Как правильно подключить вентилятор в ванной к выключателю. Как подключить электровентилятор


Как подключить вентилятор охлаждения двигателя?

Все мы знаем, что при работе практически любого механизма выделяется определенное количество тепла. В бытовых условиях чаще всего подобное явление можно наблюдать при работе компьютера, и если его никак не охлаждать, то внутренние платы вместе с контактами просто сплавятся. Чтобы этого не случилось, конструкция компьютера предусматривает наличие специального вентилятора, предназначенного для охлаждения нагретых деталей. В автомобильном мире главным источником тепла транспортного средства выступает его двигатель, поэтому потребность в его охлаждении возникла практически одновременно с созданием указанного силового агрегата.

Изначально процесс эволюции охладительных систем машины шел двумя путями, из-за чего на выпускаемых транспортных средствах устанавливают системы охлаждения двух видов: воздушное и жидкостное (гибридное). Поскольку в обеих системах конечным носителем, призванным рассеивать отведенное от двигателя тепло, есть воздух, то в их конструкции используется один общий элемент – вентилятор. Данное устройство обеспечивает постоянный и равномерный отвод тепла в атмосферу, тем самым охлаждая внутренние элементы конструкции автомобильного двигателя.

1. Устройство и назначение вентилятора охлаждения двигателя

Вентилятор находится в центре некого кожуха, вместе с которым и устанавливается на радиатор. Кожух вентилятора формирует воздушный поток и не позволяет ему рассеиваться, из-за чего этот элемент можно считать одной из главных составляющих конструкции системы охлаждения. В процессе своей работы радиатор оказывает некоторое сопротивление воздушным потокам, и если на него просто направить вентилятор, то определенная часть воздуха отразится и обойдет устройство стороной, в результате чего никакого эффективного охлаждения не будет.

Как мы уже говорили, работающий двигатель – это мощный излучатель тепла, и чтобы избежать перегрева самого агрегата, это тепло следует обязательно отводить. Решение указанной задачи положено на различные охладительные системы.

Так, например, в жидкостной системе охлаждения мотора, в качестве главного рабочего элемента используется вода или антифриз. Циркуляция жидкости проходит в блоке цилиндров и в головке блоков, где она забирает тепло от двигателя, нагревая тем самым себя. Естественно, для успешного выполнения своих обязанностей, охлаждающей жидкости необходимо отдать полученное тепло, чтобы вновь выполнить ту же функцию. Здесь в игру вступает радиатор.

Расположение радиатора системы охлаждения автомобильного мотора позволяет ему при движении машины «ловить» потоки набегающего воздуха, что существенно ускоряет отдачу тепла, а значит, и жидкость быстрее охлаждается. Однако автомобиль не может все время находиться в движении, поэтому в пробках или при длительных стоянках, когда транспортное средство не двигается, но его двигатель продолжает работать, тепло от радиатора отводится намного хуже, что нередко вызывает перегрев мотора со всеми вытекающими последствиями. Такой результат можно получить и вследствии движения транспортного средства на малых скоростях, особенно в жаркий летний день.

Вентилятор, расположенный перед радиатором, предотвращает подобные ситуации и обеспечивает двигателю нужное охлаждение. Он включается при длительном простое автомобиля с работающим двигателем, когда в охладительной системе температура становится критической. Вентилятор разгоняет тепло, пропуская необходимый поток воздуха через радиатор, благодаря чему тепло отводится в атмосферу.

Несмотря на всю важность такого устройства, оно обладает достаточно простой конструкцией и обычно состоит из трех основных элементов: крыльчатки (как правило, имеет четыре лопасти, но их может быть и больше), кожуха и привода вентилятора.

Привод вентилятора, который как раз и обеспечивает его вращение, может быть трех видов (на одной машине, конечно, устанавливается только один из них): механический, гидромеханический или электрический.

Наиболее простым вариантом является механический привод вентилятора, в котором вращение передается от коленвала посредством ременной передачи. Но в данном случае вентилятор вращается всегда, когда работает мотор, что в отдельных ситуациях (например, при запуске холодного двигателя) вызывает крайне негативные последствия. Поэтому на выпускаемых сегодня автомобилях такой способ охлаждения уже не применяется.

Более совершенным считается гидромеханический привод, который использует для работы гидравлическую или вязкостную муфту. В гидравлическом варианте этого элемента крутящий момент передается или отключается от коленвала за счет изменения количества смазочной жидкости. В вязкостной муфте с этой целью применяется силиконовая жидкость, а ее вязкость зависит от температурных показателей, изменение которых дает команду включить или отключить привод вентилятора. На сегодняшний день оба вида не нашли массового распространения, из-за чего встретить их можно нечасто.

Самым совершенным, и в то же время, сравнительно несложным видом привода вентилятора является электропривод, который приводит вентилятор в движение с помощью простого электрического двигателя, подключенного к бортсети автомобиля. Благодаря электромеханической (используется на старых моделях машин) и электронной (применяется на новых) системе управления, вентилятор, оборудованный электроприводом, способен включаться и выключаться при изменении температурных показателей охлаждающей жидкости. Также он может вращаться с разными скоростями при разных рабочих режимах силового агрегата автомобиля.

В наше время вентиляторы, оборудованные электрическим типом привода, получили наиболее широкое применение, и вряд ли такое положение вещей изменится в ближайшем будущем.

2. Установка и подключение вентилятора

Учитывая, что автомобили оборудуются вентиляторами в штатном режиме, повторная установка может понадобиться только в ходе проведения ремонтных работ, то есть после замены сломанных частей старой детали или же при монтаже нового устройства. Кроме того, некоторые автолюбители устанавливают дополнительный вентилятор, который, по их мнению, сможет помочь более качественно решить проблему охлаждения двигателя.

Рассмотрим вариант установки вентилятора с электрическим приводом в ситуации полной замены детали. Итак, для того чтобы произвести монтаж нового устройства, сначала придется демонтировать старое. Для этого возьмите подходящий торцовый ключ и снизу немного ослабьте болты крепления электровентилятора. Затем, используя все тот же ключ, открутите болты крепления трубки радиатора, которая связывает его с системой кондиционирования (если, конечно, такова предусмотрена конструкцией автомобиля) и сместите ее в сторону.

Дальше, открутив верхние и нижние (уже ослабленные) болты крепления старого вентилятора, наклоните его немного назад и извлеките деталь из моторного отсека. Теперь нужно отсоединить колодку проводного жгута от кожуха вентилятора. Для этого просто выньте проводной жгут из фиксаторов, размещенных на кожухе. Удерживая крыльчатку от прокручивания (можно использовать любой удобный способ), открутите торцевым ключом гайку ее крепления к электродвигателю, после чего, освободив его от связи с кожухом, просто снимите.

Монтаж новой детали выполняется в обратной последовательности, причем чаще всего электровентилятор меняют в сборе с новым кожухом. Обратите внимание! Устанавливая крыльчатку на ось электродвигателя, нужно совместить проточку, находящуюся на оси электромотора с выступом, размещенным на ступице крыльчатки.

Подключение вентилятора можно выполнить несколькими способами: например, через замок зажигания или через датчик температуры охлаждающей жидкости. В этих случаях он должен включаться при включении зажигания и при температуре тосола выше 90оС, а выключение происходит либо из-за снижения температуры указанной жидкости, либо при выключении зажигания. Также, параллельно температурному датчику, некоторые автовладельцы рекомендуют установить дополнительный выключатель (тумблер), с помощью которого можно активировать вентилятор по желанию водителя. При поломке температурного датчика такое дополнение поможет без проблем добраться до места ремонта, а в жару предоставит возможность охлаждения двигателя в условиях вынужденных простоев с работающим мотором.

3. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора

Многие ответственные автолюбители могут часами пропадать в гараже, пытаясь не только устранить появившиеся проблемы, но и предупредить возникновение новых неисправностей путем различных усовершенствований и доработок. Основная цель доработки схемы включения электрического вентилятора – это получить возможность принудительного включения и последующей стабильной работы вентилятора, вне зависимости от положения ключа в замке зажигания или температуры жидкости охлаждения.

