Сопрано или баритон: как проверить диапазон голоса? Как определить диапазон голоса


Как определить тип голоса?

Типы голосов

Многие начинающие вокалисты, да и не только начинающие, задаются вопросом: "А как мне определить свой тип голоса?" А зачем его вообще определять? А затем, чтобы знать, какие песни подойдут под Ваш голос, а какие нет.

Зная свой тип голоса, мы можем любую песню (минусовку в нашем случае) подстроить под себя, просто изменив тональность.

Краткое содержание

Какие бывают типы голосов?

Женские голоса:Сопрано – высокий женский голос;Меццо-сопрано – средний женский голос;Контральто – низкий женский голос;

Мужские голоса:Тенор – высокий мужской голос;Баритон – средний мужской голос;Бас – низкий мужской голос.

Детские голоса:Сопрано – высокий детский голос;Дискант – высокий голос у мальчика;Альт – низкий детский голос.

Ну, детские голоса мы рассматривать не будем, а вот об остальных поговорим.

Диапазон разных типов голоса

Для начала посмотри, какие бывают октавы:

Название октав на пианиноНазвание октав на пианино

А теперь смотрим, в каком диапазоне поют разные типы голосов:

Обратите внимание, что это примерные диапазоны. Таким образом, у двух людей с одинаковым типом голоса могут быть разные диапазоны.

Вот и все. Если Вы не знаете обозначение нот на пианино, то прошу сюда: "Название нот на пианино".

Подробнее о видах типа голоса мы с Вами еще говорили в статье "Типы голосов"

Как определить тип голоса

Но так ли просто определить тип голоса, как может показаться? Конечно же, нет. Даже многие опытные вокалисты до сих пор не могут с этим определиться. Но Вы хотя бы можете примерно определить. Итак, для этого нужно обладать каким-никаким слухом, а в противном случае Вы бы не начали заниматься вокалом и сейчас не читали бы эту статью 🙂

Определяем тип голосаОпределяем тип голоса

Пробуем спеть самую низкую ноту, которую только сможете. Определяем эту же ноту на пианино - записываем. Пробуем спеть самую высокую ноту, естественно, она будет фальцетная, то есть писклявая (спетая головным голосом). Ищем эту ноту на клавиатуре пианино - это будет крайняя нота. Смотрим на диапазон голосов, что я писал выше, и определяем свой тип голоса.

Конечно, все это условно. Ведь в этой таблице для голосов всего 2 октавы, но есть же вокалисты с диапазоном голоса и в 3, и в 4 октавы. Так что тип голоса не является ключевым моментом в пении, но это не значит, что он вовсе не важен.

Переходные ноты

Также для разных голосов существуют свои переходные ноты. Это ноты, на которых голос срывается на фальцет. Еще эти переходные ноты называют микстом.

Вот такие переходные ноты для разных голосов (примерные):

Задача вокалиста - всегда пытаться сгладить переход от грудного голоса к фальцету, чтобы он был не заметен.

Заключение

Вот мы с Вами и разобрались в вопросе Как определить тип голоса. Конечно, есть еще много критериев, по которым (в том числе) следует определять тип голоса. Например, стоит взять во внимание тембр голоса, как звучат верха.

Вообще, очень сложно самому определить тип голоса. Особенно новичку. Лучше сходить на пару занятий к педагогу по вокалу, который поможет Вам поставить голос, а также определит тип голоса.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

muzykantam.net

Как правильно определить тип голоса?

Каждый голос уникален и неповторим по своему звучанию. Благодаря этим особенностям, мы можем легко узнавать голоса своих знакомых даже по телефону. Певческие голоса отличаются не только по тембру, но и по высоте раскрытия голоса, диапазону, индивидуальной окраске. И в этой статье вы узнаете, как правильно определить тип голоса ребёнка или взрослого человека. А также, как определить свой удобный диапазон.

Свой голос

Певческие голоса всегда подходят под одну из вокальных характеристик, которые придумали в итальянской оперной школе. Их сравнивали по звучанию с музыкальными инструментами струнного квартета. Как правило, звучание скрипки сравнивали с женским голосом сопрано, альта – с меццо. Самые низкие голоса – контральто – сравнивали со звучанием валторны (как и тембр тенора), а низкие басовые тембры – с контрабасом.

Так появилась классификация голосов, близкая к хоровой. В отличие от церковного хора, в котором пели только мужчины, оперная школа Италии расширила возможности пения и позволила создать классификацию женских и мужских голосов. Ведь в церковном хоре женские партии исполняли дисканты (сопрано) или тенора-альтино. Эта характеристика голосов сохранилась и сегодня не только в оперном, но и в эстрадном пении, правда, в эстраде подача звука другая. Некоторые критерии:

4 критерия определения голоса

В профессиональном пении есть свои критерии определения. Во время прослушивания преподаватель обращает внимание на:

