Научно-исследовательская работа по русскому языку. Тема "Обращение". Как в тексте подчеркнуть обращение


Как выделяется обращение

Обращением называется слово или словосочетание, называющее того, кому адресована речь. Основная цель обращения – это привлечь внимание собеседника, подчеркнуть, что высказывание – адресное, поэтому обращения выделяются как интонационно, так и на письме.

Инструкция

completerepair.ru

Обращение в русском языке, примеры предложений, правила обособления

Как составить предложение с обращением

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Чаще всего оно выступает в роли существительного, стоящего в именительном падеже. Очень важно отличать его от подлежащего, так как это поможет вам правильно расставить знаки препинания в предложении с обращением. 5 класс сталкивается с проблемами расстановки знаков препинания. Им может быть не только существительное, но и любая другая часть речи в его значении, например, прилагательное, наречие и т. д. Ознакомившись со статьёй, ученик 5 класса с лёгкостью сможет справиться с этой темой, самостоятельно составляя предложения.

Как не спутать обращение с подлежащим

Одна из самых распространённых проблем, которая влечёт за собой пунктуационную проблему, это путаница с определением членов предложения.

Сравните два предложения из произведений отечественной литературы:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром… (Лермонтов, «Бородино»).

Мой дядя самых честных правил… (Пушкин, «Евгений Онегин»).

В первом случае слово «дядя» обособляется запятыми. Во втором случае «дядя» является подлежащим и не обособляется запятыми.

Если вы не уверены, стоит ли обособлять существительное или другую часть речи в значении существительного, проделайте следующие шаги:

1. Найдите подлежащее и сказуемое. Выделите их характерными обозначениями (одна прямая линия и две прямых линии). Например:

Дочка помыла посуду.

Здесь подлежащее – дочка. Сказуемое – помыла. Подчеркнув два члена, вы отчётливо увидите, что подлежащее не является обращением. Попробуем составить предложение:

Дочка, помой посуду!

Правила написания обращений в предложенияхВ этом случае слово «дочка» обособляется запятой. Представьте, что мама попросила дочку помыть посуду и позвала её.

Запомните: обращение – это не член предложения! Исключений не бывает. Это слово или часть слова не входит в грамматическую основу и никогда не является подлежащим.

2. Произносите предложение про себя, пытаясь уловить интонацию. Обращение звучит не так, как обыкновенное подлежащее. В том же примере, которое мы рассмотрели ранее, можно заметить отличия в интонации. Например:

Мама помыла посуду.

Этот пример произносится без выделения запятых голосом, т.е. на одном дыхании, без остановок и придыханий.

В примере:

Мама, вымоешь ли ты посуду?

Отлично слышно, что слово «дочка» выделяется интонационно. Чтобы отличить подлежащее от обращения, несколько раз проговорите про себя необходимый пример.

3. Одна деталь, которую стоит запомнить, это изменение сказуемого. Если подлежащее выражено существительным, то сказуемое стоит в третьем лице:

Дочка моет посуду.

Если же существительное – это обращение, то само предложение превращается в односоставное с глаголом, стоящим уже во втором лице:

Дочка, помоешь ли ты посуду?

Советы по определению

Чтобы не запутаться, можно воспользоваться следующими советами:

Обращения в предложениях

Ира, ты выйдешь сегодня гулять?

Мама, я сделал домашнее задание.

2. Географические названия очень часто встречаются в произведениях великих поэтов. Когда мы обращаемся к природе, горам, рекам и прочим географическим объектам, необходимо обособить слово запятыми:

Я люблю тебя, мой любимый город.

3. Устойчивые выражения со словами «Господи» и «Боже» не обособляются:

Боже упаси!

Господи помилуй.

Примеры

Обращение может стоять в любой части предложения. При этом важно запомнить, что оно будет обособляться в любом случае, в каком бы месте оно ни стояло.

Сударыня, вода в Сене в эту пору очень холодная (Паустовский, «Драгоценная пыль»).

2. Обращение, стоящее в середине, обособляется с двух сторон.

Ну же, мой друг, улыбнись.

Ну что, Алина, как твои дела?

3. В конце обращение выделяется запятой, а знак в конце предложения определяется интонацией:

Храни меня, мой талисман (Пушкин).

Ты здесь, мама?

Я люблю тебя, моя страна!

Нюансы в расстановке знаков препинания

Старик! О прежнем позабудь… (Лермонтов).

Поэт! не дорожи любовию народной (Пушкин).

2. Иногда перед словом, стоящим в начале, может стоять частица о, которая также не является никаким членом предложения. Запятой частица о не отделяется:

О Занд, твой век угас на плахе (Пушкин).

