Что означает египетская богиня с головой кошки. Кошка в египте символ чего


СИМВОЛОМ чего считалась кошка в Египте

Символом чего считалась кошка в Египте

Роль кошек в жизни древних египтян

Древний Египет был аграрной цивилизацией, поэтому кошка, уничтожавшая мышей и крыс, покушавшихся на их запасы, а также представлявших угрозу жизни змей, представляла такую ценность, что со временем была возведена в ранг священного животного. Только фараон мог считать кошек своей собственностью, поэтому все они были под его защитой и убийство любой из них каралось смертной казнью. При этом для египетского законодательства не было никакой разницы в том, что стало причиной смерти кошки – несчастный случай или преднамеренные действия.Согласно Геродоту, во время пожара египтяне должны были стоять вокруг горящего здания, чтобы воспрепятствовать кошке прыгнуть в огонь. Считалось, что животное могло вбежать в дом, чтобы проверить нет ли там котят.

Каждый египтянин пытался заманить в свой дом пушистого зверька, считалось, что кошка, проживающая в доме, хранит в нем мир и покой. Те, кто не смог заручиться покровительством обожествляемого животного, заказывали его статуэтки из дерева, бронзы или золота. Самые бедные вешали в доме папирусы с изображением грациозных зверьков.

Когда кошка умирала, все домочадцы в знак глубокого траура должны были сбривать брови. Зверька мумифицировали по всем правилам, завернув в ценную ткань виссон и обработав мумию ценными маслами. Кошек хоронили, положив в специальные сосуды или украшенные золотом и драгоценными камнями саркофаги, туда же складывали все то, что должно было скрасить их загробную жизнь – кувшинчики с молоком, сушеную рыбу, мышей и крыс.

Кошки и египетские боги

Богиня Баст или Бастет - дочь бога солнца Ра, жена бога Птаха и мать львиноголового бога Маахеса изображалась в виде женщины с головой кошки. Она была покровительницей женщин, детей и всех домашних животных. Также Баст считалась богиней, защищающей от заразных болезней и злых духов. Именно ее египтяне почитали и как богиню плодородия. Часто Баст изображали с погремушкой, это было связано с тем, что кошки, рожавшие часто и помногу, а также нежно заботящиеся о потомстве – были символами материнства.Женщины, просившие у богини Баст детей, носили амулеты с изображением котят. Количество котят на украшение было равно тому, сколько ребятишек они хотят иметь.

Также древнеегипетские кошки считались «глазами бога Ра». Это высокое звание видимо было дано им в связи с особенность кошачьих зрачков – при свете они сужаются, становясь похожими на месяц, а в темноте расширяются, делаясь круглыми как солнце. Именно такими представляли себе египтяне два ока Ра – одно солнечное, другое лунное.

Рекомендуем ознакомится: http://www.kakprosto.ru

worldunique.ru

Почему символом Египта является кошка?

22.03.2015Почему кошка – символ Египта?

Кошка – один из символов Египта, такой же древний, как и сама история этой удивительной и загадочной страны. Кошки были любимыми существами древних египтян: они обитали в жилищах наравне с членами семьи.  Кошки, как и лев, были символом солнца, кроме того, считались покровителями домашнего очага, символизировали гармонию, счастье, радость материнства, рождаемость, заботу о детях и домовитость, а также представляли женские божества – Хатхор, Мут, Сехмет, Бастет (Баст), подчёркивая их женственность, сексуальность и грацию.

Богиня Баст, покровительница плодовитости и красоты, солнечного света и лучистой энергии, изображалась с головой кошки. Но благодаря особенностям строения, движения и поведения кошки также символизировали ночь и луну. Кошка – талисман, чаще всего встречающийся при археологических раскопках древнеегипетских поселений и захоронений Нового Царства, начиная с правления Тутмоса III.

К этому периоду относятся находки мумифицированных кошек, которые «сопровождали» своих хозяев в потусторонний мир. Изображения кошек украшали стены гробниц, существовал специальный иероглиф для её обозначения. Кроме того сооружались целые кошачьи некрополи, где покоились мумифицированные животные, умершие своей смертью или принесённые в жертву. Трупики заботливо укладывались в резные деревянные саркофаги, мордочка покрывалась маской.

Кошек настолько почитали, что в случае болезни ухаживали за ними, как за детьми, а если животное погибало, то вся семья облачалась в траур, который длился 40 дней,  и домочадцы даже брили брови в знак скорби.  В кошках был заключён и сакральный мужской аспект: Кот был защитником солнца от Змея-демона Апофиса (Апопа), который пытался прервать движение Бога-светила – Ра. Культ кошки имел и практическое обоснование.

