Что нарисовать с натуры, не выходя из дома. Натура рисунок


Основы рисунка: Рисуем с натуры женское тело

Сегодня мне бы очень хотелось ознакомить вас с техникой рисования обнаженных натур. Женских обнаженных натур.

Техника, которой я хочу поделиться (и по которой сама когда-то училась), не направлена исключительно на женское тело, его можно применять и на мужчинах, и на детях. Но так как самыми выразительными формами, а значит и линиями, обладают именно барышни, то рассматривать сегодня будем исключительно на их примере.

Пропорции, пропорции и еще раз пропорции

Вот что является главным при рисовании с натуры, так это четкое определение пропорций, стоящей перед вами, особы. Основой измерения по традиции являются размер стопы, головы или лица. Для среднестатистического человека среднего роста пропорции обычно определяются следующим образом:

Размер головы с размером тела – 7:1

Лицо, кисть руки – 10:1

Ступня – 6:1

Суть, думаю, ясна. Голова в рост человека укладывается примерно 7-8 раз, ступня – 6, ну и так далее. На самом деле, это просто такие себе замеры, но если вы будете обращать на них внимание, то вот этих гадских проблем с короткими руками и огромными ступнями у вас не возникнет. Очень важна и соразмерность частей тела. Ваша ладонь приблизительно одного размера с лицом, двуглавая мышца руки — с высотой головы и большой ягодичной мышцей.

Череп человека, по сути, имеет форму овала. Для обозначения поворота лица наметим вертикальную профильную линию (грубо говоря, пилим голову пополам). Горизонтальная ось (линия разреза глаз) определяется наклоном головы вверх или низ. Она пересекается с вертикальной линией в области переносицы, образуя опорную крестовину. Если вы рисуете объект в профиль, то горизонтальные линии должны быть ровными, при наклоне головы эти линии выгибаются вверх, ухо перемещается выше, четко выделяются надбровные дуги.

Лицо я в подробности расписывать не буду, ибо главное – красота тела в нашем случае, но наша натура будет не очень рада, если тело ее будет хорошо собой, а вот лицом она не выйдет. Для начала следует обозначить горизонтальной линией середину высоты головы, на этом уровне располагаются глаза. Верхние края ушей расположены на уровне бровей, нижние – на основании носа. Расстояние между глазами равно длине глаза.

Руки. Безусловно, вся работа будет зависеть от того, как ваш объект будет расположен. Сидит\стоит, находится в расслабленном состоянии или напряженном. Это дело уже ювелирной тонкости. Поэтому в общих чертах: если кисть находится в напряженном состоянии, то одной из главных деталей являются сухожилия разгибателей пальцев (веерообразные штукенции). Если девушка держится рукой о стул (или еще что), между сухожилием короткого разгибателя большого пальца и его длинного разгибателя образуется впадинка, которая придает кисти более выгнутую форму.

Плечевой пояс состоит из ключиц и лопаток. Тут стоит также провести серединную линию от яремной ямочки до пупка, от этой линии уже отталкиваемся при прорисовке парных форм. При напряженных руках (в случае опоры на них) выделяется надключичная ямка, напряженная грудная мышца. Груди прекрасной барышни имеют чаще не ровно круглую, а скорее немного каплеобразную форму, соски (вид сбоку) направлены чуть вверх и в стороны. Если девушка тощая, не стоит вырисовывать ей выпирающие ребра и тем более очерчивать их тенью, достаточно будет слегка обозначить их выпуклость наравне с ложбинкой между грудью.

Торс, собственно, состоит из грудной части и части живота. При расположении девушки спиной, их соединяет позвоночный столб, который чаще всего не прорисовывается, но служит вертикальной серединной линией, определяющей изгиб в ту или иную сторону. От нее обозначаем объем большой грудной мышцы, линии ребер и мышцы живота. Грудную клетку обозначаем формой цилиндра, сужающегося кверху. Сама грудь фиксируется так же лопатками, но если барышня находится в расслабленном положении, то они никак не обозначены.

Ноги. Если мы рассматриваем нашу даму со спины, то самыми примечательными в ее ногах будут формы икроножной мышцы. Особой тонкости в такой позе требует и ахилловы сухожилия. У девушек, занимающихся, допустим, танцами, мышечная часть ноги чаще всего находится в непроизвольном напряжении, что особенно выделяет накаченную мышцу. При ровном расположении ступни, наружная лодыжка всегда находится ниже внутренней. Без плоскостопия хорошо выделяется арочный изгиб стопы. Большой палец обычно чуть приподнят вверх, остальные расположены четко на уровне плоскости.

Постановка

После того, как девушка заняла нужную нам позу, ее постановка на листе начинается с наметок общей массы фигуры, определения центра тяжести. Если девушка стоит, гораздо легче провести эту вертикаль (ориентир устойчивости тела). В положении сидя первое внимание уделяется наряду с массой фигуры наклону бедренного и плечевого пояса. Средняя линия так же отмечается, но после схематичной конфигурации всего силуэта. Для упрощения можно сразу наметить линиями направление движения рук и ног. Далее находим общие пропорции фигуры, углы наклона плечевого пояса и головы, объем таза, плеч, спины. Обозначаем объем точками, начиная намечать каркас фигуры.

