Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. Справка. Как выбирают губернаторов в россии


Порядок назначения губернаторов в России и назначения губернаторов в 2018 году

C 1995 по 2005 год в России губернаторов выбирали жители Российской Федерации. С 2005 года по указу действующего тогда президента РФ Дмитрия Медведева губернаторов назначают законодательные (представительные) органы субъектов РФ по предложению президента.

Порядок назначения губернаторов

Кандидаты предлагаются президенту РФ политическими партиями, победившими на региональных выборах, что закреплено в ФЗ № 41 от 5 апреля 2009 года, а порядок процедуры утвержден Указом № 441 Президента РФ от 23 апреля 2009 года.

Постоянно действующий коллегиальный орган партии за 90 дней до окончания полномочий руководителя конкретного региона РФ выдвигает на рассмотрение президенту 3 варианта кандидатур на пост руководителя субъекта. Перед представлением президент и уполномоченный представитель партии от субъекта обсуждают выдвинутые кандидатуры.

Если ни один из вариантов, предложенных партией, не поддержан президентом, то в соответствии с указом глава государства инициирует консультации с партией и региональным законодательным органом, после чего на рассмотрение выносится еще 3 кандидатуры. Консультации могут проводиться до того момента, пока не будет достигнуто согласие по кандидатурам.

В соответствии с указом о назначении губернатора №441 руководителя региона выбирает президент РФ в том случае, если партия не предложила претендента на пост главы субъекта РФ. Выбор делается из перечня кандидатов, выдвинутых полномочным представителем Федерального округа конкретного субъекта.

Вот так назначаем губернаторов

По правилам, если губернатор лишается должности досрочно, преемник с приставкой "временно исполняющий обязанности" назначается лично президентом России. Эти сменщики обычно получают серьезную поддержку со стороны президента и центральной власти.

Тренд 2017 года

В 2017 году была тенденция на замену губернаторов по регионам России. Порядка 20 губернаторов лишились своего кресла по тем или иным причинам, и на их должности были назначены новые главы регионов, которых называют молодыми технократами. Хотя слово "молодой" подошло далеко не всем: руководителю Красноярского края Уссу Александру полных 63 года.

С губернатором Екатеринбурга

Это явная тенденция на обновление региональных элит со стороны Кремля. В СМИ даже озвучивались новые методики отбора кандидатов: с помощью тестов, новых критериев успешности и даже прыжков со значительной высоту в воду. Помимо тренда на обновление также был очевиден еще один тренд: ротация полномочных представителей по округам.

Тенденции на 2018 год

По мнению политологов, в 2018 году произойдет еще несколько перестановок, назначений и освобождений от должностей. Новая идея президентского срока после 18 марта 2018 года состоит в обновлении губернаторских позиций (около 80 процентов к 2020 году).

Также за 2018 год пройдут выборы в 16 регионах, девять представителей которых являются временно исполняющими обязанности (врио). Выборы назначены на сентябрь. И существует вероятность того, что в апреле-мае еще могут быть отставки 1-2 представителей регионов с целью подготовки к выборам новых врио.

Люди на выборах

Кремль преследует не только цель поменять губернаторов - "старых" на "новых", но и ускорить социально-экономический рост с помощью более качественного управления на региональном уровне на основе современного, грамотного и эффективного финансового менеджмента. Особенно это актуально во времена санкций Запада и общей экономической нестабильности.

Прогнозы на 2018 год - новые назначения губернаторов и новые отставки

Среди вероятных кандидатов к отставке в ходе весенне-летнего периода - губернаторы, уход которых прогнозировали еще осенью 2017 года (руководители Алтайского края, Мурманской области и Санкт-Петербурга), на основании доклада о рейтинге устойчивости руководителей субъектов РФ "Госсовет 2.0", разработанным коммуникационным холдингом "Минченко".

В зоне риска находятся также руководители: Владимирской области Светлана Орлова, Липецкой области Олег Королев, Республики Алтай Александра Бердникова, Челябинской области Борис Дубровский, Калмыкии Алексей Орлов и Краснодарского края Вениамин Кондратьев (8 баллов и ниже по рейтингу "Госсовет 2.0" - зона риска; у всех перечисленных руководителей баллы 8 и ниже). В 2017 году из 16 губернаторов, находящихся в зоне риска, под замену пошли 9.

Путин на выборах

Также на основании рейтинга был сделан вывод, что руководители регионов, прошедшие через выборы губернаторов на региональном уровне путем всенародного голосования, не продемонстрировали не только какого-либо существенного роста, но и устойчивости.

Месяц пристального внимания закончился, и федеральная власть озаботилась своими проблемами и задачами, переместилось внимание на другие регионы, и вновь назначенные губернаторы остались со своими проблемами наедине. Свободный полет без поддержки центральной власти оказался испытанием для многих и, видимо, не все это испытание пройдут. Так, к зоне риска подбираются руководители Кировской области Игорь Васильев и Удмуртии Александр Бречалов.

