Распад Советского Союза. Когда официально был признан роспуск ссср


45. Распад ссср. Причины и последствия.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

· политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).

1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности.

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик.

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие — на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле — августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.

Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения.

Нерешительность членов ГКЧП, раскол в войсках, сопротивление населения больших городов (Москвы, Ленинграда и др.), поддержка, оказанная Президенту РСФСР Ельцину рядом правительств стран мира, и пр. обусловили неудачу попытки восстановить порядок в стране.

Вернувшийся 22 августа в Москву Горбачев утратил политическую инициативу, влияние и власть. После августовских событий процесс распада СССР и ликвидации институтов центральной власти ускорился.

Был распущен ЦК КПСС, деятельность партии приостановлена, а затем запрещена Президентом России. Резко сокращена компетенция КГБ за счет изъятия у него ряда функций и управлений. Произошли существенные кадровые изменения в структурах власти и руководстве средствами массовой информации.

Вслед за провалом путча восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные прибалтийские независимые государства в сентябре были признаны СССР.

Стремясь сохранить Центр, Президент СССР предложил республикам новый вариант союзного договора. Но союз уже окончательно распался.

В декабре Президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что Советский Союз более не существует и что ими образовано Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза (Беловежское соглашение). Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

studfiles.net

Распад СССР - Внутренняя политика - История СССР - Каталог статей

В конце 1991 Советский Союз, одна из двух крупнейших держав в мире прекратила свое существование. Что же привело к распаду СССР? Как происходили эти события, не столь далекие, но оказавшие огромное влияние на дальнейший ход истории человечества.

Причины распада СССР

Разумеется, столь крупная держава не могла развалиться просто так. Причин распада СССР было множество. Главной из них было сильнейшее недовольство подавляющей части населения существующим режимом. Недовольство это носило социально-экономический характер. В социальном плане люди хотели свободы: горбачевская перестройка, вызвавшая поначалу ожидания перемен, надежд народа не оправдала. Новые лозунги и идеи, новые вожди, более смелые и радикальные (по крайней мере, на словах), находили в людских сердцах гораздо больший отклик, нежели действия существовавшей власти. В экономическом плане накопилась чудовищная усталость от постоянного дефицита, очередей, от сознания того, что там, в далеком капиталистическом западе люди живут гораздо лучше. В то время мало кто следил за ценами на нефть, обрушение которых явилось одной из причин катастрофы в экономике. Казалось – изменить строй и все станет хорошо. Кроме того, Советский Союз был государством многонациональным и в момент кризиса национальные настроения (как и межнациональные противоречия) проявились особенно ярко. Но и еще одной немаловажной причиной распада СССР стало властолюбие новых лидеров. Распад страны и образование нескольких новых позволял им удовлетворить свои амбиции, а потому они использовали народное недовольство и разрывали Советский Союз на куски. Общественным сознанием довольно легко манипулировать, когда люди злы. Народ сам шел на улицы митинговать и не воспользоваться этим новые властолюбцы, конечно, не могли. Однако вступая в область догадок, можно предположить, что причинами, приведшими к распаду СССР, активно постарались воспользоваться другие страны. В отличие от современных «оранжево-розовых» революций развал Советского Союза не был обусловлен их политическими «технологиями», но старались урвать себе всяческие преимущества, различными способами поддерживая определенных личностей из числа «новых лидеров».

Падение коммунистических режимов

Михаил Сергеевич Горбачев, затеявший перестройку, ввел в обиход такие понятия как «гласность», «демократия». Кроме того, он пошел на резкое сближение с нашими бывшими врагами: странами Запада. Внешняя политика СССР в корне изменилась: «новое мышление» требовало качественных изменений. Был проведен ряд дружественных встреч с президентом Соединенных Штатов Америки Рональдом Рейганом. Стремясь приобрести репутацию демократического лидера, Михаил Горбачев вел себя на мировой арене иначе, нежели его предшественники. Почувствовав слабину, «наши новые друзья» резко активизировались в странах Варшавского договора и начали применять тактику смещения неугодных режимов изнутри, которую они потом многократно применяли, и которая впоследствии получила название «цветных революций». Большую поддержку получала прозападная оппозиция, но главное - народам активно внушалась мысль, что нынешние лидеры виноваты во всех грехах и что «движение к демократии» принесет людям свободу и процветание. Подобная пропаганда в итоге привела не только к падению коммунистических режимов в восточной Европе, но и к распаду СССР: сам того не осознавая, Горбачев рубил сук, на котором сидел. Первой взбунтовалась Польша, затем Венгрия, следом за нею  - Чехословакия и Болгария. Переход от коммунизма в этих стран прошел мирно, а вот в Румынии Чаушеску решил подавить восстание силой. Но времена изменились: войска перешли на сторону митингующих, а коммунистический лидер был расстрелян. В череде этих событий особняком стоят падение Берлинской стены и объединение двух Германий. Разделение бывшей фашисткой державы было одним из результатов Великой Отечественной войны и для объединения их недостаточно было просто воли народа, согласие Советского Союза являлось необходимым условием. Впоследствии, уже после распада СССР, Михаил Горбачев, давший согласие на воссоединение Германии утверждал, что в обмен получил обещание от стран запада о невступлении стран бывшего Варшавского договора в НАТО, однако юридически это никак оформлено не было. Поэтому наши «друзья» отвергли факт такого соглашения. Это лишь один из примеров многочисленных ошибок советской дипломатии в период распада СССР. Падение коммунистических режимов в 1989 году стало прообразом того, что меньше чем через год начнет происходить в самом Советском Союзе.

