Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции. Изучение по планам


Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции

Планирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи. В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Создание плана обучения: этапы и задачи

Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.

Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:

1

Постановка цели

Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.

Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.

2

Определение времени

Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.

К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.

Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.

3

Определение методов

Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.

 Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:

Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:

Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.

Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.

В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:

Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.

Создание плана

Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.

Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.

Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА

НАЗВАНИЕ

(ХАРАКТЕРИСТИКА)

ЗАДАЧИ

ДАТА ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ

01.09.2015-07.09.2015

(1 неделя)

01.09.2015

Подготовка материала (исследовать материал)

  1. Выбрать источники информации
  2. Найти источники информации
  3. Найти нужные данные
  4. Обработать данные и сделать конспекты

05.09.2015

ГОТОВО

08.09.2015 – 15.09.2015

(2 неделя)

08.09.2015

Первое занятие

(изучить процесс планирования)

  1. Что такое планирование?
  2. Виды планов
  3. Как составить план?
  4. Этапы планирования
  5. Можно ли отходить от плана?

13.09.2015

В РАБОТЕ

 

Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.

План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.

После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?

Следование плану обучения: да или нет?

Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.

Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.

Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».

Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.

Как не уйти от плана?

Вопрос о том, как ней уйти от плана, можно разделить на две составляющих.

Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.

В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего. В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.

Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.

Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь. Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.

Когда можно отойти от плана?

Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством. А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.

И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения. Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере. Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится. Выход один – адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты. Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творчески подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения

Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию.

  1. Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
  2. Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
  3. Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
  4. Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
  5. Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
  6. Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
  7. Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
  8. Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
  9. Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
  10. Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.

Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.

Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.

В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

1Быстрочтение, 2Когнитивистика, 2Самопознание

4brain.ru

это... Пример плана. Тематический план. План занятия

Работа педагога в школе требует тщательного планирования своей деятельности и работы учеников. Это позволяет сделать вывод об эффективности обучения за определенный период.

Сущность и цели планирования

Работа педагога подразумевает разработку четко регулированной деятельности по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Планы – это основа целеполагающей функции образования. Управление процессом обучения осуществляется именно благодаря составлению руководств. План работы – это схема порядка действий учителей, директора и его заместителя, которые направлены на повышение эффективности педагогической деятельности, успеваемости учащихся, прогнозирование работы школы в целом. Кроме того, он дает возможность выявить главные методы работы на уроках. План работы выражает периодичность проведения классных и внеклассных мероприятий, индивидуальных занятий, олимпиад и конкурсов. Таким образом, это и есть цель педагогического процесса, выраженная в письменном виде.

Планы это

Главные цели планирования:

Выявление перспектив обучения

План на год демонстрирует главные задачи, которые ставит перед собой образовательное учреждение. В нем выражены перспективы развития школьников разных возрастных групп. Планы – это возможность спрогнозировать кадровые перемены и перестройки, внедрить инновации, повысить уровень оснащения кабинетов, профессионализма педагогов.

План работы

В основе выявления перспектив лежать нормативы и законы в области образования, информация в данной отрасли, полученная путем мониторинга и анализа. Чтобы составить план, потребуется четкая цель, координация действий в педагогическом коллективе, в среде родителей и учеников. Необходимо знать бюджет на расходы.

Составлением плана занимается совет школы или другого учебного учреждения. Утверждается он на общем собрании. Руководствоваться в формировании плана необходимо хронологическими рамками, поставленными задачами, наличными ресурсами.

Развитие учебного учреждения

План развития школы ставит своей задачей повышение уровня знаний учеников с применением новейших методов и средств обучения. В основе – современная доктрина образования, педагогические стандарты.

Главными целями развивающего планирования являются:

Составить план

Итогами развивающего планирования должны быть: повышение уровня знаний и умений учеников, формирование условий для развития личности школьника, внедрение инновационных технологий.

Долгосрочное планирование

Главным критерием классификации являются временные рамки. Таким образом, существует два основополагающих вида: долгосрочное и краткосрочное.

Целью первого является разработка директив на длительный период. Главная временная единица – учебный год. Что обсуждается?

В чем ценность долгосрочного планирования? Оно отражает глобальные задачи школы и ее коллектива. Обширные цели предполагают значимые последствия, поэтому к этому виду планирования стоит подходить ответственно.

Пример плана

Краткосрочное планирование

Краткосрочное планирование более узконаправленно. Оно ориентировано не на учебный процесс в общем, а на личность каждого школьника. Если взять пример плана, то мы увидим в нем прописанные потребности различных возрастных групп, конкретных детей. Например, предусмотрена работа с конкретными учениками в индивидуальном порядке. Цель таких занятий – повысить уровень знаний школьника, учитывая особенности его восприятия, памяти, внимания.

Единица времени в краткосрочном планировании – учебный день, неделя, четверть, урок. Учитывается возрастная группа учеников, внешние условия (климат, погода, сезон), состояние конкретного школьника, поставленные цели.

План летней работы позволяет продумать занятия для учащихся на внеурочный период: это и оздоровительные, и развлекательные мероприятия.

