Что такое эссе: критерии и стандарты. Эссе критерии


критерии и стандарты :: SYL.ru

Что такое эссе?

Понятие "эссе" в русском языке появилось из французского, куда в свою очередь пришло из латыни (от exagium «взвешивание»). Буквальный перевод с французского – «опыт, попытка, проба, очерк, набросок». Что такое эссе в нашей культуре? Оно является прозаическим сочинением малого объема и свободной композиции, которое выражает личные соображения и впечатления по тому или иному поводу, и которое нисколько не претендует на то, чтобы стать исчерпывающей трактовкой вопроса. Написание эссе – занятие полезное, так как развивает у автора навыки грамотного и четкого формулирования мысли, структурирования информации, выделения причинно-следственных связей.

Критерии эссе

В эссе, как правило, наличествует конкретная тема или вопрос. Если произведение охватывает широкий круг проблем, то его жанр не может быть определен как эссе. Оно должно выражать индивидуальное видение конкретного вопроса, которое при этом не является определяющим. Характер изложения может быть философским, историко-географическим, публицистическим, литературно-критическим, научно-популярным или даже беллетристическим, но одно будет неизменно – субъективно окрашенное содержание. Поэтому оценивается оно исключительно с тоски зрения мировоззрения автора, его мыслей и чувств.

Стандарты эссе

Как любое литературное произведение, эссе имеет определённые стандарты. Структура включает в себя авторские мысли, изложенные в виде тезисов, тезисы подкрепляются аргументами. Аргументов не должно быть много – достаточно одного-двух, в противном случае изложение станет перегруженным.

Структура эссе

Что такое эссе с точки зрения структуры: вступление (постановка проблемы) – тезис, аргументы (столько, сколько потребуется для высказывания законченной мысли) – заключение. Важно помнить, что эссе – это не сочинение, поэтому оно должно иметь небольшой объем. Если же вам не удается кратко изложить свою позицию на одной-двух или нескольких страницах (в зависимости от требований), помните, что такое эссе может быть оценено ниже, чем вам хотелось бы.

Признаки эссе

Как мы уже говорили, это небольшой объем: безусловно, нет каких-то однозначных ограничений, но помнить о том, что краткость – сестра таланта в данном случае будет уместно. Эссе всегда имеет конкретную тему, одну мысль, которую развивает автор – можно сказать, что это ответ на один вопрос. Важной особенностью является свободная композиция: вас никто не загоняет в рамки, вы можете строить текст так, как считаете нужным, даже если это противоречит законам логики. Несмотря на это, в эссе необходимо присутствие внутреннего смыслового единства: текст не может противоречить сам себе, он должен быть гармоничен в совокупности всех своих элементов.

Эссе позволяет установить непринужденный стиль общения с теми, кто его читает: не усложняйте, изъясняйтесь просто, словно проводите время за дружеской беседой. Однако это не означает, что здесь допустим сленг, шаблонные фразы или слишком легкомысленный тон. Некоторые исследователи уверены, что эссе призвано удивлять: автор может начать изложение с яркого афористического высказывания, которое буквально сталкивает какие-либо взаимоисключающие вещи. Руководствуясь этими нехитрыми рекомендациями, вы сможете написать хорошее эссе для любых обстоятельств, будь то выступление на семинаре или собеседование при приеме на работу.

www.syl.ru

Эссе - требования к содержанию и критерии оценки

Требования к содержанию эссе

Эссе  (от фр. essai – попытка, от лат. exagium – взвешивание) – краткое, свободное прозаическое сочинение, рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чем-либо.Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, имеющегося в уголовном праве, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Структура эссе. Введение – суть и обоснование выбора темы. Оно состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который необходимо найти ответ в ходе исследования. Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения.

Критерии оценки эссе

Критерий

Требования к эссе

Максимальное количествобаллов

Знание и понимание теоретического материала

- рассматриваемые понятия определяются четко и полно, приводятся соответствующие примеры,- используемые понятия строго соответствуют теме,- самостоятельность выполнения работы

2

Анализ и оценка информации

- грамотно применяется категория анализа,- умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений,- объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему,- обоснованно интерпретируется текстовая информация,- дается личная оценка проблеме

4

Построениесуждений

- изложение ясное и четкое,- приводимые доказательства логичны- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией,-приводятся различные точки зрения и их личная оценка,- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи

4

Максимальное количество баллов, которое участник может получить – 10.