Парад суверенитетов

Почувствовав слабину режима, лидеры на местах, потакая либеральным и националистическим настроениям в народе (возможно даже,  поощряя их) стали прибирать все больше власти в свои руки и объявлять о суверенитете своих территорий. Пока еще это не приводило к распаду Советского Союза, все сильнее подтачивало его, как вредители постепенно превращают изнутри дерево в труху пока оно не рухнет. Доверие и уважение населения к центральному правительству падало, вслед за декларациями о суверенитете объявлялось о приоритете местных законов над федеральными, сокращалось поступление налогов в союзный бюджет, поскольку местные лидеры оставляли их себе. Все это стало сильным ударом по экономике СССР, которая была плановой, а не рыночной и во многом зависела от четкого взаимодействия территорий в области транспорта, промышленности и т.д. А сейчас во многих сферах ситуация все больше напоминала басню о лебеде, раке и щуке, что все сильнее ослабляло и без того слабую экономику страны. Это неизбежно сказывалось на людях, которые винили во всем коммунистов и которым все больше и больше хотелось перехода к капитализму. Парад суверенитетов начала Нахичеванская АССР, затем ее примеру последовали Литва и Грузия. В 1990 и 1991 годах о своем суверенитете объявили все союзные республики, включая РСФСР и часть автономных республик. Для руководителей слово «суверенитет» было синонимом слову «власть», для простых людей - слову «свобода». Свержение коммунистического режима и распад СССР приближались…

Референдум о сохранении СССР

Была предпринята попытка сохранения Советского Союза. Чтобы опереться на широкие слои населения власти предлагали народу придать прежнему государству обновленный вид. Они соблазняли людей обещаниями, что Советский Союз в «новой упаковке» будет лучше старого и провели референдум о сохранении СССР в обновленном виде, который состоялся в марте 1991 года. Три четверти (76%) населения высказалось за сохранение государства, что должно было остановить распад СССР, началась подготовка проекта нового Союзного Договора, был введен пост Президента СССР, которым, естественно, стал Михаил Горбачев. Но когда это мнение народа всерьез учитывалось в больших играх? Хотя Союз не распался, а референдум был всесоюзным, некоторые местные «цари» (а именно – грузинский, армянский, молдавский и три прибалтийских) голосование в своих республиках саботировали.  А в РСФСР 12 июня 1991 года состоялись выборы Президента России, которые выиграл Борис Ельцин, один из противников Горбачева.     

Августовский путч 1991 года и ГКЧП

Однако советские партийные функционеры не собирались сидеть, сложа руки, и наблюдать за распадом СССР, а, следовательно, и лишением их власти.  Пользуясь отсутствием Горбачева, который был на отдыхе в Фаросе, в Крыму (кстати, о том, знал или не знал, участвовал или не участвовал в путче сам Президент СССР существуют разные мнения), они устроили государственный переворот с объявленной целью сохранения единства Советского Союза. Впоследствии он получил название августовского путча. Заговорщики создали Государственный комитет по чрезвычайному положению, а во главе СССР поставили Геннадия Янаева. В памяти советских людей августовский путч запомнился прежде всего круглосуточным показом «Лебединого озера» по ТВ, а также невиданным доселе народным единством в деле свержения «новой власти». У путчистов не было шансов. Их успех ассоциировался  с возвратом к прежним временам, поэтому протестные настроения были слишком сильны. Возглавил сопротивление Борис Ельцин. Это был его звездный час. В три дня ГКЧП был свергнут, а законный Президент страны освобожден. Страна ликовала. Но не таков человек был Ельцин, чтобы таскать для Горбачева каштаны из огня. Постепенно он забирал все больше и больше полномочий. Да и другие лидеры видели явное ослабление центральной власти. До конца года все республики (кроме Российской Федерации) заявили о своей независимости и о выходе из состава Советского Союза. Распад СССР был неизбежен. 

Беловежские соглашения

В декабре того же года состоялась встреча Ельцина, Кравчука и Шушкевича (на тот момент – Президентов России, Украины и Председателя Верховного Совета Белоруссии), на которой было заявлено о ликвидации Советского Союза и принято решение о создании Союза Независимых Государств (СНГ). Это был сильный удар. Горбачев возмущался, но поделать ничего уже не мог. 21 декабря, в столице Казахстана Алма-Ате к СНГ присоединились все остальные союзные республики, кроме прибалтийских и Грузии.

Дата распада СССР

25 декабря 1991 года оставшийся не у дел Горбачев заявил о сложении с себя президентских полномочий «по принципиальным соображениям» (а что еще ему оставалось?) и передал Ельцину управление «ядерным чемоданчиком». На следующий день, 26 декабря верхняя палата Верховного Совета СССР приняла декларацию № 142-Н, в которой говорилось о прекращении существования государства Союз Советских Социалистических Республик. Кроме того, был ликвидирован ряд управленческих учреждений бывшего Советского Союза. Именно этот день юридически считается датой распада СССР.

Так произошла ликвидация одной из крупнейших и могущественных держав в истории, обусловленная как «помощью западных друзей», так и внутренней недееспособностью существовавшего советского строя.

rhistory.ucoz.ru

8 декабря 1991. Беловежские соглашения и роспуск СССР

24 августа 1991 года Верховная рада УССР за поддержку мятежа временно прекратила деятельность КПУ и в тот же день единогласно приняла Акт провозглашения независимости Украины. Народ Украины продемонстрировал всему миру своё стремление к свободе и собственной государственности. Украина как демократическое государство стала на путь цивилизованного развития. День провозглашения Акта независимости Украины отмечается как государственный праздник – День Независимости.

В постановлении Верховной рады «О провозглашении независимости Украины» было решено 1 декабря 1991 года провести республиканский референдум на подтверждение Акта провозглашения независимости. В соответствии с этим Актом Верховная рада приняла Постановление «О воинских формированиях на Украине», которым подчиняла себе все войска, дислоцированные на территории республики. Постановление предусматривало создание Министерства обороны Украины и Вооружённых сил республики.

Одновременно началось расследование деятельности органов КПСС и КПУ на территории Украины во время переворота. Провозглашение независимости усилило сепаратистские тенденции в отдельных регионах Украины, в частности развернулось движение за присоединение к России полуострова Крым или даже предоставления ему статуса полной независимости. Это движение активно поддерживала в Крыму запрещённая компартия Украины. Сепаратистские объединения Одессы, Николаева и Херсона выступили с идеей образования на Юге Украины так называемой Новороссии. О необходимости возрождения искусственно образованной в 1918 году Донецко-Криворожской республики заговорили в Донбассе.

