Командиры, инженеры, исследователи: что изменилось в подготовке космонавтов за 55 лет. Космонавт исследователь


Профессия космонавт

Ты  мечтаешь стать космонавтом? Если  «да», то этот рассказ для тебя!

Слово «космонавт» происходит от греческих слов, означающих «космос» и «мореплаватель». То есть получается космонавт плавает в комосе,  совершая полеты для проведения научных наблюдений и экспериментов. Для того чтобы стать космонавтом надо быть мужественным и уверенным в себе человеком, ведь часто  во время полета возникают неожиданные ситуации. Космонавтом номер один был Юрий Гагарин.

Для того, чтобы получить профессию космонавта нужно пройти множество испытаний и специальную подготовку. В подмосковном Звездном городкенаходится Центр подготовки космонавтов. При хорошем состоянии здоровья и успеваемости можно подать заявление в отряд космонавтов, даже будучи студентом. Но стоит знать, что к проверке  допускают людей с высшим образованием, физиков, биологов или военных. Артистов и бухгалтеров в космос не берут, так как на станции нужно  проводить  научные эксперименты и опыты.

Космонавт должен знать космическую технику, уметь пилотировать свой космический корабль и проводить ремонтные работы на орбитальной космической станции. Шанс стать космонавтом есть у людей от 27 до 30 лет, ростом до 175 см и весом до 75 кг.  Нужно иметь отличное здоровье: идеальное зрение, отсутствие хронических заболеваний и вредных привычек. И обязательно, свободно владеть английским языком, так как именно на нём общаются на Международной Космической станции.

На первом этапе по анкетам отбирают около 350 человек. Для них устраиваются зачеты по физике, математике и русскому языку. Затем претенденты проходят строгую медкомиссию, после которой остается примерно 50 человек. Самая последняя проверка проходит уже в самом центре подготовки космонавтов, здесь смотрят выдержит ли человек непростые испытнания. Например, будущего космонавта запирают на 5 дней в закрытым пространстве, где он ни с кем не может общаться и где царит полная тишина и смотрят как он себя ведёт. В итоге остается 8 самых стойких счастливчиков, которые зачисляются в отряд космонавтов на предполётную подготовку. Но и тут не все так просто. Они готовятся к выходу в космос от 5 до 10 лет. Занятия проходят в учебных классах, спортивных залах, на стремительно вращающейся центрифуге(«космическая карусель»). Будущие космонавты много внимания уделяют полетам на самолетах, прыжкам с парашютом, работе в «гидробассейне невесомости», учатся переносить перегрузки и невесомость, жару и холод.

Сейчас существуют три основные специальности космонавтов

- Космонавт-испытатель. Это пилот космического корабля. Его задача пилотирование летательного аппарата, взлет, посадка, координация работы всех систем и действий экипажа. Космонавты-испытатели набираются среди военных летчиков..

- Космонавт-инженер. Он обслуживает технические системы корабля, координирует пред- и после- полетную подготовку летательного аппарата, участвует в разработке и испытании новых технических систем. Во время полета выполняет все необходимые ремонтные работы.

- Космонавт-исследователь..Он отвечает за состояние здоровья членов экипажа, проводит эксперименты, исследует поведение живых организмов в условиях невесомости. Космонавты-исследователи обязательно включаются в состав длительных экспедиций.

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

www.filipoc.ru

описание для детей, информация о профессии космонавта. Какие суеверия связаны с профессией космонавта?

В нашем мире существует множество самых разных профессий. Некоторые из них увлекательные, другие – сложные, а есть и романтические. Каждая из них по-своему полезна и нужна людям.

Но есть одна профессия, которая сочетает в себе все перечисленное. Она увлекательная и романтическая, но в то же время очень сложная. Эта профессия – космонавт. С ней связана самая большая опасность, но в то же время она является наиболее заманчивой и интересной. Для того чтобы точно определить, сможете ли вы стать настоящим космонавтом, нужно узнать как можно больше об этой героической профессии.

Профессия космонавта – мечта каждого ребенка

Сложно найти взрослого, который в детстве не мечтал побывать в космосе. Прошли годы, однако и сейчас каждый современный ребенок хоть раз в жизни задумывается о профессии космонавта. Очень часто можно встретить школьные сочинения на тему «Моя будущая профессия – космонавт». В них дети описывают свои мечты после школы. Однако, несмотря на такую популярность среди молодого поколения, эта профессия остается в числе самых редких в мире из-за высочайших требований к каждому кандидату. Именно поэтому, если вы решили остановить свой выбор на данной специальности, вы должны начать знакомство с профессией космонавта с того, чтобы узнать, что она в себя включает. Также нужно знать, какие требования предъявляются к будущему космическому пилоту, потому что работать над собой надо начинать уже в школе.

История профессии

Эта профессия довольно молодая. Всего лишь в прошлом веке люди не могли даже мечтать о том, чтобы приблизиться к звездам, а сегодня эта задача успешно решается настоящими профессионалами.

12 апреля 1961 года был совершен первый космический полет с первым космонавтом на борту - Юрием Гагариным. Корабль под названием «Восток» стартовал с Байконура, и именно с этого момента зародилась героическая профессия - космонавт, о которой мечтают практически все дети. Это название официально закреплено за данной специальностью во всем мире, и только в США представителей профессии называют астронавтами.

Первые пилоты должны были решить только одну задачу – совершить полет. Однако со временем, по мере того как совершенствовались космические системы, профессия космонавт стала подразумевать уже и многое другое. Увеличиваются требования, а значит, на борту космического судна находятся самые разные профессионалы: инженеры, исследователи, врачи и множество других людей, которых объединяет общая цель – освоить новые просторы Вселенной.

Профессия космонавт. Описание для детей

Космонавт – это человек, который должен решать множество задач на борту корабля. В его обязанности входит управление бортовыми системами, а также оборудованием для научных исследований. Кроме того, он должен уметь считывать показания всех приборов на борту и контролировать режим работы всей аппаратуры и двигателя судна.

Многое еще подразумевает профессия "космонавт". Описание для детей должно включать в себя все требования к будущему пилоту. Среди них главное - уметь принимать решения в неожиданных ситуациях. Когда корабль плывет в космосе, возможно всякое.

Например, может выйти из строя аппаратура, которая начнет давать неправильные сведения. Не всегда возникшую проблему можно решить с помощью Земли. Космонавт должен уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации и быстро принимать решения по устранению каждой возникшей проблемы. Именно поэтому паникерам не место на космическом судне.

Основные специальности космонавтов

На сегодняшний день, когда человек все дальше заходит в своих исследованиях Вселенной, информация о профессии космонавта становится все обширней. Она уже не подразумевает только умение управлять космическим судном. Если на начальном этапе космонавтами становились профессиональные летчики, то на современном этапе в эту профессию входит уже множество других профилей. Сейчас выделяют три основных специальности космонавтов.

