Предложения с прямой речью, примеры. Как составить предложение с прямой речью. Как оформить предложение с прямой речью


Предложения с прямой речью. Примеры. Правила русского языка :: SYL.ru

Чаще всего, дословно передавая чьи-то слова, люди и не задумываются, что используют в своем высказывании предложения с прямой речью. Если их перенести на бумагу, то они потребуют правильного схематического написания с оформлением с помощью специальных знаков препинания – кавычек.

Любое высказывание, будь то мысленное или озвученное, можно записать в виде предложения с прямой речью либо повествования. В современном русском языке различают конструкции с прямой, несобственно-прямой речью, косвенной и диалог.

Что такое прямая речь?

В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание. В словах автора всегда присутствует глагол, показывающий, каким именно способом передается речь или с какой эмоциональной окраской. Например, сказал, подумал, произнес, утвердил, подсказал и другие:

Мало кто знает, что первые книги печатались без знаков препинания, а такое понятие, как «кавычки» впервые применили в литературе в конце 18 века. Считается, что этот символ ввел в употребление для письменной речи Карамзин Н. М. Свое название они получили, скорее всего, от диалектного слова «кавыш», которое означало «утенок». Похожие на следы от утиных лапок, кавычки прижились и стали знаком препинания при написании названий и передаче чужих слов.

Оформление конструкций, передающих чужую речь

Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и высказывание. Для их разделения применяют кавычки, запятые, тире и двоеточия. Только в том случае, если не указывается говорящий, кавычки не ставят, например, это пословицы и поговорки (Без труда не вытянешь рыбку из пруда), у которых автор народ, лицо собирательное.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора.

Каждое предложение с прямой речью можно изобразить в виде схемы.

Схемы предложений

Схема предложения с прямой речью состоит из условных обозначений и знаков препинания. В ней буквой «п» или «П» обозначается прямая речь, а буквой «А» или «а» слова автора. В зависимости от написания букв, слова автора или прямая речь пишутся с заглавной или маленькой буквы.

Это примеры цельных прямых предложений

Схемы «разорванной» прямой конструкции

Схема предложения с прямой речью наглядно показывает, как следует расставлять знаки препинания.

Применение прямой речи

Множеством способов изложения повествования обладает русский язык. Предложения с прямой речью - один из них. Чаще всего их используют в художественных текстах и в газетных статьях, где требуется дословная передача чьих-то высказываний.

Без передачи человеческих мыслей и слов художественная литература носила бы только описательный характер и вряд ли имела успех у читателей. Больше всего их интересуют чужие мысли и чувства, которые вызывают положительный или отрицательный отклик в сознании. Именно это «привязывает» читателя к произведению и определяет его как понравившееся или нет.

Еще один прием, применяемый в русской литературе и повседневной жизни, - это косвенная речь.

Что такое косвенная речь?

Легко запомнить, чем отличаются предложения с прямой речью от косвенной речи. В ней нет дословной передачи чужих слов и интонации. Это сложноподчиненные предложения с придаточной и главной частями, объединенными с помощью союзов, местоимений или частицы «ли».

Предложения с прямой и косвенной речью в русском языке передают чужие слова, но звучат они при этом по-разному. Например:

  1. Доктор предупредил: «Сегодня процедуры начнутся на час раньше». Это прямая речь с дословной передачей слов доктора.
  2. Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше. Это косвенная речь, так как слова доктора передает кто-то другой. В предложениях с косвенной речью слова автора (главная часть) всегда стоят перед самим высказыванием (придаточная часть) и отделяются от него запятой.

Строение косвенных предложений

Как все сложноподчиненные предложения, косвенные состоят из главного и одного или более подчиненных:

Также косвенная речь может передаваться в простом предложении с помощью второстепенных членов, например:

В этом примере слова доктора передаются без построения сложноподчиненного предложения, но при этом их смысл передан правильно.

Важным показателем при изменении прямой речи в косвенную является то, что в сложноподчиненном предложении от главной части к второстепенной всегда можно поставить вопрос:

Для построения косвенной речи используют союзы и местоимения. В этом различие предложения с прямой и косвенной речью.

