Как научиться играть на губной гармошке. Как устроена гармошка губная


Губная гармошка для начинающих: особенности игры

В этой статье речь пойдёт о том, как играть на губной гармошке. Для начинающих музыкантов этот вопрос особенно актуален. Далее мы рассмотрим его во всех подробностях.

Что это за инструмент

губная гармошка для начинающихГармоника, как ее ещё называют, – небольшой духовой орган, который создаёт глубокий и своеобразный звук, хорошо сочетающийся с гитарой и вокалом. По статистике, всё больше людей желают научиться играть на этом инструменте. Его используют в разных сферах музыкального сопровождения. Это и детские утренники, и концерты, и домашние вечера.

Как правильно выбрать

как играть на губной гармошке для начинающихЕсть несколько видов губных гармошек:

Но есть простой вариант. Это губная гармошка для начинающих – диатоническая. Имеет 10 отверстий и тональность до-мажор. При покупке в магазине требуйте от продавца специальный мех для гармошки. С помощью него продуйте все отверстия для уверенности в звучании.

Губная гармошка для начинающих сочетает в себе преимущества диатоники:

Когда будете выбирать материал, отдайте предпочтение металлическим панелям. Они прочные и гигиеничные. Дерево потребует дополнительную защиту от повреждения, а пластик износится. Поэтому делайте выводы. Самая распространённая губная гармошка для начинающих – Lee Oskar Major Diatonic. Есть и другие, это Hohner Golden Melody, Special 20.

Как лучше всего расположить инструмент

игра на губной гармошке начинающих

Звук гармошки очень зависит от верной кладки рук. Удерживать нужно левой, а правая должна направить звуковой поток. Воздушная прослойка, которую образует ладонь, помогает звучанию и создаёт резонанс. Когда сжимаете и разжимаете кисть, можете добиваться разного тембра и эффекта.

Как правильно дышать

уроки на губной гармошке для начинающихДалее будет описана непосредственно игра на губной гармошке. Начинающих музыкантов особенно часто интересует принцип действия инструмента. Для обеспечения сильного и ровного потока воздуха держим голову прямо, лицо и язык расслабляем. Главное - это не всасывание или выдувание, а именно дыхание через гармонику. Работа идёт не через губы и рот, а за счёт диафрагмы. Вначале может быть тихо, но по мере накопления опыта создаётся нормальное звучание.

Одиночные ноты, аккорды губной гармошки и принцип игры

Итак, как же играть на губной гармошке начинающим? Нужно разобраться в устройстве инструмента. Губная гармошка для начинающих сделана таким образом, что в ней 3 отверстия последовательно создают гармоничное созвучие, что делает её несложным инструментом для быстрого создания определенной композиции. И ноту сыграть на ней сложнее, чем аккорд. Игра на губной гармошке не является чем-то запредельным. Нужно только правильно выбирать ноты по одной и работать губами, языком. Конечно, сначала нужно будет помочь себе и немного надавливать на угол рта.

Хотите быстро научиться играть простые мелодии для губной гармошки? Для начинающих главное - изучить аккорды и отдельные звуки. Далее идёт импровизация и раскрытие специальной техники и приёмов. Перейдём к мелодии. Не пугайтесь алфавитных пометок мелодических звучаний — их просто осознавать. Если подготовка совершается без помощи других, в занятии могут понадобиться диктофон, метроном и зеркальце – для непрерывного самоконтроля. Приготовиться к активному мелодическому сопровождению поможет подыгрывание отдельным мелодическим записям.

Базовая техника

мелодии для губной гармошки для начинающих

Как заиграть на губной гармошке одиночными нотами? Уроки на губной гармошке для начинающих проходят в три этапа:

Научитесь играть одиночными нотами, таким образом, чтобы не задевать воздушной струей другие отверстия. Научитесь задействовать три необходимых правила высокого звука в игре только одиночными нотами. Сфокусируйте внимание на музыке и играйте максимально внятно. Не торопитесь. Если что-то идёт не так, посмотрите в зеркало и разглядите гармошку, не опущена ли она по ходу игры, и снова извлеките ноту на выдохе. Далее нужно убрать инструмент от губ, при этом сохранить их положение и убедиться, что они правильно округлены. Вероятно, что тут и была ошибка, и уста имели другую форму. Чтобы не допустить ошибку, сделайте правильную форму, как будто хотите свистнуть.

