Люди,как научится решать задачи по генетике? Как научиться решать задачи по генетике


Как решать генетические задачи по биологии

В школьном курсе биологии, в старших классах вы наверно познакомились, либо же еще познакомитесь с генетическими задачами. Генетика — крайне увлекательная наука. Она постигает обоснованности изменяемости и наследственности. Представители всякого из биологических видов воспроизводят сходственных себе. Впрочем нет одинаковых особей, все потомки в большей либо меньшей степени отличаются от своих родителей. Генетика, как наука, дает вероятность предсказывать и исследовать передачу преемственных знаков.

Инструкция

1. Для решения генетических задач применяют определенные типы изыскания. Способ гибридологического обзора был разработан Г. Менделем. Он дозволяет выявить обоснованности наследования отдельных знаков при половом размножении организмов. Сущность данного способа примитивна: при обзоре определенных альтернативных знаков прослеживается передача их в потомстве. Также проводиться точный контроль проявления всякого альтернативного знака и нрав всякой отдельной особи потомства.

2. Основные обоснованности наследования также были разработаны Менделем. Ученый вывел три закона. В последствии их так и назвали — законы Менделя. 1-й — это закон единообразия гибридов первого поколения. Возьмите две гетерозиготные особи. При скрещивании они дадут два вида гамет. Потомство у таких родителей возникнуть в соотношении 1:2:1.

3. 2-й закон Менделя — это закон расщепления. в основе его заявление, что доминантный ген не неизменно подавляет рецессивный. В этом случае не все особи среди первого поколения воспроизводят знаки родителей — возникает так называемый промежуточный нрав наследования. Скажем, при скрещивании гомозиготных растений с красными цветками (АА) и белыми цветками (аа) получается потомство с розовыми. Неполное доминирование достаточно распространенное явление. Оно встречается и в некоторых биохимических знаках человека.

4. 3-й закон и конечный — закон самостоятельного комбинирования знаков. Для проявления этого закона нужно соблюдение нескольких условий: не должно быть летальных генов, доминирование должно быть полным, гены обязаны находиться в различных хромосомах.

5. Особняком стоят задачи по генетике пола. Различают два вида половых хромосом: Х-хромосома (женская) и Y-хромосома (мужская). Пол, имеющий две идентичные половые хромосомы, называют гомогаметным. Пол, определяемый разными хромосомами, именуется гетерогаметным. Пол грядущей особи определяется в момент оплодотворения. В половых хромосомах, помимо генов, несущих информацию о поле, содержатся и другие, не имеющие никакого отношения к этому. Скажем, ген, отвечающий за свертываемость крови, несет женская Х-хромосома. Сцепленные с полом знаки передаются от матери к сыновьям и дочерям, от папы же — только к дочерям.

Все задачи по биологии делятся на задачи по молекулярной биологии и задачи по генетике. В молекулярной биологии есть несколько тем, в которых есть задачи : белки, нуклеиновые кислоты, код ДНК и энергетический обмен.

Инструкция

1. Решайте задачи по теме «Белки» с поддержкой дальнейшей формулы: m(min) = a/b*100%, где m(min) — минимальная молекулярная масса белка, a – ядерная либо молекулярная масса компонента, b – процентное оглавление компонента. Средняя молекулярная масса одного кислотного остатка равна 120.

2. Вычисляйте нужные величины по теме «Нуклеиновые кислоты», придерживаясь правил Чаргаффа:1.Число аденина равно числу тимина, а гуанина – цитозину;2.Число пуриновых оснований равно числу пиримидиновых оснований, т.е. А+Г = Т+Ц.В цепи молекулы ДНК расстояние между нуклеотидами равно 0,34 нм. Относительная молекулярного масса одного нуклеотида равна 345.

3. Задачи на тему «Код ДНК» решайте с подмогой особой таблицы генетических кодов. Вследствие ей вы узнаете, какую кислоту кодирует тот либо другой генетический код.

4. Вычисляйте необходимый вам результат для задач на тему «Энергетический обмен» по уравнению реакции. Одним из зачастую встречающихся является: С6Н12О6 + 6О2 ? 6СО2 + 6Н2О.

5. Находите решение задач на генетику по особому алгорифму. Во-первых, определите какие гены являются доминантными(А, В), а какие рецессивными(a,b). Доминантным именуется ген, знак которого проявляется как в гомозиготном (АА, аа), так и в гетерозиготном состоянии(Аа, Bb). Рецессивным именуется ген, знак которого проявляется только при встрече идентичных генов, т.е. в гомозиготном состоянии. Скажем, растения гороха с желтыми семенами скрестили с растениями гороха с зелеными семенами. Полученные растения гороха все имели желтые семена. Видимо, что желтый цвет семян является главенствующим знаком. Записывайте решение этой задачи так: А – ген, отвечающий за желтый цвет семян, а – ген, отвечающий за зеленый цвет семян.Р: АА x aaG: A, aF1: AaСуществуют задачи такого типа с несколькими знаками, тогда один знак обозначайте A либо a, а 2-й B либо b.

Обратите внимание! Задачи являются комбинированный частью каждого курса биологии и дюже значимо уметь их решать.