Составление предложения с обращениемМеждометие легко спутать с частицей. Междометие о выступает в значении «ах». По правилам русского языка междометие обособляется:

О, мама, разве сделал я что-то не так?

3. Следующие преобразования происходят при появлении частиц да и а:

А, Лиза, так это ты! Входи.

obrazovanie.guru

Обращение (Упражнения и тест)

 Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

 

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

 

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

 

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

 

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

 

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

 

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

 

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

 

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .

 

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

 

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

 

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

 

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

 

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

 

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

 

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). — Мой друг нездоров уже несколько дней. 2.  Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. — Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). — Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва — мой любимый город. — Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). — В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Тест по теме "Обращение"

 

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение — это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

 

2. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

 

3. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

 

4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое!

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — все ваша музыка плоха.

 

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

 

6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1)  Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4)  Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

 

7. Установите соответствие:

1) Подлежащее.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

 

8. Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости - подлежащее.

Б. Князь - подлежащее.

В. Гости - обращение.

Г. Князь - обращение.

 

9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и вводным словом.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и уточняющим обстоятельством.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

 

10. Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

 

11. Распространенным обращением осложнено предложение

1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)

4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)

 

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)

3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)

4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)

 

13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)

 

14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

1) обращение.

2) вводное слово.

3) слово-предложение.

4) обособленное приложение.

5) уточняющие члены предложения.

 

15. В каком предложении нет обращения?

I) Зачем ты, Балда. к нам залез?

2) Воротись, поклонися рыбке.

3) Постой, бабушка, постой немножко.'

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

 

16. В каком предложении нет обращения?

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ты, видимо, меня не услышал.

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

 

17. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

 

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.   

 

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

 

20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Итак, вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

 

                                                              Ответы:

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Как выделяются вводные слова и обращения?

Вводные слова и предложения всегда выделяются на письме знаками препинания.В русском языке всегда производится обособление того, что для смысла предложения не важно. Сравните. Я пришел вовремя. Я, конечно, пришел вовремя. Вводное слово quot;конечноquot; в предложении не несет смысловой нагрузки и передает авторское утверждение и относится к оценке происходящего.

С вводными словами проще всего. Их обосабливаем запятыми. Если с него начинается предложение, то ставим запятую после вводного слова, если в середине, то обособление запятыми с двух сторон, и если в конце, то перед ним.

С вводными предложениями не все так прекрасно, кроме того, что их требуется обособить, еще надо подумать чем именно: запятыми, скобками или тире.

Запятыми выделяем:

  1. Небольшие нераспространенные предложения типа я думаю, вы знаете.

  2. Если они начинаются со слов как, если, сколько.

Тире ставят в распространенных вводных предложениях.

Скобки будем ставить, если вводная конструкция носит отвлеченный характер и не относится к оценке говорящего происходящих событий, а содержит добавочные указания, замечания, которые разъясняют или все предложение или одно какое-нибудь слово. Однажды вечером(это было в начале 1989 года) я сидел дома и бессмысленно смотрел в окно, за котором было по-осеннему холодно и мрачно.

Иногда вводное предложение имеет в себе еще одну вводное предложение. Тогда основное вводное предложение закрывают в кавычки, а внутреннее выделяют тире. Выглядит это так: После проведения новой железнодорожной магистрали все захолустные углы ( даже Чудовка - так назывался самый крупный из всех отдаленных поселков - был до этого медвежьим углом) оказались связанными с районным центром и стали доступны для цивилизации. По Розенталю.

Вводных слов в русском языке великое множество, запоминать их нет смысла, но следует уметь отличать от других членов предложения. Ведь по правилам русского языка вводное слово или словосочетание следует выделить запятыми, одной - если вводное слово стоит в начале предложения, и двумя - если вводное слово обнаруживается в его середине.

Вводное слово не имеет непосредственного отношения к тексты и его легко можно исключить из предложения. Оно лишь подчеркивает авторское отношение к сказанному. Например, слово Конечно оказывается вводным словом, как и слово Итак, или К сожалению.

Иногда вводное слово может использоваться как обращение, которое выделяется запятыми точно также как вводное слово. Это слова Согласитесь, Подумайте, Пожалуйста и прочие.

Иногда вводные слова выделяют тире, но это уже особенности авторской пунктуации.

Если не учитывать специфики авторских знаков и т. п. - вводные слова ограничиваются, в большинстве случаев - запятыми! Вот Вам и вводный оборот! Бывают разные знаки, но, на мой взгляд - автор, понимая, полученную, в школе школу (простите за тавтологию), постарается поставить знак верный, с другой стороны - это не знак грамматики - это знак чувств!!! Бывают двоеточия, тире...

