Татарский национальный костюм. Мужской татарский национальный костюм


Татарский национальный костюм | Вещи и изобретения

Татары — многочисленная национальность, проживающая в России испокон веков. Она имеет много этноподгрупп, и костюм каждой из них имеет свои особенности. Они обусловлены местом проживания, историческими контактами. В целом на татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции и ислам. Основным вариантом считается сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар. Он гармонично сочетает ткани сочных «восточных» оттенков, головные уборы с замысловатым орнаментом, различные виды обуви, изобилующие украшениями ювелирные изделия, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Журнал: Народная магия №9(26), сентябрь 2019 годаРубрика: История народного костюмаАвтор: Алена Барышникова

Женская и мужская татарская одежда отличительным признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Сюда входит длинная широкая туникообразная рубаха и прита — ц ленная по спине верхняя одежда без застёжек.Рубаха, как мужская, так и женская, обязательная для татар, называется кулмек, а штаны, также носимые и женщинами, называются ыштан. Эта одежда была в обиходе вплоть до середины XIX века. Рубаху шили из прямого, перегнутого поперёк полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой. Женская рубаха отличалась от мужской только длиной — она доходила почти до щиколоток.Состоятельные татарки шили рубахи из дорогих тканей — шёлка, шерсти, хлопка и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой. Обязательной деталью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.Штаны (ыштан) представляют собой широко распространённую форму тюркской поясной одежды «штаны с широким шагом». Для мужских штанов использовалась обычно полосатая ткань (пестрядь), женские же шились из однотонной. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин — вид демисезонной одежды, бишмет — зимняя верхняя одежда, утеплённая ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен — рабочая одежда из домотканого сукна, чабулытун — меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.Обязательной деталью татарской верхней одежды был пояс. Изготавливались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже их вязали из пряжи. Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.Как и мужчины, женщины-татарки поверх рубахи носили камзол. В зависимости от отделки он мог быть летней домашней или выходной одеждой. Их шили длинными до колен или короткими до бёдер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края изделия — подол, проймы рукавов, ворот — украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Позже в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские головные уборы

Главным мужским головным убором татар является тюбетейка — небольшая надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).В женских головных уборах татар соблюдалась возрастная дифференциация. Так, незамужние девушки носили калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (укачачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад.Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и её шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трёх обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки из домотканого сукна белого цвета, на которые надевали лыковую или кожаную обувь. Верхней обувью были сапожки (читек), ичиги. Зимой надевали полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твёрдой подошве.Чёрные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь в таком стиле является спецификой именно татарского народа.Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко — с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более лёгкими и удобными при работе в поле.

Национальные татарские украшения

Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.Женским головным украшением были накосники, очень разнообразные по форме, материалу, формам отделки и способам ношения. Древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить в трёх- четырехлётнем возрасте. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые, помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

www.bagira.guru

Костюмы народов России (татарский костюм)

Национальный татарский костюм

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека. (Рис.1)

Татары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Рисунок 1.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки Рис(бурек), ритуальные головные уборы (чалма).(Рис. 2)

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.(Рис.3) Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Рисунок 2 и 3.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги. (Рис.4)

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рисунок 4.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо (Рис.5) своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения - охранную, они, как другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

Рисунок 5.

Список используемых электронных ресурсов

  1. Информационные ресурсы. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: ttp://nazaccent.ru/content/5373-tatarskij-nacionalnyj-kostyum.html

multiurok.ru

Женский татарский костюм

национальный татарский костюм

Женская традиционная одежда имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различается не только по функциональному назначению (весенняя, летняя, осенняя, зимняя, повседневная, праздничная), но и по возрастному признаку (одежда девушек, молодых и старых женщин). На ней больше, чем на мужской одежде, заметны территориальные особенности.

В число нижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха, нижний нагрудник и штаны. Это сочетание имеет место в составе любого комплекса костюма, представляя его традиционную основу. По принципу кройки все многообразие женских рубах так же, как и мужских, можно разделить на два типа: рубахи туникообразного покроя и рубахи со скошенными и сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов.

