Западноевропейский костюм первой половины 17 века. Как одевались крестьяне в 17 веке в европе


Как одевались крестьяне в Европе?

Мода, как и любое другое искусство, имеет долгую историю. И берет она свое начало с тех времен, когда одежда носила отнюдь не эстетический, а сугубо функциональных характер. В дальнейшем, с развитием общества, костюм приобретал новые роли – в частности, по одежде можно было определить социальный статус человека.

В этой статье мы расскажем, какая была одежда у крестьян европейских народов.

Одежда крестьян Европы

Климат большей части Европы не слишком мягок. В связи с этим, крестьяне, которые много времени проводили на улицах, должны были защищаться от холода и ветра. Поэтому их одежда часто была многослойной.

Основным материалом для одежды служили натуральные волокна местного происхождения – лен, конопля, крапива, шерсть. Позже с развитием торговли, жители европейских деревень узнали и другие материалы, однако чаще всего заморские ткани были слишком дороги для обычных деревенских жителей. Они пользовались грубой домотканой тканью, чаще всего даже не отбеленной.

Женская и мужская одежда не слишком различалась. Свободные рубахи до колен, укороченные штаны, жилет или верхняя рубашка и накидка (плащ) – вот типичный набор повседневной крестьянской одежды. Позже разделение мужской и женской одежды усилилось – женщины начали носить платья и сарафаны, длинные юбки, передники, чепчики. Мужчины носили укороченные брюки и туники. Зимой поверх одежды надевали тулуп или плащ с капюшоном.

Обувь также была максимально простой – чаще всего грубые сапоги до колена. Единственными аксессуарами могла быть шляпа (чепчик у женщин) и простой пояс.

Средневековая одежда крестьян

В Средние века церковь строго следила не только за поступками, но и за внешним видом населения. В частности, все телесное было провозглашено греховным, следовательно, никто не имел права носить открытую одежду, подчеркивающую физическую красоту. Одежда должна была быть многослойной, максимально свободной и неброской.

Увлечение модой и стремление украшать себя не приветствовались церковью. Впрочем, нищие крестьяне не имели возможности гнаться за модой, как это делали зажиточные купцы и знать.

Впрочем, в 17-18 веке население снова получило возможность украшать свои наряды без страха осуждения церковью. Крестьяне использовали в качестве декора вышивку, аппликации, декоративные швы. Конечно же, такая одежда была праздничной и в повседневной жизни никогда не использовалась.

Теперь вы знаете, как одевались европейские крестьяне. А некоторые примеры их нарядов можно увидеть в галерее.

 

womanadvice.ru

История костюма в иллюстрациях: 17 век

Испанский придворный костюм в Нидерландах

см. также Испанский костюм 17 века

 

Английские костюмы, 17 век

 

Английские костюмы

 

Англичанин и фламандец, первая половина 17 века

 см. также Западноевропейский костюм первой половины 17 века

 

Англия. Маркиз, горожанин, герцогиня

 

Лондонский шериф, рыцарь, герцогиня

 

Голландские костюмы

 

Нидерланды. Платье женщин из среднего класса

 

Костюмы голландской знати

см. также Костюм Нидерландов 17 века

 

 Женщины из Богемии, Праги и Испании

 

Датская знать

 

Датские костюмы, 17 век

 

Датские костюмы

 

Норвежский аристократ с женой и крестьянка

 

Княжеские костюмы

 

 Костюмы знатных людей, первая половина 17 века

 

 Костюмы знатных людей

 

Солдаты, первая половина 17 века

 

Швейцария. Горожанин, невеста, горожанка

 

Швейцарские костюмы, 17 век

 

Швейцарские костюмы

 

Швейцарские крестьяне

 

Швейцарский гвардеец, Папа Римский в церемониальном и обычном облачении

 

Диакон, псаломщик, иподиакон

 

Казначей, кардинал, прелат

 

Католические епископы

 

Поляки

 

Россия. Князь и женщины

 

 Русская боярыня и бояре

 

Русские женские костюмы

 

Русский царь и бояре

источник:  Braun, Schneider "Zur Geschichte der Kostume"

top-antropos.com

Жизнь и быт крепостных крестьян Европы

1. Власть  феодала над  крестьянами.

