Простое предложение и его грамматическая основа. Грамматическая основа предложения таблица


Грамматическая основа предложения с примерами

znaivse.biz

Предложение. Грамматическая основа. Подлежащее, сказуемое.

«Предложение. Грамматическая основа»

Предложение — это синтаксическая единица, содержащая мысль и состоящая из одного или нескольких слов. При помощи предложения можно выразить мысли и чувства, приказ, просьбу и т.д. Например: Утро. Солнце поднимается из-за горизонта. Отвори окно! Какое чудесное утро!

Предложение является минимальной единицей высказывания. В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов. Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.

Отличительные признаки предложения:
  1. Предложение — это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
  2. Предложение — основная единица общения.
  3. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
  4. Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
  5. Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.

Лексическое значение предложения — это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.

Грамматическое значение предложения — это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания. Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие). Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).

 

По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)

По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).

По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными, например: В холодном зале таинственно дремлет ёлка (полное предложение). Стакан — копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит). (По И. Шмелеву)

Грамматическая (предикативная) основа предложения

Предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. Например: Мороз. Беленькая красавица берёзка. Мне боязно. Стоит над Москвой радуга. (По И. Шмелеву)

Грамматическая основа может включать как оба главных члена предложения, так и один из них — подлежащее или сказуемое. Звёзды меркнут и гаснут. Ночь. Морозит. (И. Никитин)

По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее — главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего:
  1. Имя существительное в именительном падеже или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного. Между тем небо (сущ.) продолжало расчищаться. Наши павшие (прич) — как часовые.
  2. Местоимение в именительном падеже. Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих снов золотых, этой веры глубокой (А. Блок).
  3. Неопределённая форма глагола. Работать было не трудно, а главное — весело (П. Павленко).
  4. Фразеологизмы. Золотые руки были у этого мастера (П. Бажов).
  5. Неделимое словосочетание. Мы с товарищем выехали до восхода солнца (М. Шолохов).

Сказуемое — главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).

Грамматическое значение сказуемого выражается глаголом в форме одного из наклонений:

Не волний того, что не сбылось… (С. Есенин)

Сказуемое может быть простым и составным.

Отличие предложения от словосочетания

Предложение — это всегда законченная мысль, в отличие от словосочетания, которое представляет собой лишь один какой-то фрагмент предложения и не является относительно законченным сообщением. Предложение:

 

Конспект урока «Предложение. Грамматическая основа».

Следующая тема: Второстепенные члены предложения

Предложение. Грамматическая основа

4.5 (90%) 2 votes

uchitel.pro

Тема: Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. | Поурочные планы по русскому языку 11 класс

Тема: Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.

24.07.2013 16181 0

 Цели: закрепить сведения по способам выражения подлежащего и сказуемого; формирование навыков определения грамматической основы; воспитание языкового чутья.

 

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, таблица «Способы выражения главных членов предложения».

Ход урока.

I. Лексическая разминка.

Задание: выписать многозначные слова, составить с ними словосочетание таким образом, чтобы проявились разные значения многозначных слов.

 

Вода, строка, воробей, дерево, рекорд, случай, деятель, достоинство, культурный, свежий, организовать, рассуждать.

 

II. Проверка домашнего задания.

Устное сообщение по теме «Виды предложений» по плану, составленному дома.

III. Работа по теме урока.

1.      Повторение признаков подлежащего и сказуемого.

Укажите предложение, в котором правильно выделена грамматическая основа.

О нем, собственно, никто и не мог еще знать правды.

Мне захотелось заставить вас рассказать что-нибудь.

В тайге темнеет рано.

Сынок, уезжаешь ни с чем?

У него была своя история.

Пыль принес ветер.

·         Что входит в грамматическую основу предложения?

·         Что называется подлежащим?

·         Способы выражения подлежащего.

·         Дайте определение сказуемого.

(Признаки подлежащего учащиеся вспоминают вместе с учителем и записывают в тетрадях:

1) субъект высказывания;

2) предмет речи;

3) грамматически связано со сказуемым;

4) должно стоять перед сказуемым.)

2. Выполнение упражнения 373.

3. Повторение типов сказуемых.

Используя материал учебника (с. 251), учащиеся вспоминают типы сказуемых.

