Польский парламент 4 буквы. Название парламента в польше


Парламенту Польши исполнится 525 лет

История парламента в Польше насчитывает уже более пятисот лет, за это время страна два раза исчезала с карты планеты, когда была сначала в составе Российской империи, а потом Германского рейха. Да и время, когда страна входила в социалистический лагерь, не назовешь лучшим для парламентской деятельности. После свержения социалистического строя Польша стала одной из самых успешных стран Европы и точно самым благополучным из бывших социалистических государств. Парламент Польши вновь стал настоящим законодательным органом.

Структура парламента

С образованием постсоциалистической Республики Польши в 1992 году была принята новая Конституция, в соответствии с которой была учреждена двухпалатная структура парламента. Сенат по образцу многих европейских стран, в том числе и России, является верхней платой, в которой заседают представители регионов.

Нижняя палата парламента в Польше называется Сеймом, в который избираются депутаты на основе общенационального голосования. В Сенат выбирают 100 сенаторов тайным голосованием на всеобщих прямых выборах. В Сейм избираются 460 депутатов на таких же аналогичных условиях.

История

Свое начало парламентская система страны ведет с 1493 года, когда король Ян Ольбрахт созвал Генеральный съезд. В этом первом в истории парламенте в Польше участвовали король, Сенат и Посольская изба. В состав Сената королем назначались пожизненно представители высшей аристократии (например, воеводы, каштеляны - управляющие замком) и высокопоставленные религиозные деятели (архиепископы, епископы).

В состав Посольской избы, выполнявшей функции палаты депутатов, входили представители польского дворянства (шляхты). Депутаты избирались на съездах шляхты, которые назывались сеймиками. Сенат заседал только вместе с королем и по этой исторической причине назывался Верхней палатой, хотя в современной Польше он имеет гораздо больше полномочий. Заседания Сейма проходили отдельно под руководством маршала, избираемого из числа депутатов.

Руководящие органы

Председатели обеих палат парламента Польши называются маршалами, коллегиальным органом управления палат являются Президиумы Сената и Сейма. Маршал Сейма руководит работой нижней палаты, созывает и возглавляет работу Президиума и совета старейшин, организует работу с документами, связанными с сотрудничеством с Европейским союзом, Сенатом, парламентами других стран и государственными органами страны.

Маршал Сената руководит работой Верхней палаты, занимается вопросами сотрудничества с Сеймом, парламентами других стран, с учреждениями и организациями Европейского союза. Также в обеих палатах работают советы старейшин и комиссии.

Полномочия Сейма

Хотя Сейм - Нижняя палата польского парламента, однако он имеет основные законодательные полномочия и контрольные функции и даже может образовывать следственные комиссии. Работа правительства страны полностью контролируется Сеймом, который может делать запросы, объявлять вотум доверия или недоверия, как совету министров, так и отдельным членам правительства. В его ведении находятся полномочия по утверждению и контролю исполнения государственного бюджета.

Нижняя палата парламента Польши назначает высшие должностные лица некоторых государственных организаций и осуществляет контроль над их финансовой и административной деятельностью. Среди таких организаций в том числе Председатели Национального банка, Государственного трибунала, Конституционного суда, члены Совета по делам денежной политики. Сейм может быть распущен президентом или в порядке самороспуска, если за это проголосуют не менее 2/3 депутатов. Нижняя палата не может быть распущена, если в стране действует чрезвычайное положение. Интересной особенностью парламента польского государства является то, что прекращение деятельности Сейма ведет к автоматическому роспуску Сената.

Полномочия Сената

Верхняя палата парламента Польши также участвует в законодательной деятельности, однако имеет значительно меньше прав, чем Сейм. Проекты законодательных актов направляются в Сенат после голосования в Сейме. Однако решение первого, которое отклоняет закон или предусматривает внесение поправок, считается принятым, если второй не отвергнет их большинством голосов.

Полностью в ведении Сената находится работа с польской диаспорой, из ее бюджета финансируются программы по распространению польского языка, популяризации культуры и исторического наследия. С Верхней палатой согласуются утверждения в должности некоторых высших должностных лиц государственных ведомств и организаций.

Как выбираются

Обе палаты парламента Польши избираются на четырехлетний срок. Выборы в Сенат и Сейм назначаются на один день президентом страны. Избирательным правом обладают все польские граждане, если не признаны недееспособными или не лишены избирательных прав в соответствии с законодательством, вне зависимости от национальности, вероисповедания и состоятельности.

В Сейм могут быть избраны польские граждане, начиная с 21 года, выборы проходят по пропорциональной системе, когда депутатов выбирают по партийным спискам. От каждого округа в Сейм избирается не менее семи депутатов. В Сенат могут быть избраны польские граждане с 30 лет, выборы проходят по одномандатным округам. Право выдвигать кандидатов в обе палаты парламента Польши имеют партии, коалиции партий или комитеты избирателей (зарегистрированные группы польских граждан численностью не менее 1000 человек).

fb.ru

Польское государство / Государственное устройство Польши / Парламент Польши

В состав польского парламента входят две палаты. Нижняя палата называется сейм, а верхняя – сенат. При этом надо отметить, что функции сейма более важны, тогда как сенат обладает, в первую очередь, контролирующими и совещательными полномочиями.

В состав сейма входят 460 депутатов, которые избираются на четыре года. Сенат состоит из 100 депутатов, избираемых на такой же срок.

Сейм и Сенат проводят иногда совместные заседания во главе с маршалом Сейма, образуя Народное собрание.

В депутаты сейма может баллотироваться польский гражданин, обладающий в полном объеме общественными правами, в возрасте не менее 21 года. Возрастной порог для сенаторов несколько выше – 30 лет.

Депутаты являются представителями избирательных округов, в которых они получили депутатские мандаты. Границы избирательных округов в большинстве случаев совпадают с границами одного повята или нескольких повятов. В крупных городах избирательные округи охватывают меньшие административные единицы (гмины, районы).

Что интересно, при голосовании ни сенаторы, ни депутаты никоим образом не связаны никакими инструкциями избиравших их людей. Согласно Конституции члены и нижней, и верхней палат парламента обязаны руководствоваться только интересом всей польской республики.

Польская избирательная система опирается на принцип партийности. Поэтому, как в парламентских выборах, так и в выборах местного самоуправления, а также в президентских выборах больше шансов имеют кандидаты, которые пользуются поддержкой политических партий. Депутаты из одной и той же партии создают в Сейме и Сенате свои парламентские фракции. Именно во фракциях, как правило, рождаются проекты законов и поправок, поскольку только большие группы депутатов в состоянии вынести новые законопроекты на обсуждение Сейма.

