. Постепенно сложился монархический епископат.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

Епископ

(греч. episkopos — надзиратель), высший иерарх в большинстве христианских церквей, игравший первоначально подчин. роль в коллегии пресвитеров. С образованием клерикальной иерархии Е. стал единоличным главой подвластной ему церковной общины; его права в государств, церкви санкционировались государством. Почетными званиями для Е. в Риме, Константинополе, Александрии и Антиохии были митрополит и патриарх. В средние века Е. пользовались огромным авторитетом. В католич. церкви Е. в наст, время является назначаемый папой представитель высшей церковной власти в епархии. В период реформации должность Е. в евангелич. церквах была упразднена, однако после первой мировой войны вновь восстановлена.

Оцените определение:

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

ЕПИСКОП

блюститель, надзиратель) — одна из необходимых степеней священства, первая и высшая, так как епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим чрез рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные. Об епископской власти пишет ап. Павел Титу: для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (Тит 1:5), и Тимофею: рук ни на кого не возлагай поспешно (1Тим 5:22). Из истории церкви видно, что первым епископом в Иерусалимской церкви был Иаков, в Римской — Лин, в Антиохийской — Еводий, в Смирнской — Поликарп, в Ефесской — Тимофей и пр. В Апокалипсисе каждой из семи Малоазийских церквей усвояется епископ под именем Ангела (21 и др.) — Рукоположение во епископа в Христианской Православной церкви, совершается несколькими епископами на Литургии, перед чтением Апостола, с возложением разогнутого Евангелия письменами на главу рукополагаемого.

Оцените определение:

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора

Епископ

греч. episkopos — надзиратель) — христиан, священнослужитель высшего церк. сана, глава епархии (диоцеза), имеющий духовную власть над священнослужителями и мирянами своей епархии. Старшие епископы имеют титул архиепископов. Институт епископов известен еще из посланий апостола Павла, тогда они выполняли функции хоз. руководителей в христиан, общинах. Во II — нач. III в. епископы стали главными руководителями общин, церкви. Им стала принадлежать монополия в вопросах вероучения, морали, главная роль в выполнении культовых действий. Еще в античности установилась практика избрания е. местным духовенством и соседними епископами. Вмешательство светских властей в эту канонич. практику, назначение е. королями привело в XI—XII вв. к борьбе за инвеституру между рим. папами и герм, королями.

Лит.: Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М., 1994; Федосик В.Л. Киприан и античное христианство. Мн., 1991.

Оцените определение:

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях

епископ

греч. старейшина, блюститель, наставник) (Флп 1.1; 1Тим 3.1,2; Тит 1.7)-духовный наставник и старший в общине верующих, облеченный властью свыше наставлять и увещать, то есть пасти и учить свое стадо. Из сравнения Тит 1.5 и Тит 1.7 мы видим, что пресвитер и епископ имеют одно назначение, хотя в оригинале слова стоят разные-«старец» и «блюститель». В 1Пет 2.25 слово «епископ» (в оригинале) переведено «блюститель». Таким образом, очевидно, что епископ (пресвитер) есть не организатор и начальник, а наставник и духовный руководитель, авторитетный и умудренный опытом старец, чистый и непорочный в своем поведении и жизни. Из истории христианства известно, что первыми епископами (пресвитерами) и были такие старцы: в Антиохийской церкви-Еводий, в Смирнской-Поликарп, в Римской-Лин и т.д., не отступавшие от истины, и готовые отдать жизнь за свою веру и свое «стадо». Позже, однако, особенно после преобразования христианства в государственную религию, епископами (пресвитерами) стали поставляться относительно молодые, начальственного характера люди. При этом часто ссылаются на пример Тимофея. Но Тимофей не был пресвитером, он был Апостолом (см.). (См. пресвитер, старейшина)

Оцените определение:

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

interpretive.ru

Архиепископ - это важный церковный сан

Подавляющее большинство людей, проживающих в нашей стране, является православными христианами. Многие слышали, какие существуют духовные саны: епископ, митрополит, архиерей. Однако мало кто знает, что они на самом деле означают, откуда происходят, и какие обязанности выполняют все эти люди в церковной иерархии. Архиепископ - это кто? Для чего нужен этот сан?