В начале 20 в. в городах и близлежащих к ним селениях женское платье начали шить с учетом общеевропейской моды. При этом его верхняя часть все больше подгонялась по фигуре, а подол становился пышным. Новый стиль платья создал новый элегантный облик женщины. Неотъемлемой частью нижней женской одежды является нижняя нагрудная повязка, нижний нагрудник. Ее шили из прямоугольного куска материи (домотканой или фабричной), размером примерно 25 х 40 см. На центральную часть повязки пришивался вышитый кусок материи или полоски яркой разноцветной ткани. Надевали нагрудник под платье и при помощи лямочек укрепляли к шее или за плечи, покрывая грудь женщины, слегка видневшуюся в прорезь ворота. Вышивка на нагруднике чаще тамбурная, орнамент цветочный, оригинальные узоры выполнены в технике золотошвейной (или шелковой) глади, центральным орнаментальным мотивом является шести — восьмиконечная или «вихревая» розетка, имитирующая солнце или солнечный свет (солярный знак). Важной составной частью нижней одежды женщин представляют штаны, по покрою аналогичные мужским.

В комплекс женской одежды входил и передник. Назначение его в разных регионах проживания татар неодинаковое. Так если у татар Окско-Сурского междуречья передник входил чаще в комплекс рабочей одежды, то в районах Предкамья, Северного Приуралья, отчасти и Предволжья он представлял элемент повседневного, а у молодых женщин и девушек и праздничного костюма. Поэтому бытование богато орнаментированных передников приходится на эти районы.

Женская верхняя одежда также разнообразна. Большой популярностью пользовались камзолы и бишметы. Под камзолом обычно понимается короткая, приталенная, безрукавная, двубортная одежда. В отличие от мужских, женские камзолы шились более приталенными. Бишмет — оригинальная длиннополая, с длинными же рукавами одежда с приталенной спинкой. Богатый бархатный бишмет отделывался мехом и застегивался при помощи большой серебряной застежки, которая одновременно выполняла и роль украшения одежды.

goldmuseum.ru

Татарская одежда

Татарский костюм: история и современность

Любой национальный костюм проходит длительный путь исторического развития. Являясь своего рода индикатором этнической принадлежности, он воплощает видение своего народа о некоем образцовом образе и рассказывает о индивидуальных характеристиках народа и его эстетических вкусах.

Национальный татарский костюм - это не просто костюм, а уникальная система народного творчества. Татарская одежда включает в себя не только ткани сочных «восточных» оттенков, но и головные уборы с ярким орнаментом, различную обувь, изящные украшения, образуя тем самым непревзойденную систему народного творчества.

Татары- понятие обширное, но основополагающие элементы наряда все же едины для всех татар. Основным признаком татарской национальной одежды является ее трапециевидная форма.

Ведущим элементом как мужского, так и женского нарядов является рубаха. Примерно до середины 19 века у татар распространена была старинная туникообразная рубаха, которая изготавливалась из перегнутого полотнища, не имела плечевых швов, обладала боковыми клиньями и нагрудным разрезом посередине. Главным отличием именно татарской рубахи считается ее длина и ширина. Свободная, длиной практически до колен, с широкими рукавами, она почти никогда не подвязывалась. Женская рубаха была еще длиннее и доходила до щиколоток, а также имела обязательный атрибут - нагрудник, который надевали под низ рубахи и был пошит из прямоугольного куска ткани.

Штаны в комплексе татарской одежды представляют собой элемент одежды «с широким шагом». Их шили длиной до щиколоток, широкими у пояса и без карманов. Мужчины носили штаны из полосатой ткани – из льна или хлопчатобумажные, а женщины – из однотонной ткани. Праздничные наряды шились из домотканной пряжи с мелкими узорами.

