Политическая сфера, ее задачи и характеристики. Какое значение имеет политическая сфера для общества


Политическая сфера, ее задачи и характеристики

 

Что такое общественные сферы жизни общества? Это определенная категория стабильных взаимоотношений между самыми разнообразными и всеобъемлющими социальными объединениями, группировками и субъектами. Каждая такая сфера является обширной, относительно самостоятельной, устойчивой подсистемой деятельности человека. Всякая подсистема (или сфера) включает в свой состав деятельность во всех ее видах, социальные институты, отношения между общностями или индивидуумами.

Политологи и философы выделяют четыре главных сферы жизни:

• Социальная, состоящая из разных групп и их отношений (нации, возрастные группы, классы и пр.).

• Экономическая, включающая производительные силы и производственные отношения.

• Духовная – группы людей и их отношения, позволяющие создавать предметы культуры, духовные памятники, ценности и т.п.

• Политическая сфера – это единство политических движений, партий, государства как такового.

Первоначальное значение слова «политика» – искусство управления.

Политическая сфера общества зародилась вместе с разделением труда, возникновением, появлением и развитием частной (индивидуальной) собственности. Она охватывает весь спектр взаимоотношений между любыми социальными группами или общностями (например, классами, конфессиями). Центр этого взаимодействия – отношение к государственной власти, а цель – завоевание, сохранение и использование в собственных интересах этой власти. Политическая сфера – это еще и институты власти, системы организаций, призванных так регулировать общественные отношения, чтобы они соответствовали интересам общества или правящего класса. Это само государство, его органы управления, всевозможные политические партии, разнообразные движения (политические и общественные), формальные и неформальные организации.

Некоторые современные философы и политологи считают, что, кроме всего вышеперечисленного, политическая сфера включает политическое сознание. Сюда же входят подобного рода отношения и действия.

Почему же возникла политическая сфера общества?

Потому, что коллективная деятельность по производству материальных благ не могла развиваться стихийно. В какой-то момент она потребовала координации усилий всех участников трудового процесса, развития управленческих начал. Также возникла необходимость регулировать отношения между множественными социальными объединениями (общностями), чтобы соблюсти их интересы, защитить целостность, наладить контакты с другими группами и создать необходимые институты.

Из всего вышесказанного следует, что политическая сфера отвечает за интеграцию всех составных частей общества, а так же непосредственно за существование, движение, функционирование единого общества как нераздельного организма.

Что характерно для политической сферы?

Прежде всего, наличие государства как первой, единственной организации, выступающей в разных формах, но имеющей место быть в разные исторические периоды.

Во-вторых, политическая сфера требует обязательного наличия партий как ячеек, отражающих интересы и мировоззрения определенных групп населения (классов). Они призваны регулировать общение с прочими классами, общностями.

В-третьих, любая политическая сфера имеет политические институты, движения, организации. Они так же, как политические партии, отражают взгляды конкретной части общества, но, в отличие от политиков, не стремятся проникнуть во власть. Тем не менее, именно такие объединения (движения) поднимают самые «наболевшие» вопросы, а также помогают контролировать государственные решения. По мнению некоторых политологов, именно общественные группы и движения служат не просто важной частью политической жизни, но главным механизмом развития государства.

Политическая сфера неразрывно связана с остальными подсистемами общества, во многом зависит от них, в свою очередь, влияя на изменение духовной, социальной, экономической областей.

 

fb.ru

Политическая сфера общества — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Управление означает воздействие на соответствующие формы дея­тельности людей с целью упорядочения, сохранения, совершенствования и раз­вития их структурных элементов. Управление позволяет, основываясь на законе, оказать содействие для достижения поставленной цели.

Самая большая организация управления — это государство.

Виды управления

Управление осуществляется в двух аспектах: стихийно (например, управление с помощью обычаев, привычек, рыночных отношений и др.) и путём обязательности самоуправления (например, в семейных отно­шениях). Последняя форма управления также делится на два вида. В первом обязательность в управлении обусловлена объективными потребностями общества или его определённых частей. Другой вид выражает то, что специально созданные организации осуществляют обязательность управления.

