Как готовиться к ЕГЭ по истории? Особенности экзамена, требования и рекомендации. Как готовиться к экзамену по истории
Как подготовиться к ЕГЭ по истории
Дата: 28 марта 2018 Автор: All19 Рубрика: Школа
При выборе будущей профессии возникает вопрос о месте дальнейшей учёбы. Попасть в лучший ВУЗ страны и на самый востребованный факультет можно только, получив по всем требуемым ЕГЭ оценку близкую к 100 баллам. Если для выбранной специальности требуются исторические знания, следует выяснить, как лучше и эффективнее подготовиться к ЕГЭ по истории, чтобы заработать максимально возможные баллы.
ЕГЭ 2018 по истории
История в 2018 году является необязательным экзаменом. Право выбора предоставляется самому ученику, и зависит от ВУЗа и направления специализации, куда решено поступать.
Сдающим историю открывается дорога в топовые вузы страны по самым разнооразным направлениям
Какие задания включает экзамен
Ознакомиться с демоверсией ЕГЭ 2018 по истории можно на официальном сайте www.fipi.ru/. Экзамен состоит из 2-х частей, в него включено 25 заданий.
1-ая часть охватывает 19 заданий, тестирующих базовый уровень знаний. Почти во всех предлагаются варианты ответов. Требуется правильно вписать нужный номер в отведённые клетки.
- Встречаются задания, в которых важно установить правильную последовательность событий или периоды жизни великих людей (задание1). События или персоналии относятся не только к российской истории, но и к мировой.
- Имеются тесты, требующие установления хронологической взаимосвязи (задания 2, 5, 9, 17).
- В экзамен включены вопросы, где нужно вписать слово, событие или имя исторической личности (задание 4 и 10).
- В 1-ую часть внесены вопросы на знание исторических карт (задания с 13 по 16). Если неправильно определить событие или период времени, к которому относится фрагмент карты, то есть вероятность на все 4 задания дать неверные ответы.
ЕГЭ по истории состоит из двух частей: тестовой и письменной
2-ая часть состоит из 6 заданий повышенной сложности.
- Задания с 20 по 22 выполняются на основании приведённого в тексте ЕГЭ отрывка документа. По ним проверяются не только знания истории, но и умение анализировать и систематизировать предложенный документальный источник.
- 23 и 24 вопрос являются аргументированными мини-сочинениями рассуждениями, в которых нужно по заданному историческому материалу привести в доказательство минимум 2 факта для подтверждения своих мыслей. Иначе баллы будут снижены.
- 25 задание — настоящее сочинение по одному из предложенных исторических периодов времени. Задание является наиболее ёмким по баллам (11 баллов), но и самым трудным.
Подготовиться к ЕГЭ по истории за месяц практически невозможно из-за огромных объёмов информации
Примеры
Удобным при подготовке к ЕГЭ является сайт https://hist-ege.sdamgia.ru/. В нем имеется возможность пройти весь тест целиком и узнать начисленные баллы, а можно выбрать отдельную тему и проработать по ней предлагаемые задания. Все варианты ежемесячно обновляются. Также установлен таймер, который фиксирует затраченное время на ответы.
Несколько примеров предлагаемых заданий.
Задание 1. Необходимо правильно расположить по хронологии 3 события:
- Убийство князя Игоря.
- Основание Новгорода.
- Образование империи Карла Великого.
Требуются не только исторический знания, связанные с Россией, но и основные сведения по всемирной истории. Событие из 1 пункта произошло в 945 году, из 2 пункта — 862 году и из 3 пункта — 800 году. Ответ на 1 задание должен выглядеть так: 321.
Задание 2. Требуется установить соответствие между событиями и датами:
При выполнении этого задания следует найти события, которые известны на 100%. Например, крещение Руси (988 год) и начало Великой Отечественной войны (1941 год). Далее из оставшихся дат нужно убрать те, которые точно не подходят: 2013 и 1054. Остаются 1564 год и 1648 год. Время правления Алексея Михайловича Романова известно несколькими бунтами, среди которых был соляной. Ему должен соответствовать 1648 год. Ответ: А-5, Б-3, В-6, Г-2.
Задание 9. Указать соответствие терминов и правителей, в чьё время они появились.
Ответ: А-3, Б-1, В-2, В-5.
Задание 25. Предлагается написать сочинение, выбрав один из периодов: 1425–1505, 1762–1796, 1941–1943. Следует указать минимум 2 личности этого периода и 2 события.
При выборе периода 1941–1943 годы, известно, что Великая Отечественная война славилась большим количеством военачальников: Жуков Г.К., Рокоссовский К.К., Говоров Л. А. Главнокомандующим был Сталин И.В. Наиболее известные сражения и события в начальный период войны: битва за Москву, Сталинградская битва, оборона Ленинграда, оборона Севастополя.
На какие специальности потребуется сдача экзамена
Знание истории требуется при поступлении на следующие направления и специальности:
- история;
- археология;
- философия;
- культурология;
- история искусств;
- социология;
- религиоведение;
- теология;
- политология;
- лингвистика;
- международные отношения;
- туризм;
- гостиничное дело.
Как быстро и эффективно подготовиться к ЕГЭ по истории
Получить глубокие знания по российской истории за короткий промежуток времени невозможно. К тому же в ЕГЭ помещены задания, которые требуют базовых знаний мировой истории. Из-за большого объёма заняться подготовкой к экзамену по истории следует заранее, с 10 класса. За 2 года можно углубленно проработать материал, который охватывает не только знание дат, событий и деятелей, но и умение работать с картами, анализировать исторические документы.
Если решили сдавать историю, лучше начать подготовку к ЕГЭ не менее, чем за год
Изучать предмет самому или обратиться к репетитору? Данный вопрос решается каждым индивидуально. Нужно учесть, что никакой репетитор не сможет вложить в голову большое количество дат и событий. Это придётся зазубривать самостоятельно. Хороший репетитор сможет направить и организовать процесс подготовки, расскажет о тонкостях и критериях оценки заданий.
За несколько месяцев
При подготовке к истории за несколько месяцев освоить глубоко весь исторический материал будет сложнее.
- Рекомендуется заниматься предметом каждый день. Не стоит в один день накинутся на историю, а затем на неделю забыть о ней.
- Занятия следует разбивать на несколько частей. В 1 части изучать теорию. Учебный материал не просто прочитывать, а составлять план или конспект на основании тех сведений, которые были почерпнуты из изучаемой темы. Сделать небольшой перерыв для лучшего усвоения материала. Затем во 2 части решать тесты по прочитанной теории, которых в интернете предлагается большое множество. Это поможет усвоить и закрепить тему.
- По проработанному материалу рекомендуется изучить все имеющиеся в учебниках карты, просмотреть иллюстрации и плакаты, относящиеся к рассматриваемому периоду.
- Отдыхая, не стоит расслабляться. Нужно с пользой проводить свободное время, просматривая документальные фильмы по исторической тематике.
При изучении тем следует выстраивать их в правильной хронологической последовательности, не вырывая отдельные куски материала. Тогда будут понятны причинно-следственные связи всех последующих событий.
За 1 месяц
Чем меньше времени останется до экзамена, тем меньше материала сможет усвоить экзаменуемый. За месяц можно только поверхностно изучить основные моменты истории. Углубленного знания предмета за такой короткий период получить невозможно.
В 25 задании предлагается обычно 3 варианта исторических периодов. Как показывает практика в них обязательно присутствует 20 век. Стоит больше уделить внимание изучению материалов по этому времени: характеристика исторических личностей, их реформы, события. На подробную проработку других периодов времени не хватит.
Самостоятельно изучить и систематизировать весь исторический материал за месяц невозможно. Можно прибегнуть к услугам профессионалов. В ряде ВУЗов предлагается экспресс подготовка по ЕГЭ. Выбирать следует учебное заведение, в котором история является профильным предметом.
За 1–2 недели
Подготовиться за несколько недель до любого экзамена невозможно. За такой короткий срок можно только ещё раз пройтись по всему материалу, освежив его в памяти. Даже если ученик располагает уникальной памятью за неделю можно только зазубрить даты и имена основных персоналий. Но вряд ли останется время на изучение исторических документов, реформ, карт и иллюстраций, глубокой проработки какого-либо исторического периода для написания сочинения. Рассчитывать на высокий балл при таком подходе к предмету не стоит.
Как грамотно распределить время на экзамене
На выполнение всех заданий по истории предоставляется 3 часа 55 минут. Чтобы успеть выполнить трудоёмкие задания, требуется правильно распределить экзаменационное время. На каждый вопрос из 1-ой части не стоит тратить более 3–5 минут. Если возникают сомнения, то лучше перейти к следующим вопросам. Пройдя все задания 1-ой части, следует вернуться к оставленным без ответов вопросам и еще раз попробовать рассмотреть их.
На экзамене рекомендуется сперва выполнить простые задания, а затем перейти к сложным
На выполнение заданий 2-ой части можно отвести по 10–15 минут. Следует так распределить время, чтобы на сочинение по заданию 25 оставался свободный час.