Пардон, а как Вы устоно это собираетесь использовать???

info-4all.ru

Урок русского языка по теме "Обращение. Назначение обращений. Распространенные обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений"

Разделы: Русский язык

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

РАЗВИВАЮЩАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Оборудование урока:

Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2009

Раздаточный материал: учебник С.Г. Бархударова “Русский язык”, предложения с обращениями из сказки Л.Лагина “Старик Хоттабыч”, текст лингвистической задачи.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадь числа и темы, объявление целей урока).

II. Словарная работа.

– Из словаря учебника С.Г. Бархударова “Пишите правильно!” выпишите (в столбик) 5 прилагательных, которые помогают охарактеризовать человека (например, гениальный). К каждому прилагательному подберите нарицательное существительное – словарное слово (например, композитор). Укажите вид связи в словосочетании (например, гениальный композитор – согласование).

III. Актуализация опорных знаний. Объяснение нового. Закрепление.

– Составьте предложение, используя одно из записанных словосочетаний таким образом, чтобы существительное в предложении было подлежащим. (2-3 ученика отвечают.)

– Перестройте записанное предложение таким образом, чтобы словосочетание не являлось никаким членом предложения. Какую функцию выполняет это слово в предложении? (Функцию обращения.)

– Вспомните, что называется обращением? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)

– Запишите предложения: “Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? // Проснись, ленивец сонный!”, “Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…”, “Ах ты, старый конюх, неразумный, // Разгадаешь ли ты, старый, загадку?” Укажите обращения. Какие они, распространённые или нераспространённые? Как на письме выделяется обращение? (Запятой или восклицательным знаком.) Более подробно о выделении обращений на письме мы будем говорить на следующем уроке.

– С какой интонацией произносит говорящий обращение? Прочитаем об этом в нашем учебнике (§ 55).

– В каком падеже стоит обращение в записанных вами предложениях?

– Обращение может стоять не только в именительном падеже, иногда – что возможно только в разговорной речи – обращение может употребляться в другой падежной форме, когда обращаются к человеку не по имени или по какому-либо социальному названию, а описательно, подмечая в нём яркую, отличительную деталь. Например, Там, в шляпе, вы оплатили проезд? В любом случае обращение произносится со звательной интонацией. Не случайно интонация имеет такое название “звательная”. Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. Но формы звательного падежа мы можем встретить, например, в древнерусских текстах. Например: “Пойди, княже, с нами в дань” (“Повесть временных лет”), “Милостивый государь батюшко!” (из письма царевича Алексея к царю Петру). Вспомните и запишите, как обращалась рыбка к старику из сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”? (“Чего тебе надобно, старче?”). Поэт использовал в сказке форму звательного падежа. Назовите форму именительного падежа существительного “старче” (старик).

– Итак, в каком падеже чаще всего стоит обращение в современном русском языке и с какой интонацией произносится?

– Адресатом речи может быть не только лицо, названное по имени. Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество лица (I ряд), наименование лица по роду занятий (II ряд), кличка животного (III ряд). Прочитайте получившиеся предложения, выделяя обращения.

– Ещё мы отметили, что в роли обращения может выступать неодушевлённое существительное. Проанализируем предложение “Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу!” Укажите обращения. Какое обращение является неодушевлённым существительным? Как называется средство выразительности – неживому предмету приписываются действия живых существ? (Олицетворение) Значит, такое обращение помогает одушевить его же, адресата речи.

– Итак, мы выявили следующие признаки обращения: 1) произносится со звательной интонацией, 2) не является членом предложения, 3) адресат речи может быть различным.

– В записанном предложении выделите грамматические основы. (Сыпь ты; пойте вы). Какой член предложения слова “черёмуха” и “птахи”? Вы правы, обращения не являются членами предложения.

Роль обращений в художественном тексте

– Обращения важны для нас не только потому, что нам необходимо запомнить вышеперечисленные признаки, но и потому, что они играют большую роль в тексте, помогают создать образ того или иного литературного героя. Прочитайте, пожалуйста, предложения из любимой мной сказки. Думаю, что вы без труда отгадаете, какому литературному герою принадлежат такие изумительные обращения:

– Верно, это фразы из сказки “Старик Хоттабыч” Л.Лагина. Выпишите, пожалуйста, обращения со знаком “плюс”. Укажите обращение со знаком “минус”. Послушайте, какие ещё обращения встречаются в тексте: “звезда моего сердца”, “о драгоценнейший Волька ибн Алёша”, “о прекраснейший из учащихся средней школы”, “о драгоценнейший зрачок моего глаза”, “презреннейший из пешеходов”, “о не в меру многословный брадобрей”, “недостойная прислужница”. Как вы думаете, случайна ли такая цветистость речи? (Это одна из этикетных особенностей речи жителей Востока.) Зачем автору понадобилось использование этой речевой особенности? (Во-первых, для того чтобы создать образ самого джинна; во-вторых, с целью создания комического эффекта.)