Происхождение слова

Архиепископ – это архиерейский сан. Само слово по происхождению греческое и состоит из нескольких слов: άρχή – «главный», επί – «над», σκοπος – «смотритель». Если сложить вместе и перевести дословно, то это значит «главный над смотрителями». Однако само слово «епископ» происходит от целого слова επίσκοπος и означает «блюститель». Архиепископ – это так называемая «правительственная» степень епископа, следующий сан – непосредственно митрополит.

История происхождения термина

При императоре Константине Великом было осуществлено административное переустройство всей Римской империи, которую разделили на четыре префектуры. Каждая из них состояла из так называемых диоцезов, которые состояли уже в свою очередь из провинций. Гражданское устройство полностью совпадало с церковным. В то время архиепископ - это главный архиерей дицеза, также его называли экзархом (на латыни – викарием). Этот чин стоял в иерархии после патриарха – главы префектуры, но выше чем митрополит. Но в Восточной империи в раннюю византийскую эпоху, изначально в патриархате Константинополя, значение слова архиепископ приобрело второе значение. Этим словом начали именовать епископов, чьи области находились на территории округа митрополии, но изымались из непосредственного ведомства самого митрополита и переводились в подчинение патриарху. Также архиепископ стал занимать в диптихе место ниже, чем митрополит. В конце концов этот сан стал отличием собственно архиерея и не связан с какими-то властными особыми полномочиями по сравнению с просто епископами.

В Православной Русской Церкви

В православии есть много выдающихся духовных деятелей, например архиепископ Лука, который за свою веру стал жертвой сталинских репрессий. Второй предстоятель Русской Православной Церкви - митрополит Леонтий, который входил в состав патриархата Константинополя, часто тоже назывался архиепископом. Однако в дальнейшем абсолютно все предстоятели на Руси именовались уже митрополитами. В России архиепископ – титул, который являлся исключительно почетным и никоим образом не был связан с любыми дополнительными к статусу епископа административными обязанностями и полномочиями. Начиная с двенадцатого века, этим словом начали именовать владык Новгородских. Затем данным титулом называли епископов и других кафедр: Крутицкой, Казанской, Ростовской и других. Архиепископ Лука также получил данный сан за свои исключительные заслуги перед Церковью в непростое время.

В современном мире

В наше время архиепископ – это глава автокефальной Церкви. Наряду с патриархами, таким термином именуются Константинопольские предстоятели (архиепископ Нового Рима – Константинополя), архиепископ Тбилисский и Мцехитский (Грузинской Церкви), архиепископ Печский (Сербской Церкви) и Бухарестский (Румынской Церкви). Таким же образом именуются и предстоятели автономных Церквей – Финляндской и Синайской, а также и Критской полуавтономной Церкви. В соответствии с устоявшейся в России традицией, чин архиепископа является почетным отличием и находится ниже, чем титул митрополита. Таким же образом обстоит дело и в Иерусалимской, и в Грузинской Церквях. В автономных и автокефальных Церквях титул архиепископа могут носить в качестве следующего за митрополитом чина, то есть второстепенного. В Болгарской и Александрийской Церквях этот сан отсутствует вообще.

fb.ru

Епископ - это... Что такое Епископ?

Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — надзирающий, надсматривающий; от ἐπί — на, при + σκοπέω — смотрю) в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей (от греч. αρχι — главный, старший + ἱερεύς — священник).

История и значение термина

Первоначально, в апостольское время, термин «епископ», как он употребляется в посланиях апостола Павла, обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали христиан конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства — над диаконской и пресвитерской.

С появлением различных епископских званий — поначалу почётных — (архиепископа, митрополита, патриарха) термин в русском языке также стал обозначением младшего из них, хотя не потерял и более общего значения, для которого также используют термин архиерей (греч. αρχιερεύς). В грекоязычных Церквях общим термином обычно является ιεράρχης, то есть иерарх («священноначальник»).