При постижении генетики огромное внимание уделяется задачам, решение которых должно быть обнаружено с применением законов наследования генов. Большинству постигающих натуральные науки решение задач по генетике кажется одной из самых трудных пророческой в биологии. Тем не менее, оно находится по несложному алгорифму.

Вам понадобится

Инструкция

1. Для начала наблюдательно прочитайте задачу и запишите короткое схематичное условие, применяя особые символы. Обозначьте, какими генотипами владеют родители, и какой им соответствует фенотип. Запишите, какие вышли дети в первом и втором поколениях.

2. Подметьте, какой ген является доминантным, а какой – рецессивным, если это есть в условии. Если в задаче дано расщепление, также укажите его в схематичной записи. Для примитивных задач по генетике порой довольно положительной записать условие, дабы осознать решение задачи .

3. Приступайте к решению. Запишите еще раз произошедшее скрещивание: генотипы родителей, образовавшиеся гаметы и генотипы (либо полагаемые генотипы) детей.

4. Для удачного решения задачи вам нужно осознать, к какому разделу она относится: моногибридное, дигибридное либо полигибридное скрещивание, наследование, сцепленное с полом либо знак наследуется при взаимодействии генов. Для этого посчитайте, какое расщепление генотипа либо фенотипа отслеживается в потомстве в первом поколении. В условии может быть указано точное число особей с всяким генотипом либо фенотипом, либо процент всего генотипа (фенотипа) от всеобщего числа. Эти данные необходимо привести к простым числам.

5. Обратите внимание, не различается ли у потомства знаки в зависимости от пола.

6. Всем типу скрещивания свойственно свое специальное расщепление по генотипу и фенотипу. Все эти данные содержатся в учебнике, и вам будет комфортно выписать эти формулы на обособленный лист и применять их при решении задач.

7. Сейчас, когда вы нашли расщепление, по тезису которого идет передача преемственных знаков в вашей задаче, вы можете узнать генотипы и фенотипы всех особей в потомстве, а также генотипы и фенотипы родителей, участвовавших в скрещивании.

8. Запишите полученные данные в результат.

Постижение генетики сопровождается решением задач. Они наглядно показывают действие закона наследования генов. Большинству учащихся решение этих задач кажется немыслимо трудным. Но, зная алгорифм решения, вы легко совладаете с ними.

Инструкция

1. Дозволено выделить два основных типа генетических задач. В первом типе задач вестимы генотипы родителей. Определить нужно генотипы потомков. Вначале определите, какой аллель является доминантным. Обнаружьте рецессивный аллель. Запишите генотипы родителей. Выпишите все допустимые типы гамет. Объедините гаметы. Определите расщепление.

2. В задачах второго типа все напротив. Тут знаменито расщепление в потомстве. Требуется определить генотипы родителей. Обнаружьте так же, как и в задачах первого типа, какой из аллелей является доминантным, какой — рецессивным. Определите допустимые типы гамет. По ним определите генотипы родителей.

3. Дабы решить задачу верно, прочтите её наблюдательно и проанализируйте условие. Дабы определить тип задачи, узнаете, сколько пар знаков рассматривается в задаче. Обратите внимание также на то, сколько пар генов контролируют становление знаков. Значимо узнать, гомозиготные либо гетерозиготные организмы скрещиваются, каков тип скрещивания. Определите, само­стоятельно либо сцеплено наследуются гены, сколько генотипов образуется в потомстве и связано ли наследование с полом.

4. Приступите к решению задачи. Сделайте короткую запись данные. Запишите генотип либо фенотип особей, участвующих в скрещивании. Определите и подметьте типы образовавшихся гамет. Запишите генотипы либо фенотипы потомства, полученного от скрещивания. Проанализируйте итоги, запишите их в численном соотношении. Напишите результат.

5. Помните, что всему типу скрещивания соответствует специальное расщепление по генотипу и фенотипу. Все эти данные дозволено обнаружить в учебниках либо других пособиях. Выпишите все формулы на обособленный лист и удерживаете его неизменно под рукой. Также вы можете воспользоваться особыми таблицами для решения задач по генетике.

Со вкусом оформленный школьный кабинет повышает ярус интереса учащихся к постигаемому предмету, создает комфортабельную учебную атмосферу. Как оформить кабинет биологии таким образом, дабы учащиеся с удовольствием приходили в него на уроки, а учителю было удобно преподавать в этом помещении?

Инструкция

1. Оформите тематические стенды на одной из боковых стен кабинета. Они могут носить наименования: «Эволюция Земли», «Строение клетки», «Сбережем для потомков и т.п. Некоторые стенды могут быть снабжены сменными панелями. Сделайте стенд с работами учащихся: докладами, докладами, рисунками, увлекательными фотографиями природы и т.п. Используйте переносной стенд с дополнительной письменностью по предмету с целью возрастания интереса учащихся к биологии.

2. Используйте в оформлении кабинета биологии портреты знаменитых ученых: Ч.Дарвина, К.А.Тимирязева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова и других.

3. Установите в кабинете телевизор с DVD-проигрывателем и учебными дисками, дабы учащиеся сумели глядеть познавательные тематические фильмы.

4. Украсьте кабинет биологии живой растительностью: это могут быть комнатные цветы, цитрусовые и пальмы, выращенные в кадках. Класснее выбирать такие растения для украшения класса, которые сумеют быть использованы в качестве демонстрационного материала на уроках.