– Итак, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу (вспомним “Капитанскую дочку” А.С. Пушкина).

Жизнь обращений сегодня

В большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков, например в Польше – пан и пани, в Италии – синьор и синьора, во Франции – месье и мадам и т.п. Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, мужчина и т.п., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: “Простите, этот сыр свежий?” (в магазине), “Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?” (на улице) и т.д.

Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство? (Обсуждение проблемы)

– Я бы хотела предоставить вашему вниманию следующие материалы для размышления. В 80-е годы ХХ века в “Литературной газете” была напечатана юмореска В.Резниченко “Несуществующее существительное”, в которой автор рассказывал о том, какие мучения он перенёс, покупая в магазине зубную щётку. Дело в том, что продавщица не откликалась ни на одно обращение. Он называл её “девушка”, “женщина”, “мадам”, “сударыня”, “хозяйка”, “гражданка”, “товарищ продавец”, “мамочка”, “мамаша”, но она так и не откликнулась.

А В.Я. Канторович писал: “Только людям примитивного склада мышления, плохо знающим историю своего народа, равнодушным к богатствам языка, кажется, что чем проще, чем однообразнее обращение, тем “демократичнее” общество. Ничего подобного!”

Итак, подводя итог нашей дискуссии, мы можем согласиться с мнением Н.И. Формановской: “Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имён, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!”

В доказательство мысли учёного выполним творческое задание. Вам нужно решить лингвистическую задачу (2 человека, сидящих за партой): “Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач, старик Хоттабыч?”

IV. Подведение итогов урока.

1) Какое лингвистическое понятие мы сегодня вспомнили на уроке? 2) Что называется обращением? 3) Какие признаки обращения вы можете выделить? 4) С какой целью используются обращения в художественном тексте?

– Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас написали мне записки, употребив обращение, где бы, во-первых, записали, что вам сегодня понравилось на уроке, а что не очень, а во-вторых, самостоятельно оценили бы свою работу на уроке. Спасибо.

V. Домашнее задание:

Задание на выбор:

  1. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии? Свои выводы запишите.
  2. Из произведений А.С. Пушкина или Н.В. Гоголя выписать 5-7 предложений с обращениями. С какой целью используются данные обращения в тексте?

Презентация

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Научно-исследовательская работа по русскому языку. Тема "Обращение".