Сам Иисус Христос именуется апостолом Павлом в Послании к Евреям «Архиереем[1] по чину Мелхиседекову во веки» — греч. «ὅπου πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσῆλθεν Ἰησοῦς, κατὰ τὴν τάξιν Μελχισεδὲκ ἀρχιερεὺς γενόμενος εἰς τὸν αἰῶνα.» (Εβραίους 6:20)

Епископ в Новозаветное время

В оригинальном греческом тексте Нового Завета находим 5 упоминаний слова греч. επίσκοπος:

В Первом послании апостола Петра сам Иисус Христос именуется «Пастырем и Блюстителем душ Ваших» (1 Петр 2.25) — греч. «τὸν ποιμένα καὶ ἐπίσκοπον τῶν ψυχῶν ὑμῶν.»

Должность епископа в различных конфессиях христианской церкви

Канонические основания и роль епископа в Церкви

По учению как Православной, так и Католической Церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от Апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, — минимум двумя епископами (1-е Апостольское Правило), кроме особых случаев.

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии[2]. Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма.

Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно патриарху — предстоятелю поместной церкви.

К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12 и 48 Правилах Трулльского собора («Пято-шестого»). Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа.» В практике Русской церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать епископскую хиротонию только над лицами, принявшими монашеский постриг.

Епископ в православии

Епископство в России

В III в. существовала Скифская епархия Вселенской церкви с центром в Добрудже, которой подчинялись скифы-христиане, жившие в том числе и на землях современной России. Именно с этой общины верующих, созданной апостолом Андреем, по церковному преданию начинается распространение православной веры в России.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в малом епископском облачении и в зелёной мантии

В 961 состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого Магдебургского архиепископа). Обычно епископы утверждались на служение решением церковных иерархов.

Первым Киевским митрополитом, прибывшим в Киев для постоянного пребывания, был Михаил, Митрополит Киевский и всея Руси.

В истории Русской Церкви имеется множество случаев политических разногласий и даже противостояний между епископами и светскими властителями — князьями. Наиболее упорная борьба имела место между Новгородскими архиепископами и Московскими Великими князьями в XIV—XV века.

В 1155 Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» Киевского митрополита Климента. Константинопольской патриархией на киевскую митрополичью кафедру был назначен новый Митрополит Киевский и всея Руси Константин I.

За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 сместили архиепископа Арсения.

Избрание Рязанского епископа Ионы Митрополитом Киевским и всея Руси в 1448 ознаменовало фактическую автокефализацию Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

Касательно возрастного ценза для поставляемого в епископы, имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальный 35-летний возраст для ставленника — кандидата —, а в ис­ключительных случаях — 25-летний. Но церковная история знает отступления от указанной нормы.

Епископ в Римско-Католической Церкви

Герб епископа.

В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

Совершенно особое место в епископате принадлежит епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями Первого Ватиканского собора.

В соответствии с догматической конституцией Второго Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы»[3].

Епископ в протестантизме

Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Согласно взглядам эпохи Реформации, служение — это не sacerdotium, жертвенное служение, но ministerium, обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании, артикул 5, служение называется ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta, служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств, которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквах и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются так же председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на Конференциях, делать назначения и рукополагать в дьяконы и во пресвитеры, и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

Примечания

См. также

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

это кто? Как обращаться к епископу?

В период раннего развития христианства епископами назывались главы небольших общин верующих, которые выполняли роль надзирателей в каких-либо городах и провинциях. Такое определение слова имел в виду апостол Павел, говоря в своих посланиях о единых целях деятельности епископов и апостолов, но различая оседлый образ жизни первых и странствующую жизнь последних. Со временем значение слова «епископ» приобрело превосходное значение среди остальных степеней священства, возвышаясь на диаконской и просвитерской степенью.

Значение определения

Епископ — это «надсматривающий» по-гречески, священнослужитель, относящийся к третьей — высшей — степени священства. Однако со временем появилось большое количество почётных званий, равных епископу — папа, патриарх, митрополит, архиерей. Нередко в речи епископ — это архиерей, от греческого «старший священник». В греческом православии общим термином, обозначающим все эти определения, является слово иерарх (священноначальник).

Согласно речам апостола Павла, епископ — это и Иисус Христос, которого он дословно называет архиереем в «Послании к евреям».