5. Сделайте живой уголок в кабинете биологии: поместите в нем аквариум с рыбками, поселите хомячков либо черепаху; дозволено ограничиться и одним аквариумом.

6. Бережете наглядные пособия, используемые как средства обучения на уроках биологии (коллекции, гербарии, модели, и т.д.) на полках шкафов либо на отдельных подвесных полочках. Таблицы и особенно хрупкие и дорогие материалы (приборы, модели, сырые препараты и т.п.) класснее беречь в закрытых тумбочках.

7. Выберите всеобщее цветовое решение кабинета в соответствии с естественными природными красками. Скажем, стены и шторы дозволено сделать в разных оттенках зеленого цвета, панели окрасить в бежевый цвет, тот, что будет перекликаться с цветом мебели.

8. Нарисуйте на потолке кабинета природный орнамент с огромными разноцветными кругами (скажем, цветы), тот, что дозволено будет применять во время физкультминуток для тренировки глаз.

Полезный совет Поощряйте учащихся, тяготящихся украсить кабинет биологии своими поделками, рисунками и т.п., развивайте у них чувство вкуса и любви к природе.

Г. Мендель в своих генетических навыках применял гибридологический способ. Он скрещивал растения гороха, отличающиеся по одному либо нескольким знакам. После этого ученый анализировал нрав проявления знаков у потомства.

Инструкция

1. Чистые линии – это сорта растений, имеющих определенный непрерывный знак, скажем, желтый либо зеленый цвет семян. Моногибридное скрещивание – скрещивание 2-х чистых линий растений, отличающихся только по одному знаку. При дигибридном скрещивании берутся особи, у которых рассматривают различия по двум знакам.

2. Пускай, скажем, имеется чистая линия гороха с желтыми гладкими семенами, и линия с зелеными и морщинистыми. Знаки определяются парами генов, при этом одна пара генов кодирует цвет семян, иная – их форму. Желтая окраска и гладкая форма – доминантные гены, зеленая окраска и морщинистость семян – рецессивные.

3. В первом поколении все семена гороха будут желтыми и гладкими, по закону единообразия гибридов первого поколения. Тут отслеживается явление полного доминирования: проявляются только доминантные гены, а рецессивные подавляются.

4. Для последующего решения задачи на дигибридное скрещивание нужно заполнить решетку Пеннета. Растения первого поколения F1, сливаясь между собой, дадут четыре вида гамет: AB, Ab, aB и ab. Начертите каркас прямоугольной таблицы размерностью четыре на четыре. Сверху над столбцами обозначьте гаметы. Подобно распишите гаметы слева от строк. Это напоминает игру в морской бой.

5. Все допустимые сочетания этих четырех видов гамет дадут во втором поколении 9 разных генотипов: AABB, AaBB, AABb, AaBb, aaBB, AAbb, aaBb, Aabb, aabb. Но отслеживаться будут только четыре фенотипа: желтые – гладкие, желтые – морщинистые, зеленые – гладкие, зеленые – морщинистые. Соотношение отслеживаемых фенотипов 9:3:3:1.

6. Если отдельно разглядеть пропорции между желтыми и зелеными горошинами, они будут составлять 3:1, как и в случае с моногибридным скрещивание м. То же самое относится и к гладкости либо морщинистости семян.

7. Выходит, правило расщепления выполняется для моно- и дигибридного скрещивания идентично. Следственно дозволено сделать итог о том, что гены и закодированные ими знаки при дигибридном скрещивании наследуются само­стоятельно друг от друга. Закон самостоятельного наследования знаков объективен только тогда, когда гены расположены в различных негомологичных хромосомах.

Обратите внимание! Полное доминирование отслеживается не неизменно. Существует еще несколько видов: неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование.

Генетической информацией именуется программа свойств живого организма, заложенная в виде генетического кода в преемственных конструкциях (молекулах ДНК). Догадка о том, что сходственная информация записана на молекулярном ярусе, впервой была сформулирована выдающимся отечественным биологом Н. К. Кольцовым еще в 20-х годах 20 столетия.

Инструкция

1. Примерно каждая генетическая информация находится в ядрах клеток живого организма, за нее несут ответственность макромолекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), входящие в конструкции хромосом. В человеческом организме находится больше 2-х метров ДНК. В них при помощи особого генетического кода зашифрована информация о строении белков, о структуре и функции клеток, о знаках всякой клетки и, в совокупности, каждого организма.

2. ДНК программирует конструкцию органических соединений, управляет синтезом и расщеплением. Эта информация предается при репликации (удвоении) ДНК. Система ее записи в молекуле представлена генетическим кодом – информацией о строении молекулы полипептида (типах аминокислот, числе и последовательности их расположения). В одном гене находятся данные об одной полипептидной цепочке. Молекулы ДНК по сути — это матрицы для синтеза белков, вся из них содержит уйма различных генов, которые человек получает от родителей.

3. Ученые установили, что все клетки одного организма содержат идентичный комплект генов. Выполнения разными клетками различных функций обусловлено тем, что, в них реализуется не каждая преемственная информация, а только надобные участки — гены. Сходственный процесс выполняется во время синтеза белковых молекул при помощи 3 РНК: рибосомальной (рРНК), информационной (иРНК), транспортной (тРНК). Передача информации идет по каналу прямой связи (ДНК — РНК — белок) и по каналу обратной связи (внешняя среда — белок — ДНК).

