Какие музы нас вдохновляют? Какие музы есть


Греческие музы

Музы в древнегреческом мифотворчестве богини и покровительницы искусств и наук. Согласно мифам, музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемосины.

Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гесиода и Гомера. Их не сразу было девять: Гомер говорит то о нескольких, то об одной музе, не упоминая никаких имен. Позднее стали считать, что муз всего три, но их часто путали с харитами. Постепенно число муз увеличилось до девяти, и стали известны их имена: Каллиопа – муза эпической поэзии; Клио – муза истории; Мельпомена – муза трагедии; Талия – муа комедии; Полигимния – муза священных гимнов; Терпсихора – муза танца; Эрато – муза любовной и свадебной поэзии; Урания – муза науки, Евтерпа – муза поэзии и лирики.

В те далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, а великие поэты слагали свои стихи о них, умение сплетать слова считалось самым почитаемым видом искусства. Скульптура или живопись относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. Поэзия стояла на вершине всего. Не случайно несколько муз связано с разными ее направлениями. Каллиопа отвечала за эпос, Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику, Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии, Пологимния покровительствовала всем, кто складывал гимны. У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у истории и астрономии. Эти науки приравнивались к искусству. Историки славили Клио. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Поэзия была связана тесно с драматургией и театром. Музы Талия и Мельпомена помогали создавать комедии и трагедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Терпсихора — муза танца и хорового пения — замыкает плавное шествие сестер.

Слово «музы» происходит от др.-греческого слова «мыслящие», их называли также парнасидами, касталидами, аонидами, аонийскими сестрами, пиэридами и ипокренидами. Часть названий происходит от места обитания муз. Они всегда были связаны с источниками и горами. Музы обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ, и на горе Геликон около источника Иппокрены.

Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Музы славят добрые нравы греческих богов, воспевают законы и все поколения богов - Гею, Кроноса, Океана, Никту, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, связывая прошлое и настоящее. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.

Они покровительствуют певцам и музыкантам, передают им свой дар. Музы наделяют людей убедительным словом, наставляют их и утешают.

От муз происходит слово «музыка», обозначавшее первоначально не только музыку в нынешнем смысле, но любую науку или искусство, связанное с деятельностью муз. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее».

В «Илиаде» Гомера музы уже связаны с Аполлоном, богом божественного порядка, гармонии, и искусства.Поэтому Аполлона называют Мусагет.

Они танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое светлое, прекрасное, мудрое, включая науки, искусства и мораль.

Откуда к нам пришли музы? Эти удивительные создания происходят от древних нимф источников, которые жили в звенящих водах ключей. Прекрасные девы родились у подножия Олимпа. Считается, что возник культ муз в племени фракийских певцов, живущих рядом с горой Олимп, в Пиерии.

Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы становятся уже навсегда ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. Он играет на лире на пирах у Олимпийцев в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Музы символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к свету, к солнцу и к истине.

Муз также называли спутницами и кормилицами Диониса, в празднествах которого они участвовали. Они связаны поэтому со священной силой мистического энтузиазма, вдохновения и внутреннего огня.

Музы не прощают тщеславия. Поэтому одним из главных качеств художников и поэтов древности была чистота помыслов и устремлений, и они всегда просили благословения, помощи и вдохновения у муз, чтобы суметь передать священные божественные образы в своих произведениях. И музы поэтому связаны с принципом очищения души, они являются связующей нитью между божественным и людьми.

На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.

«Его посетила муза», - говорят о талантливом человеке. Каждая из муз покровительствует различным искусствам.

 

КАЛЛИОПА («прекрасноголосая») – Муза героической поэзии и красноречия, науки и философии

Считается верховенствующей богиней среди себе подобных, живущих на Парнасе. В числе сестёр, наиболее приближенных к венценосной Каллиопе, муза астрономии Урания и покровительница балетного и танцевального искусства Терпсихора. Этих трех муз можно видеть вместе на картинах голландских живописцев.

Сыновьями Каллиопы были знаменитые певцы Лин и Орфей. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и стилем (заостренной грифельной палочкой для начертания букв) в руках.

КЛИО («дарующая славу») – Муза Истории

Древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор писал о ней: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». О Клио известно, что она родила сына Гиакинфа.

В Древней Греции Клио изображали в виде девушки с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом, либо с грифелем и со свитком пергамента или папируса, либо с футляром, шкатулкой для свитков в руках. В свитке хранилась летопись былых времен. Клио записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Из греческих мифов мы узнаём, что Клио была дружна с Каллиопой. Изображались они практически одинаково, часто их выполнял один и тот же мастер.

МЕЛЬПОМЕНА («поющая») – Муза Трагедии

Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем музой печальной песни, затем музой трагедии. Музой трагедии она была ещё во времена Пушкина.

Впоследствии Мельпомена становится олицетворением трагического сценического искусства, покровительницей театра вообще.

Изображалась в виде женщины в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). Оружием она как бы разит человеческие пороки.

ТАЛИЯ («цвету», «разрастаюсь») – Муза комедии и легкой поэзии

Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы, прославляемого в поэтических произведениях.

Талия — это возможность познать цену комедии и улыбки. Муза комедии Талия дает возможность посмотреть на себя со стороны, чтобы посмеяться в конце концов над своими ошибками.

В греческих мифах изображалась женщиной с комической маской в руках и венком из плюща на голове, отличалась оптимизмом и весёлым нравом.

ПОЛИГИМНИЯ или ПОЛИМНИЯ («многопоющая») – муза торжественных гимнов

Одно из значений её имени – «бессмертная слава». Согласно Диодору, имя своё получила от многих восхвалений (диа поллес химнесеос) тех, чье имя обессмертила славой поэзии.

Она покровительствует поэтам — создателям гимнов, олицетворяет силу речи, учит людей риторике и ораторскому искусству. Ей приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Считается, что она в памяти хранит все гимны, ритуальные танцы и песни, которые славят олимпийских богов.

Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки со свитком в руках, в задумчивой позе, с мечтательным лицом. Частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты.

ТЕРПСИХОРА («усладительнотанцующая») – Муза хорового пения и танца

Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её эпитет – «наслаждающаяся хороводами». Популярный образ и символ в искусстве.

Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Терпсихора предстает с венком плюща на голове, в простой тунике с лирой в руках.

ЭРАТО («приятная») – Муза любовной (эротической) поэзии

Её имя происходит от древнегреческого «Эрот» или «Эрос», означающего любовь. Эрос был верным и постоянным спутником музы Эрато.  Эрот – один из самых сильных и самых древних греческих богов на Земле: именно он дал возможность родиться всем остальным богам, человечеству и всему, что существует.

Эрато учит любви как способу бытия, поэзии – как методу выражения мыслей вдохновению – как неиссякаемому источнику идей. Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Нередко Эрато изображали в белых полупрозрачных одеждах, с лирой в руках, иногда рядом Эрос.

УРАНИЯ («небесная») – Муза астрономии и математики

Муза Урания всех зовет отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в созерцание и изучение величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы.

Урания – самая младшая из всех муз, но и самая знающая, серьёзная и умная среди них. Её наравне с Афиной Палладой считают самой мудрой греческой богиней.

Музу Уранию изображают с небесной сферой и циркулем в руках, иногда она одета в звездный плащ, на голове – корона из созвездий.

ЭВТЕРПА или ЕВТЕРПА («увеселяющая») – Муза лирической поэзии и музыки

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Она считалась самой изящной и красивой из девяти сестер. Среди муз она выделяется особой утонченностью и нежностью. Её называли «дарящая удовольствие».  Согласно мифам, боги Олимпа могли наслаждаться ее стихами бесконечно долго.

Изображалась Евтрепа практически всегда с музыкальными инструментами в руках. Как правило, это были флейта, лира или авлос (двойная свирель, предок современного гобоя). На некоторых полотнах и барельефах держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты. Могла изображаться в окружении лесных нимф.

 

Многие века они вдохновляли поэтов. Вот примеры произведений, посвящённых самим музам:

«Теогония» Гесиода — классический текст о музах

Блажен человек, если музы любят его:

Как приятен из уст его льющийся голос!

Если нежданное горе внезапно душой овладеет,

Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь

Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных

Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,

И забывает он тотчас о горе своем и заботах

Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.

Гесиод. Теогония

 

Авзоний

Клио прошлых времен дела вещает потомкам,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песнь поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,

С плектром* в руке Эрато чарует и словом и жестом,

Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,

Изучает Урания звезды небес и неба вращенье,

Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

(Авзоний)

Гимн к Музам

Свет воспеваем, подъемлющих смертных горе, воспеваем

Девять дщерей великого Зевса прекрасноголосых!

Души людей, кои жизнь, полонивши, ввергает в глубины,

Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих,

Силою чистого таинства ум побуждающей книги

Учат спешить поскорей пролететь чрез глубокую Лету,

След обретя, что к звезде соименной ведет — ведь когда-то

Там они сбились с пути и упали на берег рождений

В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.

 

Ныне, богини, молю — уймите порыв мой тревожный!

Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!

Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,

С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!

Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!

Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.

(из «Античных гимнов»)

Прокл

Под именем Прокла, главы афинской неоплатонической школы, до нас дошло семь гимнов, посвященных Гелиосу, Афродите, музам, всем греческим богам, Гекате, Янусу и Афине. По этому поводу в науке происходили споры, в которых высказывались и положительные и отрицательные взгляды на эти гимны.

Музы, молю — из толпы многогрешного города людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу — душу!

Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.

(отрывок)

 

Пушкин Аоександр Сергеевич

Муза

В младенчестве моем она меня любилаИ семиствольную цевницу мне вручила.Она внимала мне с улыбкой — и слегка,По звонким скважинам пустого тростника,Уже наигрывал я слабыми перстамиИ гимны важные, внушенные богами,И песни мирные фригийских пастухов.С утра до вечера в немой тени дубовПрилежно я внимал урокам девы тайной,И, радуя меня наградою случайной,Откинув локоны от милого чела,Сама из рук моих свирель она брала:Тростник был оживлен божественным дыханьемИ сердце наполнял святым очарованьем.

Римфа

Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея. Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал. Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога; Меж говорливых наяд, мучась, она родила Милую дочь. Ее прияла сама Мнемозина. Резвая дева росла в хоре богинь-аонид, Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой, Музам мила; на земле Рифмой зовется она.

О муза пламенной сатиры!

О муза пламенной сатиры!Приди на мой призывный клич!Не нужно мне гремящей лиры,Вручи мне Ювеналов бич!Не подражателям холодным,Не переводчикам голодным,Не безответным рифмачамГотовлю язвы эпиграмм!Мир вам, несчастные поэты,Мир вам, журнальные клевреты,Мир вам, смиренные глупцы!А вы, ребята подлецы, —Вперед! Всю вашу сволочь будуЯ мучить казнию стыда!Но если же кого забуду,Прошу напомнить, господа!О, сколько лиц бесстыдно-бледных,О, сколько лбов широко-медныхГотовы от меня принятьНеизгладимую печать!

Этих муз поэт не раз упоминает в «Евгении Онегине»:

Но там, где Мельпомены бурно

Протяжный раздается вой,

Где машет мантией мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет,

Где Терпсихоре лишь одной

Дивится зритель молодой...

 

Василий Жуковский

Некогда муз угостил у себя Геродот дружелюбно! Каждая муза ему книгу оставила в дар.

Я музу юную, бывало...

Я музу юную, бывало,Встречал в подлунной стороне,И Вдохновение леталоС небес, незваное, ко мне;На всё земное наводилоЖивотворящий луч оно —И для меня в то время былоЖизнь и Поэзия одно.

Но дарователь песнопенийМеня давно не посещал;Бывалых нет в душе видений,И голос арфы замолчал.Его желанного возвратаДождаться ль мне когда опять?Или навек моя утратаИ вечно арфе не звучать?