Политическая власть

Центральным звеном всякого управ­ления является власть. В общих рамках власти выделяется власть политическая, связанная с отношениями между большими социальными группами. Вместе с политической властью возникает соответствующая ей политическая сфера жизни общества. С этого времени все общественные явления непосредственно или опосредованно оцениваются политически. В центре политической сферы находится отношение к государственной власти. Государство — это продукт цивилизации, форма организации жизни народов и наций в соответствии с правом и законом.

С точки зрения современных социальных ценностей в сфере политики, осуществляющейся государственной властью, можно выделить два аспекта:

Государство и право

Государство и право связаны следующим образом:

Гражданское общество

см. Гражданское общество

Политические партии

С развитием государства в политической жизни общества возникает целая группа политических организаций, прежде всего, политических партий, зрелость которых определяется зрелостью демократии.

Политические партии — это группы, которые являясь авангардной частью населения, действуют ради достижения поставленной цели (например, для более полного участия в государственном управлении и т.д.).

Политические партии выражают интересы определённой части общества и преследуют цель участия в делах государства или, владея государством, проводят такие линии поведения, которые наиболее полно отвечают коренным потребностям их носителей. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Зачатки политических партий восходят к глубокой древности. В современном смысле партии возникли в XVII—XVIII вв. в Европе, где были связаны с социальными революциями, выражавшими народное представительство. В наше время в связи с втянутостью в политику широких народных масс роль партии во много раз возросла. Они превратились в один из основных субъектов политики и необходимых элементов демократических государств. Это отчётливо прослеживается в участии в выборах (выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, участие в работе избирательных комиссии и т.д.) в представительные органы государства. Государство тоже в свою очередь путём издания законов контролирует деятельность партий (определяются место и роль партий в политической системе, их организационное оформление, условия и порядок прекращения деятельности; предъявляются требования к их программам и идеологии; определяется их материально­-экономическая база и т.д.).

Партийная система

Партийная система — это понятие, выражающее количествен­ную и качественную характеристику партий и условия их работы. Партийная система обычно существует в виде многопартий­ности (при наличии демократии) и однопартийности (в тотали­тарных государствах).

Демократия (буквально — «власть народа») — это политиче­ская форма государственного управления. В отличие от других его форм, в обществе, где есть демократия, признаются верхо­венство закона, равенство граждан, проявление воли большин­ства через выборы, референдум и т.д.

На этой странице материал по темам: Вопросы к этой статье:

wikiwhat.ru

Политическая сфера жизни общества

Производство Политическая сфера жизни общества

просмотров - 173

Политические отношения в своей совокупности образуют по­литическую сферу жизни общества.Политическая сфера это совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе. Основными подсистемами политической сферы являются государство, политические партии, общественные организации (профсоюзы и т.п.), политические отношения, политическое сознание и т.п.

Государ­ство является основным звеном политической системы. Государство - это особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и населœение страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли. К характерным признакам государства относятся: территория, очерчивающая границы государства; суверенитет, проявляющийся в полномочиях верховной власти внутри страны и независимости на международной арене; наличие политической публичной власти, выступающей от имени народа и специального слоя профессионалов-управленцев; монополия на легальное применение силы; право на издание законов и других нормативных актов, обязательных к исполнению для всœех граждан страны.

Структурное разделœение власти на три подсистемы имеет в своей основе соответствующее разграничение функций: органы законодательной власти осуществляют функцию законодательства, разработку и принятие законов; исполнительная власть в центре и на местах имеет цель реализовать принятые законы; судебная власть осуществляет функцию судопроизводства.

Кроме отмеченных трех функций, которые имеют задачей обеспечение нормального функционирования государственной системы, государство имеет и ряд других. Их можно условно разделить на внутренние и внешние функции государства. Современное государство наделœено внутренними и внешними функциями. Внутренние функции сводятся к сохранению об­щественного порядка и существующей системы социальных отно­шений, в первую очередь, отношений экономических. К числу внутренних функций принадлежит функция экономическая: общее регулирование имущественных отношений, а также в оп­ределœенных пределах — общественного производства. Современные государства осуществляют социальную функцию, включающую помощь безработным и малоимущим, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, экологи­ческие мероприятия.

