Литературная критика. Кризис жанра


Кризис жанра, способы его устранения

Немало крылатых фраз было придумано людьми для отображения ощущений внутреннего мира и своих переживаний. Целые словари создавались под эти нужды, а классики русской литературы были способны воспроизвести сотни известных выражений. На одном из них стоит остановиться поподробней. Выражение "кризис жанра" в последнее время стало очень популярным.

С чего все начинается?

Многие писатели, поэты, мыслители, стремящиеся двигать человечество вперед, генерируют и публикуют новые идеи. За счет этого процветает наша цивилизация. Но, помимо прочего, эти идеи нужно изложить в правильной форме, для чего авторам нужно постоянно заниматься саморазвитием.

Все это провоцирует новые мысли и идеи. Кто-то творит с самых ранних лет, как Стивен Кинг, который написал свой первый рассказ в детстве. Уже тогда он понимал, как хочет зарабатывать на жизнь. Или Пушкин, писавший стихи еще в лицее. Некоторые раскрыли себя в более поздние годы, как Виктор Цой, который начал творить только в юности, ну, или Сергей Бодров. Кто-то начал воплощать свои идеи и таланты в жизнь в зрелом возрасте. Всех этих людей объединяет наличие идей, которые они продвигали в жизнь.

Почему именно они?

Почему именно та категория людей, которая была описана выше, является особенной? Эти гении привнесли в мировую культуру много нового, ранее невиданного. Они создали свой жанр или заняли главенствующее положение в другом. Под них подстраивались, их стили пытались копировать. Кто-то из этих великих личностей так и остался неповторимым, а шаблоном другого охотно пользуются, создавая теперь уже посредственность. Но даже у таких людей бывали кризисы. С чем же это связано?

Кого не коснулся кризис жанра?

Есть люди, которых называют генераторами идей. Таким был русский классик Лев Николаевич Толстой, написавший более девяноста томов своих произведений. Являясь дворянином, он стал педагогом, философом и писателем. Стивен Кинг, превративший жанр ужасов в свой полигон для испытаний, тоже был такой личностью. Не только среди писателей, но и среди музыкантов есть подобные экземпляры. Одним из таких был Рихард Вагнер, что вывел немецкую классическую музыку на новый уровень.

Причины кризиса жанра

Можно творить в любой области. И у кого-то получается делать это, не останавливаясь. Но есть люди, у которых идеи закончились. Им больше нечего сказать, они не способны дать миру ничего нового. Это и является кризисом жанра в узком смысле. Такой творческий застой делится на два типа: временный и постоянный.

Временный кризис жанра условно связан с какой-то неприятностью, проблемами в жизни созидателя. Он не может творить в силу того, что впал в депрессию, его поглотила зависимость, физический недуг или то, что мешает создавать. У каждого, наверное, бывали такие периоды.

Постоянный кризис жанра связан с тем, что сам жанр может быть уже неактуален. Мало кто будет, к примеру, смотреть комедии Чарли Чаплина в XXI веке, в цифровую эпоху, когда есть множество более интересных вещей. Жанр безнадежно устарел и отправился на покой. Порой известные в своем жанре классики тоже останавливаются. У них при этом даже могут быть идеи, но уже не такие яркие, как раньше.

Что делать для преодоления кризиса?

Мы разобрались, что значит, кризис жанра. Но как же с ним справиться? Есть ряд вариантов, способных помочь во время тотальной апатии и отсутствия идей. Рассмотрим поподробней:

Выводы

Так что это такое, кризис жанра? Это то состояние, когда у человека отсутствуют идеи для созидания. Хоть проблема это довольно распространенная и серьезная, не стоит ее бояться. Нужно просто привести себя в порядок или сменить сферу деятельности. Тогда с кризисом будет покончено.

fb.ru

Трио «Кризис жанра» — Циклопедия

Трио «Кризис жанра»

Музыкальный коллектив

Годы 2014 — наши дни
Состав Гар (Игорь) ДмитриевНиколай ТерещенкоВладимир Хотелашвили
Команда КВН «Кризис Жанра» [8:29]

Трио «Кризис жанра» — комедийный коллектив в шоу Comedy Club на канале ТНТ.[1]

Творческий коллектив был создан 1 марта 2014 года. Участники первого состава трио: Гар (Игорь) Дмитриев, Николай Терещенко и Василий Зинин закончили Финансовую Академию при Правительстве РФ, где и познакомились. Вместе играли в КВН в команде «Кризис Жанра» (Москва) в первой Лиге МС КВН 2008. Выступления транслировались на нижегородском областном телеканале ННТВ (2008 год).[нет источника]

Трио «Кризис жанра» участвовало в 5 сезоне (суперсезоне) шоу Comedy Баттл на ТНТ и вышло в полуфинал. По правилам передачи ее победители получают возможность стать участниками шоу Comedy Club. Несмотря на то, что участники не победили в шоу, трио стало единственным коллективом в истории Comedy Баттл, которое вопреки правилам получило приглашение выступать на сцене Comedy Club от Гарика Мартиросяна, креативного продюсера передачи.[нет источника]

Участники шоу стали постоянными резидентами шоу Comedy Club с 08.05.2015.