Попробуйте отыскать нотку на четвёртой части гармоники. Должно выйти. А если всё-таки не выйдет, приподнимите гармонику, направьте ввысь. Это допускается. Только смотрите за губами для правильности звучания. Когда всё выйдет с 4 отверстием — перейти на 5 отверстие гармоники. После проработки одиночных нот на пятой, тут же отработайте с 4 до 5. Для этого используется схема обыкновенной гаммы «до-мажор» (если есть губная гармошка в тональности «до-мажор»). Можно выяснить, как играть на губной гармошке, и не зная грамоты. Но если потратить время и силы на обучение, то можно пробовать все более сложные произведения и записывать собственные наброски.

fb.ru

интересные факты, видео, история, фото, слушать

Губная гармоника (губная гармошка)

 

губная гармошка

Богатый мир музыкальных инструментов очень многообразен. Каких только представителей не встретишь в этом королевстве. Их так много, что перечислить просто невозможно. Ведь помимо всемирно признанных, у каждого народа есть свои музыкальные инструменты, которые являются национальными символами и отражают самобытность той или иной культуры. Музыкальные инструменты отличаются по способу звукоизвлечения, тембровой окраске и по размерам. Самым большим и важным, конечно же, является орган, который называют Его Величеством. Он настолько огромен, что устанавливается только в больших залах. Но среди музыкальных инструментов есть такой, который больше похож на детскую игрушку и спокойно может поместиться в вашем кармане. Имя этого инструмента - губная гармоника или губная гармошка. Она компактна, проста, но в то же время весьма элегантна. Несмотря на маленький размер, этот забавный инструмент абсолютно полноценен и обладает интересным и привлекательным звуком.

С самого начала своей удивительной истории он заинтересовал исполнителей и до сих пор продолжает радовать людей в разных уголках нашей планеты.

Своеобразный звук гармоники делает ее участницей многих ансамблей, играющих в различных стилях и жанрах. Она не является основным музыкальным инструментом, но ее мелодические вставки делают музыкальные композиции более интересными и яркими.

 

Звук

Губная гармошка, относящаяся к духовым язычковым музыкальным инструментам, обладает густым и насыщенным звуком, который возникает под напором воздушной струи, заставляющей колебаться звуковые язычки. У гармоники нет клавиатуры, для выбора соответствующего нужной ноте отверстия используются губы и язык. Исполнение  требует определенной сноровки мастерства, красивое яркое звучание инструмента во многом зависит от умения музыканта. Например, для исполнения любой мелодии на гармонике, имеющей диатонический строй, требуется освоение непростой техники игры, которая имеет название бенды.

 

Фото:

инструмент губная гармошка   

   

 

Интересные факты

 

Конструкция

Конструкция губной гармоники довольна проста. Корпус состоит из верхней и нижней крышки, которые изготавливаются из дерева, литого пластика, люцита или металлических сплавов. Под верхней крышкой находится пластина с прорезями и язычками для выдоха. Далее находится так называемая гребенка с прорезями. Под гребенкой расположена еще одна пластина, но уже с язычками для вдоха. Закрывается все нижней крышкой. Вся конструкция скрепляется небольшими винтиками.

 

 

Разновидности

Разновидностей губных гармоней довольно много, но все они делятся на два типа, которые значительно отличаются друг от друга: диатонические и хроматические.

Диатоническая гармоника имеет несколько подвидов, которые имеют диатонический строй и изготавливаются с настройкой в разных тональностях.

Хроматическая гармоника имеет соответствующий строй, что в результате по сравнению с диатоническим инструментом дает ей более широкие репертуарные возможности. Она больше по размеру, так как в ее корпусе фактически находятся две гармоники. На боковой стороне у такого инструмента имеется кнопка – переключатель – слайдер, переключение которого дает возможность извлечения полутонов. Используется в джазе и классической музыке.

