Китайская философия здоровья, или два начала - инь и янь. Философия инь и янь


Философия инь-ян и учение о пяти элементах

«Инь и ян отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной.» И Цзин

Инь и ян — важнейшая категория древней китайской философии, отражающая двойственность этого мира. Пять элементов, возникающих в результате взаимодействия инь и ян, создают все материальное многообразие Вселенной.

Система двух начал и пяти стихий

Фу Си, легендарный первый император Китая

Понятия инь и ян существовали в китайской философии издревле. Ян — это мужское активное начало, инь — женское пассивное. Все в этом мире, считали китайцы, состоит из противоположностей: небесное и земное, холодное и горячее, высокое и низкое, большое и маленькое. В V веке до н. э. в Китае появилась философская школа Инь-ян цзя (Школа темного и светлого начал), которая собрала все знания об инь-ян воедино. Философы этой школы разработали целую систему, объясняющую все мироздание с точки зрения двух противоположных начал.

Как же инь и ян создают Вселенную и поддерживают ее гармоничное существование? Здесь нужно упомянуть еще одну категорию китайской философии — пять первоэлементов, или пять стихий. Это огонь, вода, металл, дерево и земля. Пять элементов образуются от взаимодействия друг с другом инь и ян. Вступая во взаимосвязь, они, в свою очередь, создают все огромное разнообразие этого мира, в том числе человека.

Учение о пяти элементах и двух началах не было отвлеченной теорией, оно применялось и по сей день применяется китайцами во многих областях жизни. На нем основана китайская медицина, боевые искусства, гадательные практики и фэншуй. Все вещи и явления рассматриваются в отношении с пятью элементами. Например, элементу огня соответствует красный цвет, время года — лето, числа 2 и 7, планета Марс, в организме человека — сердце и т. д.

В китайском фольклоре существуют истории о мистической трансформации инь в ян, где герой под воздействием неких магических сил может поменять пол. Считается, что это отголоски оккультных ритуалов, направленных на духовное перерождение человека

«И цзин»

Изначально иероглифы инь и ян обозначали две стороны холма, солнечную и теневую. То есть были одним целым, которое менялось из-за внешнего воздействия — солнца. Сначала солнцем освещалась одна сторона холма, потом — другая. Так и в природе: инь и ян — это не что-то определенное и застывшее, эти два начала постоянно меняются, проникают друг в друга и тем самым создают вечное движение в мироздании.

Как мы все замечали, жизнь не всегда течет гармонично, иногда возникают сбои — в природе, в обществе или в организме человека. Это происходит оттого, считают китайские философы, что какое-то из двух начал начинает преобладать, нарушая равновесие.

Впервые учение инь-ян было представлено в трактате «И цзин» («Книга перемен»), написанном в VIII–IV веках до н. э. Китайские мудрецы, стремясь понять и систематизировать все огромное многообразие Вселенной, объяснили его при помощи инь и ян. В книге изображены 64 гексаграммы — сочетания шести целых и прерывистых линий. Прерывистая линия — это инь, целая — ян. 64 гексаграммы изображают все возможные сочетания инь и ян и, таким образом, отображают все жизненные ситуации. При этом последовательность линий показывает развитие данной ситуации. Каждая гексаграмма сопровождается разъясняющими афоризмами и комментариями.

«Книга перемен» традиционно используется для гаданий. При помощи монет или веточек тысячелистника гадающий определяет гексаграмму, которая должна ответить на его вопрос, после чего читает и трактует афоризмы и комментарии.

«Лишь только в Поднебесной узнали, что красивое — красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро — это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга» Дао дэ цзин

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Концепция философии Янь и Инь

В концепции ян и инь объединяются два противоположные начала, которые отражают различные стороны явлений, предметов. Являясь первородными элементами, они обладают бесчисленными свойствами. Буквальный перевод этих иероглифов: ян — светлая сторона горы, реки, инь — теневая сторона. «В круговорот инь-янъ включается то, что с логической точки зрения несопоставимо, вещи разного порядка, положим физическое и психическое, духовное и материальное, внешнее и внутреннее, макро и микромир: все оказывается взаимосвязанным, взаимообусловленным, подчиненным единым законам» . Ян — мужское начало, инь — женское начало. Солнце — ян, луна — инь; верх — ян, низ — инь, твердый — ян, мягкий — инь, возбуждение — ян, торможение — инь, сухой — ян,    мокрый — инь, и т. д. Между этими силами существует борьба, и они находятся в динамическом равновесии. При значительном усилении ян уменьшается инь и наоборот. При максимальном усилении ян это начало может превратиться в свою противоположность — инь. То есть возможно взаимное превращение. Инь и ян взаимно дополняют друг друга, находятся в постоянном движении. В приложении к человеку поверхность тела — ян, внутренние органы — инь, их функции — ян; спина — ян, живот — инь и т. д. При рассмотрении любой структуры в ней можно выделить элементы инь и ян. Почки - это инь- орган, но надпочечники по отношению к почкам — ян-орган. В процессе пищеварения для расщепления и всасывания питательных веществ (инь) необходимо израсходовать часть заключенной в них энергии — ян. В инь есть зачаток ян и наоборот. В Китае взаимодействие инь и ян изображалось в виде монемы Пища — инь, энергия — ян. В движении есть покой и в покое есть движение. «Колесо движется потому, что ось неподвижна» - говорят даосы. Взаимодействием этих сил объясняется движение и все превращения в природе. Взаимопорождение и взаимовлияние первоэлементов также основывается на концепции инь — ян. Т. П. Григорьева предложила три условные модели: «Белое или черное — европейская модель: белое станет черным — китайская модель, белое и есть черное — индийская модель» . На изображении инь янь даосская модель, ее относительный характер противоположностей. В буддийской модели относительность доходит до абсолюта; отсутствие противоположности — чистый круг.В школе Цзоу Яня (IV в. до н. э.) концепции инь — як и у-син были объединены в единую систему. В древнекитайском философском трактате «И-цзин» («Об изменениях») говорится о первопричинах, которые рождались при взаимодействии ян и инь: вода (шуй), огонь (хо), дерево (шу), земля (ту), металл (цзинь). Первостихии (первоэлементы) — основа всех вещей и явлений природы. Между ними существуют отношения взаимного порождения (отношения мать — сын). Эти связи изображены сплошными линиями: вода — дерево — огонь — земля — металл. Также имеются и взаимноподавляющие связи: вода — огонь — металл — дерево — земля. Они изображены пунктирными линиями. В трактате «Хуанди ней-цзин» говорится о том, что человек, который является продуктом   взаимодействия неба и земли, ян и инь тоже содержит в себе эти пять элементов. Медицина была в те времена частью философии и провозглашала единство человека с природой. Хотя небо и почиталось наивысшей силой, ему не приписывалось создание мира. «Небо и человек не превосходят друг друга» (Чжуан-цзы, 369—268 гг. до н. э.). Сюнь- цзы (298—238 гг. до н. э.) учит, что великое небо и земля являются частями единой материальной природы». Каждый элемент связывается со временем года. Дерево — весна, огонь — лето, металл — осень, вода — зима. Этим элементам соответствуют органы человеческого тела, стороны света, эмоции и т. д. (таблица 1). Цифра пять — основа этой системы, поскольку она основана на 5 перво - элементах. Так как человек состоит из тех же первоэлементов, что и вселенная, то он тесно с ней взаимосвязан. Жизненная энергия (чи), появляющаяся при взаимодействии организма с окружающей средой, циркулирует в нем и объединяет в единое целое органы и системы человеческого тела. Чи можно рассматривать как уровень функциональной активности систем и всего организма в целом. Выделяют первичную чи (врожденную), которая определяет развитие организма, ответные реакции на неблагоприятные воздействия; защитную чи, циркулирующую в коже и мышцах; дыхательную чи, питательную чи. Помимо жизненной энергии существует субстанция (чин), врожденная и приобретенная, образующаяся из пищи и воздуха. Кровь (сюе), несущая питательные вещества, тесно связана с субстанцией. Возможны взаимные превращения. Также существуют телесные соки (цзинь-е), к которым можно отнести все другие жидкости организма. Духовное начало (шэнь), включающее в себя сознание, мысли, волю, является главным признаком жизни. Составные части шэнь связаны с различными органами. В «Хуанди- ней-цзин» говорится так:

Нарушение функционирования этих органов приводит к изменениям шэнь, т. е. психические функции имеют материальную основу.

 

 

 

doktortin.ru

Основные категории китайской натурфилософии: инь-ян и у-син

 

Представления об инь-ян 阴阳 (темное и светлое) и у-син 五行 (пять первоэлементов) широко распространены в китайской культуре. Их мы встретим в философских трактатах разных школ, в живописи, в садово-парковом искусстве, в традиционной китайской медицине, в различных гимнастиках и боевых искусствах, в китайской кухне, в политике и многих других сферах жизни.

♦ По теме: Пекин: история, структура и основные градообразующие сооружения

Школа натурфилософии иньян-цзя

Первые натурфилософские представления о двух началах – инь и ян, а также о пяти первоэлементах у-син прослеживаются уже в изображениях на неолитической керамике IV-III тыс. до н.э. Вероятно, со временем сложились две самостоятельные традиции: «небесная» (астрономо-астрологическая), и «земная» (мантико-хозяйственная), которые рассматривали, соответственно, концепции инь-ян и пяти первоэлементов. Приблизительно в V в. до н.э. в среде придворных астрономов и астрологов зародилась школа натурфилософов, которая объединила их.

♦ Подробнее: Шесть школ древнекитайской философии

Текстов школы натурфилософов до нашего времени не дошло, хотя есть много свидетельств, что они существовали и имели широкое распространение. Фрагментарно её учение изложено в таких древнекитайских памятниках, как «Шу цзин» («Канон документов»), «И цзин» («Книга перемен»), «Го юй» («Речи царств»), «Люй-ши чунь-цю» («Вёсны и Осени господина Люя»), «Ши цзи» («Исторические записки» Сыма Цяня) и др.

Цзоу Янь (305-240 до н.э.) считается главным систематизатором учения школы натурфилософов. Он объединил две линии, существовавшие до этого раздельно: инь-ян и у-син и распространил их на историко-политическую сферу. Особенно его интересовали география и история.

Ханьский мыслитель Дун Чжуншу (ок. 179-104 до н.э.) интегрировал натурфилософское учение в конфуцианство и значительно развил его. В дальнейшем натурфилософские идеи были представлены в даосских текстах и отчасти в буддийских, а также в сунском неоконфуцианстве.

Инь и ян

Правильнее сказать, что инь и ян — это две стороны единого процесса. Их значения восходят к изображению темной и светлой стороны горы. Современные упрощенные иероглифы инь 阴 и ян 阳 однозначно указывают на этот смысл. Иероглиф инь состоит их графем «холм» и «луна», ян — «холм» и «солнце». Инь наделяется такими качествами, как темное, женское, пассивное, ян – светлое, мужское, активное.

Все происходящее в мире – это результат взаимодействия инь и ян. Они переходят друг в друга, и в каждом начале содержится его противоположность. Кроме того, внутри каждой противоположности тоже можно выделить инь и ян. Согласно «Си цы чжуань» («Комментарий приложенных слов», один из комментариев к «И-цзин» — «Книге Перемен»), «то инь, то ян – это и есть дао».

Инь-ян

Небо вверху (почтенно), Земля внизу (презренна) — [соответственно этому гексаграммы] Цянь и Кунь [1] устанавливаются.Низкое и высокое по уровням располагаются — [соответственно этому] благородное и худородное по рангам распределяются.Движение и покой обладают постоянством [смены] — [соответственно этому] твердое и мягкое чередуются. Квадраты по родам обобщают, вещи по множествам делятся [2] — [соответственно этому] счастье и несчастье рождаются. В Небе вершатся образы, на Земле вершатся формы — [соответственно этому] метаморфозы и изменения проявляются.Таким образом — твердое и мягкое друг к другу прилегают, восемь триграмм друг с другом соединяются. Возбуждаются они [небесным] громом и [земным] сотрясением, увлажняются они ветром и дождем.Солнце и Луна, чередуясь, движутся, и приходит то холод, то жар.Дао [гексаграммы] Цянь вершит мужское,Дао [гексаграммы] Кунь вершит женское.Цянь знает великое начало, Кунь творит совершенные вещи.Цянь посредством перемен знает,Кунь посредством текста может [3]… («Си цы чжуань», чжан 1)

[1] Цянь (Творчество) и Кунь (Исполнение) — две первые гексаграммы «И-цзин» («Книга Перемен»). Гексаграмма Цянь состоит из 6 сплошных черт и символизирует ян, Кунь — из 6 прерывистых черт, означая инь. Существуют триграммы с аналогичными названиями. [2] В системе китайской космологии поверхность Неба и поверхность Земли разделены соответственно количеству сторон света (центр тоже считается стороной света) на девять полей, или квадратов (фан). Квадраты служат обобщением расположенных в них вещей по родовым признакам. [3] Сопоставляются интеллектуальная способность гексаграммы Цянь и физическая способность гексаграммы Кунь.

Хотя инь и ян считались равноценными сторонами универсума, тем не менее, разные философские традиции по-разному трактовали их. Так, в даосизме больше ценилось инь. Дао наделялось многими атрибутами, присущими инь: оно подобно воде, текучее, сокрыто, сокровенно, мягкое и податливое. В конфуцианстве же, ориентированном на социум, упор делался на ян, который рассматривался в качестве ведущего начала, олицетворения «милости Неба»; инь считалось ведомым началом, которое должно подчиняться ян.