Данный раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Внешние ссылки рекламного характера в этой статье нежелательны

cyclowiki.org

Imagine Cafe — легендарное рок-кафе

Imagine Café (ex Krizis Zhanra)Moscow, Pokrovka 16/16 st. 1,+7 495 623.25.94+7 965 102.46.20

I hope someday you’ll join usAnd the world will live as one

Imagine Café — легендарное кафе с видом на Хохловскую площадь, которая превратилась в амфитеатр с участком стены древнего Белого города.

Наше сердце — это музыка, и это сердце бьется в особом ритме. Ритм вкуса — это бизнес-ланчи, но гармония вкуса раскрывается во время ужина, а его динамику можно найти в ночных концертах и улётных дискотеках по пятницам и субботам.

В меню представлены практически все популярные блюда европейской кухни, включая почти 15 видов салатов, бургеры и домашнюю пасту, которую повара готовят прямо на кухне, и многое другое.

Более чем демократичные цены — не единственный плюс столичного кафе. По будням после 21:00 начинаются живые акустические концерты, что не может не радовать наших гостей за ужином. Здесь, в клубном уюте, рождается свобода, которой и является музыка без границ. Именно поэтому у нас нет ограничений по музыкальным форматам. На нашей сцене можно услышать взрывной рок-н-ролл, шугейз, инди, веселый панк или блюз от превосходных музыкантов из России, Англии, Америки и Европы.

История пишется каждый день. Приходите в гости и создавайте эту легенду вместе с нами!

Чтобы узнать, кто у нас выступает, можно свериться с нашей афишей концертов.

С осени 2015 года мы открыты по старому адресу «Кризиса Жанра» на Покровке.

Акустические концерты

HAPPY HOURS (алкоголь в подарок): 2=3Закажите два напитка, третий получите в подарок!Пн, Вт, Ср, Чт — с 00:00 до 5:00 // с 16:30 до 19:00

Часы работы кафе:Пн — Чт, Вс:    11:30-05:00    //    Пт — Сб:    11:30-06:00

 

 

Imagine Café — where the music is a food for your soul and the taste of it is your delicious dinner and all this combined on exquisite level of nowhere else to find in Moscow. Don’t be behind of creating the legend, be ahead of it — participate in making the trend. Rhythm of the taste is a business lunch in here. A harmony is a dinner!

Finally culmination and dynamics are the night gigs on Fridays and Saturdays and undoubtedly a hottest discotheque. Acoustic shows on weekdays.

We got musicians from Russia, Europe, the States and the UK, unleashing their talents here through rock-n-roll, indie, funny punk, shoegaze and blues. Here we believe in music as an expression of individuals and bottomless wine jar of freedom.

Check the concert dates.

We are open from the autumn of 2015 in the place of former ”Krizis Zhanra”. Come join the vibe!

Happy hours (when booze is multiplied 2=3):Monday – Thursday: 00:00 till 5 am // 4.30 pm till 7 pm

We are open from Monday to Thursday and on Sunday from 11.30 till 5 amFriday and Saturday from 11.30 till 6 am.

imaginecafe.moscow

Кафе «Imagine Cafe» в Москве: фото | Лучшие забронировать столик Москвы

Выпить и поесть Клубы Забронировать столик

Посмотреть фотогалерею места

Кафе, прежде известное как «Кризис жанра» — закрылось

пн–ср: 11:00–05:00чт–пт: 11:00–06:00сб–вс: 11:00–05:00

Небольшой уютный клуб-кафе. Здесь совершенно спокойно можно познакомиться с художником абстракционистом или поэтом модернистом, публика очень разнообразная, но никогда не скучная и не привыкшая ставить себя в какие-либо рамки.

Кирпичные стены кафе выкрашены в белый цвет и украшены мозаикой Петра Пастернака.

