Значение слова «мастер-класс». Мастер класс что это такое википедия


Что такое мастер-класс, какие разновидности такого обучения бывают

В современном мире очень много способов получения информации. Можно ходить на курсы, лекции или на мастер-классы. Формат мероприятия может быть любой, все должно зависеть от того, что нужно освоить и насколько быстро. Каким же способом можно усвоить информацию за сжатый срок? Ну, конечно, нужно пройти мастер-класс. Но не многие наши соотечественники хорошо себе представляют формат этого мероприятия. Что такое мастер-класс? Мы расскажем об этом ниже.

Что такое мастер-класс

Это понятие пришло к нам из английского языка. Состоит оно из двух слов. Первое слово master обозначает эксперта в какой-либо области. Второе слово class переводится как "урок" или "занятие". Соединяя два значения вместе, получаем мероприятие, на котором мастер делится своим опытом и знаниями.

Что такое мастер-класс в России? Это мероприятие, на котором эксперт, например, в области маркетинга рассказывает о лучших техниках продаж. Но это не просто лекция. В конце занятия эксперт должен разыграть небольшие сценки, в которых слушатели примут непосредственное участие.

Как проходит мастер-класс

Обычно такое мероприятие проходит по сценарию, описанному выше. Люди приходят на занятие, слушают вводную часть, а потом в зависимости от тематики начинают применять полученные знания на практике. Чаще всего такой метод обучения используется людьми для повышения своей квалификации.

Что такое мастер-класс для экспертов в своем деле? Как бы хорошо человек ни разбирался в том или ином предмете, он не может знать все. Например, часто проводятся семинары для практикующих мастеров по маникюру. Зачем квалифицированные специалисты ходят на такие мероприятия? Чтобы расширить свой багаж знаний и узнать о новинках в ногтевой индустрии. Постоянное поддержание своей компетентности на должном уровне делает из специалиста средней руки профессионала.

Насколько хорошо усваивается информация

Лучше всего знания осваивать на практике. А учиться нужно у лучших специалистов. Зачастую такие тренеры не умеют преподавать, но они могут внятно и понятно объяснить те или иные проблемы, с которыми обязательно столкнётся человек, который только пытается познать азы профессии. Но не благодаря своей теоретической части мастер-класс занял лидирующие позиции на рынке обучения. Практика – вот что главное на таких занятиях. Люди приходят на такие мероприятия, чтобы посмотреть, как эксперт будет выполнять задания. Возьмем для примера мастер-класс по окраске волос. Парикмахеры прекрасно знают, как можно придать волосам клиентки белоснежный оттенок. Но вот как сделать так, чтобы блондинка через неделю не стала снова рыжей, знают далеко не все. На мастер-классах развивается мышечная память рук, поэтому парикмахер, уезжая с обучения, уже будет владеть навыками, которые пригодятся в дальнейшей работе.

Музыкальные мастер-классы

Часто перед тем, как дать концерт, музыканты проводят мастер-класс. На таком мероприятии собираются люди, которые хотят поднять свой уровень мастерства и послушать, как маэстро оценивает их талант. Как проходит подобное мероприятие? Каждый участник мастер-класса играет кусочек всем известного произведения, а маэстро критикует и исправляет. Таким образом он оттачивает знания, а главное, навыки. Почему такие мероприятия проходят до концерта? Да потому что именно в процессе объяснения теории учитель сам лучше понимает суть произведения.

Мастер-класс по рисованию

Сегодня в интернете можно найти много уроков, в которых расскажут, как нужно рисовать акварелью, гуашью и т. д. Есть даже пошаговые мастер-классы. Что же это такое? Это инструкция в картинках, как нарисовать тот или иной рисунок. Когда смотришь на то, как создается шедевр, уже не кажется, что воспроизвести его самостоятельно будет сложно.

Мастер-классы по рисованию проходят не только в виртуальном пространстве. Опытные художники передают на таких встречах свои секреты подрастающей плеяде живописцев и графиков. В течение мастер-класса обычно разбирается одна из небольших тем, ведь такое мероприятие обычно ограничено по времени и не длится более трех часов. Темами таких мастер-классов могут быть: техника рисования неба, архитектуры, интерьера и т. д.