 

 

Применение и репертуар

Уже с начала своего существования гармоника находила применение в самых разнообразных музыкальных жанрах. В нынешнее время ее по праву называют универсальным инструментом, звучание которого украшает композиции во многих музыкальных стилях, но преимущественно в тех, родиной которых является американский континент. Классическая музыка, джаз, кантри, блюграсс, хорд-рок, фольк-рок, поп, хиллбилли, рокабилли, регги, этническая музыка и, несомненно, блюз – это неполный перечень направлений в музыке, где гармошка нашла себе достойное применение.

Необходимо отметить, что с момента появления хроматической гармоники возможности инструмента значительно расширились, в его репертуаре появились переложения произведений композиторов классической музыки. Среди авторов, которые сочиняли специально для гармоники, следует особо упомянуть Ральфа Вогена Уильямса, Малкольма Арнольда, Дариуса Мийо, Артура Бенджамина и Джими Рида.

 

Исполнители

Гармоника - инструмент, популярность которого росла очень быстро с момента его возникновения, постоянно привлекала к себе внимание талантливых музыкантов. В различных музыкальных направлениях появлялись исполнители, которые оставляли заметный след в искусстве исполнения на инструменте.

 

История

История губной гармоники началась давно, с того времени, когда в Древнем Китае, примерно в 3-м или во 2-м веке до рождества Христова был изобретен язычковый духовой музыкальный орган – шэн. Инструмент, представлявший собой корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри, считался у китайцев священным и применялся в религиозных церемониях. Когда и каким образом инструмент попал в Европу точно не известно, но в двадцатых годах девятнадцатого столетия талантливый шестнадцатилетний немец, мастер по ремонту и настройке фортепиано и органов Христиан Бушман решил придумать механизм-камертон, который помогал бы ему в работе, взяв за основу принцип конструкции китайского органа. Изобретатель поместил звуковые язычки в хроматическом порядке в каналы металлической пластины, получив при этом новый музыкальный инструмент, который в 1821 году запатентовал под названием «Аура».

Изобретение Х. Бушмана быстро привлекло к себе пристальное внимание. Вскоре два немецких предпринимателя Ф. Хотц и Христиан Месснер, независимо друг от друга, приобрели инструменты Х. Бушмана и начали их производство, внеся в конструкцию некоторые изменения. Музыкальный инструмент получил новое имя - Mundaeoline.

А несколько позже в Англии Чарльз Уитстоун  получил патент на модель инструмента под названием «симфониум», в котором управление язычками происходило при помощи небольшой кнопочной клавиатуры.

Очень много музыкальных мастеров, проявлявших большой интерес к духовому органу, по-своему усовершенствовали инструмент, внося в устройство собственные решения. Однако, самый важный конструктивный вариант, который впоследствии стал эталоном для европейских инструментов и получил название «Mundharmonika» был инструмент чешского мастера Джозефа Рихтера. Версия Д. Рихтера имела 10 отверстий с 20 язычками настроенных диатонически и закрепленных на двух отдельных пластинах, которые были установлены в корпусе из кедрового дерева. Производство губных гармоник набирало большие обороты, предприниматели один за другим создавали фирмы по их изготовлению. Однако самым успешным и инициативным в этом деле оказался часовщик из Троссингема Маттиас Хонер. Он начал делать гармоники в 1857 году у себя дома и уже за первый год изготовил и продал более 600 инструментов. Бизнес Хонера рос с ошеломляющей скоростью и уже через некоторое время он стал лидером в области производства гармоник. Будучи предприимчивым бизнесменом М. Хонер в качестве маркетингового хода устанавливал на инструментах пластины со своим именем. Имея такой отличительный знак и обладающие красивым качественным звуком, гармоники Хонера были легко узнаваемы и имели хороший спрос.

Во второй половине 19 века инструмент пересек Атлантический океан и в связи с ростом эмигрантского населения из Германии прочно обосновался на американском континенте. В США игрой на гармонике увлекались поголовно взрослые и дети. Она даже участвовала в гражданской войне Севера и Юга. Причем солдаты обеих противных сторон не отказывали себе в удовольствии помузицировать на инструменте в часы отдыха от баталий. Популярность гармоники росла очень быстро, о чем свидетельствуют выпущенные музыкальными издательствами в 80-х годах 19 века учебные пособия по обучению игре на инструменте. Гармоники были широко доступны и увлечение музицированием на них достигло своего пика, в последствии приведшее к тому, что инструмент сыграл важную роль в появлении блюзовой музыки, а затем стал непременным участником в различных музыкальных стилях.