Задание: записать предложения. Определить тип сказуемого:

1. Как вы намерены действовать?

2. Вокруг все так уныло, голо, безлюдно.

3. На днях мы будем наблюдать затмение Луны.

4. Летом мать поедет лечиться в санаторий.

5. Надо полагать, ветер не скоро стихнет.

IV. Итог урока.

Знакомство со Спецификацией контрольных измерительных материалов  единого государственного экзамена  2010 года по русскому языку.

V.      Домашнее задание.

1. § 73.

2. Упражнение 374.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«ГРАММАТИЧЕСКАЯ (ПРЕДИКАТИВНАЯ)  ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ».  (ЕГЭ. Задание А 8.)

 

     I.              Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений текста?

ничего не знал (предложение 3)

он, вероятно, не знал (предложение 3)

он не знал (предложение 3)

выдвинул проект (предложение 5)

(3) Он, вероятно не знал ничего о книгах Циолковского. … (5) По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли.

  II.              Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

композитор не мог различать (предложение 3)

который не мог различать (предложение 3)

потом выяснилось (предложение 6)

эти два вида слуха (предложение 6)

(3) Но вот у нас под наблюдением был один известный композитор, который после болезни не мог различать звуки речи. … (6) И действительно, как потом выяснилось, эти два вида слуха даже формируются в разных областях головного мозга.

 III.            Какие слова не являются грамматической основой в одной из частей сложного предложений текста?

что приводит (предложение 3)

оно повысилось (предложение 4)

нет движения (предложение 4)

это приводит (предложение 5)

(3) Атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа на планете. (4)Такой тревожный рост содержания СО2 сейчас констатируется не только в городах, где оно повысилось в 3-5 раз, но даже и на Южном полюсе, в центре Антарктиды, где автомобильного движения нет. (5) Углекислый газ, как стекло, пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу дальше за пределы Земли, а это приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы.

 IV.            Какое сочетание слов является грамматической основой во втором (2) предложении текста?

фрагменты должны

фрагменты должны войти

все должны войти

войти в реферат

(2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.

    V.            Какое сочетание слов является грамматической основой в простом или в одной из частей сложного предложения текста?

излучение было (предложение 3)

являются колебание и вращение (предложение 4)

электромагнитные волны излучают (предложение 5)

излучают тела (предложение 5)

(3) Невидимое излучение (учитывая его место в спектре)было названо инфракрасным. (4) Источником инфракрасного излучения являются колебание и вращение молекул вещества. (5) При этом электромагнитные волны излучают нагретые тела, молекулы которых движутся особенно интенсивно.

 VI.            Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

интуиция и воображение необходимы (предложение 3)

страсть бывает слепой (предложение 4)

это может (предложение 5)

может направить (предложение 5)

(3) Действительно, страсть к науке, интуиция и воображение необходимы подлинному учёному. (4) Но страсть бывает слепой, а чувства нередко обманывают человека. (5) Иногда это может направить на ложный путь исследователя, первоначально натолкнувшегося на новые интересные факты.

VII.            Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

выходит из строя (предложение 2)

никогда не говорит (предложение 4)

как нарушена (предложение 5)

перестало (предложение 5)

(2) Если выходит из строя любой из них, то распадается сразу несколько функциональных систем, в которые он входил как функциональное звено. (4) Поэтому нейропсихолог никогда не говорит: у человека нарушена та или иная функция. (6) Он обязательно выясняет, как она нарушена и что ещё одновременно с этим перестало работать в организме.

VIII.            Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

гибнет в мире несколько видов (предложение 2)

положение угрожающее (предложение 4)

вид млекопитающих исчезает (предложение 4)

уничтожение гораздо более опасно для человечества (предложение 5)

(2) Сейчас ежедневно в мире гибнет в среднем несколько видов животных и растений, и темп этого вымирания нарастает. … (4) Везде положение угрожающее: один вид млекопитающих u1080 исчезает за 3-5 лет, в среднем же мы теряем в год, по-видимому, несколько видов животных и растений. (5) Уничтожение биологического разнообразия гораздо более опасно для человечества, чем даже изменение климата или сокращение озонового слоя.

 IX.            Сколько грамматических основ в предложении?

С утра до вечера на площадях устраивали митинги, ораторы поднимались на балконы и произносили пламенные речи, обращаясь к стоящим внизу; по улицам бесконечным потоком шли демонстранты.