 

 

conf.omua.ru

Критерии оценки эссе

Подпишитесь на нас в ВК. Каждый день публикуем полезные лайфхаки для учебы

Обычно при оценке эссе преподаватель руководствуется определенной методикой оценивания, которая подразумевает простановку оценки на основании набранного студентом количества баллов. Однако сами методики оценивания работы могут быть различными. В каких-то из них максимальное количество баллов, которые может набрать автор эссе, равно десяти, а в других это может быть и сто баллов. Важны в этом вопросе не столько баллы, сколько сами критерии, по которым эти баллы проставляются.

Критерии оценки

  1. Соответствие содержания эссе заявленной теме. Это очень тонкий момент, который требует глубокого понимания выбранной темы. Например, студенту нужно раскрыть тему о влиянии виртуальной реальности на студентов вузов. Вместо рассмотрения негативного или позитивного влияния, студент сводит работу к описанию самой виртуальной реальности или приводит в качестве аргументов случаи из жизни своих знакомых школьников.
  2. Полнота раскрытия темы. Оценивая работу по этому критерию, преподаватель выясняет, сумел ли студент осветить историю, теорию проблемы, четко сформулировать все необходимые термины; насколько проявил творческий подход при изложении своей позиции, приводил ли оригинальные примеры и метафоры.
  3. Наличие в работе позиции ее автора. Эссе — это не строгая научная работа, которая будет изобиловать открытиями и высказываниями известных деятелей. В эссе очень важен именно авторский взгляд на проблему, умение выразить свое отношение к ней, предложить неожиданное решение или усомниться в существующем порядке.
  4. Аргументированность выдвинутого тезиса работы. Хотя эссе допускает свободный стиль изложения и разговорную речь, аргументы в доказательство выбранной позиции должны быть четкими и по возможности научными. Преподаватель может снизить оценку за работу, если увидит в ней доказательства, сформулированные на бытовом уровне, в то время как студент мог привести по этому вопросу теоретические рассуждения с применением понятий в рамках изучаемого предмета. 
  5. Четкость и логичность изложения. В эссе не должно быть никакого хаоса: скачков с одного вопроса на другой, оборванных мыслей, пространственных отступлений не по теме или путаницы в основных элементах работы.
  6. Эрудированность и информированность. Студент получит дополнительные баллы, если покажет свою осведомленность в последних событиях, происходящих в мире, а также блеснет широким кругозором, умением делать четкие и обоснованные выводы.
  7. Обоснованность выводов. В выводах должен быть подведен итог найденных решений, данных оценок, приведенных аргументов. При этом если вывод представляет собой оценку проблемы с теоретических позиций, то он оценивается выше, чем оценка, данная на бытовом уровне. За оригинальные суждения в выводах автор эссе также получает дополнительные баллы. 
  8. Грамотное оформление. Работа должна быть безупречна не только в плане орфографических, грамматических и иных ошибок, но и оформлена в строгом соответствии с принятыми стандартами. В частности, при оформлении эссе следует руководствоваться ГОСТом 7.32-2001 и ГОСТом ГОСТ 7.1-2003, а также методическими рекомендациями своего учебного заведения.

Выставление оценки

Конкретная оценка за работу ставится в зависимости от того, скольким из рассматриваемых критериев удовлетворяет то или иное эссе. Отличная оценка далеко не всегда ставится в том случае, если учащийся набрал наибольшее количество баллов. В то же время отрицательная оценка ставится в том случае, если работа не удовлетворяет большей части критериев. Преподаватель имеет право и вовсе не принять работу, если обнаружит, что она списана у другого студента, позаимствована из Интернета или содержит поддельные сведения.

help.akademikz.ru

Критерии оценивания задания 36. ЕГЭ эссе. Обществознание. |

ЕГЭ-2018. Обществознание. Критерии оценивания задания № 29

ЕГЭ-2018. Обществознание.

Демоверсия.

Система оценивания задания № 29 – сочинения.

Новое в системе оценивания.

 

В проекте демоверсии ЕГЭ 2018 года предлагается, как это и было в прошлые годы, 5 тем для мини-сочинения. Каждая тема — из определённой отрасли знаний: философии, экономики, социологии ( или социальной психологии), политологии и правоведения. Выпускник пишет сочинение по одной из предложенных тем.