Тематическое планирование

Осуществляется на основе учебной программы, одобренной Министерством образования. Календарно-тематическое планирование – разработка схемы изучения определенной дисциплины на протяжении учебного года, семестра, четверти. На государственном уровне разработаны положения, которые регулируют его правила.

Тематический план предусматривает определенные затраты времени и сил на изучение курса, постановку целей и проблем. В нем прописаны ключевые умения и навыки, которыми должен овладеть ученик. Планы – это структурированные документы, согласно которым каждая тема должна изучаться на протяжении обозначенного количества часов. Составляет эту директиву сам учитель, а по окончании курса имеет возможность определить уровень достижения учебных и развивающих целей.

Тематический план

Задача школьной администрации - следить за выполнением плана, в котором, кроме темы и времени, указаны учебные пособия для изучения. Планы – это способ определения средств обучения и правил их использования на уроке.

Поурочное планирование

Наименьшая единица в составлении планов – руководство к действию на каждый урок. Определяются цели занятия, средства обучения, тип урока и его основные вехи, итоги обучения.

План занятия должен соответствовать программе обучения по предмету, а также тематическому плану. Ценность его в том, что учитель имеет возможность распределить время по темам. Чем руководствоваться? Во-первых, программой. Во-вторых, сложностью темы. Некоторые проблемы требуют более детального изучения и большего времени. В-третьих, индивидуальными особенностями восприятия учеников конкретного класса.

План занятия

Какими бывают цели обучения?

Понятие триединой цели здесь является фундаментальным:

Цель должна не только быть прописана в плане. Необходимо проверять качество достигнутых результатов в конце урока. Если педагог не осуществил контроль качества усвоения материала - знаний и навыков, - такое занятие не может считаться эффективным.

Какие бывают уроки?

Планирование предусматривает определение типа урока. Какие они бывают? Главным критерием классификации является цель. В зависимости от нее выделяют уроки:

Последний тип встречается чаще всего – могут ставиться и решаться несколько дидактических задач.

Новые знания усваивают за счет проведения лекций, бесед, применения технических средств обучения, проведения самостоятельных работ. Формирование или закрепление умений можно осуществлять в ходе экскурсии, лабораторной работы, семинара. Систематизация и контроль знаний предусматривают письменные контрольные и самостоятельные работы, опросы фронтального или индивидуального типов.

План занятия

Каждый тип имеет определенную структуру, которая определяется поставленными задачами урока. Соблюдая цели обучения и действуя по плану, можно давать материал эффективнее, а школьникам его будет проще усваивать.

Как составить поурочный план?

Планы – это необходимость в работе педагога. Составлять их придется – но это не формальная потребность. Благодаря плану работа станет проще, поскольку вы сможете заранее продумать все мелочи.

Приведем пример плана урока истории по теме «Вторая мировая война».

Познавательная цель: ученики должны усвоить понятия: «блицкриг», «наступательная операция», «Антигитлеровская коалиция», «форсирование» и основные даты.

Воспитательная: формирование чувства патриотизма, уважения к подвигу героев войны.

Развивающая: закреплять умение пользоваться исторической картой, оперировать терминами и понятиями, обосновывать свои мысли, работать с хронологией, синхронизировать события.

Средства обучения: карта, учебники, тестовая тетрадь.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Приветствие учеников.

2. Актуализация опорных знаний (методом беседы с классом):

3. Изучение нового материала по плану:

4. Закрепление полученных знаний – используется метод письменного опроса. Задания по тестам из специальной тетради-задачника.

5. Итоги (домашнее задание, выставление оценок).

Вместо заключения

Грамотное планирование учебной деятельности в школе – залог качественных, крепких знаний учеников. Оно дает возможность определить уровень подготовки школьников. Планирование - это залог успешного выполнения целеполагающей функции образования. Главным источником составления плана является учебная программа - с ее помощью формируются поурочные, тематические, годовые директивы образовательной деятельности.

fb.ru

План для самостоятельного обучения английскому

Перефразируя классика можно сказать:

«Если утром не разработать план, то днем наделаешь глупостей». (Вольтер)

Вполне справедливое выражение. Поэтому я решила составить собственный план обучения английскому языку и выработала некоторые правила для начинающих. План_для_начинающиханглийский по плануСразу замечу, что начинающим самостоятельно изучить иностранный язык намного труднее. От вас потребуется максимум усилий и самодисциплины. В отличие от специализированных курсов, где вы являетесь обучаемым. При самостоятельном обучении вы должны быть активным обучающимся учеником.

Прежде чем перейти непосредственно к плану и правилам, необходимо определить набор инструментов, которые помогут начинающему освоить язык:

Мой план обучения английскому

Строго следуйте плану, и у вас все получится! Проверено на себе!

Правила изучения английского

Правила_обучения-Английскомуправила английского языкаКроме плана, также начинающим неплохо было бы запомнить следующие правила изучения английского:

Ну вот, не все так сложно, как казалось! Правда?! Простой план и простые правила!

Как можно больше практикуйтесь в общении и оттачивайте свое мастерство владения английским языком.

Желаю успехов!

Оценка статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

englishfull.ru

Как научится рисовать. План на год.