Народ Древнего Египта существовал за счёт сельского хозяйства, и кошки спасали от грызунов собранные запасы зерна. Не следует забывать, что крысы и мыши всегда были разносчиками многочисленных болезней, и помощь кошек в борьбе с вредителями воспринималась как милость богов. Кошки не просто почитались, они были защищены на законодательном уровне судом фараона. За вред, причинённый кошке, виновного ждало суровое наказание, вплоть до смертной казни.

Почитание кошек стоило Египту поражения в битве при Пелусии в 525 году до н.э., когда коварные персы под командованием Камбиса привязали несчастных животных к своим щитам и перешли в наступление. Египетские солдаты, опасаясь ранить священных животных, перестали оказывать сопротивление и потеряли город. Со времён фараонов сохранилась и особая порода кошек-египтянок – мау, ведущих свой род от древних нубийских кошек, грациозных, общительных и чистоплотных.

В современном Египте не утрачен интерес и доброе отношение к кошкам, как домашним, так и диким, которые живут стаями, но ищут пропитание вблизи человеческого жилья. Туристы, посещающие Египет, часто встречают неприрученных кошек прямо в отелях, где животных подкармливают и не гонят прочь.

Рейтинг статьи: 4511 просмотров

Автор: Елена Ткач

geo-storm.ru

история и культ кошек в Египте

Содержание статьи

Древние египтяне свято верили в то, что каждое животное наделено величайшей силой, поэтому их отношение к ним было наполнено уважением и священным трепетом — как к бережно хранимым реликвиям. Однако самым почитаемым животным считалась египетская кошка-богиня.

Культ кошки в Египте

Возникновение культа кошек

Сейчас сложно объяснить всю глубину поклонения кошке, которую описывает египетская мифология. Если свести к простейшему, то можно говорить о том, что люди, жившие в те времена, ассоциировали ее со своим жилищем, любовью, браком и, конечно же, своего рода защитой от дьявола.

Первые иероглифы, означающие слова «кот» и «кошка», расшифровываются как «минт» и «миу» соответственно. В русском языке транскрипция этих слов схожа с привычным для нашего слуха «мяукать».

Статуэток и рисунков кошек сохранилось немало. На многих из них можно увидеть, как на груди священного животного размещен жук скарабей. Это еще один почитаемый в Египте символ, с которым связывали понятие жизни.

Как рассказывается в документальном фильме «Кошки Египта: от божества до убожества», эти животные были привезены из Нубии. Прежде чем стать обычными одомашненными животными, которых люди обожают за доброту, мягкость и грацию, кошки были защитницами. Они охотились на мелких грызунов и тем самым спасали провизию, хранящуюся в амбарах. Кошки уничтожали крыс — переносчиков заразы, например, чумы, и этим предотвращали эпидемии.

Когда Египет превратился в могущественное государство, основу его благополучия составляли зернохранилища. Доверху наполненные пшеницей, они служили гарантом благополучия. Целых четыре месяца, когда Нил разливался, можно было не бояться голода. Для обеспечения сохранности зерна и требовались коты, безжалостно истребляющие крыс и мышей.

Так началось обожествление этих животных как существ, воплощающих в своих образах конкретных богов. Не по этой ли причине верховный бог солнца Ра именовался «великим котом»? Кот-бог Ра победил змея тьмы — Апопа, и часто верховного бога изображали в образе животного, одной лапой держащего нож, второй — придавливающего голову змея.

Скульптура кошки с котятами

Увеличивающиеся под воздействием света кошачьи зрачки египтяне ассоциировали с движением бога кошек Ра на колеснице по небесным рекам, а горящие в темноте глаза животного — со знамением огненной колесницы. Когда солнце всходит — глаза кошки становятся меньше, когда клонится к закату — увеличиваются.

Орган зрения этого уникального животного египтяне сравнивали с двумя уменьшенными солнцами. Для людей они были мистическими окнами в другой мир, доступа в который простые смертные не имели.

Во времена Древнего Египта кошки считались пришельцами из загробного мира, поэтому жилище, в котором обитало это животное, никогда не потревожит темная сущность. Почему? Потому что кошки чувствуют их и видят даже в темноте, они никогда не впустят никого в тот дом, который они охраняют от дьявола.

Обратите внимание, как египетский сфинкс будто замирает и устремляет взгляд в одну точку, возможно, в эту минуту он контактирует с тем, кто пришел из незримого для человека мира.

Богиня Бастет и ее священные черные кошки

Самым значимым в Древнем Египте был культ богини-кошки Бастет, который длился вплоть до 1 года до н. э.