Тем не менее и при таких обстоятельствах Верховная рада отказалась от подписания союзного договора и назначила на 1 декабря 1991 года Всеукраинский референдум.

На вопрос в бюллетене для голосования на референдуме: «Подтверждаете ли Вы „Акт провозглашения независимости Украины"?» 90,32% избирателей ответили: «Да, подтверждаю». В Крыму в голосовании приняли участие 67,5 % граждан и 54,1 % из них поддержали идею независимости Украины. Одновременно со Всеукраинским референдумом впервые в истории украинского народа всенародно избирался на альтернативной основе Президент Украины. Были выдвинуты шесть кандидатов, которые стали выразителями идей разных политических партий и движений. По результатам выборов, которые прошли 1 декабря 1991 года, первым президентом после провозглашения независимости Украины стал Леонид Кравчук.

5 декабря 1991 года Верховная рада приняла обращение к парламентам народам мира, где отмечалась недействительность договора 1922 года об образовании СССР относительно Украины.

8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще (Беларусь) Президент России Б. Ельцин, Президент Украины Л. Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С. Шушкевич подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

spec.pnp.ru

Распад Советского Союза

Устранение КПСС из системы управления страной

В марте 1990 г. III Съезд народных депутатов отменил ст. 6 Конституции СССР и избрал М. С. Горбачева Президентом СССР, однако без всенародных выборов этот пост был лишен необходимой легитимности.

В условиях все более обостряющегося системного кризиса, поразившего и КПСС, номенклатура предпринимала лихорадочные усилия по обеспечению в будущем контроля за бывшей государственной собственностью. Реформы М. С. Горбачева и возвращение к якобы более демократическим формам парламентаризма носили поверхностный, почти неуправляемый характер, что вело к ослаблению связей между республиками, ослаблению государственности, развитию национально-сепаратистского движения.

В 1989 г. оппозиционная консервативному большинству Верховного Совета СССР Межрегиональная депутатская группа активно лоббировала необходимость учреждения поста президента страны.

Начало 1990 г. ознаменовалось процессом формирования многопартийной системы. В январе 1990 г. в самой монолитной прежде КПСС возникла оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали покидать ряды партии. В то же время начали формироваться новые партии: Республиканская, Демократическая, Конституционно-Демократическая, Либерально-Демократическая и др., также появились многочисленные политические группы различного характера и политической ориентации (например, движение «синих», позиционировавшееся в спектре консервативно-демократических традиций). Наряду с этим активизировалась деятельность существовавших организаций – профсоюзов, трудовых коллективов, советов предприятий и т.п., в целом разделявших идеи центра. КПСС стремительно теряла монополию на власть.

Учитывая складывающуюся обстановку, М. С. Горбачев и его окружение предприняли опережающие действия. Партийные реформаторы при этом пытались не допустить, несмотря на давление общественности, кардинальных изменений структуры государственной власти. Но стремление к решению двух альтернативных задач – демократической модернизации структуры государственной власти и сохранения партийной монополии на нее – неизбежно были обречены на неудачу.

В повестку III Съезда народных депутатов СССР (срочно созван в марте 1990 г.), в соответствии с решением состоявшегося накануне Пленума ЦК КПСС, был внесен «в порядке законодательной инициативы» проект закона СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы». Одновременно с отменой ст. 6 Конституции в докладе от КПСС А. И. Лукьянов предложил изменить форму государственного управления, учредив пост Президента.

Комитет конституционного надзора обосновывал необходимость института президентства тем, что лозунг «Вся власть Советам!» противоречит идее разделения властей, ведет к диктатуре. Другие делегаты смену курса реформы (от власти Советов к власти президента, от народовластия к единовластию) обосновывали двумя аргументами: во-первых, срочной необходимостью стабилизации внутриполитического положения в стране; во-вторых, усилением личной ответственности за проводимые преобразования.

В результате Съезд 14 марта 1990 г. принял закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР».

Закон позиционировал президента как главу государства, отстранял Верховный Совет СССР от распорядительных функций, сохранив за ним лишь законодательные и контрольные. Высшие органы советской власти (Съезд и Верховный Совет СССР) могли контролировать его работу лишь в форме заслушивания ежегодных докладов о положении страны. Закон интегрировал президента в структуру исполнительной власти, замкнув на него большую часть деятельности Совета Министров.

Президент не мог быть народным депутатом и избирался непосредственно избирателями, но на Съезде предложения провести всенародные выборы президента были отклонены, а попытки провести выборы на альтернативной основе были блокированы. В итоге, «в порядке исключения», М. С. Горбачев был избран первым Президентом СССР народными депутатами СССР в нарушение ими же принятого закона.

В дальнейшем президентские полномочия продолжали расширяться 24 сентября 1990 г. через Верховный Совет СССР был проведен закон «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны». Он наделил президента правом законотворчества по вопросам, относящимся к компетенции Верховного Совета СССР, хотя и с оговоркой, что это право дано на полтора года.

IV Съезд народных депутатов СССР 26 декабря 1990 г. упразднил Совет Министров СССР. Взамен был учрежден Кабинет министров в качестве исполнительного и распорядительного органа. Он формировался президентом и подчинялся непосредственно ему.

Одновременно формировались бюрократические структуры президентской системы правления: был учрежден пост вице-президента СССР, созданы Высшая государственная инспекция, подчиненная президенту, Совет Безопасности при президенте, Совет Федерации, который из совещательного органа при президенте становился самостоятельным (под руководством президента). В его функции входил контроль деятельности высших органов государственного управления Союза и республик. Для выполнения отдельных поручений и замещения Президента СССР в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей союзный Съезд учредил пост вице-президента, на который, по настоянию М. С. Горбачева, был избран Г. И. Янаев.

Таким образом, Президент СССР (бывший одновременно Генеральным секретарем ЦК КПСС) выводился из-под контроля партии. Ее Политбюро и ЦК были сразу практически отстранены от участия в выработке решений. Упразднение номенклатуры вместе с лишением КПСС правовых оснований для влияния на кадровую политику освободило от контроля партии республиканские и местные партийные элиты, что привело, в свою очередь, к проявлению сепаратистских тенденций. Государственный аппарат СССР превращался в сложный конгломерат групп и кланов с противоречивыми интересами.

