Как поднять плотность электролита в аккумуляторе. Как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе


Причины падения плотности электролита в аккумуляторе

Автомобильный аккумулятор состоит из корпуса, помещенных в него емкостей с электродами, заполненных электролитом, датчика уровня плотности этой жидкости и клемм. Подключение простое – к выходам на электрическую цепь транспортного средства. При снижении заряда прибора автомобиль завести невозможно. При полной зарядке возникновение подобной проблемы свидетельствует о снижении плотности электролита и неспособности АКБ выдавать ток нужных параметров. Диагностировать это можно с помощью соответствующего щупа в обслуживаемых АКБ или специального индикатора, вмонтированного в одну из банок.

Почему плотность электролита падает

Нормальная работа батареи подразумевает постоянную подзарядку и высокотемпературный режим химических процессов на электродах и в электролите. Результатом становится постоянное снижение жидкости в банках АКБ, которая пополняется дистиллированной водой. Среди наиболее распространенных причин снижающих в аккумуляторе плотность раствора:

  1. Не контролируется уровень концентрации раствора в емкостях с электродами после каждого пополнения дистиллятом. С каждым новым разбавлением концентрата снижается доля электролита за счет испарения воды и небольшого количества электролитической жидкости;
  2. Неоднократная зарядка аккумулятора приводит к закипанию раствора и его испарению, что снижает его количество и повышает концентрацию. В этом случае активных молекул для ионизации свинца и его солей становится меньше, соответственно снижается густота жидкости;
  3. Батарея разрядилась.

ВАЖНО: Длительная работа АКБ в режиме сниженной плотности электролита – это дорога к сульфатации пластин и выходе устройства из строя.

Для установления причины низкого заряда батареи производят замеры концентрации раствора в банках АКБ используя ареометр. Оптимальный температурный режим для этой процедуры – от 22 до 25 °С. Плотность электролита может быть выше или ниже нормы. В первом случае повышается вероятность коррозийного разрушения электродов с положительным зарядом. Во втором – опасность подстерегает в холодные периоды года, когда электролитический раствор способен охладиться и затвердеть. Поэтому контроль уровня густоты зимой является первостепенной задачей любого владельца ТС.

Подготовка перед поднятием плотности электролита

Для измерения концентрации электролита в аккумуляторной батарее необходимо, чтобы соблюдались условия:

  1. На АКБ отсутствуют сколы или трещины, корпус абсолютно целый и клеммы без повреждений;
  2. Нормальный уровень жидкости в каждой из банок;
  3. Температурный режим электролитического раствора в диапазоне от 20 до 25°С;
  4. Заряд батареи полный.

При наличии повреждений клемм или корпуса данные могут быть неточными, а причина отсутствия способности выдать нужный разряд для старта ТС совсем не в низкой плотности электролита. Низкий уровень жидкости является более концентрированным, чем его нормальное количество, разбавленное дистиллятом. При низких температурах замеры существенно отличаются от реальных значений в нормальных условиях. В разряженном аккумуляторе густоты раствора всегда ниже, поскольку большинство ионов скопилось на пластинах.

ВАЖНО: Добавление серного концентрата для коррекции плотности электролита должно производиться очень аккуратно, поскольку более высокие показатели способствуют осыпанию пластин и порче АКБ.

Зарядка от генератора автомобиля аккумулятора выполняется не в полном объеме, а всего на 80-90%, что требует подзарядки прибора для измерения концентрации раствора.

В подготовительные работы по поднятию плотности электролита входит:

Для определения нормы существуют специальные таблицы, согласно которым эксплуатационный показатель для теплого периода должен быть не ниже 1,27 г/куб. см, а для зимнего – 1,3 г/куб. см.