Это план по покорению мира целенаправленному самостоятельному обучению академическому рисунку. 12 месяцев и никакой гарантии. Все бесплатно и доступно.

Если вам до 25 и есть возможность потратить 5 лет, вперед поступать в учебное заведение. Если не хватает денег поступайте на бюджет и подрабатывайте. Многие так делают и не умерли еще. Молодой организм может выдержать студенческие пьянки и бессонные сессии, значит выдержит и совмещение учебы и работы.

Так же во многих учебных заведения есть возможность записаться вольным слушателем. Очень советую. Если приложить достаточно усилий можно договориться с преподавателями ходить на постановки. Попробуйте, за спросить еще не били.

Если же варианта с учебой нет, я думаю таких большинство, предлагаю себя в бесплатные учителя - советники. Вы работаете - я проверяю. Не контролирую, не утираю слезы. Даю четкие и внятные советы.

Безусловно я написала это для усредненного человека-новичка в вакууме. Вы можете растягивать или наоборот бежать впереди паровоза, но минимум нужно сделать.

План следующие дни месяцы и годы будет изменяться и дополняться. Я поставила себе целью сделать четкий и всем понятный план учебы. Так что предложения, советы и отзывы приветствуются.

Весь пятилетний курс академического рисунка я попыталась уместить в один год. Меньше ужимать просто не реально. Упор делается на рисование человека.

План делится на месяцы. В каждом месяце есть 4 предмета. Наброски, История Искусств, Пластическая Анатомия и Учебный Рисунок.

Это только план, весь учебный материал нужно будет брать самостоятельно, либо читать у меня в ЖЖ. По мере улучшения и взросления моего плана будут появляться Посты по композиции, рисунку, полезные материалы и ссылки.

О набросках FAQ.

Час набросков в день. Почему час, а не 50 штук, как у Яны Франк. Потому что в первый месяц вы еще карандаш толком не умеете держать, а цифра 50 вас убьет. Рисуйте час. Сколько получится - на столько вы молодец, не гонитесь за количеством. Смотрите сколько у вас получается и на следующий день делайте больше. Сейчас вы учитесь, а не набираете портфолио.

Что рисовать? Все что видите. Вашу кошку, бабушку, мужа, любимого человека, цветок в горшке, соседей в метро, коллег на работе, одноклассников, бардак на столе и в доме, дом снаружи и внутри.

Я строго категорически запрещаю рисовать с фотографий и видео. Самое главное рисовать с живых объектов. С живых, в смысле не сфотографированных. Давайте договоримся быть старомодными.

Советую не пользоваться стирательными резинками в набросках. Пусть они остаются живыми, так быстрее станет твердой рука.

Карандаши версус Ручки. Если есть возможность рисуйте линерами или маркерами, ручками фломастерами, чтобы не было возможности исправить.

Бумага. Самый привычный и удобный многим формат А5, не нужно тратится на бумагу. Подойдут обычные листы для печати, сложенные пополам. Но для полноценных заданий нужны карандаши, стирательные резинки и хорошая бумага, госзнак подойдет.

Что понадобиться (материалы)

Карандаши от 2В до 8В.

Флейц (подойдет обычная широкая малярная кисть)

Учебник "Основы академического рисунка" Н.Ли

Бумага, много бумаги. Обычная писчая А5 и А4 и поплотнее и лучше качеством А3.

Натура.

Дерзайте!

План на год.

В плане даю четкие и колличественные задания. Лучше всего посвящать занятиям не меньше двух часов день, хотя бы первые месяца три. Час набросков, час задания в день. Потом время само будет корректироваться. У кого-то увеличится до шести, а кто-то плюнет и забросит. Это всего лишь 60 часов в месяц, а это чуть меньше двух полноценных трудовых недель. Теорию и историю искусств читаете в свободное время.Как найти время? А просто замените бездумное сидение в интернете на вдумчивое обучение рисунку. План сработает если рисовать каждый день, буквально каждый.

Ставьте себе минимум и каждый день немного превышайте план. Пятилетка в три года - это ваш девиз теперь.

Строго настрого запрещаю подписывать учебные работы, а тем более продавать, не нужно обманывать ни себя ни покупателя. Ставите дату - кладете на полочку. Можете дарить.

Весной пора выбираться на пленэр. Как только пальцы рук перестают коченеть на улице, берите любые карандаши и/или акварель с бумагой и марш на улицу рисовать. Поезжайте в парки, в лес, выходите просто во двор.

Первый месяц.

Основа основ. В первый месяц важно осознать всю значимость решения научится рисовать, и осознать, что все тлен. Испугаться, поплакать, разозлиться на себя и начать. За один месяц вам нужно понять основы композиции, перспективы и светотени. Сразу будет не понятно, понятно станет в конце. Сначала нужно просто знать: где располагать объект в листе, откуда свет и как падает тень, с удивлением узнать о рефлексе. Полюбить и начать видеть воздушную перспективу.

Более подробно все будет описано в следующих постах про первый месяц.