4. Живые организмы могут получить, сберечь и передать информацию, применяя ее максимально результативно. Заложенные в генах данные передаются от индивида его потомкам. Эта информация применяется для становления и размножения, определяет направление становления организма. В процессе взаимодействий индивида с окружающей средой реакция на ее может искажаться, в итоге обеспечивается эволюция становления потомков. При этом клетками «запоминается» новая информация.

5. При реализации преемственной программы формируется фенотип организма данного биологического вида в определенных условиях внешней среды, определяется морфологическое строение, становление, рост, метаболизм, психический склад, предрасположенность к болезням, преемственные изъяны организма. Многие ученые подчеркивали существенную роль сходственной информации в эволюции и подмечали это обстоятельство как один из основных критериев жизни.

Видео по теме

jprosto.ru

Как решать задачи по генетике?

В общий курс биологии в школе входят разделы по генетике и молекулярной биологии. Оба раздела достаточны сложные для понимания учащихся. И для того, чтобы улучшить усвоение данного материала, прибегают к помощи решения задач. Такое решение задач по биологии, генетика предполагает использование методических приемов, а именно: необходимо внимательно изучить условие задачи, определить ее тип и записать схему скрещивания.

Решение задач по генетике

Рассмотрим, как решать задачи по генетике. Во время решения задач, у школьников развивается логическое мышление они, более глубоко начинают понимать материал по изучаемой теме. Существуют общепринятые обозначения, которые используют при решении задач:

В схемах скрещивания с левой стороны записывается генотип матери, а справа – генотип отца. Если решать задачи по генетике, моногибридное скрещивание в записи будет выглядеть так: АА х аа.

Дигибридное скрещивание

Все живые организмы по разным признакам и генам могут отличаться друг от друга. Для того чтобы сделать анализ наследования нескольких признаков, каждая пара требует изучения ее наследования по отдельности, а потом уже сопоставить и все наблюдения объединить. Если родительские формы имеют две пары разных признаков, то такое скрещивание называется дигибридным.

Например, задачи по генетике дигибридное скрещивание будут выглядеть так: в семье, где мать и отец правши, у обоих карие глаза - родились разнояйцовые близнецы. Один из них левша с карими глазами, другой – правша и у него голубые глаза. Это свидетельствует о том, что рождение ребенка с голу

elhow.ru

Как научиться решать задачи по генетике

Изучение генетики сопровождается решением задач. Они наглядно показывают действие закона наследования генов. Большинству учащихся решение этих задач кажется невероятно сложным. Но, зная алгоритм решения, вы легко справитесь с ними.

Инструкция

completerepair.ru

Анонс книги «Как научиться решать задачи по генетике»

…… Как

…………….научиться

……………………решать задачи

…………………………………по генетике……

 

Садыков Борис Фагимович

 

    Для абитуриентов и репетиторов

Здравствуйте, уважаемые читатели! Очень рад нашей встрече!

Меня зовут Садыков Борис Фагимович, 1956 года рождения, к.б.н., доцент. Живу (пока думаю, что «живу», а не «проживаю») в замечательном городе Уфе, с прекрасной природой Южного Урала, горных рек и озер. За плечами более 30 лет научной и преподавательской работы в школах и ВУЗах нашей страны. С 2011 года занимаюсь репетиторством по биологии, подготовкой выпускников школ к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.

Как сделать, чтобы мои знания и опыт оказались полезными большему кругу учащихся?

Преподавая общую биологию студентам ВУЗов, работая на курсах повышения квалификации учителей биологов, я понял как не легко бывает разобраться в генетических терминах и как порой сложно суметь преподнести свои знания по генетике. Именно потому, что генетика изучает самые что ни на есть основы жизни и потому, что именно понимание генетики вызывает довольно значительные трудности, решил написать эту книгу.

Генетические термины и основополагающие определения генетических понятий в книге изложены таким образом, чтобы можно было быстро устранить возможные пробелы ваших знаний теории. Надеюсь, что после этого процесс решения генетических задач не только не будет вызывать у Вас затруднений, но и окажется захватывающе интересным.

По опыту знаю, что ни в одном руководстве по решению генетических задач Вы не найдете такого подробно разъяснения: что, почему, отчего и как происходит. Поскольку книга рассчитана на учащихся с разным уровнем генетической подкованности, то разбираться будут простые задачи и не очень. Кто-то поблагодарит меня за подробное разъяснение даже простых заданий, а кто-то будет приятно удивлен, что и довольно сложные задачи можно «щелкать как орешки». Пусть каждый найдет в этой книге что-то полезное для себя!

Что дает умение решать задачи по генетике?

Для лучшего понимания закономерностей наследования признаков организмов и возникновения новых, учащимся предлагается научиться решать различные генетические задачи. Но иногда кажется, что решив задачу по заготовленной схеме, вы уже разбираетесь в генетике, не так ли?

Так вот, моя цель научить вас решать задачи осознанно, с полным понимание существа производимых действий. Именно не трафаретное мышление, а решение задач с полным пониманием всех произносимых слов и используемых генетических терминов.