Поднимаем плотность электролита в АКБ

Для повышения концентрации активного раствора в банках аккумулятора необходимо приготовить:

Электролит содержит в составе серную кислоту, способную разъесть кожу или одежду, поэтому следует позаботиться о личной защите и постараться все манипуляции делать предельно аккуратно. Повышение плотности раствора достигается несколькими способами:

Полная замена электролита

Это является крайней радикальной мерой в случае полной выработки своего ресурса электролитом при снижении его плотности до 1 г/куб. см. Действия осуществляются в следующем порядке:

  1. Аккумуляторная батарея после подготовки подвергается полной откачке раствора из банок с помощью груши;
  2. Перевернув АКБ набок необходимо в дне каждой емкости с электродами просверлить дырки и слить остаток жидкости;
  3. В таком положении нужно продержать прибор и промыть внутренние полости дистиллятом;
  4. Очищенную батарею снова делают герметичной, запаивая кислотной пластмассой, сделанные ранее отверстия дрелью. Для этого пользуются паяльной лампой или паяльником;
  5. В каждую банку заливается нужное количество дистиллята, которое рассчитывается в соотношении от общего объема банки и нужного количества аккумуляторной кислоты для раствора с концентрацией 1,25-1,27 г/куб. см;
  6. Банки хорошо закупориваются, слегка встряхивается батарея без сильного отклонения от вертикали.

ВАЖНО: Первым в банки заливается дистиллят, а после добавляется кислота, в ином случае жидкость вскипит.

Добавление аккумуляторной кислоты

При показателе плотности раствора ниже 1,2 г/куб. см необходимо применять кардинальные меры для повышения значения электролита. Следует приобрести аккумуляторную кислоту, плотность которой составляет 1,84 г/куб. см, и залить тем же способом, что и обычный электролит.

Добавление дистиллята и серной кислоты

Необходимо сначала откачать имеющийся раствор из каждой банки АКБ. Затем залить новую жидкость плотностью 1,25-1,27 г/куб. см. Заполнив банки до отметки «Норма», следует хорошо закрыть крышки и слегка встряхнуть батарею.

ВАЖНО: Запрещается переворачивать вверх дном АКБ. При такой манипуляции могут отколоться кусочки соли свинца с решетки и попасть на соседний электрод, замкнув таким образом банку. После этого поврежденная емкость станет непригодной для эксплуатации.

Замеры концентрации подскажут необходимость повторения процесса замены электролита. Если показатель ниже 1,25 г/куб. см, то следует повторять операцию до тех пор, пока не будет получен нужный результат.

Корректирующая подзарядка АКБ

После замены или манипуляций по повышению плотности электролита в банках батареи устанавливается раствор с отличным друг от друга показателем. Допускается разнос в диапазоне 0,01 г/куб. см. Чтобы выровнять это значение необходимо произвести корректирующую подзарядку. Суть метода заключается в подаче на протяжении 1-2 часов тока при зарядке в 2-3 раза ниже номинального значения.

При отсутствии положительного результата применяются более радикальные способы выравнивания. Применяется зарядка устройствами, оснащенными регуляторами, обеспечивающими стабильное напряжение на входе.

Инструкция восстановления плотности корректирующей подзарядкой:

  1. Заряжается батарея полностью;
  2. В момент достижения максимального заряда при наблюдении кипения электролита сила тока снижается до уровня 1-2 А;
  3. В процессе кипения происходит испарение дистиллята и повышается густота жидкости;
  4. Для каждого отдельного случая время выпаривания может быть разным и иногда достигать 1 сутки;
  5. При снижении плотности ниже 1,25 г/куб. см электролит доливается, концентрация замеряется при остывании прибора до 25 °С;
  6. Производится повторная операция при необходимости.

Единственный недостаток процедуры – большая длительность.

Корректирующий электролит

Под корректирующей смесью понимают электролит, плотность которого составляет 1,4 г/куб. см. Простое добавление такого раствора недопустимо, следует предварительно произвести замеры имеющегося уровня плотности жидкости. Установление причины поможет подобрать наиболее подходящий метод применения корректирующего электролита. Предназначение такого раствора:

Порядок использования корректирующего электролита:

  1. С помощью спринцовки или аэрометра откачать из полости банки жидкость;
  2. Заменить откачанный раствор аналогичным объемом корректирующего состава;
  3. Поставить заряжаться аккумулятор на срок от 30 минут до часа;
  4. По окончанию зарядки выдержать прибор в спокойном состоянии часа 2-3;
  5. Провести контрольный замер в каждой из банок;
  6. Повторить процедуру при необходимости.