  1. Рисуем все что видим. Не особо разбираемся красиво это или нет. Носим с собой стопочку листов и при любой возможности делаем наброски. Учимся держать карандаш, нарабатываем боевую мозоль. Что конкретно: чашки, вашу комнату, кухню, простые натюрморты из двух - трех предметов, вазы, кошки, столы, сову.
  2. Начинаем читать "Основы академического рисунка" Н.Ли. Прямо с первых страниц. Бойтесь но читайте. Это нужно и скучно. Минут по 15 в день вполне достаточно.  До главы "Изучение и изображения головы человека" (с. 128)
  3. Задание.  Светотень + композиция + перспектива. "Улица вашего города" - применяем на практике науку о перспективе. "Кувшин с построением" - учимся рисовать сложные объекты простыми формами. "Натюрморт из простых фигур" - прорабатываем знание о конструктивном построении форм и выявляем объемы форм светотенью. Обо всем этом хорошо описано в учебнике Ли.
  4. Задание на композицию. Берем любую цветную бумагу. Вырезаем разного размера треугольники, круги и квадраты. Делаем 5 работ: Статика, движение, симметрия, асимметрия, узнаваемый предмет из простых форм.
Второй месяц.Первый страх ушел. Первый месяц пройден. Начинаем изучать историю искусств. Берем в руки череп, удивляемся Божьему замыслу и лаконичности. Достаем наброски с января и сравниваем первый и последний (для лучшего эффекта советую сравнивать одинаковые темы). Сильно отличаются? Виден прогресс? Даю слово, если не халтурили разница между ними колоссальна. Хвалим себя чем-нибудь запретным, шоколадкой там или внеочередной покупкой книги.
  1. Все так же в день минимум час набросков. На второй месяц вы уже привыкаете. Делайте более вдумчивые. Рисуя человека смотрите на его свето-теневые пятна. Не старайтесь делать похоже. Научитесь видеть свет и тень, линию контура силуэт. Где находится тень? Начните замечать что окна в тени на здании светлее стены, а на светлой части здания темные. Соотношение размеров. и пропорций.
  2. Открываем учебник по истории искусств. Февраль - месяц искусства Античности. Прямо с первобытного искусства и до древнего Рима включительно. Тщательно изучаем и рассматриваем все предметы искусства. Стараемся научится отличать одну статую от другой. Там просто потрясающе. Да, скорее всего вам станет скучно. Может быть вы будете через силу заставлять себя читать. Но надо. Без истории никуда. Да всю античность за месяц. Не страшно. Вам нужно пробежать по основам.
  3. Начинаем изучать голову человека. (Учебник страницы 128-141, 148-162) Череп (Было бы очень круто если сможете повертеть в руках и порисовать с натуры череп, если нет натуры рисуем с фоток). Запоминаем все основные кости черепа. Учим, чтобы ночью разбуди и вы смогли ответить где находятся теменные бугры. Смотрим внимательным и безумным взглядом на знакомых и видим рентгеном их черепа. Пугаем друзей и становимся счастливы.
  4. Задание. Формат А3. Рисуем 5 натюрмортов. В двух останавливаемся на этапе построения. Остальные три рисуем со светотенью. Учимся штриховать. Не растираем карандаш по бумаге. Ставим правильно руку, не елозим ей по работе. Запомните: грязное ребро ладони - грязная работа. Подкладывайте по руку лист бумаги или салфетку. Катышки от резинки убираем флейцем а не рукой.
Третий месяц.Наступает самый волнительный и приятный момент. Приступаем к внимательному и вдумчивому изучению частей лица. Читаем про скучное средневековье. Если под конец месяца вы начинаете шарахаться от любого кто говорит что любит готику и ВиллеВалло, значит все идет как надо.
  1. Наброски. На третий месяц рука уже тверже, уже не страшно провести линию и обозначить глаз просто пятном. Смотрим и замечаем на сколько разные глаза нос и уши у людей. Можете утрировать, рисуя людей. Здесь важно понять пластику лица, из чего строится портрет, как это все передает характер.
  2. Искусство Европейского Средневековья
  3. Пластическая анатомия лица человека. (с 142-148, 164-199) Изучаем и понимаем строение глаза, рта, носа и ушей. По опыту знаю, что самое сложное для многих это ухо человека, на него многие плюют, а зря. Плохо нарисованное ухо выдает в художнике новичка.
  4. Задание. Формат А3. Один портрет, только голова и плечи. Не сильно стараемся делать человека похожим (оно и не получится), сейчас главное нарисовать правильно, соблюдая пропорции, правила построения. Если трудно найти натуру, рисуем автопортрет. Ставим зеркало (желательно большое, чтобы видно было всю голову).
Четвертый месяц.В этом месяце оттачиваем навыки построения.
  1. Наброски. Усложняем наброски. Вводим многофигурные композиции. Учимся располагать фигуры за фигурами, выделять первый план. Располагаем пятна предметов в листе.
  2. Возрождение
  3. Анатомия "Гипсовые головы". Если у вас нет возможности порисовать Лаокоона, Сократа, Геракла, Давида, Зевса, Венеры и Вольтера с натуры. То есть два пути. Первый - сделать копии с классических рисунков гипсовых голов ( Здесь будет ссылка на облако с картинками). Второй вариант: найти в городе памятники, рисовать с натуры наших вождей, пионеров)) или походить по музеям, поискать.
  4. Задание. Формат А3. Два портрета. Один ракурс, но разные источники света. Смотрим как меняется лицо, если свет идет с разных сторон. Как глубокие тени задают определенное настроение.
Пятый месяц.