Таким образом, не только умения летчика подразумевает эта профессия. Космонавт должен уметь и знать многое. Описание этой работы включает в себя множество самых различных специальностей, каждая из которых выполняет важнейшую задачу в совершении космических путешествий.

Какие требования предъявляются к будущему космонавту

Если вы решили, что после школы станете космонавтом, вам нужно знать, что к этой профессии предъявляются самые высокие требования. Именно поэтому она является самой редкой в мире.

Итак, если профессия космонавт – это ваш твердый выбор, вы должны в первую очередь тщательно следить за своим физическим состоянием. Крепкое, практически идеальное здоровье – главное требование к будущему кандидату. У вас не должно быть никаких хронических заболеваний и вредных привычек. Кроме того, вы должны обладать идеальным зрением. Здоровье космонавта должно быть отличным еще и потому, что в космосе не найдешь больницу. Именно поэтому будущие пилоты обязательно должны владеть основами медицинской помощи в различных ситуациях.

Помимо физического здоровья, предъявляются высокие требования и к здоровью психическому. Будущий космонавт должен уметь сохранять трезвую голову и не поддаваться панике в любой ситуации. Кроме того, он не должен быть подвержен различным депрессиям и приступам тоски. Ведь находиться так далеко от дома неопределенное время сможет не каждый.

Помимо идеального физического и психического здоровья, другое главное требование к будущему космонавту – свободное владение английским языком. Именно на нем общаются на Международной космической станции, которая создана усилиями многих стран. На ней постоянно находятся космонавты из разных уголков мира, периодически сменяя друг друга.

Кроме того, у вас должно быть высшее образование по какой-либо технической, медицинской или военной специальности, в которой вы разбираетесь лучше всех. Ведь в космосе надо проводить множество научных экспериментов, поэтому там не нужны певцы, артисты и представители других творческих специальностей.

Как стать космонавтом

В Подмосковье расположен Звездный городок, где есть специальный Центр подготовки космонавтов. Если у вас отличное здоровье, высокая успеваемость и образование по требуемым профилям, вы можете подать заявление сюда еще в период обучения в университете.

Первый этап отбора идет по предоставленным анкетам, из которых отбирают 350 человек. Они сдают зачеты по таким предметам, как физика, математика и русский язык. Затем их ожидает строгая медицинская комиссия. После данного этапа количество кандидатов сокращается до 50. Самый последний отбор проходит уже в Центре подготовки космонавтов, где проверяют, сможет ли человек выдержать разные сложные испытания.

Например, кандидата в космонавты могут запереть в абсолютно закрытом пространстве, где царит полнейшая тишина, и нет ни одного человека, кроме него самого. Срок такого заточения составляет 5 дней, в течение которых за испытуемым тщательно наблюдают, отмечая малейшие изменения в его поведении. После таких непростых испытаний остается всего восемь счастливчиков, которых зачисляют в отряд будущих космонавтов. Однако это не означает, что скоро состоится полет в космос. Обычно готовятся к такому событию 5-10 лет, в течение которых постоянно учатся проходить самые разные испытания.

Во время взлета экипаж космического корабля испытывает сильнейшие перегрузки, а в самом космосе пребывает в состоянии невесомости. Для того чтобы быть готовым ко всем этим испытаниям, будущие космонавты учатся столько лет, прежде чем совершить свой первый полет. Их занятия проходят в специальных учебных классах и спортивных залах. Они прыгают с парашютом, уделяют много времени полетам и учатся переносить любую жару и холод, быть приспособленными к условиям перегрузок и невесомости. Поэтому тем, кто решил выбрать для себя эту героическую профессию, нужно быть готовыми к преодолению множества препятствий и упорной работе.

Суеверия космонавтов

Несмотря на то что космонавтика – область, в которой царят точность науки и новейшие технологии, с ней связано очень много суеверий и различных ритуалов. Если вы собираетесь выбрать эту работу, вам обязательно следует знать, какие суеверия связаны с профессией космонавта.

Некоторые из них берут свое начало еще с дней зарождения данной работы. Например, Сергей Королев, первый генеральный конструктор, считал понедельник неудачным днем для старта. Традиция переносить дату вылета дошла и до наших времен. Также запуск корабля никогда не назначается на 24 октября – день, с которым связаны две трагедии. В 1960 году в этот день взорвалась опытная ракета, что принесло многочисленные жертвы, а через три года произошел пожар в одной из шахт с боевой ракетой. После этого дата стала запретной в российской космонавтике.

Суеверия, связанные с профессией космонавта, также прочно связаны с именем Юрия Гагарина – первого в мире космонавта. Перед полетом экипаж в обязательном порядке посещает его кабинет, который до сих пор сохранился в том же виде, в котором его оставил легендарный пилот, и вписывает свои слова в книгу посетителей. Обязательным считается посещение мемориала памяти Гагарина и других первых космонавтов, которые погибли при выполнении служебных обязанностей и возложение цветов – красных гвоздик.

Прибыв на Байконур, будущий экипаж вселяется в гостиницу «Космонавт», которая является своеобразным символом представителей этой профессии. Перед зданием этой гостиницы есть аллея, деревья которой посажены заботливыми руками космонавтов, вернувшихся из удачных экспедиций. Будущие пилоты совершают прогулку по ней, мысленно прося поддержки у своих старших коллег.

В гостинице демонстрируется сеанс фильма «Белое солнце пустыни», который должен посмотреть каждый член экипажа.

Также к числу обязательных ритуалов относится то, что в день полета все космонавты должны постричься.

Во время завтрака перед взлетом они делают по глотку шампанского и оставляют свои автографы на дверях номеров, в которых жили. Садятся в автобус, украшенный подковами, под песню «Трава у дома». После прибытия на взлетную площадку каждый член экипажа повторяет то, что сделал когда-то Гагарин – орошает заднее правое колесо автобуса. Поднявшись на борт, экипаж машет рукой провожающим, но в ответ прощаться строго запрещается – плохая примета.

Также среди ритуалов есть и такой – выводить на ракете-носителе перед запуском слово «Таня». Считается, что это имя впервые написал влюбленный офицер. По слухам, когда один раз забыли написать заветное слово – ракета взорвалась.

У всех членов экипажа есть талисман команды, который выбирает капитан космического судна. Обычно это небольшая игрушка, которая носит общее имя Борис. Ее крепят так, чтобы было видно камерам, и наземные службы могут по игрушке понять, что корабль вышел на высоту, где уже не действует земное притяжение.

На орбитальной станции космонавтов встречают хлебом и солью.

После возвращения на Землю команда снова выполняет ряд ритуалов, среди которых посещение мемориала и посадка собственного дерева.

Такое количество суеверий - еще один ответ на вопрос о том, чем интересна профессия космонавта.