ВАЖНО: Откачивая электролит необходимо оставлять поверхность пластин покрытыми жидкостью.

Заключение

В заключении хотим отметить, что работа с АКБ и электролитом не проста. Поэтому, если у вас мало опыта в сервисных работах по вашему авто, то лучше всего обратиться в сервис и доверить это дело профессионалам. В любом случае, следите за плотностью электролита для надежной работы АКБ хоть летом, хоть зимой. 

jrepair.ru

Как поднять плотность электролита в аккумуляторе

Как поднять плотность электролита в аккумулятореАвтошкола » Ремонт » Как поднять плотность электролита в аккумулятореКак поднять плотность электролита в аккумуляторе

Наверняка, многие автовладельцы сталкивались с проблемой, когда оставив автомобиль на день-два, в итоге невозможно было его завести. Причем стартер даже не подает признаков жизни, причиной тому служит аккумулятор, который почему-то успел всего за сутки или двое полностью разрядиться, при этом не работая вообще. Далее, пытаясь зарядить аккумулятор в течение некоторого времени, вы видите, что он попросту не заряжается. Можете не сомневаться, диагноз в этом случае — плотность электролита упала. Как правило, это происходит из-за того, что раствор испарился, произойти это могло в момент перезарядки, когда он был открыт и закипел. 

Чтобы не доводить аккумулятор до сухого состояния, водителидоливают в него дистиллированную воду, но проблема в том, что плотность кислотногораствора при этом понижается и никто не знает на сколько. При малом содержаниикислоты, вода кипит вместе с электролитом, со временем электролит теряет своюрабочую плотность до критического состояния и не заряжается.

С механизмом поломки все понятно, появляется вопрос - как жеможно восстановить или хотя бы повысить плотность электролита. Именно этомупосвящена эта статья, в которой по этапам и шагам все будет описано, и высможете самостоятельно восстановить автомобильный аккумулятор.

 

Для этого вам понадобится нехитрый инструмент, желание ируки.

 

Подготовка к работе

 

Для начала:

при комнатной температуре 22°С замерьте плотностьаккумулятора, будьте аккуратнее, не повредите себя кислотой. Электролит можетбрызнуть или испариться, поэтому оденьте очки и резиновые перчатки;также вам понадобятся некоторые знания химии. Когда выработаете с электролитом, нужно кислоту добавлять в воду, если сделать наоборот, тоначнется очень бурная реакция с выделением пара и тепла. Вам точно не захочетсяполучить кислотные ожоги;нельзя переворачивать аккумулятор, слабые пластины могутосыпаться, и в итоге после подключения будет замыкание;обязательно приготовьте заранее две емкости, в первуюсольете старый электролит, а во второй приготовите новый;рассчитайте правильное количество кислоты, т.к. послезарядки плотность аккумулятора значительно повысится;прежде чем использовать пластмассу для запайки, сначалапроверьте ее на предмет стойкости к электролиту.

Далее мы приведем различные данные, они соответствуют толькокислотным аккумуляторам, не путайте их со щелочными, данные для щелочи будутиные.

 

Инструмент для работы

 

Вам понадобятся:

прибор для замера плотности жидкости, это ареометр;стаканчик с мерной шкалой;электролит;спринцовка или простая клизма;вода дистиллированная;пищевая сода в жидком виде;кислота аккумуляторная;дрель;паяльник.