 

Губная гармошка – это действительно уникальный инструмент. Она всегда была на передовых позициях. Пережив не одну войну, попадая под артобстрелы и бомбардировки, напоминая солдатам о родном доме, гармоника поднимала их боевой дух. В молодежных культурных бунтах она всегда была в авангардных рядах и заново рождалась в новых музыкальных стилях. И сейчас она является очень востребованной среди исполнителей различных жанров и меломанов разных возрастов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

 Видео: слушать губную гармошку

soundtimes.ru

Детская губная гармошка своими руками — raddelu.ru

Прочитав эту статью, вы лишний раз убедитесь в том, что все гениальное просто. Здесь мы рассказали, как сделать губную гармошку. Причем, сделана она из бумаги и двух палочек от эскимо. Помимо озвученного, вам понадобится акварельная краска, кисть, ножницы, зубочистка и две денежных резинки.

губная гармошка 2

 

Из плотной бумаги надо вырезать полоску такого же размера, как и палочки. После обе палочки нужно покрасить акварельной краской. Окрасить их надо полностью. От зубочистки необходимо отломать два куска шириной равной ширине палочек.

губная гармошка

Когда палочки высохнут можно приступать к сборке гармошки. Процесс прост. Уложите одну из палочек на стол. Потом где-то в двух сантиметрах от одного из концов положите кусочек зубочистки, перпендикулярно. Сверху положите бумажную полоску. Затем возьмите второй кусочек зубочистки и уложите его поверх бумажки в двух сантиметрах от другого конца. После накройте это дело второй зубочисткой. В завершении зафиксируйте конструкцию, намотав на концы, резинки.

губная гармошка 3

И еще, бумажка не должна быть натянута. Для нормальной работы гармошки необходимо провисание. Ну и как вы можете видеть, в результате у вас получится красивая губная гармошка, которая не более сложна в создании, чем цветочная композиция.

raddelu.ru

Губная гармоника — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Губная гармоника

Духовые язычковые

Основные сведения

Губная гармоника — духовой язычковый музыкальный инструмент. В России его также называют губной гармошкой, губной гармонью (что неверно, потому что гармонь — это другой инструмент). Также её называют харпом (harp — так его называли в Америке), но такое название не совсем корректно, так как harp — это арфа.

Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия (как правило они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Губная гармоника чаще всего используется таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз.

Разновидности губных гармоник

Губные гармоники делятся на:

Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, зато на них можно сыграть любую мелодию без освоения таких сложных техник игры, как бенд. Гармошки такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя — слайдера, на одной из боковых сторон инструмента.

В диатонических гармониках используется диатонический строй (например: C, D, E, F) без полутонных интервалов между нотами (C#, D# и так далее). Игра на диатонической гармошке напоминает игру на фортепиано только по белым клавишам, без чёрных (некоторые отсутствующие звуки можно извлечь с помощью специального приёма — бэнда). В большинстве случаев диатонические гармошки имеют 10 отверстий и выпускаются в тональностях C или G. Диатонические гармошки имеют диапазон в 1-4 октавы.

Блюзовая гармоника обычно имеет 10 отверстий, с пластинами для вдоха (англ. draw) и для выдоха (англ. blow) в каждом отверстии.

В тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника — другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника — фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту — по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Советы начинающим: выбор губной гамоники

История губной гармоники

Губную гармонику можно охарактеризовать как компактный карманный музыкальный инструмент, который доставляет радость миллионам людей во всем мире. По своей сути гармоника является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году, популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармоники фирмы «Hohner», репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Правда, далеко не все поклонники губной гармоники знают, что непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.

Западные и восточные духовые органы по классификации являются язычковыми инструментами. Однако, если открыть «Мировую энциклопедию музыкальных инструментов», то мы узнаем, что язычковые являются лишь одним из ответвлений обширного семейства, которые объединены под общим названием «аэрофоны».

