Как написать рецензию на спектакль: образец. Как писать рецензию на спектакль


Как написать рецензию на спектакль: образец

Очень важным сегодня является умение человека давать критическую оценку чему-либо. Во многих сферах это можно сделать посредством написания рецензии, которая, в свою очередь, имеет определенные правила создания. О том, как ее писать, рассказывается в нашей статье.

Рецензия как жанр

Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу...).

Для чего нужна рецензия?

Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.

Жанровые особенности

Как правило, рецензия пишется в публицистическом стиле, носит полемический характер, также может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье. Она должна быть объективной, поэтому в ней не допускается использование личной эмоциональности, грубых сравнений, изложение субъективных мыслей. Все высказанные суждения должны иметь четкие аргументы (примеры из текста, постановки, стиля, авторской позиции и т. п.). Написание рецензии предусматривает употребление терминов сферы искусства, к которому относится анализируемое произведение.

Рецензия на спектакль в театре

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персо­нажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.

Этапы создания рецензии

Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
  2. Просмотр спектакля.
  3. Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
  4. Непосредственное написание критической статьи.

Структура рецензии

Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:

І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения и т. д.).

ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.

IIІ. Выводы о художествен­ных достоинствах исследуе­мой постановки и его значимос­ти для театральной и общественной жизни.

План рецензии (примерный)

Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.

  1. Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
  2. Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
  3. Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
  4. Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
  5. Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
  6. Оценка актерской игры.
  7. Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
  8. Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов...).
  9. Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).

Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.

Советы по написанию рецензии:

  1. До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
  2. Посмотрите спектакль сами.
  3. Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
  4. Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
  5. В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
  6. Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
  7. Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
  8. Обязательно приводите аргументы.
  9. Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.

Основные ошибки написания театральной рецензии

  1. Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” - “не нравится”, "впечатлил меня", “порадовал актер”...
  2. Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
  3. Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
  4. Неграмотное использование терминов.

Образец рецензии на спектакль

В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.

Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.

Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.

Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.

Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может "взорваться" в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.

Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.

С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.

На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма.

Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля.

Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела.

Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку.

Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров.

В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.

Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.

fb.ru

Создаем театральную рецензию - Как анализировать текст? - Русский язык для всех и каждого

Как написать театральную рецензию

Театральная рецензия – самый популярный жанр театральной критики, цель которого – рассказ о спектакле. Рецензия должна быть посвящена именно спектаклю, а не пьесе. Для написания рецензии необходимо “прочитать” спектакль, понять режиссера, его концепцию, которая воплощается через мизансцены, актеров, сценографию, музыкальное сопровождение. Рецензия, как любой жанр, имеет свою структуру. Существуют нормы написания рецензии, и существует структура рецензии: нужно идти от общего к частному. 

Вначале должен быть общий тезис: о чем спектакль. В рецензии возможно описание ключевых мизансцен, каких-то эпизодов, работы актеров. В процессе написания рецензии нужно внимательно обращаться с театральными терминами. Чтобы избежать неправильного употребления, лучше всего заглянуть в словарь. Очень важно не сбиваться на “нравится” или “не нравится”. Это из области зрительского комментирования спектакля. Такие фразы, как “порадовал актер”, “была убедительна в роли”, “хорошо справилась с ролью”, лучше не использовать. Они не несут никакой информации для потенциальных зрителей и для актеров. Еще одной частой ошибкой является пересказ сюжета. Если это и нужно делать, то очень изящно и кратко. И очень важно не говорить об открытиях, когда их не было. А это часто встречается из-за недостатка опыта у рецензента, незнания истории театральных постановок. Рецензия – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух спектакля, чтобы читатель захотел или не захотел его посмотреть.