Влюбляемся в Тициана, Караваджо и Дюрера. С этого месяца учимся самому главному - композиционным наброскам. Поиск и улучшение композиции, разработка материала. Поиск натуры, продумывание сюжета и способов передачи. Все это неотъемлемые ежедневные дела любого художника.

  1. Наброски. Начинаем делать задания на композиционные наброски. Пять тем по пять набросков. Стараемся решить задачи композиции, передачи темы, тоновые решения.
  2. Новое время. Барокко и Рококо
  3. Анатомия. Живая голова. Складываем знания полученные до этого. Понимаем что глаза, нос, уши и рот - это еще не портрет. Это просто отдельные части лица. Теперь понятна структура и методы построения. Осталось научится все складывать вместе.
  4. Задание. Формат А3. Находим троих человек и пишем их портрет. Желательно найти людей постарше, бабушек и дедушек. Люди до 30 лет мало подходят для учебного портрета. В гладком лице не за что зацепится взгляду. Нет фактуры человека. Уверяю нарисовать молодое и красивое лицо вы еще успеете. Если не найдете троих, пишите с одного в трех классических ракурсах: в пол-оборота, в три-четверти, фас.

Шестой месяц.

Примерно к этому месяцу у вас должны начать чесаться руки начать рисовать картины, не меньше. Подъем творческих сил и открытие второго художественного дыхания.

  1. Наброски. Прорабатываем на выбор 2 темы из предыдущего месяца. Что имеется в виду: Делаем отдельные зарисовки деталей общей картины, прорабатываем ракурсы, улучшаем и пробуем другие композиционные решения.  И берем еще три новых темы.
  2. Классицизм и Романтизм
  3. Анатомия. Анатомия рук (верхних конечностей)
  4. Задание. Формат А3. Опять ищем натуру, рисуем портрет с руками. Ищем такое положение рук, которое улучшит портрет, дополнит характер, покажет то чего не может показать только один портрет. Три работы, лучше если это будет портрет одного человека, решенный в трех вариантах. Попробуйте найти такие положения головы, торса и рук, которые расскажут свою оригинальную историю.

Седьмой месяц.

Половина пути пройдена. Хвалим себя. Уже не боимся рисовать в общественных местах и на днях рождения. Всегда и везде с собой блокнот и карандаш. С любопытством и жаждой рассматриваем незнакомых людей на улице. Восхищаемся узловатыми пальцами и мясистыми носами.

  1. Наброски. И опять. Прорабатываем на выбор 2 темы из предыдущего месяца. Что имеется в виду: Делаем отдельные зарисовки деталей общей картины, прорабатываем ракурсы, улучшаем и пробуем другие композиционные решения.  И берем еще три новых темы.
  2. Сентиментализм, Прерафаэлизм, Историзм (эклектика)
  3. Анатомия ног (нижних конечностей)
  4. Задание. Формат А3. Рисуем портрет в интерьере. Садим натурщика возле стола / книжной полки / подоконника , расставляем предметы вазы книги чашки, что душе угодно и красиво смотрится. Рисуем две таких работы. Стараемся выделять главное и опускать второстепенное. Показать человека в окружении предметов, а не человека и предметы на одном листе.

Восьмой месяц.

На восьмой месяц начинаем изучать торс человека. Стараемся понять механизмы и крепления мышц.

  1. Наброски. Теперь интересно достать старые наброски с натуры и нарисовать новые в тех же ракурсах, сравнить их. Результат будет впечатляющий, уверяю. Продолжаем делать наброски с натуры.
  2. Реализм
  3. Анатомия. Пластика туловища.
  4. Задание. Формат А3. 2 портрета в полный рост, один стоя, один сидя, желательно обнаженную натуру. Если есть любимый человек - рисуйте его. Убедите свою натуру, что получится все равно не похоже, да и показывать вы это никому не будите.

Девятый месяц.

  1. Наброски. Придумываем 2 своих темы и прорабатываем их. Продолжаем делать наброски с натуры.
  2. Модернизм и авангард
  3. Изучаем скелет.
  4. Задание. Формат А3. Берем самую интересную и проработанную тему из набросков и рисуем на большом листе не пользуясь натурой и референсами из интернета. Создаем настоящий эскиз к живописной работе. Всего одну работу, но настолько тщательную и хорошую, чтобы не стыдно было похвастаться.

Десятый месяц.

  1. Наброски. Придумываем свою тему и прорабатываем ее. Продолжаем делать наброски с натуры.
  2. Современное искусство.
  3. Изучаем мышцы
  4. Задание. Формат А3. Делаем эскиз на придуманную тему из сделанных в этом месяце набросков.

