Боязнь публичных выступлений: как побороть страх? Как избавиться от боязни сцены


Как избавиться от боязни сцены

Сценическое мастерство – это талант, который приходит со временем. Когда люди выходят на сцену, они обычно заостряют внимание на тексте, на игре, на настроении своем и аудитории. Однако встречаются личности, которые, переступая порог между занавесом и сценой, сразу же впадают в панику, забывают все то, что, казалось бы, было на устах пару секунд назад. Как избавиться от боязни сцены ? Что делать?

Да, это действительно проблема, ведь неудачи на сцене ведут не только к неадекватному восприятию вас, как актера, ведущего и т.п., но и к падению самооценки личности. Однако корни боязни нужно искать при помощи психологических знаний. Проблема находится именно в вас – в вашей неуверенности.

Как избавиться от боязни сцены - что делать?

Чтобы понять, как избавиться от боязни сцены, следует:

1.

Заниматься тренингом. Для этого соберите себе небольшую публику из своих друзей и близких и репетируйте. Делайте это чаще, дольше, старайтесь целиком погружаться в свою роль, пока не поймете, что публика вас в принципе то и не пугает.

2.

Если у вас нет потенциальных слушателей для вашей персональной репетиции, тогда советую заняться подготовкой перед зеркалом, заодно и некрасивые мимические движения перед выступлением на сцене сможете устранить.

3.

Если ваша профессия связана еще и с вопросами со стороны публики, тогда встаньте на место аудитории и подумайте, какие вопросы могут быть адресованы именно вам. Чтобы избавиться от боязни сцены, заготовьте примерные ответы на них – подготовка в данном случае не бывает лишней.

4.

Именно перед зеркалом вы можете понять, что делаете не так. У людей часто появляется боязнь сцены именно за счет того, что они не уверенны в своих жестах, поэтому зеркало в подобной ситуации окажется самым верным и надежным другом.

5.

Всегда представляйте, что после вашего тренинга (якобы реального выступления) , аудитория хвалит вас, громко аплодирует. Чтобы избавиться от боязни сцены, ни в коем случае не думайте о провале или неудаче. Данный психологический настрой играет важную роль в общей картине.

6.

У некоторых людей чувство боязни перед сценой начинает переходить в дрожь в теле и в руках. Не нужно сразу впадать в панику. Дрожь – это нормально, поверьте. Если вы отпустите данную ситуацию и не будете стараться справиться с этим явлением самостоятельно, наоборот, пусть трясутся еще сильнее, тогда через некоторое время дрожь сама собой устранится. За счет усилий над определенными рефлексами и реакциями, эффект идет лишь нам на руку.

Напоследок хочу отметить, что техника правильного дыхания так же вам необходима: в данном случае это не только позволит вам успокоиться, но и размеренно делать паузы во время воспроизведения текста на сцене.

www.astromeridian.ru

Шоу-бизнес изнутри. Развитие и реализация творчества » Как избавиться от страха сцены и страха выступления.

Как избавиться от страха сцены и страха выступления.

24, Ноя

1029

Поделись с друзьями!

Большинство людей бояться публичных выступлений. Некоторых силком не заставишь открыто произнести торжественную речь, спеть песню, рассказать анекдот. Если вы не видите себя артистом разговорного жанра, то для вас боязнь сцены не такая уж и проблема. Другое дело люди, желающие высказаться во всеуслышание, но в силу обстоятельств лишенные этой возможности. Если вы стремитесь выступать гласно, но боитесь, то эту проблему нужно срочно решать. Возможно мир теряет великого актера или уникального юмориста. Но пока боязнь прогрессирует, вы этого не узнаете. Так чего мы ждем? Пора бороться со своими страхами!

Немного фактов.

 

В первую очередь страх сцены – это психологическое заболевание. На языке науки звучит как глоссофобия. Ученые призывают различать подлинное психологическое расстройство и обычное волнение перед выступлением, которое испытывают свыше 90% населения. Субъект, страдающий глоссофобией, испытывает не контролированный страх перед выступлением. Даже если его публикой будет круг хорошо знакомых и родных людей. Любое пребывание перед аудиторией вызывает испуг. К счастью, такое заболевание лечиться. Помочь могут квалифицированные эксперты. На это уходит не один день. Если же ваш страх не переходит в невроз, вы сами сможете с ним справиться. Обращаться за помощью к психотерапевтам необязательно.

Первопричины волнения.

 

Давайте вместе подумаем, почему у вас возник страх? Чтобы избавиться от него, нужно отыскать переломный момент, после которого начала проявляться боязливость. Самые распространённые причины:

Вы VS Страх. С чего начать в борьбе за сцену?

 

Все что изначально требуется от вас – это сбор и обработка информации. Поищите в интернете все действенные способы борьбы со страхом сцены. Купите соответствующую литературу. В учебниках много толковых советов. Можно записаться на тематические тренинги. Изучив максимум текстов, вы сможете составить индивидуальный план. Мы предлагаем вам свой вариант. В дальнейшем можно будет воспользоваться им, или сделать свой по аналогии.

Шаг 1. Взгляд в прошлое. Отыщите причины ваших опасений. Только найдя их, можно понять, как это исправить.

Шаг 2. Уверенность в себе. Каждый день пытайтесь становиться уверенней. Говорите себе, что все получиться. На этом этапе попросите близких вам помочь. Пусть они повышают вашу уверенность комплиментами. Еще один действенный способ – метод прививки. Делайте семейные концерты. Можно пригласить друзей. Начните выступать в привычном обществе. Такая публика вас прекрасно примет. Вы начнете прививать себе уверенность в успехе. Страх будет отступать.

Шаг 3. Упорная работа. Ежедневно тренируйтесь. Хорошо помогут выступления перед зеркалом. Работайте над мимикой и жестами. В общем уделите внимание всему. Ищите, как это сделать самостоятельно или идите на курсы ораторского мастерства.

Шаг 4. Подготовка материала. Отлично зазубрите текст или движения. Обычно многие переживают, что недоучили и забудут все на сцене. Ваша задача этого не допустить. Не хотите выглядеть глупо? Выучите все на отлично.

Шаг 5. Спокойствие, только спокойствие. Вы все выучили. Вы упорно занимались. Но переживание не ушло. Перед выходом на сцену сохраняйте спокойствие. Можно напевать любимую песню или сделать пару упражнений. Глубоко вдохните. Сосчитайте до 4-х. И резко выдох. Вам пора на сцену. У вас все получиться.

Шаг 6. Ни шагу назад. Вы трудились не зря и это должно вознаградиться аплодисментами зрителей. Помните обо всем чему вы научились. Будьте обаятельным и приветливым. Больше улыбайтесь. Вас примут точно на «УРА!». Сделайте шаг навстречу сцене. Она вас за это отблагодарит.

Со страхом покончено! Теперь можно покорять новые горизонты.

Читайте также

producera.net

как побороть страх перед выступлением на публике?

Содержание статьи

Каждому человеку хотя бы раз приходилось выступать на публике – у некоторых с этим связана профессиональная обязанность, например, у педагогов, политиков, артистов, менеджеров, юристов. Сейчас появилась даже отдельная специальность – спикер.

Согласно статистике психологов, уровень боязни сцены развит настолько, что ее ощущают около 95% всего населения. Страх публичных выступлений является одним из наиболее распространенных страхов, который причиняет множество неудобств, а также ухудшает состояние человека. Рассмотрим, как побороть страх перед выступлением, и какое лечение предлагает современная медицина.