Выполнить указанную задачу можно несколькими способами. Приведем пример некоторых из них. Первый способ – наиболее идеологически правильный и наименее затратный. В этом случае, для принудительного включения вентилятора охлаждения двигателя достаточно замкнуть на корпус один из контактов черного ящика, а при активации вентилятора радиатора, «плюс» должен появиться на другом контакте ЧЯ.

Выключатель можно разместить в любом удобном месте, например, вместо омывателя фар или выключателей подогрева передних сидений.

Второй способ – уже более трудоемкий и затратный, но при этом намного красивее и изящнее первого. Для его реализации, на начальном этапе необходимо будет снять накладку комбинации приборов, а новое реле включения вентилятора, имеющее специальный кронштейн для крепления устройства, можно разместить в салоне или в моторном отсеке, но в салоне, наверное, будет немного удобнее. Провести провода в салон – не проблема, и для выполнения задачи можно использовать резиновую заглушку корректора фар. На роль светового индикатора включения вентилятора отлично подойдет контрольная лампа "CHECK ENGINE" КП, а защитить контакты датчика включения от электродвижущей силы (ЭДС) поможет впаянный между ними диод.

Чтобы цепи электродвигателя и обмотки его реле были защищены предохранителем, в черном ящике между контактами устанавливают перемычку, материалом изготовления для которой могут послужить, к примеру, две клеммы «папы» и кусок толстого медного провода. По завершению работы все контакты следует обработать специальной смазкой.

Кроме того, выполняя такую доработку, нелишним будет прочистить и смазать моторчик вентилятора, а если еще и заменить стандартную крыльчатку с четырьмя лопастями на деталь с восемью лопастями, то проходящий через радиатор поток воздуха существенно увеличится, а значит, и качество охлаждения должно повыситься.

Мы вкратце описали лишь два варианта доработки схемы включения электрического вентилятора радиатора, но это далеко не окончательная цифра, ведь все зависит от фантазии автовладельца и возможностей его транспортного средства.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

3 схемы подключения вентилятора в ванной

Подключение вентилятора вытяжки в ванной комнате можно выполнить несколькими способами.

Но правильнее всего это будет сделать через выключатель света, установленный на освещение в санузел, либо через отдельную клавишу двухклавишника.

Как не стоит подключать и почему

У первых вариантов есть масса неудобств, поначалу не совсем заметных.

Например, смонтировали вы включение вытяжки по датчику открывания дверей. При этом отключается она по таймеру через 5 минут. Казалось бы очень удобно.

Однако на межкомнатную дверь довольно проблематично установить такой датчик. Не говоря уже о других моментах эксплуатации. Например что делать, если вы задержались в туалете подольше чем выставленное время.

Открывать и закрывать дверь заново? А если на кухне гости?

Кроме того, кабеля придется вести под плиткой, высверливать несколько лишних отверстий и т.п. Простые же датчики движения капризны к влажности и очень быстро выходят из строя.

Придется подбирать дорогие модели с соответствующей защитой по влажности IP, согласно зон в ванной комнате.

Кто-то считает самым удобным вариантом установку выключателя на вытяжку непосредственно внутри санузла. Однако ПУЭ запрещает это делать.

Почему это так, соответствующие ссылки и пояснения специалистов Ростехнадзора будут приведены в конце статьи.

Подключение вентилятора в ванной через выключатель

Поэтому рассмотрим самый правильный и надежный способ - подключение от выключателя на освещение, расположенный с наружной стороны санузла.

Для монтажа вам понадобится совсем немного материалов:

Какой из них лучше выбрать, читайте в статье "Лучший кабель для проводки NYM или ВВГнГ-Ls".

Корпус у большинства вытяжек пластиковый, поэтому такие модели заземлять не нужно. Если у вас идет вентиляция с металлическими элементами, то здесь уже потребуется 4-х жильный кабель 4*1,5мм2

Нагрузки здесь небольшие, поэтому эти спорные для многих клеммы, тут вполне будут уместны. Не нужно никаких скруток с последующей сваркой, пайкой или опрессовкой. 

Разновидности и характеристики

На нашем рынке наиболее популярна модель ERA. Ее то и рассмотрим более подробнее.

Другие механизмы и модели с таймером от Vents, Ballu, Electrolux подключаются аналогичным образом.

Вот технические характеристики и подробные данные по всем популярным моделям:

Electrolux EAFM-100THERA SB D100 OptimaVents 100 KДомовент 100 CERA D 100 E 100SCBallu Green EnergyERA D 100 4C ETVents 100 Quiet

Режимы работы вытяжки в санузле

У таких вентиляторов с таймером имеется два режима работы:

Переключение режимов производится на плате управления в правом верхнем углу.

Есть подобные перемычки и у других производителей.

При работе в режиме "туалет", после включения света и подачи питания на плату, вентиляция сразу же начинает работать. Как только свет отключили, вентилятор не останавливается, а будет продолжать крутиться определенное время.

Это время вы задаете самостоятельно, выкручивая регулировочный винтик отверткой.

В режиме "ванная", работа несколько отличается. Данный режим подходит именно для душевых и ванных комнат, без туалета.

Например, если вы принимаете душ или ванну, шум лопастей и сквозняки будут только мешать. Поэтому при включении света в комнате вентилятор не срабатывает.

Если при этом свет горел более 90 секунд, то только после его выключения, произойдет срабатывание и запуск вытяжки. Дальнейшая ее работа опять продлится столько времени, насколько вы выкрутили регулировочный винт таймера.

Управляется все это дело как раз таки от выключателя на свет, стоящего в коридоре.

Схема подключения и соединение проводов в распредкоробке

Как правило, над этим выключателем сверху расположена распределительная коробка с проводами. В нее может заходить 3 кабеля:

Как же правильно выполнить подключение, и какой будет схема соединения всех этих проводов в распредкоробке и на самом вентиляторе? Схематично это можно нарисовать следующим образом:

Для соединения всех контактов, от коробки до места установки вентиляции, вам потребуется проложить еще один кабель ВВГнГ-Ls 3*1,5мм2.

Концы кабеля зачищаются с обоих сторон и подписываются.

Скручивать ничего не надо, сажайте все на зажимы Wago.

Сперва фазу L, подключаете к главному питающему кабелю идущему с распредщитка.

Далее соединяете нулевые жилы.

Обратите внимание, что для корректной работы вытяжки, на клеммах платы управления всегда должно присутствовать напряжение 220V.

Именно поэтому, одна фазная жила кабеля подключается напрямую, до выключателя света.

Поэтому здесь и используется трехжильный кабель. Если у вас в санузел заходит только 2 провода, реализовать схему с таймером не получится.

Фаза T, которая подается на таймер вентилятора, подключается уже после выключателя. То есть, к тому проводу, который идет на светильники в ванной.

Таким образом, управление вентиляцией осуществляется именно через выключатель света. Осталось правильно подсоединить все проводники на самом вентиляторе.

Демонтируете защитную декоративную рамку, чтобы добраться до контактов.

В правом верхнем углу находится таймер. Сразу отрегулируйте его на примерное время работы. Регулировка осуществляется в широком диапазоне - от 15 секунд до 45 минут.

У некоторых он с завода выкручен чуть ли не на ноль. Вследствие чего, лопасти перестают вращаться сразу же после отключения света.

Люди при этом думают что вытяжка сломалась. Хотя достаточно было всего лишь подкрутить винтик.

Теперь подключаете кабеля на соответствующие клеммы:

Обратите внимание, если у вас заведено только 2 провода фаза и ноль, то чтобы система работала хотя бы в ручном режиме, придется сделать перемычку между клеммами N и T.

Тогда девайс будет работать только при включении и отключении клавиш света. Ни о какой автоматике и задержке времени здесь речи быть не может.