Феодалу нужна была власть над крестьянами, чтобы заставить их выполнять повинности,  Крепостные крестьяне были людьми несвободными, они лично зависели от феодала. Феодал мог продать, купить, обменять крепостного. Если крестьянин убегал, его разыскивали и возвращали в поместье. Там его ждала жестокая расправа.

За не вовремя сданный оброк, за отказ работать на барщине крестьянина вызывали в суд феодала. Неумолимый господин сам обвинял, судил и приводил в исполнение приговор. Он мог приказать слугам избить крестьянина палками или плетьми, заковать в цепи, бросить в тюрьму.

Крепостные крестьяне постоянно чувствовали над собой власти феодала. Вот умер старик-крестьянин; не успели его похоронить, а во двор пришёл управляющий и увёл корову. При получении наследства сын умершего обязан был отдать господину лучшую голову скота. Если крестьянская девушка выходила замуж за крепостного из другого поместья, её родители должны были уплатить феодалу большой выкуп. Нередко феодал по своей воле женил и выдавал замуж своих крепостных (см. документ в конце).

Часто владелец поместья выезжал на охоту со своими гостями и слугами. Если зверь мчался через крестьянское поле, вслед за ним во весь опор неслись своры собак и гикающие всадники. Копытами коней без сожаления вытаптывалось поле и губился драгоценный урожай. Крестьяне не имели права убивать дичь, уничтожавшую посевы. В конце лёта стаи птиц налетали на их поля, зайцы пожирали овощи в их огородах.

 

2. Труд  крестьян.

Крестьяне обрабатывали свои поля такими же орудиями, какие были у их отцов и дедов. Многие не имели даже бороны и рыхлили землю бревном, которое волочили по вспаханному полю. Молотили палками или деревянными цепами. Почву почти не удобряли. В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот - овцы, козы, свиньи. Лошадей и коров было мало, потому что для крупного скота не хватало кормов.

Постоянно занятые работой на феодала, крестьяне не могли хорошо обработать своё поле. Урожаи были очень низкими; зерна получали лишь в два-три раза больше, чем сеяли. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы. И тогда наступали страшные дни голода. Люди поедали сначала весь скот и птицу. Чтобы избежать голодной смерти, они ели лесные коренья, траву и водоросли. Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших людей.

Но крестьяне прилагали все силы, чтобы получать в своём хозяйстве более высокие урожаи. У них появились сделанные из железа косы, вилы, топоры, лопаты, грабли. В IX веке кое-где уже стали применять не только лёгкий, но и тяжёлый колёсный плуг. Таким плугом крестьяне глубже вспахивали почву; они разрыхляли её деревянной бороной с железными зубьями.

Двухполье начало сменяться трёхпольем. Пашню делили уже не на два, а на три поля: одно засевали осенью озимыми хлебами, другое весной - яровыми, а третье поле оставляли под паром. Теперь пустовала не половина поля, а лишь одна треть. При трёхполье засевали больше земли, чем при двухполье, и получали более высокие урожаи.

В начале средних веков техника сельского хозяйства была очень низкой. Но своим неустанным трудом крестьяне постепенно улучшали орудия труда и способы обработки земли.

Беспорядочно теснились друг к другу жалкие хижины крестьянской деревушки. Маленькие деревянные домики были крыты соломой. Печных труб не было; когда разводили огонь в очаге, густой удушливый дым наполнял тесное помещение. Узенькие окошки без стёкол пропускали мало света; в холодную погоду их затыкали тряпками или пучками соломы. Чтобы сохранить скот и птицу от холода, зимой их держали в том же помещении, где жили люди. Темно, грязно и сыро было в крестьянской хижине.

Вся обстановка хижины состояла из грубо сколоченного стола и нескольких скамеек вдоль стен. Спали на единственной кровати или на соломе, настланной прямо на земляном полу. Крестьяне одевались в грубую домотканую одежду, обувались в, тяжёлые деревянные башмаки.