Не следует акцентировать на чем-либо внимание, сначала придайте силуэт (рисуя парными формами), двигаясь по всей фигуре. Прослеживайте натяжку мышц, помечая хорошо выделяющиеся их части штрихом (в итоге туда ляжет тень). После наметки каркаса переходите к прорисовке кистей рук, от них к предплечьям и локтевым суставам, передайте общие черты лица. Переходите к абрису лонной дуги, коленным чашечкам, постепенно убирая или смягчая линии построения. Далее прорабатываем бедра и голень, намечая тени.

Ну и в конечном итоге снова возвращаемся к голове. Придаем тон прическе, конечно, формируем лицо, добавляя в него светотеневое отношение, уделяем большое внимание мелким деталям: прорисовываем впадинки ключиц, отмечаем разгибатели пальцев, расставляем теневые акценты. Проводим сверку с натурой, хотя завершение рисунка (если, конечно, все тени были намечены ранее) происходит чисто автоматически, чаще, девушка нам для этого уже не нужна.

Левиза Никулина

Читайте также:

Учимся рисовать глаза, кисти рук и стопы

7 лекций по рисованию анатомии человека

Основы рисования портрета. Пропорции и ракурсы

say-hi.me

Рисование с натуры

Чем отличается рисование с натуры от рисования с рисунка

Рисование с натуры, по сути дела, немногим отличается от техники рисования с картин и рисунков. Здесь также необходимо начинать со схем, также необходимо брать правильное соотношение частей и также после правильного построения схемы переходить к изображению деталей.

Рисование с натуры

Но вместе с тем здесь есть кое-что и другое. Так, например, рисунок, с которого мы рисуем, находится рядом с нами. Этот рисунок можно взять в руки, повернуть, как нам хочется, переставить на другое место. При рисовании же с натуры, особенно при рисовании географических объектов, положение другое. Предмет, который мы хотим изобразить, обычно находится далеко, размеры его по большей части огромны. Переставить или передвинуть этот предмет мы не можем. Все это внушает начинающему какой-то страх, особенно если начинающий работает без руководителя. Чтобы избежать этого ненужного «страха», мы предлагаем сначала проделать одно небольшое упражнение.

Упражнение рисования с натуры для начинающих

Возьмите обыкновенную бечевку и натяните ее поперек окна, немного выше уровня ваших глаз. Теперь возьмите небольшой кусочек картона или обыкновенную почтовую карточку (открытку), загните верхний ее край так, чтобы картон мог висеть и свободно двигаться по бечевке вправо и влево (рис. 1).

Рис 1 — Рисование с окна

Затем на уровне ваших глаз сделайте в картоне отверстие размерами не более маленькой горошины. Приложив ваш глаз к отверстию картона, вы через это отверстие посмотрите в окно. Передвигая картон вправо и влево, вы находите в поле вашего зрения различные предметы (дом, крышу, окно, дерево и т. д.). Постарайтесь выбрать тот предмет, который имеет более четкие очертания, и попробуйте нарисовать его на стекле окна.

Для этого вы берете обыкновенное перо, обмакиваете перо в чернила, а потом, глядя в отверстие картона, осторожно обводите на стекле очертание избранного вами предмета. Делать это нужно, как уже говорилось, не сдвигая картон с места и, что самое главное, не меняя положение глаза. Последнее в нашем случае выполнить не трудно, потому что неизменное положение глаза в значительной степени определяется отверстием в картоне.

При рисовании указанным способом сначала следует обвести очертание избранного вами предмета, т. е. получить общий контур предмета. Потом, проверив совпадение контура, изображенного на стекле, с очертанием изображаемого предмета, вы приступаете к изображению деталей в том же приблизительно порядке, как это вы делали при рисовании со сложного рисунка. Если все условия вами выполнены, то на оконном стекле получится достаточно хороший рисунок избранного вами предмета.

Конечно, в дальнейшем мы даже и не предполагаем вести рисование с натуры тем способом, о котором только что говорилось. Но это упражнение с зарисовкой на оконном стекле нужно нам по целому ряду соображений. Прежде всего мы убеждаемся, что расстояние до изображаемого предмета и размеры предмета никакого особого значения не имеют.

Потом мы убедились в том, что для получения правильного рисунка с натуры необходимо, чтобы положение наших глаз во все время рисования оставалось неизменным. Убедились до некоторой степени и в том, что приемы рисования с натуры, по сути дела, мало чем отличаются от тех приемов рисования, с которыми мы ознакомились раньше (т. е. начинали с главного, а потом переходили к деталям). В последнем мы убедимся еще больше, когда приступим к обычному рисованию с натуры, т. е. к рисованию без применения оконного стекла, картона с отверстием и т. д.

Точка зрения, лучи зрения и картинная плоскость

Пользуясь проделанным упражнением, мы очень коротко остановимся еще на выяснении некоторых наиболее необходимых нам понятий и терминов.

Рис. 2. С — точка зрения. Пунктиром изображены лучи зрения. На картинной плоскости проекция рассматриваемого предмета

Рис. 3. Измерение при помощи карандаша

Начнём с положения глаз наблюдателя во время рассматривания и рисования предмета с натуры. Оно, как уже не раз отмечалось, должно оставаться постоянным и носит название точки зрения. Прямые линии, проведенные от точки зрения к точкам поверхности изображаемого предмета, называются лучами зрения.

Плоскость, расположенная между точкой зрения и рассматриваемым предметом, называется картинной плоскостью. Картинная плоскость обычно перпендикулярна лучу зрения, идущему к центру предмета. Лучи зрения, идущие от точки зрения к предмету, пересекают картинную плоскость и дают на ней как бы изображение предмета, или, точнее, проекцию предмета (рис. 2).