Еще на некоторых моделях влияет правильное подключение нулевого - N и фазного - L проводника. Если ваш вентилятор ведет себя непонятным образом и работает или наоборот отказывается работать корректно, попробуйте поменять их местами.

Проверьте индикатором свечение, куда именно приходит фаза и еще раз сверьтесь со схемой указанной в паспорте устройства.

Далее закрепляете вентилятор и проверяете его работу, включив и выключив освещение в ванной.

Крепеж лучше всего делать на клей или герметик.

Сверлить отверстия под дюбеля зачастую проблематично:

Тут что называется, как повезет.

Подключение через двухклавишный выключатель

Еще один годный вариант - это подключение вентилятора через тот же самый выключатель света, но уже двухклавишный.

Здесь схема будет выглядеть следующим образом:

Фактически вытяжка у вас будет сидеть независимо от освещения. Но для этого, скорее всего придется менять одноклавишную модель на двухклавишник. Плюс тянуть лишний кабель от распредкоробки вниз.

Есть здесь и "подводные камни". Во-первых, не перепутайте подключение фазы на контактах выключателя.

А это встречается сплошь и рядом.

Во-вторых, не забывайте что через данный коммутационный аппарат, должна разрываться именно фаза, а не ноль. Даже при правильном изначальном соединении, со временем схема может самопроизвольно поменяться.

Достаточно какому-то местному электрику, в общей щитовой или подъездной разводке, случайно поменять местами два проводника L и N. И у вас во всей квартире автоматически на всех выключателях поменяется "полярность".

Чем это будет грозить? Ну например, при включении только одного вентилятора второй клавишей, у вас может мигать, вспыхивать и тухнуть светодиодная подсветка в туалете.

Эффект довольно известный для светодиодных светильников. 

Подключение напрямую

Если же вы изначально отказались от распаечных коробок и используете для коммутации углубленные подрозетники, то третья схема подключения будет аналогичной, и отличий здесь практически не заметно.

Просто все соединения выполняются непосредственно в подрозетнике. Можно опрессовкой или на те же зажимы Ваго, если позволяет место.

Есть еще дорогие навороченные модели с пультами дистанционного управления.

Их подключают двумя способами:

Ошибки подключения

1Монтаж выключателя на вытяжку внутри ванной комнаты.

В ПУЭ 6-го издания п.7.1.39 прямым текстом говорилось, что установка выключателей в ванных и санузлах запрещена. 

В ПУЭ 7-го издания п.7.1.52, формулировку немного изменили, расширив определение "выключатели", до "распределительные устройства" и "устройства управления". 

Правда оставили лазейку для моделей со шнурками.

Однако у многих возникают сомнения в трактовании "устаревших" правил. Ведь там есть и другие пункты, которые как бы противоречат вышеизложенному.Например п.7.1.47  

То есть, как бы ставить выключатель можно, но только делать это нужно в зоне 3. Там же, где и розетки.

В домах с улучшенной планировкой попадаются такие размеры санузлов, что и зону 4 можно отыскать, если постараться.

В маленьких же квартирках, кроме первых двух зон, ничего более и не поместится.

Но как же при этом п.7.1.52? Может быть он больше относится к общественным зданиям, а не к простым квартирам и жилым домам?

Вот что ответил на эти противоречия специалист, имеющий непосредственное отношение ко всем данным правилам: 

У себя то вы кончено можете лепить что угодно, никто не запрещает. Можете соединять розетки шлейфами.

Либо прокладывать кабель без гофры.

Некоторые даже в частных домах, вместо воздушного ввода, провода СИП закапывают в землю и ничего.

Но вот если этот объект будет сдаваться по актам, то заключение энергонадзора вы скорее всего не получите. И придется вам все переделывать.

По правилам безопасности, в ванных комнатах не должно быть ни одного соединения без соответствующей влагозащиты.

А найти подобный влагозащищенный выключатель непростая задачка.

В противном случае из-за влаги на контактах, у вас во-первых, через некоторое время эти самые контакты подгорят и будут искрить, с непредсказуемыми последствиями.

А во-вторых, из-за токов утечки, которые непременно будут присутствовать на таком выключателе, вы замучаетесь искать причину ложных срабатываний УЗО.

Если же у вас его нет, ждите ударов током. Вначале незначительных пощипываний, а дальше кто знает. 

Более того, даже если это сенсорный выключатель, то и здесь действует запрет.

Разрешено их устанавливать внутри, только при питании от батареек или от источников сверхнизкого напряжения. Вот очередной ответ специалиста:

2Подключение вентилятора от внутренней электропроводки светильников расположенных в санузле.

Казалось бы самый простой и малозатратный вариант. Но не забывайте, что для корректной работы вентилятора, на его плате управления всегда должно присутствовать напряжение, не зависимо от того, включен свет в санузле или нет.

А если вы запитаете вентиляцию от ближайшей лампочки, то работать она у вас будет только пока эта самая лампочка горит.

Потушите свет выходя из туалета, отключится и вытяжка, толком так и не проветрив помещение. Да и купаясь в ванной, не хочется ощущать постоянный сквозняк с вентиляционной шахты. А если у вас при этом довольно мощный и производительный вентилятор?

3Применение разного рода выносных датчиков (не встроенных изначально в сам вентилятор) - движения, влажности и т.д.

Тут особо большой ошибки нет, но как говорилось выше, в процессе эксплуатации можете столкнуться с неудобными моментами.

Кроме того, если уж подойти к прочтению правил со всей строгостью, то эти самые датчики, по сути своей являются ни чем иным как устройствами управления.

А размещать их внутри санузлов, без соответствующей защиты и исполнения, опять таки не рекомендуется.

Ну и не забываем про их недолгий срок службы и возможные глюки с самопроизвольным включением-выключением.

Источники - https://cable.ru, Кабель.РФ

Статьи по теме

domikelectrica.ru

Схема вентилятора радиатора, подключение реле

Конструкция и принципиальная схема вентилятора радиатора могут отличаться не только в зависимости от марки автомобиля, но и от года выпуска и комплектации модели. Рассмотрим не только принцип работы, но и вариант подключения с возможностью принудительного включения вентилятора системы охлаждения (ВСО).

Особенности конструкции системы охлаждения

В зависимости от особенностей конструкции, включение вентилятора может происходить 3-мя способами:

Режимы работы

Разбираясь в принципе работы и схеме подключения вентилятора радиатора, следует помнить, что электродвигатели зачастую имеют два скоростных режима. Реализуется это 2-мя способами:

Варианты схем

Принципиальная схема подключения ВСО на ВАЗ 2108, 2109, 21099 (до 1998 г.в.).

Как мы видим, датчик управляет реле включением вентилятора, которое расположено в монтажном блоке предохранителей. При достижении определенной температуры контакты температурного переключателя замыкаются, что приводит к протеканию тока в цепи электродвигателя.

Выше представлена схема для авто ВАЗ 2108, 2109, 21099, но после 1998 г.в. Как мы видим, датчик включения теперь выполняет функции реле.

Схему с использованием резистора для реализации двух скоростей вращения пропеллера рассмотрим на примере VW Passat. Двухпозиционный датчик питания вентилятора S23, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, замыкает контакты напрямую либо через добавочное сопротивление.

Подключение своими руками

Некоторые водители, предостерегая двигатель от перегрева вследствие неправильной работы термореле питания вентилятора радиатора, делают выносную кнопку для принудительно включения электродвигателя. Для этого достаточно параллельно к управляющему выводу реле, идущему от датчика, подключить фиксируемую кнопку, которая при нажатии будет замыкать контакт на массу, провоцируя тем самым срабатывание реле. Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.

Ни в коем случае не подключайте электродвигатель напрямую через кнопку в салоне! Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.