Опутанные поборами повинностями, крепостные крестьяне жили в страшной нужде.

 

3. Как крестьяне боролись против феодалов. 

На жестокий гнёт феодалов крестьяне отвечали  упорной борьбой. Они жили общинами и привыкли всё решать сообща. Им было легче сговориться между собой, чем рабам; ведь рабы, привезённые из разных стран, плохо понимали друг друга. Поэтому крестьяне боролись более сплочённо, чем рабы.

Если феодал непомерно увеличивал повинности, община давала ему отпор. Крестьяне начинали хуже обрабатывать поле господина, поджигали его амбары. Нередко они убивали особенно жадных и жестоких феодалов.

В одиночку и целыми деревнями крестьяне убегали из родных мест. Наиболее смелые из беглецов создавали отряды в горах и лесах. Они мстили феодалам за свои страдания и обиды.

Больше всего феодалы боялись восстаний - массовых вооружённых выступлений крестьян. Грозной толпой направлялись восставшие к дому феодала. В ход пускались косы, вилы, топоры, цепы. Иногда восстания охватывали целые области.

После особенно крупных восстаний феодалы в течение многих лет не осмеливались увеличивать барщину и оброк. Крестьяне могли тогда уделять больше времени своему хозяйству, улучшать обработку земли и орудия труда. Но потом феодалы забывали о пережитом страхе и сильнее прежнего угнетали крестьян.

В средние века происходила ожесточённая борьба между крестьянами и феодалами.

 

ДОКУМЕНТЫ - Соглашение между феодалами о крепостных крестьянах:

Да будет ведомо, что епископ парижский дал нам крепостную свою Изабель для выдачи её замуж за Роберта, человека нашего... Мы же в обмен на названную его крепостную дали господину епископу парижскому Эмелину - нашу крепостную - для выдачи её замуж за Гарина, его человека...

Решение по поводу спора, возникшего между епископом парижским и монастырём из-за того, что Гирольд, монастырский крепостной, взял замуж крепостную девушку епископа:

Я, епископ парижский, извещаю, что в конце концов спор этот решён в том смысле, чтобы из сыновей Гирольда - как тех, которые родились, так и тех, которые родятся,- нам принадлежал первый, монастырю - второй, нам - третий, ему - четвёртый...

hist-world.com

Буржуазия, крестьяне и дворяне во Франции 16-17в

1. Промышленность и торговля во Франции 

 В XVI веке во Франции сохранялся феодальный  строй. Но в стране уже зарождались новые классы - буржуазия и наёмные рабочие. Возникали мануфактуры, на которых производилось сукно, шёлк, полотно. На шёлковых мануфактурах в Лионе было занято 12 тысяч рабочих. Париж славился производством предметов роскоши: ковров, кружев, красивой одежды, стеклянной посуды.

Объединение Франции способствовало развитию торговли. Через порт Марсель французские купцы торговали с Турцией по Средиземному морю. Много товаров они вывозили в Испанию в обмен на золото и серебро, поступавшие из колоний. После географических открытий быстро росли порты на западном берегу Франции, особенно порт Бордо.

 

2. Рост богатств буржуазии 

Буржуазия богатела за счёт труда наёмных рабочих. Большие доходы она получала и от торговли. Но богатые люди неохотно открывали новые предприятия, неохотно создавали торговые компании, так как им приходилось платить высокие налоги в королевскую казну. Это лишало буржуазию чаги её доходов, задерживало развитие промышленности и торговли.

Французская буржуазия искала других источников дохода.

Богатые люди охотно давали королю деньги взаймы под большие проценты. Чтобы вернуть долг с процентами, правительство вводило всё новые налоги. Расплачиваться за займы короля приходилось трудовому народу.

Используя постоянную нужду короля в деньгах, богачи брали на откуп сбор налогов. Откупщик вносил королю всю сумму налога вперёд, а потом с помощью королевских солдат выколачивал из населения намного больше денег, чем сам заплатил правительству. Так буржуазия участвовала в бессовестном грабеже французского народа.