В нашем предыдущем упражнении с рисованием на оконном стекле точкой зрения является отверстие картона, а картинной плоскостью — стекло. Проекцией же является рисунок, сделанный вами на стекле.

Теперь, спросите вы: как же быть с картинной плоскостью? Оконного стекла у нас перед глазами нет, значит, картинную плоскость, в лучшем случае, мы можем только вообразить. Где же должна она находиться? Вопрос этот решить не трудно.

Возьмите в руки карандаш и, опираясь плотно на спинку стула, вытяните руку вперед так, чтобы карандаш находился приблизительно на уровне ваших глаз и держался вертикально. (Вытягивать руку нужно без напряжения, но так, чтобы рука была прямая.) Местоположение карандаша как раз и определит наиболее выгодное для вас положение картинной плоскости. Наиболее выгодное потому, что положение это всегда легко найти, нужно только вытянуть руку указанным способом.

Советы по рисованию с натуры

  1. При рисовании с натуры, особенно на первых шагах, важно, чтобы объект рисования был прост и ясен, чтобы очертания его были четки, чтобы предмет хорошо было видно. Примерами подобных предметов могут служить: кринка, кувшин, большая бутылка из темного стекла, простая ваза, горшок с цветком и др.
  2. Второе, на что нужно обратить внимание, — это на установление точки зрения (т. е. определение положения наших глаз) и сохранение этого положения во все время рисования. Конечно, это не значит, что рисовальщик все время должен сидеть неподвижно. Он может двигаться, вставать, ходить, но, приступая к продолжению рисования, он должен расположиться так, чтобы его глаза заняли прежнее место. Последнее достигается тем, что рисовальщик следит за правильностью своей посадки.
  3. Правильная посадка понимается нами несколько сложнее, чем просто посадка, а потому остановимся на этом моменте несколько подробнее. Начинающему рисовальщику лучше всего сидеть на стуле. При рассматривании объекта рисования нужно, чтобы спина рисовальщика плотно опиралась на спинку стула и чтобы это положение сохранялось, когда он смотрит на изображаемый предмет.
  4. Измерение. На картинной плоскости проектируется изображаемый предмет. Этот предмет вы всегда можете измерить при помощи того же карандаша. Делается это очень просто. Вы прижимаете карандаш главным образом безымянным и средним пальцами к ладони, а большой палец оставляете свободным. При измерении ноготь большого пальца движется вдоль карандаша и служит для отметки на карандаше найденного размера (рис. 3).
  5. Карандаш в зависимости от положения измеряемого предмета может наклоняться и вправо, и влево, но при этом он всегда должен быть в вертикальной плоскости, перпендикулярной лучу зрения рисовальщика. Иначе говоря, он должен двигаться только по поверхности воображаемой картинной плоскости. Последнее правило необходимо усвоить как можно лучше. Без соблюдения этого правила измерения будут ошибочными.
  6. Измерив длину (или ширину, или высоту) одного Предмета, вы переносите (перемещаете) карандаш (с отметкой большого пальца) на другой предмет и сравниваете: на сколько (или во сколько раз) первый предмет больше или меньше второго. Это отношение размеров Предметов для нас и является самым важным при всех измерениях.

Прежде чем приступить к первым занятиям по рисованию с натуры, необходимо не раз потренироваться в измерениях, чтобы потом не нужно было следить за тем, как надо держать карандаш при измерении, как нужно сидеть, как надо отмеривать и сравнивать измеряемые величины.

Надеемся что данный урок был полезен Вам. Вы можете подписаться на rss-ленту нашего блога по рисованию.

libtime.ru

Как нарисовать человека? Рисуем с обнаженной модели

В предыдущей статье мы пробовали рисовать людей из реальной жизни в привычной обстановке. Однако, получение достаточных знаний и опыта, чтобы производить подлинные и убедительные рисунки из памяти или воображении невозможно без понимания обнаженной человеческой фигуры, так что вам нужно начать изучение рисования человека с обнаженной натуры. Хотя в дальнейшем вы, вероятно, будете рисовать больше одетых фигур, чем голых, но они не будут успешными, если вы не будете уверены в форме тела под одеждой. В последующих уроках мы будем обсуждать физическую анатомию, но, знания усвоятся намного легче, если вы сделаете несколько рисунков из жизни, поэтому на данном этапе я рекомендую вам сделать многочисленные быстрые эскизы модели в разных позах.

В качестве модели попросите выступить вашего мужа/жену, это займет немного времени. Однако если совсем некого попросить, возьмите фотографии в качестве референса.

Этим упражнением должны развить в себе способность наблюдать и рисовать одновременно. Конечно, это физически невозможно. Вы не можете сосредоточиться на модели и рисунке одновременно: если вы смотрите на модель, то не можете смотреть на рисунок. Но чем больше связаны эти два вида деятельности: видеть и рисовать, тем более живыми и выразительными будут ваши рисунки, и вы быстрее разовьете способность создавать фигуры из вашего воображения. Вы сможете рисовать действия и позы, которые ни одна модель не сможет удерживать достаточно долго. Обратите внимание, что время, когда вы будете знать все о человеческой фигуре никогда не настанет, и вам придется смотреть на нее вновь: как профессиональные футболисты не отказываются от своих тренировок, когда они достигают пика производительности, так и художники должны постоянно держать себя в форме.

