Учитель для ленивых. Можно ли сдать ЕГЭ без репетитора? Можно ли без репетиторов сдать егэ


ЕГЭ без репетиторов — реально ли это

До старта ЕГЭ остался месяц, а это значит, что пришла пора откладывать учебники в сторону. Выучить за этот срок что-то новое можно, но кардинально ситуацию уже не поправить — для высшего балла на ЕГЭ нужно учиться все 11 лет, а не последний месяц перед экзаменом. Зато можно попытаться что-то сделать с той кашей в голове, с которой рано или поздно сталкивается любой выпускник.

В Рособрнадзоре тоже стараются не бросать детей на произвол судьбы в этот период. И уже третий год ведомство проводит в регионах акцию "Сто баллов для победы", в ходе которой стобалльники прошлого выпуска делятся секретами успеха с теми, кому экзамен еще только предстоит. "Комсомолка" пообщалась с ребятами и узнала, как продуктивнее всего провести последний месяц перед экзаменом.

НАЗУБРИЛИ

Небось, с репетиторами занимались до посинения — ворчит мой внутренний голос, когда я узнаю про стобалльников, которые будут вести мастер-класс. Примерно те же мысли читаются на лицах ребят, которые пришли его послушать. В этом году акция проходит в Нальчике, а с элитными репетиторами из МГИМО и МГУ в Кабардино-Балкарии явно плоховато. Поэтому гостей из других регионов поначалу встречают здесь сдержанно:

- Если жить в Москве и учиться в элитной гимназии, то конечно, не сто, а все двести баллов на ЕГЭ получишь, - ехидничают нынешние 11-классники.

Но — сюрприз-сюрприз — вести мастер-класс специально пригласили тех ребят, которые готовились к сдаче экзамена самостоятельно. То есть, для высшего балла совершенно не обязательно тратить деньги на частных преподавателей и курсы при вузах! Более того, для этого хватит и школьной программы:

- Курс русского языка заканчивается в 9 классе, - приводит пример стобалльница по русскому языку Алиса Варзова, студентка Российской таможенной академии. - В старших классах идет лишь повторение и систематизация пройденного. И ничего сверх-сложного в ЕГЭ по русскому языку нет, достаточно лишь знать, что от тебя потребуется на экзамене.

На удивление, советы стобалльников самого ЕГЭ почти не касаются. Надо повысить свою эффективность, ну а хорошие оценки сами приложатся, считают ребята.

СОВЕТ №1: ЧИТАЙТЕ ТРЕБОВАНИЯ

Как оказалось, многие выпускники до сих пор не знают, как будут проверяться их работы. Нет, школьники знакомы с тестами ЕГЭ и не одну собаку съели на сочинении. Вот только написать работу — это одно, а посмотреть на нее глазами экзаменатора — совсем другое.

- Все требования к работе и критерии оценки давно опубликованы, и очень важно заранее с ними познакомиться, - говорит София Денисова, стобалльница по географии и студентка МГИМО. - Не бойтесь, что изменения в экзамены будут внесены за 2 месяца. Я знала порядок проведения Государственной итоговой аттестации ещё в сентябре.

С учетом критериев оценки, сочинение в ЕГЭ по русскому языку собирается как паззл — надо выделить проблему в прочитанном тексте и подтвердить ее двумя примерами из него, привести свое мнение и подтвердить его двумя аргументами из науки, публицистики или художественной литературы. Одной пунктуации и орфографии для высшего балла недостаточно!

СОВЕТ №2: ЗНАЙТЕ СВОИ СЛАБЫЕ МЕСТА

Экзамены по русскому и математике сдавать придется всем выпускникам, и не важно, кто ты — технарь или гуманитарий. Но даже в рамках одного предмета можно найти темы, которые даются легко и те, над которыми можно всю голову сломать.

- Найдите свои пробелы в знаниях и поработайте оставшееся время над ними, - советует Алиса Варзова. - Например, в русском языке одна из самых проблемных тем — это краткие причастия и краткие прилагательные, которые многие путают.

То же самое и с математикой: нет проблем с синусами и тангенсами? Ну и не тратьте на них время, займитесь лучше логарифмами.

СОВЕТ №3: НЕ РАСПЫЛЯЙТЕСЬ

Какие задания будут на экзамене — давно не секрет. Многие варианты выложены в открытом банке заданий, и ничего из ряда вон выходящего школьнику попасться не может. Поэтому следующий совет вытекает из предыдущего: если есть примерное представление,с чем предстоит столкнуться на экзамене, то стоит заранее подумать, как лучше использовать свои сильные стороны.

- В экзамене по литературе можно выделить несколько крупных тем, на которые модно писать эссе, - рассказывает стобалльник по литературе Даниил Стогний, студент Северо-Кавказского федерального университета. - Например, это темы любви, дружбы, войны, и другие. Надо заранее подумать, какие темы вам ближе, и из каких произведений вы будете брать цитаты для аргументов.

Это не значит, что в эссе можно ограничиться "Войной и миром", прочитанной в ночь перед экзаменом. Но так хотя бы не придется тратить время на размышления, какую же проблему выбрать и какие книги можно с ней увязать. Такая же схема и с эссе по истории — на выбор предлагаются три временных периода, которые обычно соответствуют эпохе Рюриковичей, эпохе Романовых, и России после революции и СССР. Определитесь заранее, что вы лучше знаете, чтобы не мучиться с выбором на экзамене.