Советы по написанию рецензии:

  1. Проведите предварительную работу. Прочитайте пьесу, по которой поставлен спектакль. Узнайте, когда и где ее уже ставили. Не торопитесь с написанием рецензии. Лучше ее писать на следующий после спектакля день. Сравните первые впечатления с послевкусием. После этого можно приниматься за сам текст. В первой части статьи необходимо предоставить краткую информацию о театре, главном режиссере и его прошлых постановках. Упомяните о пьесе. Необходимо рассказать о традиции ее постановки.
  2. Напишите разбор идейного содержания. Продумайте, какую мысль хотел донести до зрителей режиссер, какая атмосфера была на спектакле. Проанализируйте несколько важных эпизодов, отметьте оригинальные режиссерские решения. Приведите аргументы вне зависимости от того, хвалите вы или ругаете. Очень важно сохранить объективность, даже если постановка в целом вам не понравилась. В любом спектакле можно найти положительные стороны. Если речь идет о постановке классических пьес Островского или Шекспира, акцентируйте внимание на том, что нового было в данной трактовке.
  3. Оцените игру актеров и актерские находки. Называя героев пьесы по именам, не забудьте в скобках указать фамилии актеров, которые исполняли роли. Не обязательно подробно перечислять всех действующих лиц. Достаточно отметить тех, чья игра действительно вас поразила.
  4. Напишите о сценографии спектакля. Расскажите о цветовых решениях, световых сценариях, как форма помогала раскрытию содержания... Стоит уделить несколько слов работе хореографа, костюмера и гримера.

Вы можете использовать следующие слова и сочетания:важно отметить, что…, в моем восприятии…, больше всего меня впечатлило…, исполнитель главное роли, доминировали актеры, очень удачным мне кажется решение режиссера…, цвето-световое решение, костюмы актеров, декорации были призваны передать…,  оригинальные находки, показалось лишним, не хватило для восприятия, разрушило мои представления, заставило задуматься, осталось в памяти…

www.oshibok-net.ru

Как написать рецензию на спектакль: образец

Образование 22 января 2018

Очень важным сегодня является умение человека давать критическую оценку чему-либо. Во многих сферах это можно сделать посредством написания рецензии, которая, в свою очередь, имеет определенные правила создания. О том, как ее писать, рассказывается в нашей статье.

Рецензия как жанр

Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу...).

Для чего нужна рецензия?

Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.

Видео по теме

Жанровые особенности

Как правило, рецензия пишется в публицистическом стиле, носит полемический характер, также может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье. Она должна быть объективной, поэтому в ней не допускается использование личной эмоциональности, грубых сравнений, изложение субъективных мыслей. Все высказанные суждения должны иметь четкие аргументы (примеры из текста, постановки, стиля, авторской позиции и т. п.). Написание рецензии предусматривает употребление терминов сферы искусства, к которому относится анализируемое произведение.

Рецензия на спектакль в театре

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персо­нажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.

Этапы создания рецензии

Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
  2. Просмотр спектакля.
  3. Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
  4. Непосредственное написание критической статьи.

Структура рецензии

Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:

І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения и т. д.).

ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.

IIІ. Выводы о художествен­ных достоинствах исследуе­мой постановки и его значимос­ти для театральной и общественной жизни.

План рецензии (примерный)

Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.

  1. Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
  2. Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
  3. Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
  4. Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
  5. Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
  6. Оценка актерской игры.
  7. Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
  8. Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов...).
  9. Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).

Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.

Советы по написанию рецензии:

  1. До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
  2. Посмотрите спектакль сами.
  3. Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
  4. Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
  5. В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
  6. Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
  7. Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
  8. Обязательно приводите аргументы.
  9. Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.

Основные ошибки написания театральной рецензии

  1. Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” - “не нравится”, "впечатлил меня", “порадовал актер”...
  2. Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
  3. Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
  4. Неграмотное использование терминов.

Образец рецензии на спектакль

В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.

Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.

Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.

Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.

Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может "взорваться" в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.

Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.

С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.

На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма.

Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля.

Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела.

Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку.

Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров.

В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.

Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.