Неэффективность работы госаппарата стала не только поводом для резкой критики, но и дополнительным стимулом к развертыванию «парада суверенитетов».

Таким образом, появление многопартийности, создание института Президента, наделение его большими управленческими полномочиями и выведение его из-под контроля КПСС привело к потере коммунистической партией монополии на государственную власть.

Государственное управление после августа 1991 года

Правовые предпосылки развала Советского Союза закладывались в 1990 г. Первые изменения в экономическую систему общества были внесены законом от 14 марта 1990 г., которым собственность граждан была поставлена на первое место. Закон закрепил новые формы коллективной собственности – арендную, акционерную, что в совокупности позволило легализовать «теневую экономику».

Одновременно формировалась правовая база разрушения общесоюзной системы отношений собственности. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Теперь земля была признана как «неотъемлемое достояние народов, проживающих на данной территории».

Важные изменения внес закон 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Было введено понятие «коммунальная собственность» и определено, что экономическую основу местных Советов составляют природные ресурсы (земля, вода, лес и пр.) и собственность, служащая источником получения доходов, предприятия и другие объекты, находящиеся на территории Совета.

Это было значительным шагом в разделе общенародной собственности и экономической основой децентрализации государственной власти.

В 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР, на которых победили радикальные демократы. С этого времени высший орган власти республики – основы СССР – оказывал безоговорочную поддержку всем актам обособления союзных республик. После этого процесс «суверенизации» для СССР стал необратимым, а для РСФСР зародилась угроза государственной целостности.

IV Съезд народных депутатов РСФСР (21–25 мая 1991 г.) принял закон «О Президенте РСФСР». В законе было закреплено положение – «Президент – глава исполнительной власти». Он имел право назначать членов правительства, чем было заложено принципиальное противоречие между двумя конституционно высшими органами государственной власти в России – съездом и президентом. Это противоречие в дальнейшем усугубило конституционный кризис в РСФСР, связанный с суверенизацией автономий. Вместе с тем Съезд усилил позицию главы России на переговорах по реформированию СССР.

В июне 1991 г., в соответствии с принятыми дополнениями к Конституции РСФСР, в Республике состоялись выборы первого Президента России. Им стал Борис Николаевич Ельцин (1991–1999 гг.).

На посту Президента РФ Б. Н. Ельцин возглавил стратегию на раздел Советского Союза высшей партийной номенклатурой. Драматические события августа 1991 г. кардинально изменили ход событий.

19 августа 1991 г. с целью восстановить управляемость страны, предотвратить дальнейший развал СССР, остановить сепаратизм республик, прежде всего России, часть союзного руководства сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г. И. Янаева.

Президент и Парламент РСФСР в условиях нерешительных действий ГКЧП сумели сразу поставить ситуацию в Москве под свой контроль. Президент России издал ряд указов, которыми в нарушение Конституции переподчинил России все силовые структуры Союза (Указ №61), а себя объявил командующим вооруженными силами СССР на территории РСФСР (Указ №64). В итоге 21 августа члены ГКЧП были арестованы.

Процесс распада СССР приобретает необратимый характер. Сразу же начался новый этап перераспределения собственности: во внесудебном порядке была запрещена и лишена всей собственности КПСС, предприняты многочисленные попытки захвата собственности общественных организаций, вузов, редакций газет и т.п.). Антиэтатизм достиг особого накала: пресса и демократические идеологи развернули активную кампанию на «добивание» Центра (ставился уже вопрос и о расчленении РСФСР).

Руководители трех республик (Президент России Б. Н. Ельцин, Президент Украины Л. М. Кравчук, Председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич) форсировали разрушение СССР. Они 8 декабря 1991 г. в местечке Беловежская пуща под Минском тайно подписали соглашение о ликвидации СССР («с целью сохранения единства»), заявив о прекращении существования СССР как геополитической реальности и субъекта международного права и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власти и управления. 12 декабря 1991 г. Верховный Совет России ратифицировал «Беловежское соглашение».

Последствия распада СССР

Происходит активная реорганизация системы высших органов власти и управления РФ. Изменениями в Конституции Российской Федерации от 9 и 10 декабря 1992 г. система государственной власти приближалась к парламентской форме и основывалась на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом полномочия высшего законодательного и представительного органа власти в лице Съезда народных депутатов Российской Федерации и формируемого им Верховного Совета Российской Федерации являлись доминирующими в системе государственного управления.

Однако после распада СССР стало очевидно, что попытки приспособить старый Основной Закон к реалиям суверенного государства бесперспективны. В силу этого, начиная с 1990 г. Конституционной комиссией Верховного Совета РСФСР разрабатывался проект новой Конституции, а весной 1993 г. появляется президентский вариант. К форсированию изменения конституционного строя Б. Н. Ельцина подталкивали прежде всего реформаторы новой либеральной волны (Е. Т. Гайдар и др.).

Младореформаторы сумели провести свой вариант экономических реформ методом «шоковой терапии», с помощью которого они намеревались решить задачи быстрого перевода экономики в рыночный режим и обеспечить ее устойчивый рост. Главная государственная цель «шокового варианта» – кардинальное изменение системы отношений собственности, создание экономической базы под новое капиталистическое (рыночное) общество на основе сформированного слоя частных собственников. А для этого им требовалась легализация частной собственности, т.е. изменение конституционного строя.

В условиях «шоковой терапии» стал развиваться конфликт между Верховным Советом и Президентом. Он приобрел форму «войны законов», когда практически ни один законодательный акт, ни одно распоряжение обеих ветвей власти не выполнялось. Эти разногласия привели в конечном итоге к блокаде «Белого дома». В Москве происходили вооруженные столкновения: захват мэрии, телецентра. 4 октября 1993 года здание Верховного Совета было обстреляно из танковых орудий и захвачено войсками специального назначения. Короткий период двоевластия закончился победой пропрезидентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации государственной системы Советов.