Депутаты принимают участие в заседаниях Сейма, имеют право задавать вопросы членам Совета министров и вносить интерпелляции. Депутаты заседают в многочисленных комиссиях (постоянных или специальных), созданных для рассмотрения различных вопросов из области руководства государством или общественных проблем. В Сейме эти вопросы рассматриваются сеймовыми комиссиями Сейма, в Сенате - сенатскими комиссиями.

В комиссиях обсуждаются проекты новых законодательных актов (голосование по законопроектам в комиссиях Сейма - это необходимый этап процесса законодательства, заключительным этапом которого является принятие нового законодательного акта, обязательного для всех граждан Республики Польша).

polandinfo.ru

Парламент Польши - это... Что такое Парламент Польши?

Зал заседаний Сейма

Сейм Польши (польск. Sejm Rzeczypospolitej Polskiej) — название высшего законодательного органа в Польше с конца XV века.

История

Прежде, чем возник общий для всей Польши сейм, в ней существовали сеймики, то есть поголовные собрания шляхты, в которых некоторые видят продолжение старых веч. В начале XIV века Польша, разделенная на уделы, соединяется в одно целое, при чем каждый удел сохранил свою особенность в виде воеводства, и в каждом воеводстве существовал свой сеймик.

С конца XIV века время от времени происходят съезды послов от отдельных воеводств, но они не имеют правильного характера. По Нешавской привилегии сеймики получили важные права; без их согласия король не мог издавать новых законов, установлять новых налогов и начинать войну. Так как король Казимир IV много воевал, то после 1454 г. постоянно собираются земские сеймики для решения вопросов о «посполитом рушеньи» и о податях (на всем пространстве Польши было до 60 сеймиков). Для объединения решений земских сеймиков депутаты от них (иногда — вместе с ними и простые шляхтичи) собираются на генеральные (провинциальные) сеймы, которых было три: в Коле (в Великой Польше), в Новом Корчине (в Малой Польше) и в Сондовай Вишне (на Руси). С 1468 г. генеральные сеймы посредством депутатов сносились друг с другом. Принятые на съездах решения доставлялись послами королю, окруженному своей радой, и таким образом подготовлялся «вальный» (walny) сейм всей Польши. Встречаются уже и попытки депутатов играть активную роль (например, в Пиотркове, 1459 г.). Если какой-нибудь провинциальный сейм не соглашался на предложения королевского универсала, то король снова собирал земские сеймики. При Казимире сеймики обыкновенно исполняли желания короля, несмотря на интриги можновладства.

В исходе XV века, при преемниках Казимира, возникает общий, или вальный, сейм из короля, его рады (совета) и посольской избы, то есть депутатов от отдельных сеймиков. В отличие от других средневековых сеймов П. сейм получил характер представительства одной шляхты. Высшее духовенство входило в состав королевской рады; низшее не имело особого представительства на сейме. На сеймики духовные лица являлись не в качестве представителей капитула или монастыря, а в качестве представителей церковных имений. Вследствие этого духовенство не составляло в Польше особого политического элемента. Города равным образом были устранены от представительства. Население городов было в эпоху возникновения сейма почти всецело немецкое; оно имело свое самоуправление, пользуясь магдебургским правом. Полонизация городского населения произошла значительно позже (в XVI веке), когда шляхта уже была господствующим сословием. Стоя в стороне от общепольской жизни, мещанство мало интересовалось общегосударственными делами. До середины XV века главная роль на съездах принадлежала панам и должностным лицам, но затем первенствующая роль начинает переходить ко всей шляхте. На вальном сейме каждый посол представлял свою землю, а не весь народ; на сеймах голосовали, так сказать, не послы, а сеймики. Сеймики собирались не только для выбора послов на вальный сейм, но и для решения вопросов о налогах, военной службе и вообще о нуждах государства.

Конституция 1505 г. «Nihil novi», принятая королем Александром, усилила власть сейма, установив необходимость его согласия на новые законы. Сейм в это время сложился окончательно. Верхней палатой служил сенат, в состав которого входили все архиепископы, епископы, воеводы, каштеляны и 10 министров (2 великих подскарбия, 2 великих канцлера, 2 подканцлера, 2 надворных маршалка и с XVIII века — 2 великих гетмана). Нижнюю палату составляла посольская изба, но она не могла быть самостоятельной, так как послы были связаны сеймиковыми инструкциями. Сеймики не допускали мысли, чтобы сейм мог решать их собственные дела лучше их самих. Главное внимание сеймиков было обращено на ограничение власти послов в деле установления налогов; очень часто, не обращая внимания на нужды государства, сеймики отвергали надобность в новых сборах или давали согласие только с условием, чтобы после сейма был созван сеймик для пересмотра всего принятого на сейме. С течением времени случаи перенесения вопросов с сейма на сеймики постепенно учащаются. Сеймики захватывают в свои руки даже исполнительную власть: они приобретают мало-помалу право назначать начальников воеводских дружин, каштелянов, старост, трибунальных судей. Вместе с тем они начинают чаще собираться, то есть больше чем один раз в год. В каждом воеводстве был особый казначей, независимый от правительства и отдававший отчет сеймикам. В царствование Сигизмунда Августа наиболее просвещенная часть шляхты, принявшая протестантизм, сделала было попытку упрочить преобладание сейма над сеймиками, признав за первым право решать дела самостоятельно и по большинству голосов. Попытка эта не имела успеха вследствие недоверчивости и нерешительности Сигизмунда Августа, подрывавшего влияние сейма постоянным обращением к сеймикам и к сенату, против посольской избы. На почве самостоятельности сеймиков и слабости сейма и получило развитие liberum veto. После смерти Сигизмунда Августа сеймиковой шляхте удалось взять в свои руки высшую власть: сеймики стали составлять конфедерации с целью поддержать порядок как внутри страны, так и извне, а конфедерации эти слились в одну генеральную конфедерацию. Поголовное избрание короля придало большое значение этим конфедерационным сеймам. С 1573 г. существовали сроки (раз в два года, на шесть недель) для собирания сейма, но король имел право созыва чрезвычайного сейма.