Плюсы профессии

Когда вы принимаете решение о своей будущей специальности, очень важно тщательно изучить все ее плюсы и минусы. Что касается работы космонавта, конечно, у нее много достоинств:

Все это возможно только для космонавтов, ни одна другая профессия не позволит столько увидеть и узнать. Однако не стоит забывать, что при всей романтичности этой работы она связана со множеством опасностей и трудностей.

Минусы профессии

Конечно, профессия космонавт для детей – одна из самых заманчивых и увлекательных. Однако при этом вам обязательно надо понимать, какие минусы она с собой несет, и быть готовым к ним. Это:

Кроме того, вы должны знать, что, невзирая на уровень технического прогресса, на Земле невозможно создать условия, полностью повторяющие космические. Несмотря на такое количество тренировок, космонавт, попав на орбиту, должен быть готов ко всем трудностям, которые могут возникнуть.

В заключение

После того как вы узнали все тонкости профессии космонавта, требования, которые предъявляются к кандидатам, условия, в которых придется работать, ваше решение будет более взвешенным. Для того чтобы вы сами осознали, насколько хорошо поняли все трудности работы, можете написать сочинение «Профессия - космонавт», в котором опишете все ее плюсы и минусы. Это поможет вам увидеть, насколько данная работа подходит именно вам.

Однако если вы все же решите, что хотите связать свое будущее с космонавтикой, начинайте уже сегодня делать шаги к своей мечте. Начните активно заниматься спортом, учить английский и физику. Читайте литературу по теме и каждый день узнавайте что-то новое. Возможно, именно вы сделаете важнейшие открытия, которые приблизят человечество к освоению новых планет, и станете тем специалистом, с именем которого будет прочно связана профессия космонавт. Все в ваших руках, и только от вас зависит, какое будущее у вас будет!

fb.ru

обязанности, важные качества, где учиться — ОписанияПрофессий.рф

Наука

Космонавтом можно назвать персону, которая сделала хотя бы один виток вокруг орбиты Земли на космическом корабле.

Заработная плата

$ 64.742–141.715 (yvek.ru).

Место работы

Космонавт выполняет свои обязанности непосредственно на космическом корабле.

Обязанности

В космосе требуется три вида космонавтов. В зависимости от предварительного образования и опыта, специалистов делят на испытателей, инженеров и исследователей.

Космонавт-испытатель — это непосредственно пилот корабля. Испытатель управляет космическим кораблём, организует и контролирует и действия всех членов экипажа. Космонавт-инженер обслуживает технику, осуществляет внутренний и внешний ремонт, участвует в технических разработках. Космонавт-исследователь занимается исследовательской работой, а также следит за здоровьем всех членов экипажа.

Важные качества

Трудно сказать, какие именно качества помогут космонавту чётко выполнять свои обязанности. Он должен быть отважным и самоуверенным, стрессоустойчивым и спокойным, ответственным, пунктуальным и аккуратным, обязан легко контактировать с другими людьми, быть коммуникабельным и организованным.

Отзывы о профессии

«Космонавт должен быть способным овладевать всё новыми и новыми рабочими навыками и умениями, которые ему придется применять в космическом полете, то есть становиться универсалом. Кроме того, это означает, что он должен быть готов всю жизнь учиться. Конечно, он должен обладать хорошим здоровьем, быть выносливым и психологически устойчивым человеком».

Юрий Батурин, Сергей Волков и Юрий Маленченко,космонавты.

Стереотипы, юмор

Профессия космонавта не относится к числу массовых. Она уникальна тем, что каждый полёт является неповторимым экспериментом. На данный момент в группе российских космонавтов всего 39 человек. Эти люди прошли подготовку и соответствуют комплексу требований, которые предъявляются к представителям этой профессии.

Обучение

Если ещё не так давно космонавтами могли быть только лётчики-испытатели, то в настоящее время космонавтом может стать учёный, инженер, врач, физик, биолог и представители других профессий после краткосрочной интенсивной подготовки. Главное и строгое требование — кандидат должен обладать крепким здоровьем!

opis.pro

Каких берут в космонавты? :: Частный Корреспондент

 

 

Мнения

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru

Весомая невесомость (из записок космонавта-исследователя

То, что космос бесконечен, человек воспринимает как истину, не требующую доказательств. Вероятно, так же бесконечен будет процесс его освоения. Каждый шаг на этом пути связан с решением сложнейших технических и биологических проблем. Научные исследования и технические решения, выполненные в ХХ веке, позволили увеличить длительность непрерывного существования человека в условиях невесомости до 437 суток. Огромная роль в достижении такого выдающегося результата принадлежит космонавтам-исследователям, которые и в космосе и на Земле приближают тот час, когда пилотируемые полеты к другим планетам Солнечной системы станут реальностью.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Сорок лет назад по постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР № 270-105 от 27 марта 1967 года было создано несколько отрядов космонавтов. В отряд Министерства общего машиностроения (МОМ) вошли инженеры и конструкторы; в отряд Академии наук СССР - ученые и исследователи; в отряд Министерства здравоохранения - врачи, входил в него и я - физик. Члены отрядов космонавтов прошли медицинские обследования и были признаны годными к полетам. Мы изучали космическую технику, условия и теорию полетов, занимались исследованиями в области пилотируемой космонавтики, проходили физическую подготовку. Решением Межведомственной квалификационной комиссии нам была присвоена квалификация космонавта-исследователя. Не всем удалось воплотить в жизнь мечту о полете в космос. Те же, кто побывал там, не раз вспоминали об увиденном и пережитом. Некоторыми услышанными историями хочу поделиться с читателями.

Поезд, монотонно постукивая на стыках рельс, вез отряд космонавтов, врачей и тренеров к югу. Там, в Казахстане, в горах Тянь-Шаня, должны были состояться оздоровительно-тренировочные сборы. Чтобы размяться после долгого сидения в купе, я вышел в коридор и, пройдя пару раз из конца в конец, остановился у окна, вглядываясь в пробегающие огоньки придорожных селений. Неслышно подошел Сергей Николаевич Анохин - Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель. О его мужестве, хладнокровии и изобретательности, проявленных при испытании самолетов, ходили легенды. Мы познакомились во время прохождения медицинской комиссии. По какой причине его не зачислили в отряд в качестве вероятного участника космического полета, я не знаю: то ли здоровье подвело, то ли мандатная комиссия не пропустила. Но после этого Сергей Николаевич остался работать в конструкторском бюро С. П. Королева командиром отряда космонавтов-испытателей.

Как будто продолжая прерванную беседу, Анохин сказал:

- Вы знаете, я проанализировал все действия Макарова после отстрела спускаемого аппарата. Он вел себя исключительно мужественно.