Таким образом, события 1991–1993 гг. имели решающее значение и для будущего самого СССР, и для положения Советов.

Во-первых, выступление лидеров ГКЧП стало катализатором и уникальным поводом для республиканских элит для разрушения Советского союза и возведения антикоммунизма в ранг государственной политики теперь уже ив наши дни.

Во-вторых, внутри РСФСР события августа 1991 года привели к резкому усилению института президентской власти, что в последующие два года имело для всей системы Советов самые серьезные последствия, в конечном счете, приведшие, сначала к противостоянию двух структур власти, а затем к ликвидации одной из них. Ситуация вокруг «августовского путча» привела к мощнейшей встряске всей системы власти, приведя к значительным кадровым перестановкам и даже смене элит во многих регионах. В 1993 году период двоевластия Верховного Совета и Президента закончился победой пропрезидентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации государственной системы Советов.



biofile.ru

распад СССР

Распад СССР — процессы, происходившие в общественно-политической жизни и экономике Советского Союза во второй половине 80-х — начале 90-х годов XX века, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года и образование на его месте независимых государств.

С 1985 года Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв и его сторонники начали политику перестройки. Попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране. На политической арене этот кризис выразился как противостояние Президента СССР Горбачёва и Президента РСФСР Ельцина. Ельцин активно пропагандировал лозунг о необходимости суверенитета РСФСР.

Общий кризис

Распад СССР происходил на фоне начала общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением).

В период 1989—1991 доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов.

С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью).

Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году. В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса (9 декабря 1990), в Чехословакии — бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а президент Чаушеску вместе с женой расстрелян по приговору трибунала. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния.

На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов.

Первым проявлением напряжённости в период перестройки стали события в Казахстане. 16 декабря 1986 г. в Алма-Ате состоялась демонстрация протеста после того, как Москва пыталась навязать на пост первого секретаря ЦК КП КазССР своего ставленника Колбина В. Г., работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС и не имевшего к Казахстану никакого отношения. Эта демонстрация была подавлена внутренними войсками. Некоторые её участники «пропали без вести», либо попали в тюремное заключение. Эти события известны под названием «Желтоксан».

Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт. Происходят массовые погромы как армян, так и азербайджанцев. В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В апреле 1991 между двумя советскими республиками фактически начинается война.

В 1990 происходят беспорядки в Ферганской долине, особенностью которой является смешение нескольких среднеазиатских национальностей. Решение о реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму — между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии — между осетинами и вернувшимися ингушами.

7 февраля 1990 ЦК КПСС объявил об ослаблении монополии на власть, в течении нескольких недель прошли первые конкурентные выборы. В течение 1990—1991 произошёл т. н. «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (в том числе РСФСР одной из первых) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.

Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 в ответ на бакинские события, была Нахичеванская АССР. До массового обвала СССР в результате действий ГКЧП объявили о независимости две союзные республики (Литва и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый Союз и переходе к независимости — ещё четыре (Эстония, Латвия, Молдавия, Армения).

Сразу после событий ГКЧП независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных вне России, часть из которых позже стали т. н. непризнанными государствами.

Отделение Литвы.

3 июня 1988 в Литве было основано движение за независимость Саюдис. В январе 1990 визит Горбачёва в Вильнюс вызвал демонстрацию сторонников независимости численностью до 250 тыс. чел.

11 марта 1990 Верховный Совет Литвы во главе с Витаутасом Ландсбергисом провозгласил независимость. Таким образом, Литва стала первой из союзных республик, объявившей независимость, и одной из двух, которые сделали это до событий ГКЧП. Независимость Литвы не была признана центральным правительством СССР и почти всеми другими странами. Советским правительством была начата экономическая блокада Литвы, а позже были применены войска.

Отделение Эстонии.

В 1988 образован Народный Фронт Эстонии, провозгласивший целью восстановление независимости. В июне 1988 в Таллине происходит т. н. «поющая революция» — на традиционном фестивале на Певческом поле принимают участие до ста тыс. чел. 23 марта 1990 Компартия Эстонии выходит из состава КПСС.

30 марта 1990 Верховный Совет Эстонии провозгласил вхождение в СССР в 1940 году незаконным, и начал процесс преобразования Эстонии в независимое государство.

Отделение Латвии.

В Латвии в период 1988—1990 происходит усиление Народного Фронта Латвии, выступающего за независимость, нарастает борьба с Интерфронтом, выступающим за сохранение членства в СССР.

4 мая 1990 Верховный Совет Латвии провозглашает переход к независимости. 3 марта 1991 требование подкреплено референдумом.

Особенностью отделения Латвии и Эстонии является то, что, в отличие от Литвы и Грузии, до полного распада СССР они объявляли не независимость, а «мягкий» «переходный процесс» к ней, а также то, что, в целях обретения контроля на своей территории в условиях сравнительно небольшого относительного большинства титульного населения, республиканское гражданство было предоставлено только лицам, проживавшим в этих республиках на момент их присоединения к СССР, и их потомкам.

Центральное союзное правительство предприняло силовые попытки пресечения достижения независимости прибалтийскими республиками. 13 января 1991 отряд спецназа и группа «Альфа» взяли штурмом телебашню в Вильнюсе и остановили республиканское телевещание. 11 марта 1991 образован Комитет национального спасения Литвы, введены войска. Один из самых известных лиц демократического движения того времени — петербургский журналист Александр Невзоров, ведущий популярную передачу «600 секунд», освещает события в Вильнюсе, одобряя действия спецназа, в репортажах много раз повторяется слово «Наши». 31 июля 1991 произошло столкновение ОМОНа с литовскими пограничниками в Медининкай.

Отделение Грузии.

Начиная с 1989 года в Грузии возникает движение за выход из состава СССР, которое усиливается на фоне разрастания грузино-абхазского конфликта. 9 апреля 1989 года в Тбилиси происходят столкновения с войсками с жертвами среди местного населения.

28 ноября 1990 в ходе выборов сформирован Верховный Совет Грузии во главе с радикальным националистом Звиадом Гамсахурдиа, который позже (26 мая 1991) был избран президентом на всенародном голосовании.