Все ведение дел на сейме должно было происходить непременно в присутствии короля. Сеймовые постановления, называвшиеся «конституциями», издавались от имени короля; без согласия короля не могло быть издано ни одного закона. Земские послы могли соглашаться или не соглашаться на королевские предложения и делать свои собственные. Перед внесением предложения на сейм король совещался о нем с сенатом, и сенаторы имели право с своей стороны делать предложения. Очередным сеймам обыкновенно предшествовали предсеймовые (инструкционные) сеймики, созывавшиеся за шесть недель до сейма. Здесь выбирались послы и давались этим послам инструкции. Все предсеймовые сеймики собирались в один день во всей Польше. Выбранные сеймиками целой провинции послы съезжались в определенное место, чтобы сговориться относительно своих действий на сейме. Такие съезды назывались «генеральными сеймами». В начале XVIII века они теряют свое первоначальное значение и уступают место «провинциальным сессиям», собиравшимся в тех случаях, когда на сейме происходили разногласия: в таком случае сейм как бы распадался на генеральные сеймики. Вследствие существования и на сеймиках liberum veto очень многие из них срывались, и тогда их послы отсутствовали на сейме. Число послов от сеймиков не всегда соответствовало величине воеводства. Разные воеводства высылали разное число послов, но число это оставалось всегда одно и то же. Выборы послов на сейм решались большинством голосов.

Местом обыкновенных сеймов после Люблинской унии были по очереди Варшава и Гродно. Длинные промежутки между очередными сеймами, слишком короткий срок сеймования (шесть недель), а также частое срывание сеймов вели к тому, что от сеймов оставалось очень мало результатов. После сеймов собирались реляционные сеймики, на которых послы давали отчет избирателям. В бескоролевье созывался сначала конвокационный сейм, а потом элекционный. В это время вся власть переходила в руки шляхты, составлявшей конфедерации на сеймиках. На конвокационном сейме официально объявлялось о смерти короля, обсуждался вопрос об избрании нового и утверждались постановления сеймиков относительно организовавшихся на это время конфедератских судов. После конвокационного сейма назначались «реляционные» сеймики, на которых послы докладывали о всех принятых решениях и рассуждали о предстоявшей элекции; затем созывался сейм «элекционный». Самый способ выбора короля был основан не на законе, а на обычае, установившемся со смерти Сигизмунда Августа. При Стефане Батории, как и при Сигизмунде Августе, поднимался вопрос об узаконении способа элекции, но шляхта помешала этому, находя, что при избрании короля должна быть полнейшая свобода. Элекционный сейм собирался на поле между Варшавой и Волей. Избрание короля было поголовное (viritim), при чём допускалось участие послов от некоторых городов — Варшавы, Кракова, Познани. Все послы являлись вооруженными, так как случалось, что при выборах шляхта разделялась на партии, защищавшие каждая своего кандидата с оружием в руках. Права шляхты ограничивались только подаванием голоса за того или другого кандидата; все остальное было предоставлено послам, составлявшим «договорные статьи» с королем (pacta conventa). На элекционном сейме рекомендовали своих кандидатов и послы иноземных государей. Выборы короля должны были быть единогласными. Из десяти вольных элекций, бывших в Речи Посполитой, было разногласие при избрании четырёх королей. Если выборы кончались благополучно, то сенаторы и послы тотчас же назначали время погребения покойного короля, коронации нового и коронационного сейма. В случае разногласия назначались общие съезды для обсуждения вопроса и для окончательного утверждения элекции. Коронационный сейм собирался в Кракове; здесь король подтверждал права Речи Посполитой. Иногда и в течение царствования короля составлялись конфедерации для поддержки короля или противодействия ему. Главной причиной возникновения конфедераций, на которых дела решались большинством голосов, была бесплодность сеймов.

К концу XVIII века всеми стала чувствоваться необходимость реформ. Главное зло видели в liberum veto, а потому реформаторы стремились ввести решение дел большинством голосов. В царствование короля Станислава Августа постоянно шла борьба между партией, желавшей реформ, и защитниками традиций сеймиковой автономии. Некоторые реформы удалось произвести партии Чарторыйских: были уничтожены отдельные воеводские финансы, каптуральные суды, введено большинство голосов на сеймиках, решено, что сеймики должны заниматься только местными делами. Были учреждены правительственные комиссии, которые вносили в сейм вопросы о финансах, народном хозяйстве и юстиции, и эти вопросы должны были решаться большинством голосов. Эти реформы были утверждены на коронационном сейме после избрания Станислава Августа, в 1764. В 1767 под влиянием России партия недовольных новыми реформами составила Радомскую конфедерацию, провозгласившую liberum veto основным законом. В 1773 г., после первого раздела Польши, посланники России, Австрии и Пруссии по уполномочию сейма и вместе с некоторыми его депутатами составили новую конституцию, по которой Польша оставалась республикой с liberum veto, a исполнительная власть была отдана постоянному совету (radzie nieustającej) из 36 членов, под председательством короля. Эта конституция просуществовала с 1775 г. до 1788 г., когда собрался известный Четырёхлетний Сейм, окончивший свою деятельность изданием конституции 3 мая 1791.

Настоящее время

В настоящее время Сейм представляет собой нижнюю палату польского парламента; верхняя палата — сенат. Состоит из 460 депутатов, избираемых сроком на четыре года на всеобщих, равных, прямых и пропорциональных выборах при тайном голосовании. До 1989 года сеймом назывался однопалатный парламент государства.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Польский парламент 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: В некоторых странах: название парламента

Ответ: Сейм

Вопрос: Левый приток Десны

Ответ: Сейм

Вопрос: Название парламента в некоторых государствах

Ответ: Сейм

Вопрос: Орган государственной власти, парламент в Польше, Латвии и др

Ответ: Сейм

Вопрос: Парламент в Польше и Финляндии

Ответ: Сейм

Вопрос: Парламент, заседающий в Варшаве

Ответ: Сейм

Вопрос: Польский парламент

Ответ: Сейм

Вопрос: Польский парламент; приток реки Десна

Ответ: Сейм

Вопрос: Сословно-представительное учреждение в некоторых государствах Восточной Европы в эпоху феодализма

Ответ: Сейм

Вопрос: Сословно-представительный орган в феодальной Польше

Ответ: Сейм

Вопрос: Река, левый, наибольший приток Десны

Ответ: Сейм

Вопрос: Историческое название шляхетского представительного собрания в Речи Посполитой. В русском языке вплоть до начала XX века слово «сейм» использовалось как нарицательное для обозначения парламента вообще и, в частности:

Ответ: Сейм

Вопрос: Высший органа государственной власти в Польше

Ответ: Сейм

Вопрос: Орган высшей власти Польши

Ответ: Сейм

Вопрос: Нижняя палата в Польше

Ответ: Сейм

Вопрос: ВС литовской "национальности"

Ответ: Сейм

Вопрос: Река России и Украины

Ответ: Сейм

Вопрос: Компания польских парламентариев

Ответ: Сейм

Вопрос: Парламент Литвы или Латвии

Ответ: Сейм

Вопрос: Парламент в Польше

Ответ: Сейм

Вопрос: И река, и парламент

Ответ: Сейм

Вопрос: Парламент в ряде стран

Ответ: Сейм

Вопрос: "Дума" с рижской пропиской

Ответ: Сейм

Вопрос: На какой реке стоит Курск?