Пять первоэлементов у-син

Согласно концепции пяти первоэлементов (или пяти стихий, 五行 у-син), в основе всего сущего лежит пять начал (стихий): дерево 木 му, огонь 火 хо, земля (почва) 土 ту, металл 金 цзинь и вода 水 шуй. Иероглиф син 行 этимологически восходит к значению «перекресток дорог». На русский язык его часто переводят как «ряд», «шеренга», «движение», «ходьба». Пять первоэлементов – это не первые субстанции, а символы, качества, за которыми стоят предметы и явления мира.

Пять первоэлементов являются порождением инь-ян, которые, в свою очередь, разворачиваются из Великого предела 太极 тайцзи и Беспредельного 无极 уцзи.

Схема разворачивания мира

Истоки учения о пяти стихиях восходят к древности. Так, в конце II тыс. до н.э. уже существовало учение о «пяти сторонах света» у-фан 无方 и «пяти ветрах» у-фэн 无风.

Первое начало — вода, второе — огонь, третье — дерево, четвертое — металл и пятое — земля. Постоянная природа воды — быть мокрой и течь вниз; огня — гореть и подниматься вверх; дерева — поддаваться сгибанию и выпрямлению;  металла — подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай. То, что мокрое и течет вниз,  создает соленое, то , что горит и поднимается вверх,  создает горькое ;  то,  что поддается сгибанию и выпрямлению, создает кислое; то, что подчиняется и изменяется, создает острое; то что принимает посев и дает урожай, создает сладкое. («Шу цзин», глава «Великий закон»)

Элементам у-син соответствуют определенные цвета, времена года, стороны света, внутренние органы, вкусовые ощущения, мифологические существа и т.п. У-син охватывает микро- и макрокосм. Считается, что изменения в одном отражается на другом, влияя на один элемент, мы изменяем всю систему. То есть, к примеру, если человек хочет поправить свое здоровье, ему нужно обращать внимание не только на то, что внутри, но и на то, что его окружает: где он живет, в какое время года и времени суток он более активен, что он носит и т.д.

Пять первоэлементов находятся в отношениях взаимного порождения и преодоления:

На схеме ниже дана система соответствий элементов у-син, а также отношения взаимного порождения (по кругу) и взаимного преодоления (пятиконечная звезда).

Схема пяти первоэлементов у-син

Знаменитый философ ханьского времени Дун Чжуншу в своем сочинении «Чунь-цю фань-лу» («Обильная роса летопись Чунь-цю») писал:

Смысл пяти элементов [1]

Небо обладает пятью элементами.

Первый называется дерево, второй – огонь, третий – земля, четвертый – металл, пятый – вода. Дерево – начало пяти элементов, вода – конец пяти элементов. Земля – центр пяти элементов. Таков их порядок, определенный Небом. Дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево. Это [их отношения, подобные отношениям] отца и сына. Дерево расположено слева, металл – справа, огонь расположен спереди, вода – сзади, земля расположена в центре. Так распространяется их последовательность отношений «отец – сын». Поэтому дерево получает воду, а огонь получает дерево, земля получает огонь, металл получает землю, а вода получает металл. [Те элементы, которые] отдают, – это отцы, а которые принимают – это сыновья. [Те элементы, которые занимают позицию отцов], в силу своего положения понуждают [элементы, занимающие позицию сыновей]. Это – Путь Неба. Поэтому когда дерево растет, то огонь питает его. Когда металл умирает, то вода хранит его. Огонь доставляет радость дереву, питая его с помощью светло­го начала, вода побеждает металл, но соблюдает по нему траур с помощью темного начала. Земля же, [так же как сын или подданный], служит Небу, исчерпывая всю свою верность. Та­ким образом, пять элементов – это пять положений почтительных сыновей и верных подданных. [Но то, что] называется пятью элементами (у син), не является ли [в то же время и] пятью поступками (у син) [2]? Оттого они и получили такое название.

Совершенный мудрец постиг [характер взаимодействия пяти элементов]. Поэтому он большее [внимание уделяет] любви и меньшее – строгости, поэтому он щедр при питании [и взращивании] живого и осторожен при проводах скончавшегося. [Тем самым он] выполняет предписания Неба, [Если некто], будучи сыном, заботится [о своих родителях] должным образом и питает [их], то он уподобляется огню, который доставляет радость дереву. [Если некто должным образом] носит траур по отцу, то он уподобляется воде, победившей металл. [Если некто должным образом] служит государю, то он уподобляется земле, почитающей Небо. Таких людей можно назвать [согласованными с] движением [пяти элементов].

При движении каждый из пяти элементов строго следует своему порядку, при действии каждый из пяти элементов раскрывает свои способности.

Поэтому дерево, которое расположено на востоке, порождает дыхание весны, огонь, который расположен на юге, порождает дыхание лета, металл, который расположен на западе, порождает дыхание осени и вода, которая расположена на се­вере, порождает дыхание зимы. Поэтому дерево главенствует над рождением, а металл – над смертью [3]. Огонь главенствует над теплом, а вода – над холодом. Пусть же и люди неизменно следуют своему порядку, а занятые на службе неизменно раскрывают свои способности. [Это соответствовало бы] расчетам Неба.

Земля занимает центральное положение. Ее можно назвать [все рождающей] «сыростью» Неба. Земля – помощник Неба, его руки и ноги. [Благая и порождающая] сила ее – полна и изобильна. Землю нельзя соотнести с делами какого-либо одного сезона, но она объединяет в себе все пять элементов и все четыре времени года. Металл, дерево, вода и огонь хотя и имеют свои функции, но не могут их выполнить независимо от Земли, подобно тому как кислое, соленое, острое и горькое не могут вне зависимости от сладкого образовать [настоящий] вкус, [Иными словами, подобно тому как] сладкое является основой среди пяти вкусов, земля является главной среди пяти элемен­тов. Дыхание земли – главного среди пяти элементов – подобно сладкому [жирному] среди пяти вкусов, оно совершенно необходимо для образования [дыханий всех остальных элементов]. По этой причине среди поступков совершенномудрого нет ничего более ценимого, чем верность. [Ибо здесь проявляется благая сила (дэ) земли.] [Исходя из сказанного, можно прийти к следующему выводу]. Наивысшую из человеческих обязанностей нельзя назвать [просто] службой. Таков удел первого министра. Наивысшую из небесных обязанностей нельзя назвать [просто] главенством. Таков удел Земли.