9 апреля 1991 Верховный Совет провозгласил независимость на основании результатов проведённого референдума. Грузия стала второй из союзных республик, объявившей независимость, и одной из двух, которые сделали это до событий ГКЧП.

Входившие в состав Грузии автономные республики Абхазия и Южная Осетия объявили о непризнании независимости Грузии и о желании остаться в составе Союза, а позже образовали непризнанные государства.

Отделение Азербайджана.

В 1988 образован Народный фронт Азербайджана. Начало карабахского конфликта привело к ориентации Армении в сторону России, вместе с тем привело к усилению в Азербайджане протурецких элементов.

После того как на антиармянских вначале демонстрациях в Баку зазвучали требования о независимости они были подавлены 20-21 января 1990 Советской Армией.

Отделение Молдавии.

Начиная с 1989 года в Молдавии усиливается движение за выход из состава СССР, и государственное объединение с Румынией.

Октябрь 1990 — столкновения молдаван с гагаузами — национальным меньшинством на юге страны.

23 июня 1990 Молдавия объявляет о суверенитете. Независимость Молдавия провозглашает после событий ГКЧП — 27 августа 1991.

Население восточной и южной Молдавии, стремясь избежать интеграции с Румынией, объявило о непризнании независимости Молдавии и провозгласило образование новых республик Приднестровская Молдавская Республика и Гагаузии, которые изъявили желание остаться в Союзе.

Отделение Украины.

В сентябре 1989 года основано движение украинских национал-демократов Народный рух Украины (Народное движение Украины), которое участвовало в выборах 30 марта 1990 года в Верховную Раду (Верховный Совет) Украины, и получило в ней значительное влияние.

В ходе событий ГКЧП 24 августа 1991 Верховная Рада Украины приняла декларацию о независимости.

Позже в Крыму, благодаря русскоязычному большинству населения, не желавшему отделения от России, на недолгое время был провозглашён суверенитет Республики Крым.

Попытки отделения Татарстана и Чечни

Татарстан 30 августа 1990 принял Декларацию о суверенитете, в которой, в отличие от некоторых союзных и почти всех других автономных российских (кроме Чечено-Ингушетии) республик, не было указано членство республики ни в составе РСФСР, ни СССР и было объявлено, что как суверенное государство и субъект международного права она заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами. В ходе распада СССР и позже Татарстан с такой же формулировкой принял декларации и постановления об акте о независимости и вхождении в СНГ, провёл референдум, принял конституцию.

Аналогично не указывалось членство в РСФСР и СССР в принятой 27 ноября 1990 Декларации о суверенитете Чечено-Ингушской Республики. 8 июня 1991 была объявлена независимость Чеченской Республики Нохчи-чо — чеченской части бывшей Чечено-Ингушетии.

Позже (весной 1992) Татарстан и Чечня—Ичкерия (а также Ингушетия) не подписали Федеративный Договор об учреждении обновлённой Российской Федерации.

Референдум 1991 года о сохранении СССР

В марте 1991 года состоялся референдум, на котором проголосовало за сохранение СССР подавляющее большинство населения в каждой из республик.

В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии, всеобщего голосования населения не было) за исключением некоторых территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье), но в другое время проводились референдумы о независимости.

На основе концепции референдума предполагалось заключение 20 августа 1991 нового союза — Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации.

Однако, хотя на референдуме подавляющее количество голосов было отдано за сохранение целостности СССР.

Роль органов власти РСФСР в распаде Советского Союза

Россия также входила в СССР как одна из союзных республик, представлявшая подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного потенциала. Центральные органы РСФСР также находились в Москве, как и общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению с органами власти СССР.

С избранием Бориса Ельцина главой этих органов власти РСФСР постепенно взяла курс на провозглашение собственной независимости, и на признание независимости остальных союзных республик, что создавало возможность сместить Михаила Горбачёва, распустив все общесоюзные учреждения, которые он мог бы возглавить.

12 июня 1990 Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет республиканских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; «парад суверенитетов» усилился.

12 января 1991 Ельцин подписывает с Эстонией договор об основах межгосударственных отношений, в котором РСФСР и Эстония признают друг друга суверенными государствами.

На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения поста Президента РСФСР, и 12 июня 1991 выиграл всенародные выборы на эту должность.

ГКЧП и его последствия

Ряд государственных и партийных деятелей для сохранения единства страны предприняли попытку государственного переворота и смещения лиц, находящихся у власти в СССР и ведущих антисоветскую политику, действия направленные против своего ? же народа (ГКЧП, известную также как «августовский путч» 19 августа 1991).

Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и распаду Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости. 

Ни одна из республик не выполнила при этом всех процедур, предписываемых законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Государственный Совет СССР (созданный 5 сентября 1991 орган, состоящий из глав союзных республик под председательством Президента СССР) формально признал независимость лишь трёх балтийских республик (6 сентября 1991, постановления Госсовета СССР №№ ГС-1, ГС-2, ГС-3). 4 ноября В. И. Илюхин возбудил уголовное дело против Горбачёва по статье 64 УК РСФСР (измена Родине) в связи с данными постановлениями Госсовета. По мнению Илюхина, Горбачёв, подписав их, нарушил присягу и Конституцию СССР и нанёс ущерб территориальной неприкосновенности и государственной безопасности СССР. После этого Илюхин был уволен из прокуратуры СССР. Что доказывает его правоту.

Подписание Беловежских соглашений. Основание СНГ

8 декабря 1991 года главы 3 республик — Белоруссия, Россия и Украина — на встрече в Беловежской пуще (Белоруссия) констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Практических последствий это заявление не имело, так как у власти находились те, кто своими действиями уже нарушили Конституцию СССР, пошли против страны, предали интересы государства, которые они же и должны были отстаивать, фактически не выполняя свои должностные обязанности, и в конечном итоге добились своей цели: распада СССР.

16 декабря последняя республика СССР — Казахстан — провозгласила свою независимость. Таким образом, в последние 10 дней своего существования СССР, ещё не упразднённый юридически, фактически был государством без территории.