Это именно то место, в котором можно и посидеть за кружкой пива, и послушать самую разнообразную музыку, полакомиться сладостями, и почувствовать, что это underground во всех отношениях. Здесь вы не услышите ни одной ноты рока, только фанк, фанки-панк и альтернативу.

Стоит заметить, что местечко это довольно маленькое и способно уместить максимум человек 40, поэтому лучше всего заказывать столик сразу. А еще в кафе занимаются выпечкой собственного хлеба, что не может не удивить.

Фото — Илья Никитин

  • Добавление и реклама места
  • Добавить событие
  • Владельцам мест
  • Реклама

10 самых популярных и бронируемых квестов

Клубы и забронировать столик рядом с адресом «Покровка, 16/16, строение 1»

Кафе диско бар Карибы

Атмосфера жаркого лета, обжигающего свободой и романтикой

20 м

Ресторан, бар, клуб и аквариум #LOL

360 сортов водки, аквариум и двухметровый дискобол

1.5 км

Чешский ресторан Будвар

Забронировать столик

Уютный чешский ресторан с котами и пивом прямиком с завода «Budweiser Budvar»!

2 км

Кафе и клуб Квартира 44

Зайти в пиано-бар и домашний ресторан в старой московской квартире

2.5 км

Beer & Wine bar Too Much

Лучшие сорта вина и пива в баре на Тверской

2.5 км

Ночной клуб M!crobe

Новый клуб от создателей «Кризиса жанра» на Покровском бульваре

110 м

Честный трэш клуб Наука и Искусство

«НИИ»: Небольшое помещение, предельная простота и хорошая музыка

1.5 км

Домашний ресторан Delicatessen

Забронировать столик

Место в списке 50 лучших баров мира по версии Drinks International

2.5 км

Ресторан White Rabbit

Ресторан с живописной панорамой на 360 градусов, охватывающей центр Москвы

4 км

Место Dewar's Powerhouse

Бар, ресторан, музыкальная студия и братство

1.5 км

Клуб и кафе Пропаганда

Один из старейших клубов Москвы

830 м

Другие забронировать столик в Москве

Ресторан, бар и веранда 32.05

Забронировать столик

Ресторан с верандой в саду Эрмитаж

Русский ресторан Мари Ванна

Забронировать столик

Уютный, домашний, ресторан для ценителей традиционной русской кухни

Кафе Black Market

Забронировать столик

Кафе Айзека Корреа, создателя Correas с современной американской кухней

Арт-кафе Рукав

Забронировать столик

Кафе с интересным интерьером и пространство для творчества

Ресторан Osteria Bianca

Забронировать столик

«Остерия Бьянка» на Белой площади

Ресторан Шинок

Забронировать столик

Самый украинский ресторан в Москве

Ресторан Обломов

Забронировать столик

Полное собрание удовольствий русской кухни

Японский ресторан Сейджи

Забронировать столик

Настоящий японский ресторан, открытый японским шеф-поваром Сейджи

Бар Томат

Забронировать столик

Итальянский кафе-бар располагает по-домашнему теплой атмосферой

a-a-ah.ru

Кризис жанра.

Количество просмотров публикации Кризис жанра. - 95

ЛИТЕРАТУРА

Имиджевое интервью — жанр PR- текста͵ представляющий собой текст беседы с первым (или должностным) лицом организации, фирмы, способствующий формированию (приращению) паблицитного капитала базисного PR- субъекта.

Особенностью любого вида интервью является изложение фактов или информация о событиях от лица интервьюируемого, для PR- текста это должно быть первое или значимое для данной организации лицо. Выбор интервьюируемого (источника информации) для имиджевого интервью зависит от целœей публикуемого в СМИ материала. В этой связи укажем мнение А.Зверинцева; ʼʼОдним из правил успешной коммуникации является продуманный выбор как источника информации, так и непосредственного коммуникатора, взвешивание на тончайших весах как сильных, так и слабых сторон вступающего в контакт с аудиторией субъектаʼʼ (Зверинцев 1997: 106), поскольку цель любого интервью — это донесение до общественности информации, основанной на суждениях собеседника.

Имиджевое интервью преследует ряд определœенных целœей: — информирование общественности о позитивном опыте организации, ее заслугах;

—информирование о предстоящем событии (к примеру, юбилее) или дать подробности произошедшего новостного события;

—разъяснение общественности позиции или точки зрения лица, организации.

Традиционно в журналистике выделяют следующие разновидности интервью: событийное, портретное, проблемное.

В центре внимания имиджевого интервью может находится социально значимая персона — политик, деятель бизнеса и проч.