Хотя владельцы мануфактур и купцы были недовольны высокими налогами, французская буржуазия поддерживала королевскую власть. Король давал буржуазии возможность наживаться за счёт народа на займах и откупах.

 

3. Французские крестьяне под гнётом налогов. 

 В XVI веке большинство французских крестьян были лично свободными. Они не работали на  барщине, так как в поместьях почти не осталось господской запашки. Земля, поделённая на мелкие участки, находилась в пользовании крестьян. Владельцы поместий получали от крестьян денежный оброк. Чтобы иметь больше средств для роскошной жизни, многие феодалы вводили новые платежи и увеличивали старые повинности.

Но особенно страдали крестьяне от королевских налогов. Им приходилось отдавать государству больше половины дохода от своего хозяйства. Нередко при появлении сборщиков налога деревня пустела, её жители прятались в глухих местах. Часто население вступало в стычки с солдатами.

Задавленный налогами и повинностями, крестьянин не мог улучшать своё хозяйство. Как и сотни лет назад, он страдал от неурожаев и постоянных голодовок, жил в тёмной и тесной хижине, носил грубую домотканую одежду и деревянные башмаки. Крестьяне не могли покупать изделий, производившихся на мануфактурах.

Некоторые крестьяне запутывались в долгах у ростовщиков и полностью разорялись. В поисках работы они уходили в города.

Французских крестьян жестоко угнетали феодалы и государство.

 

4. Король и дворяне.

Дворянам было мало денежного оброка, который  им платили крестьяне. Многие дворяне покидали свои поместья и устремлялись в столицу в погоне за милостями короля.

Потомки прежних независимых правителей - герцоги и графы - превратились в королевских придворных. Служба при дворе была очень выгодной. Король придумывал для дворян множество бесполезных должностей. За эти «должности без забот», как их называли, дворяне получали высокое жалованье и ценные подарки. «Работа» придворных начиналась с пробуждением короля: один из дворян отдёргивал полог королевской кровати, другой подавал чулки, третий - башмаки. Одевали короля несколько десятков человек. С такими же церемониями король отходил ко сну. Кроме дворян, королевскую семью обслуживало несколько тысяч слуг.

Двор французского короля был самым пышным в Европе. Праздники, балы, маскарады следовали один за другим почти круглый год. Огромные деньги тратились на постройку дворцов, дорогую мебель, ковры. Королевская казна оплачивала и роскошные костюмы придворных.

Государство, подобно гигантскому насосу, выкачивало из народа налоги. Из королевской казны деньги золотыми ручейками растекались по карманам дворян.

Феодалы-дворяне имели много привилегий, то есть прав, которые принадлежали только им. Лишь дворяне могли служить при королевском дворе и офицерами в армии. Для многих из них служба в королевском войске была единственным источником дохода. Дворяне и духовенство почти полностью освобождались от уплаты налогов. Звание дворянина передавалось по наследству. Если даже дворянин разорялся, он все равно сохранял все свои привилегии.

Торговлю и промышленность дворяне считали недостойными» «низкими» для себя занятиями. Если дворянин открывал предприятие или участвовал в торговле, к нему относились с презрением. Король лишал его важнейшей привилегии - освобождения от налогов.

Дворяне были главной опорой королевской власти. Король охранял их привилегии и «подкармливал» за счёт налогов.

hist-world.com

Западноевропейский костюм первой половины 17 века

Тридцатилетняя война, в которую вступила Франция в 1-й половине 17 века, повлияла на характер костюмов.Цвета одежды были яркие. Гугеноты (французские протестанты) носили темные, часто черные одежды.Строгого различия в назначении мужских костюмов еще не было. Дворянин в одном и том же парадном костюме танцевал на балу и шел на войну.