СОВЕТ №4: РАССЛАБЬТЕСЬ

В тот момент, когда слова из учебника начинают отдаваться в голове гулким эхом, пора закрывать книжку и идти гулять. Не садиться за другие дела или уроки, а полностью переключаться на отдых.

- В этот период важно побольше бывать на свежем воздухе и встречаться с друзьями, - считает Елизавета Лопатина, стобалльница по русскому языку, студентка Северо-Кавказского федерального университета. - Просто переключиться в компьютере с сайта с упражнениями на социальные сети недостаточно, нужна смена деятельности. Лучше пойти полчаса погулять, а потом полчаса продуктивно поработать, чем час бестолоково разглядывать задания.

И пусть вас не мучает совесть за "бесцельно" потраченное время — если не выпускать вовремя пар в процессе подготовки, то впридачу к аттестату об окончании школы легко можно получить парочку психосоматических заболеваний.

СОВЕТ №5: ПОЛЮБИТЕ СВОЙ ПРЕДМЕТ

Сложно искренне любить выбранный предмет, если любая оплошность может стоить тебе места в вузе. Да и преподавание в старших классах напоминает скорее забег на время, а не прогулку с любованием окрестностями... Несмотря на это, стобалльники советуют не относиться к экзаменам, как к неизбежному злу, а постараться найти увлекательные и интересные темы в процессе подготовки.

- В конце концов, экзамен пройдет, а интерес и любовь к предмету останутся. Хотя возможно, это просто стокгольмский синдром*, - шутят стобалльники.

* стокгольмский синдром — термин в психологии, описывающий бессознательную симпатию жертвы к агрессору.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Кому высший балл, а кому хотя бы минимальный

В то время, как одни выпускники готовятся к борьбе за 100 баллов, другие мечтают набрать хотя бы минимум для получения школьного аттестата. Причем, это проблема не отдельных учеников, а целых регионов. По данным Рособрнадзора, в 2015 году почти 40 процентов выпускников в Северо-Кавказском федеральном округе не смогли преодолеть минимальный порог.

- Специально для этих регионов был разработан проект "Я сдам ЕГЭ", - рассказал глава ведомства Сергей Кравцов. - Наши специалисты оценили знания школьников по русскому языку, математике и обществознанию и выяснили, какие темы у них "западают". Разработчики ЕГЭ работали не только с учениками, но и с учителями, и в результате число не сдавших ЕГЭ учеников сократилось почти в три раза.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

10 фраз, которые нельзя говорить ребенку перед экзаменами

У школьников выпускных классов - горячая пора. На носу - ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ, от результатов которых нередко зависит, как сложится дальнейшая жизнь ребенка. Груз ответственности давит и на выпускников, и на родителей. И увы, не все его могут вынести. Как настроить ученика на экзамены, но не передавить? Мы попросили детского психолога Елену Казакевич объяснить нам, родителям, что делать категорически нельзя. И составили топ-10 фраз, которые гарантированно убьют мотивацию подростка (подробности)

www.kp.ru

Можно сдать ЕГЭ без репетиторов?

Во - первых, всё зависит от сдаваемого предмета. Ученик может сдать русский язык, математику, обществознание без репетитора. На это выделяется достаточно времени, но работать (добросовестно учиться ) он должен систематически с 1 класса. На уроках выполняются задания в формате ЕГЭ, в старших классах их знакомят с кодификаторами, критериями оценивания.

Во - вторых, всё зависит от способностей самого ребёнка. Может ли он в таком огромном коллективе услышать и воспринять учебный материал или ему необходим индивидуальный подход. Или у него были пробелы в знаниях по разным причинам: болезнь, пропуски уроков. И вот тут поможет репетитор.

Многие спохватываются в конце учёбы, и тогда катастрофа. Даже репетитор не поможет. Ну и я скажу о своём предмете –английский язык. Однозначно, без репетитора сдавать нереально. Задания содержат материал не из школьной программы и зачастую требуют знаний ВУЗа. Как минобраз собирается сделать его обязательным? Видимо, снизят планку

Сдать ЕГЭ без помощи репетитора, к сожалению, стало практически невозможно. Во-первых, требования к уровню знаний высокие, а подготовка в рамках новых ФГОС ориентирована на очень средний уровень. А во-вторых, учебный процесс и подготовка к сдаче ЕГЭ - не одно и то же.

К сдаче ЕГЭ необходимо готовиться полноценно и осознанно, начиная с 1 сентября 10 класса. Придя к репетиторам (обычно у ученика 3-4 репетитора) в 11 классе, возникает проблема нехватки времени на выполнение заданий (как школьных, так и дополнительных), появляется усталость, а как следствие апатия или депрессия. Следует помнить, что психологическое спокойствие ученика, уверенность в своих силах и поддержка со стороны родителей, учителей и репетиторов - важный компонет эффективной подготовки к любому экзамену.

Можно! Но для этого нужно иметь высокую степень ответственности и самоорганизованности. 

В идеале начинать подготовку к ЕГЭ нужно сразу же после сдачи ОГЭ. И первое,  что необходимо сделать, - определить свой уровень подготовки. Затем составить детальный план, а также список пособий и интернет-ресурсов,  которые помогут подготовиться.  Хорошие сайты с методическими рекомендациями и огромным банком заданий: fipi.ru и ege.sdamgia. ru. Тем,  кто сдает русский язык и литературу,  я бы посоветовала тщательно подойти к вопросу списка произведений художественной литературы (здесь важно и количество,  и качество) , обязательно вести читательский дневник (желательно с 5 класса). 