Но всё, что от времён прекрасных,Когда он мне доступен был,Всё, что от милых тёмных, ясныхМинувших дней я сохранил —Цветы мечты уединённойИ жизни лучшие цветы, —Кладу на твой алтарь священный,О Гений чистой красоты!

Не знаю, светлых вдохновенийКогда воротится чреда, —Но ты знаком мне, чистый Гений!И светит мне твоя звезда!Пока ещё её сияньеДуша умеет различать:Не умерло очарованье!Былое сбудется опять.

 

Николай Некрасов

Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»

 

Афанасий Фет

Музе

Пришла и села. Счастлив и тревожен,Ласкательный твой повторяю стих; И если дар мой пред тобой ничтожен, То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял.

Все та же ты, заветная святыня,На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня, С задумчивой улыбкой на челе.

 

Евгений Баратынский

 

Муза

Не ослеплен я музою моею:Красавицей ее не назовут,И юноши:, узрев ее, за неюВлюбленною толпой не побегут.Приманивать изысканным убором,Игрою глаз, блестящим разговоромНи склонности у ней, ни дара нет;Но поражен бывает мельком светЕе лица необщим выраженьем,Ее речей спокойной простотой;И он, скорей чем едким осужденьем,Ее почтит небрежной похвалой.

 

Анна Ахматова

Музе

Муза-сестра заглянула в лицо,Взгляд её ясен и ярок.И отняла золотое кольцо,Первый весенний подарок.

Муза! Ты видишь, как счастливы все —Девушки, женщины, вдовы…Лучше погибну на колесе,Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрыватьНежный цветок маргаритку.Должен на этой земле испытатьКаждый любовную пытку.

Жгу до зари на окошке свечуИ ни о ком не тоскую,Но не хочу, не хочу, не хочуЗнать как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:«Взор твой не ясен, не ярок…»Тихо отвечу: «Она отнялаБожий подарок».

Муза ушла по дороге...

Муза ушла по дороге,Осенней, узкой, крутой,И были смуглые ногиОбрызганы крупной росой.

Я долго её просилаЗимы со мной подождать,Но сказала: «Ведь здесь могила,Как ты можешь ещё дышать?»

Я голубку ей дать хотела,Ту, что всех в голубятне белей,Но птица сама полетелаЗа стройной гостьей моей.

Я, глядя ей вслед, молчала,Я любила её одну,А в небе заря стояла,Как ворота в её страну.

Все отнято: и сила, и любовь...

Все отнято: и сила, и любовь.В немилый город брошенное телоНе радо солнцу. Чувствую, что кровьВо мне уже совсем похолодела.

Весёлой Музы нрав не узнаю:Она глядит и слова не проронит,А голову в веночке тёмном клонит,Изнеможённая, на грудь мою.

И только совесть с каждым днём страшнейБеснуется: великой хочет дани.Закрыв лицо, я отвечала ей...Но больше нет ни слёз, ни оправданий.

Кое-как удалось разлучиться...

Кое-как удалось разлучитьсяИ постылый огонь потушить.Враг мой вечный, пора научитьсяВам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Всё мне забава, —Ночью Муза слетит утешать,А наутро притащится славаПогремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоитИ, уйдя, оглянуться назад...Чёрный ветер меня успокоит,Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлукуИ забвение, как благодать.Но, скажи мне, на крестную мукуТы другую посмеешь послать?

 

Михаил Кузмин

Муза

В глухие воды бросив невод,Под вещий лепет тёмных лип,Глядит задумчивая деваНа чешую волшебных рыб.

То в упоении звериномСвивают алые хвосты,То выплывут аквамарином,Легки, прозрачны и просты.

Восторженно не разумеяПлодов запечатленных вод,Все ждет, что голова ОрфеяЗлатистой розою всплывёт.

 

Игорь Гусманов

ККУТТЭЭМП или девять муз

Что такое ККУТТЭЭМП? Девять слов сокращенных, Мнемозины и Зевса живые черты, Девять юных богинь, девять муз просвещенных, Девять символов разума и красоты.

Что такое ККУТТЭЭМП? Эти буквы скрывают Девять сказочных образов древних времен, Вспомни, как их зовут, и они засияют Разноцветною радугой славных имен.

От подножья Парнаса до рощ Геликона Ты услышишь их песен пленительный звук, Ты увидишь их танец в лучах Аполлона С атрибутами разных искусств и наук.

Старше всех Каллиопа. Эпическим слогом Пишет стилос ее на доске восковой, Клия, муза истории, в пеплосе строгом Держит свиток папируса перед собой.

Держит муза Урания глобус небесный, Муза Талия — маску с улыбкой смешной, Терпсихора танцует свой танец прелестный, И Эвтерпа на флейте играет двойной.

Эрато с нежной лирою вслед выступает, Мельпомена с трагической маской в руках, Полигимния лик покрывалом скрывает, Вознося свою песнь о героях, богах.

Вдохновляя поэтов, артистов, ученых,И сегодня слетают они с высоты,Девять юных богинь, девять муз просвещенных,Девять символов разума и красоты.

 

Георгий Мединцев

О, муза, милая подруга

О, муза, милая подруга,Эвтерпа дивная моя!В часы невзгод, в часы досугаВсегда со мной, и добрым словомОдна ты радуешь меня,Как случай рыбака уловом,В ночной тиши и в шуме дня.Приятно мне с тобой общаться,Приятно слушать голос твой,Среди подруг твоих вращатьсяИ чувствовать: средь них я свой.Меня в печали приласкаешьВсегда, как малого дитя,И петь под лиру вдохновляешь,Не молод я уже хотя!

 

Зинаида Торопчина

Ода Музе

Ах, сколько обращений к Музе:Её и хвалят, и зовут,Хотят быть в тесном с ней союзеИ до зари порою ждут.Она ж — капризная особа,Махнёт крылом — её уж нет!Следить за нею надо в оба,Чтоб не терялся Музы след.