Описание фобии

Страх публичных выступлений называется медицинским термином глоссофобия, и в некоторых случаях его действительно следует лечить. Такая боязнь публичных выступлений была знакома и многим выдающимся людям. Среди знаменитостей сцены боялись Фаина Раневская, музыкант Гленн Гульд, певец Дитрих Фишер-Дискау.

У многих страх выступления перед аудиторией становится серьезным стрессовым ударом, при котором отсутствие какого-либо лечения и правильной терапии приводит к развитию полноценного психического расстройства и социофобии.

Под воздействием страха, человек вырабатывает так называемое защитное поведение. Такое поведение помогает избавиться от стресса только в первое время, а если проблема не решается и в дальнейшем, человек не может справиться с боязнью и защитное поведение становится его нормальной ежедневной моделью.

Такое поведение начинает мешать личностному и карьерному росту, формирует психические проблемы и искаженное восприятие действительности.

Вот почему страх перед выступлением должен быть распознан на начальных этапах, не стоит бояться прибегнуть и к помощи специалиста, который определить в каждом индивидуальном случае, как не бояться выступать.

Типичный и атипичный страх

Рассмотрим, как проявляется фобия, так как преодолеть страх публичного выступления без точной идентификации патологии, невозможно. Помимо глоссофобии существует еще одно название – пейрафобия. Стоит отличать от нее обыкновенное волнение, которое испытывает человек перед тем, как выступать перед аудиторией, и патологический страх перед публичными выступлениями.

Вполне адекватной является реакция, когда человек волнуется перед устным вступительным экзаменом, выступлением с музыкальным номером. В кругу знакомых такие люди запросто справляются со страхом и спокойно демонстрируют свои таланты.

Психологи утверждают, что небольшая тревога перед публикой имеет и свои плюсы. Перед предстоящим выступлением человек концентрирует внимание, становится более собранным и энергичным, в результате, ход любых общественных выступлений держится под контролем и проходит хорошо.

Человек, который страдает боязнью сцены, испытывает истинный страх как до выступления, так и после него, кроме того, он боится и после окончания выступления, не может справиться со страхом, даже если выступил хорошо.

Такая боязнь остается как перед незнакомой, так и перед знакомой аудиторией, ее не удается перебороть, независимо от численности слушателей и степени знакомства с ними.

Симптоматика

Фобия может быть вызвана различными причинами, но почти всегда вызывает одинаковые симптомы. Перед выступлением, только увидев будущих слушателей, человек моментально ощущает сильное эмоциональное напряжение.

Сила симптоматики и комплекс симптомов является индивидуальным, зависит от особенностей человека и его характера, состояния организма и настроения.

Причины развития фобии

Основные причины развития данной фобии заключаются как в генетической предрасположенности, так и в социальных факторах.

Методы преодоления

Как избавиться от боязни сцены, и какое лечение показано при такой патологии? Специализированная помощь необходима только в том случае, когда страх становится паническим и неврозным, переходя все грани. В остальных случаях преодоление страха публичных выступлений возможно с помощью аутотренингов.

Основные пути того, как побороть боязнь сцены, заключаются, в первую очередь, в осознании данной проблемы, а затем в анализе причин, которые привели к развитию патологии. Затем вырабатываются пути решения и проверяются на практике.

Устранение фактора неизвестности

Чтоб побороть страх перед публичным выступлением, следует избавиться от фактора неизвестности сидящей перед вами публики. Проанализируйте, с какой целью они собрались, чего ожидают от услышанного и какую реакцию аудитории вы хотели бы получить. Анализ ситуации позволяет избежать неизвестности и перестать бояться неизвестной реакции людей.

Устранение иллюзий

Нервное возбуждение усиливается, когда человек концентрируется на отрицательных чертах публики. Среди таких черт обычно отмечаются скептические улыбки, неодобрительные жесты, невнимательность, шепот во время выступления.

Изменить собственное состояние можно, мысленно наделяя людей положительными качествами, обращая внимание не на отрицательные, а на положительные черты – одобрительные жесты, заинтересованные и внимательные взгляды.

Еще один хороший способ устранить иллюзию того, что все в зале настроены против вас, сконцентрироваться на положительном результате проделанного труда.

Планирование выступления

Один из главнейших советов по поводу того, как побороть страх сцены и как справиться с нервозностью, является тщательная подготовка к выступлению. Уверенность в собственной подготовке и достаточности информации позволяет несколько расслабиться и настроиться на качественное выступление.

Например, при подготовке доклада, следует, в первую очередь, проанализировать и изучить исходные данные, полученные из разных авторитетных источников. Затем создать уникальный текст и записать основные тезисы своего доклада, составить план выступления – что и когда говорить. Подберите веские аргументы в свою пользу и не упускайте их из вида на протяжении всего доклада, предугадайте возможные вопросы и подготовьте ответы на них.

Пути преодоления страха лежат и в основательной репетиции – чтоб перестать заикаться и запинаться во время речи, прорепетируйте доклад перед зеркалом, либо прочитайте его своим близким. Так как перестать бояться без определенного опыта нельзя, репетиция перед самыми близкими будет хорошей тренировкой.

Признание неидеальности

Перед тем как бороться со своими страхами, примите тот факт, что значимость других людей может быть очень преувеличена. Не придавайте избыточного значения критике, скептицизму и сарказму, осознайте, что каждый имеет право сделать ошибку. Также помните и о том, что даже доброжелатели могут выдавать желаемое за действительное, потому ни одно мнение вокруг не может быть истиной в последней инстанции.

Изучите техники, повышающие самооценку и чувство собственного достоинства, ощутите собственную ценность и уникальность своей личности. Также придется принять и тот факт, что другие личности так же уникальны и имеют право ошибаться ровно так же, как и вы.

Настройтесь на положительный результат

Эффективно преодолевать страх можно в том случае, если сосредоточиться именно на процессе достижения цели, а не на результате. Фиксируйте свои действия в настоящем, как бы смотря на себя со стороны без преувеличения и преуменьшения. Представьте себе положительные стороны вашего пребывания на сцене – это позволит победить боязнь и в будущем избавляться от нее с каждым разом быстрее.

Лечение патологии может включать физическую нагрузку, изучение техники правильного дыхания, тренировка работы левого полушария мозга, например, работа с математическими вычислениями или другой точной наукой. Одним из приятных способов борьбы является напевание любимой мелодии, медитации, тренировка позы тела, для достижения более открытых и сдержанных положений.

Похожие записи

apatii.net

симптомы, причины, лечение боязни сцены

Профессиональные обязанности многих людей включают регулярные публичные выступления и нахождение в непрерывном контакте с многочисленной аудиторией. Деятельность политиков, преподавателей, юристов, менеджеров, артистов непосредственно связана с пребыванием, взаимодействием, общением и нередко убеждением обширной группы людей.

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.

С такими страхами знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией. Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец  Дитрих Фишер-Дискау, музыканты Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн.

Для многих людей страх сцены является значимой стрессовой ситуацией, несвоевременная, неправильная и неполная терапия и коррекция которой может стать фактором акцентуации личности и перейти в категорию психических расстройств. В результате воздействия страха, как травмирующего фактора, человек прибегает к так называемому защитному поведению.  Этот механизм помогает только на некоторое время, и если проблема в дальнейшем не разрешается, и человек не в силах справиться с имеющей место боязнью, именно защитные механизмы становятся препятствием личностного роста. Они порождают новые эмоциональные проблемы, формируя стремление уйти от действительности в «искусственный мир упрощенности» и являются причиной психических заболеваний.