Как видите, самостоятельно подготовиться к ЕГЭ можно, но нужно приложить максимум усилий. А вот тем,  кто не может разобраться самостоятельно или не хочет этого делать,  прямая дорога к репетитору. Не помешают занятия с ним и очень способным ученикам, которые хотят сдать ЕГЭ на максимальный балл. Ведь выпускные экзамены имеют много подводных камней, о которых опытный репетитор знает и обязательно научит их обходить. 

Экзамен сложный. Но если готовиться систематически, сдать можно без репетиторов. Роль репетитора по истории здесь посредственна.

Ученики сегодня не достаточно подготовлены к экзаменам. В школах на уроках истории делают все, что угодно, но не подготавливают к ЕГЭ. Многие ребята не знают ни когда была ВОв, ни распад СССР, ни даже время правления В.В. Путина.

Многим детям не хватает самодисциплины, чтобы готовиться к ЕГЭ самостоятельно. Кроме того, не всегда школьник может разобраться в материале без помощи преподавателя.

Плюсы репетитора заключаются в том, что он выявляет проблемы ученика и формирует индивидуальный план занятий. Это позволяет существенно сократить время, затрачиваемое на изучение материала, а также повысить качество знаний.

Поскольку многие преподаватели могут проводить занятия у вас дома, вам не нужно собираться, ехать в другой район ради нескольких часов с преподавателем. Это особенно важно, если вы живете в большом городе. Расписание репетитора более гибкое — можно выбирать наиболее удобное время для подготовки к ЕГЭ, чего, например, нельзя сказать о курсах.

Репетитор всегда старается найти общий язык с учеником. Индивидуальные занятия отличаются от групповых тем, что они проходят в более спокойной атмосфере, способствующей полной концентрации.

www.the-answer.ru

Учитель для ленивых. Можно ли сдать ЕГЭ без репетитора? | Образование | Общество

Многие уверены: без репетитора экзамен хорошо не сдать. Это подтверждают как опросы родителей, так и анкеты школьников. И это вовсе не 1-2 двоечника в классе, которые вдруг решили взяться за ум и поучиться, а от 60% до 90% учеников. Как же так, ведь все эксперты в один голос уверяют: задания экзаменов составляются исключительно по школьной программе. Дети не могут её освоить или учителя неспособны научить?

Глупость или лень?

«Это ненормальная ситуация, - считает Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ. - Ребёнок должен учиться в школе без помощи репетиторов». На деле же получается, что за образование своих чад мы платим дважды - сначала как налогоплательщики в бюджет, а потом ещё раз напрямую из собственного кармана. 

Но, оказывается, наши дети не столько бестолковые, сколько... ленивые. «Мы регулярно проводим ­опросы детей, связанные с ЕГЭ, и выяснили удивительный факт, - говорит Иван Ященко, учитель математики, директор Московского центра непрерывного математического образования, руководитель предметной комиссии ЕГЭ по математике. - Даже в ведущих школах с высоким качеством образования у детей есть платные учителя. Но что даёт репетитор тем, кто с ним занимается? Вы не поверите - не знания! А ответ­ственный подход и мобилизацию. Скажем, в школе он «балду пинает», ленится, не всегда выполняет домашние задания. Но когда рядом с ним сидит посторонний человек и следит, чтобы ребёнок занимался, то он уже не может уклониться, потому что понимает: за это заплачены деньги. То есть родители платят за то, чтобы ребёнок учился. Поэтому если мама и папа не приучили его самостоятельно учиться в более раннем возрасте, то придётся, видимо, раскошелиться». 

Главное - это репутация

Но вот вопрос: где найти толкового преподавателя на дому? «Дочь-девятиклассница занимается с репетитором, а пробные варианты ГИА по математике решает плохо. При этом школьные учителя наотрез отказываются от частных уроков», - пожаловалась «АиФ» наша читательница. 

Дело в том, что новый закон «Об образовании в РФ» прямо запрещает учителям заниматься репетиторством с учениками той школы, где они преподают. Это сделано для того, чтобы у недобросовестных преподавателей не возник соблазн специально снизить качество обучения на уроке, ставить плохие оценки, а потом тянуть деньги из кармана родителей на дополнительные уроки. 

Ещё одно место, где не стоит искать репетитора, - это вуз. Раньше, когда дети готовились к поступлению в конкретный вуз, они стремились посещать именно его подготовительные курсы, заниматься с его преподавателями. Сейчас лишь редкие институты используют дополнительный внутренний экзамен при поступлении, а в большинстве случаев нет смысла обращаться к вузовским педагогам. «Экзамен теперь единый, его бесплатные демоверсии заранее можно найти в Интернете, - поясняет Иван Ященко. - Они как раз позволяют понять, где есть пробелы в знаниях, нужен ли репетитор и по какому предмету».

Интернет-сайты, форумы, объявления в газетах - тоже не самый надёжный источник. «Главное - это экспертные оценки, рекомендации окружающих, - считает Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в Москве. - Опросите своих знакомых: с кем занимались дети, как сдали ЕГЭ, в какой вуз поступили».