Для этого сначала вспомним определения всех используемых терминов. причем восприятие их должно быть комплексным, поскольку непонимание хотя бы одного из них повлечет за собой неадекватное видение всей картины наследственности в целом.

Так скорее же, мои дорогие, в путь!

Я просто уверен, что через пару часов занятий все встанет на свои места и Bы поймете, что познать закономерности наследования признаков — вовсе не сложно. Зато сколько новых секретных граней «обустроенности» жизни на нашей планете Вам будет открыто!

Содержание

Предисловие……………………………………………………………………………………………………………………….5Что дает умение решать задачи по генетикеОткуда «ноги растут»Открываю «окошечко» вамДНК и хромосомыДиплоидность и гаплоидностьГомологичные хромосомыАллельные гены, гомозигота, гетерозиготаГенотип (зигота), геном (гамета). Закон чистоты гамет. Фенотип.

Почему потомки похожи на родителей. Законы Менделя……………………………………………………………….11Рождение генетикиЗаконы Менделя

Решение задач на моногибридное скрещивание…………………………………………………………………………..16Задача 1. Самая типичнаяЗадача 2. Вы знаете, что полидактилия (шестипалость) — доминантный признакЗадача 3. На неполное доминированиеЗадача 4. Объясняющая, что такое анализирующее скрещиваниеЗадача 5. Микросомия гемифациальнаяЗадача 6. Когда может родиться кто угодно

Решение задач на дигибридное скрещивание……………………………………………………………………………..21Задача 1. Какие гаметы образует дигетерозигота, если неаллельные гены  расположены в разных хромосомах? (указать их процентное отношение)Задача 2. Как определить количество гамет, образуемых гетерозиготами по более, чем одному изучаемому признакуЗадача 3. Самая традиционнаяЗадача 4. Тоже на дигибридное скрещивание, но об этом еще надо подуматьсяЗадача 5. На дигибридное скрещивание самая распространеннаяЗадача 6. Самая простая на наследование глухоты и формы волосЗадача 7. Атрофия мышц и близорукостьЗадача 8. Галактоземия и отсутствие малых коренных зубовЗадача 9. Поясняющая, что такое анализирующее скрещивание на примере дигибридногоЗадача 10. Решение стандартное, если суметь правильно понять условие заданияЗадача 11. Всё просто, но попробуйте сначала разобраться сами

Сцепленное наследование. Хромосомная теория Томаса Моргана…………………………………………………..33Удачный выбор объекта.Сцепленное наследованиеХромосомная теория наследственности

Решение задач на сцепленное наследование………………………………………………………………………………36Задача 1. Про горох со сцепленным наследованием, но без кроссинговераЗадача 2. Про мух с разной формой глаз и длиной тела (без кроссинговера)Задача 3. Про мух с разным цветом тела и длиной крыльев (без кроссинговера)Задача 4. Снова про таких же мух (но с кроссинговером)Задача 5. Про кукурузу с разной формой и цветом семян (с кроссинговером)Задача 6. Снова про кукурузу с разным цветом листьев и устойчивостью к паразитамЗадача 7. Про пшеницу (с кроссинговером)Задача 8. Несчастное потомство Конька-Горбунка и Сивки-БуркиЗадача 9. Наследование синдрома дефекта ногтей и коленной чашечки, групп крови с кроссинговеромЗадача 10. Про томаты с кроссинговером

Наследование, сцепленное с полом………………………………………………………………………………………….46Что входит в понятие кариотипа организмаОтличие аутосом от половых хромосом в принципе

Решение задач на наследование сцепленное с поломЗадача 1. Про наследование дальтонизма у человекаЗадача 2. Если рахитом страдает мужчина, то здоровыми могут быть только мальчикиЗадача 3. Как получить «золотую» курицуЗадача 4. Как по оперению цыплят можно заранее знать их полЗадача 5. Снова про кур с геном, вызывающим гибель эмбрионовЗадача 6. Курочка Ряба — совсем не простоЗадача 7. Наследование гемофилии и дальтонизма (с кроссинговером)Задача 8. Про мух (с кроссинговером)Задача 9. Про черепаховую окраску у кошекЗадача 10. Про бабочек красивых и не оченьЗадача 11. Как определить по линии отца или матери мальчик унаследовал ген гемофилии

Генетический анализ родословных…………………………………………………………………………………………..59Так к чему же сводится решение задачиОсновная «тайна»Не путать термины «генотип» и «геном» организмаОсобенности фенотипического проявления признаков, сцепленных с Х хромосомойВыводы по наследованию рецессивного признака, сцепленного с Х хромосомойОбщий «алгоритм» решения задач по анализу родословных

Решение задач на анализ родословных……………………………………………………………………………………..64Задача 1. Изучаемый признак носит аутосомный доминантный характер наследованияЗадача 2. Изучаемый признак носит аутосомный рецессивный характер наследованияЗадача 3. Изучаемый признак является сцепленным с полом и носит рецессивный характерЗадача 4. Изучаемый признак является сцепленным с полом и носит доминантный характер

На прощание

Что было задумано при написании этой книги я выполнил. Решения простых задач по генетике и заданий среднего уровня постарался изложить подробно и надеюсь, что полученные знания из этой книжки помогут Вам лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии и поступить в желаемый ВУЗ.