Предлагаю  критерии оценивания задания № 29 в 2018 году с их комментарием. Особо отмечаю те изменения, которые планируются ( так как это только проект) при оценивании задания 29.

 

29.Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идейзатронутой автором темы и раскройте её (их).При  раскрытии  обозначенной(-ых)  вами  основной(-ых)  идеи(-й),в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания(соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов /примеров из различных источников. Каждый приводимый факт / пример должен бытьсформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом

 

Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания  1
Смысл высказывания раскрыт: верно выделена основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса и/или сформулирован тезис в контексте высказывания, который требует обоснования 1
Смысл высказывания не раскрыт: основная идея невыделена/тезис не сформулирован 0
Указание по оцениванию:Если  по  критерию  29.1  (раскрытие  смысла  высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения(Объяснение  ключевого(-ых)  понятия(-ий),  наличие теоретических положений, рассуждений, выводов) 2
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены связанные между собой объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы 2
В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения.ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной илинескольким идеям/тезисам приведены понятия и /или положения, не относящиеся к ним 1
Теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения, выводы отсутствуют или не связаны с темой) 0
29.3 Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов 1
Отсутствуют  ошибочные  с  точки  зрения  научногообществознания положения 1
В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения 0
29.4 Качество приводимых фактов и примеров  2
Указание по оцениванию:
  1. При оценивании могут быть зачтены только факты/примеры, явно связанные с иллюстрируемым положением, рассуждением,

выводом.

  1. При оценивании засчитываются только сформулированные развёрнуто корректные факты /примеры.
  2. Факты/примеры, содержащие фактические  и  смысловые ошибки,  приведшие  к  существенному  искажению  сути высказывания  и  свидетельствующие  о  непонимании

используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

Приведено не менее двух фактов/примеров из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы  учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты  личного  социального  опыта  и  собственныенаблюдения.Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников 2
Приведён только один факт/пример.ИЛИ Приведены факты/примеры из источников одного типа 1
Факты/ примеры отсутствуют.ИЛИНи один из приведённых фактов/примеров явно несвязан  с  иллюстрируемым  положением,  рассуждением, выводом.ИЛИ  Ни  один  из  приведённых  фактов/примеров  несформулирован развёрнуто 0
Максимальный балл 6

 

Сделаем выводы.

Новое в системе оценивания задания № 29

Таким образом, план мини-сочинения следующий:

Таким образом, ориентир вам дан, можно готовиться к ЕГЭ. Конечно, это пока проект КИМа. Возможно, в окончательном варианте будут изменения. Что ж,  будем следить на новинками на сайте ФИПИ.

Удачи вам, выпускники!

Мельникова Вера Александровна

 

 

esse-ege.ru

Критерии оценки эссе

1. Самостоятельность, новизна, оригинальность работы, постановка проблемы в рамках широкой темы из списка.

2. Структура работы, последовательность раскрытия темы, решения задач в рамках проблемы.

3. Соответствие источников (классиков и современных авторов), умелое их использование в связи с выбранной темой.

4. Стиль изложения, логика, ясность мысли, общая грамотность.

5. Корректное оформление академического текста (цитаты, ссылки на источники, библиографическое описание источников).

6. Соблюдение объема и заданной структуры.

Эссе оценивается «отлично», если студент раскрывает тему, имеются обобщения, выводы, аргументация основных положений, используется образность изложения.

Эссе оценивается «хорошо», если имеются обобщения, выводы, аргументация основных положений.

Эссе оценивается «удовлетворительно», если имеются обобщения, выводы.

Требования к форме представления эссе

Эссе должно быть оформлено аккуратно, с соблюдением целого ряда требований. При эссе необходимо учитывать следующие моменты.

1. Объем эссе - введение, основной текст, заключение и список использованных источников и литературы составляет 12-15 машинописных страниц.

Введение и заключение, как правило, занимают от 0,5 до 1 страницы.

2. Текст эссе набирается на компьютере в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5. Абзацный отступ – 1,25 см. В сносках допускается использование уменьшенных шрифтов и интервалов. Ширина полей: левое - 30 мм (с учетом переплета), правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Запрещается перенос части слова. Номера страниц проставляются арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы, без точки и тире. Иные колонтитулы не допускаются. Текст распечатывается на листах формата А4 с одной стороны.

