​Правильные уроки: разбираемся, как должно быть составлено расписание в школе. Как составить расписание уроков в школе вручную советы


Правила составления расписания уроков в начальной школе

Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году каникулы.

Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.

Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».

расписание-уроков-на-столе

А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?

Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы

И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.

Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?

Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?

Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:

математика – 8 баллов

русский и иностранные языки – 7

окружающий мир и информатика – по 6 баллов

литература – 5

история – 4

рисование и музыка – по 3 балла

технология – 2

физкультура – 1

Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!

Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.

соробаны-игрушки

ребенок-устал-в-школе

Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.

Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.

Буквой закона

обложка-санпина

Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, освещение и мебель. Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:

Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:

Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!

ученица-тянет-руку

Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:

Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.

Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.

К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.

контрольная-работа

Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.

Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?

Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.

Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.

Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе школьных событий.

Всего вам доброго!

Ваша «ШколаЛа»)

shkolala.ru

Как составить школьное расписание уроков правильно?

Расписание уроков является одним из главных документов в школьных стенах. Именно от того, насколько верно составлен этот документ, будет зависеть, в каком ритме будет проходить учебный год.

В этом документе очень важно правильно распределить нагрузку для школьников. Благодаря этому детям удастся максимально усвоить полученные знания.

Как обычно составляют план обучения?

Со второй половины двадцатого века, чтобы составить школьное расписание применялись определенные правила. Для этого применялась система, так называемых ранговых оценок. Разработчиком этой методики стал русский ученый И.Г. Сивко.

Таблица трудности предметов

Таблица рангов предметов.

Понять этот метод не представляется сложным. Каждый предмет в системе конкретное количество баллов, которые называются рангом.

Ранг предмета зависит от того, насколько он сложен в усвоении. Чем больше внимания и концентрации необходимо для усвоения определенных знаний, тем более высокий ранг.

Несложно догадаться, что самыми высокоранговыми предметами являются: алгебра, геометрия, а также русский язык. В этой методике эти предметы имеют по одиннадцать баллов. Чуть ниже по рангу идут иностранные языки, к ним относятся десять баллов. Более легкими предметами в этой системе считаются физика и химия. И первый, и второй имеет по девять баллов.

Окно программы по составлению расписания

Дальше все по списку. История имеет по балам цифру 8, литература -7, география – 6, физическое воспитание -5, а черчение 4. Музыке и рисованию в этой системе отводится по двоечке.

Для того, чтобы правильно составить план обучения используют также критерий усталости в течение целой недели. Специалисты говорят о том, что днями, когда школьники могут учиться наиболее самоотверженно, являются средой и четвергом.

Когда уроки делят на целую неделю, то преследуют цель рассчитать общее количество рангов на каждый день. Таким образом, больше всего детей стараются загрузить в среду и четверг. А пятница и понедельник являются более легкими днями.

Биологические ритмы

Расписание уроков поднямКроме вышеперечисленных критериев, чтобы составить расписание уроков вручную необходимо учесть также биологические ритмы. Самоотверженней всего работать получается в период между 10.00 и 11.30.

Как раз на этот интервал стараются ставить дисциплины, которые требуют к себе максимум внимания. А вот первый и последний урок обычно имеют более низкую нагрузку.

На сегодняшний день, составлять план обучения можно не только вручную, но и при помощи компьютерных программ. Причем их достаточное количество. Директор школы, заведующие школы, могут с легкость выбрать самую подходящую для них программу.

Исходя из вышеописанного, можно вывести правила, по которым составляется план обучения:

  1. В школе существует одно расписание уроков для первой и второй смены, оно едино для школьников и учителей.
  2. Больше всего нагрузки приходится на старшие классы с 8 по 11 класс.
  3. Более легкие дисциплины сменяются более сложными, исключением является модульный способ обучения.
  4. В начальной школе главные дисциплины отводят на 2-3 уроки, а в средней школе на 3-4 урок.
  5. В учебном плане и расписании уроки названы одинаково.

lediznaet.ru

Общие требования по составлению расписаний уроков в школе

Расписание уроков – залог успеха работы ученика и учителя.