Издревле мужчины - татары носили распашную верхнюю одежду с приталенной спиной, боковыми клиньями и запахом по правую сторону. Шили ее из шерсти, хлопчатобумажной ткани, холста и меха. К верхней татарской одежде относят камзол – без рукавов вовсе или с коротким, казакин – демисезонная одежда, бешмет – зимняя одежда, чикмен – рабочая одежда и чабулы тун – меховой наряд. Сверху камзола мужчины носили свободный халат с маленьким воротником.

Женская татарская одежда имеет много похожего с мужской, а отличие состоит в том, что в женском наряде чаще преобладали какие-то изменения или были внесены декоративные детали. Сверху рубахи женщины часто носили камзолы, которые могли быть длинными, доходить до колен или до бедер, могли быть с рукавами или без них, с воротником или с вырезом. Края подола, ворот и рукава украшали перьями, мехом, монетками и полосками галуна.

Особенностью любой национальной одежды является ее тесная связь с народом, с его жизнью. Такая одежда создавалась долгие годы не одним представителем нации, а целой этнической общностью. Татарская одежда, хоть и представляет творчество общности людей, все же оставляет широкий простор для индивидуального развития каждого человека.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Ателье по пошиву - Татарский национальный костюм

В татарском национальном костюме удивительно удачно и эмоционально ярко решена гармония его составных частей. Это относится не только к его лучшим классическим образцам, но и ко всему народному (крестьянскому) костюму различных территорий. Не зря же традиционную одежду называют сокровищницей народного творчества.

Одежда татарского народа в том виде, в каком она сложилась во второй половине XIX - начале XX веков представляет наиболее оригинальную и самобытную область материального быта.

Этическую основу татар Среднего Поволжья и Приуралья, как известно, составляют тюркоязычные племена (булгары и другие), которые расселены на территории Средней Волги и Прикамья еще задолго до монгольского нашествия. Они явились главным этническим звеном экономического развития раннефеодального государства - Великой Булгарии, они имели довольно богатую и самобытную культуру.

В одежде татар Среднего Поволжья, как и в других элементах их культуры, отразились традиции этих племен. Это прежде всего свободные рубахи и шаровары (штаны) с широким шагом, камзолы, бешметы и казакины в талию, прямоспинные чекмени, покрой которых составил основные черты одежды тюркоязычных народов. Каким бы изменениям под влиянием моды не подвергалась женская рубаха, древняя основа все же сохранялась - ее, как правило, шили широкой и длинной. Этнические традиции довольно хорошо прослеживаются и в других элементах одежды татарского народа, в частности, в головных уборах. Определенная преемственность устанавливается, например, в полусферических мужских шапках татар и древнетюркских племен. Оригинальная женская шапочка - "калфак " так же восходит к одному из элементов комплекса женского головного убора тюркоязычных народов. Такие принадлежности одежды (костюма), как "тула оек" (суконные чулки) и " читек - кэвеш " (ичиги с кожаными калошами) так же связаны с тюркским этносом. Все это говорит о том, что в формировании национальной одежды татарского народа основная роль принадлежала этническим традициям, оказавшимся довольно устойчивыми. Однако рождение одежды татар издавна протекало, но только за счет внутренних источников, также как самодвижение и самоусовершенствование, но и за счет взаимодействия с другими народами. Поэтому национальной одежде татар присущи не только особенные черты, но и общие элементы с культурой народов, с которыми у татар устанавливалось длительное общение.

По определению исследователя традиционной культуры Казанских татар Н.И.Воробьева "одним из первых по времени появления и продолжительности действия были влияние культур Передней, а позднее - Средней Азии, которые влились в край по большой водной дороге."

Одежда же основной массы татарского народа, особенно крестьянства ( лапти, тулупы, женские фартуки, шерстяные чулки, носки), в значительной мере сложилась в процессе продолжительного культурного взаимодействия предков татар с финно-угорским и русским населением края.