Некоторые ученики пытаются начинать со 2-ой части, увлекаясь написанием сочинения. На экзамене сложно контролировать время, поэтому такой подход может привести к тому, что времени на выполнение остальных заданий не останется. К тому же начиная со сложных заданий, можно впасть в панику, обнаружив отсутствие знаний по предложенным заданиям. Рекомендуется двигаться от простого к сложному. Это поможет лучше настроиться на более сложные вопросы.
Выбрав специальность, для которой требуются результаты ЕГЭ по истории, нужно правильно организовать подготовку. Требуется рационально распределять время между изучением теории, выполнением тестов, знакомством с историческими картами и иллюстрациями. На подготовку следует отводить минимум по 2 часа в день. Изучать темы рекомендуется в соответствии с хронологической последовательностью. Приступая к рассмотрению следующего периода, постоянно обращаться к уже пройденным материалам, закрепляя их. Подготовиться к ЕГЭ самостоятельно вполне реально. Хороший репетитор сможет только дать правильное направление, объяснить тонкости оформления 2-ой части заданий.
(Visited 1 866 time, 9 visit today)
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!Метки:
shkolabuduschego.ru
Как готовиться к ЕГЭ по истории? Особенности экзамена, требования и рекомендации
Ученики 10 и 11 классов задумываются о том, куда они будут поступать после окончания школы, какие предметы нужно будет сдавать для поступления в высшее учебное заведение и как лучше готовиться к ЕГЭ по истории, математике, русскому языку и физике.
Большинство учеников относится к гуманитариям, а значит, они сдают кроме русского языка обществознание, литературу и историю. Однако подготовка к данным предметам не легче, чем экзамен по физике или химии, поэтому стоит знать несколько важных моментов, чтобы удачно сдать экзамен.
Какие есть особенности?
Как готовиться к ЕГЭ по истории? Ежегодно структура заданий по разным предметам, в том числе и по истории, меняется, но суть остается. Например, рассматривая особенности экзамена по истории в 2017 году, стоит отметить, что он будет состоять из 2 частей и 25 заданий, где на 19 вопросов нужно дать краткий ответ, а на 6 – развернутый. Все задания имеют свой уровень сложности: от базового до высокого, каждое оценивается баллами.
За правильный ответ на простой вопрос можно получить 1 балл (например, на первое задание), а за полный, правильный и развернутый ответ последних вопросов списка (например, за 25 задание) можно получить от 1 до 11 баллов, поэтому важно понять, как правильно готовиться к ЕГЭ по истории.
На выполнение всей экзаменационной работы отводится 4 часа, и ученику требуется правильно распределить свое время, затрачивая на простые вопросы от 1 минуты до 7, а на сложные - до 40-60 минут.
Особенности подготовки ко второй части по истории
Отдельно стоит отметить, что вторая часть экзамена по истории сложнее и требует развернутого ответа на вопрос. Недостаточно будет знать точную дату происходившего события, от ученика потребуется рассуждение на разные темы, поэтому важно определиться, как готовиться к ЕГЭ по истории.
Например, нужно провести анализ определенного события или проблемы. Для этого необходимо выявить исторические факты и явления, указать на исторические объекты, провести причинно-следственную связь, сравнить объекты или процессы и сделать определенный вывод.
Вторая часть экзамена требует длительной и особенной подготовки, глубокого знания истории с точками зрения нескольких экспертов и высказывание своего мнения.
Сколько нужно готовиться к ЕГЭ по истории
Вопросы, которые попадутся на экзамене, могут быть самыми разными, включая темы, которые были пройдены еще в 5 или 6 классе (например, о Древнем Египте, Греции или Риме). Поэтому нужно дать себе установку, что готовимся к ЕГЭ по истории с нуля, изучая самые древние миры. Начинать рекомендуется в 10 классе, чтобы не спеша проработать все вопросы: читать информацию, решать различные тесты, выполнять задания.
Прежде чем приступить к изучению, стоит составить план работы, создать хронологическую таблицу, куда будут записываться важные даты и события, что может являться подсказкой для повторения пройденного материала.
В процессе изучения определенного периода рекомендуется искать информацию не только из учебника. Хорошим дополнением к получению знаний станет просмотр документального фильма или прослушивание доклада известного ученого.
Если подготовка к ЕГЭ начнется только в 11 классе, то более чем вероятно, что на углубленное изучение предмета времени не останется. Тогда материал нужно разделить на большие периоды, в которых важно запоминать главные события, ключевые персоны, войны и реформы.
Какие есть пути подготовки
Каждый ученик знает, как готовиться к ЕГЭ по истории. Кто-то способен заниматься самостоятельно и не нуждается в постороннем контроле. Кто-то лучше запоминает материал, если занимается с репетитором. Прежде чем начать готовиться к экзамену, определитесь, как вам комфортно изучать предмет и какого результата вы ожидаете в конечном итоге. Одних устроит минимальный балл, другим нужна высокая оценка, для получения которой лучше осуществлять подготовку к экзамену с учителем.
В любом случае нужно читать, постоянно решать тесты, смотреть фильмы. Можно проработать задания прошлых лет, которые есть в открытом доступе в интернете. Это поможет понять их структуру, определить свой уровень знаний и дать оценку собственной подготовке.
Готовимся к ЕГЭ по истории с нуля самостоятельно
Самостоятельное обучение требует определенных усилий, веры в свои знания и умение правильно распределять время. Прежде чем приступать к изучению материала, нужно понять, как готовиться к ЕГЭ по истории, запастись учебниками, географическими картами, тестами, тетрадкой и ручкой.
Следующий шаг – определить, сколько времени понадобится на изучение темы, где важно не только прочитать, но и вдумчиво проанализировать полученную информацию, сверяя ее с картой изучаемого времени, выписывая важные даты, имена и события. Далее можно пройти тест, что поможет закрепить знания.
Не нужно заучивать все даты подряд, ведь все их запомнить нереально. Важно составить систему, связав даты с периодами истории и ключевыми личностями, которые фигурировали в то время. Такая ассоциативная память поможет запомнить материал гораздо больше и шире.
Используем тайм-менеджмент при подготовке
Тайм-менеджмент – это наука управления временем, которую можно использовать как в работе, так и в жизни, в частности, при подготовке к экзаменам. Можно воспользоваться разными техниками, но все они будут сводиться к нескольким простым правилам:
- Если предстоит разбирать большую тему, то лучше ее разбить на несколько маленьких, что позволит глубже и вдумчивее изучить ее.
- Заниматься стоит «правильно», отмеряя, например, на усвоение материала 30 минут. Даже если за это время не удалось изучить всю тему, то обязательно следует сделать перерыв на 5 минут, а затем после небольшого отдыха снова продолжать обучение.
- Обязательно рекомендуется создать рабочее настроение, например, обустроиться в месте, где тема лучше всего запоминается. Не все могут учить, лежа на диване или слушая музыку. Поэтому необходимо выбрать рабочий стол, где будут лежать книги, тетради с ручками и карты.
Основные ошибки
Все ученики при подготовке к экзамену совершают те или иные ошибки, но их можно избежать, если правильно подойти к изучению предмета. Пусть это будет история России. Готовимся ЕГЭ и не совершаем часто встречающиеся ошибки.
Не стоит начинать подготовку за неделю до экзамена, даже если необходимо набрать минимальное количество баллов. При прочтении всего материала за несколько дней память сохранит мало информации.
Если просто читать материалы по истории, не закрепляя их, то, скорее всего, большая часть будет забыта. Поэтому после изучения темы можно пройти тест на изученную тему либо попросить друзей или родителей, чтобы задавали конкретные вопросы, а вы давали развернутые ответы.
Если вы начнете готовиться к экзамену заранее, не стоит уделять изучению сначала весь день, а затем делать перерыв на несколько дней. Уделяйте каждый день 2 часа, и информация будет легче усваиваться.
fb.ru
какие материалы нужно использовать и что нужно знать
Все чаще становится актуальным вопрос – что нужно для подготовки к ЕГЭ по истории? Ведь это не такой легкий предмет, как может показаться на первый взгляд. В событиях и датах запутаться очень просто. А экзамен по этому предмету требует хорошей подготовленности. Как подготовиться к ЕГЭ по истории, какие методы будут самыми эффективными и действенными? Более того, многие даже не знают, с чего начать. Но при большом усердии справиться можно с любым трудным делом.
Содержание статьи
Занятия с нуля
Довольно часто возникают ситуации, когда есть 1–2 года на приготовление к экзамену, а в голове по исторической теме пусто. Подросткам очень сложно определиться, куда они хотят поступать, и нередко они решают это в последний момент. Кажется, что подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля нереально. Но это не так. Вопрос состоит в приложенных к этому усилиях.
Тестовая часть
Во-первых, нужно знать даты. Но запомнить их все очень трудно. Есть вариант, который поможет облегчить эту задачу.
Легко спутать, какое событие из предложенных произошло раньше. Для эффективного запоминания дат и событий нужны ассоциации. Например, вы учите XI в. Запомните сначала всех правителей этого века по порядку: Владимир, Святополк Окаянный и т. д. Затем выучите события, которые произошли во время их правления. Так легче будет запомнить, что крещение было раньше, чем составление Русской Правды, потому что Владимир правил раньше Ярослава Мудрого.