 Составление расписания это очень сложная задача. Существует особая наука – теория расписаний, изучающая и систематизирующая задачи такого рода, а также различные приближенные методы их решения. Особое место среди них занимают эвристические методы, в которых делаются попытки описать логику и технику действий диспетчера. НО, готовые программы не позволяют подготовить оптимальное расписание уроков с учетом пожеланий учителей и требований администрации и СанПиНа.

Расписание уроков включает в себя:

— учет санитарных правил и норм;— учет учебной нагрузки педагога;— учет динамической паузы в классах охраны зрения;— деление класса на группы;— объединение классов в поток;— расписание класса без «окон»;— сокращение «окон» в расписании учителей;— планирование замен;— учет внеклассной работы;— занятость кабинетов;— работа учителей в паре;— совмещение учителями работы на 1, 2 и 3 ступени обучения;— предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов;— элективные курсы по выбору учащихся;— дежурство по школе учащихся и учителей.

Активность умственной работоспособности школьников приходится на интервал 10—12 часов. Поэтому основные предметы должны проводиться на 2, 3, 4 уроках. Уровень умственной работоспособности учащихся нарастает к середине недели и остаётся низким в понедельник и в пятницу. Наибольший объём учебной нагрузки должен быть во вторник и среду. Можно включить в расписание либо наиболее трудные предметы, либо в большем количестве средние и лёгкие. Следует чередовать трудные и лёгкие предметы, а также предметы одного цикла. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков можно использовать таблицу, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Предметы Количество учеников
Математика, информатика 11
Родной язык, иностранные языки (русский язык в узбекских группах, английский язык, французкий язык, немецкий язык) 10
Физика, химия, астрономия 9
История, право, экономика 8
География, биология 7
Идея национальной независимости 6
Физическое воспитание 5
Труд 4
Черчение 3
Рисование 2
Музыка 1

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов для учащихся старшего возраста должно приходиться на вторник и среду. Для учащихся среднего возраста наибольшая интенсивность по сумме баллов за день должна приходиться на вторник и четверг, среда должна быть несколько облегчённым днём. Расписание не будет отвечать санитарным нормам, когда наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Для составления расписания необходимы следующие документы:— учебный план;— учебная нагрузка учителей;— расписание учителей;— расписание по классам на неделю;— временное расписание по дням недели;— перечень кабинетов.

В течение учебного года учителя могут болеть, посещать курсы, семинары, и т.д. В связи с этим завучу приходится делать изменения в расписании. Обычно предмет, который нужно заменить, проводит другой учитель этого же предмета. Но это приводит к тому, что необходимо делать изменения в расписании на дополнительном стенде. Для этого используется таблица “Расписание учителей” и таблица “Перечень кабинетов”. В изменениях указывается расписание только тех классов, в которых такие изменения есть.

Завуч, отвечающий за расписание в общеобразовательной школе, должен помнить о том, что его цель создать оптимальные условия для учителей и учащихся при проведении образовательного процесса.

idum.uz

​Правильные уроки: разбираемся, как должно быть составлено расписание в школе

Правильные уроки: разбираемся, как должно быть составлено расписание в школе

В Красноярске школу № 53 на ул. Львовская уличили в неправильной расстановке уроков. Как сообщили 6 декабря в краевой прокуратуре, с жалобой на школу в ведомство анонимно обратился один из красноярцев. В ходе проверки его слова подтвердились: в учебном заведении были выявлены нарушения в составлении учебного графика. 

Так, в расписании занятий отдельных классов не предусматривался облегченный учебный день, а уроки с выполнением письменных заданий проводились после занятий по физической культуре, что противоречит СанПиН.

Специалисты краевого управления Роспотребнадзора напоминают: соблюдение санитарных нормативов — прямая обязанность школьной администрации, поэтому итогом проверки стало представление об устранении выявленных нарушений, врученное директору школы. Кстати, подобные проблемы с расписанием в красноярских школах уже возникали — в марте этого года родители шестиклассников гимназии № 13 «Академ» пожаловались в ведомство, что их дети чересчур загружены учебой. По этому поводу НГС.НОВОСТИ делали большой материал.