Историю этого полета я знал из рассказов сотрудников Центра управления полетами. Позднее, на сборах, Олег Григорьевич Макаров сам поведал о случившемся. (Это был второй из четырех космических полетов, в которых он принимал участие.):

- "Союз-18-1" стартовал 5 апреля 1975 года. Вначале все шло как обычно: двигатели ракеты вышли на режим, и корабль, постепенно ускоряясь, начал полет по расчетной траектории. На 120-й секунде отделились "боковушки", на 150-й произошел сброс головного обтекателя.

По громкой связи Земля вела бодрый репортаж:

- 180 секунд. Полет нормальный!

- 200 секунд. Полет нормальный!

На 261-й секунде, когда, по расчетам, должно было произойти отделение второй ступени, появилась раскачка по тангажу, затем раздался пронзительный вой сирены и замигало красное табло "Авария носителя". В следующий момент сработала пиротехника, произошел отстрел возвращаемого аппарата. Быстро нарастала перегрузка.

На Земле при испытаниях на центрифуге космонавтам приходилось переносить десятикратную перегрузку, но на сей раз она была значительно выше. После анализа записей приборов специалисты установили, что перегрузка на "Союзе-18-1" достигала 20g. Между тем, поднявшись до максимума, она стала быстро падать. Наступило облегчение.

Помню, однажды, перенеся на центрифуге нагрузку в 10g, я обратил внимание сопровождавшего меня врача на множество красных точек, покрывавших спину испытателя, которого крутили до меня. Врач спокойно ответил: "Это мелкие сосуды полопались. У тебя на спине то же самое". Очевидно, перегрузка, которая в двадцать раз превышала ту, которую люди испытывают на Земле, не могла пройти бесследно.

Далее, по словам Макарова, ситуация складывалась следующим образом. Попытка командира (кораблем командовал Василий Григорьевич Лазарев; это был его второй космический полет, и оба он совершил в экипаже с О. Г. Макаровым) запросить Землю о месте посадки не удалась. Казалось, ЦУП не слышит космонавтов. Командир попросил Олега оценить, в какое место приземлится возвращаемый аппарат.

- В Китай или на Тихий океан, - съязвил Олег и добавил в крепких русских выражениях, что он думает о сорвавшейся экспедиции.

Космонавты не знали, что их переговоры транслировались по громкой связи. Земля их слышала, а они ее нет. Оценка Макаровым аварийной работы двигателей вызвала гнев генерального конструктора В. П. Глушко, который к тому же был ведущим разработчиком двигателей. Он приказал отключить трансляцию переговоров экипажа на служебные помещения и заявил, что этот космонавт больше никогда не полетит. Но жизнь внесла свои коррективы. Знания и опыт Макарова еще не раз были востребованы.

Впрочем, беды, обрушившиеся на "Союз-18-1", на этом не кончились. Спускаемый аппарат приземлился на склоне горы, и, если бы не глубокий снег да чахлые деревца, неизвестно, куда бы он скатился. Первыми космонавтов обнаружили геологи. Их маленький вертолет подлетел к склону, и оттуда выпрыгнул молодой человек. Утопая в снегу, он добрался до космонавтов и предложил свою помощь. Вертолет поисковой службы прилетел только к вечеру, когда уже смеркалось, и не смог забрать космонавтов. Так, на заснеженном склоне горы им пришлось пережить "холодную ночевку". Поисковики прилетели на следующее утро. Командир вертолета заявил, что в соответствии с инструкцией не может взять на борт постороннего. Только после категоричного заявления Макарова, что без геолога он не полетит, вертолет забрал всех.

Помню, на сборах на Иссык-Куле между тренировками и теоретическими занятиями мы беседовали с уже побывавшими в полетах космонавтами. Они делились опытом и впечатлениями. В. И. Севастьянов проводил с нами занятия по звездной ориентации. Южное небо, казалось, было специально приспособлено для этого. В свободное время Виталий Иванович охотно рассказывал о своих космических полетах:

- У меня осталось впечатление, что встречавшие нас на Земле волнуются больше, чем мы сами. Помню, при возвращении со станции (это был второй полет В. И. Севастьянова в качестве борт-инженера на корабле "Союз-18" с командиром П. И. Климуком к орбитальной станции "Салют-4", который продолжался почти 64 дня) наш спускаемый аппарат приземлился набок. Климук оказался сверху. Он отстегнул систему фиксации и вылез наружу. На его место залез товарищ, который должен был забрать документацию и помочь мне выбраться. Он был так взволнован, что никак не мог разобрать ся, где что взять, не мог развязать тесемки и открыть дверцы контейнеров. Наконец дошла очередь до меня. И вот я на земле. Даже не верится, что могу стоять самостоятельно. После первого полета не мог.

Огляделся. Место приземления уже застолблено колышками и обтянуто веревкой. Встречающие толпятся у выхода из-за ограждения, не соображая, что нужно дать мне дорогу. Я хочу перешагнуть через веревку и с опаской поднимаю ногу. Медленно перенес одну ногу, затем другую. И вот иду по вспаханной земле. Здорово! По дороге успеваю попросить встречающих, чтобы наши полетные костюмы положили в вертолет. Там мне помогают раздеться. Все белье сырое от пота. Интересно, я чувствую себя совсем не так, как после первого полета, несмотря на то, что этот был более продолжительным.

В первый раз все было не так. (Первый полет В. И. Севастьянов совершил с командиром А. Г. Николаевым на космическом корабле "Союз-9" 1-9 июня 1970 года. Продолжительность - более 17,5 суток.) Тогда нас с Андрияном Николаевым вынесли из спускаемого аппарата на руках и уложили в самолете. Я лежал на матрасе, брошенном прямо на пол. Усилием воли заставлял ноги сгибаться и разгибаться, а они двигались медленно, как чужие. Помню, командира положили на скамейку. Неожиданно все столпились вокруг него. Я перевернулся на живот и на четвереньках пополз туда. Командир лежал без сознания, весь синий.

Врачи сделали командиру укол. Постепенно он начал приходить в себя и, наконец, очнулся. Тогда заметили меня, стоящего на четвереньках, и уложили обратно на матрас. Но потребовались месяцы, чтобы мы окончательно пришли в себя. Да, последствия последнего полета были совершенно другими!

Одним из элементов подготовки на наших сборах были длительные походы в условиях высокогорья, где воздух разрежен, дышится труднее, а каждое движение требует дополнительных усилий. Часто эти походы совмещались с охотой на горных козлов. В азарте поиска и преследования животного мы получали по-настоящему экстремальные нагрузки. Валерий Николаевич Кубасов (на его счету три космических полета, второй из них - на корабле "Союз-19" с командиром А. А. Леоновым по совместной советско-американской программе "Союз" - "Аполлон") рассказал нам забавную историю о том, как российские космонавты и американские астронавты охотились в Америке:

- Во время тренировок в США экипажи космических кораблей, которые готовили по программе совместного полета "Союз" - "Аполлон", однажды повезли охотиться на куропаток. Охота происходила на ферме. В одну машину погрузили и охотников, и их будущих жертв, поехали. Затем, прямо на ходу, куропаток стали выбрасывать из машины, а охотники начали стрелять. Куропатки, оставшиеся в живых, пешком возвратились домой.