Процессвосстановления электролита

Аккумулятор состоит из нескольких банок, в каждой из нихзалит электролит, поэтому проверять уровень плотности нужно в каждой банкеотдельно. Эталонная плотность в банках - понятие растяжимое, оно зависит помимовсего, еще и от климата. Для юга этот показатель ниже, чем для северныхрайонов, а диапазон таков - 1.25-1.29. Между банками не должно быть большойразницы, допустимо 0.1. Поэтому если после замера вы получили значение от 1.18 до1.20, то самым оптимальным вариантом будет поднять уровень плотность досреднего 1.27.После замера берем спринцовку и с ее помощью выкачиваемраствор из каждой банки по отдельность. Извлечь нужно как можно больше старогоэлектролита, а также необходимо замерять полученное количество.Теперь на основании полученных результатов нужно столькоже залить свежего электролита.Закройте банки и хорошенько прокачайте аккумулятор, чтобыстарый и новый электролит размешались.Теперь снова замеряйте плотность раствора электролита,необходимое значение вы уже знаете, если при замере плотность еще не достигланужного значения, добавляйте электролит, примерно половину остатка. В общем,вам нужно добавлять до тех пор, пока не получится нужное значение.В конце всего добавьте дистиллированную воду.

Показатель плотностиниже 1.18

 

Бывает так, что плотность совсем упала и здесь простыможивлением с помощью электролита ничем не поможешь. В этом случае используетсяаккумуляторная кислота, она плотнее электролита. Все действия абсолютно те же,что и с электролитом. Так же, как и в предыдущем случае, после добавления нужносмешать и замерить плотность. Кислоту нужно добавлять до тех пор, пока уровеньплотности не придет в норму.

 

Как поднятьминимальную плотность?

 

Если после замера вы видите мизерную плотность, которуюдаже нет смысла поднимать, то нужно полностью слить весь электролит. Сперваоткачайте то, что сможете с помощью спринцовки, после этого закройте пробкиаккумуляторных банок. После этого аккуратно поместите аккумулятор на любой боки просверлите в каждом дне банки небольшие отверстия, достаточно сверла 3.0 мм.Затем поставьте аккумулятор так, чтобы с него смог слиться оставшийсяэлектролит. Теперь можно открыть крышки банок и хорошенько пролить аккумулятордистиллированной водой. После проведенных действий просверленные отверстиянужно запаять пластмассой устойчивой к кислоте, можно использовать кусочки отпробок других аккумуляторов.

Сейчас вы можете заливать полностью новый электролит,рекомендуется сделать его самостоятельно, чтобы он был немного большейплотностью, чем эталонная. Как минус этого процесса с полной заменой нужноотметить то, что срок эксплуатации аккумулятора снижается. Ну а с другойстороны, если бы вы этого не сделали, то эта батарея и вовсе не работала бы,так что вы ничего не теряете.

akkumulyator.reglinez.org

Как поднять плотность электролита в АКБ

Как поднять плотность электролита в автомобильном аккумуляторе

Многим автомобилистам знакома ситуация, когда после суточного простоя автомобиля, завести его двигатель невозможно - стартер не крутит.

А не работает он потому что аккумулятор успел разрядиться. Более того, поставив его на зарядку, он достаточно долгое время все-равно отказывается работать.

Все это говорит о том, что в аккумуляторе упала плотность электролита. Как правило, в целях поддержания жидкости в аккумуляторе на требуемом уровне, в него доливают дистиллированную воду. Этим действием большинство водителей и ограничивается, забывая о необходимости проверки плотности раствора. Ведь электролит выкипает вместе с водой, т.е. происходит постепенное снижение плотности. Как следствие - спустя какое-то время её значение выходит за рамки критической. В таком состоянии собственно и пребывают аккумуляторы, отказывающиеся заводить машину после непродолжительного простоя. И тогда становится актуальным вопрос: как повысить плотность аккумулятора?