Основной чертой, определяющей принадлежность к этой группе, является вибрация воздушной струи внутри корпуса, в результате которой и рождается музыкальный звук. В эту группу входят инструменты с отверстиями (блок-флейты), с мундштуками свисткового типа (рекордеры), с одинарным язычком (кларнеты, саксофоны), с двойным язычком (гобой, фагот), с чашеобразными мундштуками (трубы), а также ручные язычковые (восточные и западные духовые органы, концертины, аккордеоны и гармони).

Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине XVIII века. Этот инструмент представлял собой 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. После его изучения возникла идея использовать язычки в конструкции традиционных органов. К сожалению, подобные эксперименты не получили одобрения широкой публики, и большинство органных мастеров отказались от таких конструктивных решений применительно к клавишным инструментам.

Так или иначе, язычки были использованы при изготовлении западного духового органа только в XIX веке. Первая губная гармоника была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название «аура», представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора, его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.

В 1825 году другой немец, Ф. Хотц, начал производство духовых органов на своей фабрике в Книттлингене. Ещё один уроженец Германии, Христиан Месснер приобрёл несколько изготовленных Бушманом «аур» и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом «мундэолины» (от нем. mund «рот», «губы»). Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл «сим-фониум».

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармоники с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган.

В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармоник стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармонику в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармоник, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.

Губная гармоника, или духовой орган, на разных языках имеет похожие по происхождению названия — все они имеют в составе «рот» или «уста» и/или «гармоника». По-немецки её именуют «Mundharmonika», по-французски — «harmonica a bouche», по-итальянски — «armonica a bocca», по-испански «armonica», по-английски — «harmonica», «mouth organ», «French harp» или «harp».

Говорят, что своим названием губная гармоника обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно — «handharmonika» (ручная гармоника). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть «mundharmonika» (губная гармоника).

Стремительному распространению гармоники по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: «l’Epatant» и «La Marseillaise» для Франции, «King George» и «Alliance Harp» для Англии, «El Centenario» для Мексики и даже гармоники на цепочках для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. Во время 1-й мировой войны различные организации снабжали гармониками немецких и английских солдат. Была даже такая модель «Kaiser Wilhelm».

Первые записи губной гармоники были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленке еще в 1894 году. В 30-е годы Великая депрессия, а в 40-е — 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди чёрных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли «Сонни Бой» Уильямсон. В то же самое время на другом конце света, в Нюрнберге, Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику «Hohner», он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъём, что, естественно, отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармонике через микрофон и усилитель. Это было что-то новое — «миссисипский саксофон» (так на американском сленге называли губную гармонику) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармоника оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в чёрном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.

Видео: Губная гармоника на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Натуральные витамины, спортивное питание, косметика, травы, продукты ►

eomi.ru

Начальные сведения для начинающих играть на губной гармошке: как научиться игре

Какой есть маленький и компактный музыкальный инструмент, который можно прихватить с собой в любое путешествие или на встречу с друзьями? Конечно, губная гармошка. Освоить игру на этом музыкальном инструменте и стать харпером, а именно так называют музыканта играющего на губной гармонике, может каждый. Надо проявить терпение, внимание и освободить немного времени для упражнений.

История создания губной гармошки

Изобретение этого компактного инструмента принадлежит Христиану Баушману. В 1821 году человек, далекий от музыки, — немецкий часовщик Х. Ф. Л. Баушман — изобретает музыкальный инструмент и дает ему название аура. Аура состояла из железной пластины с пятнадцатью отверстиями, которые закрывались стальными язычками. Свое изобретение мастер использует как камертон. Извлечь звук из ауры можно было только на выдохе, ноты располагались в хроматическом порядке. В дальнейшем ауру стали дорабатывать другие мастера, и появилась губная гармошка.

Основное конструкторское решение в изготовление инструмента внес некий мастер Рихтер. Он сделал гармонику с десятью отверстиями и двадцатью язычками для игры на вдохе и на выдохе. Именно в таком виде инструмент получил свое название mundgarmonika (духовой орган). Настройка гармоники производилась с использованием диатонического звукоряда.

Большой вклад в развитие гармоники внесла фирма «Хонер». Бизнесмен и предприниматель Матиас Хонер стал крупнейшим производителем губных гармошек в 1857 году. Именно в этой фирме появилась хроматическая губная гармоника, что позволило значительно расширить музыкальный репертуар.