Когда вы будете работать дома или в студии, то, вероятно, захотите работать на листе большего масштаба, чем когда делали наброски на улице, так что использование А3 или А2 может быть целесообразно. Нет никаких правил по этому поводу: работайте в обстановке, которая заставляет вас чувствовать себя комфортно и на любого размера листах, который вам нравится. Некоторые художники всегда предпочитают работать на очень малых масштабах, в то время как другим нравится делать большие, широкие мазки с плеча, чтобы произвести рисунки почти в натуральную величину.

Поставьте блокнот или чертежную доску в такое положение, чтобы вам приходилось двигать головой как можно меньше. Вам нужно только смотреть поверх или сбоку от него, чтобы видеть позы достаточно ясно.

Вашей целью на данном этапе является зафиксировать позу всей фигуры. Конечно, все можно увидеть лишь взглянув единожды, но, пока вы не научились брать кривую позвоночника, и распределять на ней конечности, угол головы и шеи, то вам нужно периодически смотреть на модель в процессе работы. Сядьте достаточно далеко от модели, чтобы вы могли увидеть всю фигуру сразу, а не позволяйте себе задерживаться на каждой позе более четырех минут. Должно получаться что-то типа этого:

Сначала постарайтесь передать форму позвоночника и позиции рук, ног и головы, лишь быстро взглянув на модель, проверяя относительные пропорции и углы. Такие рисунки часто называют «gesture drawing«, основная суть которых передать ощущение позы, движения, жестов. Когда вы видите положение вашей модели, вы должны попытаться мысленно ощутить себя в этой позе. У вас тоже есть позвоночник, плечи, руки и колени, которые движутся таким же образом, как и у модели. Это поможет вам понять, что чувствует модель в данной позе. Как только вы сможете это сделать, то начнете создавать более эффектные рисунки.

Когда вы рисуете руку, то думайте о руке и чувствуйте вашу собственную руку. Этот вид идентификации с предметом вашего рисунка является секретом успеха. Попробуйте, и вы увидите, что хороший рисунок начинается с мысли о нем.

Каждый из этих эскизов вы должны нарисовать лишь за несколько минут, так что хорошей идеей будет поручить модели принимать новую позу каждые четыре минуты, без ваших указаний. Как только модель поменяла позицию, нужно начинать новый скетч, даже если вы не закончили предыдущий. Это тренировка, и вы не получите столько, сколько могли бы, если не чувствовали небольшое давление. Поэтому не используйте ластик: если вы нарисовали что-то неправильно, перерисовывайте прямо поверх нарисованных линий. Несколько рисунков может быть сделано на одной странице, и это не имеет значения, если они пересекаются. Мы не стремимся к чистой аккуратной работе на данном этапе. Ценными здесь являются физические упражнения и правильное отношение ума.

Практическое задание

Потренируйтесь делать скетчи с обнаженной модели в реальности или с фотографии. Сделайте как минимум 20-30 скетчей в различным позах, прежде чем приступать к следующему уроку.

Более детальная проработка

Дальнейшую более детальную прорисовку фигуры можно делать разными способами, и они могут варьироваться от случая к случаю. Каждый рисунок — это новый опыт, поэтому выбирайте такой подход, который кажется вам правильным в данной ситуации. Тем не менее, если вы новичок в рисовании, то можно начать таким же образом, как вы делали быстрые эскизы: высмотреть крупные формы и поместить их на одной линии, а затем добавить детали.

Рисунки начинающих очень часто являются плоскими и иллюзорными, так что делайте все возможное, чтобы подчеркнуть форму фигуры — ее объемную массу, прочность и твердость. Подчеркнуть форму можно, уделив особое внимание свету и тени.

Еще один весьма интересный метод — начать с любой части, которая вас интересует. Прорисуйте ее подробно, а затем двигайтесь по фигуре и переходите к другой интересной области. Вы можете обнаружить, что рисунок выглядит достаточно полным, когда есть еще некоторые детали, работу над которыми вы даже не начали. Этот подход может легко выбить некоторые части из пропорции с другими, но это не слишком большая проблема в большинстве случаев, и иногда может добавить шарма готовой работе совершенно неожиданным образом; кроме того, этот рисунок не так дорого стоит, так что вы можете отказаться от него и начать снова — вы всегда будете узнавать что-то новое, что на этом этапе и является основной целью рисунка. Наиболее выразительные рисунки рождаются, когда вы даете свободу вашему воображению.

Довольно часто ваша лучшая и самая доступная модель — это вы сами! Эта модель гарантированно не соскучится пока вы ее рисуете! Используйте крупноразмерное зеркало для этой цели. Зеркальное рисование идеально подходит для построения и понимания формы и структуры руки, запястья, локтя и колена: вы сможете все очень быстро понять, спустя несколько сеансов внимательного изучения.

Есть еще множество других способов рисования с натуры, однако невозможно в одной статье перечислить их все. Здесь описаны лишь базовые знания, которые вам нужны, чтобы показать вам какой бесконечный спектр возможностей доступен для вас. Есть множество более подробной литературы, целиком посвященных этому аспекту рисунка.

Вот некоторые их них:

В последующих уроках мы более детально изучим структуру и пропорции человеческого тела.