Союзы и союзные слова для передачи чужих слов

В том случае, если косвенная речь носит повествовательный характер, используют союз «что»:

Когда предложение побудительного характера, используют союз «чтобы»:

При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:

Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:

При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего.

Несобственно-прямая речь

Еще один вид косвенных предложений - несобственно-прямая речь. В ней сочетается одновременно речь автора с персонажем.

Чтобы лучше понять разницу, следует сделать разбор предложения с прямой речью, косвенной и несобственно-прямой.

Главное отличие несобственно-прямой речи - это передача чужих эмоций с помощью своих слов.

Диалог

Еще один вид передачи чужой речи в литературе - это диалог. Он применяется для передачи слов нескольких участников, при этом реплики пишутся с новой строки и выделяются тире:

Учитель спросил:

- Почему тебя не было на уроке?

- Я ходил к врачу, - ответил ученик.

Диалог применяется в художественной литературе в произведениях с большим количеством персонажей.

www.syl.ru

Способы передачи чужой речи

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ

 Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

 

Способы передачи чужой речи

 Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу».

2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

Например:  Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу.

3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

 

Предложения с прямой речью

Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.

В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.

Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др. Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли. Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать.

 

Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь.

Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: «Сюда плывите!» (Мигал сопровождает действие звал).

 

Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.

Например: Вода в ручьях запела: «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» — спросил Вова. «Надо готовить, — решили ребята, — скворечники к прилету скворцов».

 

Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать.

Например: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: — Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)

 

Прямая речь разнообразна. Ею может быть:

1. Речь людей:

а) высказывания людей — обычный состав прямой речи.

Например: «Ну, ребята, - сказал комендант, - теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Вперед, на вылазку, за мною!  (А. Пушкин.)

Было холодно, я три ночи не спал, измучиляя и начал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту!» — закричал я. (М. Лермонтов.)

А мама всплеснула руками и говорит: «Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а?» (В. Драгунский.)

Владелец зверя вытер ладонью мокрое лицо и предложил хозяину глухим и грозным голосом: — Купи шкуру, заведующий. (К. Паустовский.)

 

б) дословная передача в составе прямой речи высказывания другого лица.

Например: ...Любочка сама хотела писать тебе, но изорвала уже третий лист бумаги и говорит: «Я знаю, какой папа насмешник: если сделать хоть одну ошибочку, он всем покажет». Катенька все так же мила, Мими все так же добра и скучна. (Л. Толстой.)

 

2. Внутренняя речь, то есть мысли людей.

Например: Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, — а каково мне?» (Л. Толстой.) Господи, сколько я ожидал себе от этого путешествия! «Пусть не разгляжу ничего подробно, — думал я, — зато я все видел, везде побывал; зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама...» (Ф. Достоевский.)

 

3. Различные надписи, цитирование чужого текста.

Например: «Милый мой старик, — читала Татьяна Петровна, — вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая — и вообще она заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. Умоляю!» (К. Паустовский.) К. Чуковский пишет: «Образность поэзии Некрасова была ее величайшею силою».

 

4. Высказывания различных существ, предметов, которых фантазия человека наделяет способностью мыслить и говорить: высказывания животных и их внутренняя речь, высказывания мифических существ, растений, предметов неживой природы.

Например: Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. <...> Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» (А. Чехов.)

Заходил Садко в палату белокаменну:        Сидит в палате царь морской,        Голова у царя как куча сенная.        Говорит царь таковы слова:        — Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!        Век ты, Садко, по морю езживал,        Мне, царю, дани не плачивал.

                                    (Былина «Садко».)

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

 В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:

 Схема предложен я с прямой речью Пример

 I. Прямая речь перед словами автора:

Если прямая речь стоит перед словами автора, после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы.

 «П», — а.

 «П?» — а.

 «П!» — а.

 «П...» — а.

 

    «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.

    «Не пишешь ли ты стихов?» — вдруг спросил Петр Иванович.

    «Ой, да тут глубоко!» — со смехом сказала она.

     «А ты меня не пугай...» — равнодушно попросила она.