Этот музыкальный инструмент относится к большой семье аэрофонов. В эту группу входит большое количество духовых инструментов, а также аккордеон и гармонь:

Видеоурок для начинающих.

Виды губных гармошек

Инструмент губная гармоника представляет собой две пластинки, оснащенные язычками. Первая пластинка работает на выдохе, вторая на вдохе. Пластинки помещены в корпус, который закрывается двумя накладками. На каждой пластине делают прорези разной длины, над ними крепятся язычки соответствующего размера. При вдохе или выдохе, воздух проходит над язычками и заставляет их вибрировать. Таким образом, из инструмента извлекается звук.

Губные гармошки бывают двух видов:

Как освоить губную гармонику — смотрите видео.

Как научиться играть на губной гармошке

Прежде всего, надо выбрать подходящий инструмент. Для начинающих подойдут гармоники с тональностью С-мажор, диатонического звукоряда с десятью отверстиями. Чаще всего для того чтобы научится играть, выбирают гармонику фирмы Honer Marine Band, но можно воспользоваться инструментами других фирм.

Чтобы оценить свою игру и видеть прогресс от занятий, нужно иметь какое-либо звукозаписывающее устройство, например, диктофон или видеокамеру.

Учится играть лучше перед зеркалом. Зеркало поможет оценить правильность исполнения, например, при игре надо двигать инструмент, а не голову.

Для достижения хороших результатов от занятий надо запастись терпением и временем. Лучше заниматься недолго, но регулярно, чтобы не терять приобретенный навык.

Знакомство с инструментом — в этом видео.

Первые шаги в игре

Для начала нужно правильно взять инструмент в руки. Для этого цифры, которые находятся над отверстиями, должны быть расположены к учащемуся. В этом случае низкие ноты будут справа, а высокие — слева. Если дунуть в любые три отверстия губной гармошки одновременно, то получится аккорд до мажор.

При игре на гармонике С-мажор в основном используется выдох, это называется игрой первой позиции или «прямой гармошкой». Такая игра подходит для простых мелодий и для исполнения музыки в стиле фолк. Таким образом, под любую мажорную мелодию можно импровизировать на гармонике, не выходя за средние отверстия, но обязательным условием будет правильная тональность инструмента.

Для мелодий в стиле блюз необходимо освоить игру во второй позиции или «перекрестной гармошкой». При второй позиции ноты надо брать в основном на вдохе, используя первые пять отверстий на инструменте. В результате этого приема гармоника играет не в своей тональности, а на квинту выше. То есть, если гармоника настроена в тональности С-мажор, то при второй позиции игры получается тональность G -мажор.

Необходимо запомнить следующие:

  1. Первая позиция «прямая гармошка» — играть в основном на выдохе, на средних отверстиях инструмента. Этот прием используют для создания импровизаций в стиле фолк.
  2. Вторая позиция «перекрестная гармошка» — играть в основном на вдохе, на первых пяти отверстиях инструмента. Этот прием используют для импровизаций в стиле блюз.

Для того чтобы освоить игру по нотам, необходимо научиться правильной артикуляции губ. Проще всего начинать обучение с извлечения аккорда:

  1. Надо поднести гармошку ко рту таким образом, чтобы между губами оказались четвертое, пятое и шестое отверстия, и сделать выдох; получится аккорд из трех нот — это первый аккорд № 1.
  2. Чтобы получить второй аккорд, надо, чтобы между губами оказались отверстия пять, шесть и семь. Опять сделать выдох, и получается второй аккорд № 2 из трех нот.
  3. Третий аккорд — это второе, третье и четвертое отверстия губной гармоники. Поднести гармошку к губам и сделать выдох — в результате получился третий аккорд № 3.

Освоив эти три аккорда по очереди, можно приступать к упражнениям:

После того как запомнятся аккорды, можно переходить к дальнейшему обучению.

Видео

Этот видеурок будет особенно полезен тем, кто только приступает к осваиванию инструмента.

 

liveposts.ru

Губная гармошка znamus.ru

Как появилась губная гармоника?