Конечно, нас, прежде всего, интересовало, как проходил полет, как выполнялась программа "Союз" - "Аполлон". Валерий Николаевич рассказывал:

- Уже перед стартом стало известно, что на корабле "Союз" вышло из строя телевидение. Руководство решало задачу: пускать или не пускать? На старте стоял дублирующий корабль, но уже на весь мир шел репортаж о подготовке к пуску основного корабля. Естественно, экипажу в это время было не до телевидения, мы лежали в креслах и ждали решения. Отступать было некуда, и руководство дало команду "На старт!".

В соответствии с программой вопрос о старте корабля "Аполлон" окончательно должны были решить после выхода "Союза" на монтажную орбиту. Для этого нам необходимо было выполнить маневр перевода нашего корабля с одной орбиты на другую. Только когда мы завершили эту работу, появилась возможность заняться телевизионной системой. Серией проверок удалось установить, что вышел из строя коммутатор. Посовещавшись с Землей, решили проводить передачи, включая каждую камеру вручную, а репортажи - с помощью переносной камеры.

За 4 минуты до репортажа на Америку, который должен был вести я, выяснилось, что переносная камера не имеет штатного крепления. Передача оказалась под угрозой срыва. Алексей Леонов был в это время в корабле "Аполлон", а в "Союзе-19" вместе со мной находился американский астронавт В. Бранд. На вопрос Земли, можно ли закрепить камеру, я ответил, что сделать это не удается. Тут я сообразил, что надо попросить Бранда выполнить роль оператора. Вручил ему камеру, и совместный репортаж прошел успешно.

Не обошлось в этом полете без розыгрышей и шуток. Когда Д. Слейтон и Т. Стаффорд перешли на борт "Союза-19", мы предложили им космический завтрак. Репортаж об этом транслировался на США. Вместе с Леоновым достали две тубы с наклейками "Столичной" водки. Астронавты обрадовались и с восклицаниями "о'кей" стали демонстрировать их зрителям. Каково же было их разочарование, когда в одной из туб они обнаружили щи, а в другой - соус к мясу.

Были и волнительные моменты. Во время второй стыковки, после захвата, корабли "Союз-19" и "Аполлон" вдруг начали раскачиваться относительно друг друга. Это раскачивание было очень сильным. Леонов высказал опасение, что стыковочный узел может разрушиться. Я успокаивал его, уверяя, что узел на это рассчитан. Действительно, вскоре связку кораблей удалось стабилизировать. Руководитель американской программы поздравил руководителя программы с нашей стороны, технического директора проекта К. Д. Бушуева с удачной стыковкой и похвалил высокую прочность стыковочного узла. Он принес свои извинения за неполадки в управлении "Аполлоном", которые и привели к включению боковых двигателей, вызвавших раскачку связки.

Позднее ребята из ЦУПа рассказывали, с каким волнением они наблюдали за этим "испытанием" и какое почувствовали облегчение, когда все кончилось благополучно...

Другой участник этой программы, Николай Николаевич Рукавишников (он совершил три космических полета; во втором из них, на корабле "Союз-16", участвовал в испытаниях нового стыковочного узла по программе "Союз" - "Аполлон"), тоже делился с нами своими впечатлениями от длительного полета:

- Когда сидишь в корабле, привязанный к креслу, а вокруг идет интенсивная подготовка к старту, ты разговариваешь, смеешься и даже напеваешь, но внутри у тебя все время что-то подсасывает, и все действия выполняются как бы автоматически.

После взлета ждешь отделения корабля от носителя. Раздается сильный взрыв, толчок, и тело вдруг ощущает не свойственную ему легкость. Моментально фиксируешь: произошло что-то страшное, возможно катастрофа, все летит кувырком, и, вероятно, твое сознание уже не связано с твоим телом. В следующий момент голова становится тяжелой, появляются приступы тошноты, все вокруг становится безразличным. Но остановиться нельзя, все твои действия и сама жизнь расписаны по минутам. Думаешь: "Зачем я со всем этим связался?" Хочется послать все к черту и оказаться на Земле, дома, на морском побережье. Не нужно ни славы, ни почестей, ни благ.

Космос - это на самом деле страшно. Передать возникающие там чувства невозможно. Сравнить их не с чем. Может быть, Толстой или Шолохов, побывав в космосе, смогли бы достоверно описать свои ощущения, но у летавших космонавтов подходящих слов не находится.

Осознание того, что на твой полет затрачены миллионы, заставляет сказать себе: работай. Преодолевая все муки, ты приступаешь к исполнению своих обязанностей. Берешь микрофон и начинаешь говорить:

- "Заря"! "Заря"!

"Заря" отвечает вопросом: "Как вы себя чувствуете?" Стараясь говорить как можно бодрее, рапортую: "Чувствуем себя хорошо! Приступаем к проведению регламентных работ"... На самом деле все приходится делать, превозмогая себя.

Только через сутки ты окончательно привыкаешь к новому состоянию. После этого начинаешь ощущать, что невесомость - это интересно, это здорово! Но еще надолго остается чувство неуверенности, оно практически неуправляемо, ведь ты далеко- далеко от родной Земли, оторван от дома, беззащитен. Где-то внизу проплывают океаны и облака, а между тобой и Землей космическая пустота и атмосфера. В начале первого полета Земля кажется необитаемой, на ней трудно различить следы цивилизации. От этого чувство незащищенности только усиливается. Кажется, что, случись что-нибудь, никто не придет тебе на помощь.

Наконец получена команда отдыхать. Мы с Толей (командир корабля Анатолий Васильевич Филипченко дважды пилотировал космические корабли: "Союз-7" в 1969 году и "Союз-16" в 1974-м) достаем спальные мешки и укладываемся. И опять становится страшно: "Мы будем оба спать. А как же корабль? Один, без управления?" Но усталость берет свое, и мы засыпаем. Снится, что я снова дома. Но вот пора вставать. Командир уже проснулся. А я лежу с открытыми глазами и не чувствую перехода от сна к реальности.

- "Заря"! "Заря"! - кричит командир, но Земля не отвечает.

- Толя! Что ты там делаешь? - в смятении спрашиваю я.

- Налаживаю связь, - отвечает он из спускаемого аппарата.

Я смотрю в иллюминатор и вижу, что внизу океан.

- Мы вне радиовидимости, нас не слышат! - успокаиваю я.

Ловлю проплывающую тубу, открываю и ем.

- Толя! Толя! - зову командира. Он подплывает вверх ногами и останавливается. Его перевернутое лицо напротив моего. Спрашивает:

- Чего тебе?

