Этюд - это: этюды великих композиторов. Этюд в музыке


это: этюды великих композиторов :: SYL.ru

Этюд – это понятие многогранное. В театральном искусстве это упражнение, которое позволяет совершенствовать актёрскую технику. В музыке это - сложное произведение. В изобразительном искусстве – это набросок будущего рисунка, пейзажа, портрета и так далее. Этюд также бывает и в спорте – это вид шахматной позиции.

Что такое этюд в музыке

Этюд – это слово французского происхождения. В переводе на русский язык оно означает "изучение". В музыке этюд – это пьеса для исполнения на каком-либо инструменте. Она, как правило, небольшая по объёму. В основе такой пьесы лежит частое повторение того или иного трудного для исполнения приёма. Предназначаются этюды для того, чтобы музыкант совершенствовал свою технику игры.

Этот музыкальный жанр стал широко известен в 18 веке.

Самые знаменитые авторы этюдов

Как уже было сказано выше, этюд – это музыкальная пьеса виртуозного характера. Она предназначена для оттачивания музыкантом исполнительского мастерства.

Самые знаменитые композиторы, писавшие этюды:

Карл Черни

Безусловно, самым известным автором этюдов для фортепиано является Карл Черни. Он написал более тысячи произведений такого рода. Его этюды предназначены для разных уровней и типов техники. Многие его пьесы этого жанра составляют целые циклы, например, «Школа фуги», «Школа беглости пальцев» и так далее. Его этюды больше других используются в музыкальных учебных заведениях. Он был не только композитором, но ещё и выдающимся педагогом. Его учениками были: Сигизмунд Тальбек, Ференц Лист, Теодор Куллак, Леопольд де Мейер и многие другие. К. Черни написал более 800 произведений только для тренировки беглости пальцев и исполнительской техники.

Фредерик Шопен

Польский композитор, выдающийся пианист. Этюды Шопена – это новый уровень данного жанра. Это не просто упражнения для развития беглости пальцев и техники, в них есть и художественная ценность. Этюды Шопена очень часто исполняются музыкантами на концертах. Без них не обходится ни один конкурс среди пианистов.

Фредерик Шопен всего написал 27 этюдов. Двадцать четыре произведения из них были сгруппированы автором в две тетради, в каждую из которых входит 12 пьес. Остальные три - были опубликованы отдельно. Первая тетрадь этюдов Ф. Шопена включает в себя произведения, которые были написаны в 1831-1832 годах. Она посвящена другу композитора – Ференцу Листу. Вторая тетрадь включает в себя этюды, созданные в 1836 году. Она посвящена Мари д'Агу.

Практически все этюды, написанные Фредериком Шопеном, требуют от музыканта виртуозности и артистичности. Каждый из них подразумевает конкретную педагогическую задачу. Например, «хроматический этюд a-moll № 2» помогает укреплять слабые пятый и четвёртый палец на правой руке. Этюды Ф.Шопена отличаются от произведений подобного жанра других композиторов. В них виртуозность выступает не как цель, она является средством для раскрытия художественного образа произведения. Во многих этюдах Фредерика Шопена принцип развития построен по типу прелюдий И.С.Баха. Более всего это заметно в произведении G-dur. Самым знаменитым этюдом Ф.Шопена является №12, который носит название «Революционный». Композитор посвятил его трагическим известиям о том, что польское восстание было разгромлено. Есть среди этюдов Фредерика Шопена и медленные, лирические. Самые знаменитые из них – это третий, шестой и седьмой. Своей мелодикой они напоминают вокальные произведения.

Немецкий композитор Эдвард Григ этюды не писал, но есть и у него знаменитое произведение данного жанра. Называется оно «Памяти Шопена». Как можно догадаться из названия, посвящён этот этюд великому польскому композитору и пианисту, о котором шла речь в данном разделе статьи.