Но я с Вами не прощаюсь. Желаю Вам поступить в то высшее учебное заведение, которое Вы сами избрали себе по своему призванию. И если это медицинский ВУЗ или биологический факультет, то мы с вами еще непременно встретимся, Вы ведь будете и дальше продолжать изучать генетику, но уже на совсем другом уровне.Собираюсь написать книги с объяснением решений более сложных задач по генетике и если у Вас возникнут затруднения с выполнением заданий по генетике, то мои новые книги будут для Вас.

Успехов вам, в учебе, в жизни и пусть мечты сбываются!

Заказать и купить книгу  можно на этой странице.

www.biorepet-ufa.ru

Как решать задачи по генетике на биологии?

Образование 20 октября 2016

Изучение основных законов наследственности и изменчивости организмов является одной из наиболее сложных, но очень перспективных задач, стоящих перед современным естествознанием. В данной статье мы рассмотрим как основные теоретические понятия и постулаты науки, так и разберемся с тем, как решать задачи по генетике.

как решать задачи по генетике дигибридное скрещивание

Актуальность изучения закономерностей наследственности

Две важнейшие отрасли современной науки – медицина и селекция – развиваются благодаря исследованиям ученых-генетиков. Сама же биологическая дисциплина, название которой было предложено в 1906 году английским ученым У. Бетсоном, является не столько теоретической, сколько практической. Всем, кто решит серьезно разобраться в механизме наследования различных признаков (например, таких как цвет глаз, волос, группа крови), придется сначала изучить законы наследственности и изменчивости, а также выяснить, как решать задачи по генетике человека. Именно этим вопросом мы и займемся.

Основные понятия и термины

Каждая отрасль имеет специфический, только ей присущий, набор основных определений. Если речь зашла о науке, изучающей процессы передачи наследственных признаков, под последними будем понимать следующие термины: ген, генотип, фенотип, родительские особи, гибриды, гаметы и так далее. С каждым из них мы встретимся, когда будем изучать правила, объясняющие нам, как решать задачи по биологии на генетику. Но в начале мы изучим гибридологический метод. Ведь именно он лежит в основе генетических исследований. Он был предложен чешским естествоиспытателем Г. Менделем в 19 веке.

Видео по теме

Как наследуются признаки?

Закономерности передачи свойств организма были открыты Менделем благодаря опытам, которые он проводил с широко известным растением - горохом посевным. Гибридологический метод представляет собой скрещивание двух единиц, которые отличаются друг от друга одной парой признаков (моногибридное скрещивание). Если в опыте участвуют организмы, которые имеют несколько пар альтернативных (противоположных) признаков, тогда говорят о полигибридном скрещивании. Ученый предложил следующую форму записи хода гибридизации двух растений гороха, которые отличаются окраской семян. А - желтая краска, а – зеленая.

как решать задачи по генетике

В этой записи F1 – гибриды первого (I) поколения. Они все абсолютно единообразны (одинаковы), так как содержат доминантный ген А, контролирующий желтую окраску семян. Вышеприведенная запись соответствует первому закону Менделя (Правило единообразия гибридов F1). Знание его объясняет учащимся, как решать задачи по генетике. 9 класс имеет программу по биологии, в которой детально изучается гибридологический метод генетических исследований. В ней также рассматривается и второе (ІІ) правило Менделя, называемое законом расщепления. Согласно ему, у гибридов F2, полученных от скрещивания двух гибридов первого поколения друг с другом, наблюдается расщепление в соотношении по фенотипу 3 к 1, а по генотипу 1 к 2 и к 1.

как решать задачи по биологии на генетику

Используя вышеприведенные формулы, вы поймете, как решать задачи по генетике без ошибок, если в их условиях можно применить первый или уже известный II закон Менделя, учитывая, что скрещивание происходит при полном доминировании одного из генов.

Закон независимого комбинирования состояний признаков

Если родительские особи различаются двумя парами альтернативных признаков, например, окраской семян и их формой, у таких растений, как горох посевной, тогда в ходе генетического скрещивания нужно использовать решетку Пиннета.

как решать задачи по генетике 10 класс

Абсолютно все гибриды, которые являются первым поколением, подчиняются правилу единообразия Менделя. То есть они желтые, с гладкой поверхностью. Продолжая скрещивать между собой растения из F1, мы получим гибриды второго поколения. Чтобы выяснить, как решать задачи по генетике, 10 класс на уроках биологии использует запись дигибридного скрещивания, применяя формулу расщепления по фенотипу 9:3:3:1. При условии, что гены расположены в различных парах, можно использовать третий постулат Менделя – закон независимых комбинирований состояний признаков.

Как наследуются группы крови?

Механизм передачи такого признака, как группа крови у человека, не соответствует закономерностям, рассмотренным нами ранее. То есть он не подчиняется первому и второму закону Менделя. Это объясняется тем, что такой признак, как группа крови, согласно исследованиям Ландштейнера, контролируется тремя аллелями гена I: А, В и 0. Соответственно генотипы будут такими:

Ген 0 является рецессивной аллелью к генам А и В. А четвертая группа является результатом кодоминирования (взаимного присутствия генов А и В). Именно это правило нужно обязательно учитывать, чтобы знать, как решать задачи по генетике на группы крови. Но это еще не все. Для установления генотипов детей по группе крови, родившихся от родителей с различными ее группами, воспользуемся таблицей, расположенной ниже.

