Как готовиться к ЕГЭ по истории? Особенности экзамена, требования и рекомендации. Как готовиться к экзамену по истории


Как подготовиться к ЕГЭ по истории

Дата: 28 марта 2018 Автор: All19 Рубрика: Школа

егэ по истории 2018

При выборе будущей профессии возникает вопрос о месте дальнейшей учёбы. Попасть в лучший ВУЗ страны и на самый востребованный факультет можно только, получив по всем требуемым ЕГЭ оценку близкую к 100 баллам. Если для выбранной специальности требуются исторические знания, следует выяснить, как лучше и эффективнее подготовиться к ЕГЭ по истории, чтобы заработать максимально возможные баллы.

ЕГЭ 2018 по истории

История в 2018 году является необязательным экзаменом. Право выбора предоставляется самому ученику, и зависит от ВУЗа и направления специализации, куда решено поступать.

егэ

Сдающим историю открывается дорога в топовые вузы страны по самым разнооразным направлениям

Какие задания включает экзамен

Ознакомиться с демоверсией ЕГЭ 2018 по истории можно на официальном сайте www.fipi.ru/. Экзамен состоит из 2-х частей, в него включено 25 заданий.

1-ая часть охватывает 19 заданий, тестирующих базовый уровень знаний. Почти во всех предлагаются варианты ответов. Требуется правильно вписать нужный номер в отведённые клетки.

2-ая часть состоит из 6 заданий повышенной сложности.

подготовка к егэ по истории

Подготовиться к ЕГЭ по истории за месяц практически невозможно из-за огромных объёмов информации

Примеры

Удобным при подготовке к ЕГЭ является сайт https://hist-ege.sdamgia.ru/. В нем имеется возможность пройти весь тест целиком и узнать начисленные баллы, а можно выбрать отдельную тему и проработать по ней предлагаемые задания. Все варианты ежемесячно обновляются. Также установлен таймер, который фиксирует затраченное время на ответы.

Несколько примеров предлагаемых заданий.

Задание 1. Необходимо правильно расположить по хронологии 3 события:

  1. Убийство князя Игоря.
  2. Основание Новгорода.
  3. Образование империи Карла Великого.

Требуются не только исторический знания, связанные с Россией, но и основные сведения по всемирной истории. Событие из 1 пункта произошло в 945 году, из 2 пункта — 862 году и из 3 пункта — 800 году. Ответ на 1 задание должен выглядеть так: 321.

Задание 2. Требуется установить соответствие между событиями и датами:

При выполнении этого задания следует найти события, которые известны на 100%. Например, крещение Руси (988 год) и начало Великой Отечественной войны (1941 год). Далее из оставшихся дат нужно убрать те, которые точно не подходят: 2013 и 1054. Остаются 1564 год и 1648 год. Время правления Алексея Михайловича Романова известно несколькими бунтами, среди которых был соляной. Ему должен соответствовать 1648 год. Ответ: А-5, Б-3, В-6, Г-2.

Задание 9. Указать соответствие терминов и правителей, в чьё время они появились.

Ответ: А-3, Б-1, В-2, В-5.

Задание 25. Предлагается написать сочинение, выбрав один из периодов: 1425–1505, 1762–1796, 1941–1943. Следует указать минимум 2 личности этого периода и 2 события.

При выборе периода 1941–1943 годы, известно, что Великая Отечественная война славилась большим количеством военачальников: Жуков Г.К., Рокоссовский К.К., Говоров Л. А. Главнокомандующим был Сталин И.В. Наиболее известные сражения и события в начальный период войны: битва за Москву, Сталинградская битва, оборона Ленинграда, оборона Севастополя.

На какие специальности потребуется сдача экзамена

Знание истории требуется при поступлении на следующие направления и специальности:

Как быстро и эффективно подготовиться к ЕГЭ по истории

Получить глубокие знания по российской истории за короткий промежуток времени невозможно. К тому же в ЕГЭ помещены задания, которые требуют базовых знаний мировой истории. Из-за большого объёма заняться подготовкой к экзамену по истории следует заранее, с 10 класса. За 2 года можно углубленно проработать материал, который охватывает не только знание дат, событий и деятелей, но и умение работать с картами, анализировать исторические документы.

стопка книг

Если решили сдавать историю, лучше начать подготовку к ЕГЭ не менее, чем за год

Изучать предмет самому или обратиться к репетитору? Данный вопрос решается каждым индивидуально. Нужно учесть, что никакой репетитор не сможет вложить в голову большое количество дат и событий. Это придётся зазубривать самостоятельно. Хороший репетитор сможет направить и организовать процесс подготовки, расскажет о тонкостях и критериях оценки заданий.

За несколько месяцев

При подготовке к истории за несколько месяцев освоить глубоко весь исторический материал будет сложнее.

При изучении тем следует выстраивать их в правильной хронологической последовательности, не вырывая отдельные куски материала. Тогда будут понятны причинно-следственные связи всех последующих событий.

За 1 месяц

Чем меньше времени останется до экзамена, тем меньше материала сможет усвоить экзаменуемый. За месяц можно только поверхностно изучить основные моменты истории. Углубленного знания предмета за такой короткий период получить невозможно.

В 25 задании предлагается обычно 3 варианта исторических периодов. Как показывает практика в них обязательно присутствует 20 век. Стоит больше уделить внимание изучению материалов по этому времени: характеристика исторических личностей, их реформы, события. На подробную проработку других периодов времени не хватит.

Самостоятельно изучить и систематизировать весь исторический материал за месяц невозможно. Можно прибегнуть к услугам профессионалов. В ряде ВУЗов предлагается экспресс подготовка по ЕГЭ. Выбирать следует учебное заведение, в котором история является профильным предметом.

За 1–2 недели

Подготовиться за несколько недель до любого экзамена невозможно. За такой короткий срок можно только ещё раз пройтись по всему материалу, освежив его в памяти. Даже если ученик располагает уникальной памятью за неделю можно только зазубрить даты и имена основных персоналий. Но вряд ли останется время на изучение исторических документов, реформ, карт и иллюстраций, глубокой проработки какого-либо исторического периода для написания сочинения. Рассчитывать на высокий балл при таком подходе к предмету не стоит.

Как грамотно распределить время на экзамене

На выполнение всех заданий по истории предоставляется 3 часа 55 минут. Чтобы успеть выполнить трудоёмкие задания, требуется правильно распределить экзаменационное время. На каждый вопрос из 1-ой части не стоит тратить более 3–5 минут. Если возникают сомнения, то лучше перейти к следующим вопросам. Пройдя все задания 1-ой части, следует вернуться к оставленным без ответов вопросам и еще раз попробовать рассмотреть их.

егэ история

На экзамене рекомендуется сперва выполнить простые задания, а затем перейти к сложным

На выполнение заданий 2-ой части можно отвести по 10–15 минут. Следует так распределить время, чтобы на сочинение по заданию 25 оставался свободный час.

Некоторые ученики пытаются начинать со 2-ой части, увлекаясь написанием сочинения. На экзамене сложно контролировать время, поэтому такой подход может привести к тому, что времени на выполнение остальных заданий не останется. К тому же начиная со сложных заданий, можно впасть в панику, обнаружив отсутствие знаний по предложенным заданиям. Рекомендуется двигаться от простого к сложному. Это поможет лучше настроиться на более сложные вопросы.

Выбрав специальность, для которой требуются результаты ЕГЭ по истории, нужно правильно организовать подготовку. Требуется рационально распределять время между изучением теории, выполнением тестов, знакомством с историческими картами и иллюстрациями. На подготовку следует отводить минимум по 2 часа в день. Изучать темы рекомендуется в соответствии с хронологической последовательностью. Приступая к рассмотрению следующего периода, постоянно обращаться к уже пройденным материалам, закрепляя их. Подготовиться к ЕГЭ самостоятельно вполне реально. Хороший репетитор сможет только дать правильное направление, объяснить тонкости оформления 2-ой части заданий.