Поэтому вовремя распознать симптомы, проанализировать причину, дать откровенную и, в то же время, оптимистичную оценку происходящему, принять меры психологической коррекции крайне важно.

Проявление глоссофобии

В психологии патологическая боязнь публичных выступлений именуется глоссофобией или пейрафобией. Следует четко разделять естественное волнение, которое испытывает любой человек перед предстоящим сольным монологом, ориентированным на большое скопление людей, как знакомых, так и незнакомых. Так, вполне адекватная реакция организма – волнение, возникает перед предстоящим сольным выступлением начинающего танцора и музыканта, перед устными вступительными экзаменами в ВУЗ. В то же время, эта личность не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда предстоит продемонстрировать свои таланты или прочитать доклад перед знакомой аудиторией: коллегами, однокурсниками, преподавателями.

Психологи подчеркивают, что умеренное количество тревоги и волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно. А «соло» на публике у тех, кто совсем не испытывает волнений, зачастую получается провальным.

Индивид, страдающий глоссофобией, будет испытывать необъяснимый и неукротимый страх во время или перед выступлением даже перед хорошо знакомыми слушателями или перед незначительной по численности группой людей. Его боязнь – не избирательна, а постоянна при пребывании на публики.

Симптомы расстройства

Хотя факторы, вызывающие дистресс при фобических расстройствах различны, они все вызывают одинаковую по существу, неспецифическую биологическую реакцию. Перед или при наступлении неблагоприятной для индивида ситуации, в данном случае – в предвкушении пребывания на публике, возникает и нарастает эмоциональное напряжение. Высокий уровень активности субкортикальной системы, активизирующей кору головного мозга, двигательных центров, желез внутренней системы, симпатической автономной системы, изменяет работу внутренних органов. Так, распространенные проявления боязни сцены:

Приступ глоссофобии может сопровождаться:

В редких случаях у людей с повышенной нервной возбудимостью подобная фобия вызывает обмороки разной продолжительности. Потере сознания, как правило, предшествуют головокружение, слабость, тошнота, отмечаются бледность лица и губ, холодные конечности, слабый частый пульс.

Сила проявление и количество симптомов сугубо индивидуальны и зависят от особенностей характера человека, способу реагирования на сигналы тревоги, функционального состояния организма, настроения, утомления и характера деятельности в данный момент

Причины появления

Основные причины формирования глоссофобии:

Генетическую наследственность имеет индивидуальная склонность к конкретным видам страха, боязнь общества вообще, врожденный уровень тревожности. Человек, как составляющая единица общества, боится быть не принятым, не понятым, не оцененным сообществом, боится быть социально изолированным. Среди наследственных психологических характеристик стоит выделить основу для дальнейшего формирования характера: темперамент, генетическая акцентуация и степень тревожности. Довольно похожи психологические характеристики родителей и потомков: они имеют схожие страхи, определенный способ их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания».

Наиболее значимыми источниками формирования фобии пред публичным выступлением, психологи считают социальные факторы:

Пейрафобия может проявиться из-за отсутствия уверенности быть понятым аудиторией, что связано с плохой, недостаточной подготовкой и отсутствием необходимых знаний. Для многих выступления на сцене представляют сложность из-за отсутствия достаточного опыта.

Вероятным фактором появления боязни сцены является стремление к совершенству. Очень часто глоссофобия проявляется у людей- перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку дорожить общественным мнением.

Также пребывать у всех на виду боятся люди, чья тревожность сопровождается акцентуацией педантического типа.

Лечение: как бороться?

Разумеется, необходимо избавляться от этой фобии, причем соответствующими специалистами данные страхи ликвидируются успешно и полностью. Профессиональная помощь для избавления от глоссофобии необходимо лишь для тех, у кого страхи переходит в невроз навязчивых состояний, определить четкую границу которых под силу исключительно психотерапевту. Для всех остальных ораторов, лекторов, актеров и музыкантов преодолеть фобию можно самостоятельно.

Шаги по преодолению страха выступать на публике включают четыре этапа:

Остановимся подробнее на возможных методах разрешения, призванных снизить уровень тревожности, повысить самооценку и избавиться от глоссофобии.

Этап 1. Избавляемся от неизвестных

Тщательно анализируем публику: численность, социальный статус, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы предполагаете получить. Ваша информированность сведет на нет фактор неизвестности, станет прогнозируемым получение определенного результата.

Этап 2. Укрощаем «чудовище»

Ваша нервозность усиливается наделением публики отрицательными чертами и фиксацией на «минусах», таких как: якобы имеющие место в аудитории скептическая ухмылка, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Изменить свое восприятие публики можно, сформировав мысли одобрения. Наделите объекты положительными чертами, обращайте мысленно внимание на исходящие из зала приятные мелочи: одобрительные жесты, ликующие голоса, заинтересованные взгляды. Отличный способ побороть боязнь сцены — визуализация, когда представляешь  выдающийся результат своего труда в перспективе.

Этап 3. Не допускаем провала выступления

Если страх сцены вызывает боязнь провала и неудачи, лучшим средством будет тщательная подготовка. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.

Например, у вас предстоит доклад. Алгоритм ваших действий таков:

Отрепетируйте ваш доклад перед зеркалом или выступите перед близкими. Хороший эффект принесет прослушивание надиктованного своим голосом текста. Уделите особое внимание невербальной части: вашим жестам, мимики и внешнему виду. Такая предварительная презентация поможет выявить и исправить возможные ошибки, придаст уверенности в ваших ораторских способностях.

Этап 4. Признаем возможность на ошибку

Следует снизить зачастую преувеличенную значимость других людей, логично оценивать критику, признавать наличие у каждой личности недостатков, в числе которых: сарказм, цинизм, скептицизм, недоброжелательность и иные минусы. Осознание того, что любой может ошибаться, и не всегда из уст доброжелателей исходит справедливая критика, вселит в вас большую уверенность.

Необходимо регулярно заниматься техниками, направленными на формирование объективной самооценки и увеличения чувства собственного достоинства. Отличный результат дают аффирмации на тему ощущения собственной ценности и принятия себя уникальной личностью.

Этап 5. Фиксируемся на позитиве

Целесообразно сосредоточиться на самом процессе, а не на ожидаемом результате. Будет более продуктивным фиксация на протекании действия в настоящем, а не на пока иллюзорный будущий результат. Представьте все приятные аспекты вашего пребывания на публики, ваш успех и признание. Имеющийся негативный опыт необходимо трансформировать в позитив.

Кроме того, хорошими методами побороть страх сцены являются:

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

Дополнительные материалы о боязни сцены

Аудио-лекция о техниках работы со страхом публичных выступлений.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

fobiya.info

Как избавиться от боязни сцены — Центр чудес

Жизнь человека в социуме, так или иначе, предполагает взаимодействие с другими людьми. Нередко этим взаимодействием является необходимость выступить на публике. И неважно, являетесь ли вы политическим деятелем, театральным артистом и учеником 5 класса, которому предстоит прочитать стихотворение на утреннике – вас может охватить страх, который сделает ваше выступление провальным.

Существует несколько разновидностей фобий, связанных с публичными выступлениями.