Что нужно знать перед началом работы

- Будьте предельно осторожны при работе с электролитом, обязательно наденьте резиновые перчатки и защитные очки;

- Замерять плотность аккумулятора можно при температуре воздуха от 22 до 22°С;

- Ни в коем случае не добавляйте воду в кислоту. Только наоборот – кислоту в воду, и только так. Иначе вы рискуете получить серьезные ожоги;

- Аккумулятор нельзя переворачивать вверх дном. В результате этого активная поверхность пластин может осыпаться, что приведет к коротким замыканиям;

- Заранее подготовьте емкости для слива старого и разведения нового электролита;

- Плотность заряженного аккумулятора выше, чем разряженного;

- Ту пластмассу, которую вы собираетесь использовать для запайки отверстий, нужно проверить на химическую стойкость в отношении электролита;

- Расположенная ниже информация актуальна только для кислотных батарей.

Требуемый инструмент

Инструкция по повышению плотности электролита

1. Замеряем параметры электролита в каждой банке отдельно. Нормативное значение плотности электролита зависит от многих факторов, в частности и от климатических условий. Для северных регионов данный показатель немного выше, для южных, соответственно – ниже. В рамках нормы считается плотность раствора, находящаяся в диапазоне 1,25-1,29. Амплитуда колебаний значений по банкам не должна превышать 0,01. Если полученная вами величина равна 1,18-1,20, для её повышения следует добавить электролит со значением плотности 1,27;

2. Сперва выполняем эти действия с одной банкой. С помощью клизмы-груши выкачиваем максимально возможное количество старого раствора и определяем его объем;

3. После этого заливаем свежий электролит, объем которого должен быть вдвое меньше, чем выкачанного;

4. Теперь активно трясем аккумулятор, чтобы жидкости хорошо перемешались и повторно замеряем плотность;

5. Если требуемое значение не достигнуто, доливаем еще столько же нового электролита;

6. И последнее что нужно сделать - долить остаток дистиллированной водой.

Что делать если плотность электролита в аккумуляторе совсем низка

Если плотность электролита очень низкая, то придется выполнять его полную замену. Для этого выкачиваем грушей столько раствора электролита, сколько можно, потом закрываем (герметично!!!) вентиляционные отверстия пробок банки аккумулятора. Ставим его набок и с помощью дрели высверливаем в дне каждой банки отверстия диаметром 3,0-3,5 мм. Сливаем электролит, хорошенько вымываем аккумулятор дистиллированной водой и запаиваем проделанные отверстия кислостойкой пластмассой. После этого можно заливать свежий электролит. Лучше всего, если раствор будет приготовлен вами самостоятельно. Его плотность должна быть немного выше нормативной по климату вашего региона.

По материалам:  http://carmp3.com.ua

 

tis-tir.com

Плотность электролита в аккумуляторе - какая должна быть, проверка, как повысить

Свинцово-кислотным аккумуляторам уже более полутора столетий, но позиции в автомобилестроении они не сдают и по сей день. Главных причин тому две: низкая себестоимость и морозоустойчивость. Литий-ионный аккумулятор, пускай он и  гораздо компактнее и легче при сопоставимой с свинцово-кислотным емкости, но стоит в разы дороже и уже при 0° С его емкость упадет вдвое (в то время как у свинцовой батареи это произойдет только при -30° С). И это не говоря уже о гораздо большей требовательности к условиям заряда и разряда.

Необслуживаемые кальциевые и AGM-аккумуляторы завоевывают все большую популярность, но  АКБ традиционной конструкции с возможностью обслуживания все так же можно увидеть под капотом автомобиля. Контроль уровня и состояния электролита  увеличивает ресурс аккумулятора, а самое главное – страхует от проблем зимой, что «рукастому» владельцу только в плюс.

Содержание статьи

Принцип действия аккумулятора

Говоря о плотности аккумуляторного электролита, нужно начать с самого принципа работы автомобильных аккумуляторов. Во время заряда-разряда в аккумуляторе протекают около 60 реакций, как утверждают исследования еще советских времен,но основной из них является только одна: в процессе разряда оксид свинца на катоде (отрицательном электроде) и свинец на аноде (положительном электроде) «забирают» сульфат-ионы из раствора серной кислоты, превращаясь в сульфат свинца, причем на катоде дополнительно образуется вода, а при заряде сульфат свинца, напротив, «отдает» сульфат-ионы в электролит.