Что дальше?

Много будет зависеть как раз от результатов тех "молодых технократов", которые были назначены в сентябре 2017 года. Если их результаты будут признаны положительными, от этого будет зависеть дальнейший порядок назначения губернаторов и в целом кадровой политики. Их положительные результаты покажут, что метод подготовки новых и современных политиков и заброс их в регионы работает и, скорее всего, будет практиковаться и дальше. Если результаты будут отрицательные, Кремлю придется прорабатывать и тестировать новую модель подготовки и назначения руководителей регионов.

В целом стоит отметить, что практика назначения губернаторов президентом имеет больше плюсов, чем минусов. Власть таким образом оказывает более действенное участие в управлении регионами и может в обозримом будущем добиться больших результатов.

fb.ru

Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. Справка

В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Камчатского края Алексея Кузьмицкого, сообщает в пятницу пресс-служба Кремля. "Принять отставку губернатора Камчатского края Кузьмицкого A.A. по собственному желанию", - говорится в президентском указе.

В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.

Механизм назначения губернаторов, в соответствии с федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) сводился к тому, что глава региона по окончании срока своих полномочий ставил перед президентом вопрос о доверии, после чего президент вносил его кандидатуру, либо, в случае оказания ему "недоверия", своего кандидата на рассмотрение регионального парламента для его утверждения.

Кандидатуры на пост губернатора того или иного региона президенту страны представляли полпреды в федеральных округах. Один из претендентов предлагался партией, обладавшей большинством в региональной думе.

23 апреля 2009 года был принят указ президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".

В соответствии с этим указом, был введен новый порядок выдвижения кандидатур на должность глав субъектов РФ. Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту.

Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности и результаты консультаций с президентом.

17 декабря 2009 года был принят Федеральный закон  N 319-ФЗ "О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О политических партиях" (принят Государственной Думой 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года).

Устанавливается, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах президенту не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий губернатора (ранее - 90 дней). При этом консультации с президентом РФ проводятся не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (ранее - 100 дней).

Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней (ранее - не более 30 дней) со дня их внесения. Для повторного внесения предложений о кандидатурах устанавливается срок десять дней (ранее - 30 дней).

Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

Решение президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или о временном отстранении его от должности, или об отрешении его от должности принимается в форме указа.

Если в отношении губернаторов федеральный Центр устанавливает новые правила назначения, то в отношении мэров введена новая процедура "удаления в отставку". Она подробно описывается изменениях в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", вступивших в силу 24 мая 2009 года. "Удалить" мэра могут депутаты представительного органа власти не менее чем двумя третями голосов. Инициатива может исходить как от самих народных избранников, так и от губернатора. При этом участие главы региона в процедуре снятия мэра предполагается в любом случае - в законе сказано, что "рассмотрение инициативы депутатов об "удалении" мэра в отставку должно проходить с учетом мнения губернатора".

Есть три основания для отставки: "действия или бездействие" мэра, в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам; неудовлетворительная оценка деятельности в течение двух лет; невыполнение обязанностей более трех месяцев.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Вступает в силу закон о порядке прямых выборов глав регионов в РФ

Спустя восемь лет после отмены прямых выборов губернаторов у россиян вновь появляется право лично участвовать в избрании руководителя своего региона - новый закон о порядке выборов глав субъектов РФ вступает в силу в пятницу.

МОСКВА, 1 июн - РИА Новости. Спустя восемь лет после отмены прямых выборов губернаторов у россиян вновь появляется право лично участвовать в избрании руководителя своего региона - новый закон о порядке выборов глав субъектов РФ вступает в силу в пятницу.

Поправки, инициированные Дмитрием Медведевым в бытность его президентом, вряд ли существенно изменят в ближайшее время политическую ситуацию в субъектах и стране в целом - за четыре года правления он поменял более двух третей губернаторов, причем около 20 из них заняли должности в последние месяцы. Таким образом, во внутренней политике вновь избранный президент Владимир Путин по-прежнему будет опираться в основном на назначенных, а не на выбранных руководителей регионов.

Первые выборы по новому закону состоятся не раньше октября 2012 года, если до этого времени свой пост раньше срока не покинет кто-то из глав субъектов.

Первоиюньская демократия

С 2004 года в России предложения о назначении губернатора вносились президентом страны на утверждение в региональный парламент из числа кандидатов, предложенных победившей на региональных выборах партией. В 2011 году Медведев выступил с инициативой изменения такого порядка и возврата к прямым выборам при сохранении "президентского фильтра". Президент, который еще в декабре 2010 года сомневался в необходимости возврата к прямым выборам в "текущей исторической перспективе", спустя год, по его словам, услышал тех, кто ждет перемен, и согласился, что "надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни".