Составление расписания уроков в школах четко регулируется СанПиН 2.4.2.2821-10, в частности, его 10-й главой «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса». Родители, запомните этот документ — все школы страны обязаны ему соответствовать.

Так, согласно правилам, различные по сложности предметы в течение дня и недели следует чередовать:

– для учеников начальной школы основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) нужно чередовать с уроками музыки, ИЗО, труда, физической культуры;

– для учащихся средних и старших классов предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Наиболее трудные предметы у первоклассников должны проводиться на 2-м уроке, во 2–4-х классах — на 2-м и 3-м уроках, в 5–11-х классах — на 2–4-х уроках. Уровень трудности уроков оценивается по шкале Сивкова, составленной еще в 1988 году.

Правильные уроки: разбираемся, как должно быть составлено расписание в школе

Пик умственной активности школьника приходится на 10:00–12:00, выяснили ученые. Поэтому самые трудные предметы должны идти 2-м, 3-м и 4-м уроками. Например, сдвоенная математика в конце учебного дня — это законный повод для жалобы.

Наукой также доказано, что в понедельник и пятницу материал воспринимается хуже, чем в середине недели. Поэтому пик учебной нагрузки по нормам должен приходиться на вторник и среду. Это может быть максимальное количество уроков либо самые тяжелые предметы. Если максимальная нагрузка по сумме баллов приходится на середину недели — расписание можно считать соответствующим нормам.

Уроки в школах по правилам должны начинаться не ранее 8:00 — никаких «нулевых» уроков не допускается. А вот максимальная нагрузка варьируется в зависимости от возраста школьников.

Так, для учащихся 2–4-х классов это 22 часа при пятидневной учебной неделе и 25 часов — при шестидневке. 6-й класс — 29 и 32 часа соответственно, 8–9-е классы — 32 и 35 часов, 10–11-е классы — 33 и 36 часов.

Кстати, санитарные нормы существуют даже для домашних заданий. Первоклассники не должны их делать дольше 1 часа, второклассники — 1,5 часов, учащиеся 3–4-х классов — 2 часов. В 5–6-х классах дети могут готовить уроки до 2,5 часов, в 7–8-х классах — до 3 часов, а в 10–11-х — до 4 часов. Лучшим временем для начала самоподготовки считается 16:00.

НГС.НОВОСТИФото depositphotos.com (1), eco.nw.ru (2)

ngs24.ru

Методические рекомендации к составлению расписания учебных занятий для общеобразовательных учреждений Согласно ст. 1 (стр. 1 из 2)

Извлечение из санитарных правил СанПин 2.4.2.1178-02

«Гигиенические требования к условиям

обучения школьников в различных видах

современных общеобразовательных учреждений»

Требования к режиму образовательного процесса

Методические рекомендации

к составлению расписания учебных занятий

для общеобразовательных учреждений

- Согласно ст. 2.9.1. санитарных правил СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» Требования к режиму образовательного процесса : « В соответствии со ст.28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам», при составлении расписания уроков учитываются прежде всего Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки:

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Классы |Максимально допустимая недельная нагрузка в часах|

| |—————————————————————————————————————————————————|

| | При 6-дневной неделе | При 5-дневной неделе |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 1 | - | 20 |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 2-4 | 25 | 22 |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 5 | 31 | 28 |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 6 | 32 | 29 |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 7 | 34 | 31 |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 8-9 | 35 | 32 |

|—————————————————————|————————————————————————|————————————————————————|

| 10-11 | 36 | 33 |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5 - 11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с табл. .

Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

- учебные занятия проводятся только в первую смену;

- 5-дневная учебная неделя;

- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

- проведение не более 4-х уроков в день;

- продолжительность уроков - не более 35 минут;

- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;

- организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

- в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;

- со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3 ).

2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении . Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4 ): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов , без проведения нулевых уроков.

В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х , выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену .

2.9.9. В классах компенсирующего обучения продолжительность уроков составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5-11 классах.

Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).

2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут .

2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся . Для обучающихся в 5 - 9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 - 9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.

В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6 ).