Да, ноутбуки — облегченье:"Строчи" до умопомраченья!И рифму можно подсмотреть.Но стих не будет душу гретьБез Музы — спутницы поэта(Давно замечено уж это!).

Прилёта Музы ждём с волненьемИ с умиленьем, с упоеньем.Она нам дарит вдохновенье,Души порывы — озаренье!

Да, с Музой надо жить в союзе.И оды посвящать ей — МУЗЕ!

 

Александр Копп

Аполлон и музы

…На горе древнейшей Геликонв старину совсем-совсем седуюсобирал подружек Аполлонпро любовь им петь, про поцелуи…

Был красив он, статен, песни пел,был он бог: владел мечом, кифарой…Кто сказал, что был он не у дел? — Зевс благословил — небесной фаройим светил. Пегас хранил сюжет — он источник создал Гиппокрена…Девы-музы тех былинных летбыли умницы, в мозгах без «крена»…

Так с любовью, в предвечерний час, — — перебор кифарный Аполлона — космос, полня лирикой для нас,пели хором музы Геликона!

 

Аполлон Светов

Муза

Я сплю. Во сне совсем не чую груза...(А где-то, видно, клад во мне зарыт!)Моя судьбой измотанная МузаУстала и со мною вместе спит.

Нас не страшила никогда опала,Мы вместе совершили много дел!Теперь совсем ручною Муза стала.Похоже, я ей просто надоел...

А без неё я ничего не значу!Мне, видно, не проснуться самому...Вот оседлаю не Пегаса — клячу —И уступлю крылатого... Кому?

Откуда, чёрт, такое настроенье?Ах да, я сплю... Какой кошмарный сон!Вот новое... Прохлады дуновенье...Я слышу стук копыт! Да это Он!

Незримо прочно нас скрепили узы...То нити Света, Мудрости, Добра,Моя непокорившаяся МузаШепнула мне: «Проснись, дружок. Пора!»

www.smirnova-tatjana.ru

Музы - это... Что такое Музы?

Музы

(Musae, Μου̃σαι). Дочери Зевса и Мнемозины. Их считалось девять, и каждая из них имела влияние на определенную отрасль искусств и наук. Они были следующие: Каллиопа — муза эпоса, Клио — истории, Эрато — любовной поэзии и мимики, Эвтерпа — лирической поэзии, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, Терпсихора — танцев, Фалия — комедии и Урания — астрономии. Их любимым местопребыванием считалась гора Геликон в Беотии, где находились священные источники Аганиппа и Гиппокрена. Гора Парнас также считалась священной горой муз, и они любили источник Касталию у ее подошвы. Как богини пения, музы находятся в тесной связи с Аполлоном, который и назывался предводителем муз, или Музагетом. Римские Камены (Camenae) — то же, что греческие музы, которые первоначально были нимфами источников.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

МУЗЫ

мусы (Μοΰσαι, «мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания М.), в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины. М.- богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Hes. Theog. 52-54, 915-917; Hymn. Нош. Ill 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением У ранни («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские М. восходят к архаическим М.- хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил М. и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады - От и Эфиальт. Они ввели культ М. и дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М.- дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие - дочери Зевса (Paus. IX 29 1-5). О хтоническом прошлом М. свидетельствует также то потомство, которое М„ будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы [(Strab. X 3, 19), по другой версии,- от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены. - миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические М. назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). М. именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. М. и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и М., Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему - умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2-3). Певец Лин. сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических М. возглавлял Дионис Мусагет - «водитель М.». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы (I 2, 5). М. жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3). Олимпийские М. классической мифологии - дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов - Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические М. неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1-103). Функции М. постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху М. превратились в символические образы: Эрато - М. лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа - М. эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио - М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена - М. трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния - М. серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора - М. танца с лирой и плектром Талия - М. комедии с комической маской, Урания - М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет (I 2, 5).   Лит.; Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского городского педагогического института им. Ленина», 1953. т. 72, в. 3, с. 37- 40; его же. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 306-13; Воуаnсе Р., Le culte des muses chez les philosophes grecs, P.. 1937; Curtiue Е. R., Die Musen, в его кн.: Europäischen Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bonn, [I954], s. 235-52; Otto W. В.. Die Musen und der göttliche Ursprung des Sin-gens und Sagens, [Düsseldorf - Köln, 1955]. А. Ф. Лосев.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Музы

— дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, живущие на Парнасе богини — покровительницы наук, поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — пантомимы и гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии. Музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел "музей").

// А.С. ПУШКИН: Муза // Н.А. Кун: АПОЛЛОН И МУЗЫ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

МУЗЫ

в греческой мифологии дочери Зевса и богини памяти Мнемосины, богини искусств и наук.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Симон Вуэ. Аполлон и музы. Вторая четверть 17 в.

Аполлон и муза. Роспись килика из Вари. Деталь. Вторая четверть 5 в. до н.э.

.

dic.academic.ru

Какие музы нас вдохновляют? | Культура

Музы не были затворницами и вели довольно бурную жизнь, наполненную любовными романами с богами и даже со смертными. Кое-кого из их детей мы тоже временами вспоминаем, например, Орфея или Гименея.

Жили музы на горе Парнасе, но на земле каждая муза имела свои храмы, которые назывались мусейонами. Вот откуда произошел наш современный «музей».

В описаниях различных древнегреческих авторов, особенно, когда дело касается любовных похождений муз, немало противоречий. Поэтому приведу версии, которые встречаются чаще всего. Только в одном практически все авторы сходятся — все девять муз дочери Зевса и богини памяти Мнемосины.

Каллиопа (Красиворечивая) — муза героического эпоса. Обычно изображалась со свитком папируса или диптихом (специальной дощечкой для писания) в руках. От союза с Аполлоном родила Орфея и Лина. Если Орфей нам хорошо известен, то Лин, как говорится, не на слуху, а ведь он был величайшим знатоком музыки, прекрасным певцом и учителем Геракла, который по версии нескольких авторов приходился ему родным братом.