Усиление экономических и торговых отношений, зарождение молодой татарской буржуазии и пролетариата определенным образом сказалось и на дальнейшем развитии одежды татарского народа. Передовая молодежь вопреки всяческим притеснениям реакционной части общества стала носить штиблеты, брюки навыпуск, пиджаки и жилеты европейского покроя. Одежда пролетариев, особенно города, также в значительной степени потеряла самобытные черты и пополнилась распространенными по всей России элементами костюма.

Основные элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Еще в середине XIX в. повсеместно и мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. Нижним головным убором мусульман являлась полусферической формы тюбетейка.

Татарский мужской национальный костюм

Традиционный татарский мужской костюм отличался заметным разнообразием и относительной свободы выбора форм. В нем сочетались длинные и короткие формы рукавов, различные формы воротника. В зависимости от материальных возможностей сезона его шили из фабричной ткани, из холста и сукна домашней выработки, меха.

Основу мужского традиционного костюма составляет рубаха и штаны, сшитые из сравнительно лёгких тканей.

Рубаха была исключительно глухой. Она шилась очень свободной, до колен, с широкими и длинными рукавами никогда не подпоясывалась. Рубаха с воротником-стойкой особенно преобладала среди казанских татар. Отложной воротник встречался лишь на обрядовых свадебных рубахах из белой ткани. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой тамбуром - лёгким свободным растительным орнаментом - либо позументной тесьмой. Подобное оформление праздничных рубах весьма характерно для татар в целом. В Уфимском, Златоустовском уездах Уфимской губернии встречались белая домотканая рубаха, украшенная оригинальным орнаментом - вышивкой.

Передники в мужских комплексах одежды и в середине XIX в. и в конце XIX - начале XX в. фигурируют как в рабочем, так и в повседневном костюме, особенно у молодых мужчин.

Штаны по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, получившую в этнографической литературе название" штаны с широким шагом". Мужские домотканые штаны шили обычно из крашенины тёмных тонов, но чаще из полосатой пестряди в различных сочетаниях красных, чёрных, белых, синих, зелёных узких полос. Праздничные и свадебные штаны женихов шились из домотканины с мелкими браными узорами. Во второй половине XIX в. получают распространение нетрадиционные виды верхних штанов. Их шили на европейский лад на поясе, с боковыми швами карманами, с разрезом спереди и с застёжками на пуговицах.

В середине XIX в. татары носили одежду с цельной приталенной спинкой. Её обычно шили с наглухо закрытым воротом, с выкроенными плечиками. К этому виду одежды относятся камзол, казаки. Камзол - надевался поверх рубахи и штанов и воспринимался как вид домашнего платья: в нём на улицу выходили редко, особенно в городах. Камзол входил в комплекс мужской одежды всех групп татар, за исключением елабужских и молькеевских кряшен. Казаки представлял собой вид демисезонной одежды. Длина его зависела от возраста и социального положения человека. Одним из архаичных видов верхней одежды является чоба, лёгкая, домотканая из чисто - белого или в мелкую полоску льняного или конопляного полотна. Чоба бытовала у татар Предкамья, Пермского и Уфимского Приуралья.

Мужские головные уборы делятся на домашние( нижние) и выходные( верхние ). К нижним головным уборам относятся тюбетейка, представляющая собой небольшую на макушке шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки. Наиболее ранние верхние уборы представляли собой круглые "татарские", конусообразной конструкции шапки, кроенные из четырёх клиньев с меховым околышем. У горожан чаще всего были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твёрдым околышем из чёрного каракуля, из серой бухарской мерлушки. Заметных региональных различий в использовании головных уборов у мужчин, за некотором исключением не фиксируется.

Татарский женский национальный костюм

Татарский женский костюм по многообразию составляющих ее элементов и в деталях более разнообразен по сравнению с мужским. Он различался не только функционально, но и по возрастному принципу . В нем больше заметны территориальные особенности края и декоративно - художественного оформления. Во второй половине XIX века эти особенности и в женском костюме все больше уступают место общенациональным татарским. В число элементов нижней одежды входят рубаха, нижний нагрудник - кукрэкчэ и штаны. Это сочетание присуще практически каждому комплексу костюма и являются его традиционной основой.