Имиджевое интервью должно содержать сведения следующего рода: фамилия, имя, отчество, служебное положение интервьюируемого, фирма или организация, которую данное лицо представляет. Подпись автора материала не обязательна, но чаще всœего она присутствует. Так, к примеру, в следующем интервью подпись автора под материалом отсутствует, однако имя автора указывается в лиде интервью. Материал набран на голубом фоне (коммерческий материал), посвящен юбилею (5 лет) радиостанции ʼʼСеребряный дождьʼʼ, сопровождается фотографией генерального директора радиостанции, помещен также и логотип радиостанции. Приведем только начало этого материала:

Золотые кадры ʼʼСеребряного дождяʼʼ

4 июля радиостанции ʼʼСеребряный дождьʼʼ исполнилось пять лет. Кто бы мог подумать, что у истоков ее появления стояли вовсœе не олигархи, а простой 22-летний парень и... картина Гогена.

Денис Морозов взял интервью у Дмитрия Савицкого, самого молодого генерального директора FM-радиостанции.

Дмитрий Савицкий: Я нарушил всœе семейные традиции, ведь всœе мои родственники связаны с кино. Дедушка был военным оператором, отец — член союза кинœематографистов, мама работала в Союзинформкино, а тетя — в Центрнаучфильме. брат учился во ВГИКе. Интерес к радио у меня возник через любовь к музыке. Когда в 1992 году я вернулся из армии, то увидел, точнее, услышал, какой начинается бум музыкального радиовещания. Тогда мало кто понимал, что такое РМ - вещание. Публика была неискушенная и благодарная и взахлеб слушала ʼʼНостальжиʼʼ, ʼʼЕвропу плюсʼʼ, ʼʼМ-радиоʼʼ, ʼʼРа-дио-101ʼʼ (журнал ʼʼКарьераʼʼ, №7-8,2000).

В качестве примера портретного интервью приведем отрывок интервью из газеты ʼʼАлександр Неврозов: ʼʼЯ берусь исправить положениеʼʼʼʼ (ʼʼКомсомольская правдаʼʼ, 03.03.2000), представляющий диалогическое единство. Особенностью этого типа интервью будет интерес к внутреннему миру, убеждениям, политическим взглядам, привычкам, эмоциональному состоянию объекта текста͵ что может полнее раскрыть его (собеседника) сущность и тем самым формировать паблицитный капитал:

— Будучи депутатом Государственной Думы, вы неоднократно позволяли себе резкие высказывания в адрес коллег и в адрес российских законов. Сейчас вы кандидат в Государственную Думу по 99-му одномандатному округу.

— Резкие высказывания я себе позволял и буду позволять. Отношение к Думе у меня не улучшилось. Я хочу быть депутатом Государственной Думы, но не хочу быть в Думе. Это две огромные разницы. Заседаловки, которые там происходят, меня не привлекают. Депутатство для меня — это инструмент, с помощью которого облегчается решение многих проблем простых людей. И если мне придется выбирать — заниматься проблемой человека или ехать на заседание слушать бред, который там несут, — я, конечно, выберу проблему человека. Я буду заниматься проблемами людей, а не тусовкой и раздачей интервью в вестибюлях Государственной Думы.

— За время вашего депутатства вы не примкнули ни к одной политической фракции. Такое впечатление, что у вас в характере ‣‣‣— всœегда идти против всœех. Для политика это не самое полезное качество, мне кажется.

— А я не иду против всœех. Я просто не вижу силы, с которой мне было бы по пути. Это касается проблем избирателœей — реальных людей, которые для меня важнее, чем выпендреж друг перед другом. Мне не по пути с фракциями, потому что их основную массу составляют люди, прошедшие по спискам, за которых никто не голосовал. Для меня они никто. Это стадо, массовка, а у меня профессиональное отношение к массовке — поскорее отправить их пить кофе.

Интервью имеет подпись: ʼʼБеседу вела Анна Куликоваʼʼ и со­ответствующую пометку: ʼʼМатериал оплачен из избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы Невзорова А.Г.ʼʼ.

Имиджевое интервью может сопровождаться факт-листом — биографией, как, к примеру, интервью с президентом ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼМос-

ковская кондитерская фабрика ʼʼКрасный Октябряʼʼʼʼ А.Н.Даурским ʼʼГлавный октябренокʼʼ (журнал ʼʼВещьʼʼ, № 12, 2000, с. 2-4). На врезке под имиджевой фотографией помещается биография интервьюируемого. При этом данный факт-лист дает информацию не только о президенте ПАО (до 2015 г. ОАО) , но в большем объёме и о самом предприятии.