  • Логофобия (от древнегреческого ????? – слово и ????? – страх) – навязчивая боязнь перед речью. Часто этот страх присущ людям, страдающим логоневрозом, то есть заиканием.
  • Пейрафобия (от греческого peira — испытание) – иррациональный страх публичных выступлений.
  • Глоссофобия (от древнегреческого ?????? — язык) – страх сцены, большой аудитории. По оценкам экспертов подобный страх присущ подавляющему большинству людей.
  • Вербофобия – страх говорить конкретные слова, вызывающие заикание. В случае если у человека имеются дефекты речи, слова с непроизносимыми для него буквами могут вызывать панику.
  • Лалофобия – боязнь начать заикаться во время выступления.
  • Все эти термины в отдельных случаях могут быть синонимами, однако, некоторые отличия все же есть. Боязнь публики может быть адекватной реакцией, ведь испытывать волнение перед ситуацией, от которой в некоторой степени зависит твоя репутация – нормально. Если же тревога набирает обороты и превращается в фобию – стоит задуматься.

    Последствия патологического страха, вызывающего отказ от общения с маломальской аудиторией, могут быть грустными. Избегание общественных мест, отказ от хорошей работы (если она требует говорить с публикой), как следствие падение уровня жизни и самооценки. А дальше – сужение зоны комфорта до ближайших людей, риск возникновения зависимостей и проблем с психикой.

    Все эти последствия, конечно, касаются тревожно-фобического расстройства, а не обычной боязни сцены.

    Хочется отметить, что большинство известных, профессиональных и очень опытных артистов признаются, что испытывают страх перед выходом к своей аудитории. Это естественно и считается даже показателем того, что артист продолжает создавать искусство, а не стал ремесленником, спокойно выполняющим свои обязанности.

    Страх публичных выступлений имеет под собой генетическую и социальную обусловленность. Боязнь может быть наследована от тревожных родителей. Характер и темперамент ребенка также формируется в результате генетических предпосылок, таким образом, подобные акцентуации ребенка и взрослого провоцируют схожие страхи.

    Социальный фактор подразумевает нашу острую боязнь быть отвергнутым обществом. Это заложено на интуитивном уровне. Древнему человеку было не выжить в одиночку, поэтому быть непринятыми социумом считалось равносильным смерти. Именно эти «инстинкты» и просыпаются в неподходящий момент.

    Человек может отдавать себе отчет, что ничего серьезного в его жизни не зависит от произнесения какой-то конкретной речи, его репутация не будет растоптана, однако, неконтролируемый иррациональный страх охватывает его, сжимая горло.

    Среди причин боязни сцены часто фигурирует заниженная самооценка. Она может быть сформирована в результате неправильного родительского воспитания: излишней строгости, критики ребенка, подавления его личности.

    Кроме прочего фобия сцены возникает из-за патологического перфекционизма. Стремление к совершенству может сыграть злую шутку даже с опытными ораторами.

    Желание выглядеть идеально заставляет человека отвлекаться на мысли о том, КАК он говорит и жестикулирует, вместо того, чтобы быть сосредоточенным на том, ЧТО он говорит.

    Лишние мысли сбивают, провоцируют «мэканье» и употребление лишних словесных нагромождений. Такие случаи добавляют волнения предстоящему очередному публичному выступлению.

    Момент выхода на сцену, наш организм воспринимает как опасность. Происходит срабатывание гипоталамо-гипофизарной системы, происходит стимуляция надпочечников и в кровь выбрасывается адреналин. В результате этого человек ощущает скованность мышц шеи и спины, вы автоматически сутулите плечи. В противном случае, если вы будете усилием мышц исправлять осанку, и держать голову прямо – конечности начнут дрожать и холодеть.

    Зрачки расширяются, что затрудняет видимость вблизи. При этом вы не можете разглядеть текст на листке, но отчетливо видите лица зрителей. Желудок сводится, может тошнить или быть ощущение «бабочек» в животе, во рту пересыхает. У детей случается непроизвольное мочеиспускание. Кровяное давление может подыматься, происходить пульсация в висках, покраснение лица, тахикардия.

    Возможна и обратная реакция – пониженное давление, бледность, в крайних случаях потеря сознания. Могут подкашиваться ноги, происходить активное потоотделение.

    И самое главное, характерное именно для глоссофобии – невозможность управления голосом. Связки сдавливаются, и человек не может выдавить из себя ни слова.

    У других происходит изменение тембра, голос становится визгливым или хриплым, слишком тихим или неадекватно ситуации громким.

    Как побороть страх перед выступлением на публике

    Большое внимание сейчас уделяется изучению проблемы страха школьников перед публичными выступлениями. Подобная тактика весьма разумна, ведь большинство проблем во взрослой жизни зарождаются в детском возрасте.

    Именно школьники могут жестоко обсмеивать и так неуверенного в себе одноклассника, порождая новые и подпитывая старые комплексы. Поэтому разъясняя с самого детства многие моменты, помогая ребенку преодолевать свои внутренние зажимы – можно избавить его от серьезных проблем в дальнейшей жизни.

    Итак, побороть страх публичных выступлений можно некоторыми способами, в зависимости от степени выраженности этого страха. При очень высоком уровне боязни, то есть однозначно, фобии – лучшим решением будет обратиться к психотерапевту. Если ваш страх граничит с обсессивно-компульсивным расстройством – то однозначно необходим визит к специалисту.

    Происходит это так: в вашей голове задолго до предстоящего выступления прокручиваются сценарии вашего провала, вы не можете отвлечься и снова и снова думаете об этом. Это патологично. В остальных случаях большинство обычных страхов можно преодолеть своими силами.

  • Подготовка. Во-первых, крайне важно хорошо знать материал, о котором вы планируете говорить. Во-вторых, репетиция перед зеркалом. Любой оратор знает, как важны жесты и мимика, поэтому важным является отработать их. Если выступления перед аудиторией является частью вашей работы, рекомендуется записаться на специальные курсы по ораторскому мастерству или искусству сценической речи.
  • Работа с самооценкой. Как мы уже говорили, низкая самооценка, и острая зависимость от чужого мнения заставляют нас бояться проявлять себя перед публикой. Нужно разобраться, во-первых, что будет, если вы выступите плохо? Чаще всего, это совсем не конец света. Даже если речь идет о защите диплома, получить «четверку» вместо желанной «пятерки» не смертельно. Надо четко это осознавать. Снизьте в своей голове значимость своих слушателей. Отнеситесь проще к их оценке. Цените себя сами.
  • Отказ от перфекционизма. Нужно поставить себя на место зрителей. Важно ли было бы вам из зрительного зала то, о чем вы «паритесь» на месте выступающего? Неидеальная прическа оратора или оторванная пуговица? Проявляйте самоиронию. Легкая шутка в свой адрес всегда снимет лишнее напряжение. Улыбайтесь, как завещал крошка Енот в детском мультике.
  • Методы релаксации. Для успокоения используйте медитативные техники и дыхательные упражнения перед началом своего выступления.
  • Не тревожьтесь о своем плохом результате еще до начала монолога. Визуализируйте свой успех, представьте, как вам будут аплодировать или иначе позитивно подкреплять вас. Тревога – это вообще самое бессмысленное чувство. Повода еще нет, а вам уже плохо. Вот когда провалитесь – тогда и будете грустить.
  • И запомните, даже у самых лучших ораторов бывают плохие выступления. Кроме того попадаются зрители, которые по разным причинам могут остаться недовольными даже от великолепного с точки зрения большинства, представления.
  • Радислав Гандапас, специалист по ораторскому искусству, делится своими методами преодоления боязни публичных выступлений. Он делает акцент на том, что выступление перед аудиторией – это естественное преодоление для любого человека. Но хорошо подготовленный оратор, уверенный в себе и своем докладе, умеющий держать себя на людях – получает удовольствие от преодоления себя. И наоборот, плохая подготовка, отсутствие репетиций и неуверенность в себе – вместо удовольствия от выступления причинит один дискомфорт и может спровоцировать психологическую травму.