(Visited 1 866 time, 9 visit today)

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Метки:

shkolabuduschego.ru

Как готовиться к ЕГЭ по истории? Особенности экзамена, требования и рекомендации

Ученики 10 и 11 классов задумываются о том, куда они будут поступать после окончания школы, какие предметы нужно будет сдавать для поступления в высшее учебное заведение и как лучше готовиться к ЕГЭ по истории, математике, русскому языку и физике.

Большинство учеников относится к гуманитариям, а значит, они сдают кроме русского языка обществознание, литературу и историю. Однако подготовка к данным предметам не легче, чем экзамен по физике или химии, поэтому стоит знать несколько важных моментов, чтобы удачно сдать экзамен.

Какие есть особенности?

Как готовиться к ЕГЭ по истории? Ежегодно структура заданий по разным предметам, в том числе и по истории, меняется, но суть остается. Например, рассматривая особенности экзамена по истории в 2017 году, стоит отметить, что он будет состоять из 2 частей и 25 заданий, где на 19 вопросов нужно дать краткий ответ, а на 6 – развернутый. Все задания имеют свой уровень сложности: от базового до высокого, каждое оценивается баллами.

За правильный ответ на простой вопрос можно получить 1 балл (например, на первое задание), а за полный, правильный и развернутый ответ последних вопросов списка (например, за 25 задание) можно получить от 1 до 11 баллов, поэтому важно понять, как правильно готовиться к ЕГЭ по истории. как готовиться к егэ по истории

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 4 часа, и ученику требуется правильно распределить свое время, затрачивая на простые вопросы от 1 минуты до 7, а на сложные - до 40-60 минут.

Особенности подготовки ко второй части по истории

Отдельно стоит отметить, что вторая часть экзамена по истории сложнее и требует развернутого ответа на вопрос. Недостаточно будет знать точную дату происходившего события, от ученика потребуется рассуждение на разные темы, поэтому важно определиться, как готовиться к ЕГЭ по истории.

Например, нужно провести анализ определенного события или проблемы. Для этого необходимо выявить исторические факты и явления, указать на исторические объекты, провести причинно-следственную связь, сравнить объекты или процессы и сделать определенный вывод. готовимся к егэ по истории с нуля

Вторая часть экзамена требует длительной и особенной подготовки, глубокого знания истории с точками зрения нескольких экспертов и высказывание своего мнения.

Сколько нужно готовиться к ЕГЭ по истории

Вопросы, которые попадутся на экзамене, могут быть самыми разными, включая темы, которые были пройдены еще в 5 или 6 классе (например, о Древнем Египте, Греции или Риме). Поэтому нужно дать себе установку, что готовимся к ЕГЭ по истории с нуля, изучая самые древние миры. Начинать рекомендуется в 10 классе, чтобы не спеша проработать все вопросы: читать информацию, решать различные тесты, выполнять задания.

Прежде чем приступить к изучению, стоит составить план работы, создать хронологическую таблицу, куда будут записываться важные даты и события, что может являться подсказкой для повторения пройденного материала. как правильно готовиться к егэ по истории

В процессе изучения определенного периода рекомендуется искать информацию не только из учебника. Хорошим дополнением к получению знаний станет просмотр документального фильма или прослушивание доклада известного ученого.

Если подготовка к ЕГЭ начнется только в 11 классе, то более чем вероятно, что на углубленное изучение предмета времени не останется. Тогда материал нужно разделить на большие периоды, в которых важно запоминать главные события, ключевые персоны, войны и реформы.

Какие есть пути подготовки

Каждый ученик знает, как готовиться к ЕГЭ по истории. Кто-то способен заниматься самостоятельно и не нуждается в постороннем контроле. Кто-то лучше запоминает материал, если занимается с репетитором. Прежде чем начать готовиться к экзамену, определитесь, как вам комфортно изучать предмет и какого результата вы ожидаете в конечном итоге. Одних устроит минимальный балл, другим нужна высокая оценка, для получения которой лучше осуществлять подготовку к экзамену с учителем. история России готовимся егэ

В любом случае нужно читать, постоянно решать тесты, смотреть фильмы. Можно проработать задания прошлых лет, которые есть в открытом доступе в интернете. Это поможет понять их структуру, определить свой уровень знаний и дать оценку собственной подготовке.

Готовимся к ЕГЭ по истории с нуля самостоятельно

Самостоятельное обучение требует определенных усилий, веры в свои знания и умение правильно распределять время. Прежде чем приступать к изучению материала, нужно понять, как готовиться к ЕГЭ по истории, запастись учебниками, географическими картами, тестами, тетрадкой и ручкой. сколько нужно готовиться к егэ по истории

Следующий шаг – определить, сколько времени понадобится на изучение темы, где важно не только прочитать, но и вдумчиво проанализировать полученную информацию, сверяя ее с картой изучаемого времени, выписывая важные даты, имена и события. Далее можно пройти тест, что поможет закрепить знания.

Не нужно заучивать все даты подряд, ведь все их запомнить нереально. Важно составить систему, связав даты с периодами истории и ключевыми личностями, которые фигурировали в то время. Такая ассоциативная память поможет запомнить материал гораздо больше и шире.

Используем тайм-менеджмент при подготовке

Тайм-менеджмент – это наука управления временем, которую можно использовать как в работе, так и в жизни, в частности, при подготовке к экзаменам. Можно воспользоваться разными техниками, но все они будут сводиться к нескольким простым правилам:

  1. Если предстоит разбирать большую тему, то лучше ее разбить на несколько маленьких, что позволит глубже и вдумчивее изучить ее.
  2. Заниматься стоит «правильно», отмеряя, например, на усвоение материала 30 минут. Даже если за это время не удалось изучить всю тему, то обязательно следует сделать перерыв на 5 минут, а затем после небольшого отдыха снова продолжать обучение.
  3. Обязательно рекомендуется создать рабочее настроение, например, обустроиться в месте, где тема лучше всего запоминается. Не все могут учить, лежа на диване или слушая музыку. Поэтому необходимо выбрать рабочий стол, где будут лежать книги, тетради с ручками и карты.

Основные ошибки

Все ученики при подготовке к экзамену совершают те или иные ошибки, но их можно избежать, если правильно подойти к изучению предмета. Пусть это будет история России. Готовимся ЕГЭ и не совершаем часто встречающиеся ошибки. как лучше готовиться к егэ по истории

Не стоит начинать подготовку за неделю до экзамена, даже если необходимо набрать минимальное количество баллов. При прочтении всего материала за несколько дней память сохранит мало информации.

Если просто читать материалы по истории, не закрепляя их, то, скорее всего, большая часть будет забыта. Поэтому после изучения темы можно пройти тест на изученную тему либо попросить друзей или родителей, чтобы задавали конкретные вопросы, а вы давали развернутые ответы.

Если вы начнете готовиться к экзамену заранее, не стоит уделять изучению сначала весь день, а затем делать перерыв на несколько дней. Уделяйте каждый день 2 часа, и информация будет легче усваиваться.

fb.ru

какие материалы нужно использовать и что нужно знать

Все чаще становится актуальным вопрос – что нужно для подготовки к ЕГЭ по истории? Ведь это не такой легкий предмет, как может показаться на первый взгляд. В событиях и датах запутаться очень просто. А экзамен по этому предмету требует хорошей подготовленности. Как подготовиться к ЕГЭ по истории, какие методы будут самыми эффективными и действенными? Более того, многие даже не знают, с чего начать. Но при большом усердии справиться можно с любым трудным делом.

Содержание статьи

Занятия с нуля

Подготовка к ЕГЭ по историиДовольно часто возникают ситуации, когда есть 1–2 года на приготовление к экзамену, а в голове по исторической теме пусто. Подросткам очень сложно определиться, куда они хотят поступать, и нередко они решают это в последний момент. Кажется, что подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля нереально. Но это не так. Вопрос состоит в приложенных к этому усилиях.

Тестовая часть

Во-первых, нужно знать даты. Но запомнить их все очень трудно. Есть вариант, который поможет облегчить эту задачу.

Легко спутать, какое событие из предложенных произошло раньше. Для эффективного запоминания дат и событий нужны ассоциации. Например, вы учите XI в. Запомните сначала всех правителей этого века по порядку: Владимир, Святополк Окаянный и т. д. Затем выучите события, которые произошли во время их правления. Так легче будет запомнить, что крещение было раньше, чем составление Русской Правды, потому что Владимир правил раньше Ярослава Мудрого.