Источник: fb.ru Закон Как написать жалобу на учителя: образец

Как написать жалобу на учителя? Разберемся, в каких ситуациях это необходимо.Каждый родитель понимает огромное значение школы в жизни ребенка. Это место, где ученик получает образование, заводит новых друзей, о...

Образование Характеристика на родителя: образец. Как написать характеристику на родителей

Характеристика на родителя - важнейший документ, который представляет социально-психологические черты матери или отца с точки зрения их воздействия на воспитание ребенка.Выполнение функций родительства, психоло...

Закон Образец характеристики для награждения почетной грамотой министерства. Как написать характеристику на работника? Ходатайство о награждении почетной грамотой: образец

В случае, когда предстоит процедура награждения кого-либо из работников определённым знаком отличия, требуется подготовить ряд конкретных документов. Пример такового - характеристика или представление к награждению по...

Закон Как написать заявление на отзыв заявления на увольнение: образец

Сегодня нашему вниманию будет представлен образец заявления на отзыв заявления на увольнение. С этой бумагой знаком далеко не каждый сотрудник. Тем не менее, необходимо помнить о ней. Не исключено, что человек, решивш...

Закон Доверенность в свободной форме. Как написать доверенность на физическое лицо от физического лица

Доверенность в свободной форме — документ, предоставляющий право представительства одного лица другим перед третьими лицами (пункт 1 статья 182 ГК РФ). При правильном заполнении он может быть оформлен от руки.

Закон Куда жаловаться на врачей? Как написать жалобу на врача: пример

Все мы знаем, как обстоит дело с медициной в нашей стране. Образ хамоватой медсестры и не особо внушающего доверия врача уже въелся в головы жителей постсоветского пространства. Но если хамство - это только верхушка а...

Закон Как составить характеристику на сотрудника? Образец характеристики на сотрудника

Многие люди, порой даже не ожидая подвоха, сталкиваются с необходимостью составления характеристики на «ближнего». Естественно, это касается тех людей, что ведут кадровую работу. Зачастую у них уже есть об...

Закон Как написать заявление на отпуск новичку?

Практически каждый человек, впервые устроившийся на работу, оказывается в ситуации, когда необходимо написать заявление на отпуск. И как ни странно, возникает множество вопросов по этому поводу. Как написать заявление...

Закон Как написать претензию на некачественный товар

Бывают случаи, когда покупка оказывается ненадлежащего качества. Следовательно, хочется ее либо обменять, либо вернуть за неё деньги. Но для начала прочитайте, как написать претензию на некачественный товар. Вы сможет...

Закон Как написать ответ на претензию?

В современном мире нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми. Это происходит при покупке товара, заказе каких-либо услуг, выполнении собственных обязательств. Общение бывает не только между физически...

monateka.com

Как написать рецензию на спектакль

Театроведческая скептическая статья сама по себе является маленьким художественным произведением с зачином, кульминацией и развязкой. Успешная сценическая рецензия отражает основные особенности постановки, оставаясь при этом короткой и интересной: держать читательское внимание нередко не менее трудно, чем зрительское в театре.

Инструкция

1. Проведите заблаговременную работу. Прочитайте пьесу, по которой поставлен спектакль . Узнайте, когда и где ее теснее ставили. Сам спектакль отличнее посетить несколько раз, дабы проверить свои первые ощущения. Предупредите основного режиссера о своем приходе. В большинстве театров есть рабочий ряд для друзей театра и критиков, откуда классно видна сцена. По окончанию спектакля побеседуйте с режиссером и исполнителями основных ролей. Сравнить свое ощущение с суждением постановщика будет пригодно. Так вы сумеете оценить, чего режиссер хотел добиться, и какие из поставленных задач ему удалось исполнить. Помимо того, за кулисами с вами наверно поделятся яркими сценическими историями, которые сумеют оживить грядущую статью.