Ответ: Сейм

Вопрос: Парламент в Риге

Ответ: Сейм

Вопрос: В прошлом: собрание сословных представителей

Ответ: Сейм

Вопрос: Однопалатный высший орган государственной власти в некоторых странах

Ответ: Сейм

Вопрос: Верховный государственный и законодательный орган Польши

Ответ: Сейм

Вопрос: Название парламента в некоторых странах

Ответ: Сейм

Вопрос: Парламент некоторых европейских стран

Ответ: Сейм

wordparts.ru

Парламент Польши - это... Что такое Парламент Польши?

Зал заседаний Сейма

Сейм Польши (польск. Sejm Rzeczypospolitej Polskiej) — название высшего законодательного органа в Польше с конца XV века.

История

Прежде, чем возник общий для всей Польши сейм, в ней существовали сеймики, то есть поголовные собрания шляхты, в которых некоторые видят продолжение старых веч. В начале XIV века Польша, разделенная на уделы, соединяется в одно целое, при чем каждый удел сохранил свою особенность в виде воеводства, и в каждом воеводстве существовал свой сеймик.

С конца XIV века время от времени происходят съезды послов от отдельных воеводств, но они не имеют правильного характера. По Нешавской привилегии сеймики получили важные права; без их согласия король не мог издавать новых законов, установлять новых налогов и начинать войну. Так как король Казимир IV много воевал, то после 1454 г. постоянно собираются земские сеймики для решения вопросов о «посполитом рушеньи» и о податях (на всем пространстве Польши было до 60 сеймиков). Для объединения решений земских сеймиков депутаты от них (иногда — вместе с ними и простые шляхтичи) собираются на генеральные (провинциальные) сеймы, которых было три: в Коле (в Великой Польше), в Новом Корчине (в Малой Польше) и в Сондовай Вишне (на Руси). С 1468 г. генеральные сеймы посредством депутатов сносились друг с другом. Принятые на съездах решения доставлялись послами королю, окруженному своей радой, и таким образом подготовлялся «вальный» (walny) сейм всей Польши. Встречаются уже и попытки депутатов играть активную роль (например, в Пиотркове, 1459 г.). Если какой-нибудь провинциальный сейм не соглашался на предложения королевского универсала, то король снова собирал земские сеймики. При Казимире сеймики обыкновенно исполняли желания короля, несмотря на интриги можновладства.

В исходе XV века, при преемниках Казимира, возникает общий, или вальный, сейм из короля, его рады (совета) и посольской избы, то есть депутатов от отдельных сеймиков. В отличие от других средневековых сеймов П. сейм получил характер представительства одной шляхты. Высшее духовенство входило в состав королевской рады; низшее не имело особого представительства на сейме. На сеймики духовные лица являлись не в качестве представителей капитула или монастыря, а в качестве представителей церковных имений. Вследствие этого духовенство не составляло в Польше особого политического элемента. Города равным образом были устранены от представительства. Население городов было в эпоху возникновения сейма почти всецело немецкое; оно имело свое самоуправление, пользуясь магдебургским правом. Полонизация городского населения произошла значительно позже (в XVI веке), когда шляхта уже была господствующим сословием. Стоя в стороне от общепольской жизни, мещанство мало интересовалось общегосударственными делами. До середины XV века главная роль на съездах принадлежала панам и должностным лицам, но затем первенствующая роль начинает переходить ко всей шляхте. На вальном сейме каждый посол представлял свою землю, а не весь народ; на сеймах голосовали, так сказать, не послы, а сеймики. Сеймики собирались не только для выбора послов на вальный сейм, но и для решения вопросов о налогах, военной службе и вообще о нуждах государства.

Конституция 1505 г. «Nihil novi», принятая королем Александром, усилила власть сейма, установив необходимость его согласия на новые законы. Сейм в это время сложился окончательно. Верхней палатой служил сенат, в состав которого входили все архиепископы, епископы, воеводы, каштеляны и 10 министров (2 великих подскарбия, 2 великих канцлера, 2 подканцлера, 2 надворных маршалка и с XVIII века — 2 великих гетмана). Нижнюю палату составляла посольская изба, но она не могла быть самостоятельной, так как послы были связаны сеймиковыми инструкциями. Сеймики не допускали мысли, чтобы сейм мог решать их собственные дела лучше их самих. Главное внимание сеймиков было обращено на ограничение власти послов в деле установления налогов; очень часто, не обращая внимания на нужды государства, сеймики отвергали надобность в новых сборах или давали согласие только с условием, чтобы после сейма был созван сеймик для пересмотра всего принятого на сейме. С течением времени случаи перенесения вопросов с сейма на сеймики постепенно учащаются. Сеймики захватывают в свои руки даже исполнительную власть: они приобретают мало-помалу право назначать начальников воеводских дружин, каштелянов, старост, трибунальных судей. Вместе с тем они начинают чаще собираться, то есть больше чем один раз в год. В каждом воеводстве был особый казначей, независимый от правительства и отдававший отчет сеймикам. В царствование Сигизмунда Августа наиболее просвещенная часть шляхты, принявшая протестантизм, сделала было попытку упрочить преобладание сейма над сеймиками, признав за первым право решать дела самостоятельно и по большинству голосов. Попытка эта не имела успеха вследствие недоверчивости и нерешительности Сигизмунда Августа, подрывавшего влияние сейма постоянным обращением к сеймикам и к сенату, против посольской избы. На почве самостоятельности сеймиков и слабости сейма и получило развитие liberum veto. После смерти Сигизмунда Августа сеймиковой шляхте удалось взять в свои руки высшую власть: сеймики стали составлять конфедерации с целью поддержать порядок как внутри страны, так и извне, а конфедерации эти слились в одну генеральную конфедерацию. Поголовное избрание короля придало большое значение этим конфедерационным сеймам. С 1573 г. существовали сроки (раз в два года, на шесть недель) для собирания сейма, но король имел право созыва чрезвычайного сейма.