Приложение 6

(рекомендуемое)

Гигиенические требования к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 - 3 уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г.Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Предмет | Количество |

| | баллов |

|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|

|Математика, русский язык (для национальных| 11 |

|общеобразовательных учреждений) | |

| | |

|Иностранный язык | 10 |

| | |

|Физика, химия | 9 |

| | |

|История | 8 |

| | |

|Родной язык, литература | 7 |

| | |

|Естествознание, география | 6 |

| | |

|Физкультура | 5 |

| | |

|Труд | 4 |

mirznanii.com

Как составлять расписание уроков

С переходом на ФГОС общего образования в режиме учебной деятельности уроки можно чередовать с курсами части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, и занятиями по плану внеурочной деятельности.

Для классов, не перешедших на ФГОС, отдельно составляют расписание уроков и расписание факультативных занятий.

Основой для составления расписания уроков в обоих случаях выступают требования СанПиН 2.4.2.2821-10 , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.

Единые для всех уровней общего образования требования содержит пункт 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10:

Что учесть при составлении расписания уроков в начальной школе

Составляя расписание уроков в начальной школе, нужно учитывать, что общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

Наиболее трудные предметы для обучающихся 1-х классов планируйте на 2-й урок, для обучающихся 2–3-х классов – на 2–3-й уроки.

Курсы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, включайте в общее расписание уроков и учитывайте при подсчете максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки.

Занятия по плану внеурочной деятельности включайте в общее расписание, если они чередуются с уроками, и составляйте отдельное расписание, если такие занятия проводятся во второй половине дня или в первой для обучающихся во вторую смену.

Составление расписания уроков с учетом особенности ступенчатого режима обучения в 1-м классе

Особенности ступенчатого режима заключаются в последовательном наращивании продолжительности урока и их количестве в течение дня.  Эту особенность надлежит учесть при составлении расписания уроков.

Ступенчатый режим регламентирован пунктом 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.

Ступенчатый режим обучения первоклассников заключается в том, что:

Максимальная продолжительность урока в 40 минут установлена редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10 , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24 ноября 2015 г. № 81 .

Изменение максимальной продолжительности урока с 45 минут на 40 минут позволяет более адаптивно подходить к реализации ступенчатого режима обучения первоклассников.

Данная статья находится в Справочной Системе «Образование».Читайте другие актуальные материалы в Справочной Системе «Образование».

www.menobr.ru

Школьное расписание

Нина АЛЕКСЕЕВА, директор школы №7, Сосновый Бор, Ленинградская область: Трудно угодить всем одновременно

Все компьютерные программы по составлению расписания, а мы их специально изучали, далеко не идеальны. Потому что в реальности во главу угла ставится человеческий фактор. Кому-то из педагогов нужно накормить ребенка перед тем, как идти на работу, кому-то помочь больной маме... Кто-то просит «окно» после третьего урока, кому-то «окна» не нужны совсем. Если говорить об учениках, то есть СанПиН, где четко определены требования по составлению расписания, и мы должны эти требования выполнить. Каждый день должен содержать определенный набор предметов, каждый предмет оценивается отдельным количеством баллов. Это все складывается, проверяется. СанПиН нам диктует, какие дни должны быть более разгруженными, какие, наоборот, более загруженными.

Всей этой работой занимается заместитель директора, который составляет расписание, учитывая мнения учителей, требования СанПиНа и пожелания учеников. Ученики, кстати, высказывают их совету старшеклассников. Просят, например, переставить пары, потому что иногда попадают подряд два предмета, скажем, физика и химия, где учителя, влюбленные в свою дисциплину, требовательны в отношении домашних заданий. Ребятам тяжело подготовиться...

Нечего и говорить, составление расписания - занятие интересное, но чрезвычайно сложное.