Ференц Лист

Ещё один выдающийся композитор, который работал в таком жанре – это Ференц Лист. Этюды его разнообразны. Многие из них объединены в циклы. Ф.Лист, так же, как и Фредерик Шопен, стремился углублять в своих этюдах художественное содержание. Он считал, что виртуозность должна помогать художнику высказаться до конца. В возрасте 15 лет Ференц задумал сочинить цикл, в который входило бы 48 этюдов во всех тональностях. Но написал и опубликовал из них всего двенадцать. Первые этюды Ф. Листа были лишь упражнениями на развитие беглости пальцев. Они очень напоминали произведения его учителя – Карла Черни. Через 12 лет Лист переработал свои этюды и создал произведения для концертных выступлений. Самые знаменитые его пьесы этого жанра:

Ференц Лист также написал цикл этюдов по каприсам Никколо Паганини. Он задумал эти произведения с целью передать виртуозность и техническое совершенство великого скрипача на фортепиано. Композитор был очень увлечён творчеством Никколо Паганини.

У Ференца Листа имеются и другие этюды, имеющие глубокое содержание и поэмный склад.

www.syl.ru

Этюд (в музыке) - это... Что такое Этюд (в музыке)?

 Этюд (в музыке) Этюд в музыке, инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники. Обычно Э. объединяются в сборники, которые включают пьесы, способствующие приобретению разнообразных технических навыков (Э. для фортепьяно М. Клементи, К. Черни, И. Крамера, для скрипки — Р. Крейцера, П. Роде и др.). Высокую художественную ценность имеют Э. для фортепьяно. Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева и др.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Этюд (в музыке)" в других словарях:

dic.academic.ru

"Фортепианный этюд как жанр музыкального искусства"

                   «Фортепианный этюд как жанр музыкального искусства»                                                                                      

                                                                                           

                                                                                            Казанова Элина

                                                                                            Руководитель: Харитонова А.В.

                                                                                            МОУДОД  ДШИ г.Красный  Кут

Занятия в музыкальной школе значительно расширяют кругозор детей. И это не пустые слова. Ведь знакомясь на уроках специальности с различными произведениями, мы знакомимся с целыми историческими эпохами, музыкантами, которые в своем творчестве отражали жизнь своих современников, их интересы, увлечения и в произведениях передавали  ритм жизни общества в целом.

        Во всех классах музыкальных школ, начиная с 1 и заканчивая выпускным, учащиеся разучивают этюды. Для многих это неинтересное занятие. Но мне стало любопытно, а если посмотреть на этот жанр музыки по-другому. Узнать, когда он появился, какие композиторы обращались в своем творчестве к нему, какие бывают  этюды, только ли в музыке применим и используется этот жанр?

Тема моего исследования важна, поскольку систематизирует сведения об этом жанре музыкального исполнительства и результаты работы могут быть применимы в просветительской работе не только для юных музыкантов , но и для широкого круга любителей живого музыкального звука.

Целью моего исследования является:

             изучение  музыкального жанра фортепианный   этюд

Задачи:  - узнать, что обозначает термин   этюд;             

               -  выяснить причины и время возникновения этого жанра ;

               -  познакомиться с классификацией этюдов;

               -  собрать материалы о музыкантах, которые в своем творчестве обращались          

                   к жанру этюда;

               -  найти примеры в других видах искусства и деятельности человека, где    

                  применяется понятие этюд;

Слово  «этюд» в переводе с французского языка обозначает  «учение, изучение». В музыке так называют пьесы, основанные на определенном приеме исполнения и предназначенные для развития технического мастерства исполнителя.

          Этюд – инструментальная пьеса, как правило, небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного приема исполнения и предназначена для усовершенствования техники исполнителя. Нет такого музыканта, которому  бы не пришлось бы сыграть ни одного этюда в музыкальной школе, колледже, консерватории.

Этюд развивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры гаммообразными пассажами, пунктирным ритмом, хроматическими гаммами, скачками, октавами, двойными нотами, техника трели и другие.

           Обращаясь к различным словарям для уточнения значения слова этюд, обнаруживаем, что оно достаточно широко и  представлено в разных сферах деятельности человека от музыки, живописи, литературы, до музыкознания, шахмат, хореографии, научных работ.