Все уроки по теме «как нарисовать человека» здесь.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

 

www.web-paint.ru

Мелкие советы: о рисовании с натуры и по фотографии

У рисующих людей часто возникает вопрос - что же лучше: рисовать с натуры или по фотографии. Причем многие готовы признать, что рисовать по фотографии легче, но это, якобы, и каждый дурак сможет. Поэтому надо мучиться и рисовать только с натуры. Другие начинают кричать, что натура - дура, надо вообще только из головы рисовать. Кто-то все это слушает и вообще больше ничего не делает: по фото стыдно рисовать, с натуры не получается, а в голове пусто.

Я такого мнения, что надо все совмещать в разумных пропорциях. Чтобы рисовать из головы, надо сначала эту голову чем-то наполнить. Наполнить ее получается только простым смотрением в сторону предмета, пониманием, анализом и осмыслением. Поэтому самый простой способ это сделать - рисовать с натуры (придумывать самому, как изобразить объект так, чтобы был похож, чтобы структура была узнаваемой и т.д.). Плюс внимательно рассматривать работы мастеров своего дела, задавать им вопросы, если есть такая возможность - учиться видеть (учиться понимать, куда смотреть). Фото - отличная помощь, если пошел дождь и не успел дорисовать натуру. Или если поймал что-то интересной и красивое буквально в последнюю секунду в кадр. Или нашел что-то милое в книге и хочешь непременно сделать частью своей работы. То есть ключевое слово здесь "часть". Если, конечно, ваша техника не заточена под фотореализм, где без фотографии просто не обойдешься. Ну и референсы всякие - их куда проще в виде фотографий найти.

Рисовать можно и нужно как с натуры, так и по фотографиям (тем более по своим собственным!), потому что это просто два разных процесса, которые часто очень хорошо дополняют друг друга. И преимуществ масса. В случае с натурой вам сначала нужно выбрать ракурс и сам фрагмент, который вы хотите зарисовать. Фотокамера это делает за вас - поискал объективом, нажал на кнопку - готова плоская картинка и не надо голову прикладывать, что к чему и как по пропорциям относится. Однако это часто вопрос религии. Если вы обожаете рисовать с натуры, то будете чувствовать себя с фотографией некомфортно. Поэтому вдруг вы не знали, у рисующих с натуры людей такие приспособления для уплощения объемной картинки давно были. Например, еще такие мастера как Дюрер рисовали на небольшом куске стекла точку схода и линии к ней, намечали растр и переносили изображение на холст. Сейчас подобные рамочки из пластика и бумаги продают в специализированных художественных магазинах. Некоторые художники строят себе из полосок бумаги "видоискатели" или покупаю такие, рамочку которых можно двигать и искать мотив для изображения. Вот, к примеру.

boesner / Fluchtpunkt-Motivsucher

Слева: Derwent Viewfinder Справа: Gerstaecker Viewfinder

Я бы посоветовала особенно начинающим больше рисовать с натуры - чтобы научиться улавливать характер, свет, придумывать манеру изображения. Просто научиться запоминать и осознанно выбирать объекты для рисования. А фотографию брать только в помощь. Ведь с ней действительно проще, хотя срисовать с нее так, чтобы выглядело отдельной законченной работой с индивидуальным характером, а не копией фото, тоже уметь надо. Повторюсь еще раз, что вообще это вопрос религии. Зазорного в этом ничего нет. Как вам удобно, так и делайте, только все же помните, что натура - она живее и приятнее так же, как живой человек приятнее плоского на фотографии ,-) Ну и потом если рисуете кувшин - его со всех сторон рассмотреть можно и понять его форму, а по фото часто ничего не ясно.

Если у вас вдруг нет возможности купить приведенные выше материалы в профмагазинах www.boesner.com или www.gerstaecker.de - вот вам пара ссылок на амазон на похожие продукты.The Color Wheel Company ViewCatcher Artist's View FinderDaVinci Artist Viewfinder

Другие статьи из раздела "Мелкие советы" можно найти у меня в журнале по тегу small_tips.

conjure.livejournal.com

Как нарисовать объект с натуры

Для начинающего художника крайне важно рисовать с натуры. Это необходимо для того, чтобы тренировать не просто руку и глаз, но и собственное видение предметов. Хорошего художника от обычного человека отличает наблюдательность. А что, как не рисование с натуры может ее развить?

Цель данного урока – сформулировать этапы рисования с натуры, чтобы уменьшить страх и растерянность, которые часто испытывают начинающие художники перед натурой.

 

 

Я осознанно не размещаю отдельную фотографию моего объекта, чтобы у Вас не было соблазна сделать рисунок с фото. Выберите свой объект.

1) Выбор объекта

Главный критерий выбора объекта – объект должен Вам нравиться! Если объект будет слишком скучным и не будет вызывать у Вас никаких эмоций, то рисование превратится в муку.

Если Вы начинающий художник (а в противном случае Вас бы не заинтересовала эта статья), то не стоит выбирать объект с множеством мелких деталей. Однако и абсолютная строгость может спугнуть новичка требованием геометрической правильности линий.

На мой взгляд, идеальный вариант объекта для начала рисования с натуры – это мягкая игрушка. Мягкие игрушки, как правило, довольно милые, у них есть настроение. Форма их обычно простая, но в то же время не настолько строгая – даже не очень уверенная линия начинающего художника может показать эту форму достаточно убедительно.

Конечно, прочитав предыдущий абзац, Вы поняли, что я ЛЮБЛЮ МЯГКИЕ ИГРУШКИ. Если Вы их НЕ любите, то не стоит себя насиловать – рисуйте то, что Вам близко.