Все ведение дел на сейме должно было происходить непременно в присутствии короля. Сеймовые постановления, называвшиеся «конституциями», издавались от имени короля; без согласия короля не могло быть издано ни одного закона. Земские послы могли соглашаться или не соглашаться на королевские предложения и делать свои собственные. Перед внесением предложения на сейм король совещался о нем с сенатом, и сенаторы имели право с своей стороны делать предложения. Очередным сеймам обыкновенно предшествовали предсеймовые (инструкционные) сеймики, созывавшиеся за шесть недель до сейма. Здесь выбирались послы и давались этим послам инструкции. Все предсеймовые сеймики собирались в один день во всей Польше. Выбранные сеймиками целой провинции послы съезжались в определенное место, чтобы сговориться относительно своих действий на сейме. Такие съезды назывались «генеральными сеймами». В начале XVIII века они теряют свое первоначальное значение и уступают место «провинциальным сессиям», собиравшимся в тех случаях, когда на сейме происходили разногласия: в таком случае сейм как бы распадался на генеральные сеймики. Вследствие существования и на сеймиках liberum veto очень многие из них срывались, и тогда их послы отсутствовали на сейме. Число послов от сеймиков не всегда соответствовало величине воеводства. Разные воеводства высылали разное число послов, но число это оставалось всегда одно и то же. Выборы послов на сейм решались большинством голосов.

Местом обыкновенных сеймов после Люблинской унии были по очереди Варшава и Гродно. Длинные промежутки между очередными сеймами, слишком короткий срок сеймования (шесть недель), а также частое срывание сеймов вели к тому, что от сеймов оставалось очень мало результатов. После сеймов собирались реляционные сеймики, на которых послы давали отчет избирателям. В бескоролевье созывался сначала конвокационный сейм, а потом элекционный. В это время вся власть переходила в руки шляхты, составлявшей конфедерации на сеймиках. На конвокационном сейме официально объявлялось о смерти короля, обсуждался вопрос об избрании нового и утверждались постановления сеймиков относительно организовавшихся на это время конфедератских судов. После конвокационного сейма назначались «реляционные» сеймики, на которых послы докладывали о всех принятых решениях и рассуждали о предстоявшей элекции; затем созывался сейм «элекционный». Самый способ выбора короля был основан не на законе, а на обычае, установившемся со смерти Сигизмунда Августа. При Стефане Батории, как и при Сигизмунде Августе, поднимался вопрос об узаконении способа элекции, но шляхта помешала этому, находя, что при избрании короля должна быть полнейшая свобода. Элекционный сейм собирался на поле между Варшавой и Волей. Избрание короля было поголовное (viritim), при чём допускалось участие послов от некоторых городов — Варшавы, Кракова, Познани. Все послы являлись вооруженными, так как случалось, что при выборах шляхта разделялась на партии, защищавшие каждая своего кандидата с оружием в руках. Права шляхты ограничивались только подаванием голоса за того или другого кандидата; все остальное было предоставлено послам, составлявшим «договорные статьи» с королем (pacta conventa). На элекционном сейме рекомендовали своих кандидатов и послы иноземных государей. Выборы короля должны были быть единогласными. Из десяти вольных элекций, бывших в Речи Посполитой, было разногласие при избрании четырёх королей. Если выборы кончались благополучно, то сенаторы и послы тотчас же назначали время погребения покойного короля, коронации нового и коронационного сейма. В случае разногласия назначались общие съезды для обсуждения вопроса и для окончательного утверждения элекции. Коронационный сейм собирался в Кракове; здесь король подтверждал права Речи Посполитой. Иногда и в течение царствования короля составлялись конфедерации для поддержки короля или противодействия ему. Главной причиной возникновения конфедераций, на которых дела решались большинством голосов, была бесплодность сеймов.

К концу XVIII века всеми стала чувствоваться необходимость реформ. Главное зло видели в liberum veto, а потому реформаторы стремились ввести решение дел большинством голосов. В царствование короля Станислава Августа постоянно шла борьба между партией, желавшей реформ, и защитниками традиций сеймиковой автономии. Некоторые реформы удалось произвести партии Чарторыйских: были уничтожены отдельные воеводские финансы, каптуральные суды, введено большинство голосов на сеймиках, решено, что сеймики должны заниматься только местными делами. Были учреждены правительственные комиссии, которые вносили в сейм вопросы о финансах, народном хозяйстве и юстиции, и эти вопросы должны были решаться большинством голосов. Эти реформы были утверждены на коронационном сейме после избрания Станислава Августа, в 1764. В 1767 под влиянием России партия недовольных новыми реформами составила Радомскую конфедерацию, провозгласившую liberum veto основным законом. В 1773 г., после первого раздела Польши, посланники России, Австрии и Пруссии по уполномочию сейма и вместе с некоторыми его депутатами составили новую конституцию, по которой Польша оставалась республикой с liberum veto, a исполнительная власть была отдана постоянному совету (radzie nieustającej) из 36 членов, под председательством короля. Эта конституция просуществовала с 1775 г. до 1788 г., когда собрался известный Четырёхлетний Сейм, окончивший свою деятельность изданием конституции 3 мая 1791.

Настоящее время

В настоящее время Сейм представляет собой нижнюю палату польского парламента; верхняя палата — сенат. Состоит из 460 депутатов, избираемых сроком на четыре года на всеобщих, равных, прямых и пропорциональных выборах при тайном голосовании. До 1989 года сеймом назывался однопалатный парламент государства.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

ushakov.academic.ru

Парламент Польши - это... Что такое Парламент Польши?

Зал заседаний Сейма

Сейм Польши (польск. Sejm Rzeczypospolitej Polskiej) — название высшего законодательного органа в Польше с конца XV века.

История

Прежде, чем возник общий для всей Польши сейм, в ней существовали сеймики, то есть поголовные собрания шляхты, в которых некоторые видят продолжение старых веч. В начале XIV века Польша, разделенная на уделы, соединяется в одно целое, при чем каждый удел сохранил свою особенность в виде воеводства, и в каждом воеводстве существовал свой сеймик.

С конца XIV века время от времени происходят съезды послов от отдельных воеводств, но они не имеют правильного характера. По Нешавской привилегии сеймики получили важные права; без их согласия король не мог издавать новых законов, установлять новых налогов и начинать войну. Так как король Казимир IV много воевал, то после 1454 г. постоянно собираются земские сеймики для решения вопросов о «посполитом рушеньи» и о податях (на всем пространстве Польши было до 60 сеймиков). Для объединения решений земских сеймиков депутаты от них (иногда — вместе с ними и простые шляхтичи) собираются на генеральные (провинциальные) сеймы, которых было три: в Коле (в Великой Польше), в Новом Корчине (в Малой Польше) и в Сондовай Вишне (на Руси). С 1468 г. генеральные сеймы посредством депутатов сносились друг с другом. Принятые на съездах решения доставлялись послами королю, окруженному своей радой, и таким образом подготовлялся «вальный» (walny) сейм всей Польши. Встречаются уже и попытки депутатов играть активную роль (например, в Пиотркове, 1459 г.). Если какой-нибудь провинциальный сейм не соглашался на предложения королевского универсала, то король снова собирал земские сеймики. При Казимире сеймики обыкновенно исполняли желания короля, несмотря на интриги можновладства.