1) одна 2) две 3) три 4) четыре

    X.            Практические задания:

1) Составьте шесть-семь вариантов задания А8, подбирая для этого различные способы выражения грамматической основы.

2) Выделите все грамматические основы в предложениях.

 

Их стали называть пароходо-фрегатами, потому что они по-прежнему сохраняли и парусное оснащение. Теперь паровую машину можно было располагать в глубине корпуса корабля, что повышало её защищённость от вражеского огня. Такое нововведение позволило оснащать паровыми машинами, приводящими в движение гребной винт, и большие линейные корабли. Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность, другим - экспериментировать с целью выявления неизвестных закономерностей. Усилиями множества людей разных стран и времён постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле. Их значительно больше, чем растений. А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения. Дело в том, что их проникающая способность, а другими словами, их жёсткость, зависит от энергии их фотонов: фотоны более короткой длины волны проникают глубже. Принято называть излучение длиной волны более 0,1 нм мягким, а остальное – жёстким. Характерной особенностью этой части атмосферы является убывание температуры с высотой в среднем на шесть градусов на километр. В стратосфере в основном сосредоточен озон, который поглощает большую часть ультрафиолетового излучения Солнца, губительно действующего на многие организмы.

 

tak-to-ent.net

Простое предложение и его грамматическая основа

Урок 4. Простое предложение и его грамматическая основа (§ 4)

Цели урока: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), ВИДЫ односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого; 2) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого; 3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.

I. Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации. Один ученик из первой группы записывает на доске та блицу из упр. 23 на с. 15.

Второй ученик записывает более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.

Третий ученик читает текст, подтверждающий мысль В. Г. Костомарова о «размытости границ между стилями текста.

II. Актуализация опорных знаний учащихся в форме вопросно-ответной беседы.

— Что такое предложение?

— Чем оно отличается от словосочетания?

— Как связываются слова в словосочетании и предложении?

— Какие виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях вы знаете?

— Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.

III. Работа над темой урока (по учебнику).

1. В упр. 28 на с. 17 девятиклассники записывают текст К. Г. Паустовского, расставляют знаки препинания, подчёркивают грамматическую основу, находят однородные члены, составляют их схемы.

Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить особенности однородных членов (отвечают на один вопрос, являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному члену предложения или поясняются одним членом предложения, равноправны друг другу и соединены между собой сочинительной связью, произносятся с соответствующей интонацией).

2. Перед выполнением упр. 29 следует повторить тему «Тире между подлежащим и сказуемым по таблице.

Таблица 4

Тире между подлежащим и сказуемым

ставится

не ставится

1) —

Сущ., числ. в И. п.

Лес — друг человека.

Пятью пять — двадцать пять.

2) —

Неопр. ф. глаг. — неопр.

ф. глаг.

Жить на свете — значит постоянно бороться и побеждать.

3) — .

Неопр. ф. глаг. — сущ.

Сущ. — неопр. ф. глаг.

Выспаться — моя мечта!

Наша задача — хорошо учиться.

4) — это, вот

Перед этими словами.

Чтение — вот лучшее учение.

1) Как .

Пшеничное поле как огромное море.

2) Личн. мест. .

Он человек необычной судьбы.

3) Не .

Старость не радость.

П р и м е ч а н и е

Если логическое ударение падает на личное местоимение, то тире между ____ и может ставиться.

Ты — лучший человек на свете.

В упр. 29 учащиеся записывают стихотворные строки В. И. Кочеткова, подчёркивая грамматические основы предложений и ставя тире между подлежащими и сказуемыми, чертят схемы сложных предложений.

3. Учащиеся выполняют упр. 31, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, подчёркивают грамматические основы, определяют вид сказуемого, тип односоставных предложений.

Рекомендации учителю: перед выполнением упр. 31 необходимо повторить основные группы односоставных предложений по таблице.

Таблица 5

Вид предложения

Форма выражения главного члена

Примеры

Назывные (номинативные)

Выражен существительным в И. п. или сочетанием числительного с существительным

Май. Одиннадцать часов ночи.

Определённо-личные

Выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или 2-го лица повелительного наклонения

Замечаю под крышами голубоватые сосульки.