По такому же принципу следует запоминать современников правителей. Например, современником Ивана Грозного был митрополит Макарий, а современником Алексея Михайловича – патриарх Никон. Если будете заучивать предмет по такой технике, легко сдадите не только тест, но это поможет вам и в других заданиях.
Во-вторых, необходимо изучать картографию. Упущение этого пункта – непростительная ошибка. Из-за нее можно потерять много баллов на ЕГЭ. Картография особенно нужна тем, у кого в приоритете самостоятельная подготовка.
Как лучше всего учить картографию? Например, вы повторяете период деятельности какого-нибудь правителя. Параллельно смотрите все описываемые действия по картам:
- как изменялась территория государства;
- с кем воевал;
- какие предпринимал походы;
- движения войск во время сражений.
На последний пункт особенно обращайте внимание, изучая важные исторические битвы, к примеру, Бородинское сражение.
В-третьих, не упускайте из виду культурологию и терминологию. Вопросы по терминам часто попадаются в заданиях.
Задания B
Чтобы справиться с заданиями из 2-й части, нужно много читать, особенно если вы начинаете готовиться с нуля. Причем желательно читать не школьные учебники, а специальные пособия для поступающих или, что еще лучше, монографии.
Также во 2-й части есть задания, где нужно будет написать аргументы в подтверждение или опровержение позиции, касающейся определенной ситуации.
Для подготовки к такого рода заданиям идеально подойдут занятия в группах и обсуждение на них дискуссионных вопросов. Для школьников это не проблема. Наверняка у них есть дополнительные занятия для подготовки к ЕГЭ. Но что делать людям, которые уже не учатся в школе? В интернете можно найти сайт с курсами для подготовки к ЕГЭ по истории. В большинстве случаев можно выбрать занятия в группе или индивидуальные занятия. Даже непродолжительное посещение таких курсов даст толчок в учебе. Но в Интернете необходимо быть осторожными. Прежде чем обращаться к компании, изучите отзывы о ней.
Задания C
Одно из самых сложных заданий в экзамене – эссе. Что нужно, чтобы справиться с ним достойно? Необходимо будет описать историческое событие, его причины и следствия. Чтобы написать эссе хорошо, нужно лишь знание дат, событий, правителей, т. е. того, о чем говорилось выше.
При написании не впадайте в крайности. К примеру, воздержитесь от фраз вроде этой: «Сталин был деспотичным тираном».
Обратите внимание! Некоторые неуверенные в своих силах ученики отказываются от написания эссе. Никогда не делайте так! Даже если вы не совсем хорошо подготовлены, у вас есть шанс получить хотя бы 1 балл, который может стать решающим.
Полезное видео: подготовка к ЕГЭ по истории с нуля
Самостоятельная подготовка
Не всем везет с преподавателями по истории. Обычно люди, которых по определенным причинам не устаивает подготовка к ЕГЭ по истории по программе школьного учителя, делают большой упор на самостоятельные занятия. К счастью, в современном мире это не проблема. Есть множество сайтов для подготовки к ЕГЭ, можно скачать или купить нужные материалы, можно в любое время смотреть познавательные фильмы.
Для начала обязательно приобретите книгу для подготовки с пробными вариантами. Решать их необходимо не только для повышения качества знаний, но и для того, чтобы набить руку и не растеряться во время экзамена.
Потом важно подобрать учебники различных уровней сложностей. Ниже представлены варианты с примерами.
- Школьные учебники. Если вы готовитесь с нуля, сначала усвойте школьную программу.
- Справочники: Орлова, Барабанова, Кавцы.
- Вузовские учебники: Сахарова, Павленко.
- Схемы и таблицы: Кириллова, Орлова.
- Атласы «Дрофа» для школьной программы.
Конечно, это не единственные существующие материалы. Но они помогли сдать ЕГЭ уже не одному поколению, и у них больше всего положительных отзывов.
Также материалы для подготовки есть в Интернете. Это могут быть онлайн-тесты, теория, видео, помощь в подготовке к эссе.
Некоторые сайты для подготовки к ЕГЭ по истории:
- egevmeste.ru,
- hist-ege.ru,
- examer.ru.
Помимо сайтов в Интернете, есть различные приложения для телефона. Таким образом, подготовка онлайн позволяет тренироваться в любом месте и в любое время.
Почти всегда при интенсивной учебе нужна небольшая разрядка. На Ютубе можно найти множество исторических фильмов. Мозг сможет немного отдохнуть, но при этом многие факты останутся в памяти. Лучше выбирать документальные фильмы, потому что в них гораздо больше достоверности. И не думайте, что они скучные. Если вы любите историю, то они покажутся вам очень интересными. В качестве примера – документальный фильм на Ютубе «История государства Российского».
Важно! Исторические фильмы для подготовки должны быть только дополнением к теории, которую вы уже выучили. У особо ленивых, которые решили готовиться к экзамену только по фильмам, ничего не выйдет: слишком много фактов требуют заучивания.
Сайт egevmeste.ru
Полезные рекомендации
Несколько советов о том, как подготовиться к ЕГЭ по истории более эффективно.
Конспектируйте материал по такой таблице:
Век | Правитель | Его внутренняя политика | Его внешняя политика | Современники | Термины |
Для отличного запоминания дат напишите их на листочках и развесьте по всему дому.
Когда вы будете решать тесты, смотрите значение всех терминов, которые не знаете, описание событий, даты. Другими словами, постепенно восполняйте пробелы.
Купите атлас с контурными картами и выполняйте задания по ним. После хорошей проработки материал запоминается лучше.
Эффективная подготовка к любому предмету: учеными было доказано, что лучше всего предмет усваивается, когда его преподаешь. Попросите кого-нибудь из друзей или родственников помочь вам и побыть в качестве слушателя. Объясняйте ему материал, особенно свои слабые темы. Со временем вы поймете, что гораздо лучше разбираетесь в предмете.
Как ничего не упустить
Практически все ученики, начиная готовиться, уделяют больше всего времени древнему периоду. Это объясняется тем, что сначала люди берутся за какое-то дело с энтузиазмом. Но потом он постепенно спадает. Либо, как в случае с подготовкой к экзамену, уже не хватает времени. Тогда сдать историю будет уже проблематично.
На самом деле нужно больше времени уделять Средневековью и советскому времени, потому что по ним придется учить гораздо больше информации.
Перед началом занятий просмотрите пробные варианты ЕГЭ и отметьте, какие там встречаются темы. Потом начинайте их подробно разбирать. Но не учите все простой зубрежкой. Во всем требуются ассоциации и понимание смысла. При ассоциативном заучивании легче вспомнить что-то или выстроить логическую цепочку.
Перед тем как составить план подготовки к ЕГЭ по истории, нужно сделать несколько вещей:
- ознакомьтесь с форматом экзамена;
- оцените свои знания;
- определите результат.
Последний пункт может показаться странным. У всех же одна цель – сдать ЕГЭ. Но ведь кому-то будет достаточно и 40 баллов, а кому-то нужны 99.
Лучше всего составить план с четким хронологическим порядком. Но не забывайте о советах, описанных выше.
Что конкретно в истории нужно знать, чтобы сдать экзамен? Ответа на этот вопрос нет. Попасться может что угодно: вопросы по хронологии исторических событий, исторической терминологии, истории культуры. Вас будут проверять на умение анализировать исторические события, работать с информацией, представленной в разных видах, аргументировать свою точку зрения.
Полезное видео: с чего начать подготовку к ЕГЭ по истории
Вывод
Все, что требуется – это регулярно и упорно заниматься, а как подготовиться к ЕГЭ по истории – вы уже знаете. Может эти слова покажутся кому-то смешными, но не волнуйтесь сильно на экзамене. Паника может подвести даже вундеркинда.
znaniya.guru
Как подготовиться к экзамену по истории
Знание истории своей страны необходимо не только историкам, но и гораздо более широкому кругу специалистов-гуманитариев. Поэтому не удивительно, что после математики и русского языка история России занимает третье место по числу ежегодно сдающих ее абитуриентов. В зависимости от характера вуза и специальности факультета этот экзамен проводится в разных формах, как устно, так и письменно.
Как подготовиться к ЕГЭ по истории
Для большинства школьников экзамен по истории ассоциируется исключтельно с ЕГЭ. Для того, чтобы максимально эффективно подготовиться к его прохождению, рекомендуем пройти онлайн тесты, созданные на основе демонстрационных вариантов представленых Министерством образования и науки в разделе "ЕГЭ по истории".
Далее мы раскажем, какие еще виды экзаменов бывают и какие способы наиболее эффективны к их подготовке. ЕГЭ в данном случае, не исключение!
Устный экзамен - самый распространенный
Самым распространенным типом экзамена является устный ответ на вопросы экзаменационного билета. Такой экзамен, безусловно, будет предложен абитуриентам‑историкам, а также всем, от кого ожидаются не формальные, достаточно глубокие познания в области истории: филологам, юристам, философам. Конечно, во всяком вузе существуют свои правила, поэтому необходимо уточнить форму экзамена в каждом конкретном случае. Мы же поговорим о подготовке к экзамену по истории России вообще; о подготовке к устному экзамену, а затем о специфике других форм экзаменов.