Но ещё важнее не накручивать детей, не заставлять заниматься до последних сил, требуя постоянно высоких баллов и отличных оценок. Дети обычно и сами прекрасно понимают, что будет, если они плохо сдадут ЕГЭ. В конце концов, его можно пересдать на следующий год. А вот искалеченную психику и здоровье уже ни за какие деньги потом не поправишь.  

www.aif.ru

Можно ли хорошо сдать ЕГЭ без помощи репетитора? — Колпаков Александр Николаевич

Вопрос волнует и родителей, и выпускников школ. Мнение большинства преподавателей, серьезно занимающихся проблемами выпускного экзамена, сводится к тому, что подготовка к ЕГЭ без репетитора по математике – это повышенные риски недобрать заветные баллы. Да, сдать экзамен можно, но вряд ли его результаты окажутся высокими. Как правило, абитуриент решает только то, к чему его готовили, и выплывает исключительно на простых номерах. В отличие от занятий с репетитором по математике школа не занимается точной подстройкой программы и набора задач под способности конкретного школьника. Она ориентируется на средние показатели успеваемости и средние возможности. В итоге потенциал ученика часто остается не раскрытым.

Cуществует три проблемы самостоятельной подготовки к ЕГЭ:1) Низкая учебная активность школьника, обусловленная привычкой быть кем-то обучаемым. Абитуриенты крайне редко погружаются в книги и поэтому не выполняют работу в нужном для конкурсной математике объеме. Репетиторы, как правило, следят за тем, чтобы ученик получал достаточную умственную нагрузку.2) Низкая осведомленность относительно видов конкурсных задач. Ученик просто не знает, какими они бывают. Их спектр не имеет никаких границ и поэтому не получается рассмотреть все типы задач (даже если не ограничивать время занятия).3) Школа дает только базовые знания и в большинстве случаев не готовит к конкурсной части ЕГЭ.

Если для написания ЕГЭ недостаточно школьной подготовки и хорошие результаты обеспечивает только репетитор по математике, то почему нельзя изменить программу Единого Государственного Экзамена или переписать под нее школьные учебники? Дело в том, что программных искажений в ЕГЭ никаких нет и те приемы решений, знание которых приводит абитуриента к успеху на любом конкурсном испытании, вполне могу быть найдены самостоятельно. Однако, для этого должны быть выполнены несколько условий. Одно из них связано с тем, насколько добросовестно выпускник учил математику все предыдущие годы. Если он при этом научился еще и самостоятельно мыслить — прекрасно. Вероятно тогда репетитор по математике ему не понадобится. Достаточно накупить гору задачников и тренироваться, перечитывая образцы решений и описания методов.

Целесообразность отказа от репетитора и замены его уроков самостоятельной подготовкой к ЕГЭ по математике зависит еще и от того, насколько потенциал ученика соответствует требуемому уровню сдачи ЕГЭ. Возможно, что набранных баллов вполне хватит и на бюджет. Но посколько заранее невозможно предстказать, как сдадут ЕГЭ конкуренты в получении заветного места в ВУЗе, подготовка к экзамену без репетитора превращается в лотерею.

Программа ЕГЭ составлена с рассчетом на то, что абитуриент без всяких дополнительных репетиторов по математике получит в школе должное развитие, позволяющее самостоятельно расширить круг учебных вопросов и довести в конечном итоге свое мастерство решать задачи до необходимого совершенства. Но так учатся единицы. Абсолютное большинство школьников упускают математику задолго до того, как они смогли бы учиться самостоятельно.

К сожалению, дети не привыкли проявлять любознательность в смежных или дополнительных темах и в лучшем случае учат только то, что им показывают. Кроме того, малейшее несоответствие школьного объяснения уровню их математической смекалки, опыту или знаниям в данный момен приводят к кратковременному «зависанию системы» и небольшому отставанию, а в совокупности лет к невосполнимому.

Даже если текущий материал понятен, для сохранения знаний к моменту подготовки и сдачи ЕГЭ по математике требуется усиленное повторение. Без репетитора школьник вынужден самостоятельно штудировать изученное, так как школьному преподавателю некогда заниматься пройденным в необходимом каждому ученику объеме. Хватает других забот (нужно не отстать от программы). И только тогда, когда все темы оказываются пройденными, запускается так называемая подготовка к ЕГЭ по математике. Что она собой представляет нам хорошо известно. Беглое и несистематизированное повторение, сводящееся к демонстрации отдельных решений сложных для ученика задач. А он настолько все забыл к началу этой подготовки, что ему бы, по-хорошему, нужно начинать с 8 — 9 классе.

Способностью плотно и систематически работать без репетитора по математике могут похвастасться единицы. Но даже им тяжело проштудировать весь материал в одиночку. Для того, чтобы перенять чужой опыт решения задач нужно иметь огромную силу воли и упорство, потому как мысли другого человека (автора того же пособия по подготовке к ЕГЭ), изложенные на бумаге, чаще всего теряют точность высказываний и требуют в несколько раз больше времени на осмысление, чем если бы их помогал перерабатывать репетитор по математике. Формат книги — не самый эффективный способ решения возникающих в процессе учебы вопросов.

Несмотря на то, что большая часть заданий на ЕГЭ рассчитана на среднего ученика, успех в его написании зависит еще и от уровня преподавания в школе. А он часто не выдерживает никакой критики. Учитель должен не только уметь объяснять темы на соответствующем классу уровне доступно и интересно, но еще и контролировать знания, консультировать по внеклассной работе. На сколько весь этот спектр функций способен выполнить один человек — вопрос большой.