2. Захватите блокнот и ручку, отправляясь на спектакль. Делать пометки в темноте не слишком комфортно, но это нужная часть работы. Зарисуйте, как выглядит сцена, запишите понравившиеся реплики и все свои ощущения, которые появились во время спектакля и могут позднее забыться. Вернувшись домой, отменнее сразу «расшифровать» все сделанные наскоро пометки.

3. Не спешите с написанием рецензии. В течение нескольких дней возвращайтесь мысленно к спектаклю, сравните первые ощущения с послевкусием. Позже этого дозволено приниматься за сам текст. В первой части статьи нужно предоставить короткую информацию о театре, основном режиссере и его прошлых постановках. Упомяните о пьесе. Нужно рассказать о обычии ее постановки.

4. Напишите разбор идейного оглавления. Продумайте, какую мысль хотел донести до зрителей режиссер, какая атмосфера была на спектакле. Проанализируйте несколько значимых эпизодов, подметьте подлинные режиссерские решения и актерские находки. Приведите доводы вне зависимости от того, хвалите вы либо браните. Дюже главно сберечь объективность, даже если постановка в совокупности вам не понравилась. В любом спектакле дозволено обнаружить позитивные стороны. Если речь идет о постановке классических пьес Островского либо Шекспира, акцентируйте внимание на том, что нового было в данной трактовке.

5. Оцените игру артистов. Называя героев пьесы по именам, не позабудьте в скобках указать фамилии артистов, которые исполняли роли. Не непременно детально перечислять всех действующих лиц. Довольно подметить тех, чья игра подлинно вас поразила.

6. Напишите о сценографии спектакля. Расскажите о цветовых решениях, световых сценариях и как форма помогала раскрытию оглавления. Стоит уделить несколько слов работе хореографов, костюмеров и гримеров.

Одним написать рецензию на работу легко, другие — даже опасаются начать. Дабы не было загвоздок в создании рецензии, дозволено воспользоваться простым планом, тот, что направит по правильному пути и поможет грамотно высказать свое суждение.

Инструкция

1. Рецензия — это цивилизованная форма обсуждения чего-либо, которая представляет собой обзор и оценку какой-нибудь работы. Рецензия является стилем литературной критики и газетно-журнальной публицистики. Но в последнее время навыками создания рецензий обязаны обладать фактически все, так как повседневно сотни тысяч людей высказывают свое суждение о каких-нибудь вещах и событиях. Рецензировать дозволено фактически все: бытовую технику, приборы и аксессуары, компьютерные спецтехнологии, музыку, фотографии, фильмы, компьютерные игры и сайты, художественные произведения, последние события, происшествия, политические заявления. Одним словом, все, что волнует, может быть подвергнуто суровой оценке, которая должна определить ценность объекта.Без рецензии невозможно обойтись и в научной деятельности. Рецензия научной работы: статьи, диссертации, курсовой и дипломной работы, — является одним из моторов становления науки.

2. Если вы пишете рецензию в 1-й раз, это занятие может показаться вам дюже трудным. Впрочем не такое оно и трудное, так как процесс создания рецензии дозволено поделить на шесть примитивных шагов:Шаг 1-й. Укажите предмет обзора, тему и стиль работы. (Дозволено ответить на вопросы: что анализируем? о чем работа?)Шаг 2-й. Подумайте об актуальности выбранной автором темы. (Вопрос: чем увлекательна тема? сумеет ли она заинтересовать других людей?)Шаг 3-й. Коротко перескажите оглавление работы, выделите основные расположения. (Дозволено составить план либо воспользоваться оглавлением работы, если она имеет слишком крупный объем).Шаг четвертый. Дайте всеобщую оценку работе. (Вопрос: что заинтересовало в работе? какие итоги автора являются подлинными, новыми?)Шаг пятый. Перечислите недочеты работы, ложные итоги.Шаг шестой. Сделайте итоги.Дабы освоить спецтехнологию написания рецензии, довольно пройти данный путь один-два раза. И не необходимо опасаться ошибиться.