В исходе XV века, при преемниках Казимира, возникает общий, или вальный, сейм из короля, его рады (совета) и посольской избы, то есть депутатов от отдельных сеймиков. В отличие от других средневековых сеймов П. сейм получил характер представительства одной шляхты. Высшее духовенство входило в состав королевской рады; низшее не имело особого представительства на сейме. На сеймики духовные лица являлись не в качестве представителей капитула или монастыря, а в качестве представителей церковных имений. Вследствие этого духовенство не составляло в Польше особого политического элемента. Города равным образом были устранены от представительства. Население городов было в эпоху возникновения сейма почти всецело немецкое; оно имело свое самоуправление, пользуясь магдебургским правом. Полонизация городского населения произошла значительно позже (в XVI веке), когда шляхта уже была господствующим сословием. Стоя в стороне от общепольской жизни, мещанство мало интересовалось общегосударственными делами. До середины XV века главная роль на съездах принадлежала панам и должностным лицам, но затем первенствующая роль начинает переходить ко всей шляхте. На вальном сейме каждый посол представлял свою землю, а не весь народ; на сеймах голосовали, так сказать, не послы, а сеймики. Сеймики собирались не только для выбора послов на вальный сейм, но и для решения вопросов о налогах, военной службе и вообще о нуждах государства.

Конституция 1505 г. «Nihil novi», принятая королем Александром, усилила власть сейма, установив необходимость его согласия на новые законы. Сейм в это время сложился окончательно. Верхней палатой служил сенат, в состав которого входили все архиепископы, епископы, воеводы, каштеляны и 10 министров (2 великих подскарбия, 2 великих канцлера, 2 подканцлера, 2 надворных маршалка и с XVIII века — 2 великих гетмана). Нижнюю палату составляла посольская изба, но она не могла быть самостоятельной, так как послы были связаны сеймиковыми инструкциями. Сеймики не допускали мысли, чтобы сейм мог решать их собственные дела лучше их самих. Главное внимание сеймиков было обращено на ограничение власти послов в деле установления налогов; очень часто, не обращая внимания на нужды государства, сеймики отвергали надобность в новых сборах или давали согласие только с условием, чтобы после сейма был созван сеймик для пересмотра всего принятого на сейме. С течением времени случаи перенесения вопросов с сейма на сеймики постепенно учащаются. Сеймики захватывают в свои руки даже исполнительную власть: они приобретают мало-помалу право назначать начальников воеводских дружин, каштелянов, старост, трибунальных судей. Вместе с тем они начинают чаще собираться, то есть больше чем один раз в год. В каждом воеводстве был особый казначей, независимый от правительства и отдававший отчет сеймикам. В царствование Сигизмунда Августа наиболее просвещенная часть шляхты, принявшая протестантизм, сделала было попытку упрочить преобладание сейма над сеймиками, признав за первым право решать дела самостоятельно и по большинству голосов. Попытка эта не имела успеха вследствие недоверчивости и нерешительности Сигизмунда Августа, подрывавшего влияние сейма постоянным обращением к сеймикам и к сенату, против посольской избы. На почве самостоятельности сеймиков и слабости сейма и получило развитие liberum veto. После смерти Сигизмунда Августа сеймиковой шляхте удалось взять в свои руки высшую власть: сеймики стали составлять конфедерации с целью поддержать порядок как внутри страны, так и извне, а конфедерации эти слились в одну генеральную конфедерацию. Поголовное избрание короля придало большое значение этим конфедерационным сеймам. С 1573 г. существовали сроки (раз в два года, на шесть недель) для собирания сейма, но король имел право созыва чрезвычайного сейма.

Все ведение дел на сейме должно было происходить непременно в присутствии короля. Сеймовые постановления, называвшиеся «конституциями», издавались от имени короля; без согласия короля не могло быть издано ни одного закона. Земские послы могли соглашаться или не соглашаться на королевские предложения и делать свои собственные. Перед внесением предложения на сейм король совещался о нем с сенатом, и сенаторы имели право с своей стороны делать предложения. Очередным сеймам обыкновенно предшествовали предсеймовые (инструкционные) сеймики, созывавшиеся за шесть недель до сейма. Здесь выбирались послы и давались этим послам инструкции. Все предсеймовые сеймики собирались в один день во всей Польше. Выбранные сеймиками целой провинции послы съезжались в определенное место, чтобы сговориться относительно своих действий на сейме. Такие съезды назывались «генеральными сеймами». В начале XVIII века они теряют свое первоначальное значение и уступают место «провинциальным сессиям», собиравшимся в тех случаях, когда на сейме происходили разногласия: в таком случае сейм как бы распадался на генеральные сеймики. Вследствие существования и на сеймиках liberum veto очень многие из них срывались, и тогда их послы отсутствовали на сейме. Число послов от сеймиков не всегда соответствовало величине воеводства. Разные воеводства высылали разное число послов, но число это оставалось всегда одно и то же. Выборы послов на сейм решались большинством голосов.

Местом обыкновенных сеймов после Люблинской унии были по очереди Варшава и Гродно. Длинные промежутки между очередными сеймами, слишком короткий срок сеймования (шесть недель), а также частое срывание сеймов вели к тому, что от сеймов оставалось очень мало результатов. После сеймов собирались реляционные сеймики, на которых послы давали отчет избирателям. В бескоролевье созывался сначала конвокационный сейм, а потом элекционный. В это время вся власть переходила в руки шляхты, составлявшей конфедерации на сеймиках. На конвокационном сейме официально объявлялось о смерти короля, обсуждался вопрос об избрании нового и утверждались постановления сеймиков относительно организовавшихся на это время конфедератских судов. После конвокационного сейма назначались «реляционные» сеймики, на которых послы докладывали о всех принятых решениях и рассуждали о предстоявшей элекции; затем созывался сейм «элекционный». Самый способ выбора короля был основан не на законе, а на обычае, установившемся со смерти Сигизмунда Августа. При Стефане Батории, как и при Сигизмунде Августе, поднимался вопрос об узаконении способа элекции, но шляхта помешала этому, находя, что при избрании короля должна быть полнейшая свобода. Элекционный сейм собирался на поле между Варшавой и Волей. Избрание короля было поголовное (viritim), при чём допускалось участие послов от некоторых городов — Варшавы, Кракова, Познани. Все послы являлись вооруженными, так как случалось, что при выборах шляхта разделялась на партии, защищавшие каждая своего кандидата с оружием в руках. Права шляхты ограничивались только подаванием голоса за того или другого кандидата; все остальное было предоставлено послам, составлявшим «договорные статьи» с королем (pacta conventa). На элекционном сейме рекомендовали своих кандидатов и послы иноземных государей. Выборы короля должны были быть единогласными. Из десяти вольных элекций, бывших в Речи Посполитой, было разногласие при избрании четырёх королей. Если выборы кончались благополучно, то сенаторы и послы тотчас же назначали время погребения покойного короля, коронации нового и коронационного сейма. В случае разногласия назначались общие съезды для обсуждения вопроса и для окончательного утверждения элекции. Коронационный сейм собирался в Кракове; здесь король подтверждал права Речи Посполитой. Иногда и в течение царствования короля составлялись конфедерации для поддержки короля или противодействия ему. Главной причиной возникновения конфедераций, на которых дела решались большинством голосов, была бесплодность сеймов.