Школьному преподавателю по математике, как правило, нет никакого дела до того, решат ли его ученики на ЕГЭ последние 3-4 номера. Оценка его работы выставляется только в рамках школьной оценки, то есть не далее задач С1-C2. Для бОльших достижений сами учителя рекомендуют родителям нанимать репетиторов по математике.

Актуальность поиска хорошего репетитора особенно прослеживается у той категории учеников, кто не смог или не захотел выбрать профильную школу (программу) в определенный момент своей учебы. Например, не перевелся в математический класс. В результате приходится плестись за отстающими со скоростью черепахи. Естественно, что получить высокий результат без репетитора по математике в такой ситуации окажется тяжело вдвойне.

Недобор баллов в случае отказа от дополнительной помощи — распространенное явление. Особенно обидно бывает отличнику, который прекрасно учился все 11 лет, но оказался на коммерческом отделении в одной группе с троечниками.

Нужно понимать, что если ученик полностью переложит ответственность за экзамен на своего репетитора по математике и не приложит к подготовке к ЕГЭ никаких усилий, результат будет, скорее всего, хуже того, который был бы получен самостоятельно. Высокий балл на ЕГЭ — продукт совместного труда преподавателя и ученика.

Колпаков А.Н. Профессиональный репетитор по математике. Подготовка к ЕГЭ в Москве. Строгино

Метки: ЕГЭ по математике, Работа репетитора

ankolpakov.ru

Можно ли сдать экзамен без помощи репетитора?

У родителей есть две проблемы: школа и деньги. Второй слишком мало, а первой постоянно нужна вторая. Еще немного, и родители начнут собирать детям на выпускной еще в 1-ом классе, ведь чего стоит нанять репетитора, не говоря уже о самом выпускном вечере. Так нужен ли ребенку личный учитель, чтобы хорошо сдать экзамены, или нет?

На самом деле есть много факторов, которые влияют на ответ: способность и ЖЕЛАНИЕ ребенка хорошо пройти это испытание, профессионализм репетитора и предмет экзамена. Следует начать с самого первого.

"Мой ребенок не может подготовиться самостоятельно, ему трудно"

Давайте напрямую: не может, или всё-таки не хочет? «Если есть желание, то и способ найдется». Если ребенок ХОЧЕТ сдать экзамен, хочет стать успешным человеком, то у него всё получится. Ну а если наоборот, то хоть поселите репетитора в одной с ним комнате, толку будет ноль!

Если же ученик действительно осознает, насколько серьёзно испытание экзаменом, и что от этого зависит, то в этом случае репетитор нужен только для того, чтоб указать правильный путь подготовки. Без него тоже можно подготовиться и успешно сдать экзамены, но вопрос в том, сколько времени на это уйдет.

Всегда 30% успеха зависит от учителя, а остальные 70% – от ученика.

Рассматриваем предметы: где пользы от репетитора больше всего?

Математика очень сложный предмет. Здесь репетитор нужен в 90% случаев. Остальные 10 подходят только тогда, когда ребенок гений. Учитель по математике должен показать самый короткий путь решения задач, чтоб весь экзамен выпускник не сидел над одним заданием. Он должен дать основные формулы и отсеять второстепенные, указать самый полезный материал.

Вот тут польза от репетитора находится под вопросом. История требует много упорства и хорошую память. Как видите, ни к первому, ни ко второму случаю, репетитор не имеет отношения. Даже если вы наняли личного учителя своему ребенку, то: 1) посмотрите, как проходят занятия. Большинство репетиторов просто диктуют материал, думая, что если ученик напишет конспект, он все будет знать. Во-первых, конспект еще не гарантирует знаний, во-вторых, такой репетитор есть и дешевле – интернет; 2) объясните выпускнику, что он все равно должен заниматься сам. Репетитор не сделает за него всю работу. Чтобы успешно сдать экзамены, нужно регулярно заниматься самому. Лучше всего – учить темы постепенно и приступать к следующей только со знанием предыдущей.

Здесь многое зависит от уровня знаний ученика. Если все очень плохо, то к репетитору стоит бежать. Кстати, бежать лучше к знакомому репетитору, потому что есть те, которые объясняют материал одного урока целый месяц, а времени, как всегда, в обрез. Если же ребенок понимает грамматику, имеет неплохой словарный запас, то репетитор тут без надобности. Можно обратиться к интернету или учебникам, пополнять словарный запас, делать упражнения по употреблению языка, смотреть фильмы и слушать музыку, чтоб привыкнуть к произношению.

Что касается химии, географии и остальных более узких предметов, то тут все сводится либо к математике, либо к истории. Например, сдавать физику без помощи репетитора – невыносимо сложно, а теорию биологии можно изучить самостоятельно, прочитав учебник или просмотрев специальные фильмы.

xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai

можно ли успешно сдать ЕГЭ без помощи репетиторов?

Волна досрочной сдачи экзаменов уже миновала, и сегодня начнется основной этап: с 25 мая – для 9 класса, с 28 – для 11-го. По федеральной статистике, более половины выпускников школ пользуются услугами репетиторов ежегодно. Но можно ли получить хорошую оценку на госэкзамене, не прибегая к занятиям с платным педагогом? Об этом подискутировали репетитор по истории и обществознанию с 15-летним стажем Людмила Тафлинская и учитель русского языка и литературы, заместитель директора МБОУ «Лицей «МОК № 2» Наталья Бунтякова.