 II. Прямая речь после слов автора:

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней (после слов автора) ставится двоеточие, первое слово прямой речи пишется с прописной буквы, прямая речь заключается в кавычки (со знаками препинания конца предложения).

 А: «П».

 А: «П?»

 А: «П!»

 А: «П...»

    Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую».

      Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт?» 

      Мишка кричит: «Здорово получается!»

   Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли…».

 III. Прямая речь разрывается словами автора:

      Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то ставятся следующие знаки препинания:

       - если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;

         - если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них - точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

    - если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

        При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы. 

  «П, — а, — п».

 «П, — а. — П».

 «П? — а. — П».

 

 «П! — а. — П».

 

 «П... — а. — П». 

 

      «Сегодня, — сказала сестра, — нам нужно уезжать».

    «Нам придется здесь ночевать, — сказал он. — В такую метель через горы не переедешь».

  «Что вы говорите? — воскликнула Марья  Гавриловна.— Как это странно!»

   «Здравствуйте, товарищи! — крикнул он им.— Здорово».

      «Не надо...  — сказал Вершинин. - Не надо, парень».

   «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»

      «Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами».

 IV. Прямая речь внутри слов автора:

 Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста).

 А: «П», — а.

 А: «П?» — а.

 

А: «П!» — а.

    Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.

    На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне вразумительного ответа.

     Ему приказывают: «Стреляй!» — и он стреляет.

 

ДИАЛОГ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ

 

Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

Диалог (от греч. dialogos — «разговор, беседа») — это естественная форма непосредственного общения.

Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

Диалог состоит из нескольких реплик (из нескольких, но не менее двух). Вот диалог детей, переданный М. Пришвиным:

Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой.

Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.

— Зачем тебе полотенце? — спросил Митраша.

— А как же? — ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

— За грибами? Много ты понимаешь: грибов бывает много, так что плечо режет.

— А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.

Вы видите, как построен диалог: на каждое высказывание, заключенное в реплике одного лица, обязательно есть ответ в реплике другого лица. Реплики связаны друг с другом по содержанию: они как бы цепляются друг за друга. И каждая из реплик построена как предложение прямой речи. Знаки препинания ставятся в них по общепринятым правилам.

 

Диалог оформляется двумя способами:

1. Реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире.

Например:

— Ты придешь?

— Не знаю.

 

2. Реплики следуют в строку.

Например:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Если между репликами диалога при передаче его на письме нет авторских слов, а сами реплики заключены в кавычки, то между этими репликами ставится тире.

Например: <...> Приказчик не мог опомниться. «Ну что же, — продолжил генерал, — рассказывай: где ты встретился с Дубровским?» — «У двух сосен, батюшка, у двух сосен». — «Что же сказал он тебе?» — «Он спросил у меня, чей ты, куда идешь и зачем?» — «Ну, а после?» — «А после потребовал он письмо и деньги». — «Ну». — «Я и отдал ему письмо и деньги». — «А он?.. Ну - а он?» — «Батюшка, виноват». — «Ну, что же он сделал?..» — «Он возвратил мне деньги и письмо да сказал: ступай себе с Богом, отдай это на почту». (А. Пушкин.)

В тексте по соседству могут оказаться предложения прямой речи в кавычках и предложения – реплики диалога, выделенные тире.

Например:

Настала весна... Вот проснулись пчелки от своего зимнего сна...

Полетели пчелки к вишне: «Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?» — Наведайтесь, милочка, завтра, — отвечает им вишня. — Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка. (К. Ушинский.)

В этом тексте два предложения прямой речи. Первое идет сразу после предложения авторской речи, примыкает к нему. Перед вторым предложением прямой речи ставится тире, так как это предложение начинает абзац.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

Например: Мне сказали, что это был брат мой... (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)

 

Прямую речь можно заменить косвенной.

Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.

Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей. Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей. Гидрологи сообщили, что в поисках новых источников пресной воды они исследовали сотни озер в степях.

Сравните: «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости»,— сказала Валя. (А. Фадеев.) — Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости.

 

Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи.

Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду. Щука едва дышит и просит Ивана-царевича, чтобы он пожалел ее, бросил в синее море.

Сравните: Иван Фёдорович... попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». (А. Фадеев.) — Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них.

Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи.

Например: Я спросил, который час. Мы спросили встречных, куда они едут. Я спросил товарища, решил ли он эту задачу.

Сравните: «Уж не думаешь ли со мной в прятки играть?» — сказал Ваня с досадой. (А. Фадеев.) — Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной.

Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими.

Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом.

Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой. 

 

videotutor-rusyaz.ru

Предложения с прямой речью, примеры. Как составить предложение с прямой речью

Сегодняшняя наша тема – предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

предложения с прямой речью примеры

Чем отличается прямая речь от косвенной?

При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности – синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

Чувствуете разницу? Тогда идём дальше.

составить предложение с прямой речью

Основы правописания предложений с прямой речью

Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

Прямая речь в начале предложения

Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа предложения (повествовательное, восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или вопросительный знак ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях – нет.

Приведём примеры:

Готовы идти дальше?

Прямая речь в конце предложения

В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить знак вопроса или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

Прямая речь между слов автора

Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

То есть после первой части слов автора ставится двоеточие, а дальше прямая речь и все знаки препинания выписываются так, как будто мы пишем предложение по первому правилу.

Непонятно? Тогда попробуем составить предложение с прямой речью такого типа:

Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще – просто будьте внимательнее!

сложные предложения с прямой речью

Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после – точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы! В конце предложения кавычки закрываются.

Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы.

Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно – нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

Синтаксический разбор предложений с прямой речью

Разбор предложений с прямой речью практически ничем не отличается от обычного синтаксического разбора. Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

Вот так на практике сложные предложения с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное – проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.

fb.ru

Знаки препинания при прямой речи

Знаки препинания при прямой речи

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

А: «П!» Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» (Ю. Яковлев)
А: «П?» Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» (А. Чехов)
А: «П...» Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок...» (А. Ахматова)
А: «П». Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна». (А. Пушкин)
Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.

«П!» — а. « Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин).
«П?» — а. «Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей (Д. Гранин).
«П..» — а. «Я хотел бы купить крестьян...» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь)
«П», — а. «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин).
Слова автора внутри прямой речи

Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:

1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

«П, — а, — п». «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов)
«П, — а, — п!» «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин)
«П, — а, — п?» «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров)
«П, — а, п...» «Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать... Ну, шучу, шучу...» (М. Булгаков)

2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.

«П, — а. — П». «П, — а. — П?» 1) «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин)

2) «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)

«П! — а. — П». «П! — а. — П!» 1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивле­нием сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров)
«П? — а. — П». «П? — а. — П?» 1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? — сросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин)
«П... — а. — П». <.П... — а. — П?» 1) «Обожди... — сказал Морозко угрюмо. — Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди... — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький)

3. В авторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится к прямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире.

«П, — а : — П».

1) «Нет, ничего, прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)

Прямая речь внутри слов автора

Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.

Тире после прямой речи ставится, если:

а) на месте разрыва слов автора прямой речью не должно быть никаких знаков препинания;

б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.

Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она ставится после прямой речи.

А: «П» — а. Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов (С. Маршак).
А: «П!» — а. Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» — если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах (Ф. Достоевский) (тире после воскли­цательного знака, которым заканчивается прямая речь).
А: «П?» — а. Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» — когда опять всё утихло вокруг (И. Тургенев) (тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь).
А: «П...» — а. Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак...» — повёл речь, прерванную питьём абрикосовой (М. Булгаков) (тире после мно­готочия, которым заканчивается прямая речь).
А: «П», а. 1) Я только посмотрел на неё, а она отвернулась и, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю (И. Тургенев) (запятая закрывает деепричастный оборот). 2) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздох­нул, помолчал и ушёл (А. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые, связанные бессоюзно).

Примечание. Прямая речь заключается в кавычки, если она записывается в строку.