Для подключения вам достаточно понимания принципа работы 4-контактного реле и минимальных знаний в монтаже дополнительного оборудования. Обязательно включите в силовую цепь предохранитель нужного номинала и расположите его как можно ближе к источнику питания (подробно о том, как правильно подобрать номинал предохранителя).

При желании можно заменить однопозиционный датчик на двухпозиционный, что в паре с подобранным резистором позволит реализовать малую скорость работы ВСО. Если вы обладаете достаточным уровнем знаний в электротехнике, то для регулировки скорости вращения пропеллера можно соорудить ШИМ-регулятор. Управления электровентилятором с помощью ШИМ-сигнала позволит плавно регулировать и произвольно выбирать скорость вращения в зависимости от температурной нагрузки на двигатель. На просторах интернета достаточно материалов о том, как сделать ШИМ-регулятор своими руками.

autolirika.ru

Электрические схемы подключения вентиляторов Газель — A116.RU — Казань

Варианты подключения электрического вентилятора на Газель.

Внимание! Все электрические схемы предоставляются «Как есть». Мы не несем никакой ответственности за любой возможный ущерб, связанный с их использованием и применением. Применение нижеприведенных электрических схем вы осуществляете на свой страх и риск! Большая часть схем является теоретической разработкой и на практике не опробована!

 

Наличие нескольких каналов управления по температуре дает довольно широкие возможности для конструирования системы охлаждения.

Так как установка вентилятора на Газель не является стандартной процедурой — возможно множество вариантов ее реализации. Поэтому если у вас возникнет потребность в каком-либо другом, не описанном ниже, варианте — пишите мне на почту [email protected] — помогу разработать ваш собственный вариант подключения, учитывающий наличие у вас конкретных запчастей  и пожелания по функциональности. Схема этого варианта будет добавлена на эту страничку.

Так же присылайте отзывы по работе установленных и испытанных схем охлаждения — они будут опубликованы на специальной страничке для облегчения выбора и для  избежания ошибок теми, кто идет за нами.

Рекомендации по монтажу дополнительной проводки вентиляторов.

Схема 1. Один основной вентилятор.

Простейшая схема для подключения. В этом случае температура включения вентилятора определяется лягушкой или ЭБУ с 33 или 25 контакта. Вентилятор является основным и работает только на полную мощность.

Если вы установили на радиатор два вентилятора — то можно добавить аналогичную схему для обслуживания второго вентилятора, взяв сигнал управления со свободного вывода (лягушка, 33 или 25 контакт ЭБУ).

Этим будет обеспечена повышенная надежность системы охлаждения (при выходе из строя одного вентилятора другой оставшийся справится с охлаждением), а так же возможность включения вентиляторов при разных температурах (например с лягушки Вентилятор1 включается при 88 градусах, а с 33 контакта ЭБУ Вентилятор2 включается при 92 градусах). При одновременной работе двух вентиляторов будет двойная эффективность охлаждения — можно на Дакар ехать и смело буксовать.

 

Вариант 2. Последовательное подключение двух вентиляторов.

Так же простая схема на одном реле. В предыдущую схему последовательно первому добавляется еще один вентилятор. Именно такой вариант подключения на моей Газели. Вентиляторы включаются оба одновременно на пониженной скорости  и вращаются примерно в 3-4  раза медленней чем обычный вентилятор (зависит от добавочного вентилятора — чем меньше его мощность, тем медленнее будут вращаться оба вентилятора).

Данная схема испытана на протяжении всего лета 2015 — при вращении двух вентиляторов на малой скорости проблем с перегревом не возникло ни разу. Правда замечу, что в жаркую погоду они вообще не выключались.

Несомненным плюсом включения вентиляторов на малой скорости является малый скачок тока в цепи при пуске, а так же в 2 и более раз меньшее потребление тока при работе, что не приводит к перегреву и выходу из строя моторов вентиляторов. Низкий уровень шума тоже радует.

Два 8-лопастных вентилятора от ВАЗ — на мой взгляд лучший выбор для этой схемы. Почти уверен — при вращении на половине скорости (именно так они будут вращаться при подключении последовательно) для нормального охлаждения Газели их будет более чем достаточно.

 

Вариант 3. Двухскоростной вентилятор.

В этом случае используется схема с двумя последовательно включенными вентиляторами, которая обеспечивает плавное включение и охлаждение в мягком режиме с возможностью включения мощного режима. Первый уровень включения управляется реле 1 с контакта 33 ЭБУ. При необходимости включить систему охлаждения в мощном режиме на дополнительное реле 2 подается сигнал включения с контакта 25 ЭБУ (Управление реле кондиционера).

При этом основной вентилятор 2 из медленного вращения перейдет в быстрое вращение, а дополнительный вентилятор 1 перестанет вращаться.

При использовании двух аналогичных вентиляторов эта схема выигрыша по эффективности охлаждения не дает.

Правильней в этой схеме применить в качестве дополнительного вентилятор менее мощный, чем основной. Так же хороший результат даст применение вместо дополнительного вентилятора подходящего резистора (например типа резистора печки). Мощность можно оценить по сопротивлению обмотки вентилятора. Выбирайте дополнительный вентилятор или дополнительный резистор с сопротивлением 2-3 Ома на ток 5-7 Ампер.

В результате мы получаем плавный пуск вентилятора в режиме мягкого охлаждения на 30-50 процентах скорости вращения, а при необходимости будет включаться максимально мощный режим без резкого скачка тока в момент пуска, так как основной вентилятор уже вращается.

Данный  вариант мной не опробован, но при удобном случае именно его я его поставлю на свою машину.

 

Для включения управляющих выводов 25 и 33 возможно будет необходимо перепрограммировать ЭБУ. О подготовке ЭБУ здесь…

a116.ru

Как подключить реле включения вентилятора

Как подключить реле включения вентилятора

Автор КакПросто!

Простейшая схема подключения электровентилятора хороша своей простотой. Но можно ввести в нее несколько изменений, чтобы она стала совершеннее. Можно сделать вентилятор двухскоростным, а также отвести от датчика большой ток с помощью реле. И осуществить плавный пуск двигателя не помешает.

В целях экономии средств и упрощения конструкции на автомобилях используется упрощенная схема включения вентилятора системы охлаждения. В схему входит электродвигатель вентилятора, предохранитель, датчик температуры и соединительные провода. Электродвигатель подключается к массе, а также к плюсу аккумулятора через предохранитель. В разрыв провода массы включен датчик температуры.Такая схема хороша своей простотой, не нужно использовать дорогостоящие элементы, а количество проводов минимально. Но есть и минусы у нее. Например, датчик температуры, выполняющий роль выключателя, пропускает через себя большой ток, что сказывается на его сроке службы. И еще минус – это резкое включение двигателя. Нагрузка на двигатель резко возрастает до максимального значения, а это негативно сказывается на состоянии электродвигателя.Применение простого реле слегка усложнит схему, но избавит датчик температуры от наличия большого тока. Ток большой величины будет протекать через контакты реле. Дешевле и проще заменить реле, нежели датчик температуры для включения электровентилятора. Для проведения модернизации потребуется провод и реле с кронштейном для крепления к кузову.Отсоедините датчик температуры, а провода, которые были на нем, нужно подключить к нормально разомкнутой паре контактов нашего реле. Половина дела сделана, силовая часть готова. Теперь управление. Один вывод датчика температуры соединяем с массой, а вот второй подключаем к катушке реле. Со второго вывода катушки нужно протянуть провод к плюсовому выводу аккумулятора. Желательно, чтобы подключение производилось через предохранитель, величина тока срабатывания которого может быть и 1 Ампер. Катушка потребляет ток небольшой величины, поэтому самое страшное, что может произойти – это короткое замыкание в проводке. Впоследствии можете параллельно датчику температуры подключить кнопку принудительного включения, которую установите в салоне автомобиля.

Вместо электромагнитного реле можно использовать тиристорный ключ, либо же конструкцию на полевых транзисторах. Суть та же, только нет подвижных контактов, их функции выполняют электроны и дырки в кристалле полупроводника. Но не забывайте про охлаждение тиристоров и транзисторов, устанавливайте радиаторы, которые способны будут обеспечить необходимую теплоотдачу.