Все приводимые в основном тексте названия подразделов должны занимать не более 2-х машинописных строк, выделяться жирным шрифтом, не заключаться в кавычки, не допускаются сокращенные слова, аббревиатуры. Между заголовками и текстом оставляется пустая строка.

Введение, основная часть и заключение необходимо начинать с новой страницы.

На титульном листе указывается тематика эссе, фамилия, имя, отчество студента, номер группы, специальность.

Раздел 3. Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации Список вопросов для подготовки к зачету, зачету с оценкой, экзамену

1. Возникновение и развитие классической социологии.

2. Объект и предмет социологии, ее функции и значение в современном обществе.

3. Структура социологии и социологического знания.

4. Место и роль социологии в системе общественных наук.

5. Становление российской социологии.

6. Основные направления российской социологии.

7. Советская социология и институционализация социологии в современной России.

8. Социология О.Конта, его роль в социологии.

9. Социология Г.Спенсера, его роль в социологии.

10. Роль Э.Дюркгейма в становлении и развитии социологии.

11. Роль М.Вебера в становлении классической социологии.

12. Основные макросоциологические и микросоциологические парадигмы классической социологии.

13. Метод социологии: понятие и особенности современной методологии исследования социальных процессов и явлений.

14. Виды социологических исследований. Программа социологического исследования. Социологический инструментарий.

15. Методы сбора первичной социологической информации.

16. Понятие общества и его основные характеристики.

17. Типологии обществ.

18. Общество как социальная система.

19. Экономическая, политическая, социальная, духовная подсистемы общества.

20. Понятие и признаки социальных институтов.

21. Явные и латентные функции социальных институтов. Дисфункции социальных институтов.

22. Характеристика основных социальных институтов, их роль в современном обществе.

23. Значение информации в современном информационном обществе.

24. Социальные изменения. Социальные революции и реформы.

25. Социальный прогресс. Теории общественного развития: К.Маркса, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм.

26. Циклические теории общественного развития: Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби.

27. Глобализация современного мира. Мировая система.

28. Теория модернизации. Модернизационные процессы в России.

29. Социальное неравенство и социальная стратификация.

30. Основные теории социальной стратификации.

31. Понятия, характеристика и роль социальной мобильности.

32. Социальная стратификация современного западного и российского общества.

33. Личность как объект социологического анализа.

34. Понятие и общая характеристика процесса социализации личности.

35. Основные теории социализации личности.

36. Проблема типологизации личностей.

37. Социальные нормы и проблемы отклоняющегося поведения.

38. Понятие, структура и функции культуры.

39. Материальная и духовная культура, субкультура и контркультура.

40. Глобализация и современная социокультурная динамика.

41. Многообразие социальных общностей.

42. Социальные группы и их классификация.

43. Понятие и виды социальных организаций.

44. Идеальный тип бюрократической организации М.Вебера: эффективность и недостатки.

45. Социальные конфликты. Конфликты в организации.

46. Управленческие конфликты. Структурные и позиционные конфликты, их причины и средства разрешения.

47. Процедуры и технологии урегулирования трудовых конфликтов.

48. Организационно-управленческие решения.

49. Принципы и методы организации и управления малыми и средними коллективами.

50. Легитимные этнические и правовые нормы профессиональной и межличностной коммуникации в организации.

studfiles.net

Критерии оценки эссе

Оцениваемые параметры

Оценка

1) во введение четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе, выполнена задача заинтересовать читателя;

2) текста прослеживается четкое деление на введение, основную часть и заключение;

3) в основной части логично, связно и полно доказывается выдвинутый тезис;

4) заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части;

5) правильно (уместно и достаточно) используются разнообразные средства связи;

6) для выражения своих мыслей не пользуется упрощённо-примитивным языком;

7) демонстрирует полное понимание проблемы.

Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.

5

1) во введение четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе, в известной мере выполнена задача заинтересовать читателя;

2) в основной части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис;

3) заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части;

4) уместно используются разнообразные средства связи;

5) для выражения своих мыслей студент не пользуется упрощённо-примитивным языком.