Считается, что Бастет, праматерь кошек — дочь Осириса и Исиды. Это всевидящая богиня плодородия, солнца, радости, веселья. Была стражницей бога солнца Ра. Древние египтяне связывали ее имя с солнечным и лунным светом, уютом семейного очага, материальным достатком. Египтянки нередко молили, чтобы она послала им удачное замужество и благополучные роды.

Статуэтка кошки с серьгами

Сохранились изображения божества, где она предстает в виде девы с головой кошки или львицы. При этом кошачья голова олицетворяла добрую сторону, львиная — злобную.

Облачена была богиня-кошка в одеяние зеленого цвета. В правой руке богиня держала систрум — музыкальный инструмент, в левой — зеркало (хатор). У ног Бастет неизменно располагались четыре котенка.

Грозная сущность Бастет называется Пшат, которую нередко изображали с крыльями.

Религиозный центр поклонения божеству располагался в городе Бубастис, где, согласно трудам греческого историка Геродота, в то время находился самый красивый храм, жрецы которого служили Бастет и разводили священных кошек черной масти. Именно там можно встретить огромное количество мумифицированных животных.

В центре священного места была расположена грандиозная статуя богини. Каждый год в храме проходило поминовение божественной кошки, на которое собиралось множество людей, празднование проходило масштабно, с большой помпезностью. Так, во время весенних праздников огромную статую выносили из священного места и погружали на ладью, после чего провозили ее вдоль берегов Нила, чтобы все могли отдать дань поклонения божеству.

Слуги богини Бастет принадлежали к определенной касте жрецов, состоящих из знатных людей, занимающих высокие должности при фараоне. Было честью ухаживать за животными, и право на это передавалось по наследству — сын перенимал его от отца. Если жрец пренебрежительно или жестоко обращался с кошками, его сурово наказывали.

Египетская кошка мау — священное животное древнего Египта. Жрецы внимательно наблюдали за божественными животными, ожидая, что они передадут им знак, посланный их покровительницей, чтобы потом истолковать его. Жрецы и знатные люди Египта наносили себе татуировки, на которых изображались священные кошки.

Кошка на египетском троне

Как кошек почитали в семьях

Почитались кошки и простыми людьми. Их считали священным добрым духом жилища и поэтому любили и оберегали. Котов часто изображали на вазах, посуде, драгоценностях, где они были запечатлены сидящими возле ног хозяина, лежащими у него на коленях, но чаще всего — под местом хранительницы очага в качестве защитного символа. Большинство кошек были рыжими, золотистыми, коричневыми.

Разведение кошек было развито на высоком уровне, пара к каждой из них отбиралась с особой тщательностью.

Огромное значение придавалось еде священных питомцев. Кормили их молоком и хлебом и даже специально разводили для них рыбу без чешуи.

Этим прекрасным животным уступали путь, старались первыми спасать при стихийных бедствиях, порой даже ценой собственной жизни. Сурово наказывался тот, кто осмеливался поднять на животное руку. Жизнь ее охранялась законом, поэтому убийство кошки в Древнем Египте рассматривалось как преступление.

Виновного приговаривали к смерти или приказывали заплатить внушительный штраф. Причем способ наказания выбирался исходя из социального положения владельца пострадавшего животного — чем богаче он был, тем суровее кара грозила виновнику.

Вот один из ярких примеров того, как египтяне почитали священных животных. Однажды римлянин случайно задавил кошку. Разъяренная толпа готовилась устроить над ним самосуд. Об этом донесли фараону Птолемею VII, славившемуся своей дипломатичностью. Он запретил жителям вершить казнь, но египтяне ослушались его. Даже солдаты, присланные фараоном, не смогли сдержать разгневанных подданных.

Реставрация рисунка кошки

Египтяне молились Бастет, просили ее оградить их от недугов и одарить благополучием, радостями, жизненными силами. В каждом доме неизменно была статуэтка в форме богини, назначением которой была защита домашнего очага от злых духов. Люди приносили фигурки в храм как символ уважения почитаемому божеству.

Статуэтки из керамики и бронзы в точности передавали грацию и великолепие животных. На украшения фигурок не скупились. Например, встречаются кошки с глазками, инкрустированными золотом, с ожерельями на шее и скарабеем на лбу.

Поклонение кошкам простиралось до мумифицирования. Так, современными археологами было обнаружено место захоронения кошек, насчитывающее около 200 тысяч мумий! В украшенную гробницу к забальзамированной кошке обязательно клали мышь, чтобы ей не пришлось заботиться о пропитании и можно было весело проводить время. На морду ей надевалась специальная ритуальная маска с ушками, которую изготавливали из листьев пальмы.