Творческие мастер-классы

Талантливые люди редко скрывают секреты своего мастерства. Обычно они делятся ими со своими учениками, а также часто устраиваются встречи, на которых учат абсолютно не знакомых людей. Разберем на примере. Московский флорист приезжает в провинциальный городок научить местных специалистов собирать модные букеты. Мастер-класс по изготовлению цветочных композиций будет включать не только теоретическую часть, но и практическую.

Сегодня многие девушки увлекаются рукоделием. Вдохновение они находят в мастер-классах, фото которых находятся в свободном доступе в сети. Тематики могут быть различными: как связать ковер из обрезов ткани, как сшить платье или как реставрировать шкаф.

Детские мастер-классы

Современные родители, обеспокоенные проблемой образования своего ребенка, часто отдают его в различные кружки. Но иногда этого им кажется недостаточно. Вот именно для таких родителей и были придуманы мастер-классы для детей. Благодаря этим занятиям ребенок, конечно, не сможет стать художником или скульптором. Но получить представление об изучаемом предмете ему вполне удастся. Обычно целью детских мастер-классов является привлечь как можно больше ребят в какой-нибудь кружок или секцию. А также иногда в некоторых образовательных учреждениях школьникам предлагают пройти одно дополнительное занятие по какому-либо предмету. Например, углубленно изучить решение логарифмического уравнения. Это мероприятие тоже можно назвать мастер-класс.

fb.ru

Что такое мастер-класс?

скачать Мастер-классы
      Что такое мастер-класс?    
Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Мастер–класс – это главное средство передачи новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Мастер-класс  – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Календарь мастер-классов педагогов школы

«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом…» Л. Боровиков

Победителями конкурсов на денежное поощрение учителей в рамках национального проекта Образование» признаны те педагоги, которые достигли высоких результатов в обучении и воспитании школьников. Всероссийский конкурс «Учитель года России», участники которого являются претендентами или победителями конкурса лучших учителей, подтверждает наличие в их опыте инновационных подходов к образованию или оригинальных компонентов организации и содержания учебной деятельности обучаемых, которые представляют собой образцы педагогической деятельности.

В связи с этим возникает проблема описания опыта победителей, определения механизмов его распространения и внедрения в образовательную практику.

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, на наш взгляд, является мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога. В данных рекомендациях мы предлагаем ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовки и представлению, каковы критерии его эффективности. В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

Обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.

 

Требования к организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников……

Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоп¬лению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

 

Позиция Мастера

При подготовке и проведении мастер-класса важно …. правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

 

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

·         Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

·         Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

·         Прогрессивность.

·         Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

·         Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

·         Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

·         Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

·         Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

·         Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

·         Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

В данном сборнике представлены некоторые мастер-классы, подготовленные и апробированные педагогами школы в 2009-2010 учебном году.

 

 

 

Рекомендуемая литература.

& Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.

& Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.

& Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

& Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

Боровиков Л. Что такое Мастер-класс. // ИМиДЖ. – 2002. - №5 (http://image.websib.ru/05/text_article.htm?227)

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

Ближе всего для педагога два последних определения.

Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «Развитие познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий: Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Структура проведения «Мастер-класса»:

  1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
    • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
    • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
    • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
    • Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
  2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
    • Рассказ педагога о проекте занятия
    • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
    • Краткая характеристика результативности используемой технологии
    • Вопросы педагогу по изложенному проекту
  3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
  4. Моделирование
    • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
    • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
  5. Рефлексия
    • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
    • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

Формы: Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

скачать

nenuda.ru

Мастер-класс | Наука | FANDOM powered by Wikia

Мастер-класс — урок, даваемый мастером — экспертом в данном виде искусства, науки или ремесла; наиболее типично — в музыке, поэзии, живописи, актерском мастерстве, балете, танцах, шахматах; отличие от обычного класса заключается в методике: мастер-класс дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других; обычно проводится признанным мастером, имеющим значительные достижения, собственные труды, последователей, школу и т.п.; сегодня — один из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства; в последнее время стало популярным проведение мастер-классов не только «звездами» искусства и спорта, но и мастерами бизнеса и многих других «не звездных» профессий: педагогика, медицина, кулинария, косметика, мода и т.д.