как решать задачи по генетике 9 класс

Теория наследственности Моргана

Возвратимся к разделу нашей статьи «Закон независимого комбинирования состояний признаков», в котором мы рассмотрели, как решать задачи по генетике. Дигибридное скрещивание, как и сам ІІІ закон Менделя, которому оно подчиняется, применимо для аллельных генов, находящихся в гомологичных хромосомах каждой пары.

В середине 20 века американский ученый-генетик Т. Морган доказал, что большинство признаков контролируется генами, которые расположены в одной и той же хромосоме. Они имеют линейное расположение и образуют группы сцепления. И их количество равно именно гаплоидному набору хромосом. В процессе мейоза, приводящего к образованию гамет, в половые клетки попадают не отдельные гены, как считал Мендель, а целые их комплексы, названные Морганом группами сцепления.

Кроссинговер

Во время профазы I (ее еще называют первым делением мейоза) между внутренними хроматидами гомологичных хромосом происходит обмен участками (лукусами). Это явление получило название кроссинговера. Оно лежит в основе наследственной изменчивости. Кроссинговер особенно важен для изучения разделов биологии, занимающихся изучением наследственных заболеваний человека. Применяя постулаты, изложенные в хромосомной теории наследственности Моргана, мы определим алгоритм, отвечающий на вопрос, как решать задачи по генетике.

Сцепленные с полом случаи наследования являются частным случаем передачи генов, которые расположены в одной и той же хромосоме. Расстояние, которое существует между генами в группах сцепления, выражается в процентах - морганидах. А сила сцепления между данными генами прямо пропорциональна расстоянию. Поэтому кроссинговер чаще всего возникает между генами, которые располагаются далеко друг от друга. Рассмотрим явление сцепленного наследования более подробно. Но в начале вспомним, какие элементы наследственности отвечают за половые признаки организмов.

Половые хромосомы

В кариотипе человека они имеют специфическое строение: у женских особей представлены двумя одинаковыми Х-хромосомами, а у мужчин в половой паре, кроме Х-хромосомы, есть еще и У-вариант, отличающийся как по форме, так и по набору генов. Это значит, что он не гомологичен Х-хромосоме. Такие наследственные болезни человека, как гемофилия и дальтонизм, возникают вследствие «поломки» отдельных генов в Х-хромосоме. Например, от брака носительницы гемофилии со здоровым мужчиной возможно рождение такого потомства.

как решать задачи по генетике 11 класс

Выше приведенный ход генетического скрещивания подтверждает факт сцепления гена, контролирующего свертываемость крови, с половой Х-хромосомой. Данная научная информация используется для обучения учащихся приемам, определяющим, как решать задачи по генетике. 11 класс имеет программу по биологии, в которой детально рассматриваются такие разделы, как «генетика», «медицина» и «генетика человека». Они позволяют учащимся изучить наследственные болезни человека и знать причины, по которым они возникают.

Взаимодействие генов

Передача наследственных признаков - процесс достаточно сложный. Приведенные ранее схемы становятся понятными только при наличии у учащихся базового минимума знаний. Он необходим, так как обеспечивает механизмы, дающие ответ на вопрос о том, как научиться решать задачи по биологии. Генетика изучает формы взаимодействие генов. Это полимерия, эпистаз, комплементарность. Поговорим о них подробней.

Пример наследования слуха у человека является иллюстрацией такого типа взаимодействия, как комплементарность. Слух контролируется двумя парами различных генов. Первая отвечает за нормальное развитие улитки внутреннего уха, а вторая – за функционирование слухового нерва. В браке глухих родителей, каждый из которых является рецессивной гомозиготой по каждой одной из двух пар генов, рождаются дети с нормальным слухом. В их генотипе присутствуют оба доминантных гена, контролирующих нормальное развитие слухового аппарата.

как решать задачи по генетике на группы крови

Плейотропия

Это интересный случай взаимодействия генов, при котором от одного гена, присутствующего в генотипе, зависит фенотипическое проявление сразу нескольких признаков. Например, на западе Пакистана обнаружены человеческие популяции некоторых представителей. У них отсутствуют потовые железы на определенных участках тела. Одновременно у таких людей диагностировали отсутствие некоторых коренных зубов. Они не смогли сформироваться в процессе онтогенеза.

У животных, например, каракульских овец, присутствует доминантный ген W, который контролирует как окраску меха, так и нормальное развитие желудка. Рассмотрим, как наследуется ген W при скрещивании двух гетерозиготных особей. Оказывается, что в их потомстве ¼ ягнят, имеющих генотип WW, погибает из-за аномалий в развитии желудка. При этом ½ (имеющие серый мех) гетерозиготные и жизнеспособные, а ¼ - это особи с черным мехом и нормальным развитием желудка (их генотип WW).