- Давай завтракать...

Одна из серьезных проблем в деле освоения космического пространства - невесомость. Для изучения ее влияния на живые организмы были созданы серии биологических спутников: в СССР - "Бион", а в США - "Биос". На этих спутниках проводились многочисленные исследования с использованием разнообразных биологических объектов: семян, водорослей, высших растений, бактерий, черепах, мышей, крыс, обезьян...

Действие невесомости на людей сначала имитировали на Земле. Помещали испытателей в жидкость, удельный вес которой равен удельному весу тела человека. Снижение нагрузки на мышцы в условиях невесомости моделировали в экспериментах с ограничением подвижности испытателей. Для отработки движений в условиях пониженной гравитации были созданы специальные системы, в которых человека подвешивали в горизонтальном или в наклонном положении и он передвигался по наклонной или вертикальной поверхности.

В пилотируемых полетах отрабатывались технические приспособления, фармакохимические препараты, рационы питания и методики физических тренировок, позволяющие уменьшить отрицательное действие невесомости.

Конструкторы и проектировщики предлагали свои инженерные решения компенсации невесомости при длительном космическом полете. Еще при С. П. Королеве разрабатывался проект эксперимента, во время которого два связанных фалом корабля должны были вращаться вокруг общего центра масс. Возникающая при этом центробежная сила имитировала бы силу тяжести. Следующим шагом стало предложение создать космический корабль в виде огромного тора (кольца), постоянно вращающегося вокруг своей оси. В этом случае на людей и все предметы, находящиеся внутри корабля, будет действовать центробежная сила, воспринимаемая как сила притяжения.

На мой взгляд, наиболее убедительны решения, принимаемые на основании опыта длительных пилотируемых полетов. Дело в том, что восприятие космического полета и невесомости в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей организма и тщательности выполнения космонавтом разработанных профилактических мероприятий. В этой связи интересно сравнить впечатления космонавтов о первых длительных полетах с опытом космонавта, совершившего самый продолжительный космический полет в ХХ веке.

Командир корабля "Союз-9" Андриян Николаев, который летал вместе с борт-инженером В. И. Севастьяновым, после полета, признанного в то время самым длительным - 17 суток 16 часов 59 минут, - на вопрос: "Что было бы с вами, если бы вы пролетали еще неделю?" ответил: "Возможно, что на Землю привезли бы трупы!"

А вот что рассказывает Валерий Владимирович Поляков, который спустя четверть века провел на орбите 437 суток 17 часов 58 минут 32 секунды (для В. В. Полякова его рекордный по длительности полет на орбитальную станцию "Мир", который проходил с 8 января 1994 года по 22 марта 1995 года, был вторым. Первый полет, совершенный в 1988-1989 годах, продолжался 240 суток 23 часа 35 минут 49 секунд).

- Перед вторым стартом я почти не волновался. Наоборот, меня охватило чувство глубокого удовлетворения тем, что все переживания, связанные с подготовкой полета, позади и начинают сбываться мои планы дальнейших исследований в космосе. На этот раз у нас все шло как по-писаному. Ничто не хлопало, не взрывалось, не вибрировало. Волнения начались, когда отработала первая ступень. Переход был такой плавный, что возникло ощущение, будто у корабля нет тяги, что мы падаем. Хотя страха особого не было, а, наоборот, хотелось посмотреть, куда же мы летим.

То же самое повторилось со второй ступенью. После выключения двигателя возникло ощущение, что кто-то дал кораблю сильный пинок в зад, а потом он повис. У меня, как и в первом полете, не было отрицательной реакции на невесомость. Но если тогда было ощущение чего-то необычного, сказочного, то переход к невесомости во второй раз я воспринял как обычное дело, как продолжение предыдущего полета. Очень хотелось есть. Но вот прошла проверка на герметичность; телеметрия сообщила, что все антенны раскрылись. Пришло чувство радости от того, что начала сбываться мечта, к которой очень долго стремился.

Изменение режимов полета не вызывало у меня ощущения дискомфорта. Это более существенно для тех, у кого есть склонность к болезни движения, когда в невесомости вестибулярный аппарат не справляется с предлагаемыми обстоятельствами, то есть координация не налаживается в силу индивидуальных особенностей организма. Я же с интересом наблюдал переход на каждый новый режим, особенно проведение маневров, предшествующих перестроению на монтажную орбиту и стыковке, когда, сидя пристегнутым к креслу, всем телом ощущаешь разгон корабля двигателями и его торможение.

Стыковка с орбитальной станцией прошла успешно. Предстоит переход в станцию. Это очень эмоциональный момент. Открывается люк, и тебя встречают ребята. Корабль существенно меньше станции. За время автономного полета его атмосфера пропитывается запахами наших тел. Конечно, привыкаешь. Никуда от этого не деться. Поэтому при переходе в станцию прежде всего поражают ее большой объем и свежесть воздуха.

Большой объем требует более внимательно контролировать себя при перемещениях. В начале пребывания на станции ребята часто ловили меня и предупреждали, что нужно двигаться осторожней, а то можно сбить закрепленную в разных местах аппаратуру. Бывало, конечно, сшибал. Ребята сердились, но через пару-тройку дней я уже уверенно перемещался по отсекам.

Тем, кто страдает болезнью движения, труднее, поэтому они стараются меньше двигаться. Однако жизнь заставляет перемещаться с одного места на другое, при этом движения оказываются нескоординированными, происходит как бы раскачка: чем больше человек делает нескоординированных движений, тем больше они приносят ему отрицательных ощущений и тем меньше он себя контролирует.

Эффект болезни движения в невесомости усугубляется тем, что во время еды или при приеме воды непроизвольно глотаешь много воздуха. Он переполняет тебя и раздувает, как лягушку, создавая ощущение тяжести в желудке. Основоположники космической медицины утверждают, что проглоченный воздух провоцирует укачивание, а избавиться от него, как на Земле, с помощью отрыжки, невозможно. Решение этого вопроса подсказал его величество Случай. Однажды, услышав аварийный сигнал, я кинулся в переходный отсек, где пришлось резко затормозить, произошла отрыжка, и я освободился от избыточного воздуха. Так постепенно накапливались приемы и опыт выживания в условиях невесомости.

Возвращение на Землю - это самое основное. Хочется вернуться живым и здоровым, потому что знаешь, что наработана куча материалов, жутко полезных для всех, для нашей работы и для себя. Планы строишь большие.

Несомненно, один из самых волнующих этапов - спуск. Сначала ждешь включения тормозного двигателя, следишь, так ли сориентирован корабль, положенное ли время отработали движки. Очень эмоционален и ощутим физически вход в плотные слои атмосферы. Перегрузка тебя притягивает постепенно, с нарастающей силой. За время пребывания в невесомости ты настолько отвык от нагрузок, что перегрузка кажется в два раза больше, чем на самом деле. Дальше с волнением ожидаешь раскрытия основного парашюта, кажется, что он запаздывает.