    Кроме того, Радислав не рекомендует использовать седативные средства для успокоения. Медикаменты притупляют не только волнение и страх, но и все процессы в мозге, что может негативно влиять на результат.

    По статистике у 95% людей есть боязнь говорить на публике. Это заложено генетически: стоять перед толпой страшно – ты один, а их много. Но существуют пути преодоления этого чувства. Необходимо быть психологически готовым к дебюту. Не обесценивать себя и не переоценивать значимость окружающих очень важно. Кроме того, стоит качественно готовиться к выходу на сцену. Желательно отрепетировать все свои движения и отлично знать материал.

    psihodoc.ru

    Школа душевного пения Алены Войс

    Как избавиться от страха сцены

    Только 5% счастливчиков никогда не испытывали боязни сцены или страха перед публичными выступлениями. Такую статистику собрали ученые, изучающие страхи и фобии. Остальным 95% приходится учиться справляться с ним. С чего начать?

    Проявления «сценической боязни» очень неприятны и могут погубить карьеру артиста: это тошнота, потливость, дрожание рук и ног, изменения голоса и другие неприятные сюрпризы. Люди, чья жизнь связана с публичными выступлениями, могут потратить много времени и сил на поиск ответа на вопрос: как не бояться выступать? И только тогда, когда этот рубеж перейден, страх побежден, артист начинает играть и двигаться естественно, вкладывать в свое выступление эмоции. А зрители начинают чувствовать энергетику артиста и верить происходящему перед ними.

    Но даже если вы не танцор, не певец и не музыкант, и сценическая карьера – не ваша цель, вы тоже можете столкнуться со страхом перед публичными выступлениями. Например, во время презентации, вручения награды или даже на дружеской вечеринке с друзьями, когда вы вместе решили спеть караоке. Страх может привести к тому, что момент вашей славы или праздничный вечер будет скомкан и оставит неприятные воспоминания. В некоторых случаях страх публичных выступлений может помешать в образовании или карьере – ведь учеба в институте связана с чтением докладов и проведением презентаций, и то же самое относится к некоторым профессиям и должностям.

    Итак, вы хотите выходить к любой аудитории и чувствовать себя при этом так же комфортно и естественно, как на собственной кухне? Этого можно достичь. Но прежде, чем переходить к советам о том, как не бояться выступать, давайте вместе разберемся в природе страха сцены и причинах его появления.

    Пейрафобия или глоссофобия (так называют страх публичных выступлений на латыни) – это патологическая боязнь выступать перед публикой. Она может проявляться как у застенчивых, так и у очень самоуверенных людей; у тех, кого мучают различные фобии (страх темноты, боязнь открытых или замкнутых пространств), и у тех, кто никогда ничего не боялся. Психологи объясняют причины появления глоссофобии по-разному и, соответственно, советуют разные методики, как не бояться выступать. Вот самые популярные версии.

    • Генетическая память. Человек – социальное существо, и мы издавна привыкли к тому, что в общине удобно и безопасно. Можно вместе добывать еду, а в случае нападения врага – сообща от него отбиваться. Именно поэтому мы боимся, что общество нас не примет, и нам придется оказаться один на один с враждебным миром. По одной из теорий, ситуация, когда вы находитесь на сцене и противопоставлены остальному залу – модель такого «неприятия».

    • Страх из детства. Многим из нас в юном возрасте родители запрещали петь, кричать, танцевать, громко разговаривать в местах, где много других людей (например, в торговом центре или автобусе). А в школе ученика вызывают к доске, чтобы там перед всем классом уличить в незнании или отчитать за шалость. Некоторые психологи уверяют: именно поэтому мы, вырастая, боимся быть центром внимания или стоять перед аудиторией: память подает сигналы, что это «неправильно». Так и рождается страх публичных выступлений.

    • Невысокая самооценка. По мнению ученых, сцены боятся те, кто заранее нарисовал себе мрачный сценарий: зрителям будет скучно, они проявят неуважение к выступающим… Поэтому такие артисты и ораторы заранее теряют уверенность в себе и на сцене паникуют.

    Каковы бы ни были причины боязни сцены, её симптомы всегда одни и те же. Каждый, кто испытывал её, наверняка запомнил это состояние: колени слабеют, в горле встает ком, собственный голос слышится словно со стороны, а лица зрителей размываются в сплошную массу. О рецептах «от страха» мы поговорим в продолжении этой статьи.

    alenavoice.ru

    Без Головы как способ избавиться от боязни сцены

    Я в первый раз познакомился с «безголовостью» около полутора лет назад при деятельном участии и помощи Ричарда Лэнга. В юности, мне помнится, я читал отрывок из прекрасной книги Дагласа Хардинга “Об отсутствии головы” в антологии статей о самопознании. Тогда я заметил, что то, что он говорил o моем человеческом теле, заканчивавшемся вверху бесконечным пространством, наполненным вселенной, было действительно справедливо, но я тогда гнался за следующей «высотой», и не был особенно заинтересован в правде моей Сущности, значение которого было для меня потеряно. Оно просто казалось мне слишком обыденным и очевидным, а я искал какую-то экзотику, которую трудно постичь и, вероятно, индийскую.

    Когда Ричард приехал к нам сюда в Западную Австралию недавно в первый раз, я был настроен скептически по поводу бросающейся в глаза простоты подхода, который он пропагандировал. Это было до тех пор, пока я не провел первый из Экспериментов Хардинга в группе. На этот раз свет зажегся и остался зажженным с разной степенью вовлеченности и интенсивности. Мое признание его значения, возможно, на этот раз было упрощено предшествующим в течение многих лет поиском «выключателя» с помощью любых субстанций, техник медитирования, гуру и духовных учителей, которые казались перспективными. Эта фаза не обошлась, конечно, без громадных откровений, поскольку я остаюсь быть вечно благодарным, и я не изменю ни одной ее детали. Все, что расширяло сознание, я, казалось, находил мимолетным и требующим различных усилий и манипуляций собой, хотя иногда очень легким по природе. Конечным результатом было то, что эти без сомнения по-настоящему экзальтированные состояния никогда не казались свободно доступными, когда я мог бы ими пользоваться – скажем, во время споров с женой или трудных ситуаций на работе.

    Простое и мгновенное вхождение в практику Первого Лица, с другой стороны, продолжает быть прекрасным, преобразующим приключением, влияющим на все аспекты моей «ежедневной» жизни удивительными и неожиданными способами. Очень заметно с практической точки зрения влияние учения на выступления на публике. Я страстный гитарист-любитель (более или менее), и время от времени выступаю перед большими толпами людей. Исторически это включало высокую степень беспокойства вместе с рядом психологических симптомов, приводящих не к самому лучшему исполнению на сцене, включая одышку, онемение, потение и головокружение. Как для гитариста, самым огорчающим было ощущение, что вместо пальцев у меня сосиски. Я уверен, что подобные симптомы знакомы многим исполнителям — как профессионалам, так и любителям, и я осознаю, что боязнь сцены помогла закончиться не одной многообещающей концертной карьере. Трагические актеры также подвержены этому проклятию: самый известный среди них британский актер Стивен Фрай, который убежал со сцены в пьесе, где он играл заглавную роль — настолько на него лично повлиял эффект испуга, вызванного сценой.