Узнав, что вам предстоит сдавать историю, первым делом позаботьтесь о том, чтобы приобрести программу по этому предмету, принятую в избранном вами вузе. Распространенное заблуждение — уверенность в том, что везде спрашивают примерно одно и то же. Это, разумеется, не означает, что каждый вуз требует знания какой-то своей истории России, однако акценты могут быть расставлены по‑разному. Так, от будущих юристов логично требовать более глубокого знания истории государственных учреждений и памятников русского права, от экономистов — эволюции хозяйства России, от журналистов — развития российской общественной мысли и периодической печати. Наконец, исторические кафедры даже в одном и том же вузе могут ожидать от абитуриентов не совсем одинаковых по содержанию знаний.
Как подобрать пособия для подготовки
После того, как программа получена, необходимо подобрать пособия для занятий. Тут возможно несколько вариантов. Весьма распространенным жанром учебной литературы являются пособия для поступающих. Скорее всего, без них не обойтись. Но опять-таки постарайтесь приобрести те книги, которые рекомендованы историками именно вашего вуза.
Как узнать, какие материалы нужны? Приобретая программу для поступающих, спросите об этом в приемной комиссии. Возможно, программа и учебник будут типовыми, но, скорее всего, вам предложат работы составителей билетов и экзаменаторов или то, на что они ориентируются. Если приемная комиссия такую информацию не предоставляет, имеет смысл поспрашивать знакомых, которые уже поступили в данный вуз. Очень полезно позаниматься, если позволяют обстоятельства, на краткосрочных подготовительных курсах, существующих почти при каждом вузе.
Почему все это так важно? Программа, рекомендованное пособие, курсы дадут представление о наиболее популярных у комиссии вопросах, принятой здесь расстановке исторических акцентов, тех или иных трактовках спорных событий и явлений. Однако, запомните: никакие пособия и курсы не дают возможности подготовиться к экзамену на “отлично”, если пытаться просто затвердить содержание “близко к тексту”.
Не пытайтесь уподобиться ученым попугаям, заучивая не понятые вами фразы. Экзаменатор быстро раскусит “фокус”, легко свернет вас с накатанного рассказа, поставит сначала вас в тупик, а потом и жалкое “удовлетворительно” в экзаменационный лист. И все это строго в пределах вступительной программы и доставшегося билета.
Все пособия для поступающих неизбежно страдают одним общим недостатком. Их авторам приходится раскрывать содержание родной истории за тысячу с лишним лет в очень сжатом объеме. Эти материалы представляют, так сказать, верхний слой знания, и, поверьте, на экзамене всегда видно, стоит ли за ним глубина понимания и способность к анализу исторического процесса.
Как достичь глубины в море исторической премудрости
Представим себе человека, который в день экзамена будет сидеть по ту сторону стола с разложенными экзаменационными билетами. Его знания отличаются от ваших не просто количественно. Допустим, вы рассказываете о Куликовской битве. Конечно, преподаватель не знает поименно всех ее участников, но он, владеет информацией об источниках, по которым можно это событие изучать, о степени их достоверности. Ему известно, какие выработались подходы, какие проблемы не решены. Он знает и обстановку, в которой произошла битва, и историю сопредельных государств и народов, которые она затронула. Для него строки пособия звучат отнюдь не так же, как для вас.
Что можно посоветовать? Приобретите учебники для исторических специальностей вузов. Не бойтесь их. Для студентов они, в сущности, то же, что пособия для абитуриентов, то есть верхний слой профессионального знания. Вам же можно этим ограничиться. Например, хорошо зарекомендовал себя учебник для педагогических вузов “История России с древнейших времен до 1861 года” под редакцией Н.И. Павленко; подготовленный специалистами МГУ учебник “История России XIX — начала XX века” под редакцией В.А. Федорова. Несколько сложнее обстоит дело с учебниками по истории после 1917 г. Здесь перед выбором лучше проконсультироваться со специалистами выбранного вами вуза или студентами-старшекурсниками, аспирантами.
Внимательно изучите эти учебники, обязательно “продеритесь” через язык изложения, который может показаться трудным. Выясните значение всех научных терминов как общесоциального, так и сугубо исторического характера. Смело обращайтесь с вопросами к знакомым преподавателям, учителям, друзьям-студентам, а также пользуйтесь энциклопедиями. Лучшая из них — это энциклопедия “Отечественная история: история России с древнейших времен до 1917 года”, вышедшая в издательстве “Большая российская энциклопедия”. К сожалению, пока вышло только три ее тома (до литеры М), к тому же она посвящена только истории до 1917 г. Помогут и “Энциклопедический словарь юного историка” (составитель В.Б. Перхавко), вышедший в издательстве “Педагогика-пресс”, и другие издания подобного типа и, разумеется, обычный “Энциклопедический словарь” (последних лет издания). В словарях советской эпохи трактовка исторических вопросов предельно идеологизирована, и почерпнутые из них сведения будут странно смотреться в вашем ответе.
Разберитесь в сути и содержании всех исторических явлений, о которых написано в учебниках. Проверьте себя по программе экзамена.
За каждым словом в ней для вас должно стоять конкретное содержание исторического процесса в России. Особое внимание уделите проблемам истории культуры. Практика показывает, что подобные вопросы — “ахиллесова пята” многих абитуриентов. Не ограничивайтесь простым запоминанием фамилий деятелей искусства, литературы, науки. Сходите в музей, полистайте альбом репродукций в библиотеке. Старайтесь узнавать в конкретных произведениях признаки того или иного художественного стиля, выделять общие культурные тенденции и представления разных эпох.
Читать далее
edunews.ru
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах.
А. А. Данилов
В учебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А.А.Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Материал изложен в хронологическом порядке, доступно и ясно, что облегчает понимание текста.
Пособие соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования Российской Федерации. Изложение материала в виде вопросов и ответов позволит быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.
Для студентов, абитуриентов, всех интересующихся историей России.
ВЕДЕНИЕ
В настоящее время существует множество пособий для абитуриентов, которым предстоит сдавать вступительный экзамен по отечественной истории. В чем же отличие книги, которую вы держите в руках?
Прежде всего в том, что это первое учебное пособие, написанное на основе единой государственной программы вступительного экзамена по истории России, утвержденной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. На протяжении 1990-х гг., в условиях радикального изменения общественных представлений об историческом прошлом, единая государственная программа вступительного экзамена отсутствовала. Это создавало большие сложности для абитуриентов, так как экзамен по истории России проводился в каждом вузе по собственной программе. Различными в каждом конкретном случае были и формулировки вопросов. С разработкой Министерством обязательных минимумов содержания исторического образования для основной и полной средней школы единая государственная программа вступительного экзамена по истории для абитуриентов всех вузов страны стала реальностью. С 2000 г. эта программа публикуется во всех пособиях для поступающих в вузы и является обязательным документом, на основе которого председатели предметных комиссий составляют экзаменационные билеты.
Ценность данного пособия еще и в том, что помимо общих рекомендаций по подготовке к экзамену и при мерных ответов на экзаменационные вопросы книга содержит логические схемы и таблицы по истории России, позволяющие структурировать имеющиеся знания.
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
Что представляет собой экзаменационный билет по истории? Экзаменационный билет состоит из двух вопросов. Первый, как правило, посвящен периоду с древнейших времен до конца XIX века. Второй - истории России в хх веке.
Например: Билет N 1.
1. Образование Древнерусского государства.
2. Внешняя политика СССР в 19ЗО-е годы.
Время для подготовки к ответу. Для подготовки к ответу на вступительном экзамене абитуриенту отводится полтора часа. Начало подготовки фиксируется экзаменатором в «Экзаменационном листе ответа». Там же отмечается и время начала ответа. По желанию абитуриент может начать ответ раныле положенного срока. Но никто не вправе заставить его отвечать на поставленные вопросы, если он считает себя неготовым, а время подготовки еще не истекло. Часто бывает так, что абитуриент, решив, что знает ответ, идет отвечать без подготовки. Практика показывает, что в абсолютном болылинстве случаев такая спешка заканчивается неудачей.
«Экзаменационный лист ответа». Это чрезвычайно важный документ. В нем содержатся не только основные данные об абитуриенте, время начала его подготовки и начала ответа. Основной объем этого документа занимает письменный ответ абитуриента на поставленные вопросы, заверенный его подписью. Как правило, поступающие в вузы по-разному используют отводимое для подготовки время и экзаменационные листы. Одни не пишут ничего, надеясь на свою память. Однако в экстремальных условиях экзамена даже хорошая память зачастую подводит. Другие исписывают до нескольких страниц, стремясь упомянуть абсолютно все, что знают. Такой подход опасен тем, что любая ошибка, допущенная в тексте «Экзаменационного листа ответа», «работает» против абитуриента. Причем даже тогда, когда он не огласил ее, а лишь записал. Наиболее подготовленные абитуриенты, как правило, ограничиваются составлением развернутого плана своего ответа. Времени для этого вполне достаточно, а обращение к плану способно оказать реальную помощь во время ответа.