Видео по теме

Многие знаменитые авторы утверждают, что писательство – это не муза и воодушевление, а упорный каждодневный труд, в котором нет и намека на романтику. При этом пишите ли вы повесть, рассказ, набросок либо статью , с технической стороны это не имеет никакого значения. Вооружившись листом и ручкой, либо запустив текстовой редактор для написания свой первой статьи, рассматривайте несколько моментов.

Инструкция

1. Вы обязаны отчетливо понимать, для какого издания собираетесь написать статью . Просмотрите, если есть вероятность, статьи других авторов. Определите, какой жанр речи огромнее подходит для статей выбранного вами издания, уточните все параметры заказа – число печатных знаков, требования к оформлению, присутствие (либо неимение) ссылок, списков, таблиц и прочие технические детали.

2. Определите тему статьи. Если вам дали теснее готовую тему, обдумайте наименование, осознайте толк того, о чем будете писать. Мысленно либо на листе бумаги составьте схему статьи, определите ее конструкцию. Помните, что всякий текст должен иметь предисловие и логическое заключение, а события, факты либо любая иная информация обязаны быть высказаны ступенчато.

3. Если вам трудно сразу сформулировать, о чем в статье пойдет речь, начните писать ее с стержневой части, а анонс либо вступление допишите в конце, когда готовый текст будет у вас перед глазами. При написании текста помните, что предложения в абзацах обязаны быть связаны между собой по смыслу, а всякий новейший абзац должен логически вытекать из предыдущего.

4. Если вы ссылаетесь в статье на исторические (политические, экономические и прочие) события и факты, используете даты, не поленитесь и перепроверьте достоверность тех фактов, о которых пишите. Если упоминаете в тексте интернет-источник, укажите его адрес либо точное наименование, так, дабы читатель сумел независимо его обнаружить.

5. Оформите, если требуется, завершение. Напишите вступление (либо анонс), если вы его еще не написали. Перечитайте готовую статью несколько раз, проверяя ее на предмет грамматических, пунктуационных, стилистических и прочих ошибок. Оформите (по необходимости) текст на странице в соответствии с требованиями клиента (установите ширину полей, выровняйте текст, выделите отступами абзацы).

6. Сдайте статью в указанные клиентом сроки. Если вы не поленились и исполнили работу добросовестно, учли все пожелания издателя, задач с публикацией вашей статьи появиться не должно. Если вы пишите статью для собственного сайта (газеты, журнала), требования не обязаны снижаться – вы же хотите, дабы вас читали люди.

Видео по теме

Полезный совет В начале рецензии нужно дать короткое оглавление спектакля. Слово «короткое» тут ключевое, от того что статья не должна свестись к пересказу событий на сцене.

jprosto.ru

Как написать рецензию на спектакль: образец

Очень важным сегодня является умение человека давать критическую оценку чему либо. Во многих сферах это можно сделать посредством написания рецензии, которая, в свою очередь, имеет определенные правила создания. О том, как ее писать, рассказывается в нашей статье.

Рецензия как жанр

Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу...).

Для чего нужна рецензия?

Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персо­нажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.

Этапы создания рецензии

Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
  2. Просмотр спектакля.
  3. Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
  4. Непосредственное написание критической статьи.

Структура рецензии

Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:

І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения и т. д.).

ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно художественного своеобразия постановки.

IIІ. Выводы о художествен­ных достоинствах исследуе­мой постановки и его значимос­ти для театральной и общественной жизни.

План рецензии (примерный)

Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.

  1. Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
  2. Данные об авторе пьесы, режиссере постановщике.
  3. Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
  4. Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
  5. Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
  6. Оценка актерской игры.
  7. Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
  8. Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов...).
  9. Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).

Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.

Советы по написанию рецензии:

  1. До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера постановщика.
  2. Посмотрите спектакль сами.
  3. Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
  4. Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
  5. В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
  6. Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
  7. Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
  8. Обязательно приводите аргументы.
  9. Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.