 Завершение распада. Ликвидация властных структур СССР

25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.

26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко (№ 144-Н) и его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н)).

26 декабря 1991 года и считается днём прекращения существования СССР.

sovietskyi.narod.ru

РАСПАД СССР - это... Что такое РАСПАД СССР?

РА́СПАД СССР, процесс прекращения существования СССР в 1991. Распад СССР имел несколько объективных причин: усиление этнонациональных противоречий в 1980-е гг., тяжелый экономический кризис, ослабление центральной власти СССР (союзного центра) в ходе перестройки (см. ПЕРЕСТРОЙКА). В то же время эти факторы необязательно могли привести к распаду Советского Союза, а лишь изменили бы его форму, при этом из состава СССР, скорее всего, вышли бы несколько республик. Решающий удар по СССР нанесли конкретные факторы острой политической борьбы в 1990—1991, непримиримое соперничество «демократов» во главе с Б. Н. Ельциным (см. ЕЛЬЦИН Борис Николаевич), пришедших к власти в РСФСР, и союзного центра во главе с М. С. Горбачевым (см. ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич) при одновременной изоляции Горбачева как от радикальных реформаторов («демократов»), так и от консерваторов. Противоборство двух центров власти на территории центральных регионов СССР привело к резкому ослаблению всей системы Советского Союза. Говоря о субъективном факторе и о борьбе Горбачева с Ельциным, исследователи обычно обращают внимание на «силу» Ельцина и «слабость» Горбачева. Однако такие субъективные факторы имеют объективную подоплеку. Горбачев был не «слаб» вообще – иначе он не сделал бы такую карьеру. Горбачев был сильнее Ельцина в аппаратной борьбе, что показали события не только в 1985—1988 гг., но даже в совершенно безнадежной ситуации после Августовского путча (см. АВГУСТОВСКИЕ СОБЫТИЯ 1991) (1991). Его аппаратная сила вызывала опасения у противников до самого конца существования СССР. Но в условиях революции эта сила оборачивалась слабостью — Горбачев оказался вне неформальных движений. Ельцин же был способен на смелые радикальные шаги (нередко популистские), которые вызывали массовую поддержку в условиях драматичной конфронтации. Горбачев предпочитал «уговаривание», раздражая уговариваемых «округлыми», компромиссными речами, а Ельцин предлагал решительные действия, мобилизуя на свою сторону протестные группы населения. Успех второго типа поведения был более вероятен в условиях революционного кризиса, но чреват деконструктивностью. Однако победа Ельцина в не вела однозначно к распаду Союза. Еще в марте 1991 Ельцин заявлял по поводу референдума о целостности Союза: «Как бы ни закончился референдум, Союз не развалится. Не надо пугать людей! Не надо сеять панику в этом плане!» Демократические движения не стремились к распаду СССР. Личные противоречия между Горбачевым и Ельциным, каково бы ни было их значение, опирались на идейно-политические разногласия более широких групп. Сам по себе Горбачев относился к Ельцину скорее с пренебрежением, недооценивая его политическое мастерство (не случайно Ельцин в 1987 после его снятия с поста первого секретаря Московского горкома партии не был «сослан» за границу в качестве посла, что бы во многом сняло бы проблему Ельцина как таковую). Однако сила Ельцина оказалась в интеллектуальной поддержке радикальной интеллигенции и той части номенклатуры, которая делала ставку на приватизацию. В 1990 организационный ресурс Горбачева и Ельцина сравнялся, но компромисс между ними стал невозможен. Дальнейшая политическая игра диктовалась уже не личной антипатией, а логикой противоборства социальных сил. Несмотря на заметное размывание политического центра, он еще сохранял значительную электоральную базу. 17 марта 1991 за сохранение «обновленного Союза» на референдуме высказалось большинство жителей страны. Но этот потенциал советского народа не имел демократического оформления, в то время как чисто консервативная составляющая центростремительных настроений еще не была достаточно активна. Чтобы «раскачать» консерваторов, нужны были гораздо более серьезные потрясения, случившиеся уже после роспуска СССР. Неспособность команды Горбачева создать демократическую коалицию в защиту обновленного социализма и Союза вскоре привела лидера СССР к полной изоляции в обществе. В марте 1990 в связи с провозглашением независимости Литвы Горбачев сделал ставку на перезаключение Союзного договора, поставив, таким образом под сомнение акт об образовании СССР (см. ОБРАЗОВАНИЕ СССР) от 1922. Это решение позволяло легитимным путем обойти все конституционные и международно-правовые акты, заключенные с момента образования Советского Союза. Оно принципиально расширяло возможности международного вмешательства в дела СССР, так как республики приобретали черты субъектов международного права. Если до этого речь шла о выработке решений, конкретизирующих (и тем затруднявших) право выхода республики из СССР, то теперь хотя бы теоретически могло быть принято решение, упразднявшее сам Союз. Инициатива Горбачева о перезаключении договора не была неизбежной. Никаких правовых оснований для пересмотра договора 1922 не было, ибо он был поглощен советскими конституциями. Борьба за сохранение Прибалтики в составе СССР путем перезаключения соглашений 1940, имевших сомнительную легитимность, позволяла предоставить Прибалтийским республикам особый статус, объяснив возникшую ассиметрию Союза последствиями пакта Молотова-Риббентропа (см. ПАКТ МОЛОТОВА-РИББЕНТРОПА), официально осужденного в декабре 1989. Вместо этого Горбачев предпочел синхронизировать кризисы в отношениях центра с разными республиками, сведя их в единый процесс переговоров, в которых наиболее радикальные противники центра добивались максимальных прав для всех республик, даже вполне лояльных центру. Горбачев терял пространство маневра, так как республиканские элиты теперь выступали единым фронтом. Его попытка опереться на автономии и другие региональные элиты не удалась. В России Ельцин сумел перехватить эту инициативу обещаниями предоставить самую широкую самостоятельность, что в дальнейшем выразилось в его призыве «берите столько суверенитета, сколько сможете переварить». Если сама инициатива заключения союзного договора создавала для Союза безусловную опасность, то проект, выработанный в 1990—1991 гг., был своего рода конституционной реформой, соответствовавшей духу времени. Но срыв принятия