Губная гармошка является язычковым духовым инструментом, предком которого является восточный духовой орган. Этот инструмент, попавший в Европу в середине восемнадцатого века, представлял семнадцать скреплённых между собой бамбуковых трубочек различного размера, внутри которых располагались медные язычки, к ним крепился мундштук.

Губная гармошка была изобретена в 1821 году Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом, в Германии. Её первоначальным названием стало «аура», она выглядела как металлическая пластинка с пятнадцатью прорезями, каждая из которых закрывалась металлическим язычком. Строй первой губной гармоники был хроматическим, звуки извлекались при выдохе играющего. С 1825 года немецкий мастер Хотц стал изготавливать инструменты, похожие на «ауры» фабричным способом, с 1827 года тем же занялся Христиан Месснер, который, однако, называл свои инструменты «мундэолинами». В 1829, уже в Англии, Чарльз Уитстоун получил патент на губную гармонику с клавиатурным управлением язычками. Изобретение называлось «сим-фониум». Но самым близким к современному виду гармоники изобретением стал инструмент, сделанный немецким мастером Рихтером: его гармоника имела десять отверстий с двадцатью язычками (отдельно для вдоха и для выдоха играющего), имела диатонический строй, располагалась в деревянном корпусе. Она называлась «Mundharmonika» или «духовой орган».

В 1857 году крупнейшим производителем губных гармоник стал Маттиас Хонер, основатель широко известной сейчас фирмы «Hohner». За первый год он изготовил 650 гармоник, а к началу двадцатого века ежегодно выпускалось около пяти миллионов инструментов. В настоящее время фирма «Hohner» выпускает более 90 видов губных гармоник. Именно Маттиас Хонер первым начал экспортировать губные гармоники за океан – в Северную Америку. На свои инструменты он крепил фирменные накладки со своей фамилией.

Первые записи игры на губной гармонике были сделаны в двадцатых годах двадцатого века в США. Во времена Великой депрессии в США и Второй мировой войны губная гармошка набирает популярность как среди европейцев, в частности, солдат, так и в негритянских кварталах Америки, где она становится сольным инструментом в оркестре благодаря использованию микрофонов и усилителей.

В пятидесятые годы губная гармошка оказывается в первых рядах нового, рок-н-ролльного, музыкального движения.

Сейчас губную гармонику называют также «харпом», а музыкантов, играющих на ней – «харперами». Музыкальные направления, в которых наиболее часто используется губная гармоника – фолк, блюз, кантри, джаз.

znamus.ru

Разновидности губных гармошек | HARMONICA.RU

Перед покупкой первой гармошки вам необходимо будет определиться, на гармошке какого типа вы собираетесь учиться играть.

Губные гармошки бывают разные. В основном это обусловленно тем, что для исполнения различных произведений требуется определенный строй гармошки (расположение нот) в котором удобно это произведение играть. К примеру, если вы собираетесь играть блюз или кантри, вам подойдет блюзовая диатоника. Если джаз или классику – вам нужна хроматика. С русскими-народными дружит тремоло-гармоника. Если вы собираетесь аккомпонимировать группе, то возможно вам подойдет аккордная или бас-гармошка.

В результате получается примерно такое разделение:

Блюзовая гармоникаБлюзовая гармоника — самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw) и на выдох (англ. blow). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов — бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая — C-dur.

Хроматическая губная гармоникаХроматическая гармошка (“хромка”, “хроматика”) дает возможность играть хроматически (т.е. использовать все ноты) без использования специальных приёмов. Как правило для этого используется кнопка (“слайдер”, “клапан”) при нажатии которой происходит сдвиг нот на полтона в ту или иную сторону, но есть и хроматические гармоники без слайдера, например бас-гармоники, или аккордные. Количество отверстий как правило 12-16. Большой размер и наличие кнопки позволяет визуально отличить большинство инструментов от других типов гармоник. Чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, джаз, поп и классика.Хроматика с кнопкой изобретена немецкой фирмой Hohner очевидно на базе диатонической блюзовой гармоники в начале 20 века, первые модели появились около 1910.

Тремоло гармоникаВ Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоникаОктавная гармоника — другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоникаБасовая гармоника — фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединённых шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту — по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоникаАккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

harmonica.ru