4

1) во введение тезис сформулирован нечетко или не вполне соответствует теме эссе;

2) в основной части выдвинутый тезис доказывается недостаточно логично (убедительно) и последовательно;

3) заключение выводы не полностью соответствуют содержанию основной части;

4) недостаточно или, наоборот, избыточно используются средства связи;

5) язык работы в целом не соответствует уровню студенческой работы.

3

1) во введение тезис отсутствует или не соответствует теме эссе;

2) в основной части нет логичного последовательного раскрытия темы;

3) выводы не вытекают из основной части;

4) средства связи не обеспечивают связность изложения;

5) отсутствует деление текста на введение, основную часть и заключение;

6) язык работы можно оценить как «примитивный».

2

1) работа написана не по теме;

2) в работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника.

0

    1. Общая процедура и сроки проведения оценочных мероприятий

Оценивание результатов обучения студентов по дисциплине осуществляется по регламенту текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль в семестре проводится с целью обеспечения своевременной обратной связи, для коррекции обучения, активизации самостоятельной работы студентов. Результаты текущего контроля подводятся по шкале балльно-рейтинговой системы.

Текущий контроль осуществляется два раза в семестр по календарному графику учебного процесса.

Промежуточная аттестация предназначена для объективного подтверждения и оценивания достигнутых результатов обучения после завершения изучения дисциплины. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена.

Объекты контроля и весовое распределение баллов по контрольным мероприятиям дано в таблице 1.2.

Процедура проведения оценочных мероприятий имеет следующий вид:

Текущий контроль

Результаты оценки успеваемости заносятся в рейтинговую ведомость и доводятся до сведения студентов.

Промежуточная аттестация

Результаты аттестации заносятся в экзаменационно-зачетную ведомость и зачетную книжку студента.

studfiles.net

Образец эссе с анализ + критерии

Уважаемые старшеклассники!

Ниже приводятся два эссе. Первое из них, хотя и не лишенное некоторых недостатков, может рассматриваться в качестве образца для написания творческой работы на олимпиаде. Другое, напротив, содержит в себе значительное количество наиболее характерных для работ подобного рода ошибок и недочетов. Предлагаем Вам сначала самостоятельно ознакомиться с их текстами и постараться составить собственное мнение об их плюсах и минусах, и только после этого изучить анализ этих эссе, сделанный членами жюри Олимпиады. Обратите внимание, что при их оценивании, члены жюри опирались на приведенные ниже критерии оценки эссе.

Критерии оценивания вопросов, требующих развернутого ответа:

Критерии оценивания

Балл

1) Грамотно даны необходимые для ответа на вопрос определения

до 5

2) Определения адекватно использованы при раскрытии темы, приведен необходимый теоретический материал

до 5

3) Приведены необходимые примеры, иллюстрирующие позицию отвечающего, сделан вывод.

до 5

Максимальный балл

15

Критерии оценивания эссе:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

1) Грамотно даны необходимые для ответа на вопрос определения

до 5

2)

- проблема раскрыта на теоретическом уровне, с корректным использовании обществоведческих терминов

- проблема раскрыта с формальным использованием обществоведческих терминов

- проблема раскрыта на бытовом уровне

- проблема не раскрыта

до 15

до 15

до 10

до 5

0

3) Приведены необходимые примеры

до 6

4) Структурированность текста, наличие в нем четко выраженных тезисов и аргументов, отсутствие неоправданных отступлений и пояснений, необоснованных эмоциональных вкраплений

до 4

5) Отсутствуют фактические и терминологичские ошибки

до 5

6) Оригинальность позиции

до 5

Максимальный балл

40

Пример отличного эссе тему: «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

Прежде всего, дадим определение понятия «маргинальность», на котором будет основываться последующее рассуждение на предложенную тему. Классическое и наиболее часто используемое определение данного явления было дано Р. Парком: «Маргинальность – это состояние индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование».

Не менее важно четко сформулировать понятия «положительного» и «отрицательного» влияния, на которые мы будем опираться в дальнейшем. Действительно, какое из явлений, наблюдаемых в обществе, можно рассматривать в качестве «положительного»? Распространение в нем определенных культурных ценностей, этических взглядов, рост производства, или же возрастание его стабильности? Все эти явления, сами по себе, с точки зрения обыденного сознания, имеют определенную «положительную» окраску, однако с точки зрения науки нередко не просто не предполагают друг друга, но даже друг друга исключают. Так, известно, что этическая философия Сократа, оказавшая огромное влияние не только на греческую, но и на всю мировую культуру, многими авторами рассматривается в качестве фактора, дестабилизировавшего жизнь афинского полиса. Тем не менее, поскольку данная работа пишется по социологии, мы будем исходить из того, что положительные стороны – это те, которые способствуют существованию и развитию общества, а отрицательные, соответственно, способствуют нарушению стабильной обстановки в обществе.