Людмила Тафлинская: «Составителей вопросов ЕГЭ нужно пороть»

– Сдать ЕГЭ на высокий балл можно, если есть хороший консультант, – говорит Тафлинская. – Сейчас вопросы экзамена не соответствуют программе, а учебной литературы так много, что ориентироваться в ней очень непросто. Сдавать экзамены нам или нашим родителям было легче: учебник был один, и вопросы экзамена соответствовали его содержанию. Теперь все иначе. Ученик, обладающий усидчивостью, силой воли, широким кругозором и грамотностью, если и не нуждается непосредственно в репетиторе, то опытный консультант, который определит правильный круг учебников, подскажет, что главное, а что второстепенное, предложит алгоритм действий, ему все равно необходим.

Я репетиторствую 15 лет, и за эти годы лишь две девочки из обратившихся ко мне занимались самостоятельно, им требовалась только моя консультация. Но это, скорее, исключение из правил. Школа не дает знаний для выполнения заданий ЕГЭ на высокий балл. Дети, которые готовятся без репетиторов, могут максимально заработать только 50-60 баллов на экзамене. Это достоверный факт.

В школе исчерпывающим образом не проходят теоретический материал, не закладывают навыки самостоятельной аналитической работы, которая также требуется при выполнении заданий ЕГЭ. Впрочем, это не зависит от качества и уровня профессио­нализма учителя. Школьные классы – это 25-30 человек, поэтому у педагогов отсутствует возможность индивидуальной работы. За год даже самый опытный учитель сможет написать с классом всего два-три сочинения и разобрать их.

– Вы говорите, что вопросы ЕГЭ не соответствуют школьной программе. В чем это выражается?

– Я убеждена, что некоторых составителей нужно пороть, поскольку бывает так, что к одному вопросу в тесте возникает еще несколько дополнительных. Например, спрашивали, когда состоялась битва на Косовом поле. Такая формулировка вопроса запутает знающего ребенка, ведь сражений на этом поле было несколько. Или в тестах можно найти вопросы, на которые не в состоянии ответить даже преподаватели вузов. Встречался, к примеру, вопрос о бланкетных постановлениях. Что это такое? Этого не смогли сказать даже практикующие юристы, мне пришлось отправлять запрос в Москву. Также при подготовке к ЕГЭ можно наткнуться на пособия, которые содержат ошибочные суждения. Дети не способны этого увидеть, они свято верят в то, что написано в учебнике.

– Есть мнение, что к репетиторам идут только сильные ученики, потому что в школах – в погоне за удовлетворительной статистикой результатов госэкзамена – в год подготовки к итоговому испытанию больше внимания уделяют отстающим…

– Я думаю, что это совершенно не так. Перед ЕГЭ учителя стремятся как можно больше материала проговорить на уроках, чтобы хотя бы что-то отложилось в голове у детей. Поэтому, опять же, не хватает времени на то, чтобы разбираться с конкретным учеником. Вызывают отвечать тех, кто хорошо знает материал и сам рвется в бой. Получить эффективный результат при таком подходе к делу не получится.

К репетиторам идут те, кто желает творчески заниматься. Я даю каждому ребенку возможность высказаться, вижу, как он мыслит, какие ошибки совершает. После ознакомительного занятия уже знаю, с какого этапа можно начинать работу.

– Часто слышу, что на ЕГЭ «натаскивают», и оценить реальные знания экзамен не позволяет…

– Репетитор – это помощник, мы можем только дать направление и алгоритм действий. ЕГЭ – это хитрый экзамен. «Натаскать» можно только по первой части, где ответ определяется крестиком на полях. А вторая часть требует обстоятельного мышления, которое зачастую должно быть даже не оригинальным, а в том русле, которое предлагают авторы ЕГЭ. Достичь этого трудно даже опытным педагогам. Так что наша задача – раскрыть возможности ученика, показать ему горизонты мышления. ЕГЭ требует умения думать и размышлять.

– Когда лучше начинать занятия с репетитором?

– Сразу после окончания десятого класса или еще раньше. Обычно услуги репетитора востребованы с сентября, но, на мой взгляд, лучше приходить летом. Во-первых, потому что в первый месяц учебы на детей обрушиваются задания школы и репетитора одновременно, и выдержать это непросто. Во-вторых, освоить или восстановить в памяти материал нескольких лет по предмету за девять месяцев объективно тяжело. Года – достаточно.

Историю и обществознание, кстати, считают легкими предметами и думают, что подготовиться к ЕГЭ по ним смогут за месяц. Но это невозможно. Сдать математику, химию, физику – такие предметы, которые связаны с формулами, – готовясь к ним всего пару месяцев, еще более-менее получится. В истории и обществознании важно логическое мышление и выявление причинно-следственных связей, что выработать крайне непросто. Для истории нужна также колоссальная память: иногда требуется знание очень незначительных дат и всемирной истории, которую в школах проходят сикось-накось.

– Репетиторов в нашем городе очень много. Как понять, какой внеклассный педагог отработает свою зарплату качественно?

– Хороший репетитор – недешевый. Он берет на себя огромную ответственность и переживает за результат. За год занятий он должен дать ребенку знания за пять-шесть лет. И это не просто перечитывание параграфов, а сконцентрированный материал, возможно, схематичный, в нем отражено все главное, отброшено незначительное. Но при всем этом хороший специалист должен быть готов проводить занятия в такой форме, чтобы сохранить или привить интерес к предмету.

Нерезультативно заниматься у тех педагогов, которые низко оценивают свой труд. Это означает, что они, скорее всего, не имеют необходимого опыта работы, уровень компетенции таких репетиторов будет вызывать вопросы. Курсы при вузах зачастую – пустая трата времени и денег. Там не берут на себя ответственности за результат и не разбирают допущенные ошибки.