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Медведев рассказал о законах, которые сделают политическую жизнь интереснее

Соответствующий законопроект был внесен в Думу президентом 16 января 2012 года, Госдума приняла его 25 апреля, спустя два дня одобрил Совет Федерации и 2 мая он был подписан главой государства. Он стал одним из главных документов, принятых в рамках политической реформы, которую инициировал Медведев в последние месяцы пребывания на посту президента.

Принятый закон вступает в силу 1 июня 2012 года, а первые выборы на основе нововведений состоятся во второе воскресенье октября 2012 года (14 октября) и будут проведены в тех субъектах России, полномочия глав которых истекают со дня вступления в силу этого документа и по 31 декабря 2012 года включительно. К таким субъектам относятся Новгородская, Брянская, Амурская области. Глава ЦИК России Владимир Чуров ранее сообщил, что первые такие выборы пройдут как минимум в двух регионах, а точное их число может будет назвать после объявления осенней избирательной кампании.

Начиная с 2013 года, выборы будут проводиться в единый день голосования года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, наделенного такими полномочиями на день вступления в силу закона.

Фильтры для кандидатов

В соответствии с законом кандидаты на должность главы субъекта Федерации выдвигаются политическими партиями. При этом партия вправе выдвинуть как партийного, так и беспартийного россиянина. Кроме того, баллотироваться в губернаторы смогут граждане России старше 30 лет в порядке самовыдвижения, если такая норма будет прописана в региональном законе. Самовыдвиженцам придется собирать подписи избирателей в свою поддержку - от 0,5% до 2%.

Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами (своего рода "президентский фильтр").

Выборность глав регионов в России. Инфографика

Однако, как пояснил полпред президента в Совете Федерации Александр Котенков, закон не устанавливает ответственность за невыполнение президентских рекомендаций, если все же консультации состоялись. Вместе с тем, по его словам, у главы государства остается право проинформировать избирателей о своем мнении или о вскрывшихся в ходе консультаций фактах.

Закон предусматривает, что кандидат в губернаторы должен заручиться поддержкой от 5% до 10% местных парламентариев из не менее чем 3/4 муниципальных образований региона (так называемый муниципальный фильтр, или муниципальные праймериз). Точный процент муниципальных депутатов регионы будут устанавливать самостоятельно. При этом депутат может отдать голос только за одного кандидата в губернаторы.

Как отмечается в документе, самовыдвиженцам при этом помимо получения указанной поддержки необходимо еще собрать от 0,5% до 2% подписей избирателей, зарегистрированных на территории региона РФ.

Отзыв губернаторов

Выборы губернаторов при необходимости будут проходить в два тура - для победы нужно будет набрать более 50% голосов избирателей, пришедших на участки.

Закон устанавливает, что губернаторы не могут занимать высший пост региона более двух сроков подряд.

Для проведения референдума по отзыву необходимо будет собрать не менее 25% подписей избирателей. При этом за отзыв губернатора должны проголосовать более 50% избирателей, зарегистрированных в регионе (а не только пришедших на участки).

Закон предусматривает отзыв избирателями губернаторов в случае установления судом фактов нарушения им законодательства или в случае, если он неоднократно без уважительных причин будет уличен в неисполнении своих обязанностей.

Губернаторы, отрешенные от должности, также не смогут в течение двух лет баллотироваться на выборах главы региона.

Кроме того, кандидатами в руководители субъектов РФ не могут становиться лица, когда-либо осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. При этом если преступление, за которое человек отсидел в тюрьме, позже потеряло статус тяжкого или особо тяжкого, человек получает возможность баллотироваться на пост губернатора.

Губернаторы, занявшие свои посты по "старой" схеме - через утверждение в региональном парламенте - смогут с согласия президента принять участие в досрочных выборах на пост главы региона, если они проработали на своем посту не менее года. Таким образом, у действующих губернаторов появится возможность подтвердить свою легитимность на прямых выборах.

Предвыборное обновление

Политологи, опрошенные РИА Новости, обратили внимание на то, что принятие нового закона о прямых выборах губернаторов сопровождалось целой серией отставок глав регионов. Эксперты сошлись в оценках, что эти кадровые изменения связаны с желанием "максимально быстро зачистить российские территории от неэффективных управленцев" и избавиться от руководителей, не имеющих, по мнению Кремля, хороших перспектив на переизбрание по новым правилам.

Череда губернаторских отставок началась после декабрьских думских выборов, всего за прошедшие пять с лишним месяцев стало известно о смене глав 20 регионов: 16 человек ушли по собственному желанию, еще четырем не продлили полномочия - подмосковному губернатору Борису Громову, томскому Виктору Крессу, омскому Леониду Полежаеву и главе Ленобласти Валерию Сердюкову.