Таким образом, во время разряда плотность электролита падает, при полном разряде между пластинами фактически остается дистиллированная вода, а во время заряда она возрастает. Тогда почему падает плотность раствора в аккумуляторе со временем, если эти процессы зеркальны?

Причина в том, что сульфат свинца, образующийся при разряде аккумуляторной батареи, не всегда полностью расходуется в ходе заряда. Особенно это заметно на морозе и после длительного пребывания батареи в разряженном состоянии: пластины покрываются сначала белыми разводами крупнокристаллического сульфата свинца, а затем эти кристаллы постепенно осыпаются вниз и в дальнейшей реакции, проходящей при зарядке, практически не участвуют.

Поэтому сульфатация пластин аккумулятора является однозначно вредным явлением. Снижается емкость аккумулятора, прочность пластин, а из-за падения плотности электролита батарея хуже набирает заряд: чем ниже плотность раствора, тем хуже проводимость. Полностью разряженный аккумулятор практически не принимает заряд – сопротивление электролита между его пластинами слишком велико.

Однако плотность может со временем и вырастать. Так как электролит – это не чистая серная кислота, а ее водный раствор, то при зарядке АКБ протекает еще одна реакция: банальный электролиз воды, малозаметный в начале цикла, но к концу идущий по нарастающей. Поэтому старые рекомендации по заряду обслуживаемых АКБ советовали дождаться «кипения» аккумулятора – резкого роста выделения кислорода и водорода в банках. Теряя воду, со временем электролит снизит свой уровень, а плотность его неизбежно возрастет – даже с учетом постепенного связывания серной кислоты на пластинах и в осыпи вода при «кипении» теряется быстрее.

Нормальная плотность электролита

Чистая серная кислота в аккумуляторах не используется – это чрезмерно опасно, значительно возрастает скорость сульфатации пластин даже при нормальной эксплуатации. Из эксплуатационных соображений плотность электролита аккумулятора выбрана такой, чтобы обеспечить возможность уверенной работы при отрицательных температурах, достаточную удельную емкость и скорость заряда.

При нормальных условиях (под которыми в физике принято понимать, среди прочего, температуру +20° С) плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе составляет 1,28-1,3 г/см3. Как можно видеть на приведенной иллюстрации, именно такая плотность обеспечивает наибольшую морозоустойчивость. Заодно заметно, что у полностью разряженного аккумулятора риск замерзания зимой очень велик – достаточно температуре опуститься ниже -5, как в электролите образовываются кристаллики льда.

Зимняя и летняя плотность электролита

Однако на практике измерение плотности электролита в аккумуляторе при строго заданной температуре невозможно: зимой в гараже плотность у исправного и заряженного аккумулятора увеличится, а летом, да еще и сразу после поездки, напротив, будет ниже. Поэтому принята система поправок при измерениях в зависимости от температуры аккумулятора, которая отображена в таблице ниже.:

Температура электролита, °С Поправка, г/см3
От –40 до –26 –0,04
От –25 до –11 –0,03
От –10 до +4 –0,02
От +5 до +19 –0,01
От +20 до +30 0,00
От +31 до +45 0,01

Таким образом, если Вы измеряете плотность зимой во время легкого заморозка (до -10), то у заряженного аккумулятора она должна составлять 1,3-1,32 г/см3, так как с поправкой -0,02 мы и получим «стандартные» 1,28-1,3. На жаре же уже нормой плотности  будут 1,27-1,29 г/см3.

Порядок измерения плотности аккумулятора

Для начала аккумулятор необходимо установить на ровную горизонтальную плоскость и очистить  крышку от пыли и грязи. Лучше для этого использовать ткань, смоченную слабым раствором соды, как самой доступной щелочи: она нейтрализует возможное отпотевание электролита вокруг пробок.