Экзаменатору же важно проверить не только знание фактического материала, дат и имен, но и умение собеседника мыслить, анализировать многообразие исторических событий и явлений. Поэтому на экзамене ценится не чтение заранее подготовленного текста, а живая речь абитуриента.
Сколько времени отводится на ответ?Иногда встречается ошибочное мнение, что при ответе можно говорить без ограничения во времени: «чем больше - тем лучше». Это не так. На ответ абитуриента на устном экзамене отводится 15 минут. Этого слишком мало тому, кто хорошо знает Материал. Но бесконечно много для того, кто не владеет необходимыми знаниями. Причем указанное время отводится для ответа на оба вопроса, поставленных в билете.
Когда задаются вопросы на экзамене?Согласно существующему порядку, абитуриента нельзя прерывать во время его ответа. Исключение возможно лишь если человек отвечает не на тот вопрос, который был задан. Вопросы, поставленные в ходе ответа, могут сбить с толку отвечающего, нарушить логику его изложения, усилить волнение. Поэтому экзаменаторы могут задать дополнительные вопросы лишь после ответа абитуриента.
Какими материалами можно пользоваться на экзамене по истории?Кроме «Экзаменационного листа ответа» и авторучки, абитуриент может пользоваться опубликованной государственной программой вступительного экзамена по истории и историческим атласом (если заданные вопросы требуют привлечения картографических данных). Эти материалы позволят экзаменуемому лучше представить себе формулировку вопроса и определить его место в общем контексте истории нашей страны, а также показать умение читать карту и использовать знания по географии в курсе отечественной истории. Однако вопрос о привлечении любого из этих материалов решает не сам абитуриент, а председатель предметной комиссии. В последнее время вышли в свет атласы, в которых наряду с картами даются болылие текстовые материалы, приводятся биографии исторических деятелей, хронологическая таблица основных событий истории России и зарубежных стран. Атласы такого рода использовать на экзамене запрещается. Запрещаются также программы и атласы, в которых имеются любые пометки, сделанные от руки.
Шпарrалки. На любом экзамене пользование заранее подготовленными шпаргалками запрещено и строго наказывается. В болылинстве вузов, в случае обнаружения у абитуриента шпаргалок, конкурсные экзамены для него прекращаются.
Как выразить собственную оценку исторического события и при этом не пострадать?Лет двадцать назад на экзамене по истории абитуриент или студент мог высказать лишь ту оценку событий, которая содержал ась в учебнике. Любое вольнодумство или интерпретация могли закончиться не только низкой оценкой, но и более серьезными последствиями. Сейчас такого нет, но, как ни странно, абитуриентам стало сложнее сдавать экзамен по истории. К примеру, взгляды на события 1917 г. сегодня различны не только в обществе, но и в учебной литературе. На экзамене может сложиться такая ситуация, когда точки зрения экзаменатора и абитуриента не совпадают. Как же быть преподавателям и экзаменуемым? Во-первых, экзаменационный вопрос не должен содержать в своей формулировке какой-либо оценки происшедшего.
Неверно: «Установление тоталитарной диктатуры в России в октябре 1917 года»; «Победа Великой Октябрьской социалистической революции. Триумфальное шествие Советской власти».
Верно: «Октябрьское восстание в Петрограде. 11 Всероссийский съезд Советов, его декреты»; «Установление советской власти в стране».
Во-вторых, экзаменуемый должен иметь собственную позицию по любому вопросу и уметь ее аргументировать. В-третьих, поскольку абитуриент может попытаться представить неверный ответ как собственное мнение, он должен знать и основные точки зрения на рассматриваемое событие или явление, а также имена историков, которые высказывают такие оценки. Это особенно важно при сдаче экзамена на исторические факулылеты. То же самое касается оценки роли тех или иных государственных и общественных деятелей в истории России. В случае если абитуриент затрудняется привести несколько точек зрения на проблему, достаточно будет сослаться на учебник истории, в котором он прочел ту оценку, которую разделяет при ответе на экзамене. Экзаменационная оценка. В болылинстве вузов ответы абитуриентов оцениваются по 4-балльной системе: отлично (5), хорошо (4), удовлетворительно (3), неудовлетворительно (2). Однако в последние годы введена 7 -балльная система оценки знаний: отлично (10 и 9 баллов), хорошо (8 и 7 баллов), удовлетворительно (6 и 5 баллов) и неудовлетворительно (4 балла). Такая система, как показывает опыт, в большей степени учитывает уровень подготовки поступающих и выгодна тем из них, кто лучше' знает материал. Абитуриент заранее должен
быть проинформирован о том, какие требования будут предъявлены к его ответу. В некоторых вузах (например, в Московском педагогическом государственном университете) разработаны критерии оценки. Они утверждаются Центральной приемной комиссией и являются официальным документом.
studopedya.ru
Как подготовиться к ЕГЭ по истории: советы для самостоятельной подготовки
История – очень интересный предмет, однако знать её идеально не так-то просто. ЕГЭ по истории считается одним из самых сложных экзаменов, который, однако, необходим для поступления почти во все вузы гуманитарного направления. Именно поэтому школьники часто интересуются, какой именно должна быть эффективная подготовка к ЕГЭ по истории.
Какие вопросы встретятся на экзамене?
Первый пункт плана подготовки к ЕГЭ по истории – это изучение самой структуры экзамена, чтобы понять, какие вопросы могут встретиться и быть морально готовым к ним.
- В первой части почти всегда встречаются задания на расстановку событий в хронологической последовательности. При этом даты из перечня необязательно будут ключевыми, поэтому запоминать хронологию необходимо максимально точно.
- Установить соответствие между датами и событиями – ещё одно задание ЕГЭ. Понадобятся хорошие знания, в том числе, мировой истории.
- Вместо даты, может потребоваться соотнести эпоху и термин, к ней относящийся. Эпоха также может соотноситься с личностями, произведениями искусства и научными открытиями.
- Отдельный блок ЕГЭ – это задания по Великой Отечественной войне. Чаще всего в задании требуется заполнить пропуски в предложениях. Особое внимание при самостоятельной подготовке следует уделить именам героев, далеко не все из которых упоминаются в школьных учебниках.
- Экзамен предполагает также проверку знаний об исторических деятелях IX — начала XIX веков. Требуется соотнести имя деятеля и событие, с которым он связан. Вместо события, для соотношения может быть также предложен термин. Стоит отметить, что в задании встретятся не только политики.
- При подготовке требуется ознакомиться с картами, так как минимум три задания экзамена ориентированы на работу с ними.
- Как минимум два задания в ЕГЭ требуют умения работать с иллюстрациями. Например, требуется соотнести монету и главу государства, при правлении которого она выпущена. В задании нередко встречаются даже картины и храмы.
- Важно уметь работать с историческими источниками, внимательно читать текст и анализировать его, грамотно и точно отвечать на вопросы.
- Но выучить материал, даже идеально, мало. Необходимо уметь анализировать исторические события, давать им оценку, причём с двух сторон. Без этих умений не удастся справиться с третьей частью, заключительное задание которой – эссе.
Для того чтобы лучше понять, что ждёт на экзамене, рекомендуется регулярно решать пробные варианты тестов. Подготовка к ЕГЭ по истории онлайн доступна любому школьнику, и при этом бесплатно. Существует ряд отличных сайтов, которые даже позволят увидеть статистику решений.
Это интересно: как правильно оформить титульный лист проекта?
Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по истории
Материал для изучения очень объёмен – это главная проблема выпускников, выбравших сдавать историю. За неделю подготовиться не получится, поэтому не следует затягивать с подготовкой. Существует ряд способов, которые помогут лучше усваивать материал.
- Для тех, кто заранее решил сдавать историю и имеет в запасе хотя бы два учебных года, готовиться следует по хронологии, начиная с Древнего мира и заканчивая современностью. Не стоит забывать о регулярном повторении пройденного, иначе информация вновь забудется.
- Однако если впереди остался только один учебный год, эффективно подготовиться по такой схеме невозможно. В этом случае рекомендуют готовиться не по хронологии, а по темам. Например: династия Романовых. Делают краткий конспект по правителям этой династии и их деятельности. Обязательно регулярно решать пробники ЕГЭ как из специальных книг, так и онлайн.
- Для того чтобы не пугаться большого объёма материала и легче запоминать его, обязательно необходима систематизация. Взглянув на тесты, можно составить примерный план для подготовки и чётко следовать ему. Запоминать информацию намного лучше по темам, иначе даже при огромном усердии в голове образуется каша.
- Для записывания дат рекомендуется завести отдельную тетрадь, которую можно разделить на блоки. Например, реформы, войны, даты правления. Так же рекомендуется поступить с терминами.
- Информация лучше всего усваивается при регулярной подготовке, а не при рывках. Лучше каждый день заниматься по одному-два часа, чем целый день провести, не отвлекаясь от учебников и неделю «переваривать» полученный материал.