Пожалуй, наиболее явное, лежащее на поверхности отрицательное проявление маргинальности состоит в том, что это явление связано далеко не с самым «крепким», с «незащищенным» положением человека. Ведь основные права и обязанности утверждены за индивидуумом как за членом определенных слоев и групп, и потеря их может породить тяжелые экзистенциальные переживания и психические состояния. Человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным, что негативно скажется на его характере и отношении к социальному миру, может породить как первичные, так и вторичные, в том числе и опасные для общества девиации. С другой точки зрения, именно это положение может стать толчком, который заставит человека прилагать усилия, и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо пытаться влиять на общественную структуру.

Другой отрицательной чертой маргинальности является отсутствие возможности заниматься привычным видом деятельности, т.к. в большинстве случаев индивидуум, руководствуясь рациональными для него причинами, избирает наиболее соответствующий его статусу вид деятельности. Но положительной чертой в сложившейся ситуации, может являться стратегия решение, которое индивидуум примет для возвращения в привычную для него группу или приспособления к нормам и ценностям другой группы.

В-третьих, на примере одного из важнейших факторов формирования маргинальности – межрегиональных миграций из маленьких стран в большие – некоторые ученые подчеркивают опасность ассимиляции культур мелких групп в культуре более крупной группы. Так бывает в случае с детьми эмигрантов, вскоре начинающих отвергать некоторые идеалы и ценности своих родителей, и делающих попытки впитать в себя культуру новой родины. Такие процессы, безусловно, приводят к сокращению числа носителей культур маленьких групп, что наносит вред не только культуре человечества в целом (исчезновение живых языков, утрата неповторимых традиций), но и конкретному обществу: как известно, отсутствие субкультур делает общество косным, слабо способным к восприятию новшеств и к развитию. В то же время маргиналы, внедряясь в доминирующую культуру, способствуют «оживлению» застарелых культурных комплексов, способствуют внедрению новых социальных стереотипов и норм.

В завершение кратко перечислим другие проявления положительного и отрицательного влияния маргинальности на общество. Маргинальность, принимая широкие масштабы, расшатывает существующую социальную структуру, что может негативно сказаться на стабильности общества. В то же время, это способствует его обновлению. Достаточно вспомнить концепцию Вебера, согласно которой протестантские общины, занимавшие в обществе маргинальное положение, сыграли важнейшую роль в формировании западного капитализма. Маргинальность, вырывая человека из устойчивых групп, значительно усложняет реализацию в обществе эффективного социального контроля, но при этом, маргинальность высвобождает из-под его парализующего влияния подлинных новаторов и социальных творцов.

Как видим, явление маргинальности является многоплановым и неоднозначным по своему влиянию на общество. Одни и те же ее аспекты, в зависимости от конкретных ситуаций и масштабов, могут оказывать как положительное, так и как отрицательное влияние на общество. Но это говорит лишь о том, что каждый раз, сталкиваясь с данным явлением, мы при его оценке должны опираться не на абстрактные правила и лозунги, а на результаты конкретных эмпирических явлений, проведение которых как раз является делом социологов.

Пример слабого эссе тему: «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

Данная тема довольно-таки сложна для рассмотрения, т.к существуют разные последствия маргинализации. Так в большинстве случаев маргинальность становится причиной конфликтов. Для того, чтобы было проще разобраться, введем определение маргинальности.

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии  для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны).

С другой стороны маргинализация имеет ряд положительных эффектов. Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Но она же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. 

Анализ работ, проведенный членами жюри Олимпиады

Эссе на тему: «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

Пример отличного эссе

Прежде всего, дадим определение понятия «маргинальность», на котором будет основываться последующее рассуждение на предложенную тему. Классическое и наиболее часто используемое определение данного явления было дано Р. Парком: «Маргинальность – это состояние индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование». Начало очень удачное. Автор в первых строках текста вводит базовое определение, благодаря чему получает возможность четко обозначить область рассматриваемых явлений. Оно полностью соответствует требованиям критерия № 1.

