Урок литературы. История создания романа А.С.Пушкина "Дубровский". История создания романа дубровский а с пушкина


История создания романа Дубровский Пушкина

Писательский замысел произведения основывается на реально происходящих событиях того периода времени, случающихся на территории России повсеместно. При работе над романом писатель использовал несколько историй, услышанных им от товарищей, герои которых стали прототипами персонажей произведения.

В одной из них рассказывался случай, произошедший с белорусским дворянином Островским, лишившимся собственного имения, отданное в руки богатого соседа. Совместно со своими крепостными крестьянами, нежелающими признавать нового хозяина, обнищавший Островский поселяется в лесной глухомани и занимается нападением на проезжающих путников, желая отомстить за жестокую несправедливость, за что впоследствии оказывается в тюремном заключении.

Кроме того, до сведения писателя доходят материалы судебного разбирательства, связанного со спором двух дворян, Ивана Яковлевича Муратова и Семена Петровича Крюкова относительно права собственности на имение Новоспасское. Усадьба вместе с несколькими сотнями крепостных душ продается более семидесяти лет назад отцу Муратова папашей Крюкова, однако документы по продаже имения в виде купчей крепости в результате пожара оказывается сожженными, а архивные копии, хранящиеся в уездном суде, чиновники не желают запросить. Судебный процесс длится шесть лет и решение выносится в пользу Семена Петровича Крюкова, являющегося более влиятельным господином в отличие от Муратова. Помимо этого, Крюков настаивает на возврате доходов Муратова, полученных им в течение прошедших лет, считая из незаконно полученными. Однако суд отказывается в удовлетворении денежных требований наглого дворянина, сочтя отобранное им у Муратова имение более чем достаточным. Выписка из несправедливого судебного решения попадает в руки писателя, который впоследствии вставляет ее в текст рукописи романа после литературной обработки.   

Таким образом, в образах Дубровского и Троекурова писатель использовал жизненные перипетии реально существующих людей, судьбы которых произвели неизгладимое впечатление на писателя, решившего изложить несправедливые истории благородных разбойников на бумаге, максимально используя мельчайшие детали реальности.

Структура романа задумывалась писателем в трех частях, две из которых пишутся автором за один год, однако последняя часть так и не была начата, а издание произведения, оставшегося без авторского названия, происходит лишь через четыре года после смерти поэта. Первая публикация романа подверглась жесточайшей цензуре, в результате которой часть произведения пришлось вырезать.

Сюжетная композиция романа выстраивается вокруг описания исключительной, сильной, дерзкой личности, способной за восстановление попранного права на справедливое отмщение.

Будучи приверженцем к тем слоям общества, которые ратуют за права человека на свободомыслие, писатель применяет в качестве основы для произведения описание классовой непримиримой вражды общественных слоев населения, ярко выраженной в драматических, контрастных эпизодах романа, а также иллюстрируется душевными метаниями как основных героев, так и второстепенных персонажей произведения.

Другие сочинения:

История создания романа Дубровский

Несколько интересных сочинений

sochinite.ru

История создания романа А.С. Пушкина "Дубровский"

В 30-е годы начинается новый этап в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. От романтических героев и картин писатель переходит к реалистическим зарисовкам, стремясь показать действительность такой, какая она есть. Его начинают волновать проблемы российского общества, которым он посвящает один из своих самых известных романов «Дубровский».

Документальная основа романа

Однажды, беседуя со своим приятелем П. В. Нащокиным, Пушкин услышал историю бедного белорусского дворянина Павла Островского, который владел небольшим селом в Минской губернии. Во времена войны 1812 года документы на владение имением сгорели. Богатый сосед молодого Островского воспользовался этим, отнял у юноши родной дом. Крестьяне Островского подняли бунт, отказавшись подчиниться новому хозяину, и предпочли разбойничать. По слухам юный дворянин сначала подался в учителя, а потом примкнул к своим бывшим подданным. За разбой его арестовали, но Павел сумел сбежать из-под стражи и скрыться. Дальнейшая судьба этого человека, так же, как и Дубровского, главного героя пушкинского романа, неизвестна.