- Лучше запоминается информация, которая была обдумана и тщательно проанализирована. Если у выпускника есть друг или родственник, который интересуется историей, отличным вариантом будет обсуждать с ним прочитанное или услышанное в обучающем фильме.
- Ассоциируя трудно запоминаемые факты с чем-то понятным и близким, можно добиться высоких результатов. Однако не нужно забывать, что это лишь ассоциация.
- Во время подготовки внимание стоит уделить не только вопросам ЕГЭ, но и самому процессу его проведения и начисления баллов, особенно за часть C. Знать это необходимо для того, чтобы понимать, на что следует ориентироваться при подготовке.
- Важно помнить, что в подготовке к тесту паника не поможет. Думать нужно не о сложности материала, а о том, что справиться с ним обязательно удастся, главное – старание.
Какие источники можно использовать для подготовки?
История, особенно родной страны – очень актуальная тема, которая, к сожалению, быстро обрастает мифами и искажениями. Чтобы избежать запоминания ложных фактов, требуется тщательно выбирать источники информации. Среди них могут быть:
- Фильмы. Они станут отличным подспорьем в подготовке к экзамену. Предпочтение стоит отдавать научным фильмам, которые создавалась при участии известных историков в образовательных целях.
- Необходимо найти исторические сайты, на которых публикуются проверенные исторические сведения, и читать на них статьи. Для тех, кто действительно интересуется историей, это будет не только полезно, но и интересно.
- Сайты, на которых размещены тесты ЕГЭ, чаще всего показывают не только верный вариант ответа, но и пояснение к нему. Это отличный источник, который позволит одновременно проверить сегодняшний уровень знаний и, проработав ошибки, тут же повысить его.
- И, конечно, не стоит забывать об учебниках, хотя ограничиваться только ими не стоит. Там представлена уже структурированная и проверенная информация, однако не в том объёме, чтобы можно было сдать экзамен на самый высокий балл.
Заключение
ЕГЭ по истории – действительно сложный экзамен, требующий от выпускника мобилизовать все свои силы. Однако нет ничего невозможного, и подготовка к тесту может быть по-настоящему интересной, если действительно любить предмет и пользоваться правилами, изложенными выше.
obrazovanie.guru
годы правления | имя | Приход к власти | Потеря власти | годы жизни |
князи, столица - город Новгород (ныне - Великий Новгород) |
|
| ||
862-879 | Рюрик "Варяжский" | Согласно легенде, призван славянами на княжение | Умер; возможно, погиб в походе | ?-879 |
князи, столица с 882 года - город Киев |
|
| ||
879-912 | Олег "Вещий" (племянник Рюрика) | По просьбе Рюрика был регентом при Игоре | Погиб во время похода | ?-912 |
династия Рюриковичей, князи |
|
| ||
912-945 | Игорь I Рюрикович | Унаследовал престол в малолетнем возрасте, реально страной по просьбе Рюрика до совершеннолетия великого князя правил опекун, князь Олег (Вещий) | Убит древлянами (привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое) | ?-945 х |
945-966 | Ольга "Святая" | Управляла страной до совершеннолетия сына | Убита в походе на древлян | ?-969 |
966-972 | Святослав I Игоревич | Унаследовал престол в малолетнем возрасте, до совершеннолетия реальным правителем была мать, княгиня Ольга | Убит печенегами | 942-972 х |
972-980 | Ярополк I, Святославович | Получил власть по распоряжению отца | Убит дружинниками брата, князя новгородского Владимира | 961-980 х |
980-1015 | Владимир I (в крещении – Василий) Святославович "Святой" | При поддержке скандинавской дружины отвоевал захваченный братом Ярополком Новгород, а затем завоевал Киев | Умер от болезни | 960-1015 |
1015-1016 | Святополк I Владимирович "Окаянный" (фактически – Ярополчич) | Вышел из тюрьмы и взял власть после смерти великого князя Владимира | Бежал в Польшу к своему тестю князю Болеславу после военного поражения от брата Ярослава | 980-1019 |
1016-1018 | Ярослав I (в крещении – Георгий) Владимирович "Мудрый" | Захватил Киев, нанеся военное поражение брату Святополку | Бежал в Новгород после поражения в битве на Буге | 978-1054 |
несколько дней в 1018 | Болеслав I Пяст (князь Польши) "Храбрый" | Захватил Киев,оказывая военную помощь зятю Святополку | Вывел войска из Киева после гибели многих польских дружинников от рук местных жителей | 967-1021? |
1018-1019 | Святополк I Владимирович "Окаянный" (фактически – Ярополчич) | Остался в Киеве после отбытия польских войск | Бежал к печенегам, узнав о наступлении дружины брата Ярослава | 980-1019 |
1019-1054 | Ярослав I (в крещении – Георгий) Владимирович "Мудрый" | Одержал военную победу над братом Ярополком, после его смерти получил титул великого князя, в 1026 году по мирному договору с братом Мстиславом получил русские земли к востоку от Днепра | Умер от болезни | 978-1054 |
1026-1036 | Мстислав (в крещении – Константин) Владимирович Рюрикович "Храбрый" | По мирному договору с братом Ярославом получил русские земли к западу от Днепра | Погиб на охоте, после его смерти произошло воссоединение русских земель | 983-1036 |
1054-1068 | Изяслав I (в крещении – Дмитрий) Ярославович | Получил престол по наследству от отца в соответствии с его завещанием | Бежал в Польшук своему племяннику князю Болеславу II Смелому после народного восстания в Киеве | 1024-1078 х |
1068-1069 | Всеслав Брячиславович Полоцкий "Вещий, Волхв, Чародей" | Освобожден из тюрьмы и возведен на княжеский престол восставшими киевлянами | Вернулся в Полоцк, когда к Киеву подошел князь Изяслав с польскими войсками | ?-1101 |
1069-1073 | Изяслав I (в крещении – Дмитрий) Ярославович | Вернулся на престол из изгнания при поддержке польских войск | Бежал в Польшу, а оттуда в Германию после осады Киева войсками братьев Святослава и Всеволода | 1024-1078 х |
1073-1076 | Святослав II (в крещении– Николай) Ярославович | Захватил Киев при поддержке брата Всеволода | Умер при операции на шейных железах | 1027-1076 |
1076-1077 | Всеволод I (в крещении – Андрей) Ярославович | Пришел в Киев на престол после смерти брата Святослава | Отдал великое княжение брату Изяславу | 1030-1093 |
1077-1078 | Изяслав I (в крещении – Дмитрий) Ярославович | Получил великое княжение от младшего брата Всеволода | Погиб в битве на Нежатиной Ниве | 1024-1078 х |
1078-1093 | Всеволод I (в крещении – Андрей) Ярославович | Занял престол после гибели брата на поле боя | Умер после длительной болезни | 1030-1093 |
1093-1113 | Святополк II (в крещении – Михаил) Изяславович | Принял престол по приглашению двоюродного брата князя Владимира Мономаха | Умер от болезни | 1050-1113 |
1113-1125 | Владимир II (в крещении – Василий) Всеволодович "Мономах" | Избран на княжение жителями Киева | Умер от болезни | 1053-1125 |
1125-1132 | Мстислав I (в крещении – Федор) Владимирович "Великий" | Унаследовал престол после смерти отца | Умер от болезни | 1076-1132 |
1132-1139 | Ярополк II Владимирович | Стал великим князем после смерти брата – по приглашению киевлян | Умер от болезни | 1082-1139 |
10 дней в 1139 | Вячеслав Владимирович Рюрикович | Сел на престол после смерти брата | Ушел из Киева, осажденного армией троюродного брата – князя черниговского Всеволода Ольговича | 1083-? |
1139-1146 | Всеволод II Ольгович Новгород-Северский | Вынудил троюродного брата Вячеслава Владимировича уступить киевское княжение | Умер после тяжелой болезни | ?-1146 |
Две недели в 1146 | Игорь II (в крещении – Георгий, в иночестве – Гавриил) Ольгович | Вступил на престол по завещанию покойного брата | Взят в плен армией троюродного брата Изяслава Мстиславича, после плена пострижен в монастырь | 1096-1147 х |
1146-1149 | Изяслав II (в крещении – Пантелеймон) Мстиславович Владимиро-Волынский | Вошел в Киев после пленения троюродного брата Игоря Ольговича | Ушел из Киева по просьбе жителей города, отдав княжение Георгию (Юрию) Владимировичу | 1097-1154 |
1149-1151 | Георгий (в крещении Юрий) Владимирович "Долгорукий" | Взошел на престол после военной победы над Изяславом II | Бежал из Киева при приближении войск Изяслава вместе с черными клобуками | 1090-1157 |
1150-1151 | Изяслав II (в крещении – Пантелеймон) Мстиславович Владимиро-Волынский | Вошел в Киев, изгнав Юрия Долгорукого | Отдал власть дяде, Вячеславу Владимировичу | 1097-1154 |