li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-8}#doc5611185 .lst-kix_list_2-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-6}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-0 0}#doc5611185 .lst-kix_list_10-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_11-7 0}#doc5611185 ul.lst-kix_list_9-0{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_6-3>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_6-7>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_11-4 0}#doc5611185 ul.lst-kix_list_9-8{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_9-7{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_9-6{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_9-5{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_9-4{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_13-6>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_9-3{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_9-2{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_11-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_11-0,upper-roman) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-1,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-2,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-3,decimal) " "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_9-1{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_6-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc5611185 ul.lst-kix_list_5-1{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_5-2{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_5-3{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_5-4{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_3-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-3}#doc5611185 .lst-kix_list_10-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_5-0{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_13-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_8-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_5-5{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_5-6{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_5-7{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_5-8{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_7-8{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_7-7{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-3 0}#doc5611185 .lst-kix_list_4-3>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_7-4{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_7-3{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_7-6{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-6 0}#doc5611185 ul.lst-kix_list_7-5{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-0 0}#doc5611185 ul.lst-kix_list_7-0{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_7-2{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_7-1{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc5611185 .lst-kix_list_14-1>li:before{content:"\002022 "}#doc5611185 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-6,decimal) ". "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-1 0}#doc5611185 .lst-kix_list_13-4>li:before{content:"o "}#doc5611185 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_9-1>li:before{content:"o "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-6 0}#doc5611185 .lst-kix_list_6-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_3-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-2}#doc5611185 .lst-kix_list_7-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-5 0}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_8-4>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) ". "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc5611185 .lst-kix_list_12-1>li:before{content:"o "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-1,lower-latin) ". "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_4-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_5-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_3-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-0}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_9-3>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-0{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_9-6>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-1{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-0,decimal) ". "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-2 0}#doc5611185 .lst-kix_list_9-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-5{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-4{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-3{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-4,lower-latin) ". "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-2{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-8{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-7{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-6{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_4-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_6-1{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_6-0{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_6-3{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-4 0}#doc5611185 ul.lst-kix_list_6-2{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_6-5{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_6-4{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_6-7{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_6-6{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_4-1>li:before{content:"o "}#doc5611185 .lst-kix_list_12-7>li:before{content:"o "}#doc5611185 .lst-kix_list_2-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-1}#doc5611185 ul.lst-kix_list_6-8{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-0 0}#doc5611185 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_5-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_2-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-4}#doc5611185 .lst-kix_list_14-5>li:before{content:"\002022 "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 0}#doc5611185 .lst-kix_list_3-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-4,lower-latin) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_8-3>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_14-0>li:before{content:"\002022 "}#doc5611185 .lst-kix_list_12-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-7 0}#doc5611185 .lst-kix_list_8-1>li:before{content:"o "}#doc5611185 .lst-kix_list_11-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_11-0,upper-roman) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-1,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-2,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-3,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-4,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-5,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-6,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-7,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-8,decimal) " "}#doc5611185 .lst-kix_list_12-4>li:before{content:"o "}#doc5611185 .lst-kix_list_6-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 .lst-kix_list_1-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-2}#doc5611185 .lst-kix_list_11-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_11-0,upper-roman) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-1,decimal) " "}#doc5611185 .lst-kix_list_4-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 .lst-kix_list_11-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_11-8}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_11-8 0}#doc5611185 .lst-kix_list_11-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_11-6}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_11-6 0}#doc5611185 .lst-kix_list_10-7>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_7-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_11-5 0}#doc5611185 .lst-kix_list_3-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-1,lower-latin) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_8-7>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_11-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_11-1}#doc5611185 .lst-kix_list_14-6>li:before{content:"\002022 "}#doc5611185 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-7,lower-latin) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_13-7>li:before{content:"o "}#doc5611185 .lst-kix_list_10-1>li:before{content:"o "}#doc5611185 .lst-kix_list_3-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-1}#doc5611185 .lst-kix_list_5-1>li:before{content:"o "}#doc5611185 .lst-kix_list_2-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-2}#doc5611185 .lst-kix_list_13-1>li:before{content:"o "}#doc5611185 .lst-kix_list_9-7>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_7-3>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-1,lower-latin) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_11-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_11-0}#doc5611185 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-2,lower-roman) ". "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_12-8{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_8-6>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-2,lower-roman) ". "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_12-7{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_14-0{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_2-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-8}#doc5611185 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-5,lower-roman) ". "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_14-2{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_14-1{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_14-4{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_2-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-3}#doc5611185 ul.lst-kix_list_14-3{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_14-5{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_12-0{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_10-0{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_14-6{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_12-1{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_14-7{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_12-2{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc5611185 ul.lst-kix_list_14-8{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_12-3{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_12-4{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_12-5{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_12-6{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_10-7{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_10-8{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-3,decimal) ". "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_10-5{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_11-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_11-0,upper-roman) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-1,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-2,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-3,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-4,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-5,decimal) " "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_10-6{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_11-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_11-0,upper-roman) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-1,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-2,decimal) " "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_10-3{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_10-4{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_12-3>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_10-1{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-4,lower-latin) ". "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_10-2{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_13-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_11-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_11-0,upper-roman) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-1,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-2,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-3,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-4,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-5,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-6,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-7,decimal) " "}#doc5611185 .lst-kix_list_11-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_11-3}#doc5611185 .lst-kix_list_5-7>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_9-4>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_2-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-0}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-7 0}#doc5611185 .lst-kix_list_3-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-7}#doc5611185 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-7,lower-latin) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-8,lower-roman) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc5611185 .lst-kix_list_2-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-5}#doc5611185 .lst-kix_list_10-6>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_14-8>li:before{content:"\002022 "}#doc5611185 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-3,decimal) ". "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_11-0 0}#doc5611185 .lst-kix_list_10-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-2 0}#doc5611185 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc5611185 .lst-kix_list_6-4>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_2-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_2-7}#doc5611185 .lst-kix_list_14-4>li:before{content:"\002022 "}#doc5611185 .lst-kix_list_6-1>li:before{content:"o "}#doc5611185 .lst-kix_list_9-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_4-7>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_6-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-6,decimal) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_13-3>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 .lst-kix_list_3-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-6}#doc5611185 .lst-kix_list_14-7>li:before{content:"\002022 "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-3 0}#doc5611185 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-2,lower-roman) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_7-7>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_7-1>li:before{content:"o "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_11-3 0}#doc5611185 .lst-kix_list_12-6>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 .lst-kix_list_1-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc5611185 .lst-kix_list_9-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-8 0}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-8,lower-roman) ". "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_3-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-7,lower-latin) ". "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_3-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-4}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_13-2{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-1{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_6-6>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_13-3{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-2{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_11-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_11-7}#doc5611185 ul.lst-kix_list_13-4{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_13-5{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_13-0{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_13-1{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_12-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_1-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-8}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_13-7{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_7-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_11-1 0}#doc5611185 ul.lst-kix_list_13-6{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_13-8{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_3-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-5,lower-roman) ". "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_9-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_3-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_3-5}#doc5611185 ul.lst-kix_list_8-4{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_11-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_11-0,upper-roman) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-1,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-2,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-3,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-4,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-5,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-6,decimal) " "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_8-5{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_8-2{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_8-3{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_8-8{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_11-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_11-2 0}#doc5611185 ul.lst-kix_list_8-6{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_8-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_8-7{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_4-6>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_5-3>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_4-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_8-0{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_8-1{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_12-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_3-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-0,decimal) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_11-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_11-0,upper-roman) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_7-6>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_11-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_11-5}#doc5611185 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_2-5,lower-roman) ". "}#doc5611185 .lst-kix_list_12-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_5-4>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ol.lst-kix_list_2-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_2-2 0}#doc5611185 .lst-kix_list_4-4>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_10-3>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_7-4>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_11-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_11-2}#doc5611185 .lst-kix_list_5-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_4-8{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_4-7{list-style-type:none}#doc5611185 ul.lst-kix_list_4-6{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_14-2>li:before{content:"\002022 "}#doc5611185 .lst-kix_list_11-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_11-0,upper-roman) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-1,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-2,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-3,decimal) "." counter(lst-ctn-kix_list_11-4,decimal) " "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_4-1{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_7-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_4-0{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_10-4>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_4-5{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-5 0}#doc5611185 ul.lst-kix_list_4-4{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_10-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_4-3{list-style-type:none}#doc5611185 .lst-kix_list_3-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_3-8,lower-roman) ". "}#doc5611185 ul.lst-kix_list_4-2{list-style-type:none}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-4 0}#doc5611185 .lst-kix_list_13-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_13-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc5611185 .lst-kix_list_5-6>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_1-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-4}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-8 0}#doc5611185 .lst-kix_list_8-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 .lst-kix_list_11-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_11-4}#doc5611185 ol.lst-kix_list_3-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_3-1 0}#doc5611185 .lst-kix_list_14-3>li:before{content:"\002022 "}#doc5611185 .lst-kix_list_8-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc5611185 ol{margin:0;padding:0}#doc5611185 .c2{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;height:11pt;direction:ltr;margin-left:4.5pt;padding-bottom:0pt}#doc5611185 .c5{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;margin-left:18pt;padding-bottom:0pt}#doc5611185 .c7{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;margin-left:4.5pt;padding-bottom:0pt}#doc5611185 .c3{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;height:11pt;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc5611185 .c10{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc5611185 .c11{vertical-align:baseline;font-size:22pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc5611185 .c0{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc5611185 .c28{vertical-align:baseline;font-size:18pt;font-family:"Times New Roman"}#doc5611185 .c9{vertical-align:baseline;font-size:20pt;font-family:"Times New Roman"}#doc5611185 .c24{list-style-position:inside;text-indent:45pt;margin-left:0pt}#doc5611185 .c1{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman"}#doc5611185 .c20{max-width:481.8pt;background-color:#ffffff;padding:42.6pt 42.6pt 48.2pt 70.9pt}#doc5611185 .c15{margin:0;padding:0}#doc5611185 .c14{text-indent:28.4pt;text-align:justify}#doc5611185 .c21{padding-left:0pt;margin-left:0pt}#doc5611185 .c19{padding-left:-3.9pt;margin-left:39.3pt}#doc5611185 .c13{color:inherit;text-decoration:inherit}#doc5611185 .c26{color:#ff0000}#doc5611185 .c8{font-style:italic}#doc5611185 .c12{margin-left:36pt}#doc5611185 .c16{text-decoration:underline}#doc5611185 .c23{text-indent:28.4pt}#doc5611185 .c17{text-align:justify}#doc5611185 .c4{text-align:center}#doc5611185 .c25{text-indent:27pt}#doc5611185 .c27{color:#000000}#doc5611185 .c18{color:#0000ff}#doc5611185 .c22{text-align:right}#doc5611185 .c6{height:11pt}#doc5611185 .title{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:36pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc5611185 .subtitle{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#666666;font-style:italic;font-size:24pt;font-family:"Georgia";padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc5611185 li{color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial"}#doc5611185 p{color:#000000;font-size:11pt;margin:0;font-family:"Arial"}#doc5611185 h2{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:24pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc5611185 h3{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:18pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc5611185 h4{widows:2;padding-top:14pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:14pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc5611185 h5{widows:2;padding-top:12pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:12pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc5611185 h5{widows:2;padding-top:11pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc5611185 h6{widows:2;padding-top:10pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:10pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc5611185 ]]>