Внешняя функция государства сводится к обороне страны, защите ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами, а также в проведении геополитики, которая сводится к расширению «жизненного пространства», улучшению стратегии, позиций и географического положения, обеспечению доступа к источникам сырья и энергии.

Имеется ряд форм государства.Форма государстваэто организация, устройство и осуществление государственной власти. Она включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму государственного правления (монархия и республика), форму государственного устройства (унитарное, федеративное, конфедеративное), форму государственного (политического) режима (демократия, тоталитаризм, авторитаризм).

Политическая подсистема общества также включает в себя политические отношения, которыевыражают сущность политического режима и уровень связи между политическими субъектами; политические и правовые нормы, определяющие в политической и законодательной формах тенденции политической жизни общества; политическое сознание, проявляющееся в идеологических и социально-психологических характеристиках политической системы.

Рядом с понятием «государство» часто употребляется понятие «гражданское общество». Идея гражданского общества появилась в Новое время, в противовес всœевластию государства. В современной науке утвердилось понимание гражданского обществакаксферы самопроявления свободных граждан и добровольно сфор­мировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия "гражданское общество" и "государство" отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин. При этом для функционирования гражданского общества крайне важно наличие и иных предпосылок. Предпосылки гражданского общества:

· Экономические: частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция;

· Социальные: большой удельный вес в обществе средних слоев;

· Политико-правовые: юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита͵ децентрализация власти, политический плюрализм;

· Культурные: обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населœения, свобода совести.

Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социокультурном и полити­ко-культурном. На первом уровне граждане создают ас­социации или организации (частные, акционерные пред­приятия, профессиональные объединœения) для удовлет­ворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье; на втором — для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, в знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институтыкак семья, церковь, СМИ, творческие союзы; третий уровень составляют политико-культурные отношения», в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политичес­кой системы общества.

Духовная сфера жизни общества является важной стороной функционирования и развития общества. Именно в содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность, поскольку духовность присуща только человеку. К духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, а также и сами духовные ценности, духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. Вместе с тем, существенной стороной духовной жизни общества является также духовное потребление.

Центральным моментом духовной жизни людей выступает общественное сознание людей. Под общественным сознанием подразумевается совокупность философских, этических, эстетических, правовых, научных, экономических, религиозных и иных воззрений, взглядов, традиций, обычаев, нравов, так или иначе отражающих жизнь человеческого общества. Общественное сознание детерминируется, в конечном счете, общественным бытием, т. е. способом производства материальной жизни людей. С изменением способа производства происходит постепенное изменение общественного сознания. Но следует иметь в виду, что общественное сознание, как и любой социальный феномен, относительно автономно и имеет свою имманентную логику и закономерности развития.

Общественное сознание проявляется в разных формах. Существу­ют следующие формы общественного сознания: философское сознание, правовое сознание, политическое сознание, моральное сознание, эс­тетическое сознание и религиозное сознание. Οʜᴎ различаются по объекту отражения, по формам и способам отражения соответствующих сторон социальной действительности, а также по их роли и значению в жизни общества. При этом всœе формы общественного сознания взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, поскольку взаимодействуют всœе стороны жизни общества, которые в них непосредственно отражаются.

Читайте также

  • - Политическая сфера жизни общества

    Политические отношения в своей совокупности образуют по­литическую сферу жизни общества.Политическая сфера это совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе. Основными подсистемами... [читать подробенее]

  • - Политическая сфера жизни общества

    Экономическая сфера Тема № 13. Основные сферы жизни общества Перспективы современной цивилизации Проблемы и перспективы современной цивилизации Многовариантность развития человеческого общества. На развитие общества влияют различные факторы: -... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Политическая сфера общественной жизни

    Общество нуждается в управлении. Совокупность институтов уп­равления, взятая вместе с их функционированием, и составляет то, что принято называть политической сферой общества. Политика – это область социальной реальности, связанная с организацией, регулированием и контролем общественной жизни.