Мужской костюм

Мужской костюм стал более свободным и удобным. Для его силуэта характерна завышенная талия и довольно длинные панталоны.Важной частью костюма аристократа была белая рубашка с кружевными манжетами и широким отложным воротником, также обшитым кружевами. Рубашки простого народа и гугенотов шились без кружев.Поверх рубашки надевали камзол с сильно завышеной талией, линия которой обозначалась рядом нашитых бантов. Полы камзола сзади были укороченными, а впереди удлиненными. На широких рукавах имелись декоративные разрезы, сквозь которые виднелась цветная подкладка, и манжеты, украшенные кружевами. Застегивался камзол только на груди, ниже полы свободно расходились.Узкие панталоны достигали икр и застегивались при помощи пуговицы или завязывались лентами. Под них надевали чулки: знатные люди в основном светлые, простолюдины — полосатые.Небогатые горожане носили сборчатые штаны, наподобие шаровар, завязанные под коленом.Верхней одеждой был кафтан с отложным воротником и укороченными рукавами, иногда опушенный мехом. Его набрасывали на левое плечо и спину, как плащ. На выход надевали короткий плащ из дорогой ткани; во время путешествий согревали шерстяные плащи длиной до колен; особым видом, напоминавшим средневековый табар, был мушкетерский плащ.Шпага — обязательная принадлежность дворянского костюма, крепилась с левой стороны на перевязи — парчовой или ременной.Важными аксессуарами были трость, перчатки с раструбами, розетка из лент, которую носили на груди или на плече куртки в честь дамы сердца.

Женский костюм

Силуэт женского костюма 1-й половины 17 века напоминал мужской: завышенная линия талии, пышный рукав, длинная и не очень широкая юбка с мягкими складками.Женщины носили нижнее и верхнее платье. Нижнее — нераспашное, более светлое и шилось из парчи или атласа. Линия талии в нем оформлялась мыском. Верхнее платье — распашное, более темное, с укороченным лифом, который застегивался на пуговицы; богатые дамы закрепляли его драгоценными подвесками. Из-под распахнутой от талии юбки верхнего платья виднелась нарядная юбка нижнего платья. Декольте верхнего платья было округлым или имело форму каре и обязательно украшалось большим белым отложным воротником, отделанным дорогим кружевом.Рукава платья пышные, немного укороченные, имели буфы с разрезами на цветной подкладке и высокие манжеты с кружевами. В это время в моду вошла кофточка в форме лифа платья с пришитой баской.Аксессуары — перчатки, веера, часы в виде луковицы и зеркальца в дорогой оправе, которые подвешивались к поясу.

Костюм военных

В 1-й половине 17 века доспехи военных состояли из: шлема, нагрудника и наспинника, наплечников, нарукавников, стальных перчаток. В 1630-е гг. шлем с забралом и гребнем сменила круглая или островерхая каска без забрала, но с особым щитком, закрывавшим лицо. С середины столетия забрало у касок стали делать из двух или трех прутьев.Простые ратники носили металлические шапки с небольшим гребнем или заостренным верхом.Каски и шапки украшались султанами из перьев.Нагрудник и наспинник прикреплялся к плечам при помощи ремней и пряжек. Под доспехи надевался воротник, состоявший из двух полос.Нижнюю часть туловища до конца 20-х годов прикрывали набедренники, доходившие до колен. В 40-е гг. у военачальников они превратились в металлическую короткую юбку, состоявшую из поперечных полос, а у солдат — в два небольших щитка.Обычно доспехи украшали бронзовые и медные пуговицы, розетки и другие фигуры. Полированные светлые доспехи постепенно заменялись чернеными, которые не требовали постоянной чистки.Появилась и новая военная одежда. Кожаная куртка, которую надевали под кирасу, удлинилась и стала похожа на кафтан, полы которого заменили набедренники. Вместо башмаков стали носить сапоги, а вместо металлических касок и шапок — разнообразные головные уборы.Военные кафтаны и штаны шились из сукна, одежда солдат — из толстого сукна и дубленой буйволовой кожи. Военное платье отделывалось обшивками, цветными петлицами и галунами.