Епископская хиротония

Особенности епископской хиротонии как рукоположения в сан заключается в признании христианской православной и католической церквями апостольской преемственности епископства. Обряд рукоположения проводят минимум два епископа (собор), на необходимость выполнения этого условия указывает Первое Апостольское Правило; в русской православной церкви на роль архиерея традиционно выбираются претенденты из монахов малой схимы, а в восточнохристианских церквях — из вдовцов-священников или безбрачников.

Обязательный обычай безбрачия епископов к 7 веку стал восприниматься нормой и был закреплен в 12 и 48 правилах Трулльского Собоа. При этом, если будущий епископ уже имел жену, то по доброй воле пара расходилась, а после рукоположения в сан бывшая супруга направлялась в отдалённый женский монастырь, принимала монашеский постриг — и монастырь перемещался под прямое покровительство нового епископа.

Обязанности епископа

Вместе с обретением нового — высшего — сана, у епископа появлялись многие другие обязанности.

Во-первых, только он имел право осуществлять рукоположение в сан пресвитеров, диаконов, иподиаконов, низших клириков и освещать антиминсы. В епархии абсолютно все священики совершают свои службы с благословения епископа — его имя возносится во всех храмах епархий во время богослужений. По традиции Византии в православной церкви единственным знаком благословения епископа на службу является выданный священнослужителю антимис — четырёхугольный платок из матерчатой ткани со вшитыми в него частицами мощей какого-либо святого.

Второй обязанностью епископа было покровительство и справедливое управление всеми монастырями, находящимися на территории его епархии. Исключение составляют только ставропигии, подчиняющиеся непосредственно патриарху поместной церкви.

Епископат в православии

История епископата в русской православной церкви берет свое начало в 3 веке нашей эры, когда скифы-христиане, жившие на территории современной России, во главе с Андреем Первозванным всей общиной создали Скифскую епархию Вселенской церкви с кафедрой в Добрудже.

История России знает немало конфликтных ситуаций, сложившихся между русскими князьями и представителями христианских епархий. Так, известен безрезультатный визит Адальберта — посланника Папы Римского, будущего архиепиского Магденбургского — в Киев, состоявшийся в 961 году.

В 988 году Константинопольским патриархом Николаем Вторым Хрисовергом на Русь в Киев был послан первый митрополит киевский и Всея Руси Михаил, который был приглашен святейшим князем Владимиром для принятия греческой веры русским народом.

Православный священник обычно назначался на епископский сан патриархами Константинопольской церкви. Но известно несколько случаев местного избрания. Так, первым митрополитом русской национальности был Иларион Киевский.

История также повествует о дальнейшем процессе автокефализации и отделения русского патриархата от константинопольского.

Так, за оказанную политическую поддержку епископа Нифонта и верность византийским традициям в процессе киевского раскола патриарх Константинопольский предоставил атономию Новогородской епархии. Таким образом, епископ стал избираться прямо во время проведения народного вече новогородцами. Первым епископом, поставленным в епископат этим способом, стал архиепископ Аркадий Новогородский в 1156 году. С 13 века на почве этой автономии начинаются первые конфликты новогородских епископов и великих московских князей.

Окончательный раскол православной церкви на восточную и западную ветви произошёл в 1448 году после избрания епископа Рязанского Ионы на пост Митрополита Киевского и Всея Руси, что к тому же окончательно обособило северо-восточную русскую церковь (Московский епископат) от константинопольской. Но западнорусские епископы, сохранив автономность от московских, продолжали состоять под юрисдикцией Константинополя.

Интересно узнать, что в православных канонических традициях существует возрастной ценз относительно кандидатур на пост епископа, нижняя планка которого не опускалась ниже 35 — край 25 лет — от роду. Исключением здесь является Николай Чудотворец, возведённый в сан архиерея юношей.

В православной традиции принято правило, как обращаться к епископу — используются обращения «Владыка», «Преосвященнейший Владыка» или «Ваше Преосвященство».

Епископат в католицизме

Центральное место в управлении римско-католической церкви принадлежит коллегии епископов, существование и обязанности которой были прописаны в догматической конституции Второго Ватиканского Собора 21 ноября 1964 года. Президентом этой коллегии является Римский Папа, который имеет полную власть над Церковью и выполняет роль наместника Христа на земле. При этом только консолидирование коллегии епископов с Папой Римским делает её деятельность законной и богоугодной. Папа также является единоличным владельцем суверенной территории Ватикана и верховным правителем Святого Престола.