  1. Тембр голоса. Так называют неповторимую окраску голоса, которая может быть светлой и тёмной, насыщенной и мягкой, лирической нежной. Тембр складывается из индивидуальной окраски голоса, которая есть у каждого человека. У одного голос звучит мягко, тонко, даже немного по-детски, у другого уже в ранние годы имеет насыщенную грудную окраску. Различают тембр головной, грудной и смешанный, мягкий и резкий. Он является основной характеристикой окраски. Есть голоса, резкий тембр которых звучит очень отталкивающе и неприятно до такой степени, что им не рекомендуется заниматься вокалом. Тембр, как и диапазон, является отличительной особенностью певца, а голос выдающихся певцов и певиц отличается яркой индивидуальностью и узнаваемостью. В вокале цениться мягкий, красивый и приятный для слуха тембр.
  2. Диапазон. Каждый тип голоса имеет не только своё характерное звучание, но и диапазон. Его можно определить во время распевания или, попросив человека спеть песню в удобной для него тональности. Обычно певческие голоса имеют определённый диапазон, который позволяет безошибочно определить его тип. Различают рабочий и нерабочий диапазон голоса. Профессиональные певцы имеют широкий рабочий диапазон, который позволяет им не только замещать коллег с другими голосами, но и красиво исполнять оперные арии для других партий.
  3. Тональность. Любой голос имеет свою тональность, в которой исполнителю удобно петь. Она будет разной у каждого типа.
  4. Тесситура. Так называется определённый участок диапазона, в котором исполнителю удобно петь. Для каждого голоса он свой. Чем шире этот участок, тем лучше. Часто говорят о том, что есть удобная и неудобная тесситура для голоса или исполнителя. Это значит, что, песня или партия в хоре может быть удобной для пения одним исполнителем и неудобной для другого, хотя диапазоны у них могут быть одинаковыми. Так можно определить и особенности голоса.

golos-cheloveka2

Как правильно определить тип голоса у детей

Детские голоса ещё не имеют сформированного тембра, но уже в это время можно определить их тип во взрослом возрасте. Обычно их делят на высокие и низкие, как у мальчиков, так и у девочек. В хоре их называют сопрано и альт или дискант и бас. В смешанных хорах есть 1 и 2 сопрано, а также 1 и 2-й альт. После переходного возраста они приобретут более яркую окраску и уже после 16-18 лет можно будет определить взрослый тип голоса.

Чаще всего из дискантов получаются тенора и баритоны, из альтов – драматические баритоны и басы. Низкие голоса девочек могут превратиться в меццо-сопрано или контральто, а сопрано стать немного выше и ниже и приобрести свой неповторимый тембр. Но бывает, что низкие голоса становятся высокими и наоборот.

Дискант хорошо узнаваем по звонкому высокому звучанию. Некоторые из них могут петь даже партии для девочек. У них хорошо развит высокий регистр и диапазон.

Альты и мальчики, и девочки имеют грудное звучание. У них красивее звучат низкие ноты, а не верхние. У сопрано – самых высоких голосов у девочек – лучше звучат высокие ноты, начиная от соль первой октавы, чем низкие. Если определить их тесситуру, то можно понять, как он будет развиваться. То есть, как определить диапазон этого голоса во взрослом возрасте.

Как правильно определить свой тип голоса

В настоящее время есть 3 типа женских и мужских голосов. Каждый тип имеет свои отличия.

Сопрано – наиболее звонкий, лёгкий высокий женский голос. Он имеет яркий женственный тембр и может звучать высоко, звонко и пронзительно. Ему удобнее петь в конце первой октаве и во второй, а некоторые колоратурные сопрано легко поют высокие ноты в третьей. У мужчин похожее звучание имеет тенор.

Меццо-сопрано – сочный и насыщенный средний женский голос. Чаще всего, он имеет красивый глубокий тембр и диапазон, который красиво раскрывается в первой октаве и в начале второй. Низкие ноты этого голоса звучат наполнено, сочно, с красивым грудным звучанием. Он аналогичен звучанию баритона.

Контральто – глубокий, чувственный, бархатный и самый низкий голос у женщин. Он имеет звучание, напоминающее по тембру виолончель, и может брать низкие ноты малой октавы. А самым низким мужским голосом является бас-профундо, который в природе встречается очень редко. Чаще всего самые низкие партии в хоре поют басы.

Прослушав выдающихся певцов вашего пола, вы без труда поймёте, как определить по окраске свой тип.

Как определить безошибочно, тональность голоса? Вы сможете это сделать дома, если у вас есть музыкальный инструмент. Выберите песню, которая вам нравиться и спойте её в удобной тональности. Она должна иметь широкий диапазон, чтобы охватить хотя бы полторы октавы. Затем попробуйте подобрать её мелодию. В каком диапазоне вам удобно её петь? Затем поднимите её выше и ниже.

Где лучше раскрывается ваш голос? Это и есть наиболее удобный участок вашего рабочего диапазона. Сопрано будет удобно петь в конце первой и начале второй октавы и выше, меццо – в первой, а контральто ярче всего звучит в последнем тетрахорде малой октавы и в первой сексте первой. Это хороший способ, верно определить тональность своего голоса.

Вот ещё один способ, как определить, какой у тебя природный голос. Нужно взять распевку в диапазоне октавы (например, до – ми – ля – до (вверх) до –ми –ля (вниз), и спеть её в разных тональностях, которые будут отличаться на секунду. Если голос раскрывается, когда вы поёте верх, значит, его тип – сопрано. А, если тускнеет и теряет выразительность – меццо или контральто.