Еще в декабре президент Дмитрий Медведев не исключил, что сделает оргвыводы в отношении региональных руководителей, которые были предложены на свои посты "Единой Россией", но не смогли обеспечить партии успех на думских выборах. Из 20 губернаторов только трое обеспечили ЕР половину голосов избирателей.

ria.ru

Как снимают и назначают губернаторов в 2017 году

https://www.znak.com/2017-02-06/kak_snimayut_i_naznachayut_gubernatorov_v_2017_godu

Губернатор Пермского края ушел в отставку, и следом ожидаются другие замены губернаторов. Znak.com поговорил с экспертами и источниками, чтобы узнать: как сегодня принимаются и обставляются решения об увольнении одних глав регионов и назначении других. Это сложная процедура, полная формальных и неформальных согласований. 

Как уходят губернаторы

Решение об отставке конкретного губернатора зреет постепенно — если, конечно, речь не идет об экстремальных случаях с арестом главы региона, рассказывают Znak.com политологи, бывшие сотрудники администрации президента и близкие к Кремлю собеседники.

«Учитывая, что у нас есть единый день голосования в сентябре, лучшее время для плановой отставки губернатора — февраль-март. У врио в таком случае оказывается достаточно времени, чтобы вникнуть в региональные расклады и подготовиться к выборам. Второе «окно» отставок — это октябрь-ноябрь, сразу после выборов. Этот период используется, если в регионе складывается ситуация, при которой новому губернатору нужно больше времени, чтобы освоиться. Но, конечно, бывают и экстремальные ситуации, когда губернатор приезжает на встречу в администрацию президента, и ему говорят: “Пишите заявление”», — рассказывает собеседник, близкий к администрации президента.

Сообщает губернатору об отставке обычно глава администрации или первый замглавы администрации, курирующий внутриполитический блок (сейчас это Антон Вайно и Сергей Кириенко). В редчайших случаях, как, к примеру, было с экс-главой Татарстана Минтимером Шаймиевым, отставника провожает лично президент (с ним встречались глава государства Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин).

Виктору Басаргину об отставке, по сведениям собеседников Znak.com, объявил глава администрации Антон Вайно.

Решение обычно готовится довольно долго, по отдельным сложным регионам это может занять до четырех месяцев. Иногда уходящий губернатор договаривается немного потянуть этот срок, и тогда в регионе наступает неформальный переходный период, рассказывает экс-сотрудник администрации президента.

«Последней инстанцией является президент. Перед тем, как он принимает решение об отставке, ему готовят аналитические записки, мониторинги, учитывается мнение элитных групп. Далее начинается поиск преемников, и, когда согласования заканчиваются, кто-то из руководства администрации встречается с уходящим губернатором и договаривается о написании заявления об уходе по собственному желанию и дате опубликования этой информации. На такой последней встрече можно что-то попросить и решить вопрос с будущим трудоустройством. Обычно уходящему губернатору идут навстречу», — говорит собеседник издания. Если губернатор уходит по состоянию здоровья, ему могут разрешить оставить преемника.

Вариантов ухода губернатора в отставку может быть много, и каждый раз техническая сторона вопроса будет отличаться, рассказывает другой источник, близкий к администрации.

«Когда губернаторов в последние годы стали избирать, а не назначать, при принятии решения стал учитываться фактор избираемости, — пояснил источник. — Однако он не является определяющим, так как при наличии у человека серьезной поддержки его все равно отправят на выборы и изберут. Но представим: допустим, у губернатора истекает срок полномочий. В администрации президента подводят итог: смотрят социально-экономические показатели, острые и хронические элитные конфликты, громкие скандалы и аварии, результаты выборов в регионе, все это учитывается. Параллельно интересанты отставки или сохранения губернатора ведут индивидуальную работу с самыми разными персонами — от президента до клерков в администрации. Выигрывает тот, кто оказывается сильнее и ловчее. Формальные бумаги не играют тут особой роли». 

По словам рассказчика, главное событие процесса — это встреча президента с главой администрации или профильным первым заместителем, на которой принимается решение. 

«Бывает, что решение по сменщику принято заранее и принято лично президентом, к примеру, так решился вопрос о замене губернатора Тульской области Владимира Груздева на Алексея Дюмина, — говорит собеседник. — Тогда администрация выступает просто исполнителем воли первого лица. Если губернатор уходит на повышение, как, к примеру, Александр Хлопонин из Красноярского края, ему тоже могут разрешить поставить преемника, в данном случае — Льва Кузнецова. Если же губернатора убирают против его воли, преемничество не дозволяется», — говорит источник.

«Президент получает информацию от самых разных групп лиц, — говорит политолог Дмитрий Гусев. — Есть политический блок администрации президента, который курирует Кириенко. Они подводят итоги работы губернаторов на их постах и предлагают решения. Вторая группа — блок администрации, отвечающий за взаимодействие с силовиками. Они готовят для президента справки по губернаторам по своему направлению. Третий блок — правительство, у которого свои параметры оценки работы губернаторов. Также есть и иные группы влияния, в том числе корпоративные, которые тем или иным образом доносят до президента свое мнение. Когда решение об отставке принято, начинается процесс технического исполнения», — говорит Гусев.