Плавный пуск двигателя – это весьма полезная функция для управления двигателем. Такое нововведение обеспечит постепенное увеличение нагрузки на электродвигатель. Осуществляется такая затея путем применения ШИМ-модуляции. Но вместе со всеми новшествами можно использовать в системе охлаждения второй датчик температуры, у которого температура срабатывания градусов на 5 меньше, чем у основного.

Если при срабатывании основного датчика вентилятор включается на полную мощность, то при срабатывании второго датчика его обороты должны быть вдвое меньше. Для этого при подключении придется использовать резистор. Прекрасно подойдет тот, который установлен на вентиляторе печки. Это позволит не доводить температуру в системе до экстремального значения.

Источники:

Распечатать

Как подключить реле включения вентилятора

www.kakprosto.ru

Схема вентилятора радиатора, подключение реле

Конструкция и принципиальная схема вентилятора радиатора могут отличаться не только в зависимости от марки автомобиля, но и от года выпуска и комплектации модели. Рассмотрим не только принцип работы, но и вариант подключения с возможностью принудительного включения вентилятора системы охлаждения (ВСО).

Особенности конструкции системы охлаждения

В зависимости от особенностей конструкции, включение вентилятора может происходить 3-мя способами:

Режимы работы

Разбираясь в принципе работы и схеме подключения вентилятора радиатора, следует помнить, что электродвигатели зачастую имеют два скоростных режима. Реализуется это 2-мя способами:

Варианты схем

Принципиальная схема подключения ВСО на ВАЗ 2108, 2109, 21099 (до 1998 г.в.).

Как мы видим, датчик управляет реле включением вентилятора, которое расположено в монтажном блоке предохранителей. При достижении определенной температуры контакты температурного переключателя замыкаются, что приводит к протеканию тока в цепи электродвигателя.

Выше представлена схема для авто ВАЗ 2108, 2109, 21099, но после 1998 г.в. Как мы видим, датчик включения теперь выполняет функции реле.

Схему с использованием резистора для реализации двух скоростей вращения пропеллера рассмотрим на примере VW Passat. Двухпозиционный датчик питания вентилятора S23, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, замыкает контакты напрямую либо через добавочное сопротивление.

Подключение своими руками

Некоторые водители, предостерегая двигатель от перегрева вследствие неправильной работы термореле питания вентилятора радиатора, делают выносную кнопку для принудительно включения электродвигателя. Для этого достаточно параллельно к управляющему выводу реле, идущему от датчика, подключить фиксируемую кнопку, которая при нажатии будет замыкать контакт на массу, провоцируя тем самым срабатывание реле. Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.

Ни в коем случае не подключайте электродвигатель напрямую через кнопку в салоне! Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.

Для подключения вам достаточно понимания принципа работы 4-контактного реле и минимальных знаний в монтаже дополнительного оборудования. Обязательно включите в силовую цепь предохранитель нужного номинала и расположите его как можно ближе к источнику питания (подробно о том, как правильно подобрать номинал предохранителя).

При желании можно заменить однопозиционный датчик на двухпозиционный, что в паре с подобранным резистором позволит реализовать малую скорость работы ВСО. Если вы обладаете достаточным уровнем знаний в электротехнике, то для регулировки скорости вращения пропеллера можно соорудить ШИМ-регулятор. Управления электровентилятором с помощью ШИМ-сигнала позволит плавно регулировать и произвольно выбирать скорость вращения в зависимости от температурной нагрузки на двигатель. На просторах интернета достаточно материалов о том, как сделать ШИМ-регулятор своими руками.

autolirika.ru

Схема — реле включения вентилятора системы охлаждения авто

Для реализации схемы срабатывания системы охлаждения существует множество схем, рассмотрим одну из них, которая показала себя наиболее эффективно. Принцип работы заключается в включении вентилятора, охлаждающего двигатель при достижении им определенной температуры.

В итоге устройство будет представлять собой реле с системой управления переключающего реле при достижении определенной температуры двигателя. Принципиальная схема строится на основе коммутаторе 130 из системы зажигания автомобиля ГАЗ, нельзя использовать коммутатор 131 из более поздних моделей данная схема для него не справедлива. 130-й коммутатор можно купить в любом автомагазине вещь не дефицитная, так что легко достанете.

Самым слабым месте в этом коммутаторе является транзистор КТ848, силовой транзистор расположен на радиаторе. В случае поломки элемента дело скорее всего именно в этом транзисторе.

Итак, на основе этого коммутатора строим схему, представленную на следующем рисунке.

Принцип работы простой, при увеличении температуры уровень напряжения на датчике уменьшается. Понятно, что почти все напряжения падает на подстроечный резистор R**, в момент, когда напряжение на подстроечном резисторе станет меньше напряжения стабилизации стабилитрона V** транзистор закроется, что в свою очередь приведет к открытию транзисторов V5 и V6.

Тем самым питание будет подано на управляющие контакты реле РС503(см. третий рисунок), оно переключится и вентилятор начнет вращение. Важное значение в схеме играет резистор R3 его номинал определяет значение температуры двигателя при которой произойдет отключение вентилятора.

Чем меньше будет номинал резистора R3, тем больше будет разница температур между включением и выключением вентилятора. Другими словами при уменьшении номинала резистора R3 двигатель придется охлаждать дольше.

Во избежание выхода из строя реле резистор R3 не стоит ставить меньше 50 кОм, вообще его значение варьируется в диапазоне от 50 кОм до 1 Мом. Резистор R** является более тонким инструментом подстройки температуры включения реле, с помощью него можно будет отрегулировать температуру включения с погрешностью в 1 градус. Общая схема подключения принципиальной схемы, реле, питания, датчика температуры представлена ниже.

Устройство будет находиться в агрессивной среде подверженной вибрации и температуры, поэтому изначальная настройка на определенную температуру со временем уйдет на 2-3 градуса. В остальном схема проявила себя очень хорошо.

Похожие статьи:

xn----7sbgjfsnhxbk7a.xn--p1ai

Как включить вентилятор охлаждения на ВАЗ

Автор КакПросто!

Электрический вентилятор можно включить двумя способами. Первый - с использованием электромагнитного реле, а второй без него. Но в любой из этих схем будет полезно использовать кнопку принудительного включения вентилятора.

Инструкция

На автомобилях используются электрические вентиляторы для обдува радиатора системы охлаждения. Вентилятор представляет собой крыльчатку на электродвигателе постоянного тока, установленном в круглой или квадратной рамке. Включение электровентилятора полностью автоматическое, зависит от температуры охлаждающей жидкости в радиаторе. Данные о температуре жидкости снимаются с датчика, установленного в боковом отсеке радиатора. Датчик представляет собой простой микровыключатель, контакты которого нормально разомкнуты. Замыкаются они при достижении определенной температуры. Чтобы подключить электрический вентилятор, можно воспользоваться двумя схемами: релейной и безрелейной. Отличие этих схем видно из названия. Безрелейная схема состоит из датчика температуры, вентилятора, предохранителя, соединительных проводов. Плюсовой вывод электровентилятора подключается через предохранитель на плюсовую клемму аккумулятора. Минусовой вывод вентилятора подключается к любому выводу датчика температуры, полярность включения не играет роли. Второй вывод датчика нужно соединить с кузовом автомобиля. Это самая простая схема включения, не требует много времени на реализацию.

Релейная схема содержит в себе электромеханическое реле. Хороша тем, что высокий ток убирается от датчика к реле. Плюсовой вывод вентилятора подключается через предохранитель на аккумулятор, минусовой на кузов. Минусовой провод нужно разрезать и получившиеся два провода соединить с нормально разомкнутыми контактами реле. По умолчанию у нас вентилятор отключен. Один вывод катушки реле необходимо запитать от плюса аккумулятора через предохранитель, либо от замка зажигания. Второй вывод катушки следует подать на первый контакт датчика температуры, а уже от второго контакта монтировать провод, соединенный с кузовом. Заранее посмотрите, имеется ли в реле диод, включенный параллельно катушке. Если имеется, то важно соблюдать полярность питания обмотки.