Если же её запись идёт с новой строки и тем самым она выделяется в абзац, то перед ней ставится тире (без кавычек). Такое оформление принято в печатных текстах. Например:

1) — Боже мой, Надя приехала! — сказал он и весело рассмеялся. — Родная моя, голубушка! (А. Чехов)

2) Волосы шевельнулись у меня на макушке, как будто кто-то дунул сзади, и как-то само собой у меня вырвалось, невольно:

— Сколько же лет Аристарху Платоновичу?! (М. Булгаков)

lingvotech.com

Как оформить прямую речь | Сделай все сам

Чужое высказывание дозволено передать с поддержкой косвенной либо прямой речи. Оформление последней на письме может быть затруднительно, т.к. расстановка знаков препинания зависит от места расположения авторского контекста по отношению к прямой речи.

Инструкция

1. Если авторские слова расположены перед прямой речью, то позже них поставьте двоеточие, откройте кавычки, а прямую речь пишите с прописной буквы. При окончании прямой речи вопросительным либо восклицательным знаком кавычки ставятся позже него, а в повествовательном предложении закрываются кавычки и ставится точка.Примеры: Андрей сказал: «Я буду теперь играть».Он спросил: «Что ты делаешь?»Он воскликнул: «Как красив вид из окна!»

2. Если прямая речь предшествует авторским словам, заключите ее в кавычки, начните с прописной буквы, поставьте тире, а слова автора пишите с крошечной буквы, в конце предложения ставится точка. Восклицательный и вопросительный знаки позже прямой речи ставьте неизменно внутри кавычек, запятую при прямой речи без чувствительной окраски — позже кавычек и перед тире.Примеры: «Я буду теперь играть», — сказал Андрей.«Что ты делаешь?» — спросил он.«Как очарователен вид из окна!» — воскликнул он.

3. Прямая речь может прерываться авторскими словами. В этом случае кавычки откройте и закройте один раз, прямую речь напишите с прописной буквы, поставьте запятую и тире по окончании ее первой части, слова автора пишите со строчной буквы, позже них вновь поставьте запятую и тире:«Прямая речь, — автор, — прямая речь». Подметьте, что позже авторских слов поставлена запятая, а прямая речь начинается с крошечной буквы. Скажем: «Иди дальше, — сказала девица, — я следую за тобой».«Прямая речь, — автор. — Прямая речь». Скажем: «Вечером приду в гости, — сказал он. – Нам необходимо серьезно побеседовать».«Прямая речь!(?) — автор. — Прямая речь». Скажем: «Какой очаровательный день, не правда ли? – спросила Катя. – Я откровенно восхищена природой».

4. Прямая речь располагается внутри авторских слов. В этом случае расставьте знаки препинания по дальнейшим схемам:Автор: «Прямая речь», — автор.Пример. Он пробурчал: «Я дюже хочу спать», — и сразу же уснул.Автор: «Прямая речь!(?)» — автор.Пример. Я услышал голос из холла: «Как так дозволено?» — и Сергей Петрович вошел в комнату.Автор: «Прямая речь…» — автор.Пример. Капитан промолвил: «Ветерок бы теперь подул…» — и устремил взор в море.

5. Оформление диалога допустимо одним из следующих методов: В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. С поддержкой тире отделяется вся реплика, заключенная в кавычки.Пример. В течение нескольких минут они шли безмолвно. Елизавета спросила: «Как длинно вы будете отсутствовать?» — «Два месяца». — «Вы будете мне звонить либо писать?» — «Да, безусловно!»С новой строки написана вся дальнейшая реплика, перед которой ставится тире. Кавычки в этом случае не употребляются.Пример.- Вам холодно, Екатерина? — спросил Иван Петрович.- Нет.- Давайте зайдем в кафе.- Отменно.

6. Оформление цитат:- Цитата записывается по одному из методов оформления прямой речи.Пример. Белинский считал: «Письменность есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни».- Часть цитаты не приводится, а ее пропуск отмечается многоточием.Пример. Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся… и произведут бурю».- Цитата является комбинированный частью авторского текста. В этом случае она пишется со строчной буквы и заключается в кавычки.Пример. Белинский подмечает, что у Пушкина есть чудесная способность «делать поэтическими самые прозаические предметы».- Цитировать стихотворный текст следует без кавычек, соблюдая строчки и строфы.