К концу XVIII века всеми стала чувствоваться необходимость реформ. Главное зло видели в liberum veto, а потому реформаторы стремились ввести решение дел большинством голосов. В царствование короля Станислава Августа постоянно шла борьба между партией, желавшей реформ, и защитниками традиций сеймиковой автономии. Некоторые реформы удалось произвести партии Чарторыйских: были уничтожены отдельные воеводские финансы, каптуральные суды, введено большинство голосов на сеймиках, решено, что сеймики должны заниматься только местными делами. Были учреждены правительственные комиссии, которые вносили в сейм вопросы о финансах, народном хозяйстве и юстиции, и эти вопросы должны были решаться большинством голосов. Эти реформы были утверждены на коронационном сейме после избрания Станислава Августа, в 1764. В 1767 под влиянием России партия недовольных новыми реформами составила Радомскую конфедерацию, провозгласившую liberum veto основным законом. В 1773 г., после первого раздела Польши, посланники России, Австрии и Пруссии по уполномочию сейма и вместе с некоторыми его депутатами составили новую конституцию, по которой Польша оставалась республикой с liberum veto, a исполнительная власть была отдана постоянному совету (radzie nieustającej) из 36 членов, под председательством короля. Эта конституция просуществовала с 1775 г. до 1788 г., когда собрался известный Четырёхлетний Сейм, окончивший свою деятельность изданием конституции 3 мая 1791.

Настоящее время

В настоящее время Сейм представляет собой нижнюю палату польского парламента; верхняя палата — сенат. Состоит из 460 депутатов, избираемых сроком на четыре года на всеобщих, равных, прямых и пропорциональных выборах при тайном голосовании. До 1989 года сеймом назывался однопалатный парламент государства.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

xzsad.academic.ru

Парламент Польши - это... Что такое Парламент Польши?

Зал заседаний Сейма

Сейм Польши (польск. Sejm Rzeczypospolitej Polskiej) — название высшего законодательного органа в Польше с конца XV века.

История

Прежде, чем возник общий для всей Польши сейм, в ней существовали сеймики, то есть поголовные собрания шляхты, в которых некоторые видят продолжение старых веч. В начале XIV века Польша, разделенная на уделы, соединяется в одно целое, при чем каждый удел сохранил свою особенность в виде воеводства, и в каждом воеводстве существовал свой сеймик.

С конца XIV века время от времени происходят съезды послов от отдельных воеводств, но они не имеют правильного характера. По Нешавской привилегии сеймики получили важные права; без их согласия король не мог издавать новых законов, установлять новых налогов и начинать войну. Так как король Казимир IV много воевал, то после 1454 г. постоянно собираются земские сеймики для решения вопросов о «посполитом рушеньи» и о податях (на всем пространстве Польши было до 60 сеймиков). Для объединения решений земских сеймиков депутаты от них (иногда — вместе с ними и простые шляхтичи) собираются на генеральные (провинциальные) сеймы, которых было три: в Коле (в Великой Польше), в Новом Корчине (в Малой Польше) и в Сондовай Вишне (на Руси). С 1468 г. генеральные сеймы посредством депутатов сносились друг с другом. Принятые на съездах решения доставлялись послами королю, окруженному своей радой, и таким образом подготовлялся «вальный» (walny) сейм всей Польши. Встречаются уже и попытки депутатов играть активную роль (например, в Пиотркове, 1459 г.). Если какой-нибудь провинциальный сейм не соглашался на предложения королевского универсала, то король снова собирал земские сеймики. При Казимире сеймики обыкновенно исполняли желания короля, несмотря на интриги можновладства.

В исходе XV века, при преемниках Казимира, возникает общий, или вальный, сейм из короля, его рады (совета) и посольской избы, то есть депутатов от отдельных сеймиков. В отличие от других средневековых сеймов П. сейм получил характер представительства одной шляхты. Высшее духовенство входило в состав королевской рады; низшее не имело особого представительства на сейме. На сеймики духовные лица являлись не в качестве представителей капитула или монастыря, а в качестве представителей церковных имений. Вследствие этого духовенство не составляло в Польше особого политического элемента. Города равным образом были устранены от представительства. Население городов было в эпоху возникновения сейма почти всецело немецкое; оно имело свое самоуправление, пользуясь магдебургским правом. Полонизация городского населения произошла значительно позже (в XVI веке), когда шляхта уже была господствующим сословием. Стоя в стороне от общепольской жизни, мещанство мало интересовалось общегосударственными делами. До середины XV века главная роль на съездах принадлежала панам и должностным лицам, но затем первенствующая роль начинает переходить ко всей шляхте. На вальном сейме каждый посол представлял свою землю, а не весь народ; на сеймах голосовали, так сказать, не послы, а сеймики. Сеймики собирались не только для выбора послов на вальный сейм, но и для решения вопросов о налогах, военной службе и вообще о нуждах государства.