            Но обратимся к жанру этюда музыкального. С появлением таких музыкальных инструментов как клавикорд и клавесин возникла необходимость в музыкальных произведениях для них. Появились инструменты и прекрасные исполнители на них, такие как  И.С. Бах (Германия), Ф.Куперен, Л.Дакен, Ж.Рамо (Франция),Д.Скарлатти (Италия). Их прекрасная музыка была одновременно отличным учебным материалом. Ведь в то время исполнители были одновременно и педагогами, и композиторами,  сочинявшими для своих учеников  упражнения и пьесы.

              Так, И.С.Бах писал маленькие  прелюдии, инвенции и другие  пьесы специально для детей, среди которых самыми любимыми были его сыновья, жена Анна Магдалена.

Бахом разработаны новые для того времени приемы игры на клавесине: подкладывание первого пальца, он ввел в игру первый палец, активно использовал пятый, но почти не пользовался перекрещиванием пальцев. Эти приемы  способствовали певучести и мелодичности звучания. Для обучения этим приемам он написал 15 двухголосных и 15 трехголосных  симфоний. Эту музыку и сейчас исполняют юные музыканты. Поскольку нет музыки лучше для развития полифонического слуха и  приобретения технического мастерства. О назначении своих произведений Бах говорил: «Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как для особого время препровождения тех, кто преуспел в этом учении».

Для обучения  игре на клавесине композитор Д.Скарлатти писал небольшие по размерам, но необыкновенно яркие и разнообразные клавирные сонаты (свыше 500!!!) Он был новатором в области клавирной техники. Именно Д.Скарлатти   применил в своих экзерсисах многие исполнительские приемы, которые получили развитие в 19 веке. Это и репетиции (быстрое повторение одного и того же звука),  глиссандо (скользить), перекрещивание рук. Свои сонаты он скромно называл «Упражнения для чембало». В предисловии к ним он писал, чтобы не искали глубокого плана в этих произведениях, так как написаны они  «дабы приучить себя к технике клавесина».

Таким образом, можно говорить, что зарождение жанра этюда как пьесы обучающего характера происходило в творчестве композиторов эпохи барокко.

         1709 год знаменателен появлением нового, более усовершенствованного музыкального инструмента, а вместе с ним и новых приемов игры, новой аппликатуры, нового исполнительского стиля. Началась эра рояля («королевский»).

Это время бурного исполнительства. Но путь к вершинам исполнительского мастерства долгий и трудный. Он начинается в  детстве   с небольших упражнений, легких пьес. Постепенно шаг за шагом растет мастерство, а овладевать исполнительской техникой помогают этюды. Техника исполнительская – это владение различными приемами игры на музыкальных инструментах. Фортепианная техника, как уже упоминалось выше, очень разнообразна:  гаммы, арпеджио, октавы, аккорды, хроматизмы… На каждый вид техники есть этюды, которые учат , развивают ловкость, беглость пальцев. Конечно, они делают это не сами по себе, а под руководством педагога и при активном участии  самих учеников. Исследователь жанра этюда Н.Терентьева подразделяет этюды на инструктивные, характеристичные и концертно-художественные. Конечно, такое подразделение носит условный характер. Развитие самого жанра этюд связано с усложнением музыкального языка. Среди инструктивных этюдов выделяют этюды на разные виды техники: мелкую, крупную, ит.п.), ритмические этюды. В таких этюдах в основном отрабатываются приемы исполнения фактурных технических формул, которые чаще встречались в нотной литературе того времени, а также различные приемы звукоизвлечения. 19 и начало 20 века стало следующим этапом в развитии жанра этюда, поскольку оно напрямую связано с развитием концертного исполнительства. Такие этюды исполняются не только в домашнем обиходе, но и на концертах.

            Итак, жанр этюда известен с XVII века. Среди наиболее  известных композиторов и педагогов писавших в жанре этюда, произведения которых и в настоящее время включены в репертуар юных музыкантов хочется назвать следующих.

Карл Черни - австрийский    пианист и композитор чешского происхождения, создатель множества литературно-методических книг, посвященным проблемам преподавания игры на фортепиано. Более 800 произведений , связанных с разработкой техники игры на фортепиано («Ежедневные упражнения» ор.337, «Школа беглости» ор.299, «Искусство беглости пальцев» ор.740) до настоящего времени успешно используются  педагогической практике. В детстве учился игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. Среди учеников К.Черни -  Ф.Лист, Т.Лешетицкий.