[1] Цитируется по изданию: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 125–127 [2] Иероглиф син («поступок») пишется так же, как и син в биноме у-син. [3] Запад во многих культурах связан с представлениями о смерти. Возможно, это связано с идеей заката, «смерти» солнца ночью. В древнем Китае западные земли были постоянным источником опасности: там высились непроходимые гору, оттуда совершали набеги племена цянов (предки тибетцев).

© "Путешествия с Марией Анашиной", 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим рекомендациям и ссылкам. Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

anashina.com

Теория Инь-Ян

Теория Инь-Ян является одной из базовых и древнейших философских концепций в Даосской традиции, и не смотря на то, что сейчас трудно найти людей которые бы о ней не слышали, в действительности мало кто по настоящему понимает всю ее глубину.

Кажущаяся на первый взгляд простота этой теории на самом деле несет сокровенный смысл, который заключается в понимании взаимоотношений двух изначальных противоположных сил, из которых состоит все Мироздание. Понимание Инь и Ян очень важно для адепта, который стал на Великий Путь постижения своей Изначальной Природы, поскольку это позволит ему строить свою практику наиболее оптимальным образом и избежать различных крайностей в какую-либо сторону.

В настоящее время широкое распространение имеет диаграмма Инь-Ян, которую еще называют Кругом Тайцзи или шаром Великого Предела (см. рис. в заголовке этой статьи).

Она состоит из черной и белой «рыб», абсолютно симметричных друг другу, где черная «рыба» имеет белый «глаз», а белая – черный. Но, несмотря на большую популярность этого знака, следует отметить, что он является не совсем корректным, когда речь идет о практике «внутренней алхимии», и в самых древних текстах в такой форме не встречается, поэтому об этой диаграмме говорят как о «современном (популярном)» начертании.

Давайте разберем историю возникновения этой диаграммы и, что же в ней «не совсем так». Достоверно известно, что к созданию этого символа Инь-Ян приложили руку философы-неоконфуцианцы.

Начался этот процесс с Чжоу Дуньи (周敦颐) (1017—1073), который был основателем неоконфуцианства. Именно он и его последователи начали активно проповедовать абстрактно-относительное понимание теории Инь и Ян. Обычно Чжоу Дуньи приписывается написание трактата “Тайцзи ту шо” (“Объяснение чертежа Великого предела”) в котором говориться о взаимосоответствиях таких концепций как: У Цзи, Тайцзи, Инь-Ян и У Син. Фактически текст представляет собой сверхсжатый комментарий таких древних даосских текстов как: У цзи ту («План Беспредельного»), Тай цзи сянь тянь чжи ту («Преднебесного план Великого предела»), «Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту» («Планы чудесного канона высочайшего и величайшего проникновения в истинное начало»).

Все это вызывало ряд вопросов, так что даже один из известных современников Чжоу Дуньи неоконфуцианец Лу Цзю-юань доказывал, что в трактате «Тайцзи ту шо» слишком явно выражены основные даосские идеи и изложена первичность У Цзи (Беспредельного) по отношению к Тайцзи (Оформленному), поэтому данный текст не мог написать Чжоу Дуньи — рьяный и ревностный проповедник неоконфуцианства.

Прототип современного начертания диаграммы Тайцзи восходит к даосскому Мастеру Чэнь Туаню (陳摶), который был Учителем Чжан Саньфэня (張三丰), создателя Тайцзи-цюань. Диаграмма Чэнь Туаня называется «Сянь тянь тайцзи ту» («План преднебесного Великого предела») и она не только изображалась следующим образом (см. рис. справа), но и понималась по-другому, чем современное начертание. Здесь вкрапления точек означает принцип объединения Инь и Ян (и поэтому они соприкасаются друг с другом), т.е. тот результат, который должен быть достигнут благодаря практике внутренней алхимии.

Когда же эта диаграмма попала к философу неоконфуцианцу Чжу Си (朱熹) (1130 – 1200), последователю Чжоу Дуньи, то он видоизменил как и ее начертание (преобразовав его к современному виду), так и философское понимание. И вот уже он и способствовал широкому распространению своей новой доктрины. Таким образом, мы видим, что всем известный символ Тайцзи и его толкование ввели в широкий обиход совсем не даосы, а именно философы-неоконфуцианцы. Сделать это было им не очень трудно, поскольку само неоконфуцианство содержит в себе различные идеи заимствованные из даосизма и буддизма, а следовательно его идеи могли легко проникать в эти традиции и, в определенной степени, менять изначальный смысл и объяснение определенных концепций. Также неоконфуцианство в свое время было назначено в качестве основной идеологии государства, а значит, возможность его влияния на другие идеологии была очень значительной.

Теперь же перейдем к особенностям диаграммы Тайцзи, что принадлежит Чжу Си. Ключевой момент этой теории заключается в том, что здесь рассматривается достаточно абстрактное понимание концепции Инь и Ян и отрицается существование «чистых» сил Инь или Ян. Это отрицание выражается на диаграмме тем, что в «черной рыбе» имеется «белый глаз» и наоборот. Т.е. мы наблюдаем здесь исключительно философское воззрение на мировые силы Инь и Ян. Это понимание, конечно же, имеет право на существование и может быть эффективно использовано во многих случаях.

Но, есть большое «Но»! И это «но» возникает тогда, когда в рамках практики внутренней алхимии мы начинаем работать с энергиями Инь и Ян. Здесь мы как раз и столкнемся с тем, что философия философией, а реальность может оказаться совсем другой, чем мы могли себе придумать. В данном случае, это выражается в том, что в ходе практики мы обнаруживаем «чистую» энергию Ян без Инь и энергию Инь без Ян.

Чтобы лучше понимать о чем идет речь, давайте теперь рассмотрим древнюю даосскую диаграмму Инь и Ян, которая более точно отображает отношения между силами Инь и Ян и которую использовал Чжоу Дуньи (см. рис. ниже). Посмотрев на эту диаграмму, мы видим совсем другую картину и взаимоотношения между двумя силами, которые она отображает. И понять то, что здесь нарисовано, может оказаться не так уж и просто.

И вот уже эта диаграмма является очень древней и была сделана в эпоху неолита, а это более чем 3 тысячи лет до н.э. Теперь давайте разберем, в чем же суть древней теории Инь и Ян. На диаграмме мы видим, что черная (Инь) и белая (Ян) полосы симметричны относительно друг друга, и это устанавливает баланс двух противоположных начал. Все это естественный закон Природы – так же как день сменяет ночь, за вдохом следует выдох, вслед за холодом приходит тепло.