Конституция 1505 г. «Nihil novi», принятая королем Александром, усилила власть сейма, установив необходимость его согласия на новые законы. Сейм в это время сложился окончательно. Верхней палатой служил сенат, в состав которого входили все архиепископы, епископы, воеводы, каштеляны и 10 министров (2 великих подскарбия, 2 великих канцлера, 2 подканцлера, 2 надворных маршалка и с XVIII века — 2 великих гетмана). Нижнюю палату составляла посольская изба, но она не могла быть самостоятельной, так как послы были связаны сеймиковыми инструкциями. Сеймики не допускали мысли, чтобы сейм мог решать их собственные дела лучше их самих. Главное внимание сеймиков было обращено на ограничение власти послов в деле установления налогов; очень часто, не обращая внимания на нужды государства, сеймики отвергали надобность в новых сборах или давали согласие только с условием, чтобы после сейма был созван сеймик для пересмотра всего принятого на сейме. С течением времени случаи перенесения вопросов с сейма на сеймики постепенно учащаются. Сеймики захватывают в свои руки даже исполнительную власть: они приобретают мало-помалу право назначать начальников воеводских дружин, каштелянов, старост, трибунальных судей. Вместе с тем они начинают чаще собираться, то есть больше чем один раз в год. В каждом воеводстве был особый казначей, независимый от правительства и отдававший отчет сеймикам. В царствование Сигизмунда Августа наиболее просвещенная часть шляхты, принявшая протестантизм, сделала было попытку упрочить преобладание сейма над сеймиками, признав за первым право решать дела самостоятельно и по большинству голосов. Попытка эта не имела успеха вследствие недоверчивости и нерешительности Сигизмунда Августа, подрывавшего влияние сейма постоянным обращением к сеймикам и к сенату, против посольской избы. На почве самостоятельности сеймиков и слабости сейма и получило развитие liberum veto. После смерти Сигизмунда Августа сеймиковой шляхте удалось взять в свои руки высшую власть: сеймики стали составлять конфедерации с целью поддержать порядок как внутри страны, так и извне, а конфедерации эти слились в одну генеральную конфедерацию. Поголовное избрание короля придало большое значение этим конфедерационным сеймам. С 1573 г. существовали сроки (раз в два года, на шесть недель) для собирания сейма, но король имел право созыва чрезвычайного сейма.

Все ведение дел на сейме должно было происходить непременно в присутствии короля. Сеймовые постановления, называвшиеся «конституциями», издавались от имени короля; без согласия короля не могло быть издано ни одного закона. Земские послы могли соглашаться или не соглашаться на королевские предложения и делать свои собственные. Перед внесением предложения на сейм король совещался о нем с сенатом, и сенаторы имели право с своей стороны делать предложения. Очередным сеймам обыкновенно предшествовали предсеймовые (инструкционные) сеймики, созывавшиеся за шесть недель до сейма. Здесь выбирались послы и давались этим послам инструкции. Все предсеймовые сеймики собирались в один день во всей Польше. Выбранные сеймиками целой провинции послы съезжались в определенное место, чтобы сговориться относительно своих действий на сейме. Такие съезды назывались «генеральными сеймами». В начале XVIII века они теряют свое первоначальное значение и уступают место «провинциальным сессиям», собиравшимся в тех случаях, когда на сейме происходили разногласия: в таком случае сейм как бы распадался на генеральные сеймики. Вследствие существования и на сеймиках liberum veto очень многие из них срывались, и тогда их послы отсутствовали на сейме. Число послов от сеймиков не всегда соответствовало величине воеводства. Разные воеводства высылали разное число послов, но число это оставалось всегда одно и то же. Выборы послов на сейм решались большинством голосов.

Местом обыкновенных сеймов после Люблинской унии были по очереди Варшава и Гродно. Длинные промежутки между очередными сеймами, слишком короткий срок сеймования (шесть недель), а также частое срывание сеймов вели к тому, что от сеймов оставалось очень мало результатов. После сеймов собирались реляционные сеймики, на которых послы давали отчет избирателям. В бескоролевье созывался сначала конвокационный сейм, а потом элекционный. В это время вся власть переходила в руки шляхты, составлявшей конфедерации на сеймиках. На конвокационном сейме официально объявлялось о смерти короля, обсуждался вопрос об избрании нового и утверждались постановления сеймиков относительно организовавшихся на это время конфедератских судов. После конвокационного сейма назначались «реляционные» сеймики, на которых послы докладывали о всех принятых решениях и рассуждали о предстоявшей элекции; затем созывался сейм «элекционный». Самый способ выбора короля был основан не на законе, а на обычае, установившемся со смерти Сигизмунда Августа. При Стефане Батории, как и при Сигизмунде Августе, поднимался вопрос об узаконении способа элекции, но шляхта помешала этому, находя, что при избрании короля должна быть полнейшая свобода. Элекционный сейм собирался на поле между Варшавой и Волей. Избрание короля было поголовное (viritim), при чём допускалось участие послов от некоторых городов — Варшавы, Кракова, Познани. Все послы являлись вооруженными, так как случалось, что при выборах шляхта разделялась на партии, защищавшие каждая своего кандидата с оружием в руках. Права шляхты ограничивались только подаванием голоса за того или другого кандидата; все остальное было предоставлено послам, составлявшим «договорные статьи» с королем (pacta conventa). На элекционном сейме рекомендовали своих кандидатов и послы иноземных государей. Выборы короля должны были быть единогласными. Из десяти вольных элекций, бывших в Речи Посполитой, было разногласие при избрании четырёх королей. Если выборы кончались благополучно, то сенаторы и послы тотчас же назначали время погребения покойного короля, коронации нового и коронационного сейма. В случае разногласия назначались общие съезды для обсуждения вопроса и для окончательного утверждения элекции. Коронационный сейм собирался в Кракове; здесь король подтверждал права Речи Посполитой. Иногда и в течение царствования короля составлялись конфедерации для поддержки короля или противодействия ему. Главной причиной возникновения конфедераций, на которых дела решались большинством голосов, была бесплодность сеймов.

К концу XVIII века всеми стала чувствоваться необходимость реформ. Главное зло видели в liberum veto, а потому реформаторы стремились ввести решение дел большинством голосов. В царствование короля Станислава Августа постоянно шла борьба между партией, желавшей реформ, и защитниками традиций сеймиковой автономии. Некоторые реформы удалось произвести партии Чарторыйских: были уничтожены отдельные воеводские финансы, каптуральные суды, введено большинство голосов на сеймиках, решено, что сеймики должны заниматься только местными делами. Были учреждены правительственные комиссии, которые вносили в сейм вопросы о финансах, народном хозяйстве и юстиции, и эти вопросы должны были решаться большинством голосов. Эти реформы были утверждены на коронационном сейме после избрания Станислава Августа, в 1764. В 1767 под влиянием России партия недовольных новыми реформами составила Радомскую конфедерацию, провозгласившую liberum veto основным законом. В 1773 г., после первого раздела Польши, посланники России, Австрии и Пруссии по уполномочию сейма и вместе с некоторыми его депутатами составили новую конституцию, по которой Польша оставалась республикой с liberum veto, a исполнительная власть была отдана постоянному совету (radzie nieustającej) из 36 членов, под председательством короля. Эта конституция просуществовала с 1775 г. до 1788 г., когда собрался известный Четырёхлетний Сейм, окончивший свою деятельность изданием конституции 3 мая 1791.

Настоящее время

В настоящее время Сейм представляет собой нижнюю палату польского парламента; верхняя палата — сенат. Состоит из 460 депутатов, избираемых сроком на четыре года на всеобщих, равных, прямых и пропорциональных выборах при тайном голосовании. До 1989 года сеймом назывался однопалатный парламент государства.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

med.academic.ru