Людвиг Шитте –датский пианист и композитор, ученик Ф.Листа. один из лучших представителей традиций музыкальности: как с технической стороны, так и мелодической. Если перед начинающим музыкантом стоит задача выработать ровность , мелодичности, дать душе удовольствие, берите Шитте. Как педагог с успехом работал в Вене и Берлине. Автор несложных фортепианных пьес и этюдов, адресованных начинающим пианистам.

Герман Беренс – шведский  композитор, дирижер, педагог и пианист. Родился в Германии, но получил известность в Швеции как аккомпаниатор, выступая на концертах камерной музыки в Стокгольме. Особой популярностью пользуются его этюды для фортепиано, служащие необходимой основой воспитания современных пианистов.

Анри Бертини – французский пианист и композитор. Учился музыке у своего отца и старшего брата. В возрасте 12 лет выступал как пианист в Нидерландах и Германии. Автор многочисленных фортепианных пьес, а также специальных упражнений для развития исполнительской техники.

Корнелиус Гурлитт – немецкий композитор, церковный органист и дирижер хорового общества в Альтоне. Преподавал в Гамбургской консерватории. Автор сборников и «альбомов» фортепианных миниатюр  для домашнего музицирования, концертных пьес для детей и юношества.

Луи Келлер – немецкий композитор, пианист и педагог. В 1847 году в         Кенигсберге открыл школу для обучения игре на фортепиано. Приобрел известность как автор фортепианных этюдов, которые используются в репертуаре юных пианистов.

Конрад Макс Кунц – немецкий композитор, автор популярных вокальных квартетов, фортепианной музыки – 200 канонов для развития координации рук и беглости пальцев при игре на фортепиано.

Феликс Лекуппе – французский пианист, педагог и композитор. Окончил Парижскую консерваторию. С 1843 года преподавал в консерватории фортепиано и гармонию. Автор фортепианных пьес, этюдов и песен.

Анри Лемуан – французский композитор, педагог, пианист, музыкальный издатель. Это один из наиболее известных фортепианных педагогов первой половины XIX века. Игре на фортепиано учился в Парижской консерватории. Автор многих фортепианных произведений, пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды). Издал «Школу игры на фортепиано» и педагогическое пособие «Таблицы пианиста – памятка  фортепианного педагога». В 1817 году возглавил нотоиздательскую фирму, основанную его отцом. Под руководством  А.Лемуана эта фирма стала одним из крупнейших французских музыкальных издательств. Музыкальный язык Лемуана отличает особая мелодичность и изящество.

Карл Альберт Лёшгорн –немецкий пианист, педагог и композитор. Профессор королевского института церковной музыки в Берлине. Преподавал игру на фортепиано. Автор фортепианных сонат и концертов. Опубликовал практическую фортепианную методику.

Елена Фабиановна Гнесина – советская пианистка-педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР. Вела фортепианный класс, а также методику преподавания фортепиано. Является автором «Фортепианной азбуки» и другой учебной и методической литературы, в том числе инструктивных этюдов для начинающих. Была директором музыкального училища, которое в дальнейшем стало Российской академией музыки имени Гнесиных.

Произведения вышеназванных авторов начинающие пианисты играют в начале своего музыкального образования, затем с годами переходят к этюдам более сложным.

Это этюды  М. Клементи (Италия), Мошковского, И.Крамера(Британия), Ф.Шопена (Польша), Ф.Листа(Венгрия), Р.Шумана (Германия). Среди русских композиторов, пианистов нельзя не назвать С.Рахманинова, А.Скрябина, С.Прокофьева. Этюды этих композиторов исполняются на эстраде как настоящие художественные произведения. Хотя в основе каждого этюда лежит какой-то один технический прием.

           В жанре этюда создавались и создаются работы, относящиеся к различным сферам человеческой деятельности. Известны математические этюды, шахматные этюды, в  жанре «этюда» создаются научные и научно-популярные труды: этюды о Вселенной, теологические этюды, медицинские этюды, литературные этюды, поэтические этюды, архитектурные, театральные этюды. Таким образом, этюд может является и техническим упражнением, может выступать в роли подготовительного этапа к определенной объемной работе, а также быть самостоятельным художественным произведением.