Клио (Славящая) — муза истории. Изображалась практически так же, как и Каллиопа, только вместо диптиха иногда держала в руке футляр для свитков. От Пиера имела сына Гиакинфа (Гиацинта) — юношу божественной красоты, который стал возлюбленным Аполлона и Зефира. Когда Гиацинт погиб от спортивного диска, направленного ему в голову ревнивым Зефиром, Аполлон из его крови вырастил цветок.

Урания (Небесная) — муза астрономии. Изображалась со звездной картой (небесным глобусом) и циркулем в руках. От Аполлона родила Гименея — божество брака. Рассказы о Гименее крайне противоречивы: он крутит романы с различными мифическими лицами, спасает девушек от пиратов, а когда решает остепениться, умирает в день свадьбы из-за тоски об уходящей юности и красоте.

Эвтерпа (Прекрасноуслаждающая) — муза лирической (элегической) поэзии и музыки. Обычно изображалась с двойной флейтой или лирой в руках. От речного бога Стримона родила Реса, который стал царем Фракии и погиб при защите Трои. Обычно его убийцей называют Одиссея или Диомеда.

Эрато (Приятная) — муза любовной поэзии. Обычно изображалась с кифарой в руках. От союза с Малом родила Клеофему. Все, на кого она бросала взгляд (по другой версии — кого обучала), становились желанными для противоположного пола и получали способность страстно любить.

Терпсихора (Усладительнотанцующая) — муза танцев и хорового пения. Изображалась в нескольких вариантах: улыбающаяся молодая женщина с венком на голове, исполняющая танец; женщина, играющая на лире или держащая в руках лиру и плектр (своеобразный медиатор). От бога реки Ахелоя родила сирен.

Мельпомена (Пляшущая) — муза трагедии. Обычно изображалась с несколькими специальными атрибутами: в театральной мантии, с повязкой и венком из листьев винограда или плюща на голове, с трагической маской в одной руке и палицей или мечом в другой. Как и Терпсихора, была матерью сирен от Ахелоя.

Талия (Цветущая) — муза комедии и легкой, ироничной поэзии. Изображалась с венком из листьев винограда или плюща на голове и комической маской в руках. Любвеобильный Зевс обманом взял её в жены. Боясь ревности Геры, которая хотела владеть любовью Зевса безраздельно, Талия спряталась в недрах земли, где у неё родились демонические существа — палики, которые могли превращаться в лечебные источники. Когда-то палики считались покровителями здоровья, земледелия и мореплавания.

Полигимния (Многопоющая) — муза торжественных гимнов, красноречия и пантомимы. Изображалась закутанной в плащ, иногда со свитком в руках. Благодаря постоянной задумчивости (должна была помнить все гимны в честь богов), времени на романы у неё не оставалось, поэтому сведений о детях нет.

Уже много веков музы вдохновляют людей на творчество. Так скажем же им за это спасибо.

shkolazhizni.ru

Музы Древней Греции: имена :: SYL.ru

Чем было были бы современные искусство и культура без великого наследия прошлого? Без возвышенного ренессанса, строгого классицизма и, конечно, прекрасной античности, ставшей своего рода отправной точкой в истории творчества всего человечества?

Именно античные каноны стали для нас классическими, наиболее возвышенными и полными. Мифология же древних Греции и Рима все еще поражает своим богатством и величием пантеона, разнообразием сюжетов и образов. Пожалуй, в мире не найдется человека, который не имел бы представления о Зевсе – величайшем из богов Олимпа. Или, к примеру, о Гефесте.

Помнит человечество и прекрасных нимф, наяд и нереид, а что говорить о героях, ярким примером которых можно назвать великого Геракла?

Между небом и землей

Конечно, между недостижимой вершиной божественности и земным существованием была практически непреодолимая пропасть, однако существовали и те, кто находился в мире промежуточном, соединяя между собой два космоса: земной и божественный. Роль эту выполняли музы Древней Греции, о которых и пойдет далее речь.

Кто такие музы

Прежде всего следует отметить, что, несмотря на довольно тесный контакт с миром земным, музы все же имели происхождение божественное. Все девять сестер были рождены богиней Мнемозиной от верховного бога Зевса.

Рожденные от такого союза, 9 муз Древней Греции представляли собой некий мост между прошлым и настоящим: первым пантеоном (возглавляемым Кроносом) и вторым, на вершине которого стоял великий Зевс.

Чем занимались музы

Как и все в этом мире, судьба и предназначение муз с течением времени изменялись. Если обратиться к мифологии, можно обнаружить, что современное понимание этих неземных созданий значительно отличалось от нынешнего.

Сегодня музы Древней Греции воспринимаются исключительно как некие вдохновительницы. Особенно следует подчеркнуть тот факт, что на сегодняшний день контакт с этими существами приписывается только деятелям искусства (художникам, поэтам, режиссерам). На самом же деле существовали и музы-покровительницы наук, о которых человечество благополучно позабыло.

Изначально же 9 муз Древней Греции должны были даровать людям столь необходимое убедительное слово, наставлять их на путь истинный и утешать в минуты отчаяния. Кроме того, к предназначению их относилось, конечно, воспевание добрых нравов богов, существовавших от сотворения мира.

Со временем музы Древней Греции стали выполнять меньшие функции, приобретая все более и более символический характер.

Кое-что о предводителе муз

Прежде чем говорить о самих музах, следует рассказать об их предводителе, поскольку именно он, возможно, стал причиной того, что имена девяти муз Древней Греции теперь упоминаются только в непосредственной связи с искусством.

Главенствовал над музами никто иной, как сын Зевса и богини Лето Аполлон. В сознании современного человечества именно этот представитель древнегреческого пантеона является воплощением красоты, изящества и возвышенности.