2)    Расположение в листе

На начальном этапе для вычленения из пространства той области, которую Вы будете рисовать, Вам может помочь рамочка из Ваших пальцев, а также измерения «на карандаш», описанные в базовом уроке по рисованию для новичков (http://www.drawschool.ru/poyetapnye-uroki-risovanija/bazovyi-urok-po-risovaniyu-dlja-novichkov.html). Измерения проводятся для определения габаритных пропорций.

Самый простой способ расположить объект в листе – это наметить его габариты овалом и начать прорисовку внутри этого овала.

Для лучшего расположения в листе полезно сделать 9 разных компоновок, расположив их в небольших прямоугольниках, пропорциональных Вашему формату бумаги. Очень важно, чтобы прямоугольники были небольшие и располагались на одном листе. Как писал С. Есенин «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии» Мелкий масштаб компоновок создает ощущение, что мы смотрим на них издалека, а расположенные на одном листе они становятся крайне удобными для сравнения.

Вот 9 компоновок готовы. (Иногда для поиска лучшего варианта перебирают и больше вариантов.) Выбираем лучший вариант и переносим его на лист, где будет располагаться непосредственно наш рисунок.

3)Выявление в объекте основных цветовых/тоновых пятен

Осознаете Вы это или пока еще нет, но человек все видит пятнами. Все якобы линии – это или частные случаи пятен или границы между разными пятнами.

Для наблюдения за объектом рисования часто советуют закрыть один глаз – это делает изображение перед нами плоским. Для лучшего выявления пятен стоит прищурить глаз, оставшийся открытым. Изображение получится размытым, лишние детали «потеряются», а именно этого нам на данном этапе и надо.

4)Отображение пятен на бумаге

Если все предыдущие пункты были одинаковы для рисования любым материалом. То теперь порядок отображения на листе пятен, линий и деталей зависит от техники. Не буду лезть в дебри академического рисунка. Возьму для примера мягкую пастель, которую я люблю за возможность  растушевки.

Итак, обозначаем основные цветовые пятна пастельными мелками и растушевываем.

5)      Добавление теней, полутонов, деталей и акцентов

Важно в любом объекте расставить акценты. У игрушек это, как правило, мордочка. У каких-либо вазочек акцентом может быть область с наиболее глубокой тенью. Если нет акцентов, то взгляду зрителя не за что зацепиться на Вашей картинке, и она становится для него скучной.

Если Вы рисовали мягкой пастелью, не забудьте закрепить рисунок. Для этого подойдет обычный лак для волос.

 

Главный совет, который хотелось бы дать начинающим художникам: дерзайте и все у Вас получится!!!

Данная статья написана мной на основе знаний, полученных на занятиях Классов рисунка и живописи Ольги Рубцовой

http://art-e-mida.livejournal.com/

http://hudojka.com/

Похожие записи:

www.drawschool.ru

Что нарисовать с натуры, не выходя из дома

«Мне нечего рисовать с натуры, вокруг меня нету ничего красивого и интересного, а на улицу я идти стесняюсь», – нечто подобное часто говорят начинающие художники, когда им предлагаешь порисовать с натуры.

Для опытного художника такого вопроса не встает, – объектом для рисунка может быть все что угодно. Вокруг сотни, тысячи, миллионы сюжетов для рисования, только успевай точить карандаш.

Чтобы видеть красоту, нужно быть восприимчивым к красоте. Рисование, безусловно, развивает это качество. Чем больше мы рисуем, тем больше красоты видим в самых обыденных, окружающих нас предметах и явлениях. За красотой не нужно ехать в Тоскану или Прованс, она повсюду, прямо перед нами.

Поскольку многие поначалу стесняются рисовать на улице, на людях, вдруг кто-то будет заглядывать через плечо, бесконечное множество вариаций сюжетов для рисования с натуры можно найти и прямо не выходя из дома.

Я решила пройтись по своей квартире и на примере того, что увижу вокруг себя, подсказать вам некоторые темы и идеи для рисунков.

Давайте заглянем для начала на кухню.

Кухня – неиссякаемый источник для всевозможных натюрмортов. Самые простые натюрморты можно составлять из фруктов и овощей, в каком-то количестве они найдутся на любой кухне. А если их много, то можно их компоновать между собой или с другой кухонной утварью. У меня на кухне нашлась тыква, капуста, свёкла, картошка, лук, чеснок, репа, морковка, огурцы, помидоры, сладкий перец, бананы, яблоки, апельсин, грейпфрут, гранат. Да, овощей и фруктов я ем много. Такая натура положительно действует на фигуру, а также с ее помощью хорошо учиться передавать форму предметов и оттачивать навыки штриховки. Кожура многих фруктов и овощей имеет интересную и характерную поверхность, рисуя их, мы учимся передавать в рисунке фактуру предметов. Можно составлять натюрморты и из других продуктов, практически из всего что найдется в холодильнике: лоток с яйцами, кусок сыра, хлеб, пакет с молоком и даже консервные банки – все это смело можно рисовать.

Заглянем в шкафы. Абсолютно любая посуда также прекрасная натура для рисования, можно сочетать в натюрмортах посуду с продуктами. Сковородки, кастрюли, чайник, кофейник, турка, тарелки, чашки, ложки, вилки, взбивалки и лопатки, вазочки и салатницы, сахарница, бокалы, всевозможные бутылки пустые и полные, с маслом и уксусом, например, – это то, что нашлось на моей кухне. Посуда отлично подходит для практики конструктивного рисунка и особенно для обучения построению фигур вращения.