Теперь то же самое проделайте сверху вниз. В какой тональности вам стало петь удобнее всего? Не стал ли голос терять свой тембр и становиться тусклым? При движении вниз сопрано теряют свой тембр на низких нотах, им неудобно их петь, в отличие от меццо и контральто. Так вы сможете определить не только тембр голоса, но и наиболее удобный участок для пения, то есть рабочий диапазон.

Как определить, какой у тебя голос в студии? Выбрать несколько фонограмм любимой песни в разной тональности и пропеть их. Там, где лучше всего раскрывается голос, и стоит петь в дальнейшем. Ну а заодно вы будете знать, как определить свой тембр, прослушав запись несколько раз. И, хотя вы можете с непривычки не узнать свой голос, порой запись может наиболее точно определить его звучание. Так что, если вы хотите определить свой голос и понять, как с ним надо работать, отправляйтесь в студию. Удачи!

music-education.ru

Зачем певцу знать, какой у него диапазон голоса?

Диапазон голоса — это количество нот, которое способен спеть вокалист. От самой низкой ноты до самой высокой. Точнее, насколько голосовые связки певца могут растягиваться, чтобы сомкнуться наверху и внизу.

На пробном уроке вокала педагог в первую очередь оценивает ваш певческий диапазон, когда дает характеристику голоса. Иметь широкий голосовой диапазон важно для хорошего исполнителя.

Зачем знать, какой диапазон голоса у вас и для чего его развивать, а также у кого самый большой диапазон голоса из современных певцов и певиц — читайте ниже!

Какой у вас голос и диапазон?

В профессиональное пение, как и в большой спорт, не берут всех подряд. У будущего певца должна быть хорошая физиология голоса. Эластичность голосовых связок, данная природой. Именно она влияет на гибкость голоса и широту диапазона.

Однако, певческий диапазон можно развивать! Для этого и нужно знать, какой диапазон голоса у вас.

В академическом пении есть общепринятая система с четкими границами певческого диапазона. Которой уже более 300 лет, на минуточку!

Она делит женские и мужские голоса на низкие и высокие. А дальше формирует диапазон по количеству нот, которые те могут охватить.

Тип голоса ЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ
ВЫСОКИЙ
  • колоратурное сопрано
  • сопрано
  • контртенор
  • тенор
СРЕДНИЙ меццо-сопрано баритон
НИЗКИЙ контральто (альт) бас

В эстрадном и джазовом пении отказались от какой-либо классификации голоса по диапазону. Потому что в современной поп, рок и соул музыке нет никаких границ и канонов, как в классике.

Например, в опере за определенным типом (диапазоном) голоса закреплен тембр и характер персонажа.

Примерные границы певческих диапазонов в академическом вокале:Зная характер персонажа и его окраску голоса, композитор сочиняет оперные арии, которые подходят по высоте певцу с определенным певческим диапазоном.

В современном эстрадном, джазовом вокале диапазон не всегда соответствует музыке, которую вы поете. Можно менять тембр и характер звука, независимо от того, какой у вас диапазон. А также владеть певческим диапазоном в четыре октавы, но исполнять поп-песенки из трех нот.

Как определить свой диапазон голоса?

Узнать диапазон голоса и подобрать песни, которые походят вам по высоте, сможет педагог по вокалу. Однако, вы в силах сделать это сами. Определить с помощью тюнера, либо с инструментом, если знаете ноты.

Пойте распевки до тех пор, пока можете сомкнуть голосовые связки и издать хоть какой-то звук. Самые верхние и нижние ноты, которые вы способны извлечь, будут границами общего голосового диапазона.

Вот небольшая шкала, чтобы вы понимали, о чем речь:

Можно ли увеличить вокальный диапазон?

Стоит помнить, что голосовой диапазон делится на разговорный, рабочий и общий.

Разговорный диапазон — это небольшой отрезок в пять-шесть нот. Его вы используете в повседневной речи. Разговорный диапазон называют «примарным». Голос звучит естественно и насыщенно в примарных нотах. Поэтому большинство певцов не поет, а как бы говорит под музыку, не напрягаясь. Есть вокальные техники по увеличению диапазона за счет примарных нот.

Рабочий певческий диапазон — отрезок голоса, где вокалист использует разработанные упражнениями ноты. Он гораздо шире разговорного, но тоже ограничен. Рабочий диапазон легко развить упражнениями и распевками.

Чаще всего, когда педагог по вокалу обещает увеличить ваш диапазон голоса, речь идет именно о рабочем диапазоне, а не о том, что заложен в вас природой.

Общий диапазон голоса — то количество звуков, которые вы способны извлечь, но которыми не пользуетесь в пении. От крайних нот наверху, близких к писку, и до грудных самых низких нот. Общий диапазон зависит от физиологии, данной от природы, и различается у большинства людей.

Расширить общий диапазон куда сложнее, чем рабочий. Однако, он меняется с возрастом в течении жизни. У детей диапазон меньше, а голос выше. В подростковом возрасте голос «ломается», грубеет. И окончательно формируется по тембру и диапазону к годам 30. В старческом возрасте связки теряют эластичность, и общий диапазон сокращается. Хотя рабочий может оставаться прежним.