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Изыхская средняя общеобразовательная школа.

Начальные классы

Научно-исследовательская работа

 по русскому языку

Тема: «Обращение»

          Автор:

        Михайлов Даниил  Романович,

        ученик 4 класса.

         Руководитель:

         Алёхина Ольга Викторовна        

                                                                                 учитель начальных классов

п. Изыхские копи, 2014 г.

                         

  Код________________

Тема: «Обращение»

        

        

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………с.1
  2. Основная часть…………………………………………………. с.2
  1. Что такое обращение?........................................................с.2
  2. Обращения в художественной литературе и его место в предложении………………………………………………….с.3
  3. Знаки препинания при обращении………………………с.4
  4. Обращение «как часть речи»…………………………….с.5
  5. Признаки, которыми обладает обращение……………..с.6

 

  1. Заключение……………………………………………………..с.7
  2. Литература……………………………………………………...с.8

Введение

Эта исследовательская работа основана на изучении темы  «разрешите обратиться». Проведена большая работа по поиску и сбору материалов по  данной теме:

Я выдвинул гипотезу: предположим, что обращение это часть речи, то какими грамматическими признаками оно обладает.

Цель: Выяснить какова роль обращения.

Задачи:

  1. Создать информацию об обращении.
  2. Освоить употребление знаков препинания.
  3. Создать информационный продукт (презентация)

Я, как и все дети, обращаюсь к сверстникам и взрослым по имени или имени отчеству. Я задался вопросом  что такое «обращение»?

Признаками, какой части речи  обладает «обращение»? Как употребляется в литературе? Какие знаки препинания ставятся при обращении?

                

Мне захотелось найти ответы на эти вопросы. Я читал  книги, подбирал материал в сети «Интернет», беседовал с родителями, учителями. В результате проделанной работы узнал  много нового, интересного. Хочу поделиться собранной информацией со всеми присутствующими.

1

2.1. Что такое обращение?

- Однажды на уроке русского языка Ольга Викторовна написала на доске предложения и попросила определить части речи. Мы определили все, кроме одной:

5 слайд

                                 Маме сын вопрос задал:

                               - Мама, кто такой  бахвал ? (болтливый хвастун)

                                 Мальчик так меня назвал… (Н. Самоний)

- Ольга Викторовна объяснила, что это «Обращение»

- Так как эти слова мы не проходим в 4 классе (со слов Ольги Викторовны), я решил самостоятельно познакомиться  с данными словами.

-И вот, что я узнал:

6 слайд

Обращение - это слово или сочетание слов, называющие того, к кому (или то к чему) обращена речь.

2

2.2. Обращения в художественной литературе и его место в предложении.

7 слайд

-Я заинтересовался, есть ли обращения в литературе: (сказках, рассказах. стихах) и отправился в библиотеку к Наталье Михайловне. Она дала мне кучу книг, которые мне пришлось прочитать.

8 слайд

И вот, что я выяснил:

- Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.

 - Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка!

   - Даня, Даня!

 - Беги, Даня, сюда.

          -Даня, ты на кого будешь учиться?

9 слайд

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

10 слайд

Вывод:  обращение имеется практически во всех произведениях, которые я прочитал и может стоять не только в начале предложения.

3

2.3. Знаки препинания при обращении.

11 слайд

- Я заметил, что около обращений стоят различные знаки препинания.

- Я решил пронаблюдать знаки препинания по книге  русских народных сказок   и выяснил, что обращение всегда выделяется запятыми,  его можно прокричать, когда кого-то зовешь:

1. О!     «Коровушка-матушка!  «Крошечка-Хаврошечка»                         

2.  О, ___.     «Косой, поди сюда!»  (Лиса и кот)                

3.  ___,О.            «Куда бежишь, Колобок?»     (Колобок)     

4. ___,О, ___.      «Не плачь, зайка, не плачь.»  (Зайкина избушка)

                 

(буква О - обращение)

 Мухтар!                     