А приглядитесь к снегу!

Неопределённо-личные

Выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении

Газеты доставляют по утрам. Сообщили бы заранее о резком похолодании.

Безличные

Выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в Р. п. с частицей ни или не

Зимой рано смеркается. В темноте ничего не разглядеть. В подъезде пока ещё слабо освещено. Тихо вокруг. Рядом ни души.

IV. Контроль за пониманием темы.

Тестовые задания

1. Какое из предложений является назывным?

а) Вы, я вижу, любите природу.

б) Неудача не смутила фигуриста.

в) Вот деревенская улица.

г) Приветствую тебя, пустынный уголок!

Ответ: в.

2. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.

а) носят в) прочитают

б) не рассказали г) посмотрю

Ответ: г.

3. Найдите ошибку в характеристике предложения.

Дела словом не заменить.

а) простое в) безличное

б) односоставное г) распространённое

Ответ: в.

4. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?

а) Нельзя перегибать страницы книги.

б) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

в) Исхода нет.

г) Мне было весело вдохнуть свежесть лесов.

Ответ: б.

5. Укажите определённо-личное предложение.

а) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.

б) Кругом не было ни души.

в) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.

г) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону девичьего поля.

Ответ: в.

♦ Задание творческого характера. Напишите сочинение-миниатюру «Осень в парке», используя для описания природы односоставные предложения.

V. Подведение итогов работы.

VI. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) первая группа учащихся выполняет упр. 30 на с. 18 письменно;

б) вторая группа учащихся составляет текст на тему «дисциплина — свобода или необходимость?», используя односоставные предложения.

kopilkaurokov.ru

Урок-практикум "Грамматическая основа предложения" - русский язык, уроки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октемская СОШ им.П.И.Шадрина»

Урок-практикум

«Грамматическая основа предложения»

Разработала

учитель русского языка и литературы

А.Ф.Архипова

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

С целью выработки умений быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции предлагаем ряд упражнений, где особое внимание уделяется определению грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого.

От способов выражения главных членов предложения часто зависит характер сообщаемой мысли. В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи (употреблённой в роли существительного), что открывает широкие возможности для передачи тончайших смысловых оттенков высказывания. Неумение использовать это богатство порождает речевые недочёты.

Систематическая работа над определением грамматической основы, способов выражения главных членов предложения подготавливает учащихся к выполнению одного из самых сложных заданий части А, а также редактированию и составлению связных текстов, что очень актуально для учащихся вечерней школы.

Для урока-практикума отобраны небольшие по объёму предложения, так как с ними удобнее работать, они не громоздкие, и это позволяет привлечь большое количество разного материала. Такие предложения идеально подходят для того, чтобы учащиеся вечерней школы оттачивали своё умение находить грамматическую основу.

Урок-практикум «Грамматическая основа предложения»

Цель урока: с помощью большого количества практических заданий научиться находить грамматическую основу предложения; уметь определять типы сказуемых, способы выражения главных членов предложения.

Оборудование: карточки с заданиями, схемы, плакаты, слайд, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

1.Объявление темы и цели урока.

2. Беседа:

- Какая фраза является предложением, какая нет? Почему?

-Какая из двух следующих фраз является предложением? Докажите.

-Изучая пословицы и поговорки, мы никогда не узнаем точного

времени их появления.

-Их афористическая сжатость и точность суждения о различных

сторонах жизни человека.

- Зачем нужна грамматическая основа?

- Что входит в грамматическую основу?

- Что обозначает подлежащее? На какие вопросы отвечает?

(на стене – плакаты с вопросами к подлежащему и сказуемому)

3. Выполнение упражнения (карточка с заданием у каждого учащегося).

Найдите подлежащее:

1) Над землёй летели лебеди.

2) Пленный что-то говорил.

3) Завтра они должны вернуться в город.

4) Десять делится на два.

5) Писать сочинение не так-то просто.

6) Сегодня все учащиеся сдали экзамен.

7) Уже наступило завтра.

8) В тишине резко прозвучало «ой».

9) Мать с сыном вошли в подъезд.

10) Кто-то из соседей вкрутил лампочку.

11) Каждый из нас готов выполнить это задание.

12) Завтра три товарища отправятся на охоту.

13) Большинство студентов работали в стройотряде.