Ситуация Островского так поразила Пушкина, что он тотчас решил написать о благородном разбойнике роман, первоначально дав главному герою имя его отчаянного, удалого прототипа.

Создание произведения

Работу над ним Александр Сергеевич начинает в 1832 году. В черновиках писателя помечается место событий – Козловский уезд Тамбовской губернии. Именно там произошла ещё одна реальная история, которая нашла отражение в романе: полковник Крюков выиграл судебное дело о принадлежности имения у своего соседа поручика Мартынова. Судебные тяжбы с подобными исходами происходили неоднократно. По всей России у небогатых помещиков отбирали имения более состоятельные дворяне. Вопиющая несправедливость суда в подобной ситуации возмущала Пушкина, он решился описать похожую ситуацию с максимально тонкими деталями. Среди жертв именитых и беспринципных соседей-аристократов был и помещик Дубровский. Эту звучную фамилию Александр Сергеевич выбрал для своего благородного героя.

Над произведением Пушкин трудился в течение года. Последние записи черновиков датируются 1833 годом.

Как роман появился в печати

Пушкин так и не успел завершить роман о благородном разбойнике. Даже окончательного названия произведению автор не дал (вместо заглавия в черновиках стоит просто дата «21 октября 1821 года»). В печати произведение появилось после гибели великого поэта, в 1841 году. Такова история создания романа «Дубровский».

Но исследователи пушкинских черновиков обнаружили у него продолжение повествования. По замыслу писателя пожилой князь Верейский должен был умереть, а Дубровский – вернуться в Россию, скрывать свою личность, быть разоблачённым и потом снова бежать. Если бы Александр Сергеевич не погиб, возможно, финал у романа был бы счастливым.

poetpushkin.ru

История создание романа "Дубровский": краткое содержание :: SYL.ru

Писатель и поэт А. С. Пушкин внес неоценимый вклад в русскую литературу. Его творческое наследие поистине бесценно. Затмить гения оказалось не под силу ни одному живущему как во времена творения классика, так и по сегодняшний день. Его слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» оказались поистине пророческими. Народная тропа к нему никогда не зарастет.

Одним из множества величайших произведений великого писателя является роман «Дубровский». Именно о нем и пойдет речь в данной статье.

История создания романа «Дубровский»

Идея написать данный роман возникла у Пушкина после того, как он услышал от одного из своих друзей рассказ о жизни дворянина Островского. Данный персонаж и стал прообразом главного героя. Его жизненные невзгоды и история создание романа «Дубровский» - тесно переплелись между собой. В 1830 году у Островского отняли его родовое имение, и он остался бездомным. Доведенный до нищеты, дворянин белорусского происхождения начал мстить чиновникам. Себе в союзники он взял своих же крестьян. Вместе с ними Островский стал грабить богатых. Данная история закончилась трагически. Островский, в конце концов, был пойман и отправлен в тюрьму.

Имеются также сведения, что история создание романа «Дубровский» берет свое начало еще после одного печального дела. В результате длительной судебной тяжбы, поручик Муратов потерял имение, по праву принадлежащее ему. По несправедливому решению чиновников, оно было отдано влиятельному господину Крюкову.

Эти истории до глубины души потрясли Пушкина, который сам являлся бескомпромиссным борцом за право каждого человека мыслить свободно. За эти свои качества, поэт и писатель неоднократно подвергался гонениям. История создание романа «Дубровский» началась во времена вражды между социальными слоями страны. В произведении отображается взаимная неприязнь различных классов, а также весь драматизм происходящих в то время событий.

История создания романа «Дубровский». Краткое содержание

Богатый русский барин К. П. Троекуров, отличающийся жестоким нравом, поддерживает дружественные отношения со своим соседом – небогатым дворянином А. Г. Дубровским. Любимым развлечением Троекурова является запирание своих гостей в комнате с голодным медведем. Жестокие шутки характеризуют помещика как беспринципного и аморального человека.