Какие бывают певческие диапазоны на примере диапазона моего голоса:

Развить общий диапазон голоса удается профессионалам при каждодневных тренировках и распевках. В среднем на полтона за полгода.

Ну, и интересная особенность — когда вы работаете над краями общего диапазона, над самыми верхними нотами, средний регистр голоса укрепляется, начинает звучать лучше и плотнее.

Зачем знать, какой певческий диапазон у вас?

  1. Чтобы понимать, какие песни подходят вам. Выбрать песню в своем диапазоне и правильно подобрать стиль музыки. Например, для соула, r&b и рока необходимы голоса с высокими нотами, а значит, с широким вокальным диапазоном. В доказательство Ian Gillan, Aretha Franklin и Beyonce. Джаз и блюз — для голосов с плотными низкими нотами, как например, у Billie Holiday и Etta James. А вот фанк и поп-музыка отлично подойдут голосам с небольшим диапазоном, если вы обладаете ярким тембром в разговорном регистре.
  2. Чтобы найти свои переходные ноты. Переходные ноты находятся на стыке двух голосовых регистров («головного» и «грудного»). Там, где голос «ломается», переходит от плотного звука к тонкому. У широкого диапазона таких «порогов» может быть больше двух.
  3. Чтобы знать, какая система упражнений и распевок вам подойдет. Лучше всего определит это педагог по вокалу. Но если вы занимаетесь пением самостоятельно, то информация о вашем певческом диапазоне пригодится, чтобы подобрать распевки для высокого или низкого голоса. Кстати, рекомендую распевки Мелиссы Кросс. Они разделены по типу голосов: бас, тенор, альт и сопрано, и созданы для эстрадного пения и экстрим-вокала.

Совет по развитию рабочего диапазона голоса.

Рабочий диапазон можно и нужно расширять. Для этого:

Зачем развивать голосовой диапазон?

Чтобы петь больше красивых песен и обладать большими красками голоса! При неразвитом диапазоне песни у вокалиста будут однообразными, в пределах двух-трех нот.

Вот несколько примеров, каким общим диапазоном голоса обладают современные певцы и певицы:

Ну, теперь понятно, зачем развивать диапазон голоса, чтобы стать профессионалом?

Тогда открывайте мой лайфхак на увеличение диапазона. Это простое и эффективное упражнение для голоса мы используем с учениками уже много лет.

Пишите в комментариях, какой диапазон голоса у вас, задавайте вопросы. А также подписывайтесь на новые статьи блога о вокале!

Поделиться статьей с друзьями.

 

ovocale.ru

Как определить голос

Как определить голос  Я так понимаю, раз Вы зашли почитать эту статью, то Вас конкретно волнует определение своего голоса или определение голоса своего ученика. Тема эта, как Вы понимаете, очень длинная и Я не буду сейчас углубляться в различия голосов по их спинтовости или величине, о которой, Я уже писал в статье «Большие и маленькие голоса». Думаю, Вам интересно, именно определение голоса по типу, т.е.: сопрано, меццо, тенор, бас, баритон, контральто и т.д.    Кстати, что б ни писать здесь о характеристиках различных голосов Вы можете ознакомиться с ними подробно в разделе «Типы голосов», та информация, надеюсь, Вам тоже поможет. Думаю, значимость определения голоса вообще трудно переоценить.

  Сразу скажу, что невозможно прочитать текст и встав из-за компьютерного стола  или убрав из поля зрения телефон с которого Вы это читаете, узнать способ, как не имея вокальной школы просто взять и определить свой тип голоса. Я могу помочь только тем, кто хоть как-то образован, кто имеет догадки и т.д. А вообще, что б ни лукавить, Я просто объясню способы, которыми педагоги определяют голос ученика, а Вы уже сами решайте, и если после этой информации Вы останетесь, не уверены, то, дорога в музыкальную школу или к частному преподавателю пения Вам заказана.

определение голоса

И так. Теперь собственно комплекс признаков, по которым определяется тип голоса:

  1. 1.   Тембр. Ну конечно, первое на что смотрят – это звучание, окрас, густоту грудных и головных регистров голоса, что там говорить, если Магомаев, например, был баритоном, то этот чисто баритональный тембр ни с чем не спутать, конечно, некоторые тенора могут изобразить низкие баритоновые ноты, но это будет зажато, мало звучно, не окрашено. И наоборот, баритон не сможет изобразить той лёгкости и полётности верхней форманты, которую продемонстрирует тенор. Та же история с сопрано и меццо, да в принципе и с любыми голосами. А вообще, опытные преподаватели определяют тембр голоса ученика, просто по внутренним ощущениям и интуиции, потому что за жизнь уже наслушались столько голосов, что обмануть их слух почти невозможно.
  2. 2.   Переходные ноты. В каждом голосе есть переходные ноты, «мосты» между регистрами, головным и грудным. Есть так же теория о том, что в каждом голосе 3 регистра и споры на эту тему до сих пор тянутся столетиями, сейчас не об этом. Так или иначе, эти переходники есть и нащупав их, так же можно, хоть не со 100% уверенностью, но всё же определить тип голоса, вот например, у тенора переходные ноты ми-фа# первой октавы, у баритона ре-ми бемоль первой октавы, переходные ноты меццо: ре-ми бемоль второй октавы, у сопрано ми-фа# второй октавы и т.д. Вот и хорошая идея для следующей статьи нашлась о переходных тонах. Но следует помнить, что опытные певцы переходных тонов не чувствуют и попросту забывают о них.
  3. 3.   Диапазон. Наверное, это самый растяжимый критерий в этом списке. На начальном этапе обучения пению, диапазон, преимущественно мал у всех и никому ни о чём не говорит, а что касается оперных певцов, то их диапазоны зачастую 2,5 – 3 октавы, а значит и это не критерий. Многие меццо поют в тесситуре Сопрано, и наоборот, контральто могут доставать верхние ноты меццо, тенора доставать ноты баритонов, басы могут петь в тесситуре баритонов и т.д. конечно эти способности есть не у всех, но всё же они есть. У хороших певцов всегда большой диапазон и от этого никуда не денешься.
  4. Строение гортани и связок. Когда-то существовали слухи о том, что фониатрия якобы может, взглянув на связки спрогнозировать голос певца или сделать то же самое по размеру и форме кадыка. Якобы у теноров, кадык небольшой и еле заметный, а у басов большой и т.д. Но осмотрев хотя бы с пару десятков певцов, Вы сразу сообразите, что это далеко не так и тип голоса не зависит от строения гортани, а что касается связок, то этот критерий так же ничего значить не может. В конце концов, если строение связок играет роль, то нужно оценивать их размер, толщину, прочность, эластичность, подвижность и т.д.
  5. Телосложение. Миф о том, что меццо-сопрано и тенора обязательно полные, а басы и колоратуры обязательно тощие так же не имеет места, как обоснованная и доказанная теория определения голоса, потому что по статистике в этой теории будет больше половины исключений, а значит, теория не имеет смысла.
  6. Способность выдерживать тесситуру. Что касается этой способности, то здесь всё ясно, имеется ввиду способность певца долго петь в однообразно высокой или низкой тесситуре.

      Например, если баритон, способен брать теноровые ноты, и даже тембром схож с драматическим тенором, это ещё не значит что он тенор, потому что, как не крути. Но у тенора, порой, тесситура всего произведения настолько высока, что способность едино-разово брать высокую ноту не спасёт, а вот тенор так устроен, что ему под силу выдерживать высокую тесситуру на протяжении всей оперы и т.д. Хотя конечно, Я уже писал о певце Титто Руффо, который мог дать фору многим тенорам и доставал он До# 2 октавы, что кажется невероятным просто.

  Стоит ли делать вывод из вышесказанного, что каждый человек сам делает свой голос с нуля? – «Нет! конечно». Потому что даже несмотря, на то, что по отдельности все эти факторы не значимы, в совокупности они рождают собой целую науку «определение голоса». Природа всё-таки вложила в каждого из нас особый перечень способностей и лучше всего раскрывать то, что уже есть и даже на это может не хватить жизни, не то, что бы на трансформацию себя.

Статьи по теме

vokalizm.ru

Как проверить диапазон голоса в домашних условиях

Под диапазоном понимают определенное количество нот, которые может взять певец без перенапряжения связок и неестественности звучания. Обычно для эстрадного певца диапазон составляет две октавы – например, первая и вторая – плюс некоторый запас вверх и вниз для большей естественности исполнения.

Три октавы при тех же условиях – это уже очень много, обычно подобные возможности имеют оперные исполнители, а под голосом в четыре октавы обычно понимается возможность свободного исполнения музыки в трех октавах и фальцет (высокое пение своеобразного звучания) еще на семь-восемь нот.

Максимально зафиксированный на данный момент диапазон составляет 5 октав и один тон – именно таким голосом обладает певица из Санкт-Петербурга Татьяна Долгополова. Пять октав могла использовать Уитни Хьюстон, а вот солист группы Queen Фредди Меркьюри имел всего три.

Для желающих проверить голос можно предложить классификацию, где перечисление идет в порядке понижения тона:

· женские – сопрано, меццо-сопрано, контральто;

· мужские – тенор, баритон, бас;

· детские – дискант, альт.

Как проверить свой голос?

Простейший вариант – начать распеваться, сопровождая пение игрой на фортепиано (гаммы). Диапазоном голоса будет тот регистр, в пределах которого пение звучит естественно, без ощутимого перенапряжения связок и появления сипения или хрипа.

Более точно определить пределы возможностей фониатр – узкий специалист лор-направления, занимающийся проблемами голоса.

После решения вопроса о том, как проверить голос, начинающие певцы обычно задумываются о расширении возможностей. Обычно основным желанием является увеличение диапазона и повышение качества исполнения.

Улучшить звучание можно с помощью упражнений для дикции. Чем четче проговариваются все звуки, тем разборчивее и приятнее пение. Увеличить диапазон, то есть число выпеваемых нот в нужную сторону (верхний или нижний регистр), можно пением на пределе возможностей. Однако в этом случает велик риск надорвать связки, что приведет к временной или постоянной потере возможности петь.