Возможно, именно благодаря богу Солнца имена муз Древней Греции и стали ассоциироваться исключительно с искусством. Справедливости ради следует отметить, что сам Аполлон, помимо изящных искусств, покровительствовал и медицине в том числе, однако в современном мире этому придается не особенно большое значение.

Такие разные сестры

Если обратить внимание на мифы Древней Греции, музы в основном фигурируют в них как некое единство, одно явление. Тем не менее это совершенно не говорит о том, что между собой они ничем не различались.

На самом деле каждая из муз играла особенную роль, выполняла строго определенные функции, покровительствовала конкретному явлению.

Как уже говорилось ранее, в греческой мифологии зафиксированы свидетельства существования девяти муз.

Чему покровительствовали

В самом общем виде сферу влияния девяти муз можно разделить на три значительных сектора: науку, поэзию и музыку и, наконец, театр. Конечно, такое деление не является полноценным и дает лишь смутное представление о таком божестве, как муза.

Обращаясь к конкретике, отметим, что древние греки были очень внимательны к различным деталям, обстоятельствам, тонкостям, которые современному человеку показались бы незначительными. Все античное искусство поражает четкостью и строгостью форм.

Неудивительно, что этот же подход греков был применен и к музам. К примеру, у эпической и лирической поэзии были отдельные покровительницы. То же самое касалось трагедии и комедии.

Теперь, когда мы в общих чертах разобрались в том, чему покровительствовали музы Древней Греции, поговорим о каждой из них отдельно.

Муза истории

Как уже говорилось ранее, в античном мировоззрении музы отвечали не только за искусство, но и за науку. История, к примеру, была областью влияния музы Клио, которая чаще всего изображается в лавровом венке, со свитком и палочкой для письма в руках.

Точно так же, как и другие музы Древней Греции, Клио занималась конкретной деятельностью, а именно фиксацией всех великих подвигов, свершавшихся как в земном, так и в божественном мире. Свиток, который она держит в руках на всех изображениях, необходим для того, чтобы муза моментально могла запечатлеть случившееся в истории.

Муза астрономии

Греки издревле интересовались миром окружающим, в особенности это касалось космоса, который для них имел куда большее значение, чем для современного человека.

В силу этого астрономия считалась одной из самых важных наук, которую изучали в обязательном порядке наряду с математикой и, к слову, музыкой. Исходя из этого, совершенно не удивительно, что среди 9 муз Древней Греции нашлось место для Урании – покровительницы астрономии.

Изображалась эта муза с циркулем и небесным сводам в руках, что в максимальной мере отражало ее предназначение.

Муза эпической поэзии и знаний

Если взглянуть на фото, музы Древней Греции довольно похожи между собой. Так, покровительницу истории Клио неискушенный может легко спутать с Каллиопой, которая также традиционно изображается со свитком и палочкой для письма.

В отличие от своей сестры, Каллиопа покровительствует эпической поэзии и знанию. Возможно, этим и обусловлено внешнее сходство, ведь именно эпическое произведение древней Греции невозможно представить без положенного в основу сюжета исторического события. В данном случае речь идет не обязательно о реальном факте истории – освещению может подлежать и вымышленный факт.

Музы лирики

Наряду с эпической поэзией существовала, конечно, и лирическая. Примечательно, что ей покровительствовала не одна, а целых две божественных сестры: Эрато и Эвтерпа.

Эти две музы искусства древней Греции только на первый взгляд покровительствовали одной реалии. Средой воздействия Эрато считалась любовно-лирическая поэзия. Изображалась же она с лирой в руках.

Что же касается ее сестры Эвтерпы, то у нее к непосредственно лирической поэзии добавлялась еще и музыка, а инструментом музы, согласно изображениям и описаниям, дошедшим до наших дней, считалась флейта.

Еще одна музыкальная муза

Значимость для древних греков музыки можно запросто определить хотя бы по количеству муз, которые ей покровительствовали. Так, наряду с перечисленными ранее, существовала еще и Полигимния, во власти которой были торжественные песнопения.

Искусство танца

Продолжая перечислять имена 9 муз Древней Греции, обратимся к культу красоты человеческого тела. Повинуясь принципу калокагатии, древние греки чрезвычайно много внимания уделяли искусству танца, поэтому совершенно не вызывает удивления тот факт, что хореографии покровительствовала отдельная муза. Легконогая Терпсихора часто связывалась с культом Диониса, именно поэтому среди ее атрибутов почти всегда можно было увидеть плющ. Чаще всего муза танца изображалась с лирой в руках.

Великий театр древних греков

Сложно представить себе эпоху античности без театра. Именно он во многом стал первой ступенью для развития искусства. Следует отметить, что греческая комедия и трагедия существовали в некотором смысле отдельно друг от друга. Причиной этому служило разделение всего искусства на высокое и низкое. Так, комедия считалась жанром низким и преимущественно связывалась с культом Диониса, в то время как трагедии покровительствовал прекрасный Аполлон.

Что же касается муз, конечно, их было две. Высокая греческая трагедия существовала и развивалась благодаря Мельпомене, а покровительницей комедии для древних греков была муза Талия.

Как выглядели музы

Кое-что о внешнем виде девяти муз уже было сказано, однако не помешает подвести некий итог для того, чтобы впечатление об этих существах было полным.

Если взглянуть на сохранившиеся античные скульптуры или их фото, музы Древней Греции выглядели практически одинаково. Прежде всего это, конечно, прекрасное тело. Принцип калокагатии, о котором говорилось выше, заключался в том, что прекрасное внешне непременно было прекрасно и внутренне. Именно поэтому столь благодушные существа, как музы, попросту не могли иметь неприглядный внешний облик.

Отличались друг от друга они по большей части атрибутами, которые и говорили о «сферах ответственности» божественных красавиц.

Наследие девяти муз

В широком смысле человечеству от муз досталось само искусство. Тем не менее более любопытным кажется тот факт, что небесной красоты создания породили от греческих богов существ, которых вряд ли можно охарактеризовать таким же образом.