Египтяне оплакивали животных и, скорбя по существам, отправившимся в мир иной, сбривали себе брови. Нередко человек желал, чтобы после его смерти любимая кошка сопровождала его в мир иной.

kotmurka.ru

Значение кошки в древнем Египте

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.

Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:

«Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».

Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.

Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме.  Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.

Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.

Кошки в истории Древнего Египта

Кошки Древнего Египта фото картинкиКошки Древнего Египта

В древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.

Считается, что первые животные были завезены в Египет из Персии около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.

В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.

Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для  Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.

Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.

Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.

Культ кошки в древнем Египте

Самым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.

В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер.  Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.

В 17 главе Книги Мертвых Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:

«Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»

Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.

Убийство кошки в Древнем Египте

Мумия кошки в Древнем Египте фотоМумия кошки в Древнем Египте

Многим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы.  Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых.  Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.

За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.

Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.

Диодор Сицилийский писал:

«Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта».

Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.

Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.

Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.

Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.

Процесс мумификации и погребения кошек в Египте

Когда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.

Тело кота бальзамировали. Диодор писал:

«Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».

drevniy-egipet.ru

Символом чего считалась кошка в Египте

Древние египтяне обожествляли многих животных, населявших их мир и связывали их с пантеоном своих богов, но ни одно из них не пользовалось таким почтением, как кошка. Их чтили как земное воплощение богини Баст, уважение к ним доходило до того, что умерших зверьков хоронили как людей – мумифицируя и строя для них специальные гробницы.

Роль кошек в жизни древних египтян

Древний Египет был аграрной цивилизацией, поэтому кошка, уничтожавшая мышей и крыс, покушавшихся на их запасы, а также представлявших угрозу жизни змей, представляла такую ценность, что со временем была возведена в ранг священного животного. Только фараон мог считать кошек своей собственностью, поэтому все они были под его защитой и убийство любой из них каралось смертной казнью. При этом для египетского законодательства не было никакой разницы в том, что стало причиной смерти кошки – несчастный случай или преднамеренные действия.Согласно Геродоту, во время пожара египтяне должны были стоять вокруг горящего здания, чтобы воспрепятствовать кошке прыгнуть в огонь. Считалось, что животное могло вбежать в дом, чтобы проверить нет ли там котят.Каждый египтянин пытался заманить в свой дом пушистого зверька, считалось, что кошка, проживающая в доме, хранит в нем мир и покой. Те, кто не смог заручиться покровительством обожествляемого животного, заказывали его статуэтки из дерева, бронзы или золота. Самые бедные вешали в доме папирусы с изображением грациозных зверьков. Когда кошка умирала, все домочадцы в знак глубокого траура должны были сбривать брови. Зверька мумифицировали по всем правилам, завернув в ценную ткань виссон и обработав мумию ценными маслами. Кошек хоронили, положив в специальные сосуды или украшенные золотом и драгоценными камнями саркофаги, туда же складывали все то, что должно было скрасить их загробную жизнь – кувшинчики с молоком, сушеную рыбу, мышей и крыс.

Кошки и египетские боги

Богиня Баст или Бастет - дочь бога солнца Ра, жена бога Птаха и мать львиноголового бога Маахеса изображалась в виде женщины с головой кошки. Она была покровительницей женщин, детей и всех домашних животных. Также Баст считалась богиней, защищающей от заразных болезней и злых духов. Именно ее египтяне почитали и как богиню плодородия. Часто Баст изображали с погремушкой, это было связано с тем, что кошки, рожавшие часто и помногу, а также нежно заботящиеся о потомстве – были символами материнства.Женщины, просившие у богини Баст детей, носили амулеты с изображением котят. Количество котят на украшение было равно тому, сколько ребятишек они хотят иметь.Также древнеегипетские кошки считались «глазами бога Ра». Это высокое звание видимо было дано им в связи с особенность кошачьих зрачков – при свете они сужаются, становясь похожими на месяц, а в темноте расширяются, делаясь круглыми как солнце. Именно такими представляли себе египтяне два ока Ра – одно солнечное, другое лунное.

completerepair.ru

Символ добра и зла. Инь-ян. Кошка в египетском культе. Открытая ладонь (хамса)

На протяжении всей истории человеческой цивилизации люди стремились к познанию добра и зла. Ещё в глубокой древности мудрецы заметили неразрывную связь между этими противоположными явлениями физического и нематериального миров. Одно невозможно без другого, как тьма без света, жизнь без смерти, болезнь без здоровья, богатство без бедности, ум без глупости и т. д.символ добра

Обереги – неотъемлемая часть быта различных этносов

Исследователи, археологи и историки, изучавшие памятники старины, обнаружили, что в древних манускриптах и на предметах быта, найденных в самых разных уголках земли, рядом с изображением житейских событий встречаются повторяющиеся знаки, как будто бы фиксирующие нарисованные сюжеты или показывающие причины запечатлённых явлений. В одних случаях - это причудливые значки, в других - живые существа с частями тел от разных животных, в третьих – сами животные.