На всей территории эти элементы имеют практически общие покрои и название, что свидетельствует об их архаичности. Рубаха служила нательной одеждой и платьем. В жаркую погоду рубаха выполняла и функцию верхней одежды. Обычно же поверх нее надевали распашную одежду. Женская туникообразная рубаха идентична мужской , что вообще характерно для древних форм одежды. В отличие от мужских женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. В середине XIX века определяются три варианта туникообразных женских рубах . В середине XIX века у татарок из состоятельных слоев общества рубахи шились из дорогих покупных "китайчатых" тканей. Декоративное украшение таких рубах сводилось главным образом к использованию разноцветных шелковых и атласных лент и кружев. Туникообразные рубахи из покупной ткани бытовали практически повсеместно.

Штаны - неотъемлемый элемент традиционной нижней одежды женщин. Основные их типы - "штаны с широким шагом" по покрою аналогичны мужским, По цветовому предпочтению женские штаны были однотонные, из крашенины.

Передники - алъяпкыч, алчупрэк, алъяпма также являются весьма примечательной принадлежностью женских и девичьих комплексов одежды, особенно конца XIX - начала XX веков. Узорчатые домотканые передники носили поверх рубахи , а молодые кряшенки часто их повязывали и поверх камзола, жиляна. Традиционный передник несколько короче рубахи, чтобы была видна украшенная часть ее подола.

Наиболее ранним видом верхней меховой одежды татарок была расклешенная шуба - чабулы тун из овчины или лисьего меха, длиной ниже колен, с длинными рукавами, низким стоячим воротником и застежкой на кожаных пуговицах или крючках, Женщины из крестьянской семьи среднего достатка имели шубы из овчины, покрывали их фабричной тканью. Встречались белые девичьи шубы из недубленой овчины - ак бэрэн тун.

Традиционная обувь разных полов отличалась лишь некоторыми нюансами (особенностями декоративного оформления, высотой каблука, размерами голенищ). На босу ногу татары надевали чулки - оек, которые различались и по материалу и по форме.

Бытовали чулки суконные и вязанные из шерстяных ниток. Своеобразный и весьма оригинальный вид нижней обуви представляют собой наголенники. Они использовались для обертывания голени, изготовлялись из негрубого, чаще льняного полотна длиной 70-80 см.

Из верхней обуви наиболее распространена была кожаная, лыковая и валяная. Высокие, до колен, сапожки из мягкой кожи с мягкой подошвой - читек изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. Из высокой обуви носили сапоги на твердой подошве - итек. Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши - кэвеш ката, которые использовали и как самостоятельную обувь, и в комплексе с ичигами. Лыковая обувь, особенно лапти - чабата, были у татар рабочей обувью - наиболее легкой и удобной при полевых работах.

Зимой носили валенки - киез итек, пима короткие и высокие. Особой популярностью у зажиточных татар пользовались цветные " кукморские валенки ".

Девичьи головные уборы имели одну отличительную особенность : они, как правило, имели шапкообразную или калфакообразную конструкцию и надевались без волосника. Волосы заплетены в две косы, располагались на спине и оставались открытыми и прикрывались специальными девичьими украшениями, а позже легким фабричным платком.

Покрывалообразные уборы были характерны практически для всех возрастных категорий женщин, и особенно для пожилых, у которых они отличались массой всевозможных деталей, объясняющихся как особенностями возраста, гак и более ревностным отношением стариков к своим традициям. Они представляли собой самые различные по форме, территориальной принадлежности и времени бытования уборы, носившиеся поверх волосников. Форма покрывал - полотенцеобразная, треугольная, квадратная.

Верхние уборы представляли собой завершающую часть традиционных комплексов женских головных уборов. Они надевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове.

costumer.narod.ru

Татарский национальный костюм

Каждая нация, стараясь выделиться от другой, придумывала свои, несомненно, уникальные и присущие только ей обычаи и традиции. Встречают, как вы знаете по одежке, поэтому «национальный костюм» как нельзя, кстати, должен олицетворять весь дух народа.