Что стоит на столе? Солонка, зубочистки, вазочка с конфетами, салфетница, ваза с цветами – тоже сюжеты для рисования. Вазы можно рисовать и без цветов, кстати.

Что у нас на плите? Сама плита тоже достойна попасть на рисунок.

А что найдется на подоконнике? У меня во всех комнатах стоят домашние цветы – чудесный сюжет для рисунка, можно нарисовать фрагмент цветка, цветок вместе с горшком или всё окно вместе с цветами. А еще можно нарисовать вид за окном… а потом еще за другим.

Фрагмент интерьера. Можно нарисовать часть или угол любой комнаты, вместе со всей мебелью и всеми предметами быта. Это прекрасная практика рисования объектов в перспективе.

Драпировки – чуть ли не самая важная и полезная натура для художника. Драпировки можно легко найти дома или создать их из любого куска ткани. Небрежно наброшенная на спинку стула одежда, полотенце на крючке, плащ на вешалке или шторы на окне естественным образом создают прекрасные драпировки для нашего творчества. Можно использовать для создания драпировки любой отрез ткани, простыню или собственную одежду. Ее можно повесить на гвоздики, накинуть на какой-нибудь предмет или просто разложить на столе.  Рисование драпировок отличный тренажер художника, который позволяет научиться видеть и понимать любые другие формы.

Перейдем в комнату и посмотрим, что тут есть.

Здесь у меня можно нарисовать настольную лампу, художественные принадлежности (карандаши, кисти, тюбики с красками и т.п.), книги, блокноты, тетради. Книги тоже хорошо подходят для тренировки навыков рисования перспективы. Можно рисовать стопку книг или кипу книг, большие и маленькие, толстые и тонкие, открытые или закрытые, в разных положениях и ракурсах.

Еще можно порисовать всякие сложные электрические приборы, механизмы, технику. На кухне это может быть блендер, миксер, тостер, в комнатах, возможно, найдутся фен, утюг, компьютерная мышь, принтер, ноутбук, мобильный телефон, плеер и т.д. Особенно интересно рисовать механизмы, имеющие сложную форму, со множеством изгибов и деталей. Попробуйте порисовать компьютерную мышь, это очень интересно, правда.

Стул. Можно нарисовать просто стул, табуретку, кресло, пуфик. Хорошо, если дома есть разные стулья, большая польза для художественной практики. А можно кого-то посадить в это кресло.

Домочадцы могут стать вашими моделями для рисования. Не обязательно заставлять их позировать вам специально. Рисуйте родных и близких за их обычными повседневными занятиями, пока они смотрят телевизор или сидят за компьютером, например. Домашние животные тоже могут стать занимательными натурщиками.

А может вы еще и спортом занимаетесь или другим хобби? Тогда спортивный инвентарь, вроде гантелей и гирь,  тоже может стать сюжетом рисунка. У меня дома еще и велосипед стоит. А если вы вдруг кроме рисования увлекаетесь еще и музыкой, то музыкальные инструменты и нотные тетради могут быть также и вашими натюрмортами.  У меня вот есть гитара и губная гармошка.

Можно заглянуть в спальню и найти там несколько интересных предметов: расческу или щетку, косметические принадлежности, всякие тюбики и флакончики, ночник, подушку, сувениры, статуэтки, игрушки.

В прихожей можно найти и порисовать связку ключей, сумки, рюкзаки, зонтики, пальто на вешалке или обувь. Клондайк сюжетов для картин. Ван Гог не одну картину написал со стоптанными ботинками.

А еще можно порисовать свою руку, свою ногу, или какую-нибудь другую часть себя, например, сделать автопортрет с помощью зеркала.

На момент написания статьи на улице наступает зима, самое прекрасное время, чтобы начать практиковаться рисунку с натуры дома. В уютной домашней обстановке можно отточить мастерство, для того чтобы потом было уже не страшно выйти и на улицу. По-настоящему ценными и интересными являются ваши собственные произведения, в которые заключены ваши личные переживания моментов и событий. Такие рисунки делаются с натуры, именно они действительно живые и отражают наши непосредственные жизненные впечатления.

Метки: где искать вдохновение, мнение, начинающим, развитие творческих способностей, самопознание через творчество, советы художнику, творчество, художественное видение, художественные игры

izotika.ru

Рисовать с натуры или по фотографии?

Много копий сломано на этой теме. Частенько можно встретить жесткую критику и весьма нелестные высказывания от профессионалов в адрес начинающих художников, рисующих по картинкам и фотографиям. Есть и такие художники, которые относятся к использованию фотоматериала в живописи компромиссно, допуская такой подход.

Себя я скорее могу отнести к последним. Например, копирование картин признанных Мастеров рисунка и живописи является одним из важных элементов художественного обучения. Поэтому рисование по картинам вполне допустимо, если вы не просто их срисовываете, а используете в учебных целях, стараясь разгадать секреты Мастера, проанализировать его работу и взять из нее все лучшее из возможного. Также и фотографии в каких-то случаях могут помочь в нашем деле. Например, фотографии могут помочь иллюстраторам, рисующим преимущественно по воображению. В таких рисунках часто приходится компоновать различные элементы, существующие в нашем мире, так, чтобы из них получилось нечто новое. При этом наша память не способна удерживать большое количество деталей и нужно постоянно собирать материал для работы, искать элементы для иллюстраций в жизни, выполняя зарисовки, или брать недостающее на фотографиях.