Также мы видим, что силы Инь и Ян существуют параллельно и противоположны относительно друг друга. Пустой круг внутри указывает на Единое Изначальное из которого все проистекает. Еще необходимо сказать и то, что сами по себе энергии Инь и Ян не притягиваются, как «+» и «-» , а, наоборот, отталкиваются. Это связано, прежде всего, с тем, что их сила разнонаправлена, т.е. сила Ян заключается в движении от центра к периферии, а сила Инь – от периферии к центру, поэтому они и не могут быть соединены в обычных своих состояниях.  И, тем не менее, во всех живых (материальных) организмах энергии Инь и Ян присутствуют одновременно, и друг друга поддерживают, хотя и могут быть в разных пропорциях, а также собираться в своем чистом виде в отдельных участках тела.

Самым простым примером «чистой» энергии Ян за пределами нашего тела является солнечный свет, а энергии Инь – сила гравитации. При этом само Солнце обладает и энергией Инь, а в центре Земли (ядро планеты) есть энергия Ян. В широко популярной литературе часто говориться о том, что Ян – это «сильное», а Инь – «слабое». Данное утверждение является ошибочным, и, например, ту же силу гравитации никак нельзя назвать «слабой». Необходимо понимать, что обе силы могут быть в разных состояниях, как в активном (сильный Ян и Инь), так и пассивном (слабый Ян и Инь), и именно это понимание лежит в основе теории У Син (пять стихий).

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод: в Практическом Даосизме энергии Инь и Ян – это  вполне конкретные силы, а не абстрактные понятия, как считают в философских кругах.

Так или иначе, обычный человек воспринимает мир дуально, есть субъект (сам человек) и объекты, которые его окружают. И эта дуальность есть ни что иное как все те же Инь и Ян. Целью даосской практики является постижение своей Изначальной Природы, которое возможно через достижения Одного (Единого), что означает исчезновение двойственности и достижения целостного Единства со всем Мирозданием на всех уровнях, от самого грубого до самого тонкого.

В Даосской Школе Чжэнь Дао (как и в других традиционных даосских направлениях) путь к обретению Единства начинается с «очищения ума от загрязнений» и «искоренения омрачений». На уровне работы с энергией базовая методика заключается в том, что мы постигаем ее качества и свойства Инь и Ян и осуществляем их сплавление (匹配阴阳). Это очень непростая задача, исходя из того что энергетические импульсы сил Инь и Ян разнонаправлены, и поэтому можно сказать, что Инь и Ян в теле обычного человека никогда сами по себе не могут слиться воедино, т.к. для них это не естественно. Лишь только благодаря методам внутренней алхимии (нэйдань), человек может добиться их соединения и использовать одновременно, а не по очереди. Когда происходит такое слияние, то человек получает совершенно новые возможности и новый уровень восприятия реальности. Такой результат можно отобразить в следующих диаграммах (см. рисунки ниже).

Они отображает алхимический результат сплавления Инь и Ян, и заметьте, несмотря на то, что в первой диаграмме мы видим таких же «рыбок» как и на «современном» начертании, только вот никаких «глазиков» у них нет. Алхимические диаграммы хорошо отображают динамические процессы двух противоположных сил, поэтому можно говорить о существовании молодого, зрелого и старого Ян и молодой, зрелой и старой Инь. У обычного же человека энергии Инь и Ян не взаимодействуют таким объединенным образом, как указано на рисунках, это характерно только для практикующих внутреннюю алхимию. Поэтому, одной из важнейших целей Практического Даосизма является слияние энергий Инь и Ян, что, по сути, есть первый шаг к обретению бессмертия (просветления) и постижению Дао.

Посмотрите еще:

zhendaopai.org

Китайская философия здоровья, или два начала

Традиционная китайская медицина существует уже более 2000 лет. Самая древняя китайская рукопись "Классика желтого императора" была написана за 200 лет до рождества Христова. Согласно восточной философии, тело и разум человека тесно взаимосвязаны, как человек и природа. Китайская медицина ищет различные способы для обретения гармонии с природой и ее понимания.

Традиционная китайская медицина сосредоточивает свое внимание на человеке и нарушениях, приводящих к заболеваниям.

В основе этой медицины лежит философское понятие "жизненная энергия" - ЧИ. Существует 12 основных меридианов (каналов ЧИ). Каждый из них связан с определенным жизненным органом или функциональной системой. По этим меридианам через неведомые нити энергия ЧИ поступает в каждую клетку тела.

Жизненная энергия представляет собой два противоположных начала: инь и янь. Янь олицетворяет активное, жесткое начало, а инь - пассивное, податливое, женское начало. Они не могут существовать друг без друга, как две стороны одной медали. Их сущность, возможно, лучше всего представлена символом инь-янь. Этот символ - круг, который делится изогнутой линией на две части: белую и красную. Внутри каждой из них есть небольшой круг противоположного цвета.

Кривая линия говорит о постоянно изменяющемся балансе инь и янь, а маленькие круги показывают, что каждый содержит в себе элементы другого начала. Такое толкование символа совпадает с верованием китайцев в то, что вселенная постоянно изменяется. И являясь неотделимой частью этого мира, мы тоже изменяемся.

Два начала - инь и янь - должны поддерживать определенное равновесие в каждом человеке, что позволит нормально работать всем органам тела. Поэтому целью диагностирования в китайской медицине является выявление нарушения баланса жизненной энергии и дисгармонии. Соответственно лечение должно помочь человеку восстановить баланс этой энергии, восстановить гармонию и здоровье.

В традиционной китайской медицине лечение очень индивидуально. Если к врачу придут двое больных с одинаковыми проблемами, это не означает, что лечение будет одинаковым. Врач обращает особое внимание на причины, вызвавшие нарушение равновесия, которое и способствовало развитию того или иного заболевания.

Врачи китайской медицины используют относительно простые, но очень эффективные способы диагностики: прослушивание, осмотр, пальпацию, измерение пульса, опрос.

Большинство способов обследования, применяемых китайскими врачами, хорошо известны, но один из них - измерение пульса - является уникальным. В ортодоксальной медицине определение пульса предполагает обычный подсчет количества сердечных ударов. В китайской медицине изучение и определение пульса длится долго и помогает определить состояние всего организма и выявить области дисгармонии. Подсчет пульса определяется врачом путем надавливания различной силы на лучевые артерии на обоих запястьях. Это дает возможность определить по пульсу ток жизненной энергии ЧИ в теле и энергетические нарушения равновесия и их причины. Китайские врачи могут определить до 30 различных типов пульса.

Еще один интересный аспект традиционной китайской медицины, помогающий в установлении диагноза, - состояние языка: врач определяет окраску, толщину и расположение налета на нем.

Эти способы применяются для оценки восьми основных первопричин. Их суть состоит в уравновешивании следующих четырех противоположностей:

- инь и янь;

- жара и холод;

- недостаток и избыток;

- внутреннее и внешнее.

В китайской традиционной медицине считается, что каждый орган человеческого тела имеет не просто специфические функции, но и определенную взаимосвязь с другими органами. Например, сердце является не просто перекачивающей кровь машиной. Оно считается частью круга кровообращения, кровеносным сосудом, а также местом накопления духовной силы - шэнь.