    Мастер-класс на разных языках мираПравить

    Интересно сравнение значений этого словосочетания в разных языках

    • английский: masterclass;
    • немецкий: Meister, Werkmeister, Kenner;
    • французский: contremaître, maître;
    • итальянский: artigiano, maestro, artista;
    • испанский: contramaestre, maestro;
    • русский: мастер-класс, авторская мастерская.

    Таким образом, во французском и испанском языке мастер-класс ассоциируется с противоположностью мастеру, либо (что вернее всего), буквально, "напротив мастера", то есть предполагает тет-а-тет обучение ремеслу мастера. Еще буквально мастер-класс можно перевести как "мастерский урок" или "урок мастера".

    Обычно ученик исполняет произведение, а мастер объясняет ему, как именно нужно играть это произведение, комментирует и демонстрирует сам определенные места и объясняет наиболее типичные ошибки. Затем ученик играет это же произведение с учетом объяснений мастера и может делать это несколько раз по его просьбе, чтобы отточить технику. Многие выдающиеся исполнители проводили мастер-классы, включая Ференца Листа, Иегуди Менухина, Исаака Стерна и Владимира Горовца. Часто на гастролях они давали свой мастер-класс за день до выступления, либо в тот же день, в том городе, где выступали. Мастер-класс до концерта полезен и для самого артиста: он стимулирует его артистические способности и позволяет охватить все большую аудиторию.

    Многие целеустремленные исполнители классической музыки и их учителя считают мастер классы одним из наиболее эффективных методов развития мастерства наряду с конкурсами, экзаменами и регулярной практикой.

    Примеры мастер-классов в мировой музыкальной историиПравить

    • Известные мастер-классы Клуга Эрла по игре на гитаре в детройтском магазине музыкальных инструментов;
    • Мастер-классы Байерда Джеки по игре на фортепианто во многих консерваториях и университетах северо-востока США;
    • Мастер-классы великого пианиста Камило Мишель в Вашингтонской школе искусств;
    • Мастер-классы английского барабанщика Джона Стивенса

    и др.

    В системе образованияПравить

    Мастер-класс все шире используется в образовательном процессе как оригинальный метод обучения. Задачи мастер-класса в образовании:

    1. преподавание студенту основ профессионального отношения к избранной специальности;
    2. обучение профессиональному языку той или иной науки (к примеру, театроведческой, киноведческой, искусствоведческой и т.д.).

    Методика проведения мастер-классов основывается как на педагогической интуиции учителя, так и на восприимчивости ученика. Мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения "учитель-ученик" являются совершенно оправданными. Поэтому мастер-класс нередко называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определенного направления в литературе и искусстве. Но, помимо чисто практического назначения, мастер-класс преследует и еще одну, хоть и менее очевидную, но очень важную цель — интеллектуальное и эстетическое воспитание ученика. В это понятие вкладывается, прежде всего, развитие в ходе мастер-класса способности ученика самостоятельно и нестандартно мыслить.

    "Тривиальность мышления — главное зло в системе ценностных установок, на которых основана вся педагогическая система мастер-классов".[1]

    К особенностям мастер-классов, проводимых, к примеру, на факультете журналистики вуза, относятся:

    1. привлечение на занятия опытных журналистов телевидения и радиовещания;
    2. обязательное участие студентов в рамках мастер-классов в циклах многих программ;
    3. специальная организация учебно-образовательного пространства для более эффективного проведения мастер-классов (например, в качестве эксперимента кафедры журналистики и критики РГГУ были организованы по принципу "кабинет+класс").

    В последнее время на некоторых порталах сети возник новый сервис под названием "Мастер-класс". Он представляет собой, к примеру, интерактивную структурированную библиотеку эксклюзивных выступлений Экспертов портала. Интерактивность подразумевает под собой возможность общения в режиме o­n-line с любым Экспертом. Эксклюзивность означает, все материалы этого раздела написаны специально для публикующего их портала.