Одиннадцатый месяц.

Добрались до рисования человека в движении.

  1. Наброски. Делаем наброски людей в движении. Стараемся запечатлеть через пару линий и пятен ощущение движения . В композиционных набросках прорабатываем темы спорта.
  2. Искусство востока
  3. Фигура человека / фигура в движении
  4. Задание. Формат А3. Рисуем полноценный эскиз на тему, где есть движение

Двенадцатый месяц.

Год подошел к концу. Уже можно себя хвалить. Посвящаем месяц подведению итогов и составлению планов на будущее.

  1. Наброски. Рисуем что душе угодно.
  2. Достаем все работы, любуемся. Критически осматриваем каждую. Решаем ее ценность. Может ли какой-то набросок вылиться в настоящую картину? Если набросок или работа не вызывает никаких эмоций, то просто рвем ее и выбрасываем. Это один из самых ценных уроков. Нужно уметь избавляться от ненужного, и не лелеять каждую свою закорючку. Если один раз вы смогли это нарисовать, значит нарисуете еще тысячу, а то и больше.
  3. Берем Формат А3. и рисуем автопортрет. Счастливого и уставшего человека.
  4. Ради эксперимента можете сделать такое же задание как в первый месяц: композиции из простых фигур.

Основы академического рисунка пройдены. Теперь вы умеете рисовать. Осталось пройти курс академической живописи.

Я буду очень признательна за любую помощь в распространении бесплатных и хороших знаний.

olenka888.livejournal.com

Обучаем с помощью планов — ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА Сторожевой башни

1. Каковы особенности планов?

1 Как уже говорилось в июльском выпуске «Нашего священного служения», у нас есть несколько инструментов для обучения. Один из них — это личные планы для изучения Библии. В планах стихи, на которые дается ссылка, не цитируются — их нужно зачитывать непосредственно из Библии. В отличие от многих наших публикаций для изучения, которые написаны так, что человек может понять истину без посторонней помощи, планы предполагают изучение Библии с учителем. Поэтому, если мы предлагаем человеку какой-либо из планов, нужно показать, как проходит изучение, чтобы он увидел, насколько интересно узнавать благую весть из Библии (Матф. 13:44).

2. Как можно использовать личные планы при первом посещении?

2 При первом посещении. Можно сказать: «Люди часто задумываются, какое будущее ожидает этот мир. Как вы думаете, мы когда-нибудь будем жить лучше? [Выслушай ответ.] Библия сообщает нам радостную весть, которая может вселить надежду». Затем открой соответствующий план и покажи, как проводится изучение. Другой вариант: ты можешь задать человеку интересный вопрос из выбранного тобой плана и затем показать, как он может найти ответ из Библии. Во время преподнесения некоторые возвещатели показывают видеоролик, который подходит к плану.

3. Как проводить изучение при помощи планов?

3 Как проводить изучение. 1) Задай вопрос, который вызовет интерес к теме. 2) Зачитывая стихи и тактично задавая вопросы, помогай человеку понять, как стихи раскрывают тему. 3) Чтобы убедиться, что изучающий понял материал, задай ему вопрос, который ты поднял вначале, или вопрос, напечатанный внизу жирным шрифтом. Если к обсуждаемой теме подходит какой-нибудь видеоролик, покажи его собеседнику, если ты этого еще не сделал.

4. Как научиться пользоваться этим ценным инструментом?

4 Познакомься с этим ценным инструментом. Используй его при любой возможности. Перед изучением подумай о человеке и о том, как лучше всего рассуждать с ним на основании стихов из плана (Прит. 15:28; Деян. 17:2, 3). Когда ты научишься умело пользоваться личными планами для изучения Библии, они, вероятно, станут одним из твоих любимых инструментов в обучении людей истине.

wol.jw.org

Скачай свой личный план изучения английского в PDF!

Материалы под каждыйнеобходимый навык

Практические советыот методистов

Выберите, какой план вам прислать:

Получите бесплатно ваш личный планпо изучению английского!

Хотите учить английский, но не знаете с чего начать?

Английскийдля работы

Удобный формат pdf — можно скачать или распечатать

Английскийдля саморазвития

Английский, чтобыпонимать тексты песен

Английский дляобщения в поездках

Что вы получите в Личном плане

Английский длялюбителей спорта

Английский, чтобыпрокачать грамматику

Ссылки на дополнительныесервисы

Бонус от онлайн-школыSkyeng

Английский дляпросмотра фильмов

school.skyeng.ru

определение, составление, планирование выполнения и итоговая сдача

Правильно составленный план научно-исследовательской работы помогает школьнику (студенту) рассчитывать на высокую оценку его деятельности. Рассмотрим основные понятия, связанные с данной тематикой: проблему, предмет, объект, гипотезу, методы исследования. Приведем и план-график научно-исследовательской работы.

Основные этапы

Независимо от того, кто выполняет работу, она предполагает научное исследование. Поэтому в план научно-исследовательской работы включают практическую часть. Она предполагает проведение предварительных действий, нацеленных на выделение общих контуров, программы, примерных сроков осуществления каждого этапа.

Индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта включает в себя:

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных выше этапов.

индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта

Выбор проблемы, объекта, предмета исследования

Этот этап обязательно входит в план научно-исследовательской работы, является исходным пунктом. Проблемой являются малоизученные либо неизученные уровни, особенности, взаимосвязи явлений, которые интересны и науке, и практике. Это тот вопрос, на который важно найти ответ, предполагающий определенные теоретические и практические действия. В рамках работы появится желание привлечь к исследованию большое количество явлений, чтобы ответить на все поставленные вопросы. Подобная ошибка приводит к снижению качества материала, «распылению» усилий исследователя, в результате проект будет поверхностным и расплывчатым.

Индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта – отличная возможность продумать выбор цели и задач исследования.

Предметом исследования является тот факт, который позволяет решать проблему, поставленную в работе.

Объект – это то, что изучается в рамках исследования: люди, феномены, организации.

План научно-исследовательской работы магистранта включает эти термины.

При четком и правильном подборе проблемы, предмета, объекта исследования автор на первом этапе может определить объем и направление деятельности, тематику методической литературы, которую он будет изучать.

План составления научно-исследовательской работы позволяет существенно сэкономить время, затрачиваемое на исследование.

план научно-исследовательской работы

Изучение литературы по проблеме

Целью этого этапа является выяснение научных сведений по рассматриваемой проблеме, выявление слабых моментов, которые могут стать основой для предстоящего проекта. Автор часто выявляет неопределенность и некоторые противоречия, существующие в литературе. Чтобы справиться с подобными сложностями, исследователь должен продумать индивидуальный план научно-исследовательской работы, быть в курсе новых открытий, касающихся тематики исследования. Если не удается найти однозначных ответов в определениях, студент выбирает одну точку зрения, оговаривает свой выбор в исследовании.

План научно-исследовательской работы позволяет автору выбирать из перечня источников только те, что непосредственно связаны с темой.

Функции научного руководителя на данном этапе состоят в рекомендациях по отбору литературных источников.

Сначала выполняется анализ специального материала и только после этого рассматриваются периодические издания. Если удалось подобрать несколько изданий по проблеме, сначала анализируются более поздние книги и сборники, чтобы учесть все изменения, произошедшие в научном мире по данному вопросу.

Продуманный план научно-исследовательской работы студентов позволяет выделять главное, не тратя время на ненужные мелочи.

Для удобства работы выходные данные взятых литературных источников можно вписывать в картотеку. Это существенно упростит составление библиографического списка по проводимой работе.

Максимально информационные источники можно законспектировать, создав на их базе основную часть проекта. Литературный обзор важно закончить выводами, на основе которых будут сделаны общие заключения в материале.

план-график научно-исследовательской работы

Формулировка гипотезы, цели исследования

Этот этап обязательно включают в план проведения научно-исследовательских работ. Цель предполагает изучение конкретного (проблемного) вопроса, который будет уточнен во время анализа научно-методической литературы.

Гипотезой называют логически обоснованное предположение о связи факторов и явлений, рассматриваемых в материале.

Гипотеза предопределяет направление исследования и поиска, она выступает главным методологическим инструментом, который организует процесс исследования. Сложной задачей, которая требует кропотливой и настойчивой работы, является формулировка гипотезы исследования. При ее отсутствии сложно рассчитывать на положительные результаты.

Формулировка гипотезы предполагает соблюдение следующих условий:

Что предполагает научно-исследовательская работа? План выполнения необходимо продумать так, чтобы выдвинутая гипотеза была подтверждена в ходе проекта либо опровергнута. Задач автор должен выдвинуть столько, чтобы их оказалось достаточно для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы.

план проведения работ

Подбор методов исследования

Что еще должна содержать научно-исследовательская работа? План написания предполагает этап подбора методов работы. Они должны соответствовать задачам исследования, так как выступают в качестве инструмента исследователя. С их помощью автор четко фиксирует рассмотренные явления, экономит время и силы. Успех проекта возрастает при сочетании разных методов. Это дает возможность рассматривать явление с разных сторон, гарантировать объективность получаемых результатов.

Сбор материала

До того как приступать к этому этапу, необходимо овладеть методиками. Например, можно проверить их эффективность на объекте, не связанном с работой, чтобы выявить недочеты, своевременно их устранить. Далее проводят нужные процедуры по сбору первоначальной информации. Студент должен выявить и отметить главные тенденции рассматриваемых процессов, подобрать и подробно проанализировать фактический материал. В качестве подтверждения своих мыслей автор прикладывает цифровые расчеты, выбирает эффективные методы анализа.

специфика проведения исследований

Обработка полученных результатов

На данном этапе осуществляют обработку всех собранных материалов, используя статистический анализ, математическое моделирование. Полученные сведения группируют, оформляя диаграммы, графики, таблицы. Этап теоретической интерпретации является самым важным шагом в работе исследователя. Он должен владеть отличной теоретической подготовкой по выбранной дисциплине. Именно в этот период автор обращается к гипотезе, делает вывод о ее подтверждении либо опровержении. Анализ проведенных экспериментов дает возможность сформулировать рекомендации по рассматриваемой проблеме.