1151-1154 | Вячеслав Владимирович Рюрикович | Получил официальную власть из рук Изяслава II, который остался реальным правителем государства | После смерти Изяслава II вручил временную власть Святославу Всеволодовичу, племяннику покойного,– до прихода в Киев законного наследника престола | 1080-? |
Декабрь 1154 | Ростислав (в крещении –Михаил) Мстиславович Смоленский | Получил власть по наследству после смерти брата Изяслава | Бежал из Киева в Смоленск после военного поражения | ?-1167 |
1154-1155 | Изяслав III Давидович Черниговский | Призван на великое княжение киевлянами после угрозы взять город силой | Отдал престол Юрию Долгорукому, опасаясь военного столкновения | ?-1162 х |
1155-1157 | Георгий (в крещении Юрий) Владимирович "Долгорукий" | Получил престол от Изяслава Давидовича | Умер от алкогольного отравления | 1090-1157 |
1157-1159 | Изяслав III Давидович Черниговский | Въехал в Киев изанял престол после смерти Юрия Долгорукого | Изгнан владимиро-волынскими и галицкими князьями | ?-1162 х |
1159-1160 | Ростислав (в крещении –Михаил) Мстиславович Смоленский | Призван на великое княжение владимиро-волынскими и галицкими князьями, захватившими Киев | Бежал в Белгород после военного поражения | ?-1167 х |
1160-1161 | Изяслав III Давидович Черниговский | Взял Киев военной силой | Скончался от ран, полученных на поле боя | ?-1162 х |
1161-1167 | Ростислав (в крещении –Михаил) Мстиславович Смоленский | Вошел в Киев после гибели Изяслава III | Умер от болезни во время поездки по Руси | ?-1167 х |
1167-1169 | Мстислав II Изяславович Владимиро-Волынский | Избран дядей и двумя двоюродными братьями, признавшими его храбрейшим и сильнейшим, хоть и не старейшим | Покинул Киев, осажденный войсками 11 князей | ?-1170 х |
князи, столица с 1169 года - город Владимир |
|
| ||
1169-1174 | Андрей Юрьевич "Боголюбский" | Самовольно покинул свое княжение в Вышгороде в 1155 и обосновался во Владимире. В 1169 взял Киев и перенёс столицу во Владимир | Убит в результате боярского заговора | 1111-1174 |
Несколько недель в 1174 | Михалко (Михаил) Юрьевич | Призван как опекун малолетнего племянника Юрия, унаследовавшего престол | Из-за внутренних распрей в княжестве вынужден был покинуть Владимир | ?-1176 |
1174-1175 | Ярополк III Ростиславович | Призван на престол в нарушение правил старшинства, принес присягу жителям Суздаля, по договору с братом Мстиславом правил в Юрьеве-Польском, Владимире и одновременно с братом – в Суздале | Бежал в Рязань, узнав о поражении брата от войск Михалко Юрьевича с союзниками | ?-~1181 |
1175-1176 | Михалко (Михаил) Юрьевич | Вернул себе законное право на княжение военной силой | Умер во время поездки по княжеству | ?-1176 |
1176-1212 | Всеволод III Юрьевич "Большое гнездо" | Призван жителями Владимира, разбил войска Мстислава Ростиславича, законного претендента на великое княжение | Умер от болезни | 1154-1212 |
1212-1216 | Юрий II Всеволодович | Получил престол по воле отца в обход законного наследника, старшего брата Константина | Потерял престол после поражения от брата Константина в Липицкой битве | 1188-1238 х |
1216-1218 | Константин Всеволодович "Добрый" | После победы в Липицкой битве вошел во Владимир и провозгласил себя великим князем | Тяжелобольной князь передал часть княжества брату Юрию еще при жизни, обещав великое княжение сразу после смерти | 1186-1219 |
1218-1238 | Юрий (Георгий) II Всеволодович | Получил княжение по наследству | Выехал из Владимира, осажденного татаро-монголь скими войсками, вскоре погиб в битве на реке Сити | 1188-1238 х |
1238-1246 | Ярослав II Всеволодович | Унаследовал власть после смерти брата Юрия, в 1243 году получил от хана Батыя ярлык на великое княжение | Вероятно, был отравлен Таракиной, матерью хана Гуюка, во время пребывания в Золотой Орде | 1191-1246 х |
1246-1247 | Святослав III Всеволодович | Получил престол после смерти брата Ярослава | Изгнан из Владимира племянником Михаилом | ?-1252 |
1247-1248 | Михаил Ярославич "Храбрый" | Изгнал дядю Святослава из Владимира | Погиб в битве с литовцами | ?-1248 х |
1249-1252 | Андрей II Ярославич | Унаследовал престол после смерти брата, в Орде получил ярлык только на княжение во Владимире (Киев и Новгород достались его брату Александру) | Бежал в Новгород после военного поражения от татаро-монголов | 1221-1264 |
1252-1263 | Александр Ярославич "Невский" | Получил владимирский престол после бегства брата Андрея из Владимира | Умер от болезни, приобретенной в Золотой Орде | 1220-1263 |
1263-1272 | Ярослав III (в крещении – Афанасий) Ярославич | Получил ярлык на великое княжение от хана Берке в обход законного претендента Андрея Ярославича | Умер от болезни по дороге из Орды | 1230-1272 |
1272-1276 | Василий I Ярославич Костромской | Наследовал брату, получил ярлык в Орде | Умер от болезни после поездки в Орду | 1241-1276 |
1276-1283 | Дмитрий I Александрович Переяславский | Занял престол во Владимире как старший в роде | Бежал из города, когда к нему подошел брат Андрей, получивший в Орде ярлык на великое княжение и татарское войско | 1250-1294 |
1283-1284 | Андрей III Александрович Городецкий | Получил ярлык на великое княжение от хана Менгу-Тимура за взятку | Примирился с братом и отдал ему великое княжение | ?-1304 |
1284-1293 | Дмитрий I Александрович Переяславский | Получил ярлык на великое княжение от хана Ногая, после чего брат Андрей отдал ему престол | Бежал из Владимира при подходе татарских войск, посланных ханом Ногаем по просьбе брата Андрея и других русских князей | 1250-1294 |
1293-1304 | Андрей III Александрович Городецкий | Получив поддержку хана Ногая, вынудил брата Дмитрия отдать ему престол | Умер от болезни | ?-1304 |
1305-1317 | Михаил Ярославич "Святой" Тверской | Получил право на великое княжение по старшинству | Казнен в Орде по приказу хана Узбека, отдавшего ярлык на великое княжение его племяннику, московскому князю Юрию Даниловичу | 1271-1318 х |
1317-1322 | Юрий (Георгий) III Данилович Московский | Получил ярлык на великое княжение от брата своей жены хана Узбека | Лишился ярлыка после жалобы Дмитрия Тверского хану Узбеку | 1281-1325 х |
1322-1326 | Дмитрий Михайлович "Грозные очи" | Получил ярлык на великое княжение, обвинив Юрия III в несправедливом княжении и утаивании части дани | Казнен в Орде за убийство Юрия III | 1299-1326 х |
1326-1327 | Александр Михайлович Тверской | Получил ярлык на великое княжение после казни брата | Бежал во Псков при подходе к Твери войск московского князя Ивана I и татаро-монголо в | 1301-1339 |
столица перемещается в город Москва |
|
| ||
1328-1340 | Иван I Данилович "Калита" | Получив ярлык на великое княжение от хана Узбека, перенес столицу в Москву | Умер от болезни | ?-1340 |
1340-1353 | Семен (Симеон, в схиме – Созонт) Иванович "Гордый" | Получил ярлык на великое княжение от хана Узбека в нарушение порядка престолонаследия | Умер от чумы во время эпидемии | 1316-1353 |
1353-1359 | Иван II Иванович "Красный" | Получил ярлык на великое княжение от хана Джанибека | Умер от болезни | 1326-1359 |
1359-1389 | Дмитрий Иванович "Донской" | Унаследовал московское княжение после смерти отца. Реальным правителем до его совершеннолетия являлся митрополит Киевский и всея Руси Алексий(Алексей Федорович Бяконт) | Умер от болезни | 1350-1389 |
1389-1425 | Василий I Дмитриевич | Унаследовал престол | Умер от болезни | 1371-1425 |
1425-1432 | Софья Витовтовна Литовская |
|
| 1371-1453 |
1425-1433 | Василий II Васильевич "Темный" | Унаследовал московский престол после смерти отца в нарушение порядка престолонаследия. Получил ярлык на великое княжение от хана Ахмета в 1432 году. Реальной властью не обладал по малолетству (регентшей была княгиня Софья Витовтовна Литовская) | Сослан в Коломну Юрием Звенигородским | 1415-1462 |
1433 | Юрий Дмитриевич "Звенигородский" | Одержал военную победу над племянником, Василием II, и занял Москву | Вернул престол племяннику, видя, что не имеет политических союзников | 1373-? |
1433-1434 | Василий II Васильевич "Темный" | Получил престол от дяди, Юрия Звенигородского | Бежал в Новгород после военного поражения о Юрия Звенигородског о | 1415-1462 |