    Исследуя вопрос о сущности политической сферы, В. С. Барулин и Г. Г. Филиппов пришли к выводу, что главным признаком этой сферы является организация людей. «Именно организация общественных процессов, институтов и деятельности формирует ту реальную социальную силу, которая становится собственной, подлинной основой политической власти», – пишет Г. Г. Филиппов[1]. В. С. Барулин определяет организацию как «сознательно и целенаправленно создаваемый людьми институт для координирования, направления, руководства и т. д. какими-то общими делами, общими интересами»[2].

    Политика неразрывно связана с властными отношениями, властью над людьми. Такая связь вполне объяснима: даже для того, чтобы организовать жизнь небольшого коллектива, руководитель должен обладать возможностью воздействовать на людей, которыми ему поручено руководить. Когда граждане определенного государства не хотят, чтобы ими руководили таким образом, политические отношения в нем могут приобрести антагонистический характер. Такие периоды в обществе называют социальными революциями. К наиболее острым проявлениям политики относится война, которая возникает из-за вопроса о распределении власти между отдельными классами, этносами, государствами. Если же власть в государстве захватывается отдельным человеком или отдельной небольшой группой людей, то такое явление называют политическим переворотом.

    Таким образом, наличие в чьих-то действиях стремления к власти делает эти действия политическими. Например, действия какой-то социальной группы, направленные на проведение досрочных выборов президента страны, являются явно политическими в отличие, скажем, от демонстрации в защиту домашних животных, организованной той же группой. Однако политика и власть не идентичны. Политика шире власти, политические отношения не сводятся только к властным отношениям. Например, нынешние отношения между Россией и Бразилией можно называть политическими, хотя эти отношения не характеризуются через понятия «господство» и «подчинение».

    Политическая жизнь общества – сложный феномен, включающий в себя множество составляющих. Из них, если исходить из их важности для понимания особенностей этой сферы жизни, можно выделить пять: субъект политики, политическая структура, объекты политики, орудия политики, политическое сознание. Рассмотрим их более подробно.

    Субъекты политики – это носители политической деятельности. Можно выделить два взаимосвязанных субъекта политики: политические институты и политические деятели. К политическим институтам относятся организации и учреждения, связанные с регулированием общественной жизни. Важнейшим среди них является государство – главный носитель политической власти. Известный исследователь общества М. Вебер связал функционирование этого института с наличием отношения господства людей над людьми, опирающегося на легитимное (узаконенное) насилие как средство управления[3].

    Другим важным политическим институтом является политическая партия. По своему происхождению это наиболее активная и организованная часть класса либо другой социальной общности, выражающая и защищающая его интересы. Однако в 1980-х годах стали появляться партии, не имеющие ясно очерченной классовой основы. Они стали возникать на базе каких-либо социальных движений и по своей структуре отличаются от партий классического типа. Например, партия «зеленых» в ФРГ возникла на базе экологического движения. Она не имеет постоянного партийного лидера, общей программы, нет в ней и оформленного постоянного членства. С учетом существования подобных объединений политическая партия может быть определена как «организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении»[4]. Правящая политическая партия играет значительную роль в разработке экономического и политического курса страны, в формировании правительства, законодательных, исполнительных и судебных органов.

    Наряду с государством и политическими партиями существуют и такие политические институты, для которых вопросы, связанные с завоеванием или укреплением власти, не являются первостепенными. Эти вопросы они решают обычно лишь в контексте тех проблем, которые объявляются приоритетными в их программах и уставах. К таким институтам относятся профсоюзы, пацифистские движения, экономические союзы и т. п. Задачи, решаемые ими, прямо или косвенно затрагивают интересы государства, политических партий или отдельных руководителей, но не связаны явно с намерением захватить власть или укрепить ее. Например, действия профсоюзов, направленные на увеличение заработной платы и пенсий, в условиях экономического кризиса могут привести к отставке правительства.