 Мухтар, лежать       

Сидеть, Мухтар!     

 Ищи! Мухтар! Ищи!

4

2.4. Обращение «как часть речи».

- Потом я приступил к изучению к изучению «Обращения» как части речи и решил ответить на следующие интересующие меня вопросы:

12 слайд

1. В каком классе изучают тему «Обращение»?

2. Какой частью речи является?

3. Чем являются в предложении?

4. Как подчеркивается обращение при разборе предложения?

5. Какими признаками (постоянными и непостоянными) обладает  обращение?

6. Могут ли местоимения и географические  названия быть обращениями?

- Такой перечень  вопросов мне помогла составить Ольга Викторовна, так как все правила в нашем учебнике русского языка составлены по такому алгоритму.

-За информацией я обратился к учителю русского языка  нашей школы Мокрецовой Зое Хамидулловне.

- Она мне рассказала:

     - что обращение знакомятся в 5 классе, а изучают в 8 классе;

    -   обращение не является частью речи, это слово и словосочетание;

    - обращение не является членом предложения;

    - не входит в грамматическую основу предложения

    -  и никак не подчеркивается;

    - обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных;

- Основная роль обращения в речи - ЗВАТЕЛЬНОЕ.

а) она заключается в том, чтобы привлечь внимание собеседника.

б) выражает отношение к собеседнику и выполняет оценочную роль

13 Слайд

Например:    Что ты, голубчик, задумчиво смотришь?

                         Как ты смеешь, наглец,  не чистым рылом

 Здесь чистое мутить питье моё с  песком и  с илом?

   Обращение  «Голубчик» ласкательное, а  ругательное «Наглец».

 

14 слайд

Вывод: Обращение - это слово или сочетания слов, которое отвечает на вопросы Кто? Что?. Является наименованиями лиц, кличками животных. Не входит в грамматическую основу предложения и никак не подчеркивается.

5

2.5.  Признаки, которыми обладает обращение.

 15-16  слайд

- Если обращение отвечает на вопросы кто? что?  то оно должно обладать всеми признаками  этой части речи (существительное): одушевленное или неодушевленное, род, число, падеж, склонение, собственное или нарицательное.

Например:            Ветер, ветер! Ты могуч!

                               Ты гоняешь стаи туч!   (А. С. Пушкин)

17 слайд

    - В данном стихотворении  обращение «Ветер» - неодушевленный предмет,

- А личные местоимения «ты», «вы» выступают  не  в роли  обращения, а в роли подлежащего.

18 слайд

                                                  «Я люблю тебя, Россия!»         (М. Ножкин)

  -Данное обращение произносится с особой звательной интонацией (усиленное и ударение, пауза).

19 слайд

Вывод:   В речи обращениями могут быть неодушевленные предметы;  географические названия обращениями не являются, так как мы не можем поговорить, например с Россией или с горизонтом, потому что не получим ответа. Обращение  не обладает признаками  имени   существительного, так как не является частью речи.                                         

6

 Заключение.

20 слайд

Вывод:

 

    Обращение – это слово или сочетание слов, не связанная с другими членами предложения, поэтому синтаксической роли не выполняет и вопрос к нему не ставится. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, названия лиц по степени родства ( брат, сестра), по профессии (инженер, кухарка), положению в обществе (графиня, лорд), должности, званию (генерал, капитан), по взаимоотношениям людей. Реже как обращение используются клички животных, названия неодушевленных предметов или явлений природы, обычно олицетворяемых ( сравнение с живым существом). Роль  обращения звательная, оценочная. Обращение выделяется запятыми, при усилении эмоций - восклицательным знаком.

- В конце своей работы я решил составить кластер:

 

21слайд

Кластер

7

Литература:

22 слайд

1.«Лиса и дрозд» - Русские народные сказки. Сергеев – Ценский С. Аракуш;

2). «Даня» - Стихи и рассказы. Василий Белов;

3). «Сказка о Иване Царевиче и Сером Волке» - Русские народные сказки. В.Жуковский

4). «Метелица» - Детская литература. А.Фадеев

5). «Гуси лебеди» - Рассказы и сказки, А.Н.Толстой

6). «Бежин луг» - И.С.Тургенев

7) «Колобок»- русская народная сказка.

8) «Крошечка-Хаврошечка» -русская народная сказка 

9) «Лиса и кот» - ррусская народная сказка

10) «Зайкина избушка» - русская народная сказка.                      

11)  http://www.kakprosto.ru/kak-92593-zachem-nuzhny-obrashcheniya#ixzz2w2cPyBb4 

8

nsportal.ru