слева: полудоспех пикинера со шлемом морион

справа: костюм мушкетера

Обувь

В 1-й половине 17 века мужчины носили туфли и сапоги. Сапоги шили из тонкой светлой кожи с раструбами их голенищ, которые поднимались вверх или отгибались вниз и обшивались кружевами, на каблуках, с кожаными пряжками на подъеме, к ним крепились шпоры.На бал можно было являться в сапогах и в цветных башмаках на каблуках.Женщины носили туфли на небольшом каблуке, украшенные бантами и розетками.

Прически и головные уборы

В 1-й половине 17 века дворяне носили распущенные по плечам волосы и небольшую бородку, верхнюю губу украшали маленькие усики. В моду вошли парики. Простой народ и буржуа носили остриженные до ушей волосы. В моду вошли светлые шляпы с широкими полями, украшенные белыми, голубыми и красными страусовыми перьями.Женские прически были двух типов. Волосы зачесывались на прямой пробор и заплетались сзади в косу, которая укладывалась в корону. Щеки обрамляли завитые пряди волос. Или же сзади прикалывался шиньон или коса, а с боков взбивались пряди.

Украшения

Особенно популярными в 1-й половине 17 века были жемчужные ожерелья и браслеты. Дамы также украшали себя диадемами, подвесками, кольцами. Модным камнем считался алмаз, но ювелиры научились огранивать его только к концу века.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

mir-kostuma.com

Мода 17 века в Европе

Наверняка каждая женщина хоть раз мечтала окунуться в эпоху 17 века, когда в Европе была маньеристическая мода, с объемными дамскими райфроками. 17 век еще назывался периодом тридцатилетней войны, но, несмотря на это женщины и мужчины одевались в дорогие изысканные убранства.

Мода Европы 16-17 века

Женщины в то время стремились соответствовать «идеальным» стандартам. Они носили пышные юбки и утягивающие корсеты, которые создавали тонкий силуэт. К тому же признаком идеальной женщины были длинная шея, высокий рост, величественная осанка с откинутыми назад плечами и длинные волнистые волосы или локоны. Но мода в Англии и Франции немного отличалась между собой.

Мода Франции 17 века

Женский костюм во Франции имел слегка поднятую линию талии и укороченный лиф, а юбка была хоть и длинной, но не слишком широкой. На юбке имелись мягкие складки, а рукава были пышные и немного укороченные. Придворные дамы зачастую носили сразу два платья, одно из которых считалось как нижнее белье, и было светлых тонов. Второй наряд был потемнее, и он всегда был распахнут так, чтобы виднелось нижнее белье, которое шилось из атласа или дорогой парчи. У обычных женщин лиф крепился обычными петлями, а придворные дамы использовали подвески из драгоценных камней. Одним из обязательных элементов в платье являлся отложной воротник, который выполнялся вручную и украшался изящным кружевом.

Французская мода 17 века распространялась и на прически, которые были всего двух видов. В первом случае посередине головы делался пробор, а волосы были расчесаны и заплетены в косу, которая в затылочной части формировалась в виде короны. Снизу оставляли пряди волос, которые в конце завивались. Во втором случае применялась челка, по бокам волосы начесывали, а на затылочную часть прикалывался шиньон.

Мода в Англии 17 века

Если в 16 веке в Англии преобладала испанская мода, то уже к 20-м годам 17 века она уходит, а ее место занимает французская мода, но с местным колоритом. Отделка костюмов, как мужских, так и женских, стала более разнообразной. Английская мода 17 века менялась с огромной скоростью, хотя все еще находилось под влиянием пуританской моды. Англичанки, как и француженки, носили два платья, но у английских дам верхний слой платья был глухим, а у француженок распашным. Английские дамы не позволяли себе крайностей, которые сразу бросаются в глаза, хотя костюмы были не менее роскошны.

Платья англичанок состояло из лифа, юбки и пышных рукавов размером в три четверти. Лиф выполнялся из атласа, а придавал ему форму корсет или специальная подкладка. Юбки, в отличие от французской моды, были длинными и глухими, слегка присобранными сзади. Платья украшались кружевом.