Встреча с Землей не всегда бывает мягкой. При сильном ветре возможен очень сильный удар, потому что возвращаемый аппарат начинает раскачиваться на стропах парашюта. Первый удар может прийтись как на правый, так и на левый борт. Если аппарат соприкасается с Землей задним ребром, то удар получает командир. Многое зависит от того, как ты привязан. Однако, как бы сильно ты ни затягивал ремни, зазор все равно остается. Поэтому даже при так называемой мягкой посадке ощущение удара может быть очень чувствительным.

Радость, испытываемая после приземления, не зависит от того, какой раз ты совершаешь посадку. Еще в спускаемом аппарате начинаешь строить планы своей земной жизни, вспоминаешь, что хотел бы покушать; думаешь, что дадут рюмочку, что можно будет закурить. В космосе за все время полета я, естественно, ни разу не курил!

И в первом и во втором полете я добросовестно занимался профилактической физкультурой, благодаря чему после посадки на Землю оба раза самостоятельно покидал спускаемый аппарат и делал несколько шагов по Земле. Это было частью большого эксперимента, который я проводил. Нужно было доказать, что космонавты смогут самостоятельно эвакуироваться в случае аварийной посадки после длительного полета. Кроме того, после второго полета нужно было продемонстрировать, что космонавты в состоянии передвигаться по Земле после длительного пребывания в невесомости. И я сделал самостоятельно несколько шагов.

Но произошел небольшой конфуз. Дело в том, что по расписанию первым из спускаемого аппарата эвакуировали командира, второй должна была выйти бортинженер Лена Кондакова и только после нее - я. Поэтому я неторопливо готовился к выходу. Неожиданно поисковики предложили мне покинуть аппарат вторым, а Лене третьей. Я с готовностью поднялся из кресла и начал выбираться наружу. Но какая-то сила неумолимо тянула меня обратно. Такого ощущения после первого полета не было.

Господи, думаю, неужели я так слаб, что не могу преодолеть земное притяжение?! В глазах темно! Ну не могу дальше двигаться! Но все-таки напрягся, зад вытащил и сел на обрез люка. Аппарат стоял наклонно. Я посмотрел внутрь и увидел шланги подачи кислорода и вентиляции скафандра, которые впопыхах не успел отстегнуть. Они связывали меня с кораблем, как пуповина. Освободившись, я спустился на землю и пошел нормальной походкой.

Но долго идти мне не дали. Окружили журналисты, поисковики, врачи. Усадили в кресло. Посыпались вопросы. Кто-то просил, чтобы я сказал несколько слов в микрофон. Игорь Гончаров, врач отряда космонавтов, начал измерять давление.

На Земле как на Земле - подумал я.

Завершая свой рассказ, я вспоминаю тех, кого уже нет. При возвращении из космоса погибли наши товарищи Владислав Волков и Виктор Пацаев. Нет с нами Бориса Егорова, Николая Рукавишникова, Олега Макарова, Геннадия Стрекалова, Анатолия Левченко, погиб во время тренировок кандидат в космонавты Анатолий Демьяненко, разбился при показательном полете летчик-испытатель Римантас Станкявичюс, зачисленный в отряд для пилотирования многоразового корабля "Буран". Ушли из жизни многие, но память о славных делах героев космоса, о тех, кого нет, и тех, кто жив, остается. Частица ее - в этих записках, где я рассказал о том, что было со мной и с ними.

www.nkj.ru

исследователь - это... Что такое космонавт-исследователь?

 космонавт-исследователь космонавт-исследователь, космонавта-исследователя

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.

Смотреть что такое "космонавт-исследователь" в других словарях:

dic.academic.ru

Командиры, инженеры, исследователи: что изменилось в подготовке космонавтов за 55 лет - Космос

Виктор Бедненко, доктор медицинских наук, сотрудник Научно-исследовательского испытательного центра авиационной, космической медицины и военной эргономики Минобороны РФ, рассказал об особенностях подготовки космонавтов.

– Виктор Степанович, работая в ГНИИИ авиационной и космической медицины, вы принимали участие в подготовке первого экипажа космонавтов?

– Я в 1971 году пришел. Это было начало программы орбитальной станции "Салют". В июне того года погиб первый экипаж, отправившийся на первую станцию,  –  Добровольский, Волков и Пацаев.

– Подготовка в первом отряде космонавтов была достаточно жесткой. Оставалась ли она таковой в период начала вашей работы и в последующем? Одинаково жесткие требования или от чрезмерного – к более мягкому режиму?

– Прежде чем что-то рекомендовать космонавтам, это проверялось на испытателях. Отряд испытателей был в нашем институте, у метро "Динамо".

– Это так называемый отряд №0?

– Я такого названия не слышал. Было, так сказать, персональное название "космонавт №0".

Его заслужили два человека с одинаковой фамилией. Один из них – Нефедов Сергей Павлович – работал испытателем в нашем институте, другой – Нефедов Сергей Иванович – тоже испытателем, но в Институте медико-биологических проблем. Так вот, Сергей Павлович тогда служил солдатом в ГНИИИАиКМ. Как и все члены отряда испытателей, он проходил срочную службу по согласию, т. е. подписывались документы, что вместо срочной службы где-то в гарнизонах рядовые согласны посвятить три года авиакосмической медицине.

Тогда в отряде испытателей было 20-30 человек. Численность в разное время составляла от 30 до 70 военнослужащих. Прежде чем рекомендовать что-то космонавтам, все отрабатывалось на этих солдатах. Причем они за это получали хорошее денежное вознаграждение. Некоторые получили награды, например, Сергей Павлович Нефедов – орден Красной Звезды. Еще человек 30-40 получили медали – "За трудовое отличие", "За трудовую доблесть" и т. д.

За что? В частности, испытывался скафандр, в котором космонавт летает, – это последняя надежда на спасение, если что-то случится.

Трагически погибшие Добровольский, Волков, Пацаев, которых я упоминал, летали без скафандров. Тогда по ряду причин некоторые начальники гражданской промышленности доложили руководству, что скафандры не нужны. И наш институт был тогда единственным, кто написал особое мнение на это решение: нельзя с космонавтов снимать скафандры, т. к. это последнее техническое средство, которое позволит спастись.

Конечно, первый отряд отбирали по очень жестким критериям. Причин тому было много.

Во-первых, никто не знал, с чем человек столкнется в космосе. Это сейчас мы все знаем. Более или менее… Американские психологи высказывали мнение, что после отрыва от Земли человека обуяет жуткий страх, чуть ли не с ума сойдет. К счастью, это не подтвердилось.

Второй момент. В космическом полете человек подвергается экстремальному воздействию целого ряда факторов, например перегрузок. В космосе они действуют на взлете и посадке, самых опасных участках полета.

