Статья 23. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральные законы вступают в силу если иное не предусмотрено самим законом


Федеральные законы будут вступать в силу два раза в год

Установить два единых дня в году - 1 апреля и 1 октября, для вступления в силу всех изменений в федеральном законодательстве предложило Минэкономразвития России.

В эти дни будут вступать в силу не только принятые в течение полугода Федеральные законы, но и Указы Президента РФ, а так же ведомственные приказы и нормативные акты, касающиеся отношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» доступен к ознакомлению на Едином портале размещения информации и проходит стадию публичного обсуждения.

Авторы законопроекта считают, что такие изменения позволят представителям российского бизнеса более внимательно изучать все изменения в законодательстве и своевременно реагировать на них. Существующий механизм вступления в силу Федеральных законов, затрагивающих экономическую сферу, не позволяет предпринимателям в полном объеме и своевременно ознакомиться со всеми изменениями в действующем законодательстве, тщательно их проанализировать и вовремя преступить к их исполнению. Вследствие этого представители бизнеса часто несут административную ответственность за невозможность отследить все изменения и даты вступления их в силу.

Подобный механизм вступления в действие изменений в законодательстве уже действует в некоторых странах. Так, во Франции два единых дня для вступления в силу всех изменений в законодательстве - 1 января и 1 июня, установлены с 2011 года. В Великобритании такими днями с 2004 года являются 6 апреля и 6 октября. Кроме того, такой механизм действует в Литве и ряде других стран. Принятие законопроекта, по мнению его авторов окажет благоприятное влияние на экономическую ситуацию в стране, ведь предприниматели смогут не только своевременно изучить все грядущие изменения, но и спланировать свою деятельность с их учетом, что позволит строить долгосрочные финансовые проекты, не опасаясь внезапного изменения их условий.

В настоящее время в Российской Федерации действуют нормы Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», согласно которого все федеральные законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в самом документе не предусмотрено иное.

На заметку: все законопроекты РФ и проекты других правовых актов оперативно включаются в одноименную справочную систему семейства Консультант Плюс.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Подписаться

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен

Узнавайте важные новости вовремя!

Подписаться

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

Статья 23. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона - Законодательство. Государство и право - Каталог статей

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комментарий к статье 23 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

1. В соответствии с правилами ч. 1 комментируемой статьи устанавливается порядок вступления в силу комментируемого Закона.

Законодательная процедура в Российской Федерации представляет собой строго установленный порядок правотворческой деятельности государства по подготовке, принятию и вступлению в силу различных нормативных правовых актов.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч. 2 ст. 104 Конституции РФ). Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ в целях подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. Рассмотрение законопроектов Государственной Думой может осуществляться в трех чтениях, если не будет принято иное решение. В третьем чтении законопроект представляется для голосования, чтобы принять его в качестве закона. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации (ст. ст. 106 и 108 Конституции РФ) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования. Принятый в указанном порядке федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Часть 3 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".

Таким образом, Конституция РФ закрепила принцип обнародования нормативных правовых актов, который является основой для принятия актов, определяющих порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" конкретизирует общий порядок вступления закона в силу. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Под официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в следующих источниках:

- "Парламентской газете" - являющейся официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Обязательному опубликованию в данной газете подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании;

- "Российской газете" - официальном печатном органе Правительства РФ, в котором публикуются: федеральные конституционные законы, федеральные законы (в том числе кодексы), указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств (приказы, инструкции, положения и т.д.), а также акты Федерального Собрания РФ (парламента), решения Конституционного Суда и другие акты;

- "Собрании законодательства Российской Федерации" - официальном периодическом издании, публикующим федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов;

- первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) - сетевое издание, входящее в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иными видами специальной связи и информации. На данном интернет-портале размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, международные договоры, определения Конституционного Суда РФ, а также иные документы, для которых предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Следовательно, действующим закон считается с момента, указанного в самом законе, а если это не сделано - то по истечении десяти дней после публикации его в официальном издании.

Кроме того, нормативные правовые акты могут публиковаться иными печатными изданиями, например, в виде отдельного издания, доводиться до всеобщего сведения (обнародования) по телевидению и радио, рассылаться государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передаваться по каналам связи, распространяться в машиночитаемой форме.

Норма права, закрепленная в ч. 1 комментируемой статьи, содержат указание на то, что Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" вступает в силу с 1 сентября 2012 года. Следовательно, введению в действие комментируемый Закон подлежит с 1 сентября 2012 года. По общему правилу под "вступлением в законную силу" понимается момент, с которого закон начинает действовать, применяться, влечь юридические последствия для сторон. Следует обратить внимание, что крайне важно точно знать момент применения закона, а также момент, когда невозможно применение закона.

Действие закона прекращается в момент утраты им юридической силы или частичного изменения или дополнения предусмотренных им предписаний.