«Губернаторы уходят по-разному, — делится глава Центра политической социологии Вячеслав Смирнов. — В исключительных случаях об отставке узнают из прессы. Кто-то знает, что уйдет, но не знает дату ухода. С кем-то еще при назначении оговаривается, что оно — на один срок. Умный губернатор начинает просить об отставке сам и загодя, потому что лучше честно говорить окружению, что, мол, «на новый срок не иду, нашлось новое хорошее место работы», чем потом выглядеть выгнанным с работы. Есть, впрочем, примета. Если подходит срок переназначения, а тебя вызывают не к президенту, а к главе администрации — вероятно, речь пойдет об отставке». В элитах считается, что встреча лично с президентом незадолго до окончания срока полномочий — напротив, свидетельствует о хороших позициях губернатора.

Политолог Леонид Давыдов считает, что частота встреч с первым лицом не влияет на срок выживаемости губернатора.

«Говорят, в последние годы происходит так. Вы губернатор, по поводу которого принято решение об отставке, — рассказывает он. — Сперва вас пригласит на беседу чиновник средне-высокого звена, например, начальник управления внутренней политики или даже его зам, они прозондируют почву в разговоре. Потом вас вызовет куратор внутриполитического блока — он вам скажет, что есть мнение, что вам надо уходить, что с вами будет говорить еще более высокий начальник, и учтите, что, вероятно, такая позиция будет озвучена. Более высокий начальник — это глава администрации или, в случаях отставки исключительного тяжеловеса, это будет первое лицо страны. Вы, вероятно, ответите, что согласитесь».

«Решение принимается на основе комплекса факторов, — продолжает Давыдов. — Например, есть регулярные аналитические записки, в которые человек может попадать. Есть оценка по параметрам — например, параметру избираемости, который учитывает нынешнее руководство администрации, занятое, прежде всего, подготовкой мартовской кампании», — рассказал Давыдов.

Как приходят губернаторы

Когда президент принимает решение, что тот или иной губернатор покидает свой пост, начинается процесс подбора преемника. Он может занять от пары недель до пары месяцев, за исключением случаев, когда президент принимает решение единолично.

«Администрация президента формирует шорт-лист предложений по персоналиям, обычно в нем остается две-три кандидатуры. Президент же может выбрать, а может отвергнуть все предложенные. Может предложить кого-то сам, может предложить просто еще подумать. У первого лица много каналов коммуникаций, и после того, как администрация представляет ему свои предложения, он может запросить по кандидатам из шорт-листа характеристики от других людей, которые поддержат одну из кандидатур или предложат свою. Идут собеседования, встречи с кандидатами. Это сложный процесс, и все-таки так, чтобы у человека раздался звонок и его оповестили, что он сейчас будет назначен губернатором, — так не бывает», — говорит источник Znak.com, близкий к администрации президента.

Другой собеседник издания, также близкий к Кремлю, говорит, что сценарий подбора нового губернатора почти всегда выглядит по-разному.

«Если сменщик заранее подобран или если губернатору разрешили выбрать преемника, то процесс уже носит технический характер, — говорит он. — В других случаях запускают процесс подбора кандидатов. В нем участвуют полпредство, управления администрации президента по внутренней политике, разные группы и структуры, включая госкорпорации и бизнес. Они все дают предложения. Далее их сперва фильтруют на уровне УВП, потом на уровне руководства АП, а потом выносят на суд президента. При этом кандидатура может быть переиграна в последний момент. В этой ситуации, если вдруг группам влияния удается вычеркнуть из списка приоритетного кандидата, выбирают из оставшихся людей в шорт-листе. Например, так произошло с назначением губернатором Волгоградской области Анатолия Бровко. Приоритетным кандидатом был Валерий Язев, но в последний момент назначение отменили под влиянием «Лукойла» и Дмитрия Медведева», — утверждает источник издания.

Экс-сотрудник администрации президента говорит, что бывают и сложные случаи, когда приоритетный кандидат отказывается, а второй по значимости претендент имеет проблемы или слишком молод. Так, к примеру, случилось в Калининградской области, где вместо Николая Цуканова врио сперва стал выходец из ФСБ Евгений Зиничев, однако через два месяца он отказался от публичного поста. Тогда вместо него главой Калининградской области стал 30-летний Антон Алиханов.

«Иногда в сложных случаях ясно, что в регион надо подбирать кандидата извне, и из шорт-листа вычеркивают всех региональных претендентов. Чаще всего кандидатов со стороны предлагают бизнес-группы или политические кланы, курирующие регион. Также кандидата в таком случае может предложить глава администрации, члены Совбеза, спикер Госдумы при личной встрече с президентом. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в этом плане неактивна. Бывают и вовсе любопытные случаи. К примеру, Никиту Белых президенту рекомендовал на пост губернатора Анатолий Чубайс», — рассказывает собеседник издания.