Апрель-июнь 1434 | Юрий Дмитриевич "Звенигородский" | Вошел в Москву после военной победы над племянником, Василием II | Скоропостижно скончался вскоре после второго восхождения на великокняжески й престол | 1373-? |
Июнь-июль 1434 | Василий Юрьевич "Косой" | Провозгласил себя великим князем | Не был признан другими князьями, изгнан из Москвы | 1403-? |
1434-1446 | Василий II Васильевич "Темный" | Пришел в Москву после изгнания Василия Косого | Свергнут князем Дмитрием Шемякой при поддержке других князей и московских бояр, ослеплен | 1415-1462 |
1446-1447 | Дмитрий Юрьевич "Шемяка" | Взял власть, опираясь на князей и жителей Москвы, недовольных правлением Василия II | Москва была захвачена сторонниками Василия Темного в период отсутствия Шемяки в городе | 1420-1453 х |
1447-1462 | Василий II Васильевич "Темный" | Вступил в Москву, захваченную в конце 1447 года его сторонниками | Умер от туберкулеза | 1415-1462 |
1462-1505 | Иван III Васильевич | Унаследовал престол от отца | Умер от болезни | 1440-1505 |
1505-1533 | Василий III Иванович | Назначен наследником престола при жизни отца после смерти старшего брата и опалы племянника | Умер от заражения крови | 1479-1533 |
1533-1538 | Елена Васильевна Глинская |
|
| ?-1538 |
1538-1548 | бояре Шуйские, Бельские |
|
| - |
династия Рюриковичей, цари |
|
| ||
1533-1574 | Иван IV Васильевич "Грозный" | Унаследовал престол после смерти отца в малолетнем возрасте (до совершеннолетия у власти сменялись многочисленные опекуны) | "Отрекся" от престола, посадив марионетку - татарского князя | 1530-1584 |
1574-1576 | Саин-Булат хан (в крещении – Симеон Бекбулатович, в монашестве – Стефан) Касимовский | Возведен на престол в результате "отречения" царя Ивана | Потерял власть после возвращения Ивана IV на царство | ?-1616 |
1576-1584 | Иван IV Васильевич "Грозный" | Забрал власть у марионетки | Скоропостижно скончался во время игры в шахматы | 1530-1584 |
1584-1598 | Федор Иванович "Блаженный" | Взошел на престол после смерти отца (ввиду физического и душевного нездоровья царя страной управлял опекунский совет вельмож, затем боярин Борис Годунов) | Умер от болезни | 1557-1598 |
междинастие, цари |
|
| ||
1598-1605 | Борис Федорович Годунов | Узаконил свою власть после смерти бездетного царя Федора | Скоропостижно скончался от сильного кровотечения | 1552-1605 |
1605-1605 | Федор Борисович Годунов | Унаследовал престол | Убит в результате мятежа | 1589-1605 х |
1605-1606 | Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) | Въехал в Москву с одобрения ее жителей и был коронован на царство | Убит заговорщиками | ?-1606 х |
1606-1610 | Василий Иванович Шуйский | Избран царем участниками заговора против Лжедимитрия I | Свергнут с престола в результате восстания, пострижен в монахи | 1552-1612 |
1610-1610 | Князь Федор Иванович Мстиславский | Возглавил правительство, образованное после свержения царя Василия Шуйского | Правительство России передало власть призванному на русский престол сыну польского короля | - |
1610-1612 | Владислав IV Сигизмундович Ваза "Польский" | Призван на русский престол (в связи с малолетством царя реальным правителем был командующий польским гарнизоном в Москве Александр Корвин-Гонсевский) | Низложен вместе с боярским правительством, изгнан из Москвы вместе с польским гарнизоном | 1595-1648 |
династия Романовых, цари |
|
| ||
1613-1645 | Михаил Федорович "Кроткий" | Избран на царство Земским собором | Умер от болезни | 1596-1645 |
1645-1676 | Алексей Михайлович "Тишайший" | Унаследовал престол (в первые годы правления реальным правителем был воспитатель царя Борис Иванович Морозов) | Умер от болезни | 1629-1676 |
1676-1682 | Федор Алексеевич | Унаследовал престол (из-за болезненности царя реальная власть принадлежала Боярской Думе) | Умер от болезни | 1661-1682 |
1682-1689 | Софья Алексеевна (совместно с Иваном V (1660-96) и Петром I) | Назначена регентом при малолетних соправителях-братьях (носила титул царевны) | Свергнута и заточена в монастырь | 1657-1704 |
столица с 1703 года - город Санкт-Петербург, Императоры с 1721 |
|
| ||
1689-1725 | Петр I Алексеевич "Великий" (до 1696 - совместно с Иваном V) | Стал единоличным правителем после смерти брата-соправителя, в связи с созданием в 1721 году Российской империи получил титул императора | Умер от осложнений после простуды | 1672-1725 |
1725-1727 | Екатерина I Алексеевна Скавронская | Унаследовала престол после смерти мужа в связи с измененным Петром Великим порядком престолонаследия | Умерла от болезни легких | 1684-1727 |
1727-1730 | Петр II Алексеевич | Возведен на престол решением совещания членов высших правительственных учреждений (реальным правителем страны был князь Александр Данилович Меншиков, затем князья Долгорукие) | Умер от оспы | 1715-1730 |
1730-1740 | Анна Ивановна | Приглашена на престол Верховным тайным советом | Умерла от болезни | 1693-1740 |
1740-1741 | Иван VI Антонович | Возведен на престол по завещанию императрицы Анны Ивановны (в связи с малолетством императора реальным правителем был регент – герцог Курляндский Эрнст Иоганн Бирон) | Свергнут Елизаветой Петровной, заключен в тюрьму | 1740-1764 х |
1741-1761 | Елизавета Петровна | Взошла на престол в результате дворцового переворота | Умерла от болезни | 1709-1761 |
1761-1762 | Петр III Федорович | Унаследовал престол по распоряжению императрицы Елизаветы | Официально - отрекся от престола в пользу супруги, фактически - свергнут и убит | 1728-1762 х |
1762-1796 | Екатерина II Алексеевна "Великая" | Взошла на престол при поддержке гвардии, якобы вынудив мужа подписать отречение в свою пользу | Умерла от болезни | 1729-1796 |
1796-1801 | Павел Петрович | Унаследовал престол | Убит заговорщиками (задушен в собственной спальне) | 1754-1801 х |
1801-1825 | Александр I Павлович "Благословенный" | Унаследовал престол | Умер от брюшного тифа | 1777-1825 |
1825-1855 | Николай I Павлович | Унаследовал престол | Скоропостижно скончался | 1796-1855 |
1855-1881 | Александр II Николаевич "Освободитель" | Унаследовал престол | Погиб в результате теракта | 1818-1881 х |
1881-1894 | Александр III Александрович | Унаследовал престол | Умер от хронического нефрита | 1845-1894 |
1894-1917 | Николай II Александрович "Кровавый" | Унаследовал престол | Отрекся от престола | 1868-1918 х |
председатели правительства, республика |
|
| ||
Февраль-июль 1917 | князь Георгий Евгеньевич Львов | Назначен императором | Подал в отставку со своего поста | 1861-1925 |
1917-1917 | Александр Федорович Керенский | Возглавил правительство после отставки князя Львова | Лишился власти в результате государственно го переворота | 1881-1970 |
столица с 1918 года - город Москва |
|
| ||
1917-1922 | Владимир Ильич Ульянов "Ленин" | Захватил власть в результате вооруженного восстания | Умер после длительной болезни | 1870-1924 |
Первые или генеральные секретари ЦК коммунистической партии |
|
| ||
1922-1953 | Иосиф Виссарионович Джугашвили "Сталин" | Сконцентрировал в своих руках власть в ходе внутрипартийной борьбы | Умер от болезни | 1879-1953 |
1953-1964 | Никита Сергеевич Хрущев | Возглавил партию после смерти Сталина | Снят со всех должностей решением пленума ЦК | 1894-1971 |
1964-1982 | Леонид Ильич Брежнев | Возглавил партию после отставки Хрущева | Умер от болезни | 1906-1982 |
1982-1984 | Юрий Владимирович Андропов | Возглавил партию после смерти Брежнева | Умер от болезни | 1914-1984 |
1984-1985 | Константин Устинович Черненко | Возглавил партию после смерти Андропова | Умер от болезни | 1911-1985 |
с 1990 года президенты СССР или России |
|
| ||
1985-1991 | Михаил Сергеевич Горбачев | Возглавил партию после смерти Черненко | Сложил с себя полномочия президента после распада СССР | 1931-??? |
1990-1999 | Борис Николаевич Ельцин (до 08/12/1991 - президент России в составе СССР) | Избран всенародным голосованием | Подал в отставку досрочно | 1931-2007 |
2000-2008 | Владимир Владимирович Путин | Назначен и. о. президента Борисом Ельциным, позднее избран президентом. | По истечении срока сложил с себя полномочия главы государства | 1952-??? |
2008-2012? | Дмитрий Анатольевич Медведев | Назначен преемником Владимиром Путиным, позднее избран президентом. |
| 1965-??? |
2012-? | Владимир Владимирович Путин |
|
| 1952-??? |
nsportal.ru