Еще одна полезная доработка для схемы включения вентилятора – это кнопка, установленная в салоне автомобиля. Датчик температуры может отказать в самый неподходящий момент, поэтому для экстренных случаев кнопка окажется полезной. Как при использовании первой схемы, так и при использовании второй, нужно соединить нормально разомкнутые контакты кнопки с датчиком температуры. Так проще, но в случае использования первой схемы окажется, что на кнопке будет большой ток, а это может вызвать подгорание контактов кнопки и расплавление корпуса. Поэтому лучше всего кнопку использовать в дуэте с электромагнитным реле.

Существует два способа соединения источников питания: последовательный и параллельный. При первом увеличивается суммарное напряжение, а при втором емкость. Увеличение происходит в число раз, равное количеству источников.

Инструкция

Убедитесь, что оба аккумулятора одинаковые, одинаково изношены и заряжены до одинаковой степени. Если это не так, от их последовательного или параллельного соединения откажитесь. Чтобы соединить два аккумулятора последовательно, соедините отрицательный полюс первого из них с положительным второго. Клеммы, оставшиеся свободными (положительный полюс первого и отрицательный второго), между собой не соединяйте ни в коем случае, иначе возникнет короткое замыкание. С них снимите напряжение, увеличившееся в два раза. Чтобы соединить два аккумулятора параллельно, возьмите два диода, способных в течение неограниченного периода выдерживать ток нагрузки. Отрицательные полюса батарей соедините вместе. Положительный полюс одной из батарей соедините с анодом первого диода, другой - с анодом второго диода. Катоды диодов соедините вместе. Подключите нагрузку отрицательным полюсом к точке соединения минусов аккумуляторов, положительным - к точке соединения катодов диодов. Такая конструкция будет отдавать такой же ток в два раза дольше, чем одиночный аккумулятор. Но нагружать ее в два раза большим током нельзя, поскольку всегда открыт лишь один из диодов. Соединять аккумуляторы параллельно без диодов не рекомендуется, поскольку они будут разряжаться друг через друга. Делайте так лишь при полной уверенности, что они одинаково заряжены и изношены. Зато с такой конструкции можно снимать в два раза больший ток. Перед тем, как осуществлять зарядку аккумуляторов, разберите конструкцию. Заряжайте их по отдельности. Это значительно замедлит износ батарей. Если аккумуляторы соединены параллельно с использованием диодов, зарядить их без разборки конструкции, к тому же, будет и вовсе невозможно. После того, как зарядка будет завершена, соберите конструкцию обратно и подключите к ней нагрузку. Продолжите эксплуатацию батарей.

Источники:

Неприятности в системе охлаждения самые опасные. Не уследив за температурой жидкости, можно двигатель оставить без охлаждения. Итог - это капитальный ремонт, так как двигатель попросту заклинит. Поэтому нужно вовремя обнаружить неисправность и постараться ее устранить.

Система охлаждения как на ВАЗ 2107, так и на ВАЗ 2109, имеет одинаковую схему. Единственное существенное различие – это тип, так как на девятках применена герметичная система. На расширительном бачке установлена пробка с двумя клапанами. Впускной срабатывает при понижении давления до 0,13 атмосфер, а выпускной срабатывает при достижении 1,2-1,3 атмосферы. На ранних моделях ВАЗа охлаждающая жидкость не находится под таким высоким давлением. За счет увеличения давления в системе охлаждения тосол (или антифриз) имеет большую температуру кипения.Самая частая поломка у всех автомобилей – это термостат. Признак выхода из строя термостата – это кипение охлаждающей жидкости даже при движении с большой скоростью, когда, казалось бы, обдув радиатора хороший. Причина кроется в том, что термостат необходим для переключения циркуляции жидкости между большим и малым кругами охлаждения. ВАЗовские термостаты при выходе из строя оставляют включенным малый круг. А это вся система, кроме основного радиатора. Отсюда и чрезмерный нагрев.

Вторая по популярности поломка – это выход из строя помпы (жидкостного насоса). Ломаться в ней практически нечему, но зачастую разрушается сальник, через который охлаждающая жидкость просачивается наружу. Иногда происходит износ подшипника, он начинает издавать жуткий свист и скрежет. Это основные неисправности помпы, определить их можно на слух и на вид. Правда, иногда подшипник разрушается так, что не издает звуков, зато появляется осевой люфт.

Электровентилятор – это третий по популярности узел, в котором может возникнуть поломка. Иногда он перестает работать вследствие выхода из строя датчика температуры, отвечающего за его включение. Но нередко причиной неисправности является электропроводка. На девятках, например, использована простая схема включения вентилятора. Предохранитель, датчик и непосредственно вентилятор. Датчик подключен на массу и к вентилятору. Так вот провод, который идет к корпусу, имеет немалую длину и проходит по всему подкапотному пространству. Малейший обрыв и вентилятор отказывает.

Если термостат приказал долго жить в дальней дороге, то попробуйте для начала постучать по его корпусу. Иногда, после воздействия, клапан открывается, но ждите, что в скором времени он опять заклинит. Лучший вариант – это слить жидкость и попытаться пробить термостат, чтобы включить большой круг. А если вдруг в бардачке оказался новый или рабочий, то установить его.С помпой в дороге сложнее, проще окажется подливать воду по мере необходимости. Но это в том случае, если течь не очень большая. Доехав до места, где можно провести ремонт, заменить ее нужно. На семерках это делается достаточно быстро, нужно только слить жидкость, ослабить ремень вентилятора и снять старый насос. А на девятках придется снимать кожух, которым прикрывается блок ГРМ, ослаблять ремень, только лишь после этого ключом на 10 выкручивать три болта крепления помпы.

А с вентилятором все проще. Если поломка в датчике, то самый простой вариант – это замыкание его контактов. Вентилятор в таком случае будет работать постоянно, поэтому после остановки двигателя обязательно отключайте его, так как аккумулятор сядет. Если же проблема в проводке, то наилучший способ выйти из этого положения – подключить вентилятор на АКБ. А вот если сгорела обмотка электродвигателя, то поможет только полная замена.

Источники:

Система охлаждения двигателя - это одна из важных частей автомобиля. Она не только охлаждает мотор, но и обогревает салон автомобиля в зимний период. А для проведения обслуживания и ремонта просто необходимо знать состав системы и общий принцип ее работы.

Первые экземпляры автомобилей ВАЗ 2110 были практически копией девяток. Отличие только в кузове, а двигатель и коробка аналогичные. Но на смену карбюраторам пришла инжекторная система впрыска, в автомобиле изменилось многое, включая и систему охлаждения. Постоянная модернизация дает о себе знать, автомобиль становится надежнее, но сложнее в обслуживании. Само собой, повышение мощности двигателя влечет за собой массу переделок. Изменения происходят в тормозной системе, системе смазки и охлаждения. Но принцип работы остается практически неизменным.Выделить какой-то элемент, наиболее важный, очень сложно, так как главную роль в системе охлаждения играют все узлы. Начнем с первого, что бросается в глаза. Это расширительный бачок с пробкой, в которой имеется два клапана (впускной и выпускной). Во время работы двигателя происходит нагрев охлаждающей жидкости, она расширяется. Бачок необходим для выброса излишков жидкости из системы. Радиатор, вентилятор и датчик температуры – это детали, расположенные в передней части автомобиля. Радиатор необходим для эффективного охлаждения жидкости в системе. Вентилятор срабатывает от датчика, обдувает сильным потоком воздуха радиатор. За счет обдува происходит значительный отбор тепла от радиатора. Датчик – это простой выключатель, контакты которого замыкаются при определенной температуре.Помпа, установленная в блоке двигателя, приводимая в движение ремнем ГРМ, необходима для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости в системе. А термостат просто переключает круги охлаждения. Радиатор имеется и в системе отопления, он установлен в печке (улитке). К нему идет один патрубок от блока (горячая жидкость) через краник, установленный на кузове. И один патрубок выходит от печки и направляется к термостату.Патрубки и хомуты – это уже второстепенные детали, но они влияют на работу всей системы, так как именно по ним двигается охлаждающая жидкость. Малейшая трещина в патрубке может стать причиной быстрого понижения уровня охлаждающей жидкости, повышения ее температуры. В блоке двигателя имеется один-два датчика температуры, необходимы они для работы указателя температуры и ЭБУ. При запуске холодного двигателя происходит движение охлаждающей жидкости по малому кругу. Если проще, то работают все узлы, кроме радиатора. Основная задача после пуска двигателя – быстрее набрать рабочую температуру, которая составляет около 90 градусов. При работе системы с основным радиатором сделать это достаточно сложно, прогрев будет занимать больший промежуток времени. Плюс ко всему, в малом круге включен обогрев дроссельной заслонки.