Предложения с косвенной речью помогают передать чужие мысли от своего лица. Они содержат основную суть сказанных кем-то слов, проще в построении и пунктуационном оформлении. При замене прямой речи на косвенную значимо обращать внимание на цель передачи мысли (сообщение, вопрос либо побуждение), употреблять соответствующие средства связи частей предложения, следить за точными формами применения некоторых слов.

Инструкция

1. В нашем языке чужие слова дозволено передавать несколькими методами. С этой целью почаще каждого применяются прямая и косвенная речь. Сберегая суть, эти синтаксические конструкции по-различному выражают оглавление, произносятся и оформляются на письме.

2. При передаче мыслей с подмогой прямой речи сохраняются все особенности высказывания: непоколебимым остается оглавление, в устной речи сохраняется интонация, которая на письме показывается нужными знаками препинания. Это самый точный метод передачи чужих слов.

3. Косвенная речь, как водится, содержит основную суть чужих мыслей, сообщается не от лица автора, а говорящего без сохранения интонационных особенностей. В письменной речи оформляется без кавычек в виде сложноподчиненного предложения.

4. Заменяя прямую речь на косвенную, соблюдайте основные правила построения предложений, верно употребляйте формы отдельных слов. Предложения с сторонний речью представляют две части: автор и передаваемая речь. В предложениях с прямой речью место слов автора непостоянное: впереди, в середине либо позже высказывания. Косвенная, как водится, занимает позицию позже авторских слов и является придаточным предложением. Дабы положительно совладать с заданием по замене сходственных синтаксических конструкций, действуйте согласно определенному порядку.

5. Вначале определите границы частей предложения с прямой речью. Слова автора в предложении с косвенной речью примерно неизменно остаются неизмененными, они будут представлять основную часть сложноподчиненного предложения.

6. Дальше обратите внимание на вид по цели высказывания предложения, входящего в состав прямой речи (оно будет придаточным). Если перед вами повествовательное предложение, то средством связи с основным будут союзы «что», «словно». Скажем, «Очевидцы утверждали, что (словно) горемычный случай случился по вине пешехода». Союз «дабы» используйте для передачи оглавления побудительных предложений. Частица «ли», местоимения «кто», «что», «какой» и др., наречия «когда», «отчего», «где» и т.п. помогают выразить косвенный вопрос.

7. Производя замену, наблюдательно следите за соответствием личных и притяжательных местоимений, лица глаголов: они употребляются с позиции того, кто их передает, а не от лица говорящего. Если прямая речь имела в составе обращения, передающие эмоции частицы либо междометия, то нужно их опустить.

8. Разглядите различные примеры замены прямой речи на косвенную:• Бабушка попросила внучку: «Принеси мне, пожалуйста, очки». – Бабушка попросила внучку, дабы она принесла ей очки.• Таксист уверенно заявил: «Я домчу вас до аэродрома за десять минут». – Таксист уверенно заявил, что домчит нас до аэродрома за десять минут.• «Приходите на консультацию во 2-й половине дня», — объявил нам педагог математики. – Педагог математики объявил нам, дабы мы приходили на консультацию во 2-й половине дня.• Марина поинтересовалась у подруги: «Лена, ты собираешься завтра в театр?» — Марина поинтересовалась у Лены, собирается ли она завтра в театр.

Видео по теме

Обратите внимание! • Не ставьте вопросительный знак, если перед вами косвенный вопрос. • Оформленную как косвенную речь цитату заключайте в кавычки и пишите со строчной буквы.

jprosto.ru

Как правильно оформлять прямую речь на письме в тексте, предложении или диалоге.