Большое количество разнообразных способов лечения используется в традиционной китайской медицине для устранения симптомов заболевания, восстановления энергетического баланса и "перестройки" жизненной энергии ЧИ у любого человека.

Вот некоторые из них: акупунктура, лечение сигарами, точечный массаж.

Акупунктура - это введение тонких, с волос толщиной, игл в определенные точки тела. Акупунктура применяется для коррекции потоков жизненной энергии, что приводит к восстановлению здоровья и жизнеспособности.

Китайская медицина признает, что 12 основных меридианов образуют невидимую сеть, которая доставляет "жизненную энергию" ЧИ ко всем тканям человека. Акупунктура стимулирует особые точки, расположенные вдоль этих путей, чтобы сбалансировать ЧИ, усиливая потоки жизненной энергии или изменяя ее направление. Китайские целители верят, что меридианы обеспечивают связь между внешним миром и внутренними органами. Они считают, что стимуляция их может непосредственно влиять на процессы, происходящие внутри организма. Акупунктура не только лечит существующие нарушения, но и способствует укреплению здоровья, повышает работоспособность и предотвращает развитие заболеваний.

Китайские врачи в лечении некоторых заболеваний применяют метод лечения сигарами. Этот процесс заключается в применении тепла в энергетически активных точках тела для стимуляции потока ЧИ.

Врачи сжигают листья полыни обыкновенной в виде палочек (сигар). Тепло от них распространяется достаточно глубоко и восстанавливает баланс и ток энергии ЧИ. При лечении сигарами конец зажженной палочки полыни держат рядом с акупунктурной точкой (не очень близко к коже, чтобы не обжечь). Применение тепла в жизненных точках работает по тому же принципу, что и акупунктура.

Первые упоминания о китайском точечном массаже относятся к 200 году до нашей эры. При проведении массажа китайские врачи применяют как стимулирующие, так и успокаивающие приемы. Они используются для лечения и облегчения множества состояний, включая боли в животе, простудные заболевания, головные боли, бессонницу, люмбаго, судороги в икроножных мышцах. Обычно применяют сочетания следующих приемов:

- ма - растирание ладонью или подушечками пальцев;

- та - сильный щипок подушечками пальцев;

- пай - похлопывание ладонью или подушечками пальцев;

- ан - быстрое и ритмичное надавливание большим пальцем, ладонью или тыльной частью кисти, сжатой в кулак;

- ни - сжимание и скручивание кожи над пораженной областью тела подушечками большого и указательного пальцев обеих рук;

- туй - толчки, вызывающие легкую вибрацию;

- нинь - щипок и напряжение кожи с приподниманием кожной складки.

Лечебный массаж эффективен при самых различных состояниях. Он уменьшает тревогу и проявление депрессии, облегчает боль. Массаж нужен и для поддержания хорошего тонуса организма. Например, традиционный оздоровительный массаж включает массаж в области глаз, ушей, лба и всего тела. Он улучшает циркуляцию крови в организме и приводит к гармонии функции всех органов. Чтобы прибегнуть к такому массажу человек не должен ждать проявлений какого-либо заболевания, а прибегнуть к его помощи в профилактических целах. Не ожидать накопления усталости до такой степени, чтобы почувствовать себя плохо, а снимать ее регулярно, не доводить бессонницу до крайнего состояния (когда чтобы заснуть, надо прибегнуть к таблеткам). Профилактический общеукрепляющий точечный массаж позволяет затормозить старение организма и поддерживать себя в постоянно бодром, работоспособном состоянии.

Китайская медицина является холистической, или целостной. Это означает, что она направлена на весь организм человека в целом. При этом диагностическое исследование нацелено на выявление характера дисгармонии и дисбаланса, а лечение - на поиски путей восстановления нарушенного равновесия.

Организм человека представляет собой сложную биологическую машину. Если умело ей управлять, она прослужит долго и безотказно. Улучшить состояние организма можно в любом возрасте.

mirznanii.com

Закон Инь Янь

Закон Инь Янь (阴阳) описывает статические взаимоотношения вещей сквозь призму двух полярных аспектов в отличии от философии У Син, или пяти элементов, которая описывает динамические превращения вещей посредством пяти фундаментальных процессов.

Законы  Инь Ян (阴阳)

Все трансформации во Вселенной являются частью процесса нахождения единого равновесия.

Законы  Инь Янь описывает отношения между двумя полярными аспектами, Инь и Ян. Во всем сущем и во всех феноменах Инь   Янь (阴阳) имеют такие взаимоотношения:

Главное  знать, что Инь  Ян - это не вещи, а характеристики вещей. Философия демонстрирует, как природа существует и трансформируется.

Законы  Инь янь является основой китайской традиционной медицины.  В  древнекитайском медицинском трактате "Су Вэнь"  сказано: " Когда избыток Инь, заболевает Ян, когда избыток Ян, начинает болеть Инь". В этой же медицинской книге  описывающей философию Инь Янь также указано: " Инь находится внутри и охраняет Ян, а Ян находится снаружи и бережет Инь".

Применение законов  Инь Янь (阴阳) в медицине:

Все органы и ткани человека связаны в единое целое и подразделяются на две категории - Инь и Ян.  В медицинской анатомии:

По своей функции органы человека делятся на плотные органы, которые относятся к Инь, и полые органы -Ян.

Заболевание -это результат потери естественного баланса между Инь и Ян.  Кстати, суть метода иглоукалывания состоит в восстановлении равновесия между Инь  Янь (阴阳).

Четыре Закона  Инь  Янь (阴阳)

Два аспекта, темный и светлый, представляют две противоположные силы в каждом Тай-Тзи - в каждой вещи, в каждом процессе, каждом действии, каждой мысли. Их взаимоотношение динамично, а не статично; они перемешаны  и не существуют отдельно один без другого; они Символ противоположностей постоянно взаимодействуют. Белая точка на темной стороне и черная точка на белой стороне символизируют присутствие Ян в Инь и Инь в Ян; а поскольку точка - это круг, она тоже является полным Тай Цзи. Каждая часть содержит в себе семена другой, без этого они не смогли бы превращаться одна в другую.

Взаимодействие между Инь  Ян (阴阳) традиционно описываются четырьмя законами:

  1. Инь Янь объединяются т противостоят друг другу;
  2. Инь Янь являются причиной друг друга;
  3. Инь и  Ян растут и уменьшаются;
  4. Инь  иЯнь преобразуются друг в друга.

Закон  1. Инь  Янь объединяются и противостоят друг другу.