Подготовка к ЕГЭ по истории

По такому же принципу следует запоминать современников правителей. Например, современником Ивана Грозного был митрополит Макарий, а современником Алексея Михайловича – патриарх Никон. Если будете заучивать предмет по такой технике, легко сдадите не только тест, но это поможет вам и в других заданиях.

Во-вторых, необходимо изучать картографию. Упущение этого пункта – непростительная ошибка. Из-за нее можно потерять много баллов на ЕГЭ. Картография особенно нужна тем, у кого в приоритете самостоятельная подготовка.

Как лучше всего учить картографию? Например, вы повторяете период деятельности какого-нибудь правителя. Параллельно смотрите все описываемые действия по картам:

На последний пункт особенно обращайте внимание, изучая важные исторические битвы, к примеру, Бородинское сражение.

В-третьих, не упускайте из виду культурологию и терминологию. Вопросы по терминам часто попадаются в заданиях.

Задания B

Подготовка к ЕГЭ по историиЧтобы справиться с заданиями из 2-й части, нужно много читать, особенно если вы начинаете готовиться с нуля. Причем желательно читать не школьные учебники, а специальные пособия для поступающих или, что еще лучше, монографии.

Также во 2-й части есть задания, где нужно будет написать аргументы в подтверждение или опровержение позиции, касающейся определенной ситуации.

Для подготовки к такого рода заданиям идеально подойдут занятия в группах и обсуждение на них дискуссионных вопросов. Для школьников это не проблема. Наверняка у них есть дополнительные занятия для подготовки к ЕГЭ. Но что делать людям, которые уже не учатся в школе? В интернете можно найти сайт с курсами для подготовки к ЕГЭ по истории. В большинстве случаев можно выбрать занятия в группе или индивидуальные занятия. Даже непродолжительное посещение таких курсов даст толчок в учебе. Но в Интернете необходимо быть осторожными. Прежде чем обращаться к компании, изучите отзывы о ней.

Задания C

Одно из самых сложных заданий в экзамене – эссе. Что нужно, чтобы справиться с ним достойно? Необходимо будет описать историческое событие, его причины и следствия. Чтобы написать эссе хорошо, нужно лишь знание дат, событий, правителей, т. е. того, о чем говорилось выше.

При написании не впадайте в крайности. К примеру, воздержитесь от фраз вроде этой: «Сталин был деспотичным тираном».

Обратите внимание! Некоторые неуверенные в своих силах ученики отказываются от написания эссе. Никогда не делайте так! Даже если вы не совсем хорошо подготовлены, у вас есть шанс получить хотя бы 1 балл, который может стать решающим.

Полезное видео: подготовка к ЕГЭ по истории с нуля

Самостоятельная подготовка

Не всем везет с преподавателями по истории. Обычно люди, которых по определенным причинам не устаивает подготовка к ЕГЭ по истории по программе школьного учителя, делают большой упор на самостоятельные занятия. К счастью, в современном мире это не проблема. Есть множество сайтов для подготовки к ЕГЭ, можно скачать или купить нужные материалы, можно в любое время смотреть познавательные фильмы.

Для начала обязательно приобретите книгу для подготовки с пробными вариантами. Решать их необходимо не только для повышения качества знаний, но и для того, чтобы набить руку и не растеряться во время экзамена.

Потом важно подобрать учебники различных уровней сложностей. Ниже представлены варианты с примерами.

Конечно, это не единственные существующие материалы. Но они помогли сдать ЕГЭ уже не одному поколению, и у них больше всего положительных отзывов.

Также материалы для подготовки есть в Интернете. Это могут быть онлайн-тесты, теория, видео, помощь в подготовке к эссе.

Некоторые сайты для подготовки к ЕГЭ по истории:

Помимо сайтов в Интернете, есть различные приложения для телефона. Таким образом, подготовка онлайн позволяет тренироваться в любом месте и в любое время.

Почти всегда при интенсивной учебе нужна небольшая разрядка. На Ютубе можно найти множество исторических фильмов. Мозг сможет немного отдохнуть, но при этом многие факты останутся в памяти. Лучше выбирать документальные фильмы, потому что в них гораздо больше достоверности. И не думайте, что они скучные. Если вы любите историю, то они покажутся вам очень интересными. В качестве примера – документальный фильм на Ютубе «История государства Российского».

Важно! Исторические фильмы для подготовки должны быть только дополнением к теории, которую вы уже выучили. У особо ленивых, которые решили готовиться к экзамену только по фильмам, ничего не выйдет: слишком много фактов требуют заучивания.

Подготовка к ЕГЭ по истории

Сайт egevmeste.ru

Полезные рекомендации

Несколько советов о том, как подготовиться к ЕГЭ по истории более эффективно.

Конспектируйте материал по такой таблице:

Век Правитель Его внутренняя политика Его внешняя политика Современники Термины

Подготовка к ЕГЭ по историиДля отличного запоминания дат напишите их на листочках и развесьте по всему дому.

Когда вы будете решать тесты, смотрите значение всех терминов, которые не знаете, описание событий, даты. Другими словами, постепенно восполняйте пробелы.

Купите атлас с контурными картами и выполняйте задания по ним. После хорошей проработки материал запоминается лучше.

Эффективная подготовка к любому предмету: учеными было доказано, что лучше всего предмет усваивается, когда его преподаешь. Попросите кого-нибудь из друзей или родственников помочь вам и побыть в качестве слушателя. Объясняйте ему материал, особенно свои слабые темы. Со временем вы поймете, что гораздо лучше разбираетесь в предмете.

Как ничего не упустить

Практически все ученики, начиная готовиться, уделяют больше всего времени древнему периоду. Это объясняется тем, что сначала люди берутся за какое-то дело с энтузиазмом. Но потом он постепенно спадает. Либо, как в случае с подготовкой к экзамену, уже не хватает времени. Тогда сдать историю будет уже проблематично.

На самом деле нужно больше времени уделять Средневековью и советскому времени, потому что по ним придется учить гораздо больше информации.

Перед началом занятий просмотрите пробные варианты ЕГЭ и отметьте, какие там встречаются темы. Потом начинайте их подробно разбирать. Но не учите все простой зубрежкой. Во всем требуются ассоциации и понимание смысла. При ассоциативном заучивании легче вспомнить что-то или выстроить логическую цепочку.

Перед тем как составить план подготовки к ЕГЭ по истории, нужно сделать несколько вещей:

Последний пункт может показаться странным. У всех же одна цель – сдать ЕГЭ. Но ведь кому-то будет достаточно и 40 баллов, а кому-то нужны 99.

Лучше всего составить план с четким хронологическим порядком. Но не забывайте о советах, описанных выше.

Что конкретно в истории нужно знать, чтобы сдать экзамен? Ответа на этот вопрос нет. Попасться может что угодно: вопросы по хронологии исторических событий, исторической терминологии, истории культуры. Вас будут проверять на умение анализировать исторические события, работать с информацией, представленной в разных видах, аргументировать свою точку зрения.

Полезное видео: с чего начать подготовку к ЕГЭ по истории

Вывод

Все, что требуется – это регулярно и упорно заниматься, а как подготовиться к ЕГЭ по истории – вы уже знаете. Может эти слова покажутся кому-то смешными, но не волнуйтесь сильно на экзамене. Паника может подвести даже вундеркинда.

znaniya.guru

Как подготовиться к экзамену по истории

Знание истории своей страны необходимо не только историкам, но и гораздо более широкому кругу специалистов-гуманитариев. Поэтому не удивительно, что после математики и русского языка история России занимает третье место по числу ежегодно сдающих ее абитуриентов. В зависимости от характера вуза и специальности факультета этот экзамен проводится в разных формах, как устно, так и письменно.

Как подготовиться к ЕГЭ по истории

Для большинства школьников экзамен по истории ассоциируется исключтельно с ЕГЭ. Для того, чтобы максимально эффективно подготовиться к его прохождению, рекомендуем пройти онлайн тесты, созданные на основе демонстрационных вариантов представленых Министерством образования и науки в разделе "ЕГЭ по истории".