    Открытые мастер-классы в сетиПравить

    "...процесс становления эксперта является достаточно длительным. Установлено, что требуется не менее 10 лет, чтобы при благоприятных условиях стать экспертом в какой-либо области профессиональной деятельности. Этот факт является универсальным: он справедлив для таких разных областей, как музыка и шахматы. Композиторы с мировой славой создавали первые произведения высокого уровня не ранее чем через 10 лет постоянного совершенствования. Лучшие гроссмейстеры, чемпионы мира, такие как Г.Каспаров, достигали высот профессионального мастерства не ранее чем через 10 лет постоянного занятия шахматами."[2]

    [1] Мастер-класс в образовательном процессе РГГУ

    [2] Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. М., "Логос", 2000 г.

    ru.science.wikia.com

    Значение слова МАСТЕР-КЛАСС. Что такое МАСТЕР-КЛАСС?

    • Мастер-класс (англ. Master class, нем. Meisterkurs, Musikpädagogik, фр. Classe de maître) — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности.

    Источник: Википедия

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Я уже понял, что сманивать — это что-то отрицательное. Помоги мне понять насколько?

    Довольноплохо

    Неприятно, ножить можно

    kartaslov.ru

    Что такое мастер-класс? - Мои статьи - - Каталог статей

    «Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга.

    И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом…»

    Л. Боровиков

     

    Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога. Предлагаю ответы на следующие вопросы: что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовки и представлению, каковы критерии его эффективности. В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

    Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

    Мастер–класс – это главное средство передачи новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

    Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

    Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

    Обобщая представленные выше определения, мы можем выделить важнейшие особенности мастер-класса, а именно:

    1. Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

    2. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

    3. Создание условий для включения всех в активную деятельность;

    4. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

    5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал как мастера, так и участников мастер-класса;

    6. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

    7. Представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

    8. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

    9. Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

    Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.

    Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс, поэтому остановимся на требованиях к его организации и проведению.

    Требования к организации и проведению мастер-класса

    Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

    Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

    Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

    Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.

    Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

    Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

    Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

    Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

    Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

    Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

     Позиция мастера

    При подготовке и проведении мастер-класса важно правильно определить собственную позицию. Позиция мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

    Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

    Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

     Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

    Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии:

    • Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
    • Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
    • Прогрессивность.
    • Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
    • Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
    • Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
    • Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
    • Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).
    • Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
    • Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

    rylovaov.ucoz.ru

    Мастер-класс на дому — Википедия с видео // WIKI 2

    Мастер-класс на дому — книжная серия, выпускаемая издательством Композитор • Санкт-Петербург с 2007 года. Серия состоит из брошюр, каждая из которых посвящена одному музыкальному произведению для фортепиано (крупной пьесе, циклу, фрагментам цикла). Авторами брошюр выступают педагоги-пианисты. Серия рассчитана на учащихся музыкальных учебных заведений и молодых педагогов.

    Всем известно, что такое мастер-класс. За рояль садится кто-нибудь из его участников, маэстро слушает его игру, оценивает её, дает советы, работает над произведением. Происходит это, как правило, при публике, почтительно внимающей замечаниям маэстро.

    В «Мастер-классе на дому», который предлагается вашему вниманию, публики не будет, но присутствие маэстро гарантировано. Находясь рядом с вами, он предостережет от возможных ошибок в прочтении нотного текста, разъяснит непонятные — графические и словесные — указания, раскроет стилевые и жанровые особенности сочинения. Он растолкует ладогармоническую структуру музыки и её ритмику, выявит логику мелодического развития, остановится на фразировке, поможет найти подходящий характер звучности, установить темп и отклонения от него, займется отделкой артикуляции, поколдует над педалью. Он подскажет, как работать над технически трудными местами, обсудит вопрос об аппликатуре, посоветует, над чем и как следует в первую очередь поработать. Одним словом, он постоянно будет рядом с вами. [1]

    Энциклопедичный YouTube

    • 1/3

      Просмотров:

      16 075

      1 694

      16 638

    • ДОМ С НУЛЯ. Мастер класс от Андрюхи | Закольцевали под перемычки

    • Мастер-класс по умному дому Rubetek

    • Создаём дом в 3D. Мастер-класс. SketchUp, V-ray

    Книги серии

    • Виталий Маргулис. Модест Мусоргский. Картинки с выставки.
    • Ирина Золотова. Д. Шостакович. Прелюдии (№ 10, 16, 17). Op. 34.
    • Игорь Лебедев. Ференц Лист. Венгерские рапсодии № 8 и 12.
    • Наталия Хорева. Ференц Лист. «Сонет Петрарки № 123».
    • Наталия Корыхалова. Сергей Прокофьев. Ромео и Джульетта.
    • Игорь Лебедев. Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано фа минор. Op. 57. «Аппассионата».
    • Игорь Лебедев. Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано до-диез минор «Лунная». Op. 27 № 2.
    • Яков Гельфанд. Фридерик Шопен. Двадцать четыре прелюдии для фортепиано. Op. 28.
    • Михаил Воротной. Ф. Мендельсон-Бартольди. Серьёзные вариации. Op. 54.
    Эта страница в последний раз была отредактирована 12 сентября 2018 в 19:49.