Каждое явление во вселенной имеет два аспекта: верх и низ, правый, левый, небо и земля, динамика и статика, жара и холод. Крайний контраст существует между Ци и формой.  Они отдельны, но объединяются в один феномен. Будучи отдельными, они  создают импульс для развития каждой вещи, будучи объединенными, они поддерживают динамическое равновесие и взаимосвязь. Все вещи развиваются и угасают в процессе взаимного ограничения и сотрудничества Инь и Янь.

Закон 2. Инь и Янь являются причиной друг друга

Один аспект не может существовать без друго: если нет верха, не может быть и низа, если нет левой части, тонет и правой части. Один аспект может существовать, только если существует другой аспект. В природе существует фундоментальноя полярность энергии Ци и форма. Если живой организм не имеет энергии Ци, он не может обладать формой, и наоборот: без формы не может проявляться функция, без  энергии Ци нет физиологического преобразования, а значит нет и самой жизни. Изолированная Инь не может дать жизнь, изолированный Янь не может расти.

(阴阳) Инь Янь  Таблица

Инь

Янь

Земля

Небо

Луна

Солнце

Ночь

День

Мать

Отец

Женское

Мужское

Низ

Верх

Правое

Левое

Холод

Жар

Вода

Огонь

Гора

Вода

Статичное

Динамичное

Вдох

Выдох

Закрытое

Открытое

Горизонтальное

Вертикальное

Отступление

Наступление

Неудача

Успех

Материал

Функция

Форма

Ци

Квадрат

Круг

Внутреннее

Внешнее

Мягкое

Твердое

Проигрыш

 Выигрыш

Мир

Война

Медленно

Быстро

Это обобщенная таблица  Инь Ян. Медицинские таблицы органов Инь ян можно посмотреть  здесь.

Закон 3. Инь и Ян растут и уменьшаются.

Они противоположны и взаимозависимы, но никогда не пребывают в статическом состоянии. Они всегда изменяются. Если оного недостаточно, значит другого в избытке, это используется в  традиционной китайской медицине. Обычно в организме существует предел уменьшения или увеличения, что позволяет поддерживать здоровье человека. Если они превосходят этот предел, ситуация выходит за рамки нормы, что приводит к болезни.   На социальном уровне вызывает социальный каллапс.

Закон 4. Инь Ян преобразуется друг в друга.

В традиционной китайской медицине  согласно законам  природы Инь  Ян взаимно преобразуются. День превращается в ночь, а ночь в день.  Объекты могут преобразовываться друг в друга, потому что каждый объект содержит в себе возможность возникновения другого.  Поэтому любой Жизненная энергия успех несет в себе семя поражения, а любое поражение несет в себе семя успеха и возрождения. Количественные изменения могут перерасти в качественные.

Люди говорят о быть "в гармонии с природой".  Быть в гармонии - значит быть в равновесии. Когда  вещи находятся в равновесии они резонируют. Когда они резонируют, вся ци соединяется, когда Ци соединяется, она течет и дает жизнь.. Вот почему важно видеть дальше формы, добираясь до Ци. Тогда если что-то пойдет не  так, к примеру человек заболеет, мы сможем проследить проблему до ее источника: до Ци, - не ограничиваясь внешними проявлениями. Ци и форма постоянно превращаются друг в друга, как волна и частица  света. 

re-fleks.com

что это такое и значение этого символа

Наверное, нет ни одного человека, который бы не слышал о китайских символах Ин Янь: женском и мужском начале, светлой и темной стороне жизни. Но глубинное понятие Инь Янь никогда не было закреплено за парами противоположностей, оно находится далеко за рамками упрощенного представления о биномах горячего-холодного, дневного-ночного. Это целая философия.

Но нас интересует практическая сторона понятия. Почему мы не можем быть только хорошими или только плохими? Как примирить противоположности в самом себе? Как обрести долгожданную гармонию? В магическом пространстве ин ян ни одно явление не бывает постоянным. Все меняется, перетекает, порождает новые формы. Вот это состояние и стоит научиться ловить.

Что такое инь и янь

Инь Янь — это концепция двух диаметрально противоположных и взаимодополняющих начал, идеальный инструмент, порождающий все в нашем мире (явление, материю, силу). Эти начала или энергии есть внутри каждого из нас, в жизни, семье, мире, космосе. Крайние состояния – это состояния ограничения, некая «конечная остановка». Истинное развитие происходит только при постоянном взаимодействии противоположных сил, их гармоничном взаимодействии.

Самое образное описание энергий инь янь – это сравнение с переменным током. Энергия Ян – это положительный заряд. Он полон необузданной энергии, которая в любой момент может привести к взрыву. Энергия Инь – холодный отрицательный заряд, способный заморозить все вокруг. Пока сила зарядов одинакова, системой правит дух равновесия. Но достигнутое равновесие – отнюдь не статическая величина. Достигнув пика, одна из энергия идет на спад, другая нарастает. Как и переменный ток, движение инь-янь происходит не одномоментно, а волнообразно. В какие-то моменты одна и сил превышает другую, но в итоге они снова уравновешиваются.

Для человека важно научиться принять это в себе, не бороться с внутренними энергиями, а следовать им. Так, с наступлением белого дня кипучая энергия Янь усиливается: улучшается пищеварение, мозговая и физическая активность. Когда энергия бьет через край, можно смело идти в бой, решать проблемы. С наступлением ночи на первое место выходит энергия спокойствия Инь. Температура тела слегка понижается, пищеварение практически замедляется, мозг засыпает от усталости. Не нужно сопротивляться, лучше успокоиться, дать себе отдохнуть. Но это касается жаворонков. У сов пики энергии приходятся на другие часы. И в этом снова проявляются противоположности.

Недоказанная история возникновения понятия ин и янь

Хотя исследователи утверждают, что понятие было заимствовано из буддизма, описание понятия инь янь были одним из древнейших космологических символов в китайской культуре. Понятие в первую очередь описывалось как периодическая смена хаоса и порядка. Но явление нельзя считать исключительно китайским. В религиях многих стран на этапе зарождения описывалась дуальная система борьбы добра со злом. Знакомое нам графическое изображение появилось намного позже.

Что такое инь янь впервые было описано в традиционном китайском учении Даосизма, включающего элементы религии и философии. Как религиозно-философское течение даосизм возник где-то в VI-V веке до нашей эры. Создателем учения считают философа Лао-Дзы, написавшего книгу «Дао Дэ Цзин». Но о жизни этого мыслителя доподлинно ничего не известно. Есть мнение, что авторство книги принадлежит не одному человеку, а целой группе философов.