Напоследок хочется отметить, что в 17 веке ткани уже изготавливались на мануфактурах. Они отделывали золотыми и серебряными нитями, благодаря чему цвета на ткани словно переливались. Во Франции, Италии и Англии начинают производиться набивные ткани, поэтому ассортимент дорогих и роскошных материалов становился все больше.

 

womanadvice.ru

Средневековая Европа. Какую одежду носили в Средние века? | Культура

Так как существовало четкое классовое разделение людей, то и одежда отличалась по достатку и, что важно, месту в обществе: даже вдруг разбогатевший крестьянин (но это маловероятно) не мог носить шелка и бархат, а его жена — богато украшенное драгоценностями платье. Нельзя: надо было знать свое место, равноправием никаким тогда и не пахло.

Поэтому такое понятие, как «мода», применимо только для знатного класса людей Средневековья. Богатые горожане и торговцы тоже могли красиво и богато одеваться, но необходимо было отличаться, соблюдать дистанцию и ни в коем случае не сойти за человека голубых кровей. Между знатью и остальными людьми в то время существовала огромная пропасть.

Бедняки одевались просто и незатейливо, их одежда становилась не моднее, а скорее практичнее. Одежда простолюдинов была похожа на господскую, но из более дешевых тканей и без украшений. Мелкий небогатый феодал порой мало отличался с виду от своих крестьян.

В Раннем Средневековье преобладал романский стиль, сочетающийся с варварскими элементами, остатками римской моды и византийской — на кайму. И мужчины, и женщины носили две туники (камизу и котту), которые надевали одна на другую и подпоясывали ремнем. Мужчины носили подобие штанов — брэ, которые привязывали к икрам ног, а также шоссы — своеобразные чулки, с завязками у бедра, которые носили и женщины — с разными бантиками и другими украшениями.

Различия одежды наблюдались лишь по длине: у женщин платья — блио — длиннее, и больше отделки драгоценностями и вышивкой. Грудь дамы поддерживал жакет с высокой талией — жип. Украшения отличались умеренностью и простотой.

Тогда же стали набирать популярность плащи самого разного кроя, которые закрепляли красивыми фибулами и булавками — пожалуй, это было не менее важно, чем сам плащ. Последний на протяжении веков претерпевал различные изменения. Был плащ, называемый мантель или, например, кап. Плащи богато отделывались мехами: чем дороже была ткань — тем выше статус его обладателя. Плащ был универсальной одеждой: он согревал, защищал от дождя и ветра, сохранял богато украшенный основной наряд.

Ткани ткали сначала в домашних условиях, ткацкие станки появились только в XI в. При изготовлении одежды в Средние века все материалы годились — шли в ход и кожа, и меха, не только ткани. Шелк был предметом роскоши и доступен лишь избранным, популярна была шерсть. Чуть позже появились бархат и парча — просто шик по тем временам.

Открывались цеха по производству тканей, некоторые на века приобретут особый статус из-за высокого качества продукции. К примеру, английская и фламандская шерсти несколько столетий будут удерживать твердые позиции на рынке.

Нижние рубахи — камизы, шили из льняного полотна, из которого делали и простыни. Годился и материал из волокон конопли — тик, более дешевый, чем ткани с добавлением хлопка, привозимые из Египта и стоившие, таким образом, недешево.

Поверх камизы одевалась котта (котт) — верхнее платье, у мужчин с течением времени ставшее совсем коротким, главным образом, из-за ношения лат, без которых в те беспокойные времена было никак нельзя. Сначала котта была с рукавами, потом стали кроить верхнее платье без рукавов.

Поверх котты мужчины надевали сюрко — более объемное одеяние, часто парадное, которое спадало свободными складками и не подпоясывалось. Разновидность сюрко — котарди, с большим объемом и количеством складок. Котарди в XV в. сменит дуплет — первая мужская распашная одежда на пуговицах или на шнуровке.

Обувь мужчин и женщин романского периода ни изысканностью, ни даже практичностью не отличалась: туфли или башмаки были мягкими, без жесткой подошвы и совершенно одинаковыми для обеих ног — правой и левой.