4. Проверка работ.

- Сделайте вывод о способах выражения подлежащего.

5. Выполнение упражнения (карточка у каждого учащегося).

Выберите вопрос к сказуемому:

1) По утрам крыши обрастали блестящей бахромой из ледяных сосулек.

2) Старик вернулся в свою избушку.

3) Волга – могучая, полноводная река.

4) Ф.И.Тютчев – великий русский поэт.

5) Широка страна моя родная.

6) Сегодняшний день тёплый.

6. Проверка работ.

- Сделайте вывод о способах выражения сказуемого.

7. Повторение типов сказуемых.

( слайд проецируется на экран)

СКАЗУЕМОЕ

простое глагольное составное

глагол

глагольное именное

связка + именная часть

вспомогательная часть + инфинитив инфиинфинитив

вспомогате

8. Выполнение упражнения (предложения на доске).

Определите тип сказуемого:

1) Наш маршрут должен был пройти через ущелье.

2) Юрий Гагарин был космонавт не только по профессии, но и по призванию.

3) По дороге к нему мы не могли не заметить прекрасных озёр.

4) Ребята собирались на экскурсию к своим друзьям из Болгарии, поэтому начали разучивать болгарские песни.

(отмечаем, что одно из простых предложений – неполное, пропущен один из главных членов – подлежащее)

5) Большая и лёгкая парусная лодка называется яхтой.

6) Площадка для взлёта ракет называется ракетодромом.

7) Она оказалась интересным человеком.

8) Отец писал стихи и выступал с ними перед рабочими завода.

9) Всю ночь она не могла заснуть.

10) Я не намерен вас слушать, вы должны знать ваши обязанности.

9. Выполнение упражнения .

Найдите грамматическую основу в каждом предложении.

Умчались школьные года,

И не догонишь их,

Но я встречаю иногда

Товарищей своих.

Один – моряк, другой – танкист,

А третий – инженер,

Четвёртый – доктор-окулист,

А пятый – землемер,

Шестой – полярный капитан,

Седьмой – искусствовед,

Восьмой – наш диктор, Левитан,

Девятый – я, поэт.

(С. Михалков)

10. Выполнение упражнения.

Придумайте параллельные конструкции с данными словами и словосочетаниями в роли подлежащего.

Все – все участники, каждый – каждый спортсмен, никто – никто из друзей, некоторые – некоторые студенты.

11. Выполнение упражнения.

Найдите подлежащие в данных предложениях. Чем они выражены?

1) Космос покоряют сильные.

2) Человек – кузнец своего счастья.

3) Семеро одного не ждут.

4) Страну героев и творцов не победит никто на свете.

5) Читать хорошую книгу – большая радость.

6) Дорогу осилит идущий.

7) Оглушительное мяу…мяу…мяу… раздалось совсем рядом.

8) Бы, ли, же пишутся отдельно.

12. Выполнение упражнения.

Найдите ошибки в употреблении связки в составных сказуемых. Выпишите из данных примеров только правильные и целесообразные.

1) Основной задачей школы является готовить всесторонне развитых людей. Основная задача школы – готовить всесторонне развитых людей. Основная задача школы – подготовка всесторонне развитых людей.

2) Главное – хорошо учиться. Главное является учение. Главным является хорошо учиться.

3) Одним из достижений нашего времени является выход человека в космос. Одним из достижений нашего времени есть выход человека в космос.

4) Наша задача есть борьба за мир. Нашей задачей является бороться за мир. Наша задача – бороться за мир.

13. Выполнение упражнения.

Составьте два-три предложения, используя данные прилагательные в полной и краткой формах. Какая форма прилагательного выражает качество человека категоричнее?

смешной - смешон

некрасивый - некрасив

Он хитрый - хитёр

смелый - смел

умный - умён

14. Выполнение упражнения.

Найдите предложения с 2-мя главными членами.

1) Пришла долгожданная тёплая осень, но после двухнедельного тепла полили затяжные холодные дожди.

2) Какая яркая, сочная красота вокруг!

3) Добро не слякоть и не слабость.

Добром дробят замки оков.

Добро не слякоть и не святость,

Не отпущение грехов.

4) Оглянись, незнакомый прохожий.

Мне твой взгляд неподкупный знаком.