Особое место в системе управления римско-католической церковью принадлежит римскому епископу, чей статус развивался веками в русле тотального контроля церковью всех сфер жизни общества.

Типовой католической епископ, фото которого представлено справа, также имеет исключительное право проведения обряда миропомазания — конфирмации.

Епископ в протестанстве

В связи с отрицанием апостольской преемственности доктриной протестантизма, епископ избирается и воспринимается простестанскими коллективами как исключительно фигура организаторской деятельности, не имеющая отношения к восхвалению своего факта существования и не имеющая никаких материальных привилегий. Это связано с отсутствием разницы в Новом Завете между епископом и пресвитером христианской общины.

Протестантский православный священник, пусть даже и занимающий административно-организационный пост, должен быть максимально близок как к мирянину, так и к высшим силам.

Протестансткий епископ — это председательствующий пастор, рукополагающий в сан дьяков и пресвитеров, председательствующий на конференциях, следящий за порядком в Церкви и посещающий все приходы своей епархии.

В англиканских епископальных протестанстких церквях епископы считаются преемниками апостолов, и поэтому в своих епархиях они имеют всю полноту священной власти.

Епископ Владимир и его заслуги перед обществом

Епископы православной церкви известны своим активным участием в общественной жизни.

Например, митрополит Киевский и Галицкий, епископ Православной Российской Церкви Владимир (в миру Богоявленский) во время эпидемии холеры в Поволжье безбоязненно посещал бараки с холерными больными, проводил панихиды на холерных кладбищах, на городских площадях служил молебны об избавлении от бедствий. Также активно открывал женские церковные школы.

Житие епископа Лонгина

Епископ Лонгин — в миру Михаил Жар — не только руководил строительством многочисленных монастырей Украины, но и активно занимался строительством и расширением детского приюта. Он запустил это строительство в 1992 году после того, как удочерил девочку, больную СПИДом. Епископ Лонгин обладает большим количеством гражданских наград за заслуги перед Отечеством.

Деятельность епископа Игнатия

Нельзя обойти стороной фигуру Владыки Игнатия (в миру Пунина), председателя Синодального отдела по делам молодёжи. Епископ Игнатий руководит Православным Духовным центром, в структуре которого имеются воскресные школы для детей и взрослых, детей-инвалидов, на базе прихода храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских, обладающие компьютерным классом, библиотекой и спортзалом.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Епископ — WiKi

Канонические основания и роль епископа в Церкви

По учению как Православной, так и Католической церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть прямое принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Апостольское преемство осуществляется в Церкви через епископов. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться собором епископов (то есть несколькими епископами) — минимум двумя епископами (1-е Апостольское Правило).

Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения пресвитеров, диаконов, иподиаконов, и хиротесии низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии[2]. Всякий священник может совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. В византийской традиции православия видимый знак такого благословения — выданный епископом антиминс, возлежащий на престоле храма.

Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии (кроме ставропигиальных, подчиняющихся непосредственно Патриарху — Предстоятелю поместной Церкви).

К половине VII века обычай обязательного безбрачия епископов стал восприниматься как норма, что было закреплено в 12-м и 48-м Правилах Трулльского собора (Известного также как «Пято-шестой»). Причём последнее правило предусматривает: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, дале́ко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа». В практике Русской Церкви закрепился обычай, имеющий силу закона, совершать хиротонию в епископа только над лицами, принявшими монашеский постриг в малую схиму. Примерно в это же время исчезли хорепископы — епископы сельских округов и отдельных приходов (епископы, не имеющие ни епархий, ни высоких должностей).

Епископ в православии

Епископство в России
  Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в малом епископском облачении и в зелёной мантии

В 961 году состоялся безрезультатный визит в Киев посланника Оттона Адальберта (будущего первого архиепископа Магдебургского), подчинявшегося Римскому папе.

В 988 году Киевский Великий князь Владимир Святославич с подданными принял христианство от греков. Первый Митрополит Киевский и всея Руси Михаил, прибывший в Киев для постоянного пребывания, был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом.