Более того, дети муз, согласно мифам, представляли опасность для человека. Сирены, погубившие стольких мореплавателей своим дивным пением, были рождены Мельпоменой от Ахелоя. Другие существа - близнецы Палики, согласно некоторым мифам, были рождены Талией.

Имена муз Древней Греции звучат сегодня не так уж часто, тем не менее само понятие, представление о них сохранилось в памяти человечества навсегда. «Мир спасет красота» - говорил великий Достоевский. А что такое красота, если не искусство, которому всегда покровительствует прекрасная муза?

www.syl.ru

Музы Античная мифология и история

Музы (Μοΰσαι), в древнегреческом мифотворчестве богини и покровительницы искусств и наук, обитающие на вершине горы Геликон. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины. Слово "муза" происходит от греческого "муса" ("мыслящие"), их еще называли аонидами, аонийскими сестрами, парнасидами, касталидами, пиэридами и ипокренидами.

Всего было девять сестер: Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов.

Аполлон и Музы, мастерская художника Симона Вуэ, 1640-е годы

Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Их имена, кроме Урании ("небесной") и Клио ("дарующей славу"), связаны с пением, танцами, музыкой, наслаждением. Этим богиням поклонялись ученые мужи и деятели искусства Древней Греции. Сначала главными местами почитания муз были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов; такое соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у северного подножия Олимпа, на родине почитания муз, называвшихся отсюда Пиеридами.

Считалось, что первыми, кто принес жертвы музам на Геликоне, были не поэты и певцы, а ужасные великаны алоады - От и Эфиальт. Именно они ввели культ муз и дали им имена, думая, что их всего три: Мелета (Mελέτη, Опытность), Мнема (Μνήμη, Память), Айода (Λοιδή, Песня). Спустя некоторое время число муз было увеличено до девяти прибывшим из Македонии эматийским царем Пиэром (в иной транскрипции - Пиеросом), который и дал им имена. Эти олимпийские музы восходят к архаическим хтоническим существам. О хтоническом прошлом муз свидетельствует также то потомство, которое музы, будучи дочерьми земли Геи, рожали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы родились корибанты (Страбон, X 3, 19), по другой версии, куреты родились от Талии и Аполлона (Аполлодор, I 3, 4). Музы были женщинами небесной красоты, и это их качество не осталось незамеченным другими богами.

Многие из муз производили потомство от богов: например, Талия родила от Зевса-коршуна сицилийских близнецов - Паликов; Мельпомена и бог Ахелой произвели на свет чудовищных существ сирен, привлекающих своим пением путников и пожирающих их.

Олимпийские музы классической мифологии - дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов - Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, то есть они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Музы наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Гесиод, Теогония, 1-103). У древних римлян богинями-покровительницами поэзии, соответствовавшими греческим музам, были камены.

Подробнее →

Каллиопа

Клио

Мельпомена

Полигимния

Талия

Терпсихора

Урания

Эвтерпа

Эрато

godsbay.ru

Муза – это... Отвечаем на вопрос

Даже человеку, который не занимается творчеством профессионально, известно чувство, когда посещает муза. Это состояние, близкое к опьянению, вызывает целый поток мыслей и эмоций, желание создать что-нибудь воистину великое. Писатель начинает судорожно печатать одну за другой страницы своего романа, художник – экспериментировать с формами, воплощать в жизнь доселе невиданные техники и приемы изобразительного искусства. Но все же, муза - это что? Где появились легенды о музах?

Большинство знает, что муза – это продукт фантазии древних греков. Так назывались девять дочерей Зевса и Мнемозины, богини памяти. То есть покровительницы вдохновения принадлежали к третьему поколению олимпийцев. Интересно, что изначально в компетенцию муз - наравне с искусством - в современном понимании этого слова входили наука и ремесло. То есть умение составлять эпиграммы ценилось примерно так же, как и гадание по звездам. С другой стороны, в древней Греции не существовало музы живописи или архитектуры, что кажется современникам немного странным.

Великаны Алоады были первыми, кто почтил этих существ. Сначала их насчитывалось всего трое (имена их переводились как «опытность», «память» и «песня»), но затем количество увеличилось. По более поздним преданиям муза – это та, кто живет на Геликоне, воспевает богов и знает все о прошлом, настоящем и будущем. Она с удовольствием покровительствует поэтам, музыкантам и остальным творческим людям, которым, правда, жестоко отомстит, если те, в свою очередь, будут пытаться соперничать с нею, дочерью Мнемозины и Зевса. В более поздние времена музы из конкретных мифологических существ переросли в абстрактные символы науки или ремесла.

Каллиопа

Каллиопа считалась главной среди всех дочерей Зевса и Мнемозины, и даже покровитель Аполлон не смел ее перебивать, когда та пламенно рассуждала о чистоте и благородстве воинов. Каллиопа приходилась матерью Орфею, именно от нее он получил в наследство умение хорошо чувствовать музыку, а также особое понимание поэтического слова, которое должно побуждать героя к благородным поступкам, вселять веру в его душу. Так что ее атрибуты в виде грифеля и свитка – отнюдь не рядовой символ. Воины, которым предстояло тяжелое сражение, не случайно могли поклясться, что слышат, как Каллиопа сочиняет свое новое произведение.

Вдохновенная героическая муза - это олицетворение гражданского патриотизма. Древние греки даже заказывали ее миниатюрные изображения, когда собирались в дальний, преисполненный опасностями и трудностями поход. Одной из таких миниатюр, по преданиям, Паллада одарила Одиссея, дабы тот всегда стремился вернуться к родным пенатам.

Клио

«Внушает любовь к минувшему» – так была охарактеризована Клио, вторая муза. Это туманное описание имеет в виду науки, ценившиеся греками едва ли не превыше всего. Речь идет об истории. Древние верили, что муза сохраняла для потомков даже самое малозначительное событие, дабы не утратить ни один элемент пазла под названием «прошлое». Она была довольно строга и осудила Афродиту, когда та воспылала страстью к смертному. В отместку богиня приказала маленькому Эроту поразить Клио стрелой, и муза полюбила человека, который не отвечал ей взаимностью. Узнав, какова мука любви, муза больше не решалась осуждать чувства.