Пример тезисов проекта о воде

Как составить подробный план научно-исследовательской работы? Пример тезисов проекта даст ответ на этот вопрос. Используя водопроводную воду, далеко не всегда мы задумываемся о безопасности. Среди проблем, характерных для водопроводной воды, выделяют: повышенную жесткость, неприятный привкус, бактерии, механические частицы, радионуклиды, пестициды. Вопросы, связанные с поиском эффективных способов очистки водопроводной воды, остаются актуальными, заслуживающими детального анализа и рассмотрения.

В работе автор проанализировал влияние некачественной воды на здоровье человека, исследовал образцы воды на содержание Cl-; SO42-; оценил жесткость воды. Автором были изготовлены шунгитовые фильтры для очистки водопроводной воды, изучена целесообразность применения угля и шунгита для очистки водопроводной воды, проведен сравнительный анализ их эффективности, сделаны выводы, даны рекомендации. Методы, использованные автором: аналитический, экспериментальный, количественный анализ (со статистической обработкой результатов измерений).

Результаты работы: при проведении экспериментов на базе школьной лаборатории и специализированной лаборатории автор сумел подтвердить поставленную гипотезу, убедиться в способности шунгитового фильтра сохранять на протяжении длительного времени каталитическую, бактерицидную, сорбционную активность.

Перспективы исследования. Продолжительный эксплуатационный период шунгитовых фильтров делает их перспективными для решения вопросов, связанных с очисткой водопроводной воды в разных регионах страны, включая очистку промышленных стоков, подготовку воды ТЭЦ.

интересные материалы

Вариант описания проекта об альтернативных источниках энергии

Почему Солнце светит и не остывает уже миллиарды лет? Какое «топливо» дает ему «вечную» энергию? Эти вопросы стали основными в нашей исследовательской работе. Солнечная радиация может быть преобразована в полезную энергию, с помощью активных и пассивных солнечных систем. В Северо-западном регионе РФ данное направление малой энергетики находится на ранней стадии развития. Причины заключаются в холодном климате, низком уровне осведомленности о принципах работы оборудования, отсутствии стимулирующих мер по развитию возобновляемой энергетики со стороны государства. Методы, использованные автором: аналитический, экспериментальный, количественный анализ (со статистической обработкой результатов измерений). Была проанализирована целесообразность использования солнечных коллекторов в Северо-западном регионе, рассмотрен принцип их действия, особенности монтажа.

Перспективы работы. В настоящее время используется лишь ничтожная часть солнечной энергии из-за того, что существующие солнечные батареи имеют сравнительно низкий КПД, высокую стоимость. Гелиоэнергетика могла бы одна покрыть все мыслимые потребности человечества в энергии на тысячи лет вперед, в том числе и в нашей стране.

Тезисное оформление проекта об энергии приливов и отливов

Актуальность работы. Одним из мощных источников электрической энергии являются приливы и отливы. Они способны дать человечеству почти 70 миллионов миллиардов кВт/ч в год. Данный показатель сопоставим с энергией, которую можно получить из всех запасов бурого и каменного угля. Возникла идея проанализировать целесообразность использования такой энергии: во время приливов накапливать воду в водохранилищах, а во время максимальной нагрузки на энергодобывающую сеть, разгружать ее, используя энергию, накопленную при приливе. На практике в Онежском районе подобная идея не реализуется что свидетельствует об актуальности рассматриваемой темы. Методы, использованные автором: анализ литературы по проблеме исследования. Из проведенного анализа следует, что строительство Мезенской приливной электростанции является перспективным. Мезенская приливная электростанция способна давать 4 млн кВт.

Результаты исследований показали, что нет технических препятствий по использованию прерывистой генерации Мезенской приливной электростанции в объединенной энергосистеме Европы. Управление рабочей мощностью приливной электростанции в соответствии с требованиями энергосистемы позволит обеспечить эквивалентную в режимном отношении работу энергосистемы с приливной электростанции. Можно рассчитывать на существенное снижение стоимости эксплуатации приливной электростанции, учитывая экономический эффект от экологической чистоты станции. Надеемся, что в ближайшее время в Белом море появится приливная станция, и расходы северян, связанные с оплатой электрической энергии, существенно снизятся.

как написать исследовательскую работу

Заключение

Тему научно-исследовательской работы можно отнести к научному направлению либо к проблеме, в рамках которой ведут исследования.

Она носит глобальный, межотраслевой, отраслевой характер. Темы курсовых работ определяются соответствующими кафедрами. Они строго соответствуют программам учебных дисциплин и учебным планам, разработанным кафедрами.

Для получения высокой отметки студент должен уделить пристальное внимание подбору актуальной, практически и теоретически значимой, инновационной темы для своей научно-исследовательской работы. Если рассматриваемая проблема будет размытой, неинтересной для других людей, она не получит положительной рецензии. В настоящее время научно-исследовательская деятельность стала обязательным элементом не только в высших учебных заведениях, но и в обычных общеобразовательных школах.

fb.ru