В истории Русской Церкви имеется несколько случаев политических разногласий и даже конфликтов между епископами и государственными властителями — князьями, царями. До 1448 года русские епископы обычно утверждались на служение решением Константинопольских патриархов и обычно были греками. Первым Киевским митрополитом из русских был Иларион Киевский.

В 1155 году Юрий Долгорукий изгнал Киевского митрополита Климента Смолятича, поставленного в 1147 году на митрополичью кафедру по инициативе великого князя Изяслава II Мстиславича без санкции патриарха. За приверженность церковной дисциплине Новгородского епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию от Киева. Новгородцы стали избирать ставленника в архиепископа Новгородского на своём вече из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 году новгородцы впервые самостоятельно избрали ставленником в архиепископа Новгородского Аркадия, а в 1228 году сместили Арсения.

Наиболее острый конфликт случился между Новгородскими архиепископами и Великими князьями Московскими в XIV—XV века.

Избрание в Москве Рязанского епископа Ионы Митрополитом Киевским и всея Руси в 1448 ознаменовало фактическую автокефализацию Московской Церкви (северо-восточной части Русской Церкви). Западнорусские епископы сохранили организационную самостоятельность от Москвы, оставаясь под юрисдикцией Константинополя.

Касательно возрастного ценза для поставляемого в епископы, имевший на Руси применение «Номоканон» (Титул I. Гл. 23) предусматривает минимальным 35-летний возраст для ставленника (кандидата), а в исключительных случаях — 25-летний.

В синодальную эпоху (1700—1917) возведение в епископский сан, равно как и перемещение архиереев в иную епархию, производилось по указу императора Святейшему Синоду. После падения монархии (1917), в течение нескольких лет, имела место выборность епископата (духовенством и мирянами епархии). В современной РПЦ архиерейские хиротонии и назначения производятся решением Священного синода.

В настоящее время в Русской православной церкви наблюдается процесс деления епархий и увеличения количества епископов для активизации церковной деятельности.

Епископ в Римско-католической церкви

  Герб епископа.

В Римско-католической церкви епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

Совершенно особое место в епископате принадлежит Епископу Рима, особый статус которого, развиваясь на Западе в течение столетий, был закреплён решениями I Ватиканского собора.

В соответствии с догматической конституцией II Ватиканского собора Lumen gentium (провозглашена Павлом VI 21 ноября 1964) был создан институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью. Римский Папа служит президентом Коллегии епископов. Папа, согласно учению Римской Церкви, «имеет над Церковью, в силу своей должности наместника Христа и пастыря всей Церкви, полную, верховную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Коллегия Епископов обладает властью не иначе, как в единении с Римским Первосвященником в качестве главы»[3].

Епископ в протестантизме

Епископы в протестантских конфессиях признаются только как временно назначаемые (или избираемые) административно-учительные главы общин, а не как наследники особых благодатных даров или полномочий, которые существуют с апостольских времён. Это связано с отрицанием апостольской преемственности в понимании исторических церквей.

С началом эпохи Реформации, служение стало рассматриваться не как «sacerdotium» — жертвенное служение, но как «ministerium» — обслуживающее служение, которое должно обслуживать общину Словом Божиим и Таинствами. Поэтому в Аугсбургском вероисповедании, артикул V, служение называется «ministerium docendi evangelium et porrigendi sacramenta», — служение провозглашения Евангелия и отправления Таинств, которое было установлено Богом, чтобы люди могли получать оправдывающую веру. Епископат же, являясь важным и полезным органом в протестантских церквях и деноминациях, не считается принадлежащим к особому сану. Епископы именуются так же председательствующими пасторами, и в их обязанности входит председательствовать на Конференциях, делать назначения и рукополагать в дьяконы и в пресвитеры, и вообще наблюдать за жизнью Церкви.

Отличие протестантского епископа от простого пастора заключается в практике визитации (посещения приходов) подчиненной ему епархии[4].

Исключением являются лишь епископальные протестантские церкви (напр., Англиканская Церковь) где епископы, как и в Католической церкви, считаются священнослужителями-преемниками апостолов, имеющими в своих епархиях всю полноту апостольской власти.

ru-wiki.org

Кто такие ЕПИСКОПЫ?

1

woprosi.ru