Однажды между приятелями происходит крупная ссора, которая перерастает со временем в откровенную вражду. Помещик подкупает суд, и, пользуясь своим влиянием – отсуживает у соседа его имение. Дубровский лишается рассудка в зале суда и тяжело заболевает. Его сын Владимир, покинув службу в Петербурге, приезжает к больному отцу, который вскоре отдаёт Богу душу. Вне себя от гнева, Владимир поджигает имение, чтоб оно не досталось жестокому помещику.

Впоследствии Дубровский-младший становится разбойником, который грабит богатых местных помещиков. Но он не трогает имение Троекурова. Подкупив проезжего учителя, он под его видом оказывается гувернером в семье своего врага. Между Владимиром и дочерью Троекурова Машей со временем вспыхивает любовь.

Троекуров отдает свою дочь против её воли замуж за старого князя. Дубровский пытается этому помешать, но не успевает этого сделать – Маша уже дала клятву, поэтому отказывается от помощи Владимира. Губернские власти, через какое-то время, пытаются обезвредить отряд молодого человека. Однако им это не удается. Владимир распускает своих людей, а сам скрывается заграницей.

Образ главного героя

История создания романа «Дубровский» и главные герои были навеяны автору тяжелым для крестьян временем, в котором власть и деньги решали все. Пушкин с большой точностью отображает в своем произведении быт русской деревни, а в противовес ему показывает уклад жизни помещиков, который наполнен излишествами и жестокими забавами.

Личность главного героя по ходу романа претерпевает существенные изменения. Если в начале произведения он показан как легкомысленный и беззаботный юноша, тратящий деньги отца, и не задумывающийся о жизни простых смертных – то в дальнейшем, столкнувшийся с потерей близкого человека и несправедливостью жизни – он в корне меняется. Беззаботность Владимира сменяется обеспокоенностью и ответственностью за судьбы крестьян, которые ему подвластны.

Дубровский начинает мстить, и не столько за себя, а для того чтобы хоть как-то восстановить справедливость в этом жестоком мире. Образ Владимира приобретает романтические черты, так как он остается благородным, несмотря на свой разбойничий уклад жизни. Он грабил только богатых и никого не убивал.

Любовь к Маше преображает Дубровского. В итоге он отказывается от своей мести. Однако судьба главного героя печальна. Он претерпевают неудачу в любви, остаётся одиноким и никому не нужным.

Возможное продолжение

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» так и не была завершена автором. Она осталась незаконченной. Великий писатель не успел завершить свое произведение. Есть версия, будто бы Пушкин планировал продолжить свой роман следующим образом. После смерти мужа Маши, Дубровский возвращается на Родину, чтобы воссоединиться с возлюбленной. Однако на Владимира поступает донос, который связан с его разбойничьим прошлым. В дело вмешивается полицмейстер.

Выводы о возможном продолжении романа были сделаны после изучения черновиков великого писателя.

Критика

Не всем по нраву пришлась история создания романа «Дубровский». Кратко свою критику данного произведения высказывала Анна Ахматова. По её мнению, роман не удался. Она даже выразила радость по поводу того, что произведение было не завершено. Ахматова считала, что история создание романа «Дубровский» - это была попытка заработать автором деньги, а само произведение она отнесла к «бульварным». Данный роман русская поэтесса поставила ниже всех остальных сочинений великого писателя.

Экранизация

В 1936 году советским режиссером А. Ивановским был снят одноименный фильм по роману «Дубровский». В 1989 г., а также в 2014 г. была осуществлена экранизация романа режиссерами В. Никифоровым и А. Вартановым.

www.syl.ru

История создания романа "Дубровский" Пушкина: прототипы героев |LITERATURUS: Мир русской литературы

Художник Б. М. Кустодиев
Роман "Дубровский" является одним из самых известных произведений А. С. Пушкина, написанных в прозе. В этой статье представлена история создания романа "Дубровский": прототипы героев, интересные факты из истории написания и т.д.