Как оформлять прямую речь

Естественно, что человек, который не допускает ошибок при письме, привлекает собеседника во сто крат лучше, он подкупает своей грамотностью. Стремление стать таким человеком, безусловно, похвально, но при общении на русском языке возникают иногда такие комичные ситуации, когда можно запутаться в правилах, это обусловлено самой сложностью русского языка, его многогранностью. К этим самым ситуациям подходит и оформление чужих реплик, чужих высказываний. Их можно передать при помощи прямой речи или косвенной. Если со вторым вариантом всё предельно просто и понятно (оформление происходит как сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным), то при написании прямой речи бывает не так уж и легко правильно расставить по своим местам кавычки, двоеточия, точки да запятые. Многое зависит от места расположения текста автора и прямой речи. Давайте разберемся, рассмотрим все нюансы более подробно и наглядно.

В случае, если прямая речь следует после слов автора, то по правилам русского языка ставится двоеточие, затем открываются кавычки и само выражение начинайте писать с прописной буквы. Важно отметить, что восклицательный знак, вопросительный знак и точка в конце предложения оформляются по-разному. Если предложение имеет повествовательный характер, то точка ставится после кавычек, в случаях же с вопросительными и восклицательными предложения — знаки ставятся до заключающих кавычек.

Примеры:

Алексей сказал: «Я ухожу сегодня в пять часов утра».Он поинтересовался: «Почему ты не в школе?»Он воскликнул: «Какая ужасно холодная вода!»

Другое дело, когда слова автора стоят после прямой речи. Но тут всё довольно понятно. Открываем кавычки, пишем прямую речь с заглавной буквы, закрываем кавычки, затем идут слова автора со строчной буквы. «Но какой знак препинания между прямой речью и словами автора?» — спросите вы. Ответ — ставьте между ними тире. Оформление кавычек происходит по аналогии с первым случаем, изложенным в данном тексте.

Примеры:

«Я вернусь в десять вечера», — сказал Андрей.«Разве ты не знаешь?» — спросил он.«Ухожи отсюда немедленно!» — воскликнул он.

Бывает и такое, что прямая речь прервана словом автора. Как же это оформить? Для простоты понимания предлагаю пользоваться схемами, которые потом я буду также дополнять примерами. Условные обозначения будут такими: «ПР» — прямая речь, «А» — слова автора.

«ПР, — А, — ПР».

А вы заметили проставленную запятую, а не точку, после слов автора? Как пример: «Иди прочь, — сказала девушка, — ты вывел меня из себя».

«ПР!(?) — А. — ПР».

Например: «Не кажется ли тебе, друг мой, что сегодня всё вокруг выглядит удивительным? –любезно спросила Надя. – Я искренне очарована этой мистической красотой». Здесь мы можем заметить, что восклицательные и побудительные предложения оформляются немного по-другому, разорванная прямая речь возобновляется после слов автора с прописной буквы.

Бывает и такое, что прямая речь «встроена» посреди слов автора, т.е слова автора разрываются прямой речью. Здесь расставляем знаки пунктуации по следующим схемам:

А: «ПР», — А.

Рассмотрим пример для наглядности:Он ехидно заметил: «Потолок-то кривой», — и сразу же отвел взгляд в другую сторону.

А: «ПР!(?)» — А.

А вот и пример:

Мне послышался крик издалека: «Вы где?» — и мы сразу же пошли навстречу товарищу.

А: «ПР…» — А.

Пример:

Матрос с досадой произнес: «Осточертевшее море…» — и начал разглядывать свою униформу. В отличие от восклицательного и вопросительного знака, при многоточии расстановка знаков схожа с расстановкой кавычек при точке.

Что касается вопроса оформления диалогов, то тут присутствует два варианта.

Первый способ:

Возможно расписать все фразы в одну строчку, при этом должно соблюдаться отсутствие слов автора. В одну строку пишутся все реплики, авторские слова между которыми отсутствуют. Высказывания должны быть заключены в кавычки и отделены между собой с помощью тире.

Рассмотрим пример:

Тихая ночь. Посреди сельской местности два человека шли, держась за руки. Девушка спросила: «Каким образом тебе это удалось?» — «Давай это останется секретом». — «Вот же скрытный ты человек!» — «Приму за комплимент».

Второй способ:

Каждая новая строка — новая реплика, не ставятся кавычки, но присутствует тире в начале предложения.

Пример:

– Куда идешь?– Куда глаза глядят.