Оптимальный способ улучшения собственного голоса – занятия с профессиональным педагогом или, в крайнем случае, самостоятельно, под запись, поскольку только прослушивание исполнения со стороны позволяет определить, не вышел ли певец за свои пределы и не превратилось ли его исполнение в писк или рычание.

www.wday.ru

Как определить тип голоса и какие виды существуют?

Голос каждого человека неповторим по своему звучанию и особенностям. Если говорить о характеристиках певческих голосов, то здесь отличительные черты такие: тембр, диапазон, высота раскрытия и индивидуальность.

Как определить тип голоса? Классификация мужских и женских голосов по вокальным характеристикам, существующая в наши дни, была придумана в итальянской оперной школе. О том, какой тип голоса у исполнителя, нетрудно узнать во время прослушивания. Специалисты обращают внимание на его тембр, тональность, особенности диапазона голоса и тесситуру, а затем делают вывод.

Тембр

Тип голоса

Тембром голоса называют его индивидуальную окраску и яркость. Голос может звучать насыщенно или мягко, окраска может быть темной или светлой. Преподаватели различают следующие типы тембра голоса: резкий и мягкий, грудной, головной, смешанный.

Вокалист, который обладает мягким и приятным для слуха тембром, будет более востребован, чем тот, кто имеет резкую и отталкивающую манеру пения. По сути, от тембра голоса зависит, сможет ли человек заниматься вокалом.

Тембр каждого из нас уникален, поэтому мы можем легко определить звучащий голос одного из любимых певцов благодаря его индивидуальным особенностям.

О тональности

Типы женских голосов

Каждый тип голоса обладает своей тональностью. Людям комфортно петь в зоне природной работы голосового аппарата. Ее называют примарной, то есть к разговорному тембру добавляют две или три ноты вверх.

Стоит учесть, что в каждом произведении голос может звучать по-разному, поэтому лучше петь в своем рабочем диапазоне. Им, в свою очередь, мы называем тот диапазон нот, которым вокалист способен придать красивую окраску и качественное звучание. Здесь речь не идет о полном диапазоне нот, которые человек может взять своим голосом. Так вот, исходя именно из рабочего диапазона, стоит выбирать тональность для определенного произведения.

Что такое диапазон?

Диапазон каждого типа голоса определяют во время распевания, а также в процессе исполнения песни в удобной для человека тональности. В большинстве случаев певческие голоса обладают конкретным диапазоном, благодаря которому легко определить его тип. Особо ценятся исполнители, которые имеют широкий рабочий диапазон и поэтому могут заменить одного из своих коллег с другим голосом.

О тесситуре

Тип голоса

Тесситурой называют участок диапазона, в котором певцу комфортно петь. То есть она может быть удобной или неудобной для определенного голоса. Бывает так, что одному исполнителю песня может быть удобной, а другому - нет, хотя оба обладают одинаковым диапазоном. Это означает, что участок диапазона для комфортного пения у них разный. Поэтому чем он шире, тем удобнее петь.

Советы по технике

Тип голоса

Более того, исполнитель должен научиться правильной технике пения. Неправильная искажает голос. Чтобы он звучал красиво и убедительно, необходимо обратить внимание на следующие технические особенности:

Поставить свою технику пения может любой человек. Если говорить о технике вокала, то развитие будет зависеть от наличия музыкального слуха, концентрации памяти и внимания, объема легких и особенностей голосовых связок. По сути, независимо от того, какие у человека физиологические особенности и вокальные данные, развить певческий голос можно.

Для развития голоса

Тип голоса

Далее описаны советы для исполнителей, которые помогут сохранить и развивать вокальные данные:

Во многих студиях вокала определяют тип голоса в согласии с классификацией, появившейся еще в XVI веке. Выделяют три мужских типа голоса — бас, баритон, тенор. Названия женских типов — контральто, меццо-сопрано, сопрано.

Характеристика женских типов голоса

Типы женских голосов

Сначала рассмотрим типы женских голосов. Большинство женщин, занимающихся вокалом, обладают сопрано. Кстати говоря, именно он имеет наибольшее число разновидностей. Он отличается звонким и прозрачным характером, а также выразительностью, звучание открытое и легкое.

Различают драматическое, лирическое и колоратурное сопрано.

Меццо-сопрано известен насыщенным звуком и глубоким тембром. Звучание такого голоса ниже, чем у сопрано. Этот голос тоже может быть драматическим или лирическим.

Контральто – голос, который довольно редко можно услышать из уст женщины, поскольку он является низким, что нехарактерно для слабого пола. Звучание контральто отличается бархатностью, силой звука и грудными нотами.

Типы мужских голосов

Основные типы мужских голосов

Высокий мужской голос называют тенором, его подтипы именуют так: драматический, лирический или же лирико-драматический. Особенности этого голоса можно обозначить такими словами: певучесть, мягкая подвижность.

Если говорить о баритоне, то это более тяжелый, чем тенор, тип голоса. Он обладает ярким и сильным звучанием в верхней части диапазона. Баритоны бывают лирическими и драматическими.