 как решать задачи по генетике сцепленные с полом

Генотип – целостная система

Множественное действие генов, полигибридное скрещивание, явление сцепленного наследования служат неоспоримым доказательством того факта, что совокупность генов нашего организма является целостной системой, хотя и представлена индивидуальными аллелями генов. Они могут наследоваться по законам Менделя, независимо или локусами, сцеплено подчиняясь постулатам теории Моргана. Рассматривая правила, отвечающие за то, как решать задачи по генетике, мы убедились, что фенотип любого организма формируется под воздействием как аллельных, так и неаллельных генов, влияющих на развитие одного или нескольких признаков.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Как решать задачи по геометрии: практические советы и рекомендацииОбразование Как решать задачи по геометрии: практические советы и рекомендации

Как решать задачи по геометрии? Многие учащиеся задаются этим вопросом на протяжении многих лет. Иногда даже сам предмет вызывает страх и отвращение из-за непонимания отдельных тем. Потом бывает очень сложно преодолет...

Как научить ребенка решать задачи по математике?Образование Как научить ребенка решать задачи по математике?

Задачи по математике редко даются детям, которые учатся в начальной школе, с первого раза. Это связано с тем, что многие родители уделяют мало внимания дошкольному образованию детей, развитию их логического мышления. ...

Как научиться решать задачи по физике: советы педагоговОбразование Как научиться решать задачи по физике: советы педагогов

Вопрос о том, как научиться решать задачи по физике, волнует большинство школьников. Эта наука дается тяжело даже самым умным детям, поскольку она содержит много теории, которую необходимо уметь применять на практике....

Как решать задачи на группу крови и резус фактораОбразование Как решать задачи на группу крови и резус фактора

Решение задач по генетике на группу крови – это не только увлекательное времяпрепровождение на уроках биологии, но и важный процесс, который используется на практике в различных лабораториях и медицинско-генетич...

Как научиться решать задачи по математике без особых усилий?Образование Как научиться решать задачи по математике без особых усилий?

В курсе математики обязательно встречаются разного рода уравнения и задачи, но у многих они вызывают затруднения. Все дело в том, что необходимо отработать и автоматизировать эти процессы. Как научиться решать задачи ...

Как сделать приворот по фото на парняДуховное развитие Как сделать приворот по фото на парня

Приворот по фото - ритуал достаточно универсальный. Его с успехом могут практиковать как девушки, так и юноши. Кроме того, с помощью фотографии можно не только приворожить, но и провести много других магических процед...

Формула Образование Формула "Скорость, время, расстояние". Как решать задачи?

Давайте школьный урок физики превратим в увлекательную игру! В этой статье нашей героиней станет формула "Скорость, время, расстояние". Разберем отдельно каждый параметр, приведем интересные примеры.Скорость

Как приготовить баклажаны по-херсонски на зиму?Еда и напитки Как приготовить баклажаны по-херсонски на зиму?

«Синенькие» и полезны, и вкусны, и разнообразны в приготовлении. Как только их не консервируют опытные домохозяйки! Но любителей по-настоящему острых закусок больше всего порадуют баклажаны по-херсонски на...

Задачи на движение как решать? Методика решения задач на движениеОбразование Задачи на движение как решать? Методика решения задач на движение

Математика - довольно сложный предмет, но в школьном курсе ее придется пройти абсолютно всем. Особое затруднение у учеников вызывают задачи на движение. Как решать без проблем и массы потраченного времени, рассмотрим ...

Упражнения на автодроме: как сдать экзамен по вождению?Автомобили Упражнения на автодроме: как сдать экзамен по вождению?

Сдать на отлично экзамен ГИБДД с первого раза получается не у каждого. А ведь заветное водительское удостоверение хочется получить как можно раньше. Справиться с волнением, основательно подготовиться к теории и практи...

monateka.com

Люди,как научится решать задачи по генетике?

1

woprosi.ru

Люди,как научится решать задачи по генетике?

Люди,как научится решать задачи по генетике?

Задачи бывают 2-х основных типов:1) даны генотипы родителей, нужно определить генотипы потомков.Проще некуда. Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Затем написать генотипы родителей. Дальше выписать возможные типы гамет. Затем соединить эти гаметы. Определить расщепление.2) дано расщепление в потомстве, надо определить генотипы родителей.Написать какой аллель доминантный, а какой рецессивный. Определить возможные типы гамет. Определить генотипы родителей.PS. попробуйте задать вопрос с конкретной задачей и разберитесь с тем как ее решат.Задача №1. У томатов аллель нормального роста доминирует над аллелем карликовости.а) Какого роста будут растения первого поколения от скрещивания гомозиготных высоких растений с карлико-выми? Решение:вопрос а) Объект: томатПризнак: высота растенияОбозначим доминантный ген нормального роста – АОбозначим рецессивный ген карликовости - аГенотипы родительских растений ясны из условий задачи. В данном случае гены локализованы в аутосомах, следовательно, не имеет значения отцовские или материнские растения являются высокими или карликовыми. Запишем схему скрещиванияP ♀ AA х ♂ аа выс. карл.Гаметы, образуемые каждым организмом А и аF1 Аавыс.В данном случае будет наблюдаться единообразие гибридов первого поколения. Все потомки по генотипу будут гетерозиготами, по фенотипу – нормального роста.Ответ: Все потомки от данного скрещивания будут нормального роста.

Знать в общем то ничего не надо. В задачах по генетике уже даётся вся информация, и нужно только рассмотреть все возможные варианты.

Скрестили высокие растения с низкими растениями. В F1 — все растения среднего размера. Какое будет F2?

ген черной масти крупного рогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами?

Войдите, чтобы написать ответ

education.ques.ru