Одна часть символов выглядит статично, другая, напротив, как бы содержит в себе движение. И хотя большинство из них производило впечатление отстранённости и нейтральности, исследователям далеко не всегда и не сразу удавалось однозначно охарактеризовать их суть и смысл: что же что в них заключено – добро или зло, причина или следствие? Это касалось инь-яна, уробороса, хамсы, колохорта, анкха, молвинца, некоторых символических животных, богов и т. д.

Оказывается, эти знаки призваны уравновешивать антагонистические силы, создавать равенство между ними.

Известно, что слишком много добра порождает зло и, напротив, - избыток зла открывает возможности для проявления доброты. Перевес как одной, так и другой силы чреват большими бедами. Поскольку в мире всё взаимосвязано, а человек мал и беззащитен, - ему на помощь приходит невербальная магия оберегов.

Символы мира и добра, выравнивающие взаимное влияние противоположных стихий, нейтрализующие зло и привлекающие добро, с давних времён принято было рисовать на стенах домов и на предметах утилитарного назначения. Амулеты-обереги, воплощавшие желаемое намерение, носили на теле, надеясь таким способом уберечься от несчастья или добиться осуществления заветной цели.символ добра и зла

Хамса

Этот символ добра и милосердия считается оберегом иудеев и мусульман, однако он появился задолго до возникновения монотеистических религий. По одним источникам, симметричная ладонь, хамса, - принадлежность языческих культов древней Месопотамии, по другим – Египта.

По древнеегипетским верованиям, пальцы хамсы – это божественные супруги Осирис и Исида. Центральный палец – их сын Гор, а два крайних олицетворяют духов предков.

По всем традициям открытая ладонь - хамса, символизирует деторождение, здоровье и защиту от дурного глаза. Её, как универсальный амулет, вешают в автомобилях, в квартирах, прикрепляют к браслетам и цепочкам.

Ювелирные украшения – кулоны и серьги в виде симметричной ладони, изготавливают из золота и серебра, украшают драгоценными камнями, эмалью и гравировкой.кошки в древнем египте

Рука Фатимы

В исламе рука Фатимы, или хамса, олицетворяет пять столпов этой религии – соблюдение поста во время Рамадана, щедрость к бедным, джихад, паломничество в Мекку и ритуальное омовение.

Ладонь Фатимы является национальной эмблемой Алжира и изображена на Государственном флаге республики.

История мусульманского оберега звучит так:

Фатима была дочерью пророка Магомета. По преданию, она могла прикосновением своей руки исцелять больных. Однажды, когда она варила обед, в дом вошёл её муж со своей любовницей, Фатима от неожиданности выронила ложку и продолжила размешивать горячее кушанье обнажённой рукой. Горе, ревность и отчаяние лишили её чувствительности. С тех пор мусульманки прибегают к помощи ладони Фатимы, когда им нужна моральная поддержка и защита от различных проявлений зла.кошка в египетском культе

Рука Мириам

По иудейской традиции хамса олицетворяет Пятикнижие Моисея (Тору, Танах) – Книги Бытия, Исхода, Левита, Чисел и Второзакония, а также пять букв иврита и пять органов чувств, что означает - человек должен зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом постоянно стремиться к познанию Бога.

Рука Мириам, или Яд А-Хамеш, - это рука сестры божественных Посланцев - Аарона и Моисея. На одной стороне иудейской хамсы изображено Всевидящее око Создателя, а на другой – звезда Давида или слова Амиды.

Китайский символ равновесия сил добра и зла

Китайский символ добра и зла, инь-ян, представляет собой чёрно-белый круг, разделённый волнообразной линией на две одинаковые части. Чёрное и белое как бы перетекает одно в другое, и, в то же время, берет начало друг в друге. Внутри каждой части присутствует небольшой кружок противоположного цвета.

По мнению жителей Китая, в этом рисунке зашифрована суть мироздания, природа Дао, – постоянное взаимное проникновение противоположностей и перерождение. Мир гармоничен и человек должен это понимать.