Обычно имиджевое интервью публикуется в СМИ. При этом такого рода текст может также и распространяться и во время проведения пресс-конференции, как это было, сделано во время пресс-конференции по поводу судебного разбирательства между ООО ʼʼТелиа Информедиаʼʼ и ʼʼИздательским домом ʼʼПресскомʼʼ. Приведем лишь часть этого интервью.

Интервью с генеральным директором ООО ʼʼТелиа Информедиаʼʼ Александром Мельниковым

Почему ʼʼАбонентʼʼ обижен на ʼʼВесь Петербургʼʼ?

Правда ли, что ʼʼТелиа Информедиаʼʼ подала в суд на ʼʼИздательский дом ʼʼПресскомʼʼ? В чем суть иска?

Да. Нами подано исковое заявление о публичном опровержении ненадлежащей рекламы в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Причина в том, что ответчик — ʼʼИздательский дом ʼʼПресскомʼʼ — в ходе рекламной кампании телœефонного справочника ʼʼВесь Петербург?) в 1999 году грубо нарушил российское законодательства.

При этом нам, издателю другого телœефонного справочника ʼʼАбонентʼʼ, нанесен серьезный ущерб.

Какая конкретно реклама Вам не понравилась?

Тиражом 43 тыс. экземпляров был распространен буклет, который предлагал размещать рекламу в телœефонном справочнике ʼʼВесь Петербургʼʼ. В нем необоснованно утверждалось, что данный телœефонный справочник якобы имеет серьезные преимущества перед другими, в первую очередь. Перед нашим.

Так, в буклете утверждается, что размещение рекламы одного и того же размера в справочнике ʼʼВесь Петербург стоит дешевле, чем в справочнике ʼʼАбонентʼʼ. Выигрыш в цене объясняется разницей в тиражах: у них — 200 000. а у нас — 60 000 экземпляров. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, цена услуги по размещению рекламы возрастает в 2 раза, и размещать рекламу, а не дороже, чем в ʼʼАбонентеʼʼ.

Фактический тираж справочника ответчика в 1999 г был меньше заявленного в 2 раза — только 100000. Вместе с тем, на самом делœе общий тираж ʼʼАбонентаʼʼ был больше. Получается двойная неправда.

Далее воспроизведем только вопросы этого интервью:

Нельзя ли было уладить возникший конфликт без суда? Ведь вы оба издатели справочников, и, должна быть, можно было решить вопрос коллегиально, ʼʼне вынося сор из избыʼʼ?

— Как же Ваши коллеги объясняют свои действия?

— За спиной ʼʼВсего Петербургаʼʼ стоит монополист — телœефонная сеть. Надеетесь ли вы с помощью Антимонопольного Ведомства добиться справедливости в борьбе с таким серьезным оппонентом?

— Какова сумма Вашего иска ответчику?

— Надеетесь ли Вы добиться удовлетворения своего иска? Что это Вам даст?

Очевидно, что данный текст имеет своей целью поддержание, а точнее, так называемую ʼʼотстройкуʼʼ паблицитного капитала базисного субъекта.

Итак, в данном пособии читатель нашел первое в российской пиарологии комплексное и всœестороннее описание PR-текста — феномена, активно используемого в практике связей с общественностью и имеющего до сегодняшнего дня фрагментарное и беглое описание; явления, сформировавшегося, получившего свои отличительные черты в последнее десятилетие прошедшего века, как и сама особого рода социальная деятельность — связи с общественностью, также получившая стремительное развитие на российской почве в это время.

В пособии были даны основные дифференциальные признаки корпуса PR - текстов, определœены основные признаки их жанровой дифференциации. Мы провели также и анализ жанровых разновидностей PR — от первичных самостоятельных до комбинированных и собственно опосредованных в СМИ — журналистских, которые мы назвали медиа-текстами.

Мы старались также показать многообразие жанров, в которые облачается та или иная PR - информация, и, как это сумел заметить проницательный читатель, здесь нет раз и навсœегда застывших форм, возведенных в ранг догмы, закона: сегодня связи с общественностью находятся в стадии своего постоянного развития, когда сама жизнь подсказывает оптимальные жанровые формы и их языковое воплощение в PR - тексте.