    wiki2.org

    Мастер- класс — что это такое

    . « Мастер- класс» - что это такое? Подготовила : Терешина О. Н.

    «Мастер–класс » – это особая форма всеобуча для педагогов , которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

    Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков

    Алгоритм технологии мастер – класса • кратко характеризуются основные идеи технологии; • описываются достижения в работе; • доказывается результативность деятельности. • определяются проблемы и перспективы в работе.

    Логические игры, они же головоломки, они же пазлы, они же задачи на мышление, очень полезны для собственного развития человека. Когда мы решаем логические игры, развивается логическое мышление, скорость мышления, мы начинаем быстрее находить решения поставленных задач, что так полезно в современном быстро меняющемся мире. Логические игры незаменимы для развития детей дошкольного возрастов. Все логические игры имеют ярко выраженную математическую направленность, это математика, геометрия

    Детская логическая игра “Колумбово яйцо” (доступна для детей 4 -7 лет) • • «Колумбово яйцо» : Выражение вошло во многие европейские языки из сочинения «История Нового Света» (1565), написанного итальянским путешественником Джироламо Бенцони (1519—? ). Там говорится, что, когда Христофор Колумб рассказывал, будучи на обеде у кардинала Мендосы, о своем открытии Америки, один из гостей кардинала воскликнул: «Да ведь это так просто!» Тогда Колумб предложил ему решить вроде бы тоже простую задачу мп— поставить яйцо вертикально. Когда тот, как ни старался, не смог этого сделать, Колумб, стукнув тупым концом яйца о стол, приплюснул скорлупу у основания и поставил яйцо на стол. И сказал: «Да, это действительно очень просто» . Иносказательно: неожиданный, смелый выход из затруднительного положения или неординарное, остроумное решение сложной задачи.

    Детская логическая игра “Колумбово яйцо” Описание: Овал разрезают, как показано на рисунке. В результате полу чается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фи гуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон, пластик, лучшеодина ково окрашенный с обеих сторон. Правила: при составлении фигур силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

    ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ИГРЫ На начальном этапе освоения игры (рассматривание и называние частей, определение их формы и размера, комбинирование) детям предлагают найти сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате беседы выясняют, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей игры с предметами развивают у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.

    Назначение: Развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Детей просят подумать, что можно составить из набора фигур к игре «Колумбово яйцо» . Они предлагают изобразить птиц в полете, пингвинов, людей. Воспитатель показывает образцы (с указанием частей и без них), предлагает составить фигуру силуэт по образцу или воссоздать задуманное изображение. Это в основном фигуры птиц: пеликан, лебедь, петух. Но дети не ограничиваются выполнением рекомендаций инструкции. Они самостоятельно придумывают и составляют фигуры рыцарей, воинов, балерин, коней, лошадок и т. д.

    Руководство • • : В ходе приобщения детей к игрe «Колумбово яйцо» необходимо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая индивидуальные возможности ребят. В случае затруднения воспитатель предлагает образец, с указанием места расположения 1 й и 2 й частей. В этом случае, подбирая фигуры, дети накладывают их на образец. В ходе работы воспитатель указывает на необходимость сначала мысленно представить составляемую фигуру, расчленить ее форму и строение на части, а затем воссоздавать.

    Вывод Воспитатель стимулирует проявление детьми творчества. Фигуры силуэты, придуманные ребятами, зарисовываются ими в альбом, рассматриваются и оцениваются коллективно. Таким образом, игра «Колумбово яйцо» поможет развить в ребенке сенсорные способности. Мелкую моторику, пространственное представление, образное и логическое мышление, сообразительность и смекалку. У детей формируется усидчивость и привычка к умственному труду, стимулируется проявление творчества.

    present5.com