Басом называют самый низкий голос сильного пола. Песни, исполняемые басом, звучат более глубоко, чем баритон и тенор.

Некоторые заблуждения о классификации голосов по типам

Некоторые исследователи высказывают мнение, якобы не существует никаких типов голоса вообще, и выделяют только женские и мужские. Они считают, что звучание голоса зависит только от конкретных особенностей методик и постановок, другими словами, любая женщина может быть и контральто, и меццо-сопрано, и сопрано.

Однако вокальные данные многих исполнителей подтверждают нелепость этих заявлений. Только в очень редких случаях человек может иметь особые вокальные данные, позволяющие ему петь разными типами голосов. В большинстве случаев исполнитель не может преодолеть различия в тесситуре, например, в терцию. Более того, завышенная или заниженная лишь на один тон тесситура способна навредить голосу.

Упомянем и другие заблуждения, касающиеся типов голоса. Существует мнение о том, что эстрадные исполнители не нуждаются в определении типа голоса, и что классифицируют их только для академического пения. Но такое мнение отличается от действительности, поскольку типы голоса человека природой разделены на три женских и три мужских.

К тому же некоторые путают тембр и тип голоса, хотя это совсем разные термины. Под типом голоса подразумеваются звуковысотные особенности, а разновидности тембра не играют особой роли в таком тонком деле, как определение типа голоса. Индивидуальные показатели тембра важны для выбора своего стиля пения, и чтобы отметить художественные характеристики голоса. Итак, типы голоса являются его звуковысотными показателями, определяемыми с помощью шкалы звукоряда.

Об особенностях голоса

Голос человека невозможно заменить никаким из известных нам музыкальных инструментов, ни голосом каких-либо других созданий, поэтому на живое пение человеческая душа реагирует очень тонко, получая побуждения для сердца и разума.

В прошлом существовало мнение о том, что фониатрия способна, осмотрев голосовые связки, оценив размер и форму кадыка, определить тип голоса исполнителя. Считалось, что тенор будет обладателем менее заметного кадыка, а у басов он более выдающийся. Но после многочисленных осмотров и научных исследований стало понятно, что строение кадыка и гортани никак не влияет на тип голоса. Если говорить о связках, то их строение может сыграть роль, но нужно оценить толщину, прочность, размер и эластичность.

Итак, существует конкретный комплекс внешних признаков и личных ощущений, которые помогают определить тип голоса во время пения. Голосовые связки человека очень чувствительные, их довольно легко повредить, что навредит голосу или же он совсем может пропасть.

Поскольку преподаватели тоже иногда ошибаются, во время слушаний лучше не напрягать свой голос слишком сильно, например, исполняя песню в не очень удобной тесситуре. Если вам кажется чей-то голос более ярким и выразительным, чем ваш, не забывайте о том, что каждый из нас имеет неповторимый голос, поэтому пойте только в свойственной себе манере.

Интересно, что когда правоохранительные органы ищут преступников, их выдают особенности голоса. Для поиска правонарушителей спецслужбы пользуются особо разработанными методами идентификации речи. Благодаря индивидуальному звучанию, которое называют обертонами, нам нетрудно узнать по голосу того или иного знакомого человека.

По сути, это является индикатором душевного и эмоционального состояния каждой личности, выражением наших внутренних сил. Именно благодаря голосу можно услышать страх перед публикой, депрессию, восторг, истерику, почувствовать благодарность или ненависть.

fb.ru

Диапазон голоса. Выше и еще выше…

Если начинать разговор с вокального диапазона, который явно отличается от обычного, то туда войдут только «музыкальные ноты», те которые имеют свою определенную высоту. Полный диапазон каждого человека может включать в себя разные «звуковые эффекты». Разделяют их на четыре простых отрезка, которые представлены ниже на рисунке:

Диапазон голоса. Выше и еще выше...

За основу распределения голосового диапазона была взята клавиатура фортепиано, для того чтобы Вам было более понятней их взаимодействие относительно друг другу. Мы не будем сейчас говорить о вокальных окрасках и о возможных характеристиках звука, сосредоточимся на высотных свойствах.

Все четыре участка, представленные на рисунке, присутствуют в голосе здорового человека, но в вокале как правило используются только два режима — речевой и фальцетный. Я не спроста назвала их режимами, так как работа голосовых складок (связок) на разных участках голосового диапазона разнится.В бытовой жизни люди используют обычно только один режим работы голосовых складок — речевой. У всех он отличается, кто-то обладает богатой палитрой звуковых частот, возможно даже больше чем октава — ноной, децимой, у других он значительно меньше, все мы индивидуальны… Также на изображении можно лицезреть отличия между мужским и женским диапазонами. У мужчин голосовые связки плотнее и длиннее женских, поэтому их голоса звучат ниже. Но и здесь есть исключения, так сказать аномалии. Встречаются мужчины, говорящие на высоких тонах и наоборот женщины голоса, которых подобны мужским. Такие явления очень ценны в вокальном мире, они требуют особенных методов развития, но им легче пробиться в ряды популярных личностей.

Рассмотрим речевой и фальцетный режим в отдельности.Речевой и грудной диапазон.