          Следовательно, в музыкальном искусстве жанр этюда становится своеобразной школой для творческого развития музыканта и представлен как упражнение, и как целостное художественное произведение. Этюды писались в различные исторические периоды, но всем им характерна связь с исполнительскими и композиторскими особенностями (стилем), которые напрямую зависят от эстетического предпочтения той или иной эпохи, особенностями мировосприятия и философии.

       

                                                        Литература:

1. Михеева Л.В. «Музыкальный словарь в рассказах». М., «Советский композитор», 1984

2. «Музыкальный энциклопедический словарь» ред.Келдыш Г.В. – М., «Советский  

    композитор»,1990

3. Терентьева Н.А. «Карл Черни и его этюды».  «Музыка»- Ленинградское отделение,    

    1978

4. «Спутник музыканта. Энциклопедический словарь-справочник. Ред.А.Л.Островский.-

    М.: Музыка, 1964

5. «Великие музыканты Западной Европы». Сост.Григорович В.Б.- М.:Просвещение,1982

6. Комарова Н.И.  «Музыканты и композиторы». Краткий биографический  словарь.-

    М., 2001

7. Сайт   filosofika.ru   статья Портная И.В. «Этюд как явление художественного  

    творчества», 2012

8.Сайт  www.muzzal.ru

nsportal.ru

Что такое этюд. Этюд

Этюд (фр. etude — изучение) — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение». И сейчас этюды для фортепьяно австрийского композитора и педагога К. Черни, написанные еще в XIX в., незаменимы для юных музыкантов, овладевающих техникой и различными приемами игры на этом инструменте.

На основе учебных этюдов сложился этюд художественный, концертный, которому отдали дань крупнейшие композиторы XIX в. Что же привлекло их в этюде?

Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.). На новый уровень этот жанр вывел Фридерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюитам. Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано — Роберт Шуман («Симфонические этюды», ор. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды и др.), Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и другие.

Существуют этюды для разных инструментов (зачастую их авторами становились сами исполнители, так как сочинение этюда не требует больших композиторских навыков, а сложности исполнения им были хорошо известны): циклы этюдов для гитары Маттео Каркасси, Фердинандо Карулли, Мауро Джулиани; для скрипки — Анри Вьетана и Шарля Берио; для кларнета — Бориса Дикова и Александра Штарка и др.

Сложные исполнительские задачи, требующие виртуозного владения инструментом, открыли перспективу для выражения новых граней художественного содержания. Возьмем, например, до-минорный этюд Ф. Шопена, часто называемый революционным. Он создан под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей. Но можно ли было достичь огромной силы воздействия без то низвергающихся подобно водопаду, то вздымающихся пассажей в левой руке — особого вида фортепьянной техники, на развитие которой рассчитан этот этюд? И так все 27 шопеновских этюдов несут в себе неповторимую образность и одновременно решают каждый раз специальные задачи технического плана.

Мощный толчок становлению жанра художественного этюда дали 24 «каприса» для скрипки Н. Паганини (каприччо, каприс — инструментальная пьеса свободной формы в виртуозном стиле). Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс сделали их обработки для фортепьяно. Каждый по-своему трактовал жанр этюда. Шуман свои «Симфонические этюды» написал как цикл этюдов-вариаций на одну тему, бесконечно разнообразных и в то же время скрепленных единством развития, устремленного к праздничному финалу. Многочисленные этюды Листа — сочинения масштабные, с элементами живописности и программности («Хоровод гномов», «Шум леса», «Дикая охота», «Мазепа»). Замечательные этюды создали русские композиторы. Неоднократно обращался к этому жанру А. Н. Скрябин. Особенно любим слушателями его ре диез-минорный этюд с патетически-декламационной мелодикой. В фортепьянных «Этюдах-картинах» С. В. Рахманинова решение той или иной технической задачи сочетается с яркой образностью музыки.