Он отмечает, что не стоит преувеличивать значимость аналитических записок, которые пишут политологи для администрации, особенно — региональные политологи. Собеседник издания говорит, что не знает ни единого случая, когда губернатором становился бы кто-то, кого рекомендовали политологи из региона. Мнение федеральных политологов, работающих с регионом, учитывается на уровне управления внутренней политики, добавляет он.

«Бывает, что как в «Дне выборов»: человек еще вчера не знал, что сегодня станет губернатором, — говорит Леонид Давыдов. — Более штатная ситуация, когда человеку звонит его покровитель из структур, которые могут пролоббировать своего кандидата. Поступает такой звонок: мол, есть для тебя вариант один карьерный, подъезжай. В редких внештатных ситуациях может быть и иначе: звонок идет из администрации президента, спрашивают, где, мол, находитесь, за вами сейчас приедет машина. Поедете вы, скорее всего, к начальнику УВП и потом сразу к куратору политического блока. Параллельно будет запущен процесс спецпроверки вас силовиками. А потом — встреча под телекамеры с первым лицом, но она носит ритуальный характер. Или встречи вообще может не быть. Иногда, если в процессе составления шорт-листа возможных преемников, остается пара кандидатур, то принимается во внимание, за какой группой влияния, в том числе, корпоративной, закреплен регион. Есть много примеров, когда нельзя стать губернатором некоего региона, не примыкая к некоему подклану.

И даже на последней стадии назначения нового губернатора первое лицо может посовещаться с кем-то из окружения и отменить решение о назначении и выбрать иного кандидата», — рассказывает Давыдов.

«Единого алгоритма нет, — согласен Вячеслав Смирнов. — Бывает, что с фамилией нового губернатора определяется именно первое лицо, которому кто-то мог человека рекомендовать, или же может сыграть роль личное знакомство с президентом. В таком случае люди, исполняющие это решение, могут не знать, кто или что на него повлияло. С другой стороны, например, при президентстве Дмитрия Медведева была система, когда в администрации на совещании с ее главой и заместителями фамилии тех, кто будет рекомендован президенту в шорт-листе, обсуждались под протокол, с аргументами, почему стоит включить в список того или иного человека. Как проходят такие совещания сейчас, не знаю», — рассказал он.

Дмитрий Гусев отмечает, что нельзя недооценивать мнение силовиков, которое доносится до президента на этапе спецпроверки.

«Сперва кандидаты из шорт-листа проходят собеседование в администрации, а потом силовики оценивают кандидатов. Также нельзя забывать, что ключей от кабинета губернатора на самом деле не один, а два: один — у президента, второй — у жителей региона», — добавляет Гусев. 

Конечно, решение все равно в итоге принимает президент, резюмирует глава Центра политического анализа Павел Данилин. «В подготовке процедуры назначения нового главы региона ключевую роль играет администрация президента. Именно она отвечает за подготовку шорт-листа кандидатов. Еще с тех пор, как президент предлагал сам кандидатов на пост губернаторов, подготовкой занималась администрация, и эта традиция сейчас несколько модифицирована, но в целом сохранилась», — говорит Данилин.

www.znak.com

В России вступил в силу закон о выборах губернаторов — Российская газета

1 июня 2012 года вступил в силу закон о выборах губернаторов. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на пост губернаторов выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. При этом партии не обязаны выдвигать только своих членов, они могут выбрать и беспартийного.

В губернаторы смогут баллотироваться граждане России старше 30 лет. Первые выборы на основе указанных положений состоятся во второе воскресенье октября 2012 года.

Желающего зарегистрироваться кандидатом должны поддержать от 5 проц до 10 проц депутатов муниципальных собраний, точная цифра будет прописана в законе субъекта РФ. Местные парламентарии смогут голосовать, а точнее, поставить нотариально заверенную подпись, только за одного кандидата. Предполагается, что таким образом к выборам будут допущены люди, хорошо владеющие проблематикой своего региона. Сами подписные листы будут публиковаться в Интернете.

Для проведения референдума по отзыву губернатора необходимо не менее 25% подписей избирателей. Причем для того чтобы губернатор был отозван, требуется более 50% голосов избирателей, зарегистрированных в регионе.

О своем желании осуществить комплексную реформу российской политической системы Дмитрий Медведев заявил в послании Федеральному собранию 22 декабря.

"Я предлагаю комплексную реформу нашей политической системы", - сказал Медведев, оглашая послание парламенту. "Считаю необходимым следующее: перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов, ввести упрощенный порядок регистрации партий - по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны", - заявил он.