Основные ошибки написания театральной рецензии

  1. Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” “не нравится”, "впечатлил меня", “порадовал актер”...
  2. Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
  3. Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
  4. Неграмотное использование терминов.

Образец рецензии на спектакль

В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.

Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.

Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.

Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.

Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может "взорваться" в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.

Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.

С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.

На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма.

Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля.

Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела.

Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно смысловую нагрузку.

Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров.

В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.

Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.

autogear.ru

Отличная рецензия на спектакль, который может и не прожить долго на нашей сцене. Ходите в театр!: rintra

КАК ОБЫЧНО, ЗАПОЗДАЛЫЙ ОТКЛИК НА СПЕКТАКЛЬ

Давеча наконец-то довелось побывать на спектакле «Наташина мечта» в краснодарском Театре драмы. Она стала первой из трех пьес Ярославы Пулинович, в разное время поставленных в нашем театре (отсюда и заголовок).  Пикантность ситуации заключается в том, что поначалу я вообще был уверен, что не напишу никакой рецензии. А сейчас не уверен, что рецензия будет именно что о спектакле. Пьеса достаточно локальна по затрагиваемой проблематике (что, впрочем, не помешало ей войти в десятку лучших русских пьес начала XXI-го века по версии газеты «Moscow times»).  На мой скромный взгляд, «Наташина мечта» не относится к спектаклям, которые изменят жизнь посмотревшего их человека раз и навсегда. Да и вообще, - что уж говорить, - судьба была не слишком благосклонна к этой краснодарской постановке. Я намеренно не хочу подробно останавливаться на сюжете пьесы: ее активно ставят и не менее активно рецензируют достойнейшие представители театральной общественности. В конце концов, именно рецензия «Афиши» в какой-то степени развязала мне руки: я прочитал ее и  окончательно понял, что воспринимаю «Наташину мечту» с диаметрально противоположной стороны. То есть я в своей рецензии как минимум не рискую повториться, а это само по себе уже дорогого стоит. Речь идет о втором монологе, конечно: с первым все и так понятно, поэтому никакого пространства для альтернативных интерпретаций, по сути, не остается. А вот с монологом «победившей» отличницы дело обстояло не так просто. Я и сам удивился, когда понял, что испытываю искреннюю симпатию к этому персонажу. Удивление, впрочем, было приятным. Попытаюсь объяснить. В эпоху тотальной либерализации человек, который играет по правилам (не «срезает углы» и не ищет окольных путей к успеху, держа наготове полную обойму душещипательных самооправданий), обречен на фрустрацию. Чтобы это понять, достаточно просто смотреть в наполненные слезами глаза Аллы Мосоловой, когда она в финальной сцене скандирует свою мантру: «Победила я … Победила я…»  My makeup may be flaking but my smile still stays on, что называется... Не уверен, что Фредди Меркьюри имел в виду именно это, но параллели напрашиваются сами собой. И вот еще что: в тот самый вечер мои собственные дети сдавали вступительный экзамен в 1 класс школы (из-за этого я вообще чуть не опоздал на спектакль). И они если и уступали другим «абитуриентам», то как раз из-за отсутствия тех самых качеств, которые и помогли «победившей»  Наташе одержать победу. Сам я, кстати, до сих пор не отличаюсь ни трудолюбием, ни организованностью. Но, несмотря на этот мой недостаток, - а может, и благодаря ему! - мне никак не удается избавиться от чувства солидарности с Наташей, вся вина которой состоит в том, что она – повторюсь! – играла (и побеждала) по правилам. Я не оговорился, именно «вина». Если не в глазах публики, обвиняющей (в частности, устами критиков) Наташу в страшном грехе – отсутствии сострадания, бла-бла-бла, - то уж точно в глазах проигравшей соперницы. Потому что – согласно оригинальной версии второго действия пьесы, - весь этот триумфальный монолог на грани нервного срыва звучит именно в ее воспаленном сознании. Впрочем, говорить об «оригинальной версии» применительно ко второму действию вообще проблематично. Изначально пьеса состояла из одного монолога (известны сценические версии, где он растягивался на два полноценных действия с антрактом!). И лишь впоследствии, специально для премьеры в Саратовском ТЮЗе, Ярослава Пулинович – окрыленная успехом предыдущих постановок «Наташиной мечты» и благосклонными откликами прессы и театрального истэблишмента, - дописала второй монолог (если быть точным, то и третий тоже – но в краснодарскую версию спектакля он не вошел). На сцене нашего Театра Драмы он претерпел очередную метаморфозу, и здесь уже можно было бы говорить о «режиссерском прочтении авторского текста»… Если бы режиссер и автор не были одним и тем же лицом. Специально для нашей постановки Ярослава Пулинович решила изменить концовку второго акта, и действие из горячечного бреда потерявшей рассудок неудачницы переместилась во вполне реальную жизнь, где с трудом удерживающаяся от нервного срыва, но все же держащаяся молодцом героиня празднует очередную победу. Сложно сказать, пиррова это победа или нет: в голосе Наташи то и дело проскальзывают истеричные нотки, поэтому ручаться за нее я бы не стал. Возможно, Ярослава переписала сценарий, чтобы реабилитировать Наташу "победила я" в глазах скорого на расправу общества, охотно возводящего харизматичных кумиров на трон и готового простить им любые недостатки – особенно если кумир не живет за соседней дверью. Если не приходится сталкиваться с ним на одной лестничной клетке, в одной школе, на одной дискотеке, в соседней телестудии. Великодушие и всепрощение проще всего демонстрировать на безопасном расстоянии: этот закон еще пока никто не отменял. Поэтому хочется верить, что у Наташ – аккуратных, организованных, знающих, чего они хотят и адекватно оценивающих достоинства и недостатки конкурентов, - все будет хорошо, и они не сломаются под ударами судьбы. Успех выбирает сильнейших, поэтому все: и харизматичные асоциальные личности нон-конформисты, и self-made трудяги, - борются за него на равных.  Поэтому хотелось бы заранее максимально абстрагироваться от многочисленных тенденциозных суждений, отражающих нынешний zeitgeist.