новой конституции означал бы действие старой — ее нельзя денонсировать. А денонсация договора — это акт, гарантируемый силами «Международного сообщества». Это различие стало очевидно только в 1991. В результате Ново-Огаревских переговоров по разработке нового союзного договора между Горбачевым и главами республик к 23 июля 1991 была достигнута договоренность о его подписании 20 августа. Очевидно, что подписание договора привело бы к усилению власти российских «демократов» в союзных структурах, что делало их заинтересованными в сохранении ослабленного центра. Но возможность сохранить Союз таким образом была сорвана выступлением ГКЧП во время Августовского путча. После подавления этой попытки переворота вся власть в Москве перешла к российским властям, союзный центр был дезорганизован. Республики Прибалтики воспользовавшись ситуацией вышли из Союза. Этот акт 6 сентября был признан новым, уже коллективным руководством СССР. Несмотря на резкое ослабление союзной власти, со временем ситуация могла измениться, и президент СССР мог вернуть себе влияние. Республиканские руководители опасались не только Горбачева, но и победивших в Москве демократов. Несмотря на то, что продолжались переговоры о новом союзном договоре, руководители республик все более склонялись к мысли о том, что им нужна вся полнота власти, без какого-либо союзного центра. Национальные кланы номенклатуры окончательно вступили в союз с национальными движениями. Националистически настроенная интеллигенция получила контроль над средствами массовой информации, убеждая население в необходимости отделения от СССР. Воздействие СМИ в условиях обострения социально-экономического кризиса, вызванного обстановкой политической неопределенности (экономические субъекты придерживали ресурсы в ожидании – какое направление примут перемены) привело к стремительным изменениям в общественном мнении. Августовский путч подстегнул все союзные республики к выходу из союза. Особенно резко массовые настроения переменились на Украине. 1 декабря 1991, всего через несколько месяцев после мартовского референдума, когда большинство украинских голосов было отдано сохранению Союза, 90% жителей Украины проголосовало за отделение от СССР на уже своем референдуме. ГКЧП и последовавший за ним контрпереворот сделал Ельцина хозяином центральной части СССР, но цель взятия власти была достигнута ценой «парада независимостей» республик в конце августа 1991. За счет масштабных конституционных уступок Горбачев сумел вернуть и Ельцина, и большинство республиканских лидеров за стол переговоров. Теперь речь шла о воссоздании Союза под новым названием — Союз суверенных государств. Однако российские лидеры опасались аппаратного искусства Горбачева. Он мог вернуть себе влияние, опираясь на противоречия между республиками. В ходе переговоров сентября-ноября 1991 Горбачев достиг значительных успехов. Он сумел фактически дезавуировать «парад независимостей», заставив большинство республиканских лидеров вести переговоры о форме нового государства, допускалось, что это могла быть конфедерация, тогда бы Украина была вынуждена была последовать за большинством, опасаясь экономической и политической изоляции. Ельцин еще в октябре вел речь о единой стране, которую вывести из глубокого кризиса может только Российская Федерация. Но всего через два месяца, в декабре, президент РСФСР «констатировал» исчезновение этой страны. Свою роль сыграли и опасения по поводу обратимости процесса вытеснения союзного центра, и нежелание региональных элит оказаться в зависимости друг у друга. Лидерство российских реформаторов не устраивало республиканских национал-коммунистов так же, как и лидерство реформатора Горбачева. Настроение населения России, Белоруссии, Казахстана и других республик учету практически не подлежало. В конце ноября процесс переговоров зашел в тупик. Ельцин надеялся, что модель союза независимых государств поможет решить две задачи — окончательно избавиться от Горбачева и консервативных союзных структур и в то же время сохранить полноту экономических и внешнеполитических связей с другими республиками, в том числе с Украиной. 5 декабря было объявлено, что Украина денонсирует договор от 1922 года о создании СССР. Чтобы обсудить сложившееся положение, Ельцин пригласил недавно избранных председателя Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевича (см. ШУШКЕВИЧ Станислав Станиславович) и президента Украины Л. М. Кравчука (см. КРАВЧУК Леонид Макарович) в Беловежскую пущу. Судьба СССР оказалась решена. Был подготовлен проект Содружества независимых государств (СНГ) — даже не конфедерации, а объединения совершенно независимых государств. Три политика «оперативно» завершили уничтожение СССР, объявив о прекращении действия соглашения 1922 года. Ельцин немедленно сообщил о происшедшем Дж. Бушу-старшему (см. БУШ Джордж (старший)) и заручился обещанием международного признания акта о ликвидации СССР. Горбачев и Назарбаев (см. НАЗАРБАЕВ Нурсултан Абишевич) узнали о происшедшем позднее. 12 декабря Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение о СНГ и денонсировал договор 1922 года («за» проголосовали 188 депутатов, «против» — 6, воздержались — 7), а также постановление о выходе РСФСР из состава СССР («за» — 161, «против» — 3, воздержались — 9). За это решение голосовало не только большинство сторонников Ельцина, но и коммунисты, стремившиеся таким образом устранить реформаторское союзное руководство и лично Горбачева от власти. 13 декабря президенты Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана подписали в Ашхабаде совместное заявление о готовности войти в СНГ на равных правах с его учредителями. 21 декабря в Алма-Ате прошла встреча 11 руководителей суверенных государств (бывших союзных республик), кроме стран Балтии и Грузии. 24 декабря место СССР в Организации Объединенных Наций заняла Россия, к которой также перешли права постоянного члена Совета Безопасности ООН. 25 декабря президент СССР Горбачев официально передал российскому президенту «ядерный чемоданчик» и секретные архивы. Горбачев обратился с прощальным словом к народу по Центральному телевидению, заявив о том, что покидает пост президента «по принципиальным соображениям» в связи с несогласием с ликвидацией союзного государства. 26 декабря на последнем заседании Совета Республик Верховного Совета СССР была принята декларация, констатировавшая прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права.

dic.academic.ru