По его словам, необходимо сократить количество подписей избирателей, необходимое для участия в выборах президента РФ, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий - до 100 тысяч. "Кроме того, предлагаю изменить систему выборов в Госдуму, считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам", - сказал Медведев.

rg.ru

Губернаторы Российской Федерации на 2018 год, список и выборы губернаторов

Субъект РФ ФИО
Кировская область Васильев Игорь Владимирович
Тульская область Дюмин Алексей Геннадьевич
Ярославская область Миронов Дмитрий Юрьевич
Ставропольский край Владимиров Владимир Владимирович
Вологодская область Кувшинников Олег Александрович
Орловская область Клычков Андрей Евгеньевич
Москва Собянин Сергей Семёнович
Магаданская область Печёный Владимир Петрович
Архангельская область Орлов Игорь Анатольевич
Ингушетия Евкуров Юнус-бек Баматгиреевич
Северная Осетия — Алания Битаров Вячеслав Зелимханович
Марий Эл Евстифеев Александр Александрович
Удмуртская Республика Бречалов Александр Владимирович
Нижегородская область Никитин Глеб Сергеевич
Пензенская область Белозерцев Иван Александрович
Карачаево-Черкесская Республика Темрезов Рашид Бориспиевич
Севастополь Овсянников Дмитрий Владимирович
Ленинградская область Дрозденко Александр Юрьевич
Республика Карелия Парфенчиков Артур Олегович
Кабардино-Балкария Мусуков Алий Тахирович
Республика Бурятия Цыденов Алексей Самбуевич
Амурская область Козлов Александр Александрович
Ненецкий автономный округ Цыбульский Александр Витальевич
Астраханская область Жилкин Александр Александрович
Сахалинская область Кожемяко Олег Николаевич
Республика Татарстан Минниханов Рустам Нургалиевич
Мурманская область Ковтун Марина Васильевна
Самарская область Азаров Дмитрий Игоревич
Чукотский АО Копин Роман Валентинович
Кемеровская область Цивилёв, Сергей Евгеньевич (и. о., с 1 апреля 2018)
Калужская область Артамонов Анатолий Дмитриевич
Республика Адыгея Кумпилов Мурат Каральбиевич
Псковская область Ведерников Михаил Юрьевич
Калининградская область Алиханов Антон Андреевич
Красноярский край Усс Александр Викторович
Камчатский край Илюхин Владимир Иванович
Пермский край Решетников Максим Геннадьевич
Новосибирская область Травников Андрей Александрович
Саратовская область Радаев Валерий Васильевич
Новгородская область Никитин Андрей Сергеевич
Омская область Бурков Александр Леонидович
Томская область Жвачкин Сергей Анатольевич
Республика Саха (Якутия) Борисов Егор Афанасьевич
Санкт-Петербург Полтавченко Георгий Сергеевич
Приморский край Тарасенко Андрей Владимирович
Ивановская область Воскресенский Станислав Сергеевич
Воронежская область Гусев Александр Викторович
Республика Мордовия Волков Владимир Дмитриевич
Курганская область Кокорин Алексей Геннадьевич
Чувашская Республика Игнатьев Михаил Васильевич
Республика Калмыкия Орлов Алексей Маратович
Чеченская Республика Кадыров Рамзан Ахматович
Иркутская область Левченко Сергей Георгиевич
Республика Башкортостан Хамитов Рустэм Закиевич
Липецкая область Королёв Олег Петрович
Костромская область Ситников Сергей Константинович
Краснодарский край Кондратьев Вениамин Иванович
Тамбовская область Никитин Александр Валерьевич
Республика Коми Гапликов Сергей Анатольевич
Хабаровский край Шпорт Вячеслав Иванович
Еврейская автономная область Левинталь Александр Борисович
Республика Тыва Кара-оол Шолбан Валерьевич
Смоленская область Островский Алексей Владимирович
Челябинская область Дубровский Борис Александрович
Ханте-Мансийсий автономный округ Комарова Наталья Владимировна
Республика Дагестан Васильев Владимир Абдуалиевич
Республика Крым Аксёнов Сергей Валерьевич
Ростовская область Голубев Василий Юрьевич
Забайкальский край Жданова Наталья Николаевна
Белгородская область Савченко Евгений Степанович
Ямало-Ненецкий автономный округ Кобылкин Дмитрий Николаевич
Республика Алтай Бердников Александр Васильевич
Волгоградская область Бочаров Андрей Иванович
Владимирская область Орлова Светлана Юрьевна
Республика Хакасия Зимин Виктор Михайлович
Оренбургская область Берг Юрий Александрович
Московская область Воробьёв Андрей Юрьевич
Рязанская область Любимов Николай Викторович
Алтайский край Карлин Александр Богданович
Ульяновская область Морозов Сергей Иванович
Тюменская область Якушев Владимир Владимирович
Брянская область Богомаз Александр Васильевич
Тверская область Руденя Игорь Михайлович
Свердловская область Куйвашев Евгений Владимирович
Курская область Михайлов Александр Николаевич

www.presidentrussia.ru

В России вступает в силу закон о выборах губернатора

Избирательный бюллетень

Фото: Смотров Михаил

Россия возвращается к прямым выборам губернаторов. На пост могут претендовать кандидаты, достигшие 30 лет, не имеющие судимостей за тяжкие и особо тяжкие преступления. Губернатор избирается сроком на пять лет и может занимать пост не более двух сроков подряд.