Для хорошего репетитора ЕГЭ – это как Олимпийские игры, где каждое последующее упражнение, равно как усложненный элемент в завершении спортивной программы, оценивается выше. И чем лучше результат у твоего воспитанника, тем теплее на душе.

Наталья Бунтякова: «К репетиторам ходит каждый третий выпускник»

– От репетиторов можно услышать, что подготовить ученика к ЕГЭ в школах не могут, так как вопросы в тестах госэкзамена выходят за рамки школьной программы, а уровень компетенции педагогов на это не рассчитан. Вы с этим согласны?

– Нет! Не согласна! Материалы экзамена, вопреки устойчивому мнению большинства, не выходят за рамки того, что содержится в учебниках (я говорю только о том, что знаю, – о ЕГЭ по русскому языку и литературе). В школе вполне возможно качественно подготовить ученика к государственному экзамену. И этому я вижу достаточно примеров в моем образовательном учреждении: в МОКе много талантливых и умных детей, которые побеждают во всероссийских олимпиадах и получают хороший балл на экзамене без дополнительной помощи репетитора. Квалифицированный школьный педагог способен подобрать ключик к каждому своему ученику. Он достаточно часто умеет его замотивировать и тем самым повышает уровень знаний. Я, безусловно, говорю о педагогах-профессионалах, людях, любящих свое дело. Поэтому если у ребенка сформировано желание учиться, есть интерес к предмету, упорство, то подготовить его к экзамену не представляет трудности.

Другой вопрос, что не каждый ученик обладает необходимым уровнем самосознания и эффективно использует время на уроке. У учителя – в силу загруженности – не всегда есть возможность объективно проверить уровень осознанности полученных знаний, ведь «осознание» предмета происходит через говорение. А в сегодняшних программах не выделяется на это время, тогда как в советские годы были предусмотрены часы для устной работы с классом. Функция говорения и осознания перешла к репетиторам, именно поэтому у них такое широкое поле деятельности. Занятия с репетитором, как и любые дополнительные занятия, могут улучшить результат ученика, ведь репетитор работает с ребенком индивидуально, а значит, всегда имеет возможность оценить его реальный уровень знаний и эффективно на это реагировать, а ребенок получает возможность «выговориться» по предмету.

– Как часто школьники пользуются услугами репетиторов? Приветствуете ли вы это?

– Мне кажется, к репетиторам ходит каждый третий выпускник. Это очень распространенное явление. Родители нанимают платных педагогов, понимая, что их чадо позволяло себе не учиться в 5-8 классах, и перед ГИА и ЕГЭ им надо наверстать упущенное. Кстати, некоторые родители считают, что деньги – это своего рода волшебная палочка: заплатил – и все будет хорошо. Они забывают, что результат зависит не от количества отданных бумажек, а от усердия и способностей ребенка. Подготовка к экзамену – вдумчивый и серьезный труд, результат которого виден не сразу.

– Мне кажется, далеко не каждый репетитор болеет за результат ученика, некоторым важен только заработок…

– Подготовка к экзамену – это тяжелый хлеб. Репетитор отвечает за результат и деньгами, и репутацией. Грамотный специалист это понимает. Хотя в этой сфере, как и везде, можно нарваться на халтурщиков. От этого никто не застрахован.

– Есть мнение, что ЕГЭ – это такой экзамен, который не предполагает глубоких знаний предмета, и на него можно «натаскать». Что вы думаете по этому поводу?

– Так говорят люди, которые не вникли в суть экзамена. В Воронеже ЕГЭ проходит с 2003 года, и с каждым разом КИМы совершенствуются, из тестов по русскому языку и литературе исчезают глупые и некачественные вопросы. Мне очень нравится этот экзамен тем, что его результаты позволяют детям без лишних стрессов поступать в вузы. Ребята нашего МОКа – одни из первых в рейтинге по стране, они учатся сейчас в самых престижных российских вузах на бюджете.

«Натаскать» на ЕГЭ нельзя. Потому что теперь в тестовой части множественный выбор. Можно познакомить с общей структурой экзамена, повторить какой-то материал или подготовить ребенка психологически. Но это не гарантирует в итоге высокого балла. Если ребенок не учился 11 лет, то он вряд ли получит хорошую отметку. Да, к ЕГЭ относятся по-разному, но я убеждена, что такая форма проверки знаний направлена на системную, планомерную и глубокую работу ученика на протяжении всех 11 лет. И если дети этому будут следовать, то и госэкзамен будут сдавать без проблем. И – репетиторов.

Беседовала Ирина ЛАЗАРЕВА Фото автора, Сергея ГУБАНОВА

и из личного архива Натальи Бунтяковой

И даже в колонии

На днях более 11 тысяч выпускников города и области начнут сдавать единый госэкзамен. Всего в регионе будет функционировать 64 пункта. Один из них, по словам временно исполняющего обязанности руководителя областного департамента образования, науки и молодежной политики Олега Мосолова, развернется даже в Бобровской колонии для несовершеннолетних. Там один из воспитанников изъявил желание сдать школьные дисциплины. Это первый такой случай в регионе.