В начале XX в. стилистика этюдов постепенно меняется. Виртуозное начало связывается не с романтическим подъемом и раскованностью чувства, а с энергией, четкостью, силой. Таковы этюды С. С. Прокофьева, написанные в 1909 г. Композитор Н. Я- Мясковский отметил в них первобытную силу и свежесть музыки. Этюды пишутся не только для солирующих инструментов, но и для различных составов («6 этюдов для струнных инструментов и органа» советского композитора Б. А. Чайковского).

e-music.fdstar.ru

Этюд

Этюд (от фр. ?tude - обучение) - небольшая инструментальная музыкальная композиция, обычно значительной сложности, является практическим материалом, предназначенным для совершенствования технических навыков музыканта. Традиция написания этюдов появилась в начале 19 века, в связи с ростом популярности фортепиано как домашнего инструмента. Из огромного количества этюдов той эпохи некоторые до сих пор используются в качестве учебного материала, а некоторые работы ведущих композиторов, к примеру, Фредерика Шопена, Ференца Листа, Клода Дебюсси и др. заняли место в сегодняшнем концертном репертуаре. Расцвет этюда как музыкальной формы пришелся на вторую половину 19-го и начало 20-го века, практика сочинения этюдов продолжалась в 20-м веке и существует до сих пор, используя совершенно различные техники исполнения.

 

Музыкальные произведения, направленные на обучение приёмам игры, не будучи конкретно названными этюд, существовали и ранее. До 19-го века инструментальные "упражнения" и другие дидактические музыкальные материалы были очень разнообразны, без какой-либо системы и установленных жанров. Ранние учебники, например "Разнообразные уроки для лютни" (Varietie of Lute-Lessons) (1610), включали в себя простые пьесы и шедевры известных композиторов, порядок расположения мог как возрастать от простого к сложному, так и быть вперемешку. Упражнения в сборнике "30 упражнений для клавесина" (30 Essercizi per gravicembalo) (1738) Доменико Скарлатти не отличаются по масштабам от других его клавирных работ, четырехтомные "Упражнения для клавира" (Clavier-Ubung) И.С.Баха содержат несложные пьесы и большие и трудные Вариации Гольдберга.

Ситуация изменилась в начале 19 века из-за растущей популярности фортепиано как домашнего инструмента. Руководства по обучению игре на фортепиано с упражнениями стали очень распространенным явлением. Особое значение имеют ранние пьесы Муцио Клементи "Ступень к Парнасу" (Gradus ad Parnassum) (1817-26), работы Иоганна Баптиста Крамера (опубликованные в 1804-1810), этюды Игнаца Мошелеса соч.70 (1825) и, конечно, многочисленные произведения Карла Черни, который составил более тысячи этюдов. Большинство из этих произведений сосредоточены на технической стороне музыки и не предназначены для публичного исполнения. Однако, с поздними этюдами Клементи и Мошелеса (соч. 95, 1836) ситуация начала меняться и композиторы стремились создать музыку, которая могла служить хорошим средством обучения и имела музыкальную ценность для исполнения на концертах, эти работы стали называть концертными этюдами.

Этюды Фредерика Шопена, соч.10 (1833) и соч.25 (1837), были первыми, занявшими крепкую позицию в концертном репертуаре, и рассматриваются сегодня как одни из лучших работ в этом жанре из когда-либо написанных. Техника их исполнения была крайне новаторской на момент публикации, и первый исполнитель, которому удалось освоить эти работы, известный композитор и виртуоз-пианист Франц Лист (Шопен посвятил ему соч.10). Лист написал для себя ряд этюдов, некоторые с элементами программности, которые стали более масштабными и даже более сложным, чем у Шопена, среди них наиболее известными являются работы из коллекции "Этюды высшего мастерства", также называемые "Трансцендентными" (окончательная редакция 1852). Они не сохраняют обучающий аспект работ Шопена, но так же варьируются в сложности и используемой технике. На работы Листа похожи этюды французского композитора Шарля Валантена Алькана, отмеченные гармоническими и структурными экспериментами, и интересные тем, что некоторые из них являются одними из первых, написанных для исполнения одной рукой. В 1894-1895 годах Александр Николаевич Скрябин создал цикл из 12 этюдов соч.8, который включает замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе, совмещающие глубокое музыкальное содержание и какое-либо определенное пианистически-техническое задание.  