В теории даосизма инь и янь описывают так: центральное место занимает Дао как сущность бытия. Само по себе понятие Дао рассматривается как двойственная и противоречивая сущность (одинокая и всеохватывающая, бездеятельная и деятельная). Дао – это дух, порождающий субстанцию Ци. Именно из Ци выделяются две противоположные энергии: ин и ян. Эти две энергии порождают пять стихий, из которых и зарождается все сущее на Земле. Все сущее проходит круг развития и возвращается в небытие Ци, а жизнь – это бесконечный круговорот стихий и энергий. В отличие от других религиозных учений, где Высшие силы – это борющиеся со злом силы добра, даосизм призывает познать обе стороны, чтобы обрести себя. «Мудрый человек гибок» говорят последователи даосизма.

Инь и янь: значение намного глубже, чем представляется на первый взгляд

Из современных авторов-исследователей учений Дао чаще цитируют востоковеда, доктора исторических наук Маслова А. А. В своих книгах он рассказывает об «ИньЯнь» как о сложной китайской концепции восприятия мира снаружи и внутри себя. Одновременно автор считает, что в большинстве публикаций понятие слишком примитизированно.

Например, описание энергии чаще всего разделяют на:

Ян (светлая сторона) Инь (темная сторона)
Мужское Женское
Небо (более легкое) Земля (более тяжелое)
Движение (активное) Бездействие (спокойствие)
Максимальная сила Бессилие
Горячее Холодное
День (свет) Ночь (отсутствие света)
Пресыщение Голод

Автор называет такое деление не более, чем мифом, хотя подобную трактовку можно встретить даже в популярной китайской литературе. Глубинное понимание лежит далеко за рамками такого упрощенного описания. Оно находится на уровне философского мировоззрения о духовном-материальном, добре-зле. Мистическое кольцо на изображении Инь и Янь символизирует постоянное порождение противоположных сил, которые по отдельности существовать не могут.

Так что упоминание об инь и ян как о женском и мужском начале не означает отдельно мужчину и отдельно женщину. Мужское и женское присутствует внутри каждого человека: в характере, эмоциях, организме, поступках, отношениях личной жизни, карьере. Эти понятия не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Когда мы учимся признавать в себе одновременно две энергии инь янь, значение этого символа становится объемным, целостным.

Сегодня существует много тренингов, книг и материалов, муссирующих одну из сторон. На женских тренингах, например, не рассказывают, что означает инь янь в полной мере. Участниц учат искать и развивать в себе женское начало, но не говорят, что делать с мужским. На семинарах обучают позитивному мышлению, но не вспоминают о пользе негативных мыслей или эмоций. Но ведь именно золотая середина позволяет отыскать внутреннюю гармонию, о которой мечтают усталые жители планеты.

Как обрести гармонию с собственной душой

Считается, что большинство болезней уйдут после восстановления душевного равновесия. Это действительно так. Но вот как обрести душевное равновесие – загадка. Сколько людей, столько способов. Если экстраверту для спокойствия достаточно «выйти в люди», поболтать по телефону, то интроверту нужна хорошая книга с полным уединением. Но и до этого нужно дойти самостоятельно. Ведь гармония с миром начинается с гармонии в собственной душе.

Отыскать настоящее «Я»

Мы с детства наращиваем слои представлений о самом себе, так что в сознательном возрасте искренне считаем их своими. Но действительно ли качества, которые мы называем личными, отражают наши внутренние стремления? Психологи отвечают «нет». Человек – это сумма моделей поведения и черт характера людей, окружавших его с детства. К ним привыкаешь.

Зато собственное «Я» настолько сложное, многогранное и многослойное, что взрослые предпочитают спрятать его от самих себя и от окружающих. До определенного времени это срабатывает. Но длительное игнорирование своих душевных порывов лишает сна, здоровья, интереса к жизни счастья.

Как понять, что встреча с собой состоялась? Когда мы действуем в согласии с внутренними порывами, душа начинает звенеть и резонировать. Психологи называют это состоянием потока. В этом состоянии человек постоянно ощущает удовлетворение своей работой, развитием, достижениями, результатом. Он кайфует от жизни, он счастлив.

Внешний мир – это отражение внутреннего состояния

Оказывается, мы сами призываем обиды в свою жизнь. Происходит это бессознательно, но регулярно. Психологи сравнивают новорожденного ребенка с идеальным шариком. Под влиянием разных людей, воспитания, неудач шарик начинает искривляться, получает сильные вмятины от недостатка любви или, наоборот, наросты от ее переизбытка.

Но Вселенная стремится к гармонии, поэтому посылает людей или события, помогающие нам обратить внимание на самого себя и снова принять идеальную форму. Например, гиперответственному человеку приходится работать с безответственными людьми, нетерпеливый все время попадает в пробки или очереди, обидчивого постоянно обижают.

И стрессы продолжаются до тех пор, пока человек не осознает простой, но понятный принцип: причиной всех жизненных неудовлетворенностей является он сам. А Вселенная таким способом указывает на то, что гармония жизни нарушена. Поэтому обижаться на других бесполезно. Все неурядицы – это запросы «деформированной» души.

«Другой» внутри нас

Внутренний дисбаланс не так безобиден, как кажется. Его можно сравнить с включенными фарами в припаркованной машине. Казалось бы, какая мелочь, но через некоторое время водитель садится в машину, но не может ее завести. Потому что маленькие лампочки вытянули весь заряд аккумулятора.

Наше бессознательное – это «другой» внутри нас, которого мы постоянно вытесняем и тратим на это массу энергии. Мы ненавидим готовить, но учимся варить борщи. Мы мечтаем о поездке в горы, но отправляемся с друзьями на море. Но наше настоящее «Я» и те качества, что мы признаем за собой, постоянно конфликтуют. Подобные конфликты деструктивны и чрезвычайно болезненны для души.

«Другой» внутри нас – это наше бессознательное. Оно проявляется во снах, оговорках, незапланированных поступках, иногда пугает или даже бесит. Но это не так уж страшно, ведь мы не обязаны постоянно вести себя хорошо. Даже негатив нужно пережить полностью. а негативные мысли можно научиться работать на благо.

Сила негативного мышления

Пропаганда позитивного мышления продолжает победоносно маршировать по миру, доходя порой до абсурда. Но те, кто действительно стремится найти внутренний баланс, вынуждены учиться мыслить негативно. Не ныть или сетовать на непредвиденные обстоятельства, а учиться видеть опасности заранее, встречать их подготовленным.

Например, не верить всем подряд, учиться видеть темные стороны отношений, других людей и свои собственные, предвидеть возможные ошибки или перестать спасать окружающих без их желания. Да, мы учимся, когда нам больно. Но негативное мышление позволит нам безболезненно принять свое настоящее «Я».

Но не стоит путать негативное мышление с негативными повторяющимися мыслями. Негативное мышление – это, скорее, здравый смысл, умение критически оценить ситуацию. Зато негативные мысли нас угнетают. Перефокусировать мозг на поиск гармонии помогут несколько действенных упражнений для души. Стоит перепробовать несколько, чтобы найти то, единственное:

Выводы

wikigrowth.ru