    Со временем я разработал стратегии борьбы с этой проблемой, что, я не сомневаюсь, делают и многие исполнители, но я всегда прятался за кулисами, чем значительно уменьшал мое удовольствие от игры перед большими аудиториями. Через несколько месяцев после того, как я потерял голову (или, скорее, после того, как заметил, что ее никогда и не было), я принял приглашение подыграть моему другу, профессиональному музыканту Кавише Маццелле, который давал благотворительный концерт. В это время у меня было достаточно много нового материала, который я написал, и я хотел попробовать сыграть его перед аудиторией, чтобы мой энтузиазм пересилил страхи, с которыми я мог столкнуться при игре на сцене.

    Я уже стоял за кулисами большого концерта, и ведущий объявлял имена музыкантов – и в этот момент почувствовал полное отсутствие боязни сцены. И что еще более удивительно — это осознание не спровоцировало такой страх. Вместо того я осознал, что природно усиленная энергетика в данной ситуации помогала мне заметить Пустоту, из которой я играл. Когда я выходил на сцену (или точнее когда сцена выходила на меня), обычный страх и беспокойство сменились радостным любопытством относительно того, что это такое – выступать на сцене как Первое Лицо. Я сел, включил инструмент и начал играть без усилий и с такой радостью и точностью, как если бы я играл дома в гостиной, если не сказать больше. Каким-то образом руки и кисти рук, появляющиеся из Пустоты передо мной, знали, что надо делать и хорошо с этим справлялись, свободные от какого-либо вмешательства беспокойного меня. Так вот: внимание большой толпы вытянуло из меня самую лучшую игру, на которую я был способен. Расслабленную радость, которую я чувствовал, казалась такой заразительной и после нескольких аккордов я уже чувствовал, что аудитория была со мной и ей все нравилось. В конце первой мелодии последовали бурные аплодисменты. Моя обычно слегка нервная и напряженная манера игры на сцене сменилась легким принятием толпы, и удивительные вещи спонтанно стали происходить, чтобы оживить перерывы между композициями. Все это время я чувствовал аудиторию, индивидуально и во множестве, как находящуюся в безопасности и окруженную любовью внутри меня. Серьезное откровение действительно.

    И это было совсем не случайно. С тех пор в других потенциально пугающих сценой ситуациях Видение, Кто я есть, продолжало предоставлять иммунитет от моей прежней внутренней «замороженности». Единственной вещью, еще более пугающей, чем живое представление, (которое в конце концов, слава богу, проходит) была звукозаписывающая сессия на студии, в которой неудачи исполнителя жестоким образом сохраняются для последующих поколений. Запись моего последнего альбома происходила абсолютно другим образом по сравнению с предыдущими записями. Последняя требует бесконечных «дублей», записываемых в напряженной и требовательной атмосфере, что оставляло меня без сил и в какой-то мере удрученным после окончания записи. Будучи технически высокого калибра, они тем не менее казались мне, несмотря на (или может быть из-за них) большую цену усилий и беспокойства – старания схватить существо того, что я пытался выразить.

    Напротив, запись последнего сборника было гораздо более расслабляющим занятием, которое началось, как день, посвященный изучению самого лучшего способа записи инструмента, с перспективой выбросить три или четыре вещи в корзину, если повезет. Вместо этого дубль за дублем записались ровно и выразительно, когда я позволил Пустоте взять на себя всю тяжесть исполнения. Весь альбом из четырнадцати вещей мы записали за один день, и в первый раз я был доволен результатом. Инженер по звукозаписи нашел это особенно поразительным и до сих пор вспоминает тот опыт.

    Я понял, что все беспокойство – это по существу «боязнь выступления» Для третьего лица плохая игра в любой ситуации, как можно ожидать, приведет к преуменьшению и смерти себя самого. Исполнители даже говорят об «умирании» на сцене. Как будто весь наш настоящий инстинкт физического самосохранения начинает работать в обратном направлении — на разрушение, когда мы ошибаемся, принимая то, как мы выглядим в качестве третьего лица за тех, кто мы действительно есть. Первое Лицо, кажется, немедленно ставит вещи на свои места, без ссылки на любую другую внешнюю или внутреннюю заморочку.

    www.headless.org

    Как избавиться от страха темноты: 3 рецепта

    Незнаешь, как перестать бояться темноты? Хватит быть трусом! 3 эффективных рецепта, которые вылечат твою нервную систему!

    Вот скажите, чего вы больше всего боялись в детстве?

    Я, например, боялась темноты.

    Мне казалось, что в ней прячется огромное количество монстров, которые, только и ждут, когда мама выключит свет, чтобы схватить меня за ногу.

    Особенно, когда ложилась спать – я с головой накрывалась одеялом, чтобы не дай боже даже палец ноги не выглядывал – так как боялась, что кто-то схватит меня за этот палец и начнет тащить куда-то с кровати!

    Вам это знакомо?

    Уверенна, что немало моих читателей испытывали схожие проблемы.

    Социологические исследования подтверждают, наиболее распространенный детский страх – боязнь темноты, который имеет научное название никтофобия.

    В большинстве случаев эта фобия исчезает вместе с взрослением ребенка, но иногда остается неизменным спутником.

    Если вам стыдно страдать от детских рудиментов, то из этой статьи вы узнаете, как перестать бояться темноты во взрослом возрасте.

    Чтобы избавиться от страха темноты – анализируем наше детство

    Однажды в студенческие годы сокурсник пригласил компанию своих друзей, в которую входила и я, на дачу.

    Родители юноши достаточно обеспеченные люди, поэтому наша тусовка без проблем с комфортом разместилась на ночевку.

    Я и моя одногрупница Лида ночевали в одной комнате, как две холостые девушки.

    Сплю я достаточно чутко, особенно в гостях, поэтому сразу же проснулась, заслышав шорох.

    Открыв глаза и немного адаптировавшись в темноте, я увидела Лиду, которая неуверенно пробирается к двери.

    Я не стала ее окликать, чтобы не испугать, но уже через минуту пожалела о своем решении, поскольку ночную тишину нарушил дикий вопль. Включив свет, я увидела рыдающую Лиду.

    Немного успокоившись, она рассказала мне, что ужасно боится темноты, но постеснялась мне сказать об этом с вечера.

    К выходу она пробирались, несмотря на свой страх, так как очень хотела пойти в ванную комнату, а закричала, потому что запуталась в незнакомой комнате и случайно задела рукой штору.

    Я, честно говоря, тогда была просто в шоке, удивляясь, как ночь и штора могут вызвать истерику у взрослого человека.

    Поговорив, мы выяснили, что никтофобией Лида страдает еще с детства, наслушавшись страшилок у костра от старших друзей.

    И профессию психолога она выбрала потому, что желает узнать, как избавиться от своего страха темноты и научить других.

    Моя одногрупница до сих пор занимается изучением этой проблемы, и вот к каким выводам она пришла.

    «Страх, он не за твоей спиной — он в твоей голове!»

    Почему люди так бояться темноты?

    Чаще всего люди боятся не самой темноты, а того, что она скрывает…

    Лида, изучая эту проблему, тестировала добровольцев с никтофобией.

    Исследования показали, чего же действительно страшатся люди:

    Мы часто пугаемся непонятных нам моментов.

    Ночь сродни светонепроницаемому ящику, скрывающему много тайн.

    Мы не можем воспользоваться своим зрением, чтобы убедиться, что ничего страшного рядом нет, поэтому и боимся.

  • Монстров, ведьм, бабаек и прочих выдуманных мучителей, которыми в детстве нас пугали мамы, а сейчас продолжают это делать фильмы ужасов.