Кроме этюдов для фортепиано в 19-м веке также выходили коллекции этюдов для изучения других инструментов, их авторы были в большй степени виртуозами-исполнителями и музыкальными педагогами, чем профессиональными композиторами. Этюды для скрипки сочиняли Родольф Крейцер, Федериго Фиорилло, Анри Вьётан и другие, для виолончели - Фридрих Дотцауэр и Фридрих Вильгельм Грюцмахер, для флейты - Эрнест Иосифович Келер, Вильгельм Попп и Адольф Тершак, их работы использовались в основном в качестве учебно-методических пособий. Одними из немногих этюдов не для фортепиано, которые вошли в концертный репертуар, были работы Никколо Паганини для скрипки: 24 каприса (1802-17), эти пьесы отвечали соответствующим стандартными требованиям этюда 19-го века - короткие композиции, каждая демонстрирует какой-нибудь один аспект техники.

В начале 20 века был опубликован ряд важных коллекций этюдов. Этюды Клода Дебюсси для фортепиано (1915) выполнены в соответствии с правилом "один из аспектов исполнительской техники на пьесу", но имеют нешаблонную структуру с большим количеством резких контрастов и в основном сосредоточены на звучности и музыкальных возможностях фортепиано как инструмента, а не на технической подготовке пианиста. Сергей Васильевич Рахманинов условно назвал свои этюды "этюдами-картинами" (соч.33, 1911 и соч.39, 1917), подчеркивая их образный и эмоциональный строй, проникнутый духом и очарованием русской природы. Леопольд Годовский привел свою транскрипцию этюдов Шопена (1894-1914), его изменения и дополнения подняли музыку Шопена на новый, небывалый уровень сложности.

К середине 20 века старые традиции этюда были почти полностью заброшены. Работы Оливье Мессиана "Четыре ритмических этюда" (1949-50) не носят дидактического характера, а представляют эксперименты с "сериальной техникой". Этюды Джона Кейджа для фортепиано ("Etudes Australes", 1975), для виолончели и/или фортепиано ("Boreales", 1978), для скрипки ("Freeman Etudes", 1977-80, 1989-90) продолжают общее направление творчества Кейджа в создании экспериментальной музыки, концептуализма и минимализма, и некоторые являются самыми сложными работами в этом репертуаре. Три книги этюдов Дьердь Лигети (1985, 1988-94, 1995), пожалуй, ближе всего к старой традиции в том, что они слишком сконцентрированы на каком-либо конкретном методе техники.

 

 

 

 

www.olofmp3.ru

Что такое этюд. Этюд - FDSTAR. Электронная музыка. Сайт композиторов, CJ-ев и DJ-ев

Этюд (фр. etude — изучение) — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение». И сейчас этюды для фортепьяно австрийского композитора и педагога К. Черни, написанные еще в XIX в., незаменимы для юных музыкантов, овладевающих техникой и различными приемами игры на этом инструменте.

На основе учебных этюдов сложился этюд художественный, концертный, которому отдали дань крупнейшие композиторы XIX в. Что же привлекло их в этюде?

Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.). На новый уровень этот жанр вывел Фридерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. В творчестве композиторов-романтиков нередко этюды объединяются в циклы, приближающиеся по духу к сюитам. Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано — Роберт Шуман («Симфонические этюды», ор. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства», также называемые «Трансцендентными»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды и др.), Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и другие.

Существуют этюды для разных инструментов (зачастую их авторами становились сами исполнители, так как сочинение этюда не требует больших композиторских навыков, а сложности исполнения им были хорошо известны): циклы этюдов для гитары Маттео Каркасси, Фердинандо Карулли, Мауро Джулиани; для скрипки — Анри Вьетана и Шарля Берио; для кларнета — Бориса Дикова и Александра Штарка и др.

Сложные исполнительские задачи, требующие виртуозного владения инструментом, открыли перспективу для выражения новых граней художественного содержания. Возьмем, например, до-минорный этюд Ф. Шопена, часто называемый революционным. Он создан под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей. Но можно ли было достичь огромной силы воздействия без то низвергающихся подобно водопаду, то вздымающихся пассажей в левой руке — особого вида фортепьянной техники, на развитие которой рассчитан этот этюд? И так все 27 шопеновских этюдов несут в себе неповторимую образность и одновременно решают каждый раз специальные задачи технического плана.