Еще не могу не отметить еще один - короткий, но яркий, - выход Аллы Мосоловой в первой части спектакля в лице альтер эго Наташи, идущей напролом к осуществлению своей Мечты. Алла и появляется-то на сцене в роли этой самой мечты: на фоне угрюмой детдомовки в трениках, исподлобья бросающей хмурые взгляды на зрительный зал (захватывающая работа многоликой Виктории Лукиной), босоногая фея в легком белом платье, изящно порхающая по сцене с коробкой “Рафаэлло” в руках, выглядит сказочной гостьей из дивного нового мира и воплощением самых чистых и светлых грез, какие только способны посетить человека. Но чем ближе подходит к нам этот ослепительно-белый мотылек, тем невыносимее становится на него смотреть из-за вопиющего когнитивного диссонанса: легкое летнее платье – и испепеляющий холод в глазах, хрупкая миниатюрная фигурка – и настойчивый, не терпящий возражений взгляд. Ледяной взгляд, исполненный едва сдерживаемой радости в преддверии грядущего торжества.  И хмурая детдомовка, которой под горячую руку лучше не попадаться, вдруг становится ранимой и беззащитной на фоне зримого воплощения своей мечты. Победившей мечты, ставшей безжалостным приговором для проигравшей мечтательницы. Все вышеописанное длится буквально несколько минут, но я до сих пор с трудом подбираю слова, чтобы описать этот эпизод. «Жрица, - сказала про Аллу одна моя хорошая знакомая. – Наверняка знает какой-то секрет». Но жрица – языческое слово, и от такого ярлыка я бы, - применительно к Алле, - предпочел бы воздержаться. Скорее уж следует просто поблагодарить актрису за тонкую регулировку и богатство настроек артистического инструментария. И за неизменное бесстрашие, с  которым она берется живописать даже самые неприглядные стороны нашего диалектического бытия.