Далее мы раскажем, какие еще виды экзаменов бывают и какие способы наиболее эффективны к их подготовке. ЕГЭ в данном случае, не исключение!

Устный экзамен - самый распространенный

Самым распространенным типом экзамена является устный ответ на вопросы экзаменационного билета. Такой экзамен, безусловно, будет предложен абитуриентам‑историкам, а также всем, от кого ожидаются не формальные, достаточно глубокие познания в области истории: филологам, юристам, философам. Конечно, во всяком вузе существуют свои правила, поэтому необходимо уточнить форму экзамена в каждом конкретном случае. Мы же поговорим о подготовке к экзамену по истории России вообще; о подготовке к устному экзамену, а затем о специфике других форм экзаменов.

Узнав, что вам предстоит сдавать историю, первым делом позаботьтесь о том, чтобы приобрести программу по этому предмету, принятую в избранном вами вузе. Распространенное заблуждение — уверенность в том, что везде спрашивают примерно одно и то же. Это, разумеется, не означает, что каждый вуз требует знания какой-то своей истории России, однако акценты могут быть расставлены по‑разному. Так, от будущих юристов логично требовать более глубокого знания истории государственных учреждений и памятников русского права, от экономистов — эволюции хозяйства России, от журналистов — развития российской общественной мысли и периодической печати. Наконец, исторические кафедры даже в одном и том же вузе могут ожидать от абитуриентов не совсем одинаковых по содержанию знаний.

Как подобрать пособия для подготовки

После того, как программа получена, необходимо подобрать пособия для занятий. Тут возможно несколько вариантов. Весьма распространенным жанром учебной литературы являются пособия для поступающих. Скорее всего, без них не обойтись. Но опять-таки постарайтесь приобрести те книги, которые рекомендованы историками именно вашего вуза.

Как узнать, какие материалы нужны? Приобретая программу для поступающих, спросите об этом в приемной комиссии. Возможно, программа и учебник будут типовыми, но, скорее всего, вам предложат работы составителей билетов и экзаменаторов или то, на что они ориентируются. Если приемная комиссия такую информацию не предоставляет, имеет смысл поспрашивать знакомых, которые уже поступили в данный вуз. Очень полезно позаниматься, если позволяют обстоятельства, на краткосрочных подготовительных курсах, существующих почти при каждом вузе.

Почему все это так важно? Программа, рекомендованное пособие, курсы дадут представление о наиболее популярных у комиссии вопросах, принятой здесь расстановке исторических акцентов, тех или иных трактовках спорных событий и явлений. Однако, запомните: никакие пособия и курсы не дают возможности подготовиться к экзамену на “отлично”, если пытаться просто затвердить содержание “близко к тексту”.

Не пытайтесь уподобиться ученым попугаям, заучивая не понятые вами фразы. Экзаменатор быстро раскусит “фокус”, легко свернет вас с накатанного рассказа, поставит сначала вас в тупик, а потом и жалкое “удовлетворительно” в экзаменационный лист. И все это строго в пределах вступительной программы и доставшегося билета.

Все пособия для поступающих неизбежно страдают одним общим недостатком. Их авторам приходится раскрывать содержание родной истории за тысячу с лишним лет в очень сжатом объеме. Эти материалы представляют, так сказать, верхний слой знания, и, поверьте, на экзамене всегда видно, стоит ли  за ним глубина понимания и способность к анализу исторического процесса.       

Как достичь глубины в море исторической премудрости

Представим себе человека, который в день экзамена будет сидеть по ту сторону стола с разложенными экзаменационными билетами. Его знания отличаются от ваших не просто количественно. Допустим, вы рассказываете о Куликовской битве. Конечно, преподаватель не знает поименно всех ее участников, но он, владеет информацией об источниках, по которым можно это событие изучать, о степени их достоверности. Ему известно, какие выработались подходы, какие проблемы не решены. Он знает и обстановку, в которой произошла битва, и историю сопредельных государств и народов, которые она затронула. Для него строки пособия звучат отнюдь не так же, как для вас.

Что можно посоветовать? Приобретите учебники для исторических специальностей вузов. Не бойтесь их. Для студентов они, в сущности, то же, что пособия для абитуриентов, то есть верхний слой профессионального знания. Вам же можно этим ограничиться. Например, хорошо зарекомендовал себя учебник для педагогических вузов “История России с древнейших времен до 1861 года” под редакцией Н.И. Павленко; подготовленный специалистами МГУ учебник “История России XIX — начала XX века” под редакцией В.А. Федорова. Несколько сложнее обстоит дело с учебниками по истории после 1917 г. Здесь перед выбором лучше проконсультироваться со специалистами выбранного вами вуза или студентами-старшекурсниками, аспирантами.

Внимательно изучите эти учебники, обязательно “продеритесь” через язык изложения, который может показаться трудным. Выясните значение всех научных терминов как общесоциального, так и сугубо исторического характера. Смело обращайтесь с вопросами к знакомым преподавателям, учителям, друзьям-студентам, а также пользуйтесь энциклопедиями. Лучшая из них — это энциклопедия “Отечественная история: история России с древнейших времен до 1917 года”, вышедшая в издательстве “Большая российская энциклопедия”. К сожалению, пока вышло только три ее тома (до литеры М), к тому же она посвящена только истории до 1917 г. Помогут и “Энциклопедический словарь юного историка” (составитель В.Б. Перхавко), вышедший в издательстве “Педагогика-пресс”, и  другие издания подобного типа и, разумеется, обычный “Энциклопедический словарь” (последних лет издания). В словарях советской эпохи трактовка исторических вопросов предельно идеологизирована, и почерпнутые из них сведения будут странно смотреться в вашем ответе.

Разберитесь в сути и содержании всех исторических явлений, о которых написано в учебниках. Проверьте себя по программе экзамена.

За каждым словом в ней для вас должно стоять конкретное содержание исторического процесса в России. Особое внимание уделите проблемам истории культуры. Практика показывает, что подобные вопросы — “ахиллесова пята” многих абитуриентов. Не ограничивайтесь простым запоминанием фамилий деятелей искусства, литературы, науки. Сходите в музей, полистайте альбом репродукций в библиотеке. Старайтесь узнавать в конкретных произведениях признаки того или иного художественного стиля, выделять общие культурные тенденции и представления разных эпох.

Читать далее

edunews.ru

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах.

А. А. Данилов

В учебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А.А.Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Материал изложен в хронологическом порядке, доступно и ясно, что облегчает понимание текста.

Пособие соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования Российской Федерации. Изложение материала в виде вопросов и ответов позволит быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.

Для студентов, абитуриентов, всех интересующихся историей России.

 

ВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует множество пособий для абитуриентов, которым предстоит сдавать вступительный экзамен по отечественной истории. В чем же отличие книги, которую вы держите в руках?

Прежде всего в том, что это первое учебное пособие, написанное на основе единой государственной программы вступи­тельного экзамена по истории России, утвержденной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. На протяжении 1990-х гг., в условиях радикально­го изменения общественных представлений об историческом прошлом, единая государственная программа вступительного экзамена отсутствовала. Это создавало большие сложности для абитуриентов, так как экзамен по истории России проводился в каждом вузе по собственной программе. Различными в каждом конкретном случае были и формулировки вопросов. С разработкой Министерством обязательных минимумов содержания исторического образования для основной и полной средней школы единая государственная программа вступительного экзамена по истории для абитуриентов всех вузов страны стала реальностью. С 2000 г. эта программа публикуется во всех по­собиях для поступающих в вузы и является обязательным до­кументом, на основе которого председатели предметных ко­миссий составляют экзаменационные билеты.

Ценность данного пособия еще и в том, что помимо общих рекомендаций по подготовке к экзамену и при мерных ответов на экзаменационные вопросы книга содержит логические схемы и таблицы по истории России, позволяющие структу­рировать имеющиеся знания.

 

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

Что представляет собой экзаменационный билет по истории? Экзаменационный билет состоит из двух вопросов. Пер­вый, как правило, посвящен периоду с древнейших времен до конца XIX века. Второй - истории России в хх веке.