В этом году каких-либо изменений в ЕГЭ не предвидится, за исключением технических. Все контрольно-измерительные материалы (КИМ) будут печататься в аудиториях прямо перед началом экзамена, а после завершения – сканироваться и отправляться проверяющим по защищенным каналам связи. Кстати, процедуру опробовали еще в прошлом году, а уже в этом – решили следовать ей на всех пунктах сдачи экзамена. Необходимая техника докуплена и отлично функционирует.

– Для учащихся эта технология ничего не меняет, зато значительно упрощает жизнь организаторам, – добавил Олег Мосолов.

К тому же нововведение должно ускорить сроки проверки экзаменационных работ: выпускники будут узнавать свои оценки на несколько дней раньше, чем прежде.

Кроме того, как рассказал Мосолов, теперь видеонаблюдение будут вести не только на ЕГЭ для одиннадцатиклассников, но и на итоговых экзаменах в девятых классах. Он подчеркнул, что подобная мера необходима для обеспечения прозрачности экзамена, но она не должна стать чем-то шокирующим для школьников, ведь сегодня попасть в объектив камер можно на каждом шагу.

Также на всех пунктах традиционно будут стоять системы подавления сигналов сотовой связи.

Никто не набрал

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области сообщил об итогах досрочного этапа проведения ЕГЭ в регионе. Никто из 384 сдававших не набрал 100 баллов ни по одному из предметов. Правда, отмечают в ведомстве, были те, кто получил выше 85 баллов – всего таких 17 человек. Из них 11 заработали высокий балл по русскому языку, по двое – по истории и английскому языку, по одному – по химии и географии.

Выпускники все чаще выбирают химию, информатику, биологию и иностранный язык. Причем трое учащихся изъявили желание сдавать испанский – язык, который не преподается в воронежских школах.

Кстати, иностранный язык к 2022 году может пополнить список обязательных экзаменов. А вот ЕГЭ по истории все школьники, возможно, будут сдавать уже с 2020-го.

gorcom36.ru

Учитель для ленивых. Можно ли сдать ЕГЭ без репетитора?

Многие уверены: без репетитора экзамен хорошо не сдать. Это подтверждают как опросы родителей, так и анкеты школьников. И это вовсе не один-два двоечника в классе, которые вдруг решили взяться за ум и поучиться, а от 60 до 90% учеников. Как же так, ведь все эксперты в один голос уверяют: задания экзаменов составляются исключительно по школьной программе. Дети не могут ее освоить или учителя неспособны научить?

Глупость или лень?

«Это ненормальная ситуация, – считает Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ. – Ребенок должен учиться в школе без помощи репетиторов». На деле же получается, что за образование своих чад мы платим дважды – сначала как налогоплательщики в бюджет, а потом еще раз напрямую из собственного кармана. 

Но, оказывается, наши дети не столько бестолковые, сколько... ленивые. «Мы регулярно проводим ­опросы детей, связанные с ЕГЭ, и выяснили удивительный факт, – говорит Иван Ященко, учитель математики, директор Московского центра непрерывного математического образования, руководитель предметной комиссии ЕГЭ по математике. – Даже в ведущих школах с высоким качеством образования у детей есть платные учителя. Но что дает репетитор тем, кто с ним занимается? Вы не поверите – не знания! А ответ­ственный подход и мобилизацию. Скажем, в школе он «балду пинает», ленится, не всегда выполняет домашние задания. Но когда рядом с ним сидит посторонний человек и следит, чтобы ребенок занимался, то он уже не может уклониться, потому что понимает: за это заплачены деньги. То есть родители платят за то, чтобы ребенок учился. Поэтому если мама и папа не приучили его самостоятельно учиться в более раннем возрасте, то придется, видимо, раскошелиться». 

Главное – это репутация

Но вот вопрос: где найти толкового преподавателя на дому? «Дочь-девятиклассница занимается с репетитором, а пробные варианты ГИА по математике решает плохо. При этом школьные учителя наотрез отказываются от частных уроков», – пожаловалась «АиФ» одна из читательниц. 

Дело в том, что новый закон «Об образовании в РФ» прямо запрещает учителям заниматься репетиторством с учениками той школы, где они преподают. Это сделано для того, чтобы у недобросовестных преподавателей не возник соблазн специально снизить качество обучения на уроке, ставить плохие оценки, а потом тянуть деньги из кармана родителей на дополнительные уроки. 

Еще одно место, где не стоит искать репетитора, – это вуз. Раньше, когда дети готовились к поступлению в конкретный вуз, они стремились посещать именно его подготовительные курсы, заниматься с его преподавателями. Сейчас лишь редкие институты используют дополнительный внутренний экзамен при поступлении, а в большинстве случаев нет смысла обращаться к вузовским педагогам. «Экзамен теперь единый, его бесплатные демоверсии заранее можно найти в Интернете, – поясняет Иван Ященко. – Они как раз позволяют понять, где есть пробелы в знаниях, нужен ли репетитор и по какому предмету».

Интернет-сайты, форумы, объявления в газетах – тоже не самый надежный источник. «Главное – это экспертные оценки, рекомендации окружающих, – считает Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в Москве. – Опросите своих знакомых: с кем занимались дети, как сдали ЕГЭ, в какой вуз поступили».

Но ещё важнее не накручивать детей, не заставлять заниматься до последних сил, требуя постоянно высоких баллов и отличных оценок. Дети обычно и сами прекрасно понимают, что будет, если они плохо сдадут ЕГЭ. В конце концов, его можно пересдать на следующий год. А вот искалеченную психику и здоровье уже ни за какие деньги потом не поправишь.

www.examen.ru