С XII в. одежда становится более изысканной и богаче украшенной. Набирает популярность мех, особенно горностая. Крестоносцы, вернувшиеся из Палестины, много нового привнесли в быт европейцев, касалось это и одежды: она стала длинная у мужчин, как и у женщин. И как дамы, мужчины стали отращивать волосы, еще и завивать их. Женщины стали применять косметические средства для лица и даже красить волосы. Подобное, естественно, порицалось церковью.

С наступлением готики, в период позднего Средневековья, одежда теряет свою простоту. Одновременно и строгость, и абсурдные излишества характеризуют готический стиль в одежде. Женское платье становится более облегающим и эротичным — по фигуре. На поясе модно носить разные мелочи: брелоки, ароматические шарики, ключи, кошельки, ножи, которые носили и женщины.

Вместе с тем подол волочится по земле, рукава тоже свисают, а конические головные уборы, так называемые геннины, могут достигать одного метра в высоту. Чем знатнее дама, тем выше ее головной убор и длиннее шлейф платья. Головные женские уборы часто имели причудливую форму.

Очень популярны были различные вуали, которыми славился французский город Реймс. Носили и просто платок — балич — покрывающий волосы и плечи. Калот — вязаный в виде сетки чепец, покрывающий волосы или затылок, весьма популярен в XV в. во Франции за свою практичность и изысканную простоту.

У мужчин головные уборы тоже имелись. Был популярен чепец каль, который носили мужчины, причем как благородного происхождения, так и не благородного. Различия лишь в качестве ткани. В Италии популярна в XV—XVI вв. бальцо — похожая на тюрбан шапка на каркасе из металла или кожи. Разнообразные береты — тоже очень популярный мужской головной убор в Средние века.

Добавить сюда неудобную остроносую обувь — клювовидные башмаки (пигаши или пулены), иногда с вычурно длинным носом, то непонятно, как люди, передвигались. Нос таких башмаков мог быть плоским или загнутым вверх и достигать в длину полуметра. Сегодня такая обувь вызывает недоумение и смех, а тогда это было очень модно.

Женское платье в XIV в. разделяется на лиф и юбку, что, конечно же, намного практичнее, так как позволяет комбинировать различные детали одежды. Рукава тоже можно менять, закрепляя их у плеча. Такая особенность позволяла дамам безболезненно расставаться с рукавами, например, на турнире: широко практиковался обычай «отрывать» рукава и дарить их избранным рыцарям. Все больше открывалось декольте, а грудь поддерживалась лифом со шнуровкой.

Эротичность проявлялась не только в женских нарядах. Так называемый гульфик, закрывающий самую мужественную часть тела мужчины — важная деталь мужской одежды позднего Средневековья. Чем он больше, тем круче. Модники даже подкладывали в него, допустим, сено или еще что-то для придания объема.

Понятие моды как социального явления сложилось при бургундском дворе. Дижон, столица Бургундии, одновременно и город «средневекового гламура». Франция — уже бывшая законодательница моды, сильно пострадавшая в Столетнюю войну, уступила на время свои позиции. Бургундский двор приобретает неповторимый лоск, особенно при Великом Герцоге Запада — честолюбивом Филиппе Добром, который занимался не только политикой, в которой был весьма опытен, но и поощрял развитие искусства, ремесел, торговлю и вообще способствовал возвышению бургундского герцогства во всех сферах.

В эпоху Ренессанса моду диктует уже Италия. Надо отметить, что менталитет любой страны так или иначе влиял на моду и создавал те нюансы в деталях наряда, которые характерны для определенной местности, со своим климатом, устоями, историей и многими другими факторами. Политика, как ни странно, тоже влияла на моду.

Выглядеть шикарно, богато и со вкусом хотели представители знати любого государства, даже с пуританскими устоями: мода и там «просачивалась» медленно, но верно, в ряды высшей знати и состоятельных горожан, игнорируя церковные запреты, угрозы наказания и порицания большинства общества.

shkolazhizni.ru