История создания романа "Дубровский" Пушкина

Исследователям известны точные даты создания романа "Дубровский", так как сам Пушкин в рукописи проставил даты под каждой главой и иногда даже в середине глав.

Работа над романом "Дубровский" началась 21 октября 1832 г. К 11 ноября 1832 г. Пушкин написал восемь глав. После перерыва он снова начал писать 14 декабря. Последняя глава была закончена 6 февраля 1833 г.

"История Пугачева", а затем "Капитанская дочка" надолго отвлекли Пушкина и помешали ему закончить "Дубровского". Из черновиков Пушкина видно, что роман "Дубровский" остался неоконченным. Произведение не имело названия.

Роман "Дубровский" был впервые напечатан только после смерти Пушкина - в 1841 г.

Прототипы героев романа "Дубровский" 

В основе романа "Дубровский" лежат несколько реальных историй, произошедших во времена Пушкина.

Дело Муратова и Крюкова

Пушкину было известно одно печальное дело "О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском". В суде шла речь об имении Новоспасском, которое состояло из 186 душ крепостных. Это имение было продано 70 лет назад, в  1759 г., отцом Крюкова отцу Муратова. Таким образом, в деле правда была на стороне Муратова. Однако документ о праве на имение ("купчая крепость") сгорел у Муратовых во время пожара в 1790 г.

Поручик Муратов не смог предоставить в суд никаких документов. Он объяснял чиновникам, что в архивах уездного суда должна храниться купчая крепость на его имение. Но чиновники оставили это без внимания.

Судебная тяжба длилась около 6 лет (1826-1832 годы). В конце концов в 1832 году суд встал на сторону влиятельного господина Крюкова и присудил ему имение. Муратов же пропустил срок аппеляции и безвозвратно потерял свое имение. Помимо этого Крюков потребовал от Муратова все доходы от имения за прошедшие 70 лет, которые он якобы потерял. Однако суд не удовлетворил эту просьбу. 

Знакомый Нащокина, Д. В. Короткий, сделал для Пушкина выписку из судебного дела об отобрании имения у Муратова. Копию этого дела Пушкин вставил в рукопись романа "Дубровский". В романе Пушкина поручик Муратов носит фамилию Дубровского, а Крюков - Троекурова. 

Дело Островского

Также известна другая, похожая история, которую Пушкин услышал от своего приятеля П, В. Нащокина осенью 1832 года в Москве.

Это трагическая история небогатого белорусского дворянина Островского. Богатый сосед отсудил у Островского отцовское имение, по праву принадлежащее семье Островских.

Бездомный, доведенный до нищеты, Островский со своими крестьянами начал мстить чиновникам, которые оставили его ни с чем. В результате Островский стал разбойником. Однако в конце концов его поймали и посадили в тюрьму.

Друг Пушкина, Нащокин, лично видел Островского, когда тот сидел в остроге. История Островского легла в основу романа "Дубровский": об этом говорит тот факт, что в первоначальном тексте романа Пушкин называет героя Островским, а не Дубровским.

Это были материалы об истории создания романа "Дубровский": прототипы героев, интересные факты из истории написания и т.д.

www.literaturus.ru

История создания романа «Дубровский» Пушкина

Обращение А.С. Пушкина к прозе явилось вполне закономерным в процессе развития его творческого гения. Пушкин признавался в «Евгении Онегине»: «…Лета к суровой прозе клонят…». Одним из великих прозаических произведений А.С. Пушкина стал роман «Дубровский». Многие исследователи творчества поэта указывают на его незавершенность. Однако незавершенность художественного произведения всегда относительна, «незавершенность не означает недосказанность». При изучении прозы Александра Сергеевича стоит особое внимание уделить истории создания романа «Дубровский».