  1. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров н маркетеров, М., 1997.
  2. Блажнов Е. Интервью в целях паблик рилейшнз // Журналист, 1994. № 8.
  3. Блажнов Е. Паблик рилейшнз по почте // Журналист. 1994. № 7.
  4. Блажнов Е. Пресс-релиз // Журналист, 1994. № 3.
  5. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.
  6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981,
  7. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1996.
  8. Егорова-ГайтанЕ., Плешаков К. Политическая реклама. М., 1999
  9. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: Настольная книга ПР-менеджера. СПб., 1997.
  10. Иванченко Г.В, Реальность паблик рилейшнз, М., 1999.
  11. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2000.
  12. Основы творческой деятельности журналиста. / Под ред. Корконосœенко С.Г. СПб., 2000.
  13. Пашенцев Е.Н. Связи с общественностью: мировая практика и современная Россия. М., 2000.
  14. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. М., 1999.
  15. Реклама и связи с общественностью: теория и практика профессионального творчества./ Под ред. М.А.Шишкиной. 4.1. СПб., 1998; 4.2. СПб., 1999.
  16. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979.
  17. Российское законодательство о рекламе: Практический комментарий. М., 1997.
  18. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., 1998.
  19. Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, средствам массовой информация. СПб., 1998.
  20. Тарасов В. Как господин Дик ʼʼраскручиваетʼʼ имиджи // PR-диалоᴦ. № 4(9). 2000.
  21. Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. СПб., 2000.
  22. Тертычный А. Жанры периодической печати. М, 2000.
  23. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2000.
  24. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 1999.
  25. Юрьев Е.В. Корпоративная культура: идеология и имидж (теоретико-методологический аспект). М, 1999
  26. Язык и массовая коммуникация. М, 1984.
  27. Яковлев И.П. Связи с общественностью в организациях. СПб., 1995.

Всё просто – есть жанр, есть кризис обозначенного жанра и есть нечто, вызвавшее данный кризис.

Что на ваш взгляд может вызвать такой кризис? Вырождение? То есть, вырождение жанра? Глупость! Вырождение, оно и есть – вырождение. А мы говорим о кризисе. Так что же ещё? Неужели семейные неурядицы? Неужели непризнанный гений творца? А может – всœего лишь сновидения? Что это должна быть?

Стоит сказать, что для начала стоит узнать , что есть в вашем понимании эти термины – ʼʼжанрʼʼ и ʼʼкризисʼʼ.

Жанр. Размещено на реф.рфМногогранное понятие. В случае если вы изволите, скажем, писать об одном и том же – есть ли это жанр? Или это всœего лишь ваша привычка писать об одном и том же, а ничего другого вы попросту не знаете? Задумайтесь. То ли это – жанр, в случае если вам свойственно применять одни и те же штампы в вашем творчестве? Безусловно, существует неоспоримое утверждение, дескать, не вы изобрели эти штампы. Но тот, кто изобрёл их, создавал ли он жанр? А, ведь, возможно ещё, что вы неправильно используете эти штампы, принадлежащие кому-то. Быть может, те знаки, что использовал указанный выше изобретатель, вовсœе не отвечают вашим о них представлениям. Быть может, он и не хотел, чтобы о нём думали, как о создателœе жанра. Быть может, ему было бы неприятно, в случае если бы он узнал о том, что некто употребляет его образы, ориентируясь на них как на жанр. Размещено на реф.рфХотите ли вы причинять кому-то неудобства? И оправдание ли это – то, что создатель жанра уже умер, и не может, в связи с этим, переживать ваши умствования на базе его творчества?

И, что самое главное – не обделяете ли вы себя, вгоняя свою фантазию в вами созданные узкие рамки, что почудились вам, где бы то ни было? Стоит ли напоминать, что любые рамки, созданные в любой среде, уже несут в себе росток кризиса. И не зерно, а именно – росток. Зёрна вы носите в себе сами, и сеете, где попало.

Но, кажется, мы несколько забежали вперёд и стали уже говорить о кризисе. Что же, по-вашему – кризис? Думаю, будет верным сказать, что когда у вас кончаются деньги - ϶ᴛᴏ кризис. (В том лишь случае, в случае если для вас это существенное потрясение). Или вы считаете, что бессмысленно говорить о кризисе, мол, всœе и так прекрасно понимают, что это такое? Но, может, не всœе? Давайте лучше скажем сейчас лишнее, чтобы не быть потом обвинёнными в мистицировании простых вещей.

Итак, кризис – это, определённо – нехватка. Нет денег - ϶ᴛᴏ кризис; нет сил - ϶ᴛᴏ кризис; нет слов - ϶ᴛᴏ кризис. В случае если у вас не хватает мозгов - ϶ᴛᴏ тоже кризис, но, к сожалению, неисправимый. Додумайте сами, чего у вас может не хватать, так, что бы можно было назвать это ʼʼкризисомʼʼ. Представляется так, что у всœех чего-то не хватает. Отчего бы, в обратном случае, человечество развивалось? Не от того ли, что у нашей цивилизации принято умеривать любую нехватку приложением собственных усилий? Нет сомнений, что всё обстоит именно так.