Не менее важно четко сформулировать понятия «положительного» и «отрицательного» влияния, на которые будем опираться в дальнейшем. Действительно, какое из явлений, наблюдаемых в обществе, можно рассматривать в качестве «положительного»? Распространение в нем определенных культурных ценностей, этических взглядов, рост производства, или же возрастание его стабильности? Все эти явления, сами по себе, с точки зрения обыденного сознания, имеют определенную «положительную» окраску, однако, с точки зрения науки, нередко не просто не предполагают друг друга, но даже руг друга исключают. Так, известно, что этическая философия Сократа, оказавшая огромное влияние не только на греческую, но и на всю мировую культуру, многими авторами рассматривается в качестве фактора, дестабилизировавшего жизнь афинского полиса. Тем не менее, поскольку данная работа пишется по социологии, мы будем исходить из того, что положительные стороны – это те, которые способствуют существованию и развитию общества, а отрицательные, соответственно, способствуют нарушению стабильной обстановки в обществе. Данный абзац очень удачный. Во-первых, автор делает попытку проанализировать понятия, которые вообще чаще всего берутся без должного теоретического осмысления. Во-вторых, четко формулирует трудности, которые при этом возникают, и снабжает свои рассуждения необходимыми примерами.

Таким образом, автор зарабатывает максимальный балл по критерию № 1 (5), получает 2 балла по критерию № 3, а также 2 балла по критерию № 5 (оригинальность позиции).

Пожалуй, наиболее явное, лежащее на поверхности отрицательное проявление маргинальности состоит в том, что это явление связано далеко не с самым «крепким», с «незащищенным» положением человека. Ведь основные права и обязанности утверждены за индивидуумом как за членом определенных слоев и групп, и потеря их может породить тяжелые экзистенциальные переживания и психические состояния. Человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным, что негативно скажется на его характере и отношении к социальному миру, может породить как первичные, так и вторичные, в том числе и опасные для общества девиации.

Данный абзац очень примечательный! Автор едва не потерял основной объект своего небольшого исследования – общество. Заметьте: он первоначально говорит о негативных последствиях маргинальности не для общества, а для человека. Это очень распространенная ошибка, за которую снимаются баллы по критерию № 4. Однако в данном случае автор сумел очень органично вернуться в исследовательскую канву, грамотно связав психические состояния с явлением девиации. Поэтому в этом абзаце он не теряет никаких очков. Кроме того, абзац «работает» и на получение высшего балла по критерию № 2, ибо автор обосновывает свою позицию на основании социологических теорий о связи жизненных ориентиров индивида с его принадлежностью к определенным социальным образованиям, и о связи девиации с социальной дезориентацией индивида.

С другой точки зрения, именно это положение может стать толчком, который заставит человека прилагать усилия, и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо пытаться влиять на общественную структуру. Автор верно указывает, что одно и то же проявление девиации может иметь как отрицательное, так и положительное влияние на общество.

Другой отрицательной чертой маргинальности является отсутствие возможности заниматься привычным видом деятельности, т.к. в большинстве случаев индивидуум, руководствуясь рациональными для него причинами, избирает наиболее соответствующий его статусу вид деятельности. Но положительной чертой в сложившейся ситуации может являться стратегия/решение, которое индивидуум примет для возвращения в привычную для него группу или приспособления к нормам и ценностям другой группы. Высказана правильная мысль, но на этот раз она уже действительно не доведена до конца – индивид остался единственным объектом, о котором говорится здесь. Поэтому снимается балл по критерию № 4 («…отсутствие неоправданных отступлений»)

В-третьих, на примере одного из важнейших факторов формирования маргинальности – межрегиональных миграций из маленьких стран в большие – некоторые ученые подчеркивают опасность ассимиляции культур мелких групп в культуре более крупной группы. Так бывает в случае с детьми эмигрантов, вскоре начинающих отвергать некоторые идеалы и ценности своих родителей и делающих попытки впитать в себя культуру новой родины. Такие процессы, безусловно, приводят к сокращению числа носителей культур маленьких групп, что наносит вред не только культуре человечества в целом (исчезновение живых языков, утрата неповторимых традиций), но и конкретному обществу: как известно, отсутствие субкультур делает общество косным, слабо способным к восприятию новшеств и к развитию. В то же время маргиналы, внедряясь в доминирующую культуру, способствуют «оживлению» застарелых культурных комплексов, способствуют внедрению новых социальных стереотипов и норм. Данный абзац практически безупречен. В нем тема продолжает раскрываться на теоретическом уровне, т.е. с опорой на существующие социологические теории и с адекватным использованием обществоведческих терминов.