5) И в разведку тебя будем брать.

6) Снег как сахар!

7) Вот парадный подъезд.

8) Учиться всегда пригодится.

15. Выполнение упражнения.

Найдите предложения с одним главным членом.

1) Мороз и солнце. День чудесный!

2) Я лиру посвятил народу своему.

3) Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение.

4) Ты будешь учиться в гимназии, потом станешь студентом.

5) Утром обязательно обливайся холодной водой.

6) Напиши мне письмо, хоть две строчки всего.

7) Худо до добра не доводит.

8) Под голубыми небесами великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

9) По улицам слона водили.

16. Выполнение упражнения.

Разграничьте простые предложения и сложные.

1) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

2) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну.

3) А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.

4) Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке.

5) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.

6) Запасы Севаша практически неисчерпаемы, так как беспрерывно пополняются притоком вод Азовского моря.

7) Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать.

8) Ветер тянул с неприветливого севера, но был мягким и даже ласковым.

9) Безлюдным казался каменистый берег.

10) Прыгают, чирикают, возятся, как пьяные, воробьи, закрыв глаза, урчат медовыми голосами голуби.

17. Выполнение упражнения.

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или одной из частей сложного предложения?

Стволы деревьев казались длинной колоннадой , уходившей в глубь леса.

Человек формируется, воспитывается, всё время меняясь, под влиянием окружающего, пока у него не появляется способность лепить самого себя.

1) уходившей колоннадой

2) стволы казались

3) человек воспитывается

4) способность появляется

18. Выполнение упражнения.

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в предложении?

Казалось, последний луч осеннего солнца медлил уходить из избы.

1) казалось медлил

2) луч медлил

3) медлил уходить

4) луч медлил уходить

19. Выполнение упражнения.

Выписать из предложений текста грамматическую основу.

(тексты у каждого на столе)

В ночном

Как-то вечером отец подозвал меня и сказал:

– Сегодня поведёшь Машку в ночное.

Он вывел кобылу, и я кое-как влез на неё и поехал.

Приезжаем в луга – уже совсем стемнело. Лошадей отпускаем пастись, а сами подходим к куреню1. Там всю ночь горит костёр: кто греется, кто варит уху, а кто сказки рассказывает.

Я знаю, что мне предстоит испытание. Обычай таков: новенький в ночном получает «крещение».

Ребята, завидев меня, повскакали, проснулись и взрослые.

Меня обводят несколько раз вокруг костра. Это закон ночного. Потом подают котелок и посылают к реке по воду да велят дорогой коней посмотреть.

Идти в темноте по незнакомым местам страшно. Но не пойти – значит осрамиться, прослыть трусом.

Отхожу степенно, а потом несусь что есть духу. Добегаю до речки, глаза уже к темноте привыкли. Тишина. И совсем не страшно.

Набрал воды и иду к костру медленно, чтобы воды не расплескать, оглядываю лошадей.

Старший куреня берёт у меня котелок:

– Молодей, полный принёс! Ну, отдыхай!..

Я вошёл в жизнь куреня.

Усаживаюсь у костра и тоже пеку картошку. Иногда кто-нибудь встанет и пойдёт посмотреть лошадей; иные спят, закутавшись в кожухи, а несколько человек слушают сказки, были и небылицы. Я поел и под чей-то рассказ засыпаю.

(А. Кожедуб)

1 Курень – временное жилище.

20. Итог урока:

21. Д/з - опираясь на выписанные грамматические основы предложений текста, напишите изложение.

kopilkaurokov.ru

Грамматическая основа предложения



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОГЭ – 2015. Задание 8

Пример задания 8:«Выпишите грамматическую основу предложения 22».

- Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. (Ответ: создают)

 

ü Повторим способы выражения главных членов и виды сказуемого

 

Помните, что вам может встретиться не только ДВУСОСТАВНОЕ предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое (Люблю отчизну я, но странною любовью.), но и ОДНОСОСТАВНОЕ, в котором есть или только подлежащее, или только сказуемое (Люблю грозу в начале мая.).