Созерцание символа инь-ян даёт ощущение справедливости мироустройства, веру в то, что за печальным событием всегда следует радостное, как ночь сменяет день - это неизбежно. Важно только правильно относиться к сменяющимся реальностям и не рассчитывать на возможность вечного счастья и радости.

Инь-ян – не только общечеловеческий символ гармонии мира. Иногда влюблённые юноши и девушки используют его для выражения любви и преданности. Они покупают амулет инь-ян, разделяют его на половинки и дарят друг другу. Инь - чёрного цвета и символизирует женщину, а ян - белого и символизирует мужчину. Девушка берёт себе белую половинку, а юноша – чёрную. Таким способом они накладывают на себя обязательство хранить верность друг другу.символ добра на руси

Птицы в китайской традиции

Если инь-ян призван гармонизировать всё окружающее пространство и уравновешивать противоположные стихии, то для достижения желаемой цели в какой-либо конкретной области китайцы используют специальные символы узконаправленного действия. Вековые наблюдения за повадками зверей и птиц дали жителям Поднебесной знания об их особенностях и о том, какую пользу можно извлечь из символов, изображающих этих животных. По мнению жителей Китая, птица - символ добра, любви, материального достатка и успешной карьеры.

Почти в каждом китайском доме, в его юго-западной части можно увидеть керамические изваяния пары влюблённых уточек-мандаринок. Китайская философия приписывает им такие свойства, как верность, любовь и нежность, ведь они создают пары на всю жизнь.

На столе, расположенном посередине южной стены, размещают фигурки петухов. Эти смелые птицы всегда защищают свои гаремы от обидчиков и бдительно следят за тем, чтобы все курочки были сыты, довольны и никто из них не потерялся и не отбился от стаи. Считается, что петух – лучший помощник в делах продвижения по служебной лестнице.

Юго-восточный угол квартиры - зона, притягивающая в дом материальное благополучие. Здесь можно встретить фигурку или изображение огненной птицы феникс.

В китайском доме всегда найдётся уголок и для других птиц, приносящих удачу, – сов (для защиты от плохого влияния посторонних людей), воробьёв и голубей (для мира и согласия между супругами), цапель (для долголетия), орлов (для силы воли и решительности), глухарей (для респектабельности и уверенности в себе), лебедей (для чистоты мыслей) и соколов (для храбрости и победы в состязаниях).символ добра и милосердия

Птицы, олицетворяющие силы добра и зла в Древнем Египте

В Древнем Египте мифические птицы Великий Гоготун и Вену считались богами, а убийство сокола, коршуна или ибиса каралось смертной казнью.

Бог Луны, мудрости и правосудия, Тот, имел голову ибиса. Эта птица предвещала египтянам будущее. Считалось, что она управляет разливом Нила, а это напрямую связано с тем, каким будет урожай плодов земли.

Один из трёх главных египетских богов, Гор, владевший анкхом, ключом, открывающим все дороги судеб, имел голову сокола. Эта птица покровительствовала фараонам и защищала их.

Богиня Нехбет имела крылья и хохолок коршуна. Она давала фараонам власть и покровительствовала добыче драгоценных металлов. К Нехбет обращались за помощью и простые люди. Её огромные крылья укрывали от любой опасности и разгоняли силы зла.китайский символ добра

Кошка в культе египтян

Египтяне поклонялись не только птицам, но и зверям. Кошка в египетском культе символизировала добро, веселье и плодородие. Это животное – дар богов людям. Её воплощение – прекрасная богиня Бастет с головой кошки. В её честь строились храмы, а город Бубастис, посвящённый Бастет, был первым египетским городом, в который пришла Дева Мария со своим Божественным Сыном во время их бегства от царя Ирода.

Если Бастет не получала должного почитания, то превращалась в злую Сехмет с головой львицы.

Кошки в Древнем Египте служили защитой урожая пшеницы, которую египтяне поставляли во многие страны мира. Эти животные не давали грызунам портить запасы зерна и разрушать амбары. Человека, убившего кошку, забивали камнями насмерть. В случае пожара или затопления кошек первыми выносили из дома в безопасное место.

Кошки в Древнем Египте погребались вместе со своими хозяевами в общем склепе. Их мумифицировали или сжигали в специальных крематориях. Если кошка умирала, то её хозяева несколько дней соблюдали траур – мужчины сбривали брови, а женщины облачались в соответствующие платья. Статуэтки Бастет, как символы добра и материального процветания, до сих пор украшают дома современных египтян.славянский символ добра

Анкх

В последние десятилетия древние сакральные символы (в частности египетский знак добра, анкх) начали активно использоваться молодёжью для выражения исключительности своей субкультуры. Так готы, эмо, панки, хиппи и другие с удовольствием носят на запястьях и шеях амулеты, скопированные с найденных в гробницах фараонов или подсмотренные в славянских Ведах.