    Другим субъектом политики являютсяполитические деятели. Среди них следует выделить политических лидеров. В политологии принято говорить о трех типах лидеров, различающихся по характеру и масштабам деятельности: а) лидеров малых групп; б) лидеров общественных движений (организаций, партий и т. п.), не занимающих ключевых позиций в государстве; в) лидеров государственного уровня власти (короли, президенты, спикеры и т. п.). Следует оговориться, что одно и то же лицо может выполнять роль и лидера малой группы, и лидера государственного уровня. Например, президент страны может быть членом небольшой группы единомышленников, с которыми он в неформальной обстановке обсуждает важнейшие проблемы, влияющие на судьбу страны. К особому типу лидеров относятся вожди. Свойственный патриархально-родовым и раннефеодальным обществам, этот тип лидерства находит место и в современном мире. Как правило, он возникает в авторитарных обществах и государствах с тоталитарным режимом.

    К политическим деятелям, видимо, следует относить и ведущих политических обозревателей, руководителей идеологических служб, крупных политологических и социологических центров, играющих заметную роль в формировании общественного мнения и распространении политических идей.

    Политические институты и политические деятели являются основными элементами политической системы общества. Термин «политическая система» в литературе употребляется в разных смыслах. В отечественных источниках обычно в содержание этого понятия включают лишь политические институты – государство, политические партии и такие «полуполитические» организации, как профсоюзы, комсомол и т. п. Любой человек, знакомый с понятием «система», скажет, что это однобокое понимание этого термина. Действительно, система есть единство элементов и структуры. Элементы сами по себе еще не есть система. Тридцать солдат не являются взводом, если отсутствует соответствующая взводу их организация в единое войсковое подразделение. Для того, чтобы создать из элементов систему, нужна структура. Под структурой в теории систем принято понимать способ организации элементов. Таким образом, под политической структурой следует понимать способ организации субъектов политики в определенную целостность, функционирующую по заданным правилам («правилам политической игры», представляющим нормы политической жизни). Иногда крупные изменения в политической жизни связаны только структурными перестановками. Например, в политической жизни России произошли бы сейчас заметные изменения, если бы президент страны подчинялся парламенту (например, избирался бы парламентом).

    Субъект политики предполагает наличие объекта политики. Объектами политики являются те фрагменты реальности, на которые направлена деятельность субъектов политики. Чаще всего в качестве объекта политики выступают те или иные элементы социальной реальности (этносы, религиозные объединения, социальные группы, рынки сбыта, отдельные личности и т. п.). Но объектом политики могут быть и природные феномены – нефть, земля, участки водной поверхности, охотничьи угодья и т. п.

    Для повышения эффекта воздействия на объект субъект политики нередко использует орудия политики. К ним относятся средства, используемые для реализации политического решения. Чаще всего в качестве орудий политики выступают армия, специальные службы, дипломатический корпус, средства массовой информации, религиозные и этнические организации, политические партии и движения, отдельные личности.

    Наконец, анализ политической жизни общества был бы неполным, если бы мы не рассмотрели такой важный ее компонент, как политическое сознание. Оно включает в себя знания и чувства граждан, имеющие отношение к деятельности тех институтов и людей, которые ответственны за организацию жизни в обществе. Для определения уровня развития политического сознания, его качественного своеобразия применяют термин «политическая культура». Степень развития политической культуры является важнейшим фактором политической стабильности. Характер большинства конфликтов с большими человеческими жертвами в некоторых районах планеты во многом определяется низким уровнем политической культуры организаторов и участников политических акций. Разность политической культуры прибалтийских и среднеазиатских народов очень сильно повлияла на ход событий в Прибалтике и государствах Средней Азии после распада СССР.

    Политическая жизнь общества тесно связана с его материально-производственной сферой. Характер политической структуры, тип государства, отношения между классами и другими социальными общностями во многом определяются экономикой. Политика в основном детерминирована экономическими интересами ее субъектов. Экономика выступает по отношению к политике ее материальной основой. Бедное государство вынуждено принимать иные политические решения, чем богатое. Партии, обладающие большими материальными возможностями, имеют больше шансов победить на выборах, чем те, кто не имеет денег даже на рекламу.

    [1] Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985. С. 54.

    [2] Барулин В. С. Социальная философия. М., 1993. С. 133.

    [3] Вебер М. Избранные произведения. М., 1991. С. 646.

    [4] Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 245.

    magref.ru