Например: Билет N 1.

1. Образование Древнерусского государства.

2. Внешняя политика СССР в 19ЗО-е годы.

Время для подготовки к ответу. Для подготовки к ответу на вступительном экзамене абитуриенту отводится полтора часа. Начало подготовки фиксируется экзаменатором в «Экзамена­ционном листе ответа». Там же отмечается и время начала от­вета. По желанию абитуриент может начать ответ раныле по­ложенного срока. Но никто не вправе заставить его отвечать на поставленные вопросы, если он считает себя неготовым, а время подготовки еще не истекло. Часто бывает так, что абитури­ент, решив, что знает ответ, идет отвечать без подготовки. Практика показывает, что в абсолютном болылинстве случаев такая спешка заканчивается неудачей.

«Экзаменационный лист ответа». Это чрезвычайно важный документ. В нем содержатся не только основные данные об абитуриенте, время начала его подготовки и начала ответа. Основной объем этого документа занимает письменный ответ абитуриента на поставленные вопросы, заверенный его подписью. Как правило, поступающие в вузы по-разному ис­пользуют отводимое для подготовки время и экзаменацион­ные листы. Одни не пишут ничего, надеясь на свою память. Однако в экстремальных условиях экзамена даже хорошая па­мять зачастую подводит. Другие исписывают до нескольких страниц, стремясь упомянуть абсолютно все, что знают. Та­кой подход опасен тем, что любая ошибка, допущенная в тек­сте «Экзаменационного листа ответа», «работает» против аби­туриента. Причем даже тогда, когда он не огласил ее, а лишь записал. Наиболее подготовленные абитуриенты, как правило, ограничиваются составлением развернутого плана своего ответа. Времени для этого вполне достаточно, а обращение к плану способно оказать реальную помощь во время ответа.

Экзаменатору же важно проверить не только знание фактиче­ского материала, дат и имен, но и умение собеседника мыслить, анализировать многообразие исторических событий и явлений. Поэтому на экзамене ценится не чтение заранее подготовленного текста, а живая речь абитуриента.

Сколько времени отводится на ответ?Иногда встречается ошибочное мнение, что при ответе можно говорить без ограничения во времени: «чем больше - тем лучше». Это не так. На ответ абитуриента на устном экзамене отводится 15 минут. Этого слишком мало тому, кто хорошо знает Материал. Но бесконечно много для того, кто не владеет необходимыми знаниями. Причем указанное время отводится для ответа на оба вопроса, поставленных в билете.

Когда задаются вопросы на экзамене?Согласно существую­щему порядку, абитуриента нельзя прерывать во время его ответа. Исключение возможно лишь если человек отвечает не на тот вопрос, который был задан. Вопросы, поставлен­ные в ходе ответа, могут сбить с толку отвечающего, нару­шить логику его изложения, усилить волнение. Поэтому эк­заменаторы могут задать дополнительные вопросы лишь после ответа абитуриента.

Какими материалами можно пользоваться на экзамене по истории?Кроме «Экзаменационного листа ответа» и авторучки, абитуриент может пользоваться опубликованной государст­венной программой вступительного экзамена по истории и историческим атласом (если заданные вопросы требуют при­влечения картографических данных). Эти материалы позволят экзаменуемому лучше представить себе формулировку вопроса и определить его место в общем контексте истории нашей страны, а также показать умение читать карту и использовать знания по географии в курсе отечественной истории. Однако вопрос о привлечении любого из этих материалов решает не сам абитуриент, а председатель предметной комиссии. В последнее время вышли в свет атласы, в которых наряду с карта­ми даются болылие текстовые материалы, приводятся биогра­фии исторических деятелей, хронологическая таблица основных событий истории России и зарубежных стран. Атласы такого рода использовать на экзамене запрещается. Запрещаются так­же программы и атласы, в которых имеются любые пометки, сделанные от руки.

Шпарrалки. На любом экзамене пользование заранее подго­товленными шпаргалками запрещено и строго наказывается. В болылинстве вузов, в случае обнаружения у абитуриента шпаргалок, конкурсные экзамены для него прекращаются.

Как выразить собственную оценку исторического события и при этом не пострадать?Лет двадцать назад на экзамене по истории абитуриент или студент мог высказать лишь ту оцен­ку событий, которая содержал ась в учебнике. Любое вольно­думство или интерпретация могли закончиться не только низ­кой оценкой, но и более серьезными последствиями. Сейчас такого нет, но, как ни странно, абитуриентам стало сложнее сдавать экзамен по истории. К примеру, взгляды на события 1917 г. сегодня различны не только в обществе, но и в учебной литературе. На экзамене может сложиться такая ситуация, ког­да точки зрения экзаменатора и абитуриента не совпадают. Как же быть преподавателям и экзаменуемым? Во-первых, эк­заменационный вопрос не должен содержать в своей формули­ровке какой-либо оценки происшедшего.

Неверно: «Установление тоталитарной диктатуры в России в октябре 1917 года»; «Победа Великой Октябрьской социалистической революции. Триумфальное шествие Советской власти».

Верно: «Октябрьское восстание в Петрограде. 11 Всероссийский съезд Советов, его декреты»; «Установление советской власти в стране».

Во-вторых, экзаменуемый должен иметь собственную позицию по любому вопросу и уметь ее аргументировать. В-треть­их, поскольку абитуриент может попытаться представить не­верный ответ как собственное мнение, он должен знать и основные точки зрения на рассматриваемое событие или яв­ление, а также имена историков, которые высказывают такие оценки. Это особенно важно при сдаче экзамена на историче­ские факулылеты. То же самое касается оценки роли тех или иных государственных и общественных деятелей в истории России. В случае если абитуриент затрудняется привести не­сколько точек зрения на проблему, достаточно будет сослать­ся на учебник истории, в котором он прочел ту оценку, кото­рую разделяет при ответе на экзамене. Экзаменационная оценка. В болылинстве вузов ответы аби­туриентов оцениваются по 4-балльной системе: отлично (5), хорошо (4), удовлетворительно (3), неудовлетворительно (2). Однако в последние годы введена 7 -балльная система оценки знаний: отлично (10 и 9 баллов), хорошо (8 и 7 баллов), удов­летворительно (6 и 5 баллов) и неудовлетворительно (4 балла). Такая система, как показывает опыт, в большей степени учи­тывает уровень подготовки поступающих и выгодна тем из них, кто лучше' знает материал. Абитуриент заранее должен

быть проинформирован о том, какие требования будут предъ­явлены к его ответу. В некоторых вузах (например, в Москов­ском педагогическом государственном университете) разработа­ны критерии оценки. Они утверждаются Центральной приемной комиссией и являются официальным документом.

studopedya.ru

Как подготовиться к ЕГЭ по истории: советы для самостоятельной подготовки

Экзамен по историиИстория – очень интересный предмет, однако знать её идеально не так-то просто. ЕГЭ по истории считается одним из самых сложных экзаменов, который, однако, необходим для поступления почти во все вузы гуманитарного направления. Именно поэтому школьники часто интересуются, какой именно должна быть эффективная подготовка к ЕГЭ по истории.

Какие вопросы встретятся на экзамене?

Первый пункт плана подготовки к ЕГЭ по истории – это изучение самой структуры экзамена, чтобы понять, какие вопросы могут встретиться и быть морально готовым к ним.

Для того чтобы лучше понять, что ждёт на экзамене, рекомендуется регулярно решать пробные варианты тестов. Подготовка к ЕГЭ по истории онлайн доступна любому школьнику, и при этом бесплатно. Существует ряд отличных сайтов, которые даже позволят увидеть статистику решений.

Это интересно: как правильно оформить титульный лист проекта?

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по истории

Материал для изучения очень объёмен – это главная проблема выпускников, выбравших сдавать историю. За неделю подготовиться не получится, поэтому не следует затягивать с подготовкой. Существует ряд способов, которые помогут лучше усваивать материал.

Какие источники можно использовать для подготовки?