Новый закон о губернаторских выборах в России вступает в силу с 1 июня 2012 года. На должность губернатора могут претендовать кандидаты в возрасте более 30 лет, не имеющие судимостей за тяжкие и особо тяжкие преступления.

"Единая Россия" не пропустит "хомяковские" поправки в закон о выборах губернатора Петербурга Новости

"Единая Россия" не пропустит "хомяковские" поправки в закон о выборах губернатора Петербурга

Срок полномочий ограничивается пятью годами и двумя сроками подряд. Выборы губернатора будут проходить в два тура.

Партии выдвинут своих кандидатов. Самовыдвиженцы смогут участвовать в выборах, если заручатся поддержкой избирателей и соберут от 0,5% до 2% подписей избирателей для регистрации.

Отставку губернатора может инициировать президент - в случае выявления фактов коррупции, неурегулирования конфликта интересов, нарушения федерального или регионального законодательства.  

Кроме того, отставки главы региона могут потребовать сами граждане. Для этого необходима поддержка не менее 25% избирателей. Закон вступает в силу 1 июня 2012 года. Первые выборы по новому законодательству состоятся уже в октябре.

О возвращении прямых выборов губернаторов представители действующей власти заговорили сразу после первых крупных митингов оппозиции в декабре 2011 года. Наблюдатели полагают, что в тот период Кремль, испугавшись протестного движения, всерьез рассматривал вариант возвращения полноценных выборов.

Ситуация изменилась к весне, когда стало понятно, что митинги оппозиции продолжаются, но если не исполнять их требований, то ничего страшного не происходит. Поэтому законопроект о выборах, по словам политологов, стали "заигрывать".

Во-первых, закон предполагает не вполне прямые выборы: в большинстве регионов самовыдвиженцы не могут в них участвовать, также созданы два фильтра-барьера на пути кандидатов: муниципальный (необходимость собирать подписи местных депутатов для выдвижения) и президентский (право главы государства провести консультации с кандидатами и выдать выдвинувшим их партиям свои рекомендации).

Госдума приняла поправку о повышении штрафов за нарушения на митингах Законопроект

Госдума приняла поправку о повышении штрафов за нарушения на митингах

Наиболее серьезными препятствиями на пути потенциального кандидата наблюдатели считают первые два пункта. Запрет на участие самовыдвиженцев создает ситуацию, при которой действующей власти для сохранения стабильности в регионе достаточно контролировать системную оппозицию, что ей чаще всего удается.

Еще большим препятствием представляется необходимость собирать подписи муниципальных депутатов, потому что на тех, во-первых, тоже можно "надавить" сверху, а во-вторых, они могут начать предвыборную торговлю по собственной инициативе.

Во-вторых, в промежутке с декабря по май Кремль поменял губернаторов во всех регионах, которые представляются действующей власти наиболее значимыми, где вскоре должны были бы пройти выборы и где действующие главы регионов имели мало шансов на переизбрание.

Другой мотивировкой смены двадцати губернаторов за пять месяцев были низкие результаты "Единой России" на парламентских выборах и Владимира Путина на президентских. Способность обеспечить хорошие показатели на выборах - это тот критерий, который занимает Кремль больше всего.

Таким образом, закон о губернаторских выборах действительно принят, как и обещал в декабре 2011 года тогдашний президент Дмитрий Медведев. Но закон этот, как говорят политологи, неполноценный (как говорит оппозиция - жульнический).

Такое сочетание, по мнению наблюдателей, наилучшим образом отражает сущность действующей власти. С одной стороны, демократические процедуры и вообще необходимый политес не отменяются напрямую. С другой стороны, они так забюрократизированы и усложнены, что называть это реформой невозможно. По аналогичной схеме принят и другой закон, обещанный Медведевым после зимних митингов оппозиции – о регистрации политических партий.

Ближайшие выборы пройдут в октябре этого года. Предполагается, что выбирать губернаторов будут в четырех регионах. Действующая власть рассчитывает на сохранение статус-кво – что, собственно, в данный исторический период является вообще ее главной задачей. В зависимости от региона будет использован механизм выдвижения прежнего губернатора, если он популярен – или нового, если нет.

В свою очередь оппозиция намерена сделать ставку на консолидацию сил, выдвижение единого кандидата или как минимум отсутствие борьбы между собой. Но у действующей власти немало механизмов давления на системную оппозицию. Кто одержит победу в том или ином регионе, будет зависеть, с одной стороны, от единства оппозиции, и с другой стороны, от продавливающих и раскалывающих действий власти.

Видео: "Вести"

www.dp.ru


Смотрите также