Начало создания романа

Работу над романом Александр Сергеевич начал в 1832 году. Известна точная дата начала создания произведения – 21 октября, так как Пушкин, сам ставил даты в черновике по мере написания романа. Произведение осталось незавершенным, работу над ним писатель прекратил в 1833 году. Название «Дубровский» роман получил при выходе в свет уже после смерти его великого автора. Существует множество теорий о причине прерывания Пушкиным создания «Дубровского». Некоторые исследователи его творчества считают, что он оставляет работу над романом, поскольку понимает, что в рамках жанра западноевропейского романа о благородном разбойнике ему не решить художественных проблем русской жизни. Известно, что черновые заметки писателя содержали наброски по содержанию третьего тома. (Вдовство Марьи Кирилловны, возвращение Дубровского на Родину для воссоединения с любимой).

Реальные прототипы главного героя

В основу произведения легла история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, о бедном дворянине Островском, имение которого было отсужено зажиточным соседом, имевшим огромное влияние в местном обществе. Островский остался без гроша и был вынужден стать разбойником. Вместе со своими крестьянами он грабил богатых помещиков и чиновников. Позже его схватили и посадили в острог. Именно там и познакомился с ним товарищ Пушкина Нащокин. Эта история послужила основой для создания сюжетной линии романа. В пользу этой версии говорит то, что первоначально в своих черновиках Пушкин дал главному герою фамилию Островский.

Вторая версия гласит, что прототипом Дубровского послужил поручик Муратов, историю которого Пушкин узнал, находясь в Болдине. Имение Новоспасское, принадлежавшее семье Муратова в течение семидесяти лет, было признано собственностью подполковника Крюкова, отец которого в свое время продал его отцу Муратова. Такое решение суд принял, основываясь на том, что никаких бумаг, доказывающих его законное право владения имением, обвиняемый предоставить не смог, так как они были утеряны при пожаре, а обжалование приговора со стороны Муратова так и не поступило. Судебный процесс длился в течение многих лет и решился в пользу влиятельного истца Крюкова.

Жанр произведения

При создании «Дубровского» Пушкин обращается к популярному в то время жанру разбойничьего или авантюрного романа. Он был наиболее характерен для западноевропейской литературы, но Пушкину удалось создать произведение, соответствующее всем тонкостям этого направления. Благородный разбойник, вызывающий сочувствие к своей судьбе и ненависть к тем, кто толкнул его на этот путь.

Заключение

В основу романа «Дубровский» легли реальные истории людей, столкнувшихся с предвзятостью судебной системы и не сумевших противостоять ей.

Действие безжалостной и беспринципной судебно-чиновничьей государственной системы и жизнь русской деревни с массовыми народными сценами, - все это нашло свое место в «Дубровском».

Другие материалы по роману «Дубровский»:

Краткое содержание

ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ...

frigato.ru

Урок литературы в 6-м классе по теме "А.С. Пушкин. "Дубровский". История создания романа. Протест В.Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма"

Разделы: Литература

Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.

Задачи:

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Оборудование: Альбом "А.С.Пушкин". Компьютер. Мультимедиапроектор.

Используемая литература: А.С.Пушкин "Дубровский". Н.В.Егорова "Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс". 3. CD-ROM "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы".

Этап урока Цель этапа Время
1 Организационный момент. Сообщение темы урока; постановка цели урока и его задач. 2 мин.
2 Слово учителя. Знакомство учащихся с жанровыми особенностями авантюрно-приключенческого романа. 1 мин.
3 Словарная работа. Развитие речи учащихся (пополнение словарного запаса учащихся). Знакомство с новыми терминами: роман, сюжет. 5 мин.
4 Проверка домашнего задания. Развитие речи учащихся. Проверка знания произведения. 5 мин.
5 Аналитическая беседа. Умение аргументировать свой ответ. 5 мин.
6 Устное рисование. Развитие речи учащихся. 2 мин.
7 Упражнение для глаз. Снятие напряжения и укрепление наружных и внутренних глазных мышц. 2 мин.
8 Выразительное чтение. Анализ эпизода. Развитие речи учащихся, умение выразительно читать текст. Умение видеть взаимосвязь между состоянием героя и описанием природы (пейзажа). 5 мин.
9 Аналитическая беседа. Умение аргументировать свой ответ. 5 мин.
10 Работа с книгой. Совершенствование умения работать с книгой, аргументирование ответов. 10 мин.
11 Итог урока. Обобщение знаний, полученных на уроке. 2 мин.
12 Домашнее задание. Инструктаж по домашнему заданию. 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока, его цели и задач.