История, особенно родной страны – очень актуальная тема, которая, к сожалению, быстро обрастает мифами и искажениями. Чтобы избежать запоминания ложных фактов, требуется тщательно выбирать источники информации. Среди них могут быть:

Заключение

ЕГЭ по истории – действительно сложный экзамен, требующий от выпускника мобилизовать все свои силы. Однако нет ничего невозможного, и подготовка к тесту может быть по-настоящему интересной, если действительно любить предмет и пользоваться правилами, изложенными выше.

obrazovanie.guru

Готовимся к экзаменам по истории

годы правления

имя

Приход к власти

Потеря власти

годы жизни

князи, столица - город Новгород (ныне - Великий Новгород)

 

 

862-879

Рюрик "Варяжский"

Согласно легенде, призван славянами на княжение

Умер; возможно, погиб в походе

?-879

князи, столица с 882 года - город Киев

 

 

879-912

Олег "Вещий" (племянник Рюрика)

По просьбе Рюрика был регентом при Игоре

Погиб во время похода

?-912

династия Рюриковичей, князи

 

 

912-945

Игорь I Рюрикович

Унаследовал престол в малолетнем возрасте, реально страной по просьбе Рюрика до совершеннолетия великого князя правил опекун, князь Олег (Вещий)

Убит древлянами (привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое)

?-945 х

945-966

Ольга "Святая"

Управляла страной до совершеннолетия сына

Убита в походе на древлян

?-969

966-972

Святослав I Игоревич

Унаследовал престол в малолетнем возрасте, до совершеннолетия реальным правителем была мать, княгиня Ольга

Убит печенегами

942-972 х

972-980

Ярополк I, Святославович

Получил власть по распоряжению отца

Убит дружинниками брата, князя новгородского Владимира

961-980 х

980-1015

Владимир I (в крещении – Василий) Святославович "Святой"

При поддержке скандинавской дружины отвоевал захваченный братом Ярополком Новгород, а затем завоевал Киев

Умер от болезни

960-1015

1015-1016

Святополк I Владимирович "Окаянный" (фактически – Ярополчич)

Вышел из тюрьмы и взял власть после смерти великого князя Владимира

Бежал в Польшу к своему тестю князю Болеславу после военного поражения от брата Ярослава

980-1019

1016-1018

Ярослав I (в крещении – Георгий) Владимирович "Мудрый"

Захватил Киев, нанеся военное поражение брату Святополку

Бежал в Новгород после поражения в битве на Буге

978-1054

несколько дней в 1018

Болеслав I Пяст (князь Польши) "Храбрый"

Захватил Киев,оказывая военную помощь зятю Святополку

Вывел войска из Киева после гибели многих польских дружинников от рук местных жителей

967-1021?

1018-1019

Святополк I Владимирович "Окаянный" (фактически – Ярополчич)

Остался в Киеве после отбытия польских войск

Бежал к печенегам, узнав о наступлении дружины брата Ярослава

980-1019

1019-1054

Ярослав I (в крещении – Георгий) Владимирович "Мудрый"

Одержал военную победу над братом Ярополком, после его смерти получил титул великого князя, в 1026 году по мирному договору с братом Мстиславом получил русские земли к востоку от Днепра

Умер от болезни

978-1054

1026-1036

Мстислав (в крещении – Константин) Владимирович Рюрикович "Храбрый"

По мирному договору с братом Ярославом получил русские земли к западу от Днепра

Погиб на охоте, после его смерти произошло воссоединение русских земель

983-1036

1054-1068

Изяслав I (в крещении – Дмитрий) Ярославович

Получил престол по наследству от отца в соответствии с его завещанием

Бежал в Польшук своему племяннику князю Болеславу II Смелому после народного восстания в Киеве

1024-1078 х

1068-1069

Всеслав Брячиславович Полоцкий "Вещий, Волхв, Чародей"

Освобожден из тюрьмы и возведен на княжеский престол восставшими киевлянами

Вернулся в Полоцк, когда к Киеву подошел князь Изяслав с польскими войсками

?-1101

1069-1073

Изяслав I (в крещении – Дмитрий) Ярославович

Вернулся на престол из изгнания при поддержке польских войск

Бежал в Польшу, а оттуда в Германию после осады Киева войсками братьев Святослава и Всеволода

1024-1078 х

1073-1076

Святослав II (в крещении– Николай) Ярославович

Захватил Киев при поддержке брата Всеволода

Умер при операции на шейных железах

1027-1076

1076-1077

Всеволод I (в крещении – Андрей) Ярославович

Пришел в Киев на престол после смерти брата Святослава

Отдал великое княжение брату Изяславу

1030-1093

1077-1078

Изяслав I (в крещении – Дмитрий) Ярославович

Получил великое княжение от младшего брата Всеволода

Погиб в битве на Нежатиной Ниве

1024-1078 х

1078-1093

Всеволод I (в крещении – Андрей) Ярославович

Занял престол после гибели брата на поле боя

Умер после длительной болезни

1030-1093

1093-1113

Святополк II (в крещении – Михаил) Изяславович

Принял престол по приглашению двоюродного брата князя Владимира Мономаха

Умер от болезни

1050-1113

1113-1125

Владимир II (в крещении – Василий) Всеволодович "Мономах"

Избран на княжение жителями Киева

Умер от болезни

1053-1125

1125-1132

Мстислав I (в крещении – Федор) Владимирович "Великий"

Унаследовал престол после смерти отца

Умер от болезни

1076-1132

1132-1139

Ярополк II Владимирович

Стал великим князем после смерти брата – по приглашению киевлян

Умер от болезни

1082-1139

10 дней в 1139

Вячеслав Владимирович Рюрикович

Сел на престол после смерти брата

Ушел из Киева, осажденного армией троюродного брата – князя черниговского Всеволода Ольговича

1083-?

1139-1146

Всеволод II Ольгович Новгород-Северский

Вынудил троюродного брата Вячеслава Владимировича уступить киевское княжение

Умер после тяжелой болезни

?-1146

Две недели в 1146

Игорь II (в крещении – Георгий, в иночестве – Гавриил) Ольгович

Вступил на престол по завещанию покойного брата

Взят в плен армией троюродного брата Изяслава Мстиславича, после плена пострижен в монастырь

1096-1147 х

1146-1149

Изяслав II (в крещении – Пантелеймон) Мстиславович Владимиро-Волынский

Вошел в Киев после пленения троюродного брата Игоря Ольговича

Ушел из Киева по просьбе жителей города, отдав княжение Георгию (Юрию) Владимировичу

1097-1154

1149-1151

Георгий (в крещении Юрий) Владимирович "Долгорукий"

Взошел на престол после военной победы над Изяславом II

Бежал из Киева при приближении войск Изяслава вместе с черными клобуками

1090-1157

1150-1151

Изяслав II (в крещении – Пантелеймон) Мстиславович Владимиро-Волынский

Вошел в Киев, изгнав Юрия Долгорукого

Отдал власть дяде, Вячеславу Владимировичу

1097-1154

1151-1154

Вячеслав Владимирович Рюрикович

Получил официальную власть из рук Изяслава II, который остался реальным правителем государства

После смерти Изяслава II вручил временную власть Святославу Всеволодовичу, племяннику покойного,– до прихода в Киев законного наследника престола

1080-?