    Вполне реальных злодеев, которых действительно полно в наше беспокойное время.

    О них нам так любят вещать с экранов телевизоров и в документальных фильмах, и в художественных, и в разнообразных передачах, и даже – в новостных сюжетах.

  • Казалось бы, при столь серьезных факторах невозможно перестать бояться темноты, но я вам гарантирую, что на каждую отраву отыщется эффективное противоядие.

    Как вы уже поняли, боязнь чего-то вполне конкретного мы и подменяем общим «боюсь темноты».

    Я привела несколько распространенных причин, если вы узнаете в одной из них свою, то прислушайтесь к следующим советам.

    Я точно знаю, что в темноте ничего нет

    Если вы больше всего боитесь неизвестной опасности, которая таится в темноте, то нужно убедить себя, что это ваш дом, в котором вы абсолютно все знаете!

    Тень на стену отбрасывает красивенный вазон, за которым вы так любовно ухаживаете.

    Шум издает холодильник, в котором хранится столько вкусненького.

    Занавеска колышется, потому что вы открыли окно, чтобы не задохнуться от жары и т.д.

    Ваш дом – это, действительно, ваша уютная крепость и вы знаете здесь каждый сантиметр.

    А как можно бояться чего-то знакомого и любимого?

    Злые монстры – бутафория Голливуда

    Ну, вот сколько ваших знакомых видело настоящего домового или привидение, или еще какую-то злую потустороннюю силу?

    Нет-нет, не нужно мне сейчас пересказывать сюжеты «Битвы экстрасенсов» или цитировать статьи газетки «Очевидное-невероятное».

    Я вам скажу по секрету, что герои подобных шоу и публикаций – или нанятые актеры, или вообще выдумка.

    Я не говорю, что потусторонних сил не существует, но зачем им прятаться в вашей спальне?

    Если вы до сих пор боитесь черной руки из страшилки, рассказаной подружой в детстве, то пора бы вспомнить сколько вам лет.

    Если же страх перед несуществующими монстрами – результат просмотра большого колличества фильмов ужасов, то пора бы завязывать с подобным кино.

    Зачем портить себе нервную систему и забивать голову такими глупостями?

    Прочь криминальное чтиво

    Моя бабушка взахлеб читает газеты и каждый раз, когда я ее проведываю, она рассказывает мне кучу историй о том, где кого убили, ограбили и т.д.

    Если бы я воспринимала всю эту информацию буквально, то давно бы закрылась в каком-нибудь бункере.

    Но стоит ли отравлять себе жизнь страхами, которые, никогда не станут реальностью?

    Актуальные советы, как перестать бояться темноты:

    Если уж вы боитесь темноты, потому что уверенны, что ночью к вам вломятся злодеи, то разумнее будет обезопасить себя, а не трястись от страха под одеялом:

  • Поставьте решетки на окна и замените старую дверь на более мощную.
  • Заведите собаку.
  • Запишитесь на курсы самообороны.
  • Получите, наконец, разрешение на оружие и купите хотя бы пневматику.
  • которое поможет вам расслабиться и навсегда избавиться от страха темноты:

    Помните, что со своими страхами можно и нужно бороться.

    Если вы будете им потворствовать, то разрушите свою жизнь.

    Вопрос «Как избавиться от боязни детей?» становится всё более актуальным в наши дни. Педофобия считается молодым феноменом и опасным феноменом.

    Страшно то, что человек может бояться даже собственных детей и кукол-младенцев. Здесь уже и речи не идёт о том, чтобы завести ещё одного ребёнка.

    В прошлые годы дети имели страх перед родителями, сейчас ситуация поменялась кардинально.

    По мнению психологов, можно выделить следующие возможные причины развития страха детей, то есть педофобии:

    centrchudes.ru

    Как избавиться от боязни сцены :: JustLady.ru

    Боязнь сцены необязательно связана с неуверенностью в себе – многие известные политики, актеры и музыканты имели такую проблему. Некоторых очень самоуверенных людей страшит сама мысль появиться перед аудиторией.

    Психологи считают, что лучшим способом избавиться от боязни сцены является постоянная тренировка перед выступлением. На одну минуту вашей речи нужно потратить как минимум пять минут подготовки. Репетируйте свое выступление как можно больше. Желательно найти слушателей или зрителей из друзей или родных, но если никого нет, то можно тренироваться перед зеркалом. Вы должны слышать свой голос, видеть свои движения. Как только выступление доведено до совершенства, подумайте, какие вопросы могут задать слушатели, и заранее продумайте ответы на них. Запишите их. Постарайтесь также предупредить все возможные ошибки: заранее подготовьте себя к тому, что вы можете сделать что-то не так, и предусмотрите выход из положения.

    Во время подготовки вам может показаться, что вы говорите глупые вещи, делаете смешные жесты и вообще выглядите нелепо. Все это – проявления страха. Вам нужно осознать, что вы боитесь, это поможет преодолеть фобию. Перед выступлением как можно чаще вызывайте у себя в сознании картину: как вы стоите перед людьми, как говорите и двигаетесь. Ни в коем случае не воображайте, что аудитория смеется над вами, представляйте только позитивные ситуации: например, после вашей речи публика встает и аплодирует.

    Есть одно эффективное упражнение против физических проявлений страха: к примеру, если у вас трясутся руки, не пытайтесь унять дрожь. Сделайте так, чтобы они тряслись еще больше, и через некоторое время это пройдет. Все просто – усиливая какую-либо реакцию, вы начинаете ее контролировать, после чего избавиться от нее легче.

    Научитесь правильно дышать. Когда человеком овладевает страх, его дыхание становится быстрым и прерывистым. Контролируйте его: дышите медленно, глубоко, животом, делайте небольшие задержки между вдохами.

    Во время выступления выберите в зале одного человека и смотрите все время на него, представляя, что это ваш единственный слушатель и зритель. Когда одна мысль закончена, переведите взгляд на другого человека.

    www.justlady.ru

    как побороть страх перед сценой и избавиться от боязни публичных выступлений

    Жизнь многих людей так или иначе связана с публичными выступлениями. Такая деятельность у артистов и преподавателей, юристов и менеджеров. Практически каждый человек хотя бы единожды выступал на публике. Глоссофобия — это страх перед сценой. Он присутствует у 95% населения. Эта болезнь препятствует дальнейшему карьерному росту, а также негативно отражается на состоянии здоровья.

    Опасность фобии

    В медицине боязнь сцены называется глоссофобией. Бывают ситуации, когда этот страх просто необходимо лечить. Такая фобия была знакома многим выдающимся людям, в том числе музыканту Гленну Гульду, актрисе Фаине Раневской и т. д.

    Боязнь выступать перед большим количеством людей может привести к сильному стрессу. Именно по этой причине у больных часто возникает необходимость избавиться от глоссофобии. Если её вовремя не вылечить, тогда у больного может развиться социофобия или психическое расстройство.

    У человека под влиянием страха начинает вырабатываться защитное поведение, но оно помогает избавиться от стресса только на время. Если в последующем не освоить методы, помогающие побороть страх сцены, тогда больной справиться со своей проблемой не сможет. Подобное поведение будет мешать ему в жизни, сформирует искажённое восприятие реальных событий и приведёт к развитию серьёзных психических проблем.

    Именно из-за этого боязнь публичных выступлений должна быть распознана на начальном этапе. Не нужно стесняться обращаться за помощью к квалифицированному специалисту, ведь только он сможет подсказать, как преодолеть страх сцены.