В завершение кратко перечислим другие проявления положительного и отрицательного влияния маргинальности на общество. Маргинальность, принимая широкие масштабы, расшатывает существующую социальную структуру, что может негативно сказаться на стабильности общества. В то же время, это способствует его обновлению. Достаточно вспомнить концепцию Вебера, согласно которой, протестантские общины, занимавшие в обществе маргинальное положение, сыграли важнейшую роль в формировании западного капитализма. Магинальность, вырывая человек из устойчивых групп, значительно усложняет реализацию в обществе эффективного социального контроля, но при этом, маргинальность высвобождает из-под его парализующего влияния подлинных новаторов и социальных творцов В данном абзаце присутствуют и оригинальные примеры, и адекватное использование теоретических знаний. Кроме того, он очень удачен композиционно: рассмотрев подробно два случая маргинальности, автор приводит несколько кратких примеров, также иллюстрирующих особенности данного явления.

Как видим, явление маргинальности является многоплановым и неоднозначным по своему влиянию на общество. Одни и те же ее аспекты, в зависимости от конкретных ситуаций и масштабов, могут оказывать как положительное, так и как отрицательное влияние на общество. Но это говорит лишь о том, что каждый раз, сталкиваясь с данным явлением, мы при его оценке должны опираться не на абстрактные правила и лозунги, а на результаты конкретных эмпирических явлений, проведение которых как раз является делом социологов.

Говоря о работе в целом, следует отметить также ее грамотную структуру, наличие вводной части, полноценного основного раздела, и небанального заключения с выводами. Общая оценка за данную работу с учетом небольших замечаний – 37 баллов ().

Итог: критерий № 1 – 5 баллов; критерий № 2 – 15 баллов, критерий № 3 – 6 баллов; критерий № 4 – 3 балла; критерий № 5 – 5 баллов; оригинальность позиции – 5 баллов. Оценка – 39 баллов.

Пример слабого эссе «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

Данная тема довольно-таки сложна для рассмотрения, т.к существуют разные последствия маргинализации. Так в большинстве случаев маргинальность становится причиной конфликтов. Для того, чтобы было проще разобраться, введем определение маргинальности. Начало явно неудачное: даны три, весьма слабо связанных друг с другом предложения. Кроме того, обращение к понятию обретает здесь налет искусственности, произвольности. Наконец, по стилю это скорее похоже на сочинение, чем на эссе. Снимается балл за структурность (критерий № 4))

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии  для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Определение в целом введено правильно, но и в нем дается совершенно лишняя для определения конкретизация «определенный отпечаток на психику». Маргинальность много на что накладывает отпечаток, и это как раз и надо раскрыть в тексте, а не включать в определение. Поэтому снимается балл за определение (критерий № 1).

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Структурная ошибка: не указана оппозиция «групповая – индивидуальная», а сразу же начат анализ групповой мобильности.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Ошибка фактическая: маргинальность есть самостоятельное явление, а оседание на дно – это «люмпенизация» (снимается 2 балла по критерию № 5) Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Что есть «естественная маргинальность»? (снимается балл по критерию № 5) Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). Типичный пример формального использования обществоведческих терминов, причем не очень удачного (критерий № 2, п.2)

С другой стороны маргинализация имеет ряд положительных эффектов. Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста. Структурная неточность: об отрицательных последствиях маргинальности уже сказано выше (балл снимается по критерию № 4). Но она же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. 

Отсутствует итоговый вывод – грубая структурная ошибка (снимается 2 балла) (по сумме структурных ошибок)

Итог: критерий № 1 – 2 балла; критерий № 2 – 6 баллов, критерий № 3 – 1 балл; критерий № 4 – 0 баллов; критерий № 5 – 3 балла; оригинальность позиции – 0 баллов. Оценка – 12 баллов.

Главная > Школьнику > 8 класс > Образец эссе с анализ + критерии

aret.ru