Декабрь 1154

Ростислав (в крещении –Михаил) Мстиславович Смоленский

Получил власть по наследству после смерти брата Изяслава

Бежал из Киева в Смоленск после военного поражения

?-1167

1154-1155

Изяслав III Давидович Черниговский

Призван на великое княжение киевлянами после угрозы взять город силой

Отдал престол Юрию Долгорукому, опасаясь военного столкновения

?-1162 х

1155-1157

Георгий (в крещении Юрий) Владимирович "Долгорукий"

Получил престол от Изяслава Давидовича

Умер от алкогольного отравления

1090-1157

1157-1159

Изяслав III Давидович Черниговский

Въехал в Киев изанял престол после смерти Юрия Долгорукого

Изгнан владимиро-волынскими и галицкими князьями

?-1162 х

1159-1160

Ростислав (в крещении –Михаил) Мстиславович Смоленский

Призван на великое княжение владимиро-волынскими и галицкими князьями, захватившими Киев

Бежал в Белгород после военного поражения

?-1167 х

1160-1161

Изяслав III Давидович Черниговский

Взял Киев военной силой

Скончался от ран, полученных на поле боя

?-1162 х

1161-1167

Ростислав (в крещении –Михаил) Мстиславович Смоленский

Вошел в Киев после гибели Изяслава III

Умер от болезни во время поездки по Руси

?-1167 х

1167-1169

Мстислав II Изяславович Владимиро-Волынский

Избран дядей и двумя двоюродными братьями, признавшими его храбрейшим и сильнейшим, хоть и не старейшим

Покинул Киев, осажденный войсками 11 князей

?-1170 х

князи, столица с 1169 года - город Владимир

 

 

1169-1174

Андрей Юрьевич "Боголюбский"

Самовольно покинул свое княжение в Вышгороде в 1155 и обосновался во Владимире. В 1169 взял Киев и перенёс столицу во Владимир

Убит в результате боярского заговора

1111-1174

Несколько недель в 1174

Михалко (Михаил) Юрьевич

Призван как опекун малолетнего племянника Юрия, унаследовавшего престол

Из-за внутренних распрей в княжестве вынужден был покинуть Владимир

?-1176

1174-1175

Ярополк III Ростиславович

Призван на престол в нарушение правил старшинства, принес присягу жителям Суздаля, по договору с братом Мстиславом правил в Юрьеве-Польском, Владимире и одновременно с братом – в Суздале

Бежал в Рязань, узнав о поражении брата от войск Михалко Юрьевича с союзниками

?-~1181

1175-1176

Михалко (Михаил) Юрьевич

Вернул себе законное право на княжение военной силой

Умер во время поездки по княжеству

?-1176

1176-1212

Всеволод III Юрьевич "Большое гнездо"

Призван жителями Владимира, разбил войска Мстислава Ростиславича, законного претендента на великое княжение

Умер от болезни

1154-1212

1212-1216

Юрий II Всеволодович

Получил престол по воле отца в обход законного наследника, старшего брата Константина

Потерял престол после поражения от брата Константина в Липицкой битве

1188-1238 х

1216-1218

Константин Всеволодович "Добрый"

После победы в Липицкой битве вошел во Владимир и провозгласил себя великим князем

Тяжелобольной князь передал часть княжества брату Юрию еще при жизни, обещав великое княжение сразу после смерти

1186-1219

1218-1238

Юрий (Георгий) II Всеволодович

Получил княжение по наследству

Выехал из Владимира, осажденного татаро-монголь скими войсками, вскоре погиб в битве на реке Сити

1188-1238 х

1238-1246

Ярослав II Всеволодович

Унаследовал власть после смерти брата Юрия, в 1243 году получил от хана Батыя ярлык на великое княжение

Вероятно, был отравлен Таракиной, матерью хана Гуюка, во время пребывания в Золотой Орде

1191-1246 х

1246-1247

Святослав III Всеволодович

Получил престол после смерти брата Ярослава

Изгнан из Владимира племянником Михаилом

?-1252

1247-1248

Михаил Ярославич "Храбрый"

Изгнал дядю Святослава из Владимира

Погиб в битве с литовцами

?-1248 х

1249-1252

Андрей II Ярославич

Унаследовал престол после смерти брата, в Орде получил ярлык только на княжение во Владимире (Киев и Новгород достались его брату Александру)

Бежал в Новгород после военного поражения от татаро-монголов

1221-1264

1252-1263

Александр Ярославич "Невский"

Получил владимирский престол после бегства брата Андрея из Владимира

Умер от болезни, приобретенной в Золотой Орде

1220-1263

1263-1272

Ярослав III (в крещении – Афанасий) Ярославич

Получил ярлык на великое княжение от хана Берке в обход законного претендента Андрея Ярославича

Умер от болезни по дороге из Орды

1230-1272

1272-1276

Василий I Ярославич Костромской

Наследовал брату, получил ярлык в Орде

Умер от болезни после поездки в Орду

1241-1276

1276-1283

Дмитрий I Александрович Переяславский

Занял престол во Владимире как старший в роде

Бежал из города, когда к нему подошел брат Андрей, получивший в Орде ярлык на великое княжение и татарское войско

1250-1294

1283-1284

Андрей III Александрович Городецкий

Получил ярлык на великое княжение от хана Менгу-Тимура за взятку

Примирился с братом и отдал ему великое княжение

?-1304

1284-1293

Дмитрий I Александрович Переяславский

Получил ярлык на великое княжение от хана Ногая, после чего брат Андрей отдал ему престол

Бежал из Владимира при подходе татарских войск, посланных ханом Ногаем по просьбе брата Андрея и других русских князей

1250-1294

1293-1304

Андрей III Александрович Городецкий

Получив поддержку хана Ногая, вынудил брата Дмитрия отдать ему престол

Умер от болезни

?-1304

1305-1317

Михаил Ярославич "Святой" Тверской

Получил право на великое княжение по старшинству

Казнен в Орде по приказу хана Узбека, отдавшего ярлык на великое княжение его племяннику, московскому князю Юрию Даниловичу

1271-1318 х

1317-1322

Юрий (Георгий) III Данилович Московский

Получил ярлык на великое княжение от брата своей жены хана Узбека

Лишился ярлыка после жалобы Дмитрия Тверского хану Узбеку

1281-1325 х

1322-1326

Дмитрий Михайлович "Грозные очи"

Получил ярлык на великое княжение, обвинив Юрия III в несправедливом княжении и утаивании части дани

Казнен в Орде за убийство Юрия III

1299-1326 х

1326-1327

Александр Михайлович Тверской

Получил ярлык на великое княжение после казни брата

Бежал во Псков при подходе к Твери войск московского князя Ивана I и татаро-монголо в

1301-1339

столица перемещается в город Москва

 

 

1328-1340

Иван I Данилович "Калита"

Получив ярлык на великое княжение от хана Узбека, перенес столицу в Москву

Умер от болезни

?-1340

1340-1353

Семен (Симеон, в схиме – Созонт) Иванович "Гордый"

Получил ярлык на великое княжение от хана Узбека в нарушение порядка престолонаследия

Умер от чумы во время эпидемии

1316-1353

1353-1359

Иван II Иванович "Красный"

Получил ярлык на великое княжение от хана Джанибека

Умер от болезни

1326-1359

1359-1389

Дмитрий Иванович "Донской"

Унаследовал московское княжение после смерти отца. Реальным правителем до его совершеннолетия являлся митрополит Киевский и всея Руси Алексий(Алексей Федорович Бяконт)

Умер от болезни

1350-1389

1389-1425

Василий I Дмитриевич

Унаследовал престол

Умер от болезни

1371-1425

1425-1432

Софья Витовтовна Литовская

 

 

1371-1453

1425-1433

Василий II Васильевич "Темный"

Унаследовал московский престол после смерти отца в нарушение порядка престолонаследия. Получил ярлык на великое княжение от хана Ахмета в 1432 году. Реальной властью не обладал по малолетству (регентшей была княгиня Софья Витовтовна Литовская)

Сослан в Коломну Юрием Звенигородским

1415-1462

1433

Юрий Дмитриевич "Звенигородский"

Одержал военную победу над племянником, Василием II, и занял Москву

Вернул престол племяннику, видя, что не имеет политических союзников

1373-?

1433-1434

Василий II Васильевич "Темный"

Получил престол от дяди, Юрия Звенигородского

Бежал в Новгород после военного поражения о Юрия Звенигородског о

1415-1462

Апрель-июнь 1434

Юрий Дмитриевич "Звенигородский"

Вошел в Москву после военной победы над племянником, Василием II

Скоропостижно скончался вскоре после второго восхождения на великокняжески й престол

1373-?

Июнь-июль 1434

Василий Юрьевич "Косой"

Провозгласил себя великим князем

Не был признан другими князьями, изгнан из Москвы

1403-?