Завершить разговор хотелось бы обращением к зрителям – как нынешним, так и потенциальным. Ходите в театр, дамы и господа. Это ведь ради вас актеры выходят на сцену – и из-за вас кланяются полупустым залам. Это ради вас ставятся спектакли – и из-за вас снимаются с репертуара. Каждый раз, отгоняя прочь мысль о посещении театра, спрашивайте себя: сделаю ли я правильный выбор в поисках альтернативного применения своему времени? Действительно ли выиграю и обогащусь духовно, воздержавшись от похода в храм Мельпомены? Можно находить себе оправдания, прячась за уничижительными ярлыками «провинциально», «неинтересно», «вторично» - и вообще, что может быть доброго из Назарета? …  Можно тешить себя мечтами и воспоминаниями (у кого как) о посещении московских или питерских театров, давно и надолго обосновавшихся на вершине нашего (а иногда и мирового!) культурного олимпа.  Можно, в конце концов, сослаться на погоду: это ведь из-за нее, родимой, краснодарцы стройными рядами (по-другому по улице Красной гулять не получается, а больше у нас нигде и не гуляют) обходят стороной замкнутое пространство театрального зала. Можно мнить себя кем угодно, можно отводить себе какую-то особую роль, искать для себя особую миссию – в пику невзыскательной публике, не гнушающейся походов на спектакли местного театра. Все можно. Но … В общем, ходите в театр. В любом случае не пожалеете.

rintra.livejournal.com

Как написать рецензию на спектакль: образец

Очень важным сегодня является умение человека давать критическую оценку чему-либо. Во многих сферах это можно сделать посредством написания рецензии, которая, в свою очередь, имеет определенные правила создания. О том, как ее писать, рассказывается в нашей статье.

Рецензия как жанр

Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу...).

Для чего нужна рецензия?

Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.

Жанровые особенности

Как правило, рецензия пишется в публицистическом стиле, носит полемический характер, также может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье. Она должна быть объективной, поэтому в ней не допускается использование личной эмоциональности, грубых сравнений, изложение субъективных мыслей. Все высказанные суждения должны иметь четкие аргументы (примеры из текста, постановки, стиля, авторской позиции и т. п.). Написание рецензии предусматривает употребление терминов сферы искусства, к которому относится анализируемое произведение.

Рецензия на спектакль в театре

Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.

Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персо­нажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.

Этапы создания рецензии

Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
  2. Просмотр спектакля.
  3. Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
  4. Непосредственное написание критической статьи.

Структура рецензии

Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:

І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения и т. д.).

ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.

IIІ. Выводы о художествен­ных достоинствах исследуе­мой постановки и его значимос­ти для театральной и общественной жизни.

План рецензии (примерный)

Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.

  1. Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
  2. Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
  3. Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
  4. Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
  5. Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
  6. Оценка актерской игры.
  7. Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
  8. Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов...).
  9. Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).

Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.

Советы по написанию рецензии:

  1. До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
  2. Посмотрите спектакль сами.
  3. Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
  4. Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
  5. В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
  6. Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
  7. Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора,..), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
  8. Обязательно приводите аргументы.
  9. Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.

Основные ошибки написания театральной рецензии

  1. Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” - “не нравится”, "впечатлил меня", “порадовал актер”...
  2. Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
  3. Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
  4. Неграмотное использование терминов.

Образец рецензии на спектакль

В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.

Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.

Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.

Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.

Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может "взорваться" в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.

Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.

С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.

На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма.

Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля.

Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела.

Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку.

Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров.

В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.

Особенности рецензирования постановок для детской аудитории

Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.

Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.

загрузка...

worldfb.ru