При открывании термостата происходит переключение на большой круг, в котором участвует радиатор. За счет включения его в работу охлаждение происходит намного эффективнее. На высокой скорости, когда обдув потоком встречного воздуха очень хороший, температура держится на одном уровне. А при движении по пробке, когда нет этого потока, температура охлаждающей жидкости повышается. Датчик, установленный в радиаторе, отвечает за срабатывание вентилятора. При достижении определенной температуры замыкаются контакты, включается вентилятор, создавая мощный поток воздуха.

Видео по теме

Источники:

Источники:

Распечатать

Как включить вентилятор охлаждения на ВАЗ

www.kakprosto.ru

autofluids.ru

Как подключить вентилятор в ванной: схема, видео, фото

Ванная по определению храм чистоты и свежести. Но это не всегда так, если в ней плохая вентиляция или вообще отсутствует. Тогда из храма чистоты комната превращается в рассадник плесени, грибов и насекомых, которые комфортно себя чувствуют во влажной атмосфере и сырости, а это несет в себе потенциальную угрозу обитателям квартиры. В этой статье мы расскажем, как подключить вентилятор в ванной комнате своими руками, предоставив возможные схемы подключения, а также советы по установке.

Проверяем естественную вентиляцию

Первым делом нужно найти душник — шахту вентиляции и обследовать ее на отсутствие препятствий оттока воздуха. Также перед тем как подключить бытовой вентилятор, рекомендуется почистить вентиляцию, убрать паутину, мусор и скопившуюся там пыль.

С помощью зажженной свечи проверяем наличие потока воздуха, пламя должно отклонится в сторону шахты при поднесении ее к вентиляционному отверстию. Чтобы узнать достаточная ли вентиляция без специальных приборов, можно приложить лист бумаги к душнику и отпустить. Если он продолжает висеть, поток воздуха присутствует. Упал, значит поток очень слаб или отсутствует. Методика проверки предоставлена на фото ниже:

Если нет естественной вентиляции необходимо обратиться в специальную службу или ЖЭК. Если есть, но ее не хватает, есть смысл установить дополнительный вентилятор в воздушный канал. На сегодняшний день на рынке представлен огромный ассортимент всевозможных вентиляторов на любой вкус и цвет, отличающихся принципиально и видом. Для бытовых условий эксплуатации чаще всего устанавливают осевой кулер.

Определившись с размером и фирмой производителем, приступим к установке вентилятора своими руками. Сразу же обращаем ваше внимание на то, что данная инструкция подойдет как для монтажа в ванной и туалете, так и для кухни, где часто используют небольшой кулер вместо вытяжки.

Выбираем схему подключения

Прежде всего необходимо подвести питание к будущему агрегату. Лучше всего это сделать на этапе ремонта, спрятав кабель в стену. В противном случае проводник придется прятать в декоративный короб, после чего подключить к розетке через вилку.

Существует несколько схем подключения вентилятора в ванной к сети 220 вольт:

От лампочки

Самый бюджетный вариант — это подключение к светильнику. В этом случае кулер включается одновременно со светом, и работает до тех пор, пока горит свет.

Огромный плюс такой схемы подключения — это простота исполнения и относительная дешевизна, но есть недостаток, это работа вентилятора когда этого не требуется, во время водных процедур создается сквозняк, недостаточное время проветривания помещения, в результате чего приходится оставлять освещение на дополнительное время. Кроме того такой режим работы снижает ресурс двигателя, поскольку запуск мотора сопровождается износом электрической части и механической. А частое включение и выключение его сокращают.

От выключателя

Чтобы исключить бестолковую работу вытяжки — нужно подключить вентилятор через отдельный выключатель, который может находиться как на самой решетке вытяжки, так и в виде отдельной клавиши на стене. Этот вариант подключения вентилятора более затратный по сравнению с предыдущим, поскольку длина кабеля увеличивается и схема становится сложнее. Кроме того подключение не нужно производить от светильника, достаточно сделать такую же схему, как и на освещение, только вместо лампочки будет вытяжка.

Подключение вентилятора отдельной линией через двухклавишный выключатель лучше с эксплуатационной стороны, т.к. двигатель вытяжки работает только тогда когда нужен, при этом свет ванной можно выключить, самостоятельно регулировать время работы вытяжки. Недостаток — есть вероятность забыть про кулер и он будет работать неоправданно долго.

Через автоматику

В последнее время в борьбе за покупателя производители стали снабжать свои устройства элементами автоматики — таймерами и датчики влажности. Очень удачное решение, как нам кажется, вытяжка с таймером. Схема монтажа сравнима по сложности со схемой подключения вентилятора через выключатель.

Подключить устройство нужно через три провода, два питание 220 вольт, а третий сигнальный провод, от лампы освещения. Алгоритм работы сводится к включению вместе с освещением, и отключению через заданное время (3—30 минут) после отключения света. Этого времени должно хватить для проточной вентиляции ванной комнаты.

Также на рынке присутствуют модели с обратным режимом. Мотор не включится пока горит свет, и начинает работать после того, как освещение отключат, на время, заданное таймером.

Производим монтаж

Производители побеспокоились о легкости подключения и монтажа вентилятора в ванной комнате. Сняв лицевую решетку, нам открываются элементы крепления и коммутации. Подключить вентилятор к сети 220 В можно через клеммную колодку. При подключении нужно обязательно соблюдать цветовую маркировку проводов. Ноль всегда синий, а фаза, как правило, белого, красного либо черного цвета.

Как видите, подключить провода достаточно просто и тут сложно что-то перепутать. Производить установку вентилятора в ванной или туалете можно как на дюбеля, которые идут в комплекте, так и на строительный герметик либо клей, если нет возможности просверлить отверстия в керамической плитке.

Более подробно узнать о том, как установить вентилятор в ванной комнате своими руками, вы можете, просмотрев видео, которые мы предоставили ниже:

Монтаж на стену из плитки

Крепление корпуса на подвесном потолке реечного типа

Надеемся вам понравилась наша статья, и вы узнали все необходимое для того, чтобы подключить вентилятор в ванной комнате своими руками!

Будет интересно прочитать:

samelectrik.ru

Как подключить вентилятор к выключателю

Наверняка вам приходилось сталкиваться в жизни с такой ситуацией, когда в ванной расположен вытяжной вентилятор и включается он при помощи обычного выключателя. Часто так оборудуют ванные комнаты в отелях, санаториях, пансионатах, гостевых домах. Может быть, у кого-то из знакомых или друзей видели такую вытяжку? Между прочим, это очень хорошая идея. И если ваша ванная комната пока не оборудована такой техникой, советуем задуматься над её установкой. В этой статье поговорим о преимуществах устройства и о том, как подключить вентилятор в ванной к выключателю.