1434-1446

Василий II Васильевич "Темный"

Пришел в Москву после изгнания Василия Косого

Свергнут князем Дмитрием Шемякой при поддержке других князей и московских бояр, ослеплен

1415-1462

1446-1447

Дмитрий Юрьевич "Шемяка"

Взял власть, опираясь на князей и жителей Москвы, недовольных правлением Василия II

Москва была захвачена сторонниками Василия Темного в период отсутствия Шемяки в городе

1420-1453 х

1447-1462

Василий II Васильевич "Темный"

Вступил в Москву, захваченную в конце 1447 года его сторонниками

Умер от туберкулеза

1415-1462

1462-1505

Иван III Васильевич

Унаследовал престол от отца

Умер от болезни

1440-1505

1505-1533

Василий III Иванович

Назначен наследником престола при жизни отца после смерти старшего брата и опалы племянника

Умер от заражения крови

1479-1533

1533-1538

Елена Васильевна Глинская

 

 

?-1538

1538-1548

бояре Шуйские, Бельские

 

 

-

династия Рюриковичей, цари

 

 

1533-1574

Иван IV Васильевич "Грозный"

Унаследовал престол после смерти отца в малолетнем возрасте (до совершеннолетия у власти сменялись многочисленные опекуны)

"Отрекся" от престола, посадив марионетку - татарского князя

1530-1584

1574-1576

Саин-Булат хан (в крещении – Симеон Бекбулатович, в монашестве – Стефан) Касимовский

Возведен на престол в результате "отречения" царя Ивана

Потерял власть после возвращения Ивана IV на царство

?-1616

1576-1584

Иван IV Васильевич "Грозный"

Забрал власть у марионетки

Скоропостижно скончался во время игры в шахматы

1530-1584

1584-1598

Федор Иванович "Блаженный"

Взошел на престол после смерти отца (ввиду физического и душевного нездоровья царя страной управлял опекунский совет вельмож, затем боярин Борис Годунов)

Умер от болезни

1557-1598

междинастие, цари

 

 

1598-1605

Борис Федорович Годунов

Узаконил свою власть после смерти бездетного царя Федора

Скоропостижно скончался от сильного кровотечения

1552-1605

1605-1605

Федор Борисович Годунов

Унаследовал престол

Убит в результате мятежа

1589-1605 х

1605-1606

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)

Въехал в Москву с одобрения ее жителей и был коронован на царство

Убит заговорщиками

?-1606 х

1606-1610

Василий Иванович Шуйский

Избран царем участниками заговора против Лжедимитрия I

Свергнут с престола в результате восстания, пострижен в монахи

1552-1612

1610-1610

Князь Федор Иванович Мстиславский

Возглавил правительство, образованное после свержения царя Василия Шуйского

Правительство России передало власть призванному на русский престол сыну польского короля

-

1610-1612

Владислав IV Сигизмундович Ваза "Польский"

Призван на русский престол (в связи с малолетством царя реальным правителем был командующий польским гарнизоном в Москве Александр Корвин-Гонсевский)

Низложен вместе с боярским правительством, изгнан из Москвы вместе с польским гарнизоном

1595-1648

династия Романовых, цари

 

 

1613-1645

Михаил Федорович "Кроткий"

Избран на царство Земским собором

Умер от болезни

1596-1645

1645-1676

Алексей Михайлович "Тишайший"

Унаследовал престол (в первые годы правления реальным правителем был воспитатель царя Борис Иванович Морозов)

Умер от болезни

1629-1676

1676-1682

Федор Алексеевич

Унаследовал престол (из-за болезненности царя реальная власть принадлежала Боярской Думе)

Умер от болезни

1661-1682

1682-1689

Софья Алексеевна (совместно с Иваном V (1660-96) и Петром I)

Назначена регентом при малолетних соправителях-братьях (носила титул царевны)

Свергнута и заточена в монастырь

1657-1704

столица с 1703 года - город Санкт-Петербург, Императоры с 1721

 

 

1689-1725

Петр I Алексеевич "Великий" (до 1696 - совместно с Иваном V)

Стал единоличным правителем после смерти брата-соправителя, в связи с созданием в 1721 году Российской империи получил титул императора

Умер от осложнений после простуды

1672-1725

1725-1727

Екатерина I Алексеевна Скавронская

Унаследовала престол после смерти мужа в связи с измененным Петром Великим порядком престолонаследия

Умерла от болезни легких

1684-1727

1727-1730

Петр II Алексеевич

Возведен на престол решением совещания членов высших правительственных учреждений (реальным правителем страны был князь Александр Данилович Меншиков, затем князья Долгорукие)

Умер от оспы

1715-1730

1730-1740

Анна Ивановна

Приглашена на престол Верховным тайным советом

Умерла от болезни

1693-1740

1740-1741

Иван VI Антонович

Возведен на престол по завещанию императрицы Анны Ивановны (в связи с малолетством императора реальным правителем был регент – герцог Курляндский Эрнст Иоганн Бирон)

Свергнут Елизаветой Петровной, заключен в тюрьму

1740-1764 х

1741-1761

Елизавета Петровна

Взошла на престол в результате дворцового переворота

Умерла от болезни

1709-1761

1761-1762

Петр III Федорович

Унаследовал престол по распоряжению императрицы Елизаветы

Официально - отрекся от престола в пользу супруги, фактически - свергнут и убит

1728-1762 х

1762-1796

Екатерина II Алексеевна "Великая"

Взошла на престол при поддержке гвардии, якобы вынудив мужа подписать отречение в свою пользу

Умерла от болезни

1729-1796

1796-1801

Павел Петрович

Унаследовал престол

Убит заговорщиками (задушен в собственной спальне)

1754-1801 х

1801-1825

Александр I Павлович "Благословенный"

Унаследовал престол

Умер от брюшного тифа

1777-1825

1825-1855

Николай I Павлович

Унаследовал престол

Скоропостижно скончался

1796-1855

1855-1881

Александр II Николаевич "Освободитель"

Унаследовал престол

Погиб в результате теракта

1818-1881 х

1881-1894

Александр III Александрович

Унаследовал престол

Умер от хронического нефрита

1845-1894

1894-1917

Николай II Александрович "Кровавый"

Унаследовал престол

Отрекся от престола

1868-1918 х

председатели правительства, республика

 

 

Февраль-июль 1917

князь Георгий Евгеньевич Львов

Назначен императором

Подал в отставку со своего поста

1861-1925

1917-1917

Александр Федорович Керенский

Возглавил правительство после отставки князя Львова

Лишился власти в результате государственно го переворота

1881-1970

столица с 1918 года - город Москва

 

 

1917-1922

Владимир Ильич Ульянов "Ленин"

Захватил власть в результате вооруженного восстания

Умер после длительной болезни

1870-1924

Первые или генеральные секретари ЦК коммунистической партии

 

 

1922-1953

Иосиф Виссарионович Джугашвили "Сталин"

Сконцентрировал в своих руках власть в ходе внутрипартийной борьбы

Умер от болезни

1879-1953

1953-1964

Никита Сергеевич Хрущев

Возглавил партию после смерти Сталина

Снят со всех должностей решением пленума ЦК

1894-1971

1964-1982

Леонид Ильич Брежнев

Возглавил партию после отставки Хрущева

Умер от болезни

1906-1982

1982-1984

Юрий Владимирович Андропов

Возглавил партию после смерти Брежнева

Умер от болезни

1914-1984

1984-1985

Константин Устинович Черненко

Возглавил партию после смерти Андропова

Умер от болезни

1911-1985

с 1990 года президенты СССР или России

 

 

1985-1991

Михаил Сергеевич Горбачев

Возглавил партию после смерти Черненко

Сложил с себя полномочия президента после распада СССР

1931-???

1990-1999

Борис Николаевич Ельцин (до 08/12/1991 - президент России в составе СССР) 

Избран всенародным голосованием

Подал в отставку досрочно

1931-2007

2000-2008

Владимир Владимирович Путин

Назначен и. о. президента Борисом Ельциным, позднее избран президентом.

По истечении срока сложил с себя полномочия главы государства

1952-???

2008-2012?

Дмитрий Анатольевич Медведев

Назначен преемником Владимиром Путиным, позднее избран президентом.

 

1965-???

2012-?

Владимир Владимирович Путин

 

 

1952-???

nsportal.ru