Готовить астрофизика или биолога точно так же, как и командира корабля, не имеет никакого смысла. Соответственно, у всех троих – разные программы подготовки и испытаний. Хотя есть разделы подготовки, которые одинаковы для всех. Допустим, для космонавтов-исследователей – это наиболее щадящая программа подготовки, в частности парашютная подготовка проводится часто не в полном объеме. А для командира или бортинженера таковая обязательна. Особенно для командира, потому что на нем лежит вся полнота ответственности за жизнь и работоспособность экипажа, особенно в экстремальных аварийных ситуациях.

Спецпроект на тему

По самой жесткой программе готовится командир экипажа, почти по такой же, но чуть-чуть послабее – бортинженер. Кстати, бортинженеры в основном – все гражданские, а командиры в основном военные летчики. Третья группа – это космонавты-исследователи, их могут набрать где угодно.

Отвечая на другой ваш вопрос: критерии отбора стали более мягкими, некоторые разделы вообще исключены. Например, для сравнения, в США центрифуга была исключена из программы подготовки, по-моему, с 1971 года, т. е. в первых отрядах астронавтов их вращали на центрифугах, готовили, а потом пришли к выводу, что это не обязательно, и исключили.

– У нас ведь центрифуга осталась?

– У нас осталась, конечно. Но не на "Динамо", а в ИМБП и в Центре подготовки космонавтов.

– Вы сказали, что критерии отбора стали мягче. В чем именно?

– Первое – режимы тренировок стали менее жесткими, в частности, если говорить о центрифуге, то величины перегрузок и их продолжительность стали меньше. Второе – парашютная подготовка. В первых полетах по программе "Восток", когда космонавты приземлялись не в корабле, а на парашютах, требовалось совершить несколько десятков прыжков. Точные цифры не помню, но Гагарин и Титов около 40 прыжков совершили. По мере развития космонавтики доля этого вида подготовки уменьшалась. Парашютная подготовка до сих пор существует, но большого количества прыжков не требуется, обычно один-два. Некоторые космонавты вообще без этого обходились.

– Есть также тренировки на выживание на воде, в лесу, в пустыне?

– Это обязательный вид подготовки.

– А их условия смягчились? Или уровень сложности остался таким же?

– Конечно, стало полегче. Например, сейчас все тренировки в основном проходят в Подмосковье, есть база на Медвежьих озерах, где имитируются приводнение и эвакуация экипажа из спускаемого аппарата. В советские времена в Феодосии располагалась база по отработке навыков эвакуации экипажа при приводнении. Раньше на тренировки по выживанию возили в тайгу, а сейчас – в Подмосковье. Если иметь в виду перечень возможных мест спуска – на воду, в тайгу, приземление в пустыне и в условиях Крайнего Севера, то перечень практически не изменился.

– Если сравнить критерии медицинских и психологических требований тогда и сейчас, то что изменилось?

– Сейчас требования однозначно менее жесткие. Особенно для категории космонавтов-исследователей. Есть приказ двух министров, здравоохранения и обороны. Там обозначены три группы. Первая – кандидаты в космонавты, то есть те, кто не летал, но готовится. Вторая – космонавты или летчики-космонавты. Третья – космонавты-исследователи. Для каждой из этих групп свои требования по уровню здоровья. Самые жесткие требования для первой группы, чуть менее жесткие – для второй и достаточно нежесткие для третьей группы. Так, для космонавтов-исследователей допускается наличие некоторых заболеваний вне обострения или в фазе ремиссии. Например, хронический тонзиллит – это воспаление миндалин более трех-четырех раз в год. Космонавту рекомендуют тонзилэктомию (удаление миндалин). Проходит лечение, все заживает, его обследуют, видят, что все в норме, – космонавт может допускаться к полету. В 1960-е годы несколько человек после тонзилэктомии благополучно летали в космос. И сейчас такие есть.

– В прошлом веке тоже было разделение на группы – или была одна?

– Нет. С появлением многоместных экипажей, начиная с программы "Восход", бортинженер и космонавт-исследователь были гражданскими лицами (в первом экипаже: Комаров – военный летчик, Феоктистов – инженер-конструктор из фирмы Королева, Егоров – врач из Института медико-биологических проблем). Естественно, что гражданские проходили первоначально у себя отбор, а потом вливались в военную систему. Их обследовали в авиационном госпитале в Сокольниках. Критерии отбора по мере накопления опыта и прогресса космонавтики менялись в сторону менее жестких. То, что не допускалось для космонавтов первого отряда, с развитием медицины уже рассматривалось спокойнее. Раньше к полетам в космос не допускались беззубые, в последующем допускалось отсутствие нескольких зубов – трех или четырех.

Вот пародонтоз является абсолютным противопоказанием для полета.

– А, например, такие критерии, как рост, возраст и вес?

– Конечно, есть ограничения.

– Поменялось ли что-то?

– Конечно. Пример – космонавт Валерий Рюмин. Он выше 190 см. Полвека назад ограничение по росту было не выше 170 см. Запрещалось иметь избыточный вес. Рост минус 100, например при росте 170 см вес должен быть не более 70 кг. Тогда это жестко соблюдалось. Когда появились более просторные транспортные корабли "Союз" и когда основное время космонавт стал проводить на орбитальной станции (где пространство гораздо больше), тогда ограничения по росту практически сняли.

Спецпроект на тему

По весу – были такие случаи, когда космонавт в ходе предполетной подготовки садился на диету, сбрасывал килограммы до нужных пределов, стартовал, а на орбите опять их набирал. В этих случаях категорически требовалось, чтобы перед посадкой он вновь сбросил лишнее. Потому что избыточный вес при посадке – очень страшная вещь: перегрузки возрастают, и для этого космонавта, и для экипажа в целом возрастает риск переломов и т. п. Было несколько космонавтов, которые недели за три-четыре до посадки садились на жесткую диету.

– А что касается возраста? Изменились ли требования?

– Тогда было однозначно: чем моложе, тем лучше. Но, конечно, требовалось, чтобы человек был профессионалом.

– До 35-40 лет можно было летать?

– Да. Ограничений по возрасту в общем-то нет. Даже если приказами какие-то ограничения вводятся, медкомиссия, если она считает возможным, имеет право дать любому человеку так называемую индивидуальную годность.

– Виктор Степанович, подводя итог, достаточно ли сейчас быть Гагариным, чтобы отправиться в космос? Я имею в виду человека с таким же уровнем подготовки.

– Подготовка и здоровье – разные вещи. Если в общих чертах, то в жестких требованиях к здоровью космонавта уже нет необходимости. По подготовке – обязательно должен быть необходимый минимум, т. е. кандидат должен уметь действовать в экстремальных и нештатных ситуациях, несмотря на автоматику и т. п. Так же, как и любой летчик.

tass.ru