Египетский ключ жизни, анкх, имеет не менее глубокое содержание, чем китайский символ добра и зла, инь-ян.

Древние египтяне верили, что короткая жизнь человека в телесной оболочке является не только не конечной, но и не самой главной. Основная жизнь происходит в Дуате, за порогом смерти. Открыть дверь в загробный мир может только божество, владеющее анкхом. Этот ключ многозначен. Он символизирует мужчину и женщину, восход солнца и движение жизненной энергии внутри человеческого тела, а также доступ к тайным знаниям и защиту от сил зла.

Первые христиане Египта, копты, объявили анкх символом своей веры. Первоначально ключ жизни принадлежал Осирису. Христос стал его восприемником, и анкх, наряду с другими знаками – двумя рыбами, альфой и омегой, якорем, кораблём и прочими, вплоть до начала крестовых походов прочно ассоциировался с христианством.

Анкх - символ добра, мудрости и победы над злом. Это также и дерево жизни, где кольцо – крона и горний мир, а стержень – ствол дерева и путь человека.

В средние века анкх вешали над кроватью роженицы, дабы роды прошли благополучно и в мир пришёл новый человек, наделённый крепким здоровьем и счастливой судьбой.

Уроборос

Китайский символ добра и зла инь-ян – поздняя трансформация аналогичного по смыслу и значению древнейшего ближневосточного уробороса.

Уроборос – змея, свернувшаяся в кольцо и кусающая себя за хвост или извергающая саму себя. Это один из старинных знаков, содержащий в себе очень много значений, в том числе - цикличность всего в природе и постоянное круговое движение сил мироздания. Голова змеи олицетворяет внутренний мир человека, а хвост – окружающую действительность. Суть символа в том, что человек, равно как и вся природа, творят себя сами и находятся в постоянной тесной взаимосвязи. Всё длится, ничто не заканчивается, все процессы неизменны и аналогичны друг другу.

По одним источникам, уроборос, как символ добра и зла и их вечного круговорота, как модель реального мира, был придуман и нарисован ученицей знаменитой учёной Марией-еврейкой во времена египетской царицы Клеопатры. По другим источникам, он был известен с 1600 г. до н. э. и также из египетских захоронений.

Уороборос – самый точный и самый знаменитый символ добра и зла, смерти и перерождения, вечности и бесконечности, вселенной и звёзд, рая и ада, земли и воды.египетский знак добра

Дохристианские символы добра и зла на Руси. Колохорт

Представление о добре и зле, о цикличности и непостоянстве материального мира у древних славян не слишком отличалось от того, что мы знаем о других народах. Даже главный символ добра на Руси, колохорт, представляет собой круг, из центра которого выходят восемь противоположно направленных лучей, олицетворяющих уравновешивающие друг друга движения - посолонь и противосолонь. Это перекликается с китайским символом добра и зла, а также с уроборосом.

Колохорт символизирует солнце и вечный круговорот явлений природы. С ним связывали и бога Ярилу, который рождался, расцветал и умирал каждый год в одно и то же время. Ярила даровал русичам богатый урожай плодов земли, победу в ратных делах, согласие и любовь в семьях.

Ярила, воплощённый в колохорте, как славянский символ добра и зла, имел также власть над духами предков, над жизнью и смертью.птица символ добра

Молвинец

Молвинец - славянский символ добра, дар бога Рода, аналог хамсы и анкха. Он похож на колохорт, но не заключает в себе движения. Данный оберег по своему исполнению выглядит статичным, так как состоит из двух скрещенных и переплетённых между собой замкнутых ломаных линий, напоминающих цифру 8. Молвинец – мощный оберег от сглаза, дурных мыслей, болезней и несчастья.

Молвинец наделяет даром слова и убеждения, а также защищает от злой молвы и сплетен. Он больше всего подходит юристам, писателям, журналистам, политикам и управленцам разного ранга, хотя помогает и представителям других профессий.открытая ладонь хамса

Птицы в русской традиции

«Птицы – самые свободные и счастливые существа на земле», - так считали наши предки, славяне. Птицы не привязаны к одному месту, они имеют возможность путешествовать по всему миру. Для них открыты и заоблачные, божественные просторы. Не случайно символ добра в сказках - белый лебедь. Частенько главный герой, попав в беду, находил защиту и укрытие под крыльями этой прекрасной птицы.