Для новичка рисовать по картинам и фотографиям намного проще, чем с натуры. Перенести плоское изображение на плоский лист бумаги намного легче, чем изобразить с натуры объемный предмет, находящийся в трехмерном пространстве. И все же, при моем достаточно спокойном отношении к рисункам по фото, я считаю, что гораздо лучше и полезнее рисовать с натуры. Я думаю, что люди, заразившиеся рисованием, рано или поздно приходят к такой потребности, желанию создавать нечто свое, новое и уникальное, то, чего не существовало раньше. И только переосмысление действительности, творческое ее исследование и рисование с натуры способны в этом помочь.

Художник перекладывает свои чувства в визуальный образ, но это не значит, что он воспринимает реальность только глазами. В картине отражается информация, полученная от всех органов чувств, а сверх этого еще и весь опыт, связанный с объектом изображения, все воспоминания, мысли и ощущения, которые с ним связаны.

Картины, выполненные с натуры, оказываются гораздо живее, чем срисованные с фотографии, потому что содержат в себе отражение вашего непосредственного «общения» с предметом.

Когда вы рисуете море по фотографии, вы видите лишь его изображение. Когда вы стоите на берегу моря, вы воспринимаете его всем своим существом. Вы слышите шум волн и крики чаек, чувствуете его неповторимый запах, до вашего лица долетают соленые брызги, вы находитесь в контакте с ним, чувствуете единение с природой. Вы сами становитесь морем.

Впечатление от увиденного, услышанного, прочувствованного, пощупанного, понюханного и вкушенного, концентрируясь внутри вас, посылает импульс к вашей руке, держащей кисть, которая воссоздает всю эту гамму на картине. Если бы вы были музыкантом, то преобразовывали бы впечатления в мелодию, писателем – в слова, поэтом – в рифмы.

Когда вы срисовываете чужую картину или фото, вы всего лишь копируете картинку, внешний образ. В лучшем случае у вас есть впечатление от самой картины, но не впечатление, которое испытал автор, чтобы ее написать. А оно, конечно, было многократно сильнее, чем его изображение на холсте. Пытаясь воссоздать чувства другого человека в своей картине, мы всего лишь создаем их бледную копию, пишем отражение отражения.

Это как если бы я съездила в отпуск в экзотическую страну и рассказала вам о своем путешествии. Мой рассказ, наверняка, будет ярким и эмоциональным, ведь я видела всё своими глазами, пережила всё лично и переполнена чувствами. Но если кто-то другой спросит у вас: «Ну как там Кира съездила в отпуск? Где была? Что видела?» Сможете ли вы пересказать мои впечатления другому человеку также ярко? Сможете ли передать ему чувства о том, чего не пережили сами? Скорее всего, вы лишь упомянете какие-то факты и скажете, что я очень довольна.

А еще, мне кажется, что многие берутся за рисунки по фотографиям потому, что там они находят красоту, которую не видят возле себя. Часто мои ученики говорят, что им нечего рисовать, вокруг них нет ничего, достойного оказаться на рисунке. Кажется, что за красотой надо ехать куда-то в экзотические места, в другие страны, в горы или на море. А что вокруг? Вокруг обыденность, привычный, серый и неинтересный мир. Но на самом деле красота рождается внутри нас. Посмотрите на детей, у них вызывает восторг пожарная машина, они могут завороженно наблюдают за какой-нибудь птичкой или рыбкой, восхищаться красотой бабочки, часами смотреть в окно, находить интересное там, где для нас уже все привычно, понятно, знакомо. И что я там не видела за этим окном?

Взгляд художника во многом похож на взгляд ребенка, он может видеть Прекрасное в самых простых вещах. Художник может бесконечно с упоением рисовать яблоки или старые стоптанные ботинки.

Поль Сезанн, Натюрморт с бутылкой и корзиной с яблоками, 1895

Винсент Ван Гог, Три пары ботинок, 1886

Такому взгляду можно научиться. Начните с малого, регулярно делайте зарисовки с натуры всего, что видите вокруг себя, просто ради практики. Рисуйте домашние цветы, фрукты и овощи, одежду и обувь, домашнюю утварь, чайники, кофейники, сковородки, вазы, приносите домой букеты цветов и не упускайте возможности их порисовать.  Рисуйте мебель, домашних животных, своих близких за обыденными делами, рисуйте вид из окна, бытовые приборы, ваши художественные принадлежности. Да что угодно. Начинайте с малого и постепенно вы перейдете к более сложным сюжетам, станете создавать собственные картины и видеть красоту там, где другие пройдут мимо.

Любой, даже самый простой, рисунок с натуры приносит гораздо больше радости и внутреннего удовлетворения, чем самый сложный и детальный рисунок, выполненный по фотографии. А еще рисование с натуры развивает объемно-пространственное и образное мышление. И это может быть полезным во многих сферах жизни, но об этом я, может быть, расскажу как-нибудь в другой раз.

Поделитесь в комментариях, вы чаще рисуете с натуры или по фотографиям, картинам, урокам? Хотели бы вы научиться рисовать с натуры?

Метки: где искать вдохновение, мнение, развитие творческих способностей, самопознание через творчество, советы художнику, творчество, художественное видение

izotika.ru