    Разновидности страхов

    Прежде чем прибегать к лечению глоссофобии, нужно точно знать, как она распознаётся. В медицине глоссофобия ещё может называться пейрафобией. Её стоит отличать от обычного волнения перед выступлением в присутствии большой аудитории.

    Адекватной реакцией человека считается, когда он переживает перед музыкальным номером на сцене или накануне устной сдачи экзамена. Такие люди свободно могут продемонстрировать свои таланты в кругу близких и знакомых.

    Специалисты утверждают, что возникновение небольшой тревоги перед выступлением несёт человеку пользу, поскольку помогает ему сконцентрироваться и стать более собранным. В результате запланированное мероприятие пройдёт у него отлично.

    Если у человека присутствует реальная боязнь сцены, тогда она наблюдается у него как до, так и после выступления перед людьми. Он не может перебороть страх сцены, даже когда находится далеко от неё и в ближайшее время не собирается выступать. Боязнь возникает у него как перед незнакомыми слушателями, так и перед людьми, которых он хорошо знает.

    Симптоматика расстройства

    Причинами появления фобии могут быть различные факторы. А вот симптоматика всегда практически одинаковая. Увидев своих слушателей перед началом выступления, человек начинает эмоционально напрягаться. Дополнительно у него могут возникать следующие проявления:

    1. В некоторых ситуациях при нервном перенапряжении человек может упасть в обморок. Но перед этим его начинают беспокоить головокружение, слабость и тошнота. Кожа может побледнеть и покрыться испариной.
    2. При панической боязни публики у больного возникают непроизвольное мочеиспускание, потеря способности членораздельно разговаривать, дрожь в голосе, а также сухость в ротовой полости.
    3. Вегетативная система провоцирует неприятные ощущения в грудной клетке, головную боль, скачки давления, учащённое сердцебиение и повышенную потливость.
    4. Повышается активность желез внутренней секреции, коры головного мозга и симпатической системы. Это приводит к нарушению в работе внутренних органов, напряжению мышц, изменению скорости речи, тембра голоса, жестикуляции и мимики.

    Причины развития

    Спровоцировать развитие глоссофобии способны различные факторы. Склонность к страху у многих людей наблюдается на генетическом уровне. Человек старается всегда соответствовать общественным нормам. Он боится быть изолированным от общества, а также неприятным и непонятным ему. По наследству могут передаваться эмоциональное восприятие, уровень тревожности и темперамент.

    Глоссофобия может появляться и по той причине, что человек постоянно стремится к самосовершенствованию. Этот вид расстройства часто появляется у перфекционистов и лиц, которые дорожат общественным мнением.

    Патология способна возникнуть из-за недостаточного уровня уверенности в себе, заниженной самооценки, отсутствия знаний или плохой подготовки к выступлению. У начинающих актеров, лекторов и других персон, вынужденных находиться перед публикой, фобия развивается из-за малого опыта выступления перед аудиторией.

    Фобия может появляться и по той причине, что индивид негативно оценивает личные возможности и способности. Также влияет на развитие этой патологии отрицательный детский опыт, когда больной в раннем возрасте подвергался жёсткой критике со стороны родителей, педагогов или друзей.

    Методы преодоления

    Многие не знают, как побороть страх перед сценой и нужно ли эту патологию лечить. Помощь специалиста необходима только тогда, когда страх становится паническим и переходит все грани. Во всех иных ситуациях его реально преодолеть, используя аутотренинг и другие современные психологические методики.

    Устранение неизвестности

    Для борьбы со страхом перед большим скоплением людей необходимо преодолеть фактор неизвестности публики. Чтобы это сделать, выступающему нужно проанализировать, для чего собрались люди и чего они ожидают от его выступления. Также следует разобраться с тем, какую реакцию лектор ожидает услышать от слушателей.

    Когда человек начинает концентрироваться на негативной реакции публики, его нервное возбуждение становится сильнее. Обычно свидетельствами неодобрения слушателей являются:

    Изменить состояние можно, если мысленно людей наделить положительными качествами, обращать внимание только на заинтересованные взгляды и одобрительные жесты. Также можно просто сконцентрироваться на положительном итоге проведённого выступления.

    Планирование выступления

    Если тщательно подготовиться к выступлению, тогда можно справиться с нервозностью и побороть страх перед сценой. Уверенность в хорошей подготовке позволит оратору настроиться на положительный исход выступления и поможет расслабиться.

    При выступлении с докладом необходимо изучить и проанализировать все исходные данные, которые были получены из различных источников. После этого нужно создать текст и набросать тезисы, составить план реплик. В план должны входить фразы-наброски, а также в какой последовательности и что говорить публике. Нужно подобрать аргументы в свою пользу и на протяжении всего выступления не упускать их из виду. Кроме этого, следует составить список примерных возможных вопросов и заранее обдумать ответы на них.

    Немаловажными являются и предварительные репетиции. Чтобы во время нахождения на сцене не начать запинаться или заикаться, нужно прочитать несколько раз (до идеальности) доклад близким либо самому себе перед зеркалом.

    Значимость других людей может быть сильно преувеличенной. Это следует помнить перед тем, как начать вести борьбу со своими страхами. Стоит осознать тот факт, что право на ошибку есть у каждого человека.

    Нужно освоить техники, которые увеличивают чувство человеческого достоинства и самооценку, помогают ощутить уникальность своей личности и собственную ценность. Необходимо осознавать и то, что все могут точно так же ошибаться.

    Страх преодолеется эффективнее, если сосредоточить всё внимание не на результате от выступления, а на процессе для достижения цели. Нужно фиксировать настоящие действия, глядя на себя чужими глазами без какого-либо преуменьшения и преувеличения. Желательно представить положительные стороны нахождения на сцене. Благодаря этому можно будет полностью победить страх.

    Хороший результат при лечении фобии можно получить с помощью физической нагрузки, тренировки работы левого полушария мозга и техники правильного дыхания. Самыми приятными методами борьбы со страхами являются медитации и пение любимых песен.

    Дополнительные рекомендации

    Если человек боится выступать перед большой аудиторией, ему необходимо с этим бороться. Даже если волнение очень сильное, следует притвориться самым спокойным в мире человеком. Нужно улыбаться и никому не говорить о своих переживаниях. Притворяться необходимо на протяжении всего времени нахождения на сцене. Не нужно сутулиться. Смотреть следует прямо перед собой, а не на пол.

    Можно обзавестись любимым ритуалом или амулетом, который будет настраивать на удачу. Если у оратора есть знакомый, который не боится сцены, необходимо к нему обратится за консультацией. Благодаря общению с ним можно научиться контролировать свои эмоции и осознать, что страх сцены присутствует практически у каждого человека. Чтобы избавиться от глоссофобии, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

    1. Если страх не хочет отступать, оратору во время выступления можно представить, что слушатели, сидящие в зале, глупее его или одеты в странные наряды. Это поможет на время забыть о волнении и собраться с мыслями.
    2. Практически всегда на сцене присутствует свет ярких и ослепляющих софитов. Если будет сильно страшно, можно смотреть на софит. Не нужно всё время глазеть на аудиторию. Иногда свет в зале настолько приглушён, что людей, сидящих в нём, просто не видно.
    3. Если со слушателем зрительный контакт поддерживать трудно, тогда можно смотреть на неодушевлённый предмет или стену.

    Иногда выступления на публике очень пугают. Но ни одна карьера не проходит без этой способности. Следует прислушаться к полезным советам и как можно быстрее преодолеть страх сцены.

    strahoff.net