Особенно дружна, как сообщают легенды, Клио была с Каллиопой. И в этом нет ничего удивительного: история ходит рука об руку с мужеством и патриотизмом. Они были даже похожи друг на друга, изображения этих муз часто заказывали у одних и тех же мастеров.

Мельпомена

На очереди покровительница трагедии. Как гласят мифы, она была матерью сирен – тех, которые чуть было не погубили аргонавтов. С детства дочери Мельпомены были наделены прекрасным голосом. Но они решили соперничать с музами, за что были наказаны Зевсом (или Посейдоном, по другой версии) и превращены в птиц. Отныне Мельпомена будет грустить вечно о судьбе своих детей. В руках у музы трагедии находятся театральная маска и меч, символизирующий кару за тщеславие.

Талия

Талия, следующая муза, – это покровительница комедии. Она ближе всех Мельпомене, хотя никогда не понимала ее безграничную веру в рок. Цицерон утверждал, что на этой почве музы часто ссорились. В руках у Талии находилась комедийная маска, и данный символ мог истолковываться как воплощение веселости, жизнелюбия или того, что жизнь человека лишь игра богов. Существует легенда, что в Талию влюбился сам Зевс, но «счастливица» знала характер Геры, поэтому предпочла скрываться от любви громовержца.

Евтерпа

Следующая муза - это вдохновение истинных поэтов. Евтерпа покровительствовала лирической поэзии и считалась самой утонченной, женственной среди своих сестер. Это муза слова, дара стихосложения. Ее стихи олимпийцы могли слушать часами под аккомпанементом арфы.

Эрато

Эрато отличалась веселостью и задорностью, ибо верила, что сердца истинных влюбленных не в силах разлучить даже царство Аида. Эта муза музыки, свадебной и любовной лирики на изображениях неизменно украшается розами – символами страсти. Однажды на одной из свадеб муза музыки заскучала. Она что-то сказала музыканту – и вмиг раздалась волшебная мелодия, заставившая присутствующих желать всегда быть вместе.

Терпсихора

Перед нами Терпсихора, муза танца, который раньше имел несколько иное значение, чем сейчас. Танец греки воспринимали как то, что должно выражать гармонию, абсолютное единение с культурой или природой. Изображали эту музы с лирой в руках.

Полигимния

Полигимния покровительствовала ораторам. Считалось, что стоит только произнести ее имя на ночь, и богиня спустится к просящему и поможет ему обрести дар голоса, способного достучаться до сердец слушателей.

Урания

Мудрейшая (за исключением Афины) из дочерей громовержца, Урания являлась покровительницей даже далеких от астрономии наук. Изображалась с глобусом и циркулем.

fb.ru

Музы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Музы (др.-греч. μοῦσα, мн.ч. μοῦσαι — «мыслящие») — богини в древнегреческой мифологии[1], дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины[2], либо дочери богини Гармонии[3], живущие на Парнасе — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική, подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV: 60).

Девять покровительниц-муз

Эпитеты муз

Старшие музы

Иногда говорят, что муз было три[10] (таково мнение Эфора[11]). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи[12]. Согласно Мимнерму, дочери Урана[13] и Геи[14]. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре[11].

Музы Алоадов

Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады[15]. У Аполлодора нет старших муз.

Дельфийская версия

По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф[19], три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:

Дочери Аполлона

По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида[20].

Списки муз по другим вариантам

Согласно Кратету, муз было восемь[11], по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря, про Мегакло).

Согласно Цецу

Цец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а ещё семь носили имена Гелика, Дия, Евника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа[23]. Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера.

Согласно Эпихарму

Согласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера[24].

Девять Пиерид

Девять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение синонима слова «Музы» — Пиериды.

От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис (Pieris) из семейства Вересковые.

Другие имена муз

Музы в литературе

Им посвящены XXV гимн Гомера и LXXVI орфический гимн. Им посвящена пьеса Софокла «Музы» (не дошло ни одной строки). Гимн «Музе» написал Месомед Критский (сохранились его ноты).

В астрономии

В честь муз назван астероид (600) Муза, открытый в 1906 году.

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.177-179, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.417-418
  2. ↑ Евмел, фр.16 Кинкель = Климент. Строматы VI 11, 1; Климент. Протрептик 31, 1, из Алкмана; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1 далее; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  3. ↑ Еврипид. Медея 832
  4. ↑ Овидий. Метаморфозы V 333
  5. ↑ Пиндар. Олимпийские песни X 96; Пиф. I 14; X 65; Еврипид. Медея 831
  6. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 4, 3
  7. ↑ Комментарий Н. Старостиной в кн. Вергилий. Собрание сочинений. СПб, 1994. С.423
  8. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 19, 5
  9. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.92
  10. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 2
  11. ↑ 1 2 3 Арнобий. Против язычников III 37
  12. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 4
  14. ↑ Схолии к Парфению Алкмана // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.80
  15. ↑ 1 2 Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  16. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2; Цицерон. О природе богов III 54
  17. ↑ Цицерон. О природе богов III 54; Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
  18. ↑ Орфика, фр.203 Керн
  19. ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 4, см. также примечания И. И. Ковалёвой в книге: Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С. 473
  20. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.194
  21. ↑ Цицерон. О природе богов III 54
  22. ↑ Мусей, фр.2 Керн = Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 1
  23. ↑ Цец. Комментарий к Гесиоду. Труды и дни 23 // Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  24. ↑ MUSES : Greek goddesses of music poetry & the arts; mythology; pictures : MOUSAI, MUSAE, MUSE
  25. ↑ 1 2 3 4 Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
  26. ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 7

См. также

Ссылки

wikipedia.green