История татарского костюма

За богатую многовековую историю татар образ национального костюма постоянно менялся, отражая черты той или иной подгруппы татарского народа. Правда, не только сами татары влияли на это изменение, естественно и серьезные события, влияющие как на государственный уклад татар, так и на территорию их проживания, вносили свою лепту. Однако можно выделить несколько групп и факторов, оказавших наибольшее влияние. Среди них поволжские татары, а так же соседствующие восточные народы и, конечно же, религия – ислам.

Итак, совместив в себе множество стилей и времен, татарский национальный костюм предстает перед нами яркой частицей истории.

Основу этой частицы составляют ыштан - шаровары и кулмэк – рубаха-платье, а так же чекмень, бешмет и казакин. Все это разновидности кафтанов, имеющих различные рукава и воротники, они, как правило, шились из легких тканей.

Поверх рубахи обычно надевался халат или кафтан, кстати, само слово халат имеет арабские корни и очевидное сходство со словом хильгат – элемент арабской одежды. Также татары часто использовали чобу – легкую верхнюю одежду без подкладки длиной немного ниже колен, которая обычно изготавливалась из конопляных и льняных тканей. Женщины же зачастую использовали фартуки и жилеты.

Кстати, верхняя распашная одежда татар не имеет застежек, поэтому обязательным атрибутом является пояс. Пояс мог шиться из ткани или вязаться из шерсти. Но не только это отличает татарских костюм от других. Издревле одежда татар отличалась своей трапециевидной формой, большим размером, а так же необычайной яркостью и большим количеством самых разнообразных украшений.

Женский костюм

Оформляя свой костюм, татары могли использовать меха таких животных, как соболя, куницы, бобра и черно-бурой лисицы. Естественно, если сравнивать мужской и женский костюм, то можно сказать, что женщины носили массивные нагрудные, наручные и накостные украшения, а так же отличались наиболее сложными головными уборами.

Самым популярным женским убором татарок считается калфак. Калфак закреплялся на голове девушки с помощью специальной ленты – повязки – ука-чачак, имеющей конец конусообразной формы с кисточками. Обычно этот конец девушки откидывали набок или назад. Следует так же отметить, что между возрастом женщины и видом головного убора прослеживалась некая зависимость.

Так, например, калфак замужней женщины был более сложной формы и имел больше цветов, а так же головной убор должен был прикрывать не только голову, но и шею, плечи и даже спину замужней татарки.

Мужской костюм

Головные уборы мужчин достаточно просты и делились в основном на выходные (верхние) и домашние (нижние). К нижним или домашним относится тюбетейка (т?б?т?й) – это совсем небольшая шапочка, которую надевали на макушку, а поверх нее носили чалму, меховые и матерчатые шапки – бурек и войлочные шляпы. В мужских уборах так же имелись отличия.

Вот, например, молодежь носила тюбетейки с вышивками ярких цветов, а взрослые мужчины предпочитали более скромные цвета. Со временем форма тюбетейки менялась, появились тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем, которые сохранились и в наше время. Сейчас любой желающий может привезти из Казани тюбетейку и подарить в качестве сувенира своим друзьям или родственникам. 

Исконно татары носили кожаные сапоги и туфли, носы которых были загнуты вверх. Причем городские жители носили мягкие сапоги – ичиги, а сельчане и бедные слои носили чабата, внешне похожие на лапти. Даже сейчас многие люди используют красивые и удобные ичиги дома в качестве домашней обуви.

Конечно, сейчас национальные костюмы можно встретить разве что в музее, на выставке, сцене или празднике. Правда, и по сей день татарское искусство национального костюма развивается и создает не только современную одежду в национальном стиле, но и придумывает новые образы для театральных постановок, фольклорных и танцевальных ансамблей.

Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.

kazan.tour52.ru