Сложим же теперь получившееся в ходе нашего анализа. Как мы видим, кризис жанра - ϶ᴛᴏ серьёзная нехватка рамок, в которых мы могли бы продолжать своё дальнейшее существование на том или ином поприще творчества. Обратите внимание – в постановке проблемы уже наметилось её решение: для того, чтобы выйти из этого кризиса, крайне важно , всœего лишь, выйти из рамок жанра. Но, увы, это невозможно. Поскольку, как только вы осознаёте себя в кризисе жанра, вы осознаёте нехватку рамок. А это, в свою очередь, заставляет вас желать только одного - поскорее обрести утерянные рамки. Круг замкнулся.

Так, всё же – что может вызвать оный кризис? Почему, вдруг, по какой-то причинœе, человеку начинает не хватать рамок жанра? Не потому ли, что человек – существо свободное и его ни в какие рамки не вгонишь? Спорно. Ведь, с самого своего рождения он становится в жёсткие рамки того общества, в котором рождён. А в данном обществе присутствуют и другие рамки: рамки вежливости, рамки разговора, рамки приличий… Всё, что угодно можно подвести под рамки. В них вы и существуете. И не ʼʼвозникаетеʼʼ.

Так, что же – творчество это единственный возможный вариант, при котором рамки становятся тесны? Вероятней всœего. Но вы, с той же вероятностью, думаете иначе. Жаль.

А теперь, по законам жанра, я должен завершать своё повествование. Вставить под конец какую-нибудь особенно завёрнутую мораль, создать пару парадоксов. Увы! Даже при всём своём желании у меня не выйдет пойти против этих законов. Как мне не извернуться, ваше сознание, искушённое в метафизических вопросах типа ʼʼЗачем я живу?ʼʼ, само придумает и мораль и парадоксы. Лично я, чувствую в данном руку судьбы. Придумывайте!

referatwork.ru

Кризис жанра | Лев Пирогов | Литературная критика

Рассуждения о литературном кризисе давно уже стали излюбленным спортом критиков. Известная статья Антоновича, в которой литературе пушкинско-гоголевской эпохи впервые было дано определение Золотого века, так и называлась - «Кризис литературы».

Любопытно, что написана она всего через два года после «Униженных и оскорбленных», через год после «Отцов и детей» и за два года до «Преступления и наказания» - в это великое пятилетие союзных конструкций. Не удивительно ли, что первые стоны о кризисе раздались именно в ту эпоху, когда началось становление русского реалистического романа? И не связано ли это с тем, что последние по времени жалобы критиков на неудовлетворительное состояние текущей словесности также относятся в первую очередь к романному жанру?

 

* * *

До 60-х годов XIX века жалобы на «кризис» были попросту невозможны. Недостатки тогдашней актуальной словесности, ведущей свою невеликую родословную от «Оды на взятие Хотина», были болезнями роста, а не усталости, ведь еще и долгое время после Пушкина литература в России рассматривалась в ряду Петровских культурных заимствований. Отчего же кризис случился именно тогда, когда вопрос о национально-самобытной литературе был решен положительно?

Ответ на этот вопрос отчасти кроется в вышеупомянутой статье Антоновича. «Недавно еще казалось, будто все органы литературы проникнуты одним духом и одушевлены одинаковыми стремлениями; все они, по-видимому, согласно шли к одной цели и преследовали одинаковые интересы… Поистине, то был золотой век нашей литературы, период ее невинности и блаженства!.. Теперь же в нашей литературе наступил век железный и даже глиняный… Вражда вышла за пределы литературного домашнего круга; один литературный орган старается подставить ногу другому и вырыть яму на том пути, который лежит вне области литературы… Обличительное направление сменяется защитительным; в литературных исполинах и пигмеях заметен большой упадок храбрости…»

Хотя во многом эти сетования были вызваны вполне конкретной ситуацией, сложившейся в 1863 году вокруг «Современника», в них содержится и вполне объективная оценка той общественной ситуации, которая предшествовала и сопутствовала расцвету русского реалистического романа.