ü Повторим виды односоставных предложений

Назывные Определённо-личные Неопределённо-личные Безличные
Главный член – подлежащее, выраженное существительным в имен. падеже. Могут распространяться только согласованными и несогласованными определениями; могут содержать указательные частицы вон, вот Глаголы 1 и 2-го лица в ед. и мн.ч. изъявительного и повелительного наклонений. Подлежащее в таких предложениях легко восстанавливается путём введения, подстановки личных местоимений я, ты, мы, вы Глаголы 3-го лица множ. числа наст. или будущего времени; прошедшего вр. мн.ч. Сказуемое в безличных предложениях не указывает и не может указывать на действующее лицо. Сказуемое выражается безличными глаголами, безличной формой личного глагола, словами нет, не было (не оказалось, не удалось и др.), неопределённой формой глагола, неопределённой формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом; словами состояния; краткими страдательными причастиями в форме среднего рода со словом быть или без него
Великолепная погода! Вот и река. Спешу домой (1-е л., изъявит. накл.) Спешим в школу (1-е л. изъявит. накл.) Спешите в школу! (2-е л. повелит. накл.) По радио объявляют посадку. (3-е л. мн.ч.) По радио уже объявили посадку(мн.ч., прош. вр.) Мне нездоровится. (безличный глагол) Светает. (безличный глагол) Веет ветерком. (безличная форма личного глагола) Понаехало гостей. (безличная форма личного глагола ср. род., прош. вр.) Друзей нет. Эту дверь не открыть. Быть бычку на верёвочке. На озеро Ивану так и не пришлось съездить. Было жарко. Об экзаменах уже сообщено.

 

Таким образом, в вышеуказанном примере выписано сказуемое создаютиз неопределённо-личного предложения.

 

ü Выделяя в предложении грамматическую основу, необходимо помнить следующее:

1. НФГ(глагол в неопределённой форме) не всегда входит в состав сказуемого, а может быть и второстепенным членом предложения, например:

· Ребята пришли в музей посмотреть новую экспозицию. В данном предложении сказуемым является глагол пришли, а нфг посмотреть - это обстоятельство цели, т.к. отвечает на вопрос пришли с какой целью? посмотреть.

· Соседка попросила нас помочь при перевозке мебели. В данном предложении сказуемым является глагол попросила, а нфг помочь является дополнением, т.к. отвечает на вопрос попросила о чём? помочь.

2. Вводные слова, словосочетания м предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложения, например:

· Надеюсь, вы приедете вовремя. (Надеюсь - вводное слово, вы предете - грамматическая основа)

· Я думаю, всё у тебя получится. (Я думаю - вводное предложение, всё получится - грамматическая основа)

3. Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением, например:

Вот наша Леночка, отличница и активистка. (Отличница и активистка - это приложение, Леночка - подлежащее)

4. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим, например:

Друзья, прекрасен наш союз! (Друзья - обращение, союз прекрасен - грамматическая основа)

5. Дополнение в В.п. не является подлежащим, например:

Дом возводят строители. (Дом - это дополнение, т.к. стоит в В.п. возводят кого? что? дом, также слово дом не связано со сказуемым возводят по смыслу, потому что дом не может совершать указанное действие, строители возводят - грамматическая основа)

ü Как оформляем ответ

 

1.Все слова в бланке записываются печатными заглавными буквами в соответствии с образцом написания чёрной гелевой ручкой, начиная с первой клетки.

 

2.Каждая буква записывается в отдельной клетке.

 

3.Между словами клеткане пропускается.

 

4.Запятая ставится в отдельной клетке.

 

5.Если в предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире, то в бланке тире не писать. Например:Яблоко - мой любимый фрукт. В бланке пишем так: яблокофрукт.

6. Если в предложении сказуемое стоит перед подлежащим, то в ответе желательно писать сначала подлежащее, потом - сказуемое. Например: В его добрых глазах искрится огонёк. В бланке пишем так: огонёкискрится.

7. Если сказуемое составное и нфг или именная часть в предложении стоят перед вспомогательным глаголом или глаголом-связкой, то в ответе желательно писать сначала - вспомогательный глагол или глагол-связка, потом нфг или именная часть. Например: Я прыгать от радости готов! В бланке пишем так: яготовпрыгать. В нашем классе был первым всегда я. В бланке пишем так: ябылпервым.

 

 

8. Если в грамматической основе есть однородные подлежащие или сказуемые, то между ними в бланке ставьте тот знак препинания (запятая) или союз, который стоит в предложении. Например:Дети весело резвились на площадке, прыгали и бегали. В бланке пишем так: детирезвились,прыгалиибегали.