Пара лебедей хранит верность друг другу на протяжении всей жизни, а то, как заботятся они о своих птенцах, заслуживает отдельного рассказа, ведь высиживают яйца оба супруга по очереди. Вдвоём они добывают пропитание для птенцов, вдвоём и отбиваются от врагов.

Петух – ещё один персонаж, занимающий почётное место в пантеоне славянских птиц, приносящих добро и мир. Громким криком петух разгоняет силы зла. После третьего кукареканья нечистая сила покидает пределы слышимости этого звука. Хозяйственный и внимательный петух настраивает и своих хозяев на ответственное отношение к домашним делам.

Современной наукой доказано, что звуки голосов домашней птицы успокаивающе действуют на нервную систему и снимают накопившийся стресс.символы мира и добра

Символы добра и зла в христианской традиции

Первоначальная христианская символика была напрямую связана с ближневосточной. Старинные атрибуты добра, равенства между людьми, вечной жизни после физической смерти и прочие активно использовались христианами, но не были изобретены ими. Это утверждение не касается лишь креста, на котором распяли Иисуса. Распятие было утверждёно в качестве официального символа победы добра над злом только после того, как царица Елена, мать римского императора Константина 1, в 326 году провела раскопки в Иерусалиме и нашла чудотворные священные реликвии, связанные с жизнью Господа Иисуса Христа, а вместе с ними и Животворящий Крест.

До этого эмблемами христиан было более двух десятков различных объектов, в том числе, растения, животные и др. Корабль ассоциировался с Ноевым ковчегом и напоминал христианам о необходимости умения ждать, терпеть и верить в спасение. Якорь намекал на прочность и устойчивость нового учения.

В символике ранних христиан большое место занимали птицы. Так, голубь означал святого духа и чистоту намерений (он и сейчас используется в этом значении), петух символизировал рождение к новой жизни после совершения ритуала крещения во имя Святого Духа, павлин олицетворял бессмертие и нетленность святых мощей, так как мясо этой птицы не разлагается в земле, а феникс – воскрешение из мёртвых.символы мира и добра

Современное использование оберегов

Несмотря на то, что современная официальная Церковь считает использование амулетов языческим фетишизмом, трудно понять, почему только крест, который также является своеобразным оберегом, может защитить от различных проявлений зла, ведь созерцание и осмысление древних символов, олицетворяющих мироздание, настраивает на духовное и философское отношение к переменами, происходящим в нашем неспокойном мире, и рождает позитивное настроение.

Сомнительно, что созерцание инь-яна, уробороса, хамсы или колохорта спровоцировало бы осуждение у Иисуса Христа или Магомета, как вызвали у Христа гнев купцы, торговавшие в храме некими сомнительными священными реликвиями, подобно тому, как в нынешних церквях продают золотые кольца и цепочки, посуду и прочие предметы роскоши и утилитарного назначения за так называемое «рекомендованное фиксированное пожертвование».

Назначение амулетов, символизирующих победу добра над злом, - установление мирных отношений между людьми. Очень похвально, что древние символы гармонии вновь стали востребованными и популярными у самых разных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

fb.ru

КОШКА: в МИФОЛОГИИ ЕГИПТА - Действительность существует как зеркало...

КОШКА: в МИФОЛОГИИ ЕГИПТА

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова "кот" и "кошка", относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как "минт" и "миу".

Древнейшие изображения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современной Турции) VI век до н.э., из Иерихона - V век до н.э., показывают несколько женщин, забавляющихся с кошками. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи. В Китае этих животных знали за тысячу лет до н.э

В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки - истребителя грызунов. Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

Но их подлинной богиней стала львиноголовая Бастет.

Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге "Эволюция символизма": "Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью. Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле.... И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме.

Кошка называлась по-египетски "мау", что значит зрячий, от глагола мау - видеть.... Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале".

Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила - стал местом паломничества. Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.

Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.

Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался. Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в Бубастисе на большое поминовение божественной кошки.

В 525 году до н.э. египтяне потерпели поражение в битве у Пелузиума. Персидский царь Камбис II использовал коварный военный прием: он велел отловить кошек и привязать их к щитам своих солдат. Камбис выступил с этим живым "божественным" оружием против пришедших в ужас египтян. Фараон Псамметих III тотчас капитулировал, и персы без потерь вступили в Пелузиум.

Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее "святости", плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина. Ее вывоз из страны был категорически запрещен.

http://kokheskoshka.beon.ru/

Картинки с сайта "Кошки в египесткой мифологии"

http://koteiko.ru/news/2009-03-02-337Написано AmYulija555 Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

alyona-x.livejournal.com