Юлия СЕМИСАЖЕНОВА, и.о. директора многопрофильной гимназии «Ступени» при Пензенском государственном педагогическом университете имени В.Г.Белинского: Настоящая головная боль

Вопрос оптимизации школьного расписания - достаточно проблемный. Он вызывает много споров. Это настоящая головная боль для администрации любого учебного заведения. И наша гимназия не исключение. С первого взгляда может показаться, что в школе, где в параллели только один класс, сделать удобное для детей и учителей расписание несложно. Но это далеко не так. Наши проблемы не типичны для большинства школ, которые имеют собственное здание и свою материально-техническую базу. Гимназия же занимает лишь часть одного из корпусов педагогического университета. В то же время это позволяет использовать вузовские лаборатории и аудитории, где школьники могут посмотреть, к примеру, физические или химические опыты.

Составляя расписание, мы всегда пытаемся сделать его удобным для наших учеников. И главным критерием, конечно же, становятся санитарные правила и нормы. К примеру, математика, которая имеет самое большое по уровню сложности количество баллов (11), как правило, ставится третьим, четвертым или пятым уроком. Ведь именно эти часы для школьников - самые продуктивные в плане восприятия. В понедельник и в субботу традиционно мы не ставим в расписание сложных предметов. Вторник, среда, четверг, пятница - дни самой напряженной учебы.

Пытаемся составлять расписание и с учетом биоритмов детского организма. К примеру, самый первый урок должен постепенно настраивать школьника на учебный лад, а не резко «загружать» какой-то новой информацией, дабы избежать стрессов и перегрузок.

Самым же непростым вопросом остается составление расписания, удобного для учителей. Ведь у каждого есть свои требования и привычки. Кто-то любит, когда в расписании между уроками есть «окна», другие, наоборот, просят поставить занятия одно за другим. И даже компьютерная программа в таких случаях не помогает. Тем более что в нашей гимназии из 46 сотрудников 18 - преподаватели вуза. И здесь особенно важно составить график таким образом, чтобы их занятия в университете не пересекались с уроками в гимназии. К сожалению, нагрузка в положенные восемнадцать часов в неделю не является оптимальной. Такого объема уроков не хватает для того, чтобы учитель получал более-менее достойную зарплату. Вынужденная мера - брать дополнительные часы, чтобы заработать хоть немного больше. Выходом из такой ситуации могло бы стать действительно значительное повышение заработной платы учителей.

Дать универсальный совет, как оптимизировать расписание, нелегко. В каждой школе всегда есть свои сложности. Конечно же, стоит использовать различные компьютерные программы, внимательно относиться к пожеланиям учителей и совместителей. Но при всем этом никогда нельзя забывать, что школьное расписание часто определяет ритм жизни ученика. И надо обязательно учитывать возрастные и психологические особенности детей.

Максим ВЕРЕВКИН, директор школы №25, поселок Кудряшовский Бор, Новосибирская область: Человек или компьютер?

Когда расписание уроков составляет человек, возникает два неизбежных фактора. Во-первых, каждый учитель влияет на процесс, обращаясь к составителю и выражая свои пожелания. Во-вторых, сам процесс занимает очень много времени.

В течение года обстоятельства меняются, любому педагогу может понадобиться совсем иное расписание уроков. Кроме того, сложно учесть, например, внеурочные мероприятия, изменения в связи с болезнью педагога или чрезвычайными событиями, переносом праздников, олимпиадами, смотрами, проверками и так далее.

Школьное расписание можно составлять и с помощью компьютерных программ. Правда, бывают случаи, когда школы получают программное обеспечение, но не умеют им пользоваться: механически вводят расписание, а машина выдает «окна», ставит неудобное для всех время или же «для удобства» пишет в один день подряд шесть уроков математики. Любую программу нужно использовать с умом, вводить в нее все требуемые факторы, тогда и расписание удастся оптимизировать.

К сожалению, наша школа пока не получила такое программное обеспечение. Мне кажется, что Министерство образования и науки должно позаботиться о том, чтобы вместе с компьютерами школы получали и набор программ. Областной центр информационных технологий очень помог всем школам, создав конструктор школьного сайта. Мы можем сами насыщать его содержанием, обновлять и модифицировать. Возможно, специалисты ОблЦИТ в будущем смогут помочь школам и с программами по составлению расписания уроков, с экзаменами, с расчетом нагрузки. Необходимо добиться того, чтобы все начали пользоваться компьютерными технологиями как отличным инструментом для решения возникающих проблем.

www.ug.ru