Слайд 1. Тема урока: А.С.Пушкин. "Дубровский". История создания романа. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Слайд 2. Цель урока: Знакомство с историей создания романа. Выяснение причин протеста Владимира Дубровского. Развитие речи учащихся.

Слайд 3. Задачи урока:

Знать жанровые особенности романа.

Рассказать об истории создания романа "Дубровский".

Определить характер отношения героев.

Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского.

Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского.

Выяснить, действительно ли благороден Дубровский.

Учиться анализировать текст.

II. Слово учителя.

Слайд 4. Дубровский - приключенческий роман?

В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жесткие схемы.

III. Словарная работа.

Слайд 5. Словарная работа.

- На слайде вы видите авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;

2. пользующийся широкой известностью.

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.)

- Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.

IV. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальное домашнее задание (отвечает подготовившийся ученик).

Слайд 6. История романа.

Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

2. Сжатый пересказ.

- Что вы можете рассказать об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского?

(Проверка домашнего задания: подготовить краткий рассказ об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского)

V. Аналитическая беседа.

- Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?

(Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать".)

- Каковы были отношения отца и сына Дубровских?

(Владимир "лишился матери с малолетства, к отцу был "романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями".)

- Как воспринял Владимир известие о болезни отца?

("Мысль потерять отца : тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного :ужасала его", "Владимир упрекал себя в преступном небрежении" и он срочно выезжает к отцу.)

- Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?

(Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)

- Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

(Потому что при виде Троекурова отца В.Дубровского охватило "ужасное смятение", он "с видом ужаса и гнева" показывает на Троекурова и падает без чувств, "паралич его ударил". Владимир понял, что виновником всех бед является Троекуров.)

VI. Устное рисование.

- Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.

(Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.)

VII. Выразительное чтение. Анализ эпизода.

- Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще". Как вы думаете, какие чувства испытывает герой?

(Владимир пытается заглушить свою боль, идет, не разбирая дороги, он понимает, что одинок и не представляет своего будущего.)

- Какую роль здесь играет пейзаж?

(Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя.)

VII. Аналитическая беседа.

Слайд 7. Пожар в усадьбе Дубровского.

- Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

(Они пытались поднять бунт.)

- Как ведет себя Дубровский?

(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)

- Как его это характеризует?

(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

- Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?

(Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)

VIII. Слово учителя.

Слайд 8. Судьба героя.

Владимир Дубровский представлен в романе в трех вариантах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный "разбойник". Эти превращения объясняются попытками героя изменить свою судьбу. Но Владимиру Дубровскому это не дано: он остается, в конце концов, всякий раз сыном старинного дворянина, который был "беден и независим". Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый разбойник). Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой. Его поведение часто определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит Владимира Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и благородство.

IX. Работа с книгой.

Слайд 9. Столкновение отряда Дубровского с войсками.

Анализ 7 главы.

- Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?

(Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)

- Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Во-первых, они были преданы своему хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров расправится с ними.)

- Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

(Что это смелый, умный и великодушный человек.)

- Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

(Троекуров думал, что его дом не трогают из-за страха, который он внушил всем в округе. Но мы понимаем, что он ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.)

- Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли его поступки?

X. Итог урока.

1. Слово учителя.

Слайд 10. Благородный разбойник.

Благородство - это нравственность, самоотверженная честность и открытость. В романе благородство проигрывает везде и во всем: история дружбы завершается враждой, приезд сына оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление - вот такие непохожие события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделен благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству. Но герой заслужил уважение отца, Троекурова, интерес Маши и наши восхищения.