Теперь проверяем уровень электролита. Проще это сделать на аккумуляторах с полупрозрачными стенками – на стенках есть риски, с помощью которых можно сразу понять, находится ли уровень в пределах допустимого. Важна не только сама высота уровня, но и равномерность по банкам: там, где уровень электролита заметно меньше, возможна неисправность (негерметичность стенок или днища, быстрое «выкипание» электролита из-за его чрезмерной изначальной плотности и так далее). Если стенки у аккумулятора непрозрачные, воспользуйтесь прозрачной трубкой, опуская ее в отверстия пробок до упора в набор пластин и затыкая после этого верхний конец пальцем: вытащив трубку, Вы увидите, насколько электролит выше пластин. Нормой считается высота уровня в 10-15 мм над пластинами.

Если в какой-то банке уровень электролита ниже нормы, доведите его до нужного,  аккуратно доливая дистиллированную воду. Как мы уже писали выше, чаще всего уровень снижается из-за потери воды за счет электролиза, поэтому восполнять уровень готовым электролитом нельзя.

Перед проверкой плотности обеспечьте батарее состояние стопроцентной заряженности – подсоедините зарядное устройство до момента «кипения» или до его отключения, если используете автоматическую модель. Это нужно и для того, чтобы плотность в банке выровнялась после доливания дистиллированной воды, иначе измерение даст ошибочный результат.

Распространенный прибор для контроля плотности – это ареометр, представляющий собой прозрачную колбу с грушей для набора жидкости. Внутри этой колбы находится грузик с делениями – в набранный электролит он погрузится на высоту, зависящую от плотности аккумулятора, и риска, по которую он погрузится, и укажет на результат измерения.

Однако есть и более удобный и универсальный прибор – речь идет об оптическом рефрактометре, который способен также измерять температуру замерзания охлаждающей жидкости и «омывайки». Для измерения достаточно капнуть на нужное место из пипетки и прижать каплю прозрачным стеклом-крышкой. Посмотрев на свет через рефрактометр, вы увидите по риске плотность электролита. Это быстрее, да и точнее, чем привычный способ с ареометром.

Как повысить или понизить плотность в аккумуляторе

Как поднять плотность электролита в аккумуляторе или, наоборот, понизить ее, если измерения показали, что она выходит за пределы нормы? Сразу предупредим: придется повозиться.

Для начала нужно запастись электролитом повышенной (и заранее известной!) плотности. Для удобства возьмем электролит с плотностью 1,4 г/см3 – он достаточно безопасен при работе. Далее необходимо узнать, каков объем одной банки аккумулятора, полностью слив ее в стеклянную градуированную емкость. Отнимая некоторое количество электролита и доливая заранее запасенный «крепкий» (или, наоборот, дистиллированную воду), можно соответствующим образом довести плотность до необходимой. Ориентируйтесь на следующую таблицу для объема в 1 литр:

Измеренная плотность Отбор электролита, мл Доливка электролита, мл Доливка воды, мл
1,24 252 256  
1,25 215 220  
1,26 177 180  
1,27 122 126  
1,28 63 65  
1,29      
1,30 36   38

В результате вы получите 1 литр электролита с плотностью 1,29 г/см3 – эта величина находится ровно посреди допуска.

Приведем пример: из банки слилось 0,8 литра раствора с плотностью 1,24 г/см3. Из простейшей пропорции можно вычислить, что нам нужно отлить 201 мл из этого объема и добавить 204 мл «крепкого» электролита. Почему различаются объем доливки и удаляемый объем? Любой бывалый самогонщик подскажет: раствор серной кислоты в воде, как и в случае со спиртом, меняет свой объем в зависимости от процентного соотношения компонентов, и 100 мл кислоты в смеси со 100 мл воды дадут отнюдь не 200 мл раствора.

Можно ли избежать этой возни? Естественно. Раз уж вам приходится сливать электролит из банки, то гораздо быстрее сразу залить туда свежий электролит нормальной плотности. Не помешает и промыть перед этим его дистиллированной водой: это лишний плюс для ресурса батареи.

Видео: Как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе

avtomotoprof.ru