9. Если сказуемое употребляется с союзом КАК или частицами ЛИ, БЫ, то данную служебную часть речи выписывайте вместе со сказуемым. Например:Наш двор как сад. В бланке пишем так: дворкаксад. Не желаете ли кофе? В бланке пишем так: нежелаетелиЯ хотел бы обнять весь мир! В бланке пишем так: яхотелбыобнять.

 

ü Запомните также эти простые правила:

1. При переписывании грамматической основы в бланк не делайте ошибок в словах!

2. Запоминайте номер предложения, из которого вам надо выписать грамматическую основу!

3. Внимательно читайте задание! В некоторых тестах задание может быть сформулировано так: Выпишите грамматическую основу безличного предложения 2. То есть нужно выписать грамматическую основу не всего предложения, а из его части (безличного предложения), например:

Кормили плохо, вечно хотелось есть. (Данное предложение сложное, состоит из двух простых: кормили плохо - 1-ое простое, оно неопределённо-личное, вечно хотелось есть - 2-ое простое, оно безличное. Таким образом, выписываем грамматическую основу 2-го предложения - хотелось есть).

 

 

megapredmet.ru

Грамматическая основа предложения :: SYL.ru

Живой единицей связной речи является предложение. Именно в нём проявляется главная функция языка, одного из основных средств общения людей, помогающего им обмениваться мыслями. Каждое предложение заключает в себе высказывание о каком-либо предмете или явлении. Во всех этих синтаксических конструкциях выделяется грамматическая основа, то есть предикативный центр. Он включает в себя главные члены предложения, а именно - подлежащее и сказуемое. Например: Яшка совсем заскучал (Ю. Казаков). Грамматическая основа предложения – Яшка заскучал (подлежащее + сказуемое). Или: Над рекой стелется туман. Тут грамматическая основа состоит из сказуемого стелется и подлежащего туман. А теперь пора разобраться в том, по каким признакам определять слова, составляющие предикативное ядро.

Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое

Для того чтобы уметь правильно определять центр предложения, необходимо выяснить, собственно, что такое подлежащее, а что - сказуемое. Итак, оба они - главные члены предложения. Подлежащее называет предмет речи. Оно, как правило, отвечает на вопросы: «кто?» или «что?». Сказуемое же называет то, что происходит в предложении с подлежащим (то есть, какое действие совершает предмет речи). Подлежащее в большинстве случаев представлено существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом. Например: Ученики вернулись (существительное + глагол). Или: Они вернулись (местоимение + глагол). Но в качестве грамматической основы могут выступать и другие части речи. Например: Мир прекрасен (существительное + краткое прилагательное). Подберёзовик – это гриб (существительное + существительное).

Односоставные и двусоставные предложения

Не во всех этих синтаксических конструкциях можно выделить оба главных члена. Бывает, что грамматическая основа предложения состоит только из подлежащего или, наоборот, включает в свой состав только сказуемое. Например, как в следующих случаях: Пообедали. Стало смеркаться (И.А. Бунин). В обоих случаях грамматические центры представлены только сказуемыми. А вот другой пример: Кругом тишина (А.П. Чехов). Тут, напротив, из главных членов предложения только подлежащее. Предложения с подлежащим и сказуемым называются двусоставными. А те, в которых представлен только один главный член – односоставными.

Предложения с одной или несколькими грамматическими основами

В зависимости от количества предикативных центров можно выделить следующие типы предложений: простые и сложные. В сложных конструкциях таких центров несколько (два и более). В простых же выделяется одна грамматическая основа. Примеры простых предложений: Блеснула молния. Загремел гром. Мы идём в кино. А вот сложные предложения с несколькими предикативными центрами: Блеснула молния, и полил дождь. Мы идём в кино, а малышей ведут в цирк. Как видите, сложное предложение состоит из нескольких простых, которые могут быть связаны интонацией, союзами, а на письме обычно отделяются друг от друга с помощью знаков препинания (чаще всего запятыми). Необходимо уметь выделять грамматическую основу в предложении, чтобы правильно определить его тип, расставить знаки препинания и определить тему высказывания.

www.syl.ru