2. Выставление и комментирование оценок.

XI. Домашнее задание.

Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII - XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет.

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок литературы. История создания романа А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок в 6 классе.

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.

Задачи:

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы урока, его цели и задач.

2. Слово учителя:

      Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

Творческий путь Пушкина с самого его начала — непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется в 30-е годы, когда присущие поэту народность, историзм и реализм раскрывались во всей полноте его творческих возможностей. Именно на этом этапе Пушкин, утверждая человеческую личность, отстаивая ее права и достоинство, показывает своих героев в их борьбе с ненавистной им средой, в их протесте.

В 30-е годы новые задачи, новые темы занимают Пушкина – он хочет рассказать о жизни разных классов и сословий русского общества. Он хочет показать жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая ее.

Пушкин задумывал роман об исключительной личности, дерзкой, удачливой, обиженной богатым помещиком и судом и мстящей за себя

3. Эвристическая беседа.

- Что же такое роман? (Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Запись определения в тетрадь. )

 - Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?

Запись в тетради:

1. Большое повествовательное произведение;

2. разветвлённый сюжет;

3. значительный объём;

Словарная работа.

 - На доске вы видите слова: авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А. С. Пушкина авантюрно - приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;2. пользующийся широкой известностью.

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий. )

 - Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.

  1. Характеристика романа. Элементы композиции.

- Где происходит действие первой главы? Прочитайте описание Кистеневки и Покровского. Как это описание помогает понять

Имущественное положение героев романа?

= Обратите внимание на замечание автора о Троекурове и Андрее Дубровском: « Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах и наклонностях. В некоторых отношениях и судьба

их была одинакова». Обоснуйте мысль автора, сопоставляя известное о героях.

(Судьбы обоих похожи: соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь).

- Какие отношения сложились у Троекурова с окрестными помещиками и чиновниками? Чем это объяснить? Каких людей подбирал Троекуров для исполнения своих прихотей?

(Соседи-помещики и чиновники относились к Троекурову льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».

Для автора важно показать, что богатство не делает людей

Лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит других людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких, бесчестных людей. К таким можно отнести Спицына, который дал показания на суде в пользу Троекурова, Шабашкина, с помощью которого было отнято у Дубровских имение.)

- Почему Троекуров, « надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» уважал Дубровского?(« будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. Андрей Гаврилович Дубровский, как и Троекуров, был горд и независим, хотя и беден, « прямо высказывал свое мнение»; Дубровский был « опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником»- все это вызывало уважение Троекурова.)

- Как во время ссоры проявились характеры героев?

(Для ответа на этот вопрос можно зачитать эпизод « На псарне» и проследить, как автор оценивает внутреннее состояние.

-Как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля? Выделим глаголы, характеризующие действия и поступки Троекурова. (« Велел тотчас догнать и воротить непременно»,«вторично послал» за соседом. Получив письмо оскорбленного Дубровского: « Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», а потом «разбранил гостей», нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Обидеть Дубровского Троекуров не хотел.)

- Какую цель преследовал Троекуров, отнимая у Дубровского имение?

(Конечно же, богатый Троекуров не нуждался в увеличении своих владений. Он хотел создать своему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, чтобы Дубровский просил о снисхождении, унижался перед ним. Богатый «друг» хотел довести Дубровского до полной нищеты, сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство.)

-Как изменился старый Дубровский со времени суда?( « Здоровье было плохо», « силы ослабевали», « был не в состоянии. Думать о своих делах, о хозяйственных распоряжениях».)

Вывод: Какой итог можно подвести в конце нашей беседы?( Сцена суда – кульминация в истории ссоры Троекурова с Дубровским, которая многое объясняет в их характерах и моральных устоях.)(«Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», « Троекуров вышел…, сопровождаемый всем судом».)

Домашнее задание.

Подготовить характеристику Дубровского. (с цитатами из текста)

infourok.ru