Оформление цитат

  1. Цитата записывается в зависимости от оформления прямой речи.
  2. Чать цитаты пропускается и заменяется многоточием из-за её емкости.
  3. В цитату входит авторский текст или его часть и данном случае следует заключать его (её) в кавычки.
  4. Цитирование стихотворений происходит с соблюдением строф и строчек, но без заключения в кавычки.

Примеры:

Г.Гейне считал: «Римляне вряд ли изучали грамматику, они бы не завоевали полмира».

В свое время В.Иванов иронично заметил: «Мне кажется, что ночной прибор следует купить до конца света».

По словами А. Белякова, творчество Бетховена было пронизано «той самой «революционной героикой».

advices4lady.org

как на письме оформляются предложения с прямой речью, которая стоит...

как на письме оформляются предложения с прямой речью, которая стоит до и после слов автора

0

1

10месяцев назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

Ответы (7)

"Привет! - Сказал он. - Как дела? "

0

ответ написан 10месяцев назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

Вася сказал: "Пошли гулять! " "Пошли! "- ответил Петя.

0

ответ написан 10месяцев назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

кавычки, прямая речь, знак препинания, слова автора, знак препинания, прямая речь, кавычки

0

ответ написан 10месяцев назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРЯМОЙ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Схемы «А» — АВТОРСКАЯ РЕЧЬ. «П» — ПРЯМАЯ РЕЧЬ. Прямая речь после слов автора: А: «П! » А: «П? » А: «П… » А: «П» . Прямая речь перед словами автора: «П! » — а. «П? » — а. «П… » — а. «П» , — а. Прямая речь внутри слов автора: А: «П! » — а. А: «П? » — а. А: «П… » — а. А: «П» , — а. СЛОВА АВТОРА ПОСЛЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ Вместо точки применяется запятая и тире, находящиеся за кавычками. «Вернусь поздно» , — сказал Сидоров. Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках. Тире находится за кавычками. «Ну, погоди! » — закричал волк. СЛОВА АВТОРА ДО ПРЯМОЙ РЕЧИ Точка находится за кавычками. Сидоров сказал: «Вернусь поздно» . Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках. Волк закричал: «Ну, погоди! » В обоих случаях для разделения слов автора и прямой речи применяется двоеточие. СЛОВА АВТОРА РАЗРЫВАЮТ ПРЯМУЮ РЕЧЬ В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же. «Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать» . «Ну, заяц! — закричал волк. — Ну, погоди!»

0

ответ написан 10месяцев назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

"Садись Потапов, Два," -- строго сказал учитель

0

ответ написан 10месяцев назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРЯМОЙ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Схемы «А» — АВТОРСКАЯ РЕЧЬ. «П» — ПРЯМАЯ РЕЧЬ. Прямая речь после слов автора: А: «П! » А: «П? » А: «П… » А: «П» . Прямая речь перед словами автора: «П! » — а. «П? » — а. «П… » — а. «П» , — а. Прямая речь внутри слов автора: А: «П! » — а. А: «П? » — а. А: «П… » — а. А: «П» , — а. СЛОВА АВТОРА ПОСЛЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ Вместо точки применяется запятая и тире, находящиеся за кавычками. «Вернусь поздно» , — сказал Сидоров. Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках. Тире находится за кавычками. «Ну, погоди! » — закричал волк. СЛОВА АВТОРА ДО ПРЯМОЙ РЕЧИ Точка находится за кавычками. Сидоров сказал: «Вернусь поздно» . Восклицательный и вопросительный знак остаются в кавычках. Волк закричал: «Ну, погоди! » В обоих случаях для разделения слов автора и прямой речи применяется двоеточие. СЛОВА АВТОРА РАЗРЫВАЮТ ПРЯМУЮ РЕЧЬ В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же. «Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать» . «Ну, заяц! — закричал волк. — Ну, погоди!»

0

ответ написан 10месяцев назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

"Как дела"-Сказала Катя

0

ответ написан 10месяцев назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

Оставить ответ

Войдите, чтобы написать ответ

education.ques.ru