Преимущества

Ванная комната относится к помещениям с повышенной влажностью воздуха. А лишняя влага ведёт к появлению грибков и плесени, различных неприятных насекомых, типа сороконожек и мокриц. Если ванная комната больших размеров, она может быть оборудована различной мебелью (шкафы и полочки), а повышенная влажность вызывает расслоение материалов. Также в ванных комнатах имеются металлические конструкции (полотенцесушители, держатели полотенец и туалетной бумаги), влага ускоряет их ржавление.

Также влажность зачастую сопровождается неприятным запахом сырости. А ещё хуже бывает, когда соседи снизу курят в ванной комнате, а вентиляционный канал доносит эти запахи к вам.

А ещё постоянно собирается конденсат на зеркалах и стенах, что может привести к преждевременному разрушению кафеля.

Естественная вентиляция не всегда справляется с влажностью и «ароматами» в ванной, иногда её дополнительно усиливают при помощи вытяжных систем. Одним из таких вариантов и является вентилятор.

Проверка канала

Перед тем, как подключить вентилятор, необходимо проверить состояние вентиляционной шахты.

Некоторые советуют такой способ, как поднести к вентиляционному отверстию лист тонкой бумаги. Его должно притянуть, если вытяжка хорошая. Но надёжнее всё-таки проверить пламенем, можно спичками или свечкой. Зажгите свечу и поднесите к отверстию, пламя должно как бы потянуться в сторону канала. Если этого не произошло и пламя ровное, значит, вентиляционный канал засорён и требует прочистки. Для этого необходимо обратиться в специальные жилищно-коммунальные службы.

Способы подключения

Установить будущий вентилятор это ещё половина дела, главное подвести к нему питающий кабель. Если в ванной уже сделан хороший ремонт, сделать это будет проблематично. Идеальным вариантом станет монтаж вентиляционного устройства на этапе ремонтных работ, тогда кабель можно проложить в стенах. Иначе придётся придумывать ему какое-то декоративное оформление либо подключать в розетку.

схема подключения вентилятора параллельно со светильником

Рассмотрим варианты подключения вентиляционного устройства:

  1. Схема параллельного включения вентилятора с лампочкой освещения. В данном случае от одного выключателя будут работать сразу и вентилятор, и светильник. То есть вентиляционное устройство начнёт вращаться одновременно с тем, как загорится лампочка, и будет в работе столько, сколько горит свет. Несомненным преимуществом является простое и дешёвое исполнение такой схемы. Однако есть много минусов. Если выключатель отключен, значит, вентилятор не работает, а этого недостаточно для проветривания помещения. Придётся включать и дополнительно оставлять свет на какое-то время. С другой стороны вентилятор всегда будет работать при включенном свете, а когда человек принимает водные процедуры, ему не нужны эти сквозняки.
  2. Схема от выключателя. Такой способ однозначно хорош, потому что исключает бестолковую работу вытяжки. То есть включается и отключается устройство только, когда это нужно. Можно установить выключатель отдельно для вентилятора, либо смонтировать 2-х клавишный коммутационный аппарат и от одной клавиши запитать освещение, а от второй вентиляционное устройство. При этом варианте увеличатся затраты, так как потребуется большее количество кабеля. Ведь устройство уже подключается непосредственно от выключателя отдельной линией, а не параллельно освещению.
  3. Последние модели вентиляторов уже снабжаются автоматикой, в частности таймером. Для подключения такого устройства понадобится трёхжильный провод или кабель, третья жила задействована через лампочку освещения и является сигнальной. Есть два варианта работы такого вентилятора. Он может запускаться одновременно с включением освещения, а потом отключаться через установленное время. Либо наоборот, пока горит свет, двигатель не запускается, а как только лампочка погаснет, вентилятор начинает работать, а потом он отключится через определённый промежуток времени.

Есть ещё модели вентилятора, которые изначально оборудованы собственным выключателем. Он имеет форму шнура, который выходит из корпуса. Дёргая за этот шнур, происходит запуск и отключение устройства. Но имейте в виду, что такие модели в обслуживании совсем неудобны. Вентиляторы обычно установлены под самым потолком, и это место труднодоступно, чтобы каждый раз дотягиваться до шнура.

Монтаж вентилятора

К месту установки вентиляционного устройства должен быть проложен двухжильный кабель. Подключение модели вентилятора с таймером к одно- или двухклавишному выключателю выполняется трёхжильным проводом (третья жила будет сигнальной).

Проделайте штробы от распределительной коробки до вентиляционного отверстия. Помните, что штробить можно только вертикальными либо горизонтальными линиями, никаких наклонных быть не должно. Не делайте штробы ближе, чем на 10 см, к дверным проёмам. В проделанную штробу уложите кабель и зафиксируйте при помощи алебастрового или цементного раствора. Один конец кабеля должен быть выведенным в вентиляционное отверстие, второй в распределительную коробку.

Можно также протянуть кабель в гофрированной трубе. Обязательно проследите, чтобы гофра не была расположена поперёк вентиляционного отверстия, её необходимо сдвинуть и закрепить сбоку, иначе она может препятствовать потоку воздуха.

На клеммах вентилятора есть маркировка английскими буквами:

В кабеле жилы, как правило, различают по цветовому исполнению. Нулевая жила выполняется в голубом цвете, фазная в коричневом или белом. Подсоедините соответственно жилы кабеля к клеммам вентилятора. Проверьте надёжность контактного соединения.

Для монтажа вентилятора в вентиляционный канал сначала снимите верхнюю крышку с сеточкой. На нижней панели, к которой закреплено само устройство, имеются четыре отверстия под саморезы (обычно они прилагаются в комплекте вместе с дюбелями). Но если у вас уже положена плитка и вы не хотите её сверлить, воспользуйтесь клеем, типа силикона или жидких гвоздей (всё может случиться, вдруг плитка даст трещину или сколется глазурь). Намажьте им тыльную сторону крышки, сам вентилятор вставьте в вентиляционный люк, а крышку плотно прижмите к стене, подержите так 1-2 минуты и отпустите. Теперь установите на место верхнюю декоративную крышку.

Подробнее о монтаже вентилятора смотрите в этом видео:

А схема подключения вентилятора с таймером подробно разбирается здесь:

Монтаж выключателя

К месту установки выключателя также должны быть проделаны штробы от распределительной коробки (в случае со стенами из гипсокартонных листов используется гофрированная труба). В штробах необходимо проложить двухжильный провод и зафиксировать раствором. Концы провода должны быть выведены в распределительную коробку и в отверстие под выключатель.

Выключатель устроен из рабочей части и защитной крышки с клавишей. В отверстие необходимо установить подрозетник. Теперь возьмите рабочий механизм, его контактная часть имеет две клеммы для подсоединения жил проводов. Одна клемма – это входящий контакт, к нему подсоединяется фазная жила из питающей сети. Вторая клемма – выходящий контакт, к нему будет подсоединяться фаза от вентилятора. Проделайте необходимые подключения и проверьте надёжность контактных соединений.

Зафиксируйте в подрозетнике рабочий механизм. Установите защитную крышку и наденьте клавишу.

В случае если устанавливается выключатель с двумя клавишами, то у такого коммутационного аппарата имеется два выходных контакта, один из которых должен подключаться к вентилятору, второй к осветительному прибору. Соответственно одной клавишей происходит запуск вентиляционного устройства, второй включение освещения в ванной комнате.

Соединение проводов

Теперь в распределительной коробке необходимо произвести следующие соединения:

В случае с двухклавишным выключателем в распределительной коробке дополнительно будут ещё такие соединения:

Как видите, ничего сложного. Обязательно подумайте по поводу установки вентилятора в ванной комнате. Сейчас придумывают много модных электрических штучек, но половина из них сплошная блажь. А вот вентиляция такого помещения, как ванная, действительно не маловажный вопрос. Так что эта статья актуальна и полезна.

yaelectrik.ru