Мощный толчок становлению жанра художественного этюда дали 24 «каприса» для скрипки Н. Паганини (каприччо, каприс — инструментальная пьеса свободной формы в виртуозном стиле). Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс сделали их обработки для фортепьяно. Каждый по-своему трактовал жанр этюда. Шуман свои «Симфонические этюды» написал как цикл этюдов-вариаций на одну тему, бесконечно разнообразных и в то же время скрепленных единством развития, устремленного к праздничному финалу. Многочисленные этюды Листа — сочинения масштабные, с элементами живописности и программности («Хоровод гномов», «Шум леса», «Дикая охота», «Мазепа»). Замечательные этюды создали русские композиторы. Неоднократно обращался к этому жанру А. Н. Скрябин. Особенно любим слушателями его ре диез-минорный этюд с патетически-декламационной мелодикой. В фортепьянных «Этюдах-картинах» С. В. Рахманинова решение той или иной технической задачи сочетается с яркой образностью музыки.

В начале XX в. стилистика этюдов постепенно меняется. Виртуозное начало связывается не с романтическим подъемом и раскованностью чувства, а с энергией, четкостью, силой. Таковы этюды С. С. Прокофьева, написанные в 1909 г. Композитор Н. Я- Мясковский отметил в них первобытную силу и свежесть музыки. Этюды пишутся не только для солирующих инструментов, но и для различных составов («6 этюдов для струнных инструментов и органа» советского композитора Б. А. Чайковского).

fdstar.com

Этюд в музыке — Юнциклопедия

Нет скрипача, пианиста, флейтиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, училище, консерватории не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение». И сейчас этюды для фортепьяно австрийского композитора и педагога К. Черни, написанные еще в XIX в., незаменимы для юных музыкантов, овладевающих техникой и различными приемами игры на этом инструменте.

На основе учебных этюдов сложился этюд художественный, концертный, которому отдали дань крупнейшие композиторы XIX в. Что же привлекло их в этюде? Сложные исполнительские задачи, требующие виртуозного владения инструментом, открыли перспективу для выражения новых граней художественного содержания. Возьмем, например, до-минорный этюд Ф. Шопена, часто называемый революционным. Он создан под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей. Но можно ли было достичь огромной силы воздействия без то низвергающихся подобно водопаду, то вздымающихся пассажей в левой руке — особого вида фортепьянной техники, на развитие которой рассчитан этот этюд? И так все 27 шопеновских этюдов несут в себе неповторимую образность и одновременно решают каждый раз специальные задачи технического плана.

Мощный толчок становлению жанра художественного этюда дали 24 «каприса» для скрипки Н. Паганини (каприччо, каприс — инструментальная пьеса свободной формы в виртуозном стиле). Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс сделали их обработки для фортепьяно. Каждый по-своему трактовал жанр этюда. Шуман свои «Симфонические этюды» написал как цикл этюдов-вариаций на одну тему, бесконечно разнообразных и в то же время скрепленных единством развития, устремленного к праздничному финалу. Многочисленные этюды Листа — сочинения масштабные, с элементами живописности и программности («Хоровод гномов», «Шум леса», «Дикая охота», «Мазепа»). Замечательные этюды создали русские композиторы. Неоднократно обращался к этому жанру А. Н. Скрябин. Особенно любим слушателями его ре диез-минорный этюд с патетически-декламационной мелодикой. В фортепьянных «Этюдах-картинах» С. В. Рахманинова решение той или иной технической задачи сочетается с яркой образностью музыки.

В начале XX в. стилистика этюдов постепенно меняется. Виртуозное начало связывается не с романтическим подъемом и раскованностью чувства, а с энергией, четкостью, силой. Таковы этюды С. С. Прокофьева, написанные в 1909 г. Композитор Н. Я. Мясковский отметил в них первобытную силу и свежесть музыки. Этюды пишутся не только для солирующих инструментов, но и для различных составов («6 этюдов для струнных инструментов и органа» советского композитора Б. А. Чайковского).

См. также

yunc.org