Нормативные правовые акты, изданные в порядке текущего законодательства, действуют в пространстве, т.е. на строго определенной территории. Только в пределах территории российского государства указанные нормативные правовые акты обладают высшей юридической силой и имеют беспрекословный приоритет перед всеми иными актами. Согласно ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" государственную территорию Российской Федерации образуют суша, вода, недра и воздушное пространство. Кроме того, действие нормативных правовых актов Российской Федерации распространяется на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом России и иные территориальные образования российского государства за рубежом.

Важное значение на практике имеет определение действия закона по кругу лиц, т.е. установление, для кого адресованы нормативные предписания, содержащиеся в этом законе. Закон распространяет свое действие на всех граждан Российской Федерации. В Конституции РФ предусмотрено, что наличие у гражданина России иностранного гражданства "не умаляет его прав и свобод" и "не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства", если иное не предусмотрено в федеральном законе или международном договоре (ст. 62). Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то они пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законом и международными договорами (ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Таким образом, законодательство России приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства относительно их прав и обязанностей к российским гражданам.

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит нормативное положение, касающееся действия комментируемого Закона во времени. Оно распространяется на вновь возникающие правоотношения. В качестве общего правила комментируемый Федеральный закон применяется лишь к отношениям, возникшим после введения его в действие, и, соответственно, обратной силы не имеет.

Под обратной силой закона понимается распространение нового закона на деяния, совершенные до его вступления в законную силу. В практическом плане это означает, что в случае совершения правонарушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время совершения противоправного деяния. Никто не несет ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось противоправным деянием.

Следует строго помнить о том, что действие комментируемого Закона распространяется исключительно на печатную продукцию, выпущенную в оборот со дня вступления в силу комментируемого Закона. Соответственно, комментируемый Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции, возникшие с 1 сентября 2012 года.

Правила, содержащиеся в ч. 2 ст. 23 комментируемого Закона, соответствуют справедливым и гуманным положениям ст. 54 Конституции РФ, в которой закреплены нормы о действии закона во времени и об обратной силе закона. Согласно ст. 55 Конституции РФ перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а также запрещается издание законов, отменяющих или умаляющих такие права и свободы.

Следует отметить, что ч. 2 комментируемой статьи не предусматривает даже частичного применения Закона к отношениям, возникшим до введения его в действие. Он не касается применения Закона к отношениям, возникшим до введения его в действие. К сходным отношениям, возникшим до введения в действие комментируемого Закона, применяется ранее действовавшее законодательство.

Однако если после вступления в действие комментируемого Закона, устанавливающего ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (см. комментарий к ст. 22 Закона), действия (бездействие) причинителя вреда, начавшиеся до этого, продолжаются, то в таком случае указанное лицо должно быть привлечено к ответственности, а вред подлежит возмещению.

К содержанию

vuzirossii.ru

65. Порядок обнародования и вступления в силу федеральных законов.

Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.*Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

studfiles.net

Порядок обнародования и вступления в силу федеральных законов.

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 19Следующая ⇒

Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.*Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов.

Рассмотрим особенности принятия федеральных конституционных законов. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации:- о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Федерации;- об изменении статуса субъекта Российской Федерации;- о чрезвычайном и военном положении;- о Государственных флаге, гербе, гимне;- о референдуме;- об Уполномоченном по правам человека;- о Правительстве Российской Федерации;- о судебной системе;- о Конституционном, Верховном, Высшем Арбитражном и иных федеральных судах;- о Конституционном Собрании.

Эти законы принимаются в том же порядке, что и все федеральные законы, но с определенной спецификой. Федеральный конституционный закон может быть принят только по вопросам, установленным Конституцией Российской Федерации. Закон считается одобренным Государственной Думой, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов. А для одобрения его Советом Федерации необходимо три четверти голосов. После этого закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию. Президент при этом не имеет праваотлагательного вето, но он может обратиться в Конституционный Суд с запросом о соответствии этого закона Конституции Российской Федерации.В порядке принятия федерального конституционного законапринимается и закон Российской Федерации о поправках к гл. 3—8 Конституции Российской Федерации. При этом порядок принятия закона дополняется процедурой одобрения его законодательными органами не менее двух третей субъектов Российской Федерации. Контроль за прохождением этой процедуры осуществляет Совет Федерации.

Статус депутата Гос. Думы и члена Совета Федерации.

Членами Совета Федерации являются представитель законодательного и исполнительного органов субъекта РФ, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Депутатом Государственной Думы являетсяизбранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Согласно Закону о статусе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ они руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Срок полномочий депутатов и членов палат начинается со дня их избрания или утверждения в соответствующую палату и прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата и члена палат.

В соответствии с Законом РФ о статусе депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ они обладают правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатами. Депутат и член Совета Федерации принимает личное участие в заседании палаты, депутатом и членом которой он является.

Депутат и член Совета Федерации вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти. По вопросам своей деятельности депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами.

Наряду с этим федеральное законодательство устанавливает для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации дополнительные юридические гарантии охраны их прав в области трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ.

Читайте также:

lektsia.com