Речевой диапазон — это участок речи, который звучит в грудном регистре, его еще называют грудным голосом. Это фундаментальный режим работы голосовых связок как для мужчин, так и для женщин. Почти все звезды поют именно в речевой позиции, изредка используя другие участки своего голоса. Но далеко не каждый звук, пропетый в речевом диапазоне можно назвать полноценным грудным голосом. Очень важно найти свой отрезок речевого диапазона, музыкально точно исполненных нот. Найти крайние точки. Особо внимательно нужно подойти к крайнему верхнему участку, только ноту, не зажатую можно считать финальной ступенькой речевого диапазона. Именно эта нота, она как правило не одна, у женщин обычно около 3 тонов, у мужчин 1-1,5 тона, и будет Вашим трамплином в другой режим работы голосовых связок.

Как определить диапазон голоса?

Для того чтобы найти крайние точки своего голоса, Вам понадобится клавиатура. Не беда если дома у Вас не запылилось фортепиано, можно в интернете найти клавиатуру онлайн или скачать себе на гаджет приложением (ссылка на фортепианную онлайн клавиатуру) Важно найти свой удобный тон и начинать с него, если Вам сложно с ориентироваться, возьмите ноту До, на рисунке я для Вас обозначила где она находится, и постепенно, обращая внимание на точность спетых нот, на технике легато (слитно) поднимайтесь выше по полутонам.

Диапазон голоса. Выше и еще выше...

Если Вы почувствовали напряжение в голосе и начали переходить на крик, СТОП! Спуститесь ниже на несколько тонов, важно найти свою КОМФОРТНУЮ КРАЙНИЮ ТОЧКУ. То, что Вы делали только что называется форсированием и может навредить неопытному голосу, оно имеет право на жизнь в очень особых, чаще всего эмоциональных голосовых выражениях — но пока это не Ваша история. Если крайним участком будет форсированная нота, то и следующую, и следующую Вы превратите в такую же, а значит не сможете развиваться…Нужно понимать серьезность таких действий. Лучше не дойти, чем перейти через эту очень тонкую грань.Точку нижнего края мы определяем таким же образом, но здесь критерием будет громкость ноты. От До (любой другой удобной ноты) спускайтесь вниз, когда Вы почувствуете, что звук резко пропал, провалился — вот он Ваш край вокального речевого диапазона — фиксируем.Фальцетный диапазон.

Что же там за пределами речевого диапазона? — А там фальцет…Как я уже писала выше, голосовые связки перестраивается в другой режим работы, они становятся более растянутыми. Наглядно посмотреть это можно в видео ролике, который я выкладывала в статье «КАК НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ ЙОДЛЬ» (ссылка ).Фальцет на столько отличается от звучания грудного голоса, что как правило его используют фрагментарно, как украшение, особую окраску в песне. Но есть голоса, которые явно не назовешь фальцетными. Когда ты слышишь полноценное головное звучание, без присущего фальцету воздушной струи, язык не поворачивается назвать такие голоса — Фальцетом, только ПОЛНОЦЕННЫМ ГОЛОВНОМ ГОЛОСОМ.Фальцетом может петь каждый здоровый человек вне зависимости от половых признаков. Мужчина может почувствовать свое высокое звучание, копируя женский голос, женщина, парадируя детский. Попробуйте поэкспериментировать на себе. Также каждому под силу развить фальцет в полноценный головной звук. Это весьма емкая и трудозатратная работа, требующая много терпения и упорства. Никто не говорит, что будет легко, а если говорит, то скорее всего вводит в заблуждение. Да, общие знания куда и как все это работает Вы можете получить за короткий срок. Но чтобы наработать навык, нужно время и еще раз время….Как определить свой фальцетный диапазон?

Точно таким же принципом, как и с речевым диапазоном, только теперь точкой отсчета будет крайняя нота грудного голоса. От нее, в фальцетном режиме работы голосовых связок, постепенно поднимайтесь вверх по полутонам до момента, когда Вы опять почувствуете напряжение, сопротивление организма. Это и будет Вашим крайнем переходным участком уже в другой отрезок — свистковый. Очень важно найти также свой край нижнего участка фальцетного диапазона. От той же точки грудой переходной ноты, только в режиме фальцета спускайтесь вниз до момента, когда Вы почувствуете, что голос сам по себе переключился в грудную позицию, найдите этот отрезок и определите переходную ноту.Если сопоставить относительно клавиатуре речевой и фальцетный диапазон то Вы обнаружите точки их пересечения это будет Вашей золотой серединой с которой нужно больше всего работать.

Диапазон голоса. Выше и еще выше...

Зная свой диапазон Вы можете без ошибочно выбирать себе репертуар, который по тесситуре (крайним точкам диапазона) будет Вам подходить. Также Вы в песне легко сможете определить сложные участки и по необходимости транспонировать (повысить или понизить) произведение.

Пример фальцетного и грудного звучания, почувствуйте их разницу.

Знание — это залог успеха. Изучайте свой голос, свои возможности, находите свои уникальности.

Помните, что я с радостью отвечу на Ваши вопросы и всегда жду Вас на своих занятиях вокалом.

Удачи в начинаниях!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

rdvoice.com