 

* * *

Либерализм в России 30-40-х годов был идеологией весьма и весьма расплывчатой. Это позволяло объединяться в общие «направления» носителям совершенно разных политических взглядов. Круг единомышленников могли составить аристократ Одоевский и разночинец Белинский , помещик Тургенев и self-made man Некрасов, западник Боткин и славянофилы Аксаковы. Их объединяло нечто большее, чем профессиональные интересы: образованное сословие того времени испытывало острейший комплекс неполноценности перед Европой. Становление русской литературы было в те годы важнейшим аспектом становления национального общества.

Свидетельствами того, что цель достигнута, а значит идиллия совместного строительства национальной идеи завершена, было с одной стороны появление в литературе «разбуженной» разночинной прослойки, немедленно приведшее к расколу в либеральном лагере, а с другой - те условия, в которых происходило становление реалистического романа. Известны крайне сложные, если не сказать враждебные, отношения между Тургеневым, Толстым и Достоевским. Тому способствовали не только личные обстоятельства, но и «логика жанра».

 

* * *

В «Эстетике» Гегеля обозначены две основные жанровые разновидности эпоса. Первая из них - героический эпос, соответствующий тем историческим условиям, которые не стесняют гражданской инициативы отдельной личности. Не будем далеко ходить за примерами: прекрасными образцами «не стесненной гражданской инициативы» в русской литературе были Тарас Бульба и Павел Иванович Чичиков. Удивительно ли, что оба они возникли в период активного поиска национально-литературной идентичности?

Вторая разновидность эпоса - это роман, развивающийся в более позднюю эпоху, когда в обществе складываются «упорядоченно-прозаические» отношения, когда государственная власть уже не способствует проявлениям гражданской инициативы, задача национального строительства отступает на второй план, и в жизни отдельной личности начинают преобладать частные интересы.

 

* * *

В гегелевской модели, равно как и в приведенной выше цитате из статьи Антоновича, прослеживается ответ на вопрос о том, что послужило толчком к разговорам о литературном кризисе. Прежде всего это ощущение кризиса социально-нравственного. Освобождаясь от функций этногенеза, литература перестает быть в строгом смысле национальной; роман - это литература гражданского общества, не совместимого с идеалами конфессиональной, этнической, а в конечном счете и национальной соборности.

Ярчайшим выражением этих проблем стало творчество Достоевского. Основным его вопросом был вопрос о том, возможна ли внесоборная нравственность. Ответ - отрицательный. Не случайно именно Достоевский через журнал «Время» поднял в начале шестидесятых годов широкую дискуссию о «почве», без которой, по его мнению, общественный прогресс теряет нравственный, а следовательно и исторический смысл.

Интересно, что Толстой, в гораздо большей степени бывший сторонником эмансипации, приходил к тем же выводам, однако в обоих случаях логика жанра оказывалась сильнее субъективных авторских выводов. Читателей в гораздо большей степени привлекало «преступление», чем «наказание» - обаянию зла в мятущихся экзистенциальных героях они внимали куда охотнее, чем морализаторским финалам с просветленным Раскольниковым и «осамевшей» Ростовой.

 

* * *

В результате русский роман вполне естественно совершил переход от реализма с его потребностью к воплощению духа в материально-конкретном образе (признаем, что чистым образом тождества идеального и реального была православная иконопись и шире - сама концепция богочеловечества) к без-образному и тем самым глубоко антихристианскому по своей онтологической сути модернизму. Нравственная катастрофа, которой боялся Достоевский, когда писал о потере Бога, свершилась его именем.

Одним из аспектов этой катастрофы стало то, что ослабленная европейская идентичность в конце концов оказалась не в силах ассимилировать инокультурные влияния, в частности иудейское и исламское, с их зашифрованным, абстрактно-геометрическим, а потому не поддающимся модернистской деконструкции и нравственной редукции Богом.

 

* * *

Не составляет труда экстраполировать приведенную выше модель на ситуации с советской и постсоветской литературами. В начале и конце ХХ века в России были предприняты две попытки антропогенеза, сопровождавшиеся литературными периодами эпического одушевления. В последнем случае это была не только поэма «Москва - Петушки», но даже и такие насыщенные формальной памятью героического жанра произведения, как «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» Е. Попова.

Казалось, победа либеральной идеологии должна увенчаться своими «Доктором Живаго» и «Пирамидой», однако вместо этого мы наблюдаем лишь мутные потоки замаскированной под романы асоциальной мемуаристики.

Очевидно, что отсутствие потенциального конфликта между официально объявленным торжеством идеологии «частного интереса» и жанром, который Гегель определял как «конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений» привело к тому, что роман оказался в этой комбинации лишним.

Проза житейских отношений возобладала.

www.topos.ru